Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
Издается по инициативе К л у б а главных КО М У МЕШАЕТ СЕР ГЕ Й ПЕТРОВИЧ? ...А впроче м, кому он мо жет мешать? Разве что лю дям, входящим в магазин и наталкивающимся на боро датого старика, который, не смотря |51Я.Эе9ВУ, ;ПО привыт^ чке, все еще греется у бата реи? Хотя вряд ли, покупа тели уже привыкли; стоит, и пусть себе стоит. Или си дит... Какая разница. А может, мешал он гла ве Волченской администра ции, когда почти всю зиму просил помочь с топливом? Опять нет, ведь глава не от казывался. По просьбе вете рана обращался в райадми- нистрацию. А там ответ из вестный: всех нуждающих ся бесплатно углем обеспе чить не можем. При этом власть предержащие непре менно указывали, что Сер гей Петрович пенсию непло хую получает, к тому же детей у него много, вот пусть и помогут отцу. Верно, детей у Сергея Петровича аж одиннадцать. Но и им он не мешает, ведь у тех свои семьи, свои дети, тесные квартирки, в кото рых просто нет места для старика... И пенсия есть, тоже пра вильно. Только ждет он ее не дождется и никак не пой мет: почему долго не пла тят? Вот когда ему говори ли «надо», он шел в колхоз, работал «на торфу», воевал. Теперь он говорит: «Мне надо», но никто не слышит. Слишком тихо говорит, на верное, боится помешать людям. Хотя «в народ* он ходит часто: чтоб не быть одному, чтоб согреться, поговорить. Рассуждает он просто: — Посижу у кого-ни будь, а когда люди уходят — и я ухожу. Зачем я оста нусь? Вдруг потом неприят ность какая, или пропадет что. Скажут, я сидел. Всю жизнь ничего не нарушал, воевал, работал, не надо и теперь, чтоб недобрым сло вом помянул кто. * * * ...Говорят, если бы Сер гей Петрович откладывал по сто тысяч рублей каждый месяц, то накопил бы себе и на уголь, и на новое паль тишко, да и на многое дру гое, что необходимо преста релому человеку. Но поми луйте, ему уже 86 лет, он переж и л свою деревню Большую Ляпуновку, пере жил жену, с которой полве ка были вместе, пережил друзей-ровесников. Пере жил даже свою память — не всех узнает, боится поте ряться... Как-то ездил он в райцентр, заблудился и ис кал автостанцию совсем в чругой стороне. Он каждую ночь просыпается с мыслью, гто умрет, и никто его не <ватится. А вы говорите: 1 усть копит... Да и пенсия — где она? Действительно, помри он за- 1 тра, и вовсе денежки пла- УРОЖАЙ БЕЗ ТОЙ ВОДЫ - НИ ТУДЫ И НИ СЮДЫ Неожиданно в центре внимания совещания, про ходившего недавно в адми нистрации района, стала аммиачная вода. Добринс- кое руководство о ее своев ременном завозе позаботи лось, но богатая питатель ным для растений аммиа ком вода... осела на скла дах АО «Добринкаагро- промхимия». Заявок на нее из хозяйств почти не пос тупало. Служба плодородия по своей инициативе начала развозить удобрение по сельхозкооперативам. Одна ко на местах выявилось но вое свидетельство бесхозяй ственности. Во многих сель хозкооперативах для внесе ния аммиачной воды подго товили лишь по одному-два агрегата. А кое-где и ни од ного. Об этом и шел разговор на совещании. Руководи тели и специалисты хо зяйств согласились: надо менять отношение к нелю бимой ими аммиачной воде. Других средств под держать на нужном уров не плодородие на кукуруз ных полях у селян пока не будет. Сдвиги после состоявше гося разговора наметились. Количество вывезенной на места со складов АО «До- бринкаагропромхимия» ам миачной воды постепенно увеличивается. ДОБРИНСКИЙ РАЙОН В РАЙПО СМЕКАЛИСТЫЙ НАРОД: СТАЛ ЦЕХОМ МАГАЗИН-БАНКРОТ Несколько лет потребова лось добринским потребкоопе- раторам для того, чтобы по нять: местное население вви ду безденежья не расположе но обставлять свои квартиры роскошными гарнитурами и стенками, выставленными на показ в магазине «Мебель». Банкротство этой торговой точки было предрешено, и од нажды на ее дверях обосновал ся большой амбарный замок. Но зачем же пустовать до бротному зданию? Если не хотят добринцы, как господа, нежиться на королевских, и по виду, и по цене, диванах, то уж без различных столярных полуфабрикатов им никак не обойтись. Жилища-то старе ют. То раму заменить надо, то дверной блок. Вот и решило Добринское райпо открыть в бывшем магазине столярный цех. Во главе небольшого кол лектива поставили энергично го молодого специалиста Ана толия Зайцева. Пока заказов не очень много. Но коллектив старается, зарабатывая себе авторитет. ЧИНОВНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВИДЕН НАСКВОЗЬ Глава районной админис трации Валерий Тонких подписал постановление, со- гласно которому госслужа щие должны будут теперь в обязательном порядке прой ти флюорографию, а также побывать на медосмотре. Главному врачу районного территориального медицин ского объединения Максиму Фурсову предложено по думать над тем, как лучше справиться с возросшим по током обследуемых. К ПЕТРОВСКИМ РЕБЯТИШКАМ И ГРИПП НЕ ПРИСТАЕТ Пять школ и детсад были закрыты минувшей зимой в связи с эпидемией гриппа в Добринском рай оне. А вот в Новопетровской средней школе ни одного случая заболевЕшия так и не было. Чем не феномен? Директор школы Юлия Князева объясняет его так: была разработана специаль ная программа профилакти ки гриппа. Она включала ежедневные физкультми нутки в начальных и сред них классах, занятия в спортзале на переменах и после уроков, лыжные про гулки, обязательные для всех ребят с первого по одиннадцатый классы, а еще — калорийное меню школьных обедов, в котором — мясо, сливочное масло, овощи. Кстати, помощь про дуктами школе оказывал совхоз «Петровский». Новости района собрал Вячеслав ИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». В и к т о р Б У Д А К О В ких изб или хат — средне русская провинция. Черно земный край. Что ныне объ единяет и роднит нас, живу щих в Орле и Воронеже, Кур ске и Белгороде, Липецке и Тамбове —в Черноземье? Ра зумеется — само поле. Здесь наша история, наша память, наша общая судьба. Границы меж областями, по счастью, не разделяют наше истори ческое, духовное, культурное наследие на обособленные и замкнутые уделы. Поле — единое! Белгородская область — из бывших уездов Воро нежской и Курской губер ний, Липецкая — из уездов орловских, воронежских, тамбовских. Административ- кали. Те самые, которые мо гут помочь ему сегодня. Питается Сергей Петро вич в столовой местного хо зяйства. Директор Сергей Копылов распорядился ,, ежедневно старика кормить. И вот в обеденное время вы шагивает Сергей Петрович возле столовой, ждет, пока школьники пообедают, чтоб не мешать никому. Повари хи подтверждают: только когда все разойдутся, пообе дав, входит старик в столо вую... Странно, но старый чело век в потертой шинельке имеет какой-то особенный, благообразный вид: белые- белые волосы, ровно под стриженные усы и борода, внимательные глаза. Слов но тот старый мудрый со лдат из русских сказок, ко торый вернулся со службы, а жена умерла, дети выро сли, дом развалился ... И чтобы не мешать никому, пошел солдат бродить по свету. Да солдат он и есть: Япо ния, Польша, Финляндия, а там вся Великая Отечествен ная, с 23 июня 1941 года по октябрь 1945-го. Вот его во енные история и география. В составе 183-го стрелково го полка от звонка до звон ка, как говорится. Без тяж ких ранений, без особых наград. Пахарь войны, той самой, что «не фейерверк, а просто тяжкая работа*. А до 1935 года, когда в армию впервые призвали, рос в семье, где отцовы лап ти были одни на всех. Рано в пастухи пошел. Какое уж тут образование. Так и ос тался неграмотным по сей день. Учился после армии на тракториста. И большим был тружеником, как ска зали мне в сельской адми ни страции . И дети , все одиннадцать, ходили одеты- обуты не хуже, чем у людей. Выросли-выучились, и ... разъехались. — Ты интересная какая- то, — объяснял мне как-то при встрече Сергей Петро вич. — Ну раньше они при езжали, могли у нас кар тошки взять, мясца... Сей час чего ехать-то? Один рас ход. Я на пенсии. Вот толь ко ослаб совсем, еле хожу. * * * .. .Н и к ом у не мешает Сергей Петрович. Ни детям, махнувшим рукой на отца, ни государству, которое ме сяцами не торопится выдать старику его пенсионные крохи. Ни местным властям — тих, неназойлив. Не мешает и нам, живу щим с ним рядом. Мы при выкли?.. Эмма МЕНЬШИКОВА, корр. газеты «Знамя Октября*. Фото Евгения КРАШЕНИННИКОВА. Добровский район. С О Х Р АН И, Б О Г, р о д н о й П О Р О Г На свете есть масса'.«бязательвых цещей, без которых жизнь не жизнь, а та!^ несуразица. Речка под горой, со ловьиная песня в ночи, работа на своей земле, посажен ный тобою сад. И, конечно, дом — сам собиратель и кла дезь всяких полезных вещей. Городская квартира нашпигована стандартными, серий ными деталями — от двери до подоконника, сработанными «чужим дядей*. Иное дело деревенская изба, хранительни ца крестьянского быта, который сам по себе мифологичен. Всякая вещь в таком доме, как правило, изготовлена хозя ином «под себя» и от рождения наделена как бы характе ром и повадками, словно живое существо. Печь, красный угол, божница, окно, а кое-где и сохранивпшеся полати — все это в сознании сельского человека живет своей самос тоятельной жизнью. Но начинается любой дом, тем более крестьянский, с порога. О нем сегодня и наш рассказ. Никогда не коллекциони ровал тосты, но этот запом нился. На одном из юбилеев гость (южанин с черными усами и орлиным взором) предложил выпить за порог дома хозяев. И долго с кав казским артистизмом объяс нял, что значит в жизни че ловека его дом, через порог которого переступает и стар и млад, и никто не спотыка ется... Вроде бы деталь, а впечатляет. О значении этого фраг мента жилища сказано, в об щем, много и всякого разно го. «Вот тебе Бог, а вот по рог!» —откликался фолькло рист. «Мы простимся с тобой у порога, ты мне счастья по желай...» — подчеркивал место разлуки песенник. И даже газетные заголовочные штампы. «На пороге зрелос ти (посевной, жатвы...)» — намекали на важность этой детали. Этот опоэтизированный элемент дома для хозяина всегда был не просто приступ кой (бревном, камнем...), но символом, границей с внеш ним миром. А в совокупнос ти с дверью, нарисовадным на ней крестом, запорами, подковой, пучком «наговор ной травы» — уже и прегра дой для всякой нечести. На полумистическое зна чение этой границы намека ют и разные обычаи и поряд ки. И сегодня даже самый зелый а закорен : теист не риск нет поздороваться или пере дать что-либо через порог. На него не разрешалось садить ся или вставать. Согласно обычаю, молодая нёТйбгл^ ■после венчания касаться по рога, и поэтому муж вносил-' ее в дом на руках. Правда, кое-где, напротив, невеста прыгала с порога обеими но гами и кричала: «Кышьте, овечки, волчок идет!» И печальные моменты в жизни как-то тоже связыва ли с этим особым местом в доме. Во многих деревнях Руси при выносе гроба им ударяли слегка по порогу, что символизировало проща ние умершего с жилищем. Сегодня в это трудно по верить, но в прежние време на с помощью этой обычной ступеньки пытались лечить разные болезни! При боли в спине или пояснице человек ложился на порог, а послед ний ребенок в семье —маль чик клал ему на спину веник и потихоньку ударял по нему... топором. Что и гово рить, рисковый был обряд, причем сведений об эффек тивности подобного врачева ния не сохранилось. А вот в Курской губернии было при нято трижды переводить че рез порог роженицу, и это якобы ускоряло появление на свет ребенка. Вот такой он, порог наше го дома. Ну что ж, пересту пим его. Но об этом в следу ющий раз... Публикацию по, Александр Н А Ш А СПРАВКА Б у д а ко в Виктор Викторович р о д и л с я в 1940 г о д у в д о н с к о м с е л е Н иж н и й Карабут В о р о н еж с к о й области. О кончил В о р о н е ж с к и й п е да го ги ч е с к и й институт. Работал в к о л х о зе , в ш ко л е , в газете, в Цент рально -Чернозем ном к н иж н ом и з дательстве (в е д ущ им редакт ором литературной с е р и и «Отчий кр а й » ) . Ч лен С ою за писат елей С С ^Р с 1979 года . Автор к н и г стихов и п р о зы , в которых наш ли отражение м и р м а л о й р о д и ны , д у х о в ны е и нравственные и с к а н и я человека , чье детство вы пало на в о е н н о е и п о с л е в о е н н о е л и холетье. Его п у б л и к а ц и и в центральной и мест н о й печати п о с в ящ е ны истории и п р о б л е м а м отечественной культуры. В . Б уд а ко в — член п р а в л е н и я В о р о н еж с к о й писат ельской о р г а н и зац и и и р е д к о л л е г и и ж у р нала «Подъем». Председатель регионального Б у н и н с ко го комитета, председат ель к о м и с с и и по литературному н а с л е д и ю поэта А . П р а со л о в а п р и В о р о н е ж с к о й пи сат ел ьс кой о р г а н и з а ц и и . З а с л уж е н ны й работник культуры РСФСР . О сенью п рош ло го года Виктор Б у д а ко в стал лауреатом Б у н и н с к о й п р е м и и С ою за писателей Р о с си и . В настоящее вр ем я возглавляет Центр д у х о в ного в о з р о ж д е н и я Ч ерно зем но го кр а я . ш ■ , ) Ц П П 1 - т М ТТТ„ 1 . Л ^ О Т 011 . . " в (Щ)СД|аднее время часто звучит это слово — возрождение. Возрожде ние Воссии, ее культуры и исторического чувства, родного края, семейного уклада. Слово, как быва- ет СО’многими словами, 1 Щ от каждодневного и раз- Ы нотоЛкуемого употребле ния какую-то часть сво его изначального, сози дательного смысла пос'ге- пенно'утрачивает, но Во прос остается. ^ Нё менее часто, и не пренебрежительно, как прежде, а весомо, в кор- невом срезе сходит с уст многих еще одно слово. Провинция. Наследница той губернской, уездной, деревенской Руси, о пе- вучей раздельности, силе и самобытности которой, но и озабытой богом глу- хоманности, бедности и слабости мы теперь знать ?; . можем разве что из оте- чественной классики — ^ - тургеневских, лесковс- - , ких, бунинских страниц. ' Шесть областных го родов да полсотни былых 8 уездных, да надречные или сухопольные цепоч- ^ ки и россыпи деревенс- ■ ш тм ТОННОТОПП Ч ное деление — не’бвл|евпчем , административное деление. Подобно тому, как Дон, беря свой исток в подмосковной Тульской области, перетека ет в Липецкую и не обрыва ется на границе с Воронежс кой, но мерно течет дальше на юг, так и река историчес кой памяти и культуры не об рывается на том или ином межтерриториальном разде лительном знаке, но перете кает из области в область, от одной человеческой души к другой. Белгородская сторожевая черта на восемьсот километ ров протянулась по чернозем ным просторам, от курских до тамбовских; воронежские корабли готовились, лади лись мужиками со всего края, петровское это пред приятие сдвинуло с места чуть не пол-России. А Курс кая дуга? Ее концы вонза лись в земли орловские, бел городские, ее ближний тыл — земля воронежская, в по беде же на ее полях — воля всей страны. Не одна лишь Юго-Вос точная железная дорога, ус тремись во все стороны Чер ноземного края, соединяет нас. Но и ♦Степная дорога ночью. Степная дорога днем»... Дорога духовности и культуры, на которой наши великие земляки зажгли вы сокие свечи. С нами Дон, в который впадают родники и ' притоки со всего края, — река не только географичес ки, но и исторически протя женная. Река духовная. На чем же стоим ныне, в конце тяжелейшего для на шей родины века, безжалос тного от первых его десяти летий и завершающегося без- ладьем, кровью, ложью, рав нодушием верхов к наро дным судьбам? На бетонных, на ржавью взятых железных пустырях мало что рождает ся, а именно подобные пус тыри густо являет действи тельность. Плотины ГЭС и водохранилищ — как шлаг баумы, как тромбы на пути живого тока рек. Задохнув шиеся родники, распаханные поймы, истощенные чернозе мы. Брошенные погибшие деревни. Разбросанные кам ни. Пересохшие русла. В ♦окаянные дни» переломов, смут и порух раньше родни ков и речек иссыхают души. Наши руки разучились де лать то, что умели делать руки прадедов. Плодоносный слой традиций безжалостно уничтожен, провинциальная культура (когда-то несомнен ная реальность!) вырождает ся в нечто типовое и марги нальное. И все же — тонкий ♦гу мус», почвенный гумус наро дной, вещественно зримой культуры кое-где островками уцелел, удержался, появля ются новые зеленые ростки. Разумеется, нам сегодня не , у увидеть всего того, что вею п назад .можно было найти на.т^^ Коренной, Лебедянской и иных ярмарках края и на общерусском рынке. Промы сел бондарный, кузнечный, портняжный, валяльный, вышивгшьный, ковроткачес- кий, гончарный, меловой, даже иконописный, —всего, что изготавливалось в крае, враз не перечислить. Но не все быльем поросло. Елецкие кружева, романовская иг рушка, рамонская керамика, елань-коленовские ковры, народные костюмы, вышив ки, поделки из дерева, лозы и коры —все это на потрево женных, полуиссеченных корнях удержалось, пережив годины упадка и даже пре следований. Чтоб там ни было, песни звучат, сказки сказываются. Набирают голос фольклор ные ансамбли. Развивается и с торик е -кр аеведч еская мысль. Выходят книги со страницами родинознания. Возвращаются в жизнь забы тые или уничтоженные на звания. Воссоздаются куль турные гнезда. Конечно, все это лишь робкие отсветы ут раченного, маленькие ручей ки... Ручейки или сливаются и 1. НЮРКИНЫ ПОХОРОНЫ у бабы Нюры, той самой, что жила на Выселках в Тер- бунском районе и у которой шесть зятьев с дочерями разметаны по всей аббреви атуре СНГ, случилась беда превеликая. По недогляду объелась свеклы и вспучи лась, как во бремени, коро ва Нюрка, соками которой кормилась старенькая жен щина. Сердобольный сосед Федя-хромой за две бутыл ки первача и печенку «сжа лился» над скотинкой. -Ж А когда он, «уговорив» первую бутылягу, уронил бедовую головушку в сково роду со шкварками свеже- нинки, в гости к бабе Нюре наведалась Федина жена Маруся-почтальонка, знав шая особенность своего су женого ночевать под чужи ми заборами. Забежала она, по ее словам, не печенки и первача ради и вовсе не за тем, чтобы волочь вместе с почтовой сумкой домой сво его благоверного, а чтобы одарить бабу Нюру причи тающейся ей от государства за ее труды праведные пен сией в двести восемнадцать тысяч рублей. Помянуть корову Нюру Маруся все же не отказа лась. После третьего пригуб- ления Маню-почтальоншу потянуло на арифметику, и она поведала кручинившей ся бабе Пюре, что на ее пен сию она сможет отбить те леграммы аж всем зятьям с дочерями во все страны «со ци али сти ческо го з а р у бежья». Сказано это было Маней вскользь, абы не сиде’гь мол ча. Но бабе Нюре эта идея приглянулась. И после чет вертого стопаря, по ее про сьбе, Маруся сочинила еди ный для всех зятьев и до чек текст телеграммы следу ющего лаконичного содер жания: «Приезжайте. Не стало Нюрки». Дня через три-четыре после отправки этого мудро го послания на Выселки ста ли съезжаться зятья и до чки бабы Нюры. С венка ми... А еще через неделю я увидел бабу Нюру на вокза ле. Она уезжала с младшим зятем за границу, в город Донецк. Провожала ее Ма руся-почтальонка, которая и поведала эту историю про бабу Нюру, корову Нюрку и хитроумную телеграмму... 2. ПЬЯНАЯ ГРУША До Куймани оставалось чуть более километра, ког да молодой вихрастый шо фер, величавший себя не иначе, как Степанычем, сбросил скорость и завернул «Москвич» на обочину до роги: — Ноги отекли, разо мнусь малость... Легковушка стояла ря дом с деревцем, вцепившим ся корнями в придорожную насыпь. На его ветвях весе ло трепетало несметное мно жество шелковых лент всех цветов и оттенков. Только присмотревшись к деревцу, я понял, что это обычная ди кая груша, каких немало встретишь в придорожных лесополосах. Но с какой ста ти убранство? Не пацанье ли забавляется? В Куймани познакомил ся с кочегаром местной хле бопекарни Аксеновым. И, конечно же, завел разговор о ряженой груше. Уловив мое любопытство, Алексей Федорович заметил без иск ры юмора: — Эта груша особенная. К, ней всех тянет. Можно сказать, наш общий талис ман. И поведал такую вот бай ку. Лет десять, а может, все пятнадцать назад, когда гру ша была еще маленьким де ревцем, опрокинулась возле нее автомашина с водкой. С тех пор и прозвали грушу пьяной. А пошло все повет рие от шоферов, кто бы ни возвращался из дальнего рейса, делал здесь передых, чтобы пропустить за счас тливую поездку стаканчик- другой. А скоро «притяга тельная сила» груши потя нула к себе молодоженов. Перед тем, как открыть сва дебный пир, новобрачные с дружками и шаферами при езжали к «пьяной груше», чтобы расцветить ее ленточ ным нарядом, сфотографи роваться на память и раску порить здесь бутылку шам панского. — Доверие такое, — за ключил свой рассказ Аксе нов. —Люди верят, что сто ит им в свадебный день по сетить грушу и взблагода- рить ее, н ароди вш аяся семья будет крепкой и счас тливой. Верьте или не верьте, но разводов молодых семей в Куймани за последние годы почти не отмечалось... 3. ГРОЗНОЕ ВОЗМЕЗДИЕ Уж сколько лет прошло, а в памяти живо сохранил ся забавный случай с гусем, заметно покачнувший авто ритет тогдашней лебедянс кой районки «Путь к ком мунизму» . А было так. На автобус ной остановке толпился на род, изнывая от летнего зноя. Внимание всех при влек гусь, безутешно мучив шийся с сухой хлебной кор кой. — Вот недогадливый, — заметил кто-то из толпы. — Рядом лужа, размочил бы и съел. Пернатый словно услы шал подсказку. Взял в клюв корку, помочил ее в воде и съел, издав победный клич га-га-га. О том случае, потехи ради, рассказала «районка». Да лучше бы этого не дела ла. Незатейливая заметка попала на глаза одному из секретарей обкома кПСС. — Подумать только! — м етал громы и молнии «партайгеноссе» . — Вся страна коммунизм строит, а лебедянские журналисты решают проблему гуся и ржаной корки. С чьего го лоса поют? И не было в том году об ластного совещания, где бы ни упоминалась всуе оплош ность газетчиков. Пока на их счастье в каком-то другом районе хохлатки не объяви ли бойкот петухам и не под вели под колпак секретаря тамошних журналистов... Байки собрали Иван ПЕРЕКРЕСТОВ, Евгений КАРПУХИН. Рис. Андрея ИСУПОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz