Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
) г / X Издается по инициативе Ассоциации главных редакторов газет области * Ц И Т А Т А ^ Ь Ш У С ^ о=Русск(Р 1 ше я . с о ан ойс т оро ны , глу б око нац ио на ль на , п ат рио т и чна, а сдругой — интернациональна. Русскаяидея —наде жная ллат<рормадлядиалогамежду самымиразными национальными силами, путь к миру и согласию. Без згой идеимертвылювые экономические рерормы. вез нее Россия — не Россия. Наша страна —уникальнаяцивилизация, исторический типгосударства, в которомгармо нично уживаются и православные христиане, и мусульмане, и иудеи, и представителидругих религий. Все нашли в этойстране овщийдом. единое отечество. Именно здесь естьединая дорогак единому Богу. Нетзла ни в одномрелигиозномучении: ни в Бивлии. ни в Коране, ни в Торе. Зло естьв незнании или плохомзнании этогоучения. Но. к сожалению, сепаратисты, экстремисты, переиначиваяэтиучения, стравливаютнародыдругсдругомнарелигиозной почве. И еслиразрушить единыйдом. Россию, котораявсегдавыступалакак сдерживающий грактор. как гарантставильности. тов страневоцаритсяхаос, вудетразвязанавойна, гдевсе вудутвоевать противвсех Ответственныеполитикинедолжныдопуститьэтого...=> Дмитрий РОГОЗИН, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам национальностей. «...А ВСЕРДЦЕСВПИТРУСЬ» У каждого свой век. У дерева, дома, человека. ...Когда-то , много-много лет назад, рубили плотники избу и, увязав венцы, сидели на смолистых ярко-рыжих сосновых бревнах. Пили холодный, из погреба, квас, кури ли, разговаривали. А когда сдавали работу хозяину, сказали: «На века!». ...Ко гда -то , много-много лет назад, бродила по росной траве босиком девчонка, собирала цветы, заплетала венки и косилась на парня, который казался ей всех при гожей. И была свадьба с гармошкой и потными гостями. И сказали, прощаясь на по роге, захмелевшие гости, уходя в ночь, пригорюнившейся деревне: «Живите тыщу лет!». ...Люди редко говорят друг другу правду, потому что бывает она горше полыни. И только мудрый царь Соломон сказал себе однажды: «Все проходит». И даже начертал эту фразу на своем любимом перстне. Правда, и он, этот мудрый правитель, держал ся за жизнь, как всадник за гриву норовистого скакуна. И потом десятки наложниц ночами дышали на дряхлеющее тело Соломона — в надежде остановить время. ...Но время безжалостно в своем беге, и ему нет дела до наших вздохов, надежд и переживаний. У него другие заботы. И вот уже осела срубленная веселыми плотника ми изба, превратилась в морщинистую старуху босоногая девчонка... Все проходит... И все-таки что-то должно оставаться! После всех нас, для тех, кто придет потом. Это наша земля, из которой все появляется и в которую все уходит. Земля, ждущая хлебного зернышка. Чтобы снова родилась жизнь... Т В О Й Д О ^ ЧТОБНЕХУЖЕ, ЧЕМ У ЛЮДЕЙ... Продолжая разговор о крестьянском доме , начатый в предыдущих выпусках «Русского поля», нельзя не сказать об извечной тяге его хозяина украшать свое жилище. Чтоб не хуже, чем у людей было. И даже лучше! Современное градостроительство далеко ушагало от первород ной потребности человека сидеть на своей лавочке, смотреть на мир из-своего окошка и любоваться деревянной «вышивкой» по фасаду своего крыльца, срубленного к тому же собственными ру ками. Железобетонные монстры многоэтажек, блочные клети унифи цированных квартир, паутина воздушных газопроводов — все эти прелести есть теперь и в провинции, пейзаж которой местами без надежно нарушен. Но одноэтажная Россия, потянувшаяся за «го родской», все еще сохраняет (во всяком случае пытается) свой прежний облик. Так выданная «в город» деревенская девушка хра нит в заветном сундучке свои прежние украшения, стоят они деше во, но красоты и работы необыкновенной. И сегодня, плутая где-нибудь по улочкам старинного Ранен- бурга (по-современному Чаплыгина), Усмани, Ельца или Задонска, набредешь вдруг на дом-красавец, на дом-удалец и будешь долго стоять, разинув рот от восхищения. Давно умер тот плотник, что рубил избу, ушли, наверно, и его не менее талантливые дети, а дом стоит. Как пречудный корабль из полузабытой сказки. В знаменитых Кижах вам непременно расскажут легенду о мас тере Нестере — строителе Преображенской церкви. Вроде бы, за кончив работу, бросил он топор в Онежское озеро и сказал: «Пос тавил эту церковь мастер Нестер, не было, нет и не будет такой». Как в воду глядел мастер — двадцатидвухглавая церковь, срублен ная в 1714 году, стала жемчужной Кижского ансамбля на века. А сколько таких Нестеров было на Руси! Это благодаря им наши города и села еще сохраняют черты прежней Родины, доставшиеся нам в наследство от отцов и дедов. Даже полуразрушенные наши храмы не выглядят поникшими, а смотрятся величаво и мощно. В этих памятниках — частица славы предков, гордиться которой, по словам Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Вспомните русский эпос — всюду найдете описания волшебных теремов, светелок, мощных крепостей, царских палат и избушек, которые могут поворачиваться к вам и «передом и задом». Да что там — за одну ночь, бывало, города в сказках возводили. Вот как об этом говорится в былине «Про Соловья Будимировича». «Работала ево дружина хоробрая. Ко полуночи и двор поспел: Три терема златоверховаты. Да трое сеней косящатых. Да трое сеней решетчатых...» Традиции старой архитектуры еще худо-бедно поддерживают ся, образцы домовой резьбы и росписи сохраняются, но все тонь ше эта связующая нить времен, все бесшабашнее наши архитек торы, все задорней строители. Нам уже приходилось высказывать предложение о проведении в м асш табах нашей области своеобразной инвентаризации и описи всех наших храмов, погостов, памятников архитектуры (к ним мы относим и отдельные уцелевшие кое-где фрагменты: кованые балкон чики, крылечки, рещ етки , резные причелины, кокошники , подзоры и проч .) с тем , чтобы на первых порах создать особый, контролируемый властями режим эксплуатации Наша газета несколько лет вела рубрику «Антология наших свя тынь», но законодательной, властной поддержки акция, к сожале нию, не получила. Но мы не опускаем руки, мы продолжаем. В заключение приведем несколько архитектурных понятий из прошлого, о которых современники вряд ли имеют представление. Балясник — ажурное ограждение балконов, гульбищ, звонниц и т. д., состоящее из фигурных стоек (балясин). Настоящие плот ники еще знают, что это такое. Расшифруют они и такое понятие, как бочка. Это одна из форм кровли старинных деревянных зда ний. Оба ее ската закруглены, а вверху они сходятся под острым углом наподобие киля у лодки. А вот выпуски, или помочи, — штука подзабытая. Это когда концы бревен, выпущенные из сруба, поддерживают свесы кровли, галереи, висячие крылечки. Косящатое (красное) окно — окно, обрамленное мощными глад кими косяками, соединенными под углом — «в ус». Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покры тия глав, шеек, бочек, кокошников. Подзоры — их можно увидеть сегодня на многих уцелевших деревянных домах. Это разные доски, употреблявшиеся (и эта тра диция сохраняется) как декоративно-художественные и конструк тивные детали в деревянном зодчестве (под скатами кровель, на крыльцах, на фронтонах). Обло, рубка в «обло» или «с остатком» применяется и поныне при строительстве в деревнях' и на дачах бань. Это способ соеди нения бревен в углах, при котором концы бревен выходят за пре делы стены. Портал — главный дверной проем, выполнялся пре жде в виде арки, сегодня арочный стиль снова входит в моду. Рундук — верхняя площадка крытого крыльца. И так далее и тому подобное... Как было бы здорово, если бы в течение, скажем , года в области был проведен конкурс на лучший дом , лучшую д е таль домовой архитектуры, самый оригинальный и искусно выполненный проект. Не оскудела же Русь мастерами, способ ными топор в руках держать и удивлять людей своим искусством. А л е к с а н д р К О С Я К И Н . ОБЩИЕПРОБЛЕМЫЛЕГЧЕРЕШАТЬ СООБЩА О с о з д а н и и н о в о й о б щ е с т в е н н о й о р г а н и з а ц и и — « А с с о ц и а ц и и г л а в н ы х р е д а к т о р о в о б л а ст н ы х , г о р о д с к и х и р а й о н н ы х га з ет , р а д и о и т е л е в и д е н и я Л и п е ц к о й о б л а ст и » — п о с т о я н н ы м ч ит ат е л ям н а ш е й г а з е ты уж е и з в е с т н о . Н е д а в н о а с с о ц и а ц и я б ы л а о ф и ц и а л ь н о з а р е г и с т р и р о в а н а у п р а в л е н и е м ю с т и ц и и а д м и н и с т р а ц и и о б л а ст и . Е е п р е д с е д а т е л е м и з б р а н р е д а к т о р у с м а н с к о й р а й о н н о й г а з ет ы « Н о в а я ж и зн ь» Н и к о л а й С Т Р А Х О В . С е г о д н я о н от в еч а ет н а в о п р о с ы н а ш е г о к о р р е с п о н д е н т а . — Итак, н овая ассоциа ция. Устав, печать, права, обязанности — все как по ложено. И, естественно, из вестная доля ответственнос ти. Значит ли это, что все российский вирус — парад суверенитетов — достал и вас? —Наша ассоциация неза висима в своей деятельности от органов государственного управления, хозяйственных структур и уж тем более не подотчетна и неподконтроль на любым политическим объ единениям. Если вы об этом суверенитете, то да, он нали цо. Если каждый член нашей организации, то есть редак тор какого - т о СМИ, в той или иной степени зависим от уч редителя, то сама ассоциа ция — нет. Такая вот схема. — Но сразу возникает по дозрение в некоей элитарнос ти вашего предприятия: со брались самые главные, са мые умные и учредили что- то вроде кружка «Зеленая лампа» или «Английского клуба»... —Действительно, ассоци ация — профессиональная, цеховая структура, но от нюдь не «союз главных». В нее могут входить не только редакторы областных, город ских, районных и многоти ражных газет, председатели, директора и главные редак торы телерадиокомпаний, но также и ведущие публицис ты СМИ. — Не повторяет ли в та ком случае ваша ассоциа ция, или скажу более — не подменяет ли действующий Союз журналистов, которо му, кстати, недавно стукну ло сорок лет? —Этот Союз в том виде, в каком он был задуман, пере живает не лучшие времена и сегодня, по-моему, тяготеет к преобразованию в чисто профессиональный союз со специфическими, профсоюз ными, функциями. Наши же задачи шире. Здесь и забота о материальной базе СМИ, и профессиональный рост жур налистов, и организация их учебы и отдыха, и проведе ние различных акций, изда тельская деятельность, раз личные деловые контакты и многое другое, что позволит и руку держать на пульсе времени, и ощущать себя... журналистами. — И все же была, навер ное, первопричина появле ния на липецкой земле не просто клуба редакторов, а именно ассоциации — юри дического лица со всеми, как говорится, вытекающи ми отсюда последствиями? —Поначалу идея прошла «обкатку» в «Липецкой газе те» в рамках ежемесячника «Русское поле», где действо вал (и продолжает действо вать) именно клуб главных редакторов. Озабоченность судьбой Отечества, в частнос ти «одноэтажной России», и была главным мотивом тако го объединения. Причем ра ботала схема, которую я бы назвал «перекрестным опы лением газет». Редакторы- районщики выходили со сво ими мыслями, проблемами на областную трибуну, област ные журналисты получали возможность достучаться до провинции. Замечу, что, кроме публи цистики, были у нас и чисто корпоративные интересы. Обострившаяся конкурент ная борьба на рынке (в том числе и на рынке С!МИ), фи нансовые проблемы и не вполне ясные перспективы заставили объединиться. К тому же в эпоху гласности все мы долгое время не мог ли надышаться свободой, но дышали по-своему. Это нор мально, но появилась извест ная разобщенность, спровоци рованная отчасти политичес ким раздраем. Раньше все пели под одну дуду, сегодня у каждого •—своя партия. Но это не означает вовсе, что мы не можем «сыграть что-то» вместе. — И что же будете иг рать? И на чьи, извиняюсь, деньги? . —Деньги будем зарабаты вать. Создав единое информа ционное поле, можно с успе хом проводить согласованную рекламную политику, зани маться издательской дея тельностью, создавать со вместные предприятия, фир мы, оказывать различные информационные и имидже вые платные услуги. Устав позволяет нам этим згшимать- ся. Мы также готовы к со трудничеству с деловыми людьми. Не исключаются, например, совместные проек ты в области международно го туризма, продвижения оте чественных товаров на рын ки сбыта и т.д. На своем первом после регистрации заседании мы определили тактику, намети ли ряд проектов, над которы ми уже начата работа. — Нельзя ли поподроб нее? — Решили создать свое образный банк информации, где будет «храниться» мас са полезных сведений, име ющих прикладное значение как для газет, так и для юри дических лиц и отдельных граждан. Начали работу над справочником журналиста, который, думаю, будет инте ресен не только пишущей братии. Планируем издать сборник стихов журналистов области. Есть еще кое-какие задумки. Это пока все. Но мы же только начинаем... . Беседовал А. АЛЕКСАНДРОВ. . . . Г а зет ы к р и ч а л и о к р о в а в ы х с о б ы т и я х в Е г и п те, а тут в «ЛГ» п о з в о н и л Д е м и н : «Я в е д ь б ы л в Л у к с о р е г о д н а з а д . В с о с т а в е ж у р н а л и с т с к о й д е л е г а ц и и . С в я щ е н н ы е м е ст а , и в д р у г — т акая тра г е д и я ! З н а ч ит , в а р в а р с т в о и н т е р н а ц и о н а л ь н о , д а е щ е ст а р о , к а к м и р . К с о ж а л е н и ю , о н о «сидит » в к аж д о м н а р о д е . В тех и л и и н ы х п р о я в л е н и я х . . . » Н е с к о л ь к о п о зж е о н п р и н е с в р е д а к ц и ю этот м а т е р и а л . Обычно с утра что-то поет внутри: жизнь пре красна и удивительна! А взгляд натыкается на се рый булыжник будней, и от романтического флера не остается и следа. Каждый день на одном и том же месте вижу урну, прикованную к тротуару... цепями. Эта наивная защи та от уличных дикарей сама по себе превращается в дикость. А дальше редак ционная почта приносит письма, и в них —все о той же необъяснимой, уму не постижимой дикости: там забилась канализация — кто-то спустил по трубе... одеяло, в парке сожгли скамейки и повалили фо нарные столбы, с площади сняли и унесли гранитные плиты. Где-то искололи дерево —все таблички при бивали, чтобы дать людям правильный ориентир . Ориентир на варварство — так получается... Публикуя все эти неле пые и одновременно типич ные для нашей провинци альной жизни факты, мы в своей газете даем полу насмешливую, полусерьез ную рубрику: «А хотим жить, как на Западе...» Действительно, благодаря засилью американского кино забугорный мир пред стает перед нами как вы стиранная, накрахмален ная и выглаженная ска терть на обеденном столе. Нам некогда вникать в «прелести» западного обра за жизни (да и не «ляжет» он на широкую российскую душу), но удивление, сме шанное с завистью, остает ся: «на газонах латки ста вят —во дают!» Там не при нято ходить к соседке за солью (трлы^о,.по.лриглаг, шемию!) и плакаться Я:+:м-. летку постороннему, но там не принято и взрывать памятники, топтать свой национальный флаг и жечь садовые скамейки... Тех же урн в Ельце го родской власти пришлось заменить недавно аж трис та штук! Неужели, чтобы снова не утащили и не изу вечили, их нужно прико вывать к тротуару цепями? Этот вандализм , это внутреннее хамство отчас ти носит, мне кажется, местечковый, чисто про винциальный характер. Ведь не корчуют же бу лыжник на Красной пло щади в Москве, не разби вают вдребезги вазоны с цветами в Липецке! А, мо жет быть, все это оттого, что клумб в глубинке без надежно мало, и, чтобы привыкнуть к ним, челове ку, кроме внутренней куль туры, еще требуется эле ментарное время? В наших южных горо дах на улицах свободно растут розы, и никто не формирует из них букеты на продажу или даже в подарок любимой. Трудно сказать, остались бы нетро нутыми высаженные там огурцы с нашенской картош кой, но вот «ихние» розы на редких наших газонах были бы обречены заранее. Разу меется, это не причина цве тов не сажать и культуру гражданам не прививать че рез прекрасное. Как раз на- друг у друга на виду (что такое для Ельца его 120 ты сяч жителей!), мы знаем, кто и чего стоит. Наша генети ческая осторожность корня ми глубоко уходит в про шлое. Не зря же раньше всей деревней выбирали пастуха, перебирая его прародителей чуть ли не до седьмого коле на. В провинции как-то все заняты делом. «Наряд» на текущий день здесь дает сама жизнь; выгнать в луга коро ву, накосить травы, полить огород, дать корм скотине. Любой мальчишка знает, что ему делать и, конечно, пом- Д АЖЕ ЕСЛИ ИХ оборот! У нас в Ельце, а так же в Чаплыгине, Грязях и, конечно, в Липецке этой про блеме уделяют самое серьез ное внимание. Несмотря на то, что по цветникам по-пре жнему ходят! И рвут, и ре жут, и ломают... Год назад к юбилею Ель ца в самом центре города был установлен памятный знак- символ. Через неделю у од ного из богатырей оторвали руку. Каково ему олицетво рять что-то без рук без ног? Между прочим, мода подкла дывать взрывчатку под пос таменты пришла к нам из столицы. И вот осколки до летели до провинции. Герос- траты-швондеры вышли на ночную охоту и, трусливо озираясь, стали пакостить. Облили краской памятник Вермишеву, поизгалялись над бюстом Соломенцева. Что (и кто?) стоит за этими дики ми случаями? Политический вандализм? Доморощенная тупость? А может, прав инос транец, оставивший нам на память афоризм; «Поскреби те русского, и вы найдете варвара»? Я думаю, все об стоит проще: на «подвиги» человека тянет в том случае, если в душе его пустота, куда запросто может проник нуть и злая бравада, и вееЧт.р лое озорство, и просто,за-' ■ у р Я Л Н З Я Г . Ч \ ’ И П Г Т | . . В детстве я сам шкодни чал вместе со всеми. Не по идейным или каким-то еще соображениям, а по ребячьей дурости. Рядом со школой доживала свой век церковь, и мы бегали туда на перемен ке... бить стекла. Не боясь Бога (я, как и многие свер стники, был некрещеным), учителей (сплошь атеистов), вечно занятых родителей, ни тем более дальних последст вий. Просто нам хорошо было смотреть через цветное стеклышко на солнце... А вот сейчас мне стыдно. Не давно снова пришел в ту цер ковь. В нее вернулась жизнь, и я был поражен: сколько света внутри, сколько возду ха! Хорошо, если в детстве тебе объяснят, кто ты и за чем в этом мире — тогда и по жизни пойдешь, не спо тыкаясь. Но прозрение чело века может догнать и в зре лом возрасте, и на краю мо гилы, а может, впрочем, и не достать вовсе. Мне пред ставляется, что в провинции этого прозрения добиться легче. Мы ближе к истокам, не замутненным идущими на водопой стадами. Мы все нит, где висит отцовский ре мень. В городе же больше свободы, но воздуха меньше — есть в этом какой-то за мысловатый парадокс. Хо чется вдохнуть всей грудью, а выходит просто крик. Ми тинги, шествия — это все самообман, он —от недостат ка воздуха при наличии сво боды. Но почему же тогда при такой-то здоровой атмосфере мы используем цепи, замки и запоры? А в общежитиях высаживаем окна и никогда • не закрываем двери? И раз ве это не вчерашняя дерев ня бузит в городе, который на две трети и состоит из вче рашнего сельского населе ния? Она, она сердешная! Но бывший колхозник становится в городе не столь ко пролетарием, сколько ли митчиком, оторванным от сво их корней, не понимающим правил и норм обще-жития. Ну нет тут знакомого плет ня, за которым все — попро буй тронь! —мое. Нет и внут ренней свободы, которая предполагает не «что хочу, то и ворочу», а в первую оче редь — ответственность. От ветственность хозяина за все, Iчто'-проиеходит вокруг. Ме;кл\' тем :п\- отш'г- — ственность и этого хозяина мечтали воспитать многие — от Столыпина до Ельцина. Последнему глубинка, похо же, привиделась штатом Ай ова, а русский мужик —фер мером в ковбойской шляпе. Только вместо шляпы кресть янин затребовал кредитов, малогабаритной техники, ин фраструктуры и прав на свой надел. Но ничего этого ни президент, ни правительство, ни законодатель дать не смог ли, и среднего собственника из мелкого так и не получи лось. Мужик снова спрятал ся за своим забором, «общее» поле заросло сорняком, под нож пошла скотина, техника^- была разграблена, а хлеб н е ^ А убран до последнего, как п р е - ^ ^ жде, колоска. И все это явилось еще одним проявлением варварст ва. По отношению к земле, по отношению к будущему Отечества. Только я бы поос терегся обвинять в этом вар варстве мужика. Как раз на против, это благодаря ему жизнь в глубинке еще как- то теплится. Люди работают, годами не получая зарплаты, « и если это не героизм, то что — Случилась, значит, эта потеха еще в ту пору, когда наш бывший социализм еще недоразвитым считали. А что бы ускорить его эволюцию, в качестве путеводителя для мо лодежи «Политиздатом» был выпущен «Моральный кодекс строителя коммунизма». Работал в ту пору вторым секретарем одного райкома комсомола молодой и подаю щий большие надежды пар тиец Коля Т. Крепкий во всех отношениях был парняга. Бу тылкой первача с ног не собь ешь. А уж как оратору и орга низатору, ему и равных не было. Но не зря говорят, что и добрый конь иной раз споты кается. 'Увлекся как-то Коля индивидуальными политзаня тиями с одной смазливой ком- сомолочкой. А его молодой жене кто-то возьми и капни о «моральном разложении сек ретаря в укромных местах». А та, вгорячах, сообщила об ТАКОЕ ДЕ ЛО этом в докладной записке на бюро райкома партии. Ну в ту пору, знамо дело, с партийцами, не соблюдавши ми конспирации в таких сек ретных делах, особо не цере монились. Приперли, значит, Колю на партийном «ковре» неопровержимыми аргумен тами и фактами из информа ции его жены, а он, вместо того чтобы молчать, как пар тизан на допросе, откровенно признался, что во всем его мо ральном облике есть растлен ное влияние Запада. Ну а за подобные откровения тогда не только с работы, но и из пар тии изгоняли. Явно бы плачев ным финалом закончилось это заседание и для Колн, если бы вспомнивший вдруг свою мо лодость партийный секретарь не задал ему вопроса на засып ку: — Скажи. Колюха, откро венно, а ты сможешь покон чить с этими комсомольскими перегибами? — Хоть сейчас завяжу, — храбро ответил Коля. — Что завяжешь-то, дура чок? Ведь это такое дело, что сразу не бросишь, — настави тельно произнес секретарь. Эта вовремя сказанная мудрая фраза и спасла Колю. Члены бюро тоже, очевидно что-то вспомнив, согласились с секретарем. Подававшему большие надежды Коле объ явили «строгача» и решили направить его директором со вхоза на перевоспитание. Говорят, что там он дей ствительно «завязал». По край ней мере больше сигналов о его «комсомольских перегибах» в райком не поступало. Такое вот было дело... Со слов Кондрата ПЕРКУЗИНА записал Иван АЛЕКСЕЕВ. с. Тербупьт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz