Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1 ! I ^ И П Е Ц К А Я • / А г а з е т а 1 апреля 1997 г., № 64 (137{ П Р Е Д И С Л О В И Е К В Ы П У С К У С е г о д н я в н аш е м вы п у с к е вы , у в а ж а е м ы е читатели, встретитесь с п е д а г о г о м -п с и х о л о г о м , в р а ч о м -л о г о п е - цом . И з р е д а к ц и о н н о й почты, и з в аш и х п и с е м мы отобра- пи те, что п о к а з а л и с ь н а м инт ер е сн ее . В о з о б н о в л я е м мы и забытые в п о с л е д н е е в р ем я р у б ­ р и ки «Дети Р о с си и » , «П есн я д л я вас» . Хотим обратиться к постоянным читателям «Очага» с н е с к о л ь к и м и в о п р о с а м и : Как вы считаете, о чем в нашем семейном клубе сле ­ довало бы обязательно поговорить в очередных выпус­ ках? Предлагайте темы. Вы знаете, знакомы с хорошей семьей, где есть свои пюбопытные традиции, она чем-то необычна. Узнать о ней было бы интересно всем. Подскажите ее адрес. Пишите , звонит е: 2 5 - 0 0 - 6 9 . Дежурная по клубу журналист Лидия ДУВИНА. ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ я м о л ю с ь З А В С Е Х Н А С Не подумайте, что я, 70-летняя старуха, совсем выжила из ума и решила пооткровенничать на пуб­ лику. Мне не страшны ни насмешки, ни чье-то осуж­ дение. Я прожила жизнь. И горжусь, что подошла к ее концу достойно. Но мне сейчас тревож­ но и страшно за нынешнее молодое поколение. Что *1 ждет его? Если все будет ^^ продолжаться, как теперь р говорят, в том же духе, то... я боюсь представить. I'] Не поверите, но каж- I I дый день я обраш.аюсь к ^ , Богу и молюсь за всех нас. ^ За нищих и богатых, за ' ' ; глупых и умных, за до- I брых и злых. \ ; Но позвольте для нача- I- \ ла рассказать о себе. Живу I : я вместе с мужем. Сорок Ы лет я преподавала в школе I 1 в разных городах. Муж — у бывший инженер-строи- I I тель, его перебрасывали с ^ одного объекта на другой. I Мы ни в чем не нуждались, I I всего было в достатке. Не жалуюсь и теперь, хотя ^'1 пенсии у нас небольшие. ' Дети получили образова­ ние и тоже рассеялись по белу свету. Сын — канди­ дат технических наук, ра ­ ботает по контракту в Аме­ рике. Дочь возглавляет лабо­ раторию на дрожжевом за ­ воде. Как видите, сетовать на то, что жить мне тяжело, нет причины. Но я вижу, как живут другие. И мне делается больно. Мои соседи. На одной лестничной клетке, в од­ ном подъезде — целый со­ циальный срез. Вот молоденькая жен ­ щина с маленьким ребе­ ночком. Это у нее второй. Зарплата мужа, которую платят время от времени — весь их доход. Марина, так зовут мою соседку, иногда просит присмотреть за до­ чкой, чтобы съездить в мо­ лочную кухню за детским питанием. Живут они бо­ лее чем скромно. Иногда Марина не выдерживает и плачет: например, ей ска- ,1 зали, что муж торговал на базаре семечками. Вчера на Л обед они грызли сухари. А потом вспомнила, как де­ лала ее бабушка. Она кла ­ ла немного сухарей в та ­ релку, посыпала их солью, мелко нарезанным луком и заливала крутым кипят ­ ком. Сухари набухают под крышкой и вкусно пахнут. Вечером она приготовила бабушкино блюдо. А сегод­ ня ее муж принес домой фрукты. Старший трехлет­ ний Дима не хотел их есть, пока его не уговорила мать. Он, видно, забыл вкус. Этажом выше живет д ру гая сем ья . Уже не семья, а ее остатки. Мать лиш или роди тел ьски х прав. Два года назад она запила и забыла обо всем. Пропадает на неделю-две, а возвращается домой толь- ^ ко затем, чтобы что-нибудь щ стащить и продать. Махнул Щ на все рукой отец, завел Щ другую семью. Благо, что ^ старший сын взрослый, ра ­ ботает на Новолипецком комбинате, мало-мальски обеспечивает себя и сестру. Но ему скоро в армию. Де­ вочка , наверное , будет жить у своей бабушки. Так двенадцатилетний ребенок остался, по сути, сиротой при живых родителях. Но есть и иные приме­ ры. Есть люди, которые живут «на широкую ногу», с размахом, «красиво». Та­ ков еще один сосед — ру ­ ководитель одного из раз ­ валивающихся предпри ­ ятий, работники которого месяцами не получают зар- "I Ц Е Т И Р О С С ^ Г О Л О С плату. Его квартира в на ­ шем доме — не единствен­ ная «недвижимость». Он не скрывает, что вторая при н адл еж и т ж ен е , а третья, особняк,готовится для малолетнего сына. Бес­ конечные «евроремонты» и обновления мебели н а ­ столько захватили беднягу, что он ничего не видит во­ круг себя и, увы, потерял ощущение реальности. Не­ насытное стремление при­ хватить еще и еще (уже построены три гаража) пе­ реходит в патологию. Я ду­ маю, он уже просто болен. Болен... потерей совести. Сейчас ведь не принято спрашивать, откуда все это. Говорят, что закон по­ зволяет иметь столько, сколько хочется. Но поз­ вольте. Во всех цивилизо­ ванных странах столь не­ померное накопление обя­ зательно вызовет вопросы. Там даже безработный, по­ лучающий пособие, никог­ да не решится купить пре­ стижную машину, он возь­ мет поскромнее. Ибо зна ­ ет, что это заинтересует на­ логовиков. Не подумайте, что я брюзга, сплетница, завис­ тница. Мне ничего не надо. Но я вижу в нынешних нравах большую опасность для будущего наших вну­ ков. Если мои дети были воспитаны в нравственной атмосфере, их не сломают никакие режимы. А вот те, что родились в этой про­ клятой перестройке... Мно­ гих уберечь становится почти невозможно. Каждый день в наш подъезд забегал мальчиш­ ка-подросток. Вскоре он выходил и направлялся в школу. Однажды я заста­ ла его за тем, как он вво­ дил себе в вену наркотик. Что делать? — мелькнуло у меня в голове. Хотела остановить, расспросить, поговорить, а он только ругнулся: пошла отсюда, старуха! Больше я его не видела. Но до сих пор пе­ ред моими глазами синяя полоса вдоль вены еще не­ окрепш ей полудетской руки. Хочется крикнуть: да что же это творится такое, люди! До сих пор я вопила это только про себя. Теперь говорю вслух. Берегите себя от соблазнов прихва­ тить чужое, как это делает мой внезапно обогатевший сосед. Берегите, держите при себе своих детей. За ­ нимайте их музыкой, ри ­ сованием, чем угодно, да просто играйте с ними в преферанс или в дурака. Не пускайте их в этот злой мир. Я никогда не верила в Бога. Теперь верю, ибо мир вывернулся наизнанку са­ мой отвратительной своей стороной. Раньше не вери­ ла старым людям, которые толковали про какого-то антихриста. Теперь я ста­ ла старой сама и убеди­ лась, что они были правы. Иногда я жалею, что Бог дал мне в мои годы крепкую память и ясный разум, хотя здоровьем по- хвастать.не могу. Я не могу оставаться в стороне от происходящего — смотрю телепередачи, читаю газе­ ты. Но больше всего пора­ жает явь... ...Я хочу видеть мою со­ седку Мариночку веселой и счастливой; непьющей — «потерявшуюся» непуте ­ вую мать, совестливым — моего соседа-начальника, здоровым и умным — слу­ чайного мальчишку. Я молюсь за всех них... Мария ЧЕРНАВСКАЯ. г. Липецк. Лена Петрова — девяти­ классница одной из липецких школ. Прошлой осенью она стала дипломантом второго открытого конкурса юных вокалистов имени Галины Вишневской. Легендарная певица вручила.ей диплом. В беседе же с наставницей де­ вочки Татьяной Георгиевной Шеламовой сказала: «Прият­ но поражена обилием юных талантов. Не погибла в Рос­ сии вокальная культура». Их в самом деле было очень много, юных теноров, сопрано и баритонов, съехав­ шихся в Москву из городов и весей России, сегодня вроде совсем не настроенной на Чайковского и Шуберта. Око­ ло четырехсот мальчиков и девочек разного возраста. Во второй тур прошли лишь тридцать счастливчиков. — Тебе было страшно? —Немного. До выхода на сцену... А когда вышла, страх ушел. Хотелось жюри дока­ зать, что я кое-что могу! Картину того дня допол­ нила Татьяна Георгиевна, переживавшая за каждого из семи своих подопечных. Она заметила, что в какой-то мо­ мент Лена отошла от ребят, взявшись за крестик на гру­ ди, словно силы набирала. И спела как никогда — и «Со­ ловья* Алябьева, и народную «Пряху», и арию Барбарины из «Свадьбы Фигаро* Моцар­ та! Жюри Лена понравилась. Прошла во второй тур. В тре­ тий отбирали уже только тро­ их! Ими стали воспитанник школы Г. Вишневской и мальчик из Перми, ученик одного из членов жюри. То есть ребята, прошедшие серь­ езную профессиональную подготовку. Но для самой Лены это было уже не так важно. Кон­ курс сам по себе стал очеред­ ным экзаменом ее жизни, судьбы. И она победила. Вот говорят — судьба. Счастливая. Несчастливая. Фаталисты убеждены: от судьбы не уйти. Ученые в стремлении все понять и объ­ яснить убеждают: судьба,— это обстоятельства плюс ха­ рактер. Какой, казалось бы, характер у девочки-подрост­ ка? Лена внешне совсем ре­ бенок. Невысокая, крепень­ кая, прическа без затей. Шес­ тнадцатилетний такой дичок. Сколько бывает в эту пору становления хлопот родите­ лям... У Лены при мысли о сво­ их родителях в глазах появ­ ляется недетская печаль. По белу свету разметала взды­ бившаяся наша жизнь ее семью. Отец — офицер полу­ чил новое назначение и пере­ ехал из Батуми в город Ков­ ров. А мама осталась там, в неласковых чужих горах — срок контракта не истек. Лена — здесь, в Липецке, у одной бабушки, младший брат Сережка — у другой в Рязани. Лена с бабушкой, учи­ Р А Ш Ь Ш Л Я Е Т П Е Д А т М Ы и Н А Ш И Д Е Т И : [ У Х О В Н О С Т Ь И Л И П У С Т О Т А ? - I К ак часто мы повторяем фразу: семья — духов ­ ная колыбель рохд;ения человека. Именно она была, есть и, по-видимому , всегда будет важнейшей ср е ­ дой формирования личности и главнейшим инсти ­ тутом воспитания, отвечающим не только за соци ­ альное воспроизводство населения , но и за воссо ­ здание определенного образа его жизни . Но наше сложное время наложило и повседнев ­ но накладывает свой отпечаток , часто негативный, на современную семью . Говорить об этом необхо ­ димо откровенно. Сегодня у нас в гостях п еда го г- практик , педаго г-психоло г Липецкого машиностро ­ ительного колледжа Нина САЛАМАДИНА. тельницей биологии, живет с десяти лет. Это, кстати, на ее деньги, выкроенные из скромной зарплаты, шилось платье для выступления на конкурсе. Была поменьше — под песни бабушки засыпала. Стала постарше — сдружи­ лась с дедом, тоже большим почитателем музыки, в про­ шлом запевалой многих ху­ дожественных смотров на за­ воде «Свободный сокол». Дед учил мудрому — без обид и зависти —отношению к жиз­ ни, ее несовершенствам. Про­ торил для девочки тропку к Богу. Деда нет, она одна те­ перь ходит по воскресеньям в церковь. И чем круче жиз­ ненные накаты, тем крепче ее вера. —Мне кажется, я с этим родилась. А вот умом поняла недавно. — Что именно поняла? — Мир неважно устроен. Люди придумали столько не­ нужного. Лицемерят, лгут. Тогда как с правдой жить легче. Странно иногда выхо­ дит, вроде и не собирался че­ ловек — а сделал другому худо. Думаю, надо еще чем- то жертвовать в себе, давая путь высокому... Душа зреет в испытаниях. Уже и призвание определено. «Сцена —это моя жизнь», — искренне, с располагающей простотой поделилась Лена. И с твердой решимостью до­ бавила: «Я буду пробиваться к ней*. Ей предстоит экстер­ ном закончить музыкальную школу, чтобы этим летом по­ ступать в музыкальное учи­ лище. Она хорошо учится в общеобразовательной школе. В экономическом классе. Сама выбрала. «Меня же там, в большом искусстве, никто не ждет. И я хочу уже сейчас разобраться в том, что такое «шоу-бизнес» и как в нем строятся деловые отноше­ ния». Нетрудно, говорит, а день расписан между общеобразо­ вательной, музыкальной школами и занятиями в эс­ тетическом центре. Очень ус­ тает. Но приходит утро, и сама мысль о предстоящей встрече с музыкой словно выталкивает ее из бабушки­ ной квартиры. —Раньше я боялась свое­ го голоса. Теперь знаю, мой голос — это я. —Ты бы хотела петь, как Вишневская? — Я никому не хочу под­ ражать. —А о чем мечтаешь? — О многом. Побывать, например, в святых местах в Задонске, по Золотому коль­ цу проехать. Но сначала надо поступить в музыкальное училище. Поступлю — буду много работать. Чтобы в меня, в мой голос поверили. — Тебе снятся сны? — Да, цветные. — О чем? — Лето, поля и луга. И музыка... И мы — папа, мама, брат — все вместе... Татьяна БОРИСОВА. Психологи и педагоги выявили, что важнейшие качества личности — отзыв­ чивость, искренность, ком­ муникативный потенциал во многом определяются сти­ лем взаимоотношений в семье. Исследования под­ тверждают бесспорный факт: в семьях подростков- правонарушителей нет глав­ ного — нравственно-психо- логического благополучия, взаимоотношения родителей и детей искажены, изуродо­ ваны, царит непонимание интересов друг друга. Взрос­ лые и дети не слышат, а час­ то и не хотят слышать друг друга, между ними дистан­ ция огромного размера, и никто не делает шага, что­ бы эту дистанцию преодо­ леть. Как педагогу-психоло- гу мне часто приходится в этом убеждаться и предпри­ нимать усилия именно для того, чтобы вернуть в семью прежде всего взаимопонима­ ние. Беседуя со студентами, их родителями, я непремен­ но интересуюсь историей со­ здания семьи, ранними года­ ми детей, запомнившимися событиями детства и отро­ чества. Множество ситуаций прошло передо мной. Порой в журнале записи приемов остается одна строчка. Но сколько всего остается в душе! Вот ангелоподобная Ири­ на Ж. Я помню, что, глядя на нее, слушая ее ответы, мне было трудно поверить, что у этой 16-летней девуш­ ки уже две попытки суици­ да и систематические уходы из дома. Немного оживля ­ лось ее бледное лицо толь­ ко, когда говорила о своем парне: как он ее любит, за ­ ботится о ней. Семья внешне очень бла­ гополучная и обеспеченная. Мама все поведение Ирины сначала списывала на дур­ ной характер дочери. Но пос­ тепенно из скупых расска­ зов, взаимных обвинений двух самых близких людей стала прорисовываться кар ­ тина духовной нищеты се­ мейной атмосферы, отсутст­ вие интереса к внутреннему миру дочери. Что самое страшное —дочь системати­ чески физически наказывал отец. Так «воспитывал». Девочка уходила из дома, искала тепла и любви на улице. Внутренне несформи- рованная как личность, за ­ травленная непредсказуе ­ мостью родительского пове­ дения, Ирина находилась на момент нашей встречи в очень сложном психическом состоянии. Ей потребовалась индивидуальная помощь психотерапевта. Кардиналь­ но необходимо было изме­ нить окружающую ее обста­ новку. Что характерно, ма­ тери и отцу очень долго при­ шлось объяснять причины и степень невротического со­ стояния их ребенка и воз­ можные пути остановки кри­ зиса. К сожалению, мне не­ известна нынешняя судьба Ирины, она закончила уче­ бу. Дай Бог, чтобы все у нее было хорошо... А вот Аня Т. Она сама пришла ко мне в первый ме­ сяц учебы в колледже. Пос­ ле прочтения ее ответов на вопросы анкеты о себе я была очень встревожена. Беседы подтвердили пред­ положение о глубокой деп­ рессии Ани. Девушка явно не хотела жить и не скрыва­ ла этого. Хотя в 15-летнем возрасте при несколько ин­ фантильном уровне развития ее представления о смерти были еще детскими. Причин такого состояния было не­ сколько: непонимание со стороны матери, отсутствие интереса к ней у парня, в которого она влюбилась, конфликты с подругами. Я постаралась выяснить позитивные направления ее межличностных отношений и зацепилась за фразу: «Папа меня лучше понима­ ет*. Условилась о встрече с отцом девушки. Личность этого человека, частые встре­ чи с ним позволили при ­ влечь его к коррекционной работе с Аней. Аня писала стихи. Мы обсуждали вместе с ней ее творчество. Затем договори­ лась с молодежной газетой, что ей помогут их опублико­ вать. Много говорили с Аней о взаимоотношениях полов, об особенностях психики юношей и девушек. Перио­ дически я звонила отцу Ани для согласования наших усилий. Несколько раз бес­ едовала с матерью. Совмест­ ная работа родителей и пе- дагога-психолога продолжа­ лась долго. Сейчас, беседуя с Аней, я вижу: она успоко­ илась, стала логичнее рас­ суждать, в ней появилось больше уверенности в себе. Душевнее стали и ее отноше­ ния с матерью. Более года продолжается ПЕСНЯ В ЧАС ДОСУГА — - - - - — ! К нам в «Очаг» в последнее время все чаще обращаются читатели с просьбой возобновить публикацию популярных песен. Особенно из недавно буквально завоевавшего всю Россию диска «Золотое кольцо». Диск — диском, а хочется иметь слова песен, ставших чуть ли не народными. Выпол­ няем просьбу читателей. ЯБЛОНЕВЫЙ ВЕЧЕР Яблоневый вечер звездами расцвечен, Из краев далеких вновь пришла весна. Снова за окошком слышится гармошка, И душа моя надехсдою полна. Нелегко порою было нам с тобою, Но о зимних вьюгах лучше позабыть. Мы еще не спели все, о чем хотели. Мы с тобой еще не начинали жить. Засыпает ветер розовые ветви. Вот уже рассвета наступает час. Звезды догорают, годы пролетают. Только, верь, весна придет еще не раз.______ _ ^2^ , , ' • « / г , . , . ‘Д , 4 ^ ж ш ж Фото Алексея [ДУРОВА. общение со студентом М. Первокурсник, боксер, он, по мнению преподавателей, не блистал вербальным ин­ теллектом. Однако при спе­ циальном обследовании по­ казал достаточно высокий интеллектуальный резуль­ тат. Другое дело, у него были огромные провалы в математическом общем об­ разовании. Парень относил­ ся к той категории обучаю­ щихся, которых не любила и не любит наша практичес­ кая педагогика: с такими нужно работать индивиду­ ально, постоянно корректи­ ровать их поведение с уче­ том специфики личных ха ­ рактеристик. Воспитывает студента одна мать. Производствен­ ница, женщина с твердыми убеждениями, на первый взгляд показалось, беском­ промиссная во всем. Одна­ ко, поближе познакомив­ шись с ней, я была прият­ но удивлена мягкостью, ин­ теллигентностью этой жен­ щины с очень нелегкой судьбой. Контакт между нами возник, сразу. Хорошо, когда в родите­ лях находишь единомыш­ ленников. Но далеко не все отцы и матери настроены на совместные усилия с психологом. Вот мама Оли С. Оля у нее — поздний ребенок: девушке 15 лет, а мама в предпенсионном воз­ расте. С отцом не живут, но он для Оли авторитетнее мамы. У дочери и матери утерян всякий духовный контакт, и, как видно, дав­ но. Со стороны старшей — упреки, обвинения, слежка. А для умненькой Оли мама стала препятствием к сво­ боде, общению со сверстни­ ками, к любви. И сколько я ни билась, пытаясь под­ сказать матери пути к ус­ тановлению контактов с дочерью, старания мои были напрасны. Ощутимый возрастной, а следователь­ но, и психологический барьер между матерью и дочерью мешал коррекции родительских позиций. В дальнейшем поведение Оли контролировал ее папа, и это дало свои положитель­ ные результаты. Был в моей практике случай, который навел меня на горькие раздумья о мировоззренческих осно­ вах «советского» поколе­ ния. Однажды пришла ко мне взволнованная мама. Ее дочь прекрасно рисова­ ла, но в последнее время, беспокоилась мама, темой ее творчества были сюжеты христианского вероиспове­ дания. Она посещала церк­ ви, пыталась даже петь в церковном хоре, с упоени­ ем говорила о тех мыслях и чувствах, которые вызы­ вает в ней атмосфера богос­ лужения. Из разговора вы­ яснилось, что дочь никакая не сектантка и не ярая христианка. Она просто тя нулась всей своей художеС' твенной натурой к миру красоты, так как реальный мир за окном ее пугал и не интересовал. А мама боя лась, что ее дочь уйдет в монастырь. Для ее «совет ского» мировоззрения было ужасным событием, что дочь проявила интерес к ре­ лигии. По’пзебовалось не­ мало усилий, чтобы помочь матери перейти от катего­ рического отрицания всего «церковного» в девушке к пониманию истинных мо­ тивов ее стремлений. Важ­ но было и не дать дочери впасть в крайность в ее се­ годняшней религиозно-ху­ дожественной направлен­ ности. Какими же прямо­ линейными, несгибаемо уверенными в своих воззре­ ниях и идеях воспитали нас в рядах пионерии, комсо­ мола, партии коммунистов. Какой страх к инакомыс­ лию мы носим еще в своих душах! Мы — и не атеис­ ты, и не верующие истин­ но... Любое долгое общение с нашими студентами неиз­ менно приводит меня, пси­ холога, к знакомству с ро­ дителями. И в который раз приходится убеждаться ^ все — и плохое, и хорошее р — человек берет из семьи. ^ И раньше наше общество не являло образцы нравствен ности в семейных отноше . > ниях, однако сейчас этот^ показатель клонится к ну * левой отметке. По улицам'^ бродят опустившиеся, спи 4 вающиеся отцы, на рынках толкутся озабоченные без ,, денежьем матери, у телеви / зоров жадно впитывают аб ? сурдные диалоги и действа «мыльных опер* их дети ^ С начала нынешнего века^^ в результате «революцией ных» мер потеряно самое основное для семьи — пре 1 емственность нравствен у ных, духовных отношений поколений. В советское вре ' 1 мя это было заменено идеей ^ единой семьи народов и со­ ответствующей идеологией ? А сейчас образовалась пус тота в коллективном созна Н И И нации, и она, эта пус тота, дает в каждой семье наряду с другими труднос­ тями различные отрица ^ тельные проявления. Будет ли такое положение пре одолено в дальнейшем, за ­ висит от очень многих фак торов, в том числе и от каж дой личности конкретно. Вот эту идею — персонал» ной ответственности за с стояние семейной атмосс ры и перспектив ее раз тия — я и пытаюсь дс сти каждый раз до сво: собеседников. Н. САЛАМАДИНА педагог)психол' Лилбцкого машинострг тельного коллед' ИЗ ПОЧТЫ « 0 4 А ГА» А ОН ВСЕ ЖДЕТ ОТЦ Недавно была неволь ­ ным свидетелем разговора двух соседских мальчишек лет десяти. Они, видно, крепко повздорили и в за­ пальчивости, чтоб сильнее обидеть, один сказал: «А твой папа — пьяница...» Другой подобрал «аргу ­ мент* еще круче: «Ну и что. Мой папа пьет иногда, но зато живет с нами, со мной. А твой тебя бросил». Оби­ да, видимо, попала точно в цель. Мальчишка... запла­ кал и, не найдя, что сказать, убежал. Как часто мы не замеча­ ем, насколько больно ранит жизнь сердца детей. Я знаю этого мальчика, Андрюшу, он вырос на моих глазах. Семья поначалу была друж­ ная. Отец, помню, гордил­ ся, что у него родился сын, часто гулял с ним во дворе. Сначала —в коляске, потом учил его кататься на вело- • • ' 1 сипеде. Брал сына и ьа ры- ^ балку. !} А потом словно коса на'^'| камень наскочила. Часто ругались, а позже разо -/ | шлись. Первое время этец^ ^ еще приходил к сыну по':] выходным, но затем жеяил-^ ся и забыл о нем. Мальччш- ка изменился на глазам — замкнулся, перестал >лы-.'*' баться. Вскоре новую секью '^ завела и мама. А мальчикай отдала на воспитание /едуР с бабкой Там он сейчас и‘Л живет, 1.0 сути дела, пре- | данный самыми близкими ^ ему люд 5 >ми. Я знаю, чувствую, ЛтоО Андрюша и сейчас еще тю-Й бит, ждет отца. ? алось бьп^ сказать ток;у: 1 _.^ка ждет.®^ Скоро, очень скоро и пере-' станет ждать. Каким толь­ ко вырастет, нося обиду от| предательства в душе? Э. КОРОСТЕЛЕВА. I г. Елец. СЕМЕЙНЫЙ ПЕДСТАЖ - ! ПОЛТОРА ВЕКА Да, именно столько про­ работали в школе дети большой семьи Костроми- ных, ветерана войны Васи­ лия Михайловича и Зина ­ иды Андреевны. Четверо дочерей из восьми детей —■ Нина, Клавдия, Лидия и Валентина стали учителя­ ми. Нина долгие годы ра ­ ботала в начальных клас ­ сах в Добринской школе. Сорок один год отдала де­ тям и Клава, отличник на ­ родного просвещения Рос­ сии. До пенсии трудилась в школе и Лидия. Отлич­ ник народного просвеще­ ния РФ, младшая —Вален­ тина сейчас возглавляет ме­ тодическое объединение в Добринском роно. I Что интересно, все дети ; семьи Костроминых так.же | избрали педагогическую : стезю. Дочь Клавы — ; Юлия, уже семь лет дирек-1 торствует в Новопетровской ■ средней школе Добринско- го района. Дочь Валентины — Люба ведет уроки био-) логии в добринской средней ! школе № 1. Трое детей Ли­ дии тоже учителя. Так вот ; и получается, что семейный I педагогический стаж состав вил уже ни много ни мало 5 157 лет, более полутора ве­ ков. ! N. п. Добринка. В. ЕЛИСЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz