Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

^ апреля 1 997 г „ Ы а 8 3 ( 1397) п О тветить на в опр осы ав­ торов п исьма как будто бы нес л ож н о б ук ва льн о в не ­ ск ол ьких с тр о ках . Напри ­ мер , нап ом ни ть , что пос ле любого к о нк у рса , даже ес ли жюри аб солют но вне подозре­ ний н асче т его о бъек тивн о с ­ ти , все рав но ес ть об иженн ые и нед овол ьн ые, счи тающие , что их нед ооце ни ли. Тем б о­ лее , к огд а речь о м у з ыка ль­ ном конкурсе —ведь воспри­ ятие музыки, согласитесь, весьма субъективно. Можно обратить внимание и на пра­ вило, по крайней мере, фор­ мально гарантирующее от «подсуживания» : член жюри, чей воспитанник вы­ ступает в конкурсе, в голо­ совании по своему питомцу не участвует. Что же касает­ ся системы, при которой от получения ребенком призо­ вых мест зависят разряд и зарплата педагога, то это не местная иници ати ва , а «Ц.У.» Министерства куль­ туры, рещившего, похоже, распространить рыночные законы конкуренции и на искусство, не просчитав не­ гативные последствия. А зна­ чит, здесь и авторы письма, и редакция вряд ли что-то способны изменить. Боюсь, чье-либо недоволь­ ство организацией конкурсов и при самых идеальных ус­ ловиях исключить трудно. Разные толки на сей счет я слышала не от одного педа­ гога музщкол и музучилища. Так, мне говорили, что на том же конкурсе, правда, на другом отделении, кто-то из «посвященных», войдя в зал до начала прослушивания, громко спросил: «Ну что, места уже распределены?» Разумеется, на всякий роток не накинешь платок. Но при желании легко вспомнить и другую, не менее мудрую, пословицу: нет дыма без огня. Тем не менее затронутые в письме вопросы остаются. Но дело, по-моему, не толь­ ко в призах и местах. Дело в другом... Год назад я забрала свое­ го ребенка из спортивной школы, где девочка занима­ лась четыре года и получила первый разряд по художес­ твенной гимнастике. И не только потому, что мы не собирались делать из дочери профессиональную спорт ­ сменку. Просто после како­ го-то соревнования вдруг ста­ ло особенно ясно: серьезный спорт — это очень жестоко. Надо было видеть глазенки этих малышек — в них чи­ тались и обида, и злость, и откровенное желание неуда­ чи своим подругам. Да, каж ­ дая рвалась к призовому мес­ ту. Да, бойцовские качества — как будто бы вещь вели­ колепная и очень полезная в нашей сегодняшней жизни. Пусть неудачник плачет, пусть страдает и переживает твой ближний, — лишь бы ты вырвался наверх. Такая «программа» нынче соблаз­ няет не одних спортсменов или музыкантов. К нам в редакцию как-то даже пришло письмо, автор которого возмущался... дет- Слава Богу, так происхо­ дит не везде и не всегда. Я давно слежу за судьбой дет­ ского хореографического ан­ самбля «Родничок». Его вос­ питанники прекрасно танцу­ ют, но, похоже, руководите­ лей «Родничка» это волнует далеко не в первую очередь. Им важнее другое: здесь дети учатся радоваться тому, что они способны дарить другим людям красоту. Праздник. Причем дарят все вместе — коллективом. Как они пере- Ни на секунду не ставлю под сомнение профессиональ­ ный уровень, да и чисто че­ ловеческую порядочность членов жюри, которые засе­ дают на таких прослушива­ ниях. У меня все-таки нет оснований предполагать, что они несправедливы и необъ­ ективны. И вообще — я не о взрослых, а о детях. Нужно ли им такое испытание? Ра­ зумно ли в принципе устра­ ивать конкурсы для десяти-, одиннадцати-, двенадцати- РА ЗДУМ ЬЯ Н А Д П И С ЬМ А М И В У НД Е Р К И НД Ы Уважаемая редакция! Хотим рассказать вам о неоднозначных впечатлениях от недавнего областного кон ­ курса юных пианистов. Дело в том, что если раньше успех на таких смотрах и конкурсах вознаграждался только морально, то теперь от их результатов зависят разряды педаго ­ гов, а стало быть, и зарплата. Вот и возни ­ кает ощущение, что все организуется не ради детей и для детей , а чтобы раздать «звездочки на погоны» их наставникам. От ­ сюда —и атмосфера этих конкурсов. Не слу­ чайно же , как мы слышали, на конкурсе на ­ родных инструментов в зале даже звучали реплики «Жюри на мыло!» На наш взгляд, обозначилась тенденция раздавать награ ­ ды ученикам одних и тех же Преподавате ­ лей, независимо от качества подготовки их подопечных. Вызывает иногда недоумение и подбор «судейской коллегии». Ну почему в ней, например, оказывается родственник одного из конкурсантов? Более того: у многих членов жюри на конкурсе высту­ пают их ученики. Естественно, рождает ­ ся подозрение, особенно, когда реше ­ ние достаточно спорное: а не потому ли ничем не выделяющаяся на общем фоне девочка занимает третье место, что в жюри сидит ее педагог? Зато другая явно одаренная девочка из Ельца остается без премии. Может, у нее просто не было своего «полпреда» в жюри? Так это или нет, решать не беремся, но поводы для сомнений публике дали. Да , в основном награды присуждены по заслугам. Но как объяснить нашим ученикам, способным оценить мастерство своих ровесников, с.какой стати среди лауреатов оказались - и далеко не самые одаренные? Г р уппа педагогов музыкальных школ г. Липецка. * сними фильмами, подобными «Красной Шапочке». Мне, писал он, надо, чтобы мой сын вырос с крепкими зубами и острыми когтями, —тогда он не пропадет. Не желаю, что­ бы он видел в фильмах до­ брых волчат, которые помо­ гают девочке. Весьма распрос­ траненная точка зрения. Очень практичная, но и, как мне кажется, очень опасная. У нас и так, под напором мас­ совой западной культуры, где крепкий кулак и неразборчи­ вость в средствах подаются как нечто естественное и за­ конное в борьбе за место под солнцем, усиленно воспиты­ ваются индивидуализм и мах­ ровый эгоизм. Стоит ли еще и дополнительно способство­ вать этому, особенно когда речь идет о детях? живают друг за друга, как помогают и подсказывают, как радуются чужому успе­ ху! Быть может, стремление к лидерству у мальчиков и девочек из «Родничка» еще проявится —в более поздние годы. Но к тому времени у детей все-таки уже разовьет­ ся иммунитет к зависти. Они уже не смогут спокойно, а тем паче со злорадством смот­ реть на неудачи других... И разве не эти качества ценнее всего воспитывать се­ годня? Тем более что далеко не все из нынешних «вундер­ киндов» засверкают яркими звездами на отечественном и мировом небосклоне. Станут ли они великими музыкан­ тами — неизвестно. А вот души их уже сейчас можно искалечить. летних? Сейчас об этом спо­ рят крупнейшие музыканты. Скажем, выдающийся пиа­ нист, частый гость липчан Наум Штаркман «за» — он убежден, что это дает воз­ можность выявить и поддер­ жать юные таланты. А вот его сын, не менее известный пианист Александр — кате­ горический противник подо­ бных соревнований среди де­ тей. И, по-моему, прав сын, ибо он подходит к делу не только как профессиональ­ ный музыкант, но и как пе­ дагог, воспитатель... Будь моя воля — я бы проводила конкурсы, только начиная с 14, а то и с 16 лет. Подросток, юноша уже спо­ собен мыслить взрослыми категориями, ему больше можно объяснить, не остав­ л я я глубоких душевных травм. А дет:: — пусть про­ сто играют на концертах. Пусть учатся быть счастли­ выми от того, что могут по­ дарить свое искусство дру­ гим, а не от того, какое мес­ то заняли. Есть же у нас воз­ можность устраивать просто детские концерты. А специ­ алисты и без соревнований разберутся, кто чего стоит, какой ребенок особо одарен. Не надо бы втягивать малы­ ша в конкурентную борьбу. Да и от «звездной болезни» он застрахован меньше взрос­ лого. А чем это оборачивает­ ся с годами, мы знаем. Меня упрекнут в розовом идеализме: конкурсы были, есть и будут. Да, к сожале­ нию. Но тогда хотя бы по­ стараемся тщательнее проду­ мывать их организацию. Что­ бы не было и тени подозре­ ния на несправедливое судей­ ство. В спорте проще, там есть — впрочем, тоже дале­ ко не всегда — четкие кри­ терии: быстрее пробежал, дальше прыгнул, точнее мет­ нул. В искусстве все сложнее и субъективнее. Учитывая это, неужто нельзя включить в судейс­ кую группу педагогов с боль­ шим стажем, которые бы не имели никакого отношения к конкурсантам? Тогда вряд ли бы по городу пошли ма­ лоприятные разговоры. И еще: уж коль скоро Министерство культуры за­ чем-то поставило в зависи­ мость зарплату педагога от • призов его учеников и здесь мы пока ничего не в силах изменить, тем более важно не давать поводов для кривотол­ ков. Тем более необходимо искать достойный выход, чтобы сохранить в чистоте нравственный смысл, воспи­ тательный потенциал таких конкурсов, раз без них невоз­ можно обойтись. А главное —сберечь детские души и их бескорыстную любовь к му­ зыке. Наша жизнь становится все более жестокой и цинич­ ной. Так давайте же поста­ раемся как можно дольше и как можно дальше держать от этой жестокости наших детей. Поскольку их будущее зависит не только от наших разрядов и нашей зарплаты... Елена БРЕДИС. * Имена авторов письма редакции известны, но нас про­ сили их не приводить в интересах учеников, которым еще не раз предстоит выступать на конкурсах и смотрах. Г А И СО О БЩ А Е Т ТРАКТОРИСТ П О П АЛ П О Д КО ЛЕ СО СОБСТ ВЕНН О Г О ТРАКТОРА За прошедшую неделю (14 -20 ап ­ реля) в области зарегистрировано 1 0 дорожно-транспортных происш ест ­ вий. В них погибли 3 человека и 9 по ­ лучили ранения. 15 а преля около часу ночи на проспек­ те Победы неустановленным автомобилем был совершен наезд на 35-летнюю женщи­ ну, которая от полученных травм сконча­ лас ь. Скрывшегося с места происшествия водителя задержать не удалось. Ведется расследование. В этот же день в селе Ло ­ мовое Чаплыгинского района во время дви­ жения из кабины автомашины КАЗ-4540, принадлежащей ТОО «Зов», выпал рабочий этого товарищества Вотяков. От получен­ ной травмы он скончался в больнице. 17 апреля в 8.30 в Задонске под коле­ са «ЗАЗ-968» попала 48-летняя женщина. С сотрясением головного мозга она гос ­ питализирована. 18 апреля в 21.20 в селе Ленино на ул. Зегеля в результате опрокидывания ав­ тобуса «КАВЗ» получили травмы двое пас­ сажиров. Водитель не пострадал. Днем позже в Липецке на ул. Неделина авто­ мобилем «Форд-Эскорт» совершен наезд на пожилую женщину, получивщую пере­ лом бедра. 20 апреля в селе Верхнее Казачье За­ донского района в семь вечера под коле­ са собственного МТЗ-80 попал тракторист совхоза «Задонский» Сидельников. Пыта­ ясь завести двигатель, он толкнул трак ­ тор с горки и на ходу попытался в него впрыгнуть. «Трюк» закончился плачевно. Попав под заднее колесо, тракторист по­ лучил тяжелый перелом. Ранним утром того же дня на автодороге Тербуны-Во- лово у села Урицкое перевернулся «Мос­ квич» жителя Воронежа Костикова. Пос­ традала пассажирка, получивщая перело­ мы позвоночника и руки. Геннадий ФУРСОВ, ст. инспектор УГАИ УВД области, капитан милиции. Недавно в СШ № 32 прошла неделя классного воспитателя — своеоб­ разный творческий отчет о проделанной работе. Сегодня можно с уверен­ ностью сказать, что начатый здесь пять лет назад эксперимент себя пол­ ностью оправдал. Все одиннадцать классных воспитателей работают творчески, по со­ бственной программе, в которой учитываются индивидуальные особен­ ности учеников. НА СНИМКЕ: классный воспитатель 3. Хожаинова проводит очередное занятие с элементами игры на тему о звездных пришельцах, на котором состоялся интересный разговор о достижениях современной науки. К Р И М Ш ^ СТРАШНАЯ НАХОДКА В РЕКЕ: САМОВЕЦ; Утром 16 апреля в совхозе «Песковат- ш ский», что находится на границе с Тамбове- | кой областью, в речке Самовец был обнару- I жен труп мужчины с огнестрельным ранени- | : ем в голову. Следственно-оперативной труп- | : пой установлено, что 40-летний погибший | проживал в Липецке и работал водителем г на одном из автотранспортных предприятий ; города. Каким образом тело водителя ока- | залось в реке, да еще с простреленной го- | : ловой, предстоит выяснить следствию. | ВМЕСТО СТА ДОЛЛАРОВ - ОДИН «Считай деньги, не отходя от кассы!» — | : об этой главной заповеди во взаимоотноше- | >ниях продавца и покупателя, похоже, запа- | ! мятовал липецкий предприниматель С. 13 | ; апреля он продал неизвестным партию ко- : : жаных курток и плащей, всего на сумму 50 | : миллионов рублей. Покупатели оказались | : солидные и расплатились «зелеными». Толь- ^ко после ухода гостей, взявшись пересчи- ! тывать деньги, бизнесмен вдруг обнаружил, ; что вместо стодолларовых купюр ему под- : ! сунули бумажки номиналом в... один дол- : ! лар. Теперь мошенников разыскивает мили- ^ ; ция. Составлены их фотороботы. | АВТОМОБИЛИ ПОХИЩАЮТ , ' ЧТОБЫ СЖЕЧЬ? Странные угоны происходят в последнее : время. Похищенные автомобили отгоняют в : укромное место, а затем... сжигают. В кон- , ! це марта в Данкове из гаража по улице Фо- ‘ ! мина неизвестными была похищена «девят- ; : ка», принадлежащая предпринимателю. Ос- ! ! тов его сожженной машины вскоре обнару- ! жили на территории садоводческого това- ! рищества. А вот совсем свежий случай, про- , : изошедший уже в Липецке. 19 апреля ночью : от дома № 4 по Сиреневому проезду совер- 1 шен угон ВАЗ-21011. Под утро автомобиль >был найден сгоревшим в логу между 1 0 и ! 23 микрорайонами. СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ^ КАК ОРУЖИЕ САМОУБИЙЦ Неудачную попытку самоубийства пред- ' >: принял недавно 42-летний липчанин Т. Рас- ) считаться с жизнью он решил с помощью : строительного пистолета. К счастью или нет, ; но выстрел в грудь оказался неудачным. Пос- : традавший госпитализирован. ТОВАРИЩ СИДОРОВ, !: НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ МАШ ИНУ. БЕЗ ПРИСМОТРА! Встав рано утром и выглянув во двор, где : на ночь без присмотра оставили свою ма- • шину, вы можете (что вполне возможно) ее ! совсем не обнаружить, или, в лучшем слу- ; : чае, увидеть «ласточку» без Ьвух, а то и всех : четырех колес. Нечто подобное предстояло : испытать слесарю АО «НЛМК» Сидорову (фа- . : милия изменена), проживающему по улице ' : Звездной, если бы не бдительные милицио- ^ .' неры ОБ ППС УВД г. Липецка. 18 апреля в ' ; два часа ночи во время дежурства ими при ! краже двух колес с его ВАЗ-2101 были схва- ; чены двое грабителей. Задержанным по : двадцать с небольшим лет, один из них уже : был судим. Товарищи владельцы «Жигулей», к вам : обращается милиция: не оставляйте без ш \ присмотра свои машины! ЕСЛИ НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА, ^ ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО СКОТНИКИ, 1 , И НЕПРЕМЕННО С ТОПОРОМ | Некоторые сообщения в милицейских I сводках уже приобрели классические фор- . I мы. Если сообщение из районов, то обяза- : : тельно что-нибудь «на почве пьянства», и не- - : пременно «с топором». Вот только один из ; образчиков; «15 апреля в деревне Липовка ! : Становлянского района после совместного . : распития спиртных напитков скотник ТОО : «Лермонтово» Б. в ссоре нанес топором руб- ' ! леные раны головы скотнику того же ТОО К. ; Пострадавший госпитализирован». МИЛИЦИОНЕР ОТСТОЯЛ - свои СЪЕСТНЫЕ ПРИПАСЫ Этот случай произошел не так давно в : одном из домов в Юго-Западном районе го- ' ^рода. Некто Ч., 71-го года рождения и нера- : ботающий, попытался залезть в металличес­ кий ящик, в коих запасливые липчане так любят хранить картошку и банки с солень- : ями. Не успел воришка отогнуть крышку, как I был засти г )^ на месте преступления жиль- ' I цом дома. Попытка скрыться не увенчалась I успехом. Еще бы! Знал бы бедолага, что I гнался за ним сам хозяин ящика, он же — I сотрудник отдельного батальона патрульно- >: I постовой службы УВД области. В. ВОЛОДИН. I .V ТЕЛЕВИЗОРА ВЫ С Т А В КИ ЧАСТИЦА ПРЕКРАСНОГО ЦЕЛОГО. . . в Доме мастера работает выставка произведений М . Фаворской-Дервиз. Два двойных портрета в экспозиции — «Автопортрет с мужем» М. Фаворской-Дервиз и «Автопортрет с женой» В. Фаворского — выражают концепцию выставки: твор ­ чество М. Фаворской-Дервиз и ее образ в произведениях В. Фаворского, твор ­ ческий союз двух любящих людей, больших художников, порожденных русской культурой. Художница Мария Владими­ ровна Фаворская-Дервиз (1887- 1959) знаменита и безвестна од­ новременно. Известно ее имя, знамениты ее изображения, можно представить себе ее биог­ рафию, поскольку она связана с известными людьми, — но ее личность и собственное творчес­ тво до сих пор остаются в тени. Она сознательно приняла пре­ доставленную ей судьбой роль жены великого человека, разде­ лила его славу — и спряталась за ней. «Возлюбленная Мария Вла­ димировна», как писал Фаворс­ кий на даримых ей книгах, про­ вожала его на войну, растила детей, стойко переносила хвалу и хулу, сопровождавшие его сложный твор­ ческий путь, принимала учас­ тие в его рабо­ тах, позировала ему и была вдох­ новительницей его женских об­ разов — от коле­ нопреклоненной Руфи до таин ­ ственной Кар ­ мен. Это то, что относится к фа­ милии «Фаворская». Но и де­ вичья фамилия — Дервиз — тоже связана с историей рус­ ского искусства. Знаменитый портрет Валентина Серова «Н.Я. Дервиз с ребенком» изо­ бражает мать Марии Владими­ ровны с нею самой на руках. Воспетая Серовым усадьба До- мотканово принадлежала отцу Марии Владимировны — Вла­ димиру Дмитриевичу Дервизу (1859-1937) —художнику и об­ щественному деятелю. В 20-е годы В. Дервиз учас­ твовал в создании музея в Тро- ице-Сергиевой лавре (ныне За ­ горский государственный исто­ рико-художественный музей- заповедник). Сохранить кол­ лекцию уникальных сокровищ древнего монастыря, превратить ее в правильно организованный государственный музей, доступ­ ный широкой публике, было делом огромной важности — делом сохранения националь­ ной культуры. Мария Владими­ ровна была рядом с отцом. Они жили впроголодь в монастырс­ ких кельях, окруженные шедев­ рами русского искусства. Такая уж была эпоха. Тут же рос и сын Марии Владимировны —Ники­ та Фаворский (1Й5-1941), впос­ ледствии ставший художником. Во время Великой Отечес­ твенной войны он ушел добро­ вольцем в ополчение и погиб под Москвой. Младший сын, Иван, был призван на фронт с первого кур­ са Художественного института и погиб под Кенигсбергом в 1945 году. Так в судьбе Марии Влади­ мировны совместились избран­ ность и общность, исключитель­ ность и древняя женская участь. Вот сколько лиц, событий и явлений вызвало в нашей памя­ ти только одно имя «Фаворская- Дервиз» ...Какова же была она сама? Яркая и оригинальная лич­ ность Марии Владимировны све­ тилась отнюдь не отраженным светом (можно сказать «звезда», а не «планета» и не «спутник»). Это был свет истинной поэзии, озарявший все, к чему она при­ касалась. Помню, как уже больная, редко встающая с постели, она вдруг вдохновлялась устройст­ вом новогодней елки — и ка ­ кой же это получался таин­ ственный, романтический, кра­ сивый праздник! Какие изящ­ ные делала она украшения, ка ­ кие милые затевала забавы! Так и виделась «девочка Дервиз» в многооконном зале домотканов- ского дома, окруженного снеж­ ными далями!.. И это в конце сороковых годов, когда в семье не было маленьких детей, в пе­ риод, определенный в ее запис­ ках, как «конец жизни»... Вместе с тем, Мария Влади­ мировна была очень строгим к себе человеком. Всю жизнь серьезно и по-детски старатель­ но работала она над собой, стре­ мясь подчинить свою фантасти­ ческую натуру строгим велени­ ям долга. Долг понимался ею не как ряд обязанностей, а как закон бытия, связывающий че­ ловека с миром. И это сочета­ ние; фантазерка, причудница, влюбленная красавица — с од­ ной стороны, искательница Ис­ тины, строгий судья своих чувств и поступков —с другой; мать, жена, хозяйка, тщетно пытающаяся справиться с раз­ валивающимся бытом, — с третьей; сочетание это (и борь­ ба!) создало образ в высшей сте­ пени оригинальный и полный своеобразной прелести. Но самое главное, конечно, — это творческое начало, та­ лант. Ни быт, ни заботы о де­ тях, ни горе не могли заглушить в ней постоянной жажды твор­ чества. Ей все время'казалось, что работает она мало. Она му­ чилась от этого, горевала, что не может сделать того, что хо­ чется, — а работ после нее оста­ лось много. Масло, темпера, акварели, рисунки, компози­ ции... За кисть ее заставляла взять­ ся жесткая, но и счастливая внутренняя необходимость; она нечто «увидела» и увиденное уже не отпускало от себя. Поэ­ тому у нее не бывает изображе­ ния безликого — «вообще» бе­ реза, «вообще» ребенок. Она влюблялась в совершенно опре­ деленный конкретный сюжет и смотрела на него обостренным любовью взглядом, радуясь каждой малости, любуясь все­ ми его особенностями. Можно сказать, что пейзажи Марии Владимировны — это портреты ее знакомых деревьев, полян и цветов. Но взволновать ее мог­ ло только то, что она хорошо знала и любила всегда, то, чем душа ее жила постоянно. Природа, дети, близкие люди — вот круг ее тем. Навер­ ное, поэтому ее работы полны такого глубокого, такого напря­ женного чувства, но выражено оно строгим языком художес­ твенной формы. Простые, под­ робные, очень реальные пейзажи на самом деле сложно и тонко построены. Простыми для вос­ приятия их делают четкость про­ странственных взаимоотношений и ясность композиции. Такая работа требовала большого само­ обладания и напряжения всех сил. В последние годы жизни, ког­ да Мария Владимировна много болела и изобразительным ис­ кусством почти не занималась (хотя в это время ею совместно с В. Фаворским сделаны иллюс­ трации к «Нашей древней сто­ лице» Н. Кончаловской и эскиз мозаичного панно «Зима» для со­ ветского посольства в Варшаве), в тяжелое время, наступившее после гибели сыновей, она вплот­ ную занялась литературным тру­ дом. Обессиленная болезнью и го­ рем, месяцами не выходящая из комнаты и почти не участвую­ щая в общей жизни, Мария Вла­ димировна не предавалась пас­ сивно воспоминаниям о более счастливом времени, а активно, горячо и мужественно работала, добиваясь превращения своих чувств, мыслей и самой своей прожитой жизни в истинно ху­ дожественное произведение. Себя же и свою жизнь Мария Владимировна воспринимала как частицу большого прекрасного целого. Ощущение органической связи с Природой, Историей и Народом было для нее совершен­ но естественным состоянием. Это поддерживало ее, но и заставля­ ло спрашивать с себя полной мерой. Все то, что получила она от судьбы и природы, она пре­ творила в искусство и оставила людям. Ирина КОРОВАЙ, художник. г. Москва. На снимке: репродукция кар­ тины В. Фаворского «М.В. Фа ­ ворская и Е.В. Дервиз». ЗА В ЕД1Н ИЕ Л Ж И . в советские времена один мой з н а ­ комый журналист , проработавший лет тридцать в «Известиях» и д о сл уж и в ­ шийся там «до степеней известных», имел обыкновение , проходя мимо о г ­ ромного серо го здания на Пушкинской площ ади , показывать на него пальцем и говорить (не гром ко ): «Вот оно, з а в е ­ дение лжи». Сегодня таким «заведени ­ ем лжи» стало та к назы ваемое НТВ. Говорю «так называемое», потому что значение этой аббревиатуры лично для меня остается загадкой ; совсем недав ­ но руководитель данной телекомпании г-н М илаш енко с негодованием отверг предположение , что это «независимое те л е в и д е ни е » . И правильно сд елал ! Прав философ Ципко: ничего более «за ­ казного», заангажированного , лживого , пропа ганд и стско го , чем Киселевские «Итоги», нет на наш ем телевидении . В последних репортажах г-н Киселев превзошел самого себя, окончательно пре­ вратив свои «Итоги» из программы инфор­ мационно-аналитической в агитпроповско- доносительскую. Нет уже и намека на объ­ ективность и беспристрастность. Сплош­ ная «пятиминутка ненависти». По срав­ нению с предпоследним выпуском «Ито­ гов», какая-нибудь «Международная па ­ норама» застойных лет — образец спо­ койствия и объективности. Киселев начинает и заканчивает свои «Итоги» разговором о Лукашенко. Слушая его гневные филиппики, сначала можно подумать, что г-н Киселев всю жизнь про­ жил в каком-нибудь отдаленном швейцар­ ском кантоне, где все права человека со­ блюдаются давно и безукоризненно. И ис­ ходя из этих критериев, судит белорусско­ го президента. А потому столкновения ма­ нифестантов с полицией оскорбляют его девственно-демократические чувства. Но это представление рассеивается, когда г-н Киселев заявляет, что в области соблюде­ ния прав человека Белоруссия, оказыва­ ется, безнадежно отстала от России. Но в чем же это отставание проявляет­ ся? Первейшее право человека — право на жизнь и безопасность. Скажите, г-н Ки­ селев; как с этим правом обстоит дело у нас в России? Вспомните те методы, кото­ рыми ваш любимый «всенародно избран­ ный» боролся с законно избранным пар­ ламентом. Вспомните пальбу и смерть на улицах Москвы в октябре 1993 года. Вспомните «наведение конституционного порядка в Чечне». Вспомните нераскры­ тые убийства в центре Москвы, в том чис­ ле и ваших коллег-журналистов Дмитрия Холодова, Влада Листьева, Олега Слабынь- ко. И скажите: допустил ли президент Лукашенко у себя в республике что-либо подобное? Нет, не допустил. Равно как и не допустил невыплаты зарплат, перевода медицинского обслуживания на коммер­ ческую основу, «прокручивания» бюджет­ ных денег в целях личного обогащения фи­ нансовой олигархии. Не допустил прива­ тизации власти различными финансовы­ ми гцуппировками. Какие именно права человека наруша­ ет Лукашенко? «Право» на несанкциониг рованные митинги и манифестации? До­ статочно взглянуть, что написано в зако­ нодательстве демократичнейшей Франции по поводу разгона несанкционированных толп. Там полиция имеет право применять не только дубинки. Разве Лукашенко за ­ прещает оппозиционную прессу, разве в Белоруссии нельзя смотреть все програм­ мы российского телевидения, в том числе и НТВ? Разве обожаемый НТВ «Народный фронт» не увешал весь Минск листовка­ ми с призывами к «вооруженной борьбе С лукашизмом»? Кстати, тактика дестабилизации ситу­ ации в Белоруссии, избранная Западом и отечественными «демократами», до боли напоминает события в Чили накануне свер'- жения Альенде. Чилийского президента тоже, помнится, обвиняли в нарушениях прав человека, устраивали против него провокации и заговоры, организовывали «уличные столкновения». А когда на мес­ то законно избранного президента пришел «демократ всех времен и народов» гене­ рал Аугусто Пиночет, заливший страну кровью, США перестали вопить о «нару­ шениях прав человека в Чили». Кстати, Евгений Алексеевич восхища­ ется позицией США в отношении Кубы, этой «маленькой империи зла», как он ее называет. Но зададимся вопросом: а что за режим там был до Фиделя и как к нему относились Соединенные Штаты? Этот вопрос был бы особенно уместен в устах историка по образованию Киселева. Так вот, до Фиделя Кастро страной управлял генерал по имени Фульхенсио Батиста, ко­ торый пришел к власти посредством воен­ ного переворота. Этот джентльмен вообще отменил все демократические институты, упразднил всеобщее избирательное право, но зато «восстановил» массовые аресты инакомыслящих, ночные допросы, пытки и убийства «при попытке к бегству». А заодно способствовал обогащению круп­ нейших «бизнесменов», доведя до полной нищеты и отчаяния все остальное населе­ ние. И этот режим существовал при пол­ ном одобрении и поддержке Соединенных Штатов. И если завтра Белоруссия поже­ лает войти в их сферу влияния, Лукашен­ ко немедленно получит полную индульген­ цию на самые чудовищные расправы со своими оппонентами. Впрочем, вероятно, такой исход и был бы наиболее приемлем для НТВ, г-на Ки ­ селева и его хозяев. Напрасно г-н Киселев обижается, ког ­ да его компанию называют «агентом вли­ яния». Возможно, это какой-то специфи­ ческий термин КГБ: тут ему, конечно, видней. Но телевидение и должно быть «агентом влияния», в том числе и на пра­ вительство. Только влияние это должно быть направлено на то, чтобы побудить президента и правительство к действиям, отвечающим национальным интересам России. Пока же НТВ ставит перед собой какие-то иные задачи. Глядя на Киселе­ ва, Ступникова и других журналистов из «независимой» телекомпании, я вспомнил строчки одного древнего корейского поэ­ та: О яшме люди говорят; булыжник, А это очень горько и обидно. Ведь умный человек не ошибется, И распознать он истину сумеет. Не ошибаясь, ТОЛЬКО ПРИТВОРЯ­ ЯСЬ, так говорят они, И грустно это... Борис ЛИСЯНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz