Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

2 7 мар^ а 1997 г . , № 60 (1374) Б ЕНЕФИС ЧУДЕСАИЗ ПОДВОРОТНИ Первый спектакль в собственном стационаре Елецкого муниципального драматического театра «Лес» А.Н. Остров­ ского явился, по 'заявлению его художественного руково­ дителя Владимира Назарова, программным для коллекти­ ва. (О «Лесе» в «Салоне муз» мы, думается, еще погово­ рим). Вторая же работа — «Два романса про любовь» — почти исчерпывающе соотносится с названием театра — «Бенефис». Их написал, поставил и сыграл в них основ­ ные роли, по поводу своего 50-летия, заслуженный артист Казахстана Алексей Праслов. Се г одн я — пра здн и к работник ов сц е н и че ск ог о и ск усства и всех , к то п ри ч а с­ тен , н еравн одуш ен к нему . Но на се г одн я намечен а и все росси й ск а я ак ция про- ■геста. Та к ое совп а де н и е носи т , ск ор е е , случайный , чем намеренный х ара к тер . Д ен ь т е а т р а , событи е , по п реимущ е ству , « внутрицеховое» и для относительно н ебольш ог о числа пок лонник ов М ельпомены, Та лии и Терп сих оры — не сра вн и ­ мо с ма сш та бн е йш е й демон стра ц и е й суг убо социальног о толк а . Тем не мен ее она , на ск ольк о мож но предполож ить, буде т н апомина ть те а тр ( Бож е уп а си — не военных де й стви й ) , г рандиозный те а тр со своими ли бре т ти стами , постан овщ и ­ к ами , не г оворя уж е о миллионах исполни телей и зри телей . П оверьте , з д е сь н е т ник ак ой иронии . Одн а печаль, что лозун г « Хлеба и з р е ­ лищ !» п роч те тся се г одн я совсе м иначе — тревож но и бе з особых оп тими сти ч е с ­ к их надехсд. К сча стью , те а тр к ак так овой не исчерпывае тся одним дн ем в ег о честь. П ред ­ ла г аемые ваш ему вниманию материалы — при г лаш ение на новые спек так ли , к о ­ торые идут или намечены на ближ айш ее время . П оэтому — до встречи в теа тре ! - ^ ^ П р е м ь е р ы Л ипецк ий ^ ак адемическ ий театр драмы А им. Л . Н. Толстого ^ пок азал премьеру "Ск азк и о царе Салтане” НАВСЕГДА ЗНАКОМАЯ ИСТОРИЯ в некотором отношении «сказочен» сам факт появле­ ния нового спектакля. Пушкинский шедевр воплощен с му­ зыкой Н.А. Римского-Корсакова к одноименной опере, ста- ШХЬ которую, ввиду ее сложности,. берется.далеко не каж.-. дый музыкальный театр. Кроме того, сказка увидела свет липецкой рампы за счет материальных «внутренних ре­ зервов» нашей труппы, без какой-либо финансовой помо­ щи извне. Но выходит на сцену ак­ тер Олег Пономарев, обликом напоминающий автора сказ­ ки, начинает вступление к ней, появляются три девицы, прявшие поздно вечерком, — и о всех творческих и иных сложностях, что сопутствова­ ли созданию спектакля, за­ бываешь. Разворачивается с раннего детства и навсегда знакомая прелестная, просто­ душная история о доброте, ков^стве и любви; звучит, по общепринятой оценке му­ зыковедов, «одно из наибо­ лее солнечных произведений оперной литературы». Есть на что посмотреть, есть что послушать и детям, и взрос­ лым. Режиссер спектакля Яков Лившиц пошел по давно про­ торенному и при этом по-пре­ жнему притягательному те­ атральному пути, поставив сказку слегка как бы пона­ рошку, в условном ключе. Сугубо «детский» конь гон­ ца; волны, открыто приводи­ мые в движение актерами; шмель в руках самого князя Гвидона, который-то и пре­ вратился в шмеля, — тако­ вы приметы представления, так театр играет со сказкой... Я. Лившиц симметрично, стройно выверил мизансце­ ны. Художник Кирилл Ан­ дреев нарядно, красочно «одел» спектакль. Усилиями Елены Олениной он украшен хореографическими номера- ми. А педагог по вокалу Ли­ лия Мартынова сумела до­ биться от артистов~прямо- таки оперного его звучания. Примадонна сказки, бе­ зусловно, Лилия Журман в роли, в партии царевны Ле­ бедь. Ее сопрано — очеред­ ное и незаурядное музыкаль­ ное «открытие» нашего дра­ матического театра. Впро­ чем, уверенно чувствуют себя в сказочно-оперном жанре и Татьяна Мухина — царица Милитриса, и Виктор Зябкин —Гвидон, и Владимир ]^ав- ченко —царь Салтан, и Свет­ лана Агеева, Зинаида Румян­ цева, Ирина Новикова — за­ видущие баба Бабариха и сес­ тры царевны. Через два с небольшим года мы будем отмечать 200- летие со дня рождения А.С. Пушкина. «Сказкой о царе Салтане» Липецкий академи­ ческий театр драмы показы­ вает, что он уже реально, не только в планах готовится к этому юбилею общемирового значения. И за два доюбилей- ных года у него, думается, еще не раз возникает потреб­ ность обратиться к творчест­ ву русского гения. Фото Александра КОЗИНА. При том, что зрители ви­ дят разные пьесы и разных персонажей (актерский со­ став, наоборот, постоянен), романсы как-то очень после­ довательно «перемигивают­ ся» между собой. И тут, и там место действия — около дво­ ровой арки, подворотни. И тут, и там герои А. Праслова жаждут встреч с любимыми ими женщинами. Общее так­ же — лампочка, имеющая символическое значение луча света, доброты, надежды; ба­ бочка; цветы; детская коляс­ ка; часто декламируемые со­ неты Шекспира; танцеваль­ ные прологи с опереточным настроем. А веревка, на ко­ торой всерьез собирается по­ веситься Петр (романс «Гор­ дые»), в романсе «Диво» не­ взначай пародируется писто­ летом-зажигалкой. Разумеет­ ся, неизменно оформление (художник Владимир Лу- ник): впереди в центре — та самая арка; по краям, от пола до колосников — окна, окна, окна. В патетические момен­ ты задник поднимается, от­ крывая, само собой, звездное небо. Столь же, как замена окон на небо, очевиден смысл всего происходящего. Где угодно, и подворотня — не исключение, и с кем угодно, с бомжами и небомжами, мо­ гут, оказывается, происхо­ дить «обыкновенные чудеса». Их движущей силой высту­ пает любовь и близкие ей со­ чувствие, сострадание. Разве что эта очевидность просту­ пает далеко не сразу, не в лоб, свидетельствуя об опре­ деленной драматической мас- теровитости бенефицианта. Круговерть — вот, пожа­ луй, определение основного литературно-сценического приема А. Праслова. Текст, лихорадочно пробуксовывая, кружит вокруг да около ядра сюжетов. Не сидится на мес­ те персонажам. Сюжеты, од­ нако, разворачиваются не­ спешно, но не вяло, а с пос­ ледовательным нагнетанием «страстей». Взнервленность романсов не может не пере­ даться залу. Энергетика, иду- щая со сцены, несет и отвле­ кающий зрителей заряд — отвлекающий от очевидной толики неправдоподобия в романсах. Петр (А. Праслов), поджидая после семилетней разлуки Елену (Людмила Соловьева), устраивается воз­ ле арки с кепочкой — якобы просить милостыню. Да, ге­ рою пришлось, по пьянке- доброте, отбывать срок, да, он весь из себя такой несчас­ тно-неухоженный, но даже лишь делать вид, что нищен­ ствуешь — это чересчур. А «Диво» строится на невоз­ можности Лиды (Ирина Шат­ рова) — она на сносях — по­ пасть в роддом. Вызванная «скорая» чего-то никак не подъезжает. И немолодая женщина (убедительное, если сравнить с Еленой, перево­ площение Л. Соловьевой) категорически просит не идти дальше, не переступать невидимую черту: черная кошка пробежала, счастья не будет. Поэтому, повторяю, ре­ жиссер и актеры всячески стараются увести зрителей подальше от прагматических претензий к романсам. К тому же жанр спектакля — мелодрама, жанр, подразуме­ вающий преувеличения, эф­ фекты и аффекты. Эффектна лампочка, которая загорает­ ся прямо в руках бомжа (Ан­ дрей Скоров, «Гордые»). Эф­ фектно «вознесение» на арке родившей в подворотне Лиды. Кроме того, легкомыс­ ленные танцпрологи прямо призывают зал отнестись к романсам не на полном серь- езе. В общем, если перед нами — достойный бенефициант, то он способен убедить нас в чудесностях театральной игры. В общем, если перед нами — настоящая любовь, то она обязана выдержать проверку временем и обстоя­ тельствами. Что и доказыва­ ет спектакль. Стоит отметить: в «Диве» А. Праслов уже не «тянет одеяло на себя». Его персо­ наж, летчик Станислав, вы­ полняет, по сути, служебную функцию — уточняет, под­ черкивает взаимоотношения двух молодых пар. Но все равно актер выглядит наибо­ лее динамичной фигурой спектакля, приводя в движе­ ние и оправдывая его мело- драматически-фантазийную круговерть. Редкий, редкий театр мо­ жет похвастаться, что у него есть драматург, постановщик и актер в одном лице. «Бене­ фису» повезло с А. Прасло- вым. Конечно, ему самому^цц! при создании''« 7 (вух'роман-:жэ 1 сов» пришлось крайне нелег­ ко, и вряд ли он скоро пов­ торит подобный опыт. Вмес­ те с тем быть лишь артистом Алексеем Прасловым — и то более чем достаточно. Как кажется, в любом спектакле он сможет устроить себе ма­ ленький ли, большой ли бе­ нефис... Фото Владимира ДУРНЕВА. ГОСТЬ «САЛОНА» —I «30 Н[» ;0Ч !Н1 | ридоанм 11 КН11, помочь Е Ы сочинить П РИ ПЕВ И 1 Событие, которое произошло в жизни театра-студии «Зонг» (Липецкий технический университет), настроило его руково­ дителя Виталия Трескина на особый лад. Наконец-то, сущес­ твуя уже почти 16 лет, «Зонг» получил собственную сцену в корпусе ЛГТУ, находящемся в центре города. Это, конечно, огромный и даже удивительный сейчас подарок театру — и самому Виталию Петровичу по случаю 30-летия его творче­ ской деятельности вообще и 20-летия таковой в Липецке. По­ этому для начала разговора мы с ним решили оглянуться на­ зад. —Я знаю, выпрошлишко­ лу Щужинского училища при знаменитомВахтанговском те­ атре, работали на профессио­ нальной сцене, на телевиде­ нии, вКишиневской консерва­ тории... —А также выпустил курс вТамбовскомфилиале Москов­ ского института культуры, ста­ жировался у Георгия Алексан­ дровича Товстоногова. А с Ли­ пецком меня связали, сродни­ ли семейные обстоятельства. — То есть, вы оказались 'здесь достаточно случайно, произвольно. Не жалеете ли, что так получилось, что не смогли «зацепиться* в том же Питере? —Не жалею нисколько. Я —фаталист, я верю всудьбу, и она у меня сложилась вровень с тем, каков я есть. Буду гово­ рить, возможно, несколько высокопарно, но выуж не обес­ судьте. Для людей моего, и не только моего, поколения искус­ ство зиждилось на энергии со­ противления. И пресс властей на искусство был, в принципе, всюду одинаков. По существу, имело место насилие —пусть с самыми благими намерениями, тихой сапой вошедшее в нашу плоть и кровь, с которым мы свыклись, как с чем-то непре­ менным и неизбежным. Иначе, мягче это называлось — при­ держиваться установленных ♦правил игры*. Но искусство. по большому счету, все равно было не отражением, согласно партийным установкам, окру­ жающей действительности, аре­ акцией на нее, реакцией субъ­ ективной, непредсказуемой и власть поэтому не устраиваю­ щей. —Сегодняшний день тоже, допустим, не «сахар* для куль­ туры... —Да, и я вспомнил об «эпо­ хе застоя*, имея ввиду энергию сопротивления искусства, с оп­ ределенной благодарностью, что ли. Тогда хорошее, настоящее создавалось, во многом, вопре­ ки негласным правилам игры. Теперь, что не менее печально, изловчились играть в другие игры. Теперь очень важно вы­ стоять вшоу-круговерти сомни­ тельных ценностных ориенти­ ров, важно сохранить свой те­ атр как Ноев ковчег, как мик­ рокосм. Хорошо —есть ребята, в которых я по-прежнему уве­ рен, на которых могу рассчиты­ вать. И огромное, конечно, спа­ сибо ректорату нашего вуза, на­ шедшему наконец возможность устроить «Зонг* под надежной «крышей». — Но ведь вы получили не готовенькую, начиненную всем необходимым площадку для репетиций и спектаклей, а го­ лое помещение. Как собирае­ тесь выходить из такого нуле­ вого состояния? —Ксожалению, ЛГТУ, бюд­ жетная организация федераль­ ного финансирования, не в со­ стоянии обеспечить наш театр тем, что ему надо. Надо же мас­ су всего. Для оборудования сце­ нического подиума требуется ме­ таллический уголок и половая рейка. Устаревшей звуковой и световой аппаратуре, имеющей­ ся у «Зонга», просто-напросто не освоить новое театральное про­ странство. Поэтому хочу через «Липецкую газету* обратиться к «старикам» драматической труппы «Зонг* старого, доброго липецкого «политеха*: придите, помогите, чем можете. Кслову, есть надежда паАкадемический театр драмы имени Толстого. С его дирекцией состоялся пред­ варительный разговор о взаим­ ном сотрудничестве. Академи­ ческий театр оказывает «Зонгу* техническую помощь. Мы же предоставляем ему наше поме­ щение как для встреч со студен­ тами и преподавательским со­ ставом университета, так и для показа каких-то самостоятель­ ных работ его актеров. — Значит ли это, что вы озабочены вданный момент ис­ ключительно уголками, рейка­ ми и Т.Д.? —Ни в коем случае. Вовсю готовится премьера — «Добрый человек их Сычуани* по Бер- тольду Брехту. Пьеса довольно- таки густонаселенная: потом, меня привлекает идея поставить ее с использованием элементов восточного театра (Сычуань, каждому театралу известно, от­ носится к Китаю). В общем, сложностей и тут хватает. С большим интересомпрочел одну малоизвестную драму Августа Стриндберга. Мечтаю иметь ее в репертуаре «Зонга». —Мы говорили о прежней энергии сопротивления. Куда же сейчас направлять теат­ ральную энергию? — На сам театр, на пьесы, на экспериментирование. По­ нятно — "чистое" искусство важно, значимо для узкого кру­ га людей, но свой зритель у нас всегда найдется. Главное пока— привести внадлежащий вид, ос­ воить собственное театральное помещение, а уж репетировать, играть «Зонг* в нем надеется в полное удовольствие — и для себя, и для почтенной публи­ ки. Напоследок интервью В. Трескин оставил координаты новой сцены театра-студии «Зонг* (улица Интернацио­ нальная, 5, корпус «Б* ЛГТУ, 2-й этаж, П-1), телефон (72-47- 75), расписание занятий (еже­ вечерне, кроме четверга и вос­ кресенья, с 19-и часов) и ска­ зал, что ждет в гости и пре­ жних, и, возможно, завтраш­ них «зонговцев*. Кстати, зонг, особого вида песня, —изобре­ тение Б. Брехта и его едино­ мышленников. Думается, что студенческая студия сумеет достойно исполнить, «спеть* намеченную премьеру, если будет подхвачен ее условный «припев* о превращении обычного помещения-аудито­ рии в театр. На снимках: В. Трескин репетирует (первые годы «Зонга*, начало 80-х); сцена из спектакля «Команда» С. Злотникова. И П Е Ц К А Я г а з е т а ;: ОЧЕВИДНОЕ — I НЕВЕРОЯТНА [ Л И М ОН Ы I о т Ч Л ЕН ОВРВД И ТЕЛ ЬСТВА I Страш н а я н ап а сть обруш и ла сь на I ж и телей К о т - д ’И вуара — небольш ой I афри к ан ск ой страны на п обереж ье I Гви н е й ск ог о з а л и ва . В п о сл е д н е е I время , к ак сообщ аю т информацион - I ные а г е н тства , там объяви ли сь к ол- I дуны , к оторые одн им п ри к осн ове - I нием рук и к человек у вызываю т ре з - I к ое ум е н ьш е н и е в р а зм е р а х е г о по- I ловых орг анов. I П ервые сообщ е н и я о член овре - I ди те лях ( в бук вальн ом смысл е сло - I ва) п оявили сь в начале ма р та . М е с- I тные г а зе ты сообщ и ли о неск оль- \ к их сл у ч а я х , к ог да у си льн ой по- I ловины че лове ч е ства ни с тог о ни с I се г о ста ли п роп а да ть п ен и сы , а у I д а м — г руди . В н е к оторых случа ях I лю ди вообщ е п ре вращ а ли сь в б е с- I п олых су щ е ст в . . . П о сл у х а м , для I свои х п роде лок з лоде ям дост а т оч - I но похлоп а ть ж ертву по плечу или I пож а ть рук у. I В один и з п олиц ей ск и х уч а стк ов I эк он оми ч е ск ой столи цы К о т - д ’ Иву- I ара Абидж ан а ра зъярен ные грахада- I не привели п одозре ва ем о г о в ч л е ­ н овре ди т е льстве м а г а .« П ост р а д а в ­ ший» п ок а за л , что п осл е при к осн о- I ве н и я к о л д у н а он п о ч у в ст в о в а л 4 стр аш н ую боль в па х у и е г о член I р е з к о ум е н ьш и л ся . Одн а к о п отом I ч а роде и подсып а л е м у в к арман к а - I к ог о- то ч ерн ог о п орош к а , и р е т о - Щ родный орг ан принял преж ний вид. I Д ру г ой п остра да вш и й да ва л ча - 1родею при к ури ть. А ч е р е з н ек ото- I рое время с уж асом заме ти л , что ег о I орг ан п оп рост у о т су т ствуе т . Та к ая ж е беда пости г ла в этом г ороде двух й невинных ш к ольник ов. I Ра зъярен ные толпы лю дей при - I зываю т р а сп р а вл я т ься н а д все м и к олдун ами . Н еск ольк о дн е й н а з а д й толпа ра сте р за ла на м е ст е п ре ступ - I ления « уличенног о» к олдуна и , об- й лив бен зин ом , сож г ла е г о тело . Д ру - I г ой « п одо зр е ва е мый » был з а б и т I к амнями . За п оследн и е дни ж ертва - I ми са м о су д ов ста ли се м ь человек . М е ст н ые п олиц е й ск и е пытаю тся п ре дотвра ти ть ра сп ра вы . Д ля эт о ­ г о им прих оди тся и сп ользова ть сл е ­ зоточи вый г а з и дуби н к и . . . П р и м е ч а т е л ьн о , ч т о вр е м я о т вр е м е н и в р а з н ы х у г о л к а х м и р а лю ди заявляю т о т ом , что они п о с ­ тр а д а л и от ч л е н овр е ди т е л е й . Н е ­ ск ольк о м е ся ц е в н а з а д п одобные сообщ е н и я приш ли и з Ази и . В н е ­ к ой де р е вуш к е половин а муж ск ог о н а се ле н и я , п росн увш и сь п оутру , не обнаруж ила свои х муж ск их д о ст о ­ ин ств. П ре дп ола г а лось, что к олду ­ ны н а к а зали муж чин за то , что они ск ве рн ослови ли . Сп е ц и а ли сты в обл а ст и черн ой ма г ии утверж даю т , что та к ое ч л е ­ н овре ди т е льство вполне возмож н о. Чтобы з ащ и ти ться , одни сове тую т не п оявля ться на улиц е бе з ох ра н и ­ тельн ог о та ли сма н а ( в к а ч е стве т а ­ к ог о ре к омен дуе тся лимон , к оторый як обы н е й тра ли зуе т д е й ст ви е злых чар ) . Д р у г и е ре к оме н дую т возж и - г ать- 'свечк у и з г олубог о воск а или ^ 9 ртали повторйть’моли твы. При- ';рйстиана№ бе^ Ц| №ндд6^ Й 1 2 1 - й п са лом , а мусульма н ам — сура « Фа- дак » . Ан дре й РАССК АЗОВ. ЛЮБВИ В СЕ ВОЗРАСТЫ П ОК ОРНЫ Не со все м обычное д е л о сл уш а ­ л ось на дн я х в ок руж ном ^ д е г оро ­ да М он з е , что на ю г е За м би и . Ж ена п отре бова ла ра з вод а на том о сн о ­ вании , что больш е не мож е т п е р е ­ н оси ть се к суа льн ые дом о г а т е л ьст ­ ва суп ру г а . Се к с не мен ьш е чем по пять р а з в д е н ь — эт о слиш к ом , за - I явила он а . П одобные случаи н е та к I уж ре д к и в афри к а н ск и х су д а х — г орячая юж ная к ровь д а е т о се б е I зн а ть. Не вызвал бы особо г о и н те ­ р е са п убли к и и эт о т , е сл и бы не во зр а ст пылк их лю бовник ов: ей — I 6 9 , е м у - 7 5 ! И ГОЛ К И . . . в М О З ГУ П ЕК И Н . М е ди ц и н ск и й мир ош а - | р а ш е н о ч е р е д н о й се н са ц и е й и з П одн е бе сн ой . П одавляю щ ую ча сть ж и зн и 2 4 - л е т н и и к р е ст ья н и н Л и Ц зянхун и з п р е дм е ст ья Си ан и про- ; х оди л с т р е м я ст а льн ым и и г лами в г оловн ом м оз г е , к оторые лиш ь те п е рь уда ли ли и з столь н е п одоба ­ ющ е г о м е ст а . С де т ск и х л е т се л ь ­ ск ий п а рен е к ст р а д а л о т ж есток ой ми г ре н и и к он вульси й , а м е ст ные эск у л а п ы , п о ст а в и вш и е д и а г н о з а эпилепсия» , та к и не смог ли ск оль- н ибудь обле г чи ть стр а да н и я ю ног о па1 ^ ен та . Попав н а к он ец в г ородск ую боль­ ницу, Л и с и зумл е н и ем узн а л об и с ­ т и н н о й п р и ч и н е св о и х не/ 1 у г о в . И г олк и — одн а 4 ,5 см дли н ой , а две др у г и х — на са н т и м е т р к ороч е — были у сп еш н о и звле ч е ны на све т Бож ий в х од е двух ч а совой оп е ра - ^ ции , одн а к о к ак им обр а з ом и за ч ем й их вотк нули в г олову — на эт о т во- / п р о с н е в со ст о я н и и о т ве т и т ь ни ) родные ун и к ума , ни л е ч ащ и е вр а ­ чи У них н е вы зыва е т сом н е н и я лиш ь т о , ч то си а н ьск и й случай не и м е е т а н а лог ов в ми ровой к лини- ^ ч е ск ой пра к тик е . ЛИПЕЦК: СА^ЩШ ММШШ МЖ НЕМЕЦКИЕ ЛЕТЧИКИ ЛЮБИЛИ КАТАТЬСЯ НА ГЛИССЕРЕ И ИГРАТЬ В КАЗИНО О существовании в Липецке в 1928-33 го­ дах немецкой авиашколы «ЛГ» и другие наши средства массовой инфор;> 1 ации уже не раз со­ общали. Германское телевидение решило тоже не оставаться в стороне. Два месяца назад у нас работала ^уппа кинооператоров из Германии, а также Франции, которая засняла нужные кадры для предполагаемого телефильма об этой школе. Конкретно, гостям в нынешнем Липец­ ком авиацентре удалось запечатлеть лишь со­ хранившиеся с тех времен здания бывшего об­ щежития немецких летчиков и казино. Да, давно уже нет немецких самолетных ангаров и полевого, огороженного колючей про­ волокой аэродрома, простиравщегося от авиа­ городка до станции Липецк и Каменного лога. На их месте теперь — дворец спорта «Звезд­ ный» и кварталы жилых домов. Давно снесе­ ны прилегавшие тогда к авиагородку улицы, вроде Однолички, на одной стороне которой (потому она так и называлась) стояли убогие, одноэтажные деревянные домишки, крытые со­ ломой. Но остались в памяти липчан-старожи- лов, работавших тогда по вольному найму а авиашколе, некоторые любопытные факты из ее жизни. Старожилы хорошо помнят, как по сущес­ твовавшей тогда железнодорожной ветке от станции Липецк до авиагородка туда прихо­ дили вагоны и платформы с фанерными крыль­ ями и другими частями самолетов, на кото­ рых обучались немецкие летчики. 'Транзитом из Германии доставлялись и всевозможные продукты, необходимое для быта немецких лет­ чиков имущество, поэтому липецкими мага­ зинами и рынком они никогда не пользова­ лись. На прогулки в город летчики выходили только группами по три-четыре человека, обя­ зательно в штатском, и резко выделялись сре­ ди липчан своей одеждой, особенно клетчаты­ ми до колен, брюками-гольф, а также посто­ янным курением дорогих сигар. Вступать в какие-либо контакты с немец­ кими летчиками или фотографировать их гражданскому населению строго запрещалось. Да и сама щкола была засекречена и числи­ лась одним из подразделений ВВС Красной Ар­ мии. Ведь по мирному договору, после пора­ жения Германии в первой мировой войне, ей было запрещено производить самолеты, танки и другое наступательное вооружение и гото­ вить кадры для них,'»—'б оэпос’ыби ЬН|-'.. ■ Ф На реке Воронеж, в районе нынешнего го­ родского пляжа, для немецких летчиков пос­ троили большую пристань. Возле нее шварто­ валось множество весельных, моторных, па­ русных лодок и даже редчайший в ту пору глиссер с самолетным поршневым двигателем и авиационным пропеллером на корме, вызы­ вавший неописуемый восторг липецких маль­ чишек, когда он на большой скорости шел по реке и вздымал громадные волны. Поскольку общежитие авиагородка не вме­ щало всех летчиков, а их одновременно нахо­ дилось до 150 человек, часть их проживала в отдельных арендуемых частных домах, кото­ рые предварительно немецкой стороной капи­ тально ремонтировались. Несколько таких од­ ноэтажных домиков, выделяющихся яркой ок­ раской крыш и стен, находилось тогда на ули­ це Плеханова, где сейчас здание областного уп­ равления социальной защиты населения. Двух­ этажный деревянный дом, выкрашенный в зе­ леный самолетный цвет, стоял на улице Лени­ на на месте нынешнего детского санатория «Восход» и т-.д. В общем, условия жизни не­ мцам в Липецке создавали как могли. Кстати, профессия и советского летчика ВВС Красной Армии в те года считалась очень престижной. Военлеты высоко оплачивались, имели отличное, не в пример нынешнему, фор­ менное обмундирование — кожаные пальто- регланы, кожаные меховые куртки, хромовые сапоги, а зимой — белые фетровые бурки с кожаным низом, вместо нынешних холодных ботинок. Перед полетами все летчики получа­ ли высококалорийный бесплатный завтрак с плиткой шоколада, которую, правда, уносили домой женам и детям. Военные летчики поль­ зовались завидным вниманием местных девиц- невест, и выйти замуж за летчика считалось верхом личного успеха. Однако их служба, как говорится, была и опасна, и трудна. В авиакатастрофах при ис­ пытательных и тренировочных полетах в те годы погибло несколько немецких и советских летчиков. Тела немцев сразу же увозились на родину, а наших летчиков хоронили в правом углу Евдокиевского кладбища, что за пло­ щадью Героев. На их могилах вместо памят­ ников устанавливали деревянные постаменты с двумя перекрещивающимися настоящими самолетными пропеллерами красного цвета. Все эти постаменты с пропеллерами, увы, снес­ ли еще до войны. ...Интересно, увидим ли мы фильм Герман­ ского телевидения, который для старых лип­ чан стал бы своего рода путешествием на «ма- в 20-е — 30-е годы? Владимир МОРОЗОВ, член Союза журналистов России. На снимке: немецкая лодочная пристань в Липецке. Фото 1930 г. шине времени» ^ 1 ^ с т р о л и ТОПТЬШ - и АРТИСТ, и ФОТОМОДЕЛЬ в гостях у липецкой детворы побывали ар­ тисты московского спортивно-зрелищного те­ атра «Каскадер*. В ходе полуторачасового пред­ ставления ребятишки и их родители стали ак­ тивными зрителями сказочного восточного шоу. Тепло встречались выступления дипломан­ та российского конкурса артистов цирка жон­ глера Николая Ляхова, гимнасток Марины Сте­ пановой и Светланы Уваровой, веселых клоу­ нов Тоши и Антоши —Андрея Дроздова иАлек­ сандра Миленчука. Затаив дыхание, зал сле­ дил за акробатическим танцем Алевтины Клей­ меновой и Александра Болдырева с огнем и двухметровыми питонами, тугими кольцами об­ вивавшими укротителей. С большим трудом в зале нашелся смельчак, пожелавший на себе испытать подобное «счастье*... Восторг малышей вызвало появление чудес­ ного вагончика с белоснежными голубями-лу- ганцами, игривым пуделем Алисой и озорной макакой Дашей. О своих воспитанниках 'Тать­ яна Голубицкая (фамилия-то какая!) поведала следующее: «Тренировать пуделя — одно удо­ вольствие: смышлен, активен, дружелюбен. А вот про макак этого не скажешь. Несмотря на быстроту реакции и хорошую подражаемость, характер у них сложный, не всегда миролюби­ вый. Но труднее всего, как ни странно, подда­ ются дрессировке голуби: на каждый эффект­ ный номер тратится много сил и времени*. Оказывается, очень нелегко обучается и ги­ малайский медведь. Его хозяин — Александр Болдырев приложил немало усилий, чтобы из крошки, взятой в московском зоопарке, вырос настоящий артист — любимец публики. Мед­ веди, и особенно гималайские, не отличаются кротким нравом и устойчивым настроением, по­ этому в работе с ними нужно быть предельно собранным, внимательным. Кстати, после представления все желающие смогли сфотографироваться с Топтыжкой, а также с обезьянкой и питонами на память. Ад­ министратор же Андрей Панкратов охотно рас­ сказал о театре и гастролях; — Наш небольшой коллектив, в основном, молодежный; трудимся вместе третий год. По­ бывали в Московской области, на Украине, в Белоруссии, иногда, по возможности, даем бла­ готворительные концерты. Знаете, чем понра­ вился нам липецкий зритель? Он очень внима­ тельный и добродушный. Судовольствием при­ едем к вам еще. Конечно, с новой программой. Будем ждать! Елена ПОЛОВИНКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz