Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

ТЩИНЕЦКАЯ % / М г а з е т а 22 фе в рст я 1997 г., № 37 я В Л ИПЕЦКЕ ЭТОТ П РАЗД НИК П ОСВ ЯЩЕН 20- Л Е Т ИЮ Л ИПЕ Ц К ОГО А К АДЕМ ИЧЕ С К ОГО П О СОЗД АН ИЮ В р у с с к о й п р о в и н ц и и Н аве рное, людям, интересующимся современнымтеатром, не стоитподробно представлятьдвухмоих собеседников, которые охотно согласились побеседовать со мной о Липецкомтеатре, о Владимире Пахомове. Один из них— замечательныйрежиссер и актер, художественный руководительМХАТв им. А.П. Чехова Олег Ефремов. Другой— блистательныйдирижер, художественный руководитель Московской «Новойоперы» Евгений Колобов. Ефремов вдень нашей встречи прибаливал, Колобов спешил на репетицию, но оба нашли возможными нужнымсказатьдоброе слово обихдрузьях из Липецка, людях, которых давно знают, любяти ценят... О лег ЕФ РЕМ ОВ: — Отсюда, из Москвы, Олег Николаевич, как вам видится наш Липецкий академический театр? — Как театральный центр региона. Как духовный центр. С прекрасной устремленностью в будущее, вы­ росшей из традиций великой литературы 19 века. Это — традиции Льва Толстого, чье имя театр гордо и заслу­ женно носит. Это — традиции Чехова, который сказал новое слово в драматургии, что определило во многом судьбу театра в XX веке, да, ду^маю, и дальше будет оп­ ределять. Вот почему усилия Липецкого драматическо­ го, которым руководит Владимир Михайлович Пахомов, вызывают у меня уважение, притягивают внимание мно­ гих. Это и конкретные программы, и спектакли, которые здесь ставят. Это — конференции, чтения, «Липецкие встречи»... Все это уже просто переросло вашу Липец­ кую область и весь регион. Это — факт живой, развива­ ющейся истории, который притягателен для всей теат­ ральной России. Более того, липецким опытом интере­ суются наши зарубежные коллеги и друзья. Иногда, зна­ ете, в суете московской, тусовочной, политической, ка­ кой-то жуликоватой мне хотелось бы жить там, у вас, в атмосфере чистоты, светлых помыслов и желаний. — Применительно к провинциальному театру можно ли по большому счету говорить о каком-то глобальном направлении, которому он следует? — Несомненно. Ваш театр носит имя Толстого. А все равно каждый год актеры ездят в Мелихово, к Чехову. Вот — сплав! Толстой с его мощью (уж он-то любил су­ дить, уж он-то любил иерархию ценностей лопатить!) и — Чехов. Который, наоборот, больше размышлял: а как же быть человеку, как ему существовать, как жить?.. Вот это соединение и определяет суть творческих, нравственных усилий Липецкого театра. А делить театр на «провинциальный— непровинциальный», это, поверьте мне, бессмысленно. Иногда и в столице много «провин­ циального» — по примитивизму и пошлости. А вот в Ли­ пецке, как видите, наоборот... — А вообще театр, как таковой, возрож дается или умирает? — Почег\ ^ умирает? Почему возрождается? Театр — всегда как бь 1 в кризисе. Это значит — он жив. А вот тот театр, где все убеждены, что он на подъеме, должен за ­ думаться... — «Бронзовеет» — значит, закончился? — Ну не закончился, а подумать должен. — В ваш ем доме ж ивут, приезж ая в Моск ву, Га ­ лина Виш невск ая и М стислав Растропович. Когда мы встречались недавно, Виш невск ая выск азалась в том смысле , что всем без разбору театрам не сл е дуе т ок а зыва ть г осударствен н ую помощ ь — пусть выж ивают сами . Олег Басилаш вили, н а п ро - . тив, — за полную финансовую поддерж к у, в к ото­ рой особенно нуж даются театры глубинной России . А как на зто смотрите вы? — Конечно, надо помогать, о чем речь. Обязательно. Раньше в каждом, самом небольшом городочке собира­ лось купеческое собрание: давайте, мол, определимся, пусть будет на этот сезон такой-то антрепренер, пусть будет театр. Меценатство считалось делом чести. Думаю, это вновь возвратится. Между прочим, как раз на этих днях было 135 лет со дня рождения Саввы Тимо­ феевича Морозова. У нас уже есть его духовные наслед­ ники. Они понимают необходимость культуры и будут обязательно помогать ей. — Вы — признанный мастер сцены. А все- так и, ог лядываясь назад, вы о чем- то сож алеете? Что- то сделали бы иначе? Что- то исправили бы? — Помните, как говорит Вершинин в «Трех сестрах»? Если б можно было начать сначала: одна жизнь— начер­ но, другая — набело... Наверно, каждый из нас что-то делал бы иначе. Но жизнь идет, и каждый период ее имеет и свои прелести, и свои горести. — А остается с возрастом ощущение^ будто глав­ ное все- так и — впереди? Или наж итый багаж дае т успок оение: мол, г лавное уж е сделано? — Нет, нет! Вы же знаете: многие, оставив работу, любимое дело, быстро уходят из жизни. Значит, нельзя искать покоя — нужно преодолевать свои недуги, дур­ ные настроения, усталость. Дан тебе дар — будь перед ним ответствен. Полагаю, Владимир Михайлович Пахо­ мов в этом со мной согласился бы. — А вы давно с ним знак омы? — Естественно, давно. Особенно — по чеховским де­ лам. — Поск ольк у мы с вами встретились в связи с юбилеем ваш его липецк ого к оллеги, чтобы вы по ­ ж елали ему и его театру? —Так и действовать! И плевать на всякие сомнитель­ ные суждения со стороны, а верить в то, что сам вы­ страдал, что сам думаешь и в чем убежден. Евген ий КОЛ ОБОВ: «И СТ ИНН О НАР ОД Н ЫЙ АР Т И СТ » я в Липецке был всего один раз, но знаю, как не­ легко жить посреди России и талантливо, увлеченно делать то, к чему ты при­ зван. Увиденное в Липец­ ке, сама атмосфера, ца­ рившая в театре, тронули и согрели душу. Понятно, что не один человек дела­ ет театр — дело это кол­ лективное. Но от лидера зависит очень многое. А театр— это организм чрез­ вычайно непростой. Ведь все здесь — непознанные и великие. По крайней мере, каждый так считает. И 20 лет продержаться, как Володя, — это удивитель­ но! Продержаться — даже не то слово. Работать. Тво­ рить. Иногда, знаете, начина­ ют рассуждать: режиссер — диктатор или не дикта­ тор? А диктатором в теат­ ре невозможно быть. И во­ обще — в искусстве. Из- под палки можно забор покрасить. А творчество возникает из доброй, свет­ лой ауры. И 20 лет Пахо­ мова означают одно: его любят коллеги, публика, город. Он нужен людям. Говорят, 20 лет для ре­ жиссера в одном театре — феномен. Возможно. Я эту «математику» не знаю. Дело не в цифре. Главное — Пахомов создал этот те ­ атр в совсем не театраль­ ном городе. За это Влади­ миру Михайловичу — ни­ зкий поклон. На словах-то, как известно, многие лю­ бят искусство. Как и в га­ зетах, по телевидению. А ведь все определяют не слова, а поступки. Пахомов — человек поступка. Дей­ ствия. Я же представляю, как ему сейчас непросто. Как это — устроить людей, ре­ шить вопрос с зарплатой, с жильем и так далее. Я вот тоже новый театр строю — в саду «Эрмитаж», в цент­ ре столицы. Самому не ве­ рится: труппа — 300 чело­ век, станет— 800. И столь­ ко проблем, не касающих­ ся творчества и музыки, — от денег до унитазов. Но я понимаю: это надо. Не со­ здашь людям нормальный быт, какая же тут самоот­ дача в творчестве? Только иногда думаешь: у меня ведь жизнь — одна-един- ственная. И у Владимира Михайловича. А уходит иной раз неизвестно на что. Впрочем, мимолетное настроение. И он, и я— мы не на добывание краски или аппаратуры жизнь кла­ дем, а на — театр. На те­ атр, который делает людей чище, добрее. И дай Бог Володе сил служить сцене, людям, добру, искусству русскому и дальше так, как он служил им все эти 20 лет... В этот день я желаю ему только здоровья. Все ос­ тальное у него есть: талант, куча планов и идей, любовь зрителей. Он всей жизнью доказал, что он — может, что он — настоящий наро­ дный артист... Записал Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. НАЧА Л А т в о р ч е с к о й РА БОТЫ К О ЛЛЕ К Т И В А ТЕ А Т Р А ДР А МЫ ИМЕ Н И Л . Н. ТО ЛСТОГО ХУДОЖЕСТ ВЕ НН ОГО Т Е А Т Р А И СТОВ ЫЙ СО Ч ИНИ Т Е ЛЬ «ХОТЕЛОСЬ БЫ ж и ть Б АТМОСФЕРЕ ЧИСТОТЫ, СВЕТЛЫХ ЛОМЫСЛОВ и ЖЕЛАНИЙ» о Липецкомакадемическомтеатредрамыи его руководителе сказано столько и такими авторитетными ценителями и знатоками, чток их суждениямвроде бы ничего-инедобавишь. Вотнесколько цитат, взятых почтинаугад. Н а р о д н ы й а р т и с т СССР О лег Т а б а к о в . «П ахомов от ­ носится к тому редкому типу , ко торы й я назы в аю собира ­ т ел ям и . Это редко встречаю ­ щ и й с я тип театрального ч е ­ л о в е к а , к о т о ры й не гр ебет под себя , который с н астой ­ чивостью и со стр анны м з а ­ бвением собственных сиюми ­ н у тны х слабостей к л а д е т и кл ад ет к и р п и чи ки д р уж к а за друж кой . И что-то после него обя зательно остан ется* . К ан д и д а т и ску сство в ед е ­ н и я Е л ен а С трельникова (Го ­ су д ар с т в ен ны й и н с ти ту т и с ­ ку сствов едени я ) . «В Л и п е ц ­ к е есть П ахомов . Это м агни т серьезный . Тут суть не в гон ­ к е з а лидером , но в т я г е к н асто ящ ем у лид ер ству , к о г ­ да слова не р а сх о д я тся с де ­ лом . Москва — бол ьш ая го ­ в о р и л ь н я . В М оскве ли д ер тот , кто горластее . Л и д ер ст ­ во В л адим ир а П ахом ова при том , что он и п о кри ч а т ь мо ­ ж е т не хуж е столичны х к р и ­ кунов , и дверью хлопнуть , — не тол ько в его о р г ани за то р ­ ски х способностях. Оно в вер ­ ности долгой идее , в осо зн а ­ н и и б е ск о н еч н о с ти св о е го , личного ди ало га с Ч еховым , в обязательности тя го тени я к этой высоте и к этой глуби ­ не . П ахомов ум еет бр ать и умеет отдавать» . Н а р о д н ы й а р т и с т СССР М и х аи л У л ьянов . «Такие д е ­ я т ели театр а , к а к В л адимир П ахомов , — это не просто и не только театр ал ьны е люди, опытные , профессиональные, с огромным челов еческим и т в о р ч е с к им з а п а с о м , с н е ­ ж ностью , п ечалью , страхом , тревогой и муж еством смот ­ р ящ и е н а м ир , их о к р уж аю ­ щ ий (и это о тр аж а е тс я в их сп ектакл ях ) . Это люди , кото ­ ры е еще и сл уж а т огромную сл уж б у Р о с с и и , если го во ­ ри ть об этом гром ко и ш и р о ­ к о . . .* К а н д и д а т и ску сство в ед е ­ н и я Т а т ь я н а Ш ах -А зи зо в а . «П а х о м о в с о ч и н я е т т е а т р с л ож ны й , из разного со сто я ­ щ ий , но прони занны й чем -то главным . Это долго опреде ­ л ял о с ь Ч еховым , а за в тр а — к ак знать , что подскаж ет вре ­ м я , к а к на него отзовутся? Но отзовутся , наверное. Театр — ж и в ой . П ахомов — неисто ­ вый сочинитель* . Есть соблазн продолж и ть этот м он таж из п ро сла вл ен ­ ны х имен и эфф ек тны х вы ­ с к а зы в ан ий . Тем более повод к а к н е л ь з я более п о д х о д я ­ щ ий : юбилей . Сегодня дв ад ­ ц а т ь л е т п о д в и ж н и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и к о л л е к т и в а Л и п ец к о го т е а т р а др ам ы и н а р о д н о го а р т и с т а Р о с с и и В л а д и м и р а М и х а й л о в и ч а П ахом ова на посту его худо ­ ж ественного р уковод и тел я . Но П ахомов и его театр с трудом вм ещ аю тс я в окл ад благостной ю билейной и к о ­ ны . К тому ж е д аж е самому заинтересов анном у и п рони ­ цательному в згляду из столи ­ цы виден преим ущ ественно л и ш ь р е з у л ь т а т — я р к и й сп ектакл ь , сумма творческих достиж ений , но не тернистый путь к у сп еху , не повседнев ­ н а я и зм а ты в аю щ а я борьба х у д ож н и к а за свой театр , за во зм ож но сть о став аться с а ­ мим собой — при любой влас ­ ти , при любом н ачал ьстве , в любых экстр ем альны х обсто ­ я т е л ь с т в а х , в тр а г и ч е с к ом контексте нынешнего безвре ­ м ен ья . В сущности , П ахомов к ак р еж и ссер , к а к «сочинитель театра* неотделим от П ах о ­ мова — общ ественного дея - тёЗГя, от П ахом ова , не ум ею ­ щ его о тси деться в стороне , о т м о л ч а т ь с я , р а сч е тл и во и диплом атично не л езть на ро ­ ж о н , полади ть и п одл ади ть ­ ся под си л ь н ы х м и р а сего. Н ет , он умеет бы ть н еотра ­ зимы м , очаровательнь 1 М. Он в ели к о л епны й оратор , в счи ­ т а н ны е м и н у ты способный у влеч ь , влю бить в себя и ог ­ ромную ауди торию сл уш а т е ­ л ей , и самого в аж н о го и т о л ­ стокожего собеседника. Но он бы вает и р е зо к , и колю ч , и просто д е р з о к и н е т ер п им . Особенно им е я дело с д у р а ­ ком и тупым ч и н уш ей , под ­ х алим ом и л и к ар ь ери с том . . . Об этом , п ож ал у й , могли бы к о е -ч т о р а с с к а з а т ь (но н а в е р н я к а п о о с т е р е г у т с я ) вы с к о ч к и эп о хи «В еликого А в г у с т а * , н ен ад о л го в ы н е ­ сенные н аверх и вскоре вновь к а н у в ш и е в б е з в е с т н о с т ь . П р етенду я н а первы е роли в области , они с энту зи азм ом п рин яли с ь р а зр уш ать то, что не строили . П окуш али сь и на п ахом овский театр , н а в я зы ­ в ая свои н елепы е « к у л ь ту р ­ ные* про гр ам мы , в час тн о с ­ ти п о . . . раздроблению еди ­ ного творческого ко л л ек ти в а чуть ли не н а дю ж и н у к р о ­ х о т н ы х т е а т р и к о в . С л а в а Богу , этим прож ек тер ам про ­ т и во с то я ли в о л я и эн ер ги я П ахом ова , его г р аж д ан ск и й тем п ер ам ен т и стр асть со зи ­ д а т ел я . Т ам , где р ечь идет о судь ­ бе театра и — ш ире — о судь ­ бе русской к у л ь ту ры , В л ади ­ мир М и х ай ло ви ч не о тступа ­ ет. В чем стокр ат убеждались и его м а с ти ты е москов ски е к о л л е ги , и местное руковод ­ ство. З аб авн о , во в к у л у а р а х дово ди л о сь д аж е с л ы ш а т ь , будто П а х о м о в о б л а д а е т . . . гипнотическим воздействием на лю дей . П оэтому , деск ать , они и п р они к аю т с я к нему н ево л ьным бо я зл и вы м у в а ­ ж ени ем . Но дело , конечно , не в гипно зе , а в духовной силе этого ч ел о в ек а . В духовном п р ево сход стве его . В н р а в ­ ственной убеж денности , что его т е а т р н а сущ н о н ео бх о ­ дим , а зн ачи т — з а с л уж и в а ­ ет в ним ан и я и безоговоррч-. н ой поддерж ки . Е стественно , им не то л ь ­ ко во схищ аю тся . К о го -то .он р а зд р аж ает . Кому-то явн о не по вкусу его неподатливость , ' В чьих -то отзы вах о его сп е к ­ т а к л я х у г а д ы в а е т с я п о р ой н е п р и я з н ь к общ еств ен ной п о з и ц и и р е ж и с с е р а , к его н е ж е л а н и ю с л е д о в а т ь в ф орватере моды н а псевдоде ­ мократию а -л я М арк З ах аров и ли Эльдар Р я з ан о в . Но он не боится н аж и в а т ь врагов . Ибо зн ает : з а ним — в е л и к а я к у л ь т у р н а я т р а д и ­ ц и я . А это рубеж , к о торы й н е л ь з я отдав ать . Т аким он бы л , к о гд а н а ­ ч и н ал свою работу в Л и п е ц ­ к е . Когда р еали зовы вал идею соединения «взрослого* т еат ­ р а и п о л н о ц е н н о г о ТЮ З а , р еш и в , что со зд ав ать те а тр о зн ач а е т , п р еж д е всего , со ­ зд а в а т ь , р а с ти ть своего з р и ­ тел я . Когда ставил первы е ч е ­ хов ски е с п е к т а к л и . . . . Т аким он о стал ся и доны не , и зв е с т ­ ны й стр ан е м астер , х о з я и н « Л и п е ц к и х т е а т р а л ь н ы х в с тр е ч * , а в то р у н и к а л ь н о й сц енической ч е х о в и аны , л а ­ у р еат Государственной п р е ­ мии . Один немолодой а к т е р в п р и в а т н ом р а з г о в о р е з а м е ­ ти л : «Вообще-то в Л и п ец к е и до П ахом ова бы л н еплохой театр . Об этом не надо з абы ­ в а т ь . . .* И тут ж е , после к о ­ роткой п ау зы , словно бы спо ­ р я с самим собой, добавил : «Но п ри П ахомове это стал другой театр* . И о п я т ь , по ­ молчав : «А сегодня без П а ­ хомова у нас просто не было бы н и к ак о го т е а т р а . . .* Потому-то т ак ж д у т то в а ­ рищ и В л адим и р а М и х ай л о ­ вич а его вы зд о р о вл ен и я , его во звр ащ ени я домой и з мос ­ ковской к л и н и к и , где он вы ­ н у ж д е н с е й ч а с л е ч и т ь с я . Ж д у т в е т е р а н ы -п а т р и а р х и , ж ду т во спи танны е им а к т е ­ ры с р ед н е го п о к о л е н и я , в чьей п ам я т и ж и в е т три умф п ер вы х ч е х о в с к и х с п е к т а к ­ л ей в М елихове , ж д е т м оло ­ деж ь , ж дут дру зья , ж ду т зр и ­ тели . А если теб я т а к ж ду т , если в тебе т а к н уж д аю тся , то и недуг одолеваеш ь бы ст ­ р е е , к а к бы т я ж е л он ни бы л . . . ; С зав траш н его дн я пойдет ё в адц ать первы й год работы [ахомова в Л ип ец к ом т е а т ­ р е . И сл едую щ и е д в а д ц а т ь л ет н а в е р н я к а будут не м е ­ нее я р ким и и плодоносными , чем те , что уж е о стались з а его плеч ам и . КТО ЖЕ г л а в н ы й ч е л о в е к в т е а т р е ? Н а этот В 01 Ш 0 Сжурналисты «Липецкой газеты » попросили ответить самого Владимира Пахомова. Что ои и сде лал, передав с оказией вот это письмо... У многих людей большой отрезок ж и зн и уходи т на по ­ и ски своего дела . У м ен я во ­ прос выбора р еш и л ся в р а н ­ н ем д е т с т в е , и я н и к о г д а , д аж е в самы х т яж е л ы х ж и з ­ н енны х с и ту ац и ях , не п ож а ­ лел об этом . Б л и з к и е лю ди говорили мне , что , рано и счастли во определив свой путь в ж и з ­ ни , я тем не менее очень мно ­ го в р е м е н и п о т р а т и л н а в ещ и , мне м еш авш и е и дл я м еня второстепенны е . Но те ­ п ер ь я п о н им аю : в н аш ей судьбе не бывает ничего л иш ­ н е г о , н и ч е г о с л у ч а й н о г о . П р едлож и ть мне ж и т ь иначе равносильно тому , что пред ­ л а га ли Е сенину — не п р о яв ­ л я т ь темперамент в к абац ких с к ан д ал ах , всю энергию н а ­ п р а вл я т ь в поэтическое ру с ­ ло. Все в моей ж и зн и было д о с т а т о ч н о д р а м а т и ч н о , внеш н е довольно з ап у т ан о , порой н ело ги чн о , но, смею дум ать , л иш ь внеш н е . Д л я того , чтобы п р и й ти к п р о ­ с ты м и я с н ы м в ы в о д ам в ж и зн и и творчестве, мне п ри ­ ш л о с ь з а н и м а т ь с я м а с с о й р а з н ы х д е л , н а п е р в ы й в з гл я д , не им евш их н и к а к о ­ го отнош ени я к сц ени ческо ­ му искусству . Я за н им а л с я строи тельством и э к о н ом и ­ кой , ф ин ан совыми делам и и п о ли ти кой , но в р е зул ьтате выяснилось , что все это были эл ем енты строи тельства Те ­ атр а . В е л и к и й Г .А . Т овстоно ­ гов , з а к а н ч и в а я очередной курс лабор атории , в которой я участвов ал тр иж ды , обра ­ щ а я с ь к н ам , р еж и с с е р ам , одн аж ды с к а з а л : «Есть два ти п а р еж иссеров -дея телей в театр е : р еж и с с еры , всецело зан им ающ и е с я постановкой с п е к т а к л е й , и р еж и с с еры— строители театрального дома. Второй — более сложный тип х у д о ж н и к а , у м ею щ е г о не то л ько со зд ав ать с п ек т ак л ь к а к прои зведени е искусств а , но и со зд авать , строи ть сам театр , н ач и н а я с подбора и во спи тани я труппы , с забот о всех ц ех ах театра и, к а к это ни п о к аж е т с я ар х аи чны м , с в еш а л ки — и до проходной , с т е х н и ч е с к о г о о с н ащ е н и я сц ены до внеш него вида с а ­ м их сотрудников . М не о ч е н ь н р а в и т с я в э т о м о п р е д е л е н и и с л о в о «строи тель» , ибо очень м но ­ го лю дей , способных и даж е т ал а н т л и вы х , сущ ествую т в сц еническом деле к а к р а з р у ­ ш и т ел ь н а я си л а . С троить — это зн ачи т н а к р е п к о с в я зы ­ в ать , со един ять . З а м н о гие годы работы в театре я п о н я л , отчего театр часто н а зы в аю т храмом и с ­ к у с с т в а . Ещ е Б . В ах тан го в г о в о р и л с в о и м у ч е н и к а м : «Свящ еннодействуй и ли уби ­ р ай с я вон» . По су ти , в осно ­ ве со зд ани я театр а л еж и т тот ж е п р ин ц ип , что и в основе р ели ги и — любовь к б л иж ­ нему . Н ау чи ть ся любви к а к ­ теру и к лю д ям , сл уж ащ им в театр е на любом посту, — вот гл а в н а я зад ач а того, кто р еш и л построить театр . И ещ е н уж н о постичь н а ­ у к у о бъ ед ин ять необъедини - мое . Т еатр — это к а к м и н и ­ государство , в котором д о лж ­ ны сосущ ествовать не то л ь ­ ко ак т еры и р еж и ссеры , х у ­ д ож н и к и и ком п о зи то ры , но и рабочие сц ены , э л е к т р и к и , п арикм ах еры , рекви зиторы и бутаф оры , п л о тн и ки и п о р т ­ ны е , води тели а в то тр ан сп ор ­ та и п ож арны е , билетеры и к о н т р о л е р ы , б у х г а л т е р ы и с а н т е х н и к и . Я п е р е ч и с л и л тол ько часть проф ессий , к о ­ торы е сущ ествую т в с е го д ­ н яш н ем т е атр е . К а к н а й т и общий интерес у всех э тих людей? К ак объ единить и х в одно ц ело е ? К а к п р и этом убедить и х , что г л а в н ы й в театре — не ди р ек то р , не х у ­ дож ественный руководитель , не главны й б у х г ал тер , а а р ­ тист? Выход здесь один — в подлинном у в аж ен ии челов е ­ к а любой т е а т р а л ь н о й п р о ­ фессии . То есть , надо очень г л у ­ боко и тонко чув ствов ать и п оним ать ин тер есы к аж д о го р а б о т н и к а т е а т р а . Т р у дн е е всего р еш а т ь п роблемы а к ­ терского ц еха : вопросы з а н я ­ тости ак теров , их п олож ение в театр е , почетны е з в а н и я и о к л ады . Но д л я того , чтобы р еш ать т ак и е проблемы , тр е ­ буется им еть долгосрочную творческую п ро гр ам м у и у в ­ л еч ь ею — не н а сло в ах , а в процессе постановки сп ек т ак ­ лей — всех , кто н ад ним и р а ­ ботает. Театр — это добровольная «ди ктатур а» одного х у д о ж ­ н и к а , худож ественно -этич ес ­ к и е и н р авств енны е п р и н ц и ­ пы которого добровольно со ­ гласили сь р а зд ели т ь ак т еры . Вот почему и зж и л и себя х у ­ дож е с т в ен ны е со в е ты , п а р ­ т и й ны е и п роф сою зны е со ­ б р а н и я , н а к о т о р ы х у т в е р ­ ж д ал и реп ер ту ар , обсуж дали м ак еты х у д ож н и к о в , а в о т ­ дельны х сл у ч а я х опр едел яли з ан я то сть ак теров . К о н е ч н о , не е д и н и ч н ы случаи , ко гд а во глав е т е а т ­ ров с т а н о в я т с я с а м о д у р ы , б е з д а р и , лю д и , р еш аю щ и е свои м елки е коры стны е з ад а ­ чи . И только чи стота творчес ­ к и х п омы сл о в , по в ы р а ж е ­ нию Г .А . Товстоногова , дает право х у д ож н и к у н а любое, самое н еож и д ан но е р еш ени е с п е к т а к л я , н а н е п о н я т н о е в н а ч а л е р а с п р е д е л е н и е р о ­ л ей , на выбор того и ли и но ­ го произведения , сценограф а . ком п о зи тор а . Не н уж н о то л ько п утать «ди к тату р у » т а л а н т а , с то я ­ щ его во г л а в е т е а т р а л ь н о й идеи , с се го дн яш н им и «ме ­ ц ен а т ам и » , оп лачи вающ им и ^ свои убогие вкусовы е и эсте ­ ти ч е с к и е пр етен зии . Говоря о д ру ги х работни ­ к а х т е а тр а , то, вне всяко го с о м н е н и я , и х н е о б х о д и м о п о с то ян н о п о с в ящ а т ь в об ­ щ ую х у д ож е с т в ен н ую к о н ­ цепцию К оллек ти ва , во спи ­ ты в а т ь чувство гордости за дело , которому они сл уж а т . Но это будет чи стой у топией , если не удовл етвор я ть самы х про сты х , з ем ны х интересов своих со тр у д н и ко в , не с л е ­ д и т ь з а и х м а т е р и а л ь н ы м п о л о ж е н и е м , н е з н а т ь и х ж и л и щ н ы е п р о бл емы и не ст ар а т ь с я р еш а т ь и х . То ж е к а с а е т с я у словий тр у д а , пе ­ рехода н а более современное, а п ри во зм ож но сти — н а су ­ п ер со в р ем е н н о е о б о р у д о в а ­ ние . У нас з ак у л и сны й буфет и м е д и ц и н с к и й к а б и н е т , предм еты н аш ей гордости — д л я всех со трудни ков . И м ен ­ но о тсю д а , а не т о л ь к о и з идей и д е к л а р а ц и й и ли д аж е хорош их сп ектак л ей у людей в о зн и к а е т чувство п р и в я з а н ­ ности и у в аж е н и я к «обще ­ м у дом у» , где они н а х о д я т ­ с я , не с ч и т а я определенного п ер еры в а , с у тр а до позднего вечера . И ещ е очен ь в аж н о сум еть вы зв а т ь чувство гор ­ дости и у в аж е н и я к своему театр у у лю дей , ко то ры е р у ­ к о во д я т городом , о бл астью ,^ к р а е м . И т у т н ет р а з н и ц ы ' м еж д у в о с п и т а н и ем т ак о го о тн ош ени я внутри т е атр а и вне его . Все это очен ь п р о ­ сто , но требует еж едн евн о го , е ж е ч а с н о г о к р о п о т л и в о г о труда . И л иш ь то гд а , через годы и годы , во зм ож н о во з ­ н и к н о в е н и е , смею с к а з а т ь , театр ал ьн о го ф еном ена , им я ко тором у — Л и п е ц к и й госу ­ дар ств ен ны й а к ад ем и ч е ски й театр др амы имени Л .Н . Т ол ­ стого. В л а д и м и р ПАХОМОВ . Я н в ар ь 1997 г. г. М осква . г : з : ....

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz