Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

■V редакт оров районных газет области вп адают в реки, или пересы­ хают. Любая культура — на­ ционально самобытна, у нее есть территориальный и на ­ ционально-этнографический I адрес, ее рождают и питают малые родины. Но вместе с тем культура не может су­ ществовать без живого диа­ лога взаимообогащений. Су­ ществование отдельных оази­ сов культуры без информаци­ онных русел и обогащающей связи с другими оазисами таит опасность исчезновения подобных оазисов или одино­ кого усыхания их. Поэтому просто необходимы диалоги, встречи, породненное бытова­ ние областных, провинциаль­ ных ветвей культуры. Известный опыт здесь есть; В Воронеже на протя­ жении десяти лет издавалась литературная серия «Отчий край» —тридцатитомник из­ бранных произведений писа­ телей, жизнью и творчеством породненных с Центрально­ черноземным краем. Могу­ чее поле нашей классики воз­ делано не одними лишь ис­ полинами, поэтому мы пос­ читали необходимым и спра­ ведливым представить под крышей серийной библиоте­ ки не только Боратынского, но и малознаемого ныне Ма­ рина; Лескова, но и менее чи­ таемого Слепцова; Платоно­ ва, но и Забытого. Казалось бы —провинциальный замы- авл. Но опальный Замятин, после вынужденного отъезда за границу впервые в стра­ не, и не за месяц до перестро­ ечных «верховных» разреше­ ний, был издан именно в этой серии. В итоге она получила широкое общественное при­ знание, во многих городах страны позже стали изда- ватьея подобные, в Н И Х М ( й Ц н я V ныйнмассив «провинцйвл»^ вв ной» — мирового уровня — литературы. Истинная культура и ду­ ховность — не справа и не слева, она не проходит во ве­ домству ни радикальных про­ грессистов, ни консерватив­ ных традиционалистов,.хотя в ней все есть: и традиция, и авангард, и верность старо­ му, и поиск нового. Культу­ ра не в пример политике всег­ да моральна, и если она все же используется политикой, долг ее —не размахивать ми­ тинговыми флагами; долг ее — научить видеть человека и на другой, в злобе дня враждебной стороне, понять инакомыслящего. «Что ты считаешь райским садом, я назову кромешным адом»... Долг культуры — выявить и запечатлеть истинные лики нас окружающего мира и на­ звать все по истине и мило­ сердной справедливости. Есть и в городе, и в де­ ревне люди, которые хотят, чтобы на родине жизнь ста­ ла духовно лучше и чище. По крупицам собирают они раз­ рушенное, утраченное, по кирпичику восстанавливают дом, по деревцу воссоздают сад. Когда-то у русской ин­ теллигенции — уездных, сельских врачей, учителей. земских подвижников — в чести было скромное, каж ­ додневное, беззаветное слу­ жение. Теория малых дел? Да, малые, но живые дела, помнят о них и поныне. Измученное, изувеченное поле нашей духовности и культуры ждет участливых человеческих душ и рук, ма­ лых и больших дел, взращи­ вания несорного корня, не­ ядовитого посева. Дело-то на земле есть каждому, и, по­ мимо главного, прочистить родник, убрать хлам от ка ­ литки и может, и обязан каждый. Разумеется, немало значит, с каким настроени­ ем делать любое дело. Леген­ да о строителях Шартрского собора никогда не потеряет своего живого смысла. Один строитель на вопрос, чем он занимается, ответил, что он невесть зачем таскает камни, другой заявил, что он подно­ сит камни для какой-то стройки, а третий гордо ска­ зал: «Я строю Шартрский со­ бор!*. Наш собор разрушен, чтобы построить его заново, надо хорошо понимать, что мы хотим строить. Центр духовного возро­ ждения Черноземного края — среди тех, кто видит смысл своей деятельности в возрождении и созидании ду­ ховной, культурной среды всего края. Восстановить за­ бытые или искусственно по­ гашенные духовные ценнос­ ти, разумные традиции, са­ мобытные начала, дать «вто­ рую жизнь» нашему куль ­ турно-духовному наследию, во многом искаженному или вовсе уничтоженному, — не менее важно, чем утвердить­ ся экономически. Не сможем мы достойно двигаться даль- ше5'>Ч1рЙЙб'4Ч'а'вив человека, особенно молодого, лишь рынку, масскультуре, сию- .минутно.му. Какие же краеугольные направления, программы, пласты разрабатывает и осу­ ществляет Центр? «Народная память» — современное прочтение и ос­ мысление былых устоев, обы­ чаев, преданий, нравственно­ здоровых начал в старинном укладе; забота о культурно­ исторических гнездг 1 х, усадь­ бах, парках, родниках, ма­ лых реках, кладбищах, ста­ ринных трактах; поддержка промыслов и ремесел на тер­ ритории края, традиций на­ родных умельцев. «Славянский мир» —об­ ращение к истории и нынеш­ нему бытованию Дома рус­ ских, украинцев, белорусов, их культуры, языка восточ­ ного славянства; ознакомле­ ние с жизнью и творчеством выдающихся уроженцев края; создание этнографичес­ кого музея и славянского ли­ цея, в которых были бы пред­ ставлены русская изба, укра­ инская хата, казачий курень и где бы преподавались пол­ ноправно и полноценно кур­ сы культуры и истории сла­ вян — засельников Черно­ земного края. «Диалог поколений* — встречи с известными отечественными фамили­ ями. Двадцатый век многих разметал по стра­ нам и континентам, но, лишенные родины, они жили и живут мыслями о родине. В «Золотом кольце Черноземья» — разра ­ ботка и осуществление историко-культурной программы туристичес­ ких, краеведческих до­ рог, уводящих к боль­ шим событиям былого, к большим именам, к гео­ логическим, природным, историческим, культур­ ным памятникам, к пра­ вославным святыням Черноземного края. Наконец, условно обозначаемый пласт — «Я— семья — Вселен­ ная». Ребенок, подрос­ ток, взрослый —в семье, школе, на улице, в церк­ ви, в Отечестве и мире. Как образовывают лич­ ность, и как она самооб­ разовывается? Как ори­ ентируется в мнимом и подлинном, как в мире, «где от добра неотдели­ мо зло», выбирает добро? Здесь же — человек на дорогах культуры и ис­ кусства . Творческий опыт молодых — в сло­ ве, картине, звуке. Центр духовного воз­ рождения края взаимо­ действует с учредителя­ ми —ассоциацией «Чер­ ноземье», Воронежской епархией. Новолипецким металлургическим ком­ бинатом, с иными орга­ низациями, с творчески­ ми союзами, музеями, библиотеками. Мы пони­ маем! Хак Цй ^а нашего никто за нас не сделает. Любая река начинает­ ся малым ручейком . Больших дел без малых не бывает. На фоне оче­ редной отечественной смуты ясно, что возро­ ждение России может на­ чаться, да в чем-то и на­ чалось, с малых ручей­ ков в провинциях, где худо-бедно сохранились и традиционные ценнос­ ти, и совестливое отноше­ ние к жизни. Россия воспрянет, когда воссияют сорок, или сколько их, губернс­ ких, провинциальных го­ родов, как сказал наш знаменитый современ­ ник, много и глубоко раз­ мышляющий о путях и судьбе России; когда вновь разовьется земская жизнь, вернутся пору­ шенные храмы, воссозда­ дутся усадьбы и парки, возродятся наши про­ мыслы, возвратятся пес­ ни. Когда наши души сполна откроются для веры и справедливости... г. Воронеж. Т А М, Г ДЕ Н Е П О Д С ИЛ У А И Е Р И Ш Р , Г О МАН Д Ц А М с каким сладким придыха­ нием демократы западной ори­ ентации цитируют великого классика о плохих российских дорогах и дураках, а компози­ торы пописывают песенки о русском «авось», муссируя миф о нашем национальном несо­ вершенстве. Очень уж хочется... Но повседневная жизнь все больше приносит прим^ов того, как и в сельской глубин­ ке, и в городе у простого чело­ века хватает ума, смекалки и трудолюбия хорошо и полно­ кровно жить. Об одном таком коллективе мы и решили рас­ сказать в этом репортаже. Производственный коопе­ ратив «Воробьевский» Хлевен- ского района был буквально со­ бран в 1983 году из нескольких не лучших хозяйств. Однако со­ всем скоро он заявил о себе как вполне жизнеспособный и энергичный трудовой организм. возделывать рапс и горчицу. Причем прежде нашли потре- бителей-партнеров. По горчи­ це, например, в Волгограде. Мы встретились с Михаи­ лом Кузнецовым, когда в его ка­ бинете обсуждался вопрос о строительстве собственной пе­ карни. «Пшеницу выращиваем отличную, — поделился предсе­ датель, — а хлеб возим из рай­ она, Уверен, сами испечем не хуже, пекари у нас есть, надо ЛЕБЕДЯНСКИЙ РАЙОН НА Р У С И ВСЕГ ДА УМ ЕЛ И Б ИТЬ Б А К Л У Ш И. А дело это, надо сказать, очень непростое. . . I I Многие его успехи связаны с приходом в «Воробьевский» Михаила Кузнецова — урожен­ ца здешних мест, неравнодуш­ ного и преданного земле чело­ века. Его опыт и предприимчи­ вость помогли организовать дело так, что хозяйство и в са­ мые тяжкие для села времена уверенно держится на плаву. Здесь выращивают зерно и свеклу, занимаются животно­ водством. В прошлом, засуш­ ливом, году, к примеру, суме­ ли собрать по 20 центнеров с гектара пшеницы, продать больше всех в районе молока и мяса. Устремленность в будущее — главная, отличительная чер­ та воробьевцев. Они планиру­ ют расширить производство свинины, смело берутся за вве­ дение всевооборот новых куль­ тур — первыми в округе стали — Самое главное — это научиться бить баклуши, — говорит Дуня. Вообще-то никакая она не Дуня, у нее вполне совре­ менное, «модное» имя, как и у подруги Фроси. А «по- старинному» они называют себя потому, что это соответ­ ствует их сегодняшнему п р ед п р и н им а т ел ь с к ом у имиджу. Обе они закончи­ ли художественное учили­ ще, мечтали о высоком ис­ кусстве, о собственных по­ лотнах, выставках, но ны­ нешняя жизнь сразу же крепко шарахнула их по го­ лове, спустила на грешную землю. Все, что они плани­ ровали, оказалось невостре­ бованным, и пришлось де­ вочкам просто-напросто вы­ живать. — Баклуши эти понача­ лу были для нас самым трудным делом, — продол­ жает Дуня. —Надо было ра­ зыскать подходящую осину или липу, сделать из нее чурки, а потом уже выдо­ лбить ложки. Сколько раз руки резали — мы же ху­ дожницы, а не плотники. Это потом нашли парня, ра ­ ботающего в мастерской, где имелся токарный станок по дереву. Он нам и стал выда­ вать ложки-плошки целыми партиями. Поптврсти деда у Дуни Расписывали ложки цветоч­ ками, ягодками, давали ста­ рушкам на продажу (сами торговать стеснялись). По­ том поехали как-то в Моск­ ву, вышли на Арбат, а там не только расписные ложки, но и матрешки, кухонные наборы в русском стиле на каждом углу. Конкурен ­ ция... И вот увидели: стоит картонный мужик на дере­ вянной подставке, и каж ­ дый с этим мужиком сфо­ тографироваться желает — женщины, дети, иностран­ цы, русские — все в очередь лезут. Подошли поближе: мужик этот оказался Горба­ чевым. Михаилом Сергееви­ чем. Тут девчонок и осени­ ло... Стали ложки в соответ­ ствии с велением времени расписывать. Особенно хо­ рошо тогда пошел «ежик в тумане» — стилизованный бывший премьер В. Павлов с черпачка во весь рот улы­ бается. Любой старушке, не­ бось, приятно этого рефор­ матора в пустые щи с голо­ вой сунуть... А потом совсем осмеле­ ли девчонки. Нарисуют из ­ вестного государственного будет — выучим еще». Но Кузнецов смотрит даль­ ше собственноручной буханки на столе. Нужен свой неболь­ шой перерабатывающий ком­ плекс. Его необходимость дик­ туют законы рентабельного хо­ зяйствования и географическое расположение «Воробьевско- го», по землям которого прохо­ дит крупнейшая автотрасса. Ря­ дом с селом строится совре­ менная автомобильная развяз­ ка с кемпингом, гостиницей. Словом, будет кому сбыть све­ жее молоко, сметану, колбасу с чесноком и ароматный хлеб. И все-таки, какими же сек­ ретами обладают воробьевцы, что не только держатся на пла­ ву, но и неплохо живут — сред­ няя зарплата здесь 726 тысяч рублей в месяц? «Секрет, конечно, есть, — улыбается в ответ на наш во- деятеля из бывших на лож ­ ке, а в том месте, где у него родимое пятно — дырка. Начнешь суп такой ложкой хлебать, а все проливается. К тому времени новояв­ ленные бизнесменши и сами торговать стали. Конечно, подальше от родного города. Все чаще в Москве, у вокза­ лов, где провинциальный люд еще не был привычен к их оригинальному товару. А Фроська еще вон ка ­ кую штуку придумала. По­ шили себе девчонки специ­ альные «куйманские» наря ­ ды: яркие паневы до пят, с пышными складками там, где у женщин соблазнитель­ ные округлости . Так-то Дуня и Фрося худощавые, стройненькие, а напялят на себя обширные наряды и сразу превращаются в аппе­ титнейших толстушек-про- стушек. Ну прямо глаз не оторвешь! А если еще щеки, как бураки, нарумяненные да толстые косищи из-под кокошников льются , да вскрикнут заполошными го­ лосами: —Я девчонка без оплош­ ки, у меня печали нет: по­ глядите вы на ложке моего дружка портрет!». Если комп ания ин о ­ странцев мимо идет, обяза­ тельно остановится и будет ся самой даты основания с час, выкатив от удивления ;кйш-ели, то вместной.краа- глаза, глядеть.ва-тако4«1!Ру§:ие» чйёаЧавЖой литефтатуре^'ёеч ское чудо». Когда же пере- трактуют главным образом по одному источнику — «Историко-статистическом^ описанию Задонского пех^- воклассного мужского мо­ настыря» иеромонаха Ге^ ронтия. Но в этой книгр идет речь лишь о первом известном автору упомина­ нии обители в исторических документах. Это елецкие писцовые книги 1627 года. О дате же основания Геро№ тий говорит расплывчато «в 1620-х годах». Следует также учиты­ вать, что книга иеромонахЦ Геронтия увидела свет по­ следний раз в 1893 году. А уже позднее —в конце про­ шлого, начале нынешнег^о веков —воронежскими кра­ еведами была проделана грандиозная работа по изу­ чению материалов столич­ ных архивов в поисках лю­ бых записей, касающихся истории Воронежа и губер­ нии. И самое непосредствен­ ное участие в этой работе принимал Сергей Николае­ вич Введенский — 25 лет проживший в Задонске, где он работал преподавателем русского языка в местном духовном училище. В нача­ ле века Введенский был командирован в архивы министерства юстиции, где и занимался копированием писцовых, переписных, ме­ жевых, платежных книг начала XVII века, состав­ ленных по тем территори­ ям, которые вОшли в Воро­ нежскую губернию. Итогом его трудов стала, во-первых, публикация ско­ пированных документов в ♦Памятных книжках Воро­ нежской губернии» за 1908- 1909 годы, а во-вторых — обстоятельная научная ра­ бота «Хозяйственная дея­ тельность Тешевского (За­ донского Богородицкого) монастьфя на Донской Ук­ раине в XVII и в первые годы XVIII века». Именно в ней, основываясь на ма- териалЕ 1 Хписцовых книг За- сосенского стана Елецкого уезда, С. Введенский серь­ езно поправляет предшес­ твовавших исследователей — Богородицкий монас­ тырь у речки Тешевки из­ вестен не с 1620-х годов, а с 1615 года. водчик растолкует гостям смысл частушек, все эти американцы -африканцы , как по команде, за бумаж­ никами лезут. Долларами, лирами трясут, скупают, как правило, весь товар оп­ том. —Нелегко, наверное, та ­ ких знаменитых людей на ложках рисовать? — спра­ шиваю. — А, приладились, пара пустяков . Вот только с Гайдаром сложнее. •—Это почему же? — А у него щеки в лож­ ку не вмещаются... Им каждой чуть больше двадцати, девчонкам. Очень бы хотелось по-настоящему познакомить с ними читате­ лей, но слово дал не раскры­ вать их тайну, не называть фамилий. Все же до сих пор стыдятся они, что вместо высокого искусства занима­ ются лубком, ширпотребом на продажу. А стоит ли стесняться? Ведь от этого самого лубка и пошло все наше русское народное искусство... Евгений ЗЕЛЕНЕВ. кликаться большими делами. И поэтому главным сегодня, как и 11 лет назад, когда я пришел в хозяйство, считаю формиро­ вание коллектива единомыш­ ленников и профессионалов, честных тружеников. Посмот­ реть бы на американцев, не­ мцев и прочих «варягов», поу­ чающих нас земледелию,если бы им пришлось работать в на­ ших условиях! А мы, как види­ те, работаем, и неплохо. Пото­ му что есть кадры, есть люди. Для их спокойного труда и сы­ той жизни делаем все возмож­ ное». И действительно, в «Воро- бьевском» о людях — конкрет­ ная забота. Нужны квартиры, а денег нет на новое строитель­ ство — отдали под жилье но­ вую двухэтажную контору коо­ ператива. Сами руководители вполне уютно расположились и в бывшем отделенческом доме животноводов. Кроме того, в конторской двухэтажке нашлось место и детсадику с профилак­ торием. В последнем, кстати, врач Валентина Ушакова еже­ дневно проводит оздорови- Последние годы, в чис­ ле прочего ознаменованные «духовным», а вернее «пра­ вославным», возрождением, заметно усилили интерес не только к внешней обрядо­ вой стороне Русской Пра­ вославной Церкви вкупе с содержанием проповедуе­ мых ею доктрин, но и к ее истории. В том числе и в местных масштабах. И, как нередко бывает в подобных случаях, неожиданно воз­ никший горячий интерес там, где вчера было по мень­ шей мере тихое равноду­ шие, вносит дополнитель­ ную неразбериху. А скорый взгляд, как известно, не дает заметить детали. По­ рой весьма важные. Так, в 1995 году Задо­ нскому Богородицкому мо­ настырю исполнилось как минимум 380 лет со дня основания. Но столь знаме­ нательная (и не только в масштабах Липецкой облас­ ти!) дата прошла незамечен­ ной. И не случайно. Ведь в годы запустения не тольцо старились, ветшали и раз­ рушались оставшиеся без хозяев монастырские зда­ ния, но старательно стира­ лась и искажалась сама па­ мять об обители. В итоге сегодня приходится повто­ рять пройденное, открывая заново уже давно известное, благодаря преданным в со­ ветское время забвению тру­ дам историков предшеству­ ющих поколений. В частности, что касает- ист оки у РЕ ЧКИ ТЕШЕВКИ. ВЕКА НАЗАД. . . — Да при чем тутпатриотизм! — обижавтЬя он, слыша а саой адрес упреки. Упреки в отсутствии патриотизма. Это когда ему в очередной раз уда ­ ется, покопавшись в архивах, опровергнуть мес ­ тное предание или «подправить» версию из исто­ рии родного края. Прошлое для Леонида Морева, задонского журналиста, историка по образованию, —святое, и в нем, по его мнению, не может быть ни мело ­ чей, ни натяжек. И если нет доказательств того, что Пушкин едал в задонском трактире бирючков и нахваливал, то и выдумывать, как это сделал известный писатель, тутнечего. Уважение к цифре, честное отношение к фак­ ту, дотошность и в хорошем смысле въедливость — все это есть у молодого задонского краеведа. Одно из его исследований мы и предлагаем вни­ манию читателей. Вот какая запись имеет­ ся в платежных книгах За- сосенского стана Елецкого уезда от 7123 (1615) года: «Монастырь Тешевской на берегу реки Дону, усть реч­ ки Тешевки. За монастырем, под Тешевским лесом слобод­ ка Тешевская на речке Те- шевке на верхах». А вот писцовые книги Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 годов не только рисуют нам имущес­ твенное положение ТеЩев- ской обители, но и дают воз­ можность поближе познако­ миться с первыми «задонца- ми». «За рекою ж за Доном: монастырь Тешевской на реке на Дону, усть речки Те­ шевки, под Тешевским ле­ сом: ограда древена, ворота простые затворные на мойас- тырь. А в монастыре церковь во имя Пречистые Богороди­ цы Сретения Владимирския иконы; а в церковь постав- ленье и в церкви образа мес­ тные и книги и ризы и у цер­ кви колокола и все церков- сировано в другом докумен­ те того времени — так на­ зываемой «Елецкой чело­ битной 1628 года», «монас­ тырь в Елецком уезде Пре­ чистой Богородицы Задонс­ кий, а в нем черный поп Геласий, а игумена в нем нет». Игуменство учреждается здесь несколькими годами позже. Так, из елецких пис­ цовых книг явствует, что в 1632 году бил государю че­ лом по поводу возвращения утраченных монастырем зе­ мель от имени обители уже «игумен Прохор с братьею...» Приведенные материалы не только уточняют дату основания Богородицкого Задонского монастыря, но и, наконец-то, позволяют прояснить достаточно запу­ танный в краеведении во­ прос о том, с чего же все- таки начинался нынешний город Задонск. Как извест­ но, наиболее распространен­ ная точка зрения на этот счет была высказана воро­ ное и монастырское строевйё*'’' ' нежном.'В.чПро>хОрОвьш"н — ;^у 'йУкрЙев ’ТКирйлл’й' й^’"' его Чй{иг(^?ЛйЙЙЭ11ВЙ'Тбй5- Герасима; да в монастыре же келлий: келья черного пбпа Геласия; келья старца Миса ила; келья старца Иева; паш­ ни монастырские паханые 6 чети да перелогом да дикаго поля 11 четвертей. И обоего пашни монастырские паха­ ные и перелогом и дикаго поля добрые земли 21 четь в поле, а в дву по тому ж: срна нет. Да к монастырю слобОд- ка Тешевка, под Тешевским лесом, на речке ТешевкС на верхах; а в ней: двор белого попа Федора; двор дьячков — Бориска Васильева; двор по- номарев — Антошка Ивано­ ва; да в слободе ж двор мо­ настырской; да детенышей: во дворе — Ивашко Харин; во дворе —Кленка Харин; во дворе —монастырской служ­ ка Васка Юдин; во дворе Лар- ка Карпов; во дворе — вдова Акилина Зинина; да кресть­ янских дворов: во дворе — Васка Кривобок; во дворе — Данилко Воров; во дворе — Панка Голошуб; во дворе — Панка Онцыфоров; во дворе — Федка Гуреев; во дворе Ларка Власов...» И т.д. Многие фамилии доста­ точно красноречивы. Причем настолько, что дали в свое время повод С. Введенскому для такого заключения: «Все эти и подобные им прозвища, на наш взгляд, прямо указы­ вают на то, что их носители были беглые и очень нена­ дежные люди. При первом удобном случае они могли без сожаления бросить свое тяг­ ло, чтобы поискать лучшей жизни...» Следует обратить внима­ ние и на то обстоятельство, что при одной церкви в Те- шевке были как черный поп Геласий, так и белый —Фе­ дор со своим притчом. Со­ гласно так называемым Апостольским правилам, яв ­ ляющимся основой организа­ ции богослужения в Право­ славной церкви, монашеское духовенство, как отрекшееся от мира, не должно совер­ шать некоторые требы и та­ инства, носящие мирской характер (крещение, брак). А потому и полагался един­ ственной на округу монас­ тырской церкви отдельный, «светский» клир. В монастыре же старшим был о. Геласий. Это зафик- нимия». Вот что говорится в статье «Задонск» этого издания: «По документам 1627-1628 гг. известно во­ тчинное владение боярина И.Н. Романова — Тешевс- кий ПОЧИНОК, а по данным 1678 г. — это было с. Под- тешево крязя И.А. Воро­ тынского,^ В 1779 г. Подте- шево (ил 1 у Тешевка) преоб­ разуется в уездный город». Однако, как видно из процитированных ^анее до- кументой, Тешевка, став­ шая основой формирования Задонска, изначально при- надлежгцга монастырю. От­ куда же версия о вотчине И.Н. Романова? Свет проливает текст «елецкой челобитной 1628 года». Согласно этому доку­ менту, сразу две деревень- тси, принадлежавшие И.Н. Романову в начале XVII сто­ летия, действительно ис ­ пользовали в своем назва­ нии производные от топони­ ма «Тешев». Но речь идет о топонимах с четкой геогра­ фической привязкой к вер­ ховьям речки Репец, нахо­ дившимся, как и «задонс­ кая» Тешевка, «под Тешев­ ским лесом», только с про­ тивоположной, к востоку, стороны «под малым Тешев­ ским лесом, по обе стороны Мокрого буерака». Путаницу вызвало то, что автор, увлекшись топо­ нимией, не уделил должно­ го внимания как топогра­ фии, так и вполне доступ­ ным историческим доку ­ ментам, недвусмысленно говорящим о том, что Те­ шевка, давшая начало За- донску,, располагалась на одноименной речушке и изначально была вотчиной монастыря... ■ Что ж, история с поза­ бытыми елецкими писцовы­ ми книгами еще раз под­ тверждает, что новое — это лишь хорошо забытое ста­ рое. Но это и повод лишний раз задуматься: доколе бу­ дем мы забывать пройден­ ное и терять обретенное? В том числе и историческую память. Леон ид М ОРЕВ, корр. газеты «Задонская правда». На снимке: задонские купола. Фото Алексея ЩУР ОВА. прос Михаил Николаевич, — трудолюбие и порядочность русского человека, его способ­ ность на заботу и внимание от- тельные процедуры бесплатно 15-20 пациентам. ^ Стояла в селе Ворон-Лозов- ка ремонтная мастерская, да нухада в ней отпала— вот*и еще четыре полностью благоустро­ енные, трехкомнатные кварти­ ры получились. Для этих же це­ лей реконструированы бани, бывщий здравпункт. Всего за полтора года таким вот хозяй­ ским методом «наскребли» аж 14 квартир, в которых сегодня живут главные люди на селе — механизаторы и животноводы. Но социальная программа не ограничивается жильем, со­ бственными силами здесь за­ асфальтировали километр до­ роги, занимаются газифика­ цией села, помогают щколе... Вот так живут и трудятся в «Воробьевском». Умело, в свое удовольствие... Репортаж вели Александр ПРИДЬМА, Евгений САМОХВАЛОВ (фото). На снимках: председа ­ тель кооператива «Воробь- евскнй» Михаил Кузнецов; в кооперативном профилак­ тории; новая улица в Воро­ бьевке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz