Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Щ И П Е Ц К Л Я • / М г а з е т а ХОЧУ РАССКАЯАТТ у П Р И Х О Ж У В ЗТ ОТ Д О М С Р А Д О С Т Ь Ю в предыдущем выпуске «Очага» мы обратились к вам, дорогие друзья, с предложением подсказать нам адреса интересных семей. Спасибо, первые письма мыуже получили. Одно из них сегодня предлагаем вашему вниманию. О Ч Е Н Ь Л И Ч Н О Е З АЧ Е М РЫ Б К Е З О Н Т И К ? К зтому письму мы поставили рубри/^ «Очень личное», хотя автор и пишет о большой общес­ твенной, семейной проблеме. Но так искренне, с болью, и размышляя, и делясь сокровенным... Зачемсовременнымде - ма, итакдалее... Ну, аесли любимоечадоне захочетна­ прягаться, то и не надо. Перед нами —пример ны­ нешних «бизнесменов» с ♦неполным средним», про­ дающихчто-нибудьслотка, вкиосках. Большие деньги плюс хорошие связи роди­ телей делают все. Хозяина индивидуального частного предприятия его служащие вряд ли рискнут спросить, есть ли у него диплом. Что у нас сейчас происходит? В институт без средствпосту­ пить непросто, на пять лет учебыденегпотребуетсяне­ мало, хорошо, еслиродите­ ли «прокормят». Ну, а те, ктоосилятвуз, кудапойдут они?ВБюрозанятости?Там работынетдаже для специ­ алистов с опытом, со ста­ жем, ктоже возьмет «зеле­ ного»? Вотяидумаю, зачемпу­ тям ходить вшколу? На­ верное, васудивитэтотво­ прос, но последнее время яоченьмногоразмышляю опроблемахвоспитанияи школе, где учится мой сын. Так вот, я, мама, дей­ ствительнозадумалась, за­ чемдетямнынчеобразова­ ние? Нет, я не против на­ чального обучения, уметь читать, писать, считать жизненнонеобходимо. Ну, а дальше, все долгие де­ сять лет? Мне и моим друзьям в свое время ро­ дителиговорили: «Хорошо учиться надо для поступ­ ленияввуз, полученияин­ тересной специальности». Сейчасэтозвучитсмешно. Ввуз?Былибыденьги, бу­ дет и вуз, и обучение за границей, и личная фир- жен вуз и хорошие оценки вшколе?Попривычке про­ веряюу сына уроки и про­ шу «постараться», а сама думаю—зачем?Зачемрыб­ ке зонтик? Яне вижу буду­ щего для сына, естьтолько неясная надежда, что к окончанию им школы что- нибудьизменится клучше­ му. Жалко и учителей. Да, ираньшеденьгамиихнеба­ ловали. Нобылиздавнапре­ стиж профессии, уважение родителей и учеников, со­ знание, чтонеобходимо «се­ ять разумное, доброе, веч­ ное». Хорошопомнюучите­ лей моей школы, которые большей частью, действи­ тельно, горели на работе. Кроме программы—заня­ тиясотстающими, дополни­ тельные часы, факультати­ вы. Боюсь, чтовсеэтовпро­ шлом. Теперь учителя (не все, но многие) работают строго по часам, а если ре­ бенокзапоминаетмедленно или много пропускает по болезни, то этоего труднос­ ти. Когда платят гроши, да итезадерживают, «гореть», конечно, труднее. Психологически тяжело идтивкласс, где процентов восемьдесят учениц одеты лучше учительницы. Хоро­ шо, еслиестьмуж, готовый нетолькокормить, ноиоде­ вать. Аиначеподрастающие модницыбудутхихикатьна уроке, обсуждая устарев­ ший фасон платья или де­ шевый вид лучшего костю­ ма педагога. Каклюбит го­ ворить одна моя знакомая: «Если ты такая умная, то почему тытакая бедная?» Да, летдвадцатьназад в школебылочто-тоотказар­ мы—темные платья, чер­ ные фартуки, короткие стрижки мальчишек. Сей­ час ограничения сняты, но всегдалиэтохорошо?Куль­ тура одежды у подростков не так высока, чтобы не идти, например, назанятия в вечернемплатье или ста­ рых джинсах. Еще современная шко­ ла меня, родительницу, поражает бесконечными поборами. Постоянно сда­ емденьгинакраскуиоли­ фу, на шторы и обои, и еще Бог знает на что. Ро­ дители также обязаны сами все купить, покра­ сить, наклеить, сшить и повесить. Ноиэтогомало. В классе постоянно соби­ рают деньги на каких-то клоунов, зооцирк, цирк без 3 0 0 и тому подобное. Помилуйте, какой может быть цирк вактовомзале школы? Добровольно люди на халтуру не идут, ашколаоказаласьидеаль­ нымместомдля «выжима­ ния» денег. Ведьнашима­ ленькие «буратины» рады смотреть любое представ­ ление. Ядействительнотрево­ жусьосудьбесвоегосына. Душа болит... Татьяна ВАСИЛЬЧИКОВА. г. Липецк. Сейчас часто говорят: наше время ударило и по судьбамотдельныхлюдей, и по семьям—не все выдер­ живают испытание: многие замыкаютсявсвоей скорлу­ пе, становятсяравнодушны­ ми, отдаляются от друзей. Но, ксчастью, естьещеибо­ гатые душевным теплом люди, к кому всегда тянут­ ся, рядомскоторымисветло иуютно. Яхочу рассказать имен­ но о таких людях, а вернее, —о такой семье. Семье Ер­ молаевых—ЛюдмилыИва­ новныи Валерия Филиппо­ вича —уже двадцать семь клет, так что и ветрами жи- } тейскими не раз продуло, и морозомтрудности постуди­ ли. Всебыло. Вырастилиони двоих дочерей: старшая, Инна, закончила пединсти­ тут исейчас живет с мужем и дочерью в Волгоградской области, работает ведущей передач на местном телеви­ дении. Младшаядочь. Вика, учитсявлипецкомпединсти­ туте. СамаЛюдмилатрудит­ ся контролером на «Стино­ ле», а Валерий работает в монтажной фирме. Одним словом, обычнаясемья. Но естьвэтой семье осо­ бенность, выделяющаяее из числа других: необычайное радушие и гостеприимство «ермолаевского» дома. Здесь всегда с порога встречаютсловами: «Какхо­ рошо, что вы пришли!» И сразучеловекчувствуетсебя желанным гостем, не лиш­ нимвэтомдоме. Выходные дниипраздникиредкообхо­ дятсябезгостей, йз задушев­ ных разговоров. А ведь это —счастье, когда твой дом помнятдрузьяивсегдактебе приходят. Люда —замечательный кулинар, причемлюбитгото­ вить новые, еще не опробо­ ванные блюда, угощает ими гостей. Вэтомдомесоблюда­ етсярусскийпринцип: «Что есть в печи —все на стол мечи!» УЕрмолаевыхвсегдапах­ нет пирогами. А любимый напиток —чай. Заваривает его всегда хозяин по своим «фирменным» рецептам. Са­ мый знаменитый чай у Ва­ лерия—счабрецом. Иниза чтовамневыйтииздома, не отведавчая, потомучто: «Та­ когочаятыеще нипила!» К теплу этого очага друзьясобираются, несгова­ риваясь: здесьвсегдахорошо иуютно. Помню, впрошлом годувоттак, случайно, собра­ лись у Ермолаевых на Ро­ ждество сразу девятнадцать человек! Даже из Сергиева Посада другприехал: «Про­ сто с вамипосидеть!» Ини­ когданельзязастатьЛюдми­ луиВалерияврасплох,какие бытрудные времена ни пе­ реживали, а гостей всегда встретятрадушно: пельменя­ ми, пирогами. И никогда не упрекают здесь друг друга: «Надоели мне твои друзья (или твои подруги!)» Друзья здесь — общие, их не делят на «тво­ их» и «моих». Валерий—заядлыйшах­ матист, любитпоэзиюЕсени­ на, неплохознаетбиографию поэта, говорить на эту тему может часами. ИЛюдд,.,— большаяпоклонницапоэзий, любит петь, всегда говорит: «Явпесне преждевсегосло­ ва слушаю, если слова пло­ хие—япетьнехочу». Голо­ самиЕрмолаевыхБогнеоби­ дел, поэтомулюбятздесьраз­ дольнуюрусскуюпесню. Радушиеэтогодома—ко­ нечноже, не только впиро­ гах да в праздниках. Ермо­ лаевы очень отзывчивы на чужуюбеду, всегда кому-то помогут. ОтЛюдмилычасто мож­ но услышать: «Надоже лю­ дям помочь!» Ее заботливое женское сердце стремится всех согреть. Она может иногдаспроситьувасненуж­ ные детские вещи, потому что у каких-то знакомых мальчику не вчемвшколу ходить. Или—на прошлой неделепопалазнакомаяжен­ щина в больницу, а дети у нееещемаленькие. Людабес­ покоится: «Хоть обед ей в больницуотвезу». На площадке с Ермолае­ выми жила одинокая жен­ щина-пенсионерка. Дочь у нее выросла иуехала вдру­ гой город. Люда приготовит что-нибудьвкусноеиксосед­ ке: «Попробуйте!» Приболе­ етта, иЛюдаспешитвмага­ зин, ваптеку. Ия не удив­ лялась, когда слышала от пожилой женщины: «Люда мне какстаршаядочь». Это замечательно, что, проживрядомдолгуюжизнь, Люда и Валерий единодуш­ нывотношенииклюдям. Я частомысленновозвращаюсь к одному случаю. УЛюды как-то поднялось давление, вызвали «скорую», а та все не едет и не едет. Инавер­ ное, в порыве отчаяния Ва­ лерий сказал жене: «Ты смотри, толькораньшеменя не умирай!» Это было около двух лет тому назад, а я, вспоминая эти слова Вале­ рия, думаю: может, так и звучатискренниепризнания влюбви? Впрочем, это было в эк­ стремальной ситуации. А в обычнойобстановкеВалерий толькоулыбается: «Дачтого­ ворить? Мне с женой повез­ ло!» Повезло им обоим, что создалихорошуюсемью, сбе­ регли ее во всех житейских испытаниях, не растеряли душевного тепла. Повезло всем, кто бывает у них в доме, греетсяу очага «ермо­ лаевского» дома. ИславаБогу, чтоестьеще такиеочаги. Былобыихпо­ больше... ЛюбовьДОРОФЕЕВА. На снимке: из семейного альбомасемьиЕрмолаевых: Людмила, Валерий с внуч­ кой Диной, младшая дочь Вика с мужем и старшая дочьИнна. И З п о ч т ы « О Ч А Г А » « Н Е з а б ы в а й т е в е т е р а н о в , ТАК МНОГО СДЕЛАВШИХ Р Я ВАС . . . » Уважаемые читатели, здравствуйте! Семейный клуб «Очаг» сердечно благодарит своих читателей за отклики, письма, пожела­ ния. С вашей помощью мы начинаем сегодня публикацию о хороших липецких семьях, где горит огонек «ОЧаИЯ». ИриМнЛАем на будущее ваши предложения: начать цикл материалов о семейных праздниках; познакомить вас побли­ же со всеми службами^ которые призваны се­ годнязащищать интересысемьи, детстваи ма­ теринства; продолжить публикации наших чи­ тателей. Рассчи-ПлваеШ и впредь на ваши со­ веты. Наш клуб — ваш гостеприимный дом, он создан для вас и призван служить вам верой и правдой. В очередном выпуски — часть нашей много­ численной (а она становится все богаче и со­ держательнее) почты. Д е ж у р н а я п о к л у б у ж у р н а л и с т Профессиямодельерасроднитворческо­ муделу. Многие, услышаввпрошлыегоды имяМарииИвановныОгневой, говорили: «Знаем, видели, имеличестьунееодевать­ ся». Да, Огневу всвое время знал чутьли не весь Липецк, а она живет в городе с 1950 года. Кем только ни работала по молодости —почтальоном, бухгалтером, секретарем сельсовета вКазинке, инаконец, швеей в ателье. Вот тут и нашла свое призвание. Сначала освоила работу закройщицы, за­ темвЛенинграде у лучших мастеров про­ шласпециализациюпомоделированию. И, вернувшись, создалапервыйвЛипецкеэк­ спериментальный цех модыс учебнымот­ делением. У неё'^йлись тяногие, в том числе и я: средбтЦчНЦтбрлвшуюсемьюне хватало, ашить самой —большая эконо­ мия, да иинтересно. Из цеха Огневой вы­ шливсе самые известные закройщицыго­ рода. Валентина Смольянинова ныне от­ крыласвое кооперативное ателье высшего разряда. Альбина Шевченко, Александра Пажитных имногие другие работаливсо­ дружестве с Марией Ивановной многие годы. Все этажиДома бытанаплощадиПле­ ханова были заполненышвейными цеха­ ми, илюдишлисюда, ценякачество, быс­ тротуобслуживания, красотуиоригиналь­ ностьмоделей, не устаревающихсовреме­ нем. «Старались сделать так, чтобымоде­ ли ни в чем не повторялись, учитывали вкускаждойжецщины». УжетогдавДоме быта был открыт демонстрационный зал, который стал популярен у горожан. Ус­ траивали конкурсы закройщиков. Часто участвовалиивстоличныхконкурсах, при­ возя оттуда медали и призы. Всю жизнь трудилась Мария Иванов­ на,, не покладая рук, за что была-удостое­ на ордена Трудового Красного Знамени. Сейчас она на пенсии. Скоро у нее будет юбилей— 70 -летие. Хотелосьбыпожелать ей здоровья, долгих летжизни—от всех, когоонатакнеповторимоодевала. Добрые дела не забываются... Н. ГУЛИБИНА. г. Липецк. . . Л и д и я Д У Б И Н А . Добрый день, уважае­ мый «Очаг»! ЭтописьмосбереговЗа­ паднойДвиныярешилна­ писатьсразукакпобывалв мартенынешнегогодавпо­ селке Сырский. Никогда мне не забыть оригиналь­ ной, неповторимойприроды липецкой земли, гостепри­ имных, открытыхлюдей. В Сырский я приехал первой раз, но уже, навер­ ное, не последний. В нем родилась моя мать, затем вышла замуж за белоруса. Отныневашикрая—ичас­ тичкамоего сердца. Вагонные колеса груст­ но диктовали: Ро-ди-на. А она, большаяинеобъятная, распалась—и нынче есть, увы, люди, выступающие против воссоединения Рос- Н А П И Ш И Т Е О с в о е й М А М Е , . , И З П О Ч Т Ы « О Ч А Г А » — [ нызнать, какжилиих ба­ бушки, прабабушки. Имен­ но йсизнь мам разных на­ циональностей—урок гу­ манностивсемдобрымзем- сии и Белоруссии. Поменя­ лисьназванияреспублик, но родинавсегда, какимать, у человекаодна. Нынчеграни­ цами разделеныродители и дети, братья и сестры. Но я считаю, что для настоящей дружбы не существует гра­ ниц. Писали бымыпочаще друг другу теплые письма, ездили вгости—ине было бы уродливых межнацио­ нальныхотношенийвконце XXстолетия. Мне больно, что родина моейматеристала дляменя заграницей. В дороге вспомнились строкииз популярнойпесни «Наши мамы». Душа моя пела, хотя мамыуже нет в живых: Шлите импочаще телеграммы. Письмамистарайтесь их согреть. Все насвете могут нашимамы. Тольконе умеют не стареть... Аты. Человек, не забыл написать письмо, позвонить маме, приехать кней вгос­ ти?Хорошейпамятьюомаме являютсянаписанныедетьми воспоминанияоней. Мыуже много времени у себя вВи­ тебске работаем над книгой «МамыXXвека». Оченьхо­ телосьбыполучитьиотжи­ телей Липецкой области письмаосвоихмамах. Обра­ щаюсь и к ним самим: рас­ скажите осебе. Ведьмногие из вас родились в синеокой Беларуси. Присылайте стихи о маме. Пишите, хотяпрозао маме —это все равно, что лирика самой высокой про­ бы. Всеприсланныеписьма, фотографиимыопубликуем^ ведь будущие родителиXXI столетия обязательно долж- лянам, урок нежности и любви к детям—будуще­ мупланетыЗемля. Письмапишитепоадре­ су: г. Витебск, пр. Москов­ ский, 74 - 1 , 2 -йящик, Кор­ нелюкуКонстантинуСтепа­ новичу. ПОСЛЕСЛОВИЕ КЛУ­ БА «ОЧАГ»: публикуя приглашениеК. Корнелю­ ка, «Очаг» предлагает та­ кой вариант: все письма липчанемогутнаправлять внашклуб. Ссамымиин­ тереснымимыпознакомим читателей, авсеписьмаот "редакции перешлемвВи­ тебскдляизданиявкниге «МамыXXвека». « ЦВЕТЫ ИНЕ НЕЖНО УЛЫБАЛИСЬ» Вечер с таким названием состоялся в школе-интернате для слепых и сла­ бовидящих детей. И оказалось, что ее воспитанники любяткраски природы, чутко понимаюти радуются красоте бытия, много знаюти умеют. Ребята чи­ тали стихи и пели песни о цветах, танцевали, читали свои рассказы. И можно было только удивляться их полноте ощущения жизни, остужающего мира. Интересным был конкурс на лучшего знатока цветов, главный приз достал­ ся Юре Выдрину. На снимках: Частушки о цветах лучше всех спели Наташа Звягина и Катя Юрина; «Миллион алых роз» преподнес на вечере Александр Бабенко. Ф о т о Е . ВО РО Н КО В А . ч , ш » Г О В О Р Я Т Д ^ ^ В д о ж д л и в у ю в е т р е н у ю п о г о д у п я т и л е т н и й м а ' !1 л ы ш п р о с и т с я г у л я т ь . Е го н е п у с к а ю т . — Х о р о ш и й х о з я и н д а ж е с о б а к у не кттмшщ^т в ы г о н и т на | у л и ц у | ^ ^ — Т а к я п о й д у о д и н , б е з М а р с и к а , р е б е н о к . * ' * * ■' -Ш - о т в е ч а е т Т а н я , 3 г о д а . П о м о га л а д е д у с а ж а т ь к а р т о ф е л ь . С о в е т у е т : Т ы т о л ь к о г л у б о к о н е з а к а п ы в а й ! А т о п о т о м I н е н а й д е м . ^ ^ Д и м а с кш и т в в а г о н е п о е з д а . «П апа , с к о р о по> е з д поедет?)» — В о т к о г д а с т р е л к а н а ч а с а х д о й д е т д о ц и ф р ы 8 , т о г д а и п о е д е т » . Д и м а в з д ы х а е т : — А в о т е с л и б ы н е б ы л о ч а с о в , т о с р а з у б ы и п о е х а л и . * , * В о в о ч к а к р и ч и т и з в а н н о й : — М а м , т ы м н е к а к у ю р у б а ш к у д а е ш ь ? щ — С к о р о т к и м и р у к а в а м и . А п о ч е м у т ы с п р а ш и * ^ в а е ш ь ? ' ' — Ч т о б ы з н а т ь , д о к у д а м н е р у к и м ы т ь . — Я н а ч а л а г о в о р и т ь , к о г д а м н е б ы л о т о л ь к о о д и н н а д ц а т ь м е с я ц е в ! ,— П о д у м а е ш ь ! . . Я н а ч а л г о в о р и т ь ещ е р а н ь ш е . . . ^ н о т о л ь к о м о л ч а л д о т р е х л е т . — П о ч е м у ? — А о ч е м г о в о р и т ь с э т и м и в з р о с л ы м и ? ! У в и д е л , ч т о и з т р у б ы х л е б о к о м б и н а т а и д е т г у с ­ т о й д ы м : „ „ ^ — А я з н а ю , п о ч е м у д ы м ч е р н ы й — т а м с е й ч а с ч е р н ы й х л е б п е к у т . . (По публикациям журнала «Отлюиз»). Чащевсегозаиканиемо­ жет возникнуть в возрасте от 2 до 5 лет. Симптомыего достаточно известны. При попытке начать говорить в мышцахречевоймускулату­ рынаступаетсудорога. Вре­ зультате расстраивается ритм, плавность, темпречи. Частомалышнеможетрас­ крыть рот и сказать слово, задерживаясьнапервомзву­ ке. Поэтому у него получа­ ется по-по-пойду или и... пойду. Иногда ребенок пы­ тается помочь себе сказать слово: закрываяглаза, при­ топываяногой, похлопывая рукой. Следует отметить, что в период становления речи детичасто, подбирая слова, повторяютслоги, слова. Это вызванотем, чтомыслиопе­ режаютречевыевозможнос­ тиребенка. Такпоявляется физиологическое заикание, которое со временемможет пройти, есливзрослыенебу­ дут фиксировать внимание детей на этиповторы. Однако родители долж­ нызнать, что само по себе заиканиенепроходит. Опыт показывает, чемдольше по ПОЧЕААУ ЗАИЕСАЕ ТСЯ ВАЕ11 РЕБЕНОК? Однажды ко мне на прием пришла бабушка с внучкой и сказала, чтоИрочка внезапно начала заикаться. В беседе выяснилось, что Ирочка до 5 летвоспи­ тывалась у бабушки, поскольку часто болела простудными заболеваниями. А перед школой родители решили отдать ее вдетский сад. Девочка часто пла­ кала, днем не ложилась отдыхать. Так продолжалось два месяца. Привыкание к детскому саду кончилось нервным срывом. У девочки появилось заикание. Теперь родителям придется приложить немало усилий, чтобы избавить ре­ бенка отэтого тяжелого недуга. Ситуациятипичная. Состояние нервной системы, особенности высшей нер­ вной деятельности играютнемаловажную роль в возникновении речевого на­ рушения. Всякое волнующее переживание не проходит бесследно, ведь речь только развивается. Она неустойчива и легко может быть нарушена. временизаикаетсяребенок, ляютсястрахиодиночества. тем тяжелее бороться с не­ дугом. Причины, вызывающие заикание, разные. Ребенок может родиться с ослаблен­ ной нервной системой вре­ зультате неблагоприятно протекающей беременности материилиалкоголизмаро­ дителей. Такиедетидогода бывают беспокойными и часто плачут. У них нару­ шены сон, аппетит. Своз­ растомонистановятсябояз­ ливыми, капризными, появ- темноты. Такимдетямнель­ зя рассказывать на ночь страшные сказки, смотреть перед сном телевизионные передачи. Для них любая информацияявляетсясиль­ нымраздражителем, особен­ но вечером. Все эти страхи необяза­ тельно должны рассматри­ ваться как признаки бояз­ ни. Но у детей с ослаблен­ нойнервнойсистемойлюбой из перечисленных выше страховможет статьпричи­ ной заикания. Еще один из предраспо­ лагающих факторов возни­ кновения заикания —об­ щая физическая ослаблен- ность вследствие частых простудных и инфекцион­ ных заболеваний. Участои тяжелоболеющихдетейна­ блюдается эмоциональная неустойчивость, повышен­ ная впечатлительность, не­ усидчивость. Неблагоприят­ ныхжизненныхситуацийу ребенка 2-3 лет может быть много. Этоиотрывребенка отматери, рождение второ­ горебенка, ккоторомупер­ венец может ревновать, за­ пугивающие наказания, грубые окрики, нежелание посещатьдетскийсад. Вне­ которых семьях к речи ре­ бенка предъявляют повы­ шенныетребования, застав­ ляя повторять сложные не­ понятныеслова, длинныене по возрасту стихи. Заикание может возни­ кнуть инафоне недоразви­ тия речи. Отсутствие доста­ точного словарного запаса затрудняет общение ребен­ касокружающими, Чтотак­ же травмируетнервнуюсис­ тему. Здесь нужна помощь логопеда. Довольно часто оно начинается после пси­ хотравмы —испуга, кото­ рый может быть вызван громким резким звуком, нападением животных (со­ баки, коровы, петуха, гуся), приходомнезнакомогочело­ века. Намного труднее спра­ виться с недугом, если ре­ бенок постарше. В особен­ ности, еслиродителиилире­ бятавшколеповелисебяне­ правильно по отношениюк таким детям. В 10-13 лет чащеудевочекзаиканиесо­ провождаетсястрахомречи. Подростки еще тяжелее пе­ реживаютсвоинеудачи. По­ мочь их преодолеть могут спокойная семейная обста­ новка, добрые взаимоотно­ шения между членами семьи, ихучастие, сострада­ ниеребенкуиумелоесодей­ ствие висправлении дефек­ та. Словом, чем раньше вы обратитесь к специалистам (логопеду, невропатологу) по поводу заикания, тем боль­ ше гарантий впреодолении речевого дефекта. Лира ПУЧКОВА, логопед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz