Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
19 д е к а б р я 1997 г. , № 244 (1558) ^ ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О п о ж а рн о й б е з о п а с н о с т и в л и п е ц к о й о б л а с т и Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Россий- ^ ской Федерации, федеральным законодательством и Уста вом Липецкой области определяет общие правовые, эконо мические и социальные основы обеспечения пожарной без опасности в Липецкой области, регулирует отношения по вопросам обеспечения пожарной безопасности между орга нами государственной власти, органами местного самоуп равления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юриди ческими лицами независимо от их организационно-право вых форм и форм, собственности (далее — предприятия), а также мехсду общественными объединениями, должностны ми лицами и грахщанами с учетом специфических условий области. Требования данного Закона распространяются на инос транных граждан и лиц без гражданства (далее — гражда не). ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1 . Основны е понятия в настоящем Законе применяются следующие понятия: объект — недвижимое и движимое имущество, в отношении ко торого устанавливаются требования пожарной безопасности; пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материаль ный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности —специальные условия со циального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Россий ской Федерации, Липецкой области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности — невыполне ние или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопас ности; противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (терри торий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований по жарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности — действия по обеспечению по жарной безопасности, в том числе по выполнению требований по жарной безопасности; пожароугрожаемое состояние — состояние объекта, при кото ром вследствие невыполнения установленных требований пожар ной безопасности создаются условия и реальная возможность воз никновения пожара и (или) угроза безопасному пребыванию людей; пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противо пожарных формирований, предназначенных для организации пред- у упреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — боевые действия пожарной охраны по спасе нию людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пос традавшим при пожарах; пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллек^альная продукция, предназначен ная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожар ная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управле ния, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожа ров; гарнизон пожарной охраны — совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных пред назначенных для тушения пожаров противопожарных формирова ний независимо от их ведомственной принадлежности и форм со бственности. Статья 2 . Правовая основа обеспечения пож арной б е зо п а сно с ти в Л и п ец ко й области Правовой оен 9 в 9 ^ 1 ^дб^в^едця_пожарной безопасности вДц;^ пецкой области являютс^Консти^цияТбссййской’Федерации^^е- деральные законодательные и иные нормативные правовые акты. Устав Липецкой области, настоящий Закон, законодательные и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Ли пецкой области, нормативные акты Государственной противопожар ной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Нормативные правовые акты по вопросам пожарной безопас ности, принимаемые органами государственной власти области и органами местного самоуправления,* не действуют в части, уста навливающей более низкие, чем настоящий Закон, требования по жарной безопасности. Статья 3 . С и с тем а о б е спечения пожарной б е з опасно с ти в области Система обеспечения пожарной безопасности в области — со вокупность сил и средств, а также мер правового, организационно го, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной без опасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, прини мающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответ ствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой об ласти. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области: нормативное правовое регулирование и осуществление госу дарственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населе ния мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных и объедине ний пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению по жарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопаснос ти; осуществление государственного пожарного надзора и других Ч контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной без опасности; лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожар ной безопасности (далее — лицензирование) и контроль за пожар ной безопасностью продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (далее — сертификация); противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимули рования обеспечения пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочеред ных аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожаров); установление особого противопожарного режима; учет пожаров и их последствий. П ос тан о в ле н ие т рид цат ь в ось мого з а с е д а н и я Л и п е ц ко го о б л а с тн ого С о б р ан и я депу тат о в № 1 2 5 8 -п с о т 2 7 . 1 1 . 9 7 г. О ПРОЕКТЕОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Р а с с м о т р е в п р о е к т о б л а с т н о г о з а к о н а « О п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и в Л и п е ц к о й о б л а с т и » , п р е д л о ж е н и е п о н е м у к о м и т е т а п о э к о н о м и к е и в с о о т в е т с т в и и с п у н к т о м 2 с т а т ь и 3 0 У с т а в а Л и п е ц к о й о б л а с т и , о б л а с т н о е С о б р а н и е д е п у т а т о в П О С Т А Н О В Л Я Е Т ; 1 . П р и н я т ь о б л а с т н о й з а к о н « О п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и в Л и п е ц к о й о б л а с т и » . 2 . Н а п р а в и т ь з а к о н г л а в е а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и д л я п о д п и с а н и я и о б н а р о д о в а н и я . 3 . Н а с т о я щ е е п о с т а н о в л е н и е в с т у п а е т в с и л у с о д н я е г о п о д п и с а н и я . П р е д с е д а т е л ь о б л а с т н о г о С о б р а н и я д е п у т а т о в О . К О Р О Л Е В . ГЛАВА I I ПОЖАРНАЯ ОХРАНА С татья 4 . Виды и основны е зад а ч и пож арной о х раны в облас ти Пож арная о х рана подразделяется на следующие виды: Государственная противопож арная служ ба; ведомственная пож арная о х рана; добровольная пож арная о х рана; объединения пож арной охраны. Подразделения ведомственной и добровольной пож арной охра ны создаю тся на основании лицензий, выдаваемых областным ор ганом управления Государственной противопож арной служ бы. Основными задачами пож арной охраны в области пож арной безопасности являются: организация предупреж дения пож аров; тушение пож аров. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-поли тических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается. С та ть я 5 . Г о с у д а р с т в е н н а я п р о т и в о п о ж а р н а я сл уж б а о бл ас ти Государственная противопож арная служ ба области является основным видом пож арной охраны и входит в состав управления внутренних дел области в к ачестве единой самостоятельной опера тивной служ бы. Государственная противопож арная служ ба: орг анизует и осущ ествляет г осударственный пож арный надзор на территории области; орг анизует и осущ ествляет в установленном порядк е охрану населенных пунк тов, предприятий и организаций от пож аров, дру гие работы и услуги в области пож арной безопасности; обеспечивает и осущ ествляет туш ение пож аров; осущ ествляет финансовое и материально- техническ ое обеспе чение деятельности подразделений Государственной противопож ар ной служ бы и их органов управления; к оординирует деятельность других видов пож арной охраны; осущ ествляет подготовк у, переподготовк у и повышение квали фик ации к адров для пож арной охраны. Иные задачи на Государственную противопожарную службу мо гут быть возложены только Федеральным законом «О пожарной без опасности». В систему Государственной противопожарной службы на терри тории области входят: областной орган управления Государственной противопожарной службы; территориальные подразделения Государственной противопожар ной службы и их органы управления. Областной орган управления Государственной противопожар ной службы является самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел области и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразде лений Государственной противопожарной службы. Подразделениями Государственной противопожарной службы являются; территориальные подразделения, созданные в целях организа ции предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях. Пред|^иятия могут заключать с Государственной противопожар ной службой договоры о создании объектовых подразделений по жарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной ох раны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обя зательном порядке. Перечень таких предприятий утвержден Прави тельством Российской Федерации. Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержа ния органов управления и подразделений Государственной проти вопожарной службы области определяется инструкцией «О порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений Государствен ной противопожарной службы». Органы государственной власти и местного самоуправления области заключают с Государственной противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет местных бюджетов до полнительных подразделений по охране городов и районов облас ти, численность которых определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 чело век населения города, района. Статья 6 . Государственный пожарный н ад зор области Государственный пожарный надзор — специальный вид госу дарственной надзорной деятельности, осуществляемый должнос тными лицами органа управления и подразделений Государствен ной противопожарной службы области в целях контроля за соблю дением требований пожарной безопасности и пресечения их нару шений. Руководитель органа управления Государственной противопо жарной службы области по должности одновременно является глав ным государственным инспектором области по пожарному надзо ру. Должностные лица органа управления и подразделений Госу дарственной противопожарной службы области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право: рргани^вывать разработку, утвер_ждать самостоятельно или ' ' ‘ совме'стно с органами исполнительЯбй''елабт№'Ь671астИ обязатель ные для исполнения нормативные документы по пожарной безопас ности; осуществлять государственный пожарный надзор за соблюде нием требований пожарной безопасности органами исполнитель ной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения о выполнении мер пожарной безопасности; входить беспрепятственно (по предъявлении служебного удос товерения) на территорию и во все помещения предприятий для проведения обследований и проверок территорий, зданий, сооруже ний, помещений и других объектов, включая строящиеся, в том чис ле в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требова ний пожарной безопасности и пресечения их нарушений, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) без опасности людей; участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по при емке завершенных строительством (реконструкцией) объектов; рассматривать и согласовывать в части соблюдения требова ний пожарной безопасности градостроительную и проектно-смет ную документацию на строительство, капитальный ремонт, рекон струкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступле ниях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований; проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проект но-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответ ствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной доку ментации требованиям пожарной безопасности; давать руководителям предприятий и организаций, должност ным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписа ния по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), сня тию с производства, прекращению выпуска и приостановке реали зации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям по жарной безопасности; приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эк сплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдель ных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требова ний при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, ре конструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов; производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной фор ме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами; вызывать в орган управления и подразделения Государствен ной противопожарной службы должностных лиц и граждан по нахо дящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, вклю чая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требо ваний пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от ис полнения или несвоевременное исполнение предписаний и поста новлений должностных лиц Государственной противопожарной служ бы. Должностные лица органа управления и подразделений Госу дарственной противопожарной службы при осуществлении государ ственного пожарного надзора на объектах, являющихся собствен ностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностран ными инвестициями, пользуются правами, установленными насто ящей статьей. Государственный пожарный надзор в лесах области осущес твляется должностными лицами государственной лесной охраны, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ — Госгор технадзором. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц орга нов управления и подразделений Государственной противопожар ной службы области обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органа управления и подразделений Госу дарственной противопожарной службы области при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательст во иных должностных лиц в их деятельность не допускается. Статья 7 . Личны й сос тав Государственной п ро тивопож арной службы Личный состав Государственной противопожарной службы вклю чает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях аппарата управления и подразделений: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее — сотрудники); лиц, не имеющих специальных званий (далее — работники). В Государственную противопожарную службу принимаются граж дане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по сво им личным и деловым качествам, образованию и состоянию здо ровья выполнять обязанности, возложенные на ее личный состав. На сотрудников Государственной противопожарной службы рас пространяется Положение о службе в органах внутренних дел Рос сийской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы рас пространяются права, обязанности и льготы, установленные зако нодательством Российской Федерации о труде, федеральными и областными законами. Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добро вольной основе и в соответствии с действующим законодательст вом в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожар ной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противо пожарной службы не может быть ограничен решениями политичес ких партий, массовых общественных движений и иных обществен ных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники Государственной противопожарной службы в соот ветствии со своими должностными обязанностями или по письмен ному поручению своих прямых начальников в установленном зако нодательством Российской Федерации и Липецкой области поряд ке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государ ственной противопожарной службы, предприятий, созданных с учас тием Государственной противопожарной службы, объединений по жарной охраны, созданных с участием Государственной противопо жарной службы, а также в управлении деятельностью фондов по жарной безопасности, создаваемых в соответствии с частью чет вертой статьи 28 Федерального закона «О пожарной безопасности». Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Личный состав Государственной противопожарной службы, вклю чая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах ее штатной численности, не подлежит призыву на военную службу, снимается с воинского учета и состоит на учете Министерства внут ренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной про тивопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в со ответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудники Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации, Работникам Государственной противопожарной службы, назна ченным на должности, замещаемые сотрудниками Государствен ной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учиты ваемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной над бавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной служ бы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанное правило распространяется на сотрудников Государ ственной противопожарной службы, работавших на должностях, за мещаемых работниками Государственной противопожарной служ бы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожар ных и аварийно-ог 1 асательнь)х служб Министерства вн^р^^<^ 1 ( 1 )^^ед). в соответствии с действующим,законбдательством. Статья 8 . Гарантии правовой и социальной з ащ и ты лично го сос тава Госуд арственной про тивопо жарной службы Сотрудники, работники Государственной противопожарнои Ш 1 уж- бы и члены их семей находятся под защитой государства. На со трудников Государственной противопожарной службы распростра няются установленные законодательством Российской Федерации, Липецкой области и нормативными актами Министерства внутрен них дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы для сотрудников органов внутренних дел. Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установ ленным действующим законодательством нормам предоставляет ся в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых со зданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Госу дарственной противопожарной службы. Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются на льготных условиях опла ты не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обра щения Государственной противопожарной службы. Сотрудникам Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет областного бюджета, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, предоставляется 50-процентная скидка в оплате пользования телефоном. Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного, мес тного сообщения и междугородного (кроме транзитного) в пределах области (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности. Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачива ется денежная компенсация в установленных размерах. Сотрудники Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением не менее 75 процентов предос тавленной ссуды за счет средств федерального или областного бюджетов, а также за счет средств охраняемых объектов на дого ворной основе. Работникам Государственной противопожарной службы, рабо тающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждае мым министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, В случае гибели сотрудника, работника Государственной проти вопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных ус ловий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основани ях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника или работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления или адми нистрацией охраняемого объекта (на договорной основе) не позд нее чем через шесть месяцев со дня его гибели. Органы государственной власти и местного самоуправления области имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоящим Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными ус ловиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий. Статья 9 . О бя зательное г о с у д ^ с т в е н н о е личное страхование и в о зм ещ ен и е ущ е р б а в случае гибели (см е р ти ) со трудников и работни ков Г о с уд ар с твен ной про тивопож арной службы или получения ими увечья Сотрудники и работники Государственной противопожарной служ бы подлежат обязательному государственному личному страхова нию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служеб ных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государ ственной противопожарной службы. В случае гибели (смерти) сотрудника, работника Государствен ной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивен цам выплачивается за счет средств федерального, областного бюд жетов, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанно го лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При получении сотрудником, работником Государственной про тивопожарной службы в связи с исполнением им служебных обя занностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключа ющих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов местного самоуправления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государ ственной противопожарной службы, не облагаемое налогом еди новременное пособие в размере его пятилетнего денежного содер жания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Единовременные пособия, указанные в частях третьей и четвер той настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех ме сяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, работника Государствен ной противопожарной службы или со дня представления в установ ленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государствен ной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств фе дерального, областного бюджетов, бюджетов местного самоуправ ления области, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с пос ледующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоящим Законом, выплаты сотрудникам, ра ботникам и членам их семей в случае гибели (смерти), получения травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих воз можность дальнейшего прохождения службы (работы) сотрудником, работником Государственной противопожарной службы. Статья 1 0 . В едом ственная пож арная охрана Органы местного самоуправления, предприятия в целях обес печения пожарной безопасности могут создавать органы управле ния и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов уп равления и подразделений ведомственной пожарной охраны, уело- ВИЯ осуществления их деятельности, несения службы личным со - ' ставом определяются соответствующими положениями, согласо ванными с Государственной противопожарной службой. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная ох рана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участ ка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, прове дение отдельных видов работ. Статья 1 1 . Общ ественны й контроль з а об е спечением пож арной б е зоп асно с ти Общественный контроль за обеспечением пожарной безопас ности организуется органами местного самоуправления на основе положений, разработанных и утвержденных органами местного са моуправления и согласованных с органами Государственной про тивопожарной службы области. Структуры общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности создаются на добровольной основе. Основной их обязанностью является проведение проверок про тивопожарного состояния жилых домов, хозяйственных построек, гаражей и квартир. Расходы, связанные с выполнением обществен ных функций, финансируются за счет средств местного бюджета. Статья 1 2 . Добровольная пож арная охрана Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах, предприятиях. Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно учас твующий на добровольной основе (без заключения трудового дого вора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предуп реждению или тушению пожаров. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания под разделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны уста навливается Государственной противопожарной службой. Финан совое и материально-техническое обеспечение подразделений (дру жин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объеди нений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования. Добровольным пожарным предоставляются социальные гаран- т| 1 и„устанавливаемые органами гос^иир,о-тч.еаЦ9Й8Р§<ЗТ14)^гУестно- го самоуправления области, а также зарегистрировавшими их пред приятиями. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в под разделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласова нию с Государственной противопожарной службой. На время несе ния службы за ними сохраняется среднемесячная заработная пла та (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы пред приятий по выплате заработной платы указанным лицам возмеща ются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления. Предельная численность добровольных пожарных, которые не сут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления. Все расходы по содержанию добровольных пожарных дружин (команд) производятся за счет местных бюджетов и объектов, на которых они организуются. В случае, если добровольная пожарная дружина (команда) осуществляет охрану учреждений и объектов других организаций, то вопрос о размерах долевого участия этих организаций всодержании добровольной пожарной дружины (коман ды) должен решаться на договорных основах. Добровольная пожарная дружина (команда), имеющая на во оружении пожарную технику, включается в расписание выездов под разделений пожарной охраны, при этом обязательно ежедневно сообщает в территориальные органы Государственной противопо жарной службы о состоянии и изменении своей боеготовности. Органы местного самоуправления, предприятия, которые име ют добровольные пожарные дружины (команды), обязаны; производить оплату труда членам добровольных пожарных дру жин (команд) за время участия их в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также за дежурства в подразделениях пожарной охраны в нерабочее время и в период прохождения необходимого пожарно-технического обучения, установленного положением, из расчета среднемесячного заработка на производстве; производить обязательное страхование жизни всем членам до бровольных пожарных дружин (команд) на случай смерти, увечья или травмы, происшедших в результате работы по ликвидации по жаров или аварий, в размере 50 минимальных заработных плат на каждого человека; выдавать при получении членами добровольной пожарной дру жины (команды) инвалидности при работе по тушению пожаров, ликвидации аварий, следовании на происшествие и обратно еди новременное пособие в размерах: при первой группе инвалидности, установленной врачебной тру довой экспертной комиссией, — 50 минимальных заработных плат; при второй группе инвалидности, установленной врачебной тру довой экспертной комиссией, — 40 минимальных заработных плат; при третьей группе инвалидности, установленной врачебной тру довой экспертной комиссией, — 20 минимальных заработных плат; вслучае смерти члена добровольной пожарной дружины (коман ды), наступившей в течение года со дня происшедшего несчастно го случая, как его прямого последствия, семье выдавать единовре менное пособие в размере 100 минимальных заработных плат, не зависимо от ранее выданного ему пособия по инвалидности; обеспечивать членов добровольных пожарных дружин (команд), осуществляющих дежурство на пожарной технике, комплектом спец одежды, В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляю щие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представле нию Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных усло виях. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и дру гие льготы, стимулирующие деятельность добровольных пожарных дружин (команд). Статья 1 3 . Объ единения п ож арной охраны Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создают ся в соответствии с действующим законодательством в целях ре шения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и за конных интересов личного состава пожарной охраны и осуществля ют свою деятельность на основании уставных документов. Областная и районные общественные организации Всероссий ского добровольного пожарного общества, являясь общественны ми объединениями, представляют и защищают законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые упол номочили их на это. ГЛАВА I I I ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 1 4 . Полномочия ф едеральны х ор ганов г о с уд арс твенной власти и о р ганов госуд ар с тв ен н ой власти облас ти по вопро сам п ож арной б е зо п а с н о с ти , ус тановл енны е Ф ед ер аль ны м за ко н ом к полномочиям федеральных органов власти и органов госу дарственной власти области по вопросам пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование, в том числе деятельнос ти пожарной охраны, в пределах их компетенции; контроль за соблюдением законодательства Российской Феде рации о пожарной безопасности; (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz