Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

19 д е к а б р я 1997 г. , № 244 (1558) ^ ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О п о ж а рн о й б е з о п а с н о с т и в л и п е ц к о й о б л а с т и Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Россий- ^ ской Федерации, федеральным законодательством и Уста ­ вом Липецкой области определяет общие правовые, эконо­ мические и социальные основы обеспечения пожарной без ­ опасности в Липецкой области, регулирует отношения по вопросам обеспечения пожарной безопасности между орга ­ нами государственной власти, органами местного самоуп ­ равления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юриди­ ческими лицами независимо от их организационно-право ­ вых форм и форм, собственности (далее — предприятия), а также мехсду общественными объединениями, должностны­ ми лицами и грахщанами с учетом специфических условий области. Требования данного Закона распространяются на инос­ транных граждан и лиц без гражданства (далее — гражда ­ не). ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1 . Основны е понятия в настоящем Законе применяются следующие понятия: объект — недвижимое и движимое имущество, в отношении ко­ торого устанавливаются требования пожарной безопасности; пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материаль­ ный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности —специальные условия со­ циального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Россий­ ской Федерации, Липецкой области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности — невыполне­ ние или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопас­ ности; противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (терри­ торий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований по­ жарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности — действия по обеспечению по­ жарной безопасности, в том числе по выполнению требований по­ жарной безопасности; пожароугрожаемое состояние — состояние объекта, при кото­ ром вследствие невыполнения установленных требований пожар­ ной безопасности создаются условия и реальная возможность воз­ никновения пожара и (или) угроза безопасному пребыванию людей; пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противо­ пожарных формирований, предназначенных для организации пред- у упреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — боевые действия пожарной охраны по спасе­ нию людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пос­ традавшим при пожарах; пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллек^альная продукция, предназначен­ ная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожар­ ная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управле­ ния, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожа­ ров; гарнизон пожарной охраны — совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных пред­ назначенных для тушения пожаров противопожарных формирова­ ний независимо от их ведомственной принадлежности и форм со­ бственности. Статья 2 . Правовая основа обеспечения пож арной б е зо п а сно с ти в Л и п ец ко й области Правовой оен 9 в 9 ^ 1 ^дб^в^едця_пожарной безопасности вДц;^ пецкой области являютс^Консти^цияТбссййской’Федерации^^е- деральные законодательные и иные нормативные правовые акты. Устав Липецкой области, настоящий Закон, законодательные и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Ли­ пецкой области, нормативные акты Государственной противопожар­ ной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Нормативные правовые акты по вопросам пожарной безопас­ ности, принимаемые органами государственной власти области и органами местного самоуправления,* не действуют в части, уста­ навливающей более низкие, чем настоящий Закон, требования по­ жарной безопасности. Статья 3 . С и с тем а о б е спечения пожарной б е з ­ опасно с ти в области Система обеспечения пожарной безопасности в области — со­ вокупность сил и средств, а также мер правового, организационно­ го, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной без­ опасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, прини­ мающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответ­ ствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой об­ ласти. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области: нормативное правовое регулирование и осуществление госу­ дарственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населе­ ния мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных и объедине­ ний пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению по­ жарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопаснос­ ти; осуществление государственного пожарного надзора и других Ч контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной без­ опасности; лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожар­ ной безопасности (далее — лицензирование) и контроль за пожар­ ной безопасностью продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (далее — сертификация); противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимули­ рования обеспечения пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочеред­ ных аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожаров); установление особого противопожарного режима; учет пожаров и их последствий. П ос тан о в ле н ие т рид цат ь в ось мого з а с е д а н и я Л и п е ц ко го о б л а с тн ого С о б р ан и я депу тат о в № 1 2 5 8 -п с о т 2 7 . 1 1 . 9 7 г. О ПРОЕКТЕОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Р а с с м о т р е в п р о е к т о б л а с т н о г о з а к о н а « О п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и в Л и п е ц к о й о б л а с т и » , п р е д л о ж е н и е п о н е м у к о м и т е т а п о э к о н о м и к е и в с о о т в е т с т в и и с п у н к т о м 2 с т а т ь и 3 0 У с т а в а Л и п е ц к о й о б л а с т и , о б л а с т н о е С о б р а н и е д е п у т а т о в П О С Т А Н О В Л Я Е Т ; 1 . П р и н я т ь о б л а с т н о й з а к о н « О п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и в Л и п е ц к о й о б л а с т и » . 2 . Н а п р а в и т ь з а к о н г л а в е а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и д л я п о д п и с а н и я и о б н а р о д о в а н и я . 3 . Н а с т о я щ е е п о с т а н о в л е н и е в с т у п а е т в с и л у с о д н я е г о п о д п и с а н и я . П р е д с е д а т е л ь о б л а с т н о г о С о б р а н и я д е п у т а т о в О . К О Р О Л Е В . ГЛАВА I I ПОЖАРНАЯ ОХРАНА С татья 4 . Виды и основны е зад а ч и пож арной о х ­ раны в облас ти Пож арная о х рана подразделяется на следующие виды: Государственная противопож арная служ ба; ведомственная пож арная о х рана; добровольная пож арная о х рана; объединения пож арной охраны. Подразделения ведомственной и добровольной пож арной охра ­ ны создаю тся на основании лицензий, выдаваемых областным ор ­ ганом управления Государственной противопож арной служ бы. Основными задачами пож арной охраны в области пож арной безопасности являются: организация предупреж дения пож аров; тушение пож аров. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-поли­ тических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается. С та ть я 5 . Г о с у д а р с т в е н н а я п р о т и в о п о ж а р н а я сл уж б а о бл ас ти Государственная противопож арная служ ба области является основным видом пож арной охраны и входит в состав управления внутренних дел области в к ачестве единой самостоятельной опера ­ тивной служ бы. Государственная противопож арная служ ба: орг анизует и осущ ествляет г осударственный пож арный надзор на территории области; орг анизует и осущ ествляет в установленном порядк е охрану населенных пунк тов, предприятий и организаций от пож аров, дру ­ гие работы и услуги в области пож арной безопасности; обеспечивает и осущ ествляет туш ение пож аров; осущ ествляет финансовое и материально- техническ ое обеспе ­ чение деятельности подразделений Государственной противопож ар­ ной служ бы и их органов управления; к оординирует деятельность других видов пож арной охраны; осущ ествляет подготовк у, переподготовк у и повышение квали ­ фик ации к адров для пож арной охраны. Иные задачи на Государственную противопожарную службу мо­ гут быть возложены только Федеральным законом «О пожарной без­ опасности». В систему Государственной противопожарной службы на терри­ тории области входят: областной орган управления Государственной противопожарной службы; территориальные подразделения Государственной противопожар­ ной службы и их органы управления. Областной орган управления Государственной противопожар­ ной службы является самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел области и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразде­ лений Государственной противопожарной службы. Подразделениями Государственной противопожарной службы являются; территориальные подразделения, созданные в целях организа­ ции предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях. Пред|^иятия могут заключать с Государственной противопожар­ ной службой договоры о создании объектовых подразделений по­ жарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной ох­ раны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обя­ зательном порядке. Перечень таких предприятий утвержден Прави­ тельством Российской Федерации. Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержа­ ния органов управления и подразделений Государственной проти­ вопожарной службы области определяется инструкцией «О порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений Государствен­ ной противопожарной службы». Органы государственной власти и местного самоуправления области заключают с Государственной противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет местных бюджетов до­ полнительных подразделений по охране городов и районов облас­ ти, численность которых определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 чело­ век населения города, района. Статья 6 . Государственный пожарный н ад зор области Государственный пожарный надзор — специальный вид госу­ дарственной надзорной деятельности, осуществляемый должнос­ тными лицами органа управления и подразделений Государствен­ ной противопожарной службы области в целях контроля за соблю­ дением требований пожарной безопасности и пресечения их нару­ шений. Руководитель органа управления Государственной противопо­ жарной службы области по должности одновременно является глав­ ным государственным инспектором области по пожарному надзо­ ру. Должностные лица органа управления и подразделений Госу­ дарственной противопожарной службы области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право: рргани^вывать разработку, утвер_ждать самостоятельно или ' ' ‘ совме'стно с органами исполнительЯбй''елабт№'Ь671астИ обязатель­ ные для исполнения нормативные документы по пожарной безопас­ ности; осуществлять государственный пожарный надзор за соблюде­ нием требований пожарной безопасности органами исполнитель­ ной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения о выполнении мер пожарной безопасности; входить беспрепятственно (по предъявлении служебного удос­ товерения) на территорию и во все помещения предприятий для проведения обследований и проверок территорий, зданий, сооруже­ ний, помещений и других объектов, включая строящиеся, в том чис­ ле в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требова­ ний пожарной безопасности и пресечения их нарушений, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) без­ опасности людей; участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по при­ емке завершенных строительством (реконструкцией) объектов; рассматривать и согласовывать в части соблюдения требова­ ний пожарной безопасности градостроительную и проектно-смет­ ную документацию на строительство, капитальный ремонт, рекон­ струкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступле­ ниях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований; проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проект­ но-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответ­ ствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной доку­ ментации требованиям пожарной безопасности; давать руководителям предприятий и организаций, должност­ ным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписа­ ния по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), сня­ тию с производства, прекращению выпуска и приостановке реали­ зации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям по­ жарной безопасности; приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эк­ сплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдель­ ных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требова­ ний при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, ре­ конструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов; производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной фор­ ме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами; вызывать в орган управления и подразделения Государствен­ ной противопожарной службы должностных лиц и граждан по нахо­ дящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, вклю­ чая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требо­ ваний пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от ис­ полнения или несвоевременное исполнение предписаний и поста­ новлений должностных лиц Государственной противопожарной служ­ бы. Должностные лица органа управления и подразделений Госу­ дарственной противопожарной службы при осуществлении государ­ ственного пожарного надзора на объектах, являющихся собствен­ ностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностран­ ными инвестициями, пользуются правами, установленными насто­ ящей статьей. Государственный пожарный надзор в лесах области осущес­ твляется должностными лицами государственной лесной охраны, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ — Госгор­ технадзором. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц орга­ нов управления и подразделений Государственной противопожар­ ной службы области обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органа управления и подразделений Госу­ дарственной противопожарной службы области при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательст­ во иных должностных лиц в их деятельность не допускается. Статья 7 . Личны й сос тав Государственной п ро ­ тивопож арной службы Личный состав Государственной противопожарной службы вклю­ чает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях аппарата управления и подразделений: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее — сотрудники); лиц, не имеющих специальных званий (далее — работники). В Государственную противопожарную службу принимаются граж­ дане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по сво­ им личным и деловым качествам, образованию и состоянию здо­ ровья выполнять обязанности, возложенные на ее личный состав. На сотрудников Государственной противопожарной службы рас­ пространяется Положение о службе в органах внутренних дел Рос­ сийской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы рас­ пространяются права, обязанности и льготы, установленные зако­ нодательством Российской Федерации о труде, федеральными и областными законами. Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добро­ вольной основе и в соответствии с действующим законодательст­ вом в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожар­ ной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противо­ пожарной службы не может быть ограничен решениями политичес­ ких партий, массовых общественных движений и иных обществен­ ных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники Государственной противопожарной службы в соот­ ветствии со своими должностными обязанностями или по письмен­ ному поручению своих прямых начальников в установленном зако­ нодательством Российской Федерации и Липецкой области поряд­ ке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государ­ ственной противопожарной службы, предприятий, созданных с учас­ тием Государственной противопожарной службы, объединений по­ жарной охраны, созданных с участием Государственной противопо­ жарной службы, а также в управлении деятельностью фондов по­ жарной безопасности, создаваемых в соответствии с частью чет­ вертой статьи 28 Федерального закона «О пожарной безопасности». Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Личный состав Государственной противопожарной службы, вклю­ чая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах ее штатной численности, не подлежит призыву на военную службу, снимается с воинского учета и состоит на учете Министерства внут­ ренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной про­ тивопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в со­ ответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудники Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации, Работникам Государственной противопожарной службы, назна­ ченным на должности, замещаемые сотрудниками Государствен­ ной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учиты­ ваемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной над­ бавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной служ­ бы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанное правило распространяется на сотрудников Государ­ ственной противопожарной службы, работавших на должностях, за­ мещаемых работниками Государственной противопожарной служ­ бы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожар­ ных и аварийно-ог 1 асательнь)х служб Министерства вн^р^^<^ 1 ( 1 )^^ед). в соответствии с действующим,законбдательством. Статья 8 . Гарантии правовой и социальной з ащ и ­ ты лично го сос тава Госуд арственной про тивопо ­ жарной службы Сотрудники, работники Государственной противопожарнои Ш 1 уж- бы и члены их семей находятся под защитой государства. На со­ трудников Государственной противопожарной службы распростра­ няются установленные законодательством Российской Федерации, Липецкой области и нормативными актами Министерства внутрен­ них дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы для сотрудников органов внутренних дел. Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установ­ ленным действующим законодательством нормам предоставляет­ ся в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых со­ зданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Госу­ дарственной противопожарной службы. Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются на льготных условиях опла­ ты не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обра­ щения Государственной противопожарной службы. Сотрудникам Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет областного бюджета, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, предоставляется 50-процентная скидка в оплате пользования телефоном. Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного, мес­ тного сообщения и междугородного (кроме транзитного) в пределах области (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности. Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачива­ ется денежная компенсация в установленных размерах. Сотрудники Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением не менее 75 процентов предос­ тавленной ссуды за счет средств федерального или областного бюджетов, а также за счет средств охраняемых объектов на дого­ ворной основе. Работникам Государственной противопожарной службы, рабо­ тающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждае­ мым министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, В случае гибели сотрудника, работника Государственной проти­ вопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных ус­ ловий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основани­ ях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника или работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления или адми­ нистрацией охраняемого объекта (на договорной основе) не позд­ нее чем через шесть месяцев со дня его гибели. Органы государственной власти и местного самоуправления области имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоящим Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными ус­ ловиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий. Статья 9 . О бя зательное г о с у д ^ с т в е н н о е личное страхование и в о зм ещ ен и е ущ е р б а в случае гибели (см е р ти ) со трудников и работни ков Г о с уд ар с твен ­ ной про тивопож арной службы или получения ими увечья Сотрудники и работники Государственной противопожарной служ­ бы подлежат обязательному государственному личному страхова­ нию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служеб­ ных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государ­ ственной противопожарной службы. В случае гибели (смерти) сотрудника, работника Государствен­ ной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивен­ цам выплачивается за счет средств федерального, областного бюд­ жетов, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанно­ го лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При получении сотрудником, работником Государственной про­ тивопожарной службы в связи с исполнением им служебных обя­ занностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключа­ ющих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государ­ ственной противопожарной службы, не облагаемое налогом еди­ новременное пособие в размере его пятилетнего денежного содер­ жания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Единовременные пособия, указанные в частях третьей и четвер­ той настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех ме­ сяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, работника Государствен­ ной противопожарной службы или со дня представления в установ­ ленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государствен­ ной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств фе­ дерального, областного бюджетов, бюджетов местного самоуправ­ ления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с пос­ ледующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоящим Законом, выплаты сотрудникам, ра­ ботникам и членам их семей в случае гибели (смерти), получения травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих воз­ можность дальнейшего прохождения службы (работы) сотрудником, работником Государственной противопожарной службы. Статья 1 0 . В едом ственная пож арная охрана Органы местного самоуправления, предприятия в целях обес­ печения пожарной безопасности могут создавать органы управле­ ния и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов уп­ равления и подразделений ведомственной пожарной охраны, уело- ВИЯ осуществления их деятельности, несения службы личным со - ' ставом определяются соответствующими положениями, согласо­ ванными с Государственной противопожарной службой. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная ох­ рана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участ­ ка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, прове­ дение отдельных видов работ. Статья 1 1 . Общ ественны й контроль з а об е спечением пож арной б е зоп асно с ти Общественный контроль за обеспечением пожарной безопас­ ности организуется органами местного самоуправления на основе положений, разработанных и утвержденных органами местного са­ моуправления и согласованных с органами Государственной про­ тивопожарной службы области. Структуры общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности создаются на добровольной основе. Основной их обязанностью является проведение проверок про­ тивопожарного состояния жилых домов, хозяйственных построек, гаражей и квартир. Расходы, связанные с выполнением обществен­ ных функций, финансируются за счет средств местного бюджета. Статья 1 2 . Добровольная пож арная охрана Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах, предприятиях. Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно учас­ твующий на добровольной основе (без заключения трудового дого­ вора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предуп­ реждению или тушению пожаров. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания под­ разделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны уста­ навливается Государственной противопожарной службой. Финан­ совое и материально-техническое обеспечение подразделений (дру­ жин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объеди­ нений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования. Добровольным пожарным предоставляются социальные гаран- т| 1 и„устанавливаемые органами гос^иир,о-тч.еаЦ9Й8Р§<ЗТ14)^гУестно- го самоуправления области, а также зарегистрировавшими их пред­ приятиями. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в под­ разделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласова­ нию с Государственной противопожарной службой. На время несе­ ния службы за ними сохраняется среднемесячная заработная пла­ та (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы пред­ приятий по выплате заработной платы указанным лицам возмеща­ ются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления. Предельная численность добровольных пожарных, которые не­ сут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления. Все расходы по содержанию добровольных пожарных дружин (команд) производятся за счет местных бюджетов и объектов, на которых они организуются. В случае, если добровольная пожарная дружина (команда) осуществляет охрану учреждений и объектов других организаций, то вопрос о размерах долевого участия этих организаций всодержании добровольной пожарной дружины (коман­ ды) должен решаться на договорных основах. Добровольная пожарная дружина (команда), имеющая на во­ оружении пожарную технику, включается в расписание выездов под­ разделений пожарной охраны, при этом обязательно ежедневно сообщает в территориальные органы Государственной противопо­ жарной службы о состоянии и изменении своей боеготовности. Органы местного самоуправления, предприятия, которые име­ ют добровольные пожарные дружины (команды), обязаны; производить оплату труда членам добровольных пожарных дру­ жин (команд) за время участия их в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также за дежурства в подразделениях пожарной охраны в нерабочее время и в период прохождения необходимого пожарно-технического обучения, установленного положением, из расчета среднемесячного заработка на производстве; производить обязательное страхование жизни всем членам до­ бровольных пожарных дружин (команд) на случай смерти, увечья или травмы, происшедших в результате работы по ликвидации по­ жаров или аварий, в размере 50 минимальных заработных плат на каждого человека; выдавать при получении членами добровольной пожарной дру­ жины (команды) инвалидности при работе по тушению пожаров, ликвидации аварий, следовании на происшествие и обратно еди­ новременное пособие в размерах: при первой группе инвалидности, установленной врачебной тру­ довой экспертной комиссией, — 50 минимальных заработных плат; при второй группе инвалидности, установленной врачебной тру­ довой экспертной комиссией, — 40 минимальных заработных плат; при третьей группе инвалидности, установленной врачебной тру­ довой экспертной комиссией, — 20 минимальных заработных плат; вслучае смерти члена добровольной пожарной дружины (коман­ ды), наступившей в течение года со дня происшедшего несчастно­ го случая, как его прямого последствия, семье выдавать единовре­ менное пособие в размере 100 минимальных заработных плат, не­ зависимо от ранее выданного ему пособия по инвалидности; обеспечивать членов добровольных пожарных дружин (команд), осуществляющих дежурство на пожарной технике, комплектом спец­ одежды, В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляю­ щие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представле­ нию Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных усло­ виях. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и дру­ гие льготы, стимулирующие деятельность добровольных пожарных дружин (команд). Статья 1 3 . Объ единения п ож арной охраны Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создают­ ся в соответствии с действующим законодательством в целях ре­ шения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и за­ конных интересов личного состава пожарной охраны и осуществля­ ют свою деятельность на основании уставных документов. Областная и районные общественные организации Всероссий­ ского добровольного пожарного общества, являясь общественны­ ми объединениями, представляют и защищают законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые упол­ номочили их на это. ГЛАВА I I I ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 1 4 . Полномочия ф едеральны х ор ганов г о ­ с уд арс твенной власти и о р ганов госуд ар с тв ен н ой власти облас ти по вопро сам п ож арной б е зо п а с н о с ­ ти , ус тановл енны е Ф ед ер аль ны м за ко н ом к полномочиям федеральных органов власти и органов госу­ дарственной власти области по вопросам пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование, в том числе деятельнос­ ти пожарной охраны, в пределах их компетенции; контроль за соблюдением законодательства Российской Феде­ рации о пожарной безопасности; (Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz