Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1; IЙи о Е1ДК А Я • / Ж г а з е т а 1 9 декабря 1997 г . , № 244 (1558) (Окончание. Начало на 5-й стр.) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета; установление численности пожарной охраны (не ниже норма­ тивной), содержащейся за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета; осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе ( в отставке) а также членов их семей; обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-техничес­ кой продукцией; лицензирование и сертификация; официальный статистический учет пожаров и их последствий; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопас­ ности; содействие деятельности добровольных пожарных и объедине­ ний пожарной охраны. Статья 1 5 . Полномочия органов государственной власти области по вопросам пож арной б е зо п а с но с ­ ти к полног^очиям органов государственной власти области по вопросам пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетен­ ции; организация выполнения и осуществление мер пожарной без­ опасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюд­ жетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация обучения населения мерам пожарной безопаснос­ ти; разработка, организация выполнения и финансирование обла­ стных целевых программ; осуществление в пределах их компетенции социального и эко­ номического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продук­ ции, а также участия населения в борьбе с пожарами; осуществление контроля за полнотой и своевременностью уп­ латы гражданами и юридическими лицами налогов и страховых от­ числений на обеспечение пожарной безопасности; • осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей. Статья 1 6 . Полномочия органов м ес тно го с ам о ­ управления области по вопросам пожарной безопас ­ ности к полномочиям органов местного самоуправления области по вопросам пожарной безопасности относятся: организация.выполнения и осуществление мер пожарной без­ опасности; участие в выполнении федеральных и областных целевых про­ грамм; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на- содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация в установленном поряд­ ке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюд­ жетов; осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности; установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной без­ опасности; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопас­ ности; обучение населения мерам пожарной безопасности и его при­ влечение к предупреждению и тушению пожаров; содействие деятельности добровольных пожарных и объедине­ ний пожарной охраны; организация общественного контроля за обеспечением пожар­ ной безопасности. ГЛАВА IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 1 7 . О б е сп еч ени е пож арной б е зопасности Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности предприятий, их должностных лиц и работников. Это требований должно быть отражено вдолжностных инструкциях, ре­ шениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными ви­ дами деятельности и, при необходимости, в трудовых договорах (контрактах). Обеспечение пожарной безопасности возлагается на: —руководителей предприятий или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполнр»^о,^[^^и(,,( 1 ;( 1 Ц|Не,снимает такой ответственности с самихI руководителей;' , , — заказчиков, застройщиков, проектные и строительные пред­ приятия при проектировании и застройке городов и населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции й техническом переоснащении объектов; — собственников, арендаторов и нанимателей жилых помеще­ ний государственного и муниципального жилого фонда, жилищно­ строительных кооперативов. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются, как одно из условий, в договоре аренды. Статья 1 8 . Р а зр аб о тка и реали зация м ер п ож а р ­ ной б е зо п а сно с ти Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными доку­ ментами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борь­ бы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и соору­ жений. Нормативное правовое регулирование в области пожарной без­ опасности представляет собой принятие органами государствен­ ной власти нормативных правовых актов по пожарной безопаснос­ ти. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности — установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности отно­ сятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Инструк­ ции и иные документы, содержащие требования пожарной безопас­ ности. Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей ком­ петенции нормативные документы, содержащие требования пожар­ ной безопасности. Эти документы не должны снижать требований Федеральных нормативных документов и настоящего Закона. Порядок разработки, введения вдействие и применения других нормативных документов, а также согласование отступлений от требований пожарной безопасности и не установленные норматив­ ными документами дополнительные требования пожарной безопас­ ности устанавливает Государственная противопожарная служба. Нормативные документы в области пожарной безопасности под­ лежат регистрации и официальному опубликованию в установлен­ ном порядке. В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности Государственной противопожарной службой не реже одного раза в два года разрабатываются целевые областные, го­ родские и районные программы обеспечения пожарной безопас­ ности, утверждаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления области. В целевой программе должны быть изложены: содержание и анализ существующей проблемы; перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков исполнения и исполнителей; кадровое и ресурсное (финансовое и материально-техническое) обеспечение программы с указанием источников финансирования: порядок контроля за ходом выполнения программы и расходо­ ванием средств. Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению орга­ нов государственной власти области, подлежат обязательному со- гласованию.с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности. С татья 1 9 . Т уш е н и е пож аров Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направ­ ленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной служ­ бой. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров опре­ деляется Государственной противопожарной службой и утвержда­ ется: — на областном уровне — областным органом государствен­ ной власти: — на местном уровне — органами местного самоуправления. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяе­ мом Правительством Российской Федерации, Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установ­ лено законодательством Российской Федерации. Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных се­ тях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01, При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, втом числе: проникновение в места распространения_(возможного распрос­ транения) пожаров и их опасных проявлений; создание условий, препятствующих развитию пожаров и обес­ печивающих их ликвидацию; использование на безвозмездной основе средств связи, тран­ спорта, оборудования; ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а так­ же ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях; эвакуация с мест пожаров людей и имущества. Непосредственное руководство тушением пожара осуществля­ ется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар стар­ шим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, учас­ твующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы террито­ рии, на которой осуществляются боевые действия по тушению по­ жара, порядок и особенности указанных действий, а также прини­ мает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При не­ обходимости руководитель тушения пожара принимает иные реше­ ния, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граж­ дан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для ис­ полнения всеми должностными лицами и гражданами на террито­ рии, на которой осуществляются боевые действия по тушению по­ жара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя туше­ ния пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Материальный.ущерб, причиненный при тушении пожаров, под­ лежит возмещению в порядке, установленном действующим зако­ нодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимос­ ти, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. Статья 2 0 . Особый противопожарный режим в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на со­ ответствующих территориях устанавливаются дополнительные тре­ бования пожарной безопасности, согласованные с Государствен­ ной противопожарной службой. Статья 2 1 . Противопожарная пропа ганд а и обу ­ чение м ер ам пож арной б е зопасности Противопожарная пропаганда — целенаправленное информи­ рование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной без­ опасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смот­ ров, конференций и использования других, не запрещенных законо­ дательством Российской Федерации, форм информирования насе­ ления. Противопожарную пропаганду проводят органы государствен­ ной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана, предприятия. Обучение мерам пожарной безопасности работников и служа­ щих предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Го­ сударственной противопожарной службой области. Органами управ­ ления образованием и Государственной противопожарной службой могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требо­ вания к содержанию программ и порядок организации обучения ука­ занных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государ­ ственной противопожарной службой области. Статья 2 2 . Инф ормационное о б е спечение в о б ­ ласти пож арной безоп асно с ти Информационное обеспечение в области пожарной безопаснос­ ти осуществляется посредством создания и использования в сис­ теме обеспечения пожарной безопасности специальных информа­ ционных систем и банков данных (далее — информационных сис­ тем), необходимых для выполнения поставленных задач. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, центр по гидрометеорологии и мониторингу окружаю­ щей среды области и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе ин­ формировать Государственную противопожарную службу о небла­ гоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государствен­ ной противопожарной службы оперативные сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов, пожарах,' про­ исшедших на территории области, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожа­ ра. Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ ления области должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний. Статья 2 3 . Л и цен зи рование Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоя­ щим Законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области по­ жарной безопасности. Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется (Правительством Российской Федераций. Органы государственной власти области с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) вобласти пожарной безопасности, под­ лежащие лицензированию. .Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопаснос­ ти осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государ­ ственной противопожарной службой. Порядок лицензирования оп­ ределяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с 1\/1инистерством финансов Российской Федерации. Финансовые сред­ ства, получаемые Государственной противопожарной службой в результате лицензирования, направляются в фонд пожарной без­ опасности. ■ Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответствен­ ность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключения Государственной противопожарной службы о соот­ ветствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования являются обя­ зательным условием получения лицензий на право осуществления иных видов деятельности. Отсутствие такого Заключения или за­ ключение о несоответствии требованиям пожарной безопасности являются основанием для отказа в выдаче лицензии. При осуществлении функций государственного пожарного над­ зора должностные лица Государственной противопожарной службы обязаны проверять наличие лицензий у предприятий и индивидуаль­ ных предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности. Областной и территориальные органы управления Государствен­ ной противопожарной службы взаимодействуют с органами лицен­ зирования иных видов деятельности, представляют по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной без­ опасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатай­ ствуют об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности. Взаимодействие областного органа управления Государствен­ ной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двусторонних соглашений. Статья 2 4 . С ертиф икация Сертификация —деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопас­ ности, осуществляемая в соответствии с законодательством Рос­ сийской Федерации. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной серти­ фикации, определяется Государственной противопожарной службой. По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявите­ лем и органом по сертификации. Сертификат пожарной безопасности является обязательной со­ ставной частью сертификата соответствия. Порядок организации и проведения сертификации определяет­ ся Государственной противопожарной службой по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продук­ ции и услуг. В случае несоответствия продукции и услуг сертификационному образцу Государственная противопожарная служба области вправе самостоятельно приостанавливать или вносить в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготов­ ления, поставке, реализации и использовании отдельных видов про­ дукции, в том'числе и импортируемой. Статья 2 5 . Выполнение р аб о т и о к а за н и е услу г в области пож арной б е зо п а сно с ти Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняют­ ся и оказываются в целях обеспечения предупреждения и тущения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на дого­ ворной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка по­ жарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; разработка противопожарных мероприятий для зданий (соору­ жений) при отсутствии противопожарных норм проектирования этих зданий или при обоснованных отступлениях от требований данных норм; ■ Проведение научно-технического консультирования и эксперти­ зы проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов, расширение, техническое переос­ нащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов; осуществление противопожарной пропаганды, издание специ­ альной литературы и рекламной продукции; проведение испытательно-исследовательских работ по опреде­ лению группы горючести веществ, материалов; огнезащитные и трубно-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий; ремонт и обслуживание пожарно-технического вооружения: строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожар­ ной безопасности, перечень'которых устанавливается Государствен­ ной противопожарной службой. Статья 2 6 . Платные работы и услуги Г о с уд ар ­ ственной противопож арной службы Государственная противопожарная служба имеет право на сле­ дующие виды платных работ и услуг в области пожарной безопас­ ности: разработка противопожарных мероприятий для зданий (соору­ жений) при отсутствии противопожарных норм проектирования этих зданий (сооружений) или при обоснованных отступлениях от требо­ ваний данных норм; подготовка заключений на виды деятельности (работы, услуги), подлежащие лицензированию, и по отводу земельных участков под строительство и реконструкцию объектов вчасти, касающейся обес­ печения пожарной безопасности; обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий; проведение первоначальной подготовки работников ведомствен­ ной и добровольной пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожар­ ной безопасности, перечень которых устанавливается Государствен­ ной противопожарной службой области. Средства от оказания платных работ и услуг в области пожар­ ной безопасности перечисляются вфонд пожарной безопасности и используются для проведения профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, улучшения материально-технического обеспечения подразделений, социальной защиты и стимулирования труда личного состава пожарной охраны области. ГЛАВА V ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Статья 2 7 . Источники финансирования Госуд ар ­ ственной противопож арной службы Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы, строительства ее объектов и сооружений осуществляется, в первую очередь, за счет следующих источников: а) органов управления и подразделений Государственной про­ тивопожарной службы (за исключением подразделений и дополни­ тельной численности, созданных на основе договоров) — за счет средств федерального бюджета; б) территориальных подразделений и дополнительной числен­ ности Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти и местного самоуправления области, — за счет средств соответствующих бюд­ жетов; в) объектовых подразделений Государственной противопожар­ ной службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями, — за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости — за счет дополнительных средств, выделяемых органами исполни­ тельной власти и местного самоуправления области; г) ведомственной и добровольной пожарной охраны — за счет средств предприятий, являющихся их собственниками, Вдополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения задач, возложенных на Государственную противопожар­ ную службу, используются средства от выполненных ею платных работ (оказанных платных услуг). Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоря­ жении средств расходы на содержание Государственной противо­ пожарной службы. Финансирование Государственной противопожарной службы планируется отдельной строкой в бюджетах области и городов, при этом Государственная противопожарная служба является непос­ редственным получателем бюджетных средств. Бюджетные средст­ ва, запланированные на содержание Государственной противопо­ жарной службы как службы жизнеобеспечения, выделяются в пер­ воочередном порядке. 1У1атериально-техническое обеспечение Государственной проти­ вопожарной службы области осуществляется самостоятельно. (^1атериально-техническое обеспечение ведомственной и добро­ вольной пожарной охраны осуществляется их собственниками. Статья 2 8 . Им ущ ество пож арной охраны Имущество пожарной охраны — движимое и недвижимое иму­ щество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установ­ ленном порядке федеральным органом управления Государствен­ ной противопожарной службы, (Деловое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с у п - , равлением Государственной противопожарной службы и соответ-_ ствующим испо'лнй1гель’Шм Э^ганом государственной власти. При отказе собственника от содержания подразделения пожар­ ной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со сто­ роны управления Государственной противопожарной службы и со­ ответствующих исполнительных органов государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципаль­ ную собственность. Органы государственной власти и местного самоуправления области, а также предприятия, на которых созданы подразделения- Государственной противопожарной сл^Ькбы, в обязательном поряд­ ке представляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходи­ мое имущество в соответствии с установленными нормами. После завершения строительства объектов Государственной противопожарной службы имущество передается ей в оперативное управление и ставится на ее баланс. Статья 2 9 . Противопож арное страхование и обя ­ зательные отчисления Противопожарное страхование в области может осуществлять­ ся в добровольной и обязательной формах. Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с . иностранными инвестициями, которые осуществляют предприни­ мательскую деятельность на территории области, должны прово­ дить обязательное противопожарное страхование: имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоря­ жении; гражданской ответственности за вред, который может быть при­ чинен пожаром третьим лицам; работ и услуг в области пожарной безопасности. Порядок и условия обязательного противопожарного страхова­ ния устанавливаются Федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, опре­ деляется Правительством Российской Федерации. В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, ус­ тановленном Правительством Российской Федерации, создается фонд пожарной безопасности, формируемый за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопо­ жарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондом пожарной безопасности осуществляет Го­ сударственная противопожарная служба области на основе типово­ го устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхо­ вание предприятиями, иностранными юридическими лицами, пред­ приятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории области, отно­ сится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за теку­ щий год. Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач орга­ нами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объ­ ектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ фи­ нансируемых за счет средств местных бюджетов. От обязательных отчислений освобождаются также предприятия, содержащие на договорной основе подразделения Государствен­ ной противопожарной службы. Плательщиком обязательных отчислений является заказчик стро­ ительных работ. Организации, разрабатывающие проектно-сметную документа­ цию, обязаны включать обязательные отчисления в смету расходов на производство строительных работ отдельной строкой. Должностные лица Государственной противопожарной службы осуществляют приемку законченных строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией объектов, расширением, техническим переоснащением предприятий, зданий, сооружений и других объек­ тов в эксплуатацию только после внесения заказчиком полной сум­ мы обязательных отчислений в фонд пожарной безопасности. ГЛАВА VI ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 3 0 . Права и обя заннос ти граж д ан в о б ­ ласти пож арной б е зо п а сно с ти Граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, уста­ новленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; ■ получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органа управления и под­ разделений Государственной противопожарной службы; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собствен­ ности (пользовании), первичные средотва тущения пожаров и про­ тивопожарный инвентарь в ооответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими орга­ нами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожар­ ную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные тре­ бования должностных лиц пожарной охраны; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожар­ ной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и стро­ ений в целях контроля за соблюдением требований пожарной без­ опасности и пресечения их нарушений. Статья 3 1 . Обязанности ор ганов исполнительной" ' власти в области пож арной б е зо п а сно с ти Органы исполнительной власти области обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на государственных предприятиях и терри­ тории области; создавать и содержать в соответствии с установленными нор­ мами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны; оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполне­ нии возложенных на нее задач; создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности. В целях координации и совершенствования работ по обеспече­ нию пожарной безопасности на территории области создается в установленном порядке комиссия по пожарной безопасности. Статья 3 2 . О бя занности ор ганов м ес тно го с ам о ­ управления в области пож арной б е зо п а сно с ти Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ ции и на соответствующих территориях обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности; принимать в муниципальную собственность имущество пожар­ ной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нор­ мами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на ос­ нове договоров с Государственной противопожарной службой; организовывать обучение населения мерам пожарной безопас­ ности; содействовать деятельности добровольных пожарных и объеди­ нений пожарной охраны. Статья 3 3 . Права и обязаннос ти предпри ятий в области пожарной б е зоп асно с ти (1редприятия имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать вустановленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Го­ сударственной противопожарной службой; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств по- у жаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулиро­ вания обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и под­ разделений пожарной охраны. Предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выпол­ нять предписания, постановления и иные законные требования до­ лжностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы по­ жарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства проти­ вопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожа­ ров, не допускать их использования не по назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нор­ мами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; . , , оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, 'а'-?йк- же при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожар­ ной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горю­ че-смазочные материалы, а также продукты питания и места отды­ ха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выпол­ нении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к ту­ шению пожаров сил; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в зда­ ния, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц Государствен­ ной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших по­ жарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопо­ жарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных. Статья 3 4 . Ответственность за н ар уш ени е т р е ­ бований пож арной б е зоп асно с ти Ответственность за невыполнение положений настоящего За­ кона и нарушение требований пожарной безопасности в соответст­ вии с действующим законодательством несут; собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжать­ ся имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ ности для квартир (комнат) вдомах государственного, муниципаль­ ного и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответ­ ственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не пре­ дусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граж­ дане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ^ ответственности в соответствии с действующим законодательст­ вом. Средства, полученные от применения штрафных санкций в об­ ласти пожарной безопасности, направляются; 50 процентов — в федеральный бюджет; 50 процентов — в фонд пожарной безопас­ ности. С татья 3 5 . А дм и ни с тр а ти вн ая о тве тс тв енно сть предприятий Предприятия за нарушение требований пожарной безопаснос­ ти, а также за иные правонарушения в области пожарной безопас­ ности по постановлению должностных лиц Государственной проти­ вопожарной службы уплачивают в порядке, устанавливаемом Пра­ вительством Российской Федерации, штраф в размере до двух про­ центов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности — в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Основания и порядок привлечения предприятий к администра­ тивной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от испол­ нения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут администра­ тивную ответственность в соответствии с законодательством Рос­ сийской Федерации о защите прав потребителей. ГЛАВА VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С татья 3 6 . П орядо к обж алов ани я д ей с тв ий (р е ­ ш е н и й ) д олжнос тны х л иц Госуд арс твенной п р о ти ­ вопож арной службы области Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в подчиненности должностному лицу, в суд и органы прокуратуры, С татья 3 7 . В вед ение в д ей с тв и е н а с то ящ е го З а ­ кона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опуб­ ликования. С татья 3 8 . П р и в ед ен и е нормативны х а ктов в с о ­ о тв е тс тв и е с н а с то ящ им З а ко н ом Органам государственной власти и местного самоуправления области привести в соответствие с настоящим Законом норматив­ ные правовые акты области, принятые по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 4 декабря 1997 года № 80-03. М .НАРОЛИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz