Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

13 морта 1997 г., № 49 (1363) БЕСТСЕЛЛЕР Р а д и о « Свобод а » . у микрофона Марина ЕФИМОВА: «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» — на­ звание книги психолога Дж она Грея. Книга эта была издана четыре года назад, но только сейчас обратила на себя внимание критиков и прессы. Выяснилось, что она все эти годы не выходит из списка бестселлеров, продана в количестве 10 миллионов экземпляров, напечатана на тысячах кассет, а на недавнее выступление автора в Нью- Йорке собралась аудитория в 2 тысячи человек. Что ж такого нового открыл доктор Грей? Что, мужчины и женщины — разные? «Марс — планета мужчин, мальчиков, юнощей, — пишет он. — Там каждый за себя. Там жизнь проходит в соревновании. Там действует прави­ ло: если я выигрываю, ты — проигрываешь, и на­ оборот. И это справедливое правило. Но в какой- то момент марсианин видит существо с Венеры— женщину, и впервые чувствует, что есть кто-то, кто ему дороже, чем он сам, что в соревновании с ж енщиной можно выиграть только в том случае, если она тоже выигрывает, что с ней ему впервые хочется дарить, а не брать. И это приводит его в экстаз. Венера — планета женщин, девочек , девушек . Там живут по формуле: дари, отдавай, заботься, люби, жалей. Но в какой-то момент женщина с Венеры видит марсианина и понимает, что нашел­ ся кто-то, кто будет одаривать, любить и жалеть ее саму. И это приводит ее в восторг. Мужчин делает счастливыми, сильными и ус­ пешными ощущение, что они кому-то нужны. Жен­ щин делает счастливыми, сильными и успешны­ ми ощущение, что их кто-то любит». Выходит, мы созданы друг для друга. Почему же нам так трудно бывает договориться? Большинство проблем в отношениях между мужчинами и женщинами, пишет доктор Грей, не в том, что они нашли неправильного партнера, а в том, что они не знают того языка, на котором го­ ворит их партнер. «Когда женщинам нужна моральная поддерж ­ ка, они дают нам совершенно неадекватные сиг ­ налы, для понимания которых иногда нужен пере- I водчик. Главные слова в этих сигналах — «всегда» и «никогда», «никто» и «все». Например, она гово­ рит: «Мы вечно торопимся» , или «Мы никогда ни­ чего не решаем вместе» . Отсюда вывод: если женщина жалуется, не при­ нимайте буквально то, что она говорит. Это не то, что она имеет в виду, это только ее попытка пере­ вести свои чувства на понятный вам язык. Послу­ шайте ее, как подруга слушает. Дайте ей выгово­ риться. Помогите ей сосредоточиться, и вы уви­ дите: очень скоро жизнь снова покажется ей пре­ красной, даже лучше, чем вам. Поэтому в споре с женщиной не старайтесь доказать свою правоту, а старайтесь найти правильный подход». Чтобы почувствовать себя лучше, пишет доктор Грей, женщина говорит о прошлых проблемах, о будущих проблемах, даже о проблемах, которые априорно неразрешимы. Чем интенсивнее разго­ вор и обсуж дение, тем большее облегчение полу­ чает женщина — именно таким образом она фун­ кционирует. Не признавать за женщиной этой осо­ бенности значит не признавать ее природы. Когда у мужчины возникают серьезные пробле­ мы, отмечает Грей, он возвращается на Марс — уходит в себя, в свою пещеру, над входом в кото­ рую висит знак: «Оставьте меня в покое!». «Женщины не умеют читать эту надпись. Они входят внутрь и пытаются выяснить, что его гры­ зет, разделить с ним поиски решения и так далее. Они не понимают, что его надо на время оставить наедине с собой в своей пещере. Он вернется! Мужчине кажется, что, когда женщина начина­ ет давать ему советы, о которых он не просил, она подозревает его в том, что он не способен сам принять решение, что он не может справить­ ся с проблемой самостоятельно. Женщина тоже делает одну постоянную ошиб­ ку в оценке поведения мужчины. Она думает: «Если мужчина меня любит, то он автоматически знает, что делать» . На самом деле часто даже любящие мужчины не знают, как выразить любовь». Как правило, женщина, считает Грей, не мо­ жет удержаться от желания улучшать мужчину, до­ водить его до совершенства. Она, например, де ­ лает замечания по поводу его неряшливости, не­ бреж ности в одежде, по поводу дурных привычек за столом или несдержанности в беседе. И она не понимает, почему мужчина так неудерж имо взрывается на эти мелкие замечания. Она хочет его улучшить, чтобы гордиться им, а он хочет, что­ бы она принимала его и гордилась им таким, ка­ ков он есть. Одни мужчины готовы добиваться признания и уважения жены, другие ожидают его как данности, но в любом случае, если его нет, они несчастны. Еще один момент, важный для понимания друг друга, замеченный доктором Греем. Женщина торопится выражать свои чувства. Например, она не спросит, что случилось, почему ты опоздал. Она скажет: «Я ненавижу, когда ты опаздываешь! Я всегда думаю, что с тобой что-то случилось» . И каждый раз это вызывает у мужчи­ ныдосадное ощущение, что он опять в чем-то ви­ новат. «Женщины редко догадываются, как ужасно чувствует себя мужчина, если он сделал явную ошибку или не выполнил какую-то свою серьез ­ ную обязанность. В девяти случаях из десяти жен­ щины не представляют себе, насколько чувстви­ телен мужчина к таким ситуациям. Именно в эти моменты ему особенно нужны любовь и понима­ ние. Если он их получит, он останется на коне, он не боится действовать, потому что знает, что его любят, несмотря на ошибки. Если же женщина выразит недовольство, мужчина, чтобы не терять уверенности в себе, начинает мысленно дисква­ лифицировать мнение женщины». Итоги подводит Александр ГЕНИС: — Когда я объявил дома,- что намерен женить­ ся, мать отреагировала своеобразно. «Ну что же, — сказала она, — холостому плохо везде, а жена­ тому — только дома» . Я убедился в том, что этот иезуитский афоризм прекрасно выражает неиз­ бежность и безысходность брака. Семья — это борьба, победа в которой всегда означает траге­ дию. Лишь ничья тут может считаться счастливым исходом. Но ее добиться труднее всего, потому что в игру вступают противники, каждый из кото­ рых играет по своим правилам. Попросту говоря, мужчины категорически не похожи на женщин. Противоречие полов присуще нам как биоло­ гическим особям. Следовательно, и война между мужчинами и женщинами, старая, как мир, война бесконечна. Однако поскольку победа в этой войне невоз­ можна, то остается уповать на такт обеих сторон. Вот почему таким бешеным успехом пользуются бесчисленные книги по популярной психологии, которые в совокупности составляют обширное по­ собие по жизневедению —- длинный урок повсе­ дневности. Никаких особых откровений в этих со­ чинениях не содерж ится. Но советы, находящие­ ся здесь, работают, дают действенные результа­ ты, поскольку в этих книгах на основании опыта собрана мелкая, но практичная мудрость будней. По сути, такого рода пособия излагают грамма­ тику жизни, алфавит общего для мужчин и жен­ щин языка. Только овладев им, мы сумеем осво­ ить куда более трудное искусство не наступать друг другу на мозоли. А это единственный способ добиться естественного состояния в отношениях полов — перемирия. Радиоинформационное агентство «Эфир-дайдж ест» . Эта шайба не простая. Эта шайба - «золотая» ! Для многих уже убеленных сединой мастеров хоккея путевкой в большой спортстал турнир на призы клуба «Золотая шайба». Рождение этого популярного турнира произош­ ло более 30 летназад, когда «Пионерская правда» на первой странице номера от8 декабря 1964 года изобразила лихо мчавшегосяюногохоккеиста, при­ зывающего сверстников «На старт, друзья! Золо­ тая шайба зовет!». Имя новорож денному турниру придумать было легко. Во время олимпий­ ского турнира в Инсбруке (1964 год) , после победы над сборной Канады с результа­ том 3:2, принесшей нашим хоккеистам золотые медали, один из лучших нападаю­ щих сборной СССР Вениа­ мин Александров подарил редак ции « Пионерск ой правды» ту «золотую шай­ бу» , которая триж ды побы­ вала в воротах родоначаль­ ников хоккея. Он попросил вручить ее лучшей команде юных хоккеистов страны. Вначале призы разыгры­ вались лишь в одной воз­ растной группе 14-15 лет, спустя семь лет первенство оспаривали ребята уж е в двух возрастных группах, а еще через три года турнир пополнился двумя новыми возрастами. Начиная с 1970 года тур­ ниры «Золотой шайбы» ста­ ли проводиться поэтапно: в микрорайонах, районах, го­ родах, областях с выходом команд-победительниц на всесоюзные — зональные и финальные — соревнования. Но то было раньше. Се­ годня, увы, с экономической перестройкой не до детско­ го и юношеского спорта. Хоккейные турниры по мес­ ту ж ительства, во многих районах и городах попросту перестали проводиться. При переходе к рынку исчезли хоккейные короб­ ки, а с ними — и детские команды. Во многих рай­ онах и городах «Золотая шайба» вычеркнута из пла­ на спортивных мероприя­ тий. Тем не менее крепкие корни еще держ ат крону «Золотой шайбы» . Букваль­ но несколько дней назад за­ вершился городской турнир в Липецке. Он собрал 12 команд по двум возрастным группам и принес двойной успех юным хоккеистам ма- тырского клуба «Поиск» . В младшей возрастной группе, где играли ребята не стар­ ше 13 лет, победители одер­ ж али три победы и лишь с новолипецким « Кристал­ лом» , вторым призером ро­ зыгрыша, сыграли вничью — 4:4. Матырцы забросили в ворота своих соперников 14 шайб, пропустив в свои лишь четыре. Третье призо­ вое место занял «Кристалл» из поселка тракторостроите­ лей. Более трудным был путь к чемпионским наградам у «Поиска» , выступавшего в средней возрастной группе. После двух неудач в старто­ вых играх матырцы одержа­ ли три победыподряд и «вы­ рвали» первое место. В од­ ном из решающих поедин­ ков они обыграли команду горжилуправления «Буран» со счетом 5:2, ставшую в итоге серебряным призером. Третьими остались ребята из «Факела» ( клуб горж ил­ управления) . А 9 марта начался спор за награды, учрежденные областным Департаментом образования. На лед Двор­ ца спорта «Звездный» вы­ шли лучшие команды Ель­ ца, Лебедяни, Липецк а, Елецкого и Добринского районов. Сегодня, 13 марта, прой­ дут решающие поединки об­ ластного финала «Золотой шайбы» . Начало игр в «Звездном» в 9 часов 30 ми­ нут. Иван ЛЮЛЬЧЕВ, президент областного клуба «Золотая шайба» . Свыше полутора тысяч учащихся 9-11 классов обучаются в школе «Эврика» Липецкого государ­ ственного технического университета. Занятия ве­ дутся по политехническому, экономическомуиюри­ дическому направлениям. Школа даетучащимся углубленное знание предметов, необходимых для поступления в ВУЗ и дальнейшего успешного обу­ ченияпо избранной специальности, развиваеттвор­ ческую активность. На снимке: доценткафедры физики, директор школы «Эврика» при ЛГТУ Татьяна Герасименко (справа) со своим заместителем ИринойЛеоновой. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. И Н Е Ц К А Я г а з е т а К АЛЕЙДОСКОП ВЗО РВ АЛ СЯ ... УНИТАЗ С м у щ е н и е и б е с п о к о й с т в о в ы з в а л о с р е ­ д и с л у ж а щ и х м и н и с т е р с т в а э н е р г е т и к и С Ш А н е б о л ь ш о е о б ъ я в л е н и е , п о я в и в ш е е ­ с я н а д н я х в к а ж д о м и з м н о г о ч и с л е н н ы х т у а л е т о в в е д о м с т в а . С с ы л а я с ь н а « о п а с н о е с к о п л е н и е г а з о в в к а н а л и з а ц и о н н о й с и с т е ­ м е » , о б ъ я в л е н и е н а с т о я т е л ь н о р е к о м е н д о ­ в а л о « п р о я в л я т ь п о в ы ш е н н у ю о с т о р о ж н о с т ь п р и п о л ь з о в а н и и у н и т а з а м и и п и с с у а р а м и » , п о с к о л ь к у « в м о м е н т с м ы в а » м о ж е т п р о ­ и з о й т и . . . « в з р ы в с м е с и г а з о в , в о д ы и с т о ­ к а » . П о н а ч а л у м н о г и е в о с п р и н я л и э т о к а к ш у т к у и п р о д о л ж а л и п о п р и в ы ч к е б е з з а б о т ­ н о п о л ь з о в а т ь с я у б о р н ы м и , н е п р о я в л я я д о ­ л ж н о й п р е д о с т о р о ж н о с т и . О д н а к о у ж е ч е ­ р е з н е с к о л ь к о ч а с о в п о в е д о м с т в е н н ы м к о ­ р и д о р а м п о п о л з л и с л у х и о п е р в ы х ж е р т в а х в з б у н т о в а в ш е й с я с а н т е х н и к и . К а к о ф и ц и ­ а л ь н о п р и з н а л с о т р у д н и к п р е с с - с л у ж б ы м и ­ н и с т е р с т в а , о д и н и з « у н и т а з о в з а м е д л е н ­ н о г о д е й с т в и я » в м у ж с к о м т у а л е т е в с е - т а к и « с р а б о т а л » . П о е г о с л о в а м , п о с т р а д а л и д в а ч и н о в н и к а , к о т о р ы е « п о л у ч и л и л е г к и е р а ­ н е н и я » . т олс тяк и БО РЮТСЯ З А Р АВНОП Р АВИЕ П о д д е в и з о м « Я х о ч у о с т а в а т ь с я т а к и м ! М н е э т о м о ж н о ! » в Г а м б у р г е в п р о ш е д ш и е в ы х о д н ы е д н и с о с т о я л с я п е р в ы й ф е д е р а л ь ­ н ы й с ъ е з д т о л с т я к о в . О р г а н и з о в а н о э т о н е ­ о б ы ч н о е м е р о п р и я т и е б ы л о о б щ е с т в е н н о й о р г а н и з а ц и е й « С о ю з т о л с т я к о в » , к о т о р а я б о р е т с я з а р а в н о п р а в и е в о б щ е с т в е л ю д е й с и з б ы т о ч н ы м в е с о м . П о в с е й Ф Р Г с о ю з н а ­ с ч и т ы в а е т 1 6 р е г и о н а л ь н ы х г р у п п и 4 5 0 а к ­ т и в н ы х ч л е н о в . Н у , а г л а в н ы м и п у н к т а м и п р о г р а м м ы г а м б у р г с к о г о с л е т а с т а л и д и с ­ к о т е к а , н а к о т о р у ю б ы л и р а д у ш н о п р и г л а ­ ш е н ы и « х у д о с о ч н ы е с о г р а ж д а н е » , п о к а з м о д н о й о д е ж д ы н е с т а н д а р т н ы х р а з м е р о в , к р у г л ы е с т о л ы , в с т р е ч и с п с и х о л о г а м и , с о ­ ц и о л о г а м и и к о м м у н а л ь н ы м и р а б о т н и к а м и , г д е о б с у ж д а л и с ь м н о г о ч и с л е н н ы е п р о б л е ­ м ы , с к о т о р ы м и л ю д и б о г а т ы р с к о г о т е л о ­ с л о ж е н и я с т а л к и в а ю т с я в п о в с е д н е в н о й ж и з н и . НЕ ВЕ РЯТ, А ВСЕ Р АВНО ХОДЯТ Б о л ь ш и н с т в о к и т а й ц е в о т п р а в л я ю т с я к г а д а л к а м « п о т е х и р а д и » . О д н а к о б о л е е 6 0 п р о ц . ж и т е л е й П о д н е б е с н о й н е п р о ч ь п р и э т о м и с п р о с и т ь с о в е т а у г е о м а н т а , э к с п е р ­ т а д р е в н е й н а у к и о р г а н и з а ц и и с р е д ы о б и ­ т а н и я с о о б р а з н о с т о р о н а м с в е т а и д р у г и м п р и р о д н ы м ф а к т о р а м , п р и п е р е е з д е и л и с т р о и т е л ь с т в е н о в о г о ж и л ь я . О б н а р о д о в а н н ы е з д е с ь и т о г и п е р в о г о с о ц и о л о г и ч е с к о г о о б с л е д о в а н и я , п р и з в а н ­ н о г о в ы я с н и т ь о т н о ш е н и е л ю д е й к о в с я к о ­ г о р о д а н е о б ъ я с н и м ы м о ф и ц и а л ь н о й н а у к о й я в л е н и я м , п р е д с т а в л я ю т с о б о й с л е д у ю щ у ю к а р т и н у . П о л о в и н а р е с п о н д е н т о в з а я в и л а , ч т о н е в е р и т в п р е д с к а з а н и я с у д ь б ы , х о т я п о ч т и с т о л ь к о ж е у ч а с т н и к о в о п р о с а п о л а ­ г а ю т , ч т о С п о с о б н о с т ь з а г л я н у т ь в б у д у щ е е д е й с т в и т е л ь н о с у щ е с т в у е т . К у д а б о л ь ш е е е д и н с т в о д о с т и г н у т о п о м е т о д о л о г и ч е с к и м а с п е к т а м п р о р о ч е с к о г о р е м е с л а . Б о л е е 7 0 п р о ц . з а п о л н и в ш и х а н к е т ы о т в е р г л и в е р о ­ я т н о с т ь и с п о л ь з о в а н и я к о м п ь ю т е р о в д л я п р е д с к а з а н и я б у д у щ е г о , т а к ж е , к а к н е в е ­ р и т п р о с в е щ е н н о е б о л ь ш и н с т в о в д о с т о ­ в е р н о с т ь ф у т у р и с т и ч е с к о г о т о л к о в а н и я к и ­ т а й с к и х и е р о г л и ф о в . Д УМАЛ , ЖЕНИЛСЯ НАуф \МЕ , А ВЫ ШЛ О ... « ЕСЛ И ' р а з р е ш и т ь п о д о б н ы е с в а д ь б ы , э т о б у д е т о з н а ч а т ь , ч т о в р е м я п о в е р н у л о с ь в с п я т ь , ' у н о с я н а с н а з а д в п е р и о д к о щ у н ­ с т в е н н о г о я з ы ч е с к о г о б е з р а з л и ч и я » , — т а ­ к и м и б ы л и о л о в а л и д е р а м у с у л ь м а н с к о й о б ­ щ и н ы в и н д о н е з и й с к о м г о р о д е С а м а р и н д а , а д м и н и с т р а т и в н о м ц е н т р е п р о в и н ц и и В о с ­ т о ч н ы й К а л и м а н т а н н а о с т р о в е Б о р н е о . Д у х о в н о г о п а с т ы р я м у с у л ь м а н С у б р а н и - т у в о з м у т и л н е т о т ф а к т , ч т о 1 8 - л е т н и й м о ­ л о д о й ч е л о в е к в з я л в ж е н ы д а м у , с т а р ш е е г о н а 2 0 л е т , — с е р д ц у н е п р и к а ж е ш ь . Р а с ­ т е р я н н о с т ь и н е г о д о в а н и е с т а л и с л е д с т в и ­ е м о б н а р у ж и в ш е й с я п и к а н т н о й д е т а л и н о ­ в о и с п е ч е н н о г о и о с в я щ е н н о г о в с о о т в е т с т ­ в и и с т р е б о в а н и я м и и с л а м а б р а к а : н а с л е ­ д у ю щ е е у т р о п о с л е п е р в о й б р а ч н о й н о ч и ж е н и х , к а к г р о м о м , с р а з и л о к р у ж а ю щ и х , о б ъ я в и в , ч т о е г о « м о л о д а я » с у п р у г а в п р о ­ ш л о м д о с т а т о ч н о д о л г о е в р е м я б ы л а . . . м у ж ч и н о й , к о т о р ы й з а т е м и з м е н и л п о л н а н ы н е ш н и й — ж е н с к и й . Э т о т с о ю з н е з а к о н е н , п о с к о л ь к у и с л а м п р и з н а е т б р а к и с к л ю ч и т е л ь н о м е ж д у м у ж ­ ч и н о й и ж е н щ и н о й , в ы н е с л и е д и н о д у ш н о е о п р е д е л е н и е ч л е н ы с о в е т а у л е м . Р е ш е н о п р о в е с т и о ф и ц и а л ь н о е р а с с л е д о в а н и е , к а к р о д с т в е н н и к и с о б е и х с т о р о н , с о б с т в е н н о , д о п у с т и л и , а ч и н о в н и к и п р и и с п о л н е н и и « п р о м о р г а л и » с е й « п р е з р е н н ы й с о ю з » . Н а ­ м е р е н и е и с л а м с к и х к р у г о в п о д д е р ж а л а к о ­ о р д и н а т о р ж е н с к и х г о р о д с к и х о р г а н и з а ц и й С а м а р и н д ы г - ж а К о м а р и я . « О б щ е с т в е н ­ н о с т ь в о с т о ч н о г о К а л и м а н т а н а н е м о ж е т п р и н я т ь э т о т б р а к в в и д у е г о н е с о в м е с т и ­ м о с т и с г о с п о д с т в у ю щ и м и н о р м а м и м о р а ­ л и » , — с к а з а л а о н а . ( И Т А Р - Т А С С . ) 1 1 С? КУЛ Ь ТУ Р А ПО ДРО БНОС ТИ СН АЧ АЛ А О Б ЕГО К АРТИ Н У ВЫТИ РАЛ И Н О ГИ , А П ОТОМ П ОГРЕБЛ И ЕЕ П ОД ОБЛ ОМ К АМ И Э Т И М н и ч у т ь об этом странном художнике «ЛГ» уже писала дважды. Последний раз — совсем нед^ но, когда в одном из городских залов открылась выставка, где экспонировались работы Юрия Татьянина и трех его товарищей («Вискусстве рекордов не бывает», 4 февраля с.г.) . Выставка называлась «Кубизм в Липецке»... В «миру» Татьянин — продавец книг, «лотошник». В живописи — дерзкий авангардист, примитивист, чьи полотна похожи на колоссаль­ ных размеров детск ие рисунки, если оставить без внимания их мрачноватые, явно не детские, мо­ тивы, жесткость, горечь, иронию. Р а б о т ы Ю р и я п о к а н е п р и н о с я т е м у д о х о д а , н о о н и уж е з а м е ч е н ы , и н е т о л ь к о в Л и п е ц к е . К а к уж е с о ­ о б щ а л о с ь в « Л Г» , н е д а в н о и м е н н о е г о п р и г л а с и л и и з в е с т н ы е м о с к о в ­ с к и е х у д о ж н и к и И в а н Н о в о ж е н о в и Т а т ь я н а Н е д з в е ц к а я п р и н я т ь у ч а с ­ т и е в н е о б ы ч н о й а к ц и и . О н и с о б р а ­ л и б о л е е 4 0 св о и х к о л л е г и п р е д ­ л о ж и л и и м р а с п и с а т ь с т е н ы , д в е ­ р и , п о т о л к и в о г р о м н о й с е м и ­ к о м н а т н о й к о м м у н а л ьн о й к в а р т и ­ р е . О н а р а с п о л а г а л а с ь в з д а н и и с т р а х о в о г о о б щ е с т в а « Р о сси я » н а С р е т е н с к о м б у л ь в а р е . Х у д о ж н и к и з н а л и : э т и м и х п р о ­ и з в е д е н и я м о т в е д е н к о р о т к и й ср о к ж и з н и . О т к р ы в ш а я с я 2 8 ф е в р а л я в ы с т а в к а п р о с у щ е с т в о в а л а ч у т ь б о л ьш е н е д е л и . С е г о д н я е е уж е н е т , п о т о м у ч т о 1 0 м а р т а в з д а н и и н а ­ ч а л ся р е м о н т . П о с л о в а м м о с к о в ­ с к о г о к р и т и к а С е р г е я П о п о в а , н и ­ к т о и з ж и в о п и сц е в н е о б м а н ы в а л ­ ся , ч т о в с е , с о з д а н н о е и м н е и з б е ж ­ н о о к а ж е т ся п о д о б л о м к а м и с т е н , р у х н у вш и х о т у д а р о в о т б о й н ы х м о ­ л о т к о в . К т о - т о у с м о т р и т в о в с е м э т о м н е л е п о е о з о р с т в о , с а м о р е к л а м у л ю д е й , к о т о р ы е и н а ч е н е м о г у т п р и ­ в л е ч ь к с е б е в н и м а н и е , а к т о - т о — н а п о м и н а н и е о х р у п к о с т и и с к у с с т ­ ва , к о е м у во в с е в е к а г р о з и л а о п а с ­ н о с т ь б ы т ь у н и ч т о ж е н н ы м . Упомянутый критик приводит л ю б о п ы т н ы й к о м м е н т а р и й с а м о г о Н о во ж е н о ва : « М ы х о т и м , ч т о бы к а ж ­ д ы й х у д о ж н и к р а б о т а л , к а к в п о с ­ л е д н и й д е н ь , з н а я , ч т о з а в т р а н а ­ с т у п и т к о н е ц с в е т а . Н а с т о я щ и й х у ­ д о ж н и к н е с т а н е т т р а т и т ь в р е м я н а т о , ч т о бы п р о л и в а т ь сл е з ы , п р о щ а ­ я с ь с р о д с т в е н н и к а м и . О н вы л ож и т ­ с я в е с ь в п о с л е д н е й р а б о т е » . В о т в к а к ой з а т е е п р и н я л у ч а с ­ т и е н а ш з е м л я к . С е р г е й П о п о в н а ­ п и са л н е ч т о в р о д е р е ц е н з и и н а к а р ­ т и н ы Т а т ь я н и н а , П р и в о д и м с н е к о ­ т о р ы м и с о к р а щ е н и я м и е г о т е к ст . В М о с к в е о д н а н а м н о г о м и л л и ­ о н н ы й г о р о д а р т - л а б о р а т о р и я — м е с т о , г д е х у д о ж н и к и з а н и м а ю т с я э к с п е р и м е н т а м и с с о в р е м е н н ы м и с к у с с т в о м . В х о д в н е е с 2 8 ф е в ­ р а л я п о 9 м а р т а у к р а ш а л а « Са б а к а I » Ю р и я Т а т ь я н и н а , л и п е ц к о г о х у ­ д о ж н и к а , ч е л о в е к а д о с т а т о ч н о « а в а н г а р д н о г о » д а ж е д л я с т о л и ц ы , г д е , к а з а л о сь бы , н и к о г о н и ч е м уж е н е у д и в и т ь . « Са б а к а » , н а п и са н н а я н а н е б о л ьш о м х о л с т е , р а с п о л о ж и ­ л а с ь п р я м о в о з л е в х о д н о й д в е р и в а р т - л а б о р а т о р и ю « Д ом и н а н т а » , т а к ч т о с о т н и ( б е з п р е у в е л и ч е н и я ! ) л ю д е й , п р и х о д и в ш и х сю д а е ж е ­ д н е в н о , п р и н у ж д е н ы бы л и вы т и р а т ь н о г и о к а р т и н у . В а н д а л и з м ? Д а н и ­ ч у т ь! П р о с т о — з р и т е л ь , п о д г о т о в ь ­ ся т е м с а м ы м — ч е р е з н е д е л ю , н а ш и р о к ую м а сл е н и ц у , в се ст е н ы а р т - л а б о р а т о р и и , р а с п и с а н н ы е в п о ­ с л е д н и х ч и с л а х ф е в р а л я п о ч т и п я т ью д е с я т ью и з в е с т н ы м и , в о с ­ н о в н о м , м о с к о в с к и м и х у д о ж н и к а ­ м и , р у х н у т п о д д е й с т в и е м о т б о й ­ ных м о л о т к о в . Э т о д а ж е н е а к ц и я , д а ж е н е с о в с е м в ы с т а в к а - д е й с т в о , а и н и ц и а ц и я — а к т п о св я щ е н и я с а ­ м о г о и с к у с с т в а в т о т р а н г с е р ь е з ­ н о с т и и о т в е т с т в е н н о с т и , к о т о р ы й и м к н а с т о я щ е м у м о м е н т у у т е р я н . . , . В о и с т и н у — С п а р т а д л я т в о р ­ ц о в ! И м е н н о п о э т о й п р и ч и н е в с е р а б о т ы н а с т е н а х с т о л ь ж и з н е н н ы , э н е р г е т и ч е с к и н а п о л н е н ы . Т а к п е ­ р е ж и в а е т с я с м е р т ь во и м я ж и з н и . О д н и м и з « п о д л и н н ы х » с т а л л и п ч а н и н Ю р и й Т а т ья н и н , ч ьи б р у ­ т а л ьн ы е п р и м и т и вы з а н я л и с т е н у в б ы вщ е й к у х н е . У г р о ж а ю щ е п р а в д и ­ вые , о н и а г р е сси в н ы и п р я м о л и н е й ­ ны , к а к п о р о й б ы в а е т и с а м а ж и з н ь. В р о в е н ь с ч е л о в е ч е ск и м р о с т о м н а ­ п и са н б е л ы м п о ч е р н о м у с а н и т а р — ст р а ж д в у х м и р о в — м е ж ч е л о в е ­ к о м н о р м а л ьн ы м и н а х о д я щ и м ся п о т у с т о р о н у со з н а н и я , п р о щ е г о в о ­ р я — с у м а сш е д ш и м . П е р е в е р н у т ы е в в е р х н о г а м и сл о в а н а д в у х д р у г и х р а б о т а х — э т о о б р а щ е н и е к ч е л о ­ ве к у , с п о с о б н о м у п р е о б р а з и т ь с я , п о р у ш и т ь с т е р е о т и п ы с о б с т в е н н о й л и ч н о с т и , в з г л я н у т ь н а « о б р а т н ую ст о р о н у » с а м о г о с е б я . Ф р е с к и Т а т ь я н и н а п р е д е л ь н о о т к р о в е н н ы , и х к а ж ущ а я ся п р о с т о ­ т а — с л о в н о п р и з ы в н ы й к р и к д о в е ­ р и я к ч е л о в е к у , ж е л а н и е с в е с т и сл о ж н ую к а р т и н у м и р о з д а н и я к п о ­ н я т н ы м л ю б о м у ф о р м у л а м , п р и ч е м н е т о л ьк о а г р е с си в н ы х ф о р м д е й ­ с т в и т е л ьн о с т и . Е с т ь з д е с ь и р о м а н ­ т и ч е с к а я м е ч т а х у д о ж н и к а — вы ­ р в а т ьс я и з м и р а , г д е в с е в в е р х н о ­ г а м и , — « Х удож н и к ТЮ Н у л е т а е т в Н ью - Й ор к » . В л и п е ц к о й п р е с с е Т а т ь я н и н у п о м и н а л с я к а к х у д о ж н и к « п о л у - м и т ьк о в с к о г о н а п р а вл е н и я » . К о г д а в т о т ж е д е н ь , ч т о и Т а т ья н и н , м и т ь- к и р а с п и сы в а л и с т е н ы о д н о й и з к о м н а т « Д о м и н а н т ы » , о т к р ы т о с т ь ф р е с о к л и п ч а н и н а н е в о л ьн о н а в о ­ д и л а н а в о п р о с : а н е « п ол у т а т ья н и н - ск а я » л и р о с п и с ь у м и т ьк о в ? Д е л о н е в э т и к е т к а х , а в т о м , ч т о л и п е ц ­ к и й ж и в о п и с е ц , ч уж ой с в о е м у р о ­ д н о м у г о р о д у , н е ж е л а ю щ е м у п р и ­ н я т ь п е р со н а л ьн о й вы ст а в к и х у д ож ­ н и к а д а ж е з а п л а т у , о к а з а л с я « ср е ­ д и сво и х » в к о м а н д е н е з н а к о м ы х е м у д о с е л е к о р и ф е е в м о с к о в с к о г о и ск у сст в а : к р у п н е й ш е г о м а с т е р а р е ­ л и г и о з н о г о т в о р ч е с т в а Б о р и с а К о з ­ л о в а , ш е с т и д е с я т н и к о в П а н к и н а и Ва х т а н г о в а и м н о г и х д р у г и х . Н е у ж е ­ л и п о н и м а н и е и д о в е р и е к д о с т о й ­ н о м у х у д о ж н и к у « д ох од я т » д о п р о ­ в и н ц и и с т е м ж е з а п о з д а н и е м , ч т о р а н ьш е — ж у р н а л ы с о в р е м е н н о й м о д ы ? Е с л и в а с ц а р а п н е т н е с к о л ь ­ к о с н о б и с т с к и й т о н з а м е ч а н и я С . П о п о в а п о а д р е с у Л и п е ц к а и л и п ч а н , к о т о р ы м , д е с к а т ь , т в о р ­ ч е с т в о Т а т ь я н и н а с о в е р ш е н н о ч у ж д о , н е с т о и т , в е р о я т н о , п о д ­ д а в а т ь с я ч у в с т в у о б и д ы . П о л о т ­ н а Ю р и я , в с а м о м д е л е , о т н ю д ь н е п р и в ы ч н ы д л я г л а з а р я д о в о ­ г о з р и т е л я , о н и м о г у т в ы з в а т ь и н е д о у м е н и е , и р а з д р а ж е н и е , и а к т и в н о е , а т о и а г р е с с и в н о е н е ­ п р и я т и е . Н о н а в е р н я к а и в п р о ­ в и н ц и а л ь н о м Л и п е ц к е н а й д у т с я ц е н и т е л и , с п о с о б н ы е р а з д е л и т ь в о с т о р г и с т о л и ч н о й п у б л и к и . И п о к л о н н и к о в с к о р е е в с е г о б у д е т о т н ю д ь н е т а к у ж м а л о . П о э т о ­ м у и р а б о т ы Ю р ы , и э к с п е р и ­ м е н т ы е г о д р у з е й , т о ж е л и п ч а н , с т о и т р е г у л я р н о п о к а з ы в а т ь , с т о и т у с т р а и в а т ь д л я н и х и к о л ­ л е к т и в н ы е , и п е р с о н а л ь н ы е в ы ­ с т а в к и . П р и ч е м н е т о л ь к о т а к и е , к а к в М о с к в е н а С р е т е н к е , н е т о л ь к о н а к а н у н е б е з ж а л о с т н о г о « д е й с т в а » о т б о й н ы х м о л о т к о в . . . ( С о б . и н ф . ) « И СЛ АД К О П ЕСН Ь В ЧЕСТЬ РО Д И Н Ы П ОЕТСЯ . . . » «Затрубила трубушка...» — так начи­ нается одна из известныхрусских песен. Много столетий звучит она, и ее первые слова показались мне символическими, когда мощное пение Государственного русского народного хора из Воронежа за ­ полнило зал. «Затрубила трубушка» под­ линной русской народной песни во весь свой чистый, сильный голос и очаровала всех неповторимой красотой. Зрителей было много: пришли и стар и млад. Перед концертом мы побеседовали с художественным руководителем хора на­ родным артистом России В. ПОМЕЛЬНИ- КОВЫМ. — В я ч е с л а в Н и к о л а е в и ч , в а ш х о р ш и ­ р о к о и з в е с т е н и у н а с , и з а р у б е ж о м . Г о ­ л о с е г о н е п о в т о р и м , т в о р ч е с к а я м а н е р а я р к о и н д и в и д у а л ь н а . Г д е , в ч е м и с т о к и у с п е х а у с л у ш а т е л е й ? — Каждый коллектив, несомненно, имеет свои индивидуальные качества. Если основа репертуара ансамбля песни и пляски дон ­ ских казаков— народная казачья песня, а во­ кальная манера основана на бытовой тради­ ции станичного пения, то наш коллектив опи­ рается на фольклор Центрально-Чернозем­ ного края, преимущественно Воронеж ской области, которая с давних пор славится вы­ сокой хоровой культурой. Мы стараемся ис­ полнять песни так, как они бытуют в народ­ ной среде. — П о с л е д н и й в а ш к о н ц е р т в Л и п е ц к е б ы л д а в н о — 1 0 л е т н а з а д . С ч е м с в я з а н с т о л ь д о л г и й п е р е р ы в , в е д ь Л и п е ц к и В о ­ р о н е ж р я д о м ? Ч т о н о в о г о п р о и з о ш л о в в а ш е м к о л л е к т и в е з а э т и г о д ы ? —Действительно, мы оченьдавно не были в Липецке. Здесь много причин: и организа­ ционных, и чисто финансовых. За эти годы во многом обновился и обогатился наш ре­ пертуар. В 1 9 9 3 году коллектив отметил свой золотой юбилей, было много интересных по­ ездок. А сегодняшний наш концерт, прежде всего, связан с именем Андрея Мистюкова и посвящен его памяти в преддверии прибли­ жающегося 80-летия вашего земляка. Этот замечательный музыкант много сделал для нашего хора, 1 3 лет был его хормейстером, затем с 1 9 6 7 по 1 9 7 1 год — художественным руководителем. После своего переезда в Липецк он все время поддерживал с нами связь, помогал, радовался успехам. Мы пом­ ним и очень любим этого музыканта. В се ­ годняшнюю программу включены пять его песен и обработок: «Не шуми ты, рожь...» (слова Кольцова) , «Былина об Илье Муром­ це», «Степьда степь», «Хуторок», «Сыпь, Тать­ янка» (слова Есенина) . — П р а к т и ч е с к и в с е в а ш и к о н ц е р т ы п р е д с т а в л я ю т с о б о й е д и н о е д е й с т в и е — о т с т а р и н н ы х т р а д и ц и о н н ы х н о м е р о в д о п е с е н н ы х к а р т и н н а ш и х д н е й . В ч е м п р е ­ и м у щ е с т в о т а к о г о с к в о з н о г о п р и н ц и п а ? — Вы правы, такой принцип построения дает возможность для наиболее яркого пред­ ставления образцов народной музыки. Во- первых, зритель знакомится с многообрази­ ем жанров и исполнительских форм: от на­ чальной былины, например, — к широким хо­ роводам, пляскам, частушкам и, наконец, к вокально-хореографическим Сценам. Во-вто­ рых, создается цельный, упругий ритм, уво­ дящий от привычной «концертной» формы, ко­ торая, согласитесь, никак не соответствует старинному народному музицированию. — З а д е с я т и л е т и я р а б о т ы в а ш к о л л е к ­ т и в в о с п и т а л б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о т а л а н т ­ л и в ы х м у з ы к а н т о в . В к л а д к а ж д о г о и з н и х в о б щ е е д е л о п о - с в о е м у з н а ч и т е л е н , и , н а в е р н о е , т р у д н о в ы д е л и т ь к о н к р е т н о к о г о - л и б о ? — Это самый непростой вопрос. Ведь наш хор—единый творческий организм, где у каж­ дого — своя определенная функция и задача. Незаменима работа хормейстера Федора Ан­ дреева, велика роль оркестра под управле­ нием заслуженного артиста России Ивана Беленова. Нельзя не сказать и о танцеваль­ ной группе. Народные танцы, как и песни, имеют свои традиции. И в сохранении их, в создании замечательных танцевальных номе­ ров — большой, вклад балетмейстера Юрия Копытина. А что касается хора, то, как в лю­ бом хорошем, слаженном коллективе, здесь обязательно есть свои лидеры. Это его со­ листы: заслуженные артисты России Григо­ рий Горелов, Лидия Струкова, Алексей За- строжной, Юрий Шмаков, заслуженный ра ­ ботник культуры Клавдия Горелова. Они — подлинные знатоки и энтузиасты народного творчества, обладают широкой эрудицией в области народного пения, великолепные му­ зыканты. — М н о г и е н а р о д н ы е х о р ы , в т о м ч и с ­ л е и в а ш , в к л ю ч а ю т в с в о и п р о г р а м м ы п е с н и к о м п о з и т о р о в н а ш е г о в р е м е н и . Н е в н о с и т л и э т о н е к о т о р ы й д и с с о н а н с ? — Думаю, что нет. Тем более, что такие песни звучат в определенной части програм­ мы, которая знакомит слушателей с образ­ цами современного народного творчества. А вообще сегодня явно не хватает новых пе­ сен, созданных композиторами специально для наших хоров. Видимо, в музыкальных ву­ зах необходимо больше уделять внимания на­ родному творчеству. К сожалению, все еще приходится слышать, что традиционный фоль­ клор устарел. Как можно так говорить?! Ведь перед нами живая народная художественная правда, которая служит основанием всей на­ шей культуры. И все же нет-нет да столкнешь­ ся и с пренебрежением к подлинным образ­ цам фольклора, и с неразумной эксплуата­ цией отдельных его элементов, когда берет­ ся лишь самое броское, эффектное, а духов­ ная, нравственная красота утрачивается. — Э с т р а д а и н а р о д н а я п е с н я — э т а п р о б л е м а п о с е й д е н ь в о м н о г о м о с т а е т ­ с я н е р е ш е н н о й , в ы з ы в а е т г о р я ч и е д и с ­ к у с с и и . В п о с л е д н е е в р е м я н а э с т р а д е в с е ч а щ е и ч а щ е м е л ь к а ю т р а з н ы е и с ­ п о л н и т е л и , г р у п п ы , к о т о р ы е б е р у т с я « о с о в р е м е н и в а т ь » н а р о д н ы е п е с н и . . . — Это хорошо, если они ставят перед со ­ бой задачу утверждать не только этнографи­ ческую красоту песни, но и правомочность ее современного изложения, когда осваива­ ются традиции русского пения. Мне в свое время очень нравилось, как работает ВИА «Ариэль». Коллектив необыкновенно береж ­ но, с любовью подходил к аранжировке, со ­ храняя душу песни. А сейчас частенько на эстраде бездумно, а порой и уродливо пре­ парируется русское песенное богатство. Для того чтобы народная песня жила, надо не просто ее любить, надо любить народ, кото­ рый ее создал, и землю, которая его взрас­ тила. А л л а З А Г В О З Д К И Н А , м у з ы к о в е д .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz