Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Т Щ И о Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а , № 9 1 - 9 2 ( 1 4 0 5 - 1 4 0 6 ) 1 . ому -то исто­ рия кажется чем-то вроде театральных подмостков. И если уж герой жертвует жизньюво имяРодины, то впоследнююминуту ондо­ лжен успеть принять эф­ фектную позу и произнес­ ти красивые и мужествен­ ные слова—дляпотомков. Но герои на войне уми­ рают без поз ифраз. Итог­ да находится полным пол­ но охотников эти позы и фразызанихпридумывать. Не избежал такойпосмерт­ нойучастиимойкомандир, погибшийнатомсамолете, который я обслуживал как техник-механик. Его звали ВикторАнтоновичБарков- ский. 55 лет назад, 2 0 мая 1942 года, он, летчик 591 - го истребительного авиа­ полка, младшийлейтенант, таранным ударом сбил не­ мецкий самолет-разведчик Ю- 88 . При этом погиб и сам. ЗасвойподвигБарков- скийудостоензванияГероя СоветскогоСоюза. Этоедин­ ственный случай, когда воин был удостоен такой награды за подвиг, совер­ шенныйнегде-нибудь, ана нашей липецкой земле. Точнее —ц нашем липец­ комнебе. Я был очевидцем тара­ на. И хочу успеть расска­ зать о нем. Рассказать без домыслов илегенд. А легенд, связанных с Виктором, хватает. Хотябы оегопредсмертныхсловах. В одной газете, например, написано следующее: «... Когдасоветскиевоиныпод­ бежаликупавшемуназем­ люБарковскому, оказалось, что он тяжело ранен. Уми­ рая, Виктор сказал запек­ шимися от крови губами: ♦Япрожилсвоюжизньчес­ тно...» Спустяодиннадцать лет вдругой газете летчик произносит нечто иное: «Я клятвувыполнил... Успеха вам, друзья!» Третья газе­ та—третийвариант: «Авсе же я победил, клятву сдер­ жал... Напиши на Урал». Если верить автору, то это «Напиши на Урал» было адресовано «лучшему дру­ гу» Барковского летчику Забровскому... Есливерить... Новерить вданном случае нельзя. И ното.му, чтоЗабровскийни­ как не мог подбежать к умирающемуБарковскому, посколькутотприземлился в 35 километрах от Ельца, где находился наш аэрод­ ром. Ипотому, чтоБарков- скийнеприземлился, авре­ зался вземлю. Ктомуже в товремяЗабровскоговпол­ ку уже просто не было. Если кому-то представ­ ляется, что такое сочини­ тельство—делобезобидное, то это не так. История и в большом, и вмаломдолж­ на быть правдивой, это же не роман и не кинобоевик. А главное —начав сочи­ нятьиприсочинятьвмело­ чах, мыутрачиваемориен­ тиры, и завтра знающие люди поставят под сомне­ ние и истинность самого главного. Помню, как один писа­ тель, намереваясь сделать книгу о БарковСкоМ, соби­ рался поместить там удар­ ный эпизод, когда, видите ли, Барковский, покинув­ ший после тарана свой са­ молет, вися на парашюте, ведет перестрелку с немца­ ми, которые тоже выпрыг­ нули с парашютами из Ю- 88 . Эта байка, не спорю, годится для киношников, новыдаватьее зареальный фактневозможно! Очеммы с друзьями из полкового советаветерановипоспеши­ лиизвеститьписьмомавто­ ра будущей книги. Кстати, он нам так и не ответил. Между темдоходят слухи, чтокнигусвоюоннаписал. Неужели вней будет и про перестрелкунапарашютах? А вот очередная стран­ ность. Цитирую журнал «Урал» (№ 9 за 1970 год) —вот что там говорится о таранеБарковского: «... ты­ сячи ельчан видели, как МиГ -3 взмыл вверх, затем в пике пошел на врага.. МиГврезался вхвост, а за­ темвлевуюплоскость «Юн- керса»... МиГ -3 стремитель­ нопошелвниз, а «Юнкере» несколько раз перевернул­ ся и заскользил к земле». Версияоповреждениихвос­ товой части повторялась многими —и некоторыми нашими однополчанами, и журналистами. Аодинува­ жаемый краевед из Ельца^ когда-то руководивший местным музеем, утверж­ далдаже, что «Юйкерс» во­ обще... рассыпалсяввозду­ хе». И это при том, йто в егожемузеенавидноммес­ тевиселафотография, запе­ чатлевшаяэ 1 'ОТупавшийна землюпосле тарана немец­ кий самолет! Кстати, именно эти, пустьинесамыекачествен­ ныеснимкипозволяютуви­ деть, чтохвостовоеоперенье как раз целехонькое, а вот место тарана под левым крыломзаметно вполне от­ четливо. Не исключаю, впрочем, что незначитель­ ное повреждение в хвосто­ вой части имелось, но на­ нес его отнюдь не винт МиГа- 3 . И уж, конечно, уверять, чтохвост «Юнкер- са» был вообще отрублен (так, вчастности, писала в мае 1942 года «Комсомоль­ ская правда»), ни в коем случае нельзя. Следующее недоумение связано с фразой вжурна­ ле «Урал» о тысячах ель­ чан, видевшихтаран. Вдру­ гой статье в качестве сви­ детелейназываюткоманду­ ющего Второй воздушной армиейКрасовскогоиком­ сорга Кошелева. Сомнева­ юсь, чтотаконоибыло. От ЕльцадоЧернавы, гдеБар­ ковскийзакончилбойсвра­ жеским самолетом, повто­ ряю, 35 километров. Тут вряд ли даже самый силь­ ныйбинокльпоможет. Так что о том, куда пришелся таранный удар, можно су­ дить лишь по повреждени­ ямна «Юнкерсе». Кслову, сбитый Барковским «Юн­ кере» былдоставленвЕлец и выставлен на всеобщее обозрение. Диву даешься, сколько же всяких выдумок насло­ илось на этот эпизод! То в чьих-то воспоминаниях со­ общается, будтов 1942 году подвигу героя был посвя­ щен чуть ли не целый но­ мер «Комсомольской прав­ ды» даже со стихами в честь Барковского. Между тем в «Комсомолке» была помещена лишь короткая заметка военного коррес­ пондентаЯ. Халемского, к сожалению, допустившего к тому же непростительно много ошибок, причем, са­ мая поразительная среди них —утверждение, будто после тарана «комсомолец Барковский благополучно приземлил свой самолет»! То раскрываешь книгу «Войска ПВОстранывВе­ ликойОтечественнойвойне 1941 - 1945 », где сказано, что Барковский совершил таранврайоне городаЛив- ны. Последнее, впрочем, можно еще как-то объяс­ нить: Ливны был фронто­ вым городом, его легко' было найти на карте в от­ личие от из.малковского села Чернава. Короче, всех небылици домыслов не перечесть. И это, по-моему, невольноос­ корбляет память моего ге- роя-однополчанина, бросает теньсомнениянато, чтоон сделал. Поэтому я и хочу рассказать правду без при­ крас и выдумок. Хотя бы потому, что подвиг летчи­ ка Барковского нивкаких прикрасах не нуждается... 2 . режде, чем говорить о л е т ч и к е , хочу ска­ зать о его самолете. Если мы хотим понять, что и как было 20 мая 1942 года в небе над Чернавой, это необходимо. МиГ -3 создавался как вы­ сотный истребитель-пере­ хватчик. Скорость у земли — 495 километроввчас, на высоте — 640 километров. Практический потолок — 10600 метров. Вооружение: двапулеметаШКАС(Шпи- тального-Комарницкого- Авиационный-Скорострель- ный) калибром 7 ,62 мм, один крупнокалиберный пулеметБерезина. Боеком­ плект: напулемете Берези­ на— 360 патронов, накаж­ домиз ШКАСов—по 350 . Крометого, моглиподвеши­ ваться шесть реактивных снарядов—РС- 82 . У немцев тогда самоле­ товсо скоростьювыше 600 километров в час не было. Но преимущество нашего МиГа проявлялось только на больших высотах, на малых оно резко шло на убыль, самолет становился недостаточноманевренным. Однако вообще он был хо­ рош. Особенно, еслиучесть, как холили наши «техна­ ри» каждую машину. Вот на таком МиГе Виктор и вступил впоединок с «Юн- керсом». Итак, ясный майский день. Ясное, чистое, без еди­ ного облачка, небо. Хотя в одной мемуарной заметке почему-то сказано, что «едва пара самолетов ото­ рвалась от земли, как их поглотило черно-серое ме­ сиво непогоды». Это еще одна необъяснимая выдум­ ка, котораятемболее непо­ нятна и нелогична, если свидетель ктому же наста­ ивает, что воздушный бой наблюдали «тысячи ель­ чан». Какже что-томожно было наблюдать в непри­ глядном«черно-сероммеси­ ве»? Тем не менее два само­ лета, действительно, шлик Ельцусвостока: нашистре­ битель и «Юнкере». Оче­ видно, ктомумоменту, око­ ло одиннадцати часов дня, ведущий нашей пары И. Товстоногов уже вышел из боя, поскольку егомашина была повреждена. Высота полета —где-то 7000 мет­ ров, поэтому, несмотря на ясное небо, самолетыбыло видно плохо. Если бы не инверсионные следы, их и не найти вбездонной голу­ бизне... Можно предполо­ жить, чтопротивникаребя­ тавстретиливрайонестан­ цииДон, но ужникак не у Мценска или у переднего края, какписали внекото­ рых публикациях. ... Точночья-то невиди­ мая рука, как по линейке, прочерчиваламеломлинию переживанияхмоегокоман­ дира в последние минуты жизни. Это не дано знать никому. Нокакшелскоро­ течный воздушный бой, представить всё-таки воз­ можно с высокой степенью вероятности и без всяких красивых фантазий. После тарана немецкий самолет все же приземлил­ сянафюзеляжссильными повреждениями на нашей территории в районе хуто­ раКшень. На этом сходят­ ся почти все, кто писал о подвиге Барковского. Но хуторэтот, каквыяснилось благодаря экспедициям елецких учащихся-следо- пытов(внихдовелосьучас­ твовать и мне), вовсе не в восьми километрах от Ди­ вен, арядомсВолово. Чле­ ныгитлеровского экипажа былитравмированы. Когда книмприближалисьнаши, командир его застрелился. Двое немцев были взятыв плен. Пленных доставили на КП, допросили. Они со­ общили, чтоихэкипажвхо- армиио «... необходимости применения воздушного тарана в исключительных случаях, как крайней меры». Интересная статистика: из 79 таранов, осуществлен­ ных только летчиками ПВО, 32 зарегистрированы за первые полгода войны, 24 —в 1942 году, 14 —в 1943 году, 9 —в 1944 и... ниодного в 1945 ... Думаю, улинейныхлетчиковккон­ цу войнытаранов станови­ лось все меньше. Вчемдело?Невтомли, что в начале войны у нас навооружении быломного машин устаревших типов, снизкимискоростями, они не могли на равных проти­ востоятьнемецким «Люфт­ ваффе»?Ктомужеунаших летчиков недоставало опы­ та борьбы с противником, господствовавшимввозду­ хе. Потому-то и приходи­ лось идти на таран, неред­ ко жертвуя собой. Паши пилотыплатили самуюдо­ рогуюцену. Идвигалиими роиСоветскогоСоюза». Ко­ роче—мастер, ас. Кслову заметить, желаяпроиллюс­ трировать этот бесспорный факт, иные из писавших о Викторе тоже не удержа­ лись от полуправды и вы­ думок. Но он не нуждался вэтом, ибобезвсяких «фан­ тазий на заданную тему» подтвердил всей своей би­ ографиейсвоемастерствои мужество. Майский таранбылдля негонепервым. Нотот, пер­ вый, не получился. А про­ изошло это где-то вапреле 42 -го... Взлетев с елецкого аэродрома, летчики Коко- вихиниБарковскийнавы­ соте 7500 метров настигли «Юнкерса». Огнембортово­ гооружиясбитьегонеуда­ лось. ИВикторрешилсяна таран, но... Потом он рас­ сказал, какбылодело. Что­ бы уравнять скорости, он начал убирать газ. Ивдруг ЧП: воздушный винт или, как его называл Виктор, «палка», остановился. МиГ- 4 . Владимир КРАВЧЕНКО, председатель совета ветеранов 591-го авиаполка БЕЗ ЛЕГЕНД с востока на запад. Это — след немецкого разведчика «Ю- 88 ». Он летит, снижа­ ясь, чтобы увеличить ско­ рость и_отррваться от пре­ следующего его МиГа, ко­ торый;'еСЛи помните, при снижении терял свои ско­ ростные качества. А вдоль прямой белой линии та же невидимая рука рисует нервный зиг­ заг. ЭтосамолетБарковско­ го. Он атакует врага то справа, тослева, пересекая трассу «Юнкерса». Этот рисунок в небе —прямая, перечеркиваемая синусои­ дой, —сохранялся долго, часа полтора-два. Барковс­ кийуже погиб, а «чертеж» боявсе еще зависалнадго­ родом. Тогданикто, конеч­ но, не считал, сколько за­ ходов-атак сделал Виктор. Но картина эта до сих пор стоитпередмоимиглазами, иядумаю, чтоатаковалон не менее шестираз. Когда самолеты удали­ лись от Ельца, инверсион­ ныеследыисчезли—види­ мо, с потерейвысотыизме­ нились атмосферные усло­ вия. Вместе со следамимы потеряли из виду и сами самолеты. Поэтомуврядли кто-либомогнаблюдатьсам таран, хотя описывают его на редкость подробно и, мягковыражаясь, неточно. Яже хочу опереться на сведения, полученныеотче­ ловека, который специаль­ но летал на место гибели Виктора. Этобылкомандир первой авиаэскадрильи А. Зюзя. Вот его собственные наблюдения. «Барковский... решил пойти натаранипритара­ не перешел в отвесное пи­ кирование, врезался взем­ лю. В итоге мыизвлекали из земли с глубины 5 мет­ ров его останки, что сохра­ нились под бронеспинкой, ... завернули в парашют и похоронили на елецком кладбище, где был наш аэродром». Кроме останков, Алек­ сей Афанасьевич привез планшетБарковскогоиего личноеоружие—револьвер системы «Наган». Переда­ ваяегомне, комэсксказал: «Принимай наследство от своегокомандира». Смотрю —авнаганевсеотверстия, щели идаже царапиныза­ битыземлей. Попросилна­ ших оружейников привес­ ти его впорядок. Аквече­ ру онимне его возвращают и говорят: «Товарищ тех­ ник, вычто же, из-за угла собираетесьстрелять?»Ока­ зывается, ствол согнулся градусов на десять-пятнад­ цать. Значит, былсильный удар, иэтодополнительное подтверждение того, что самолет падал отвесно. Не хочу расцвечивать свой рассказ домыслами о Командир экипажа "Юнкерса" застрелился В. Барковский дил влегион «Кондор», за­ нимавшийся разведкой на­ ших дальних тылов.Сами онивовремясвоегопослед­ него, прерванноготараном, полета успели произвести разведкуиаэрофотосъемку многихгородов, железнодо­ рожных узлов (Воронеж, Балашов, Саратов, Куйбы­ шев, Сызрань, Пенза, Рти­ щев, Тамбов, Мичуринск, Грязи). Фотопленку, кста­ ти, имзасветитьнеудалось, и она попала вруки совет­ ского командования. 3 . теперь — справка о таранах в годы Вели­ кой Оте­ чественной. Спору нет: как писалигазетчики, таран— оружие героев. Но почему, при каких условиях люди шлинатаран?Чтоих кэто­ му вынуждало? Вот цитата из книги «Войска ПВОстранывВе­ ликойОтечественнойвойне 1941-1945 гг.»: «... советс­ кие летчикисотнираз шли на таран, 17 летчиков при­ менили его дважды. Герой Советского Союза А. Хло­ быстов трижды, а летчик 744 ИАППВОВ.И. Ковзан —четырежды». Здесь же говорится и о приказе ко­ мандующего ВВС Красной —когда жажда победы, а когда и отчаяние, рождав­ шееся из ощущения своего бессилия перед чужой тех­ никой, чьихозяеватакпри­ вольно чувствовали себя в российскомнебе. Но уже в 1942 году ста­ ли поступать вчасти более современные самолеты — МиГ- 3 , ЯК- 1 , ЛаГГ- 3 . Да и опыта улетчиков прибави­ лось. В 1943 основными типамиистребителейстали Ла -5 иЯКи, постоянно мо­ дернизировавшиеся и пре­ взошедшиесамолетыврага. Вообще же после Курской битвывнебе господствова­ лиужененемцы, амы. Ну, идалее нашпотенциал на­ растал, росли скорости ма­ шин, совершенствовалось вооружение. Инужда вта­ ранах отпадала. Хотя воз­ никалиситуации, когдабез них не удавалось одолеть неприятеля. Подвиг Барковского, полагаю, подтверждает все эти размышления и выво­ ды. Виктор был отличным летчиком. В воспоминани­ яхеготоварищейприводит­ ся, например, эпизод, ког­ да он сумел благополучно приземлитьсянаодноколе­ со. Один из немногих Бар­ ковскийосвоилоченьслож­ ныйили, какговорятвави­ ации, строгийсамолетМиГ- 1 . «Кмаю 1942 годаонпро­ извел 96 боевых вылетов, нанеся противнику серьез­ ныйурон», —указывается впервомтомесборника «Ге­ 3 отсталотнемецкогосамо­ лета. Запустить мотор лет­ чик не смог. И вынужден был совершить посадку на самомчто ни на есть «пуп­ ке» аэродрома№ 1 вЛипец­ ке —в районе, где теперь находятся Дворец спорта «Звездный» и кинотеатр «Космос». Замечу: самапо­ садка с неработающим мо­ тором опять-таки свиде­ тельствует о том, каким блестящим летчиком был мой командир. Когда я прибыл из Ель­ ца вЛипецк к нашему са­ молету, менявсевремяпре­ следовал вопрос: как же Виктор ухитрился не ска­ потировать? Садился-то он спробитымиколесамишас­ си. Машина стояла на од­ них «ребордах». МиГ -3 и без того строг припосадке, а тут... Осмотрел я самолет — вижувнем 52 пробоины: на радиаторах, бензобаке, не говоряужеокрыльяхифю­ зеляже. Даеще ииз всасы­ вающегопатрубкавмоторе был вырван изрядный ку­ сок. Летчики поймут, что произошловрезультате: об­ разовалсяподсос, иэтопри­ велокотключениюмотора. Естественно, самолетмы быстро восстановили. Вэс­ кадрильи был проведен тщательный разбор этого боя. ИтогдаБарковскийза­ явил, что вследующий раз немец от него не уйдет... Он сдержал свое слово, заплатив за это жизнью. Иеще: Барковский был первым в составе дивизии летчиком, совершившим таран. Его примеру после­ довали и другие летчики полка —их не остановил уществуетмно­ гообъяснений, почему, пойдя на таран, Бар­ ковскийпогиб. Номнепредставляется, что надо принять наиболее ве­ роятное. Первое: Викторвступил вбой не с желторотиками. На разведку на дальние маршруты вглубь нашей территории — вплоть до Урала—посылали, конеч­ ноже, высококлассныхлет­ чиков, штурманов, стрел­ ков. Второе: Барковский хорошо помнил о своей не- удавшейсяпопыткетарана. Много раз атакуя вражес­ кого разведчика, он израс­ ходовалбоекомплект, ноне­ мец продолжал лететь. Впрочем, расстрелять все патроныпри сумасшедшей скорострельностибортовых пулеметов (ШКАС— 1800 выстреловвминуту или 30 в секунду, БС —соответ­ ственно 1000 и 17 ) —мно­ голидляэтогонадо време­ ни!Наслухочередиихвос­ принимались абсолютно слитно, как звук быстро разрываемого полотна. Ко­ роче —боезапас ШКАСов расходовался при непре­ рывной стрельбе за 12 се­ кунд, а БС—за 22 ... Итак, прежде чем Вик­ тор принял решение тара- нить, оностался без патро­ нов. Иные версии (об отка­ зеоружия) мнепредставля­ ются произвольными, они ничемне подтверждаются. Не исключаю, однако, что кмоменту тарана нашлет­ чикбылранен—ведьстре­ лок Ю -88 наверняка был снайпером. А на высоте 7000 метров кровь хлещет со страшной силой. Быть может, это и подтолкнуло Викторанатаран, посколь­ куонбоялсяиз-за ранения упустить врага... То есть так или иначе это был тот самый «исключительный случай», окоторомговори­ лосьвупомянутомужепри­ казе. И еще одно соображе­ ние, естественно, не вукор Виктору: возможно, самон, как стрелок, снайпером не был. Инепосвоейвине. Это б^а всегопоколениялетчи- ков^’^пришедших в боевые част^из гражданской ави­ ации. Унихпростонебыло времени научиться метко стрелять. Так или иначе, но Вик­ тор не намерен был отпус­ катьврагасмиром. На сей раз оннесталсбавлятьобо­ роты, чтобы«палка» не ос­ тановилась, какэтооднаж­ дыужеслучилось, анапол­ ной скорости врезался в левый мотор «Юнкерса». Трудносказать, чтопро­ изошло сразу после этого: ударился ли он головой о прицел ипотерял сознание или обморочное состояние наступило от потери крови врезультатеранения. Глав­ ное—Виктордоконцавы­ полнил свойдолг воина... 5 . трагический исход послед­ него боя Виктора. Это лей­ тенант А. Коковихин иего ведомый младший лейте­ нант И. Бухтияров —во времянеравногобоясодин­ надцатью вражескими са­ молетами они, приняв ре­ шение независимо друг от друга, таранили бомбарди­ ровщикипротивникаисби­ лиих. Самиребята селина поле. Кстати, в часть оба приехали вЛипецк вместе сБарковскимиз Ульянове- ка, дружилисним. И. Бух­ тияровпошелнатаранеще одинраз. Онсбилнемецкий бомбардировщик, но погиб и сам. Здесь надо упомя­ нуть, что, посообщениюКо- ковихина, это былдаже не второй, атретийтаранБух- тиярова, однако второй та­ ран не был почему-то за­ фиксирован. Назову также лейтенанта А. Гунченко, младших лейтенантов И. Растегаева и А. Иванова, также повторившихподвиг Виктора... 6 . М : народе гово­ рят: «Как в кремне не ви- |ден огонь, так в человеке — душа». Но наступает день, час, минута, когдакремень высекает искру, а человек в критической ситуации проявляетвсюсилуивели­ чие своейдуши. Виктор был обаятель­ ным, но, вобщем-то, обыч­ ным парнем. Среднего ро­ ста, спортивный, круглоли­ цый. Онне любил громких слов, не кичился своими летными достижениями, скорее —был скромен до застенчивости. Ни разу не слышал я от него ни одно­ го нецензурного слова. Все это, впрочем, не мешало емупользоватьсяавторите­ том среди друзей, не слу­ чайно избравших его ком­ соргом эскадрильи. Увле­ калсярадиолюбительством, сам собирал передатчики, говорят, неплохо играл на гитаре. Паренькакпарень. Ни­ чем не выделявшийся сре­ ди других. И ставший в свой звездный, в свой пос­ ледний час —Героем. Ге­ роемСоветскогоСоюза. За­ мечу: незавсякийтаранна­ ших летчиков удостаивали этоговысокогозвания. Вик­ тор получил его посмертно не только за жертвенный свойподвиг. Деловтом, что насбитомимсамолетебыли обнаруженыочень важные разведданные, так и не по­ павшие к тем, кто послал «Юнкере» вглубь нашей территории. ои коман­ дир родил­ ся вдалеке от липец- :кой земли. Но воевал здесь. И здесь принял смерть за Родину. Вот почему не могу, не умеюпонять, почемуимяи подвиг Героя никак не за­ печатлены в нашем крае. Даже улицыБарковскогов Лицецке нет. Почему? Только потому, что он не нашземляк?Новедьназва­ ли же именами уроженцев Липецкой областигородав Калининградской области —Гурьев, Гусев, Нестеров. Асколькоулиц, площадей, школ в далеких краях но­ сятопятьжеименалипчан- героев! Это же так естес­ твенно... Амы?.. Нашполковой совет ве­ теранов возбудил ходатай­ ствооприсвоениибезымян­ ной липецкой площади у Дворца спорта «Звездный* имени Барковского, но... ПервыйразмыговорилЙ’бВ' этом с заместителем главы администрацииЛипецкаЛ. Кураковойлетом 1994 года. Предложение как-будто бы было принято благосклон­ но. Мы написали даже оформленноеходатайствои надеялись, что к 50 -летию Победывсе будет решено. Но время шло, а ответа находатайствовсенебыло. Когда я наконец позвонил уважаемойЛюдмилеВален­ тиновне, то услышалудив­ ленное: «Аразве выеще не получилиответ?» Такяуз­ нал, что в просьбе ветера­ нам отказано. Причина? Площадь у «Звездного» числится не площадью, а транспортной развязкой. «Ивообще, —добавиламоя собеседница, —ходатайств подобных вашему, много. Вотпоявятсяновыеулицы, тогда мы к этому вопросу вернемся.» На мой взгляд, и реше­ ние, и позиция несколько странные. Аглавное —не­ понятно, отчего власти всталинаформальнуюточ­ ку зрения —площадь, не площадь. Чем, собственно, площадь Победы так уж отличается от площади у Звездного? Она ведь тоже являетсятранспортнойраз­ вязкой... А насчет того, что лет­ чику Барковскому надо ждать очереди, поскольку, дескать, аналогичных просьб и предложений по увековечениюимен воинов много, тоне худо бывспом­ нить: у Героев Советского Союзанасейсчетестьльго­ ты. Имвочереди стоятьне обязательно... И еще одно немаловажное соображе­ ние: площадь у «Звездно­ го», вернее—место, гдеона спустямноголетпослевой­ ны появилась, связано с боевойбиографиейБарков­ ского—именноздесьсовер­ шил 'ОНвынужденную по­ садку после первой попыт­ ки тарана. Ветераны, однополчане и друзья Виктора все еще не теряют надежды. И пусть этот рассказ о нем будетповторнымходатайст­ вом, еще одним призывом к памяти и совести живу­ щих... г . Л и п е ц к .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz