Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

>е ля 1997 г., № 71 ;1385) С1 к 2 КРИ ЗИ С НА У К И У ч е н ы е Л и п е ц к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о п е д а г о г и ч е с к о г о и н с т и т у т а о т в е ч а ю т н а в о п р о с ы « Л Г » К ажется, вице-премьер российско­ го правительства Александр Лившиц только что утешал ученых, вышедших в пикет к Белому дому, уверяя, что погашение задолженности перед на ­ укой за год минувший и финансирова­ ние ее в году текущем почитает делом своей чести. Но вот он уже и не вице- премьер. Вот уже кому-то другому по­ лагается по должности заботиться об отечественных первооткрывателях и скромных исследователях. Или хотя бы обещать, что будет денно и нощно о них печься. Вице-премьеры меняют­ ся, наука остается. Точнее — остают­ ся проблемы нищающей, разваливаю­ щейся науки. «Липецкая газета» не так давно опубликовала цикл материалов, пре­ имущественно интервью, о состоянии ряда научных учреждений области. Вероятно, с точки зрения обычного чи­ тателя эти выступления были черес­ чур похожими одно на другое, посколь­ ку, о какой бы структуре ни шла речь — о вузе, НИИ, заводском институте, — повторялись сходные сетования и прогнозы. Нет средств, исследования свертываются, люди увольняются или их увольняют, будущее покрыто тума­ ном. Есть опасность, что не порадуют вас разнообразием оценок и ответы на ан­ кету, предложенную нами ведущим уче­ ным ЛГПИ. Тем не менее эти люди, многое сделавшие и делающие для на­ уки, должны быть выслушаны. А их суждения — обдуманы и проанализи­ рованы. Итак, мы попросили ответить со­ трудников института на семь вопросов. 1. Что тревожит Вас сегодня боль­ ше всего? 2. Что, по Вашему мнению, надо сделать для того, чтобы роль науки в современной России возросла? 3. Какова Ваша месячная зарпла ­ та? 4. Есть ли у Вас дополнительные источники дохода? Какие? 5. Если бы все можно было начать сначала, стали бы Вы ученым или вы­ брали другую профессию? 6. Зачем Вы занимаетесь наукой? 7. Способна ли наука что-либо из­ менить в современной жизни? 2. Выделение средств (достаточных) на финансирование научных исследо­ ваний. Поддержка правительством сло­ жившихся научных школ и начинаю­ щихся направлений. 3. 600 тыс. руб. 4. Дополнительных источников до­ хода нет. 5. Снова выбрал бы научную карь­ еру. 6. Мне интересно. Жажда познаний. Это мое дело. 7. Наука всегда была основой бла­ госостояния государства. Занималась бы наукой. 6. Для самоудовлетворения. 7. Несомненно, если правительство будет использовать результаты научных исследований. Вмест о к оммента рия Л . ЧЕРЕШНЕВА , кандидат исто­ рических наук, зав. кафедрой всемирной истории 1. Необустроенность России. 2. Ставить на науку. 3. 596 тыс. руб. 4. Нет. 5. — 6. Не зачем, но во имя... 7. Очевидно, да. Э. ВАЙНЕР, профессор, прорек­ тор по н а у к о й работе ЛГПИ 1. Отсутствие приоритета науки в государственной политике, что, на мой взгляд, обусловлено текущей борьбой за власть, когда будущее уже власть предержащих не интересует. 2. Надо, чтобы к власти пришли дальновидные политики, тогда забота о будущем заставит их обратить свои взгляды на образование и науку. 3. Как профессора —около 870 тыс. руб. 4. Да — в сфере образования. 5. Да. 6. Видимо, стремление к познанию является неотъемлемой сутью челове­ ка. 7. Без всякого сомнения, если ру­ ководители на федеральном и регио­ нальном уровнях осознают, что мир, в том числе и социально-экономические процессы, развиваются по определен­ ным объективным законам, которые можно нарушить, но нельзя устранить. в. БОЕВ, профессор, зав. кафед­ ро й химии 1. Неуверенность в будущем. Развал и уничтожение того, что еще есть сей­ час. 2. Надо, во-первых, сохранить саму науку, а затем усиливать ее роль. Увы, и то, и другое требует прежде всего зна­ чительных материальных затрат. Если они будут, то роль науки возрастет. ■ 3. 900 тыс.’руб.’’«т 1 •'■'’п 4. 0,5 ставки дцполнительно гГо ос­ новному месту работы. 5. Вероятно, да. 6. Этим заниматься очень интерес­ но, а кроме этого, приятно осознавать тот факт, что ты первым в мире (или одним из первых) понял то, до чего другие пока не додумались. Вот здесь и проявляется превосходство Ученого над другими людьми. 7. Та наука, которой я занимаюсь (химия), — это сама жизнь, и она по­ стоянно изменяется, то в лучшую, то в худшую сторону, в зависимости от мо­ рального облика и компетенции учено­ го. С. КЛИМОВ , доктор биологичес­ ки х наук, доцент 1. Происходящее уничтожение оте­ чественной науки. с. ШМАКОВ, профессор, зав. ка ­ федрой теории и методики вос ­ питательной работы 1. Сохраняющиеся тенденции вче­ рашней тоталитарной партийно-доно- сительской жизни во всем. Повальное воровство, взяточничество, в том чис­ ле в вузах. Противостояние сил в об­ ществе, расслоение общества, отсутст­ вие оптимистических перспектив в эко­ номике, политике, культуре и т.д. 2. Необходимо профинансировать науку так, как это делается во всем мире. - Я” "" - 3. 740 тысг.'руб. ^••как '’у завг'ка-" федрой, профессора. 4. Шт. 5. Остался бы в этой профессии, в других себя не мыслю. 6. Во-первых — это интересно, вО- вторых — это работает на школу, а школа.— это будущее страны. 7. Бесспорно! Она способна ее улуч­ шить! ^ т Э. ОСТАНКОВА, доцент, декан факультета истории 1. Отсутствие у правительства дей­ ственной программы экономического развития России. к 2. Повышенное внимание президен­ та и правительства. 3. Около 700 тыс. руб. 4. Нет. 5. Осталась бы в том же качестве. На Западе кто-то искренне, кто-то скрепя сердце отдает должное высоко­ му уровню развития образования и на­ уки в России, а вернее — на террито­ рии бывшего СССР. Впрочем, сегодня иногда уже пытаются сделать кое-ка­ кие оговорки. Например, насчет того, что ежели в технических дисциплинах у нас действительно есть весомые до­ стижения, то в гуманитарной области мы якобы страшно отстали. Небеско- рыстность таких утверждений достаточ­ но очевидна. Очень хочется сбывать Рос­ сии свои монографии, учебные пособия, выдавая их за нечто непременно более совершенное и передовое, нежели ра­ боты наших ученых. Выгода —не толь­ ко коммерческая. Читая нерусский учебник, юный россиянин приобщает­ ся, как к чему-то обязательному и без­ альтернативному, —к чужим взглядам, представлениям, нравственным крите­ риям и принципам. Самое досадное, что этим пособиям нередко дается «зеленый свет» соответ­ ствующими ведомствами страны, хотя существует (и продолжает активно, творчески разрабатываться) учебная ли­ тература отечественных авторов. В том числе и в Липецке. Но это частный, пусть и красноре­ чивый пример. А вообще наука ныне в самом деле оказалось в сложнейшем положении. И ответы ученых ЛГПИ вновь подтверждают это. Что-то, естес­ твенно, можно, а значит, нужно пред­ принимать на местном уровне. Кстати, необходимые затраты на первоочеред­ ные нужды науки куда скромнее, чем, скажем, на приличную футбольную команду. По крайней мере, для поддер­ жки наиболее перспективных исследо­ ваний или для помощи молодым уче­ ным. Мы вовсе не пытаемся противо­ поставить или, что еще хуже, поссорить деятелей науки с деятелями спорта. Безусловно, надо создавать условия и для успеха в лаборатории или НИИ, и для триумфов на футбольном поле или беговой дорожке. Но, похоже, вряд ли можно всерьез спорить, что среднему спортсмену ныне все-таки проще вы­ жить, чем хорошему ученому. Однако региональные усилия, от ко­ торых ни в коем случае не годится от­ казываться или уклоняться, не реша­ ют проблему радикально. По статисти­ ке в России около 500 тысяч исследо­ вателей. Это золотой фонд нации. И растрата его' страшнее растраты золо- ‘того запаса. Прй'тб'бмйзйв'развитие на- ''^ки, фундамВ'йИ^йЬ'й Щ’йфИкЛ’аДйбй, отстав от ее мирового уровня, остано­ вившись на месте или отступив, Рос­ сия рискует на протяжении десятков лет, если не веков, прозябать на обочи­ не, В хвосте прогресса. Сколько бы мы нп жаловались на «утечку мозгов», у нас множество уче- ных-подвижников, не соблазняющихся подчас действительно завидными пред­ ложениями из-за рубежа. Они продол­ жают работать на Родине. И имеют вес­ кие основания повторить вместе с ис­ ториком Л. Черешневой, отвечая на во­ прос «Зачем Вы занимаетесь наукой?», ее примечательную формулу: «Не за­ чем, но во имя...» Бросить таких лю­ дей на произвол «дикого рынка», отде­ латься от них в очередной раз обеща­ ниями — этот грех не простится, не сойдет с рук, не будет оправдан ничем, никем и никогда. Весной экологическое со­ стояние городов и поселков резко ухудшается, повыша­ ется задымленность. Но «ви­ новаты» в том не доменные печи, коксовые батареи и мелкие заводики, а прежде всего автомобили. Количес­ тво их растет год от года, и широкие проспекты едва сдерживают берегами-троту­ арами половодье металли­ ческого разноцветья, плыву­ щего в мареве выхлопных газов. Умные люди разрабо­ тали немало приспособле­ ний, чтобы сделать машину более экологичной. Но глав­ ным все-таки остается ее ♦меню». Ведь благодаря чистой стандартной «горюч­ и е» , происходит меньше вредных выбросов в воздух. Чем же «кормят» автомоби­ ли в Липецке? Накануне массового вы­ хода машин на трассы мы РАН ЬШ Е « ХИ М И ЧИ Л И » , А Т ЕПЕРЬ К АК В АПТ ЕК Е решили получить ответ на этот вопрос в старейшем, с многолетними традициями предприятии — открытом акционерном обществе «Ли- пецкнефтепродукт», кото ­ рое входит в нефтяную ком­ панию ЮКОС (ЮганскКуй- бышевОргСинтез, —■так расщифровывается загадоч­ ная аббревиатура). ЮКОС объединяет разведку, добы­ чу, переработку и реализа ­ цию нефтепродуктов. Над девятью областями России, от Юганска до Самары, Ли ­ пецка и Врянска развевает­ ся зелено-стальной вымпел этой известной компании. Нина Панюшкина, ин ­ женер по качеству, уверен­ но заявляет, что все топли­ во, потребляемое в городе и области, соответствует стан­ дарту. В ЮКОСе оно изго­ тавливается только из нефти Юганского и Самарского месторождений и категори­ чески не допускается реали* зация горючего, произведен­ ного на химической основе, из газового конденсата . Хотя были попытки постав­ щиков из Уфы, Омска про­ дать в Липецк такую про­ дукцию, как были и неудач­ ные опыты местных пред­ приятий синтезировать АИ- 93. Но он получился на ­ столько вредным, что от од­ ного запаха «зеленые» блед­ нели или гневно краснели. В лаборатории «Липецкнеф- тепродукта» такое топливо легко «вычисляют» и от ­ правляют назад — произво­ дителям. Кстати, лаборатория — предмет особой гордости ак ­ ционеров. Подобного обору­ дования в области больше нет, а следовательно, толь­ ко здесь есть возможность регулярно контролировать качество бензина, в том чис­ ле и на автозаправочных станциях. Внезапные про­ верки проводятся ежеднев­ но, охватывая многие точ­ ки. Мы побывали в лабора­ тории как раз в то время, когда Антонина Лунева, вернувшись с объезда АЗС, проводила проверку взятых проб на октановой установ­ ке (на снимке внизу спра ­ ва). Все они соответствова­ ли стандартам. Положитель­ ные результаты дали анали­ зы на механические и дру­ гие примеси. Заботясь о ка ­ чественной «пище» для ав­ томобиля, то есть о чистоте воздушного бассейна города, акционеры ЮКОСа предло­ жили другим фирмам заку ­ пать горючее у них, пользо­ ваться услугами единствен­ ной в области лаборатории контроля качества нефтеп­ родуктов. Первые договоры уже заключены. В Н И М А Н И Ю А ВТОМ О БИ ЛИС ТО В П РИ ВЕД И П ОР ЯД ОК И МАШИНУ В - НА ОСМОТР Администрация Липецкой области ..ййкЧл? проводит МЕЖРЕГИОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ-ЯРМАРКУ Любишь кататься, люби и саночки возить. При­ менима эта пословица и к водителям автотранспор­ та. Чтобы не пришлось возить свои «саночки», надо чтобы машина была исправной, иными словами, соответствовала всем требованиям техосмотра. Ка­ кие же это требования? Сначала о внешнем виде автомобиля . Он должен быть чистым, без значитель­ ных повреждений кузова и окраски. И, конечно же, с зеркалом заднего вида и стеклоочистителями, как щеголь с расческой. Добротная «обувь» авто­ мобиля — это ваша уверен­ ность за рулем. Поэтому не забудьте посмотреть, есть ли трещины диска и ободьев колес. Шины не должны иметь пробоев, порезов, раз­ рывов, обнажающих корд, отслоение протектора и бо­ ковины — в такой «обуви» далеко не уедешь. Запомни­ те: на одну ось нельзя уста­ навливать диагональные шины совместно с радиаль­ ными или шины с различ­ ным рисунком протектора. Конечно же , уделите внимание световым прибо­ рам. Без них, как говорит­ ся, ни туды и ни сюды, осо­ бенно в ночное время. Обязаны вы позаботить­ ся и об окружающих — оп­ ределить содержание вред­ ных веществ в выхлопных газах . Наличие угарного газа не должно превышать двух процентов. Проверьте еще раз тор­ мозную систему. В экстрен­ ных ситуациях она спасет вашу жизнь. Разумеется, и рулевое управление должно работать как часы. Плохо, если суммарный люфт в ру­ левом управлении превыша­ ет 10 градусов. Затем надо внимательно осмотреть все другие эле­ менты конструкции — за ­ мки дверей, запоры и про­ бки топливных баков, меха­ низм регулировки положе­ ния сиденья водителя, ава­ рийные выходы и устройст­ ва приведения их в дейст­ вие, привод управления дверьми, спидометр, тахо­ граф, противоугонное ус ­ тройство, устройство обогре­ ва и обдува стекол, брызго­ вики. Должен действовать звуковой сигнал. Запреща­ ется установка дополнитель­ ных предметов или покры­ тий, ограничивающих об­ зорность с места водителя, ухудшающих прозрачность стекол. В автомашине долж­ ны быть медаптечка, огне­ тушитель, знак аварийной остановки, работоспособные ремни безопасности. Регис­ трационные знаки автомо­ биля должны отвечать тре­ бованиям стандарта. Кроме того, иметь при себе: — личный паспорт (во­ еннослужащие предъявля ­ ют удостоверение личности, справку о предоставлении жилья по месту службы); — водительское удосто­ верение с соответствующи­ ми категориями и времен­ ное разрешение к нему; — свидетельство о регис­ трации машины (техничес­ кий паспорт, технический талон); — медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством; — квитанции (платеж ­ ные поручения) об уплате налога за транспортное сред­ ство и сбора за проведение технического осмотра. В Липецке технический осмотр осуществляется в следующих пунктах: Ок ­ тябрьский и Левобережный округа — ул. Лесная (рай­ он коксохима). Советский округ — ул. 50 лет НЛМК (р-н Манежа), Правобереж­ ный округ — ул. Терещко- вой (р-н Каменного лога). в дртим. д т » Ж е п е з н о А о р о ж н ы й в о к з а п (л е в о е к р ы л о ) 16-18 а п р е л я 1997 г. Широк ая распродаж а строительно-отделочных материалов со ск идк ой на привок зальной площади. Контактные телефоны: 2 4 - 4 5 - 5 2 , 2 4 - 4 9 - 8 4 . •пп 127411.МосНва.ЛмитровсНое ш ^д. ПО.Норп. / Тел.(09574 8 5 -1 3 -6 6 Тел/фаНЫ095)4 85 -0 2 -27 ^ а в т аш и н ьг Г Р У З О В Ы Е И Л Е Г К О В Ы Е Ш ш м числе: ш ОПЛАТАИПОЛУЧЕНИЕ0 ОДНО ММ ЕС ТЕ. • НО З М ОЖЕН Б А РТЕР. БЕСПЛАТНАЯГАРАНТИЯ-1 ГПД.0 ППТОВЫЕСКИДКИ • ДО 15%. ___________ Услугипосредниковоплачиваются. _________ Шилпап в Москве: Можайское ш., д. 160 (отель "Можайской" Представительство в Ростове-на-Донд: (8-8Б32) 58-4056 Подлежит сертиф и кац ии Ж покупает акции: По адресу: г. Липецк, ул. Советская, Д. 7, офис 107. Телефон для справок: 77-13-29. Лицензия N 0 32 выдана управлением финансов Липецкой области 20.02.96 г. В. ХРАПОВ, госавтоинспектор ОГАИ УВД Липецка, старший лейтенант милиции. то ДЕСЯТИКРАТНЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ в Липецке прошел областной смотр-конкурс по началь­ ному техническому моделированию среди учащихся пер­ вых — пятых классов, в котором приняло участие 12 горо­ дов и районов. Успещно выступила команда Чаплыгинского центра дет­ ского технического творчества. Она стала десятикратным победителем из одиннадцати проведенных областным де­ партаментом по науке и образованию смотров-конкурсов. Высокую оценку жюри получили модели учащихся Чап- лыгинской средней школы № 2 Ивана Щукина, Сергея Круглова, второклассника Максима Дерябина и Андрея Шептева из Чаплыгинской школы № 1. (Соб. инф.) АООТ «Воскресенским спирто-водочный завод» СО своего склада в г. Липецке предлагает оптовым покупателям в ы с о к о к а ч е с т в е н н у ю : и н е д о р о г у ю - - ■12500 р у б . / 0 ; 5 л в о д к у тп • Ч-'Г "Кулик о в о полб и " Длнко в скля’ Возможен отпуск продукции на реализацию. Дополнительная информация по телефонам: 7 7 -1 8 -5 3 , 7 4 -3 7 -3 9 . Продукция сертифи 1 Д 1 рована. Лицензия Б 0 5 5 3 5 3 , 2 6 7 , федеральная служба Р о с с и и :^ обесг1ечению гос. монополии на алкогольную продукцию. Р е п о р т е р ы « Л Г » п о б ы в а л и в к о м п а н и и Ю К О С Организация сдает в аренду 7 4 - 1 7 - 6 9 . тделанный в евр о стиле, п олно сть обо ру до в анный, с отдельным в ходом, на дл и тельный ср ок. Пл о щ адь —3 00 кв. м в годы «бензинового го­ лода» — что скрывать? — на станциях «химичили». А сегодня? Галина Жузляко- ва, инженер АЗС, професси­ онал с большим опытом, предложила поездку на лю­ бую АЗС по нашему выбо­ ру. Выбираем окраинную, за Липецком, неподалеку от Ситовки (на снимке). Попросили старшего опе­ ратора Наталью Косенкову (на снимке слева) сделать контрольный замер образцо­ вым мерником второго раз­ ряда — так называется при­ бор для определения точнос­ ти отпуска топлива. (Кста­ ти, такая операция может производиться по требова­ нию любого сомневающего­ ся водителя). Так вот, сви­ детельствуем: на АЗС, где мы побывали, топливо от­ пускалось, как в аптеке. Га­ лина Жузлякова уверяет: на всех 76 АЗС области, на ко ­ торых ежедневно заправля ­ ются десятки тысяч машин и расходуются железнодо­ рожные составы топлива, бензин отпускается точно так же. Ответственное отноше ­ ние к делу, к потребителю вытекает из основной кон­ цепции компании — рост сбыта нефтепродуктов. Пер­ вые шаги для этого уже сде­ ланы — в Липецке, Ельце, Грязях работают АЗС, где ведутся расчеты по магнит­ ным карточкам (на снимке). Новшество оценили водите­ ли-бюджетники, они были пионерами-первопроходца- ми «бензиновой цивилиза ­ ции» в регионе. Сегодня сре­ ди клиентов есть и частни­ ки . Т аких станций еще мало, всего пять. Но если во­ дители их оценят, за ЮКО­ Сом дело не станет. И мы не можем не согласиться с Ва­ лентином Лаптевым, замес­ тителем генерального ди ­ ректора ОАО «Липецкнеф- тепродукт», в том, что на ­ стоящее качество бензина на уровне мировых стандартов и современное обслужива­ ние может дать только мощ­ ная, глубоко интегрирован­ ная производственно-сбы­ точная организация. Какой и является нефтяная компа­ ния ЮКОС. акционернЬе общ ест во 394074, г. Воронеж, ул. Ростовская, 41. Телетайп: 153275 «Шина» Факс: (0732) 45-87-57,45-89-59. ПРОИЗВОДИМ И РЕАЛИЗУЕМ ВШИРОКОМ АССОРТИМЕНТЕ ШИНЫ Грузовые: 21.00- 33-8925 т.р. 18.00-24-4043 т.р. 14.00- 20- 1752 т.р. 320К508- 1262 т.р. 320-508- 1091 т.р. 300К508- 1035 т.р. 280К508 - 923 т.р. 260К508-720т.р. 240К508 - 606 т.р. Сельхозшины: Легковые: 28.1К26 - 4142,3 т.р. 205/70К14 - 200 т.р. ........... 1753 т.р. 7.35-14- 156 т.р. 530-610- 15.5- 38- 1372 т.р. 9.5- 32 - 569 т.р. 8.3-20 - 420 т.р. 7.50-20 - 387 т.р. 9-20-481 т.р. 5.00-10 - 97,4 т.р. 175/70К13-152 т.р. 175К16С-297,9 т.р. 6.45-13 - 104 т.р. 5.90-13- 120 т.р. 225/85К15С-320т.р. 8.40-15-308 т.р. Пр едлагаем векселя АО «Воронежшина» по предоплате с дисконтом 40%. Посредникам выплачиваются комиссионные в размере 1% _______________от реализованной суммы, п*»,,, «ртф,»,»,. Ио вопросам приобретения 11 рол>кцт | обращай гссь: отде ,'1 сб | .11 а -(0732) 49-89-44,45-94-44,45-87-85, отде .'1 маркстшп а -(0732) 49-86-48, 45-87-09. Факс 49-62-14. Цены действительны на момент публикации рекламы. Тел, представительства в г. Липецке: 43-09-10,43-10-15. П И Щ Е В А Я С О Л Ь • К РУПНОГО ПО М О ЛА; • « ЭКСТРА» Александр ПРИДЬМА. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. АО Тел.: (095) 252-0478 , «КрзфТПЭК». Подлежит се р тиф и кац ии . (095) 255*5211.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz