Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
1 ! I ^ И П Е Ц К А Я • / А г а з е т а 1 апреля 1997 г., № 64 (137{ П Р Е Д И С Л О В И Е К В Ы П У С К У С е г о д н я в н аш е м вы п у с к е вы , у в а ж а е м ы е читатели, встретитесь с п е д а г о г о м -п с и х о л о г о м , в р а ч о м -л о г о п е - цом . И з р е д а к ц и о н н о й почты, и з в аш и х п и с е м мы отобра- пи те, что п о к а з а л и с ь н а м инт ер е сн ее . В о з о б н о в л я е м мы и забытые в п о с л е д н е е в р ем я р у б р и ки «Дети Р о с си и » , «П есн я д л я вас» . Хотим обратиться к постоянным читателям «Очага» с н е с к о л ь к и м и в о п р о с а м и : Как вы считаете, о чем в нашем семейном клубе сле довало бы обязательно поговорить в очередных выпус ках? Предлагайте темы. Вы знаете, знакомы с хорошей семьей, где есть свои пюбопытные традиции, она чем-то необычна. Узнать о ней было бы интересно всем. Подскажите ее адрес. Пишите , звонит е: 2 5 - 0 0 - 6 9 . Дежурная по клубу журналист Лидия ДУВИНА. ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ я м о л ю с ь З А В С Е Х Н А С Не подумайте, что я, 70-летняя старуха, совсем выжила из ума и решила пооткровенничать на пуб лику. Мне не страшны ни насмешки, ни чье-то осуж дение. Я прожила жизнь. И горжусь, что подошла к ее концу достойно. Но мне сейчас тревож но и страшно за нынешнее молодое поколение. Что *1 ждет его? Если все будет ^^ продолжаться, как теперь р говорят, в том же духе, то... я боюсь представить. I'] Не поверите, но каж- I I дый день я обраш.аюсь к ^ , Богу и молюсь за всех нас. ^ За нищих и богатых, за ' ' ; глупых и умных, за до- I брых и злых. \ ; Но позвольте для нача- I- \ ла рассказать о себе. Живу I : я вместе с мужем. Сорок Ы лет я преподавала в школе I 1 в разных городах. Муж — у бывший инженер-строи- I I тель, его перебрасывали с ^ одного объекта на другой. I Мы ни в чем не нуждались, I I всего было в достатке. Не жалуюсь и теперь, хотя ^'1 пенсии у нас небольшие. ' Дети получили образова ние и тоже рассеялись по белу свету. Сын — канди дат технических наук, ра ботает по контракту в Аме рике. Дочь возглавляет лабо раторию на дрожжевом за воде. Как видите, сетовать на то, что жить мне тяжело, нет причины. Но я вижу, как живут другие. И мне делается больно. Мои соседи. На одной лестничной клетке, в од ном подъезде — целый со циальный срез. Вот молоденькая жен щина с маленьким ребе ночком. Это у нее второй. Зарплата мужа, которую платят время от времени — весь их доход. Марина, так зовут мою соседку, иногда просит присмотреть за до чкой, чтобы съездить в мо лочную кухню за детским питанием. Живут они бо лее чем скромно. Иногда Марина не выдерживает и плачет: например, ей ска- ,1 зали, что муж торговал на базаре семечками. Вчера на Л обед они грызли сухари. А потом вспомнила, как де лала ее бабушка. Она кла ла немного сухарей в та релку, посыпала их солью, мелко нарезанным луком и заливала крутым кипят ком. Сухари набухают под крышкой и вкусно пахнут. Вечером она приготовила бабушкино блюдо. А сегод ня ее муж принес домой фрукты. Старший трехлет ний Дима не хотел их есть, пока его не уговорила мать. Он, видно, забыл вкус. Этажом выше живет д ру гая сем ья . Уже не семья, а ее остатки. Мать лиш или роди тел ьски х прав. Два года назад она запила и забыла обо всем. Пропадает на неделю-две, а возвращается домой толь- ^ ко затем, чтобы что-нибудь щ стащить и продать. Махнул Щ на все рукой отец, завел Щ другую семью. Благо, что ^ старший сын взрослый, ра ботает на Новолипецком комбинате, мало-мальски обеспечивает себя и сестру. Но ему скоро в армию. Де вочка , наверное , будет жить у своей бабушки. Так двенадцатилетний ребенок остался, по сути, сиротой при живых родителях. Но есть и иные приме ры. Есть люди, которые живут «на широкую ногу», с размахом, «красиво». Та ков еще один сосед — ру ководитель одного из раз валивающихся предпри ятий, работники которого месяцами не получают зар- "I Ц Е Т И Р О С С ^ Г О Л О С плату. Его квартира в на шем доме — не единствен ная «недвижимость». Он не скрывает, что вторая при н адл еж и т ж ен е , а третья, особняк,готовится для малолетнего сына. Бес конечные «евроремонты» и обновления мебели н а столько захватили беднягу, что он ничего не видит во круг себя и, увы, потерял ощущение реальности. Не насытное стремление при хватить еще и еще (уже построены три гаража) пе реходит в патологию. Я ду маю, он уже просто болен. Болен... потерей совести. Сейчас ведь не принято спрашивать, откуда все это. Говорят, что закон по зволяет иметь столько, сколько хочется. Но поз вольте. Во всех цивилизо ванных странах столь не померное накопление обя зательно вызовет вопросы. Там даже безработный, по лучающий пособие, никог да не решится купить пре стижную машину, он возь мет поскромнее. Ибо зна ет, что это заинтересует на логовиков. Не подумайте, что я брюзга, сплетница, завис тница. Мне ничего не надо. Но я вижу в нынешних нравах большую опасность для будущего наших вну ков. Если мои дети были воспитаны в нравственной атмосфере, их не сломают никакие режимы. А вот те, что родились в этой про клятой перестройке... Мно гих уберечь становится почти невозможно. Каждый день в наш подъезд забегал мальчиш ка-подросток. Вскоре он выходил и направлялся в школу. Однажды я заста ла его за тем, как он вво дил себе в вену наркотик. Что делать? — мелькнуло у меня в голове. Хотела остановить, расспросить, поговорить, а он только ругнулся: пошла отсюда, старуха! Больше я его не видела. Но до сих пор пе ред моими глазами синяя полоса вдоль вены еще не окрепш ей полудетской руки. Хочется крикнуть: да что же это творится такое, люди! До сих пор я вопила это только про себя. Теперь говорю вслух. Берегите себя от соблазнов прихва тить чужое, как это делает мой внезапно обогатевший сосед. Берегите, держите при себе своих детей. За нимайте их музыкой, ри сованием, чем угодно, да просто играйте с ними в преферанс или в дурака. Не пускайте их в этот злой мир. Я никогда не верила в Бога. Теперь верю, ибо мир вывернулся наизнанку са мой отвратительной своей стороной. Раньше не вери ла старым людям, которые толковали про какого-то антихриста. Теперь я ста ла старой сама и убеди лась, что они были правы. Иногда я жалею, что Бог дал мне в мои годы крепкую память и ясный разум, хотя здоровьем по- хвастать.не могу. Я не могу оставаться в стороне от происходящего — смотрю телепередачи, читаю газе ты. Но больше всего пора жает явь... ...Я хочу видеть мою со седку Мариночку веселой и счастливой; непьющей — «потерявшуюся» непуте вую мать, совестливым — моего соседа-начальника, здоровым и умным — слу чайного мальчишку. Я молюсь за всех них... Мария ЧЕРНАВСКАЯ. г. Липецк. Лена Петрова — девяти классница одной из липецких школ. Прошлой осенью она стала дипломантом второго открытого конкурса юных вокалистов имени Галины Вишневской. Легендарная певица вручила.ей диплом. В беседе же с наставницей де вочки Татьяной Георгиевной Шеламовой сказала: «Прият но поражена обилием юных талантов. Не погибла в Рос сии вокальная культура». Их в самом деле было очень много, юных теноров, сопрано и баритонов, съехав шихся в Москву из городов и весей России, сегодня вроде совсем не настроенной на Чайковского и Шуберта. Око ло четырехсот мальчиков и девочек разного возраста. Во второй тур прошли лишь тридцать счастливчиков. — Тебе было страшно? —Немного. До выхода на сцену... А когда вышла, страх ушел. Хотелось жюри дока зать, что я кое-что могу! Картину того дня допол нила Татьяна Георгиевна, переживавшая за каждого из семи своих подопечных. Она заметила, что в какой-то мо мент Лена отошла от ребят, взявшись за крестик на гру ди, словно силы набирала. И спела как никогда — и «Со ловья* Алябьева, и народную «Пряху», и арию Барбарины из «Свадьбы Фигаро* Моцар та! Жюри Лена понравилась. Прошла во второй тур. В тре тий отбирали уже только тро их! Ими стали воспитанник школы Г. Вишневской и мальчик из Перми, ученик одного из членов жюри. То есть ребята, прошедшие серь езную профессиональную подготовку. Но для самой Лены это было уже не так важно. Кон курс сам по себе стал очеред ным экзаменом ее жизни, судьбы. И она победила. Вот говорят — судьба. Счастливая. Несчастливая. Фаталисты убеждены: от судьбы не уйти. Ученые в стремлении все понять и объ яснить убеждают: судьба,— это обстоятельства плюс ха рактер. Какой, казалось бы, характер у девочки-подрост ка? Лена внешне совсем ре бенок. Невысокая, крепень кая, прическа без затей. Шес тнадцатилетний такой дичок. Сколько бывает в эту пору становления хлопот родите лям... У Лены при мысли о сво их родителях в глазах появ ляется недетская печаль. По белу свету разметала взды бившаяся наша жизнь ее семью. Отец — офицер полу чил новое назначение и пере ехал из Батуми в город Ков ров. А мама осталась там, в неласковых чужих горах — срок контракта не истек. Лена — здесь, в Липецке, у одной бабушки, младший брат Сережка — у другой в Рязани. Лена с бабушкой, учи Р А Ш Ь Ш Л Я Е Т П Е Д А т М Ы и Н А Ш И Д Е Т И : [ У Х О В Н О С Т Ь И Л И П У С Т О Т А ? - I К ак часто мы повторяем фразу: семья — духов ная колыбель рохд;ения человека. Именно она была, есть и, по-видимому , всегда будет важнейшей ср е дой формирования личности и главнейшим инсти тутом воспитания, отвечающим не только за соци альное воспроизводство населения , но и за воссо здание определенного образа его жизни . Но наше сложное время наложило и повседнев но накладывает свой отпечаток , часто негативный, на современную семью . Говорить об этом необхо димо откровенно. Сегодня у нас в гостях п еда го г- практик , педаго г-психоло г Липецкого машиностро ительного колледжа Нина САЛАМАДИНА. тельницей биологии, живет с десяти лет. Это, кстати, на ее деньги, выкроенные из скромной зарплаты, шилось платье для выступления на конкурсе. Была поменьше — под песни бабушки засыпала. Стала постарше — сдружи лась с дедом, тоже большим почитателем музыки, в про шлом запевалой многих ху дожественных смотров на за воде «Свободный сокол». Дед учил мудрому — без обид и зависти —отношению к жиз ни, ее несовершенствам. Про торил для девочки тропку к Богу. Деда нет, она одна те перь ходит по воскресеньям в церковь. И чем круче жиз ненные накаты, тем крепче ее вера. —Мне кажется, я с этим родилась. А вот умом поняла недавно. — Что именно поняла? — Мир неважно устроен. Люди придумали столько не нужного. Лицемерят, лгут. Тогда как с правдой жить легче. Странно иногда выхо дит, вроде и не собирался че ловек — а сделал другому худо. Думаю, надо еще чем- то жертвовать в себе, давая путь высокому... Душа зреет в испытаниях. Уже и призвание определено. «Сцена —это моя жизнь», — искренне, с располагающей простотой поделилась Лена. И с твердой решимостью до бавила: «Я буду пробиваться к ней*. Ей предстоит экстер ном закончить музыкальную школу, чтобы этим летом по ступать в музыкальное учи лище. Она хорошо учится в общеобразовательной школе. В экономическом классе. Сама выбрала. «Меня же там, в большом искусстве, никто не ждет. И я хочу уже сейчас разобраться в том, что такое «шоу-бизнес» и как в нем строятся деловые отноше ния». Нетрудно, говорит, а день расписан между общеобразо вательной, музыкальной школами и занятиями в эс тетическом центре. Очень ус тает. Но приходит утро, и сама мысль о предстоящей встрече с музыкой словно выталкивает ее из бабушки ной квартиры. —Раньше я боялась свое го голоса. Теперь знаю, мой голос — это я. —Ты бы хотела петь, как Вишневская? — Я никому не хочу под ражать. —А о чем мечтаешь? — О многом. Побывать, например, в святых местах в Задонске, по Золотому коль цу проехать. Но сначала надо поступить в музыкальное училище. Поступлю — буду много работать. Чтобы в меня, в мой голос поверили. — Тебе снятся сны? — Да, цветные. — О чем? — Лето, поля и луга. И музыка... И мы — папа, мама, брат — все вместе... Татьяна БОРИСОВА. Психологи и педагоги выявили, что важнейшие качества личности — отзыв чивость, искренность, ком муникативный потенциал во многом определяются сти лем взаимоотношений в семье. Исследования под тверждают бесспорный факт: в семьях подростков- правонарушителей нет глав ного — нравственно-психо- логического благополучия, взаимоотношения родителей и детей искажены, изуродо ваны, царит непонимание интересов друг друга. Взрос лые и дети не слышат, а час то и не хотят слышать друг друга, между ними дистан ция огромного размера, и никто не делает шага, что бы эту дистанцию преодо леть. Как педагогу-психоло- гу мне часто приходится в этом убеждаться и предпри нимать усилия именно для того, чтобы вернуть в семью прежде всего взаимопонима ние. Беседуя со студентами, их родителями, я непремен но интересуюсь историей со здания семьи, ранними года ми детей, запомнившимися событиями детства и отро чества. Множество ситуаций прошло передо мной. Порой в журнале записи приемов остается одна строчка. Но сколько всего остается в душе! Вот ангелоподобная Ири на Ж. Я помню, что, глядя на нее, слушая ее ответы, мне было трудно поверить, что у этой 16-летней девуш ки уже две попытки суици да и систематические уходы из дома. Немного оживля лось ее бледное лицо толь ко, когда говорила о своем парне: как он ее любит, за ботится о ней. Семья внешне очень бла гополучная и обеспеченная. Мама все поведение Ирины сначала списывала на дур ной характер дочери. Но пос тепенно из скупых расска зов, взаимных обвинений двух самых близких людей стала прорисовываться кар тина духовной нищеты се мейной атмосферы, отсутст вие интереса к внутреннему миру дочери. Что самое страшное —дочь системати чески физически наказывал отец. Так «воспитывал». Девочка уходила из дома, искала тепла и любви на улице. Внутренне несформи- рованная как личность, за травленная непредсказуе мостью родительского пове дения, Ирина находилась на момент нашей встречи в очень сложном психическом состоянии. Ей потребовалась индивидуальная помощь психотерапевта. Кардиналь но необходимо было изме нить окружающую ее обста новку. Что характерно, ма тери и отцу очень долго при шлось объяснять причины и степень невротического со стояния их ребенка и воз можные пути остановки кри зиса. К сожалению, мне не известна нынешняя судьба Ирины, она закончила уче бу. Дай Бог, чтобы все у нее было хорошо... А вот Аня Т. Она сама пришла ко мне в первый ме сяц учебы в колледже. Пос ле прочтения ее ответов на вопросы анкеты о себе я была очень встревожена. Беседы подтвердили пред положение о глубокой деп рессии Ани. Девушка явно не хотела жить и не скрыва ла этого. Хотя в 15-летнем возрасте при несколько ин фантильном уровне развития ее представления о смерти были еще детскими. Причин такого состояния было не сколько: непонимание со стороны матери, отсутствие интереса к ней у парня, в которого она влюбилась, конфликты с подругами. Я постаралась выяснить позитивные направления ее межличностных отношений и зацепилась за фразу: «Папа меня лучше понима ет*. Условилась о встрече с отцом девушки. Личность этого человека, частые встре чи с ним позволили при влечь его к коррекционной работе с Аней. Аня писала стихи. Мы обсуждали вместе с ней ее творчество. Затем договори лась с молодежной газетой, что ей помогут их опублико вать. Много говорили с Аней о взаимоотношениях полов, об особенностях психики юношей и девушек. Перио дически я звонила отцу Ани для согласования наших усилий. Несколько раз бес едовала с матерью. Совмест ная работа родителей и пе- дагога-психолога продолжа лась долго. Сейчас, беседуя с Аней, я вижу: она успоко илась, стала логичнее рас суждать, в ней появилось больше уверенности в себе. Душевнее стали и ее отноше ния с матерью. Более года продолжается ПЕСНЯ В ЧАС ДОСУГА — - - - - — ! К нам в «Очаг» в последнее время все чаще обращаются читатели с просьбой возобновить публикацию популярных песен. Особенно из недавно буквально завоевавшего всю Россию диска «Золотое кольцо». Диск — диском, а хочется иметь слова песен, ставших чуть ли не народными. Выпол няем просьбу читателей. ЯБЛОНЕВЫЙ ВЕЧЕР Яблоневый вечер звездами расцвечен, Из краев далеких вновь пришла весна. Снова за окошком слышится гармошка, И душа моя надехсдою полна. Нелегко порою было нам с тобою, Но о зимних вьюгах лучше позабыть. Мы еще не спели все, о чем хотели. Мы с тобой еще не начинали жить. Засыпает ветер розовые ветви. Вот уже рассвета наступает час. Звезды догорают, годы пролетают. Только, верь, весна придет еще не раз.______ _ ^2^ , , ' • « / г , . , . ‘Д , 4 ^ ж ш ж Фото Алексея [ДУРОВА. общение со студентом М. Первокурсник, боксер, он, по мнению преподавателей, не блистал вербальным ин теллектом. Однако при спе циальном обследовании по казал достаточно высокий интеллектуальный резуль тат. Другое дело, у него были огромные провалы в математическом общем об разовании. Парень относил ся к той категории обучаю щихся, которых не любила и не любит наша практичес кая педагогика: с такими нужно работать индивиду ально, постоянно корректи ровать их поведение с уче том специфики личных ха рактеристик. Воспитывает студента одна мать. Производствен ница, женщина с твердыми убеждениями, на первый взгляд показалось, беском промиссная во всем. Одна ко, поближе познакомив шись с ней, я была прият но удивлена мягкостью, ин теллигентностью этой жен щины с очень нелегкой судьбой. Контакт между нами возник, сразу. Хорошо, когда в родите лях находишь единомыш ленников. Но далеко не все отцы и матери настроены на совместные усилия с психологом. Вот мама Оли С. Оля у нее — поздний ребенок: девушке 15 лет, а мама в предпенсионном воз расте. С отцом не живут, но он для Оли авторитетнее мамы. У дочери и матери утерян всякий духовный контакт, и, как видно, дав но. Со стороны старшей — упреки, обвинения, слежка. А для умненькой Оли мама стала препятствием к сво боде, общению со сверстни ками, к любви. И сколько я ни билась, пытаясь под сказать матери пути к ус тановлению контактов с дочерью, старания мои были напрасны. Ощутимый возрастной, а следователь но, и психологический барьер между матерью и дочерью мешал коррекции родительских позиций. В дальнейшем поведение Оли контролировал ее папа, и это дало свои положитель ные результаты. Был в моей практике случай, который навел меня на горькие раздумья о мировоззренческих осно вах «советского» поколе ния. Однажды пришла ко мне взволнованная мама. Ее дочь прекрасно рисова ла, но в последнее время, беспокоилась мама, темой ее творчества были сюжеты христианского вероиспове дания. Она посещала церк ви, пыталась даже петь в церковном хоре, с упоени ем говорила о тех мыслях и чувствах, которые вызы вает в ней атмосфера богос лужения. Из разговора вы яснилось, что дочь никакая не сектантка и не ярая христианка. Она просто тя нулась всей своей художеС' твенной натурой к миру красоты, так как реальный мир за окном ее пугал и не интересовал. А мама боя лась, что ее дочь уйдет в монастырь. Для ее «совет ского» мировоззрения было ужасным событием, что дочь проявила интерес к ре лигии. По’пзебовалось не мало усилий, чтобы помочь матери перейти от катего рического отрицания всего «церковного» в девушке к пониманию истинных мо тивов ее стремлений. Важ но было и не дать дочери впасть в крайность в ее се годняшней религиозно-ху дожественной направлен ности. Какими же прямо линейными, несгибаемо уверенными в своих воззре ниях и идеях воспитали нас в рядах пионерии, комсо мола, партии коммунистов. Какой страх к инакомыс лию мы носим еще в своих душах! Мы — и не атеис ты, и не верующие истин но... Любое долгое общение с нашими студентами неиз менно приводит меня, пси холога, к знакомству с ро дителями. И в который раз приходится убеждаться ^ все — и плохое, и хорошее р — человек берет из семьи. ^ И раньше наше общество не являло образцы нравствен ности в семейных отноше . > ниях, однако сейчас этот^ показатель клонится к ну * левой отметке. По улицам'^ бродят опустившиеся, спи 4 вающиеся отцы, на рынках толкутся озабоченные без ,, денежьем матери, у телеви / зоров жадно впитывают аб ? сурдные диалоги и действа «мыльных опер* их дети ^ С начала нынешнего века^^ в результате «революцией ных» мер потеряно самое основное для семьи — пре 1 емственность нравствен у ных, духовных отношений поколений. В советское вре ' 1 мя это было заменено идеей ^ единой семьи народов и со ответствующей идеологией ? А сейчас образовалась пус тота в коллективном созна Н И И нации, и она, эта пус тота, дает в каждой семье наряду с другими труднос тями различные отрица ^ тельные проявления. Будет ли такое положение пре одолено в дальнейшем, за висит от очень многих фак торов, в том числе и от каж дой личности конкретно. Вот эту идею — персонал» ной ответственности за с стояние семейной атмосс ры и перспектив ее раз тия — я и пытаюсь дс сти каждый раз до сво: собеседников. Н. САЛАМАДИНА педагог)психол' Лилбцкого машинострг тельного коллед' ИЗ ПОЧТЫ « 0 4 А ГА» А ОН ВСЕ ЖДЕТ ОТЦ Недавно была неволь ным свидетелем разговора двух соседских мальчишек лет десяти. Они, видно, крепко повздорили и в за пальчивости, чтоб сильнее обидеть, один сказал: «А твой папа — пьяница...» Другой подобрал «аргу мент* еще круче: «Ну и что. Мой папа пьет иногда, но зато живет с нами, со мной. А твой тебя бросил». Оби да, видимо, попала точно в цель. Мальчишка... запла кал и, не найдя, что сказать, убежал. Как часто мы не замеча ем, насколько больно ранит жизнь сердца детей. Я знаю этого мальчика, Андрюшу, он вырос на моих глазах. Семья поначалу была друж ная. Отец, помню, гордил ся, что у него родился сын, часто гулял с ним во дворе. Сначала —в коляске, потом учил его кататься на вело- • • ' 1 сипеде. Брал сына и ьа ры- ^ балку. !} А потом словно коса на'^'| камень наскочила. Часто ругались, а позже разо -/ | шлись. Первое время этец^ ^ еще приходил к сыну по':] выходным, но затем жеяил-^ ся и забыл о нем. Мальччш- ка изменился на глазам — замкнулся, перестал >лы-.'*' баться. Вскоре новую секью '^ завела и мама. А мальчикай отдала на воспитание /едуР с бабкой Там он сейчас и‘Л живет, 1.0 сути дела, пре- | данный самыми близкими ^ ему люд 5 >ми. Я знаю, чувствую, ЛтоО Андрюша и сейчас еще тю-Й бит, ждет отца. ? алось бьп^ сказать ток;у: 1 _.^ка ждет.®^ Скоро, очень скоро и пере-' станет ждать. Каким толь ко вырастет, нося обиду от| предательства в душе? Э. КОРОСТЕЛЕВА. I г. Елец. СЕМЕЙНЫЙ ПЕДСТАЖ - ! ПОЛТОРА ВЕКА Да, именно столько про работали в школе дети большой семьи Костроми- ных, ветерана войны Васи лия Михайловича и Зина иды Андреевны. Четверо дочерей из восьми детей —■ Нина, Клавдия, Лидия и Валентина стали учителя ми. Нина долгие годы ра ботала в начальных клас сах в Добринской школе. Сорок один год отдала де тям и Клава, отличник на родного просвещения Рос сии. До пенсии трудилась в школе и Лидия. Отлич ник народного просвеще ния РФ, младшая —Вален тина сейчас возглавляет ме тодическое объединение в Добринском роно. I Что интересно, все дети ; семьи Костроминых так.же | избрали педагогическую : стезю. Дочь Клавы — ; Юлия, уже семь лет дирек-1 торствует в Новопетровской ■ средней школе Добринско- го района. Дочь Валентины — Люба ведет уроки био-) логии в добринской средней ! школе № 1. Трое детей Ли дии тоже учителя. Так вот ; и получается, что семейный I педагогический стаж состав вил уже ни много ни мало 5 157 лет, более полутора ве ков. ! N. п. Добринка. В. ЕЛИСЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz