Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
^ апреля 1 997 г „ Ы а 8 3 ( 1397) п О тветить на в опр осы ав торов п исьма как будто бы нес л ож н о б ук ва льн о в не ск ол ьких с тр о ках . Напри мер , нап ом ни ть , что пос ле любого к о нк у рса , даже ес ли жюри аб солют но вне подозре ний н асче т его о бъек тивн о с ти , все рав но ес ть об иженн ые и нед овол ьн ые, счи тающие , что их нед ооце ни ли. Тем б о лее , к огд а речь о м у з ыка ль ном конкурсе —ведь воспри ятие музыки, согласитесь, весьма субъективно. Можно обратить внимание и на пра вило, по крайней мере, фор мально гарантирующее от «подсуживания» : член жюри, чей воспитанник вы ступает в конкурсе, в голо совании по своему питомцу не участвует. Что же касает ся системы, при которой от получения ребенком призо вых мест зависят разряд и зарплата педагога, то это не местная иници ати ва , а «Ц.У.» Министерства куль туры, рещившего, похоже, распространить рыночные законы конкуренции и на искусство, не просчитав не гативные последствия. А зна чит, здесь и авторы письма, и редакция вряд ли что-то способны изменить. Боюсь, чье-либо недоволь ство организацией конкурсов и при самых идеальных ус ловиях исключить трудно. Разные толки на сей счет я слышала не от одного педа гога музщкол и музучилища. Так, мне говорили, что на том же конкурсе, правда, на другом отделении, кто-то из «посвященных», войдя в зал до начала прослушивания, громко спросил: «Ну что, места уже распределены?» Разумеется, на всякий роток не накинешь платок. Но при желании легко вспомнить и другую, не менее мудрую, пословицу: нет дыма без огня. Тем не менее затронутые в письме вопросы остаются. Но дело, по-моему, не толь ко в призах и местах. Дело в другом... Год назад я забрала свое го ребенка из спортивной школы, где девочка занима лась четыре года и получила первый разряд по художес твенной гимнастике. И не только потому, что мы не собирались делать из дочери профессиональную спорт сменку. Просто после како го-то соревнования вдруг ста ло особенно ясно: серьезный спорт — это очень жестоко. Надо было видеть глазенки этих малышек — в них чи тались и обида, и злость, и откровенное желание неуда чи своим подругам. Да, каж дая рвалась к призовому мес ту. Да, бойцовские качества — как будто бы вещь вели колепная и очень полезная в нашей сегодняшней жизни. Пусть неудачник плачет, пусть страдает и переживает твой ближний, — лишь бы ты вырвался наверх. Такая «программа» нынче соблаз няет не одних спортсменов или музыкантов. К нам в редакцию как-то даже пришло письмо, автор которого возмущался... дет- Слава Богу, так происхо дит не везде и не всегда. Я давно слежу за судьбой дет ского хореографического ан самбля «Родничок». Его вос питанники прекрасно танцу ют, но, похоже, руководите лей «Родничка» это волнует далеко не в первую очередь. Им важнее другое: здесь дети учатся радоваться тому, что они способны дарить другим людям красоту. Праздник. Причем дарят все вместе — коллективом. Как они пере- Ни на секунду не ставлю под сомнение профессиональ ный уровень, да и чисто че ловеческую порядочность членов жюри, которые засе дают на таких прослушива ниях. У меня все-таки нет оснований предполагать, что они несправедливы и необъ ективны. И вообще — я не о взрослых, а о детях. Нужно ли им такое испытание? Ра зумно ли в принципе устра ивать конкурсы для десяти-, одиннадцати-, двенадцати- РА ЗДУМ ЬЯ Н А Д П И С ЬМ А М И В У НД Е Р К И НД Ы Уважаемая редакция! Хотим рассказать вам о неоднозначных впечатлениях от недавнего областного кон курса юных пианистов. Дело в том, что если раньше успех на таких смотрах и конкурсах вознаграждался только морально, то теперь от их результатов зависят разряды педаго гов, а стало быть, и зарплата. Вот и возни кает ощущение, что все организуется не ради детей и для детей , а чтобы раздать «звездочки на погоны» их наставникам. От сюда —и атмосфера этих конкурсов. Не слу чайно же , как мы слышали, на конкурсе на родных инструментов в зале даже звучали реплики «Жюри на мыло!» На наш взгляд, обозначилась тенденция раздавать награ ды ученикам одних и тех же Преподавате лей, независимо от качества подготовки их подопечных. Вызывает иногда недоумение и подбор «судейской коллегии». Ну почему в ней, например, оказывается родственник одного из конкурсантов? Более того: у многих членов жюри на конкурсе высту пают их ученики. Естественно, рождает ся подозрение, особенно, когда реше ние достаточно спорное: а не потому ли ничем не выделяющаяся на общем фоне девочка занимает третье место, что в жюри сидит ее педагог? Зато другая явно одаренная девочка из Ельца остается без премии. Может, у нее просто не было своего «полпреда» в жюри? Так это или нет, решать не беремся, но поводы для сомнений публике дали. Да , в основном награды присуждены по заслугам. Но как объяснить нашим ученикам, способным оценить мастерство своих ровесников, с.какой стати среди лауреатов оказались - и далеко не самые одаренные? Г р уппа педагогов музыкальных школ г. Липецка. * сними фильмами, подобными «Красной Шапочке». Мне, писал он, надо, чтобы мой сын вырос с крепкими зубами и острыми когтями, —тогда он не пропадет. Не желаю, что бы он видел в фильмах до брых волчат, которые помо гают девочке. Весьма распрос траненная точка зрения. Очень практичная, но и, как мне кажется, очень опасная. У нас и так, под напором мас совой западной культуры, где крепкий кулак и неразборчи вость в средствах подаются как нечто естественное и за конное в борьбе за место под солнцем, усиленно воспиты ваются индивидуализм и мах ровый эгоизм. Стоит ли еще и дополнительно способство вать этому, особенно когда речь идет о детях? живают друг за друга, как помогают и подсказывают, как радуются чужому успе ху! Быть может, стремление к лидерству у мальчиков и девочек из «Родничка» еще проявится —в более поздние годы. Но к тому времени у детей все-таки уже разовьет ся иммунитет к зависти. Они уже не смогут спокойно, а тем паче со злорадством смот реть на неудачи других... И разве не эти качества ценнее всего воспитывать се годня? Тем более что далеко не все из нынешних «вундер киндов» засверкают яркими звездами на отечественном и мировом небосклоне. Станут ли они великими музыкан тами — неизвестно. А вот души их уже сейчас можно искалечить. летних? Сейчас об этом спо рят крупнейшие музыканты. Скажем, выдающийся пиа нист, частый гость липчан Наум Штаркман «за» — он убежден, что это дает воз можность выявить и поддер жать юные таланты. А вот его сын, не менее известный пианист Александр — кате горический противник подо бных соревнований среди де тей. И, по-моему, прав сын, ибо он подходит к делу не только как профессиональ ный музыкант, но и как пе дагог, воспитатель... Будь моя воля — я бы проводила конкурсы, только начиная с 14, а то и с 16 лет. Подросток, юноша уже спо собен мыслить взрослыми категориями, ему больше можно объяснить, не остав л я я глубоких душевных травм. А дет:: — пусть про сто играют на концертах. Пусть учатся быть счастли выми от того, что могут по дарить свое искусство дру гим, а не от того, какое мес то заняли. Есть же у нас воз можность устраивать просто детские концерты. А специ алисты и без соревнований разберутся, кто чего стоит, какой ребенок особо одарен. Не надо бы втягивать малы ша в конкурентную борьбу. Да и от «звездной болезни» он застрахован меньше взрос лого. А чем это оборачивает ся с годами, мы знаем. Меня упрекнут в розовом идеализме: конкурсы были, есть и будут. Да, к сожале нию. Но тогда хотя бы по стараемся тщательнее проду мывать их организацию. Что бы не было и тени подозре ния на несправедливое судей ство. В спорте проще, там есть — впрочем, тоже дале ко не всегда — четкие кри терии: быстрее пробежал, дальше прыгнул, точнее мет нул. В искусстве все сложнее и субъективнее. Учитывая это, неужто нельзя включить в судейс кую группу педагогов с боль шим стажем, которые бы не имели никакого отношения к конкурсантам? Тогда вряд ли бы по городу пошли ма лоприятные разговоры. И еще: уж коль скоро Министерство культуры за чем-то поставило в зависи мость зарплату педагога от • призов его учеников и здесь мы пока ничего не в силах изменить, тем более важно не давать поводов для кривотол ков. Тем более необходимо искать достойный выход, чтобы сохранить в чистоте нравственный смысл, воспи тательный потенциал таких конкурсов, раз без них невоз можно обойтись. А главное —сберечь детские души и их бескорыстную любовь к му зыке. Наша жизнь становится все более жестокой и цинич ной. Так давайте же поста раемся как можно дольше и как можно дальше держать от этой жестокости наших детей. Поскольку их будущее зависит не только от наших разрядов и нашей зарплаты... Елена БРЕДИС. * Имена авторов письма редакции известны, но нас про сили их не приводить в интересах учеников, которым еще не раз предстоит выступать на конкурсах и смотрах. Г А И СО О БЩ А Е Т ТРАКТОРИСТ П О П АЛ П О Д КО ЛЕ СО СОБСТ ВЕНН О Г О ТРАКТОРА За прошедшую неделю (14 -20 ап реля) в области зарегистрировано 1 0 дорожно-транспортных происш ест вий. В них погибли 3 человека и 9 по лучили ранения. 15 а преля около часу ночи на проспек те Победы неустановленным автомобилем был совершен наезд на 35-летнюю женщи ну, которая от полученных травм сконча лас ь. Скрывшегося с места происшествия водителя задержать не удалось. Ведется расследование. В этот же день в селе Ло мовое Чаплыгинского района во время дви жения из кабины автомашины КАЗ-4540, принадлежащей ТОО «Зов», выпал рабочий этого товарищества Вотяков. От получен ной травмы он скончался в больнице. 17 апреля в 8.30 в Задонске под коле са «ЗАЗ-968» попала 48-летняя женщина. С сотрясением головного мозга она гос питализирована. 18 апреля в 21.20 в селе Ленино на ул. Зегеля в результате опрокидывания ав тобуса «КАВЗ» получили травмы двое пас сажиров. Водитель не пострадал. Днем позже в Липецке на ул. Неделина авто мобилем «Форд-Эскорт» совершен наезд на пожилую женщину, получивщую пере лом бедра. 20 апреля в селе Верхнее Казачье За донского района в семь вечера под коле са собственного МТЗ-80 попал тракторист совхоза «Задонский» Сидельников. Пыта ясь завести двигатель, он толкнул трак тор с горки и на ходу попытался в него впрыгнуть. «Трюк» закончился плачевно. Попав под заднее колесо, тракторист по лучил тяжелый перелом. Ранним утром того же дня на автодороге Тербуны-Во- лово у села Урицкое перевернулся «Мос квич» жителя Воронежа Костикова. Пос традала пассажирка, получивщая перело мы позвоночника и руки. Геннадий ФУРСОВ, ст. инспектор УГАИ УВД области, капитан милиции. Недавно в СШ № 32 прошла неделя классного воспитателя — своеоб разный творческий отчет о проделанной работе. Сегодня можно с уверен ностью сказать, что начатый здесь пять лет назад эксперимент себя пол ностью оправдал. Все одиннадцать классных воспитателей работают творчески, по со бственной программе, в которой учитываются индивидуальные особен ности учеников. НА СНИМКЕ: классный воспитатель 3. Хожаинова проводит очередное занятие с элементами игры на тему о звездных пришельцах, на котором состоялся интересный разговор о достижениях современной науки. К Р И М Ш ^ СТРАШНАЯ НАХОДКА В РЕКЕ: САМОВЕЦ; Утром 16 апреля в совхозе «Песковат- ш ский», что находится на границе с Тамбове- | кой областью, в речке Самовец был обнару- I жен труп мужчины с огнестрельным ранени- | : ем в голову. Следственно-оперативной труп- | : пой установлено, что 40-летний погибший | проживал в Липецке и работал водителем г на одном из автотранспортных предприятий ; города. Каким образом тело водителя ока- | залось в реке, да еще с простреленной го- | : ловой, предстоит выяснить следствию. | ВМЕСТО СТА ДОЛЛАРОВ - ОДИН «Считай деньги, не отходя от кассы!» — | : об этой главной заповеди во взаимоотноше- | >ниях продавца и покупателя, похоже, запа- | ! мятовал липецкий предприниматель С. 13 | ; апреля он продал неизвестным партию ко- : : жаных курток и плащей, всего на сумму 50 | : миллионов рублей. Покупатели оказались | : солидные и расплатились «зелеными». Толь- ^ко после ухода гостей, взявшись пересчи- ! тывать деньги, бизнесмен вдруг обнаружил, ; что вместо стодолларовых купюр ему под- : ! сунули бумажки номиналом в... один дол- : ! лар. Теперь мошенников разыскивает мили- ^ ; ция. Составлены их фотороботы. | АВТОМОБИЛИ ПОХИЩАЮТ , ' ЧТОБЫ СЖЕЧЬ? Странные угоны происходят в последнее : время. Похищенные автомобили отгоняют в : укромное место, а затем... сжигают. В кон- , ! це марта в Данкове из гаража по улице Фо- ‘ ! мина неизвестными была похищена «девят- ; : ка», принадлежащая предпринимателю. Ос- ! ! тов его сожженной машины вскоре обнару- ! жили на территории садоводческого това- ! рищества. А вот совсем свежий случай, про- , : изошедший уже в Липецке. 19 апреля ночью : от дома № 4 по Сиреневому проезду совер- 1 шен угон ВАЗ-21011. Под утро автомобиль >был найден сгоревшим в логу между 1 0 и ! 23 микрорайонами. СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ^ КАК ОРУЖИЕ САМОУБИЙЦ Неудачную попытку самоубийства пред- ' >: принял недавно 42-летний липчанин Т. Рас- ) считаться с жизнью он решил с помощью : строительного пистолета. К счастью или нет, ; но выстрел в грудь оказался неудачным. Пос- : традавший госпитализирован. ТОВАРИЩ СИДОРОВ, !: НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ МАШ ИНУ. БЕЗ ПРИСМОТРА! Встав рано утром и выглянув во двор, где : на ночь без присмотра оставили свою ма- • шину, вы можете (что вполне возможно) ее ! совсем не обнаружить, или, в лучшем слу- ; : чае, увидеть «ласточку» без Ьвух, а то и всех : четырех колес. Нечто подобное предстояло : испытать слесарю АО «НЛМК» Сидорову (фа- . : милия изменена), проживающему по улице ' : Звездной, если бы не бдительные милицио- ^ .' неры ОБ ППС УВД г. Липецка. 18 апреля в ' ; два часа ночи во время дежурства ими при ! краже двух колес с его ВАЗ-2101 были схва- ; чены двое грабителей. Задержанным по : двадцать с небольшим лет, один из них уже : был судим. Товарищи владельцы «Жигулей», к вам : обращается милиция: не оставляйте без ш \ присмотра свои машины! ЕСЛИ НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА, ^ ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО СКОТНИКИ, 1 , И НЕПРЕМЕННО С ТОПОРОМ | Некоторые сообщения в милицейских I сводках уже приобрели классические фор- . I мы. Если сообщение из районов, то обяза- : : тельно что-нибудь «на почве пьянства», и не- - : пременно «с топором». Вот только один из ; образчиков; «15 апреля в деревне Липовка ! : Становлянского района после совместного . : распития спиртных напитков скотник ТОО : «Лермонтово» Б. в ссоре нанес топором руб- ' ! леные раны головы скотнику того же ТОО К. ; Пострадавший госпитализирован». МИЛИЦИОНЕР ОТСТОЯЛ - свои СЪЕСТНЫЕ ПРИПАСЫ Этот случай произошел не так давно в : одном из домов в Юго-Западном районе го- ' ^рода. Некто Ч., 71-го года рождения и нера- : ботающий, попытался залезть в металличес кий ящик, в коих запасливые липчане так любят хранить картошку и банки с солень- : ями. Не успел воришка отогнуть крышку, как I был засти г )^ на месте преступления жиль- ' I цом дома. Попытка скрыться не увенчалась I успехом. Еще бы! Знал бы бедолага, что I гнался за ним сам хозяин ящика, он же — I сотрудник отдельного батальона патрульно- >: I постовой службы УВД области. В. ВОЛОДИН. I .V ТЕЛЕВИЗОРА ВЫ С Т А В КИ ЧАСТИЦА ПРЕКРАСНОГО ЦЕЛОГО. . . в Доме мастера работает выставка произведений М . Фаворской-Дервиз. Два двойных портрета в экспозиции — «Автопортрет с мужем» М. Фаворской-Дервиз и «Автопортрет с женой» В. Фаворского — выражают концепцию выставки: твор чество М. Фаворской-Дервиз и ее образ в произведениях В. Фаворского, твор ческий союз двух любящих людей, больших художников, порожденных русской культурой. Художница Мария Владими ровна Фаворская-Дервиз (1887- 1959) знаменита и безвестна од новременно. Известно ее имя, знамениты ее изображения, можно представить себе ее биог рафию, поскольку она связана с известными людьми, — но ее личность и собственное творчес тво до сих пор остаются в тени. Она сознательно приняла пре доставленную ей судьбой роль жены великого человека, разде лила его славу — и спряталась за ней. «Возлюбленная Мария Вла димировна», как писал Фаворс кий на даримых ей книгах, про вожала его на войну, растила детей, стойко переносила хвалу и хулу, сопровождавшие его сложный твор ческий путь, принимала учас тие в его рабо тах, позировала ему и была вдох новительницей его женских об разов — от коле нопреклоненной Руфи до таин ственной Кар мен. Это то, что относится к фа милии «Фаворская». Но и де вичья фамилия — Дервиз — тоже связана с историей рус ского искусства. Знаменитый портрет Валентина Серова «Н.Я. Дервиз с ребенком» изо бражает мать Марии Владими ровны с нею самой на руках. Воспетая Серовым усадьба До- мотканово принадлежала отцу Марии Владимировны — Вла димиру Дмитриевичу Дервизу (1859-1937) —художнику и об щественному деятелю. В 20-е годы В. Дервиз учас твовал в создании музея в Тро- ице-Сергиевой лавре (ныне За горский государственный исто рико-художественный музей- заповедник). Сохранить кол лекцию уникальных сокровищ древнего монастыря, превратить ее в правильно организованный государственный музей, доступ ный широкой публике, было делом огромной важности — делом сохранения националь ной культуры. Мария Владими ровна была рядом с отцом. Они жили впроголодь в монастырс ких кельях, окруженные шедев рами русского искусства. Такая уж была эпоха. Тут же рос и сын Марии Владимировны —Ники та Фаворский (1Й5-1941), впос ледствии ставший художником. Во время Великой Отечес твенной войны он ушел добро вольцем в ополчение и погиб под Москвой. Младший сын, Иван, был призван на фронт с первого кур са Художественного института и погиб под Кенигсбергом в 1945 году. Так в судьбе Марии Влади мировны совместились избран ность и общность, исключитель ность и древняя женская участь. Вот сколько лиц, событий и явлений вызвало в нашей памя ти только одно имя «Фаворская- Дервиз» ...Какова же была она сама? Яркая и оригинальная лич ность Марии Владимировны све тилась отнюдь не отраженным светом (можно сказать «звезда», а не «планета» и не «спутник»). Это был свет истинной поэзии, озарявший все, к чему она при касалась. Помню, как уже больная, редко встающая с постели, она вдруг вдохновлялась устройст вом новогодней елки — и ка кой же это получался таин ственный, романтический, кра сивый праздник! Какие изящ ные делала она украшения, ка кие милые затевала забавы! Так и виделась «девочка Дервиз» в многооконном зале домотканов- ского дома, окруженного снеж ными далями!.. И это в конце сороковых годов, когда в семье не было маленьких детей, в пе риод, определенный в ее запис ках, как «конец жизни»... Вместе с тем, Мария Влади мировна была очень строгим к себе человеком. Всю жизнь серьезно и по-детски старатель но работала она над собой, стре мясь подчинить свою фантасти ческую натуру строгим велени ям долга. Долг понимался ею не как ряд обязанностей, а как закон бытия, связывающий че ловека с миром. И это сочета ние; фантазерка, причудница, влюбленная красавица — с од ной стороны, искательница Ис тины, строгий судья своих чувств и поступков —с другой; мать, жена, хозяйка, тщетно пытающаяся справиться с раз валивающимся бытом, — с третьей; сочетание это (и борь ба!) создало образ в высшей сте пени оригинальный и полный своеобразной прелести. Но самое главное, конечно, — это творческое начало, та лант. Ни быт, ни заботы о де тях, ни горе не могли заглушить в ней постоянной жажды твор чества. Ей все время'казалось, что работает она мало. Она му чилась от этого, горевала, что не может сделать того, что хо чется, — а работ после нее оста лось много. Масло, темпера, акварели, рисунки, компози ции... За кисть ее заставляла взять ся жесткая, но и счастливая внутренняя необходимость; она нечто «увидела» и увиденное уже не отпускало от себя. Поэ тому у нее не бывает изображе ния безликого — «вообще» бе реза, «вообще» ребенок. Она влюблялась в совершенно опре деленный конкретный сюжет и смотрела на него обостренным любовью взглядом, радуясь каждой малости, любуясь все ми его особенностями. Можно сказать, что пейзажи Марии Владимировны — это портреты ее знакомых деревьев, полян и цветов. Но взволновать ее мог ло только то, что она хорошо знала и любила всегда, то, чем душа ее жила постоянно. Природа, дети, близкие люди — вот круг ее тем. Навер ное, поэтому ее работы полны такого глубокого, такого напря женного чувства, но выражено оно строгим языком художес твенной формы. Простые, под робные, очень реальные пейзажи на самом деле сложно и тонко построены. Простыми для вос приятия их делают четкость про странственных взаимоотношений и ясность композиции. Такая работа требовала большого само обладания и напряжения всех сил. В последние годы жизни, ког да Мария Владимировна много болела и изобразительным ис кусством почти не занималась (хотя в это время ею совместно с В. Фаворским сделаны иллюс трации к «Нашей древней сто лице» Н. Кончаловской и эскиз мозаичного панно «Зима» для со ветского посольства в Варшаве), в тяжелое время, наступившее после гибели сыновей, она вплот ную занялась литературным тру дом. Обессиленная болезнью и го рем, месяцами не выходящая из комнаты и почти не участвую щая в общей жизни, Мария Вла димировна не предавалась пас сивно воспоминаниям о более счастливом времени, а активно, горячо и мужественно работала, добиваясь превращения своих чувств, мыслей и самой своей прожитой жизни в истинно ху дожественное произведение. Себя же и свою жизнь Мария Владимировна воспринимала как частицу большого прекрасного целого. Ощущение органической связи с Природой, Историей и Народом было для нее совершен но естественным состоянием. Это поддерживало ее, но и заставля ло спрашивать с себя полной мерой. Все то, что получила она от судьбы и природы, она пре творила в искусство и оставила людям. Ирина КОРОВАЙ, художник. г. Москва. На снимке: репродукция кар тины В. Фаворского «М.В. Фа ворская и Е.В. Дервиз». ЗА В ЕД1Н ИЕ Л Ж И . в советские времена один мой з н а комый журналист , проработавший лет тридцать в «Известиях» и д о сл уж и в шийся там «до степеней известных», имел обыкновение , проходя мимо о г ромного серо го здания на Пушкинской площ ади , показывать на него пальцем и говорить (не гром ко ): «Вот оно, з а в е дение лжи». Сегодня таким «заведени ем лжи» стало та к назы ваемое НТВ. Говорю «так называемое», потому что значение этой аббревиатуры лично для меня остается загадкой ; совсем недав но руководитель данной телекомпании г-н М илаш енко с негодованием отверг предположение , что это «независимое те л е в и д е ни е » . И правильно сд елал ! Прав философ Ципко: ничего более «за казного», заангажированного , лживого , пропа ганд и стско го , чем Киселевские «Итоги», нет на наш ем телевидении . В последних репортажах г-н Киселев превзошел самого себя, окончательно пре вратив свои «Итоги» из программы инфор мационно-аналитической в агитпроповско- доносительскую. Нет уже и намека на объ ективность и беспристрастность. Сплош ная «пятиминутка ненависти». По срав нению с предпоследним выпуском «Ито гов», какая-нибудь «Международная па норама» застойных лет — образец спо койствия и объективности. Киселев начинает и заканчивает свои «Итоги» разговором о Лукашенко. Слушая его гневные филиппики, сначала можно подумать, что г-н Киселев всю жизнь про жил в каком-нибудь отдаленном швейцар ском кантоне, где все права человека со блюдаются давно и безукоризненно. И ис ходя из этих критериев, судит белорусско го президента. А потому столкновения ма нифестантов с полицией оскорбляют его девственно-демократические чувства. Но это представление рассеивается, когда г-н Киселев заявляет, что в области соблюде ния прав человека Белоруссия, оказыва ется, безнадежно отстала от России. Но в чем же это отставание проявляет ся? Первейшее право человека — право на жизнь и безопасность. Скажите, г-н Ки селев; как с этим правом обстоит дело у нас в России? Вспомните те методы, кото рыми ваш любимый «всенародно избран ный» боролся с законно избранным пар ламентом. Вспомните пальбу и смерть на улицах Москвы в октябре 1993 года. Вспомните «наведение конституционного порядка в Чечне». Вспомните нераскры тые убийства в центре Москвы, в том чис ле и ваших коллег-журналистов Дмитрия Холодова, Влада Листьева, Олега Слабынь- ко. И скажите: допустил ли президент Лукашенко у себя в республике что-либо подобное? Нет, не допустил. Равно как и не допустил невыплаты зарплат, перевода медицинского обслуживания на коммер ческую основу, «прокручивания» бюджет ных денег в целях личного обогащения фи нансовой олигархии. Не допустил прива тизации власти различными финансовы ми гцуппировками. Какие именно права человека наруша ет Лукашенко? «Право» на несанкциониг рованные митинги и манифестации? До статочно взглянуть, что написано в зако нодательстве демократичнейшей Франции по поводу разгона несанкционированных толп. Там полиция имеет право применять не только дубинки. Разве Лукашенко за прещает оппозиционную прессу, разве в Белоруссии нельзя смотреть все програм мы российского телевидения, в том числе и НТВ? Разве обожаемый НТВ «Народный фронт» не увешал весь Минск листовка ми с призывами к «вооруженной борьбе С лукашизмом»? Кстати, тактика дестабилизации ситу ации в Белоруссии, избранная Западом и отечественными «демократами», до боли напоминает события в Чили накануне свер'- жения Альенде. Чилийского президента тоже, помнится, обвиняли в нарушениях прав человека, устраивали против него провокации и заговоры, организовывали «уличные столкновения». А когда на мес то законно избранного президента пришел «демократ всех времен и народов» гене рал Аугусто Пиночет, заливший страну кровью, США перестали вопить о «нару шениях прав человека в Чили». Кстати, Евгений Алексеевич восхища ется позицией США в отношении Кубы, этой «маленькой империи зла», как он ее называет. Но зададимся вопросом: а что за режим там был до Фиделя и как к нему относились Соединенные Штаты? Этот вопрос был бы особенно уместен в устах историка по образованию Киселева. Так вот, до Фиделя Кастро страной управлял генерал по имени Фульхенсио Батиста, ко торый пришел к власти посредством воен ного переворота. Этот джентльмен вообще отменил все демократические институты, упразднил всеобщее избирательное право, но зато «восстановил» массовые аресты инакомыслящих, ночные допросы, пытки и убийства «при попытке к бегству». А заодно способствовал обогащению круп нейших «бизнесменов», доведя до полной нищеты и отчаяния все остальное населе ние. И этот режим существовал при пол ном одобрении и поддержке Соединенных Штатов. И если завтра Белоруссия поже лает войти в их сферу влияния, Лукашен ко немедленно получит полную индульген цию на самые чудовищные расправы со своими оппонентами. Впрочем, вероятно, такой исход и был бы наиболее приемлем для НТВ, г-на Ки селева и его хозяев. Напрасно г-н Киселев обижается, ког да его компанию называют «агентом вли яния». Возможно, это какой-то специфи ческий термин КГБ: тут ему, конечно, видней. Но телевидение и должно быть «агентом влияния», в том числе и на пра вительство. Только влияние это должно быть направлено на то, чтобы побудить президента и правительство к действиям, отвечающим национальным интересам России. Пока же НТВ ставит перед собой какие-то иные задачи. Глядя на Киселе ва, Ступникова и других журналистов из «независимой» телекомпании, я вспомнил строчки одного древнего корейского поэ та: О яшме люди говорят; булыжник, А это очень горько и обидно. Ведь умный человек не ошибется, И распознать он истину сумеет. Не ошибаясь, ТОЛЬКО ПРИТВОРЯ ЯСЬ, так говорят они, И грустно это... Борис ЛИСЯНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz