Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
Ноября 1997 г„ N9 220-221 (1534-1535) Ж газета шал: «Мыне можемжалеть этих (советских — Р . М . ) людей, если хотим иметь в России рынок. Они ни когда к нему не приспосо бятся. Надо отдавать себе отчет втом, что вымрут по крайней мере тридцать миллионов человек, и ни чего с этим поделать не льзя. Или так, или мы по- прежнему будемдалеки от цивилизации!» «Но ведь Сталин тоже, вероятно, считал, что смертьтридца ти миллионов человек не трудно определить жанр новой книги старей шего из западных коррес пондентов в Москве Джульетте Кьеза «Прощай, Россия!» (ТОО «Гея», Мос ква, 1997. Тираж 50 тысяч экз.). Это не политический трактат, не исторический очерк, не сборник репор тажей или интервью, не галерея политических пор третов, не описание быта и нравов новой России, не кполемика, не воспомина- |^ 1 ия о 17 годах, проведен ных в нашей стране, где, кажется, нет города или области, где Кьеза не по бывал, и нет политика и общественного деятеля, с которыми он не беседо вал. Не сразу можно понять даже смысл названия кни ги. Да, конечно, это про щальное слово РоссиУ!. Но дело вовсе не в том, что автор готовится к отъезду из страны, где он обрел международную извес тность, новых друзей, но вую культуру и язык, даже новую семью. Кьеза все еще продолжает работать в Москве, представляя итальянскую газету «Ла Стампа». Он говорит «Про- т - « Б о л ь ш о е в п е ч а т л е н и е п р о и з в е л а п у б л и к а ц и я « П р о щ а й , Р о с с и я ! » в « Л Г » з а 2 7 с е н т я б р я . Т ы с я ч у р а з п р а в и т а л ь я н с к и й ж у р н а л и с т К ь е з а , г о в о р я : « М н е г р у с т н о с л у ш а т ь . . , к а к б о л е з н е н н ы е о п т и м и с т ы р и с у ю т р о з о в ы е г о р и з о н т ы . Н е б у д е т э т о г о . . . Д а в а й т е в с п о м н и м Ю г о с л а в и ю , И р а к , к а к е щ е « т е п л ы е » , н е д а в н и е п р и м е р ы . А с к о л ь к о и х е щ е ! Т а к и Р о с с и я , е с л и в д р у г в з д у м а е т с о р в а т ь с я с ц е п и В а ш и н г т о н а , р а з д е л и т у ч а с т ь э т и х н е с ч а с т н ы х . » « У ж е н е в и д н о , з а ч т о м о ж н о з а ц е п и т ь с я . » В с а м о м д е л е — з а ч т о ? Н а у к а ? — В а г о н и и . Ш к о л а , м е д и ц и н а , а р м и я ? . . Т о ж е . М о л о д е ж ь ? К н е й л у ч ш е н е « ц е п л я т ь с я » , с е б е д о р о ж е . « З а ц е п и т ь с я » з а н а ш у и с т о р и ю ? Н е б л а г о д а р н ы й н а р о д н а в е с и л я р л ы к п а л а ч а и ч е р т з н а е т к о г о е щ е н а ч е л о в е к а , п р е в р а т и в ш е г о , п о с л о в а м ^ У . Ч е р ч и л л я , « л а п о т ь в а т о м н у ю б о м б у » , б л а г о д а р я ч е м у ( и к о м у ! ) а м е р и к а н ц ы н е с м о г л и и з н а ш е й Р о д и н ы с д е л а т ь р а д и о а к т и в н у ю п у с т ы н ю . . . . « Р о с с и я н а г л а з а х у А з и и д е л а е т с е б е х а р а к и р и » . А в е д ь с н а ч а л а в е к а г о в о р я т у м н ы е л ю д и , ч т о б у д у щ е е Р о с с и и — в А з и и ! Н о н а м — ч т о ? Б е ж и м , з а д р а в ш т а н ы ( и т е т у р е ц к и е ) , з а Е в р о п о й . » Э т о ф р а г м е н т ы и з п и с ь м а в р е д а к ц и ю л и п ч а н и н а А . А р т е м о в а . Н е т н е о б х о д и м о с т и в с т у п а т ь с н и м в с п о р п о к а к и м - т о с п о с о б н ы м в ы з в а т ь н е с о г л а с и е м о м е н т а м , с к а ж е м , о б о ц е н к е С т а л и н а . Х о т я , р а з у м е е т с я , о н п р а в в т о м , ч т о п р о с т ы м н а к л е и в а н и е м я р л ы к а с л о ж н о с т ь э т о й л и ч н о с т и , п р о т и в о р е ч и в о с т ь с т а л и н с к о г о п е р и о д а н е и с ч е р п а т ь . М ы п р и в е л и с л о в а А . А р т е м о в а , п р е ж д е в с е г о , к а к ж и в о й о т к л и к н а п у б л и к а ц и ю И З к н и г и К ь е з ы ^ А т о ч н е е — к а к о д и н и з о т к л и к о в , п о с т у п и в ш и х в р е д а к ц и ю . Ч и т а т е л е й — и т е х , к т о в о м н о г о м р а з д е л и л п е с с и м и с т и ч е с к и й п р о г н о з и т а л ь я н с к о г о а в т о р а , и т е х , к т о п ы т а е т с я н а й т и к а к и е - л и б о в о з р а ж е н и я , — н е м а л о . Л ю д и и н т е р е с у ю т с я и т е м , г д е м о ж н о п р и о б р е с т и э т у к н и г у . Б у д е м н а д е я т ь с я , ч т о о н а п о я в и т с я в м а г а з и н а х и л и н а л о т к а х , и в с е , у к о г о б о л и т д у ш а з а у ч а с т ь О т е ч е с т в а , с у м е ю т п о з н а к о м и т ь с я с п о з и ц и е й и а р г у м е н т а м и Д ж . К ь е з ы в п о л н о м о б ъ е м е . П о к а ж е , и д я н а в с т р е ч у ч и т а т е л я м , п р е д л а г а е м о б ш и р н у ю р е ц е н з и ю н а « П р о щ а й , Р о с с и я ! » и з в е с т н о г о р у с с к о г о и с т о р и к а Р о я М е д в е д е в а . С е г о д н я н а ш п о с т о я н н ы й а в т о р , ж и в у щ и й в М о с к в е , с а м с е р ь е з н о и г л у б о к о и с с л е д у е т п р о б л е м ы , с у т ь к о т о р ы х т о ч н о в ы р а ж а е т н а з в а н и е е г о о ч е р е д н о г о , с у д я п о в с е м у , ф у н д а м е н т а л ь н о г о т р у д а « П у т и Р о с с и и » . ^ К с т а т и , Р о й М е д в е д е в н е р а з л ю б е з н о п р е д - ^ о с т а в л я л р е д а к ц и и п р а в о н а п е ч а т а т ь н е с к о л ь к о о т р ы в к о в и з н е г о , т а к ч т о п о с т о я н н ы е ч и т а т е л и « Л Г » у ж е з н а к о м ы с к л ю ч е в ы м и м ы с л я м и Р о я А л е к с а н д р о в и ч а . Т е м л ю б о п ы т н е е е г о в о с п р и я т и е п у б л и ц и с т и ч е с к и х з а м е т о к Д ж . К ь е з ы . К т о м у ж е Р о й М е д в е д е в д а е т в е с ь м а п о д р о б н о е и з л о ж е н и е н а и б о л е е в а ж н ы х г л а в к н и г и с в о е г о и т а л ь я н с к о г о к о л л е г и . ской прессе. В его доме можно было встретить корреспондентов идипло матов из разных стран, а также общественных дея телей идеятелей культуры нашей страны. Сегодня он признанный дуайен, то естьстарейший из коррес пондентов, аккредитован ных в Москве. Кьеза никогда не был апологетом советской мо дели социализма и под держивал дружеские свя зи с некоторыми из диси- Правды нет прежде всего на стороне нынеш ней российской власти, и здесь Кьеза часто бывает не только резок, но и пре дельно груб в оценках. Борьба политиков вокруг больного Ельцина — «это борьба пираний вокруг полутрупа». А. Коржаков— «главарь шайки». Н. Рябов — «фальсификатор» и «лжец». Власть кишит «предателями и глупцами». Верить А. Лифшицу могут только «болваны» и «сла людей, упомянутых в его книге, подаст на него в суд. Конечно,главное вкни ге Кьезы не его грубые оценки, которымяпредпо чел бы более парламент ские выражения. Книга со держит многие факты, цифры и суждения, кото рые трудно игнорировать. Автор подробно коммен тирует убийственные для «реформаторов» данные о падении в 1992-1996 гг. промышленного и сель разовательного воздейст вия. Структурного оздо ровления не произошло. Реальная экономика про гнулась под собственной тяжестью, а криминальная мафия внедрилась во все сферысоциума. Результа том стала атмосфера, не способствующая полити ческой и экономической стабильности». Лишь Москва стала в России островом относи тельного благополучия, и прежде всего потому, что ' П О П Р О С Ь Б Е Ч И Т А Т Е Л Е И П Р И Ш Л О л и щай!», потому что Россия, которуюмызнаем, уходит, разрушается на глазах, те- - ряя свое могущество и ав торитет, своих союзников исвои владения, свое мес то в мире и в истории, своюидентичность ициви лизацию. Она гибнет как древний Рим или средне вековая Византия. «Про щая, Россия!» — говорит Кьеза, как говорят на по хоронах. Только великий р народ мог создать такую страну, как Россия, со все ми ее противоречиями. Но теперь она умирает и на много быстрее, чем это можно былосебе предста вить. «В этой России, втя нутой или давшей себя втянуть все перемалываю щей западной машиной, нет сил, интеллектуально го потенциала, планов на будущее». Горячая, быстрая, по рой сбивчивая речь авто ра напоминает речь обви нителя тех людей вРоссии или на Западе, что пожад ности и глупости, ради жажды власти или тщесла вия, по жестокому расчету или недомыслию уничто жают Россию, называя убийство великой держа- вы«демократическими ре формами» и превращая само понятие «демократ» в бранное словечко. Кьеза не щадит никого, даже своихдрузей из числа рос сийских коллег. Он при знает, что растерялся, ког да у себя дома за столом, беседуя с главным редак тором одной из популяр ных российских газет иего женой-банкиром, услы- обходима для построения коммунизма?» — заметил Кьеза. И на этой реплике дружба кончилась. Ямогу согласиться поч ти со всеми обвинениями Кьезы. Но мне трудно со гласиться с его предельно пессимистическим про гнозом, хотя нельзя отри цать возможности именно такого развития событий. Однако пессимизм ав тора отнюдь не свидетель ствует о его некомпетен тности. Активный член Компартии Италии, лиде рыкоторой всегда отлича лись образованностью и гибкостью, которая суме ла накопить громадный по литический капитал идаже в свое время прийти к власти вИталии, Джульет те Кьеза приехал в СССР в 1980 году как корреспон дент газеты «Унита». Толь ко через восемь лет он возглавил московское бюро респектабельной буржуазной газеты «Ла Стампа». Его взгляды раз вивались под влиянием не только советско-российс кой, но иитальянской дей ствительности, о чем сви детельствуют многие стра ницы новой книги. Кьеза не только наблю датель, но в большей мере, чем другие инос транные корреспонденть!, участник многих событий последнего десятилетия в нашей стране. Он написал ранее три книги о пробле мах перестройки в СССР, а также многие сотни ста тей, часть из которых пе реводилась и публикова лась всоветской ироссий {/ >^>VV, ' ' : т ^ ' з и ' ? ' ' Э *Ч' Н' ж I ■ щ ш й"- ' . V , дентов. Поэтому слова о жестокости, авантюризме, даже подлости советской номенклатуры, вынудив шей Россию в одиночку противостоять Западу и превратившей страну в «лабораторию гигантского трагического эксперимен та», —это слова человека, хорошо знавшего совет скую систему изнутри. Да, в книге Кьезы мож но найти немало суждений спорных, поспешных, даже поверхностных. Автор лишьмимоходомупомина ет о некоторых важных со бытиях последних лет или об отдельных ключевых фигурах российской поли тики. Порой создается впечатление, что он про должает разговор, начало которого мы не слышали. Он не дает многих поясне ний, без которых отдель ные высказывания будут не Слишком понятны за падному человеку или чи тателю, который возьмет эту книгу в руки через не сколько лет. Конечно, книгу Кьезы можно было быуглубить и расширить. Но вэтом слу чае она увидела бы свет года через два и не смог ла быстать одним из фак торов сегодняшней поли тической жизни. Кьеза не появился бывтелепереда че «Герой дня», где его увидели, а главное, ему поверили десятки милли онов зрителей. Академи ческими достоинствами приходится часто жертво вать ради актуальности. Это не относится, однако, к работе редактора пере вода, который сделал свое дело не лучшим образом. Книга Дж. Кьезы полна эмоций: гнева и сожале ния, разочарования и сар казма, удивления и иро нии. Большинству читате лей она покажется тенден циозной, хотя автор наста ивает на своей объектив ности, приводя дважды слова философа Пьера Гобетти: «Когда по одну сторону нет ни капли прав ды, соломоново решение становится крайне тенден циозным». боумные». Достается и за падным советникам и на блюдателям, среди кото рых преобладают «довер чивые глупцы» и«недовер чивые проходимцы». Западные авторы, кото рые пишут о России, пред почитают обычно более спокойные выражения, опасаясь возможности су дебных исков. Известный журналист из США Хедрик Смит должен был защи щаться с помощью доро гих адвокатов от одного из обиженных российских эмигрантов только потому, что назвал его «прокуро ром времен Брежнева», хотя тот был адвокатом. Российский эмигрант Лев Наврозов несколько лет скрывался от судебного преследования по иску Голды Меир, поскольку, обвинив ее в некомпетен тности и халатности, На врозов не мог это обосно вать документально. Кьеза знает об этом, но это не останавливает его. Приватизацию «по Чубай су» он называет «бесстыд ным и всеобщим разфаб- лением общественной со бственности». Различного рода фонды и банки «дей ствуют в системе тоталь ного беззакония», их рабо та—«просто неприкрытый грабеж, смахивающий на вооруженный разбой». Журналистов покупают в России «по 30 тысяч дол ларов за упаковку». «Твор ческие интеллигенты с московской пропиской» — это «нравственные пиг меи», они «продались, не моргнув глазом, тому, кто больше дал, довольству ясь подбиранием крох, па дающих со стола новых русских богачей». По Кьезе, коррумпированы почти все, кто стоит у власти. И политики, подо бные В. Шумейко, и бан киры, подобные Б. Бере зовскому, «превратили Россию в помойку», где приходится жить, «заткнув себе нос обеими руками». Кьеза не боится судебных исков. Он не раз говорил винтервью, чтобудетдаже доволен, если кто-то из скохозяйственного произ водства, одесятках милли онов людей, доходы кото рых ниже прожиточного минимума. Большая часть предприятий вРоссии уже перешла в частные руки, но новый сектор не про цветает, и число убыточ ных негосударственных предприятий (44%) боль ше, чем убыточных госу дарственных (37%). Запад ные инвестиции поступают не в промышленность, а в более привлекательную для инвесторов область краткосрочных государ ственных облигаций. «Это финансовая спекуляция и ничего больше». Внешняя торговля «превратила Рос сию в бензозаправку для остального мира». Даже миллиардер Джордж Со рос, хорошо разбираю щийся в спекуляциях и охотно идущий на риск, недавно заявил, по свиде тельству Кьеза: «Я не ра ботаю в России, потому что это кажется мне слиш комопасным... Российская экономика удерживается на плаву только благода ря использованиюприрод ных ресурсов». Самые крупные амери канские экономисты, включая пятерых лауреа тов Нобелевской премии по экономике, написали еще в 1994 году письмо против проводимрй вРос сии «шоковой терапии». Но российские лидеры продолжают следовать со ветам, по характеристике Кьезы, «международных фигляров» вроде А. Ослун- да или Дж. Сакса. Однако вопреки всем расчетам, жители России истратили ив 1996 году все свои сбе режения на покупку 40 миллиардов долларов, изъяв их из хозяйственно го оборота. «Реформато ры, —констатирует Кьеза, —рассчитывали на скорое рождение широкого слоя предпринимателей, кото рый, однако, не появился по той причине, что он не мог сформироваться без поддержки государства. Люди претерпели шок, не испытав никакого преоб ее мэр Юрий Лужков ока зался единственным, кто воспротивился приватиза ции «по Чубайсу» идобил ся проведения в столице другой социально ориен тированной экономиче ской политики. «Но столи ца — это витрина... По киньте Москву—и выока жетесь всовершенно ином мире, где нищета идегра дация поражают с силой удара кулаком». А ведь в России еще имеются громадные эко номические и интеллекту альные ресурсы, способ ные изменить жизнь стра ны к лучшему. Эти ресур сы сохранились на пред приятиях ВПК, включаяде сятки «закрытых» городов типа «Челябинск-70». «Жи тели Челябинска-70, —за мечает Кьеза, — считали, что у них есть будущее. Они могли бы сами его построить, если бы кто- нибудь позаботился о кон версии этого города и ис пользовании его выдаю щегося интеллектуального капитала. Но это означало бы строить Россию с со бственным будущим, со бственным достоинством производителя, собствен ным местом среди других наций». Что не входило, однако, в планы россий ских «реформаторов» и их западных покровителей. Даже зарубежные эк сперты признают, что рос сийский ВПК и сегодня располагает десятками уникальных технологий, которых нет у Америки. С одной из таких технологий Кьеза знакомился в Челя бинске-70. Это способы получения сверхчистого кварца, незаменимого при изготовлении лучшего по сверхпроводимости опто волокна. Но это не един ственная из технологий, разработанных здесь под руководством академика Владимира Нечая. Однако реализация его еще даже не запатентованных проек тов могла превратить Рос сиювопаснейшего сопер ника на мировых рынках. И потому Челябинск-70 не получал много лет инвес тиций, а его инженеры и ученые живут на нищен скую зарплату, приходя щую к ним с большими за держками. Как известно, академик Нечай, всостоя нии безнадежности иуста лости, покончил жизнь са моубийством. Дж. Кьеза рассказал о похоронах Нечая. «Вокруг гроба стояли лучшие пред ставители российской на уки, исследователи, кото рым остальной мир мог только позавидовать... Единственный московский политик, который нашел время добратьсядо Урала, — это Григорий Явлинс кий... Речи произносили оченьсдержанные, иобви нений не звучало... Таких, как Нечай, остается еще около миллиона. Эти люди вызывают зависть у всего мира, но они все еще за перты в своих городах- призраках. По закону они не имеют права эмигриро вать. Аэти интеллектуаль ные и научные сливки об щества не умеют ничего, кроме тех сложнейших ве щей, которым они обуче ны. Это — община непов торимых личностей. Если кто-то и заслуживал титу ла «новых людей», то это были они». Пренебрегать события ми в Челябинске-70 про сто опасно. ВРоссии име ется свыше 40 «закрытых» городов и более 200 пунк тов, где расположены ядерные боеголовки и ядерные материалы. И здесьже, как пишет Кьеза, «имеет место убийствен ное сочетание различных факторов, взаимодейству ющих между собой: сума сшедшая экономика, ни щенские условия сущес твования работников атомной промышленнос ти, удручающее состояние общественной и личной морали, устаревшие илег ко преодолимые системы безопасности, имеющие многоденег криминально мафиозные организации». А во главе российского Совета Безопасности, до бавляет Кьеза, стоит чело век, о котором народный фольклор говорит «ни рыбка ни мясо», и еще один человек с двойным гражданством. Ситуация, невозможная ни в одной стране мира, «которая со хранила хоть каплю со бственного достоинства». Прочитав главу «Челя бинск-70», наиболее впе чатляющую у Дж. Кьезы, я даже готов был повторить все те оскорбительные слова, которые автор кни ги произносит вадрес «ки шащей мошенниками» но вой российской власти. Но не слова его прощальной речи. Положение опасно, однако время похорон не пришло. Дж. Кьеза удив лен несоответствием дра матических и великих со бытий, происходивших в СССР и на постсоветском пространстве, и ничтож ности людей, оказавшихся вцентре этих событий, как и ничтожности их помыс лов. «Когда оглядываешь ся на эти события (речь идет о «роспуске» СССР— Р . М . ) , —пишет Кьеза, — больше всего поражает невероятное расхождение между их масштабностью и несостоятельностью«ге роев», то есть их начина телей. Вокруг этих собы тий нередко складывались просто водевильные ситу ации, как в фарсе, нагро мождались одна ложь на другую. Анародмолча, аб солютно пассивно итерпе ливо все это сносил, по- видимому, не сознавая ни смысла, ни важности про исходящего». Кто помнит сегодня Фокина и Кебича, Кравчука и Шушкевича? Какой-то заштатный пре подавательмарксизма-ле нинизма продиктовал Ель цину главные фразы ко роткого Заявления о лик видации СССР. «Они ре шали судьбувеликой стра ны, словно речь шла о вы яснении отношений между забулдыгами втемном пе реулке какого-нибудь захолустного городка». Ни одногодоброго сло ва не может сказать Кьеза и о таких «героях» новой России,как Гайдар иАвен, Полторанин иШахрай, Ко зырев иШумейко. Всвоих оценках Кьеза щадит толь ко Михаила Горбачева. Ельцина он не щадит ни при описании событий в Беловежской пуще, ни в рассказе о полнойфальси фикации избирательной кампании 1996 года, ни упоминая его визиты в США и Западную Европу. Для России это — Борис Годунов, царствование ко торого положило начало российской смуте XVII века. Только теперь во гла ве страны оказалась не «семибоярщина», а «вели колепная восьмерка» на иболее крупных банкиров, «восьмибанкирщина». «Худо-бедно, — пишет Кьеза, — мы наблюдали Ельцина в самых различ ных ипостасях, и сказать о нем можно многое. Что он груб, циничен,склонен вы жимать своих сторонников до капли и затем жертво вать ими, сваливая на них всю ответственность, что он исчезает всамые дели катные моменты, чтобы спокойно отдать на рас терзание кого-нибудь из своих верныхлюдей, неве жественен в экономике, неспособен критически воспринимать лесть и лю бит окружать себя царской роскошью, хотя начинал свою карьеру как обличи тель привилегий номен клатуры». Главный недостаток Ельцина, по мнению Кьезы, что тот обманывал и продолжает обманывать своих избирателей, свой народ. Кьеза удивляется, однако, что западные ли деры готовыподдержать и российского политика- лжеца, лишь быон был им полезен. «Я-то всегда по лагал, —замечает автор, — что для американцев вру щий политик — конченый человек». Каюсь: я никогда так не думал, и примеры врущих политиков Запада можно приводить очень долго. Они и сегодня вводят сво их избирателей в заблуж дение хотя бы в том слу чае, когда говорят о по ложении в России. Конечно, Кьеза не иде ализирует Запад, который он знает, может быть, даже лучше, чем Россию. Запад просто глуп, когда он дает оценки положения в Рос сии. Даже посол США в Москве восхищался разви тием у нас сети аме(эикан- ских ресторанов как Кри терием прогресса. Но именно Запад более все го ответствен за нынешний упадок России. Это американские эко номические советники типа Джерри Сакса и Ан дерса Ослунда создавали для Ельцина и Гайдара их «Первый Пятилетний План Построения Капитализма в России» (1992-1996). Они неплохо заработали на этом, получая миллионы долларов от международ ных финансовых центров, да и в России. Это американские со ветники, «мушкетеры», как называет их Кьеза, тайно обосновавшись в номере 1120 «Президент-отеля», помогали Ельцину побе дить на выборах, исполь зуя технические приемы американской избиратель ной системы. И они также неплохо заработали на этом. Запад особенно глуп, продвигая на Восток НАТО-. Расщирение.-ЭйЬа- да по НАТО, замечает Кьеза, «затормозит разви тие демократии в России и вернет климат отноше ний между Востоком и За падом назад ко времени «холодной войны». Это ре шение подольет масла в огоньантизападнических и милитаристских настрое ний в России... Если су ществует доказательство того, что Западу доверять нельзя, то оно перед нами. Западслишком глуп иопа сен для всех, включая са мого себя. А ведь их пре дупреждали. Если соста витьперечень тех, кто кри тиковал расширение НАТО в американской печати, мне не хватило быстраниц этой книги». Нет, Джульетте Кьеза не идеализирует Запад с его демократией, которая создавалась все же более 200 лет. Но сегодня и эта демократия переживает кризис и потому не может служить образцом для России. «Россия покинула старый берег итолько пос редине переправы с недо умением осознала, что другой по-прежнему в ту мане, а то, что удается рассмотреть, совсем не похоже на то, что она ожи дала увидеть». Раскрывая разного рода махинации в избира тельных кампаниях в Рос сии 1995-1996 гг., Кьеза признает, что и на Западе избтательные процедуры все больше и больше пре вращаются в спектакль. «Технология массовых коммуникаций позволяет уже сейчас заметно влиять на волю избирателей... Культура движущихся кар тинок уже подавила куль туру письма, обмена мыс лями, индивидуальных размышлений, соревнова ния мнения и интересов. Те, кто управляет СМИ, легко могут навязать ре шения, противоречащие иногда даже интересам подавляющего большинст ва общественности». Пожалуй, и здесь Кьеза слишком пессимистичен. Последние выборы в Ита лии закончилисьсовсем не так, как этого хотели хозя ева СМИ. Да и в России книга самого Кьезывышла в свет большим тиражом, хотя издательство дважды заявило, что эта книга «от ражает только точку зре ния автора», и что «изда тельство не несет ответ ственности за факты, из ложенные вданной книге». Эти факты, однако, верны, и я хотел бы как можно больше людей побудить к чтению книги «Прощай, Россия!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz