Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
г I X ( .редакторов районных газет области п ГП Л ВН ОМ Б У Д Е Т Ч И С Т И В Е С Е Г До сих пор мы хохочем над Брежневым. Причем не над молодым, а над старым, беззащитным и жалким, как и все старики. Охотно ♦полоскаем» первого прези дента (может, и не без недо статков, но первого), кото рого сами себе и выбрали (не на посмешище). Потихонь ку зубоскалим над нашими стариками, всю жизнь от давшими партии и не жела ющими теперь плевать в свое прошлое, как в коло дец. Втихаря показываем пальцем на деревенских ста рух с негнущимися от рабо ты пальцами и бледными I губами, шепчущими сокро- ’ венное: ♦Лишь бы не было войны...» А ведь если разобраться объективно, по правде, то обнаружится, что не так уж и много было в нашем про шлом смешного. Как мало его, к слову, и в настоящем. С коро усманская ♦Новая жизнь» от метит свое 80-ле тие. И это событие мы ста раемся использовать, чтобы вспомнить многое и многих, ибо история газеты — это история района, в чем-то и история страны. Много пуб ликуем краеведческого ма териала, причем стараемся не соблазняться коммента риями ♦в одну сторону» (на пример, о коллективизации в районе, агитпропе...), по тому что живы еще те, кто тогда делал свое дело, как его понимал. И он его не отдаст и сегодня, это свое дело, потому что ему не с чем будет жить. Я убежден: не стоит на такой маленькой террито рии, как район, устраивать свару по политическим про блемам прошлого. Мы сей час объявили несколько конкурсов, с УД 0 В 9 ДЬС.; 1 :^да?!( 1 . , даём снимки из старых аль бомов, и из них на нас смот рит сама История. А без прошлого, каким бы оно ни было, нет и полноценного настоящего и тем более бу дущего. Такой политики, кстати, придерживается и наша районная власть. Поэтому только за последнее время у нас в Усмани были уста новлены бюсты всем Геро ям Советского Союза, от крыты и обустроены не сколько воинских захороне ний. Создан свой выставоч ный зал, где представлено творчество местных худож ников. Организован имен ной футбольный турнир па мяти Полякова, нашего зем ляка, проводятся и другие ♦фирменные» соревнова ния. Будет у нас и свой Дом ремесел. И возможно — ли тературный музей, ибо твор ческое наследие наших зем ляков —Завадовского, Кня- жинского, Вовчек, Киселе ва —•огромно. А еще у жур налистов нашей районки есть идея открыть музей га зеты. И одним из современ ных его экспонатов будет изданная к 80-летию книга. Все эти примеры при всей их разноплановости — звенья одной цепи, и она, эта цепочка, связывает нас сегодняшних с нами про шлыми. И если при этом возникает у людей гордость за свой край и своих пред ков — это и есть, по-моему, патриотизм. Думаю, он ге нетически заложен в рус ском народе. А если гово рить об усманцах, то тут осо- бинка: традиционно руково дители района — люди мес тные. Что это значит? А то, что если привык тот же В. Иванов с детства к родным просторам, к людям, здесь живущим, то чему ж удив ляться, что именно он у себя в ♦Краснопольском» решил сегодня из разрушенной цер квушки сделать часовенку для помина погибших зем ляков. И если тот же Н. Жу ликов пацаном гонял на пус тыре мяч, то и теперь, буду чи главой района, он продол жает заниматься футболом и оказывает спорту всячес кую поддержку. И таких примеров можно приводить много. . собо хочу сказать о |днях села, которые проводятся в рай оне второй год подряд. Вот где учтены и угаданы, как мне кажется, традиционные зимние заботы крестьянина и его душа. Во-первых, эти смотры-праздники проходят О ' смех гармошки на весь день — вот тот фон, на котором Дни и проходят. И чрезвы чайно важно, что местные ребятишки на этих Днях по лучают уроки. Уроки нрав ственности. Учатся уважать историю села, стариков, от цов и матерей, которые рас крываются здесь по-новому. Говорю так подробно об этом вот почему. Именно молодым оставаться в селе жить и работать. Тогда бу дет жить и Россия. Тут есть проблема, причем не эконо мическая, а чисто психоло гическая. И снова речь — о влиянии, так сказать, изв не. Вот столичный бомонд перемывает косточки друг другу, вот центральная пресса глотает слюнки: и этот уехал, счастливчик, в хлебные края. Вчерашние любимцы советского народа колесят по свету, а вернув шись ненадолго, как-то лас ково костерят Запад и кля нутся в верности родным березам. Любимый же во прос, который задают тем, кто еще сидит на чемоданах и копит валюту: »А вы не собираетесь?» Чего ж, дес кать, ждете? Боюсь, переход покажет ся чересчур крутым, но про должу своим уже вопросом: а что если поинтересовать ся у жителя закоулочной России насчет его планов на переезд? У сторожа свино фермы, например? Или у бригадира полеводства? Смешно, правда? А вот и не до смеха! При всей ходуль ности сравнения —ясно же, что Мишу Козакова снова ждут-не дождутся в Израи ле, а на доярку Валентину Петровну как-то не рассчи тывают — не делим ли мы людей на чистых и нечис тых? Не унижаем ли самих себя? И не звучит ли тут О Н О Т Д А Л Ц Е Р К В И В С Ю Д У Ш У Б ЕЗ О СТ А Т К А Л Е Б Е П Я Н С К И И Р А Й О Н Редкое в наши дни собы тие случилось недавно в Ле бедяни. Здесь в местной ти пографии вышла в свет книжка Евгения Зеленева ♦Пастырь добрый». Это жиз неописание протоиерея Игна тия Онуфриевича Кондратю ка, которое выпущено к 100- летию со дня рождения из вестного в христианском мире священника. Открывается брошюра последней, ♦прощальной», проповедью Божьего пасты ря, о котором люди с благо дарностью вспоминают и сей час, спустя почти 30 лет со дня его смерти. Вот какие проникновен ные слова можно найти в этом обращении к верую щим: ♦Люблю Господа на столько, что считаю первей шей обязанностью, своим долгом подготовить и всех детей своих к трудному, тя желому служению Церкви Христовой. А это такое слу жение, какое забирает всю жизнь, всю душу без остат ка». Сам протоиерей прожил долгую и трудную жизнь, но. Р А К У Р С ВО всех хозяйствах районд ^старая, по-барски пренебре- стррго, що ,графику. Во-вта-,.,„ жительная.фраза: «Отойди, не избалованный вни^ любезный, от тебя курицей рых манием и заботой селянин может на них задать любой вопрос любому районному начальнику (а иногда тут же, на месте, решить пробле му). В-третьих, местные ад министрации показывают гостям всю инфраструктуру — от построенного ГРП до зубопротезного кабинета в местном медпункте. В-чет вертых, истосковавшийся по празднику крестьянин во всю отводит душу. Что ха рактерно — каждое село, как барышня перед зерка лом, прихорашивается и го товит себя по-своему. В про грамму входят и концерт, и выставка-распродажа, и серьезный ♦разбор полетов», и спортивные состязания, и шашлык с дымком и с пив ком, и, конечно, счастливый пахнет...» Разумеется, я отнюдь не за массовое паломничество в землю обетованную труже ников полей и ферм, совсем даже напротив. Но сколько же можно демонстрировать свои лакированные штибле ты и отдувающиеся карма ны перед простым народом? Ну пусть вам, господа, ос танутся солнце Гавайев и золотые унитазы, нам впол не хватит своего палисадни ка, своих непросыхающих колдобин на большаках. На наших (!) большаках. Имен но тут Россия, родина', ко торую не выбирают, а про сто служат ей. И кормят ее... Загадочна душа... г. Усмань. ...Н а улице ветер встряхнул облака, и в окно просторной мастерской скользнул яркий солнеч ный лучик. Тут же отозва лись блеском отполирован ные лезвия стамесок, свер кнул стоящий возле печек топор... Когда-то старый мастер научил меня проверять ос троту инструмента на кра ешке газеты. Беру наугад стамеску, клочок бумаги. Чуть дрогнув, он распада ется надвое по линии уди вительно гладкого среза. Беру косой рабочий нож — результат тот же. А Юрий уже с улыбкой подает мне топор: мол, проверять так проверять. Погонин кладет на вер стак руку: что видишь? Ни единого волрска! — Верно, — подтвер ждает Юрий. — Каждый инструмент, когда точу, на вОлос пробую: как сбреет — значит, порядок. Потому и руки обритые всегда. — А топором, как ста рые мастера, побриться тоже можешь? — Могу, конечно, толь ко бритва для этого удобнее. А топор... Это же уникаль ный инструмент! Это целый набор инструментоб на од ной ручке. Вот подкарниз- ники на воротах моих ви дел? Я такие одним топо ром могу вырезать. Юрий вынимает из-под верстака обрезок липовой доски, проводит на нем ка рандашом извилистую ли нию узора. И... Топор, слов но сам по себе, пошел ^ч - но по нарисованной метое. Вот это «топорная работа»! — Меня дед учил, ма мин отец, Тимофей Алексе евич Мисюрев, — поясняет мастер. —Он нам, ребятиш кам, коней игрушечных вы- КАК ПОБРИТЬСЯ Е с л и б ы Ю р и й П о г о н и н б ы л п о к л о н н и к о м д о в о л ь н о п о п у л я р н о й в Ч а п лы г и н е и г р ы «Что? Г д е ? К о гда?» , о н м о г бы почти н а в е р н я к а обы грат ь зн ат о к о в , п р е д л ож и в и м в « ч е р н о м ящ и к е » о д и н и з с в о и х и н ст р ум ент о в и п о п р о с и в н а з ват ь е г о . С о г л а с ит е с ь , м а л о кто зн а ет с е г о д н я ф а л ь ц г о б е л ь , з е н з у б е л ь и л и ф и г а р е й . Е щ е м е н ь ш е л ю д е й , у м е ю щ и х н а эт их и н ст р ум ент а х работать. Ю р и й П о г о н и н — ум е ет . Д а е щ е к а к ! резал топором. Хотя сам не только краснодеревщиком, но и столяром не был, про сто крестьянин. Да ведь в де- р'евне мужик, не владеющий топором, — так, полчелове ка. Жизнь заставляла все уметь. Года три назад пришел к Юрию друг — охотник. Про сит, помоги: купил ружье, а приклад какой-то не такой, мне бы его полегче, поизящ нее... Ну, Погонин взял в руки оружие, осмотрел. Потом взял топор, и с размаху. Да еще, да еще!.. У друга того челюсть так и отвисла: крик нуть хотел, мол, не порти, да дыхание перехватило. А ког- ТОПОРОМ да через минуту держал в руках постройневший и став ший удобным приклад, по нял, что мастер вещь не ис портит. Потом Юрий при клад отполировал, украсив его тонкой насечкой и искус ной резьбой... Резьба для Погонина — как для рыбака утренняя зорька. Все отдашь, лишь бы не упустить, лишь бы душой прикоснуться к живому, ча рующему. Разница лишь в том, что «зарю» свою Юрий сам творит. Сам вырезает по своим эскизам. Не зрй и ри сованием увлекался с детст ва, еще в пятом классе при нимал участие в объявлен ном «Пионерской правдой» всесоюзном конкурсе домаш него интерьера, где его ри сунки в числе лучших аж в Югославии демонстрирова лись. Толстый альбом эскизов: бегущие кони, летящие ле беди... Иван-царевич невес ту обнимает. А вот трехгла вый Змей Горыныч Забаву Путятишну в когтях несет. И орлы... Орлы — самое любимое для Юрия детище. Иные аж на три метра распахнули крылья, и каждое перышко словно живое. Кстати, увидеть это мо жет каждый: в чаплыгин- ском музее стоят двухметро вый журавль и могучий орел Ч А П Л Ы Г И Н С К И И р а й о н - работы Погонина. В детс ком саду «Сказка» — боль шое, два на пять метров, резное панно «Гуси-лебе- ди». А сколько птиц, опять же в основном орлов, сколь ко горных козлов и сказоч ных чудищ стоят в домах у друзей-товарищей?! Немало сделано и на заказ: дубовые столы, с виду легкие и в то же время несокрушимо ус тойчивые, резные кровати, двери, собранные так, что иной железной по прочнос ти не уступят. Конечно, есть это все и в доме самого мастера. Вот резная рама, опоясываю щая большое настенное зер кало, под потолком — Змей Горыныч летит, несет в ког тях девушку и злобно ог лядывает все на пути. Еще два шага — ив следующей комнате злобно уставились друг на друга Бабй Яга и Кащей Бессмертный, оба метра по полтора, оба вы резаны из цельных кусков дерева. И, конечно, орлы... Долго можно об этом рассказывать. Но лучше, все-таки, один раз увидеть. Поэтому приезжайте в чап- лыгинское село Кривопо- лянье. Недалоио от церкви Михаила Архангела (кста ти, аналой в храме тоже руками Погонина сделан) увидите красивый дом, на воротах резные кони взды бились. Зайдите, и если повезет, если хозяин не на дежурстве (работает он фельдшером «скорой помо щи») и если вы ему понра витесь, то он вас обязатель но пригласит в гости. Право, вы не пожалее те. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Фото автора. как написано в одной из глав книжки, «в согласии с Бо гом, миром и самим собой». Начинал в 1913-м псаломщи ком, потом был диаконом, священником, настоятелем церкви в Омской епархии, благочинным округа, служил во многих приходах матуш- ки-России, в том числе и по мощником настоятеля Возне сенского собора в Ельце. Молодые годы священни ка совпали с разгулом мра кобесия и богоборчеством в ♦стране победившего социа лизма». В тридцатые, неся Недавно я была в таком доме. Вообще-то это обыкновен ная совхозная трехкомнатная квартира в селе Первое Ко- лесово Задонского района, которую вот уже десять лет как получила семья Ситки- ных. Когда они поженились, ему, Виктору, было 24, а ей, Галине, всего 16. А через год они и перешли в новую квар тиру, которую заработал в правду о Господе людям, Кондратюк попал в неми лость властям. Его семья счи талась лишенцами и потому не имела даже продуктовых карточек. В голодный 1932-й Кондратюк с женой и детьми едва не умерли с го лода, но помогли прихожа не, делясь самым последним с любимым пастырем. Но од нажды за то, что пригрел и накормил пришельца, ока завшегося беглым ссыльным, священника арестовали. Правда, в тот раз ненадолго. А вот в 1937-м — уже по статье: не могли простить пастырю ни его честных и душевных проповедей, ни той любви, которой окружа ла его паства. Его «упрята ли» в лагеря на долгих шесть лет. Вернулся он заметно по старевшим. Но и после ГУ- А где же все растет, живет и зреет? Сказать ответ? На Родине моей! Тихая, неброская и нена вязчивая красота окрестнос тей — это первая версия ис точника Юлькиного таланта. Вторая -генетическая пред расположенность к изящной словесности. Чудесным со впадением оказалось, что Юлина мама и Юлин дедуш ЛАГа Кондратюк проявлял твердость духа, не позволял закрывать храмы, помогал и поддерживал верующих в трудную минуту. Для всех у него находилось ласковое и умное слово. Книга написана простым и искренним языком, изоби лует массой удивительных по чистоте и силе примеров из жизни пастыря, есть в ней и его переписка с внуками. Особой любовью наполнены стихи сына, также священ ника, Владимрфа, посвящен ные отцу. Остается только сожа леть, что эта познавательная и очень теплая книга издана таким малым, всего 999 эк земпляров, тиражом, что де лает ее безусловным рарите том среди местной литерату ры. А. АЛЕКСАНДРОВ. С Ч Е Г О Н А Ч И Н А Е Т С Я Р О Д И Н А ? видели или забыли. А я пом ню, как соседские ребятиш ки, еще до войны это было, пальцы себе обкусывали, так есть хотели. Помню, как мимо нашего дома шел му жик с мешком жома. Упал и умер. Так и не дошел куда- то с этой «едой»... Как-то Галя рассказала мне такой случай. В про шлом году Алексея Гераси- вродо бы а д ” ° ® ' п ялас Есть простое и ВРОД стоны . . . Палас^ “ э т о „ о р е с Пол, потолок и По-моему, реи со - ВИЗОР и "‘= ^ вГ„®:- в 5 з а л о ' о « У Я ^ З Г т о л ь к ° з а л ожидания пр л у чш е г о ^ ^ ^ ^ а д ы в а ю г . И тог- го ре й сы ста н ови тся пн , К ураж . Хорошее русское словечко! Одно из первых его значений, по Далю, —задориться. Былинные богатыри, кулачные бойцы времен купца Калаш никова, да и купцы нынешние —все они любили и любятпо- кураж иться-позадориться. Но просто так, за здорово живешь, на Руси никогда не за голялись. Только по делу. Из баньки —вывалиться в снег или шарахнуться в речку. На столб за призовым петухом, сверкая пятками, взлезть. Или в проруби выкупаться. Зачем? А для куражу! И ведь не болели! Видать, когда кураж идет, никакая хворь к человеку не пристает. Фото Алексея ЩУРОВА. совхозе «Восход» Виктор. И стали из государственного типового жилья делать Дом. ...Старая истина, что все семейные пары счастливы одинаково, и лишь несчаст на каждая по-своему. Ситки- ны, которые нелегкой доро гой пришли к своему счастью, счастливы все-таки особенно — радостно и щед ро. И это чувствуется, как только открываешь тяжелую металлическую дверь, по-хо зяйски тщательно выкра шенную зеленой краской. Собратной стороны ворот — живописная картина, на рисованная масляными крас ками — разноцветная раду га, цветы, бабочки, забавные зверушки. Галина —бывший воспитатель детского сада. Она и дома создала особый ♦детский мир», где очень уютно и тепло дочке Юльке, пятикласснице, и четырех летнему Саньку. В этом доме все хорошо. Так хорошо, что хочется пи сать стихи. Молния сверкнула, гром загрохотал. Дождичек лениво по трав ке побежал... Пишет эти строки в свою заветную тетрадь Юля. А еще в ней стихотворения про Зо лушку, которая «вся в сереб ряной парче, с бриллиантом на плече», про алую розу, у которой острые шипы, но ♦иногда по розе бегают кло пы». Откуда взялся в доме такой талант? — У нас здесь очень кра сиво, поэтому всем хочется писать стихотворения,— предполагает сама Юля. Любовь к своей малень кой родине, которая все рав но останется самой большой, у Юли чувствуется особенно сильно: Зеленые поля, луга и речки. Глубокие озера, прекрасные сады... ка (по папе) тоже пишут сти хи. По случаю и просто так, для себя. Мамина тетрадь со сти хотворениями из дома почти не выходит. И видели ее раз ве что самые близкие друзья, которым и посвящены мно гие строки. Многое читается только на семейных праздниках. Хохочут над ними до слез... А что же папа? Как ему живется в таком творческом окружении? —Пусть пишут, мне нра вится, — говорит, улыбаясь, Виктор. Мне показалось, что он постеснялся сказать, а скрыть и не старался, что гордится своей семьей. Сам Виктор по натуре скорее «фи зик», чем лирик. В 8 классе он занял первое место на ма тематической олимпиаде и был зачислен на математи ческий факультет Вороне жского университета. Прав да, закончить его так и не довелось. Поэтически одаренные люди его не смущают. Он к ним привык. Его отец, Алек сей Герасимович Ситкин, — личность известная и попу лярная не только в Задонс ком районе. Года три назад он был лауреатом областно го фестиваля народного твор чества ветеранов Великой Отечественной войны. Сочиняет Алексей Гераси мович в основном частушки. Их у него много. Все в голо ве держит, не записывает. Изредка пишет стихотворе ния о войне, которая не обошла его стороной. К сегодняшней жизни от носится трезво, с юмором и даже с задором, который и не каждому молодому при сущ. — Жизнь сейчас непло хая. Многие говорят — горь кая. А я говорю — сладкая. Горькую многие просто не мовича положили в больни цу. Сердце подвело. И в это же время попала на опера цию его супруга Мария Ива новна. Отца не стали волно вать, ничего не сказали о жене. Когда же они встрети лись уже дома, Алексей Ге расимович сказал: —А я ведь знаю, что тебе операцию сделали. И даже - знаю, в какой день. Я чув ствовал это, место себе не на ходил... Больше всего, как мне показалось, и Галя, и Вик тор боятся, что об их семье будут говорить слишком хо рошо. Понятно, что перед соседями, друзьями не хочет ся лишний раз выставлять ся ни с плохой, ни с хоро шей стороны. А впрочем, во лей-неволей, в селе каждая семья как на ладони, со все ми ее достоинствами и недо статками, с глубокими родо словными корнями, когда и прапрадеда помнят не сколь ко по фамилии, а сколько ♦по двору», по очень обосно ванному домашнему прозви щу. Вот и о Ситкиных их од носельчанам ничего нового не откроешь. Все село знает, что Ситкины-младшие про шли вместе не через одно ис пытание судьбы. Были и тя желые болезни, и травмы, и просто горечь разочарования. А спасла их от всех напастей любовь. И похоже, что все в Доме Ситкиных пропитано этой любовью. Доме, который и крепость, и райский уголок. Доме, в котором радостью светятся глаза даже у бестол ковой и ласковой дворняги Тотошки. Доме, в котором каждый день укладывается в стихотворный размер... Лариса НЕВАРЕНЫХ, корр. газеты «Задонская правда». Д В Е Ц И Т А Т Ы О РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ 1997 ГОДА “ Свое продай, да снабди му жика скотиной, что бы он не ост авался и одного дня без средств произво дить ра боту . А ведь теперь и годами не поправи шь: и мужик уже изменился, и загулял, и стал пьяница... » “Мужика заставили пр обыть четы ре год а без тру да, Безделица! Да ведь этим одним ты его уже раз вратил и навеки погубил. Уже он успел привыкнуть к лохмотью и бродяжничеству! Это уже стало жизнью его!» (Н. Гоголь «Мертвые души». Том второй) Это позор, как мы стали жить и работать на земле. За механизаторами бегаешь, уговариваешь на работу выйти, навоз на комплексе некому стало от грузить. Сено стоит в стогах, а скотина голодная — подвезти некому. В мастерской — мертвая тишина. Когда такое было! Купили дорогостоящий свеклокомплекс, а уби рать в поле было нечего. По селу пройдешь — все только из окон выглядывают. На работу не дозовешь ся. Как же так получилось, что мы, целый колхоз, пре вратились в лодырей и пьяниц? И какую зарплату мы при этом требуем? Ведь никто сегодня ничего про сто так не даст. Будут идти дела — выживем. Разва лится хозяйство, и мы пойдем по миру...» (Из выступления главного инженера колхоза им. Ленина Задонского района В. Иванова на общем собрании) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz