Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
тмиПЕЦКАЯ ш )ш . газета о Генеральный прокурор выступает против уродливо скроенной приватизации. «Прокуроры активно ис пользуют предоставленные законом полномочия по предъявлению в Арбитраж ный суд исков в защиту го сударственных и обществен ных интересов, — читаем в письме, адресованном в Гос думу. — Всего в 1995-1996 гг. прокурорами предъявле но в Арбитражные суды 823 иска о защите права госу дарственной и муниципаль ной собственности на сумму 509,8 миллиарда рублей». По иску одной только про куратуры Челябинской об ласти, например, признана недействительной продажа акций АО «Магнитогорский металлургический комби нат». При повторной прода же сумма сделки составила 22 миллиарда рублей против 300 миллионов рублей при первоначальной стоимости. А сколько подобных неза конных сделок еще не вы явлено?! Приведенные факты ста ли отражением шока в та кой, казалось бы, законопос лушной отрасли, как ВПК. И выяснилось, что происхо дит это в основном из-за «не- распаханности» в этой сфе ре законодательного поля. Генеральный прокурор в своем мнении здесь однозна чен: «Механизм допуска иностранцев к приватиза ции предприятий ВПК при скупке акций на вторичном фондовом рынке до сих пор не разработан. Несостоя тельность критерия допуска иностранных покупателей, отсутствие 30 процентов обо ронного заказа в условиях острейшего бюджетного кризиса не меняют природу особорежимных предпри ятий». Как показали проверки, ГКИ не выполняет свои обя занности по учету госсоб ственности. В реестре на мо мент проверки значилось лишь 121 госпредприятие и 700 АО из ВПК, в то время как, по данным Миноборо ны России их было 500 и то ни было отчеты. Всплыло в прокурорских проверках и дело о прива тизации особорежимного предприятия «Жуковское летно-испытательно-иссле- довательское предприятие», с которым многие средства массовой информации свя зали убийство мэра города Жуковский. «Из-за просче шили обмен военного город ка в поселке Шадрине Ал тайского края на частные квартиры без проведения какого-либо даже формаль ного конкурса либо аукцио на с АОЗТ «Инициатива». А под видом высвобождаемо го имущества вкупе с обмен ным поселком ГКИ дало «добро» и на реализацию ГЕ Н П РО К УРОР РАССЧИТЫВАЕТ Н А ПОД Д ЕРЖ К У Д ЕПУТАТОВ Г е н е р а л ьн ы й п р о к у р о р Р о сси и Ю . Ск у р а т о в н а п р а ви л п и сьм о п р е д с е д а т е л ю Г о сд у м ы Г . С е л е з н е в у « О со с т о я н и и з а к о н н о с т и в п р о ц е сс е п р и в а т и з а ц и и г о су д а р ст в е н н о й со б ст ве н н о ст и » . В п и сьм е со д е р ж и т ся о д н о з н а ч н ы й вы во д : « По ви н е Г о с к о м и м у щ е с т в а Р о сси и и Р о сси й с к о г о ф е д е р а л ьн о г о ф о н д а и м у щ е с т в а н е о п р а в д а л се б я и н ст и т у т п р о д а ж и и м у щ е ст в а п р и в а т и з и р у е м ы х п р е д п р и я т и й н а и н в е ст и ц и о н н ы х а у к ц и он а х . Бо л ьш и н ст во вы и г р а вш и х к он к ур сы и н в е с т о р о в н е вы п о л н и л и св о и х о б я з а т е л ьст в п о в л о ж е н и ю с р е д с т в в к у п л е н н ы е п р е д п р и я т и я » . 1200 соответственно. Не рас полагало ГКИ и точными данными о находящейся за рубежом государственной собственности. И в резуль тате эта собственность была утрачена в Монголии, США и других странах путем ее «тихой», никому не примет ной перерегистрации в час тные фирмы. Но это еще что в срав нении с договорами на про дажу, которые заключило Балтийское морское паро ходство греческой компа нией «Трансинвестмен». Легендарные балтийцы прославились тем, что за продажу четырех теплохо дов они взяли всего лишь... по одному доллару за каж дое судно. При этом все, как и в предыдущем слу чае, делалось тихой сапой, без извещений о своей «сделке» в Санкт-Петер бургское ГКИ, без включе ния «продажи» в какие бы тов ГКИ, — как написано в представленном материале Ю. Скуратова, — государст во потеряло здесь контроль ный пакет акций, и его доля в уставном капитале теперь составляет лишь 11,9 про цента» . В своих нарушениях чи новники с нечистой со вестью из ГКИ дошли до того, что незаконно разре- пяти неисправных самоле тов АН-72 и двух самолетов ТУ-134. «Приватизация стала мощным фактором крими нального давления на об щество, предметом крова вых разборок преступных группировок. Этому способ ствовало и то, что законода тельство о приватизации не было подвергнуто кримино логической экспертизе», — делает заключение генпро курор. И, судя по сообще ниям с мест, не все еще пре ступления раскрыты. Тем более, что способов ухищре ний и избавления от ответ ственности за прошедшую «эпопею прихватизации» изобретено воз и маленькая тележка. Самым распространен ным методом «бесконтроль ного использования, а иног да и утраты госимущества» стал такой известный способ обесценивания госпакета ак ций, как их безудержная эмиссия. И опять печаль ный результат: «В АО «Ор ловский сталепрокатный завод» госпакет акций уменьшился с 20 до 4,2 про цента, в АО «Бюробинст- рой» с 20 до 1,5 процента, в АО «Автомост» с 13,3 до 8,7 процента... Механизм защи ты государственных интере сов не отработан, ответствен ность представителей госу дарства отсутствует». Самое же интересное, что при такой безответственнос ти и законодательной неос- военности можно еще и обо гатиться. При этом еще и наплевать на Указ президен та «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Так, начальник отдела приватизации пред приятий торговли и сферы обслуживания Госкомиму щества А. Марголин, «буду чи с 1994 года представите лем государства в акционер ных обществах «Автотрак- тороэкспорт» (АТЭКС) и рос сийско-швейцарского торго вого АО «Садко», получил только в одном обществе «Садко» зарплату в размере 160 млн. рублей, а также неоднократно выезжал в ко мандировки в Бельгию, Швейцарию за счет указан ных фирм». Степень юридической и прочей ответственности, как говорит генпрокурор Скура тов, в отношении этого чи новника еще только оцени вается. Но ведь множество ретивых чиновников и по сию пору живут на средства еще более ретивых в своих аппетитах АО с участием хлебосольных иностранных инвесторов. Имя им — ле гион. Только за два прошед ших года выявлено свыше тысячи преступлений, свя занных с приватизацией. К уголовной ответственности за получение взяток привле чен ряд должностных лиц Госкомимущества России, а также работники этих орга нов в Москве, Санкт-Петер бурге, Московской, Орлов ской, Свердловской и дру гих областях. Генпрокурор предлагает для нейтрализации этого не гатива принять дополни тельные законодательные решения для усиления соци альной направленности при ватизации, ужесточения го сударственного контроля и более широкое использова ние «золотой акции». Госду ме также предложено ужес точить механизм допуска иностранцев и монополистов на вторичный фондовый рынок. Предстоит устано вить и стоимость интеллек туальной собственности на уровне мировых цен, а не цен расплодившихся соросовских и прочих фон дов, пересмотреть механиз мы оценки приватизируемо го имущества, новые меры защиты госсобственности и многое другое. Т7 ( ' Л \ С К < Л Л Т7 ■ в | | Я 1 ШШ11 П Р Е С С -С Л У Ж Б А Г О С У Д А Р С Т В Щ Н О И Д У М Ы РО С С И И : С П Е Ц И А Л Ь Н О Д Л Я « Л И П Е Ц К О Й Г А З Е Т Ы » «ТРЕБУЕТ КОРЕННОГО ПЕРЕСМОТРА САМА КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕДАЧИ СОБСТВЕННОаИ ГОСУДАРСТВА В ЧАСТНЫЕ РУКИ...» Д е п у т а т ы Г о сд у м ы п ы т а ю т ся и з м е н и т ь х о д п р и в а т и з а ц и и . Н е д а в н о в п е р в о м ч т е н и и п р и н я т з а к о н о п р о е к т « О п р и в а т и з а ц и и г о с у д а р ст в е н н о г о и м у щ е с т в а и о бщ и х п р и н ц и п а х м у н и ц и п а л ьн о г о и м у щ е с т в а в Р о сси й ск о й Ф е д е р а ц ии » . В о т ч т о р а сс к а з а л к о р р е сп о н д е н т у « Д ум ск о й п а н о р а мы » о д и н и з а в т о р о в з а к о н о п р о е к т а , ч л е н к о м и т е т а Г о сд у м ы п о со б с т в е н н о с т и , п р и в а т и з а ц и и и х о з я й с т в е н н о й д е я т е л ьн о с т и , и з в е ст н ы й э к о н о м и с т Н и к ол а й СА В ЕЛ Ь ЕВ . — Ни одна из целей за кона о приватизации, при нятого в 1992 году, не до стигнута. Не появилось в стране широкого слоя со бственников, не стали эф фективно работать предпри ятия. Лишь утратились пра ва государства на свою ^со- бственность. Причем прива тизация сопровождалась об щей экономической стагна цией, в результате которой предприятия и их акционе ры, которые получили ак ции по ваучерам, преврати лись в банкротов. Только один год, не более, акцио неры могли наслаждаться дивидендами и иллюзией собственника. Сегодня они все, за небольшим исключе нием, должны продавать имущество с молотка и по полнять ряды безработных. Плодами же приватизации пользуются другие «со бственники», ставшие тако выми в обход закона. Ясно, сама концепция приватизации требует ко ренного пересмотра. Об этом говорили многие депутаты еще в Думе прошлого созы ва. Предпринималась и по пытка разработать новый закон о приватизации. Пра вительство также пыталось внести свой вариант прива тизации. Наш комитет предложил изменить сами подходы к приватизации. Принятый законопроект позволит вер нуть предприятия-банкроты в собственность государства и приватизировать по новым правилам. Этот процесс но сит название «реприватиза ции». По этим же правилам, надеюсь, будет проходить и второй этап приватизации. Данный законопроект — один из самых сложных и требует принятия не в трех, а в четырех чтениях. В пер вом чтении одобрена общая концепция, во втором будет рассмотрена концепция эко номической безопасности. Лишь после этого в третьем чтении мы рассмотрим таб лицу поправок, чтобы все точки были поставлены над «1». И, наконец, четвертое чтение разрешит все спор ные моменты. — Каковы основные по ложения законопроекта? —Это три принципиаль ных положения. Приватиза ция должна способствовать активизации платежного ба ланса России. Приватиза ция должна поощрять про текционизм по отношению к отечественному товаропро изводителю. Приватизация должна ориентироваться прежде всего на Человека. Платежный баланс на шей страны ориентируется на вывоз капитала из стра ны, оголяя всю структуру финансирования внутри го сударства. Из-за этого про блема неплатежей, которая преподносится сегодня как вина щгостных налргонепла- тельщйков, остается нераз решимой'. Люди, которые пытаются играть в догонял ки с неплатежами, просто не понимают природы этого экономического заболева ния. Поэтому вопрос акти визации платежного балан са, ориентации нашего руб ля на инвестиции внутри страны, а не на вывоз его за рубеж под обеспечение инос транных кредитов — это одна из главных целей при^ ватизации. Если же эти цели не достигаются, то приватизация должна быть остановлена, пока не будет поправлен платежный ба ланс. Приватизация отража ет состояние платежного баланса и регулируется на логовыми, кредитными ры чагами, ценовой и структур ной политикой. Второе требование — протекционизм к отечес твенным производителям — объясняется необходи мостью дать возможность им выйти на эффективную конкурентоспособную рабо ту. Предприятия должны работать, а не продаваться за бесценок, а его специа листы увольняться. Третье — социальная ориентация экономики означает, что инвесторы, которые хотят работать с предприятием, должны заботиться и о со циальной сфере, финансиро вать работу детских садов, клиник, учебных заведений и так далее. Эти проблемы должны учитываться прива тизацией в комплексе. — Какова роль Государ ственной Думы в процессе приватнзаф 1 и? будет не только устанавли вать и контролировать пере чень предприятий, запре щенных для приватизации, (объекты, имеющие страте гическое значение для стра ны — ядерные объекты, электростанции, заводы ВПК и Т .Д . ) , но и определять перечень видов производст ва, в которые должен быть закрыт доступ иностранно го капитала, — то есть по тенциально выгодных для российских акционеров, Госдума будет контролиро вать перечень производств, в который разрешен доступ иностранного капитала, но без права приобретения кон трольного пакета акций. Госдума также берет на себя ответственность за инвесто ра, который должен вклады вать деньги в развитие про изводства, а не просто ску пать пакет акций. Такие инвестиции могут вестись на основе лизинга: вложил в производство деньги, рас ширил выпуск продукции, за счет ее реализации и рас платись за лизинг. Эти про блемы найдут отражение в законе и, в частности, к тре бованиям к Госпрограмме приватизации, которая так же должна утверждаться федеральным законом. — Предусматривается ли в новом законе доля участия граждан в процес се приватизации? — В процессе работы над законом ко второму чтению ^ а он сейчас проходит об суждение в субъектах Феде рации, в комитетах’Тосду- мы, в правительств^^ вы явилась необходимость до полнить закон положения ми, которые были заимство ваны из американского опы та создания коллективных форм собственности. Смысл этого состоит в том, что ра ботники предприятий, жите ли конкретных регионов за счет государственного учас тия в приватизации имеют свою до;{ю в пакете акций. В частности, практикуется обобществление крупных объектов коммерческой не движимости (улицы в горо дах, стоянки, подземные хозяйства, освещение). Все эти объекты должны стано виться собственностью не узкой группы, отдельных лиц, а самых широких сло ев населения, людей, живу щих на данной территории. То же самое касается и объектов общефедерального значения: многие транспор тные системы, газодобыва ющие объекты, почта и так далее. Являясь .экономиче скими естественными моно полиями, они не должны превращаться из монополии государства в монополию частного лица. р | а р л а м е | ВОИНСКИЙ УЧЕТ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ в Госдуме был принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Россий ской Федерации об административных правонарушениях». Как сообщил корреспонденту «Думской панорамы» ини циатор законопроекта, председатель подкомитета по обо роне Эдуард Воробьев, данный документ должен испра вить плачевное положение с воинским учетом в стране и ужесточить ответственность всех военнообязанных за со блюдение правил воинского учета с применением штрафа и других мер административного наказания в случае их нарушений. По данным Министерства обороны, в результате безот ветственного отношения к своему гражданскому долгу толь ко в 1995 году 139 тысяч человек утратили документы во инского учета. Не встали на учет более 53 тысяч военно обязанных, а по вызовам в военные комиссариаты не яви лись 163 тысячи, из которых 41 тысяча — призывники. Статья 191 данного закона касается положения о неис полнении гражданами обязанностей по воинскому учету. Так, неявка по вызову военного комиссариата, убытие в другой район на срок свыше трех месяцев или убытие за границу на шесть месяцев без снятия с воинского учета, а также несвоевременное сообщение в орган, осуществляю щий воинский учет, об изменении своего семейного по ложения, места жительства в пределах района, образова ния, места работы и должности влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда. Законопроект также включает статью об административной ответственности за уклоне ние граждан от медицинского обследования по направле нию комиссии по постановке граждан на воинский учет и за умышленную порчу или утрату документов воинского учета. --------------------------------------------- О Б С У Ж Д А Е Т С Я — З А К О Н О П Р О Е К Т «ТРУДОВОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЛЮД... СОВЕСТИТСЯ» Д е п у т а ты К оми те та Госуд а р ст ве н н ой Д умы по к ультуре ра зра бот а ли п рое к т ф е де р а льн о г о з а к она «О высш ем со ве т е по эти к е и н р а вст ве н н о с ти в обл а ст и к и н ема тог рафи и и т е л е р а д и о ве щ а ния в Росси й ск ой Ф едера ц и и » . В пояснительной записке к зак онопроек ту п редседа тель Комитета по к ультуре депутат Стан и слав ГОВОРУ ХИН особо отмечает: «Зако нодательное недопущение в Российск ой Федерации цен зуры массовой информации, введенное статьей 4 закона «О средствах массовой ин формации» — это положение в настоящее время во многом реализовано , хотя случаи цензуры, к сожалению, еще встречаются, — безусловно, сыграло положительную роль и в сфере телерадиовещания. Нельзя, однако, не отметить, что ситуация в отечественном к инематографе, к ультурная деятельность телерадиове щателей пока оставляют ж е лать много лучшего». Положение дел в телера диовещании не удовлетворя ет и тех, кто трудится в этой области. Председатель ФСТР В.Л аз у т к и н в газете «Век» признавал: «Трудовой телеви зионный люд совестится того, что происходит. Не нравится ему это». Государства с развитой демок ратическ ой системой уже пришли к необходимос ти контроля со стороны об щества за показом фильмов и элек тронными средствами массо в о й и нформации . Статья 13 «Декларации прав и свобод человека и гражда нина», принятая Верховным Советом РСФ СР 22 ноября 1991 года, допускает в целях охраны нравственности зак о нодательные ог ранич ения права свободно распростра нять информацию. Часть 3 статьи 55 конституции Рос сийск ой Федерации устанав ливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль ным зак оном тольк о в той мере, в какой это необходи мо в целях защиты основ кон ституционного строя, нрав ственности, здоровья, прав и зак онных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности г осу дарства». Сравнительно не давно принятый Гражданский кодек с в статье 1 повторяет эту норму: «Гражданские пра ва могут быть ограничены на основании федерального за кона и только в той мере, в какой это необходимо в це лях защиты нравственности, прав и зак онных интересов других лиц». «Во многих странах Евро пы и Америк и существую т 'орг аны, осуществляющи е контроль за показом фильмов и тел^ адиовещанием, и в разработк е зак оноп роек та широк о и сп ользовался их опыт, — отмечает Станислав Говорухин. — Правда,в боль шинстве этих стран полномо чия таких органов существен но шире, чем защита нрав ственности». Законопроек т прописыва ет, в частности, гарантии не зависимости совета, порядок его формирования и финан сирования, полномочия сове та. В рамках своей к омпетен ции совет имеет право при менять санкции к демонстра торам фильмов, телерадио вещателям, нарушающим данные и другие федераль ные законы, — от штрафа до , лишения лицензии в соответ - ' ствии со статьей 32 закона «О средствах массовой инфор мации». Совет ни в коей мере не вторгается в сферу деятель ности Федеральной комиссии по телерадиовещанию, кото рая, согласно статье 30 зак о на «О средствах массовой информации», «вырабатыва ет государственную полити ку в области лицензирования радио- и телевещания и про водит ее как непосредствен но, так и через территориаль ные к омиссии по телерадио вещанию». к ак говорится в зак оно проек те, он обесп еч ивает конституционные права граж дан «на защиту чести и до стоинства, утверждение люб ви и уважения к Отечеству, веры в добро и справедли вость, нравственную защиту семьи, материнства и детст ва, доступ к национальным и мировым культурным ценнос тям, развитие национальных традиций и языков народов, населяющих Российск ую Ф е дерацию». Н Е М Н О Г О _ ' Г " с ^ А т и с т ш ш 6 ЧЕМ ПИШУТ в ГОСД УМ У? в 1 9 9 6 г оду приемной Государственной Думы было ра ссмотрен о 4 9 тысяч письменных и устных обра щ ений г раж дан , трудовых к оллек тивов и общ е стве н ных объедин ений . На личном приеме побывало 7 5 9 7 п осе ти телей . И з стран ближ нег о зарубеж ья получе но 1 6 7 9 писем и теле г рамм . Почта г ода увеличилась по сравнению с 1 9 9 4 г одом на 7 тысяч обращ ений и на 4 ,2 тысячи по сравнению с 1 9 9 5 г одом . Общая направленность кор респ онденции п рошедшег о года существенно не измени лась и осталась аналогичной содержанию обращений в Го сударственную Думу первого созыва. В письмах преоблада ли вопросы совершенствова ния государственного управле ния и выхода из экономическо го кризиса, усиления социаль ной защиты граждан и обеспе чения правопорядка. В то же время в почте нашли отраже ние наиболее значимые собы тия в стране и обществе. Мно гочисленные отклики поступи ли в приемную в связи с под готовкой и проведением выбо ров Президента Российск ой Федерации. Авторов волнова ли проблемы реформирования и состояния Вооруженных Сил, а также вопросы национальной политики. Сложное положение в эк о номике страны и связанные с нею социальные проблемы на селения определили содерж а ние и направленность 16,5 ты сячи обращений. Наибольшей остротой выделялись мног о численные обращения мало обеспеченных граждан о сис тематической невыплате в ус тановленные сроки пенсии и пособий, являющихся для них единственным источником су ществования. Пенсионеры, ин валиды, многодетные и непол ные семьи просили депутатов Государственной Думы со вместно с правительством Рос сийск ой Федерации принять меры, направленные на под держку тех, кто в силу объек тивных причин не может зара ботать себе на жизнь. Значительное место в поч те 1996 года занимали обраще ния (9 тысяч писег^ , затраги вающие вопросы обеспечения правопорядка. С тревогой ав торы обращали внимание на высокий уровень преступности и недостаточность мер, прини маемых правоохранительными органами по ее пресечению. Жаловались на пассивность местных органов внутренних дел в раскрытии преступлений, слабый надзор органов проку ратуры за исполнением зак о нодательства на местах, за на рушения судами сроков рас смотрения дел. Каждое второе письмо этого раздела содержа ло просьбы о пересмотре уг о ловных и гражданских дел. В числе основных причин подо бного положения назывались несовершенство законодатель ной базы, недостаточное фи нансирование правоохрани тельных органов. О невозможности реализо вать право на жилище, гаран тированное Конституцией Рос сийск ой Федерации, писали граждане, имеющие льготы на п ервоочередное получение жилья'или нуждающиеся в улуч шении ж илищныхусловии. В почте года было немало предложений, затрагивающих законопроекты, над которыми Государственная Дума продол жала работу. Среди них наибо лее часто предлагалось внес ти изменения и дополнения в Закон Российск ой Федерации «О государственных пенсиях в РСФСР» и федеральный закон «О ветеранах». Авторы, считая несовершенными отдельные положения этих законов, на стойчиво требовали ускорить реформи рован и е г о су дар ственной пенсионной системы. Просили пересмотреть соот ветствующие статьи федераль ного зак она «О ветеранах» с целью предоставления учас тникам «последнего военного призыва» равных с ветеранами Великой Отечественной войны прав и льгот, а также расши рения круга лиц, имеющих пра во на присвоение звания «Ве теран труда». По мнению обратившихся { 1,4 тысячи писем) , неоправ данно затянулась разработк а зак онов по восстановлению сбережений, вложенных в Сбе регательный банк России до 1 января 1992 года. Вкладчики (1013 обращений), доверившие свои сбереж ения недобросо вестным коммерческ им струк турам, высказывали недоволь ство длительной разработкой правовых актов, предусматри вающих механизм возврата их средств. Следует отметить, что большинство авторов этой поч ты — пенсионеры, инвалиды и другие малоимущие граждане. Депутатские объединения Государственной Думы, осу ществляя прием граждан в при емной, приняли в 1996 году 927 человек . В том числе: — фракция Коммунистиче ской партии Российск ой Феде рации — 207; — фракция Либерально-де мократической партии России — 111; — фракция Всероссийск о го общественно-политического движения «Наш дом — Россия» — 139; — фракция общественного объединения «Яблоко» — 150; — Аг рарная деп утатск ая группа — 117; — депутатская группа «На родовластие» — 114; —депутатская группа «Рос сийск ие регионы» — 89. Комитетами Государствен ной Думы было принято 243 человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz