Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
■ ■ г / : Издается по инициативе К л уб а главных 4 ХРАМ БОЖИЙ ЕДИН Р Я ВСЕХ. НО КАЖДЫЙ ИДЕТ К НЕМУ СВОЕЙ ДОРОГОЙ ... в прошлом выпуске «Русского поля» мы предлож или чи тателям'ни много ни мало подумать о смысле ж изни. Кто мы и зачем мы? Почему мы никак не мож ем отк азаться от дурных привычек? Почему продолж аем врать даж е тогда, когда отчаянно хочется ск азать правду? Почему, наконец, начав восстанавливать храмы на земле, мы не думаем о разрушенных храмах в наших душах? И еще сотни, тысячи «почему?» , на которые не всегда удается найти ответ. Но это в одиночку. Без ведущего через тьму пастыря. Мы ж е вам предлагаем идти к храму вместе. И помож ет нам в этом наместник Задонск ого Богородицкого монасты ря владыка Никон. Он согласился ответить на все вопросы читателей «Русского поля». Кстати, многие уж е воспользо вались этой возмож ностью и прислали в редакцию «ЛГ» свои «почему?» епископу. В ближ айшее время мы обобщим все вопросы и пере дадим их в Задонск владыке Никону. Но еще есть время и вам поучаствовать в этом уникальном диалоге священника с пасэвойо 1 (Дхорый намерен провести настоятель Богоро- дицюд:о, монастыря. .-.-.чв-г, ■» ■ Письма следует., направлять по адресу: г. Лиодц» , УЛь»-.. МосГАВбКМ, вЗ, редакция «ЛГ», «Русское поле» . Задать во^ ” прос'й мож но и по телефонам: в Задонск е — 2- 22- 53. в Ли пецке — 25-01-75.' Пойдем по дороге к храму вместе! УЧЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ Недавно в Новоуглянс- кой воспитательно-трудо вой колонии состоялось эк стренное заседание район ной комиссии по делам не совершеннолетних. Был рассмотрен вопрос о хода тайстве перед Усманским районным судом об услов но досрочном освобожде нии десяти воспитанников исправительного учрежде ния, проявивших себя с положительной стороны в учебе и труде. Предложе ние комиссии поддержали заведующий отделом по делам молодежи админис трации области В. Комаров и ответственный секретарь комиссии по делам несовер шеннолетних администра ции области И. Горчакова, также побывавшие в Ново- углянской колонии. Окончательно судьбу воспитанников ВТК до лжен решить суд. ПЕТУХ ПРОКУКАРЕКАЛ: БУДЕМ ЖИВЫ! Несмотря на мрачные прогнозыполитиков, нынеш ний год будет ничуть не хуже предыдущего, а в чем-то даже и веселей. Во всяком случае в селе Бреславка. А определили эту пер спективу довольно про стым, но старинным и про веренным способом: выста вили обычному деревенско му петуху блюдца с водой. У С М А Н С К И Й Р А Й О Н зерном и углем, а он на них ноль внимания. По всем при метам это указывает на то, что год будет ровным во всех отношениях! А еще с помощью все того же кочета путем специаль ных комбинаций выявили, что верх в Бреславке над про чим населением по-прежнему будут держать мужики, что также, по мнению местных старожилов, добавит селу стабильности и разрядки. К сведению читающей публики: оригинальное про гнозирование было примене но на сцене Бреславского дома культуры в рамках про ходящих в районе Дней села и называлось обрядовым га данием. КУДА ПОСЫЛАЛИ, ТУДА И ПРОДОЛЖАЮТ ПОСЫЛАТЬ... Невероятно, но факт: в усманском селе Грачевка все еще борются с ... матерщи ной! Замахнулись, можно сказать, на главную россий скую традицию (привилегию, особенность, привычку — продолжите по своему усмот рению) и ударили. И как! Только за прошлый год здесь по ст. 158 Административно го Кодекса России («за мел кое хулиганство») привлече но 56 человек. Можно только догады ваться, что говорили оштра фованные мужики, выходя из здания суда... Между тем, по образному признанию мес тного участкового, «растет эта гидра, пыхая’ из пасти зловонием похабщины». Кстати, кто-нибудь в за ботах о пополнении сель ского бюджета считал, в ка кую копеечку выльется суммарный штраф, если прислушаться к каждому жителю района? ПРИ СВЯТО УСПЕНСКОМ ХРАМЕ БУДУТ ОБУЧАТЬСЯ ДЕТИ Всего за один год была построена воскресная шко ла при Усманском Свято- Успенском храме на сред ства, пожертвованные при хожанами и спонсорами. На днях протоиерей храма о. Владимир (Баязов) совер шил чин освящения шко лы, где по воскресеньям более 30 детей будут пос тигать Слово Божие. НА ЛЕД ПРИГЛАШАЮТСЯ... ФУТБОЛИСТЫ в районе проходит фут больный турнир, посвя щенный памяти известно го пропагандиста физичес кой культуры и спорта Вла димира Полякова. Участву ют в нем семь городских и сельских команд. Все мат чи проводятся на большом футбольном поле городско го стадиона по выходным дням. Информацию подготовили Владимир МАКСИМЮК, Александр КОСЯКИН. Р О Д Н И К ВС Е Р А В Н О К ОГД АНЕД УГ БЕРЕ Т НААБ ОРД АЖ, О НД ОСТ АЕ Т А ЛЬ Б ОМ И К АРАНДАШ Е Л Е Ц К И Й Р А Й О Н — ] Б ЛО К АДА . ГОД 1997-й... Одно из самых отдален ных сел в Елецком районе — Задонье. Привольно рас кинулось оно на берегу Быс трой Сосны, по которой про ходит граница с Задонским районом. Село Скорняково с другого берега свысока смот рит на соседние старенькие хатенки. Жителям Задонья одно занятие и отрада ^ смотреть на возвышающие ся на противоположном бе регу богатые хоромины. Не давно там новую школу от крыли. А здесь на сорок дво ров двое ребятишек, да и те дома сидят — нет дороги. Раньше автобус Донского карьера детей в школу воз ил, теперь на этом предпри ятии — тишина, производ ство остановлено. Однако жителей Задонья волнует больше не то, что их дети без грамоты останутся, появилась более серьезная проблема — вторую неделю нет в селе хлеба. Попробо вали было в Скорняково по льду перебраться, да не тут- то было. Оттепель сделала лед податливым, ноздрева тым, словно сыр. Неровен час, угодишь под лед. Свой- то магазин третий год. как райпо закрыло. Объяснили: не резон, мол, продавцу за рплату платить, если выруч ки кот наплакал. С того мо мента и начались страдания селян. Особенно в зимнюю пору, когда переметет стеж ки-дорожки, и машина с хлебом, что обычно идет в Задонье с центральной усадьбы сельхозкооператива Голиковский», забуксует в снегу да повернет назад. Вообще-то бездорожье — извечная проблема здешних мест. Сколько себя местные жители помнят, столько просят дорогу хотя бы щеб нем отсыпать. До анекдота доходило. В Голиково лет тридцать выдавали на-гора щебень, обеспечивали и свой, и соседние районы, разве что за рубеж его не отправляли, а вот насыпать дорогу своим же людям не сумели. А точнее будет ска зать — не захотели. Все эти годы решали: кому доро жные работы проводить? Здешнему карьеру, хозяйст ву или районному ДРСУ? А люди мучались и мрачно шутили: «За тридцать лет каждый по ведерку с карь ера щебня принес, давно бы Iдорога была...» Сегодня в Задонье уже и шут.ить некому. Стары и сла бы стали жители. Все боль ше одиноких стариков на со циальное обслуживание про сятся. Это спасительная со ломинка. Соцработник Ва лентина Корнукова не толь ко воды и дров принесет, за лекарствами сбегает, но и хлеба раздобудет. Чаще все го просит своего мужа на «Ниве» на «большую зем ЛЮ» съездить. Набирает ме шок хлеба. На всякий слу чай. Бабушки и черствой бу ханкой не брезгуют: сбрыз нут водичкой — и в духов ку. Хлеб распарится и вы глядит, как новый... Фельдшерицей своей до вольны — Валентиной Са венковой. — Она, как врач, уме реть не даст. Всегда придет, лекарство нужное принесет — чуть ли не в один голос вторят старики. Больной вопрос еще ке росин. Газ нынче дорог стал. Не всякий может позволить себе купить раз в два меся ца баллон. Пенсии выплачи вают с опозданием, да и бе регут старички денежки Каким завтра житье будет — кто знает? Пытался как-то глава ад министрации района Нико лай Савенков в один из сво их приездов в Задонье ре шить проблемы селян. Со брали сход граждан, завели серьезный разговор. А тут в окошко крохотного клуба, где проходила встреча, кто- то увидел подъезжающую хлебовозку. Посрывались люди с мест, побежали сле дом... Возвращались с мягкими буханками, сдобными белы ми булками. На лицах та кая радость! И на сердце по теплело. Появился интерес к гостям. Стали вопросы разные задавать, просить: по весне, когда дорога устано вится, привезти иголок да ниток, крупички разной, соли, чтобы хотя бы раз в год участковый к ним загля дывал... Пообещали в тот день для стариков сделать мно гое. Николай Савенков даже телефон свой оставил: мол, звоните о всех неполадках в жизни деревни. Людей это, конечно, ус покоило. Ведь народ-то у нас отходчивый. Да и весна ско ро. Какая-никакая, а — ра дость... Маргарита БЫКОВА, корр. газеты «В краю родном* В альбоме Владимира Ду- лина, который он ведет уже несколько лет, много знако мых мне названий: «Липец кая газета», «Добринские вести». А под ними — опуб ликованные в этих газетах рисунки. Автор —В. Дулин. А однажды мне довелось увидеть его картину в крас ках (было это во Дворце культуры Липецкого трак торного завода на фестивале народного творчества): бе лые-белые березы и голубое- голубое небо. Подумалось: такое мог создать только дей ствительно жизнелюбивый человек. Для самого Влади мира Васильевича жизнь дав но замкнулась в узком про странстве пропитанной ле карствами комнаты. Разве только что небо — вот оно. 4 рядом, стоит ЛйШЕ'взглянуть в узкое окошко. Может быть, I I потому и полу- ! чилось оно на картине таким щемяще голу бым и прекрас ным, что вы плеснул на холст самодея тельный худож ник состояние своей души. Взглянул на его руки — и что-то словно сжалось внут ри. Суровый не дуг — полиарт рит — лишил подвижности кисти и суставы пальцев. При этой болезни и элементарные- то движения — проблема, заня тия же рисова нием требуют точности и координации. Но вот оно, доказательство того, что человек, обладающий мужеством и силой воли, может быть сильнее обстоя тельств, — выполненные на профессиональном уровне рисунки. ...Мое внимание на рабо чем столе хозяина квартиры привлекает что-то наподобие второго столика, выложенно го из книг. Для чего он? С трудом передвигаясь, Влади мир Васильевич подходит к своему «станку» и показыва ет, как он рисует. Оказыва ется, на стопку книг кладет ся альбом для рисования, чтобы удобнее было двигать карандашом больным, мало подвижным рукам. Темы рисунков разнооб разны. Откуда такое знание проблем, которыми живут город и село? Владимир Ва сильевич указывает взглядом на радиоприемник, а потом на стопку «Липецкой газе ты». Они —его связь с внеш ним миром. Сначала было только радио. Пого^,др,(р 1 ^ того, как Дулин послал не сколько рисунков^^тгйР»»," там, каким-то образом узнав о его проблемах, оформили бесплатно подписку на изда ние. Владимир Васильевич был тронут до слез. При его мизерной пенсии, которая вместе с пособием на уход составляет всего 280 тысяч рублей в месяц, позволить себе можно немногое. Спасибо землякам из Бе- резнеговатки: не забывают. Родственников в селе уже не осталось, но и чужие люди относятся порой душевнее, чем родные. С большой теп лотой вспоминает Дулин до брую женщину Лиду Ко- выльникову. Это она сдела ла ему недавно замечатель ный гостинец: прислала три мешка картошки, капусты, моркови, других овощей. А что еще человеку для жизни надо? Рядом с кроватью Влади мира Васильевича находятся два тренажера — велосипед и трапеция. — Мои таблетки, — шу тит собеседник. —Гиподина мия, иными словами, лежа ние в кровати любую болезнь усугубит. Поэтому и трени руюсь. Правда, на велосипед он уже влезть не может. Бо лезнь прогрессирует. А на трапеции продолжает зани маться. Потому что он сам себе давно приказал: унывать нельзя! Уныние —самое пло хое дело, последних сил ли шит. А еще он часто достает альбом и карандаш. Один набросок сделает, второй — и настроение постепенно под нимается... Вячеслав ИСКОРНБВ, корр.газеты «Добринские вести*. Николай Страхов, редактор газеты «Новая ________ жизнь»________ Все время звенит в уш ах, к ак горное эхо, слезливая фраза: « Рос- сия возродится с глубин ки» . Что в ней — заумь столичных публицистов или крик отчаявш ейся душ и? Я думаю — пер вое. Во всяк ом случае, клич этот непонятен прехсде всег о самой провинции, той ж е древ ней бабульк е, переж ив шей все — и войну, и г олод, и смерть детей , и I раск улачивание, а теперь вот терпящ ей хроничес кие неплатеж и пенсий и новые реформы. ■а мы разве поми раем?» — просто .душно удивляется идет в огород или в |хлев управляться по хозяй- |ству. Чтоб и семью накор- I МИТЬ, и «смертное» для себя Iприготовить, и «унукам» |чего-нибудь оставить. «А I пенсию, небось, Нюрка-пбч- Iтальонша когда-ййбудь’да^''^ Iпринесет...» И в самом деле — о чем Iплач-то, о каком возрожде- I НИИ? Или эта самая глубин- ^ка сидела когда-нибудь на I кисельных берегах и рассти- |лала скатерть-самобранку? )Ведь тут не о примитивном 5речь — не о былых надоях I«в три тыщи» литров от ко- |ровы на все дойное колхоз- |ное стадо (и при тех молоч- |ных реках об изобилии да Iсчастливой жизни говорить Iбыло трудно), а о чем-то бо- ^лее существенном, принци- Iпиальном? О чем? О томлении души, о ее Iтяге к совершенству, то есть Iк Богу? Тут спорить трудцо, Iно разве эта тяга только сей- Iчас и обнаружилась? И раз- р е не было ее всю историю IСоветской власти, разве не кила вера в скособоченных российских избах, разве не горели лампадки там, где этого хотели? Сегодняшние перемены, конечно, радуют. Восстанав ливаются церкви, потяну лись в них молодые да мыс лящие. В нашем Усманском районе местный приход на столько окреп, что создал воскресную школу и стал издавать первую в области газету для верующих. Но и тут налицо возрождение сколь благостное, столь и непосредственное. Что же до самой проблемы... Лично я бы согласился с такой постановкой вопроса: на глубинной, крестьянской России лежит сегодня исто рическая ответственность — сохранить свои корни, тра диции предков, воспитать местный патриотизм и все это противопоставить жут кому засилью западного об раза жизни, его стандартов. В этом смысле возрождение, безусловно, грядет. Потому что наша провинция дальше от падкого на все заемное ме гаполиса. Она честнее, пря модушнее и по-прежнему не тянется за незаработанным. Ведь посмотрите, что тво рится на телевидении! Сплошные лотереи, конкур сы, где, как в «американс кой мечте», можно выиграть счастливый билетик в сытую жизнь. Блестящие машины, блестящие шоумены, блес тящая мишура выдуманно го праздника — это с одной стороны. А с другой — жизнь за окном и совсем другая реальная Россия. Куда-то исчезли наши добрые сказки, вместо них - компьютерные войны, чере- пашки-ниндзя и прочий иг рушечный сброд. Ушло в подполье наше прекрасное разнохарактерное кино, ус тупив место только одной теме — «полицейские И во'^ы». Прошлись по наШИИ ' экранам и забугорные лек- то))ы-пастыри, так похожие"^'" на ухоженных бизнесменов. Конечно, все эти «игры» достают и одноэтажную Рос сию. Иной малец и с горш ка еще не слез, а кричит на мать: «Убью!» И та притвор но всплескивает руками. Разумеется, тут не одно ЦТ и не «видики» виноваты. Тут надо быть честными с самим собой: поддаемся все же чужеродному хамству. Вот мы, отцы, авторитет ко торых для детей всегда вы сок, часто ли ходим в шко лу? А семейные альбомы вместе рассматриваем? А разговариваем ли просто «за жизнь»? А какие песни поем? Вот и получает пацан вместо отцовского слова — ремень, вместо материнской ласки — подзатыльник. Между тем патриотизм —он в семье и зарождается. Боль ше ему просто неоткуда взяться. Вот мы у себя в газете регулярно даем криминаль ную хронику. Абсолютное большинство правонаруше ний —по большому счету на совести родителей. Которые в свою очередь пьют от без надеги и воруют что под руку подвернется. Но они не всегда были такими (я же знаю многих местных), они просто потерялись в этой жизни и не ведают, как быть дальше. Им просто нужно помочь. И можно помочь. Потому что у нас есть глав ное — тот дух доброты, что живет по малым городам и селениям, он не дает окон чательно оскотиниться и душевно зачерстветь. Не уте ряны в русском простом на роде и стыд, и понятие гре ха, и здравый смысл. У нас ведь не то что в городе — еще висят по углам иконы, крестят детей и соблюдают посты. Сохранились дисцип лина и порядок, когда дед запросто может велеть вну ку выключить «эту га дость», и тот послушается. Йотому что сохранилось и это «родовое пятно» кресть янства — почитание стар ших. Я часто бываю в селах и вижу это своими глазами. Это как ручеек из чистого источника: наступит на него неаккуратная нога, замутне ет он вроде, а через минуту снова чист и весел. еловечество смеясь расстается со сво им прошлым. Как легко и охотно во все вре мена цитировали мы эту знаменитую фразу! И, ко нечно, смеялись. Над декаб ристами, которые страшно, дураки, далеки были от на рода и зря, выходит, мерз ли на Сенатской площади. Посмеивались над Купри- ныМд Ес_ениным, так и не поняв’шийй и не принявши- ” ми революцию. Хихикали над Сахаровым с его стран ными, непонятными нам речами. Со злорадством вспоминали провал коллек тивизации и времена «крас ного террора». Однажды я выписал из журнала поразившее меня признание одной девочки: «У меня был дед. Он был крестьянин и его убили. У меня был прадед, он был крестьянин и его тоже уби ли. Что-то слишком много убивают у нас хороших лю дей. Я рожу сына. Я воспи таю его таким, как мой дед и мой прадед. И я надеюсь, что его не убьют». Можно посмеяться и над этим детс ким' вызовом системе: ишь какая наивная... I " / V ' / / / :■ \ / ■ . а п е рв ы й п а рен ь НАДЕРЕ В НЕ- П О-ПР ЕЖНЕМ УГ АРМ О Н ИС Т Если б ы вездесущие социологи добирались иногда и до российск ой глубинки на предметпрояснения вся ких там рейтингов, то, уверены, с удивлением бы они узнали, что са мым популярным человеком на д е ревне является не ветврач, не учи тель, не почтальон, и даж е не пред седатель, а все тотж е рубаха-парень — гармонист. Ну за к ем еще, скаж ите, будутхо дить весь день табуном девк и, бабы и бойкие еще старушк и? И по какой еще причине заулыбается вдруг село каж дым своим окошком и подмигнет прохож ему: гуляем, а? Гуляем! Хоть день в году, да наш! —А ну-к а, гармонист, давай ж ар че! Ф о т о Ал е к се я Щ У РОВА. 1 . Ч У Д А К - Ч ЕЛ О В ЕК В то колючее декабрьс кое утро Егор Бабкин (фа милия вымышленная, поче му — станет ясно позднее — авт.) стоял на автобусной остановке с полупудовалым гусем-щипачом в мешке, которого специально целый месяц откармливал жаре ной пшеницей и пророщен ным ячменем, чтобы пора довать на новогодье люби мых зятя с дочкой Нинкой, живущих в райцентре. Была суббота, то есть день, когда «в район» на барахол ку торгаши, почитай, со всей России съезжаются. По этой причине мимо Его ра, обдавая его колючим снежным духом, проноси лись вереницей легковуш ки всех мастей и оттенков, затаренные всякой всячи ной. Но на Егоров «сема фор» в вязаной женой ва режке никто не реагировал. От скуки и безнадежья, за кручинившийся по тому по воду, что не будет распита припасенная зятем на по мин гусиной души бутылка «Столичной», Егор стал изу чать «географию дикого рынка» по номерам проно сившихся мимо авто. Знал бы, что такая лю бознательность лишит его покоя на целый месяц, не пялил бы зенки. А случи лась такая петрушка. Ког да Егор проводил безнадеж ным взглядом, присовоку пив при этом пару слов «для профилактики», очередную легковушку, из которой че рез боковое окошечко улыб чивая коммерсантша посла ла Бабкину воздушный по целуй, наверное, в отмест ку за такую насмешку, с ба гажника на крыше сдуло к ногам путника плохо при лаженный пакет. От тако го подарка Егор прямо ос толбенел, но и в остолбене лом состоянии успел-таки засечь номер той треклятой иномарки. Прождав на дороге еще битый час, Бабкин волоком потащил коробок домой. Когда же он любопытства ради заглянул в его нутро, то «остолбенел вдруго рядь». Всякого добра в той находке, по скромным его- ровым прикидкам, было «лимонов» на полста, а то и поболее...» Стой поры не стало Его ру покоя. Все искал хозяев потери. И... нашел (!) с по мощью милиционера-пле- мянника в городе Вороне же. Когда «неутомимый следопыт» заволок на вто рой этаж многоэтажки злов редную находку, ему еще долго пришлось через ще лочку в кованой двери объ яснять той самой коммер- сантше, что ему большой привет посылала, цель сво его визита. Уразумев, что к чему, женщина дверь рас пахнула. Содержимое тары пересчитала. И сказала: —А ты, мужик, видать, чокнутый. Ведь то, что с воза упало — пропало. Эту прописную истину по своей малограмотности Егор не знал, за что и был облагодетельствован благо дарной коммерсантшей це лым «лимоном» в сотенных. Рассказав эту «потеху» при нашей встрече, Егор еще раз попросил не назы вать его настоящей фами лии: —А то, не дай Бог, чок нутым прозовут... 2 . ЗЕМ Л Я Д АН И Л О ВИ Ч А Во времена «расцвета разви того социализма» на зернотоку тербунского колхоза «Победа» состоялся митинг в честь здеш них земледельцев, давно уже соперничавших по урожаям с самой Кубанью, а в ту пору за сыпавших в закрома Родины два плана хлебозаготовок. Когда тогдашний первый секретарь райкома партии Иван Зимин сказал, как и положено, речь, а званые на этот парад урожая гости-хозяйственники уже засо бирались разъезжаться, из тол пы награжденных хлеборобов раздался голос: «А почему ж Даниловича не вспомнили? Ведь он, как цапля, каждый метр нашей землицы пешком обха живает. Да не будь его, не было бы и этого хлеба...» Агроном Василий Данилович Драчев стоял со мной рядом и плакал, не стесняясь людских взоров. От счастья! Какая пре мия может сравниться с такой людской благодарностью?! ...Давно это было. Лет десять назад стала для Василия Дани ловича пухом взлелеянная им зареченская земля. А память о нем жива. Днями встретил в больнице одного из участников того ми тинга. Покалякали о былом, о видах на урожай грядущий. И в конце разговора изрек мой со беседник такую запавщую в душу фразу: «Пока земля сока ми Даниловича питается, будем с хлебами*. Здорово сказано: земля пи тается соками человека, ее лю бившего... Байки собрал Иван ПЕРЕКРЕСТОВ, соб. корр. «Липецкой газеты*. Тербунский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz