Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
■V редакт оров районных газет области вп адают в реки, или пересы хают. Любая культура — на ционально самобытна, у нее есть территориальный и на ционально-этнографический I адрес, ее рождают и питают малые родины. Но вместе с тем культура не может су ществовать без живого диа лога взаимообогащений. Су ществование отдельных оази сов культуры без информаци онных русел и обогащающей связи с другими оазисами таит опасность исчезновения подобных оазисов или одино кого усыхания их. Поэтому просто необходимы диалоги, встречи, породненное бытова ние областных, провинциаль ных ветвей культуры. Известный опыт здесь есть; В Воронеже на протя жении десяти лет издавалась литературная серия «Отчий край» —тридцатитомник из бранных произведений писа телей, жизнью и творчеством породненных с Центрально черноземным краем. Могу чее поле нашей классики воз делано не одними лишь ис полинами, поэтому мы пос читали необходимым и спра ведливым представить под крышей серийной библиоте ки не только Боратынского, но и малознаемого ныне Ма рина; Лескова, но и менее чи таемого Слепцова; Платоно ва, но и Забытого. Казалось бы —провинциальный замы- авл. Но опальный Замятин, после вынужденного отъезда за границу впервые в стра не, и не за месяц до перестро ечных «верховных» разреше ний, был издан именно в этой серии. В итоге она получила широкое общественное при знание, во многих городах страны позже стали изда- ватьея подобные, в Н И Х М ( й Ц н я V ныйнмассив «провинцйвл»^ вв ной» — мирового уровня — литературы. Истинная культура и ду ховность — не справа и не слева, она не проходит во ве домству ни радикальных про грессистов, ни консерватив ных традиционалистов,.хотя в ней все есть: и традиция, и авангард, и верность старо му, и поиск нового. Культу ра не в пример политике всег да моральна, и если она все же используется политикой, долг ее —не размахивать ми тинговыми флагами; долг ее — научить видеть человека и на другой, в злобе дня враждебной стороне, понять инакомыслящего. «Что ты считаешь райским садом, я назову кромешным адом»... Долг культуры — выявить и запечатлеть истинные лики нас окружающего мира и на звать все по истине и мило сердной справедливости. Есть и в городе, и в де ревне люди, которые хотят, чтобы на родине жизнь ста ла духовно лучше и чище. По крупицам собирают они раз рушенное, утраченное, по кирпичику восстанавливают дом, по деревцу воссоздают сад. Когда-то у русской ин теллигенции — уездных, сельских врачей, учителей. земских подвижников — в чести было скромное, каж додневное, беззаветное слу жение. Теория малых дел? Да, малые, но живые дела, помнят о них и поныне. Измученное, изувеченное поле нашей духовности и культуры ждет участливых человеческих душ и рук, ма лых и больших дел, взращи вания несорного корня, не ядовитого посева. Дело-то на земле есть каждому, и, по мимо главного, прочистить родник, убрать хлам от ка литки и может, и обязан каждый. Разумеется, немало значит, с каким настроени ем делать любое дело. Леген да о строителях Шартрского собора никогда не потеряет своего живого смысла. Один строитель на вопрос, чем он занимается, ответил, что он невесть зачем таскает камни, другой заявил, что он подно сит камни для какой-то стройки, а третий гордо ска зал: «Я строю Шартрский со бор!*. Наш собор разрушен, чтобы построить его заново, надо хорошо понимать, что мы хотим строить. Центр духовного возро ждения Черноземного края — среди тех, кто видит смысл своей деятельности в возрождении и созидании ду ховной, культурной среды всего края. Восстановить за бытые или искусственно по гашенные духовные ценнос ти, разумные традиции, са мобытные начала, дать «вто рую жизнь» нашему куль турно-духовному наследию, во многом искаженному или вовсе уничтоженному, — не менее важно, чем утвердить ся экономически. Не сможем мы достойно двигаться даль- ше5'>Ч1рЙЙб'4Ч'а'вив человека, особенно молодого, лишь рынку, масскультуре, сию- .минутно.му. Какие же краеугольные направления, программы, пласты разрабатывает и осу ществляет Центр? «Народная память» — современное прочтение и ос мысление былых устоев, обы чаев, преданий, нравственно здоровых начал в старинном укладе; забота о культурно исторических гнездг 1 х, усадь бах, парках, родниках, ма лых реках, кладбищах, ста ринных трактах; поддержка промыслов и ремесел на тер ритории края, традиций на родных умельцев. «Славянский мир» —об ращение к истории и нынеш нему бытованию Дома рус ских, украинцев, белорусов, их культуры, языка восточ ного славянства; ознакомле ние с жизнью и творчеством выдающихся уроженцев края; создание этнографичес кого музея и славянского ли цея, в которых были бы пред ставлены русская изба, укра инская хата, казачий курень и где бы преподавались пол ноправно и полноценно кур сы культуры и истории сла вян — засельников Черно земного края. «Диалог поколений* — встречи с известными отечественными фамили ями. Двадцатый век многих разметал по стра нам и континентам, но, лишенные родины, они жили и живут мыслями о родине. В «Золотом кольце Черноземья» — разра ботка и осуществление историко-культурной программы туристичес ких, краеведческих до рог, уводящих к боль шим событиям былого, к большим именам, к гео логическим, природным, историческим, культур ным памятникам, к пра вославным святыням Черноземного края. Наконец, условно обозначаемый пласт — «Я— семья — Вселен ная». Ребенок, подрос ток, взрослый —в семье, школе, на улице, в церк ви, в Отечестве и мире. Как образовывают лич ность, и как она самооб разовывается? Как ори ентируется в мнимом и подлинном, как в мире, «где от добра неотдели мо зло», выбирает добро? Здесь же — человек на дорогах культуры и ис кусства . Творческий опыт молодых — в сло ве, картине, звуке. Центр духовного воз рождения края взаимо действует с учредителя ми —ассоциацией «Чер ноземье», Воронежской епархией. Новолипецким металлургическим ком бинатом, с иными орга низациями, с творчески ми союзами, музеями, библиотеками. Мы пони маем! Хак Цй ^а нашего никто за нас не сделает. Любая река начинает ся малым ручейком . Больших дел без малых не бывает. На фоне оче редной отечественной смуты ясно, что возро ждение России может на чаться, да в чем-то и на чалось, с малых ручей ков в провинциях, где худо-бедно сохранились и традиционные ценнос ти, и совестливое отноше ние к жизни. Россия воспрянет, когда воссияют сорок, или сколько их, губернс ких, провинциальных го родов, как сказал наш знаменитый современ ник, много и глубоко раз мышляющий о путях и судьбе России; когда вновь разовьется земская жизнь, вернутся пору шенные храмы, воссозда дутся усадьбы и парки, возродятся наши про мыслы, возвратятся пес ни. Когда наши души сполна откроются для веры и справедливости... г. Воронеж. Т А М, Г ДЕ Н Е П О Д С ИЛ У А И Е Р И Ш Р , Г О МАН Д Ц А М с каким сладким придыха нием демократы западной ори ентации цитируют великого классика о плохих российских дорогах и дураках, а компози торы пописывают песенки о русском «авось», муссируя миф о нашем национальном несо вершенстве. Очень уж хочется... Но повседневная жизнь все больше приносит прим^ов того, как и в сельской глубин ке, и в городе у простого чело века хватает ума, смекалки и трудолюбия хорошо и полно кровно жить. Об одном таком коллективе мы и решили рас сказать в этом репортаже. Производственный коопе ратив «Воробьевский» Хлевен- ского района был буквально со бран в 1983 году из нескольких не лучших хозяйств. Однако со всем скоро он заявил о себе как вполне жизнеспособный и энергичный трудовой организм. возделывать рапс и горчицу. Причем прежде нашли потре- бителей-партнеров. По горчи це, например, в Волгограде. Мы встретились с Михаи лом Кузнецовым, когда в его ка бинете обсуждался вопрос о строительстве собственной пе карни. «Пшеницу выращиваем отличную, — поделился предсе датель, — а хлеб возим из рай она, Уверен, сами испечем не хуже, пекари у нас есть, надо ЛЕБЕДЯНСКИЙ РАЙОН НА Р У С И ВСЕГ ДА УМ ЕЛ И Б ИТЬ Б А К Л У Ш И. А дело это, надо сказать, очень непростое. . . I I Многие его успехи связаны с приходом в «Воробьевский» Михаила Кузнецова — урожен ца здешних мест, неравнодуш ного и преданного земле чело века. Его опыт и предприимчи вость помогли организовать дело так, что хозяйство и в са мые тяжкие для села времена уверенно держится на плаву. Здесь выращивают зерно и свеклу, занимаются животно водством. В прошлом, засуш ливом, году, к примеру, суме ли собрать по 20 центнеров с гектара пшеницы, продать больше всех в районе молока и мяса. Устремленность в будущее — главная, отличительная чер та воробьевцев. Они планиру ют расширить производство свинины, смело берутся за вве дение всевооборот новых куль тур — первыми в округе стали — Самое главное — это научиться бить баклуши, — говорит Дуня. Вообще-то никакая она не Дуня, у нее вполне совре менное, «модное» имя, как и у подруги Фроси. А «по- старинному» они называют себя потому, что это соответ ствует их сегодняшнему п р ед п р и н им а т ел ь с к ом у имиджу. Обе они закончи ли художественное учили ще, мечтали о высоком ис кусстве, о собственных по лотнах, выставках, но ны нешняя жизнь сразу же крепко шарахнула их по го лове, спустила на грешную землю. Все, что они плани ровали, оказалось невостре бованным, и пришлось де вочкам просто-напросто вы живать. — Баклуши эти понача лу были для нас самым трудным делом, — продол жает Дуня. —Надо было ра зыскать подходящую осину или липу, сделать из нее чурки, а потом уже выдо лбить ложки. Сколько раз руки резали — мы же ху дожницы, а не плотники. Это потом нашли парня, ра ботающего в мастерской, где имелся токарный станок по дереву. Он нам и стал выда вать ложки-плошки целыми партиями. Поптврсти деда у Дуни Расписывали ложки цветоч ками, ягодками, давали ста рушкам на продажу (сами торговать стеснялись). По том поехали как-то в Моск ву, вышли на Арбат, а там не только расписные ложки, но и матрешки, кухонные наборы в русском стиле на каждом углу. Конкурен ция... И вот увидели: стоит картонный мужик на дере вянной подставке, и каж дый с этим мужиком сфо тографироваться желает — женщины, дети, иностран цы, русские — все в очередь лезут. Подошли поближе: мужик этот оказался Горба чевым. Михаилом Сергееви чем. Тут девчонок и осени ло... Стали ложки в соответ ствии с велением времени расписывать. Особенно хо рошо тогда пошел «ежик в тумане» — стилизованный бывший премьер В. Павлов с черпачка во весь рот улы бается. Любой старушке, не бось, приятно этого рефор матора в пустые щи с голо вой сунуть... А потом совсем осмеле ли девчонки. Нарисуют из вестного государственного будет — выучим еще». Но Кузнецов смотрит даль ше собственноручной буханки на столе. Нужен свой неболь шой перерабатывающий ком плекс. Его необходимость дик туют законы рентабельного хо зяйствования и географическое расположение «Воробьевско- го», по землям которого прохо дит крупнейшая автотрасса. Ря дом с селом строится совре менная автомобильная развяз ка с кемпингом, гостиницей. Словом, будет кому сбыть све жее молоко, сметану, колбасу с чесноком и ароматный хлеб. И все-таки, какими же сек ретами обладают воробьевцы, что не только держатся на пла ву, но и неплохо живут — сред няя зарплата здесь 726 тысяч рублей в месяц? «Секрет, конечно, есть, — улыбается в ответ на наш во- деятеля из бывших на лож ке, а в том месте, где у него родимое пятно — дырка. Начнешь суп такой ложкой хлебать, а все проливается. К тому времени новояв ленные бизнесменши и сами торговать стали. Конечно, подальше от родного города. Все чаще в Москве, у вокза лов, где провинциальный люд еще не был привычен к их оригинальному товару. А Фроська еще вон ка кую штуку придумала. По шили себе девчонки специ альные «куйманские» наря ды: яркие паневы до пят, с пышными складками там, где у женщин соблазнитель ные округлости . Так-то Дуня и Фрося худощавые, стройненькие, а напялят на себя обширные наряды и сразу превращаются в аппе титнейших толстушек-про- стушек. Ну прямо глаз не оторвешь! А если еще щеки, как бураки, нарумяненные да толстые косищи из-под кокошников льются , да вскрикнут заполошными го лосами: —Я девчонка без оплош ки, у меня печали нет: по глядите вы на ложке моего дружка портрет!». Если комп ания ин о странцев мимо идет, обяза тельно остановится и будет ся самой даты основания с час, выкатив от удивления ;кйш-ели, то вместной.краа- глаза, глядеть.ва-тако4«1!Ру§:ие» чйёаЧавЖой литефтатуре^'ёеч ское чудо». Когда же пере- трактуют главным образом по одному источнику — «Историко-статистическом^ описанию Задонского пех^- воклассного мужского мо настыря» иеромонаха Ге^ ронтия. Но в этой книгр идет речь лишь о первом известном автору упомина нии обители в исторических документах. Это елецкие писцовые книги 1627 года. О дате же основания Геро№ тий говорит расплывчато «в 1620-х годах». Следует также учиты вать, что книга иеромонахЦ Геронтия увидела свет по следний раз в 1893 году. А уже позднее —в конце про шлого, начале нынешнег^о веков —воронежскими кра еведами была проделана грандиозная работа по изу чению материалов столич ных архивов в поисках лю бых записей, касающихся истории Воронежа и губер нии. И самое непосредствен ное участие в этой работе принимал Сергей Николае вич Введенский — 25 лет проживший в Задонске, где он работал преподавателем русского языка в местном духовном училище. В нача ле века Введенский был командирован в архивы министерства юстиции, где и занимался копированием писцовых, переписных, ме жевых, платежных книг начала XVII века, состав ленных по тем территори ям, которые вОшли в Воро нежскую губернию. Итогом его трудов стала, во-первых, публикация ско пированных документов в ♦Памятных книжках Воро нежской губернии» за 1908- 1909 годы, а во-вторых — обстоятельная научная ра бота «Хозяйственная дея тельность Тешевского (За донского Богородицкого) монастьфя на Донской Ук раине в XVII и в первые годы XVIII века». Именно в ней, основываясь на ма- териалЕ 1 Хписцовых книг За- сосенского стана Елецкого уезда, С. Введенский серь езно поправляет предшес твовавших исследователей — Богородицкий монас тырь у речки Тешевки из вестен не с 1620-х годов, а с 1615 года. водчик растолкует гостям смысл частушек, все эти американцы -африканцы , как по команде, за бумаж никами лезут. Долларами, лирами трясут, скупают, как правило, весь товар оп том. —Нелегко, наверное, та ких знаменитых людей на ложках рисовать? — спра шиваю. — А, приладились, пара пустяков . Вот только с Гайдаром сложнее. •—Это почему же? — А у него щеки в лож ку не вмещаются... Им каждой чуть больше двадцати, девчонкам. Очень бы хотелось по-настоящему познакомить с ними читате лей, но слово дал не раскры вать их тайну, не называть фамилий. Все же до сих пор стыдятся они, что вместо высокого искусства занима ются лубком, ширпотребом на продажу. А стоит ли стесняться? Ведь от этого самого лубка и пошло все наше русское народное искусство... Евгений ЗЕЛЕНЕВ. кликаться большими делами. И поэтому главным сегодня, как и 11 лет назад, когда я пришел в хозяйство, считаю формиро вание коллектива единомыш ленников и профессионалов, честных тружеников. Посмот реть бы на американцев, не мцев и прочих «варягов», поу чающих нас земледелию,если бы им пришлось работать в на ших условиях! А мы, как види те, работаем, и неплохо. Пото му что есть кадры, есть люди. Для их спокойного труда и сы той жизни делаем все возмож ное». И действительно, в «Воро- бьевском» о людях — конкрет ная забота. Нужны квартиры, а денег нет на новое строитель ство — отдали под жилье но вую двухэтажную контору коо ператива. Сами руководители вполне уютно расположились и в бывшем отделенческом доме животноводов. Кроме того, в конторской двухэтажке нашлось место и детсадику с профилак торием. В последнем, кстати, врач Валентина Ушакова еже дневно проводит оздорови- Последние годы, в чис ле прочего ознаменованные «духовным», а вернее «пра вославным», возрождением, заметно усилили интерес не только к внешней обрядо вой стороне Русской Пра вославной Церкви вкупе с содержанием проповедуе мых ею доктрин, но и к ее истории. В том числе и в местных масштабах. И, как нередко бывает в подобных случаях, неожиданно воз никший горячий интерес там, где вчера было по мень шей мере тихое равноду шие, вносит дополнитель ную неразбериху. А скорый взгляд, как известно, не дает заметить детали. По рой весьма важные. Так, в 1995 году Задо нскому Богородицкому мо настырю исполнилось как минимум 380 лет со дня основания. Но столь знаме нательная (и не только в масштабах Липецкой облас ти!) дата прошла незамечен ной. И не случайно. Ведь в годы запустения не тольцо старились, ветшали и раз рушались оставшиеся без хозяев монастырские зда ния, но старательно стира лась и искажалась сама па мять об обители. В итоге сегодня приходится повто рять пройденное, открывая заново уже давно известное, благодаря преданным в со ветское время забвению тру дам историков предшеству ющих поколений. В частности, что касает- ист оки у РЕ ЧКИ ТЕШЕВКИ. ВЕКА НАЗАД. . . — Да при чем тутпатриотизм! — обижавтЬя он, слыша а саой адрес упреки. Упреки в отсутствии патриотизма. Это когда ему в очередной раз уда ется, покопавшись в архивах, опровергнуть мес тное предание или «подправить» версию из исто рии родного края. Прошлое для Леонида Морева, задонского журналиста, историка по образованию, —святое, и в нем, по его мнению, не может быть ни мело чей, ни натяжек. И если нет доказательств того, что Пушкин едал в задонском трактире бирючков и нахваливал, то и выдумывать, как это сделал известный писатель, тутнечего. Уважение к цифре, честное отношение к фак ту, дотошность и в хорошем смысле въедливость — все это есть у молодого задонского краеведа. Одно из его исследований мы и предлагаем вни манию читателей. Вот какая запись имеет ся в платежных книгах За- сосенского стана Елецкого уезда от 7123 (1615) года: «Монастырь Тешевской на берегу реки Дону, усть реч ки Тешевки. За монастырем, под Тешевским лесом слобод ка Тешевская на речке Те- шевке на верхах». А вот писцовые книги Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 годов не только рисуют нам имущес твенное положение ТеЩев- ской обители, но и дают воз можность поближе познако миться с первыми «задонца- ми». «За рекою ж за Доном: монастырь Тешевской на реке на Дону, усть речки Те шевки, под Тешевским ле сом: ограда древена, ворота простые затворные на мойас- тырь. А в монастыре церковь во имя Пречистые Богороди цы Сретения Владимирския иконы; а в церковь постав- ленье и в церкви образа мес тные и книги и ризы и у цер кви колокола и все церков- сировано в другом докумен те того времени — так на зываемой «Елецкой чело битной 1628 года», «монас тырь в Елецком уезде Пре чистой Богородицы Задонс кий, а в нем черный поп Геласий, а игумена в нем нет». Игуменство учреждается здесь несколькими годами позже. Так, из елецких пис цовых книг явствует, что в 1632 году бил государю че лом по поводу возвращения утраченных монастырем зе мель от имени обители уже «игумен Прохор с братьею...» Приведенные материалы не только уточняют дату основания Богородицкого Задонского монастыря, но и, наконец-то, позволяют прояснить достаточно запу танный в краеведении во прос о том, с чего же все- таки начинался нынешний город Задонск. Как извест но, наиболее распространен ная точка зрения на этот счет была высказана воро ное и монастырское строевйё*'’' ' нежном.'В.чПро>хОрОвьш"н — ;^у 'йУкрЙев ’ТКирйлл’й' й^’"' его Чй{иг(^?ЛйЙЙЭ11ВЙ'Тбй5- Герасима; да в монастыре же келлий: келья черного пбпа Геласия; келья старца Миса ила; келья старца Иева; паш ни монастырские паханые 6 чети да перелогом да дикаго поля 11 четвертей. И обоего пашни монастырские паха ные и перелогом и дикаго поля добрые земли 21 четь в поле, а в дву по тому ж: срна нет. Да к монастырю слобОд- ка Тешевка, под Тешевским лесом, на речке ТешевкС на верхах; а в ней: двор белого попа Федора; двор дьячков — Бориска Васильева; двор по- номарев — Антошка Ивано ва; да в слободе ж двор мо настырской; да детенышей: во дворе — Ивашко Харин; во дворе —Кленка Харин; во дворе —монастырской служ ка Васка Юдин; во дворе Лар- ка Карпов; во дворе — вдова Акилина Зинина; да кресть янских дворов: во дворе — Васка Кривобок; во дворе — Данилко Воров; во дворе — Панка Голошуб; во дворе — Панка Онцыфоров; во дворе — Федка Гуреев; во дворе Ларка Власов...» И т.д. Многие фамилии доста точно красноречивы. Причем настолько, что дали в свое время повод С. Введенскому для такого заключения: «Все эти и подобные им прозвища, на наш взгляд, прямо указы вают на то, что их носители были беглые и очень нена дежные люди. При первом удобном случае они могли без сожаления бросить свое тяг ло, чтобы поискать лучшей жизни...» Следует обратить внима ние и на то обстоятельство, что при одной церкви в Те- шевке были как черный поп Геласий, так и белый —Фе дор со своим притчом. Со гласно так называемым Апостольским правилам, яв ляющимся основой организа ции богослужения в Право славной церкви, монашеское духовенство, как отрекшееся от мира, не должно совер шать некоторые требы и та инства, носящие мирской характер (крещение, брак). А потому и полагался един ственной на округу монас тырской церкви отдельный, «светский» клир. В монастыре же старшим был о. Геласий. Это зафик- нимия». Вот что говорится в статье «Задонск» этого издания: «По документам 1627-1628 гг. известно во тчинное владение боярина И.Н. Романова — Тешевс- кий ПОЧИНОК, а по данным 1678 г. — это было с. Под- тешево крязя И.А. Воро тынского,^ В 1779 г. Подте- шево (ил 1 у Тешевка) преоб разуется в уездный город». Однако, как видно из процитированных ^анее до- кументой, Тешевка, став шая основой формирования Задонска, изначально при- надлежгцга монастырю. От куда же версия о вотчине И.Н. Романова? Свет проливает текст «елецкой челобитной 1628 года». Согласно этому доку менту, сразу две деревень- тси, принадлежавшие И.Н. Романову в начале XVII сто летия, действительно ис пользовали в своем назва нии производные от топони ма «Тешев». Но речь идет о топонимах с четкой геогра фической привязкой к вер ховьям речки Репец, нахо дившимся, как и «задонс кая» Тешевка, «под Тешев ским лесом», только с про тивоположной, к востоку, стороны «под малым Тешев ским лесом, по обе стороны Мокрого буерака». Путаницу вызвало то, что автор, увлекшись топо нимией, не уделил должно го внимания как топогра фии, так и вполне доступ ным историческим доку ментам, недвусмысленно говорящим о том, что Те шевка, давшая начало За- донску,, располагалась на одноименной речушке и изначально была вотчиной монастыря... ■ Что ж, история с поза бытыми елецкими писцовы ми книгами еще раз под тверждает, что новое — это лишь хорошо забытое ста рое. Но это и повод лишний раз задуматься: доколе бу дем мы забывать пройден ное и терять обретенное? В том числе и историческую память. Леон ид М ОРЕВ, корр. газеты «Задонская правда». На снимке: задонские купола. Фото Алексея ЩУР ОВА. прос Михаил Николаевич, — трудолюбие и порядочность русского человека, его способ ность на заботу и внимание от- тельные процедуры бесплатно 15-20 пациентам. ^ Стояла в селе Ворон-Лозов- ка ремонтная мастерская, да нухада в ней отпала— вот*и еще четыре полностью благоустро енные, трехкомнатные кварти ры получились. Для этих же це лей реконструированы бани, бывщий здравпункт. Всего за полтора года таким вот хозяй ским методом «наскребли» аж 14 квартир, в которых сегодня живут главные люди на селе — механизаторы и животноводы. Но социальная программа не ограничивается жильем, со бственными силами здесь за асфальтировали километр до роги, занимаются газифика цией села, помогают щколе... Вот так живут и трудятся в «Воробьевском». Умело, в свое удовольствие... Репортаж вели Александр ПРИДЬМА, Евгений САМОХВАЛОВ (фото). На снимках: председа тель кооператива «Воробь- евскнй» Михаил Кузнецов; в кооперативном профилак тории; новая улица в Воро бьевке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz