Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
Щ И П Е Ц К Л Я • / М г а з е т а ХОЧУ РАССКАЯАТТ у П Р И Х О Ж У В ЗТ ОТ Д О М С Р А Д О С Т Ь Ю в предыдущем выпуске «Очага» мы обратились к вам, дорогие друзья, с предложением подсказать нам адреса интересных семей. Спасибо, первые письма мыуже получили. Одно из них сегодня предлагаем вашему вниманию. О Ч Е Н Ь Л И Ч Н О Е З АЧ Е М РЫ Б К Е З О Н Т И К ? К зтому письму мы поставили рубри/^ «Очень личное», хотя автор и пишет о большой общес твенной, семейной проблеме. Но так искренне, с болью, и размышляя, и делясь сокровенным... Зачемсовременнымде - ма, итакдалее... Ну, аесли любимоечадоне захочетна прягаться, то и не надо. Перед нами —пример ны нешних «бизнесменов» с ♦неполным средним», про дающихчто-нибудьслотка, вкиосках. Большие деньги плюс хорошие связи роди телей делают все. Хозяина индивидуального частного предприятия его служащие вряд ли рискнут спросить, есть ли у него диплом. Что у нас сейчас происходит? В институт без средствпосту пить непросто, на пять лет учебыденегпотребуетсяне мало, хорошо, еслиродите ли «прокормят». Ну, а те, ктоосилятвуз, кудапойдут они?ВБюрозанятости?Там работынетдаже для специ алистов с опытом, со ста жем, ктоже возьмет «зеле ного»? Вотяидумаю, зачемпу тям ходить вшколу? На верное, васудивитэтотво прос, но последнее время яоченьмногоразмышляю опроблемахвоспитанияи школе, где учится мой сын. Так вот, я, мама, дей ствительнозадумалась, за чемдетямнынчеобразова ние? Нет, я не против на чального обучения, уметь читать, писать, считать жизненнонеобходимо. Ну, а дальше, все долгие де сять лет? Мне и моим друзьям в свое время ро дителиговорили: «Хорошо учиться надо для поступ ленияввуз, полученияин тересной специальности». Сейчасэтозвучитсмешно. Ввуз?Былибыденьги, бу дет и вуз, и обучение за границей, и личная фир- жен вуз и хорошие оценки вшколе?Попривычке про веряюу сына уроки и про шу «постараться», а сама думаю—зачем?Зачемрыб ке зонтик? Яне вижу буду щего для сына, естьтолько неясная надежда, что к окончанию им школы что- нибудьизменится клучше му. Жалко и учителей. Да, ираньшеденьгамиихнеба ловали. Нобылиздавнапре стиж профессии, уважение родителей и учеников, со знание, чтонеобходимо «се ять разумное, доброе, веч ное». Хорошопомнюучите лей моей школы, которые большей частью, действи тельно, горели на работе. Кроме программы—заня тиясотстающими, дополни тельные часы, факультати вы. Боюсь, чтовсеэтовпро шлом. Теперь учителя (не все, но многие) работают строго по часам, а если ре бенокзапоминаетмедленно или много пропускает по болезни, то этоего труднос ти. Когда платят гроши, да итезадерживают, «гореть», конечно, труднее. Психологически тяжело идтивкласс, где процентов восемьдесят учениц одеты лучше учительницы. Хоро шо, еслиестьмуж, готовый нетолькокормить, ноиоде вать. Аиначеподрастающие модницыбудутхихикатьна уроке, обсуждая устарев ший фасон платья или де шевый вид лучшего костю ма педагога. Каклюбит го ворить одна моя знакомая: «Если ты такая умная, то почему тытакая бедная?» Да, летдвадцатьназад в школебылочто-тоотказар мы—темные платья, чер ные фартуки, короткие стрижки мальчишек. Сей час ограничения сняты, но всегдалиэтохорошо?Куль тура одежды у подростков не так высока, чтобы не идти, например, назанятия в вечернемплатье или ста рых джинсах. Еще современная шко ла меня, родительницу, поражает бесконечными поборами. Постоянно сда емденьгинакраскуиоли фу, на шторы и обои, и еще Бог знает на что. Ро дители также обязаны сами все купить, покра сить, наклеить, сшить и повесить. Ноиэтогомало. В классе постоянно соби рают деньги на каких-то клоунов, зооцирк, цирк без 3 0 0 и тому подобное. Помилуйте, какой может быть цирк вактовомзале школы? Добровольно люди на халтуру не идут, ашколаоказаласьидеаль нымместомдля «выжима ния» денег. Ведьнашима ленькие «буратины» рады смотреть любое представ ление. Ядействительнотрево жусьосудьбесвоегосына. Душа болит... Татьяна ВАСИЛЬЧИКОВА. г. Липецк. Сейчас часто говорят: наше время ударило и по судьбамотдельныхлюдей, и по семьям—не все выдер живают испытание: многие замыкаютсявсвоей скорлу пе, становятсяравнодушны ми, отдаляются от друзей. Но, ксчастью, естьещеибо гатые душевным теплом люди, к кому всегда тянут ся, рядомскоторымисветло иуютно. Яхочу рассказать имен но о таких людях, а вернее, —о такой семье. Семье Ер молаевых—ЛюдмилыИва новныи Валерия Филиппо вича —уже двадцать семь клет, так что и ветрами жи- } тейскими не раз продуло, и морозомтрудности постуди ли. Всебыло. Вырастилиони двоих дочерей: старшая, Инна, закончила пединсти тут исейчас живет с мужем и дочерью в Волгоградской области, работает ведущей передач на местном телеви дении. Младшаядочь. Вика, учитсявлипецкомпединсти туте. СамаЛюдмилатрудит ся контролером на «Стино ле», а Валерий работает в монтажной фирме. Одним словом, обычнаясемья. Но естьвэтой семье осо бенность, выделяющаяее из числа других: необычайное радушие и гостеприимство «ермолаевского» дома. Здесь всегда с порога встречаютсловами: «Какхо рошо, что вы пришли!» И сразучеловекчувствуетсебя желанным гостем, не лиш нимвэтомдоме. Выходные дниипраздникиредкообхо дятсябезгостей, йз задушев ных разговоров. А ведь это —счастье, когда твой дом помнятдрузьяивсегдактебе приходят. Люда —замечательный кулинар, причемлюбитгото вить новые, еще не опробо ванные блюда, угощает ими гостей. Вэтомдомесоблюда етсярусскийпринцип: «Что есть в печи —все на стол мечи!» УЕрмолаевыхвсегдапах нет пирогами. А любимый напиток —чай. Заваривает его всегда хозяин по своим «фирменным» рецептам. Са мый знаменитый чай у Ва лерия—счабрецом. Иниза чтовамневыйтииздома, не отведавчая, потомучто: «Та когочаятыеще нипила!» К теплу этого очага друзьясобираются, несгова риваясь: здесьвсегдахорошо иуютно. Помню, впрошлом годувоттак, случайно, собра лись у Ермолаевых на Ро ждество сразу девятнадцать человек! Даже из Сергиева Посада другприехал: «Про сто с вамипосидеть!» Ини когданельзязастатьЛюдми луиВалерияврасплох,какие бытрудные времена ни пе реживали, а гостей всегда встретятрадушно: пельменя ми, пирогами. И никогда не упрекают здесь друг друга: «Надоели мне твои друзья (или твои подруги!)» Друзья здесь — общие, их не делят на «тво их» и «моих». Валерий—заядлыйшах матист, любитпоэзиюЕсени на, неплохознаетбиографию поэта, говорить на эту тему может часами. ИЛюдд,.,— большаяпоклонницапоэзий, любит петь, всегда говорит: «Явпесне преждевсегосло ва слушаю, если слова пло хие—япетьнехочу». Голо самиЕрмолаевыхБогнеоби дел, поэтомулюбятздесьраз дольнуюрусскуюпесню. Радушиеэтогодома—ко нечноже, не только впиро гах да в праздниках. Ермо лаевы очень отзывчивы на чужуюбеду, всегда кому-то помогут. ОтЛюдмилычасто мож но услышать: «Надоже лю дям помочь!» Ее заботливое женское сердце стремится всех согреть. Она может иногдаспроситьувасненуж ные детские вещи, потому что у каких-то знакомых мальчику не вчемвшколу ходить. Или—на прошлой неделепопалазнакомаяжен щина в больницу, а дети у нееещемаленькие. Людабес покоится: «Хоть обед ей в больницуотвезу». На площадке с Ермолае выми жила одинокая жен щина-пенсионерка. Дочь у нее выросла иуехала вдру гой город. Люда приготовит что-нибудьвкусноеиксосед ке: «Попробуйте!» Приболе етта, иЛюдаспешитвмага зин, ваптеку. Ия не удив лялась, когда слышала от пожилой женщины: «Люда мне какстаршаядочь». Это замечательно, что, проживрядомдолгуюжизнь, Люда и Валерий единодуш нывотношенииклюдям. Я частомысленновозвращаюсь к одному случаю. УЛюды как-то поднялось давление, вызвали «скорую», а та все не едет и не едет. Инавер ное, в порыве отчаяния Ва лерий сказал жене: «Ты смотри, толькораньшеменя не умирай!» Это было около двух лет тому назад, а я, вспоминая эти слова Вале рия, думаю: может, так и звучатискренниепризнания влюбви? Впрочем, это было в эк стремальной ситуации. А в обычнойобстановкеВалерий толькоулыбается: «Дачтого ворить? Мне с женой повез ло!» Повезло им обоим, что создалихорошуюсемью, сбе регли ее во всех житейских испытаниях, не растеряли душевного тепла. Повезло всем, кто бывает у них в доме, греетсяу очага «ермо лаевского» дома. ИславаБогу, чтоестьеще такиеочаги. Былобыихпо больше... ЛюбовьДОРОФЕЕВА. На снимке: из семейного альбомасемьиЕрмолаевых: Людмила, Валерий с внуч кой Диной, младшая дочь Вика с мужем и старшая дочьИнна. И З п о ч т ы « О Ч А Г А » « Н Е з а б ы в а й т е в е т е р а н о в , ТАК МНОГО СДЕЛАВШИХ Р Я ВАС . . . » Уважаемые читатели, здравствуйте! Семейный клуб «Очаг» сердечно благодарит своих читателей за отклики, письма, пожела ния. С вашей помощью мы начинаем сегодня публикацию о хороших липецких семьях, где горит огонек «ОЧаИЯ». ИриМнЛАем на будущее ваши предложения: начать цикл материалов о семейных праздниках; познакомить вас побли же со всеми службами^ которые призваны се годнязащищать интересысемьи, детстваи ма теринства; продолжить публикации наших чи тателей. Рассчи-ПлваеШ и впредь на ваши со веты. Наш клуб — ваш гостеприимный дом, он создан для вас и призван служить вам верой и правдой. В очередном выпуски — часть нашей много численной (а она становится все богаче и со держательнее) почты. Д е ж у р н а я п о к л у б у ж у р н а л и с т Профессиямодельерасроднитворческо муделу. Многие, услышаввпрошлыегоды имяМарииИвановныОгневой, говорили: «Знаем, видели, имеличестьунееодевать ся». Да, Огневу всвое время знал чутьли не весь Липецк, а она живет в городе с 1950 года. Кем только ни работала по молодости —почтальоном, бухгалтером, секретарем сельсовета вКазинке, инаконец, швеей в ателье. Вот тут и нашла свое призвание. Сначала освоила работу закройщицы, за темвЛенинграде у лучших мастеров про шласпециализациюпомоделированию. И, вернувшись, создалапервыйвЛипецкеэк спериментальный цех модыс учебнымот делением. У неё'^йлись тяногие, в том числе и я: средбтЦчНЦтбрлвшуюсемьюне хватало, ашить самой —большая эконо мия, да иинтересно. Из цеха Огневой вы шливсе самые известные закройщицыго рода. Валентина Смольянинова ныне от крыласвое кооперативное ателье высшего разряда. Альбина Шевченко, Александра Пажитных имногие другие работаливсо дружестве с Марией Ивановной многие годы. Все этажиДома бытанаплощадиПле ханова были заполненышвейными цеха ми, илюдишлисюда, ценякачество, быс тротуобслуживания, красотуиоригиналь ностьмоделей, не устаревающихсовреме нем. «Старались сделать так, чтобымоде ли ни в чем не повторялись, учитывали вкускаждойжецщины». УжетогдавДоме быта был открыт демонстрационный зал, который стал популярен у горожан. Ус траивали конкурсы закройщиков. Часто участвовалиивстоличныхконкурсах, при возя оттуда медали и призы. Всю жизнь трудилась Мария Иванов на,, не покладая рук, за что была-удостое на ордена Трудового Красного Знамени. Сейчас она на пенсии. Скоро у нее будет юбилей— 70 -летие. Хотелосьбыпожелать ей здоровья, долгих летжизни—от всех, когоонатакнеповторимоодевала. Добрые дела не забываются... Н. ГУЛИБИНА. г. Липецк. . . Л и д и я Д У Б И Н А . Добрый день, уважае мый «Очаг»! ЭтописьмосбереговЗа паднойДвиныярешилна писатьсразукакпобывалв мартенынешнегогодавпо селке Сырский. Никогда мне не забыть оригиналь ной, неповторимойприроды липецкой земли, гостепри имных, открытыхлюдей. В Сырский я приехал первой раз, но уже, навер ное, не последний. В нем родилась моя мать, затем вышла замуж за белоруса. Отныневашикрая—ичас тичкамоего сердца. Вагонные колеса груст но диктовали: Ро-ди-на. А она, большаяинеобъятная, распалась—и нынче есть, увы, люди, выступающие против воссоединения Рос- Н А П И Ш И Т Е О с в о е й М А М Е , . , И З П О Ч Т Ы « О Ч А Г А » — [ нызнать, какжилиих ба бушки, прабабушки. Имен но йсизнь мам разных на циональностей—урок гу манностивсемдобрымзем- сии и Белоруссии. Поменя лисьназванияреспублик, но родинавсегда, какимать, у человекаодна. Нынчеграни цами разделеныродители и дети, братья и сестры. Но я считаю, что для настоящей дружбы не существует гра ниц. Писали бымыпочаще друг другу теплые письма, ездили вгости—ине было бы уродливых межнацио нальныхотношенийвконце XXстолетия. Мне больно, что родина моейматеристала дляменя заграницей. В дороге вспомнились строкииз популярнойпесни «Наши мамы». Душа моя пела, хотя мамыуже нет в живых: Шлите импочаще телеграммы. Письмамистарайтесь их согреть. Все насвете могут нашимамы. Тольконе умеют не стареть... Аты. Человек, не забыл написать письмо, позвонить маме, приехать кней вгос ти?Хорошейпамятьюомаме являютсянаписанныедетьми воспоминанияоней. Мыуже много времени у себя вВи тебске работаем над книгой «МамыXXвека». Оченьхо телосьбыполучитьиотжи телей Липецкой области письмаосвоихмамах. Обра щаюсь и к ним самим: рас скажите осебе. Ведьмногие из вас родились в синеокой Беларуси. Присылайте стихи о маме. Пишите, хотяпрозао маме —это все равно, что лирика самой высокой про бы. Всеприсланныеписьма, фотографиимыопубликуем^ ведь будущие родителиXXI столетия обязательно долж- лянам, урок нежности и любви к детям—будуще мупланетыЗемля. Письмапишитепоадре су: г. Витебск, пр. Москов ский, 74 - 1 , 2 -йящик, Кор нелюкуКонстантинуСтепа новичу. ПОСЛЕСЛОВИЕ КЛУ БА «ОЧАГ»: публикуя приглашениеК. Корнелю ка, «Очаг» предлагает та кой вариант: все письма липчанемогутнаправлять внашклуб. Ссамымиин тереснымимыпознакомим читателей, авсеписьмаот "редакции перешлемвВи тебскдляизданиявкниге «МамыXXвека». « ЦВЕТЫ ИНЕ НЕЖНО УЛЫБАЛИСЬ» Вечер с таким названием состоялся в школе-интернате для слепых и сла бовидящих детей. И оказалось, что ее воспитанники любяткраски природы, чутко понимаюти радуются красоте бытия, много знаюти умеют. Ребята чи тали стихи и пели песни о цветах, танцевали, читали свои рассказы. И можно было только удивляться их полноте ощущения жизни, остужающего мира. Интересным был конкурс на лучшего знатока цветов, главный приз достал ся Юре Выдрину. На снимках: Частушки о цветах лучше всех спели Наташа Звягина и Катя Юрина; «Миллион алых роз» преподнес на вечере Александр Бабенко. Ф о т о Е . ВО РО Н КО В А . ч , ш » Г О В О Р Я Т Д ^ ^ В д о ж д л и в у ю в е т р е н у ю п о г о д у п я т и л е т н и й м а ' !1 л ы ш п р о с и т с я г у л я т ь . Е го н е п у с к а ю т . — Х о р о ш и й х о з я и н д а ж е с о б а к у не кттмшщ^т в ы г о н и т на | у л и ц у | ^ ^ — Т а к я п о й д у о д и н , б е з М а р с и к а , р е б е н о к . * ' * * ■' -Ш - о т в е ч а е т Т а н я , 3 г о д а . П о м о га л а д е д у с а ж а т ь к а р т о ф е л ь . С о в е т у е т : Т ы т о л ь к о г л у б о к о н е з а к а п ы в а й ! А т о п о т о м I н е н а й д е м . ^ ^ Д и м а с кш и т в в а г о н е п о е з д а . «П апа , с к о р о по> е з д поедет?)» — В о т к о г д а с т р е л к а н а ч а с а х д о й д е т д о ц и ф р ы 8 , т о г д а и п о е д е т » . Д и м а в з д ы х а е т : — А в о т е с л и б ы н е б ы л о ч а с о в , т о с р а з у б ы и п о е х а л и . * , * В о в о ч к а к р и ч и т и з в а н н о й : — М а м , т ы м н е к а к у ю р у б а ш к у д а е ш ь ? щ — С к о р о т к и м и р у к а в а м и . А п о ч е м у т ы с п р а ш и * ^ в а е ш ь ? ' ' — Ч т о б ы з н а т ь , д о к у д а м н е р у к и м ы т ь . — Я н а ч а л а г о в о р и т ь , к о г д а м н е б ы л о т о л ь к о о д и н н а д ц а т ь м е с я ц е в ! ,— П о д у м а е ш ь ! . . Я н а ч а л г о в о р и т ь ещ е р а н ь ш е . . . ^ н о т о л ь к о м о л ч а л д о т р е х л е т . — П о ч е м у ? — А о ч е м г о в о р и т ь с э т и м и в з р о с л ы м и ? ! У в и д е л , ч т о и з т р у б ы х л е б о к о м б и н а т а и д е т г у с т о й д ы м : „ „ ^ — А я з н а ю , п о ч е м у д ы м ч е р н ы й — т а м с е й ч а с ч е р н ы й х л е б п е к у т . . (По публикациям журнала «Отлюиз»). Чащевсегозаиканиемо жет возникнуть в возрасте от 2 до 5 лет. Симптомыего достаточно известны. При попытке начать говорить в мышцахречевоймускулату рынаступаетсудорога. Вре зультате расстраивается ритм, плавность, темпречи. Частомалышнеможетрас крыть рот и сказать слово, задерживаясьнапервомзву ке. Поэтому у него получа ется по-по-пойду или и... пойду. Иногда ребенок пы тается помочь себе сказать слово: закрываяглаза, при топываяногой, похлопывая рукой. Следует отметить, что в период становления речи детичасто, подбирая слова, повторяютслоги, слова. Это вызванотем, чтомыслиопе режаютречевыевозможнос тиребенка. Такпоявляется физиологическое заикание, которое со временемможет пройти, есливзрослыенебу дут фиксировать внимание детей на этиповторы. Однако родители долж нызнать, что само по себе заиканиенепроходит. Опыт показывает, чемдольше по ПОЧЕААУ ЗАИЕСАЕ ТСЯ ВАЕ11 РЕБЕНОК? Однажды ко мне на прием пришла бабушка с внучкой и сказала, чтоИрочка внезапно начала заикаться. В беседе выяснилось, что Ирочка до 5 летвоспи тывалась у бабушки, поскольку часто болела простудными заболеваниями. А перед школой родители решили отдать ее вдетский сад. Девочка часто пла кала, днем не ложилась отдыхать. Так продолжалось два месяца. Привыкание к детскому саду кончилось нервным срывом. У девочки появилось заикание. Теперь родителям придется приложить немало усилий, чтобы избавить ре бенка отэтого тяжелого недуга. Ситуациятипичная. Состояние нервной системы, особенности высшей нер вной деятельности играютнемаловажную роль в возникновении речевого на рушения. Всякое волнующее переживание не проходит бесследно, ведь речь только развивается. Она неустойчива и легко может быть нарушена. временизаикаетсяребенок, ляютсястрахиодиночества. тем тяжелее бороться с не дугом. Причины, вызывающие заикание, разные. Ребенок может родиться с ослаблен ной нервной системой вре зультате неблагоприятно протекающей беременности материилиалкоголизмаро дителей. Такиедетидогода бывают беспокойными и часто плачут. У них нару шены сон, аппетит. Своз растомонистановятсябояз ливыми, капризными, появ- темноты. Такимдетямнель зя рассказывать на ночь страшные сказки, смотреть перед сном телевизионные передачи. Для них любая информацияявляетсясиль нымраздражителем, особен но вечером. Все эти страхи необяза тельно должны рассматри ваться как признаки бояз ни. Но у детей с ослаблен нойнервнойсистемойлюбой из перечисленных выше страховможет статьпричи ной заикания. Еще один из предраспо лагающих факторов возни кновения заикания —об щая физическая ослаблен- ность вследствие частых простудных и инфекцион ных заболеваний. Участои тяжелоболеющихдетейна блюдается эмоциональная неустойчивость, повышен ная впечатлительность, не усидчивость. Неблагоприят ныхжизненныхситуацийу ребенка 2-3 лет может быть много. Этоиотрывребенка отматери, рождение второ горебенка, ккоторомупер венец может ревновать, за пугивающие наказания, грубые окрики, нежелание посещатьдетскийсад. Вне которых семьях к речи ре бенка предъявляют повы шенныетребования, застав ляя повторять сложные не понятныеслова, длинныене по возрасту стихи. Заикание может возни кнуть инафоне недоразви тия речи. Отсутствие доста точного словарного запаса затрудняет общение ребен касокружающими, Чтотак же травмируетнервнуюсис тему. Здесь нужна помощь логопеда. Довольно часто оно начинается после пси хотравмы —испуга, кото рый может быть вызван громким резким звуком, нападением животных (со баки, коровы, петуха, гуся), приходомнезнакомогочело века. Намного труднее спра виться с недугом, если ре бенок постарше. В особен ности, еслиродителиилире бятавшколеповелисебяне правильно по отношениюк таким детям. В 10-13 лет чащеудевочекзаиканиесо провождаетсястрахомречи. Подростки еще тяжелее пе реживаютсвоинеудачи. По мочь их преодолеть могут спокойная семейная обста новка, добрые взаимоотно шения между членами семьи, ихучастие, сострада ниеребенкуиумелоесодей ствие висправлении дефек та. Словом, чем раньше вы обратитесь к специалистам (логопеду, невропатологу) по поводу заикания, тем боль ше гарантий впреодолении речевого дефекта. Лира ПУЧКОВА, логопед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz