Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

7Щ"1111Е1ДКАЯ т ) ш газета 21 марта 1997 г .7мТ55 - 56 (1369-1370) ^ * с'^^гмйЛу" . лШ/аяилс > / т Л уой П о с л а н и е П р е з и д е н т а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Ф е д е р а л ь н о м у С о б р а н и ю ( О п о л о ж е н и и в с т р а н е и о с н о в н ы х н а п р а в л е н и я х п о л и т и к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ) ( Ок ончание. Начало на 3 —5 стр.) Обеспечение единства правового пространства России во многом зависит и от Государственной Думы. Очевидно, что в значительной степени острота проблемы вызвана от ­ сутствием базового закона, который бы обеспечивал един ­ ство основных принципов власти и эффективную защиту от покушений на федеральное законодательство. До сих пор варианты такого закона не соответствовали этим требова ­ ниям. Одна из важ нейших проблем обеспечения единого пра ­ вового пространства — сильная зависимость территориаль­ ных струк тур федеральных органов от региональных орга ­ нов власти. Каж дое федеральное ведомство обязано со ­ здать для своих территориальных органов и их долж ност­ ных лиц условия, обеспечивающие независимость от мес­ тного влияния при осуществлении федеральных полномо­ чий. Но это не долж но вести к ослаблению взаимодейст ­ вия. На главах субъек тов Федерации леж ит политическая от ­ ветственность перед избравшим их населением за качест­ во управления, за выполнение своих предвыборных обеща ­ ний. А перед страной они несут государственно-правовую ответственность за выполнение федеральных законов, ука­ зов Президента, актов Правительства, судебных решений. Это вытекает из Конституции России. Выборный статус руководителей субъектов Федерации не мож ет и не будет означать ослабления единой системы государственной власти. На Президенте Российской Феде ­ рации, которому российский народ вручил мандат доверия, леж ит конституционная обязанность защищать интересы все г о г осударства , гарантировать правовой порядок на территории всей страны. Такая защита предусматривает различные формы и методы, в том числе применение мер ответственности к долж ностным лицам за нарушение Кон­ ституции Российской Федерации. Однако гораздо лучше для страны и всех уровней влас­ ти не создавать условий, способствующих возникновению коллизий. Для этого необходимы не только безусловное под­ чинение регионсшьных органов и долж ностных лиц актам федеральной власти, но и взвешенность, реалистичность самих федеральных решений. До сих пор большинство федеральных функций в регио­ нах осуществляли органы государственной власти субъек ­ тов Федерации. Теперь федеральным властям предстоит выполнять многие из них самостоятельно. Это означает не ­ обходимость усиления координационных функций полномоч­ ных представителей Президента в регионах. Им будут даны соответствующие полномочия, что позволит эффективно за ­ щищать общегосударственные интересы на всей террито­ рии страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к веде ­ нию Российской Федерации. Трудный поиск баланса между самостоятельностью и от ­ ветственностью характерен и для взаимоотнош ений ор ­ г анов власти субъек тов Федерации с орг анами м е с ­ тног о самоуправления . Всемерное содействие муниципальному уровню власти, преж де всего завершение формирования экономической базы местного самоуправления, его правовая защита, яв­ ляется не только конституционной обязанностью государ­ ства, но и важ нейшей политической задачей. Согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но они осуществляют реальную власть в пределах своих муни­ ципальных образований. Для государственной системы органы местного самоуп ­ равления важны именно как органы власти, как канал уп ­ равления страной. Органы местного самоуправления луч­ ше других осведомлены о реальной ж изни людей, об их повседневных потребностях. В частности, именно эти орга ­ ны должны стать основным источником информации при вве­ дении в действие системы адресной социальной поддерж ­ ки. Отношение к местному самоуправлению как к чему-то второсортному означает полное непонимание его общего­ сударственного значения. Российск ая Конституция не только не мешает, но, на­ оборот, способствует построению такой системы власти, при которой на каждом ее уровне точно знают, чем зани­ маться, за что и перед кем отвечать. Местное самоуправ­ ление не исключение. Необходимо тратить усилия не на замену органов местного самоуправления органами госу­ дарственной власти, против чего высказался и Конституци­ онный Суд, а на строгое правовое и финансовое обеспече ­ ние их деятельности, на применение мер ответственности в тех случаях, когда эти органы нарушают законодательст­ во. Однако в некоторых субъектах Федерации деятельность органов местного самоуправления затрудняется, а то и про­ сто парализуется из- за отсутствия необходимой правовой базы, прямого противодействия со стороны региональных властей. Большая доля вины за такое полож ение леж ит на феде ­ ральной власти, которая сконцентрировала свои усилия на взаимодействии с органами власти субъектов Федерации, по привычке считая уровень местной власти недостойным внимания. Мы ограничились и зданием базового Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , не разъяснив значения и сути кон­ ституционных принципов местного самоуправления, зак о­ нодательно не обеспечив его финансовые и другие гаран­ тии. Считаю серьезной ошибкой, что проблемами местного самоуправления мы занимаемся от случая к случаю, не со ­ здали мощного координационного центра, который бы кон­ тролировал процесс реформирования местной власти, вно­ сил продуманные предлож ения, даж е выступал ходатаем по делам местного самоуправления. В ближ айш ее время ж ду от Правительства к омплек ­ са предлож ений по си стеме орг анизационных , право ­ вых и финансовых мер для ск орейш е г о заверш ения реформы местног о самоуправления . 5 .2 . Эк ономическ ие условия федерализма Незавершенность формирования федеративных отноше­ ний наиболее ярко проявляется в нечетком разграничении предметов ведения Российской Федерации, субъектов Фе ­ дерации и предметов их совместного ведения, в неопреде ­ ленности финансового и ресурсного обеспечения соответ ­ ствующих полномочий. Частично остроту проблемы снимают договоры, заклю­ чаемые федеральными органами власти и органами власти субъек тов Федерации, а также соглашения меж ду Прави­ тельством Российской федерации и органами исполнитель­ ной власти субъек тов Федерации. Но в целом проблема остается нерешенной. Экономический федерализм органы власти некоторых субъек тов Федерации воспринимают как возмож ность дей ­ ствовать вопреки общему направлению реформ, в том чис­ ле сохранять командные методы управления экономикой. Сегодня федеральная власть, например, регулирует цены всего на полтора десятк а видов товаров и услуг (в основ­ ном на продукцию отраслей-монополистов) , а региональ­ ные власти — на 40- 50, кое- где — почти на 200 видов това ­ ров и услуг. Федеральное Правительство практически в одиночку бо­ рется с дефицитом государственного бюдж ета, налаж ивает финансовую дисциплину, идя зачастую на весьма непопу­ лярные, но необходимые меры. А в это время региональ­ ные власти раздают субсидии, осуществляют эмиссию де ­ нежных суррогатов. Не будет преувеличением ск азать, что львиная доля не ­ оправданного государственного вмешательства в эк ономи­ ческую ж изнь общества сосредоточена именно на регио­ нальном уровне. Тем самым тормозится развитие предпри ­ нимательства, создаются условия для поборов, иных видов коррупции. Чтобы открыть свое дело или реализовать даже скромный инвестиционный проект, приходится пройти че­ рез тридцать- сорок бюрократических инстанций, потерять многие месяцы. Совокупная плата за согласования (вклю­ чая взятки) входит весьма увесистой строкой в стоимость проекта. Субъекты Федерации активно прибегают к заимствова ­ ниям, в том числе у зарубеж ных государств и на мировых финансовых рынках. Зачастую такие заимствования произ­ водятся без соответствующего обеспечения и подрывают кредитоспособность не только самого субъекта Федерации, но и России в целом. Правительство России не долж но отвечать за финансовые обяза тельства рег ионов, не сог ласованные с ним. Необходимо выработать и законо­ дательно закрепить систему санкций за такие действия ре ­ гиональных властей. В этой связи большое значение будет иметь скорейшее принятие закона о разграничении функ ­ ций и полномочий органов власти Российской Федерации и ее субъектов во внешнеэкономической деятельности. Было бы несправедливо, однако, винить только регио­ ны. Федеральные власти порой легковесно подходят к сво­ им решениям, давая задания и не указывая источники фи­ нансирования для их выполнения. Это тоже фактор разру­ шения экономического федерализма, поскольку основная тяж есть выполнения решений нередко ложится на регио­ нальные и местные власти. Особая проблема—система федеральных трансфер ­ тов. Введенная в 1994 году, она была прогрессивной ме ­ рой, призванной выравнять стартовые возмож ности регио­ нов. Причем государство, придавая этой проблеме ключе­ вое значение, выделяет на ее решение значительные сум­ мы. Однако со временем обнаж ились существенные недо­ статки этой системы: бесконтрольность расходования фе ­ деральных дотаций, увеличение числа дотационных регио­ нальных бюдж етов, их слишком большая ( нередко на 80- 90 процентов) зависимость от федеральных трансфертов. Систему трансфертов придется совершенствовать. Пре­ жде всего надо создать условия, при которых регионам бу­ дет выгодно обходиться без них, а там, где слишком силь­ но зависят от денег «сверху», следует вводить режим особо ж есткого федерального контроля за расходованием этих средств. Соответствующие предлож ения от Правительства должны быть представлены уже в этом полугодии. Правительство долж но в сж атые сроки по-новому по­ строить си стему бюдж етного федерализма , учитываю­ щую реально существующие полномочия регионов и мест ­ ных сообществ, недопустимость неравноправия, проявля­ ющегося, в частности, в предоставлении отдельным регио­ нам и территориям льготных реж имов экономической дея ­ тельности. Бюджетный федералиэм, безусловно, должен включать местный уровень власти . Пока не будет четкого разгра ­ ничения источников доходной части бюджетов всех уров­ ней, разделения бюджетных полномочий, пока федераль­ ное законодательство не определит принципы формирова­ ния и использования муниципальных финансовых ресурсов, взаимоотношений органов местного самоуправления с хо­ зяйствующими субъектами и финансово-кредитными инсти­ тутами, пока местная власть будет зависеть от распреде ­ ления кусков общего «бюджетного пирога» , местное само­ управление не смож ет реализовать свой огромный потен­ циал. Правительство Российской Федерации обязано относить­ ся к органам местного самоуправления как к самостоятель­ ному, полноценному и серьезному партнеру в экономичес­ ком и социальном реформировании страны. 6. К активной внешней политике и эффективной военной реформе Перед лицом внешних вызовов и угроз нам крайне не ­ обходима взвешенная, продуманная на перспек тиву внеш ­ няя и оборонная политика, объединяющая общественные и политические силы, властные институты. Выработку и осу­ ществление такой политики считаю одной из своих важней­ ших задач. 6 . 1. Д остои н ство и последовательность внешней политик и В истекшем году российская дипломатия стремилась к реализации основных задач внешней политики, поставлен­ ных в предыдущих Посланиях: к созданию благоприятных внешних условий для продолж ения российских реформ и установлению и поддерж анию подлинно равноправных от­ ношений с ведущими держ авами мира, отвечающих стату­ су и потенциалу Российской Федерации. Наша цель — от ­ стаивать национальные интересы России, не сползая к кон­ фронтации, а укрепляя основы стабильности и сотрудни­ чества в меж дународных отношениях. Российская внешняя политика нацелена на построение такой системы меж дународных отношений, которая исхо­ дит из того, что наш мир — многополюсный, что в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы. Свое видение нового мирового порядка наша страна изла­ гала неоднократно, в том числе на Генеральной ассамблее ООН. Суть проста: мир XXI века долж ен меньше опираться на военную силу и гораздо больше — на силу права. Имен­ но поэтому мы предлагаем заключить Договор о ядерной стабильности и безопасности с участием всех ядерных дер­ жав и провести III Конференцию мира. Важ нейшим направлением политики нашего государст­ ва в 1997 году станет российско- белорусск ая интеграция — восстановление духовной, культурной, человеческой, эко­ номической и политической общности народов России и Бе ­ лоруссии. В решении ответственнейшей задачи объедине­ ния братских народов не мож ет быть места для политикан­ ства, а в работе участвующих в интеграционном процессе государственных органов — неспешного ведомственного подхода. Наш объединительный процесс опирается на весомые заделы, которые связаны не только с многовековой исто­ рией совместного существования двух народов в рамках единого государства, но и с взаимодействием в последние годы. Сближ ение наших стран шло последовательно на про­ тяжении последних лет, что нашло выраж ение в создании весной 1996 года Сообщества Белоруссии и России. Наши народы неоднократно выражали последовательную волю быть вместе, ибо это принесет неоспоримые преимущест­ ва. Нынешний год будет годом новых крупных решений для России и Белоруссии. Отношения двух наших стран — важный фактор интегра­ ции Содруж ества Независимых Государств. Убеж ден, что в нынешнем году на новый уровень интеграции выйдет и «чет­ верка» — Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Еще одна важная задача нашей политики в СНГ — уста ­ новление стабильных, подлинно добрососедск их отноше­ ний с Украиной — пока, к сож алению, остается нерегшизо- ванной. Готовы терпеливо работать над решением всех про­ блем, в первую очередь проблемы базирования Черномор­ ского флота России. Надеюсь, что и наши украинские парт­ неры проявят конструктивный, заинтересованный подход. Россия прилагала немало усилий для урегулирования конфликтных ситуаций на пространствах СНГ. Удалось до ­ биться подписания в Москве соглашения о путях прекра­ щения войны и установления мира в Тадж икистане. Россия активно содействовала достиж ению этой договоренности. Мы будем и впредь всемерно содействовать урегулирова­ нию конфликтов на территории СНГ, утверж дению мира и национального согласия. Важ нейшей задачей внешней политики России была и будет защита прав наших соотечественников, живущих за рубеж ом. Особое беспокойство вызывает полож ение рус­ скоязычного населения в Эстонии, Латвии и ряде других государств. Их руководители должны ясно понимать: мы за добрые отношения с соседями, но никогда не предадим за ­ бвению законные права соотечественников. Позиция России в этом вопросе — не прикрытие каких- то имперских устремлений. Наши действия продиктованы принципиальным неприятием любых форм дискриминации и двойных стандартов в отношении прав человека, общими моральными и правовыми обязательствами членов Совета Европы и ОБСЕ. На европейск ом направлении в 1997 году главной про­ блемой внешней политики и безопасности России будет ос­ таваться предполагаемое расширение НАТО на Восток . Под­ тверждаю уже не раз заявленное нами резко отрицатель­ ное отношение к этим планам. Они противоречат интере­ сам беэопасности России, чреваты новым расколом Евро­ пы. Снизится значение существующих общеевропейских по­ литических организаций. Времена для Европы наступают критические. Напомню: без России , и тем более вопре ­ ки ей , ещ е ник то в Европе не смог и не смож ет со ­ зда ть эффек тивную си стему безопасности . Выход из нынешней слож ной ситуации есть. Начался серьезный разговор с НАТО по всему комплексу наших от­ ношений. Россия — за твердые гарантии взаимной безопас­ ности, в том числе в ядерной сфере, за создание надеж но­ го механизма консультаций и принятия решений. Всем этим договоренностям нужно придать четкую правовую форму. Назрела и необходимость адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе к новым политическим реаль­ ностям. Обо всех этих проблемах шел и будет идти обстоятель­ ный разговор с главами европейских государств, с прези ­ дентом США. Прилож у все усилия, чтобы в ходе предстоя­ щих встреч добиться серьезных договоренностей по рав­ ноправному долговременному сотрудничеству. В прошедшем году Россия приняла активное участие в урегулировании региональных конфликтов, в первую оче­ редь ближ невосточного. Будем вместе с США, Францией и другими государствами наращивать усилия в пользу мира, в чем заинтересованы все стороны — и Израиль, и арабс­ кие страны. Как участники контактной группы мы ведем курс на ук ­ репление мира и справедливого урегулирования в Боснии и Герцеговине. Россия в 1996 году внесла свой вклад в опе­ рацию Меж дународных сил по выполнению Париж ского со ­ глашения по Боснии, а теперь участвует и в операции Меж ­ дународных сил по поддержанию стабильности. Наша страна связана прочными историческими узами с народами Бал­ кан. Мы искренне заинтересованы в достиж ении всеми го­ сударствами этого региона мира, демократических преоб­ разований, экономического процветания и готовы к самому широкому сотрудничеству во имя этих целей. В 1996 году вышли на новые рубежи отношения России с ее великим соседом — Китаем. Развитие всесторонних российско- китайских связей становится примером добро­ го, доверительного партнерства великих держ ав на пороге XXI века. Новый импульс такому партнерству должна при­ дать предстоящая в ск ором времени российско- китайская встреча на высшем уровне. Последовательно развивались всесторонние масштаб­ ные связи России с друж ественной Индией, странами АСЕ­ АН. Возобновлено активное сотрудничество с традицион­ ными партнерами — Вьетнамом, Монголией. Эта линия бу­ дет продолж ена. Будем стремиться активизировать наш диалог с Японией. Подтверж дая действенность Токийской декларации, мы го­ товы к развитию сотрудничества с Японией по всем направ­ лениям, в том числе и в предлож енном нами совместном хозяйственном освоении южнокурильских островов. Российская внешняя политика обретает достоин ство и последовательность. Достоинство внешней политики России основано на на­ шей великой многовековой истории. Это достоинство не­ обходимо проявлять при защите российских граждан в каж ­ дом уголке земного шара и при последовательном отстаи­ вании наших национальных интересов. Последовательной внешней политике не к лицу «шара­ хания». Достойная внешняя политика учитывает чужие ин­ тересы, а не подстраивается под них. Защищая достоинст ­ во России, мы никогда не будем посягать на достоинство других стран, никогда не встанем на путь изоляции и ксено­ фобии. 6 .2 . Путь к современной армии Приоритетное значение в предотвращении войн и во­ оруженных конфликтов Россия, как и преж де, отдает поли­ тико-дипломатическим, меж дународно-правовым и эконо­ мическим средствам, коллективным действиям мирового со ­ общества в отношении угрозы миру, нарушений мира и ак ­ тов агрессии. Но для защиты интересов России мы должны быть готовы и к применению других средств — Вооруж ен­ ных Сил, всей оборонной мощи государства. Меж ду тем происходит сниж ение уровня боевой и мо­ билизационной готовности войск . По общему уровню тех­ нической оснащенности Вооруж енные Силы Российской Фе ­ дерации отстают от наиболее мощных армий мира на п ять- десять, а по отдельным направлениям — на пятнадцать лет. Практически свернута модернизация вооруж ения и воен­ ной техники. Тяж елое полож ение складывается с организа ­ цией прохождения военной службы и подготовки кадров. Уровень денеж ного довольствия военнослуж ащих не со ­ ответствует слож ности, напряж енности, значимости и осо­ бому характеру воинского труда, что подрывает престиж ­ ность воинской службы и экономические основы комплек ­ тования военными кадрами. Большую озабоченность вызывает то, что не выполняет­ ся в полном объеме Закон «О статусе военнослужащих» , определяющий права и льготы, которыми пользуются воен­ нослуж ащие в соответствии с условиями контракта о про­ хож дении военной службы. Не обеспечивается и своевре ­ менность выплаты военнослуж ащим денеж ного содерж ания. Сегодня Вооруж енные Силы, другие войска находятся в тяжелом положении. И это полож ение продолж ает ухудшать­ ся. Вот почему в проведении военной реформы, в преобра ­ зовании военной организации государства в целом дорог каждый день. Любые задерж ки наносят ущерб обороноспо­ собности России. Военную реформу следует проводить по нескольким на­ правлениям. 1. Всю военную организацию государства необходимо привести в соответствие с потенциальными угрозами и вы­ зовами безопасности России, экономическими возмож нос­ тями страны. В этих целях будет оптимизирована струк тура видов и родов Вооруж енных Сил, уменьшено число министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе во­ оруж енные формирования, сокращена численность Воору­ женных Сил и других войск. Уже в этом году штатная чис­ ленность Вооруж енных Сил сокращается на 200 тысяч во­ еннослуж ащих. В ближ айшее время будет принято реше ­ ние и о сокращении численности других войск . Это помо­ жет создать хорошо укомплектованные объединения и час­ ти. 2. Усиление социальной защищенности, социальное обеспечение, переподготовку по граж данским специальнос­ тям офицеров и прапорщиков, увольняемых из Вооруж ен­ ных Сил и других войск в связи с их сокращением, должна обеспечить Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослуж ащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на основе существующих и спе ­ циально разработанных общегосударственных программ. 3. Россия имеет самые протяж енные границы в мире. Мы не мож ем, да в этом и нет необходимости, иметь по всему периметру одинаково сильные группировки войск . Поэтому по региональному принципу в составе военных округов долж ны быть созданы высокомобильные силы, спо- ** собные вести автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать угрозы на любом направле­ нии. В течение этого года планируется уточнить задачи Во ­ оруженных Сил, других войск и воинских формирований, обеспечить сопряж ение планов их строительства и подго­ товки, повысить эффек тивность управления, интегрировать системы технического, тылового и иных видов обеспече ­ ния, капитального строительства, подготовки кадров, воен ­ ного образования и военной науки. Основная цель—добиться комплексного применения Во- Ш оружейных Сил и других войск , устранить параллелизм, лик- Щ видировать дублирующие звенья или перенацелить их на решение других задач. Убежден, это даст значительную эко­ номию финансовых, материальных и иных средств. 4. Комплектование Вооруж енных Сил, других войск бу- й дет переводиться на контрактную основу по мере создания " необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрак ­ тников и членов их семей. 5. В военно- технической политике основные усилия бу­ дут сосредоточены на обеспечении качественного техни­ ческого оснащения, роста боевой эффективности Воору­ женных Сил и других войск , на оптимизации номенклатуры, стандартизации, унификации и широкой модернизации во­ оруж ений и военной техники в соответствии с утверж ден­ ной Президентом Государственной программой вооруж е­ ния до 2005 года. Правительство также долж но приложить максимум усилий для сохранения и развития научно-про­ изводственных мощностей промышленности по созданию и выпуску современных вооруж ений и военной техники. Не ­ обходимо наращивать и расширять отвечающее интересам России военно- техническое сотрудничество с зарубеж ны­ ми странами. При организации научных исследований первостепен ­ ное внимание будет уделено готовности Вооруж енных Сил^ ^ эффективно функционировать в условиях быстрого разви - ^ В тия информационных технологий и новых видов вооруж е- ^ ^ ний. Реформирование Вооруж енных Сил и других войск бу­ дет происходить при неуклонном соблюдении принципа со- Ш хранения Россией способности осуществлять эффек тивное Ш сдерж ивание, в том числе ядерное, от агрессии против нее т и союзных государств. Конечная цель военной реформы — создание достаточ­ ной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности Вооруж енных Сил и других войск, оснащенных современной боевой техникой и обладающих высокой про­ фессиональной выучкой. Укрепление обороноспособности страны требует актив­ ной морально-политической поддерж ки общества и долж ­ но быть обеспечено необходимой нормативной базой. В этом году необходимо будет принять федеральные законы «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» , проекты которых будут внесены в Государственную Думу. Надеюсь на конструктивное сотрудничество с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Заключение Власть, не ог раниченная правом, опасна . Право, не обеспеченное властью , бессильно. Первое много раз подтверж далось нашей историей. Второе становится оче ­ видным сегодня. Общество подошло к рубеж у, когда самое главное и са ­ мое конструктивное — последовательные меры по сози да ­ нию порядка. Нельзя допустить,'чтобы неизбеж ные издер­ жки переходных процессов стали необратимыми. Даж е если не произойдет серьезных срывов, остается опасность мед­ ленного вползания в такой реж им, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой «порядка». Наш выбор — это порядок , основанный на праве . По­ рядок , подавляющий человека, его свободу и инициативу, его достоинство, не мож ет стать основой современного об­ щества. Это не только аморально и политически опасно, но и обрекает страну на безнадеж ное отставание. Всеми ответственными политиками долж но быть осоз ­ нано и принято главное: порядок в стран е начинается с порядк а во власти . Именно так я намерен использовать мандат доверия, полученный от российских граждан на пос­ ледних выборах. П осла н ие , п освящ ен н ое н аведению порядк а во власти , долж но предполаг ать ж естк ую дисциплину ре ­ ализации самог о Послания. На Президента страны Конституцией возлож ена ответ­ ственность за определение основных направлений внутрен­ ней и внешней политики России. Эти направления форму­ лируются в первую очередь в еж егодных Посланиях Прези ­ дента Федеральному Собранию. Поэтому они являются до ­ кументами. обязательными для исполнительной власти и задающими ориентиры для деятельности иных ветвей влас­ ти. За реализацию выдвинутых задач долж ностные лица всех органов и уровней исполнительной власти будут нести пер­ сональную ответственность. Не удовлетворен степенью и качеством реализации пре­ дыдущих Посланий. П оэтому начиная с 1 9 9 7 г ода вво ­ дятся в прак тик у меры, призванные обеспечить выпол­ нение задач , поставленных в Послании . 1. Будет издан указ, регламентирующий осуществление предусмотренных в Послании основных мер. 2. Правительство Российской Федерации обязано регу­ лярно (один раз в три месяца) представлять Президенту Российской Федерации отчеты о выполнении Послания на текущий год. В этих отчетах долж ны содерж аться конкрет­ ные данные о том, что удалось и что не удалось сделать по направлениям, обозначенным в Послании. 3. Подготовка проек та федерального бюдж ета на оче ­ редной год будет проходить под контролем Президента. Задача — обеспечить соответствие проек та бюдж ета соци ­ ально-политическим приоритетам, определяемым главой го­ сударства. 4. Администрации Президента Российской Федерации поручается анализировать действия региональных властей по выполнению задач, поставленных в Послании. 5. Намерен сам информировать грахщан России о ходе выполнения Послания. Такой подход долж ен стать прави­ лом для всех органов власти. Граж дане России имеют пра ­ во знать все о планах власти и о том, как эти планы осущес­ твляются. Общественный контроль — самый надежный. По­ этому открытость нашей политики — средство повышения ее эффективности. Верю в то, что мы смож ем реш ить поставленные в этом Послании задачи . Они вполне реальны. Если так и будет, то в следующем году взаимные неплатеж и, задерж ­ ки выплаты зарплат и пенсий перестанут быть националь-^ ной проблемой, рост экономики составит не менее 2 про­ центов валового внутреннего продук та в год. Мы смож ем существенно сократить масштабы социального расслоения. Многие трудности последних лет были связаны с необ­ ходимостью обеспечить условия для предстоящего подъема России на новом витке ее развития. Сейчас главное — не растратить заделы последних лет. не позволить себе рас­ слабиться, не лишить достойной перспек тивы самих себя и будущие поколения. Установить порядок , в основе к оторог о леж али бы не дик татура и подавление , а общ ность целей , ра зум и сог ласие , энерг ия примирения и созидания , — п ои с ­ тине историческ ая задача для России . П ре зиден т Российск ой Федерации Б. ЕЛ ЬЦИН . Москва, Кремль. 6 марта 1997 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz