Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
1; IЙи о Е1ДК А Я • / Ж г а з е т а 1 9 декабря 1997 г . , № 244 (1558) (Окончание. Начало на 5-й стр.) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета; установление численности пожарной охраны (не ниже норма тивной), содержащейся за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета; осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе ( в отставке) а также членов их семей; обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-техничес кой продукцией; лицензирование и сертификация; официальный статистический учет пожаров и их последствий; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопас ности; содействие деятельности добровольных пожарных и объедине ний пожарной охраны. Статья 1 5 . Полномочия органов государственной власти области по вопросам пож арной б е зо п а с но с ти к полног^очиям органов государственной власти области по вопросам пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетен ции; организация выполнения и осуществление мер пожарной без опасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюд жетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация обучения населения мерам пожарной безопаснос ти; разработка, организация выполнения и финансирование обла стных целевых программ; осуществление в пределах их компетенции социального и эко номического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продук ции, а также участия населения в борьбе с пожарами; осуществление контроля за полнотой и своевременностью уп латы гражданами и юридическими лицами налогов и страховых от числений на обеспечение пожарной безопасности; • осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей. Статья 1 6 . Полномочия органов м ес тно го с ам о управления области по вопросам пожарной безопас ности к полномочиям органов местного самоуправления области по вопросам пожарной безопасности относятся: организация.выполнения и осуществление мер пожарной без опасности; участие в выполнении федеральных и областных целевых про грамм; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на- содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация в установленном поряд ке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюд жетов; осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности; установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной без опасности; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопас ности; обучение населения мерам пожарной безопасности и его при влечение к предупреждению и тушению пожаров; содействие деятельности добровольных пожарных и объедине ний пожарной охраны; организация общественного контроля за обеспечением пожар ной безопасности. ГЛАВА IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 1 7 . О б е сп еч ени е пож арной б е зопасности Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности предприятий, их должностных лиц и работников. Это требований должно быть отражено вдолжностных инструкциях, ре шениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными ви дами деятельности и, при необходимости, в трудовых договорах (контрактах). Обеспечение пожарной безопасности возлагается на: —руководителей предприятий или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполнр»^о,^[^^и(,,( 1 ;( 1 Ц|Не,снимает такой ответственности с самихI руководителей;' , , — заказчиков, застройщиков, проектные и строительные пред приятия при проектировании и застройке городов и населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции й техническом переоснащении объектов; — собственников, арендаторов и нанимателей жилых помеще ний государственного и муниципального жилого фонда, жилищно строительных кооперативов. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются, как одно из условий, в договоре аренды. Статья 1 8 . Р а зр аб о тка и реали зация м ер п ож а р ной б е зо п а сно с ти Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными доку ментами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борь бы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и соору жений. Нормативное правовое регулирование в области пожарной без опасности представляет собой принятие органами государствен ной власти нормативных правовых актов по пожарной безопаснос ти. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности — установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности отно сятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Инструк ции и иные документы, содержащие требования пожарной безопас ности. Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей ком петенции нормативные документы, содержащие требования пожар ной безопасности. Эти документы не должны снижать требований Федеральных нормативных документов и настоящего Закона. Порядок разработки, введения вдействие и применения других нормативных документов, а также согласование отступлений от требований пожарной безопасности и не установленные норматив ными документами дополнительные требования пожарной безопас ности устанавливает Государственная противопожарная служба. Нормативные документы в области пожарной безопасности под лежат регистрации и официальному опубликованию в установлен ном порядке. В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности Государственной противопожарной службой не реже одного раза в два года разрабатываются целевые областные, го родские и районные программы обеспечения пожарной безопас ности, утверждаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления области. В целевой программе должны быть изложены: содержание и анализ существующей проблемы; перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков исполнения и исполнителей; кадровое и ресурсное (финансовое и материально-техническое) обеспечение программы с указанием источников финансирования: порядок контроля за ходом выполнения программы и расходо ванием средств. Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению орга нов государственной власти области, подлежат обязательному со- гласованию.с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности. С татья 1 9 . Т уш е н и е пож аров Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направ ленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной служ бой. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров опре деляется Государственной противопожарной службой и утвержда ется: — на областном уровне — областным органом государствен ной власти: — на местном уровне — органами местного самоуправления. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяе мом Правительством Российской Федерации, Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установ лено законодательством Российской Федерации. Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных се тях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01, При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, втом числе: проникновение в места распространения_(возможного распрос транения) пожаров и их опасных проявлений; создание условий, препятствующих развитию пожаров и обес печивающих их ликвидацию; использование на безвозмездной основе средств связи, тран спорта, оборудования; ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а так же ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях; эвакуация с мест пожаров людей и имущества. Непосредственное руководство тушением пожара осуществля ется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар стар шим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, учас твующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы террито рии, на которой осуществляются боевые действия по тушению по жара, порядок и особенности указанных действий, а также прини мает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При не обходимости руководитель тушения пожара принимает иные реше ния, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граж дан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для ис полнения всеми должностными лицами и гражданами на террито рии, на которой осуществляются боевые действия по тушению по жара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя туше ния пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Материальный.ущерб, причиненный при тушении пожаров, под лежит возмещению в порядке, установленном действующим зако нодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимос ти, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. Статья 2 0 . Особый противопожарный режим в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на со ответствующих территориях устанавливаются дополнительные тре бования пожарной безопасности, согласованные с Государствен ной противопожарной службой. Статья 2 1 . Противопожарная пропа ганд а и обу чение м ер ам пож арной б е зопасности Противопожарная пропаганда — целенаправленное информи рование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной без опасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смот ров, конференций и использования других, не запрещенных законо дательством Российской Федерации, форм информирования насе ления. Противопожарную пропаганду проводят органы государствен ной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана, предприятия. Обучение мерам пожарной безопасности работников и служа щих предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Го сударственной противопожарной службой области. Органами управ ления образованием и Государственной противопожарной службой могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требо вания к содержанию программ и порядок организации обучения ука занных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государ ственной противопожарной службой области. Статья 2 2 . Инф ормационное о б е спечение в о б ласти пож арной безоп асно с ти Информационное обеспечение в области пожарной безопаснос ти осуществляется посредством создания и использования в сис теме обеспечения пожарной безопасности специальных информа ционных систем и банков данных (далее — информационных сис тем), необходимых для выполнения поставленных задач. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, центр по гидрометеорологии и мониторингу окружаю щей среды области и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе ин формировать Государственную противопожарную службу о небла гоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государствен ной противопожарной службы оперативные сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов, пожарах,' про исшедших на территории области, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожа ра. Органы государственной власти и органы местного самоуправ ления области должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний. Статья 2 3 . Л и цен зи рование Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоя щим Законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области по жарной безопасности. Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется (Правительством Российской Федераций. Органы государственной власти области с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) вобласти пожарной безопасности, под лежащие лицензированию. .Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопаснос ти осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государ ственной противопожарной службой. Порядок лицензирования оп ределяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с 1\/1инистерством финансов Российской Федерации. Финансовые сред ства, получаемые Государственной противопожарной службой в результате лицензирования, направляются в фонд пожарной без опасности. ■ Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответствен ность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключения Государственной противопожарной службы о соот ветствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования являются обя зательным условием получения лицензий на право осуществления иных видов деятельности. Отсутствие такого Заключения или за ключение о несоответствии требованиям пожарной безопасности являются основанием для отказа в выдаче лицензии. При осуществлении функций государственного пожарного над зора должностные лица Государственной противопожарной службы обязаны проверять наличие лицензий у предприятий и индивидуаль ных предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности. Областной и территориальные органы управления Государствен ной противопожарной службы взаимодействуют с органами лицен зирования иных видов деятельности, представляют по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной без опасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатай ствуют об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности. Взаимодействие областного органа управления Государствен ной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двусторонних соглашений. Статья 2 4 . С ертиф икация Сертификация —деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопас ности, осуществляемая в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной серти фикации, определяется Государственной противопожарной службой. По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявите лем и органом по сертификации. Сертификат пожарной безопасности является обязательной со ставной частью сертификата соответствия. Порядок организации и проведения сертификации определяет ся Государственной противопожарной службой по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продук ции и услуг. В случае несоответствия продукции и услуг сертификационному образцу Государственная противопожарная служба области вправе самостоятельно приостанавливать или вносить в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготов ления, поставке, реализации и использовании отдельных видов про дукции, в том'числе и импортируемой. Статья 2 5 . Выполнение р аб о т и о к а за н и е услу г в области пож арной б е зо п а сно с ти Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняют ся и оказываются в целях обеспечения предупреждения и тущения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на дого ворной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка по жарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; разработка противопожарных мероприятий для зданий (соору жений) при отсутствии противопожарных норм проектирования этих зданий или при обоснованных отступлениях от требований данных норм; ■ Проведение научно-технического консультирования и эксперти зы проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов, расширение, техническое переос нащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов; осуществление противопожарной пропаганды, издание специ альной литературы и рекламной продукции; проведение испытательно-исследовательских работ по опреде лению группы горючести веществ, материалов; огнезащитные и трубно-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий; ремонт и обслуживание пожарно-технического вооружения: строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожар ной безопасности, перечень'которых устанавливается Государствен ной противопожарной службой. Статья 2 6 . Платные работы и услуги Г о с уд ар ственной противопож арной службы Государственная противопожарная служба имеет право на сле дующие виды платных работ и услуг в области пожарной безопас ности: разработка противопожарных мероприятий для зданий (соору жений) при отсутствии противопожарных норм проектирования этих зданий (сооружений) или при обоснованных отступлениях от требо ваний данных норм; подготовка заключений на виды деятельности (работы, услуги), подлежащие лицензированию, и по отводу земельных участков под строительство и реконструкцию объектов вчасти, касающейся обес печения пожарной безопасности; обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий; проведение первоначальной подготовки работников ведомствен ной и добровольной пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожар ной безопасности, перечень которых устанавливается Государствен ной противопожарной службой области. Средства от оказания платных работ и услуг в области пожар ной безопасности перечисляются вфонд пожарной безопасности и используются для проведения профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, улучшения материально-технического обеспечения подразделений, социальной защиты и стимулирования труда личного состава пожарной охраны области. ГЛАВА V ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Статья 2 7 . Источники финансирования Госуд ар ственной противопож арной службы Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы, строительства ее объектов и сооружений осуществляется, в первую очередь, за счет следующих источников: а) органов управления и подразделений Государственной про тивопожарной службы (за исключением подразделений и дополни тельной численности, созданных на основе договоров) — за счет средств федерального бюджета; б) территориальных подразделений и дополнительной числен ности Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти и местного самоуправления области, — за счет средств соответствующих бюд жетов; в) объектовых подразделений Государственной противопожар ной службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями, — за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости — за счет дополнительных средств, выделяемых органами исполни тельной власти и местного самоуправления области; г) ведомственной и добровольной пожарной охраны — за счет средств предприятий, являющихся их собственниками, Вдополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения задач, возложенных на Государственную противопожар ную службу, используются средства от выполненных ею платных работ (оказанных платных услуг). Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоря жении средств расходы на содержание Государственной противо пожарной службы. Финансирование Государственной противопожарной службы планируется отдельной строкой в бюджетах области и городов, при этом Государственная противопожарная служба является непос редственным получателем бюджетных средств. Бюджетные средст ва, запланированные на содержание Государственной противопо жарной службы как службы жизнеобеспечения, выделяются в пер воочередном порядке. 1У1атериально-техническое обеспечение Государственной проти вопожарной службы области осуществляется самостоятельно. (^1атериально-техническое обеспечение ведомственной и добро вольной пожарной охраны осуществляется их собственниками. Статья 2 8 . Им ущ ество пож арной охраны Имущество пожарной охраны — движимое и недвижимое иму щество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установ ленном порядке федеральным органом управления Государствен ной противопожарной службы, (Деловое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с у п - , равлением Государственной противопожарной службы и соответ-_ ствующим испо'лнй1гель’Шм Э^ганом государственной власти. При отказе собственника от содержания подразделения пожар ной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со сто роны управления Государственной противопожарной службы и со ответствующих исполнительных органов государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципаль ную собственность. Органы государственной власти и местного самоуправления области, а также предприятия, на которых созданы подразделения- Государственной противопожарной сл^Ькбы, в обязательном поряд ке представляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходи мое имущество в соответствии с установленными нормами. После завершения строительства объектов Государственной противопожарной службы имущество передается ей в оперативное управление и ставится на ее баланс. Статья 2 9 . Противопож арное страхование и обя зательные отчисления Противопожарное страхование в области может осуществлять ся в добровольной и обязательной формах. Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с . иностранными инвестициями, которые осуществляют предприни мательскую деятельность на территории области, должны прово дить обязательное противопожарное страхование: имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоря жении; гражданской ответственности за вред, который может быть при чинен пожаром третьим лицам; работ и услуг в области пожарной безопасности. Порядок и условия обязательного противопожарного страхова ния устанавливаются Федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, опре деляется Правительством Российской Федерации. В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, ус тановленном Правительством Российской Федерации, создается фонд пожарной безопасности, формируемый за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопо жарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондом пожарной безопасности осуществляет Го сударственная противопожарная служба области на основе типово го устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхо вание предприятиями, иностранными юридическими лицами, пред приятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории области, отно сится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за теку щий год. Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач орга нами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объ ектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ фи нансируемых за счет средств местных бюджетов. От обязательных отчислений освобождаются также предприятия, содержащие на договорной основе подразделения Государствен ной противопожарной службы. Плательщиком обязательных отчислений является заказчик стро ительных работ. Организации, разрабатывающие проектно-сметную документа цию, обязаны включать обязательные отчисления в смету расходов на производство строительных работ отдельной строкой. Должностные лица Государственной противопожарной службы осуществляют приемку законченных строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией объектов, расширением, техническим переоснащением предприятий, зданий, сооружений и других объек тов в эксплуатацию только после внесения заказчиком полной сум мы обязательных отчислений в фонд пожарной безопасности. ГЛАВА VI ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 3 0 . Права и обя заннос ти граж д ан в о б ласти пож арной б е зо п а сно с ти Граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, уста новленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; ■ получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органа управления и под разделений Государственной противопожарной службы; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собствен ности (пользовании), первичные средотва тущения пожаров и про тивопожарный инвентарь в ооответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими орга нами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожар ную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные тре бования должностных лиц пожарной охраны; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожар ной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и стро ений в целях контроля за соблюдением требований пожарной без опасности и пресечения их нарушений. Статья 3 1 . Обязанности ор ганов исполнительной" ' власти в области пож арной б е зо п а сно с ти Органы исполнительной власти области обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на государственных предприятиях и терри тории области; создавать и содержать в соответствии с установленными нор мами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны; оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполне нии возложенных на нее задач; создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности. В целях координации и совершенствования работ по обеспече нию пожарной безопасности на территории области создается в установленном порядке комиссия по пожарной безопасности. Статья 3 2 . О бя занности ор ганов м ес тно го с ам о управления в области пож арной б е зо п а сно с ти Органы местного самоуправления в пределах своей компетен ции и на соответствующих территориях обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности; принимать в муниципальную собственность имущество пожар ной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нор мами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на ос нове договоров с Государственной противопожарной службой; организовывать обучение населения мерам пожарной безопас ности; содействовать деятельности добровольных пожарных и объеди нений пожарной охраны. Статья 3 3 . Права и обязаннос ти предпри ятий в области пожарной б е зоп асно с ти (1редприятия имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать вустановленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Го сударственной противопожарной службой; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств по- у жаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулиро вания обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и под разделений пожарной охраны. Предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выпол нять предписания, постановления и иные законные требования до лжностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы по жарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства проти вопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожа ров, не допускать их использования не по назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нор мами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; . , , оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, 'а'-?йк- же при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожар ной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горю че-смазочные материалы, а также продукты питания и места отды ха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выпол нении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к ту шению пожаров сил; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в зда ния, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц Государствен ной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших по жарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопо жарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных. Статья 3 4 . Ответственность за н ар уш ени е т р е бований пож арной б е зоп асно с ти Ответственность за невыполнение положений настоящего За кона и нарушение требований пожарной безопасности в соответст вии с действующим законодательством несут; собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжать ся имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопас ности для квартир (комнат) вдомах государственного, муниципаль ного и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответ ственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не пре дусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граж дане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ^ ответственности в соответствии с действующим законодательст вом. Средства, полученные от применения штрафных санкций в об ласти пожарной безопасности, направляются; 50 процентов — в федеральный бюджет; 50 процентов — в фонд пожарной безопас ности. С татья 3 5 . А дм и ни с тр а ти вн ая о тве тс тв енно сть предприятий Предприятия за нарушение требований пожарной безопаснос ти, а также за иные правонарушения в области пожарной безопас ности по постановлению должностных лиц Государственной проти вопожарной службы уплачивают в порядке, устанавливаемом Пра вительством Российской Федерации, штраф в размере до двух про центов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности — в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Основания и порядок привлечения предприятий к администра тивной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от испол нения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут администра тивную ответственность в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации о защите прав потребителей. ГЛАВА VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С татья 3 6 . П орядо к обж алов ани я д ей с тв ий (р е ш е н и й ) д олжнос тны х л иц Госуд арс твенной п р о ти вопож арной службы области Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в подчиненности должностному лицу, в суд и органы прокуратуры, С татья 3 7 . В вед ение в д ей с тв и е н а с то ящ е го З а кона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опуб ликования. С татья 3 8 . П р и в ед ен и е нормативны х а ктов в с о о тв е тс тв и е с н а с то ящ им З а ко н ом Органам государственной власти и местного самоуправления области привести в соответствие с настоящим Законом норматив ные правовые акты области, принятые по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 4 декабря 1997 года № 80-03. М .НАРОЛИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz