Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
СНГ НА ПУТИ К ПАРТНЕРСТВУ о результатах своег о участия в I меж дународ ном форуме делового партнерства малых пред приятий стран СНГ расск азали представители малог о бизнеса Липецк ой области на встрече за «круглым столом», которая состоялась в управле нии зкономик и обладминистрации. На «СНГ— Партнериате», проходившем в Мос кве и финансируемом Европейск им Союзом в рам ках программы ТАСИС, область представляли семь малых предприятий и фирм, в т.ч. «Русская к ов ка», «Полимер», «Елецкая пушнина», «Блик -Элек т- ро» и другие. Деловое общение с к оллегами из разных регионов России и стран СНГ ок азалось очень полезным и в ряде случаев принесло к он кретную отдачу. Например, елецк ие скорняки на шли пок упателей из Владивосток а, АО «Полимер» — крупный рынок сбыта выпуск аемых пластик о вых ящик ов для пищевых продуктов. Участники «круглого стола» были единодушны во мнении, что подобные форумы для малог о биз неса особенно актуальны, так как этот сек тор эк о номики зачастую оказывается в стороне от инфор мационных потоков. «ЗОЛОТОЙ ПРИЗ» ЕЛЬЧАН Елецк ое российск о-итальянск ое СП «КОМТЕЗ» удостоено «Золотого приза Европы». Эта награда присуж дается Клубом меж дународных лидеров торговли и вручается на торж ественной церемо нии в Париже фирмам, добившимся больших у с пехов в выпуске продукции высок ого качества. А то, что они умеют работать на уровне европейс ких стандартов, ельчане недавно еще раз док аза ли на к онкретном деле. Итальянская фирма «Га лилео» предлож ила «КОМТЕЗу» всего за месяц освоить выпуск четырех новых моделей очковых оправ из металла и этрола. С этим заданием «КОМ ТЕЗ» успешно справился, после чего итальянцы передали ему для освоения еще 75 образцов оп рав. С Т А Т И С Т И ^ ЭХ, жизнь НАША- КОПЕЙКА! Как сообщают статистик и, реально располага емые денеж ные доходы населения, то есть дохо ды за вычетом обязательных платежей и ск оррек тированные на индек с потребительск их цен, в ян варе-феврале тек ущего года сок ратились против тог о же периода прошлого года на пять процен тов. При этом почти две третьих населения имели доходы ниже среднеобластног о показателя, а бо лее четверти находилось за чертой бедности. И еще один примечательный факт. У пятой час ти наиболее бедных жителей области было сосре доточено 6,6 процента долгов, а у такой же части наиболее богатых — 42,8 процента. Состояние на иболее богатых превосходило состояние такого же к оличества наиболее бедных почти в 11 раз. ( Соб. инф.) ИА УС М А И С К О Й ТА БАЧНОЙ . . . РАБОТАЮТ БЕЗ ПЕРЕКУРОВ ЦИФРЫВСЕГДА КРАСНОРЕЧИВЕЕСЛОВ в то время, когда многие усманск ие предпри ятия «курят» по неделям и даже месяцам, в ОАО «Усмань-табак» обходятся без этого и даж е иног да прихватывают субботы. И никто не называет их «черными», как это бывало прежде! Стоит ли после этого удивляться высокой рен табельности предприятия. Для убедительности главный эк ономист Валентина Ивановна Писаре ва привела такие цифры: за два месяца произво дительность труда к уровню прошлого года соста вила 112,3 процента, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 1 миллиард 928 миллионов рублей. В натуральном выражении — это 108 миллионов штук сигарет и папирос. И ПОТЕКУТ «МОЛОЧНЫЕ Р»И» в противовес набившей в свое время оск оми ну «мы не сеем и не пашем...», в ОАО «Усмань- табак» и пашут, и сеют. В подсобном хозяйстве, что в селе Беляево, выращивают целый набор сельскохозяйственных культур: ячмень, горох, про со, овес, подсолнечник ... А главная из них — пше ница для... двух мини-пек арен. Одна из них рас положена непосредственно на территории фаб рики, вторая появилась прошлой осенью в селе Дрязг и. Для хлебопечения засеяно 300 гек таров озимой пшеницы: 200 уже апробированной — «Во- ронеж ской-47», а 100 — эк спериментальной-бе- зенчугской, с высок им содерж анием клейковины. С мясом у табачников тоже не будет проблем: на ферме подсобного хозяйства содерж ится бо лее двухсот свиней, из них 50 свиноматок , от к о торых в апреле ждут приплода. Со временем так же не будет проблем и с молок ом. У 30 нетелей симментальск ой породы, приобретенных на облас тной выставке, в апреле-мае начнется отел. И по тек ут «молочные реки» в табачных берегах. ДЕЛОЗА «ПРИРОДНЫМ ФАКТОРОМ» Пока в полях белеет снег , механизаторы под собног о хозяйства не теряют времени даром. Все 14 трак торов заранее отремонтированы. Позабо тившись о запчастях, Василий Игнатов, Вик тор Паневин и Серг ей Замилов " со товарищи" — то к арем Серг еем Свиридовым и газоэлек тросвар- щик ом Олегом Казак ом — капитально «подкова ли» своих стальных коней, к оторые хоть сейчас мог ут стать в борозду. Весь сельхозинвентарь: сеялки, культиваторы с к омплек тами борон тоже приведены в порядок . Так что дело, как выразился главный инж енер Ни колай Душкин, «за природным фактором». ДРУГИМ НАЗАВИСТЬ ОАО «Усмань-табак» — единственное в городе промышленное предприятие, где спорту не толь ко содействуют (приобретают форму, необходи мый инвентарь) , но и поощряют отличившихся. Недавно такое событие произошло в бильярдном зале спортк омплек са. После поздравления с у с пехами в районных соревнованиях зам. дирек то ра Н. Смольянинова волейболисты поочередно поаплодировали друг другу,_ а все вместе — ди рекции «Табачки», радеющей не только за произ- Юрий ШАЙДУЛИН. ‘ Ш И П Е Ц к Ж я П • / Ж г а з е т а о н и о НАС СВОДКАПОМАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ ТН Е ЕС0М0М18Т Одной из актуальных проблем, ждущих скорейшего решения, является рыночная ре форма. В общем и целом российский прези дент следует правильным принципам, одна ко он сам и его команда не смогли правиль но объяснить эти принципы своему народу. В сегодняшних условиях наиболее срочного решения требует введение нового налогового законодательства. Сейчас в России уже есть довольно стабильная валюта и относитель но низкий процент инфляции. Но экономика подавляется агрессивной и сложной налого вой системой, которую никто не уважает. На логовые поступления, и так необыкновенно малые, продолжают сокращаться. Это одна из причин, по которой правительство никак не может расплатиться с долгами по зарпла те, вызывающими всеобщее недовольство. Чтобы собрать миллионы в государственную казну, России необходимы более низкие и гибкие налоги на прибыль, подоходный на лог и налог на добавленную стоимость. Процесс приватизации также постепен но приходит в упадок. Последний крупный раунд приватизации оказался грубым и не подготовленным мероприятием, еще более наглядно показавшим, что в этом процессе обогащаются и без того жирные коты. Не предоставив никаких разумных объяснений своему народу, правительство сделало про цесс приватизации полностью непопулярным у населения, что привело к его полной оста новке. В то же время обширные земельные угодья и фермерские хозяйства остаются в собственности государства или коллектив ной собственности хозяйств. Так же и огром ные пласты промышленности, такие как мо нополии электричества и газа. Многие пред приятия постоянно подпитываются государ ственными субсидиями или вынух(дены до гнивать из-за недостатка инвестиций. Уда лив их из общественного сектора, привати зация еще больше высветила трения и кор рупцию внутри правительства, которое, по существу, разбито на группы, стремящиеся вырвать друг у друга контроль за прибыль ными секторами промышленности. Отдельно надо сказать, что российский президент производит впечатление челове ка, который точно знает, чего он НЕ хочет. Он преуспел в разрушении всего того, что ему не нравилось —империи, закрытой эко номики, мертвого груза политической моно полии. Но в то же время он не слишком пре успел в создании той России, которую он хотел бы видеть. ЯЛ^АЛ/ С^А^ Т1МЕ8 На свете существует ложь, ужасная ложь и статистика. Это определение вполне соот ветствует тому, что в России называется сбо ром данных по экономическим проблемам. Российская статистика не перестает удив лять тех, кому приходится пользоваться ее отчетами. Не далее как в 1993 году два за падных экономиста, работающих со статис тическими данными по России, были крайне удивлены, когда обнаружили, что в феврале того года в России не умер ни один человек — по крайней мере официально. Во времена советской власти и централь ного планирования кахсдый отчет статисти ческих управлений был похож на сказку об Алисе в Стране Чудес. Общей практикой ди ректоров и управляющих было значительно завышать производственные показатели, чтобы иметь воэмрж ность получить похвалу й награду Центра, а также поддержать убеж дение Никиты Хрущева в том, что коммунизм вот-вот похоронит капитализм. Сегодня российская статистика идет вди аметрально противоположном направлении. В настоящее время менеджеры пытаются скрыть как можно большую часть своей дея тельности —чтобы укрыться от налогов и ма фии. Официальная статистика показывает, что эффективность российской экономики снизилась почти вдвое по сравнению с 1991 годом. Даже больше, чем в США во время Великой депрессии, когда экономические по казатели снизились на 31% . Российский ВНП официально оценивался в 277,2 млрд, аме риканских долларов —это меньше, чем эко номический показатель такой страны, как Ни дерланды. Такие цифры выглядят по меньшей мере странно. Особенно, если держать их в уме, глядя на признаки процветающего потреби тельского общества, которые видны на каж дом перекрестке крупных российских горо дов. Покрытые жестью российские киоски превратились в роскошные торговые цент ры, в которых можно купить все: огромные плюшевые игрушки и дорогое французское шампанское; а на городских улицах сверка ющие мерседесы можно увидеть чаще, чем автомобили российских марок . Данные, со бранные западными компаниями по произ водству потребительских товаров, показыва ют, что в России быстро развивается устой чивый средний класс, довольно благоразум но контролирующий свои расходы. Теория об упадке и развале российской экономики не вписывается в рамки объемов продаж и по купок потребительских товаров в сегодняш ней России. Обзор подготовила Марина Медведева. (МехЕдународный фонд «Реформа») . 2 7 марта 1997 Г., № 6 0 ( 1 3 7 4 ) М Н Е Н И Е —1 Высокая конкурентоспособность — основное требова ние к производству, что гарантируетего рентабельность, стабильность в условиях открытого рынка. Упустить время с возрождением тех отраслей, где известны причины от ставания и столь же очевидны меры для его преодоления, просто непростительно. На селе к таким отраслям отно сится, в частности, промышленное прицеводство — один из основных поставщиков целого ряда незаменимых дие тических продуктов питания, сырья для десятков видов пи щевых изделий. В 1991 году в СССР, в том числе более половины — в России, получили 85 млрд, яиц (293 яйца на че ловека в среднем), свыше 4,2 млн. тонн мяса птицы (14,5 килограмма на каж дую душу населения). За пять же последующих лет производство бройлеров в РФ сократилось почти на две трети, а яиц — более чем на треть. В чем причи на столь катастрофическо го спада, массового вытес нения с рынков отечествен ной диетической продук ции, низкой ее конкурен тоспособности? Особенность сегодняш ней ситуации состоит в том, что в числе причин спада есть одна, основная, устра нение которой, во-первых, достаточно для решения главной задачи, а во-вто рых, вполне доступно в смысле затрат. Созданная 32 года назад структура промышленных птицехо- зяйств (свыше 2200 пред приятий) располагала мощ ной производственной ба зой с 23 технологиями, энергонасыщенной техни кой, системой машин, включающей, согласно пос ледней разработке, 52 ком плекта и более ста отдель ных образцов оборудова ния, с собственной ветери нарной защитой, воспроиз водительными возможнос тями, то есть сотнями плем- птицезаводов, репродукто ров, инкубаторно-птицевод ческих станций. Вместе с тем, как это ни странно, в структуре не оказалось еще одного определяющего ком понента высокоэффектив ного ее функционирования —отвечающих ГОСТу, тре бованиям ведущих миро вых фирм комбикормов. Как это случилось? Дело в том, что при ор ганизации Птицепрома в 1964 году комбикормовые заводы (их в РФ 302) оста лись в другой системе — Управлении хлебопродук тов. Разноведомственные интересы не позволяли пос тавить оплату комбикормов в зависимость от их качес тва, от конечной птицевод ческой продукции. Не спа сали положение дел и до говоры, носившие формаль ный характер и не позво лявшие оперативно контро лировать качество фуража, активно влиять на него. Все это наносило тройной ущерб отрасли, то есть ска зывалось на затратах на единицу продукции, про дуктивности птицы, ее то варных достоинствах. Да иначе и не могло быть. Ведь, образно выражаясь, в данном случае «Жигули» заправляли соляркой. Низкое качество комби кормов приводило к тому, что в среднем на килограмм привеса птицы у нас расхо довалось 3,6-4,2 килограм ма фуража. В то время как в европейских странах — 2,0-2,2, а в США — 1,9-2,1 килограмма. Создавать собственные комбикормовые цеха было разрешено лишь двадцать лет спустя. Причем офици ально поначалу птицефаб рикам рекомендовалось об заводиться мощностями для переработки и обогаще ния «стандартных* комби кормов. Это было не более как выходом из создавше гося на тот момент положе ния и отнюдь не противо речило научно-техническо му прогрессу, мировой практике. В практике этой используются две техноло гии получения сухих ком бикормов: на крупных предприятиях (централизо ванный вариант) и на не больших, непосредственно на птицефабриках (нецен- трализованный вариант), что разрушает монополизм, вносит здоровую конкурен цию. При этом полученные на мини-заводах комбикор ма обходятся гораздо де- _______________ ____ шевле. Например, за счет перевозки, использования собственного зерна, других компонентов. В США, Западной Евро пе комбикорма, получен ные на мини-заводах, обхо дятся дешевле на 12-17, а у нас, по данным АО «Рос- птицепром», — на 15-35 процентов. Неудивительно после этого, что такая тех нология находит все более широкое применение. Тут мы обошли даже развитые страны. При этом главный выигрыш, скорее, даже не в количестве, а качестве произведенного на мини заводах фуража, что, в свою очередь, сказывается на улучшении всех пара метров работы птицефаб рик. Пример тому — пти- цефабрка «Росскар», что на севере Ленинградской об ласти, в ее лесисто-болотис той местности. 6 мая про шлого года, например, от сюда была отгружена на убой не лучшая партия бройлеров в 48-дневном возрасте. При этом каждая тушка при среднесуточных привесах 40,4 грамма и за тратах кормов на килог рамм привеса 2,1 кормовой единицы потянула почти на 2 килограмма. Сохранность птицы на предприятии до стигла почти 98 процентов, а себестоимость килограм ма привеса составила 3911 рублей. Это обеспечивает высокую и рентабельность, и конкурентоспособность с пресловутыми «ножками Буша». Надо полагать, что чи тателям «ЛГ» небезынте ресно узнать и о ценовой политике американских фирм, их бесцеремонных усилиях вытеснить с рын ка продукцию российских птицефабрик и таким обра зом погубить их. Нарастив за четыре года поставки мяса птицы, к слову, само го малоценного — мороже ных окорочков с 46 до 673 тысяч тонн, американцы пошли на использование демпинговых, то есть бро совых цен, снизив отпуск ную стоимость с 96 до 65 центов за килограмм — практически до уровня се бестоимости. Но даже такая цена, если к ней добавить затраты на перевозки, та моженные пошлины, не спасет забугорную продук цию, когда наши бройлер ные хозяйства заработают подобно упоминавшейся птицефабрике «Росскар», или,__скажем, на "Задон ской". В связи с «войной цен» следует сказать о дотациях. Не вникнув глубоко в суть дела, сегодня стало мод ным, в том числе и в сред ствах массовой информа ции, упрекать село в чрез мерных требованиях на этот счет. Между тем во всем мире практически все виды сельскохозяйствен ной деятельности объектив но отнесены к средне— и низкорентабельным, но не заменимым производствам. И чтобы обеспечить продо вольственную независи мость страны, повсеместно их дотируют в пределах 20- 80 процентов на каждую вложенную денежную еди ницу в зависимости от вида продукции и условий его выпуска. Потому следует ожидать, что американцы могут применить и дотаци онную систему доплат сво им фермерам с целью даль нейшего снижения цен и таким образом окончатель ного удушения российско го конкурента. Если это случится, то наше бройлер ное производство может оказаться в тяжелейшем положении, оно обязатель но должно быть защищено адекватными мерами со стороны центральных и местных властей. Однако вернемся к мини- кормоцехам и кормо- заводам. Насколько доступ но их строительство? Сра зу скажем, оно вполне по сильно, поскольку стои мость подобного объекта не превышает цены 1-2 бата рейных комплектов обору дования, то есть о ,7-1,8 млрд, рублей, а окупаются они на птицефабриках, рас ходующих в сутки 60 тонн фуража, не более чем за 5- Н ЕО БХОД ИМ ОЕ Д ОПОЛ Н ЕН И Е Думается, читателям, ознакомившимся с письмом уче- ного-аграрника, стало ясно, почему мы его опубликовали. Оно уже само по себе содержитдостаточно интересную информацию. Наряду с этим, автор обозначил решение тех проблем, которые давно уже назрели и в нашей области. Взять ту же интеграцию комбикормовой промышленности в птицеводство, создание альтернативного комбикормо вого производства. Примеры на этотсчету нас есть. Ком бикормовый цех действуетна птицефабрике «Задонская». Подобный мини-завод строится сейчас на птицефабрике «Липецкая», где, кстати сказать, и в условиях нынешнего дикого рынка работаютсравнительно неплохо. Но, к сожа лению, это не получило пока еще должного развития. .. Агропромышленный отдел «ЛГ».. _______________ НЭТ011-)» -»1 ОГ.«'<г ■ 'Г ■____________ЗТ>’ 7 месяцев. Альтернативное кормопроизводство чрезвы чайно важно потому, что позволяет прочно встать на ноги тем птицехозяйствам, которые в условиях откры того рынка сумели, несмот ря ни на что, удержаться на плаву. Не менее важна его роль и как конкурента, подталкивающего комби кормовую промышленность к интеграции с птицеводст вом, с обязательным дове дением качества фуража до требований ГОСТа. К сло ву, по этому пути пошли в Белоруссии, отчасти в Ли пецкой области. В Белоруссии решением центральных и местных властей каждому птицевод ческому объединению пере даны в полное ведение 1-2 комбикормовых завода и выданы малопроцентные кредиты под ингредиенты фуража. На сегодня заводы Птицепрома выпускают две третьих потребного коли чества фуража для птицы. Стоимость килограмма его от 900 до 1200 рублей. О качестве же его свидетель ствует хотя бы тот факт, что на десяток яиц затра чивается всего 1,47-1,8, а на килограмм мяса — 2,19- 3,4 кормовой единицы. Не удивительно, что в респуб лике практически нет про блемы конкуренции с им портной продукцией. Опыт этот заслуживает внимания, прежде всего, региональных администра ций, располагающих воз можностями всячески спо собствовать интеграции от расли и ^сомбикормовой промышленности, созда нию альтернативного про изводства комбикормов. В. СКЛЯР, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, лауреат премии Совета Министров СССР. Все го неск ольк о л етназад на дорога х Задонск ого района , яв ляющегося географическ им ц е н п о м области , зияли заметные « прорехи» . И з нек оторых сел , чтобы добраться д о районного цен тра к обеду, надо было выезж ать д о первых п е тр о в . Естественно, это не могло не беспок оить. . . Сейчас усилиями дорож ник ов в современные трассы преврати лись бывшие проселк и Ск орняк ово — гагарино —Док торове и вто ра я ветк а д о Тростяного и К алинине. « Местные ж ители ник ак не хотели верить, что к их селам так ск оро будетпролож ена хорошая дорога , — вспоминаетдирек тор елецк ого АО « Дорож ник» Алек сей Симонов. — А нам, / том е всего прочего, эта трасса помогла выйти на новый уровень работы, мож но ск азать, она сплотила к оллектив. Мы уж е прошли 1 2 ,5 к иломет ра . Этим ж е летом долж ны добавить еще 4 и . . . выйдем на Л е б е дянск ий район» . Отменно поработали и строители второй трассы. Если к это м у прибавить д орогу на Верхнее К азачье , подъезд к новому з а дон ск ому госпиталю и многие други е участк и , сооруж енные з а донск ими умельцами , то получится очень заметный вк лад в бла гоустройство района . При очень высок ом темпе ра ботосвоено 4 5 миллиардов рублей . . . На снимк ах : Але к сей Симонов; участок новой трассы. Ф ото и тек стАле к сея Щ УРОВА. В З Г Л Я Д ЖИВЕМ ХОРОШО, ПОШУТИЛИ ГОСПОДА-АКЦИОНЕРЫ... Дорогая редак ция! Прошу вашей помощи, потому что не знаю, куда еще мож но обратиться. 17 летя проработала на одном предприятии. 1 дек абря 1996 года ушла на пенсию. И вотуж е кончается март, а я не могу получить расчет. Зарплата в автоколонне задерж ивается с июля. В январе я обратилась в суд. Дело мое было рассмотрено в Октябрьск ом суде быстро ( спасибо судье Ж уковой Н. А.) . Но когда решение попало к судисполнителю, все заглохло. Мой исполнительный листна сумму 1700000 рублей не зак рытдо сих пор. Сколько мне еще ж дать — неизвестно. Я больна, д е нег нетдаж е на лек арства. Моя пенсия составляет2 60 тысяч рублей. Половину из них плачу за квартиру, остальные уходят на питание. Как ж ить? Хоть душись. . . Помогите! Мария БУСЛАЕВА. г.Липецк . Марии Тимофеевне не на что жить, А придет срок умереть, ее не на что будет похоронить. Пусть вас не шокируют эти стро ки. Потому что сама автор письма при нашей встрече говорила об этом спокойно, заранее просчитав до ко пеечки свой семейный бюджет. На ее иждивении находятся еще и не работающая дочь с маленькой внуч кой. Вот за них у Марии Тимофеев ны душа болит... Теперь она ведет отсчет жизни по временам года. Говорит: дожить бы до мая — там весна вовсю рас кроется, уеду к тетке в деревню, все будет легче. Пока же Мария Тимофеевна вы ходит из городской «клети» лишь за буханкой хлеба и пакетом молока, да изредка покупает на рынке сви ные потроха для пережарки. Вот, пожалуй, и весь ее рацион. Напи сала она письмо в редакцию, а сама годится: «Нет, не скажу, что бы обижал меня начальник. Всег да мне навстречу шел. Подоспела пенсия — не бросил, дал работу в швейном цехе. А уволилась нын че потому, что здоровья больше нет. Еле хожу. Да и зарплаты нет тоже». Такие письма в редакцию —не редкость. Если бы похожее про изошло лет десять назад, то на верняка расценивалось бы как преступление. Сейчас этим нико го не удивишь. Так живет добрая половина страны. И... выживает. Вернее, вымирает, изредка изда вая безнадежные крики о помо щи. Но все же мы провели неболь шое журналистское расследова ние, заведомо предвидя его итог. Сразу оговорюсь: мы не называ ем предприятие, на котором ра ботала Буслаева. И не только по тому, что увидели там картину, типичную для большинства рабо чих коллективов. Группа мужчин, кучковавших ся возле ворот автоколонны, по началу приняла меня за возмож ного клиента. — Вам машину? Узнав, что я из газеты, разго ворились. По поводу зарплаты бойко ответили: получаем регу лярно, живем хорошо. Только поз же выяснилось, что шутят. Выда ли им на руки всего лишь квитан ции. «Наличку» же ждут-не дождут ся восемь месяцев. На наивный вопрос: почему? — получила от вет: в Москве все деньги, вы раз ве не видите, что в стране творит ся! Благодатная ныне тема полу чила свое развитие... Действи тельно, производство на послед нем издыхании. О каких постоян ных заказах на перевозку можно говорить? А ведь это — хлеб ав токолонны.,, Вполне легальный разговор завершился неожиданно для меня: все наотрез отказались назвать ся — вдруг не то ляпнул, хлопот потом не оберешься. И еще одна деталь. Я поинте ресовалась насчет платной стоян ки, принадлежащей предприятию. Должна же и она приносить какой- то доход. В ответ услышала: «Амы не знаем, чья она. Может, вы уз наете и скажете нам». Вот уж по истине — хозяева! А может, это очередная шутка? Тем не менее, я поднялась в домик сторожа. Он пояснил, что платная стоянка для личного ав тотранспорта принадлежит авто колонне. Рассчитана на 60 машин. В ремонтной мастерской каж дый занимался своим делом. Представилась. Двое слесарей, по локоть в мазуте, не прекращая своего занятия, обрисовали ситу ацию в автоколонне, оговорив шись: “Руководство тут винить не в чем. Что может сделать началь ник?» Один с досадой произнес: «Если бы знал, что это за акцио нирование (а нас вынудили стать «АО»), обеими руками голосовал бы против». На вопрос, когда в последний раз было собрание ак ционеров, только махнул рукой: да мы уже не помним, наверное, года два назад. Назвать себя мои собеседни ки тоже решительно отказались. Ничего утешительного не уда лось узнать и в бухгалтерии. Во семь месяцев не получающие за рплату женщины отреагировали на жалобу Марии Тимофеевны в ре дакцию неоднозначно. Да, пред приятие задолжало пенсионерке. Но ведь не одной ей. Работающие денег не получают, а у Буслаевой все же пенсия. Будут деньги на расчетном счету — выплатят ей по судебному иску. Как живут они сами — с семь ями, детьми? — Выживаем, кто как может. Выручают зимние запасы — ово щи с огородов и дач были заго товлены впрок. Разговорившись, они вдруг примолкли, когда я спросила, с кем беседую. Ни одна не хотела назвать фамилию. — Вы лучше пойдите к началь нику, у него вся информация, он вам лучше все расскажет. Василия Николаевича покоро била жалоба Буслаевой в редак цию. «Не ожидал», — произнес он. Из 200 человек, работающих в ав токолонне, зарплату с июля не получает почти никто, в том чис ле, по словам начальника, и он сам. Душат налоги, неплатежи. Нет заказчиков. За прошедший год сумма налоговых отчислений предприятия составила около миллиарда рублей. Должников у автоколонны более двадцати. Если бы все они рассчитались, пожа луй, можно было бы вырваться из нищеты и выплатить зарплату. Сейчас даже один из самых на дежных партнеров задолжал 100 миллионов рублей. Обещает, правда, рассчитаться своей про дукцией. А потому автоколонна планирует открыть свой мага зинчик, если удастся получить лицензию на право торговли. Тогда, может, появятся деньги на зарплату. Если сравнить размеры на логов и месячной оплаты труда всего коллектива, то последняя сумма невелика — 80-86 мил лионов рублей . Но и этих средств нет. Все поступающее в кассу уходит на бензин и за пчасти, Вот такая нулевая ариф метика. А теперь судите сами, до Буслаевой ли? К азалось бы, на этом мож но поставить точку. Но возникают вопросы, вроде бы не связанные с темой. Знают ли работники автоко лонны о планах своего руко водства? Знают ли о доходах и расходах предприятия, ока завшегося в критической си туации? Знают ли, наконец, что имеет их организация от той же платной стоянки? Нет. Зато я услышала намеки, как «нечисто» продавалась почти новая машина — через спи сание по износу. Несколько раз у рабочих вырывалось: мол, «все они в конторе за одно» ... Эти несмелые упреки — более чуткий барометр (не жели бойкие речи) истинно го самочувствия людей, поч ти уже и не ждущих перемен к лучшему. Перемены же не наступят до тех пор, пока «за одно» не станут руководитель и его подчиненные. А пока... Пока еще двое работников автоколонны ж дут полного денежного расчета. Может, напрасно? Людмила ПОЖИДАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz