Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

И П Е Ц К А Я га;зета 21 марта 1997 г., № 55-56 (1369-1370) I (Продолжение. Начало на 3-й стр.) 2.3. Усиление контрольной функции государства Одной из г лавных причин, порож дающих возник новение острейши х социальных п роблем в стране, стал к райне н е ­ эффек тивный к онтроль за к ачеством управления, за исполнительск ой дисциплиной , соблюдением зак онов, друг их нормативных ак тов, а так ж е судебных реш е ­ ний. У нас существует множ ество ведомственных и вневедом­ ственных контролирующих структур, кроме того, контроль­ ные и надзорные функции имеют правоохранительные ор­ ганы. Но если сопоставить их численность с результатами работы, в частности с динамикой нарушений, с количест­ вом привлеченных к административной и дисциплинарной ответственности долж ностных лиц, итог окаж ется неутеши­ тельным. Более того, нередко работники контрольных и над­ зорных органов используют свои полномочия не для вы­ полнения своих функций, а для поборов. Особенно страда ­ ет от этого малый бизнес. Вместо упорядочения контрольной функции растет чис­ ло контролирующих служ б и ведомств, наделяемых правом взыскивать штрафы. Хотя многолетний опыт доказал бес­ перспективность и даж е вред такого подхода, именно он проявляется во многих поправках к действующему Кодексу об административных правонарушениях и в проекте нового варианта Кодекса. Не выполнена поставленная Президен ­ том задача по разработке проектов современных Админис­ тративного и Административно-процессуального кодексов. Считаю, что доработк а основополагающих документов в сфере контроля за деятельностью государственного аппа ­ рата долж на протекать в тесном взаимодействии Государ­ ственной Думы, Правительства и Администрации Президен­ та. Необходимо объединить усилия по разработке в нынеш­ нем году проекта федерального закона, который бы обес­ печил создание стройной структуры специализированных контрольных инстанций, четкое разграничение между ними функций и полномочий, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб. Для обеспечения правового порядка наиболее действен ­ ным инструментом является судебный к онтроль. Судебная власть — стерж невой институт, обеспечиваю­ щий правовой порядок . Однако во многом из- за ее слабос­ ти не срабатывают новые принципы управления, не обес­ печивается общая эффек тивность государственной власти. Вот почему судебная власть, начиная с 1998 года, будет финансироваться в приоритетном порядке. Причем речь идет главным образом о материальном обеспечении самой су ­ дебной деятельности, исполнении судебных решений, за ­ щите судей. Не выделяя достаточно средств на судебную власть, мы теряем гораздо больше, в том числе и в финансовом отно­ шении. Ассигнования на суды — это не только расходы. Эф ­ фективная судебная система усиливает другие ветви влас­ ти, способствует граж данскому миру и общественному со ­ гласию, делает организованной и сильной экономику, не говоря уже о коренном перевороте в правовом сознании людей. Огромным достиж ением прошедшего года считаю при­ нятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» , подписанного мною на­ кануне 1997 года. У него была трудная судьба, пришлось даж е обратиться с просьбой к членам Совета Федерации одобрить этот необходимый стране закон. Благодарю де ­ путатов и членов верхней палаты за его принятие. Теперь дело за исполнительной властью: нужно сделать, чтобы поскорее заработали все без исключения нормы этого фундаментального правового акта. Отчет о ходе реали ­ зации Зак она о судебной системе Правительство обя ­ зано представить в мае 1 9 9 7 г ода. В условиях рыночной экономики особую роль играет сис­ тема арбитраж ных судов. Этот вид правосудия позволяет установить ж есткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизован­ но осуществлять процесс банкротства. Однако арбитраж ­ ные суды не финансируются в долж ной мере. Примерно по­ ловина их решений не исполняется. Не всегда привлекают­ ся к ответственности те, кто не подчиняется судебным ре ­ шениям. Остро ощущается отсутствие законов «О судебных при­ ставах» и «Об исполнительном производстве» . Законы, га­ рантирующие исполнение решений суда, способны значи­ тельно поднять уровень договорной дисциплины, ликвиди­ ровать условия для «криминальной юстиции» . Радикально изменить ситуацию в сфере контроля за за ­ конностью, существенно снизив нагрузку на иные судеб­ ные инстанции и сократив сроки судопроизводства, смо­ ж ет система мировых судей. Но введение этого института опять- таки тормозит отсутствие средств. Весомый вклад в осуществление контрольной функции государства могут внести представительные орг аны. До сих пор этот потенциал не был реализован в полной мере из- за смешения действительно государственных и узкопо­ литических задач. Парламентский контроль за исполнитель­ ной властью мож ет стать эффективным, если не будет под­ менять собой полномочия органов исполнительной власти и не станет прикрытием для реализации интересов той или иной партии. В ближ айшее время стоит обсудить, как упо­ рядочить и сделать более эффективным этот вид контроль­ ной функции, по каким направлениям он долж ен развивать­ ся. Система государственных форм контроля долж на быть подкреплена негосударственными. Необходимо создать ус­ ловия для реального г раж данск ог о к онтроля за деятель­ ностью органов государственной власти. Речь идет прежде всего о предоставлении возмож ности граж данам, общес­ твенным объединениям воздействовать на деятельность органов власти, не вмешиваясь, разумеется, в их опера ­ тивные функции. Большие возмож ноеI и для реализации общественного контроля залож ены в Указе Президента Российской Феде ­ рации от 6 июня 1996 года «О мерах по укреплению дис­ циплины в системе государственной службы». Согласно ему руководители разных уровней обязаны в трехдневный срок рассматривать сообщения в средствах массовой информа ­ ции о нарушениях, допущенных долж ностными лицами, и в течение двух недель направлять информацию об итогах рас­ смотрения. Однако этот Указ до сих пор не заработал, не в последнюю очередь и потому, что общественность здесь не проявляет настойчивости. Активнее долж ны взаимодействовать с общественными объединениями и средствами массовой информации орга ­ ны прокуратуры. Одновременно ожидаю от них реализации в полной мере потенциала, залож енного в новом Уголов­ ном кодексе, относящем к преступлению отказ долж ност­ ных лиц предоставлять граж данам информацию, касающу­ юся их прав и свобод. Решение перечисленных задач по созданию современ ­ ной эффек тивной системы государственного управления требует продуманного подхода. Поэтому в нынешнем году под непосредственным руководством Президента будет разработана и принята П рог рамма г осуда рствен н ог о строи тельства . До октября ее проект пройдет широкое об­ суж дение с привлечением независимых экспертов уче­ ных и практиков. Задел для этого документа есть в виде концепции правовой реформы в Российской Федерации, разработк а которой была определена Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 годэ. Основную часть Программы составит новая концепция системы исполнитель­ ной власти в Российск ой Федерации, Это не означает, что весь год будет потрачен только на подготовку к полномасштабному реформированию систе ­ мы управления, которое предполагается завершить в тече ­ ние трех лет. Устранение наиболее серьезных н едоста т ­ к ов, в первую очередь в исполнительск ой дисципли - П о с л а н и е П р е з и д е н т а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ( О п о л о ж е н и и в с т р а н е и о с н о в н ы х н а п р а в л е н и я х п о л и т и к и не, в сфере к онтроля, в к адровой политик е, начинает ­ ся уж е в этом году. 3. Порядок в государственных финансах Важ нейший критерий эффективности власти — способ­ ность полностью собирать и рационально, строго по назна­ чению расходовать средства, предоставляемые налогопла­ тельщиком на социально значимые цели. Иначе не изба ­ виться от острейших проблем: длительных задерж ек вы­ платы заработной платы работникам бюдж етной сферы, пенсий, социальных пособий всех видов, от парализующих экономику взаимных неплатеж ей, продолж ающегося паде­ ния производства и многого другого. Нереалистичные обещания, низкая эффек тивность су ­ ществующей системы исполнения бюджета, безадресная со ­ циальная помощь, ведущая к распылению и без того ск уд­ ных средств, отсутствие надежных механизмов контроля за использованием государственных средств — все это Ложится тяжким грузом на налогоплательщика, препятствует эконо­ мическому росту, подрывает социальную стабильность. Ответственность государства перед граж данами требу­ ет: обещ ать выполнимое, обещ анное выполнять. Уже начатая работа по подготовке бюджета на 1998 год базиру­ ется именно на этом принципе. Другое требование: ощ утимая социальная помощ ь — нуж дающ имся в ней . Для этого понадобится уже в теку­ щем году начать коренную реформу в социальной сфере. 3.1. Жесткий контроль за расходованием средств налогоплательщика Ключевым звеном является наведение порядк а в бю д ­ ж етном процессе . Такой порядок начинается с принятия бюджета, осно­ ванного на точной оценке возмож ностей экономики и госу­ дарства, то есть реального и выполнимого. Мы уже начина­ ем двигаться в этом направлении, но пока слишком мед­ ленно и непоследовательно. Далеко не всегда в бюдж ете отраж аются приоритеты экономической и социальной по­ литики, задаваемые Посланиями Президента Федерально­ му Собранию. Поэтому, начиная с текущего года, разработк а бюджета будет находиться под президентским контролем. Основные параметры бюдж ета будут задаваться Бюджетным посла ­ нием Президента, развивающим идеи Послания Федераль­ ному Собранию. Другая проблема — ущербность слож ившейся системы исполнения бюджета, практика нецелевого использования бюджетных средств. Главное здесь — скорейшее принятие Бюдж етного кодекса, который определит принципы и про­ цедуры бюдж етного процесса. Исполнение бюдж ета долж но осуществляться исключи­ тельно через казначейскую систему. Все доходы и расходы бюдж ета должны проходить через единый счет федераль­ ного казначейства. Правительству Российск ой Ф едера ­ ции необходимо до к онца 1 9 9 7 года заверш ить ра з ­ вертывание территориальной системы федеральног о к азначейства и в 199 8 г оду осущ ествить полный пере ­ ход на к азначейск ую си стему исполнения федераль­ ного бюдж ета. Необходимо перейти на международные стандарты бюд­ ж етной отчетности, в частности, учитывать в бюджете все затраты на обслуж ивание внутренних заимствований. Стоит задача консолидации в бюдж ет большинства вне­ бюджетных фондов, естественно, с сохранением целевой направленности. Это касается не только федерального, но и регионального уровней. При этом процедура расходова ­ ния средств внебюджетных фондов и форма контроля до­ лжны быть не менее ж есткими, чем для бюджетных средств. Необходимо перейти к практике цивилизованного рег ­ ламентированного секвестирования бюджетных расходов в случае недобора доходов. Прозрачность бюджетных статей и процедур, правиль­ ность и законность расходования средств должны обеспе ­ чиваться системой контроля и аудита исполнения бюджета. Правительство, отвечая за своевременное и полное испол­ нение бюдж ета, долж но регулярно отчитываться перед па­ латами Федерального Собрания о ходе его исполнения, теснее работать со Счетной палатой. Важно, чтобы не толь­ ко у депутатов, но и у всех граждан не возникало вопросов о том, куда и в каких объемах расходуются бюджетные сред­ ства. Для обеспечения своевременного и целевого использо­ вания средств необходимо ввести квартальные отчеты ру­ ководителей министерств, ведомств, учреж дений, финан­ сируемых непосредственно из федерального бюджета. Бюд­ жетные организации должны финансироваться с учетом всех их доходов. Необходимо прекратить практику бюдж етного финанси­ рования путем выдачи гарантий и поручительств органов исполнительной власти по коммерческим кредитам бюджет­ ным организациям. Хотя такая практика зачастую является вынужденной, она приводит к перераспределению значи­ тельных государственных средств в негосударственный фи­ нансовый сек тор. Правительству совместно с Центральным банком необ­ ходимо срочно разработать и утвердить такой порядок ис­ пользования счетов федеральных органов исполнительной власти, который воспрепятствует нецелевому расходованию бюджетных средств. Временно свободные финансовые ре ­ сурсы должны размещаться Минфином только на счетах Цен­ трального банка или, когда это невозмож но, на платной ос­ нове в абсолютно надежных коммерческих банках. Все бюджетные ссуды должны предоставляться исклю­ чительно под надеж ное обеспечение или гарантии. Для ужесточения контроля за эффек тивностью расходо­ вания бюджетных средств, в том числе для закрытия лазе ­ ек тем, кто злоупотребляет своим служ ебным полож ением. Правительство долж но исключить любую возмож ность рас­ пределения государственных заказов и государственных ин­ вестиций помимо процедуры открытого конкурса с публи­ кацией цен, условий конкурса и требований к представляе­ мым на конкурс документам. В тех случаях, когда откры­ тость конкурса сопряж ена с разглашением государствен­ ной тайны, долж ен проводиться закрытый конкурс. Необходимо в месячный срок завершить разработку и внести в Государственную Думу проек т нового закона о го­ сударственных закупках, обеспечивающего честную конку­ ренцию при размещении государственных заказов на пос­ тавку продукции и оказание услуг. До принятия этого зако­ на конкурсный порядок размещения государственных зака­ зов будет установлен указом Президента. Поручаю Правительству в трехмесячный срок разрабо­ тать и утвердить нормативные акты, регулирующие поря­ док проведения конкурсов, экспертизы, оформления госу­ дарственных заказов и контроля за их исполнением. Важ нейшим условием наведения порядка в бюдж етной сфере является рационализация финансирования бюдж ет­ ного дефицита, управления государственным долгом, раз ­ работк а годовых планов заимствований и погашения до ­ лгов. Значительный дефицит федерального бюдж ета, связан ­ ный, помимо прочего, с низкой финансовой дисциплиной и нерациональным использованием бюджетных средств, вы­ звал необходимость крупномасштабных государственных за ­ имствований на внутреннем финансовом рынке. Высокий спрос государства на кредитные ресурсы привел к вытес­ нению частных заимствований с финансовых рынков и край­ не сузил возмож ности коммерческ ого кредитования произ­ водства. Правительство долж но в трехмесячный срок ра з ­ работать прог рамму сок ращ ения бюдж етного дефици ­ та таким образом, чтобы начиная с 1999 года доходы фе ­ дерального бюджета полностью обеспечивали текущие рас­ ходы, за исключением выплаты процентов по государствен ­ ному долгу. Сокращение бюдж етного дефицита и масштабов внут­ ренних заимствований существенно уменьшит отток фи ­ нансовых ресурсов из реального сек тора экономики, поз ­ волит снизить процентные ставки, обеспечит дешевый кре­ дит и, таким образом, создаст предпосылки для производ­ ственного инвестирования и экономического роста. Следует также перейти к среднесрочному планированию государственных инвестиций, сконцентрировав их на направ­ лениях, которые обеспечивают перспективные условия фун­ кционирования экономики ( производственная, социальная и правовая инфраструктура, подготовка кадров) . Правитель­ ство уже в этом году долж но разработать инвестиционную программу до 2000 года, увязав все государственные и иные источники финансирования, и сделать ее основой для под­ готовки бюдж етов развития на 1998 год и последующие годы. Проек т такой программы долж ен быть представлен Президенту к сентябрю 1997 года. Нам необходимо перспек тивное бюдж етное планирова­ ние, которое позволит уже сейчас спрогнозировать возмож ­ ности бюджета по финансированию основных государствен­ ных программ, проведению реформы в социальной, воен ­ ной и других областях, даст возмож ность определить в ус­ ловиях сокращения дефицита бюдж ета реальный объем финансовых ресурсов государства. 3 .2 . Упорядочение и адресность социальных расходов Высокая инфляция, характерная для первых лет рыноч­ ных реформ, несоответствие системы социальной поддер­ жки радикально изменившимся условиям породили такие острейшие проблемы современного российского общест ­ ва, как резкая дифференциация доходов, массовое распрос­ транение бедности. Даж е на фоне далеко не высоких показателей среднего уровня ж изни полож ение тех, кто ж ивет главным образом на пенсию, заработную плату, выплачиваемую из бюдж ет­ ных средств, крайне тяжело. Тем более нетерпима ситуа ­ ция, когда большинство пенсионеров, учителей, врачей, во­ еннослуж ащих не могут в течение нескольких месяцев по­ лучить свой, и так небольшой, законный доход. Выходит, что за все возникающие трудности расплачиваются в пер­ вую очередь наименее защищенные и наиболее бедные. Существующая практика распределения социальной по­ мощи приводит лишь к распылению средств. В настоящее время в России действуют более тысячи нормативных ак ­ тов, предусматривающих те или иные социальные льготы для двухсот категорий населения. А численность лиц, кото­ рые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает без малого ста миллионов чело­ век. Поэтому при значительных бюджетных средствах, иду­ щих на социальные нужды, реальная помощь, которая до ­ ходит до конкретного человека, зачастую просто символич- на. Если в развитых странах среди действительно нуждаю­ щихся распределяется 50- 60 процентов социальной помо­ щи, то у нас эта доля не превышает 20 процентов. Типичным примером неэффективности социальной по­ мощи является выплата единого пособия на ребенка в воз ­ расте до 16 лет всем семьям, независимо от уровня их до ­ хода. В результате для обеспеченных родителей эта сумма (70 процентов минимального размера оплаты труда) не имеет никакого значения, а в бедных семьях такого посо­ бия явно недостаточно для того, чтобы обеспечить ребенка даж е самым элементарным. Необходимы изменения и в принципах предоставления пособия по безработице. Множ атся случаи, когда эта вы­ плата не стимулирует поиск работы и профессиональную переподготовку. Значительная часть получающих пособие в служ бе занятости работает в тех секторах нашей эк;онр- мики, где распространено уклонение от налогообложения, и отсутствует государственный контроль. Это только два повода для наведения порядка в сфере социальной помощи. На самом деле их намного больше. В условиях к райней ог раниченности бюдж етных средств единственный способ сделать социальную по­ мощ ь действенной — это ок азывать ее именно тем, к то в ней по- настоящ ему нухсдается. Правительство в течение первого полугодия должно про­ вести инвентаризацию нормативных актов федеральных ор­ ганов власти, которыми предусмотрены льготы, дотации, дополнительные социальные выплаты, и представить кон­ кретные предлож ения по повышению их адресности. Феде ­ ральному Собранию необходимо будет принять соответству­ ющие поправки к действующим законам. Многие льготы, предоставляемые по профессионально­ му признаку, должны быть отменены с обязательной ком­ пенсацией соответствующим повышением зарплаты. Ряд льгот, предоставляемых пенсионерам, следует заменить де ­ нежными компенсациями. Эти меры сделают систему со ­ циальной помощи более понятной для ее получателей, поз­ волят сконцентрировать работу органов социальной защи­ ты на действительно значимых мероприятиях. Наиболее сложным вопросом является реформирование государственной пенсионной системы, прямо затрагиваю­ щее насущные интересы 37 миллионов российских пенсио­ неров. В 1996 году задерж ки выплат пенсий достигли недо­ пустимых масштабов. С этим безобразием будет поконче­ но: уже к середине текущего года все долги пенсионерам должны быть погашены. Однако это никоим образом не подменяет необходимость начала пенсионной рефор ­ мы. Через десять лет демографическая ситуация в России начнет меняться в сторону возрастания доли пенсионеров. К этому времени мы должны подойти с гибкой и эффектив­ но развивающейся пенсионной системой. Время на ее со ­ здание еще есть, и его надо использовать. Сегодня люди справедливо недовольны и низким уров­ нем пенсий, и тем, что их размер практически не связан с трудовым вкладом. Однако, чтобы выплачивать даж е их, приходится взимать с предприятий пенсионные взносы, рав­ ные 28 процентам фонда оплаты труда. Это серьезно утя­ ж еляет налоговое бремя, побуж дает часть предприятий идти на сокрытие размера заработной платы. В настоящее время пенсии выплачиваются за счет сни ­ жения зарплаты работающих. Нам необходимо постепенно дополнить действующую пенсионную систему механизмом выплаты пенсий за счет прошлых нак оплений самог о че ­ ловек а . Мож ет быть, в перспек тиве следует даж е перене ­ сти центр тяж ести именно на вторую, накопительную со ­ ставляющую пенсии. Это в корне изменит полож ение пенсионера. Сейчас люди, всю свою ж изнь честно и тяжело работавшие, зави ­ сят в основном от умения государства выжать деньги из плательщиков пенсионных взносов и от того, как оно пос­ читает нужным распределить эти средства среди пенсио­ неров. Если же пенсия будет поступать с индивидуального счета пенсионера, средства на который он вносил в тече ­ ние всей своей трудовой жизни, то он уже не будет зави­ сеть от ошибок и произвола чиновников. Это будут его день­ ги в прямом смысле этого слова, его трудовая пенсия. Накопительная пенсионная система полезна не только для самих пенсионеров, но и для общества в целом. Она увеличивает общий инвестиционный потенциал экономики, так как пенсионные накопления через систему контролиру­ емых государством пенсионных фондов будут вкладывать­ ся в наиболее перспективные экономические проекты. Кроме того, перенос акцента на накопительную пенсионную сис­ тему со временем позволит снизить размер обязательных пенсионных отчислений предприятий. Этот переход займет не менее двадцати лет. Но начи­ нать надо сейчас. Нельзя ж ить тольк о нынешним днем. Пора всерьез задума ться о том, что будет с нашими детьми и внук ами. Особо хочу подчеркнуть: пенсионная реформа не бу ­ де т осущ ествляться за счет сег одняш них пенсионеров. Нельзя допустить, чтобы во имя интересов будущих пенси­ онеров ущемлялись интересы тех, для кого уже сегодня пенсия — основной источник средств существования. Правительство до 1 ноября 1 9 9 7 г ода долж но под ­ г отовить прог рамму пенсионной реформы, необходи­ мые расчеты и обоснования и не позднее 1 дек абря 1997 года внести в Федеральное Собрание проекты законов, со ­ ставляющих нормативную базу предстоящих изменений. Одновременно должна быть активизирована работа по внедрению индивидуального учета в системе государствен ­ ного пенсионного страхования, который к 2000 году долж ен охватить все население страны и обеспечить возмож ность определения размера пенсии в зависимости от трудового вклада каждого конкретного человека. Необходимо провести рационализацию условий и норм пенсионного обеспечения, упорядочить пенсионные льго­ ты. Следует перейти на дифференцированное исчисление тарифов страховых пенсионных взносов в зависимости от наличия на предприятиях рабочих мест с тяж елыми услови ­ ями труда. Это побудит работодателей к модернизации про­ изводства. Назрела необходимость реформы ж илищ но- к омму ­ нального хозяйства , с которым связаны повседневные ин­ тересы всех граждан России. Сегодня совокупный объем дотаций ж илищно-коммуналь­ ному хозяйству составляет около 4 процентов валового внут­ реннего продукта. Это гигантские средства — порядка 8 триллионов рублей в месяц. Но распределяются они неэф­ фективно и несправедливо. Более весомую государствен ­ ную дотацию получают те, у кого больше ж илплощадь. А это, как правило, люди, имеющие больший доход. Уже начинает действовать система адресных жилищных субсидий малообеспеченным семьям. Но ею пока пользу­ ется всего 1 процент семей. Правительству необходимо в трехмесячный срок разработать прог рамму проведения реформы ж илищ ­ но- к оммунальног о хозяйства , имея в виду в основном завершить ее к 2000 году, и не позднее 1 октября 1997 года внести в Государственную Думу проект закона о необходи­ мых изменениях и дополнениях в действующее законода ­ тельство для проведения этой реформы. Главная цель реформы — перейти к строго адресному предоставлению субсидий на ж илищно-коммунальные ус­ луги, за счет этого повысить реальную помощь нуждающимся и одновременно существенно снизить нагрузку на бюджет, на налогоплательщика. Дотации сегодня получают предприятия ж илищно-ком­ мунального хозяйства фактически для того, чтобы предос­ тавлять свои услуги по заниженным ценам всем без исклю­ чения потребителям. Необходимо перейти к прямой помощи малообеспечен ­ ным семьям, позволяющей им за счет субсидий оплачивать рыночную стоимость жилищно-коммунальных услуг. Причем размер субсидий этим семьям мож ет покрывать большую часть квартплаты. Главное условие — переход к полной оп ­ лате населением расходов на содерж ание жилья и комму­ нальные услуги следует осуществлять одновременно с раз ­ витием системы адресных жилищных субсидий малообес­ печенным семьям. В сфере коммунальных услуг и эксплуатации жилья гос­ подствует настоящий монополизм: кроме традиционных ЖЭКов предоставлять такие услуги практически некому. За неоправданно завышенные издерж ки ж илищно-коммуналь­ ного хозяйства приходится расплачиваться государству, то есть всем налогоплательщикам, включая и тех, для помощи которым предназначены дотации. Развитие конкуренции между организациями (в том чис­ ле частными) , обслуж ивающими жилищный фонд, при ж ес­ тком контроле государства за справедливостью условий кон­ куренции и формированием цен. долж но существенно сни ­ зить издерж ки на его содерж ание. В этой связи Правительство долж но до 1 июля 1997 года разработать и довести до субъектов Российской Федера ­ ции р"екомендуемые основные параметры перехода на но­ вую систему организации ж илищно-коммунального хозяй­ ства, а также меры по укреплению материальной базы служб адресных ж илищных субсидий. Наведение порядк а в г осударственных финансах приведет в течение короткого времени к важнейшим для страны результатам. Резко возрастет эффек тивность расходования средств, отданных государству налогоплательщиком. Граж дане Рос­ сии будут лучше знать, как распределяются эти средства, насколько их использование соответствует тем целям, ради достиж ения которых они готовы честно платить налоги. Укрепление дисциплины исполнения государством сво ­ их бюджетных обязательств уничтожит один из самых мощ ­ ных факторов финансовой безответственности в экономи­ ке, от которого страдают в первую очередь наиболее уяз ­ вимые слои населения России. Существенно улучшится на­ деж ность социальной помощи нуадающимся. Будет ликви­ дирована почва для коррупции, деньги налогоплательщика перестанут быть легко доступным источником преступного обогащения. Все это создаст условия для восстановления доверия граждан к государству и его политике. 4. Порядок в регулнроваини экономики Вместо того чтобы выступать гарантом стабильности и порядка в экономических отношениях, государство своей практической деятельностью нередко усугубляет существу­ ющую неупорядоченность. Всем долж но быть ясно, что регулирование экономики в государственных интересах и вмешательство в нее в инте­ ресах отдельных ведомств, отдельных чиновников — не одно и то же. Вопиющий дефицит первого и удушающие эконо­ мику масштабы второго — симптомы опасной болезни. Это — низкая эффективность государственного управления, пре­ жде всего управления самими государственными ведомства­ ми, и контроля за ними. Экономическая справедливость — это не бесконечные льготы и исключения, которые произвольно и небескорыст­ но устанавливаются чиновником, а равные условия хозяй­ ствования, ясность и стабильность правил экономического поведения, особенно в области налоговых и бюджетных от ­ ношений. Государственная власть, используя механизм правового принуж дения, должна быть гарантом законности сделок и выполнения взаимных обязательств хозяйствующих субъ­ ектов. Необходимо жестко пресекать любые попытки отдель­ ных ведомств и чиновников осуществлять « государствен­ ное регулирование» в собственных корыстных интересах и одновременно столь же ж естко пресекать любые попытки наиболее «сильных» представителей частного бизнеса по­ лучить для себя исключительные привилегии. 4.1. Реформа предприятий В настоящее время одним из основных препятствий для нормализации полож ения в экономике является медлен ­ ный процесс преобразований на уровне предприятий . ^ Многие российск ие предприятия, функционирующие в ры­ ночной среде, сохраняют внутреннюю струк туру и стиль по­ ведения, характерные для преж ней системы. Установленные разграничения прав и ответственности между собственниками ( акционерами) и управляющими ( ди­ ректорами) не соблюдаются. Во многих случаях дирек тора фактически отстраняют акционеров, в том числе крупных, от принятия важ нейших решений, относящихся к непосред­ ственной компетенции собственника. Низкое качество уп ­ равления, устаревшие системы учета, слабая дисциплина договорных отношений — вот характерные черты современ ­ ных российских предприятий. Это парализует воздействие рыночных стимулов на про­ цесс « естественного отбора» эффек тивного собственника, управленческих кадров, стратегий развития, делает пред­ приятия невосприимчивыми к инновациям, непривлекатель­ ными для инвестиций. (Продолжение на 5-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz