Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1 »ЖР1а ^ 997 «г-/ № 55-56 (1369-1370) Ф е д е р а л ь н о м у С о б р а н и ю Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ) (Продолжение. Начало на 3-4 стр.) ^ Г о сударственная власть до си х пор не выполняет своей г лавной задачи по рег улированию рыночной эк ономик и — не формирует реж им мак симальног о благ оприятствования п редп рин имательск ому п оведению , соответствующему ин ­ тересам потребителя. Недоп устимо полож ение, при к ото ­ ром к онсервация отсталости на своем предприятии для ру ­ к оводителя выг однее, чем п овышение эффек тивности п ро ­ изводства. Государство не мож ет и не долж но п рямо вмешиваться во внутренние дела частных предприятий , но обязано со ­ здавать стимулы для их реформирования. Приоритетными задачами Правительства , обеспе - ^ ■■ивающ ими проведение реформы предприятий в 1 9 9 7 ^ ^ од у , долж ны стать: — защита прав ак ционеров, четк ое разг раничение прав и ответственности собственн и к ов и управляющих, совер - • шенствование механи змов к орпоративног о управления; — ук репление к онтрак тног о права, то есть правовая за ­ щита дог оворных отношений ; — создание эффек тивног о механи зма управления п ред ­ приятиями , п олностью или частично находящимися в г осу ­ дарственной собственн ости ; — повышение качества подготовки нового поколения ме ­ недж еров. Принципиально важен вопрос о собственности на земель­ ные участки, занимаемые предприятиями. Мы не мож ем рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будут обеспечены права собственности и рыночный обо­ рот земельных участков. Очень важно обеспечить предос­ тавление участков в собственность под новое строительст­ во, максимально облегчить процедуры необходимых согла ­ сований. Поручаю Правительству до 1 августа текущего года раз ­ работать и внести в Государственную Думу законопроекты о правах собственности и рыночном обороте несельскохо­ зяйственных земель. В эти же сроки будет подготовлен ана- • огичный указ Президента, которым надо руководствовать- я до принятия соответствующих законов. До сих пор не урегулирована проблема сельскохозяй­ ственных земель. Считаю, что Правительство недопусти- ^ ^ мо затянуло реализацию полож ений прош лог однег о ^ АУ к а з а о к онституционных правах грахсдан на землю . Необходимым условием активизации инвестиционного 'процесса и улучшения качества управления предприятиями становится реформа системы бухгалтерского учета. Дей ­ ствующая система устарела, она не обеспечивает необхо­ димой информацией ни управляющих, ни собственников, ни инвесторов. Разговоры о переходе на международные стандарты бухгалтерского учета ведутся уже пять лет, но до сих пор результатов нет. Правительство обязано до 1 сен ­ тября текущего года разработать программу и необходи­ мые нормативные документы для перехода с 1998 года на новые принципы бухгалтерского учета. Активизировать процесс реформирования предприятий — одна из основных задач Правительства на текущий год. Концепция реформы предприятий должна быть подготов­ лена Правительством в двухмесячный срок . Реформирование предприятий и их переориентация на повышение эффек тивности неизбеж но выдвинут в число первоочередных проблему обеспечения занятости . Раз ­ работк у действенных мер, направленных на ее решение, необходимо начинать уже сегодня. За этой работой будет осуществляться постоянный президентский контроль. Структурная перестройк а экономики, включая реоргани­ зацию убыточных предприятий, будет сопровож даться зна ­ чительным увеличением подвижности рабочей силы на рынке труда. Для того чтобы это не обернулось массовой безра ­ ботицей, долж на быть подготовлена развернутая инфра­ структура рынка труда, система переподготовки кадров, тру­ доустройства, помощи безработным. Сегодня государствен­ ная поддерж ка убыточных предприятий зачастую является крайне неэффективной формой помощи людям, фактиче­ ски ставшим безработными. Особую опасность представляет неразвитость инфра­ структуры, обслуж ивающей рынок труда, при проведении структурной перестройки на так называемых градообразу­ ющих предприятиях. Одним из важ нейших условий безболезненного функци­ онирования рынка труда является полноценный рынок жилья. Любой россиянин, поставленный перед необходимостью смены рабочего места, долж ен иметь возмож ность продать свое ж илье и купить его там, где он нашел новую работу. Механизмы купли-продажи жилья, кредитования и залога должны быть надеж но защищены от преступности, доступ ­ ны и понятны каждому гражданину. Реформа ж илищно-ком­ мунального хозяйства — крайне важный шаг в нормализа ­ ции рынка жилья, а значит, и рынка труда. Огромное значение имеет развитие социального парт­ нерства, которое под эгидой государства позволяет нахо- 1 ^ дить компромиссные решения, учитывающие интересы как предпринимателей, так и трудящихся. В предстоящем на­ лаж ивании такого партнерства трудно переоценить роль профсоюзов. Выполнение этой задачи означает, преж де всего, защи ­ ту интересов трудящихся перед работодателями, руково­ дителями предприятий. Однако в последние годы профсо­ юзы чаще занимали другую, «классовую» , позицию; во мно­ гих случаях, когда по вине дирек тора предприятия рабочим не выплачивалась зарплата, профсоюзы требовали денег от государства, то есть фактически^ становились на сторону работодателя. От позиции профсоюзов во многом зависит и скорость реформирования предприятий, и его безболез ­ ненность. Одновременно с подготовкой концепции реформы пред­ приятий Правительство должно разработать увязанные с ней мероприятия по обеспечению занятости, по развитию со ­ циального партнерства. В этой связи вызывает тревогу за ­ держ ка доработки проек та нового Трудового кодекса. В первом полугодии Правительство обязано внести этот за ­ конопроек т в Государственную Думу. 4.2. Реформа налогообложения Ключевым элементом в создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций является налог о ­ вая реформа . Действующее налоговое законодательство предусмат­ ривает огромное количество льгот по большинству сущес­ твующих видов налогов. Кроме того, сохраняется множ ест­ во индивидуальных льгот. Это способствует уклонению от налогооблож ения, в то время как честные плательщики под­ вергаются дискриминации. Частые изменения в налоговом законодательстве затруд­ няют планирование хозяйственной деятельности, ставят ма ­ лые и средние предприятия на грань банкротства, создают серьезные трудности крупным предприятиям. Неполнота и • Противоречивость нашей налоговой системы расширяют возмож ности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. Несправедливость существующей налоговой системы фактически стимулирует уклонение от уплаты налогов. В ре ­ зультате сокращаются доходы бюдж ета, затрудняется вы­ полнение государством своих обязательств перед граж да­ нами, уменьшаются возмож ности экономического роста. Создается ситуация, при которой капиталы идут не туда, где российск ая промышленность способна развиваться в соответствии с динамикой потребительского спроса, а туда, где мож но явно или тайно не платить налоги. При подготовке нормативных актов, относящихся к на­ логовой системе, необходимо предусмотреть следующие направления ее реформирования: — кардинальное упрощение налоговой системы, сок ра ­ щение общего числа налогов и установление исчерпываю­ щего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российск ой Федерации; _выравнивание условий налогообложения за счет резко­ го сокращения числа налоговых льгот; — расширение базы налогооблож ения за счет распро­ странения реального налогового бремени на сферы, в ко­ торых больше всего практикуется уклонение от налогов; — выравнивание фактического уровня налогооблож ения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчис­ лений во внебюдж етные фонды) ; — установление предельных ставок для региональных и местных налогов; — сниж ение ставок штрафов и пеней; — кодификация правил, регламентирующих взаимоотно­ шения налогоплательщика и налоговых органов с целью ус­ транения противоречий граж данского и налогового законо­ дательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков. Для реализации этих принципов поручаю Правитель­ ству в марте тек ущего года внести в Государственную Думу проек т Налогового кодекса. Настоятельно рек о­ мендую депутатам принять его в этом году, чтобы как мож но ск орее дать российск им предприятиям долг о­ срочные налоговые ориентиры. После принятия Налогового кодекса любые изменения в систему налогооблож ения будут вноситься не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием закона о фе ­ деральном бюдж ете на соответствующий год. Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям приведет к более справедливому распреде ­ лению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать сниж ение номинальных ставок налогов. Важ нейшим результатом проведения налоговой рефор­ мы станет рост доходов бюджета, что существенно облег ­ чит решение задачи сокращения бюджетного дефицита. 4.3. Регулирование естественных монополий Одна из важнейших проблем государственного регули­ рования экономики сегодня — контроль за естественными монополиями, преж де всего в таких отраслях, как элек ­ троэнергетика, газовая промышленность, ж елезнодорож ный транспорт. Необоснованный рост цен и тарифов в этих отраслях в последние годы позволял естественным монополиям уве ­ личивать издерж ки, не заботясь о повышении эффек тив­ ности. Здесь поддерж ивается излишняя занятость при за ­ работной плате, намного превышающей среднюю. Не уре ­ гулированы платеж но-расчетные отношения с потребите ­ лями продукции и услуг естественных монополий. В резуль­ тате эта сфера стала одним из основных источников непла­ теж ей в народном хозяйстве, а высокие цены и тарифы на услуги естественных монополий существенно ограничива­ ют потенциал развития и конкурентоспособности россий ­ ской промышленности. Слож ной проблемой остается субсидирование одних пот­ ребителей услуг естественных монополий за счет других. В наиболее тяж елом полож ении оказываются промышленные предприятия, на которые фактически возлагается дополни­ тельное бремя. При этом небюджетные дотации отдельным группам населения, образующиеся в результате такого пе ­ рекрестного субсидирования, серьезно подрывают справед­ ливость всей системы социальной помощи, поскольку пре­ доставление дотаций через льготные тарифы, как правило, не зависит от реальной обеспеченности конкретных людей. Закон о естественных монополиях был принят в 1995 году. Президентскими указами было предусмотрено созда ­ ние федеральных органов регулирования естественных мо­ нополий, но они до сих пор не укомплектованы кадрами и фактически не приступили к работе. Свою недоработку Пра­ вительство обязано устранить в 1997 году. Все органы ре ­ гулирования естественных монополий должны приступить к работе не позднее середины текущего года. Поручаю Правительству в трехмесячный срок под­ готовить и утвердить принципы регулирования цен и контроля издерж ек естественных монополий, а такж е разработать необходимые нормативные док ументы. Долж ен быть обеспечен переход от применяемых в настоя­ щее время упрощенных схем контроля к регулированию, сти­ мулирующему сниж ение издержек. Под ж есткий контроль следует поставить инвестиционные фонды отраслей естес­ твенных монополий. Необходимо предусмотреть меры по переводу инвестиционного процесса в этих отраслях на' рыночные принципы. В течение месяца Правительством должна быть утвер­ ждена программа поэтапной ликвидации перекрестного суб­ сидирования. Задачей 1997 года является приближ ение цен и тарифов для получающих льготы потребителей к уровню покрытия издерж ек , а в 1998 году — переход на единые принципы ценообразования для всех групп потребителей. При необходимости сохранения субсидирования по соци ­ альным причинам его следует обеспечивать за счет бюд­ жетных средств и в адресной форме. В течение первого полугодия 1997 года Правительство долж но подготовить и утвердить программу мер по струк ­ турной перестройке, приватизации и усилению контроля в отраслях естественных монополий для обеспечения эффек ­ тивного долгосрочного развития этого сек тора экономики и поддерж ания баланса интересов монопольных отраслей и отраслей обрабатывающей промышленности. Необходимо коренным образом пересмотреть практику работы представителей государства в органах управления предприятий — естественных монополий. Цель— значитель­ но повысить персональную ответственность этих предста ­ вителей за реализацию государственных задач. 4.4. Совершенствование системырасчетов В последнее время в области расчетов усилились нега­ тивные тенденции. Объем просроченной задолж енности из­ меряется сотнями триллионов рублей, а значительная доля расчетов осуществляется в форме бартера или с помощью денежных суррогатов ( векселей, налоговых освобож дений и др.) . В этих условиях не приходится рассчитывать на эф­ фективное функционирование рыночных механизмов. Неплатеж и, бартер, денеж ные суррогаты — следствие плохого финансового управления, а нередко — результат сознательной политики руководителей предприятий, осу­ ществляемой при попустительстве, а то и при прямой под­ держ ке органов исполнительной власти разных уровней. Предприятия часто используют прирост денежных средств для непосредственного увеличения доходов ( зарплат, пре ­ мий, дивидендов) , а не для устранения неплатеж ей и воз ­ врата к денежным расчетам. Особая опасность заключается в распространении бар­ терных операций. На некоторых предприятиях их доля до­ стигает 60- 70 процентов. В таких условиях не только рас­ ширяются масштабы уклонения от налогов, но и цены теря­ ют характер надежных рыночных ориентиров, а базовые по­ казатели деятельности предприятий перестают отражать ре ­ альное полож ение дел. Оздоровление системы расчетов возмож но только при двух условиях, выполнения которых я буду настоятельно тре ­ бовать: — федеральные органы исполнительной власти и орга ­ ны исполнительной власти субъектов Российской Федера ­ ции должны в кратчайший срок отказаться от эмиссии де ­ нежных суррогатов; — федеральные органы исполнительной власти должны занять ж есткую позицию по отношению к тем неплательщи­ кам налогов в бюдж ет и платеж ей во внебюдж етные фон­ ды, которые активно используют бартер и денеж ные сурро­ гаты в расчетах с партнерами, тем самым иск усственно со ­ здавая ситуацию неплатеж еспособности перед бюдж етом. 4.5. Защита экономики отпреступности Неразвитость форм правового регулирования реформи­ руемой экономики, размытость границ деятельности госу­ дарства в экономической сфере, неподготовленность госу­ дарственных, в частности правоохранительных и судебных, органов к деятельности в принципиально новой эк ономи­ ческой обстановке создали благоприятные условия для рез ­ кого роста криминального бизнеса, теневой экономики и коррупции. Надо откровенно признать: сегодня в России степень риска быть привлеченным к ответственности несопостави­ ма с получаемой от преступной деятельности прибылью. Проблема экономических преступлений и коррупции из чис­ то полицейской, какой она является в большинстве стран, перешла у нас в разряд политических. Преступный мир, по существу, бросил вызов государст ­ ву, вступив с ним в открытую конкуренцию. Появилось не ­ мало хорошо организованных преступных групп со своими мозговыми центрами, исполнителями, «судами» , «силовы­ ми подразделениями» . Эти преступные структуры расши­ ряют свое влияние, фактически осуществляют « регулиро­ вание» некоторых хозяйственных отношений, даж е «защи­ ту» собственников, но уже по своим, криминальным, прави­ лам. Экономическая преступность создала опасно высокий уровень общекриминального фона. Борьба преступных со ­ обществ сопровож дается террористическими актами, пе­ рестрелками, заказными убийствами. Преступность в сфере экономики идет рука об руку с коррупцией — злоупотреблением властью в личных интере­ сах. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и неза ­ конные действия бизнеса легального. Причем коррупция не сводится только к взяточничеству. Нередко используются разнообразные завуалированные формы подкупа чиновни­ ков и депутатов. Мы объявили войну экономической преступности и кор­ рупции, но по-настоящему так и не начали ее. Невыноси­ мые условия для криминального бизнеса государство так и не создало. Я не случайно говорю о государстве в целом. Уровень экономической преступности зависит в первую очередь от возмож ностей незаконного обогащения за счет средств го­ сударственного бюджета. Совершенствование системы ис­ полнения бюджета, сокращение объема полномочий чинов­ ников в распределении государственных ресурсов, отмена большинства льгот и налоговая реформа не входят в ком­ петенцию правоохранительных органов, однако именно ус­ пешное решение этих задач создаст необходимые предпо­ сылки для повышения эффективности их работы. Здесь осо­ бенно важно объединение усилий всех институтов государ­ ственной власти, всех политических сил. Огромная роль принадлеж ит палатам Федерального Со ­ брания. Необходимо как можно быстрее принять законы, подрывающие базу экономической преступности и корруп­ ции, в частности законы о борьбе с коррупцией, об ответ­ ственности за легализацию преступных доходов. Однако но­ вые правовые нормы не должны открывать простор для про­ извола, грубых нарушений прав человека и гражданина. Общество ж дет от правоохранительных органов не ста ­ тистических данных, а реальных действий. Ставка на отчет­ ность нередко ведет к подмене борьбы с наиболее опасны­ ми преступлениями борьбой с мелкими правонарушения­ ми. Известно также немало случаев, когда правоохранитель­ ные органы в погоне за «благополучной» статистикой не фик ­ сируют преступления, необоснованно отказывают в возбуж ­ дении уголовных дел. Особую роль в борьбе с экономической преступностью должны играть Государственная налоговая служба и Феде ­ ральная служба налоговой полиции. Мировой опыт показы­ вает, что основной эффект в выявлении и привлечении к уголовной ответственности крупных криминальных дельцов дает строж айший контроль за соблюдением налогового за ­ конодательства. Но с этой задачей данные ведомства справ­ ляются пока неудовлетворительно, например, не сопостав­ ляются декларации о доходах собственников роскошных особняков со стоимостью их недвиж имости. Что это — не ­ компетентность или коррупция? Конечное звено в механизме ответственности за пре­ ступления — уголовная юстиция. Судебная власть долж на в полной мере осознать, что ее роль не менее ключевая, чем у правоохранительных органов. Эк стренные меры по дек риминализации эк ономи ­ ческ ой ж изни и лик видации условий , питающ их к ор ­ рупцию , долж ны быть предприняты по всем направ­ лениям. 1. Необходимо обеспечить равенство условий хозяйство­ вания, подконтрольность всех каналов расходования госу­ дарственных средств. О важнейших мерах, направленных на решение этих задач, подробно говорилось выше. Любые действия должностных лиц, использующих закры­ тые, неподконтрольные, внеконкурсные процедуры распре ­ деления государственных ресурсов, должны рассматривать­ ся как прямое содействие коррупции. Необходимо существенно снизить в хозяйственной сфере объем разрешительного принципа, заменяя его уведоми­ тельным, а также установить строгую ответственность до­ лжностных лиц федеральных, региональных органов испол­ нительной власти и органов местного самоуправления за превышение установленных сроков согласования решений по хозяйственным вопросам. Следует предусмотреть и другие меры: внесение платы за согласование исключительно в бюджет, а не в ведом­ ственные внебюджетные фонды; ж есткое ограничение ее размеров; составление исчерпывающих списков лицензи­ руемых видов деятельности. Соответствующие меры долж ­ но выработать Правительство. 2. От Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, других пра ­ воохранительных органов требую в полной мере реализо­ вать потенциал нового уголовного законодательства. Кро­ ме того, надо освободить оперативных и следственных ра ­ ботников от обилия отчетных документов. Они должны вы­ полнять прежде всего свои прямые обязанности. Для эффек тивной борьбы с экономической преступ ­ ностью и коррупцией необходимо выявлять вдохновителей и организаторов преступлений, так называемых «крестных отцов» , а не только рядовых исполнителей. 3. Правоохранительные органы должны наладить регу­ лярное и широкое информирование не вообще об опера ­ циях и числе задержанных, а о выявленных преступлениях, о делах, по которым закончено предварительное следст ­ вие. При этом важны характер предъявляемых обвинений и то, кому они предъявлены. 4. Государственной Думе следует прилож ить все уси ­ лия, чтобы как можно ск орее принять новый Уголовно-про­ цессуальный кодекс. Генеральной прокуратуре необходи­ мо скоординировать подготовку правоохранительных орга ­ нов к введению его в действие. 5. Нужно активизировать работу по подготовке и приня­ тию других законов, подрывающих корни экономической преступности и коррупции. Необходим, в частности, закон о контроле за соответствием реальных и декларируемых доходов физических лиц, предусматривающий уж есточение мер ответственности в случае обмана государства, в том числе конфискацию имущества. В первом полугодии теку­ щего года Правительство долж но внести проект такого за ­ кона в Государственную Думу. Вместе с тем надо в полную силу использовать действующее законодательство, в час­ тности, для контроля за соответствием имущества, особен ­ но недвиж имого, декларируемым доходам. 6. Наступление на экономическую преступность и кор­ рупцию долж но сопровож даться одновременным ударом по предательству, очищением самих правоохранительных ор ­ ганов. Требуется резкая активизация деятельности подраз ­ делений собственной безопасности в этих органах. Спец ­ службы должны сосредоточиться на выявлении и пресече ­ нии фактов коррупции в правоохранительных органах и су ­ дах. Для общества далеко не безразлично, кто осуществляет правосудие. На белых одеждах Фемиды не долж но быть пя­ тен. Квалификационные коллегии судей обязаны тщатель­ нее и строж е контролировать чистоту судейского корпуса. В этой работе нужна полная гласность. 7. Предлагаю Верховному Суду и Высшему Арбитраж но­ му Суду специально рассмотреть вопрос о том, какую роль могут сыграть суды в декриминализации экономической жизни. Честных судей, оперативных и следственных работ ­ ников правоохранительных органов, не сомневаюсь, — боль­ шинство. Но не секрет, что у многих из них сохранился не ­ гативный опыт прошлого, когда существовали « неприкаса­ емые» фигуры. Этот синдром долж ен быть преодолен. Если следы преступления ведут в «высокие» кабинеты, надо и в этих случаях действовать строго по закону. Иное поведе ­ ние долж но расцениваться как нарушение служ ебного до ­ лга, трусость и непрофессионализм. Наведение порядка в государственном регулировании экономики приведет к утверж дению справедливых, единых для всех правил экономической деятельности, к созданию твердых гарантий государства для каждого предпринима ­ теля. Это будет означать реж им максимального благоприят­ ствования для любого законного бизнеса, стремящегося к производству товаров и услуг, пользующихся спросом пот­ ребителя. Такой режим будет стимулировать расширение производства, повышение его эффек тивности и качества, сниж ение цен, создание новых рабочих мест. Вместе с улучшением работы органов государственной власти и повышением финансовой дисциплины упорядоче­ ние государственного регулирования экономики создаст не­ обходимые предпосылки для экономического подъема Рос­ сии, станет основой для реализации подготовленной Пра ­ вительством среднесрочной программы на 1997— 2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост» . По мере экономического подъема будут расширяться возмож ности для увеличения социальной помощи нуждаю­ щимся, для полноценной государственной поддерж ки куль­ туры, образования, фундаментальной науки, здравоохране- 5 . Три уровня влааи - три уровня огвегегвеииосгн Установление правового порядка в России предполага­ ет обеспечение беспрепятственного прохождения управлен­ ческих «импульсов» и надежную обратную связь по всей вер­ тикали — от федерального центра до органов местного са ­ моуправления. Незавершенность строительства российского федерализма делает налаж ивание такой системы особен ­ но сложным. Нечеткость нормативно-правового разграничения пред­ метов совместного ведения федерального центра и субъ­ ектов Российской Федерации, неопределенность финансо­ вой и ресурсной базы соответствующих полномочий «раз­ мывают» границы ответственности за экономические и по­ литические последствия принимаемых на разных уровнях решений. В результате разрушается единство правового простран­ ства страны, падает эффек тивность работы как федераль­ ных органов власти, так и органов власти субъектов Феде ­ рации, тормозятся назревшие социально- эк ономическ ие реформы, ухудшаются условия ж изни большинства людей. 5 . 1. Защита общероссийского правового пространства Единое правовое пространство не означает полного еди­ нообразия на всей территории страны. Это и нереально, и вредно, и неконституционно. Есть масса вопросов, которые субъекты Федерации, местные сообщества должны решать так, как им подсказывают исторические, культурные, этни ­ ческие, природные и другие особенности. Однако не мо ­ ж ет быть единог о г осуда рства бе з универсальных , общ их для всех , принципов ж изни. Пок а мы единое правовое пространство не обустроили . Наиболее яркие признаки этого — принятие органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления актов, противоречащих федераль­ ному законодательству и нарушающих Конституцию Россий ­ ской Федерации, несоблюдение или неисполнение феде ­ ральных законов, указов Президента, судебных решений. Начиная с середины 1995 года в Министерство юстиции поступило более 14 тысяч нормативных правовых актов, принятых в субъектах Федерации. Большинство из них не соответствует Конституции и федеральному законодатель­ ству. Практикуется издание субъек тами Федерации право­ вых актов по предметам исключительного ведения Россий ­ ской Федерации. Часто искаж ается смысл федеральных законов. Федеральное законодательство, к сож алению, пока не предоставило в руки федеральных контрольных и надзор­ ных структур более мощные рычаги реагирования. Эту за ­ дачу необходимо решить как мож но ск орее. Но и действую­ щее законодательство органы прокуратуры и юстиции ис­ пользуют явно недостаточно. Набор методов их воздейст ­ вия сводится в основном к протестам, которые зачастую игнорируются. В то же время прокуроры и органы юстиции вправе обращаться от имени Российской Федерации в суд с исками о нарушении законодательства государственны­ ми органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Но это право используется очень редко. Министерство юстиции в лучшем случае ограничивает­ ся констатацией нарушений. А ведь у этого Министерства есть территориальные органы, которые могли предостеречь от нарушений еще на стадии подготовки того или иного ре ­ шения. Механизм защ иты единог о правовог о простран ст ­ ва России долж ен заработать в нынеш нем году. Уже дано поручение обусловливать подписание догово­ ров о разграничении предметов ведения и полномочий про­ ведением экспертизы соответствия нормативных актов субъ­ екта Федерации Конституции России и федеральному за ­ конодательству. Это условие долж но соблюдаться неукос­ нительно. Правительству в ближ айшее время необходимо выявить и систематизировать основные правовые дефекты консти­ туций и уставов субъектов Федерации и подготовить за ­ просы в Конституционный Суд. Генеральная прокуратура и Министерство юстиции до ­ лжны дать указания своим территориальным подразделе ­ ниям об обязательности судебного оспаривания незакон­ ных нормативных актов, принимаемых органами власти и долж ностными лицами субъек тов Федерации и органами местного самоуправления, если иные способы реагирова ­ ния не достигают цели. Еще в июне 1996 года Указом Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» Генеральной прокуратуре и Глав­ ному контрольному управлению Президента поручалось вно­ сить представления о наказании руководителей федераль­ ных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти субъектов Федерации, нарушающих федеральное за ­ конодательство и указы Президента, а такж е судебные ре ­ шения. Считаю также, что вопросы о прак тике принятия органа ­ ми власти субъектов Федерации актов, противоречащих Кон­ ституции России и федеральному законодательству, а так ­ же о несоблюдении долж ностными лицами федеральных за ­ конов, указов Президента, судебных решений должны стать предметом рассмотрения Совета Федерации. Верхняя па ­ лата парламента — не просто собрание представителей регионов. Это одна из главных частей механизма федераль­ ной власти. Двойной статус членов Совета Федерации тре ­ бует от них равного подхода и к актам структур федераль­ ной власти, и к своим собственным решениям. (Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz