Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
11 апреля 1997 г., № 72-73 (1386-1 ИЗ МОЗАИКИ ДЕ СЯТ ИЛЕТИЙ И ВЕКОВ К о г д а о к р а е в е д а х г о в о р я т : « С о б и р а ю т п о к р у п и ц а м . . . » , т о э т о в ы р а ж е н и е , п о ж а л у й , у ж е т е р я е т в с я к у ю м е т а ф о р и ч н о с т ь . В о т л и ч и е о т и с т о р и к о в , с к л о н н ы х о б о б щ а т ь н а о с н о в е с о т е н и т ы с я ч ф а к т о в , д о к у м е н т о в , с в и д е т е л ь с т в , в к р а е в е д е н и и о х о т я т с я з а к а ж д о й к р о х о й и с т о р и ч е с к о г о п р о ш л о г о , н е ж а л е я _ с и л , ч т о б ы в ы я с н и т ь л ю б ы е п о д р о б н о с т и о л ю д я х и с о б ы т и я х м и н у в ш и х л е т . А п о т о м и з м е л ь ч а й ш и х о с к о л к о в у ж е б у д у т с к л а д ы в а т ь с я м о з а и ч н о е п а н н о , ф р е с к а , п о т о м п р и д е т ч е р е д д л я м а с ш т а б н ы х в ы в о д о в и о б ъ я с н е н и й . С е г о д н я м ы п у б л и к у е м з а м е т к и , с т а в ш и е р е з у л ь т а т о м и з ы с к а н и й д в у х д о б р и н с к и х к р а е в е д о в . Э т и м а т е р и а л ы к а с а ю т с я р а з н ы х э п о х и я в л е н и й , н о л ю б о й и з н и х м о ж е т м н о г о е с к а з а т ь ч е л о в е к у с в о о б р а ж е н и е м , с п о с о б н о м у п о ч у в с т в о в а т ь , ч т о к а п л я в о д ы — э т о ч а с т ь п о л н о в о д н о й р е к и , м о р я , о к е а н а . . . Историко-краеведческая страница С Б ОГОМ В ДУШЕ И КРАСНОЙ ЗВЕЗДОЙ НА ПИЛОТКЕ Г р у с т н у ю и с т о р и ю р а с с к а з а л в к о р р е с п о н д е н ц и и « Т е н ь н а д к у р г а н о м С л а вы » н а ш д а н к о в с к и й к о р р е с п о н д е н т А н а т о л и й М е р л е в ( с м . «ЛГ» з а 1 9 м а р т а с . г . ) . Н а о д н о м и з г о р о д с к и х к л а д б и щ п о х о р о н е н ы у м е р ш и е о т р а н с о л д а т ы В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й . Н а д э т о й б р а т с к о й м о г и л о й с т о и т о т л и т а я и з б е т о н а з в е з д а , и з - з а к о т о р о й и р а з г о р е л и с ь с т р а с т и . Г р у п п а в е р у ю щ и х п о т р е б о в а л а у б р а т ь е е , з а м е н и в к р е с т о м , и о т к а з а т ь с я о т п р о в е д е н и я з д е с ь к а к и х - л и б о м и т и н г о в в Д е н ь П о б е д ы . Т а к о е т р е б о в а н и е а р г у м е н т и р о в а л о с ь и т е м , ч т о д о т р и д ц а т ы х г о д о в и м е н н о н а э т о м м е с т е н а х о д и л а с ь ч а с о в н я , р а з р у ш е н н а я в п е р и о д г о н е н и й н а ц е р к о в ь . К о н ф л и к т , ч ь и к о р н и у х о д я т в н а ш у н е п р о с т у ю и с т о р и ю , з а т р а г и в а е т и н т е р е с ы , у б е ж д е н и я , в е р у р а з н ы х л ю д е й . Н а п у б л и к а ц и ю с л ю б о п ы т н ы м и , к а к н а м к а ж е т с я , в е с ь м а р а з у м н ы м п и с ь м о м о т к л и к н у л с я н а ш ч и т а т е л ь — о д и н и з р у к о в о д и т е л е й У с м а н с к о й р а й а д м и н и с т р а ц и и . Д а в а й т е п о с м о т р и м , ч т о о н д у м а е т п о э т о м у п о в о д у , и т о ж е п о р а з м ы с л и м . . . П А М Я Т Ь Х очу р ассказать о том, как, столкнувшись с подо бным же вопросом, разре шили его в Усмани. Не ис ключено, что это поможет и данковчанам. Положение, действи тельно, деликатное. Задеты чувства и людей верующих, и ветеранов великой войны, и их сыновей, внуков. По нять можно и нужно всех. Кто они, лежащие в зем ле солдаты? Во что верили? Многие в Бога, а многие просто в Родину, а то и в Сталина, символизировав шего тогда для них новую жизнь, счастливое будущее России, СССР. Но всех объ единила война, потом гос питаль и — братская моги ла. А главное изначально — осознание справедливости борьбы и необходимости пролитой ими крови. Война и Победа, служение Отчиз не сделали их. героями^ очистили каждого перед Богом и перед людьми. А значит — нельзя V них от нять то, что было для них свято в бою: Бога в душе, красную звезду на пилотке. Красное знамя части — все это символы, за которые они умирали. И вправе ли мы, ныне живущие, ли шить мертвых, не имеющих возможности защитить себя, любого из этих сим волов? Звезда не оскорбит памяти спящих под ней сол дат. Как не осквернят клад бища и этого воинского за хоронения многолюдные шествия к Кургану Славы, речи над могилой и почет ный караул. Мне думается, не нару шает это и традиций Пра вославия. Разве не отпева ют умершего в церкви и над могилой? Разве не провожа ют покинувших мир много численные родственники, друзья, соседи? Разве не го ворят над гробом речей? Кроме того, есть и в Пра вославии праздники, когда на кладбище валом валит народ, чтобы помянуть близких. А погибших за Отечест во церковь всегда почитала особо и особо воздает им по чести. Уверен: нет ничего плохого, если в святой День Победы придут к Кургану поклониться люди. И не в обиде будут за это родные и близкие погибших. А по быть наедине с прахом сво их близких для них найдет ся время до и после праз дника. По-моему, верующим данковчанам негоже забы вать: церковь благословля ла на священную войну всех — и православных, и ате истов, молилась о дарова нии Победы всему нашему народу, ее служители освя щали тысячи больших и ма леньких памятников и брат ских могил, где бы они ни находились — на Поклон ной горе или на безымянном сельском кладбище. Конеч но же. слчжители церкви знают, что под курганами Славы лежат люди разных вероисповеданий и конфес сий. Но неужто молитвы или псалмы способны нане сти ущерб душе и памяти кого-либо из ушедших? Какое решение примут жители и органы местного самоуправления Данкова, я не знаю. Но вот как у нас поступили, когда идеологи ческие штампы преврати лись в анахронизм. По лагаю, найденное решение позволило примирить пат риотически настроенных земляков, независимо от того, какая вера у них в душе. В канун 50-летия Побе ды в центре села Грачевка благодарными потомками открыт мемориал в память отцов, дедов, братьев и сес тер, отдавших жизнь за Ро дину. Композицию объеди няет стена по периметру, символизирующая окоп. Де коративные щели в ней на поминают бойницы дзотов. Внутри стены — шесть тра диционных солдатских па мятников-обелисков, увен чанных золотистыми звез дочками, на мемориальных | плитах — имена погибших односельчан. Крест Архи мандрита замыкает и со ставляет основную часть | композиции. В районе все населенные | пункты имеют такие мемо-1 риалы или более скромные памятники воинам-земля-1 кам, погибшим в годы Ве ликой Отечественной во йны. Исключение — село | Красное. И жители его, и | органы местного самоуправ ления Красного давно ста вили вопрос об увековече нии памяти земляков. Но собрались мы это сделать I лишь в прошедшем году. Лучшего места для памят ника, чем у здания местной неполной средней школы, | не найти. Но на этом участ ке сохранились остатки цер кви, разрушенной все в те | же тридцатые годы. Срав нять их с землей теперь ни у кого бы не поднялась рука. Но как же ставить | рядом с развалинами памят ник? Пригласили для кон - | сультаций Вилена Дмитри евича Дворянчикова и | Александра Евгеньевича! Вагнера, известных в облЙС'г ти хуДожнйКа и скульптор ра. И тогда родилась идея использовать отпущенные | деньги на восстановление \ останков церкви в виде ме-1 мориальной часовни, где бы | разместились христианские I атрибуты и мемориальные плиты с фамилиями погиб-1 ших. Был разработан про-1 ект часовни с разбивкой во-1 круг нее парка. До нынеш ней зимы удалось возвести | стены часовни, своды. Для постройки нужны I еще деньги и материалы, но мы надеемся, что дело бу дет завершено. И тем самым мы хоть частично искупим | вину за поруганную святы ню и увековечим память по гибших краснинцев. На этом я и поставлю \ точку. Еще только несколь ко слов для справки: одоб рение служителей церкви и | населения в обеих случаях [ мы получили. Анат олий КИ ТАЕВ, | зам. гла вы админис трации Усманского | района. ПРО Ш У ПРИСЛАТЬ В ИМЕНИЕ КАЗАК О В... Революция 1905 года всколыхнула тех, кто жил тогда на территории нынешнего Добринского рай она. Назревали крестьянские бунты. Местные по мещики в страхе требовали присылки войск для охраны имений. Усманский уездный исправник Богославский телеграфировал тамбовскому губер натору: «Присутствие войск в Усмани необходи мо, хотя бы сорок человек казаков... в Добринке, Полетаеве...» Канцелярией губернатора была принята телег рамма от князя Вяземского: «Убедительно прошу Ваше превосходительство, не теряя времени, по ставить сотню или эскадрон в селе Коробовка меж ду имением моим и Вельяминова. Пока еще угрозы не осуществили, потом будет поздно и... накоплен ные рядом поколений ценности будут уничтожены*. Из Добринки помещик Павлов ходатайствовал: «Покорнейше прошу Ваше превосходительство сде лать распоряжение немедленно прислать в мое имение казаков, в виду собирающегося быть по грому 8 ноября крестьянами». Земский начальник Загряжский телеграфиро вал в Тамбов из Плавицы: «... вс . Березнеговатка, Верхней Матренке подстрекатели готовят беспоряд ки...». Через два дня князь Вяземский снова на правил губернатору телеграмму: «Убедительно про шу не брать казаков из Лотарево. Возбуждение не улеглось и сразу раззадорится при их уходе. Кресть яне уступают только силе». Помощник исправника Туголуковский сообщал из Добринки: «Двенадцатое прошло благополуч но...» А вслед снова депеша: «В имении Скуратова Павловской волости неблагополучно, а также в имении Большая Плавица Тихвинской волости». Присутствие войск и, возможно, другие факто ры сыграли свою роль: бунтовщики помещичьи усадьбы не тронули. Об этом свидетельствует те леграмма за подписью Якубовича от 2 апреля 1906 года: «Разгромов по Усманскому уезду не было. Заявлений о ссудах (т.е. выдаче денежной компен сации земледельцам, пострадавшим от погромов — В.Б.) не поступало*. Но прошло 12 лет, и от большинства «дворян ских гнезд» не осталось и следа. Как и опасался князь Вяземский, «накопленные рядом поколений ценности» (прекрасные особняки с библиотеками, картинами, другими произведениями искусства, добротные хозяйственные строения, парки, сады) были бессмысленно уничтожены. ИНАК О М Ы С Л Я Щ И Й к н я зь Наш земляк князь Ю.Н. Голицын —основатель певческой капеллы из крестьян села Новочеркути- но Добринского района, вступивший в конфликт с самим царем Александром II и ставший автором знаменитого герценовского «Колокола» (в этом из дании Юрий Николаевич опубликовал несколько писем против крепостного права). В конце концов, он был выслан из Санкт-Петербурга в город Козлов (ныне Мичуринск Тамбовской области). ^ Третье отделение «собственной его Император ского Величества канцелярии» вело за стропти вым, мятежным вельможей постоянное наблюде ние. 9 ноября 1859 года генерал-адъютант цар ской охранки князь Долгоруков в письме под гри фом «секретно* просил тамбовского губернатора «изыскать возможность узнать осторожным спо собом и без огласки, каким способом он получает журнал «Колокол», тогда как ввоз сего журнала в Россию воспрещен». Одновременно сообщались сведения о поведении Голицына: он позволял глас но обсуждать действия правительства, распростра няя «вредные понятия», обнаруживая в своих раз говорах «свободомыслие*. Сохранились в Тамбовском государственном архиве и телеграммы самого Юрия Николаевича, отправленные из Тамбова на имя того же губер натора. 5 января 1860 года: «По моим делам я должен быть в г. Тамбове, а потому покорнейше прошу Ваше Превосходительство разрешить при ехать на сутки в Тамбов». Следующая телеграм ма — от 25 января: «Пробыл последнее время в Тамбове только одни сутки, я не успел кончить моих дел: почему прошу Ваше Превосходительст во разрешить мне приехать еще на три дня». Человек волевой, свободолюбивый, Юрий Ни колаевич не мог смириться с положением узни ка. И он решил бежать. Перед этим отпустил на волю всех крепостных крестьян Новочеркутино. А в феврале 1860 года, воспользовавшись фаль шивыми документами, с большими предосторож ностями князь и бывший камергер двора выеха ли за границу, вскоре оказавшись в объятиях А.И. Герцена... КАВАЛЕР ОРДЕНА СВЯТОЙ АННЫ Павел Петрович Скуратов — потомок знаме нитого рода Скуратовых, владелец села Павловка нынешнего Добринского района, начинал службу в славном лейб-гвардии Преображенском полку подпрапорщиком. В 1811 году стал прапорщиком, через два года был произведен в поручики, а в 1815 году получил чин штабс-капитана. В том же году, в сентябре, по-видимому, за боевое отличие в войне с Наполеоном был награжден орденом Святой Анны IV степени. В отставку Павел Пет рович ушел из инспекторского департамента Во енного министерства. Его отец, Петр Алексеевич, тоже был военным, но закончил службу в более скромном чине — ротмистра. ХЛЕБОЗАГОТОВКИ ШЛИ ТУГО... Согласно отчету Добринского райкома ВКП (б) о политическом состоянии района в 1929 году, выступления против Хлебозаготовок произошли в Талицком Чамлыке, Сомовке, Ровенке. По утвер ждению авторов документа, оказывался «нажим на бедняцкую часть#*, желающую вступить в кол хозы. Был зафикси13ован даже факт мщения ак- тивистям?местной власти в Верхней Матренке. : ;Ка1;^^^зывалрсь^вТ5ЧВ^^ часть населения проявляет лояльность и активность в сдаче сельхозналога, излишек хлеба, в самообло жении». Вместе с тем «многоедоцкие середняцкие хозяйства» выражали недовольство относительно обложения сельхозналогом. В публичных выступ лениях против закона о сельхозналоге недоволь ные возмущались: «Грабители! Занимаетесь обди раловкой, то накладываете, то снимаете. Житья нет...» Кулаки заявляют, что Советская власть дер жится на зажиточной части. Они дают все, что не обходимо, а партия помогает беднякам-лодырям». В это время как раз шли выборы в сельские Советы. «Верхушка деревни, — говорится в отче те, — имела попытки к срыву проводимых меро приятий в предвыборной кампании (открытые вы ступления, нажим на бедноту с целью выдвиже ния своих кандидатур в сельские избиркомы). Но, так или иначе, местные коммунисты на со стоявшемся в декабре пленуме райкома решили: добиться в 1930 году 100-процентной коллективи зации. ___ Виктор БАХТ ИН. ЧЕМ БОЛЕЛИ НАШИ ПРЕДКИ Какие только болезни не господствовали в про шлом столетии в Усманском уезде! В селениях, которые были расположены вблизи рек, часто стра дали от лихорадки. Причина — «испарения и упот ребление речных вод». Часто население страдало от «простудных и желчных лихорадок». Они обна руживались ежегодно. Больные «долго лежат, и по прошествии лихорадочного состояния страждуть ломотою, переходящею из места в место, особенно болью в пояснице и ногах...» Во время покоса и уборки хлебов многие кресть яне заболевали «колотьем», болью в животе. Ви ною тому — «холодное питье во время разгоряче- ния от работы». Встречались «одержимые» скорбутом, хворали золотухой, удушьем. От «рожи и упорной ломоты» крестьяне «пользовались собственными средства ми», и это нередко оставляло неизлечимые раны. Иногда «появлялись воспалительные жабы», мно жились случаи чахотки у женщин. Грипп повально укладывал в постель целые се мейства. Страшная эпидемия гриппа наблюдалась в 1831 году, перед нашествием холеры. В 1833 году холера вновь «посетила» город и уезд. Но в 1833 году «число пораженных сею воздушною заразою и умерших оной было незначительно». Умерло боль ше людей там, где селения расположены в сырых местах. Особенно сильно страдали младенцы. Удивительно, что в Усманском уезде еще с 1805 года началось прививание оспы. Этим занимался штабе-лекарь Мытаревский. А с 1809 года по все му уезду ежегодно стали делать прививки до пяти тысячам новорожденным. Смертность резко сни зилась. Уездные медики «по обширности уезда» не в силах были оказать своевременную помощь всем больным. Не хватало денежных средств для орга низации медицины на местах. Н.А. Бунин, образ цовый помещик Усманского уезда, предлагал под готовить и издать для населения соответствующие «наставления». Особенно он переживал за детей — «как содержать младенцев». Полезны были даже элементарные советы для женщин после родов: не ходить босыми по росе, не стирать белье, стоя в воде. Даже от ожогов крестьяне не знали средств. Кроме того, Николай Анатольевич предлагал при «родильницах» обучать деревенских женщин «по вивальному делу». Эти благородные планы Буни на не удалось осуществить. И порою эпидемии ко сили целые селения... __ тт я Г ' В иктор ЕЛИСЕЕ В. п. добрийаед;'*шм :• й \ СЮ Ж Е ТД Л Я «ХОЛСТОМЕРА» ВОПРОС КРА ЕВЕПА М I У ГРАНИТНОЙ ПЛИТЫ Посреди большого села, утопающего в зелени, —вось мигранная церковная коло кольня, может быть, самая красивая в округе. Ее окру жает фруктовый сад за высо кой кирпичной оградой. Пе ред входом в храм стена пе реходит в высокую арку, ко торая венчает въездные воро га и две калитки с двух сто рон. Ворота и калитки закры ваются металлическими кова- аыми дверями. Ковка выпол нена весьма искусно. В ночное время ворота и налитки заперты, ключ от )амка хранится у церковно- ’о сторожа в караульном по- яещении. От церковной паперти до юрот и чуть дальше до «въез- щого пятачка» ведет широ- сая, выложенная тесаными саменными плитами, дорога. )на всегда чистая, даже меж- (у плитами не проклевывает- ;я травка. По обе стороны 1 ороги среди деревьев — ка- генные могильные плиты, (десь не предавали земле [рах простых людей. Место ;ля могилы полагалось поку- [ать заранее. Потому и могил :е много, зато они украшены адгробьями. У восточного фасада хра- [а памятник из гранита, он ыполнен в трех уровнях, трогий и скромный. На од ой стороне есть надпись, ыполненная вязью. Мы, альчишки, часто прибегаем юда — школа-то за церков- ым забором, — чтобы рас- йотреть его поближе, погла- ить ладонями полированный рямоугольник и поразмыс лить, откуда привезли и как обделывали этот камень. В народе ходят слухи, что под большой нижней плитой склеп, где на цепях висит гроб с телом генерала. Вот это-то особенно и волновало воображение, это больше все-1 го и тянула сюда. ...Все это было давным- давно. А теперь быльем по росло. Церкви нет. Село, в | котором когда-то насчитыва лось 720 дворов, а в каждом I дворе не менее десяти обита телей, поредело. Теперь в нем столько же дворов, как двес ти пятьдесят лет назад, —66. [ Гранитный памятник разру шен до основания, его фраг менты не известно где. В детстве я не запомнил I надписи на нем, а вот недав но прочитал на куске уцелев-1 шего гранита: Подъ памятникомъ покоится I Генерал Майоръ и кавалеръ| Лука Алексеевичъ Денисьевъ Скончавшийся 9 мая 1846 г. 4 часа утра Кто он? Откуда в наших | местах появился? Это не зна ют даже старожилы. Есть в I Лев-Толстовском районе село Денисово, где имел помест ную землю служивый чело век Денисьев Дм. Ал. Кто же они, эти Денисьевы? Может быть, кто-либо из краеведов знает? И может, с ними свя заны какие-либо любопытные страницы истории нашего | края? П. ГОЛО ВИН. с. Сцепное Задонскогр района. ЯШ: ВМЕСТО ЭПИГРАФА ...Имя известных кон нозаводчиков Стахови- чей теснейшим образом связано с именем Хол - стомера: А.А. Стахович в своей молодости заинте ресовался р а с с ка зам и старых коннозаводчиков о необыкновенной р е з вости Холстомера, про бегавшего 2 0 0 сажен в 3 0 с е к у н д . . . Стаховичу после долгих расспросов стариков удалось устано вить, что Холстомер было не имя, а кл ичка . .. Р е зультатам и и зы сканий А. Стахович поделился с братом Михаилом Алек сандровичем , который з а д ум а л напис ать п о весть «Похождения пего го мерина» и сообщил ее план А.А. Стаховичу... А.А. Стахович в 1859 или в 1860 году ехал с Л .Н . Толстым на почто вых из Москвы в Ясную П о л я т и дортгой расска зал Льву Никол аевичу сюжет задуманной (по койным) братом Михаи лом п о в е с ти . Р а с с к а з Стаховича заинтересовал Толстого, и Лев Никола евич по приезде в Ясную Поляну набросал похож дения пегого мерина ... ( И з р а б о т ы к о н н о з а в о д ч и к а Я . И . Б у т о в и ч а « О п о в е с т и « Х о л с т о м е р » и о б и л л ю с т р а ц и я х к н е й » ) . тив нашеш дома, сквозь де ревья виднелся белый камен ный городрк. Главное здание с греческйм портиком и ме дальонами с гипсовыми лои1а- диными гфовами на стенах, круглый манеж и ряды длин ных низкихстроений под крас ной крышей: конюшни, лоша диная бол 1 ^ица, целый лаби ринт дворов; дальше — кузни ца, варки, дома наездников и конюхов. Все это наш пален- ский конный завод — один из старейших и известнейших в России. Выводили орловских рысаков, но были и чистокров ные английские скакуны. За вод был большой, несколько сот лошадей, но точное число их нам бцло неизвестно... Всюду в Пдоьне можно было встретить большие табуны—у речки, на лужайке, в лесу. И когда табун толстобрюхих ма ток бежал рысцой подызволок к водопою, человек непосвя щенный не мог догадаться, что все это весьма дорогостоящие пощади, и имена многих из них известны всей «охотницкой» России. Рано утром, гуляя с Драш- кой по Дубовке, мы издали слышали топот по гладко уби той дороге. Это идет двухлет- к о н и М О Н К о г д а я п о л ю б о п ы т с т в о в а л у о д н о г о о п ы т н о г о с е л ь с к о г о р у к о в о д и т е л я и з Т е р б у н о в , п о ч е м у е г о к о л л е г и н е с о з д а ю т в с в о и х х о з я й с т в а х к о н н ы е з а в о д ы , о н н е о ж и д а н н о о ж и в и л с я . — Д а э т о ж е н е п р о с т о е д е л о — к о н е з а в о д ! — в о с к л и к н у л . — Я в е д ь р о д о м и з П а л ь н а - М и х а й л о в к и , я з н а ю , ч т о э т о т а к о е . У н а с в с е л е д о с и х п о р п о м и н а ю т з н а м е н и т ы й к о н е з а в о д С т а х о в и ч е й . С т а х о в и ч и — ф а м и л и я э т а б ы л а в е с ь м а и з в е с т н а в Р о с с и и . П о м е щ и к и , д в о р я н е , о н и б ы л и и с т и н н ы м и и н т е л л и г е н т а м и , с к о т о р ы м и д р у ж и л и в ы д а ю щ и е с я р у с с к и е л и т е р а т о р ы , к о м п о з и т о р ы , м у з ы к а н т ы , и н е у т о м и м ы м и р а б о т н и к а м и , в т о м ч и с л е — и к а к к о н н о з а в о д ч и к и . Э т о е щ е о д и н ш т р и х к и с т о р и и с е м е й с т в а н а ш и х з а м е ч а т е л ь н ы х з е м л я к о в . «ВОРОНАЯ М АС ТЬ И БОЛЬШОЙ РОСТ РЕЗВОСТИ И ПОРОДНОСТИ НЕ ИСКЛЮЧАЮТ . . . » Собственно, конезавод в Пальне устроили первыми не Стаховичи, а помещики Пер- вовы еще в середине XVIII века. В основном лошадей разводили для себя, но слу чалось и продавать «в Лебе дяни на ярманке до 6 лоша дей ценою каждая от 30 до 50 Рублев». Вот это дело и продолжи ли Стаховичи. Кони их учас твовали в «рысистых бегах», брали призы. Так, в 1861 году на тульских рысистых бегах лошадь Рохла А,А. Стаховича заслужила приз управления государственного коннозавод ства. Спустя пять лет на тех же бегах вороной жеребец Стахо вича Пройдоха «на бегу при шел первым с двумя сбоями в 5 минут 28 секунд». А.А. Стахович был настоя щим знатоком и специалис том. «Чего я хочу? — писал он. — Я искренно желал бы, чтобы в производители нужных для государства заводов поступа ли лошади породистые, непре менно с хорошими правильны ми формами...» Вместе с тем он спорил с другими конноза водчиками, полагавшими, что признаками хорошей рысистой породы разводившихся у него лошадей являются серая масть, небольшой рост. «Прой доха, Чудило, Кудряш, Кряж, Перец (происходящие от воро ных Первенца и детей знаме нитого вороного Кролика И.Д. Ознобищина) моего завода доказывают, что и вороная масть, и большой рост — рез вости и породности не поме ха...» Стаховичи удивительно чувствовали красоту лошадей, поэзию, связанную с лошадью. Вот фрагмент из воспомина ний М.А. Стаховича «Ушед шее»... « НЕВОЗ М ОЖ НО ВЫРАСТИ В ПАЛЬНЕ И НЕ ЛЮБИТ Ь ЛОШАДЕЙ . . . » ...Хотя Пальна лежала в са мой хлебородной черноземной полосе России и большая часть находилась под пашней, характерный тон паленской картины задавали не скирды и амбары, не гумно и молотил ка, а конный завод. Прямо про ка на «бег» учиться уму-разу му. Выйдешь потихоньку, что бы не напугать лошади, из леса и видишь нарядного молодого вороного жеребца. Он широко и ровно выбрасывает ноги, потом вдруг чего-то пугается и бросается в сторону. За ним, сидя на его хвосте, в легкой двуколке-американке старший наездник Зябрев. «Петр Семе нович, — спросишь его, — это Каменный Гость?». Он утвер дительно кивает головой... Иногда на «бег», на полу тораверстный беговой круг с двумя дорожками, приезжал на своих беговых дрожках дедуш ка. Тогда здесь собирались дядя Павлик, Зябрев, главно управляющий и ветеринар Иван Михайлович Стахов и «прикидывали» молодых лоша дей. ...Почетных гостей дедуш ка всегда угощал «выводкой». Мы садились на скамейки в особом помещении между ма нежем и главной конюшней. Слышался топот копыт по де ревянному полу, и из ворот вылетал конюх с молодым же ребенком на недоуздке. Чело век и животное разом останав ливались перед зрителями, причем лошадь должна была поставить ноги рядом. Выво дили по возрасту — сначала молодых годовичков, потом двухлеток, трехлеток. Дедуш ка разъяснял все стати лоша ди и подробную ее родослов ную. Посмеиваясь, отец впол голоса разбирал экстерьер с серьезным дядей Павликом. Двухлетки волновались и дро жали, косясь на нас карим гла зом. Старые производители Лемех, Пагон, белоснежный Звук — могучие, крутошейные, широкозадые, с львиными гри вами и длинными хвостами — стояли спокойно, величаво и с равнодушным высокомерием позволяли любоваться собой. К концу приберегались знаменитости: например. Ши нель, выигравшая призов бо лее чем на полтораста тысяч рублей (несметное богатство по тому времени! — В .Б . ) ; или выводился серый в яблоках красавец жеребец Корешок — гордость Пальны, родоначаль ник целой плеяды знаменитых рысаков... Невозможно было вырасти в Пальне и не любить лошадей. Мы с детства ездили верхом. И нам было непонятно, как можно бояться лошадей. И мы смеялись над городскими жи телями, которые с опаской обходили их, словно цепных собак... К ОНЕЦ К ОНЕЗАВОДА к концу 1917 года многие из культурных хозяйств Елец кого уезда (Пальна-Михайлов- ка входила тогда в Елецкий уезд. — В .Б . ) порушены и раз граблены. Местное население не желает уступить намечен ные площади пашни для рабо ты культурных хозяйств. Для их воссоздания нет живого и мер твого инвентаря, фуража и продовольствия. Но в резуль тате огромных усилий Комис сариата земледелия Елецкого уезда весной 1918 года уда лось восстановить большинст во культурных экономий края... Осуществляется большая работа в восстановлении жи вотноводства. Из культурного имения Пальна Соловьевской волости, бывшего Стаховичей, .У 'Л II для уменьшения находящего ся там скота переведены в культурные имения: в Каменку Афанасьевской волости — 2 племенных жеребца; в Плоты Ястребиновской вол. — 5 за водских рысистой породы ко был с одним сосуном и два же- ребца-годовика; в Кирилловку Становлянской вол. — 1 заво дской жеребец, 4 кобылы с тремя сосунами и 7 голов младшего возраста — все ры систой породы завода наслед ников В.А. Красовского; на случной пункт при ветучастке в с. Плоское Становлянской вол. — один заводской жере бец и один заводской хряк. В работающих культурных имениях часть племенных про изводителей отделена для об щественного пользования. Случные пункты организованы: ...в Пальне — три жеребца... Весной 1918 года в Елец ком уезде восстановлено 14 культурных хозяйств. В том числе: ...в Пальне-Михайловке, братьев Стаховичей, — 30 мар та 1918 года. Животноводство культурной экономии Папьны- Михайловки: лошади рысистой породы — 2 жеребца, 20 ма ток, 30 голов молодняка; ро гатый скот симментальской породы: 1 бык, 34 коровы, 35 голов молодняка. (Из журнала «Земле дельческая коммуна». Елец, № 1, сентябрь 1918 г.) ...В марте 1993 года мы побывали в Пальна-Михайлов- ке вместе с приехавшим в Рос сию из Австрии М.М. Стахови- чем. Встретились е местными жителями. И кто-то из старо жилов припомнил о судьбе ко незавода. Сохранить его не удалось. Во время гражданс кой войны мамонтовцы, захва тив Елец и Пальна-Михайлов- ку, реквизировали большинст во рысистых лошадей. Непри способленные к походным ус ловиям, непривычные к грубо му обращению, гордые живот ные погибли... «НАЛЕТЕВШАЯ БУРЯ ВЫРВАЛ А С КОРНЕ М . . . » Когда описываю Пальну, я вижу старое русское дворян ское гнездо, и вдруг с ужасом вспоминаю, что от него не ос- талось и следа, что все эти даровитые, умные, красивые люди трагически погибли. И только несколько полустари- ков, разбросанных по всему свету, помнят их еще. Надолго ли? Это была талантливая, культурная семья, дружная и спаянная; это было дерево, крепко вросшее в родную зем лю. Налетевшая буря вырвала его с корнем. (И з в о с п о м и н а н и й М .А . С т а х о в и ч а « У е з д н о е » ) П у б л и к а ц и ю п о д г о т о в и л В а л е р и й Б О Г Д А Н О В , г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz