Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Р а сп о р я д ит е л ь с а л он а К о н ст а нт и н I К лю т к и н ВЫСТАВКИ итальянском городе Кастель- фвдардо. Точнее было бы ска­ зать — не смогли принять, хотя имели персональное при­ глашение и бьши включены в программу. Вы можете себе представить, как мы работали, готовясь к этому конкурсу! За­ метьте: это единственный ев­ ропейский конкурс, на кото­ ром могут быть представлены ансамбли однородных инстру­ ментов, то есть такие, как наше трио, к тому же нет традиционных возрастных ограничений. У нас была подготовлена серьезная классическая программа. Л И ПЕЦ К И Х М УЗЫК АНТОВ ЗОВУТ в МОСК ВУ , ВАРШАВУ , К АСТЕЛ ЬФИДАРДО. . . Н о с о с т о я т с я л и и х в ы с т у п л е н и я н а э т и х п р е с т и ж н ы х с м о т р а х м а с т е р с т в а ? Сегод ня как-то неловко говорить о проблемах культуры. Заводы останавливаются, б езработица неистовствует , преступность торжествует, а мы — о беспри зорн о сти и б е зд ен еж ь е театров , филар ­ моний, библи отек ... Но, может быть, прочтя б е с е д у с заслуженным артистом России Вячеславом МЕЛЬ­ НИКОМ, вы в се ж е согласитесь с тем , что хлебом единым не проживешь. И что если д аж е на нашем предгрозовом н еб е каждый вечер зажигаются з в е з ­ ды , то значит это кому-то нужно. — Наше липецкое трио ба- включавшая и музыку Баха, янистов существует 21 год. Со- —О причинах, по которым ставпостоянный;. 39 служенные поездка не состоялась, похо- г я рх п п п ь н я я ппгяничяння п артисты. России.- лауреаты .о.же, можно не спраши.В|;1‘Г ^ ; ^ ^ ^ ^ тива все-таки продолжается? —Да, но какой ценой? Вы­ езжая в Москву, мы живем ис­ ключительно у друзей и знако­ мых, поскольку гостиницу ни­ кто не оплатит. Перед отъез­ дом в филармонии идут целые сражения буквально за каж­ дый день командировки. Реф­ рен один — нет денег. Боль­ шуюдолю расходов по гастро­ лям берут на себя те, кто нас приглашает. Однако филар­ мония — это ведь концертно- международных^^лсвооювного-р.г это наверняка финансы?' и всероссийского конкурсов Виктор Карпий, Анатолий На­ уменко и ваш покорный слуга. Такое долгожительство уже само по себе явление редкое. По сути дела, нас можно счи­ тать своеобразным братством. — Только что закончился год, так, может быть, начнем с подведения итогов? — Начинать всегда хочет­ ся с чего-то приятного, остав­ ляя беды и проблемы «под за- . навес». Самыми заметными событиями ушедшего года для нас бьши поездки в Москву и выступления в зале имени Чайковского. Мы долго шли к тому, чтобы Москва нас оце­ нила. Москвичи ведь избало­ ваны концертами, гастролями знаменитостей, у них есть оп­ ределенный снобизм в отно­ шении к провинции. И когда нас включили в концертный « абонемент «Встречи по чет­ вергам», посвященный наро­ дным инструментам и наро­ дному искусству, это уже бьшо признанием. Вминувшем году мы дважды выступили в зале Чайковского, и всякий раз после этого следовали пригла­ шения устроить концерты в московских музыкальных школах, что само по себе тоже достаточно почетно. — Музшколы — это пре­ красно, но какие-то более серь­ езные |шиглашения были? — После выступления в зале Чайковского мы были приглашены на VII междуна­ родный фестиваль «Баян и ба­ янисты». И вот -^т -то мы окончательно убедились: Москва нас запомнила. Едва объявили наше выступление, как зал Российской Академии музьпси имени Гнесиных взор­ вался аплодисментами. Более того: нам бьша оказана честь открывать этот фестиваль. Еще одно памятное событие: в декабре нам предложили выступить в Междуна 5 )одном центре славянской куль^ры и письменности в связй с вы­ ставкой народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Это был велико­ лепный праздник, и нам бы 4 очень хотелось, чтобы такие праздники проходили ежегод­ но весной и в нашем родном городе. — У вас множество всевоз­ можных званий, лауреатских дипломов, конкурсных наград. С возрастом и опытом все это не становится для вас менее важно? — Нет. Для музыканта участие в международном конкурсе — это итог всей его многолетней каждодневной многочасовой работы, это эк­ замен, который сдаешь с во­ лнением и надеждой. И в свя­ зи с этим после перечисленных успехов я должен отметить и весьма печальный факт: в ми­ нувшем году мы не приняли участия в очень престижном международном конкурсе, ко­ торый проходил в октябре в -На эту поездку нам надо бьшо 15 миллионов. С точки зрения музыканта с его кро­ хотной заргшатой—огромная сумма. А вот для города и об­ ласти, с учетом того, сколько средств уходит на всевозмож­ ные фейерверки и празднест­ ва, это, д^ается , не такие уж большие деньги. Но — не на­ шлось. Напряженные поиски меценатов успехом также не увенчались. — Чему вы удивляетесь — . предприниматели наши бере­ гут копеечку... — По-моему, они просто чего-то недопонимают. Ведь мы обещали обеспечить са­ мую широкую рекламу дея­ тельности спонсоров, исполь­ зовать те связи, которые у нас там, за рубежом, уже есть. Бо­ лее того, мы приглашали в эту поездку представителя спон­ сирующей фирмы, и я сам го­ тов был заняться маркетин­ гом. А недооценивают они одного: на Западе к фирме, поддерживающей националь­ ное искусство, относятся с осо­ бым уважением и доверием. Это как знак респектабельнос­ ти и надежности. Но что гово­ рить о предпринимателях, если мы не смогли найти по­ нимания в городской адми­ нистрации. На наши просьбы помочь бьшо сказано, что мы — областной коллектив, а по­ тому и обращаться должны к областным властям. Мне во­ обще непонятно это отмежева­ ние города от области. Ведь сегодня нас уже не объявляют как «трио Липецкой област­ ной филармонии». «Липецкое трио баянистов» стало назва­ нием нарицательным, и разве мы работаем не на добрую славу города? Более того, в качестве возмещения этих де­ нег мы готовы были столько, сколько потребуется впредь, бесплатно выступать на всех городских праздниках. Но и это предложение никого не за­ интересовало — «вы област­ ные». —Видимо, надо учесть, что в этом году в нашей области был не один юбилей, на что пошли немалые средства. Один памятник Петру чего стоит... —Юбилеи и памятники— это прекрасно, это нужно. Но, отдавая дань славному про­ шлому, давайте вспомним о настоящем и позаботимся о будущем. А иначе нашему-то поколению за что будут ста­ вить памятники? Мы-то какой след после себя оставим? Чем потомки вспомнят сегодняш­ ний день? У нас бьш реальный шанс заявить о Липецке, как городе культурном, музыкаль­ ном, на всю Европу, но мы этот шанс упустили. Особен­ но обидно, что за рубежом наше искусство оценивают по достоинству. Вот пример. Для участия в итальянском кон­ курсе надо бьшо перевести не­ большой конкурсный взнос. ду тем все сводится, в основ­ ном, к выстуотениям на селе, что, конечно ^е , необходимо, но не должнскбыть единствен­ ным направлением работы. Кстати, в минувшем году наш коллектив дал ПО концертов в Липецке и области, из них 90 — на селе. . А вообще — доходит до абсурда. У нас нет средств на новые афиши, и мы до сих пор пользуемся Афишами 1983 года, где мы молодые и краси­ вые. Я уже не говорю о том, что на каждом конкурсе и фес­ тивале и у наЬ просят букле­ ты и проспекты, аудио-и ком­ пакт-записи. Й очень сильно удивляются, что ничего этого нет. Да какие там компакты, если мы инструменты ремон­ тируем сами, поскольку нечем заплатить мастеру! Что же ка­ сается финансирования, то тут для меня всегда бьша приме­ ром позиция художественного руководителя Липецкого драмтеатра Владимира Ми­ хайловича Пахомова, кото ­ рый находит средства для сво­ его коллектива, для реализа­ ции творческих планов. Я убежден, что и руководство нашей филармонии может и должно изыскивать финансы для полнокровной гастроль­ но-концертнойдеятельности и тесного, творческого сотруд­ ничества с другими концер­ тными организациями России. — Давайте отвлечемся от проблем дня нынешнего и по­ говорим о ваших замыслах — надежды и мечты всегда свет-' лее и радостнее... — Хотелось бы только, чтобы они осуществлялись. У нас уже есть нескгтько при­ глашений. Ближа. шее — на международный |,)естиваль- конкурс в ВаршаД!, который состоится в мае. Мы вновь по­ лучили приглашение будущей осенью принять участие и в конкурсе в Кастель( -идардо, опять начинаем занижаться не только творческой подготов­ кой, но и поиском средств. Хочется верить, что на сей раз в Емопе узнают о музыкантах из Липецка, Кстати, нЬс дей­ ствительно часто приглашают в другие регионы России и за рубеж. А вот в юбилейную концертную программу в Ель­ це почему-то не включили. Наиболее реальные планы связаны с тем, что нас вклю­ чили в концертный абонемент 97-98 года «Звучат народные инструменты», так что впере­ ди, возможно, вновь выступ­ ления в залах Москвы. Гово­ рить обо всем этом твердо пока не берусь, поскольку опять-таки все зависит от фи­ нансирования. Но... Дай-то Бог. Больше всего мне хочет­ ся, чтобы и наши читатели, и липецкие власти поняли: о за­ втрашнем дне надо думать се­ годня. А без культуры и искус­ ства этот день просто не н асу ­ пит. Елена БРЕДИС. Мы, естественно, сделать это­ го не могли. Так нам, как ни­ щим русским, пошли навстре­ чу и разрешили привезти эти деньги с собой —лишь бы мы приехали. Точно такая про­ блема бьша и в 95 году, когда мы бьши приглашены на кон- ктос в Пальма-де-Майорка. Ооладминистрация обещала дать половину денег, но лишь после того, как мы достанем половину у спонсоров. Но... случился полный пролет. — Тем не менее в начале беседы вы рассказывали о по­ ездках в Москву. Значит, кон­ цертная жизнь вашего коллек- 226 произведений 59 авто­ ров — таковы редкие на се­ годняшний день параметры экспозиции, разместившейся в Выставочном зале Липецка. Члены Союза художников России, живущие в областном центре, собрали все лучшее, что создано ими за минувший год. Выставка, настоящий эс­ тетический пир для зрителей, создает, вместе с тем, непре­ одолимые трудности для ре­ цензента. Более-менее под ­ робно описать ее, хоть как-то отметить каждого автора — не хватило бы и целого газет­ ного номера. Поэтому мои за­ метки о «Рождественской вы­ ставке» (так она названа) — неизбежно фрагментарны. За их границами осталось много недосказанного. Ничего не поделаешь. Зато всегда будет повод вернуться к творчеству тех мастеров, о ком я «забы­ ла» сейчас упомянуть. Начну, пожалуй, с В. Лу- занова, с его шести полотен большой серии к 300-летию Российского флота. Открыва­ ет цикл значительная по раз­ мерам и художественным до­ стоинствам картина «Флоту быть», где на первом плане — крупная фигура Великого го­ сударя России. Художнику удалось запечатлеть Петра I, как и подобает, — преобра­ зователем, личностью с неис­ сякаемой энергией. В своих впечатляющих полотнах, где органично сплавляется мастерство мону­ ментального и станкового живописца, В. Лузанов разво­ рачивает «летопись» собы­ тий, имевших самое непосред­ ственное отношение к липец­ кой земле, о чем говорят на­ звания картин: «Пушки ли­ пецких железоделательных за­ водов—флоту Петра Велико­ го», «С Раненбурга на Воро­ неж», «В молотовой Кузьмин­ ского якорного завода». Эти работы отличает повествова- тельность сюжета, компози­ ционное построение на кон­ трастах цвета, величин, свето­ теневой моделировки, остро­ та характеристик персонажей. Другой мастер, А. Соро- чкин, представлен тремя на­ тюрмортами, где удачно на- идено равновесие между ос- новнои частью и окружаю­ щим пространством. Пейзажи В. Королева «Бухта», «Донс­ кие пороги» выполнены слов­ но на одном дыхании, смелы­ ми разнонаправленными ре­ шительными кистевыми при­ емами и мастехином; стреми­ тельность мазков, то уплотне­ ние, то разряженность цвета придают картинам почти дра­ матический настрой. Своим «Свежим ветром» Н. Даньшин приглашает на­ сладиться утренней прохла­ дой над водой. Краски не очень ярки, но сколько возду­ ха, света, поэтической возвы­ шенности в этом скромном полотне! Пейзаж— истори­ ческая картина «Петр I на Липецкой земле» того же ху­ дожника — раздумье об исто­ рических судьбах России, но образ царя он трактует иначе. чем В. Лузанов, — мягче, ли­ ричнее. Целостно кредо Е. Нена- стиной, отдавшей свое вдох­ новение духовному миру ста­ рого русского города Ельца, соединяя философские раз ­ мышления и физические ощу­ щения от соприкосновений с городом детства. В «Ночи» обычный дворик изображен особым, значимым местом на земле. Картина, решенная в теплых золотисто-охристых тонах спелой осени, не остав­ ляет сомнений в том, что Не- настиной выработана само­ бытная и яркая манера, свой неповторимый стиль. Широк круг творческих интересов Н. Углова, о чем и свидетельствуют представ­ ленные им портрет, натюр­ морт, пейзаж, обнаженная модель. Они весьма импони­ руют зрителям. Успешно стре­ мится «загипнотизировать» публику и Е. Сальников, крас­ ки которого на редкость ярки, декоративны, а художествен­ ное мышление, можно ска­ зать, универсально. Ни с кем не спутаешь и В. Шевченко. Каждое его произ­ ведение обладает явственной единичностью образно-плас­ тического решения, многие— остротой , гражданствен ­ ностью проблематики. В графическом разделе эк­ спозиции обращают на себя внимание два хороших офор­ та Н. Дровянникова и лито­ графии Д. Новоселова, экспе­ риментирующего с их офор­ млением в карандашный ри­ сунок (получается как бы кар­ тина в картине). Акварель — пристрастие В. Агафонова. Его пейзажи пластичны, красивы, филосо­ фичны. В. Кудряшова увлека­ ет звучность акварельного цвета на белой поверхности бумаги, чему способствует использование техники «по- мокрому». Градации фактур­ ных переходов художника — от тонких, прозрачных и лег­ ких оттенков до густых, такое ощущение, что масляных. Что же касается скульпту­ ры, то здесь хочется отметить работы народного художника России Ю. Гришко, вводящие нас в «кр.уг». И.А. .Бунина,; А.П. Чехова, Л;Н, Толстегч), и образ Петра I, воплощен­ ный заслуженным художни­ ком России А. Вагнером. Ор­ ганично вписываются в праз­ дничную атмосферу зала пле­ нительные произведения ма­ лой пластики «Россия» (кера­ мика, металл), «Искушение» (керамика) И. Мазура. Хоть и общим местом ста­ ло говорить, что деятелям культуры, в том числе и ху­ дожникам, сегодня живется нелегко, но ведь это так, и поэтому значение выставки трудно переоценить. Работы художников Липецка нако ­ нец-то собрали «под одну крышу», и они, в общем, ока­ зались в центре внимания. Ну чем, действительно, не «ро­ ждественская сказка»? Татьяна КРОЛЬ, искусствовед. получила чаплыгинская поэтесса Светлана АКСЕНОВА Давно это было... Ко мне, тогда сотруднику чаплыгин- ской районной газеты, обра­ тилась машинистка: — Саша, посмотри, пожа­ луйста, эти стихи, может что опубликуешь? — Да что смотреть, я тут ни одной буквы не разберу... Мария Беляева сама рас­ шифровывала непонятные буквы, слова... Так попали в очередной номер газеты сти­ хи тогда еще начинающей, а спустя полтора десятка лет уже известной в области поэ­ тессы, члена Союза писателей РФ Светланы Аксеновой. А буквы те были нераз­ борчивы по причине серьез­ ной. Светлана больна. Дет­ ский церебральный паралич — это пожизненно. Плохо владеет руками, ногами, голо­ сом — всем. Диво, что такой человек вообще взялся за ав­ торучку. А тут — стихи пи­ шет. Но, кроме слабого, боль­ ного тела, есть у Светы силь­ ная душа. Прошли годы. Вышла книга Светиных стихов «Моя судьба — надеяться». Под ­ борки ее стихов публикуются во многих газетах и журналах — как нашей области, так и республиканских. Но болезнь осталась. Каково поэту, чьи рукописи мало кто в состоя­ нии прочесть? Счастливейшим для нее оказался недавний январский день — в домик Аксеновых приехали гости с дорогим подарком. Председатель об­ ластного правления Всерос­ сийского общества инвалидов А. Чулков, председатель рай­ онного правления того же об­ щества В. Мисюрев привезли Свете пишущий прибор для инвалидов ЕР50N ^^-100. Прибор уникальный. Взяв в рот специальный микрофон, человек может писать, не пользуясь руками. Внашу область поступило три таких прибора. Их пере­ дало международное движе­ ние «Инвалиды — за равно­ правную жизнь в обществе». Инициативу проявила писа­ тельница Нина Дорица-Ма- лер. Она сама при помощи аналогичного прибора напи­ сала книгу «Я — живу». Возможности современ­ ной компьютерной техники огромны. При помощи подо­ бного, но более сложного прибора один профессор Кем­ бриджского университета преподает студентам... шесть иностранных языков. Полученный Светланой Аксеновой прибор компак­ тен, прост в управлении. При достаточной сноровке пишет довольно быстро. Липецкий инвалидАлександр Двуречен- ский специально приехал вместе с А. Чулковым в чап- лыгинское село Жабино, в дом Аксеновых, чтобы пока­ зать Свете, как пользоваться прибором. И пусть пока не очень пос­ лушен микрофон во рту. Сно­ ровка придет со временем. Легче будет Свете переписы­ ваясь с многочисленными друзьями, с редакциями газет и журналов. Легче будет запе­ чатлевать на бумаге те строч­ ки, что бередят неугомонную душу поэта. Александр АНДРЕЕВ. И П Б Ц К А Я га зета СПО РТ Г Р А Д М Я ЧЕЙ В В О Р ОТА ШВВ Д 0В1 СТОК ГОЛ ЬМ . Сборн ая Росси и по | хок к ею с мячом выиграла со счетом 9:1 товарищ еск ий матч у молодеж ной сборной Швеции. Это была последняя | игра российск ой сборной в турне по| Швеции. В двух предыдущих матчах со | сборной этой страны одна победа была за хозяевами льда , а затем успех со ­ путствовал г остям. В Э Л И СТЕ СТ Р ОЯТ О ЛИМПИ ЙСК УЮ ДЕРЕВ НЮ ЭЛ ИСТА. Президент Калмык ии К ир ­ сан Илюмж инов на юг о- восточной ок ­ раине Элисты отк рыл г ородок строи ­ телей . Они начали возводить к оттед ­ ж и для участник ов предстоящ ей 3 3 - й Всем и рн ой ш а хма тн ой Олимпиады 1998 г ода . Всег о предстоит построить не менее 180 к омфортабельных домов со всеми удобствами по европейск им стандартам. Сейчас на стройк е заняты 5 00 че ­ ловек . Со временем их число увели ­ чится в неск ольк о раз . Рядом будут возведены ш ахматный дворец , г ости ­ ница, к ультурные объек ты. « Считаю, что строительство олим ­ пийск ой деревни д а ст мощ ный и м ­ пульс развитию всей эк ономик и ре с ­ публики» , — ск азал К ирсан Ник олае ­ вич, выступая перед строителями . НА САНЯХ ЗА МВ Д А ЛЯМ И Сильнейш ие мастера санного спор ­ та приступили к тренировочным з а е з ­ дам на стартовавш ем в понедельник в австрийск ом Иг лсе чемпионате мира . Знак омство участник ов мировог о пер ­ венства с местной трассой продлится до 15 января. В последующ ие два дня будут разыграны медали в к омандных соревнованиях . В субботу состоятся финальные заезды у ж енщин и муж ­ чин на санях- двойк ах, а в зак лючитель­ ный день чемпионата спор за медали поведут муж чины на одноместных са ­ нях. Как сообщ ил к орреспонденту ИТАР- ТАСС главный тренер сборной России по санному спорту Михаил Потапов, россий ск ую к оманду в И г лсе будут представлять Альберт Демченк о, Олег Ермолин ( оба — Чусовой) , Семен Ко- лобаев ( Моск ва) , Алек сандр Зубк ов, Даниил Чабан, Вик тор К нейб, Василий Сутьк о, Ник олай Богович, Елена Треть­ як ова ( все — Братск ) , Ирина Губк ина, Ирина Кусак ина ( обе — Санк т- Петер ­ бург ) . На одн оме стных санях выступят Демченк о, К олобаев, Зубк ов и Ермо ­ лин. Российск ие «двойки» составлены так : Демченк о — К олобаев, Чабан — К нейб и Бог ович — Сутьк о. « О Л Е Г ВЕ РЕ ТЕННИКОВ Н ДЦЕЕ ГСЯ ИГ Р А ТЬ В ИСПАНИИ Футболисты одного из ведущих рос­ сийск их клубов волг ог радск ог о «Ро­ тора» , находящ иеся сейчас н!Э сборах в Германии', прислали поздравитель­ ную телег рамму своему лидеру, полу ­ защитник у Олег у Веретенник ову в свя ­ зи с рохсдением дочери . Из- за пред ­ стоящ е г о прибавления в семей стве ( сыну Павлик у уж е 4 года) Веретенни ­ к ов отк а зался от поездк и вме сте с к омандой. Любопытно, что его супруг а Елена родила дочурк у в рож дествен ск ую ночь. Вес малышк и — 3 ,5 к илог рамма, состояние ее и матери , по информа ­ ции врачей, нормальное. Как стало известно к орреспонден ­ ту ИТАР- ТАСС, у ведущ ег о полузащ ит ­ ник а «Ротора» к онтрак т с к лубом пока не продлен. И, вероятно, продлен не будет — Веретенник ов намерен про ­ долж ить свою к арьеру в одном из и с ­ панск их клубов. ФИГ УРИ СТКА ОКСАНА Б АЮ Л ПОСТРАДАЛА В АВТОМО БИ ЛЬНОЙ АВАР ИИ НЬЮ - ЙОРК . Ук раинск ая спортсмен ­ ка олимпийск ая чемпионк а по фиг ур­ ному к атанию Ок сана Баюл с сотрясе ­ нием мозг а доставлена в больницу. Травма была получена в результате автомобильной аварии в районе г оро ­ да Брумфилд (штат Коннек тик ут) . К ро ­ ме то г о , п роф е сси он а льн ой сп о р ­ тсменк е , ж ивущей сейчас в Симсбэри ( штат Коннек тик ут) , налож или 12 швов на порез кож и на голове. Состояние 19- летней Баюл не вызывает у врачей серьезной тревог и. Авария произош ло в ночь с суббо ­ ты на воск ресенье , примерно в 2 часа. Машина, в к оторой находились Баюл и ее спутник , 3 0 - летний ж итель Нью- Йорк а Арарат Зак ариан , « соскочила» с дорож ног о полотна в кювет. У Зак ари- ана ок азался сломан палец, и после ок азания срочной медицинск ой помо ­ щи его отпустили из больницы. (ИТАР-ТАСС). ( ■» то л ь к о ч то И З Д А Н О ДАВНИХ - ТРЕВОЖНЫХ и СЛАВНЫХ XIII век... Как он далек от века нашего! И как он, оказывается, может быть приближен ко всем нам, живущим в тех местах, где про­ исходит действие книги Виктора Колтакова «Александр, брат Святослава», буквально на днях вышедшей в Липецком издательстве. Роман о борьбе россиян против татаро- монгольских завоевателей, усугубленной тем, что захватчики всячески провоцировали вражду между русскими князьями, очень мно­ гогранен и поэтому способен удовлетворить любого читателя. Не может не привлечь цен­ тральная идея — идея государственности, державности, объединения земель, процвета­ ния русского народа, бережного отношения к его языку и культуре. Липецкое городище. Хазарский брод, Ту­ ровы липяги, Царев курган. В этих, родных каждому липчанину, местах живут и борют­ ся с татарами и их приспешниками князь Свя­ тослав Липецкий и его брат Александр, во­ евода Викмир, дружинники и крестьяне. Живо представляешь себя соучастником со­ бытий, описанных в романе. Представляешь по той простой причине, что они разворачи­ ваются по хорошо продуманной и логически обоснованной канве. Автор, липецкий крае­ вед, в своем первом историческом романе продолжил прекрасные традиции, заложен­ ные В. Яном. Творчество нашего земляка отличают глубина проработки образов как главных, так и эпизодических персонажей, искусно, вьшукло выписанные батальные и бытовые сцены. Герои иногда поступают совсем не так, как хотелось бы нам, обогащенным опытом и знаниями, накопленными к концу XX века. Зато, в основном, в полном соответствии с тем, как это обозначено в дошедщих до нас письменных источниках. Но в книге выражен смелый, идущий вразрез с общепринятой точ­ кой зрения, взгляд на «преданья старины глу­ бокой» (до сего момента идут споры о том, где же именно разворачивалась история, за­ интересовавшая когда-то летописцев и пос­ лужившая основой романа). В. Колтаков в полную силу использовал возможности для утверждения собственного видения проис­ шедшего сйе 1 ь веков назад. Ведь, й'кЬице кон­ цов, перед нами не исследование историка, а увлекательный роман. Обычно первый блин бывает «комом». В данном случае эта поговорка не подтверди­ лась. «Александр, брат Святослава», безус­ ловно, удачный дебют. Конечно, в любой ра­ боте можно найти недостатки. Но книга чи­ тается с интересом. Анатолий БЕРЕЗНЕВ, доцент. КОРОТКО # Около 55 тысяч человек посетило в ми­ нувшем году Липецкий областной краевед­ ческий музей. Это самый высокий показатель за последние шесть лет. Привлечению посе­ тителей способствуют постоянное расшире­ ние и обновление экспозиции, организация тематических выставок как из собственных фондов, так и с помощью музеев Москвы. В частности, в минувшем году Липецкий крае­ ведческий успешно сотрудничал с Централь­ ным музеем Вооруженных Сил и Домом Вы­ соцкого на Таганке. Заметными событиями в культурной жизни области стали выстав­ ка, посвященная 300-летию Российского фло­ та, и вернисаж «Музейный натюрморт». Ф Новая часовня торжественно освяще­ на 10 января в Елецкой исправительно-тру­ довой колонии № 4. Каменное здание ее, ук­ рашенное иконостасом, выстроили своими руками заключенные. Нашелся среди них и умелец, написавший для часовни несколько десятков икон. Первую службу в новой мо­ лельне провели представители Елецкого цер­ ковного округа, которые в колонии частые гости. "Липецк-Инфоцентр". Т 1 ' ■ ■••••■ •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz