Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

2 3 м о я 1 9 9 7 г . , № 1 0 0 ( 1 4 1 4 ) ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТНЯ фСело Доброе Городище возникло в конце XVI века. При­ чем слово «городище» означает, что на этом месте было укреп­ ленное поселение русичей еще до монголо-татарского нашес­ твия. В 1615 году село стало одним из владений московского Новоспасского монастыря. В 1647, после возведения здесь де ­ ревянной крепости, монастырские земли были «отписаны на государя», село стало называться городом Добрым. Он вошел в состав Белгородской укрепленной черты. Удаленный от морей, но окруженный вековыми лесами. До ­ брый внес вклад в развитие русского судоходства. С начала XVII века здесь строились струги. А зимой 1695-1696 годов на добровских верфях было построено 360 стругов для Азовского похода Петра I. ф В XVIII веке город сгорел. К тому времени было утрачено и его военное значение. В 1779 году указом Екатерины II он был преобразован в волостное село. В то время в Добром было 5 церквей и около 5 тысяч жителей. К 1928 году Доброе и прилегающая к нему территория вхо­ дили в состав Лебедянского уезда, а значит, и в состав Цен­ трально-Черноземной области. ф Город, а позднее и волостное село Доброе считалось тор­ говым центром, четыре раза в году здесь проводились ярмар- " ки, на них съезжались купцы не только из близлежащих Ранен- бурга и Липецка, но и из Тамбова, Козлова, Воронежа, Тулы, Москвы, Орла. А каждую субботу шумели многолюдные база ­ ры. Так было вплоть до 30-х годов нашего века. фДоброе — родина известного русского писателя А.И. Ле ­ витова-(1835-1877 гг.), которого не зря называли народным за ­ ступником. Левитовская проза неотъемлема от летописных и фольклорных сказаний края. ф В районном Доме культуры есть два коллектива, имею­ щие почетное звание «народный». Народный хор — один из че­ тырех хоров в области, действительно сохранивших традиции русского пения. А народный театр — лауреат II Всесоюзного фестиваля народного творчества. Театр зародился еще в 1939 год^ко гда были показаны первые агитспектакли. ФОдин из традиционных промыслов — гончарное дело. До- бровские горшки, крынки, кувшины и другая посуда в течение столетий пользовались спросом даже в Москве. Но особую славу местным умельцам принесли детские игрушки-свистульки. И сегодня в селе живут мастера этого замечательного искусства. Например, член Союза художников РФ И. Пустовалов, который унаследовал ремесло от отца и деда, сохранил старинную тех­ нологию. Действует в селе и керамический цех, являющийся ныне производственным подразделением липецкого предпри­ ятия «Зеленхоз». ф В добровском селе Трубетчино сегодня работает едва ли не единственный в области искусник, плетущий лапти, — лап- тежник (не путать с лапотником, т.е. тем, кто носит лапти). А. Чигрин — непременный участник всевозможных фестивалей и кон 1 адсов народного творчества. Ф Название городищ^,, города, а,,по?ще^ села появил(зс,^> не случайно. Стои1' Доброе на правом берегу, Воронежа, при­ рода здесь красоты-изумительной, и-землЯ|.и вода — все,для жизни доброй пригодно. Отсюда и Доброе, то есть хорошее место для поселения. Подготовила Эмма МЕНЬШИКОВА. ш ш Л ЕС Н А Я Б Ы Л Ь ...Не знаю, может, родона­ чальником этой династии был и не Кузьма Бизин, а, скажем, его отец или даже дед. Но Бизины ведь не дворяне, а потому по семейным хроникам, летописям или родословным этого не уста­ новишь. Поэтому ныне известно одно: Кузьма всю жизнь отдал русскому лесу. С первой миро­ вой он вернулся домой инвали­ дом. Но это не помешало ему ни сажать деревья, ни готовить се­ мена. Он был объездчиком, а потом уже, как лесник, трудился аж на четырех кордонах, Любовь к лесному делу, глав­ ное семейное наследство, пере­ дал Бизин сыну Николаю. И пусть никого не смутит, что начинал Николай лесорубом. Ведь зани- мался-то он не сплошными вы­ рубками, а выполнял необходи­ муюдля здоровья «зеленого дру­ га» санитарную работу: вырубал одно дерево, чтобы соседние могли нормально расти. А это дело непростое и требует зна­ ний и мудрости. В 1937 году Николаю Кузь­ мичу довелось немало пережить. Он был подменным лесником, когда в лесу случился сильный пожар. Бизина попытались объ­ явить виновником бедствия. Но даже в то время всеобщей по­ дозрительности и готовности карать правых и виноватых сле­ дователи увидели, как верно слу­ жит лесу этот человек. И оста­ вили его в покое. Впрочем, сам он покоя не искал. И занялся тем, что пове­ лела ему совесть: начал возро­ ждать леса на месте пожарища. Та к с л у ч и л о с ь , чт о н а ­ ш е м у ф о т о к о р р е с п о н д е н ­ т у н е у д а л о с ь с д е л ат ь с н и ­ м о к г л а в н о г о г е р о я эт о г о р а с с к а з а о д и н а ст и и х р а н и ­ т е л е й л е с а . Н о л ю д и , и з ­ б р а в ш и е с в о е й ж и з н е н н о й ст е з е й с б е р е ж е н и е з е л е н о ­ г о б о г ат ст в а Р о с с и и , в о б - щ ем -т о , о д н а с е м ь я , д аж е е с л и м е ж д у н и м и н ет к р о в ­ н о г о р о д ст в а . И, п о б о л ь ­ ш о м у с ч ет у , д е л о К у з ь м ы Б и з и н а п р о д о л ж а ю т н е т о л ь к о А л е к с а н д р Н и к о л а ­ е в и ч и е г о р о д с т в е н н и к и , н о и все , кт о р а б от а ет р я ­ д ом . А з н а ч и т , и те , к о г о в ы в и д ит е на ф от о гр аф и и , — г л а в н ы й л е с н и ч и й Д о - б р о в с к о г о л е с х о з а Е в г е н и й Ч е км а с о в и л е с н и ч и й Г ен на - д и й З а б а б у р и н . Ф от о Е в г е н и я САМ О ХВАЛО ВА . N На пенсию Николай Кузьмич ушел с должности лесничего в Кривецком лесничестве. И по примеру отца передал профес­ сиональную эстафету хранителя леса сыну. Александр Николаевич Бизин — заслуженный работник лесно­ го хозяйства РФ. Он уже пять лет руководит Добровским лесхо­ зом. И это у него отлично полу­ чается. Он бережет не только лес. Он умеет беречь и свой кол­ лектив, В реформаторском уга­ ре у Бизина потребовали «свер­ ху» раздробить единый лесохо­ зяйственный комплекс на само­ стоятельные звенья. Пусть, дес­ кать, одни сажают, другие рубят, третьи перерабатывают. Что бы из этого вышло, догадаться не­ трудно, — вспомните народную мудрость насчет семи нянек, приглядывающих за одним дитя­ тей... Потому-то Бизин и восстал против такого новшества. И ему удалось отстоять свою правду: и воспроизводство, и использова­ ние лесных богатств по-прежне­ му в одних руках. Стало быть, лес не превратится просто в цех по заготовке древесины... Династия Бизиных... Кстати, ныне ее представляет не только Александр Николаевич. Среди хранителей добровских лесов и другие прямые потомки Кузьмы Бизина или более дальние ро­ дственники-свойственники. Их около десяти. И все служат лесу не по должности, а по призва­ нию, следуя завету и традиции прадеда. Евгений ГУБАНОВ. Нам, во спит ан ны м на Марксе и с дет ст ва у с во и вш им , что быт ие определяет сознание , т р уд н о см ирит ь ся с на ст ой чи во ст ью д р уго го философа , в е с к о г о , кот о ры й не уст авал п о вт о р ят ь : т ворческий д у х не зави сит от э кон ом и ки или быта. Он не может быт ь п о д ­ мят н и ка ким и промыш л ен ны м и н еуря ди ц ам и и кризисами . И тем не менее то, чему мы ста ­ л и свидет елям и сегодня , скорее убеждает нас в правот е нашего соотечест венника . В самом деле : приезжаешь в гл убинку , где м есяцами не платят зарплат у , где лю д ям негде работат ь , где бы вш ие к о л х о зы в запуст ении , а фермеры , не у спев т олком взят ь ся за дело, ра зоряют ся , и д и в у даешься . Здесь не ут рачен вкус к ум ной книге и хор ош ей песне, здесь , на эт ом пятачке, и спектакли ставят , и карт ины пишут , и плет ут и зум ит ельны е кружева , и вы ре зают из дерева замы сл о ват ы е у зоры . Казалось бы — до т ого л и ? Но вот п од и ж т ы — вы ходит , до того . И все создаваемое эт им и лю д ьм и от ню дь не отмечено скорбью , т оской , бе зы сходност ью . Н апрот и в : о н и как бы ком пенсируют нехват ку света и надеж ды в жи зни , кот орая давит , загоняет в угол , мечтой , светом , д оброт ой с во и х ст и ­ хов , хол ст ов , танцев, песен... С эт им ст ол кнулись мы и в Д о б р о в с ком районе , м ягко говоря , не самом благополучном в Л ипец кой области . В р а йо нной библиот еке бы ла м ини -вы ст ав ка п рои зведе ни й м ест ны х мастеров , х удож ни ко в . Здесь пел п о -р у с с ки у дал о и кра сиво наро д ны й хор , звучал и стихи , энт у зиа ст ы кул ьт уры вспом и нал и о том , ка к р о д и л с я сам одеят ельны й театр, как ст ави ­ л и О ст ровского , как м енялись прие зжие режиссеры , пока дело не в зял в с во и р у ки д об ро вс - ки й жит ель , у вл е чен ны й сценическим искусст вом ... А у гл а вы райадм ини ст рации тоже на сей раз р е чь шла не о хо зя й ст ве н ны х проблемах , хот я и х мы и не обошли . Он г о в о р и л о т во рческом пот енциале района , о т во р че с ки х л ю ­ дях . Уже позже, в Липецке, м ы услыш али , что в упом янут ом им селе Волчье , где п опыт а ­ л и с ь во зр одит ь «посиделки» , народ ж и вет не прост о трудно , а очень т рудно . И н еп оряд ­ ков там через край, о чем, конечно , надо писат ь особо , отдельно . Тем не менее и в эт ом селе, и во все х ост а льны х сохраняет ся нечто , не подверженное эррозии , обесцениванию , распаду . Жажда праздника дл я души . Пот ребност ь в м удро ст и и доброте , превращ ающ ая ­ ся в з в у к и м узы ки , орнамент на скат ерт и и салфетке, зам ет ку энтузиаста-краеведа ... На эт ой ст ранице м ы с п ом ощ ью р а й о н ны х ж урнали ст ов расскажем о т ом добром , что у ви д е л и и у зна ли в селе Д оброе . Не пот ом у , что за кры вал и глаза на все прочее , а потому , что п равда ж и зн и не исчерпы вает ся н и э коном ическим кризисом , ни ур о д л и вы м и реф орм а ­ ми. Ест ь еще и душа человеческая . Д у х народны й . Таланты лю дские . И все эт о т оже реал ь ­ но, все эт о сущ ест вует , защ ищ ает и спасает даже посреди ны неш них бед. Т в о р ч е с т в о м н о г о л и к о . Т в о р ит н е т о л ь к о п о эт и л и х у д о ж н и к , н о и б и б л и о т е ­ кар ь , ч ь и о б я з а н н о ст и в о в с е не с в о д я т с я к в ы д а ч е кни г , а с о п р я ж е н ы с о р г а н и з а ц и е й в ы с т а в о к , к о н ф е р е н ц и й , в с т р е ч , и в о с п и т а т е л ь д ет с к о г о сада , и м а ст е р ке ­ р а м и к и , и д и р е кт о р с е л ь с к о ­ г о к л у б а . Б ы т ь м о ж е т , в ж и з н и и н е в с е г д а е ст ь м е с ­ т о п о д в и г у , н о м е ст о т в о р ­ ч е с т в у в н е й е ст ь н е п р е ­ м е н н о . Б ы л б ы ч е л о в е к с м у д р о й , щ е д р о й д уш о й , н е ­ б е з р а з л и ч н ы й н и к д ел у , к о ­ т о р о м у с л уж ит , н и к л ю д я м , с к о т о р ы м и ж и в е т и р а б о ­ т ает . На с н и м к а х : Н ат аш а Ш а ­ х о в а , х у д о ж н и ц а Д о б р о в с к о - г о к е р а м и ч е с к о г о ц е х а ; в д е т с к о м о т д е л е Д о б р о в с - к о й р а й о н н о й б и б л и о т е к и ( с п р а в а — б и б л и о т е к а р ь И р и н а А в е р к и н а ) ; эт о и е ст ь у ч а с т н и к и л ю б и м о г о в р а й ­ о н е и и з в е с т н о г о в с е й о б ­ л а с т и н а р о д н о г о х о р а . Ф о т о Е в г е н и я С А М О Х ВА Л О ВА . ДИН А СТИЯ СОБЕСЕ ДНИК « ЛГ» И ВСЕ- ТАК И Д УШ А ПРОСИ Т П РАЗД Н И К А. . . Г о р о ж а н е и н о й р а з ч е р е с ч у р п р а кт и ч н ы и с у х о в а ­ ты в с в о и х о ц е н к а х с е л ь с к о й ж и з н и , готовы о б о в с е м суд ит ь п о с в о д к а м и статотчетам: н у - к а , к а к о н и там, к а к от с е я л и с ь , с к о л ь к о х л е б а у б р а л и , м н о г о л и к о р ­ м о в з а п а с л и ? В о б щ е м , п р о к о р м ят л и н а с , г р е ш н ы х ? И не ча ст о кто-то з а д а ет с я в о п р о с о м , а к а к о й ц е н о й , з а счет к а к и х у с и л и й вы ж и в а ет с е г о д н я с е л о . И у ж , к о н е ч н о ж е , б о л ьш и н ст во и з н а с п ред п о чит ают н е д у ­ мать о том, что будет , к о г д а п о с л е д н и й м о л о д о й ч е ­ л о в е к п е р е б е р ет с я и з с е л а в г о р о д , а о ст а вш и е с я ст а р и ки у ж е н е см огут работать н а з е м л е . А з а д у м ы ­ ват ься б ы н а д о . Д а в н о н а д о . И м е н н о эту м ы с л ь н а ­ ст о й чи во п о д ч е р к и в а л в б е с е д е с н а м и г л а в а а д м и ­ н и ст р а ц и и Д о б р о в с к о г о р а й о н а А л е к с а н д р С Л А Д КИ Х . — Конечно, западная массовая культура оказыва­ ет на село меньшее воздей­ ствие, чем на город. Но это нё значит, что глубинка жи ­ вет'Изолированно. И у нас смотрят телевизор, зару ­ бежные фильмы. Понятно, молодым людям хочется увидеть что-то новое, вот они и рвутся в город. Им кажется, что вот они уедут туда — и сразу начнется «цивилизованная жизнь». — Но ведь насильно их н и к то в с е л е не у д е р ­ ж и т . . . — Вот именно! Значит, мы должны противопоста­ вить этой западной «кон­ фетке» что-то свое, искон­ но национальное. И — вмес­ те с тем удовлетворить по ­ требности молодежи и в ин­ формации, и в творчестве, и в самореализации. Вся беда в том, что на уровне государства нет единой программы по сохранению российской культуры. То, что мы делаем, — только наша инициатива, наши по­ пытки сохранить крохи са ­ мобытной русской культу­ ры, русских традиций, ко­ торые еще в селе остались. — Но вы ув ер ены в том , что современным , особенно молодым, лю ­ дям это интересно? — Представьте себе — да. Вы же согласны с тем, что все люди любят праз ­ дники? Так вот, мы попыта­ лись помочь крестьянам вернуть в их жизнь нацио­ нальные праздники, в том числе и религиозные. Мы решили, например, что нам просто необходимо отпраз­ дновать 300-летие Россий­ ского флота, поскольку в на­ ших местах когда-то была су­ доверфь. Такой праздник пробуждает у молодых чувст­ во гордости за родной край, дает ка'кбй-Тб эмоциональны'й душевный настрой, понима­ ние, что мы не безродны в своей глубинке, что от дня нынешнего идут сотни нитей и в прошлое, и в будущее. Мы провели в селе Волчье «по­ сиделки», на которых были показаны старинные обряды, песни, танцы. Знаете, как лю­ дям понравилось? Теперь ре ­ шено устроить «посиделки» и в других селах. Причем, за ­ метьте— этого захотели сами их жители. — Но вам мо гут во зра ­ зить , что сейчас не до п е ­ с е н . . . — Да, и у нас в Добров ­ ском районе дела идут не слишком хорошо. Но самое страшное, когда при матери ­ альной нищете становишься и духовно нищим — этого до ­ пустить нельзя. Мы и так се ­ годня стали утрачивать мно­ гие прекрасные националь­ ные качества, особенности русской души. Это горько. Вот мы и пробуем сделать хоть что-то. Поддержать те промыслы и ремесла, кото­ рые испокон веков существо­ вали в нашем районе. Слава Богу, умельцев всегда хвата­ ло. Взять тот же гончарный промысел — у нас же уникаль­ ный человек живет, Пустова­ лов, кстати, член Союза ху­ дожников. Он может обучить ребятишек гончарному делу, передав им все секреты за ­ мечательной добровской ке ­ рамики . Эстафета должна быть передана, понимаете. Иначе грош нам цена! Имен ­ но поэтому мы сейчас рестав­ рируем гончарный цех. А ка ­ ких удивительных кукол дела ­ ют в том же селе Волчье! Это тоже старинный промысел. Хочу подчеркнуть: все это не под нажимом районной адми­ нистрации, а по инициативе и просьбам самих добровцев. — Мы начали с то го , как сделать , чтобы молодежь не уе зж ала из с е л а . . . — А все, что я говорил, ра ­ ботает на это. Потихоньку, но работает. Дети видят, как ро ­ дители поют в хоре, как учас­ твуют в «посиделках», в рус­ ских праздниках. Для них это тоже становится родным и, будем надеяться, для кого-то — необходимым. Конечно, чтобы сохранить молодежь, ей надо предоставить пусть пока минимум того, что она может получить в городе. Мы вот не можем нарадоваться тому, что у нас построен со ­ временный спортивный ком­ плекс, — он ни минуты в день не пустует! А для мальчишек и девчонок возможность за ­ ниматься спортом значит очень много. Вот работает у нас уже много лет свой наро ­ дный драматический театр — и это тоже здорово. Мы из последних сил, но продолжа­ ем держать на местном бюд­ жете кружок кэных натуралис­ тов, дом народного творчес­ тва, то есть ребята там зани ­ маются бесплатно. Кстати, по показателям 96 -го года вид­ но: подростковая преступ ­ ность в районе заметно сни­ зилась. Убежден: это во мно­ гом благодаря организации летних лагерей труда и отды­ ха, где у нас провели канику­ лы около трех тысяч ребят. — От ваших слов впе ­ ч а т л е н и е с к л а д ы в а е т с я просто идиллическое ... — Это не так. Все упира­ ется в экономику, с нее-то и надо начинать. Новые эконо­ мические «правила игры» раз­ рушили то хорошее старое, что было. А создать взамен что-то хорошее, новое мы пока не сумели. Или не успе ­ ли. Или не захот,рли. Опять ■ ктО;ТО «наверху» забыл об особенностях нациоТнальной психологии,которой испокон веков было присуще коллек­ тивистское начало. Началась кампания в поддержку фер­ мерских хозяйств — а что на деле? У нас в районе их 53. Твердо стоят на ногах только десять, а хозяева восьми уже сдали землю. Остальные'пе- ребиваются с хлеба на квас. Фактически выжили те, кто раньше начал, — тогда госу­ дарство хоть как-то помога­ ло. А сейчас фермеры и кол­ хозы находятся в равных ус ­ ловиях. И — далеко неблагоп­ риятных. Я не против фер ­ мерства: умеет человек рабо­ тать один — замечательно. Бог в помощь! От него и рай­ ону будет польза. Но ведь в общей массе все-таки сохра­ нилась та самая коллективная психология. Значит, и этим людям надо помочь, надо дать им возможность рабо ­ тать так, как они умеют и как привыкли. Мы пытаймся най­ ти какие-то иные новые фор­ мы объединения. Не от хоро­ шей жизни, конечно. Вот ста ­ ли у нас разваливаться ТОО «Луч» и «Сельхозхимия», а мы их свели в единый комплекс. Сначала ничего не получа­ лось — почти год зарплату не выплачивали. Сейчас дело помаленьку пошло, по зар ­ плате задолженности практи­ чески нет. Значит — задумка была правильная. Теперь так ­ же соединили РТП «Каликин- ское» с хозяйством «Аграр­ ник» — само-то РТП нынче ничего не заработает, а для хозяйства ремонтировать технику нужно. Надеемся, и это объединение тоже даст хороший результат. — Значит , и в нынеш ­ ней экономической си ту ­ ации можно найти ка ки е - то выходы из положения? — Можно, хоть и слож­ но. Исторически так сложи­ лось, что в нашем районе почти нет перерабатываю­ щей промышленности, а это большой минус. Но вы можете себе представить, что такое сегодня найти ин ­ весторов для строительст­ ва новых предприятий или под реконструкцию? Запад ­ ною инвесторы нас, СОдной стороны.'боятся из-за на ­ шей нестабильности, а с другой, и не очень-то хотят усиления России, предпо ­ читая превратить ее в-сырь- евой придаток. Тем не ме ­ нее мы в районе с большим трудом сумели все-таки найти инвесторов для ре ­ конструкции молокозавода. Думаю, в ближайшее вре ­ мя он начнет выпускать сыр, творог, творожные сырки — это всегда пользуется спро­ сом. Работает в селе Кру ­ тое колбасный цех. И по ­ верьте — наша продукция намного вкуснее импорт ­ ной! А недавно пришел один предприниматель с бизнес-планом: предлагает открыть в Трубетчино лике ­ ро-водочный завод. Обеща ­ ет в будущем около двух миллиардов рублей налогов в местный бюджет. Но это — вопрос завтрашнего дня, а выживать надо сегодня. Надо, чтобы именно сего ­ дня люди оставались жить и работать в селе. Да, опас­ ность ухода с земли сущес ­ твует, но я верю, что мы ее избежим. Для этого надо; чтобы руководство на уров­ не государства наконец осознало: нельзя испыты­ вать терпение крестьян, не ­ льзя отмахиваться от сель­ ского хозяйства, как от на ­ доедливой мухи. К нему надо относиться бережно и трепетно. Беседовала Елена БРЕДИС . в ИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕТР АДЕЙ Э мма МЕНЬШИКОВА Р Е М Е С Л О Вращается гончарный круг... И мановенья легких рук Рождают чудо и з вчера Еще холодной, мертвой глины: То продолжают мастера Российский промысел старинный. Все тотже огонек горит, Зажженный кем-то и когда-то. Все тотже человек творит Живое чудо для собрата... • Анатолий-иИНЧИК ................ч ; г " п о д ,11 ‘м.оа . а тоцщ '/тч Р О Д Н И К в далеком детстве Я нашел родник. * И з -под земли ^ почти неслышно бил он., Когда к нему впервые я приник. То ощутил и чистоту, И силу. В жару и холод Обжигал он рот. И вкус его прозрачной, свежей влаги Мне д о сих пор Как-будто придает Чуть-чуть надежды, Веры и отваги. Веоа СМЕТАНИНА М А С Т Е Р С Т В О Мастерство не дается даром . По талонам и за гроши. Называют его Божьим даром И веленьем самой души. В темной кузнице и в каморке, Гце сверчок за печью журчит. Сердце мастера беспокойно. Как набат колокольный, звучит. Жар д уш и своей, что пылает Негасимым живым огнем. Мастер золотом вышивает На суровом холсте простом. Гпина, камень, живое слово. Лист железа, ивовый прут — Вот и вся мастерства основа. Божий дар д а великий труд. БЫ ЛОЕ З А М Я Т И Н С К И Е М О Т И В Ы День сегодняшний, день вчерашний... Бережно хра­ нит человеческая память лица и события прошлого. Вот и Сергей Михайлович Замятин из села Лебяжье Добровского района может многое рассказать о жизни своих предков. И не только рассказать. Ведь на дому у него — целый мини-музей. Особое отношение у него к материалам —фотографи­ ям, документам,связанным с жизнью его двоюродного дяди, известного русского писателя Евгения Замятина, уроженца Лебедяни. Инте­ рес к творчеству автора зна­ менитого романа «Мы» в последнее время у русского читателя велик. Отец Евгения Ивановича и дед Сергея Михайловича —Иван Дмитриевич и Анд­ рей Дмитриевич Замятины —были родными братьями, оба — священнослужители. Фотографии столетней дав­ ности, запечатлевшие облик братьев Замятиных, членов их семей, других представи­ телей духовенства, —самые ценные экспонаты в коллек­ ции Сергея Михайловича. Кстати, живет он в доме, куда отселил дед его, Анд­ рей Дмитриевич, семью сво­ его сына Михаила в 19 29 году. Сергею было тогда четы­ ре года. С тех пор другого жилья у него никогда и не имелось. А покидал он эти стены лишь раз — уйдя на войну... Подаренные дедом отцу Сергея Михайловича мастер­ ской работы трюмо, комод, буфет —не просто мебель, а Река замутилась, обрушились храмы. Ой, Черная Лебедь замятинской драмы! Б. ШАЛЬНЕВ. тоже экспонаты будущего замятинского дома-музея в Лебедяни. Они ждут своего часа, вернее, реставрации, после чего займут в отремон­ тированном доме Евгения Замятина — в доме, где он родился и жил до 18 лет, — законное место. Сергей Михайлович и хранил-то эти вещи столько лет потому, что они — сви­ детели далекой жизни — жизни семьи Замятиных, дедов, возможно, прадедов... А поселился дед Сергея Михайловича, Андрей Дмит­ риевич, в Лебяжьем в 1916. В этом же году брат его, Иван Дмитриевич, отец пи­ сателя, — скоропостижно скончался. Евгений Иванович к тому времени уже имел литера­ турную известность, однако занимался как инженер и корабельной архитектурой, во всяком случае до отъезда из Советской России во Францию в 1931 г. А тогда, в 1916, он уезжал в Англию, в командировку. И в даль­ нейшем не поддерживает никаких связей с родствен­ никами... Догадаться, поче­ му, — несложно. После ре­ волюции отношение к свя­ щеннослужителям, к родст­ ву с ними было очень уж од­ нозначным. Дядя писателя Андрей Дмитриевич Замятин в Ле­ бяжьем не раз арестовывал­ ся, пока, наконец, в 1928 году не оказался в лагере на Дальнем Востоке — «за ан­ тисоветскую пропаганду», в чем себя виновным, однако, не признал. Многочислен­ ную семью его выгнали из дома, имущество конфиско­ вали. Через пять лет Андрей Дмитриевич вернулся в ро­ дные края — старым, боль­ ным, почти слепым. При­ ютила его сельская церков­ ная сторожка на Тамбовщи­ не: до Лебяжьего он не до­ шел... Супруга Анна Николаев­ на нашла его умирающим и облегчила, как могла, стра­ дания последних месяцев жизни. В 1933 году он скон­ чался. Она пережила его не­ надолго. Жена и мать 13 де­ тей разделила до конца тра­ гическую судьбу мужа, не убоявшегося властей и со­ хранившего верность своим убеждениям. А сыновья и дочери их разлетелись по свету, в Ле­ бяжьем остался лишь Миха- ‘ ил с семьей. Храм разруши­ ли в начале сороковых. Но тепло родного очага поддер­ живают ныне Сергей Михай­ лович и сестра его Валенти­ на — внуки Андрея Дмит­ риевича и племянники пи­ сателя Евгения Ивановича Замятина... Они главные хранители замятинского прошлого в Лебяжьем. Сер­ гей Михайлович знает, чув­ ствует; это нужно всем, кому дорога память о писателе, вдохновенно отстаивавшем право человека на душу — тонкую, мятущуюся, без­ удержную, ранимую, «неиз­ лечимую* душу... • Э м м а М Е Н Ь Ш И К О В А . Р . 8 . Н е д а в н о С е р ге й М и ­ х а й л о в и ч З а м я т и н в е р н у л ­ с я с м е ж д у н а р о д н о й н а у ч ­ н о й к о н ф е р е н ц и и п о р у к о ­ п и с н о м у н а с л е д и ю Е в г е н и я З а м я т и н а , о р г а н и з о в а н н о й в С . -П е т е р б у р г е п о д э г и д о й Р о с с и й с к о й н а ц и о н а л ь н о й б и б л и о т е к и . Н о э то у ж е — о тд е л ь ны й р а с с к а з . . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz