Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

* 0 РЯД 0 1 ^ I % П о с л а н и е П р е з и д е н т а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Ф е д е р а л ь н о м у С о б р а н и ю ( О п о л о ж е н и и в с т р а н е и о с н о в н ы х н а п р а в л е н и я х п о л и т и к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ) Введение в 1997 год Россия вошла с тяж елым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задерж ек вы­ платы зарплат и пенсий; удавка неплатеж ей парализует эко­ номику; государственный аппарат разъедает коррупция; власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов. И это только небольшая часть нерешенных задач. Д о президентск их выборов больш инство не хотело движ ения вспять, после выборов — нег одует , не видя перемен к лучш ему. Нельзя спокойно относиться к тому, что большая часть ж ителей России недовольна сегодняш ­ ним днем и боится завтрашнего. Исчерпаны все ресурсы людского терпения. У нас нет времени для топтания на месте и политических маневров. Тяж елая экономическая ситуация, бедственное полож ение в социальной сфере требуют совместных энергичных дей ­ ствий. В Послании говорится о самом главном — о наведении порядк а во власти . Без этого невозмож ны движ ение впе ­ ред, решение самых насущных проблем. Свой долг как Пре­ зидента Российской Федерации вижу в том, чтобы не толь­ ко определить этим Посланием основные направления на­ шей работы, но и обеспечить выполнение поставленных задач. Как бы ни было тяжело сейчас, я верю в Россию и наш народ. Не сомневаюсь — мы справимся с сегодняшними проблемами. У России есть для этого все возмож ности. В соответствии с полномочиями, определенными пунк ­ том «е» статьи 84 Конституции Российской средерации, об­ ращаюсь к членам Совета Федерации и депутатам Госу­ дарственной Думы Федерального Собрания, ко всем граж ­ данам России с еж егодным Посланием о полож ении в стра ­ не и основных направлениях политики Российской Федера ­ ции. 1. Приоритет- правовой порядок , Учитывая масштаб и слож ность стоящих перед страной } проблем, ж изненно важно сосредоточиться на приоритет ­ ных задачах. Усилия должны быть направлены и на реше ­ ние сегодняшних проблем, и на достиж ение стратегичес­ ких целей. Мы создали основные институты рыночной эк оно ­ мик и , укротили рост цен, стабилизировали национальную валюту, замедлили спад производства. Началось приспо­ собление к условиям рынка и низкой инфляции. Стало яс­ нее, где мы забеж али вперед, а в чем отстгши, когда можно перенимать мировой опыт, а в каких случаях — искать свои пути. Но надо признать: длительная политическая схватка за ­ тормозила нормальный ход экономических реформ. Более того, усугубились многие дефекты недостроенного эконо­ мического механизма, обострились социальные проблемы. Кризис неплатеж ей приобрел черты хронического. Продол­ ж ается сниж ение инвестиционной активности и, следова ­ тельно, откладывается начало экономического роста. Регу­ лярно воспроизводятся бюджетный кризис и кризис пенси­ онной системы. В первую очередь за это ответственно го­ сударство. Оно берет на себя обязательства, которые не в состоянии реализовать полностью, и не обеспечивает вы­ полнения необходимых регулирующих функций. В этом вина и законодательной, и исполнительной ветвей власти. В 1992 году у России был единственный путь спасения экономики от краха: довериться энергии экономической сво­ боды. Однако из- за слабости власти, недостатк а умения и ошибок побочные явления не замедлили сказаться. Рыноч­ ные отношения захватили сферы, для них противопоказан­ ные. Когда « свободная купля-продажа» распространяется на принятие законов, действия чиновников, решения судов, это не только безнравственно, но смертельно опасно для общества и государства. Эффек тивное рыночное хозяйство — это не только сво­ бода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства — установить эти правила и обеспечить их выполнение. К ритическ ая м а сса преобразований заставляе т п е ­ ресмотре ть методы г осударственног о участия в эк о ­ номик е . А нак опленный опыт подск азывает , к ак это следуе т дела ть. Ог ромные изменения произошли в г осударственном устройстве страны. Всего три года назад Россия впервые в своей многовековой истории обрела Конституцию, при­ нятую открытым и свободным волеизъявлением народа. Она стала одним из важнейших факторов политической стабиль­ ности, реализовав принцип сильной президентской власти, соответствующий и потребностям общества, и условиям нынешней переходной ситуации. Конституция ограничила возмож ность власти подмять общество и стала реальным инструментом, с помощью которого гргокдане отстаивают свои права. Преж де чем менять Конституцию, нужно научить­ ся ее уважать, научиться жить по ней, используя весь ее потенциал. В прошлом году впервые в истории России на демок ра ­ тических выборах переизбран действующий глава государ­ ства. Выборы законодательной и президентской власти про­ шли в срок и в соответствии с избирательным законода­ тельством. Важ ным событием в жизни страны стали выбо­ ры органов власти субъек тов Российской Федерации и ор­ ганов местного самоуправления. Еще раз подтверж дено: нам удалось привести в действие демократическ ий механизм смены и преемственности власти. Необходимо объек тивно проанализировать опыт всех прошедших выборов и внести изменения в избирательное законодательство. Главная задача — усилить гарантии из ­ бирательных прав граждан. Полагаю, что более важную роль здесь долж на играть система избирательных комиссий. Мы вправе по достоинству оценить тот путь политичес­ кого, государственного и граж данского взросления, кото­ рый прошло наше общество за считанные годы. Ск орости почти невероятные , историческ и беспрецеден тные . Выборы, прошедшие в субъектах Российской Федера ­ ции, завершили важ нейший этап в строительстве россий ­ ск ого федерализма. Рост самостоятельности региональных властей означает одновременно и рост их ответственности перед граж данами и страной. Поэтому политическим руко­ водителям регионов предстоит держ ать серьезный экзамен. Наша совместная задача — сохранить достигнутое и дви ­ гаться дальше, строя полноценную федерацию. Тяж елой раной для страны стала Чечня. В 1996 году боевые действия в Чеченской Республике были остановле ­ ны, но «тугой чеченский узел» остался. В течение пяти последних лет в решении чеченских про­ блем допуск ались ошибки, в том числе — высшим полити­ ческим руководством страны, были просчеты, непоследо­ вательные, противоречивые действия. Большие человече­ ск ие ж ертвы глубоко травмировали российск ое общество. Велик ущерб, нанесенный экономике всей страны. Сейчас после выборов в Чеченской Республике форми ­ руются законные органы власти. Какую политику они будут проводить — покаж ет будущее. Однако нет такой проблемы во взаимоотношениях федеральных органов власти и руко­ водителей Чеченской Республики, которая не имеет поли­ тического решения. Вопрос о статусе Чечни отлож ен до 2001 года. Нужно, чтобы затянулись раны, чтобы эмоции уступили место здра ­ вому смыслу. Но это не означает, что все это время мы будем просто ж дать. Процесс урегулирования ситуации не прекращался и прекращен не будет. Чеченский кризис выявил наши общие проблемы: сла ­ бость новых государственных институтов, разобщенность власти и общества перед лицом реальных угроз. Сейчас очень важно, какие уроки мы извлечем из недавней траге ­ дии. От этого во многом зависит будущее России. Один урок ясен уже сейчас: России нуж ен порядок . Однако необходимо ответить на два непростых вопроса: к ак ой порядок и к ак ег о наводить? То обстоятельство, что проблема установления порядка чрезвычайно актуальна сегодня в России, объясняется ком­ плексом политических и экономических причин. Наиболее существенные среди них таковы: — унаследованные институты и традиции власти были принципиально не приспособлены для решения новых за ­ дач. Не было в достаточном количестве и обученных кад­ ров, умеющих решать эти задачи; — отсутствовала правовая база новых политических и экономических отношений, которые, кроме того, вступали в противоречие с практикой, формировавшейся в течение де ­ сятилетий; — строительство новой государственности осуществля­ лось в условиях ж есткого политического противостояния. В поисках компромисса в проведении реформ приходилось принимать не самые эффективные решения, что растягива­ ло преобразования и усиливало связанные с ними тяготы. Сегодня ситуация изменилась и есть реальные возмож ­ ности успешного довершения начатых реформ. Сформированы и укреплены базовые принципы новой российской государственности, влияющие на все стороны нашей жизни. Формируется новый корпус управленцев. Создается практически новая правовая база. При всех издерж ках законотворчества, при всех политических бата­ лиях Федеральное Собрание сыграло важную роль в обу­ стройстве правового пространства страны. Происходят серьезные сдвиги в общественном созна ­ нии. Люди постепенно осваивают новые, правовые возмож ­ ности, открываемые свободой частной деятельности и ини­ циативы. Идет активное освоение граж данами возмож нос­ тей Конституции и законов для защиты своих прав. Крайне важно поддерж ать эту активность, снять старые и новые препоны на пути ее свободного и естественного развития, сделать все, чтобы она получила общественное признание. Сегодня большинство политиков, трезво оценивая на­ строения избирателей, не связывают решение каждого кон­ кретного вопроса со сменой общественно-политической и социально-экономической системы. Радикализм теряет опо­ ру в российском обществе. Как правило, спорят не о том, куда идти, а о том, как идти; не о том, нужна ли была новая Конституция, а о том, как и когда ее совершенствовать; не о том, быть ли рыночной экономике в России, а о том, ка­ кой ей быть. Появился реальный ш анс перейти от непримиримой политическ ой борьбы к нормальной политическ ой ж из ­ ни, от к онфронтации к сотрудничеству. В этом виж у основу для к онсолидации всех к онструк тивных поли ­ тическ их сил, всег о общ ества . В этом — важ нейш ее условие преодоления к ризиса . Самый эффективный способ навести порядок на строй ­ площадке — завершить строительство. Но мы уже два года топчемся на месте, не решаясь приступить к насущно необ­ ходимому оздоровлению финансовой и налоговой систем, к социальным реформам. До сих пор не налажены новые земельные отношения. Нетерпимо промедление в станов­ лении судебной системы, в военной реформе, в государ­ ственном строительстве в целом. Нерешенность этих, ка­ залось бы, общих вопросов прямо влияет на такие конкрет­ ные проблемы, как задерж ка выплаты зарплат и пенсий, кризис неплатеж ей, высокая преступность. Поэтому наш первый и главный ресурс наведения порядк а в стране — энерг ичное заверш ение эк ономи ­ ческ ой , социальной и правовой реформ. Об этом говорилось неоднократно, составлялись про­ граммы, издавались распоряж ения, но пробуксовка продол­ ж ается. Вывод ясен: главное препятствие становлению но­ вого экономического строя, новой политической системы — низк ая эффек тивность власти , отсутствие надлеж а ­ щ ег о порядк а в деятельности г осударственног о аппа ­ рата . Иначе г оворя, даж е к огда мы строим , мы де ла ­ ем это медленно, хаотично, недисциплинированно, с чрезмерными затратами . В течение нескольких лет мы не могли добиться подав­ ления инфляции, которая маскировала многие трудности. С укрощением роста цен эти трудности целиком обруши­ лись на нас, живущих сегодня. Причем распределились они явно несправедливо: бедным и слабым стало еще тяж елее. В этих условиях отсутстеие порядка стало не только отчет­ ливо видимым, но и в буквальном смысле слова нетерпи ­ мым. Абсолютное большинство возникших проблем в России порож дено, с одной стороны, пренебреж ительным отноше­ нием к правовым нормам, а с другой — неумелыми дей ­ ствиями власти или ее пассивностью. В этих условиях порядок в стране начнется тольк о с наведения порядк а в самом г осударственном орг аниз ­ ме . Не повысив качество управления, не решить другие про­ блемы, главная из которых — улучшение жизни россиян. Только сильная власть, принимающая разумные реше ­ ния и способная обеспечить их эффективное исполнение, в состоянии выполнить свои обязанности: дать гарантии для активности сильных и достойно поддерж ать слабых, обес­ печить развитие культуры, образования и науки, реформи­ ровать Вооруж енные Силы, стать естественным и надеж ­ ным центром интеграции для партнеров по СНГ, отстоять российские национальные интересы. Итак, сегодня именно управленческую сферу я объяв­ ляю «зоной особого внимания» , приоритетом номер один среди всех направлений текущей политики. У этог о приоритета есть простое к оротк ое имя — Правовой Порядок . Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из ск азанного выше вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок — начать с власти, коренным образом усовершенствовать сис­ тему управления страной, начиная с ее верхних эшелонов. 2 . Порядок в работе власти Граж дане России обоснованно отказываются понимать, почему реформы затянулись, почему социальные издерж ки их проведения столь велики. Если власть принимает разум­ ные решения, но они не реализуются, если решения нере ­ альны или продиктованы сиюминутными интересами, иду­ щими вразрез с интересами долгосрочными, наконец, если общество не понимает, чем обусловлены государственные решения, — все это означает неэффек тивность власти . Проще говоря, это плохое качество управления, из- за кото­ рого постоянно возникает социальная напряж енность, уси ­ ливаются кризисные явления в экономике, а в отношениях государства и общества начинает доминировать взаимное недоверие. Главная причина неэффективности власти — несоответ­ ствие между новой конституционной организацией государ­ ства, новыми задачами, которые должна решать власть, и во многом сохранившимися старыми подходами, струк ту­ рами, методами управления. Чтобы повысить эффек тивность власти, нам придется навести порядок в нормотворчестве, в работе исполнитель­ ной власти, усилить контрольную функцию государства. При этом наши усилия будут распределяться меж ду неотлож ны­ ми и стратегическими задачами: принятием мер по мак си­ мальной реализации имеющихся властных ресурсов и ре ­ формированием системы исполнительной власти. 2.1. Порядок в нормотворчестве Правовая основа государственного порядка — феде ­ ральные зак оны. О повышении качества законодательст­ ва, необходимости соблюдения законотворческих приори­ тетов говорилось в каждом Послании Президента Федераль­ ному Собранию. Но законотворческой деятельности по-пре­ ж нему не хватает качества и темпа. Россия нуж дается сегодня преж де всего в базовых, сис­ темообразующих законах. Однако, несмотря на то, что Феде ­ ральное Собрание принимает немало законов, многие из них не относятся к числу остро необходимых, зачастую от ­ ражают отраслевые или корпоративные интересы. По- преж нему законы изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотвор­ чества. Законы фактически перестают быть актами прямо­ го действия. Значительное место занимает внесение не всегда неотложных изменений и дополнений в действую­ щее законодательство. Трехлетние попытки сделать планомерным процесс за ­ конотворчества до сих пор не увенчались успехом. Объеди ­ ненная комиссия по координации законодательной деятель­ ности констатирует, что Примерная программа законопро­ ектной работы Государственной Думы так и не стала тем документом, который реально упорядочивает законотвор­ ческую деятельность. На конец 1996 года Примерная про­ грамма была выполнена лишь на треть в отношении феде ­ ральных конституционных законов и других законов, пред­ усмотренных Конституцией. Принято только около 40 про­ центов намеченного числа кодифицированных актов и за ­ конов, необходимость которых вытекает из Граж данского кодекса. Особенно разрушительна для страны практика принятия законов, не учитывающих реальную финансово- экономичес­ кую ситуацию, вступающих в противоречие с федеральным бюдж етом, с другими принятыми законами. Любой зак он , п ре дусма три ваю щ и й выделен ие г осуда рстве н ных средств, долж ен быть обеспечен ресурсами . Без этого обязательного условия мы множим обманутые ожидания. Одним социально привлекательным названием закона лю­ дей не накормишь и не оденешь. Как бы ни различались политические интересы депута ­ тов Государственной Думы, все они представители власти. Следовательно, сам их статус не позволяет принимать за ­ коны, отмахиваясь от отрицательных заключений Правитель­ ства. Как глава государства не могу и не буду допускать, чтобы не обеспеченные материальными ресурсами законы выходили в свет, разрушая финансовую систему — одну из основ любого государства. Но было бы гораздо эффек тив­ нее, если бы депутаты сами ограничили себя либо регла ­ ментными нормами, либо, что лучше, законодательно. Немало претензий имеется и к законопроектной деятель­ ности Правительства. Из почти 750 законопроектов, вне­ сенных в Государственную Думу в 1996 году, только 188 были внесены Правительством. Причем из них 53 были за ­ конопроектами о ратификации меж дународных договоров и соглашений. В то же время процветает закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из по­ добных законопроектов противоречат направлениям поли­ тики, определяемым Президентом, а также позиции Прави­ тельства. В большой степени несистемность законодательной де ­ ятельности обусловлена неясными представлениями о не­ обходимых структуре и содерж ании российского правового пространства. Отсюда — стихийность появления многих за ­ конопроектов. Фактически ни общество, ни государствен­ ный аппарат не имеют четкого представления о том, какие сферы общественных отношений в первую очередь следу­ ет законодательно регулировать и в каком объеме. Это так ­ же задача преж де всего правительственных ведомств. Вывод ясен — необходимо нак онец навести порядок в зак онотворческ ой деятельности . 1. Долж ен быть принят закон «О порядке принятия фе­ деральных конституционных законов и федеральных зако­ нов», проект которого внесен Президентом. Государствен ­ ная Дума мож ет реализовать на практике свои призывы к наведению порядка, начав со своей профессиональной сфе ­ ры — законодательной деятельности. Если этот призыв снова не будет услышан, придется Пре­ зиденту в первом полугодии тек ущего года принимать со ­ ответствующее решение об условиях принятия законов для подписания. Возмож ность такого решения обусловлена кон­ ституционным полномочием главы государства по обеспе ­ чению согласованного функционирования и взаимодейст­ вия органов государственной власти. 2. Правительство Российской Федерации обязано в бли­ ж айшее время коренным образом улучшить свою законо­ проектную работу, а министерства и ведомства — сконцен­ трировать внимание на разработке крупных законопроек ­ тов по своей проблематике. Нужны принципиально новые решения, а не латание дыр. Качество и своевременность представления в Правитель­ ство законопроектов по соответствующему профилю долж ­ ны стать одним из главных критериев оценки работы того или иного министерства, ведомства. 3. Представители Президента и Правительства в пала­ тах Федерального Собрания обязаны незамедлительно до­ кладывать о фактах ведомственного лоббирования законо­ проектов. В то же время взаимоотношения депутатского корпуса с негосударственными организациями, выступающими ини­ циаторами и защитниками тех или иных законопроектов, давно пора ввести в правовое русло. 4. Необходимо разработать проек т закона, который бы не допускал принятия законодательных актов, не обеспе ­ ченных финансовыми средствами, и в то же время преду­ сматривал обязанность Правительства более аргументиро­ ванно обосновывать свою позицию. 5. Считаю полезным предлож ение, внесенное Объеди­ ненной комиссией по координации законодательной дея­ тельности, о совместном формировании всеми ветвями власти небольшого перечня действительно первоочеред­ ных законопроектов. Он долж ен соответствовать приорите ­ там во внутренней и внешней политике, определяемым Пре­ зидентом. Целесообразно закрепить в Регламенте Государствен­ ной Думы роль Объединенной комиссии в предваритель­ ном согласовании программ и планов законотворческой де ­ ятельности, концептуальных полож ений законопроектов на ранних стадиях их разработки. 6. Значительный эффек т в повышении качества законов даст обсуж дение законопроектов общественностью. Надо поднять «завесу молчания» преж де всего над базовыми за ­ конопроектами. Целесообразно, чтобы эту работу коорди­ нировала Объединенная комиссия. Порядок в законотворчестве долж ен быть подкреплен ж естк ой дисциплиной ведомственног о нормотворчес­ тва . К сож алению, еще сильна инерция прошлого — изда ­ ние излишних нормативных ведомственных актов. Эта инер­ ция подпитывается тем, что большинство государственных служащих по-преж нему руководствуются не законами, а ин­ струкциями. Многие ведомственные акты либо повторяют нормы за ­ конов, указов Президента и постановлений Правительства, либо противоречат им, извращают их суть. Например, не искоренена практика, когда ведомственными актами вво­ дятся дополнительные обязанности граж дан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как пра ­ вило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. Все инструктивные документы долж ­ ны быть доступны, и отвечать за это должны сами ведомст­ ва. В то же время действительно необходимые инструктив­ ные документы зачастую выходят в свет через несколько месяцев после принятия федерального нормативного акта, предусматривающего их издание. Все федеральные органы исполнительной власти обя­ заны в кратчайший срок провести ревизию массива своих нормативных актов, а Правительство долж но к июлю 1997 года представить первый отчет о ходе выполнения этого задания. В результате такой работы долж ны быть отменены акты, которые не являются необходимыми и противоречат феде ­ ральным зак онам, ук азам Президента, постановлениям Правительства. Одновременно ведомства должны переходить к темати ­ ческой кодификации своих актов, в том числе принятых со ­ вместно с другими государственными органами. Необхо­ димо прийти к такому полож ению, когда акты, не вошед­ шие в тот или иной ведомственный или меж ведомственный «кодекс», например, по налогам, по тамож енным правилам, считаются недействующими. Правительство обязано привлекать к ответственности ру­ ководителей, по вине которых задерж ивается принятие не ­ обходимых инструктивных документов во исполнение зак о­ нов. Ведомства не могут не знать о соответствующих зак о­ нопроектах, их содерж ании, ориентировочных сроках при ­ нятия и вступления в силу. Они обязаны готовить проекты документов еще до вступления в силу соответствующего закона. От Министерства юстиции при регистрации ведомствен ­ ных нормативных актов требуется не только взыскатель­ ность, но и юридическая помощь ведомствам для исправ­ ления огрехов в представляемых ими актах. 2.2. Порядок в исполнительной власти В деятельности органов исполнительной власти до сих пор не преодолен коренной порок преж ней системы. М но ­ гие г осударственные орг аны, долж ностные лица не ра ­ ботаю т «в автома тическ ом реж име» реализации своих функ ций и полномочий . Они постоянно ждут указаний, поручений, окрика. Исполнительная власть зачастую дей ­ ствует как диспетчер или «пожарная команда» . А меж ду тем ее главные задачи — выработка стратегической линии, за ­ благовременное принятие и проведение в ж изнь принци­ пиальных решений. Совершенно новые функции государства, обусловлен­ ные принципиально изменившейся политической и эконо­ мической реальностью, введением правовых, а не команд­ ных методов управления, формированием граж данского общества, осуществляются несколько подновленной, но, в общем, старой системой исполнительной власти. В резуль­ тате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных недрах, ос­ трые ситуации то и дело застают государственный аппарат врасплох. * Функции и полномочия многих органов исполнительной власти аморфны и нередко дублируются. Это становится основанием для оправдания бездеятельности и неисполни­ тельности. Ведомства сначала яростно борются за новые полномочия, а когда дело доходит до конкретной работы, перекладывают решение трудных вопросов друг на друга, ссылаются на несовершенство законодательства и нехват­ ку ресурсов. Создание, ликвидация, перестройка того или иного ор ­ гана зачастую зависят от субъективных критериев, чьей- то пробивной силы, необходимости трудоустройства высоко­ поставленного чиновника и т.п. В частности, попытка про­ вести летом 1996 года серьезную перестройку системы фе ­ деральных органов исполнительной власти заглохла после первых же робких шагов. Таким образом, необходимость реформирования и с ­ полнительной власти стала очевидной . Основными на­ правлениями должны быть следующие: — радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти вместо сохраняю­ щегося директивного управления; — повышение роли перспективного и текущего прогно­ зирования для принятия стратегических решений, приня­ тие упреж дающих мер. Это позволит предотвращать нега­ тивные явления и процессы либо смягчать их последствия; — выработка оптимальной структуры органов исполни­ тельной власти, основанной на реальных потребностях об­ щества; строгое разделение функций и полномочий этих органов как «по горизонтали» , так и «по вертикали» ; — определение форм и методов эффективного взаимо­ действия исполнительной власти с иными ветвями государ­ ственной власти; — установление эффективной обратной связи с инсти­ тутами граж данского общества, создание благоприятных ус­ ловий для контроля общества за деятельностью государ­ ственного аппарата. Обновление системы исполнительной власти не дает ре ­ зультата без наведения порядка в г осударственной служ бе и пересмотра принципов к адровой политик и. Они в сво­ ем нынешнем виде не стимулируют эффективную деятель­ ность государственных служащих, не дают им ясных пер­ спектив долж ностного роста, не решают вопросы контроля и применения мер ответственности за некачественную, не ­ добросовестную работу, за неисполнение решений. Настоящим бичом остается необоснованное раздувание штатов. С 1991 года общая численность государственного аппарата возросла в полтора раза. Особенно это проявля­ ется на региональном уровне. Причем в ряде мест допуск а ­ ется дискриминация кадров по национальному признаку. В то же время считаю'несправедливой и даж е опасной, преж де всего для самого общества, широко распростра ­ ненную « презумпцию недобросовестности» работников го­ сударственного аппарата. Традиция огульно ругать власть, чиновников еще очень сильна. Эту традицию удастся пере ­ ломить, с одной стороны, подняв престиж государственной службы, а с другой — резко повысив ее эффек тивность. Действующее законодательство предусматривает ряд ог ­ раничений для работников государственной службы: осо ­ бые требования при замещении должности, соблюдение слу­ жебной тайны, невозмож ность совмещения долж ности с ком­ мерческой деятельностью и т.п. Однако, закрепив ограни­ чения, мы не создали стимулов для добросовестной рабо­ ты. До сих пор нечетко выражены и не систематизированы социальные гарантии государственных служащих; оплата их труда не соответствует уровню ответственности; в совокуп­ ном объеме средств, выделяемых на содерж ание государ­ ственного аппарата, основная часть идет не на прямые де ­ нежные выплаты служ ащим, а на ненужные излишества. Все эти факторы накладывают отпечаток на качествен­ ный состав служащих, препятствуя привлечению к государ­ ственной работе высокопрофессиональных и добросовест ­ ных людей, преж де всего молодых. В сфере г осударственной служ бы уж е с нынешнего г ода предстоит реш ать следующ ие задачи: — пересмотр принципов финансирования государствен ­ ного аппарата. Необходимо увеличить прямые денежные вы­ платы за счет сокращения доли косвенных расходов ( стро­ ительство и содерж ание зданий, транспортное, бытовое, иное обслуж ивание) , не увеличивая нынешние бюдж етные расходы. Это позволит ограничить рост численности госу­ дарственного аппарата; — выработка единых для федерального и регионального уровней принципов долж ностного роста государственных служащих, в том числе механизмов эффек тивного исполь­ зования кадрового резерва и ротации кадров в единой сис­ теме государственной службы; — создание нормативной основы и современной инфра ­ структуры подготовки, повышения квалификации и оценки труда государственных служащих; — установление четких оснований, а также процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответствен­ ности государственных служащих; введение института дис­ циплинарного разбирательства; — введение действенных антикоррупционных механиз­ мов (в частности, регулярной отчетности о доходах и рас­ ходах работающих в системе государственной службы) и ж есткий контроль за их применением. Целесообразно кодифицировать все акты, регулирую­ щие вопросы государственной службы, и в перспек тиве принять Кодекс государственной службы. Необходимо провести аттестацию государственных на ­ учных и учебных учреж дений, занимающихся подготовкой и повышением квалификации государственных служ ащих, ведущих научные разработки в этой сфере. Все эти задачи долж но решать в первую очередь Прави­ тельство в тесном взаимодействии с Администрацией Пре ­ зидента Российск ой Федерации. ( Продолж ение на 4 - й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz