Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
1 »ЖР1а ^ 997 «г-/ № 55-56 (1369-1370) Ф е д е р а л ь н о м у С о б р а н и ю Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ) (Продолжение. Начало на 3-4 стр.) ^ Г о сударственная власть до си х пор не выполняет своей г лавной задачи по рег улированию рыночной эк ономик и — не формирует реж им мак симальног о благ оприятствования п редп рин имательск ому п оведению , соответствующему ин тересам потребителя. Недоп устимо полож ение, при к ото ром к онсервация отсталости на своем предприятии для ру к оводителя выг однее, чем п овышение эффек тивности п ро изводства. Государство не мож ет и не долж но п рямо вмешиваться во внутренние дела частных предприятий , но обязано со здавать стимулы для их реформирования. Приоритетными задачами Правительства , обеспе - ^ ■■ивающ ими проведение реформы предприятий в 1 9 9 7 ^ ^ од у , долж ны стать: — защита прав ак ционеров, четк ое разг раничение прав и ответственности собственн и к ов и управляющих, совер - • шенствование механи змов к орпоративног о управления; — ук репление к онтрак тног о права, то есть правовая за щита дог оворных отношений ; — создание эффек тивног о механи зма управления п ред приятиями , п олностью или частично находящимися в г осу дарственной собственн ости ; — повышение качества подготовки нового поколения ме недж еров. Принципиально важен вопрос о собственности на земель ные участки, занимаемые предприятиями. Мы не мож ем рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будут обеспечены права собственности и рыночный обо рот земельных участков. Очень важно обеспечить предос тавление участков в собственность под новое строительст во, максимально облегчить процедуры необходимых согла сований. Поручаю Правительству до 1 августа текущего года раз работать и внести в Государственную Думу законопроекты о правах собственности и рыночном обороте несельскохо зяйственных земель. В эти же сроки будет подготовлен ана- • огичный указ Президента, которым надо руководствовать- я до принятия соответствующих законов. До сих пор не урегулирована проблема сельскохозяй ственных земель. Считаю, что Правительство недопусти- ^ ^ мо затянуло реализацию полож ений прош лог однег о ^ АУ к а з а о к онституционных правах грахсдан на землю . Необходимым условием активизации инвестиционного 'процесса и улучшения качества управления предприятиями становится реформа системы бухгалтерского учета. Дей ствующая система устарела, она не обеспечивает необхо димой информацией ни управляющих, ни собственников, ни инвесторов. Разговоры о переходе на международные стандарты бухгалтерского учета ведутся уже пять лет, но до сих пор результатов нет. Правительство обязано до 1 сен тября текущего года разработать программу и необходи мые нормативные документы для перехода с 1998 года на новые принципы бухгалтерского учета. Активизировать процесс реформирования предприятий — одна из основных задач Правительства на текущий год. Концепция реформы предприятий должна быть подготов лена Правительством в двухмесячный срок . Реформирование предприятий и их переориентация на повышение эффек тивности неизбеж но выдвинут в число первоочередных проблему обеспечения занятости . Раз работк у действенных мер, направленных на ее решение, необходимо начинать уже сегодня. За этой работой будет осуществляться постоянный президентский контроль. Структурная перестройк а экономики, включая реоргани зацию убыточных предприятий, будет сопровож даться зна чительным увеличением подвижности рабочей силы на рынке труда. Для того чтобы это не обернулось массовой безра ботицей, долж на быть подготовлена развернутая инфра структура рынка труда, система переподготовки кадров, тру доустройства, помощи безработным. Сегодня государствен ная поддерж ка убыточных предприятий зачастую является крайне неэффективной формой помощи людям, фактиче ски ставшим безработными. Особую опасность представляет неразвитость инфра структуры, обслуж ивающей рынок труда, при проведении структурной перестройки на так называемых градообразу ющих предприятиях. Одним из важ нейших условий безболезненного функци онирования рынка труда является полноценный рынок жилья. Любой россиянин, поставленный перед необходимостью смены рабочего места, долж ен иметь возмож ность продать свое ж илье и купить его там, где он нашел новую работу. Механизмы купли-продажи жилья, кредитования и залога должны быть надеж но защищены от преступности, доступ ны и понятны каждому гражданину. Реформа ж илищно-ком мунального хозяйства — крайне важный шаг в нормализа ции рынка жилья, а значит, и рынка труда. Огромное значение имеет развитие социального парт нерства, которое под эгидой государства позволяет нахо- 1 ^ дить компромиссные решения, учитывающие интересы как предпринимателей, так и трудящихся. В предстоящем на лаж ивании такого партнерства трудно переоценить роль профсоюзов. Выполнение этой задачи означает, преж де всего, защи ту интересов трудящихся перед работодателями, руково дителями предприятий. Однако в последние годы профсо юзы чаще занимали другую, «классовую» , позицию; во мно гих случаях, когда по вине дирек тора предприятия рабочим не выплачивалась зарплата, профсоюзы требовали денег от государства, то есть фактически^ становились на сторону работодателя. От позиции профсоюзов во многом зависит и скорость реформирования предприятий, и его безболез ненность. Одновременно с подготовкой концепции реформы пред приятий Правительство должно разработать увязанные с ней мероприятия по обеспечению занятости, по развитию со циального партнерства. В этой связи вызывает тревогу за держ ка доработки проек та нового Трудового кодекса. В первом полугодии Правительство обязано внести этот за конопроек т в Государственную Думу. 4.2. Реформа налогообложения Ключевым элементом в создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций является налог о вая реформа . Действующее налоговое законодательство предусмат ривает огромное количество льгот по большинству сущес твующих видов налогов. Кроме того, сохраняется множ ест во индивидуальных льгот. Это способствует уклонению от налогооблож ения, в то время как честные плательщики под вергаются дискриминации. Частые изменения в налоговом законодательстве затруд няют планирование хозяйственной деятельности, ставят ма лые и средние предприятия на грань банкротства, создают серьезные трудности крупным предприятиям. Неполнота и • Противоречивость нашей налоговой системы расширяют возмож ности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. Несправедливость существующей налоговой системы фактически стимулирует уклонение от уплаты налогов. В ре зультате сокращаются доходы бюдж ета, затрудняется вы полнение государством своих обязательств перед граж да нами, уменьшаются возмож ности экономического роста. Создается ситуация, при которой капиталы идут не туда, где российск ая промышленность способна развиваться в соответствии с динамикой потребительского спроса, а туда, где мож но явно или тайно не платить налоги. При подготовке нормативных актов, относящихся к на логовой системе, необходимо предусмотреть следующие направления ее реформирования: — кардинальное упрощение налоговой системы, сок ра щение общего числа налогов и установление исчерпываю щего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российск ой Федерации; _выравнивание условий налогообложения за счет резко го сокращения числа налоговых льгот; — расширение базы налогооблож ения за счет распро странения реального налогового бремени на сферы, в ко торых больше всего практикуется уклонение от налогов; — выравнивание фактического уровня налогооблож ения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчис лений во внебюдж етные фонды) ; — установление предельных ставок для региональных и местных налогов; — сниж ение ставок штрафов и пеней; — кодификация правил, регламентирующих взаимоотно шения налогоплательщика и налоговых органов с целью ус транения противоречий граж данского и налогового законо дательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков. Для реализации этих принципов поручаю Правитель ству в марте тек ущего года внести в Государственную Думу проек т Налогового кодекса. Настоятельно рек о мендую депутатам принять его в этом году, чтобы как мож но ск орее дать российск им предприятиям долг о срочные налоговые ориентиры. После принятия Налогового кодекса любые изменения в систему налогооблож ения будут вноситься не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием закона о фе деральном бюдж ете на соответствующий год. Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям приведет к более справедливому распреде лению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать сниж ение номинальных ставок налогов. Важ нейшим результатом проведения налоговой рефор мы станет рост доходов бюджета, что существенно облег чит решение задачи сокращения бюджетного дефицита. 4.3. Регулирование естественных монополий Одна из важнейших проблем государственного регули рования экономики сегодня — контроль за естественными монополиями, преж де всего в таких отраслях, как элек троэнергетика, газовая промышленность, ж елезнодорож ный транспорт. Необоснованный рост цен и тарифов в этих отраслях в последние годы позволял естественным монополиям уве личивать издерж ки, не заботясь о повышении эффек тив ности. Здесь поддерж ивается излишняя занятость при за работной плате, намного превышающей среднюю. Не уре гулированы платеж но-расчетные отношения с потребите лями продукции и услуг естественных монополий. В резуль тате эта сфера стала одним из основных источников непла теж ей в народном хозяйстве, а высокие цены и тарифы на услуги естественных монополий существенно ограничива ют потенциал развития и конкурентоспособности россий ской промышленности. Слож ной проблемой остается субсидирование одних пот ребителей услуг естественных монополий за счет других. В наиболее тяж елом полож ении оказываются промышленные предприятия, на которые фактически возлагается дополни тельное бремя. При этом небюджетные дотации отдельным группам населения, образующиеся в результате такого пе рекрестного субсидирования, серьезно подрывают справед ливость всей системы социальной помощи, поскольку пре доставление дотаций через льготные тарифы, как правило, не зависит от реальной обеспеченности конкретных людей. Закон о естественных монополиях был принят в 1995 году. Президентскими указами было предусмотрено созда ние федеральных органов регулирования естественных мо нополий, но они до сих пор не укомплектованы кадрами и фактически не приступили к работе. Свою недоработку Пра вительство обязано устранить в 1997 году. Все органы ре гулирования естественных монополий должны приступить к работе не позднее середины текущего года. Поручаю Правительству в трехмесячный срок под готовить и утвердить принципы регулирования цен и контроля издерж ек естественных монополий, а такж е разработать необходимые нормативные док ументы. Долж ен быть обеспечен переход от применяемых в настоя щее время упрощенных схем контроля к регулированию, сти мулирующему сниж ение издержек. Под ж есткий контроль следует поставить инвестиционные фонды отраслей естес твенных монополий. Необходимо предусмотреть меры по переводу инвестиционного процесса в этих отраслях на' рыночные принципы. В течение месяца Правительством должна быть утвер ждена программа поэтапной ликвидации перекрестного суб сидирования. Задачей 1997 года является приближ ение цен и тарифов для получающих льготы потребителей к уровню покрытия издерж ек , а в 1998 году — переход на единые принципы ценообразования для всех групп потребителей. При необходимости сохранения субсидирования по соци альным причинам его следует обеспечивать за счет бюд жетных средств и в адресной форме. В течение первого полугодия 1997 года Правительство долж но подготовить и утвердить программу мер по струк турной перестройке, приватизации и усилению контроля в отраслях естественных монополий для обеспечения эффек тивного долгосрочного развития этого сек тора экономики и поддерж ания баланса интересов монопольных отраслей и отраслей обрабатывающей промышленности. Необходимо коренным образом пересмотреть практику работы представителей государства в органах управления предприятий — естественных монополий. Цель— значитель но повысить персональную ответственность этих предста вителей за реализацию государственных задач. 4.4. Совершенствование системырасчетов В последнее время в области расчетов усилились нега тивные тенденции. Объем просроченной задолж енности из меряется сотнями триллионов рублей, а значительная доля расчетов осуществляется в форме бартера или с помощью денежных суррогатов ( векселей, налоговых освобож дений и др.) . В этих условиях не приходится рассчитывать на эф фективное функционирование рыночных механизмов. Неплатеж и, бартер, денеж ные суррогаты — следствие плохого финансового управления, а нередко — результат сознательной политики руководителей предприятий, осу ществляемой при попустительстве, а то и при прямой под держ ке органов исполнительной власти разных уровней. Предприятия часто используют прирост денежных средств для непосредственного увеличения доходов ( зарплат, пре мий, дивидендов) , а не для устранения неплатеж ей и воз врата к денежным расчетам. Особая опасность заключается в распространении бар терных операций. На некоторых предприятиях их доля до стигает 60- 70 процентов. В таких условиях не только рас ширяются масштабы уклонения от налогов, но и цены теря ют характер надежных рыночных ориентиров, а базовые по казатели деятельности предприятий перестают отражать ре альное полож ение дел. Оздоровление системы расчетов возмож но только при двух условиях, выполнения которых я буду настоятельно тре бовать: — федеральные органы исполнительной власти и орга ны исполнительной власти субъектов Российской Федера ции должны в кратчайший срок отказаться от эмиссии де нежных суррогатов; — федеральные органы исполнительной власти должны занять ж есткую позицию по отношению к тем неплательщи кам налогов в бюдж ет и платеж ей во внебюдж етные фон ды, которые активно используют бартер и денеж ные сурро гаты в расчетах с партнерами, тем самым иск усственно со здавая ситуацию неплатеж еспособности перед бюдж етом. 4.5. Защита экономики отпреступности Неразвитость форм правового регулирования реформи руемой экономики, размытость границ деятельности госу дарства в экономической сфере, неподготовленность госу дарственных, в частности правоохранительных и судебных, органов к деятельности в принципиально новой эк ономи ческой обстановке создали благоприятные условия для рез кого роста криминального бизнеса, теневой экономики и коррупции. Надо откровенно признать: сегодня в России степень риска быть привлеченным к ответственности несопостави ма с получаемой от преступной деятельности прибылью. Проблема экономических преступлений и коррупции из чис то полицейской, какой она является в большинстве стран, перешла у нас в разряд политических. Преступный мир, по существу, бросил вызов государст ву, вступив с ним в открытую конкуренцию. Появилось не мало хорошо организованных преступных групп со своими мозговыми центрами, исполнителями, «судами» , «силовы ми подразделениями» . Эти преступные структуры расши ряют свое влияние, фактически осуществляют « регулиро вание» некоторых хозяйственных отношений, даж е «защи ту» собственников, но уже по своим, криминальным, прави лам. Экономическая преступность создала опасно высокий уровень общекриминального фона. Борьба преступных со обществ сопровож дается террористическими актами, пе рестрелками, заказными убийствами. Преступность в сфере экономики идет рука об руку с коррупцией — злоупотреблением властью в личных интере сах. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и неза конные действия бизнеса легального. Причем коррупция не сводится только к взяточничеству. Нередко используются разнообразные завуалированные формы подкупа чиновни ков и депутатов. Мы объявили войну экономической преступности и кор рупции, но по-настоящему так и не начали ее. Невыноси мые условия для криминального бизнеса государство так и не создало. Я не случайно говорю о государстве в целом. Уровень экономической преступности зависит в первую очередь от возмож ностей незаконного обогащения за счет средств го сударственного бюджета. Совершенствование системы ис полнения бюджета, сокращение объема полномочий чинов ников в распределении государственных ресурсов, отмена большинства льгот и налоговая реформа не входят в ком петенцию правоохранительных органов, однако именно ус пешное решение этих задач создаст необходимые предпо сылки для повышения эффективности их работы. Здесь осо бенно важно объединение усилий всех институтов государ ственной власти, всех политических сил. Огромная роль принадлеж ит палатам Федерального Со брания. Необходимо как можно быстрее принять законы, подрывающие базу экономической преступности и корруп ции, в частности законы о борьбе с коррупцией, об ответ ственности за легализацию преступных доходов. Однако но вые правовые нормы не должны открывать простор для про извола, грубых нарушений прав человека и гражданина. Общество ж дет от правоохранительных органов не ста тистических данных, а реальных действий. Ставка на отчет ность нередко ведет к подмене борьбы с наиболее опасны ми преступлениями борьбой с мелкими правонарушения ми. Известно также немало случаев, когда правоохранитель ные органы в погоне за «благополучной» статистикой не фик сируют преступления, необоснованно отказывают в возбуж дении уголовных дел. Особую роль в борьбе с экономической преступностью должны играть Государственная налоговая служба и Феде ральная служба налоговой полиции. Мировой опыт показы вает, что основной эффект в выявлении и привлечении к уголовной ответственности крупных криминальных дельцов дает строж айший контроль за соблюдением налогового за конодательства. Но с этой задачей данные ведомства справ ляются пока неудовлетворительно, например, не сопостав ляются декларации о доходах собственников роскошных особняков со стоимостью их недвиж имости. Что это — не компетентность или коррупция? Конечное звено в механизме ответственности за пре ступления — уголовная юстиция. Судебная власть долж на в полной мере осознать, что ее роль не менее ключевая, чем у правоохранительных органов. Эк стренные меры по дек риминализации эк ономи ческ ой ж изни и лик видации условий , питающ их к ор рупцию , долж ны быть предприняты по всем направ лениям. 1. Необходимо обеспечить равенство условий хозяйство вания, подконтрольность всех каналов расходования госу дарственных средств. О важнейших мерах, направленных на решение этих задач, подробно говорилось выше. Любые действия должностных лиц, использующих закры тые, неподконтрольные, внеконкурсные процедуры распре деления государственных ресурсов, должны рассматривать ся как прямое содействие коррупции. Необходимо существенно снизить в хозяйственной сфере объем разрешительного принципа, заменяя его уведоми тельным, а также установить строгую ответственность до лжностных лиц федеральных, региональных органов испол нительной власти и органов местного самоуправления за превышение установленных сроков согласования решений по хозяйственным вопросам. Следует предусмотреть и другие меры: внесение платы за согласование исключительно в бюджет, а не в ведом ственные внебюджетные фонды; ж есткое ограничение ее размеров; составление исчерпывающих списков лицензи руемых видов деятельности. Соответствующие меры долж но выработать Правительство. 2. От Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, других пра воохранительных органов требую в полной мере реализо вать потенциал нового уголовного законодательства. Кро ме того, надо освободить оперативных и следственных ра ботников от обилия отчетных документов. Они должны вы полнять прежде всего свои прямые обязанности. Для эффек тивной борьбы с экономической преступ ностью и коррупцией необходимо выявлять вдохновителей и организаторов преступлений, так называемых «крестных отцов» , а не только рядовых исполнителей. 3. Правоохранительные органы должны наладить регу лярное и широкое информирование не вообще об опера циях и числе задержанных, а о выявленных преступлениях, о делах, по которым закончено предварительное следст вие. При этом важны характер предъявляемых обвинений и то, кому они предъявлены. 4. Государственной Думе следует прилож ить все уси лия, чтобы как можно ск орее принять новый Уголовно-про цессуальный кодекс. Генеральной прокуратуре необходи мо скоординировать подготовку правоохранительных орга нов к введению его в действие. 5. Нужно активизировать работу по подготовке и приня тию других законов, подрывающих корни экономической преступности и коррупции. Необходим, в частности, закон о контроле за соответствием реальных и декларируемых доходов физических лиц, предусматривающий уж есточение мер ответственности в случае обмана государства, в том числе конфискацию имущества. В первом полугодии теку щего года Правительство долж но внести проект такого за кона в Государственную Думу. Вместе с тем надо в полную силу использовать действующее законодательство, в час тности, для контроля за соответствием имущества, особен но недвиж имого, декларируемым доходам. 6. Наступление на экономическую преступность и кор рупцию долж но сопровож даться одновременным ударом по предательству, очищением самих правоохранительных ор ганов. Требуется резкая активизация деятельности подраз делений собственной безопасности в этих органах. Спец службы должны сосредоточиться на выявлении и пресече нии фактов коррупции в правоохранительных органах и су дах. Для общества далеко не безразлично, кто осуществляет правосудие. На белых одеждах Фемиды не долж но быть пя тен. Квалификационные коллегии судей обязаны тщатель нее и строж е контролировать чистоту судейского корпуса. В этой работе нужна полная гласность. 7. Предлагаю Верховному Суду и Высшему Арбитраж но му Суду специально рассмотреть вопрос о том, какую роль могут сыграть суды в декриминализации экономической жизни. Честных судей, оперативных и следственных работ ников правоохранительных органов, не сомневаюсь, — боль шинство. Но не секрет, что у многих из них сохранился не гативный опыт прошлого, когда существовали « неприкаса емые» фигуры. Этот синдром долж ен быть преодолен. Если следы преступления ведут в «высокие» кабинеты, надо и в этих случаях действовать строго по закону. Иное поведе ние долж но расцениваться как нарушение служ ебного до лга, трусость и непрофессионализм. Наведение порядка в государственном регулировании экономики приведет к утверж дению справедливых, единых для всех правил экономической деятельности, к созданию твердых гарантий государства для каждого предпринима теля. Это будет означать реж им максимального благоприят ствования для любого законного бизнеса, стремящегося к производству товаров и услуг, пользующихся спросом пот ребителя. Такой режим будет стимулировать расширение производства, повышение его эффек тивности и качества, сниж ение цен, создание новых рабочих мест. Вместе с улучшением работы органов государственной власти и повышением финансовой дисциплины упорядоче ние государственного регулирования экономики создаст не обходимые предпосылки для экономического подъема Рос сии, станет основой для реализации подготовленной Пра вительством среднесрочной программы на 1997— 2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост» . По мере экономического подъема будут расширяться возмож ности для увеличения социальной помощи нуждаю щимся, для полноценной государственной поддерж ки куль туры, образования, фундаментальной науки, здравоохране- 5 . Три уровня влааи - три уровня огвегегвеииосгн Установление правового порядка в России предполага ет обеспечение беспрепятственного прохождения управлен ческих «импульсов» и надежную обратную связь по всей вер тикали — от федерального центра до органов местного са моуправления. Незавершенность строительства российского федерализма делает налаж ивание такой системы особен но сложным. Нечеткость нормативно-правового разграничения пред метов совместного ведения федерального центра и субъ ектов Российской Федерации, неопределенность финансо вой и ресурсной базы соответствующих полномочий «раз мывают» границы ответственности за экономические и по литические последствия принимаемых на разных уровнях решений. В результате разрушается единство правового простран ства страны, падает эффек тивность работы как федераль ных органов власти, так и органов власти субъектов Феде рации, тормозятся назревшие социально- эк ономическ ие реформы, ухудшаются условия ж изни большинства людей. 5 . 1. Защита общероссийского правового пространства Единое правовое пространство не означает полного еди нообразия на всей территории страны. Это и нереально, и вредно, и неконституционно. Есть масса вопросов, которые субъекты Федерации, местные сообщества должны решать так, как им подсказывают исторические, культурные, этни ческие, природные и другие особенности. Однако не мо ж ет быть единог о г осуда рства бе з универсальных , общ их для всех , принципов ж изни. Пок а мы единое правовое пространство не обустроили . Наиболее яркие признаки этого — принятие органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления актов, противоречащих федераль ному законодательству и нарушающих Конституцию Россий ской Федерации, несоблюдение или неисполнение феде ральных законов, указов Президента, судебных решений. Начиная с середины 1995 года в Министерство юстиции поступило более 14 тысяч нормативных правовых актов, принятых в субъектах Федерации. Большинство из них не соответствует Конституции и федеральному законодатель ству. Практикуется издание субъек тами Федерации право вых актов по предметам исключительного ведения Россий ской Федерации. Часто искаж ается смысл федеральных законов. Федеральное законодательство, к сож алению, пока не предоставило в руки федеральных контрольных и надзор ных структур более мощные рычаги реагирования. Эту за дачу необходимо решить как мож но ск орее. Но и действую щее законодательство органы прокуратуры и юстиции ис пользуют явно недостаточно. Набор методов их воздейст вия сводится в основном к протестам, которые зачастую игнорируются. В то же время прокуроры и органы юстиции вправе обращаться от имени Российской Федерации в суд с исками о нарушении законодательства государственны ми органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Но это право используется очень редко. Министерство юстиции в лучшем случае ограничивает ся констатацией нарушений. А ведь у этого Министерства есть территориальные органы, которые могли предостеречь от нарушений еще на стадии подготовки того или иного ре шения. Механизм защ иты единог о правовог о простран ст ва России долж ен заработать в нынеш нем году. Уже дано поручение обусловливать подписание догово ров о разграничении предметов ведения и полномочий про ведением экспертизы соответствия нормативных актов субъ екта Федерации Конституции России и федеральному за конодательству. Это условие долж но соблюдаться неукос нительно. Правительству в ближ айшее время необходимо выявить и систематизировать основные правовые дефекты консти туций и уставов субъектов Федерации и подготовить за просы в Конституционный Суд. Генеральная прокуратура и Министерство юстиции до лжны дать указания своим территориальным подразделе ниям об обязательности судебного оспаривания незакон ных нормативных актов, принимаемых органами власти и долж ностными лицами субъек тов Федерации и органами местного самоуправления, если иные способы реагирова ния не достигают цели. Еще в июне 1996 года Указом Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» Генеральной прокуратуре и Глав ному контрольному управлению Президента поручалось вно сить представления о наказании руководителей федераль ных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти субъектов Федерации, нарушающих федеральное за конодательство и указы Президента, а такж е судебные ре шения. Считаю также, что вопросы о прак тике принятия органа ми власти субъектов Федерации актов, противоречащих Кон ституции России и федеральному законодательству, а так же о несоблюдении долж ностными лицами федеральных за конов, указов Президента, судебных решений должны стать предметом рассмотрения Совета Федерации. Верхняя па лата парламента — не просто собрание представителей регионов. Это одна из главных частей механизма федераль ной власти. Двойной статус членов Совета Федерации тре бует от них равного подхода и к актам структур федераль ной власти, и к своим собственным решениям. (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz