Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
г а а < ^ х а 1в января %99 7^^„ Ш 10 - 11 (13 2 4 - 1 325) НТЕЛЛИГЕНЦИЯ » В 1973 году мы приеха ли в Париж, и началась наша эмиграция. Контраст между французским изоби лием и советской бед ностью бьш потрясающим. На Западе все было хоро шо, а в России все плохо. И причина-была в том, что на Западе процветал, а в Со юзе полностью отсутство вал частный сектор. Когда началась перестройка, вдруг замелькали весьма привлекательные слова «се мейный подряд», «коопера тивный магазин», «фер мер», «Столыпин» и даже «НЭП». И вот, гуляя по Москве 1990 года, изрядно прого лодавшись, на Арбатской площади мы купили част ный домашний пирожок с мясом. Это был чудесный пирожок! Лучку в пропор ции, соли и перца тоже. Тогда же нас прекрасно на кормили в кооперативном кафе. Это бьшо дороговато, но еще доступно. Прораб перестройки Анатолий Стреляный сделал тогда фильм «Архангельский му жик» о том, как хорощо вы ращивать бычков фермерс ким способом. А компания знакомых инженеров, зара женных экологическими идеями, организовала ма ленькую фирму «Озон», ко торая разрабатывала очис тительные системы для промыщленных предпри ятий. На вопрос, не боятся ли они прогореть, инжене ры отвечали, что их про дукция нужна всем. Ни один завод не имеет права работать без безупречно действующих очиститель ных систем. У людей были и уверен ность в завтращнем дне, и ощущение необходимости собственного труда, и даже зймаШ^ки на благотвори тельность. Всем этим они были обязаны началу гор бачевских реформ. Но очень быстро в за чатки новой экономики стали вмешиваться рэкети ры, чиновники, криминаль ные авторитеты и налоги. Мирным производствам жить стало очень неуютно. Цены полезли вверх, полки в магазинах опустели, на ряд товаров бьши введены талоны. Свободы, выдан ные в политических облас тях, не получили подкреп ления в сфере экономики, а ведь даже минимальный экономический успех дал бы Горбачеву большой вы игрыш за счет увеличения социальной базы пере стройки. Но с экономикой Горбачев просто-напросто опоздал. В народе наступило за метное охлаждение к идеям перестройки, потому что, получив свободу, он не по лучил хлеба. В результате для народа что Горбачев, что Ельцин — одна сатана, одно разорение. «Демокра тия» для него уже стала си нонимом нищеты, казнок радства и воровства. Это крайне опасно в стране, не имеющей устойчивой де мократической традиции, — разочароваться в демок ратии, едва она началась. В начале 1992 года Ель цин обрушил на страну гай даровскую реформу. На чался экономический об вал. Появились первые го лодающие. Вы думаете, цвет нации встал на их за щиту? Ничего подобного. В «Литературной газете» по явилось письмо: «Глубокоуважаемый господин президент! Как граждане России, считаем долгом выразить решитель ную поддержку курсу ради кальных реформ. Пусть власть не остановят истери ки временщиков, ощущаю щих иллюзорность своего бытия возле путей россий ской истории. Петр Ар кадьевич Столыпин не ко лебался в предпочтении блага страны пиетету перед парламентскими формами, до которых ни один народ не дорастал в миг. Уверены, что россияне поддержат правительство республики. Убеждены, что прямое об ращение к ним — насущ ный шаг. Отлагательств он не терпит». 12 апреля 1992 года. Среди подписавших — НТЕЛЛИГЕНЦИЯ Зоя Крахмальникова, Булат Окуджава, Игорь Виногра дов, Евгений Пастернак. Летом 1992 года мы попа ли в гайдаровскую Москву и ужаснулись. Словно мы вер нулись в нашу военную юность с ее нищетой, грязью, несчастными старухами, ко торые рылись по помойкам или несли на рынок свой пос ледние скарб: старые галоши, какую-то металлическую дрянь, гвоздики, шурупчики, цветы в горшках и подушки. Чудовищно выглядели бу кинистические магазины. Та кое изобилие книг мы, старые собиратели, видели только в войну, когда редчайшие изда ния отрывались от сердца и менялись на хлеб. Ну, а что же пирожки, кафе, фирма «Озон»? К сере дине 1994 года со всей этой мелкой буржуазией было по кончено. Вфеврале 1994 мы приеха ли в Москву, прихватив с со бой видеокассету. Это бьшдо кументальный фильм швей царской журналистки «Уме реть в Москве». Действие раз ворачивается на кладбище, в казино, у привокзального рынка, в морге, в конторе мо лодых бизнесменов и на го родской свалке. Это бьш горь кий и страшный фильм о том, как новый режим разделил страну на очень богатых и очень бедных. Эту пленку мы пытались показать московским друзьям — поэтам, журналистам, пра возащитникам. Они все это знали, возразили равнодушно друзья-правозащитники: «И не пугайте нас. И как-то жи вут же люди. Никто еще не умер». Мы перестали слушать наших друзей, погрузились в газеты. А там тоже про смерть. Степень нищеты до шла до того, что в газетах можно встретить взывание: «Помогите похоронить чело- ■ века!». Газета «Известия» писала в начале 1996 года: «Помнится, наш прези дент грозился лечь на рельсы, если в стране не будет обещан ных им сдвигов к лучшему. Но это, видимо, придется сде лать нам, чтобы привлечь на конец-то его внимание к нашим бе дам, чтобы он увидел, что сдвиги у нас только к худшему». Но все это касается б е с к о н е ч ной повести о безнадеж ности и кон це света, а дальше вы- п о л з а е т с т р аш н о е слово «де мография». И выясняет ся, что смер тность в России пре вышает ро ждаемость, что продол- ж и т е л ь - ность жизни резко сокращает ся, что число самоубийств растет, а на 100 новорожден ных приходится 240 абортов. Становится смешно и горько за голодный народ, за эгоис тическую интеллигентскую элиту, за друга священника, с которым довелось вести дово льно примечательный разго вор. Он спросил: нравится ли нам новое московское строи тельство — Иверские ворота на Красной площади, храм Христа Спасителя? Мы попы тались объяснить, что на фоне катастрофического обнища ния народа все эти правитель ственные стройки выглядят кощунственно, почти как ста линские «великие стройки коммунизма». На это священ ник совершенно спокойно сказал, что нищие на Руси были всегда и что нищие ухо дят (понимай — умирают), а храмы остаются. Другой интеллигент с го рячностью возразил: «Да у этих нищих денег побольше, чем у нас с вами». Другими словами, они — о высоком, о вечном, а мы — о простом, о низком, о хлебе, о котором почему-то не хотят знать и задуматься многие из наших друзей. «Но что же делать наро ду?» — спрашиваем. «Пусть крутятся, пусть продают бутьшки, а то привы кли жить на всем готовом на шее у государства», — упре кает интеллигенция свой без ынициативный народ. И на род иногда проявляет иници ативу. В Саратове к двум го дам лишения свободы и за ключению в лагере строгого режима, к выплате 50-тысяч- ного штрафа и принудитель ному лечению от алкоголизма приговорен за мошенничест во 52-летний Юрий Лукин. В 1994 году тот зашел в пьяном виде в секционную морга же лезнодорожной клинической больницы, набрал около трех килограммов ампутирован ных во время операций чело веческих органов и продал их на местном базаре, вьщав за обычное мясо. Страдает не только народ. Страдает интеллигенция, а с ней вместе наука, искусство, которым туго приходится в разоренной стране. На одной из недавних конференций в Москве академик Раушенбах сокрушался: «Нашим руково дителям абсолютно безраз лично, какой будет Россия че рез 20 лет. Они дальше своего носа —двух-трех лет — ниче го не видят. Наши ученые вы нуждены уезжать на Запад, так как здесь им просто не дают работать. Дело не в зар плате, которая издевательски мала, а в том, что не финан сируется покупка нужных приборов, реактивов, не со здаются нужные эксперимен тальные установки, короче делается все, чтобы исклю чить возможность научной работы на родине». Режиссер Станислав Гово рухин с академиком Раушен- бахом не сговаривался, но положение дел в отечествен ном кино рисует очень похо жими красками: «Помните наш «револю ционный» 5-й съезд кинема тографистов? «Дайте нам только свободу, и ничего нам больше не надо!» А что полу чилось? Мы в этом угаре борьбы сумели уничтожить самое лучшее, что у нас было в кинематографе. Была систе ма кинопроката, когда фильм можно было посмотреть в I д а й д ж е с т Д е ло Син явск ог о- Д аниэля — одна и з самых п а мятных вех в истории ди сси де н т ства . Оно бук валь но взорвало усилен но насаж давш ую ся к азенной пропа г андой иллю зию о нек оем монолитном еди н стве сове тск ой интелли г енции , об е е бе зусловн ой сп лочен ности и приверж енности г осуда рстве н н о партийной идеолог ии . И стория двух доста точно и з вестных в литературно- интеллек туальной ср е де пи са те ле й , что осме ли ли сь, п усть и под п севдон и мами , публик овать на За п а д е свои едк и е , остро са ти ри че ск и е п рои зведения , бе сп ощ а дн о высм е ивая тог даш ний реж им , ли ц ем е ри е ег о лозун г ов и морали , стала мощ ным толчк ом , усиливш им оп позиционные настроения и дух овное соп ротивле ние в общ е стве . Суд н ад к рамольными сочи н и те лями , непомерно суровая к ара , пости гш ая их, п ро извели са м ое мрачное впечатление и внутри ст р а ны, и за е е п ределами . П осле отбытия срок а Ан дрей Синявск ий и ег о ж ена , тож е одаренный ли тера тор , М ария Роза н о ва , эми г рирова ли . По са м ом у ск ладу свое г о т а ланта Синявск ий , сатирик , парадок салист , иронист , утонченный ан али ти к - ли тера туровед , не мог , да и не хотел пре тендова ть на лавры учителя и п роро к а, соперн ичая с дру г им прославленным изг н ан ник ом Солж еницыным. Человек ск ептичный и тр е з вый, он не ск лонен был к учительству и мора ли за торству , к а бсолю ти зации свое й правоты и про зорливости . М ож ет быть, п оэтом у ан ти к оммун ист и ди сси де н т , он раньш е мног их почувствовал , что вла сть, приш едш ая на см е н у реж иму, в ра зруш е ние к оторог о он вн ес весомую леп ту , не мен е е , е сли не боле е , г убительна и бе зн ра вствен н а , н е ж ели преж няя . В эт ом отнош ении Синявск ий , по сути , сбли зи лся с замеча тельным русск им п роз а ик ом, и зда телем ле г ендарног о эми г ран тск ог о ж ур нала « Континент» Вла дими ром М а к симовым , чьи ста тьи так упорно отк а зывались публик овать д е мок ра тическ ие г а зе ты, в ре зульта те чег о они уви дели све т в « Правде» . Это явление к райне п а ра док сальн ое : дли тельн ое сотрудн и че ство ан ти к ом муниста с и зда н ием явно левой ориен тации . У Синявск ог о сходн ая уч а сть. Ег о че стн ое , м уд рое , чухздое моде слово се г одн я тож е звучит не со стран и ц де м п р е ссы . Не отре к аясь от своих взг ля дов , он вм е ст е с М . Роза н овой не ра з при зн авал ся , что нынеш няя си туация в Росси и вызывает у нег о к уда больш ую тревог у и н еприятие , чем к ом мун истическ ие н а строен ия , к оторыми та к пуг ают дру г дру г а отечествен ные ин телли г ен ты. Д а , он прек расно зн а е т и помни т все дурн ое и отталк ива ющ ее , что было свя за н о с мин увш ими д е ся ти л е тиями . Но, в отличие от мног их собра тьев по перу, к оторые в 6 0 - е или 7 0 - е бе з особых уг рызений со вести обслуж ивали потребности партг осномен к ла - туры, а ныне поддерж иваю т Гайдаров и Чубайсов, Синявск ий не собира е тся аплодирова ть новому по рядк у, а точн ее — новому бе сп орядк у и бе сп р е д елу. К ак и все г да , он предпочи та е т не ра створять ся в толп е , а слуш а ть г олос собствен н ог о ра зума , г олос сове сти и личног о опыта . Именно по эт ом у ег о позиция и п редставляе т и ныне особый ин терес, не меньш ий , чем во вре мен а , к ог да , риск уя свободой и бе з оп а с ностью , он передавал свои рук описи за ру беж . . . Остается добавить, что публик уемые сегодн я очерк и Андрея Синявск ого и М арии Розановой были переданы р а диостанцией Би - Би - Си ( Лондон) и по лучены редак цией « Липецкой газеты» через радиоинформационное агентство « Эфир-дайдж ест» . любой деревне, на любой ме теостанции. А сегодня около 200 картин, которые выпуска ет отечественный кинематог раф, оказались на полке, по тому что до зрителя они не доходят. Мы создали новый феномен— кино без зрителей. Начали мы как революционе ры, а закончили как рас- стрельщики, как жуткие контрреволюционеры». Гайдар и его интеллиген тная команда пытаются се годня доказать, что, если бы не их реформа, в стране начал ся бы голод. «Неужели вы не помните пустые полки мага зинов?— спрашивают они. — Когда молока хватало только на два-три часа? Хлеб был не всегда, про сыр вообще забы ли, а многие товары выдава ли лишь по талонам». Мы все хорошо помним. Но почему-то наши оппонен ты напрочь забыли о встрепе нувшихся тогда уже крими нальных структурах, о том, как товары, выехав за ворота производителя, не доезжали до потребителя, а оседали на подпольных складах. Это был первый звоночек, говорив ший о том, что советский кри минал тоже готовится и к ры ночной экономике, и к «шоко вой терапии». Никто из сегодняшних за щитников Гайдара и любителей слова «дефицит» не хочет думать, что этот са мый дефицит мож но создать двумя способами. Первый —лишить потреби теля товаров, а вто рой — лишить пот ребителя денег. Ре зультат же в конечном счете один. Действительно, до Гайда ра в магазинах были пустые полки, но были одновремен но рынки, где втридорога продавалось все. «Но ведь втридорога!» — восклицают наши оппоненты. Хотя, если бы они взяли на себя труд про извести очень несложные рас четы, они увидели бы, что молоко, купленное в горба чевские времена на рынке, стоило дешевле относительно средней зарплаты, чем сегод няшнее молоко в магазине. И главное. Не может про водить такие роковые для всей страны реформы чело век, который меняет свои профессиональные взгляды как перчатки. Еще в августе 1989 года он восставал против частной собственности и про тив рынка, но стоял исключи тельно за курс на «обновление социализма, включавший и демократизацию обществен ной жизни, и развитие систе мы социальных гарантий». К сожалению, у интеллигентов короткая память, и к старым газетам они не возвращаются, а это была цитата из статьи Гайдара в «Московских но востях». В августе 1991 года, не ос тыв от событий перед «Белым домом», от лицезрения Ель цина, Руцкого и Хасбулатова на демократических танках, нам звонил в Париж поэт Ан дрей Чернов. Он почти кри чал от волнения: «Поздравь те нас! Мы стали свободны ми наконец-то, мы стали ев ропейцами!» Не только ему тогда каза лось, что в России действи тельно победила демократия и советское рабство осталось позади. Но вскоре кое у кого возникли сомнения. Перебирая газетные зава лы недавних лет, мы обнару жили, что и тогда не все обе зумели от восторга, не все впали в коллективное поме шательство. Были аналитики, имевшие о происходившем свое мнение, строившие свои прогнозы. Вот что писал в но ябрьском номере журнала «Век XX и мир» в том же 1991 году Дмитрий Фурман: «Дальнейшее уже более или менее ясно. Это новая ав торитарная система во главе с Ельциным, которого даже нельзя ни в чем обвинять. Его несет историческая волна, подхватившая его, пронесшая через демократически попу листскую стадию и сейчас вы носящая к роли великого кня зя, опирающегося на предан ное ему демократическое дви жение, в идеологии которого все более доминируют рито рический антикоммунизм и русский национализм. Как в 1917 году, так и сейчас, рево люция проскакивает в своем цикле от авторитаризма к но вому авторитаризму, или то талитаризму в стадии демок ратии, отвергая нерешитель ные фигуры МИЛЮКОВЫХ, Ке ренских, Горбачевых. У меня практически нет сомнений, что в недалеком будущем люди типа Невзоро ва поймут, что Ельцин и есть новый русский царь, о кото ром они мечтали, и идеалис ты, оставшиеся в демократи ческом лагере, будут вы швырнуты, и у себя на кухнях (это еще хорошо, если на кух нях) будут шутить: «За что бо ролись, на то и напоролись». Сегодня, когда справедли вость этих прогнозов под тверждена самим ходом ве- шей, естественно задаться ис конным русским вопросом: кто виноват? И ответ получа ется такой: интеллигенция и самодержавие. Ведь и про фессиональный революцио нер товарищ Ленин с младых ногтей сражался с царизмом, а в итоге, сам того не желая, превратился в самодержца: пришел к господству одной партии и ее лидера. Ленин дал научную формулировку со ветской государственной власти: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограни ченную никакими законами, никакими абсолютно прави лами не стесненную, непос редственно на насилие опира ющуюся власть». С тех пор прошло более двух третей столетия. Ленина нет, объявлена демократия, а писатель Анатолий Пристав- кин в газете «Собеседник» в январе 1996 года говорит: «В России все замкнуто на одного человека, на его авто ритет, на его личность, на его силу и большую власть. Практически Ельцин пришел с этим. Замашки хозяина ос тались, и, главное, народ эти замашки воспринимает, при нимает. Эта замкнутрсть на одну личность, когда прихЬ»-- дится решать вопросы от сннг чечного коробка до космоса, это же колоссальная нагруз ка! И не потому, что прези дент так захотел, а потому что все мы не можем иначе». В этом рассуждении чув ствуется большая перекличка с ходом государственной мысли Ленина. Преемник Ле нина Сталин тоже глубоко и близко к вышеизложенному понимал природу государ ственной власти в России. Он гораздо откровеннее, чем Ле нин, опирался на давнюю российскую традицию—тра дицию самодержавия. Демократы, разумеется, терпеть не могут ни Ленина, ни Сталина, но что-то понуж дает их каждый раз заклини ваться на фигуре очередного вождя, пусть и не такой авто ритетной, какие мы прежде имели. И когда Ельцин ска зал, что ему нет и не может быть никакой альтернативы, демократы с ним радостно со гласились. И вот уже несколь ко лет мы слышим это закли нание: «нет альтернативы», «нет альтернативы». Особен но страшно прозвучала эта формула после расстрела «Бе лого дома», когда большая часть интеллигенции поддер жала Ельцина: дескать, не расстреляй Ельцин «Белый дом», к власти пришли бы коммунисты и фашисты, и на чалась бы в России граждан ская война. То есть из двух зол нам предлагают выбирать наименьшее. Но это ущерб ная логика. Когда выбирают из двух зол, то добро вообще заведомо, изначально исклю чают из расклада, тогда чело веческая мысль и свобода ис чезают. Два несчастья губят Рос сию и погубили перестройку, — самодержавие вообще и интеллигенция, которая ни как не может расстаться с ре ликтами самодержавного мышления в своем сознании. Интеллигенция разделяет свойственное русскому наро ду в целом магическое отно шение к слову. Довольно час то интеллигенты повторяют, что Ельцин, расстреляв в ок тябре 1993 Верховный Совет, сокрушил и уничтожил нако нец-то власть Советов, и ни кто при этом не вспоминает, что Советы в советском госу дарстве никогда не играли су щественной роли, что они были формальным прикры тием для государственной власти, в которой руководя щая роль принадлежала даже не партии, а узкой партийной элите в виде Политбюро и ее вождя. Расстрелянный Верхов ный Совет был первым за 75 лет парламентом, который посмел иметь свой голос. Го- лос народа не понравился ни царю Борису, ни русской ин теллигенции. Когда мы говорим о влас толюбии нынешней интелли генции, то, конечно, имеем в виду лишь привилегирован ную ее часть, условно говоря, придворную, приправитель- ственную элиту, людей знаме нитых и именитых. Им было многое дано, и с них сегодня поэтому многое спрашивает ся. В начальные времена гор бачевской гласности эта эли та отшумела в гневных стать ях о проклятых временах ста линизма и застоя, а потом за нялась только собой, стала решать лишь свои проблемы — материальные и творчес кие. Интеллигентская элита потянулась во власть. Зачем? Чтобы использовать власть как городового — то закрой те неугодную газету, то защи тите Журналистов от певца Кобзона. Забытым оказалось старое правило, которое не давно напомнил писатель Ан дрей Битов: «Интеллигенция потому и интеллигенция, что с властью не сближается». Лишь война в Чечне поко лебала престиж Ельцина. Из Президентского совета вы шли многие известные деяте ли, и среди них правозащит ник Сергей Ковалев. Однако, когда Сергея Ковалева спро сили, не была ли война в Чеч не продолжением расстрела «Белого дома», тот ответил, что здесь не прямая, а только косвенная связь. Напомним, что Ковалев решительно под держал расстрел «Белого дома». А ведь именно кровь «Белого дома» развязала Ель- -цину руки для войны в Чеч- . •«е!. Связь здесь, увы, не кос- ' венная, а самая прямая. Четыре человека ушли из Президентского совета, ос тальные поспешили от Кова лева отмежеваться. Они ухва тились за президента, как уто пающий за соломинку. Из их среды накануне выборов раз давались голоса, не следует ли вообще отменить в России выборы и не оставить ли Ель цина пожизненным президен том. Так демократы пришли к отрицанию демократии. Иногда даже хочется их спро сить: уж не восстановить ли нам в России монархию, да и крепостное право заодно, чтоб народ сдуру не выбрал коммунистов? Есть сходство вернопод данического восторга в пове дении нынешней русской ин теллигенции с тем, что мы знаем из истории 30-х годов. Но есть и различия, которые не в нашу пользу. Во-первых, в наши дни не было такого террора, чтобы мозг нации вдруг ни с того ни с сего окончательно потерял всякий разум. Во-вторых, поколение 20-х, 30-х годов извиняет хотя бы то, что в его распоряжении не было опыта этих 20-х, 30-х годов. А в наши дни заобожа- ли секретаря Свердловского обкома, как «родного Стали на», люди, которые всю жизнь только и занимались, что изучением опыта тех по колений и его последствий. И наконец, самое сущес твенное. Интеллигенты той эпохи могли еще заблуждать ся относительно современной им власти, ибо та была властью первопроходцев, пришедших на эту землю, чтобы осуществить вековую мечту человечества. А с чем обратилась к народу нынеш няя власть? Поддержите Ель цина и будете жить, как в Америке. Но уж коль ты ин теллигент, так ли уж трудно сообразить, что Америка — не вековая мечта, а вполне реальная и хорошо изученная страна? Как можно было не ви деть, что все в России делает ся не как в Америке или во Франции, или в Швеции, а как в Уганде при президенте Иди Амине? Подхалимство к Ельцину было выдано интел лигенцией в лучших традици ях ленинско-сталинско-бреж невской эпохи сверх всякой меры. Но после войны в Чеч не акции президента упали. В любви ему объясняются уже меньше, а ставки делают все- таки на него. Правда, иногда в очень странных выраже ниях: «Выбирайте меньшее зло». Но ведь и Сталина когда-то выбрали как меньшее зло по сравнению с Троцким. Это потом он оказался страшнее черта. Однако в России практи чески отсутствует пред ставление о том, что власть не царь, не Бог, не отец на ции, что власть сменяема и притом периодически, ре гулярно. Но почему же ин теллигенция так цепляется за Ельцина, хотя и не ждет от него ничего особенно хорошего? Единственная ценность, которой интеллигенция до рожит больше всякой дру гой, — свобода слова. Ее нам даровал Горбачев и пока еще не отобрал, хотя и значительно сузил Ель цин. И много раз слышали от разных людей: пока можно писать все, что хо чешь, мы будем за Ельци на. Между тем свобода сло ва в России за последние годы невероятно упала в цене, причем произошла двойная девальвация. Сло во обесценилось и в глазах власти, и в глазах самой ин теллигенции. Российское правитель ство вдруг догадалось, что можно просто плевать на все, что пишут в журналах, газетах и книгах. Да и сама интеллигенция тонет нын че в потоке информации и почти перестала читать российскую прессу. В значительной мере Россия продолжает оста ваться закрытым общест вом, несмотря на гласность и свободу слова. Никто до конца не знает, как, поче му и какие решения прини маются на самом верху. Бесконечные политические убийству как и убийства на ниве большого бизнеса, ос таются нераскрытыми. Ни одного расследования по всем известным сюжетам чиновнической коррупции не бьшо проведено. КГБ в очередной раз сменил таб личку, но как далеко про стираются его влияние и власть и чем он вообще за- нимается; неведомо. В последнее время в моду вошли сравнения раз личных потенциалов раз ных стран, организацион ного, промышленного, тер риториального, демогра фического и так далее. В связи с этим нельзя не ука зать на один потенциал, где первенство, безусловно, принадлежит России, — это потенциал криминаль ный. Пугалом времен «хо лодной войны» было пред положение о захвате мира Советским Сою зом . Не свершилось. Но стоило коммунистам назвать себя демократами, как мир ут ратил осторожность и ос мотрительность, а из про странств бывшего Совет ского Союза потекла на За пад не только интеллиген ция с лекциями. Крими нальные элементы, благо даря визовому рэкету, за полонили Соединенное ко ролевство и Америку, и Швейцарию тоже. Они от мывают огромные суммы через банки и компании всех западных стран, про дают русское оружие, швы ряются наркотиками. На чался почти беспрепят ственный захват иностран ных территорий — и каких! Радиостанция «Свобо да», американская, заме тим, радиостанция, оказа лась в московских руках и на большой процент по дыгрывает русскому царю, достаточно часто повторяя то, что говорит московский официоз. Аналогичная ис тория происходит в Анг лии на Би-Би-Си. Как не перейти на зна комый язык литературного двойника одесского банди та Абрама Терца: «Мы не успокоимся, мы, как саран ча, пройдем по всем вашим богатым землям, пройдем и сожрем. Нам не привыкать к чужому золоту и чужой крови. Мы прикарманим ваши банки, ваши замки, ваши лазурные берега и сан-франциски. Нас много и мы сильнее».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz