Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
Т Щ И о Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а , № 9 1 - 9 2 ( 1 4 0 5 - 1 4 0 6 ) 1 . ому -то исто рия кажется чем-то вроде театральных подмостков. И если уж герой жертвует жизньюво имяРодины, то впоследнююминуту ондо лжен успеть принять эф фектную позу и произнес ти красивые и мужествен ные слова—дляпотомков. Но герои на войне уми рают без поз ифраз. Итог да находится полным пол но охотников эти позы и фразызанихпридумывать. Не избежал такойпосмерт нойучастиимойкомандир, погибшийнатомсамолете, который я обслуживал как техник-механик. Его звали ВикторАнтоновичБарков- ский. 55 лет назад, 2 0 мая 1942 года, он, летчик 591 - го истребительного авиа полка, младшийлейтенант, таранным ударом сбил не мецкий самолет-разведчик Ю- 88 . При этом погиб и сам. ЗасвойподвигБарков- скийудостоензванияГероя СоветскогоСоюза. Этоедин ственный случай, когда воин был удостоен такой награды за подвиг, совер шенныйнегде-нибудь, ана нашей липецкой земле. Точнее —ц нашем липец комнебе. Я был очевидцем тара на. И хочу успеть расска зать о нем. Рассказать без домыслов илегенд. А легенд, связанных с Виктором, хватает. Хотябы оегопредсмертныхсловах. В одной газете, например, написано следующее: «... Когдасоветскиевоиныпод бежаликупавшемуназем люБарковскому, оказалось, что он тяжело ранен. Уми рая, Виктор сказал запек шимися от крови губами: ♦Япрожилсвоюжизньчес тно...» Спустяодиннадцать лет вдругой газете летчик произносит нечто иное: «Я клятвувыполнил... Успеха вам, друзья!» Третья газе та—третийвариант: «Авсе же я победил, клятву сдер жал... Напиши на Урал». Если верить автору, то это «Напиши на Урал» было адресовано «лучшему дру гу» Барковского летчику Забровскому... Есливерить... Новерить вданном случае нельзя. И ното.му, чтоЗабровскийни как не мог подбежать к умирающемуБарковскому, посколькутотприземлился в 35 километрах от Ельца, где находился наш аэрод ром. Ипотому, чтоБарков- скийнеприземлился, авре зался вземлю. Ктомуже в товремяЗабровскоговпол ку уже просто не было. Если кому-то представ ляется, что такое сочини тельство—делобезобидное, то это не так. История и в большом, и вмаломдолж на быть правдивой, это же не роман и не кинобоевик. А главное —начав сочи нятьиприсочинятьвмело чах, мыутрачиваемориен тиры, и завтра знающие люди поставят под сомне ние и истинность самого главного. Помню, как один писа тель, намереваясь сделать книгу о БарковСкоМ, соби рался поместить там удар ный эпизод, когда, видите ли, Барковский, покинув ший после тарана свой са молет, вися на парашюте, ведет перестрелку с немца ми, которые тоже выпрыг нули с парашютами из Ю- 88 . Эта байка, не спорю, годится для киношников, новыдаватьее зареальный фактневозможно! Очеммы с друзьями из полкового советаветерановипоспеши лиизвеститьписьмомавто ра будущей книги. Кстати, он нам так и не ответил. Между темдоходят слухи, чтокнигусвоюоннаписал. Неужели вней будет и про перестрелкунапарашютах? А вот очередная стран ность. Цитирую журнал «Урал» (№ 9 за 1970 год) —вот что там говорится о таранеБарковского: «... ты сячи ельчан видели, как МиГ -3 взмыл вверх, затем в пике пошел на врага.. МиГврезался вхвост, а за темвлевуюплоскость «Юн- керса»... МиГ -3 стремитель нопошелвниз, а «Юнкере» несколько раз перевернул ся и заскользил к земле». Версияоповреждениихвос товой части повторялась многими —и некоторыми нашими однополчанами, и журналистами. Аодинува жаемый краевед из Ельца^ когда-то руководивший местным музеем, утверж далдаже, что «Юйкерс» во обще... рассыпалсяввозду хе». И это при том, йто в егожемузеенавидноммес тевиселафотография, запе чатлевшаяэ 1 'ОТупавшийна землюпосле тарана немец кий самолет! Кстати, именно эти, пустьинесамыекачествен ныеснимкипозволяютуви деть, чтохвостовоеоперенье как раз целехонькое, а вот место тарана под левым крыломзаметно вполне от четливо. Не исключаю, впрочем, что незначитель ное повреждение в хвосто вой части имелось, но на нес его отнюдь не винт МиГа- 3 . И уж, конечно, уверять, чтохвост «Юнкер- са» был вообще отрублен (так, вчастности, писала в мае 1942 года «Комсомоль ская правда»), ни в коем случае нельзя. Следующее недоумение связано с фразой вжурна ле «Урал» о тысячах ель чан, видевшихтаран. Вдру гой статье в качестве сви детелейназываюткоманду ющего Второй воздушной армиейКрасовскогоиком сорга Кошелева. Сомнева юсь, чтотаконоибыло. От ЕльцадоЧернавы, гдеБар ковскийзакончилбойсвра жеским самолетом, повто ряю, 35 километров. Тут вряд ли даже самый силь ныйбинокльпоможет. Так что о том, куда пришелся таранный удар, можно су дить лишь по повреждени ямна «Юнкерсе». Кслову, сбитый Барковским «Юн кере» былдоставленвЕлец и выставлен на всеобщее обозрение. Диву даешься, сколько же всяких выдумок насло илось на этот эпизод! То в чьих-то воспоминаниях со общается, будтов 1942 году подвигу героя был посвя щен чуть ли не целый но мер «Комсомольской прав ды» даже со стихами в честь Барковского. Между тем в «Комсомолке» была помещена лишь короткая заметка военного коррес пондентаЯ. Халемского, к сожалению, допустившего к тому же непростительно много ошибок, причем, са мая поразительная среди них —утверждение, будто после тарана «комсомолец Барковский благополучно приземлил свой самолет»! То раскрываешь книгу «Войска ПВОстранывВе ликойОтечественнойвойне 1941 - 1945 », где сказано, что Барковский совершил таранврайоне городаЛив- ны. Последнее, впрочем, можно еще как-то объяс нить: Ливны был фронто вым городом, его легко' было найти на карте в от личие от из.малковского села Чернава. Короче, всех небылици домыслов не перечесть. И это, по-моему, невольноос корбляет память моего ге- роя-однополчанина, бросает теньсомнениянато, чтоон сделал. Поэтому я и хочу рассказать правду без при крас и выдумок. Хотя бы потому, что подвиг летчи ка Барковского нивкаких прикрасах не нуждается... 2 . режде, чем говорить о л е т ч и к е , хочу ска зать о его самолете. Если мы хотим понять, что и как было 20 мая 1942 года в небе над Чернавой, это необходимо. МиГ -3 создавался как вы сотный истребитель-пере хватчик. Скорость у земли — 495 километроввчас, на высоте — 640 километров. Практический потолок — 10600 метров. Вооружение: двапулеметаШКАС(Шпи- тального-Комарницкого- Авиационный-Скорострель- ный) калибром 7 ,62 мм, один крупнокалиберный пулеметБерезина. Боеком плект: напулемете Берези на— 360 патронов, накаж домиз ШКАСов—по 350 . Крометого, моглиподвеши ваться шесть реактивных снарядов—РС- 82 . У немцев тогда самоле товсо скоростьювыше 600 километров в час не было. Но преимущество нашего МиГа проявлялось только на больших высотах, на малых оно резко шло на убыль, самолет становился недостаточноманевренным. Однако вообще он был хо рош. Особенно, еслиучесть, как холили наши «техна ри» каждую машину. Вот на таком МиГе Виктор и вступил впоединок с «Юн- керсом». Итак, ясный майский день. Ясное, чистое, без еди ного облачка, небо. Хотя в одной мемуарной заметке почему-то сказано, что «едва пара самолетов ото рвалась от земли, как их поглотило черно-серое ме сиво непогоды». Это еще одна необъяснимая выдум ка, котораятемболее непо нятна и нелогична, если свидетель ктому же наста ивает, что воздушный бой наблюдали «тысячи ель чан». Какже что-томожно было наблюдать в непри глядном«черно-сероммеси ве»? Тем не менее два само лета, действительно, шлик Ельцусвостока: нашистре битель и «Юнкере». Оче видно, ктомумоменту, око ло одиннадцати часов дня, ведущий нашей пары И. Товстоногов уже вышел из боя, поскольку егомашина была повреждена. Высота полета —где-то 7000 мет ров, поэтому, несмотря на ясное небо, самолетыбыло видно плохо. Если бы не инверсионные следы, их и не найти вбездонной голу бизне... Можно предполо жить, чтопротивникаребя тавстретиливрайонестан цииДон, но ужникак не у Мценска или у переднего края, какписали внекото рых публикациях. ... Точночья-то невиди мая рука, как по линейке, прочерчиваламеломлинию переживанияхмоегокоман дира в последние минуты жизни. Это не дано знать никому. Нокакшелскоро течный воздушный бой, представить всё-таки воз можно с высокой степенью вероятности и без всяких красивых фантазий. После тарана немецкий самолет все же приземлил сянафюзеляжссильными повреждениями на нашей территории в районе хуто раКшень. На этом сходят ся почти все, кто писал о подвиге Барковского. Но хуторэтот, каквыяснилось благодаря экспедициям елецких учащихся-следо- пытов(внихдовелосьучас твовать и мне), вовсе не в восьми километрах от Ди вен, арядомсВолово. Чле ныгитлеровского экипажа былитравмированы. Когда книмприближалисьнаши, командир его застрелился. Двое немцев были взятыв плен. Пленных доставили на КП, допросили. Они со общили, чтоихэкипажвхо- армиио «... необходимости применения воздушного тарана в исключительных случаях, как крайней меры». Интересная статистика: из 79 таранов, осуществлен ных только летчиками ПВО, 32 зарегистрированы за первые полгода войны, 24 —в 1942 году, 14 —в 1943 году, 9 —в 1944 и... ниодного в 1945 ... Думаю, улинейныхлетчиковккон цу войнытаранов станови лось все меньше. Вчемдело?Невтомли, что в начале войны у нас навооружении быломного машин устаревших типов, снизкимискоростями, они не могли на равных проти востоятьнемецким «Люфт ваффе»?Ктомужеунаших летчиков недоставало опы та борьбы с противником, господствовавшимввозду хе. Потому-то и приходи лось идти на таран, неред ко жертвуя собой. Паши пилотыплатили самуюдо рогуюцену. Идвигалиими роиСоветскогоСоюза». Ко роче—мастер, ас. Кслову заметить, желаяпроиллюс трировать этот бесспорный факт, иные из писавших о Викторе тоже не удержа лись от полуправды и вы думок. Но он не нуждался вэтом, ибобезвсяких «фан тазий на заданную тему» подтвердил всей своей би ографиейсвоемастерствои мужество. Майский таранбылдля негонепервым. Нотот, пер вый, не получился. А про изошло это где-то вапреле 42 -го... Взлетев с елецкого аэродрома, летчики Коко- вихиниБарковскийнавы соте 7500 метров настигли «Юнкерса». Огнембортово гооружиясбитьегонеуда лось. ИВикторрешилсяна таран, но... Потом он рас сказал, какбылодело. Что бы уравнять скорости, он начал убирать газ. Ивдруг ЧП: воздушный винт или, как его называл Виктор, «палка», остановился. МиГ- 4 . Владимир КРАВЧЕНКО, председатель совета ветеранов 591-го авиаполка БЕЗ ЛЕГЕНД с востока на запад. Это — след немецкого разведчика «Ю- 88 ». Он летит, снижа ясь, чтобы увеличить ско рость и_отррваться от пре следующего его МиГа, ко торый;'еСЛи помните, при снижении терял свои ско ростные качества. А вдоль прямой белой линии та же невидимая рука рисует нервный зиг заг. ЭтосамолетБарковско го. Он атакует врага то справа, тослева, пересекая трассу «Юнкерса». Этот рисунок в небе —прямая, перечеркиваемая синусои дой, —сохранялся долго, часа полтора-два. Барковс кийуже погиб, а «чертеж» боявсе еще зависалнадго родом. Тогданикто, конеч но, не считал, сколько за ходов-атак сделал Виктор. Но картина эта до сих пор стоитпередмоимиглазами, иядумаю, чтоатаковалон не менее шестираз. Когда самолеты удали лись от Ельца, инверсион ныеследыисчезли—види мо, с потерейвысотыизме нились атмосферные усло вия. Вместе со следамимы потеряли из виду и сами самолеты. Поэтомуврядли кто-либомогнаблюдатьсам таран, хотя описывают его на редкость подробно и, мягковыражаясь, неточно. Яже хочу опереться на сведения, полученныеотче ловека, который специаль но летал на место гибели Виктора. Этобылкомандир первой авиаэскадрильи А. Зюзя. Вот его собственные наблюдения. «Барковский... решил пойти натаранипритара не перешел в отвесное пи кирование, врезался взем лю. В итоге мыизвлекали из земли с глубины 5 мет ров его останки, что сохра нились под бронеспинкой, ... завернули в парашют и похоронили на елецком кладбище, где был наш аэродром». Кроме останков, Алек сей Афанасьевич привез планшетБарковскогоиего личноеоружие—револьвер системы «Наган». Переда ваяегомне, комэсксказал: «Принимай наследство от своегокомандира». Смотрю —авнаганевсеотверстия, щели идаже царапиныза битыземлей. Попросилна ших оружейников привес ти его впорядок. Аквече ру онимне его возвращают и говорят: «Товарищ тех ник, вычто же, из-за угла собираетесьстрелять?»Ока зывается, ствол согнулся градусов на десять-пятнад цать. Значит, былсильный удар, иэтодополнительное подтверждение того, что самолет падал отвесно. Не хочу расцвечивать свой рассказ домыслами о Командир экипажа "Юнкерса" застрелился В. Барковский дил влегион «Кондор», за нимавшийся разведкой на ших дальних тылов.Сами онивовремясвоегопослед него, прерванноготараном, полета успели произвести разведкуиаэрофотосъемку многихгородов, железнодо рожных узлов (Воронеж, Балашов, Саратов, Куйбы шев, Сызрань, Пенза, Рти щев, Тамбов, Мичуринск, Грязи). Фотопленку, кста ти, имзасветитьнеудалось, и она попала вруки совет ского командования. 3 . теперь — справка о таранах в годы Вели кой Оте чественной. Спору нет: как писалигазетчики, таран— оружие героев. Но почему, при каких условиях люди шлинатаран?Чтоих кэто му вынуждало? Вот цитата из книги «Войска ПВОстранывВе ликойОтечественнойвойне 1941-1945 гг.»: «... советс кие летчикисотнираз шли на таран, 17 летчиков при менили его дважды. Герой Советского Союза А. Хло быстов трижды, а летчик 744 ИАППВОВ.И. Ковзан —четырежды». Здесь же говорится и о приказе ко мандующего ВВС Красной —когда жажда победы, а когда и отчаяние, рождав шееся из ощущения своего бессилия перед чужой тех никой, чьихозяеватакпри вольно чувствовали себя в российскомнебе. Но уже в 1942 году ста ли поступать вчасти более современные самолеты — МиГ- 3 , ЯК- 1 , ЛаГГ- 3 . Да и опыта улетчиков прибави лось. В 1943 основными типамиистребителейстали Ла -5 иЯКи, постоянно мо дернизировавшиеся и пре взошедшиесамолетыврага. Вообще же после Курской битвывнебе господствова лиужененемцы, амы. Ну, идалее нашпотенциал на растал, росли скорости ма шин, совершенствовалось вооружение. Инужда вта ранах отпадала. Хотя воз никалиситуации, когдабез них не удавалось одолеть неприятеля. Подвиг Барковского, полагаю, подтверждает все эти размышления и выво ды. Виктор был отличным летчиком. В воспоминани яхеготоварищейприводит ся, например, эпизод, ког да он сумел благополучно приземлитьсянаодноколе со. Один из немногих Бар ковскийосвоилоченьслож ныйили, какговорятвави ации, строгийсамолетМиГ- 1 . «Кмаю 1942 годаонпро извел 96 боевых вылетов, нанеся противнику серьез ныйурон», —указывается впервомтомесборника «Ге 3 отсталотнемецкогосамо лета. Запустить мотор лет чик не смог. И вынужден был совершить посадку на самомчто ни на есть «пуп ке» аэродрома№ 1 вЛипец ке —в районе, где теперь находятся Дворец спорта «Звездный» и кинотеатр «Космос». Замечу: самапо садка с неработающим мо тором опять-таки свиде тельствует о том, каким блестящим летчиком был мой командир. Когда я прибыл из Ель ца вЛипецк к нашему са молету, менявсевремяпре следовал вопрос: как же Виктор ухитрился не ска потировать? Садился-то он спробитымиколесамишас си. Машина стояла на од них «ребордах». МиГ -3 и без того строг припосадке, а тут... Осмотрел я самолет — вижувнем 52 пробоины: на радиаторах, бензобаке, не говоряужеокрыльяхифю зеляже. Даеще ииз всасы вающегопатрубкавмоторе был вырван изрядный ку сок. Летчики поймут, что произошловрезультате: об разовалсяподсос, иэтопри велокотключениюмотора. Естественно, самолетмы быстро восстановили. Вэс кадрильи был проведен тщательный разбор этого боя. ИтогдаБарковскийза явил, что вследующий раз немец от него не уйдет... Он сдержал свое слово, заплатив за это жизнью. Иеще: Барковский был первым в составе дивизии летчиком, совершившим таран. Его примеру после довали и другие летчики полка —их не остановил уществуетмно гообъяснений, почему, пойдя на таран, Бар ковскийпогиб. Номнепредставляется, что надо принять наиболее ве роятное. Первое: Викторвступил вбой не с желторотиками. На разведку на дальние маршруты вглубь нашей территории — вплоть до Урала—посылали, конеч ноже, высококлассныхлет чиков, штурманов, стрел ков. Второе: Барковский хорошо помнил о своей не- удавшейсяпопыткетарана. Много раз атакуя вражес кого разведчика, он израс ходовалбоекомплект, ноне мец продолжал лететь. Впрочем, расстрелять все патроныпри сумасшедшей скорострельностибортовых пулеметов (ШКАС— 1800 выстреловвминуту или 30 в секунду, БС —соответ ственно 1000 и 17 ) —мно голидляэтогонадо време ни!Наслухочередиихвос принимались абсолютно слитно, как звук быстро разрываемого полотна. Ко роче —боезапас ШКАСов расходовался при непре рывной стрельбе за 12 се кунд, а БС—за 22 ... Итак, прежде чем Вик тор принял решение тара- нить, оностался без патро нов. Иные версии (об отка зеоружия) мнепредставля ются произвольными, они ничемне подтверждаются. Не исключаю, однако, что кмоменту тарана нашлет чикбылранен—ведьстре лок Ю -88 наверняка был снайпером. А на высоте 7000 метров кровь хлещет со страшной силой. Быть может, это и подтолкнуло Викторанатаран, посколь куонбоялсяиз-за ранения упустить врага... То есть так или иначе это был тот самый «исключительный случай», окоторомговори лосьвупомянутомужепри казе. И еще одно соображе ние, естественно, не вукор Виктору: возможно, самон, как стрелок, снайпером не был. Инепосвоейвине. Это б^а всегопоколениялетчи- ков^’^пришедших в боевые част^из гражданской ави ации. Унихпростонебыло времени научиться метко стрелять. Так или иначе, но Вик тор не намерен был отпус катьврагасмиром. На сей раз оннесталсбавлятьобо роты, чтобы«палка» не ос тановилась, какэтооднаж дыужеслучилось, анапол ной скорости врезался в левый мотор «Юнкерса». Трудносказать, чтопро изошло сразу после этого: ударился ли он головой о прицел ипотерял сознание или обморочное состояние наступило от потери крови врезультатеранения. Глав ное—Виктордоконцавы полнил свойдолг воина... 5 . трагический исход послед него боя Виктора. Это лей тенант А. Коковихин иего ведомый младший лейте нант И. Бухтияров —во времянеравногобоясодин надцатью вражескими са молетами они, приняв ре шение независимо друг от друга, таранили бомбарди ровщикипротивникаисби лиих. Самиребята селина поле. Кстати, в часть оба приехали вЛипецк вместе сБарковскимиз Ульянове- ка, дружилисним. И. Бух тияровпошелнатаранеще одинраз. Онсбилнемецкий бомбардировщик, но погиб и сам. Здесь надо упомя нуть, что, посообщениюКо- ковихина, это былдаже не второй, атретийтаранБух- тиярова, однако второй та ран не был почему-то за фиксирован. Назову также лейтенанта А. Гунченко, младших лейтенантов И. Растегаева и А. Иванова, также повторившихподвиг Виктора... 6 . М : народе гово рят: «Как в кремне не ви- |ден огонь, так в человеке — душа». Но наступает день, час, минута, когдакремень высекает искру, а человек в критической ситуации проявляетвсюсилуивели чие своейдуши. Виктор был обаятель ным, но, вобщем-то, обыч ным парнем. Среднего ро ста, спортивный, круглоли цый. Онне любил громких слов, не кичился своими летными достижениями, скорее —был скромен до застенчивости. Ни разу не слышал я от него ни одно го нецензурного слова. Все это, впрочем, не мешало емупользоватьсяавторите том среди друзей, не слу чайно избравших его ком соргом эскадрильи. Увле калсярадиолюбительством, сам собирал передатчики, говорят, неплохо играл на гитаре. Паренькакпарень. Ни чем не выделявшийся сре ди других. И ставший в свой звездный, в свой пос ледний час —Героем. Ге роемСоветскогоСоюза. За мечу: незавсякийтаранна ших летчиков удостаивали этоговысокогозвания. Вик тор получил его посмертно не только за жертвенный свойподвиг. Деловтом, что насбитомимсамолетебыли обнаруженыочень важные разведданные, так и не по павшие к тем, кто послал «Юнкере» вглубь нашей территории. ои коман дир родил ся вдалеке от липец- :кой земли. Но воевал здесь. И здесь принял смерть за Родину. Вот почему не могу, не умеюпонять, почемуимяи подвиг Героя никак не за печатлены в нашем крае. Даже улицыБарковскогов Лицецке нет. Почему? Только потому, что он не нашземляк?Новедьназва ли же именами уроженцев Липецкой областигородав Калининградской области —Гурьев, Гусев, Нестеров. Асколькоулиц, площадей, школ в далеких краях но сятопятьжеименалипчан- героев! Это же так естес твенно... Амы?.. Нашполковой совет ве теранов возбудил ходатай ствооприсвоениибезымян ной липецкой площади у Дворца спорта «Звездный* имени Барковского, но... ПервыйразмыговорилЙ’бВ' этом с заместителем главы администрацииЛипецкаЛ. Кураковойлетом 1994 года. Предложение как-будто бы было принято благосклон но. Мы написали даже оформленноеходатайствои надеялись, что к 50 -летию Победывсе будет решено. Но время шло, а ответа находатайствовсенебыло. Когда я наконец позвонил уважаемойЛюдмилеВален тиновне, то услышалудив ленное: «Аразве выеще не получилиответ?» Такяуз нал, что в просьбе ветера нам отказано. Причина? Площадь у «Звездного» числится не площадью, а транспортной развязкой. «Ивообще, —добавиламоя собеседница, —ходатайств подобных вашему, много. Вотпоявятсяновыеулицы, тогда мы к этому вопросу вернемся.» На мой взгляд, и реше ние, и позиция несколько странные. Аглавное —не понятно, отчего власти всталинаформальнуюточ ку зрения —площадь, не площадь. Чем, собственно, площадь Победы так уж отличается от площади у Звездного? Она ведь тоже являетсятранспортнойраз вязкой... А насчет того, что лет чику Барковскому надо ждать очереди, поскольку, дескать, аналогичных просьб и предложений по увековечениюимен воинов много, тоне худо бывспом нить: у Героев Советского Союзанасейсчетестьльго ты. Имвочереди стоятьне обязательно... И еще одно немаловажное соображе ние: площадь у «Звездно го», вернее—место, гдеона спустямноголетпослевой ны появилась, связано с боевойбиографиейБарков ского—именноздесьсовер шил 'ОНвынужденную по садку после первой попыт ки тарана. Ветераны, однополчане и друзья Виктора все еще не теряют надежды. И пусть этот рассказ о нем будетповторнымходатайст вом, еще одним призывом к памяти и совести живу щих... г . Л и п е ц к .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz