Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1 0 д е к а б р я 1 9 9 7 г*# № 2 4 0 ( 1 5 5 4 ) Ш И П Е Ц К А Я « / ж г а з е т а О ПРОГРА ММ А РЕФОР М ИРОВАНИЯ Ж ИЛИ ЩНО КО ММ У НАЛ Ь НОГО ХО ЗЯ Й СТВА ЛИПЕ Ц КОЙ ОБЛАСТИ П ос тан о в ле н ие тридцать вось мого заседания Липецкого областного собрания депутатов № 1 2 6 1 -П С от 2 7 .1 1 . 9 7 г. о ПРОГРА ММ Е РЕФОР М ИРОВАНИЯ Ж ИЛИ Щ НО -КО ММ У НАЛ Ь НОГО ХО ЗЯ Й СТВА ОБЛАСТИ Рассмотрев представленную администра­ цией области программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства области, предложения по ней комитета по экономике и руководствуясь пунктом 22 статьи 30 Уста­ ва Липецкой области, областное Собрание депутатов постановляет: 1. Утвердить программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства области. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ 1 . О б щ и е п о л о ж е н и я 1 . 1 . П ро грамм а реформирования жилищно -коммуналь ­ ного хозяйства в Липецкой области разработана на основа ­ нии положений , изложенных в У казе Президента Российс ­ кой Ф ед ер ац ии от 28 апреля 1997 г. N° 4 2 5 «О реформе жилищно -коммунального хозяйства в Российской Ф ед ер а ­ ции» и постановления главы администрации области от 17 июня 1997 г. № 2 9 2 «О реформе жилищно -коммунального хозяйства в области». 1.2 . Основной целью выполнения Программы реформы жилищно -коммунального хозяйства является сниж ение и з ­ д ерж е к и, соответственно , тарифов при поддержании стан ­ дартов качества предоставляемых услуг и, тем самым, см я г ­ чение процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам для населения в соответствии с поста ­ новлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 0 7 0 7 « Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Эти цели достигаются путем создания условий для формирования конкурентной среды и осущ ес ­ твления антимонопольного регулирования в сфере жилищ ­ но-коммунального хозяйства. 1.3 . Про грамм а носит долгосрочный характер и устанав ­ ливает основные направления в деятельности отрасли в 1997- 2 0 0 3 г .г . в соответствии с «Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства», одобренной Указом президента Российской Ф ед ер ации от 2 8 .0 4 .9 7 г. N° 4 2 5 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». 1.4 . Про грамм а наряду с другими законодательными д о ­ кументами служит основой для подготовки местных программ реформирования жилищно -коммунального хозяйства, пос ­ кольку в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Ф ед ер ац ии большинство вопросов управления жилищно - коммунального хозяйством находятся в компетенции о р га ­ нов м естно го самоуправления , а жилищное законодатель ­ ство является законодательством совместного ведения Рос ­ сийской Ф едер ации и ее субъектов. 1.5 . Про грамм а такж е предусматривает мероприятия по регулированию деятельности субъектов естественных локаль­ ных монополий , включая ценовое регулирование и обя за ­ тельства (на договорной основе) по обслуживанию по тре ­ бителей. 1.6 . Основная задача органов исполнительной власти области и местного самоуправления в период 1 9 9 7 -2 0 0 3 го ­ дов — постоянно и целенаправленно осуществлять переход жилищно -коммунального хозяйства на режим безубыточно ­ го функционирозания путем снижения затр ат на производ ­ ство жилиш.но-ксммунальных услуг при повышении качества обслуживания и обеспечения социальной защиты малообес ­ печенных семей . 2. С о с т о я н и е и цели р еф брмирован 'ия ж и л и щ н о -к б м - м ун а л ь н о го х о з я й с т в а 2 .1 . Жилищно -коммунальное хозяйство Липецкой облас ­ ти представляет многоотраслевой производственно -техно ­ логический комплекс , основная задача которого — ж и зн ео ­ беспечение населенных мест. В отрасли около 80 предприятий и организаций жилищ ­ но-коммунального хозяйства, из них 10 предприятий облас ­ тного уровня собственности , остальные — муниципального. В сф ере жилищно -комм унального хозяйства трудятся более 16 тыс. человек. В 1996 Году оказано разных услуг на 7 5 0 млрд. руб. Стоимость основных фондов отрасли составляет около 4 -х триллионов рублей. 2 .2 . Жилищный фонд области на начало текущ его года составляет около 2 4 ,5 млн. кв. м общ ей площади, из них 16 ,6 млн. кв. м — частный жилищный фонд. Уровень благоустройства жилищного фонда области ха ­ рактеризуется следующими данными (в % ). оборудовано: Водо­ прово­ дом Кана- лиз. Центр. отопле­ нием Ванна­ ми (ду­ шем) Газом Гор. водо- снабж. Элект­ ро­ плитами Весь жилищный фонд 67 64 78 58 85 58 2 В т. числе: в городских поселениях 82 80 88 76 86 76 4 в сельской местности 46 43 63 35 84 35 - В области реализуется программа газификации села, ко ­ торой предусмотрено закончить работы по газификации объ ­ ектов в сельской местности в 1999 году. Средний уровень благоустройства сельского жилья пред ­ усмотрено повысить к 2 0 0 0 году на 3 -4 % . 2 .3 . Обеспеченность жильем в городской местности со ­ ставляет 17 ,3 кв. метра общ ей площади на одного жителя, в сельской м естности — 22,8 кв. метра. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий состоит 9 8 ,6 тыс. сем ей , из которых 8,8 тыс. семей проживают в коммунальных квартирах, 14 тыс. — в о бщ еж и ­ тиях. В 1996 году улучшили свои жилищные условия в домах государственного и муниципального жилищных фондов о ко ­ ло 3 8 0 0 сем ей , построено за счет всех источников финанси ­ рования 3 0 7 тыс, кв. метров жилья. 2 .4 . И зм енен и е структуры жилищно го фонда по принад ­ лежности происходит, в основном, за счет передачи в муни ­ ципальную собственность так называемого ведомственного жилья и приватизации (передачи государственно го и муни ­ ципального жилищных фондов в личную собственность гр аж ­ дан ). К 2 0 0 3 году предусматривается передача в муници ­ пальную собственность всего ведомственного жилья в горо ­ дах и райцен трах области . 2 .5 . В области эксплуатируются 4 3 тыс, кв. метров ветхо ­ го и аварийно го жилья, из них 4 9% находятся в авари^йном состоянии . Наибольш ее количество ветхого и аварийного жилья (36 тыс. кв. метров) находится в ведении муниципаль ­ ных предприятий . Областными органами власти и органами местно го с а ­ моуправления намечено строительство в городах и_райцен- трах жилых домов для переселения семей из аварийных ж и ­ лых пом ещ ений с тем расчетом , чтобы до 2 0 0 3 г. все семьи, проживающие в аварийных жилых помещения , переселить в благоустроенные квартиры. 2 .6 . В хозяйственном ведении муниципальных коммуналь ­ ных предприятий находятся на обслуживании 5 06 артсква - жин установленной производственной мощностью 5 65 тыс. куб. м /с у т ки , 2 ,4 тыс. км водопроводных сетей , 133 котель ­ ных (1 1 4 котельных работают на газовом топливе), 3 9 5 км тепловых сетей . Централизованное водоснабжение питьевой водой населения всех населенных пунктов области о сущ е с ­ твляется от 3, 5 тыс. артезианских скважин производствен ­ ной мощностью 7 9 0 тыс. куб. м воды в сутки, в эксплуатации находится 6 ,2 тыс. кв. м водопроводных сетей . В то же вр е ­ мя в р еш ени и вопросов обеспечения населения питьевой водой, особенно в сельской местности , предстоит большая р абота . С этой целью постановлением главы администрации об ­ ласти от 9 марта 1995 г. № 121 «О неотложных мерах по улучшению обеспечения сельской местности области пить ­ евой водой» предусмотрена передача сельских объектов питьевого водоснабжения в муниципальную собственность с техническим обслуживанием их на договорной основе спе ­ циализированными предприятиями любой формы собствен ­ ности, включая частные компании. В 1 9 9 5 -9 6 годах в области переданы в муниципальную собственность в 110 населенных пунктах 182 артскважины и 4 8 0 км водопроводных сетей . Администрациям сельских районов рекомендуется про ­ должить приемку объектов сельского водоснабжения в му ­ ниципальную собственность с тем , чтобы закончить эту р а ­ боту к 20 0 3 году. 2 .7 . Несмотря на проводимую определенную работу по улучшению обеспечения населения жилищно-коммунальны ­ ми услугами, переходный период экономики на работу в рыночных условиях со всеми негативными явлениями (недо ­ статочность финансирования, монопольное положение пред ­ приятий, обеспечивающих предоставление услуг по содер ­ жанию и обслуживанию жилищного фонда), другие факторы отрицательно сказываются на работе предприятий жилищ ­ но-коммунального хозяйства. Одним из основных способов преодоления кризиса яв ­ ляется изменение системы финансирования отрасли — п е ­ реход от бюджетного дотирования к оплате в полном объ ­ еме жилищно-коммунальных услуг их потребителями при ус ­ ловии социальной защиты малообеспеченных семей (граж ­ дан ) и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Ключевыми принципами реализации такой ре ­ формы являются: — возложение на собственников объектов жилищно -ком ­ мунального хозяйства ответственности за соблюдение уста ­ новленных нормативно -технических требований к содерж а ­ нию жилья и использованию объектов жилищно-коммуналь ­ ного назначения, эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслу ­ живании потребителей, обеспечение сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; — осуществление муниципальными и государственными органами регулирования и контроля за предоставлением на ­ селению жилищно-коммунальных услуг необходимого качес ­ тва, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности; — предоставление собственникам жилья права решать, кто будет управлять и обслуживать принадлежащую им н е ­ движимость; — обеспечение для собственников жилья возможности свободы в 1 э 1 боЪа’ 6 'й|‘анизаций , ПрёДбД‘гай'ляЮ'щих13а5личные чл* - . имм^гчньь ак , «а ом - *| "м д »^ ьммт! н .... . I. с , ВИДЫ услу| ; — переход на договорные (контрактные) отношения м еж ­ ду собственниками объектов жилищно-коммунального назна ­ чения и организациями различных форм собственности при наличии лицензии на право предоставления жилищ но -ком ­ мунальных услуг; — развитие конкурентной среды между различными хо ­ зяйствующими субъектами, одни из которых предоставляют услуги по управлению недвижимостъю, другие — по обслу ­ живанию жилищного фонда и объектов Инженерной инфра ­ структуры, третьи (в малых городах и райсельцентрах с н е ­ значительным объемом жилищного фонда) — как по управ ­ лению , так и по обслуживанию; — изменение тактики ценообразования и переход к э ко ­ номически обоснованному расчету цен на услуги по управ ­ лению и обслуживанию недвижимостью; — повышение организационно -правовой и финансово- экономической независимости хозяйствующих субъектов, специализирующихся на предоставлении различных услуг со ­ бственникам жилья. 2 .8 . Для реализации указанной цели по реформирова ­ нию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Постановлением главы администрации области от 1 7 .0 6 .9 7 N° 292 «О реформе жилищно -коммунального хозяйства в области» следует решить четыре группы задач: — сниж ение стоимости и повышение качества жилищно - коммунальных услуг; — совершенствование механизмов финансирования от- . расли; — усиление социальной политики в сфере ЖКХ; — обеспечение государственного контроля за состояни ­ ем жилищного фонда. 3 . Н а п р а в л е н и я р е а л и з а ц и и о сн ов ны х з а д а ч р еф о р ­ м иро в ани я ж и л ищ н о -к о м м у н а л ь н о го х о з я й с тв а в о б л а с ­ ти 3 .1 . Снижение стоимости и повышение качества жилищ ­ но-коммунальных услуг. Как видно из схемы, сниж ение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг формируется в о с ­ новном из следующих направлений: — формирования многообразия собственников жилья в жилищной сфере путем создания товариществ собственни ­ ков жилья; — демонополизация обслуживания муниципального ж и ­ лищного фонда и формирования рынка услуг; — регулирования деятельности естественных локальных монополий по предоставлению жилищно-коммунальных ус - ' луг; — ор ганизации комплекса ресурсосберегающих м ероп ­ риятий в отрасли. 3 .1 .1 . Объединение собственников жилья в товарищ ест ­ ва собственников жилья в границах единого комплекса н е ­ движимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание , является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения допол ­ нительных источников финансирования работ по обслужи ­ ванию и ремонту жилищного фонда. 3 .1 .2 . Муниципальная поддержка становления товари ­ ществ собственников жилья должна предусматривать: — возможность получения товариществами установлен ­ ных дотаций из местных бюджетов на текущ ее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирова ­ ния муниципального жилищного фонда с дифф еренциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фон ­ да; — упрощение и удешевление процедуры регистрации кон ­ доминиумов в органах технической инвентаризации и това ­ риществ в органах власти; — предоставление налоговых льгот в пределах компетен ­ ции, представительных органов местного самоуправления; — предоставление товариществам права сдачи в аренду нежилых помещ ений жилого дома и получение доходов с аренды ; . — финансовую помощь в открытии счетов в банках, и з го ­ товлении печатей , помощь в разработке необходимых доку ­ ментов, уставов товариществ , в проведении сходов, со б р а ­ ний собственников жилья на предмет создания органов с а ­ моуправления жилыми домами . 3 .1 .3 . Организация товариществ собственников жилья в процессе строительства должна стать постоянной пра кти ­ кой работы органов местно го самоуправления и за с тр о й ­ щиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам , 3 .1 .4 . Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения товариществ собственников жилья, как некоммерческих организаций , улучшит финансовую ситуа ­ цию по обслуживанию жилищной недвижимости и привле ­ чет к этому процессу больше желающих стать его участни ­ ками. 3 .1 .5 . Примерный устав товарищ еств собственников жилья, форма примерного договора на обслуживание об ­ щего имущества в кондоминиуме утверждены постановле ­ нием главы администрации области от 0 8 .0 8 .9 7 г, № 4 06 «Об утверждении П рим ерно го Устава товарищ ества с о ­ бственников жилья». 3 . 2 . Д е м о н о п о л и з а ц и я и р а з в и т и е ко н к у р ен тн о й с р е ­ ды в сф е р е п р ед о с тавл ен и я ж и л ищ н о -ком м у н а л ь ны х у с ­ л у г Возможность создания конкурентной среды и подходы к демонополизации объектов жилищно-коммунального назна ­ чения различны: а) подотрасли потенциально конкурентные, где развитие конкуренции сдерживается существующей структурой управ ­ ления подотраслью (жилищное хозяйство); б) подотрасли естественных локальных монополий. Это, как правило, предприятия инфраструктурного обеспечения коммунальными услугами — теплоснабжение , вода и кана ­ лизация, электроснабжение и другие; в) подотрасли, сочетающие в себе элементы естествен ­ ной монополии и потенциальной конкуренции (благоустрой ­ ство, дорожно -мостовое хозяйство, санитарная очистка и утилизация бытовых отходов); г) подотрасли с достаточно хорошо развитыми рыночны ­ ми отношениями (гостиничное хозяйство, банно -прачечное хозяйство, ритуальное обслуживание). 3 .2 .1 . Развитие конкурентной среды в жилищной подо ­ трасли ключевым образом зависит от становления служб заказчиков жилищно-коммунальных услуг — управляющих компаний, которые должны регламентироваться договором на управление муниципальным или иным жилищным фон ­ дом . При формировании или выборе организации , которая будет обеспечивать предоставление жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде — службы заказчи ­ ка — собственник должен руководствоваться: — служба «Заказчика» (управляющая компания) должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетво ­ рение нужд нанимателей и собственников жилья в части пред ­ оставления им жилищно-коммунальных услуг. Такая ориентация может быть достигнута выбором соот ­ ветствующих организационных и финансовых механизмов . 3 .2 .2 . Основные задачи службы заказчика (управляющей компанией )определены Примерным положением о службе «Заказчика», утвержденным постановлением главы админис ­ трации области от 17 .07 .9 7 г. N° 3 46 «О создании служб «За ­ казчика» на жилищно-коммунальные услуги в городах и рай - . онах области». 3 .2 .3 . Принципиальным моментом в подходе к ор гани за ­ ции деятельности службы «Заказчика» является понимание ее как субъекта рыночных отношений . Ее эффективная р а ­ бота возможна только в случае четкого распределения прав и обязательств всех задействованных в процессе управле ­ ния хозяйством и финансирования сторон (см , приложение «Права и обязанности потребителей и поставщиков жилищ ­ но-коммунальных услуг»). 3 .2 .4 . Заключаемые службой «Заказчика» договоры на выполнение подрядных работ должны исходить из реальных условий финансирования жилищно-коммунальной сферы на местах. 3 .2 .5 . Служба «Заказчика» (управляющая компания) и ее персонал должны быть заинтересованы: — в расширении объема обслуживания муниципального жилого фонда; .................................. ! — в 1 ^аключенйй“д 6 'г 6 воров на обслуживаниё'кйн'Дбййни- умов с товариществами собственников жилья; — в сокращении размеров задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг; — в выборе, где это возможно, самого эффективного под ­ рядчика для предоставления услуг; — в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций . Для решения каждой из указанных задач необходимы соответствующий механизм экономического стимулирования данной деятельности. 3 .2 .6 . Затраты на содержание службы «Заказчика» (уп ­ равляющей компании) не должны превышать 4 — 8 % от сто ­ имости жилищных услуг. Рекомендуется в городах с населе ­ нием свыше 150 00 0 человек формировать несколько служб «Заказчика» (управляющих компаний), закладывая фундамент в р а з в и т а конкуренции в этой сфере деятельности . Практика других городов показывает, что оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управление од ­ ной службы заказчика, составляет 3 0 0 0 0 — 4 0 0 0 0 жилых еди ­ ниц (квартир). 3 .2 .7 . Предприятия, оказывающие услуги по тепло-, элек ­ тро -, водоснабжению и водоотведению , несмотря на р азно ­ родность оказываемых услуг, характеризуются несколькими признаками: » — использование в ходе технологического процесса слож ­ ной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сети водопровода, канализации, теплосетей, ус ­ тройства по передаче электроэнергии и т .д .); — неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления м атери ­ альных носителей услуги; — невозможностью для потребителя отказаться от полу ­ чения данных видов услуг на длительный срок; — невозможностью компенсации недопроизводства у с ­ луг в один период за счет более интенсивного их производ ­ ства в другой и ряд других. Таким образом , упомянутые виды услуг относятся к е с ­ тественным локальным монополиям на конкретной терри то ­ рии. Но, несмотря на ограниченные возможности формиро ­ вания конкурентной среды в сфере естественных локальных монополий, определенные возможности существуют и здесь путем формирования конкурентной среды на отдельных тех ­ нологических видах предоставления коммунальных услуг (се - • зонные ремонтные работы капитального характера , закупка топлива, материалов и др .) подрядными организациями лю ­ бых форм собственности . В структуре производственных затрат эти составляющие обычно превышают 5 0% и более. Разм ещ ение подобных заказов может и должно осущ ес ­ твляться на конкурсной основе, а порядок осуществления работ и услуг регламентироваться договорами . 3 .2 .8 . В перспективе существенное влияние на ф орми ­ рование конкурсной среды в данной группе может оказать внедрение новых технологий , позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп пот ­ ребителей (обеспечение проживающих в группе м но го к ­ вартирных домов теплом , электроэнер гией и др .) . 3 .2 .9 . Подотрасли банно го , прачечного , гостиничного обслуживания (относящиеся к коммунально-бытовым услу ­ гам ) практически прошли этап демонополизации в течение 1 9 9 3 -9 6 гг. Дальнейш ей задачей демонополизации в данной облас ­ ти является регулирование деятельности ор ганизацией по оказанию услуг соответствующего качества и недопущения злоупотреблений в отказе определенных видов услуг соглас ­ но условиям приватизации . 3 . 3 . С п е ц иф и к а с о з д а н и я к о н к р е т н о й с р е ды и д е м о ­ н о п о л и з а ц и и ж и л и щ н о -к о м м у н а л ь н о г о х о з я й с т в а в м а ­ лы х м ун и ц и п а л ь ны х о б р а з о в а н и я х 3 .3 .1 . В малых городах и райцентрах области подходы к проблемам демонополизации и формирования конкурент ­ ной среды могут отличаться от подходов к этим проблемам в больших городах. Главным критерием в выборе той или иной структуры уп ­ равления должны быть экономическая целесообразность и минимизация стоимости жилищно -коммунальных услуг. 3 .3 .2 . При этом важным моментом является р азделение функций собственника муниципального жилья (в лице адм и ­ нистрации ) и хозяйственных функций управления и обслу ­ живания жилищного фонда, вне зависимости от масш табов муниципального образования . 3 .3 .3 . Для жилищно го фонда м еньш его м асш таб а (в м а ­ лых городах и райцентрах ) развитие конкуренции по техни ­ ческому обслуживанию может оказаться экономически н е ­ оправданным и з -з а небольшого объема работ , и поэтому в этом случае функции управления и обслуживания ж илищ но ­ го фонда можно выполнять в рамках одного предприятия , с которым администрация муниципального образования з а ­ ключает соответствующий договор. Этим предприятием мо ­ ж е т быть и частная компания (постановление главы адм и ­ нистрации области от 0 8 .0 8 .9 7 г. N° 4 0 7 «О развитии конку ­ ренции при предоставлении услуг по эксплуатации и рем он ­ ту жилищно го фонда»). 3 .3 .4 . Организационны е мероприятия по демонополи за ­ ции должны давать возможность сохранения в систем е ж и ­ лищно-коммунального хозяйства муниципальных (госуд ар ­ ственных) предприятий , но с организационной точки зрения их надо поставить в равное положение со всеми другими участниками рынка соответствующих услуг. 3 . 4 . О р г а н и з а ц и я р е с у р с о с б е р е ж е н и я в ж и л и щ н о - ко м м у н а л ь н о м х о з я й с т в е 3 .4 .1 . Повышение оплачиваемой населением доли затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг может быть достигнуто за счет относительного снижения самих затрат . При этом должны создаваться условия сниж е ­ ния затр ат путем: — повсеместно го внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, га за и других энергоресурсов ; — согласования тарифов при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций , а такж е между службой «За ­ казчика» и ор ганизациями — естественными монополиста ­ ми. Тарифы согласовываются на основе анализа соответст ­ вия деятельности организаций жилищно-коммунального хо ­ зяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффек ­ тивную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъ ­ ектов (численность работающих в процентах к численности населения , затраты на единицу услуги в сравнении с анало ­ гичными ор ганизациями , структуры затрат в процентах: р е ­ монтно-эксплуатационные издержки , издержки управления, амортизация и дру гие ) .Предусматривается в 1997 году о с ­ настить приборами учета 80 объектов соцкультбыта, 17 гр а ­ ниц раздела по балансовой принадлежности; на 5 объектах установить приборы автоматического регулирования. Финансирование работ по установке приборов учета р е ­ комендуется производить за счет части средств , выделяе ­ мых на содержание организаций бюджетной сферы, жилищ ­ но-коммунального хозяйства, на подготовку объектов жилищ ­ но-коммунального хозяйства и соцкультбыта к зиме , а также за счет энергоснабжающих организаций с последующим уче ­ том в установленном порядке, при утверждении тарифов на тепловую, электрическую энергию и газ , средств, предус ­ матриваемых региональной комиссией на мероприятия по теплоснабжению , и других источников. Органам местно го самоуправления рекомендуется р а з ­ работать и утвердить конкретные мероприятия по сб е р еж е ­ нию энергоресурсов , снижению затрат на их производство, а следовательно, снижению тарифов, запретить законода ­ тельно на муниципальных территориях приемку в эксплуата ­ цию законченных строительством и капитальным ремонтом жилых домов , других объектов без установки необходимых приборов регулирования , учета и контроля энер 1 Горесурсов и воды. 3 .4 .2 . С целью повышения качества предоставляемых поставщиками жилищно-коммунальных услуг органам м ес ­ тного самоуправления городов и районов области р еком ен ­ дуется в соответствии с «Правилами предоставления ком ­ мунальных услуг», утвержденными постановлением Прави ­ тельства Российской Ф едерации от 2 6 .0 9 .9 4 г. N° 1099 , р а з ­ работать и утвердить «Условия снижения оплаты при сниж е ­ нии качества коммунальных услуг». Прим ерное положение о механизме снижения платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков обеспечения и их качества прилагается . 3.4,3^ Для^уточнения обоснованноёУй^у;Т^р;]К,ц^^;у^^^ нор ­ ма 1 ив 6 в“ потребления коммунальных'у'слу'Г Н 4 д сщ |^ /Д им р е ­ комендуется органам исполнительной власти в Т9Э7 -98 г .г . оборудовать по одному многоквартирному жилому дому пок ­ вартирными приборами учета холодной и горячей воды, а такж е приборами учета тепла в целом по дому. 3 . 5 . Р еф о р м и р о в а н и е с и с т ем ы ф и н а н с и р о в а н и я ж и ­ л и щ н о -к о м м у н а л ь н о го х о з я й с т в а , о пл а ты ж ил ь я и к о м ­ м ун альны х у с л у г 3 .5 .1 . Реформа жилищно-коммунального хозяйства пред ­ полагает: — постепенный переход к самофинансированию предпри ­ ятий, организаций жилищно-коммунального хозяйства путем сокращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций , а такж е перекрестно го субсидирования по треби ­ телей; — определение темпов повышения уровня оплаты-жилищ ­ но-коммунальных услуг в области. Согласно постановлению главы администрации области от 17 июля 1997 г. № 3 4 5 «О дифференцированном подходе к оплате жилья и коммуналь ­ ных услуг и выплате компенсаций (субсидий ) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг», предельный уровень платежей граждан к затратам на содержание , ремонт жилья и коммунальные услуги (в процентах) устанавливается е ж е ­ годно в зависимости от роста доходов граждан (в 1997 году названный уровень оплаты жилищно-коммунальнъгк'услуг с о ­ ставляет 40% ); — увеличение тарифов на жилищно -коммунальные услу ­ ги для населения до экономически обоснованного уровня. Целесообразно повышение тарифов проводить таким об ­ разом , чтобы про грамма жилищных субсидий охватывала не более 30% населения. 3 .5 .2 . Рекомендуется р еш ени е о темпах перехода на но ­ вую систему оплаты жилья принимать исходя из конкретных обстоятельств в муниципальном образовании , которые не одинаковы в различных районах области, но в пределах уров ­ ней (размеров ), утвержденных упомянутым постановлением главы администрации области и положений настоящей про ­ граммы. 3 .5 .3 . Рекомендуется на муниципальном уровне п ерио ­ дически пересматривать нормативы потребления различных видов услуг с введением платы за найм муниципального жилья в зависимости от потребительских свойств (качество и местоположение дом а ). 3 .5 .4 . Особенностью нового э тапа реформы жилищно - коммунального хозяйства является изм ен ение тактики ц е ­ нообразования , переход для устранения разрыва между ц е ­ нами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно -коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитыва ­ ющему рост реальных доходов граждан . Это позволит о б е с ­ печить наиболее безболезненный для населения переход жилищно -коммунального хозяйства к рыночной си стем е хо ­ зяйствования. 3 .5 .5 . Вместе с т ем необходимо регулярно п ер есм а три ­ вать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услу ­ ги, не допуская уменьшения доли платежей населения в о б ­ щем объеме финансирования на предоставление жилищно - коммунальных услуг. При этом целесообразно устанавливать повышенные став ­ ки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а такж е тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг. 3 .5 .6 . Наниматели и собственники жилых пом ещ ений , имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям с о ­ циальной нормы, качества и благоустройства , должны опла ­ чивать е го содерж ание и представление коммунальных у с ­ луг в полном р азм ер е . 3 .5 .7 . Семьи , у которых среднедуш евой месячный доход превышает в 30 и более раз установленный законодательст ­ вом минимальный разм ер оплаты труда, оплачивают жилищ ­ но-коммунальные услуги полностью за счет собственных средств. 3 .5 .8 . Ф и нансирование строительства и реконструкции крупных объектов жилищно -коммунального хозяйства о б е с ­ печивает, как правило, органы м естно го самоуправления за счет средств местного бюджета и бюджетов других уровней, а такж е средств инвесторов . 3 .5 .9 . Рекомендуется ор ганам м естно го самоуправления при формировании местных бюджетов выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения региональ ­ ных (областных) социальных стандартов предоставления жилищно -коммунальных услуг населению в муниципальном жилищном фонде . (О к о н ч а н и е н а 4 - й с т р . )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz