Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
7Щ"1111Е1ДКАЯ т ) ш газета 21 марта 1997 г .7мТ55 - 56 (1369-1370) ^ * с'^^гмйЛу" . лШ/аяилс > / т Л уой П о с л а н и е П р е з и д е н т а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Ф е д е р а л ь н о м у С о б р а н и ю ( О п о л о ж е н и и в с т р а н е и о с н о в н ы х н а п р а в л е н и я х п о л и т и к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ) ( Ок ончание. Начало на 3 —5 стр.) Обеспечение единства правового пространства России во многом зависит и от Государственной Думы. Очевидно, что в значительной степени острота проблемы вызвана от сутствием базового закона, который бы обеспечивал един ство основных принципов власти и эффективную защиту от покушений на федеральное законодательство. До сих пор варианты такого закона не соответствовали этим требова ниям. Одна из важ нейших проблем обеспечения единого пра вового пространства — сильная зависимость территориаль ных струк тур федеральных органов от региональных орга нов власти. Каж дое федеральное ведомство обязано со здать для своих территориальных органов и их долж ност ных лиц условия, обеспечивающие независимость от мес тного влияния при осуществлении федеральных полномо чий. Но это не долж но вести к ослаблению взаимодейст вия. На главах субъек тов Федерации леж ит политическая от ветственность перед избравшим их населением за качест во управления, за выполнение своих предвыборных обеща ний. А перед страной они несут государственно-правовую ответственность за выполнение федеральных законов, ука зов Президента, актов Правительства, судебных решений. Это вытекает из Конституции России. Выборный статус руководителей субъектов Федерации не мож ет и не будет означать ослабления единой системы государственной власти. На Президенте Российской Феде рации, которому российский народ вручил мандат доверия, леж ит конституционная обязанность защищать интересы все г о г осударства , гарантировать правовой порядок на территории всей страны. Такая защита предусматривает различные формы и методы, в том числе применение мер ответственности к долж ностным лицам за нарушение Кон ституции Российской Федерации. Однако гораздо лучше для страны и всех уровней влас ти не создавать условий, способствующих возникновению коллизий. Для этого необходимы не только безусловное под чинение регионсшьных органов и долж ностных лиц актам федеральной власти, но и взвешенность, реалистичность самих федеральных решений. До сих пор большинство федеральных функций в регио нах осуществляли органы государственной власти субъек тов Федерации. Теперь федеральным властям предстоит выполнять многие из них самостоятельно. Это означает не обходимость усиления координационных функций полномоч ных представителей Президента в регионах. Им будут даны соответствующие полномочия, что позволит эффективно за щищать общегосударственные интересы на всей террито рии страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к веде нию Российской Федерации. Трудный поиск баланса между самостоятельностью и от ветственностью характерен и для взаимоотнош ений ор г анов власти субъек тов Федерации с орг анами м е с тног о самоуправления . Всемерное содействие муниципальному уровню власти, преж де всего завершение формирования экономической базы местного самоуправления, его правовая защита, яв ляется не только конституционной обязанностью государ ства, но и важ нейшей политической задачей. Согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но они осуществляют реальную власть в пределах своих муни ципальных образований. Для государственной системы органы местного самоуп равления важны именно как органы власти, как канал уп равления страной. Органы местного самоуправления луч ше других осведомлены о реальной ж изни людей, об их повседневных потребностях. В частности, именно эти орга ны должны стать основным источником информации при вве дении в действие системы адресной социальной поддерж ки. Отношение к местному самоуправлению как к чему-то второсортному означает полное непонимание его общего сударственного значения. Российск ая Конституция не только не мешает, но, на оборот, способствует построению такой системы власти, при которой на каждом ее уровне точно знают, чем зани маться, за что и перед кем отвечать. Местное самоуправ ление не исключение. Необходимо тратить усилия не на замену органов местного самоуправления органами госу дарственной власти, против чего высказался и Конституци онный Суд, а на строгое правовое и финансовое обеспече ние их деятельности, на применение мер ответственности в тех случаях, когда эти органы нарушают законодательст во. Однако в некоторых субъектах Федерации деятельность органов местного самоуправления затрудняется, а то и про сто парализуется из- за отсутствия необходимой правовой базы, прямого противодействия со стороны региональных властей. Большая доля вины за такое полож ение леж ит на феде ральной власти, которая сконцентрировала свои усилия на взаимодействии с органами власти субъектов Федерации, по привычке считая уровень местной власти недостойным внимания. Мы ограничились и зданием базового Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , не разъяснив значения и сути кон ституционных принципов местного самоуправления, зак о нодательно не обеспечив его финансовые и другие гаран тии. Считаю серьезной ошибкой, что проблемами местного самоуправления мы занимаемся от случая к случаю, не со здали мощного координационного центра, который бы кон тролировал процесс реформирования местной власти, вно сил продуманные предлож ения, даж е выступал ходатаем по делам местного самоуправления. В ближ айш ее время ж ду от Правительства к омплек са предлож ений по си стеме орг анизационных , право вых и финансовых мер для ск орейш е г о заверш ения реформы местног о самоуправления . 5 .2 . Эк ономическ ие условия федерализма Незавершенность формирования федеративных отноше ний наиболее ярко проявляется в нечетком разграничении предметов ведения Российской Федерации, субъектов Фе дерации и предметов их совместного ведения, в неопреде ленности финансового и ресурсного обеспечения соответ ствующих полномочий. Частично остроту проблемы снимают договоры, заклю чаемые федеральными органами власти и органами власти субъек тов Федерации, а также соглашения меж ду Прави тельством Российской федерации и органами исполнитель ной власти субъек тов Федерации. Но в целом проблема остается нерешенной. Экономический федерализм органы власти некоторых субъек тов Федерации воспринимают как возмож ность дей ствовать вопреки общему направлению реформ, в том чис ле сохранять командные методы управления экономикой. Сегодня федеральная власть, например, регулирует цены всего на полтора десятк а видов товаров и услуг (в основ ном на продукцию отраслей-монополистов) , а региональ ные власти — на 40- 50, кое- где — почти на 200 видов това ров и услуг. Федеральное Правительство практически в одиночку бо рется с дефицитом государственного бюдж ета, налаж ивает финансовую дисциплину, идя зачастую на весьма непопу лярные, но необходимые меры. А в это время региональ ные власти раздают субсидии, осуществляют эмиссию де нежных суррогатов. Не будет преувеличением ск азать, что львиная доля не оправданного государственного вмешательства в эк ономи ческую ж изнь общества сосредоточена именно на регио нальном уровне. Тем самым тормозится развитие предпри нимательства, создаются условия для поборов, иных видов коррупции. Чтобы открыть свое дело или реализовать даже скромный инвестиционный проект, приходится пройти че рез тридцать- сорок бюрократических инстанций, потерять многие месяцы. Совокупная плата за согласования (вклю чая взятки) входит весьма увесистой строкой в стоимость проекта. Субъекты Федерации активно прибегают к заимствова ниям, в том числе у зарубеж ных государств и на мировых финансовых рынках. Зачастую такие заимствования произ водятся без соответствующего обеспечения и подрывают кредитоспособность не только самого субъекта Федерации, но и России в целом. Правительство России не долж но отвечать за финансовые обяза тельства рег ионов, не сог ласованные с ним. Необходимо выработать и законо дательно закрепить систему санкций за такие действия ре гиональных властей. В этой связи большое значение будет иметь скорейшее принятие закона о разграничении функ ций и полномочий органов власти Российской Федерации и ее субъектов во внешнеэкономической деятельности. Было бы несправедливо, однако, винить только регио ны. Федеральные власти порой легковесно подходят к сво им решениям, давая задания и не указывая источники фи нансирования для их выполнения. Это тоже фактор разру шения экономического федерализма, поскольку основная тяж есть выполнения решений нередко ложится на регио нальные и местные власти. Особая проблема—система федеральных трансфер тов. Введенная в 1994 году, она была прогрессивной ме рой, призванной выравнять стартовые возмож ности регио нов. Причем государство, придавая этой проблеме ключе вое значение, выделяет на ее решение значительные сум мы. Однако со временем обнаж ились существенные недо статки этой системы: бесконтрольность расходования фе деральных дотаций, увеличение числа дотационных регио нальных бюдж етов, их слишком большая ( нередко на 80- 90 процентов) зависимость от федеральных трансфертов. Систему трансфертов придется совершенствовать. Пре жде всего надо создать условия, при которых регионам бу дет выгодно обходиться без них, а там, где слишком силь но зависят от денег «сверху», следует вводить режим особо ж есткого федерального контроля за расходованием этих средств. Соответствующие предлож ения от Правительства должны быть представлены уже в этом полугодии. Правительство долж но в сж атые сроки по-новому по строить си стему бюдж етного федерализма , учитываю щую реально существующие полномочия регионов и мест ных сообществ, недопустимость неравноправия, проявля ющегося, в частности, в предоставлении отдельным регио нам и территориям льготных реж имов экономической дея тельности. Бюджетный федералиэм, безусловно, должен включать местный уровень власти . Пока не будет четкого разгра ничения источников доходной части бюджетов всех уров ней, разделения бюджетных полномочий, пока федераль ное законодательство не определит принципы формирова ния и использования муниципальных финансовых ресурсов, взаимоотношений органов местного самоуправления с хо зяйствующими субъектами и финансово-кредитными инсти тутами, пока местная власть будет зависеть от распреде ления кусков общего «бюджетного пирога» , местное само управление не смож ет реализовать свой огромный потен циал. Правительство Российской Федерации обязано относить ся к органам местного самоуправления как к самостоятель ному, полноценному и серьезному партнеру в экономичес ком и социальном реформировании страны. 6. К активной внешней политике и эффективной военной реформе Перед лицом внешних вызовов и угроз нам крайне не обходима взвешенная, продуманная на перспек тиву внеш няя и оборонная политика, объединяющая общественные и политические силы, властные институты. Выработку и осу ществление такой политики считаю одной из своих важней ших задач. 6 . 1. Д остои н ство и последовательность внешней политик и В истекшем году российская дипломатия стремилась к реализации основных задач внешней политики, поставлен ных в предыдущих Посланиях: к созданию благоприятных внешних условий для продолж ения российских реформ и установлению и поддерж анию подлинно равноправных от ношений с ведущими держ авами мира, отвечающих стату су и потенциалу Российской Федерации. Наша цель — от стаивать национальные интересы России, не сползая к кон фронтации, а укрепляя основы стабильности и сотрудни чества в меж дународных отношениях. Российская внешняя политика нацелена на построение такой системы меж дународных отношений, которая исхо дит из того, что наш мир — многополюсный, что в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы. Свое видение нового мирового порядка наша страна изла гала неоднократно, в том числе на Генеральной ассамблее ООН. Суть проста: мир XXI века долж ен меньше опираться на военную силу и гораздо больше — на силу права. Имен но поэтому мы предлагаем заключить Договор о ядерной стабильности и безопасности с участием всех ядерных дер жав и провести III Конференцию мира. Важ нейшим направлением политики нашего государст ва в 1997 году станет российско- белорусск ая интеграция — восстановление духовной, культурной, человеческой, эко номической и политической общности народов России и Бе лоруссии. В решении ответственнейшей задачи объедине ния братских народов не мож ет быть места для политикан ства, а в работе участвующих в интеграционном процессе государственных органов — неспешного ведомственного подхода. Наш объединительный процесс опирается на весомые заделы, которые связаны не только с многовековой исто рией совместного существования двух народов в рамках единого государства, но и с взаимодействием в последние годы. Сближ ение наших стран шло последовательно на про тяжении последних лет, что нашло выраж ение в создании весной 1996 года Сообщества Белоруссии и России. Наши народы неоднократно выражали последовательную волю быть вместе, ибо это принесет неоспоримые преимущест ва. Нынешний год будет годом новых крупных решений для России и Белоруссии. Отношения двух наших стран — важный фактор интегра ции Содруж ества Независимых Государств. Убеж ден, что в нынешнем году на новый уровень интеграции выйдет и «чет верка» — Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Еще одна важная задача нашей политики в СНГ — уста новление стабильных, подлинно добрососедск их отноше ний с Украиной — пока, к сож алению, остается нерегшизо- ванной. Готовы терпеливо работать над решением всех про блем, в первую очередь проблемы базирования Черномор ского флота России. Надеюсь, что и наши украинские парт неры проявят конструктивный, заинтересованный подход. Россия прилагала немало усилий для урегулирования конфликтных ситуаций на пространствах СНГ. Удалось до биться подписания в Москве соглашения о путях прекра щения войны и установления мира в Тадж икистане. Россия активно содействовала достиж ению этой договоренности. Мы будем и впредь всемерно содействовать урегулирова нию конфликтов на территории СНГ, утверж дению мира и национального согласия. Важ нейшей задачей внешней политики России была и будет защита прав наших соотечественников, живущих за рубеж ом. Особое беспокойство вызывает полож ение рус скоязычного населения в Эстонии, Латвии и ряде других государств. Их руководители должны ясно понимать: мы за добрые отношения с соседями, но никогда не предадим за бвению законные права соотечественников. Позиция России в этом вопросе — не прикрытие каких- то имперских устремлений. Наши действия продиктованы принципиальным неприятием любых форм дискриминации и двойных стандартов в отношении прав человека, общими моральными и правовыми обязательствами членов Совета Европы и ОБСЕ. На европейск ом направлении в 1997 году главной про блемой внешней политики и безопасности России будет ос таваться предполагаемое расширение НАТО на Восток . Под тверждаю уже не раз заявленное нами резко отрицатель ное отношение к этим планам. Они противоречат интере сам беэопасности России, чреваты новым расколом Евро пы. Снизится значение существующих общеевропейских по литических организаций. Времена для Европы наступают критические. Напомню: без России , и тем более вопре ки ей , ещ е ник то в Европе не смог и не смож ет со зда ть эффек тивную си стему безопасности . Выход из нынешней слож ной ситуации есть. Начался серьезный разговор с НАТО по всему комплексу наших от ношений. Россия — за твердые гарантии взаимной безопас ности, в том числе в ядерной сфере, за создание надеж но го механизма консультаций и принятия решений. Всем этим договоренностям нужно придать четкую правовую форму. Назрела и необходимость адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе к новым политическим реаль ностям. Обо всех этих проблемах шел и будет идти обстоятель ный разговор с главами европейских государств, с прези дентом США. Прилож у все усилия, чтобы в ходе предстоя щих встреч добиться серьезных договоренностей по рав ноправному долговременному сотрудничеству. В прошедшем году Россия приняла активное участие в урегулировании региональных конфликтов, в первую оче редь ближ невосточного. Будем вместе с США, Францией и другими государствами наращивать усилия в пользу мира, в чем заинтересованы все стороны — и Израиль, и арабс кие страны. Как участники контактной группы мы ведем курс на ук репление мира и справедливого урегулирования в Боснии и Герцеговине. Россия в 1996 году внесла свой вклад в опе рацию Меж дународных сил по выполнению Париж ского со глашения по Боснии, а теперь участвует и в операции Меж дународных сил по поддержанию стабильности. Наша страна связана прочными историческими узами с народами Бал кан. Мы искренне заинтересованы в достиж ении всеми го сударствами этого региона мира, демократических преоб разований, экономического процветания и готовы к самому широкому сотрудничеству во имя этих целей. В 1996 году вышли на новые рубежи отношения России с ее великим соседом — Китаем. Развитие всесторонних российско- китайских связей становится примером добро го, доверительного партнерства великих держ ав на пороге XXI века. Новый импульс такому партнерству должна при дать предстоящая в ск ором времени российско- китайская встреча на высшем уровне. Последовательно развивались всесторонние масштаб ные связи России с друж ественной Индией, странами АСЕ АН. Возобновлено активное сотрудничество с традицион ными партнерами — Вьетнамом, Монголией. Эта линия бу дет продолж ена. Будем стремиться активизировать наш диалог с Японией. Подтверж дая действенность Токийской декларации, мы го товы к развитию сотрудничества с Японией по всем направ лениям, в том числе и в предлож енном нами совместном хозяйственном освоении южнокурильских островов. Российская внешняя политика обретает достоин ство и последовательность. Достоинство внешней политики России основано на на шей великой многовековой истории. Это достоинство не обходимо проявлять при защите российских граждан в каж дом уголке земного шара и при последовательном отстаи вании наших национальных интересов. Последовательной внешней политике не к лицу «шара хания». Достойная внешняя политика учитывает чужие ин тересы, а не подстраивается под них. Защищая достоинст во России, мы никогда не будем посягать на достоинство других стран, никогда не встанем на путь изоляции и ксено фобии. 6 .2 . Путь к современной армии Приоритетное значение в предотвращении войн и во оруженных конфликтов Россия, как и преж де, отдает поли тико-дипломатическим, меж дународно-правовым и эконо мическим средствам, коллективным действиям мирового со общества в отношении угрозы миру, нарушений мира и ак тов агрессии. Но для защиты интересов России мы должны быть готовы и к применению других средств — Вооруж ен ных Сил, всей оборонной мощи государства. Меж ду тем происходит сниж ение уровня боевой и мо билизационной готовности войск . По общему уровню тех нической оснащенности Вооруж енные Силы Российской Фе дерации отстают от наиболее мощных армий мира на п ять- десять, а по отдельным направлениям — на пятнадцать лет. Практически свернута модернизация вооруж ения и воен ной техники. Тяж елое полож ение складывается с организа цией прохождения военной службы и подготовки кадров. Уровень денеж ного довольствия военнослуж ащих не со ответствует слож ности, напряж енности, значимости и осо бому характеру воинского труда, что подрывает престиж ность воинской службы и экономические основы комплек тования военными кадрами. Большую озабоченность вызывает то, что не выполняет ся в полном объеме Закон «О статусе военнослужащих» , определяющий права и льготы, которыми пользуются воен нослуж ащие в соответствии с условиями контракта о про хож дении военной службы. Не обеспечивается и своевре менность выплаты военнослуж ащим денеж ного содерж ания. Сегодня Вооруж енные Силы, другие войска находятся в тяжелом положении. И это полож ение продолж ает ухудшать ся. Вот почему в проведении военной реформы, в преобра зовании военной организации государства в целом дорог каждый день. Любые задерж ки наносят ущерб обороноспо собности России. Военную реформу следует проводить по нескольким на правлениям. 1. Всю военную организацию государства необходимо привести в соответствие с потенциальными угрозами и вы зовами безопасности России, экономическими возмож нос тями страны. В этих целях будет оптимизирована струк тура видов и родов Вооруж енных Сил, уменьшено число министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе во оруж енные формирования, сокращена численность Воору женных Сил и других войск. Уже в этом году штатная чис ленность Вооруж енных Сил сокращается на 200 тысяч во еннослуж ащих. В ближ айшее время будет принято реше ние и о сокращении численности других войск . Это помо жет создать хорошо укомплектованные объединения и час ти. 2. Усиление социальной защищенности, социальное обеспечение, переподготовку по граж данским специальнос тям офицеров и прапорщиков, увольняемых из Вооруж ен ных Сил и других войск в связи с их сокращением, должна обеспечить Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослуж ащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на основе существующих и спе циально разработанных общегосударственных программ. 3. Россия имеет самые протяж енные границы в мире. Мы не мож ем, да в этом и нет необходимости, иметь по всему периметру одинаково сильные группировки войск . Поэтому по региональному принципу в составе военных округов долж ны быть созданы высокомобильные силы, спо- ** собные вести автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать угрозы на любом направле нии. В течение этого года планируется уточнить задачи Во оруженных Сил, других войск и воинских формирований, обеспечить сопряж ение планов их строительства и подго товки, повысить эффек тивность управления, интегрировать системы технического, тылового и иных видов обеспече ния, капитального строительства, подготовки кадров, воен ного образования и военной науки. Основная цель—добиться комплексного применения Во- Ш оружейных Сил и других войск , устранить параллелизм, лик- Щ видировать дублирующие звенья или перенацелить их на решение других задач. Убежден, это даст значительную эко номию финансовых, материальных и иных средств. 4. Комплектование Вооруж енных Сил, других войск бу- й дет переводиться на контрактную основу по мере создания " необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрак тников и членов их семей. 5. В военно- технической политике основные усилия бу дут сосредоточены на обеспечении качественного техни ческого оснащения, роста боевой эффективности Воору женных Сил и других войск , на оптимизации номенклатуры, стандартизации, унификации и широкой модернизации во оруж ений и военной техники в соответствии с утверж ден ной Президентом Государственной программой вооруж е ния до 2005 года. Правительство также долж но приложить максимум усилий для сохранения и развития научно-про изводственных мощностей промышленности по созданию и выпуску современных вооруж ений и военной техники. Не обходимо наращивать и расширять отвечающее интересам России военно- техническое сотрудничество с зарубеж ны ми странами. При организации научных исследований первостепен ное внимание будет уделено готовности Вооруж енных Сил^ ^ эффективно функционировать в условиях быстрого разви - ^ В тия информационных технологий и новых видов вооруж е- ^ ^ ний. Реформирование Вооруж енных Сил и других войск бу дет происходить при неуклонном соблюдении принципа со- Ш хранения Россией способности осуществлять эффек тивное Ш сдерж ивание, в том числе ядерное, от агрессии против нее т и союзных государств. Конечная цель военной реформы — создание достаточ ной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности Вооруж енных Сил и других войск, оснащенных современной боевой техникой и обладающих высокой про фессиональной выучкой. Укрепление обороноспособности страны требует актив ной морально-политической поддерж ки общества и долж но быть обеспечено необходимой нормативной базой. В этом году необходимо будет принять федеральные законы «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» , проекты которых будут внесены в Государственную Думу. Надеюсь на конструктивное сотрудничество с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Заключение Власть, не ог раниченная правом, опасна . Право, не обеспеченное властью , бессильно. Первое много раз подтверж далось нашей историей. Второе становится оче видным сегодня. Общество подошло к рубеж у, когда самое главное и са мое конструктивное — последовательные меры по сози да нию порядка. Нельзя допустить,'чтобы неизбеж ные издер жки переходных процессов стали необратимыми. Даж е если не произойдет серьезных срывов, остается опасность мед ленного вползания в такой реж им, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой «порядка». Наш выбор — это порядок , основанный на праве . По рядок , подавляющий человека, его свободу и инициативу, его достоинство, не мож ет стать основой современного об щества. Это не только аморально и политически опасно, но и обрекает страну на безнадеж ное отставание. Всеми ответственными политиками долж но быть осоз нано и принято главное: порядок в стран е начинается с порядк а во власти . Именно так я намерен использовать мандат доверия, полученный от российских граждан на пос ледних выборах. П осла н ие , п освящ ен н ое н аведению порядк а во власти , долж но предполаг ать ж естк ую дисциплину ре ализации самог о Послания. На Президента страны Конституцией возлож ена ответ ственность за определение основных направлений внутрен ней и внешней политики России. Эти направления форму лируются в первую очередь в еж егодных Посланиях Прези дента Федеральному Собранию. Поэтому они являются до кументами. обязательными для исполнительной власти и задающими ориентиры для деятельности иных ветвей влас ти. За реализацию выдвинутых задач долж ностные лица всех органов и уровней исполнительной власти будут нести пер сональную ответственность. Не удовлетворен степенью и качеством реализации пре дыдущих Посланий. П оэтому начиная с 1 9 9 7 г ода вво дятся в прак тик у меры, призванные обеспечить выпол нение задач , поставленных в Послании . 1. Будет издан указ, регламентирующий осуществление предусмотренных в Послании основных мер. 2. Правительство Российской Федерации обязано регу лярно (один раз в три месяца) представлять Президенту Российской Федерации отчеты о выполнении Послания на текущий год. В этих отчетах долж ны содерж аться конкрет ные данные о том, что удалось и что не удалось сделать по направлениям, обозначенным в Послании. 3. Подготовка проек та федерального бюдж ета на оче редной год будет проходить под контролем Президента. Задача — обеспечить соответствие проек та бюдж ета соци ально-политическим приоритетам, определяемым главой го сударства. 4. Администрации Президента Российской Федерации поручается анализировать действия региональных властей по выполнению задач, поставленных в Послании. 5. Намерен сам информировать грахщан России о ходе выполнения Послания. Такой подход долж ен стать прави лом для всех органов власти. Граж дане России имеют пра во знать все о планах власти и о том, как эти планы осущес твляются. Общественный контроль — самый надежный. По этому открытость нашей политики — средство повышения ее эффективности. Верю в то, что мы смож ем реш ить поставленные в этом Послании задачи . Они вполне реальны. Если так и будет, то в следующем году взаимные неплатеж и, задерж ки выплаты зарплат и пенсий перестанут быть националь-^ ной проблемой, рост экономики составит не менее 2 про центов валового внутреннего продук та в год. Мы смож ем существенно сократить масштабы социального расслоения. Многие трудности последних лет были связаны с необ ходимостью обеспечить условия для предстоящего подъема России на новом витке ее развития. Сейчас главное — не растратить заделы последних лет. не позволить себе рас слабиться, не лишить достойной перспек тивы самих себя и будущие поколения. Установить порядок , в основе к оторог о леж али бы не дик татура и подавление , а общ ность целей , ра зум и сог ласие , энерг ия примирения и созидания , — п ои с тине историческ ая задача для России . П ре зиден т Российск ой Федерации Б. ЕЛ ЬЦИН . Москва, Кремль. 6 марта 1997 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz