Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
2 3 м о я 1 9 9 7 г . , № 1 0 0 ( 1 4 1 4 ) ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТНЯ фСело Доброе Городище возникло в конце XVI века. При чем слово «городище» означает, что на этом месте было укреп ленное поселение русичей еще до монголо-татарского нашес твия. В 1615 году село стало одним из владений московского Новоспасского монастыря. В 1647, после возведения здесь де ревянной крепости, монастырские земли были «отписаны на государя», село стало называться городом Добрым. Он вошел в состав Белгородской укрепленной черты. Удаленный от морей, но окруженный вековыми лесами. До брый внес вклад в развитие русского судоходства. С начала XVII века здесь строились струги. А зимой 1695-1696 годов на добровских верфях было построено 360 стругов для Азовского похода Петра I. ф В XVIII веке город сгорел. К тому времени было утрачено и его военное значение. В 1779 году указом Екатерины II он был преобразован в волостное село. В то время в Добром было 5 церквей и около 5 тысяч жителей. К 1928 году Доброе и прилегающая к нему территория вхо дили в состав Лебедянского уезда, а значит, и в состав Цен трально-Черноземной области. ф Город, а позднее и волостное село Доброе считалось тор говым центром, четыре раза в году здесь проводились ярмар- " ки, на них съезжались купцы не только из близлежащих Ранен- бурга и Липецка, но и из Тамбова, Козлова, Воронежа, Тулы, Москвы, Орла. А каждую субботу шумели многолюдные база ры. Так было вплоть до 30-х годов нашего века. фДоброе — родина известного русского писателя А.И. Ле витова-(1835-1877 гг.), которого не зря называли народным за ступником. Левитовская проза неотъемлема от летописных и фольклорных сказаний края. ф В районном Доме культуры есть два коллектива, имею щие почетное звание «народный». Народный хор — один из че тырех хоров в области, действительно сохранивших традиции русского пения. А народный театр — лауреат II Всесоюзного фестиваля народного творчества. Театр зародился еще в 1939 год^ко гда были показаны первые агитспектакли. ФОдин из традиционных промыслов — гончарное дело. До- бровские горшки, крынки, кувшины и другая посуда в течение столетий пользовались спросом даже в Москве. Но особую славу местным умельцам принесли детские игрушки-свистульки. И сегодня в селе живут мастера этого замечательного искусства. Например, член Союза художников РФ И. Пустовалов, который унаследовал ремесло от отца и деда, сохранил старинную тех нологию. Действует в селе и керамический цех, являющийся ныне производственным подразделением липецкого предпри ятия «Зеленхоз». ф В добровском селе Трубетчино сегодня работает едва ли не единственный в области искусник, плетущий лапти, — лап- тежник (не путать с лапотником, т.е. тем, кто носит лапти). А. Чигрин — непременный участник всевозможных фестивалей и кон 1 адсов народного творчества. Ф Название городищ^,, города, а,,по?ще^ села появил(зс,^> не случайно. Стои1' Доброе на правом берегу, Воронежа, при рода здесь красоты-изумительной, и-землЯ|.и вода — все,для жизни доброй пригодно. Отсюда и Доброе, то есть хорошее место для поселения. Подготовила Эмма МЕНЬШИКОВА. ш ш Л ЕС Н А Я Б Ы Л Ь ...Не знаю, может, родона чальником этой династии был и не Кузьма Бизин, а, скажем, его отец или даже дед. Но Бизины ведь не дворяне, а потому по семейным хроникам, летописям или родословным этого не уста новишь. Поэтому ныне известно одно: Кузьма всю жизнь отдал русскому лесу. С первой миро вой он вернулся домой инвали дом. Но это не помешало ему ни сажать деревья, ни готовить се мена. Он был объездчиком, а потом уже, как лесник, трудился аж на четырех кордонах, Любовь к лесному делу, глав ное семейное наследство, пере дал Бизин сыну Николаю. И пусть никого не смутит, что начинал Николай лесорубом. Ведь зани- мался-то он не сплошными вы рубками, а выполнял необходи муюдля здоровья «зеленого дру га» санитарную работу: вырубал одно дерево, чтобы соседние могли нормально расти. А это дело непростое и требует зна ний и мудрости. В 1937 году Николаю Кузь мичу довелось немало пережить. Он был подменным лесником, когда в лесу случился сильный пожар. Бизина попытались объ явить виновником бедствия. Но даже в то время всеобщей по дозрительности и готовности карать правых и виноватых сле дователи увидели, как верно слу жит лесу этот человек. И оста вили его в покое. Впрочем, сам он покоя не искал. И занялся тем, что пове лела ему совесть: начал возро ждать леса на месте пожарища. Та к с л у ч и л о с ь , чт о н а ш е м у ф о т о к о р р е с п о н д е н т у н е у д а л о с ь с д е л ат ь с н и м о к г л а в н о г о г е р о я эт о г о р а с с к а з а о д и н а ст и и х р а н и т е л е й л е с а . Н о л ю д и , и з б р а в ш и е с в о е й ж и з н е н н о й ст е з е й с б е р е ж е н и е з е л е н о г о б о г ат ст в а Р о с с и и , в о б - щ ем -т о , о д н а с е м ь я , д аж е е с л и м е ж д у н и м и н ет к р о в н о г о р о д ст в а . И, п о б о л ь ш о м у с ч ет у , д е л о К у з ь м ы Б и з и н а п р о д о л ж а ю т н е т о л ь к о А л е к с а н д р Н и к о л а е в и ч и е г о р о д с т в е н н и к и , н о и все , кт о р а б от а ет р я д ом . А з н а ч и т , и те , к о г о в ы в и д ит е на ф от о гр аф и и , — г л а в н ы й л е с н и ч и й Д о - б р о в с к о г о л е с х о з а Е в г е н и й Ч е км а с о в и л е с н и ч и й Г ен на - д и й З а б а б у р и н . Ф от о Е в г е н и я САМ О ХВАЛО ВА . N На пенсию Николай Кузьмич ушел с должности лесничего в Кривецком лесничестве. И по примеру отца передал профес сиональную эстафету хранителя леса сыну. Александр Николаевич Бизин — заслуженный работник лесно го хозяйства РФ. Он уже пять лет руководит Добровским лесхо зом. И это у него отлично полу чается. Он бережет не только лес. Он умеет беречь и свой кол лектив, В реформаторском уга ре у Бизина потребовали «свер ху» раздробить единый лесохо зяйственный комплекс на само стоятельные звенья. Пусть, дес кать, одни сажают, другие рубят, третьи перерабатывают. Что бы из этого вышло, догадаться не трудно, — вспомните народную мудрость насчет семи нянек, приглядывающих за одним дитя тей... Потому-то Бизин и восстал против такого новшества. И ему удалось отстоять свою правду: и воспроизводство, и использова ние лесных богатств по-прежне му в одних руках. Стало быть, лес не превратится просто в цех по заготовке древесины... Династия Бизиных... Кстати, ныне ее представляет не только Александр Николаевич. Среди хранителей добровских лесов и другие прямые потомки Кузьмы Бизина или более дальние ро дственники-свойственники. Их около десяти. И все служат лесу не по должности, а по призва нию, следуя завету и традиции прадеда. Евгений ГУБАНОВ. Нам, во спит ан ны м на Марксе и с дет ст ва у с во и вш им , что быт ие определяет сознание , т р уд н о см ирит ь ся с на ст ой чи во ст ью д р уго го философа , в е с к о г о , кот о ры й не уст авал п о вт о р ят ь : т ворческий д у х не зави сит от э кон ом и ки или быта. Он не может быт ь п о д мят н и ка ким и промыш л ен ны м и н еуря ди ц ам и и кризисами . И тем не менее то, чему мы ста л и свидет елям и сегодня , скорее убеждает нас в правот е нашего соотечест венника . В самом деле : приезжаешь в гл убинку , где м есяцами не платят зарплат у , где лю д ям негде работат ь , где бы вш ие к о л х о зы в запуст ении , а фермеры , не у спев т олком взят ь ся за дело, ра зоряют ся , и д и в у даешься . Здесь не ут рачен вкус к ум ной книге и хор ош ей песне, здесь , на эт ом пятачке, и спектакли ставят , и карт ины пишут , и плет ут и зум ит ельны е кружева , и вы ре зают из дерева замы сл о ват ы е у зоры . Казалось бы — до т ого л и ? Но вот п од и ж т ы — вы ходит , до того . И все создаваемое эт им и лю д ьм и от ню дь не отмечено скорбью , т оской , бе зы сходност ью . Н апрот и в : о н и как бы ком пенсируют нехват ку света и надеж ды в жи зни , кот орая давит , загоняет в угол , мечтой , светом , д оброт ой с во и х ст и хов , хол ст ов , танцев, песен... С эт им ст ол кнулись мы и в Д о б р о в с ком районе , м ягко говоря , не самом благополучном в Л ипец кой области . В р а йо нной библиот еке бы ла м ини -вы ст ав ка п рои зведе ни й м ест ны х мастеров , х удож ни ко в . Здесь пел п о -р у с с ки у дал о и кра сиво наро д ны й хор , звучал и стихи , энт у зиа ст ы кул ьт уры вспом и нал и о том , ка к р о д и л с я сам одеят ельны й театр, как ст ави л и О ст ровского , как м енялись прие зжие режиссеры , пока дело не в зял в с во и р у ки д об ро вс - ки й жит ель , у вл е чен ны й сценическим искусст вом ... А у гл а вы райадм ини ст рации тоже на сей раз р е чь шла не о хо зя й ст ве н ны х проблемах , хот я и х мы и не обошли . Он г о в о р и л о т во рческом пот енциале района , о т во р че с ки х л ю дях . Уже позже, в Липецке, м ы услыш али , что в упом янут ом им селе Волчье , где п опыт а л и с ь во зр одит ь «посиделки» , народ ж и вет не прост о трудно , а очень т рудно . И н еп оряд ков там через край, о чем, конечно , надо писат ь особо , отдельно . Тем не менее и в эт ом селе, и во все х ост а льны х сохраняет ся нечто , не подверженное эррозии , обесцениванию , распаду . Жажда праздника дл я души . Пот ребност ь в м удро ст и и доброте , превращ ающ ая ся в з в у к и м узы ки , орнамент на скат ерт и и салфетке, зам ет ку энтузиаста-краеведа ... На эт ой ст ранице м ы с п ом ощ ью р а й о н ны х ж урнали ст ов расскажем о т ом добром , что у ви д е л и и у зна ли в селе Д оброе . Не пот ом у , что за кры вал и глаза на все прочее , а потому , что п равда ж и зн и не исчерпы вает ся н и э коном ическим кризисом , ни ур о д л и вы м и реф орм а ми. Ест ь еще и душа человеческая . Д у х народны й . Таланты лю дские . И все эт о т оже реал ь но, все эт о сущ ест вует , защ ищ ает и спасает даже посреди ны неш них бед. Т в о р ч е с т в о м н о г о л и к о . Т в о р ит н е т о л ь к о п о эт и л и х у д о ж н и к , н о и б и б л и о т е кар ь , ч ь и о б я з а н н о ст и в о в с е не с в о д я т с я к в ы д а ч е кни г , а с о п р я ж е н ы с о р г а н и з а ц и е й в ы с т а в о к , к о н ф е р е н ц и й , в с т р е ч , и в о с п и т а т е л ь д ет с к о г о сада , и м а ст е р ке р а м и к и , и д и р е кт о р с е л ь с к о г о к л у б а . Б ы т ь м о ж е т , в ж и з н и и н е в с е г д а е ст ь м е с т о п о д в и г у , н о м е ст о т в о р ч е с т в у в н е й е ст ь н е п р е м е н н о . Б ы л б ы ч е л о в е к с м у д р о й , щ е д р о й д уш о й , н е б е з р а з л и ч н ы й н и к д ел у , к о т о р о м у с л уж ит , н и к л ю д я м , с к о т о р ы м и ж и в е т и р а б о т ает . На с н и м к а х : Н ат аш а Ш а х о в а , х у д о ж н и ц а Д о б р о в с к о - г о к е р а м и ч е с к о г о ц е х а ; в д е т с к о м о т д е л е Д о б р о в с - к о й р а й о н н о й б и б л и о т е к и ( с п р а в а — б и б л и о т е к а р ь И р и н а А в е р к и н а ) ; эт о и е ст ь у ч а с т н и к и л ю б и м о г о в р а й о н е и и з в е с т н о г о в с е й о б л а с т и н а р о д н о г о х о р а . Ф о т о Е в г е н и я С А М О Х ВА Л О ВА . ДИН А СТИЯ СОБЕСЕ ДНИК « ЛГ» И ВСЕ- ТАК И Д УШ А ПРОСИ Т П РАЗД Н И К А. . . Г о р о ж а н е и н о й р а з ч е р е с ч у р п р а кт и ч н ы и с у х о в а ты в с в о и х о ц е н к а х с е л ь с к о й ж и з н и , готовы о б о в с е м суд ит ь п о с в о д к а м и статотчетам: н у - к а , к а к о н и там, к а к от с е я л и с ь , с к о л ь к о х л е б а у б р а л и , м н о г о л и к о р м о в з а п а с л и ? В о б щ е м , п р о к о р м ят л и н а с , г р е ш н ы х ? И не ча ст о кто-то з а д а ет с я в о п р о с о м , а к а к о й ц е н о й , з а счет к а к и х у с и л и й вы ж и в а ет с е г о д н я с е л о . И у ж , к о н е ч н о ж е , б о л ьш и н ст во и з н а с п ред п о чит ают н е д у мать о том, что будет , к о г д а п о с л е д н и й м о л о д о й ч е л о в е к п е р е б е р ет с я и з с е л а в г о р о д , а о ст а вш и е с я ст а р и ки у ж е н е см огут работать н а з е м л е . А з а д у м ы ват ься б ы н а д о . Д а в н о н а д о . И м е н н о эту м ы с л ь н а ст о й чи во п о д ч е р к и в а л в б е с е д е с н а м и г л а в а а д м и н и ст р а ц и и Д о б р о в с к о г о р а й о н а А л е к с а н д р С Л А Д КИ Х . — Конечно, западная массовая культура оказыва ет на село меньшее воздей ствие, чем на город. Но это нё значит, что глубинка жи вет'Изолированно. И у нас смотрят телевизор, зару бежные фильмы. Понятно, молодым людям хочется увидеть что-то новое, вот они и рвутся в город. Им кажется, что вот они уедут туда — и сразу начнется «цивилизованная жизнь». — Но ведь насильно их н и к то в с е л е не у д е р ж и т . . . — Вот именно! Значит, мы должны противопоста вить этой западной «кон фетке» что-то свое, искон но национальное. И — вмес те с тем удовлетворить по требности молодежи и в ин формации, и в творчестве, и в самореализации. Вся беда в том, что на уровне государства нет единой программы по сохранению российской культуры. То, что мы делаем, — только наша инициатива, наши по пытки сохранить крохи са мобытной русской культу ры, русских традиций, ко торые еще в селе остались. — Но вы ув ер ены в том , что современным , особенно молодым, лю дям это интересно? — Представьте себе — да. Вы же согласны с тем, что все люди любят праз дники? Так вот, мы попыта лись помочь крестьянам вернуть в их жизнь нацио нальные праздники, в том числе и религиозные. Мы решили, например, что нам просто необходимо отпраз дновать 300-летие Россий ского флота, поскольку в на ших местах когда-то была су доверфь. Такой праздник пробуждает у молодых чувст во гордости за родной край, дает ка'кбй-Тб эмоциональны'й душевный настрой, понима ние, что мы не безродны в своей глубинке, что от дня нынешнего идут сотни нитей и в прошлое, и в будущее. Мы провели в селе Волчье «по сиделки», на которых были показаны старинные обряды, песни, танцы. Знаете, как лю дям понравилось? Теперь ре шено устроить «посиделки» и в других селах. Причем, за метьте— этого захотели сами их жители. — Но вам мо гут во зра зить , что сейчас не до п е с е н . . . — Да, и у нас в Добров ском районе дела идут не слишком хорошо. Но самое страшное, когда при матери альной нищете становишься и духовно нищим — этого до пустить нельзя. Мы и так се годня стали утрачивать мно гие прекрасные националь ные качества, особенности русской души. Это горько. Вот мы и пробуем сделать хоть что-то. Поддержать те промыслы и ремесла, кото рые испокон веков существо вали в нашем районе. Слава Богу, умельцев всегда хвата ло. Взять тот же гончарный промысел — у нас же уникаль ный человек живет, Пустова лов, кстати, член Союза ху дожников. Он может обучить ребятишек гончарному делу, передав им все секреты за мечательной добровской ке рамики . Эстафета должна быть передана, понимаете. Иначе грош нам цена! Имен но поэтому мы сейчас рестав рируем гончарный цех. А ка ких удивительных кукол дела ют в том же селе Волчье! Это тоже старинный промысел. Хочу подчеркнуть: все это не под нажимом районной адми нистрации, а по инициативе и просьбам самих добровцев. — Мы начали с то го , как сделать , чтобы молодежь не уе зж ала из с е л а . . . — А все, что я говорил, ра ботает на это. Потихоньку, но работает. Дети видят, как ро дители поют в хоре, как учас твуют в «посиделках», в рус ских праздниках. Для них это тоже становится родным и, будем надеяться, для кого-то — необходимым. Конечно, чтобы сохранить молодежь, ей надо предоставить пусть пока минимум того, что она может получить в городе. Мы вот не можем нарадоваться тому, что у нас построен со временный спортивный ком плекс, — он ни минуты в день не пустует! А для мальчишек и девчонок возможность за ниматься спортом значит очень много. Вот работает у нас уже много лет свой наро дный драматический театр — и это тоже здорово. Мы из последних сил, но продолжа ем держать на местном бюд жете кружок кэных натуралис тов, дом народного творчес тва, то есть ребята там зани маются бесплатно. Кстати, по показателям 96 -го года вид но: подростковая преступ ность в районе заметно сни зилась. Убежден: это во мно гом благодаря организации летних лагерей труда и отды ха, где у нас провели канику лы около трех тысяч ребят. — От ваших слов впе ч а т л е н и е с к л а д ы в а е т с я просто идиллическое ... — Это не так. Все упира ется в экономику, с нее-то и надо начинать. Новые эконо мические «правила игры» раз рушили то хорошее старое, что было. А создать взамен что-то хорошее, новое мы пока не сумели. Или не успе ли. Или не захот,рли. Опять ■ ктО;ТО «наверху» забыл об особенностях нациоТнальной психологии,которой испокон веков было присуще коллек тивистское начало. Началась кампания в поддержку фер мерских хозяйств — а что на деле? У нас в районе их 53. Твердо стоят на ногах только десять, а хозяева восьми уже сдали землю. Остальные'пе- ребиваются с хлеба на квас. Фактически выжили те, кто раньше начал, — тогда госу дарство хоть как-то помога ло. А сейчас фермеры и кол хозы находятся в равных ус ловиях. И — далеко неблагоп риятных. Я не против фер мерства: умеет человек рабо тать один — замечательно. Бог в помощь! От него и рай ону будет польза. Но ведь в общей массе все-таки сохра нилась та самая коллективная психология. Значит, и этим людям надо помочь, надо дать им возможность рабо тать так, как они умеют и как привыкли. Мы пытаймся най ти какие-то иные новые фор мы объединения. Не от хоро шей жизни, конечно. Вот ста ли у нас разваливаться ТОО «Луч» и «Сельхозхимия», а мы их свели в единый комплекс. Сначала ничего не получа лось — почти год зарплату не выплачивали. Сейчас дело помаленьку пошло, по зар плате задолженности практи чески нет. Значит — задумка была правильная. Теперь так же соединили РТП «Каликин- ское» с хозяйством «Аграр ник» — само-то РТП нынче ничего не заработает, а для хозяйства ремонтировать технику нужно. Надеемся, и это объединение тоже даст хороший результат. — Значит , и в нынеш ней экономической си ту ации можно найти ка ки е - то выходы из положения? — Можно, хоть и слож но. Исторически так сложи лось, что в нашем районе почти нет перерабатываю щей промышленности, а это большой минус. Но вы можете себе представить, что такое сегодня найти ин весторов для строительст ва новых предприятий или под реконструкцию? Запад ною инвесторы нас, СОдной стороны.'боятся из-за на шей нестабильности, а с другой, и не очень-то хотят усиления России, предпо читая превратить ее в-сырь- евой придаток. Тем не ме нее мы в районе с большим трудом сумели все-таки найти инвесторов для ре конструкции молокозавода. Думаю, в ближайшее вре мя он начнет выпускать сыр, творог, творожные сырки — это всегда пользуется спро сом. Работает в селе Кру тое колбасный цех. И по верьте — наша продукция намного вкуснее импорт ной! А недавно пришел один предприниматель с бизнес-планом: предлагает открыть в Трубетчино лике ро-водочный завод. Обеща ет в будущем около двух миллиардов рублей налогов в местный бюджет. Но это — вопрос завтрашнего дня, а выживать надо сегодня. Надо, чтобы именно сего дня люди оставались жить и работать в селе. Да, опас ность ухода с земли сущес твует, но я верю, что мы ее избежим. Для этого надо; чтобы руководство на уров не государства наконец осознало: нельзя испыты вать терпение крестьян, не льзя отмахиваться от сель ского хозяйства, как от на доедливой мухи. К нему надо относиться бережно и трепетно. Беседовала Елена БРЕДИС . в ИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕТР АДЕЙ Э мма МЕНЬШИКОВА Р Е М Е С Л О Вращается гончарный круг... И мановенья легких рук Рождают чудо и з вчера Еще холодной, мертвой глины: То продолжают мастера Российский промысел старинный. Все тотже огонек горит, Зажженный кем-то и когда-то. Все тотже человек творит Живое чудо для собрата... • Анатолий-иИНЧИК ................ч ; г " п о д ,11 ‘м.оа . а тоцщ '/тч Р О Д Н И К в далеком детстве Я нашел родник. * И з -под земли ^ почти неслышно бил он., Когда к нему впервые я приник. То ощутил и чистоту, И силу. В жару и холод Обжигал он рот. И вкус его прозрачной, свежей влаги Мне д о сих пор Как-будто придает Чуть-чуть надежды, Веры и отваги. Веоа СМЕТАНИНА М А С Т Е Р С Т В О Мастерство не дается даром . По талонам и за гроши. Называют его Божьим даром И веленьем самой души. В темной кузнице и в каморке, Гце сверчок за печью журчит. Сердце мастера беспокойно. Как набат колокольный, звучит. Жар д уш и своей, что пылает Негасимым живым огнем. Мастер золотом вышивает На суровом холсте простом. Гпина, камень, живое слово. Лист железа, ивовый прут — Вот и вся мастерства основа. Божий дар д а великий труд. БЫ ЛОЕ З А М Я Т И Н С К И Е М О Т И В Ы День сегодняшний, день вчерашний... Бережно хра нит человеческая память лица и события прошлого. Вот и Сергей Михайлович Замятин из села Лебяжье Добровского района может многое рассказать о жизни своих предков. И не только рассказать. Ведь на дому у него — целый мини-музей. Особое отношение у него к материалам —фотографи ям, документам,связанным с жизнью его двоюродного дяди, известного русского писателя Евгения Замятина, уроженца Лебедяни. Инте рес к творчеству автора зна менитого романа «Мы» в последнее время у русского читателя велик. Отец Евгения Ивановича и дед Сергея Михайловича —Иван Дмитриевич и Анд рей Дмитриевич Замятины —были родными братьями, оба — священнослужители. Фотографии столетней дав ности, запечатлевшие облик братьев Замятиных, членов их семей, других представи телей духовенства, —самые ценные экспонаты в коллек ции Сергея Михайловича. Кстати, живет он в доме, куда отселил дед его, Анд рей Дмитриевич, семью сво его сына Михаила в 19 29 году. Сергею было тогда четы ре года. С тех пор другого жилья у него никогда и не имелось. А покидал он эти стены лишь раз — уйдя на войну... Подаренные дедом отцу Сергея Михайловича мастер ской работы трюмо, комод, буфет —не просто мебель, а Река замутилась, обрушились храмы. Ой, Черная Лебедь замятинской драмы! Б. ШАЛЬНЕВ. тоже экспонаты будущего замятинского дома-музея в Лебедяни. Они ждут своего часа, вернее, реставрации, после чего займут в отремон тированном доме Евгения Замятина — в доме, где он родился и жил до 18 лет, — законное место. Сергей Михайлович и хранил-то эти вещи столько лет потому, что они — сви детели далекой жизни — жизни семьи Замятиных, дедов, возможно, прадедов... А поселился дед Сергея Михайловича, Андрей Дмит риевич, в Лебяжьем в 1916. В этом же году брат его, Иван Дмитриевич, отец пи сателя, — скоропостижно скончался. Евгений Иванович к тому времени уже имел литера турную известность, однако занимался как инженер и корабельной архитектурой, во всяком случае до отъезда из Советской России во Францию в 1931 г. А тогда, в 1916, он уезжал в Англию, в командировку. И в даль нейшем не поддерживает никаких связей с родствен никами... Догадаться, поче му, — несложно. После ре волюции отношение к свя щеннослужителям, к родст ву с ними было очень уж од нозначным. Дядя писателя Андрей Дмитриевич Замятин в Ле бяжьем не раз арестовывал ся, пока, наконец, в 1928 году не оказался в лагере на Дальнем Востоке — «за ан тисоветскую пропаганду», в чем себя виновным, однако, не признал. Многочислен ную семью его выгнали из дома, имущество конфиско вали. Через пять лет Андрей Дмитриевич вернулся в ро дные края — старым, боль ным, почти слепым. При ютила его сельская церков ная сторожка на Тамбовщи не: до Лебяжьего он не до шел... Супруга Анна Николаев на нашла его умирающим и облегчила, как могла, стра дания последних месяцев жизни. В 1933 году он скон чался. Она пережила его не надолго. Жена и мать 13 де тей разделила до конца тра гическую судьбу мужа, не убоявшегося властей и со хранившего верность своим убеждениям. А сыновья и дочери их разлетелись по свету, в Ле бяжьем остался лишь Миха- ‘ ил с семьей. Храм разруши ли в начале сороковых. Но тепло родного очага поддер живают ныне Сергей Михай лович и сестра его Валенти на — внуки Андрея Дмит риевича и племянники пи сателя Евгения Ивановича Замятина... Они главные хранители замятинского прошлого в Лебяжьем. Сер гей Михайлович знает, чув ствует; это нужно всем, кому дорога память о писателе, вдохновенно отстаивавшем право человека на душу — тонкую, мятущуюся, без удержную, ранимую, «неиз лечимую* душу... • Э м м а М Е Н Ь Ш И К О В А . Р . 8 . Н е д а в н о С е р ге й М и х а й л о в и ч З а м я т и н в е р н у л с я с м е ж д у н а р о д н о й н а у ч н о й к о н ф е р е н ц и и п о р у к о п и с н о м у н а с л е д и ю Е в г е н и я З а м я т и н а , о р г а н и з о в а н н о й в С . -П е т е р б у р г е п о д э г и д о й Р о с с и й с к о й н а ц и о н а л ь н о й б и б л и о т е к и . Н о э то у ж е — о тд е л ь ны й р а с с к а з . . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz