Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

г : Д Е В И З : Д О В Е Р И Е И Б Е З О И А С Н О С Т Ь ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ^ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА ПЕРИОД 1997-2005 гг. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные п 9 ^ложения проекта Концепции развития Государственной автомобильной инспекции Министер­ ства внутренних дел Российской Федерации (далее — ГАИ) разработаны с учетом положений Концепции раз­ вития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 года. Федеральной целевой программы обеспечения безопасности дорожного движения в Рос­ сии, проекта Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и при­ нятие соответствующих правил и других норм по безо­ пасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости — принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся ■на силу закона. Положение о Государственной автомо­ бильной инспекции Министерства внутренних дел Рос­ сийской Федерации определяет место и роль этой служ­ бы в государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливая, что на ГАИ возла­ гается государственный контроль за соблюдением пра­ вил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безо­ пасности дорожного движения . Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Рос­ сии до ^2005 года устанавливает, что в текущем периоде, ближайшей и отдаленной перспективе предполагается в полном объеме сохранить компетенцию ГАИ. Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (да­ лее — ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Свыше 70% из общего количе­ ства смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Происходящее на протяжении последних 5 лет сни­ жение основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолет­ ней тенденции роста количества ДТП и числа постра­ давших в них людей. При этом в текущем году темпы снижения показателей аварийности замедлились. Высокие темпы автомобилизации создают дополни­ тельные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движении. В пос­ леднее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц. В настоящее время на 1000 рос­ сиян приходится немногим более 1 0 0 автомобилей и, как показывает опыт промышленно-развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня на­ сыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомо­ билизации и характеризуется резким осложнением об­ становки с обеспечением безопасцости:(Дорожного дви­ жения,- ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть стра­ ны не соответствует фактической интенсивности транс­ портных потоков. Основные автомагистрали перегруже­ ны в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных го­ родах, которая по нормам должна составлять 2,2 — 2,4 километра на квадратный километр территории, факти­ чески осталась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5 — 1,6 километра на квадрат­ ный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большин­ ства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспор­ тной дисциплины участников дорожного движения . Только в 1996 г. выявлено более 50 млн. нарушений ' правил дорожного движения. При этом широкое распро­ странение получили нарушения, связанные с сознатель­ ным невыполнением установленных требований. В то же время уровень функционирования системы дорожного движения страны остается низким, что в оп­ ределенной степени связано с незавершенностью систем­ ных рыночных преобразований. С начала реализации программы экономических реформ государственные транспортные предприятия распались, фактически пре­ кратила функционирование система государственного регулирования деятельности по обеспечению безопасно­ сти дорожного движения, ориентированная на развитие государственного сектора на автотранспорте, ш> 1 ли уп­ разднены и специально созданные для этой работы со­ ответствующие структуры: ведомственные службы безо­ пасности дорожного движения, пункты предрейсового медицинского осмотра водителей, комиссии обществен­ ного контроля за безопасностью дорожного движения и т.д. В этих условиях негосударственный сектор, конт­ роль за которым существенно ограничен, занял домини­ рующее положение: 90% грузов перевозится автотранс­ портом предприятий негосударственных форм собствен­ ности. При этом значительная часть автопарка, а также технических средств транспортной инфраструктуры экс­ плуатируется за пределами срока службы. Следует констатировать, что в ближайшие годы уро­ вень аварийности в стране будет в основном определять­ ся транспортной дисциплиной водителей автомобилей, принадлежащих физическим лицам, с которыми прак­ тически никакой предупредительно-профилактической работы не проводится. Министерство транспорта Россий­ ской Федерации ограничивает свою деятельность толь­ ко транспортно-дорожным комплексом, который не пре­ дусматривает решение вопросов обеспечения безопасно­ сти дорожного движения в городах и на транспорте ин­ дивидуальных владельцев. Прогнозируя развитие ситуации, есть основания пред­ полагать в ближайшие годы увеличение количества ДТП и числа пострадавших в них людей. Поэтому дальнейшее развитие ГАИ, совершенствова­ ние механизмов ее деятельности диктуются необходи­ мостью усиления государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с этим главной целью развития ГАИ является обеспечение более высокого уровня защищен­ ности участников дорожного движения от ДТП и пре­ ступлений и их последствий при одновременном завое­ вании уважения и симпатий населения к службе ГАИ. На первом этапе (до 2000 г.) предусматривается опти­ мизировать функционирование системы ГАИ и прежде всего на направлениях контрольно-надзорной деятель­ ности, дорожно-патрульной службы (далее — ДПС), де­ ятельности, ориентированной на укрепление связи с населением. На втором этапе (до 2005 г.) планируется достижение главной цели, определенной Концепцией. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: ......... ,п ,х. , — лрвыбйть 5 Ф°Чань организационно-управленческои деятелвностж и '>’яг 1 тви''поп он“' — разработать методики и тактику действий всех ка­ тегорий сотрудников ГАИ с учетом передового отечествен­ ного и зарубежного опыта; — создать эффективную нормативную правовую базу деятельности ГАИ; . — довести ресурсное обеспечение службы, в первую очередь специальными техническими средствами, ком­ пьютерной техникой, до установленных норм; — укрепить и развить деловое сотрудничество со все­ ми субъектами обеспечения безопасности дорожного движения, расширить взаимовыгодное международное сотрудничество; — повысить уровень подготовки кадров, обеспечить высокий профессионализм и воспитание личного соста­ ва ГАИ в духе непримиримости к правонарушителям. Ф И з а го р о д ом у пат рульного — работы непочатый кр а й • Идут занят ия л и ч н о го состава ф Б уд н и с п е ц и а л ь н о й служ бы умышленно создающим угрозу жизни и здоровью участ­ ников дорожного движения, справедливости в примене­ нии мер правового воздействия, внимательного отноше­ ния к гражданам, оказание им всесторонней помощи. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГАИ 2 .1 . ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАИ. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности ГАИ будет направлено на совершенство­ вание правового статуса ГАИ как специального органа государственного надзора и контроля в сфере обеспече­ ния безопасности дорожного движения. В этих целях предполагается: — подготовить предложения по приведению норма- ' тивных правовых актов, регламентирующих деятель­ ность ГАИ, в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе с документами о надзорных и иных государственных орга­ нах, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения, а также с международными обя­ зательствами и международными правовыми стандарта­ ми; — активизировать участие в подготовке и сопровож­ дении в инстанциях законопроектов «Об обязательном страховании гражданской ответственности водителей автотранспортных средств», «О дорожных фондах», иных законопроектов в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», разработать про­ ект федерального закона «О Государственной автомо­ бильной инспекции Министерства внутренних дел Рос­ сийской Федерации»; — принять участие в подготовке предложений в про­ ект Кодекса Российской Федерации об административ­ ных правонарушениях в части, касающейся сферы до­ рожного движения, предложений по изменению и до­ полнению Гражданского кодекса Российской Федерации в части урегулирования права владения, пользования и распоряжения автотранспортными средствами; — внести в установленном порядке предложения в соответствующие проекты межправительственных согла­ шений по вопросам обеспечения безопасности дорожно­ го движения; — подготовить предложения по совершенствованию правового механизма взаимодействия ГАИ с другими службами органов внутренних дел, участвующими в обеспечении безопасности дорожного движения и борь­ бе с преступностью; — разработать детализированные нормативные акты по всем линиям деятельности ГАИ, конкретно опреде­ ляющие цели, задачи, полномочия, структуру, а также должностные инструкции основных категорий сотруд­ ников ГАИ; провести сравнительно- 1 ^р^редда анализ норматив­ ных актов субъектОД Россиир^о '^^едерации по Допро­ сам обеспечения безопасности дорожного движения на предмет их соответствия федеральному законодательству и подготовить предложения по созданию системы конт­ роля за приведением этих актов в соответствие с феде­ ральным законодательством; — создать ведомственную автоматизированную базу данных о нормативных актах, регламентирующих дея­ тельность ГАИ. На втором этапе (до 2005 г.) предполагается внести в установленном порядке предложения и принять учас­ тие в подготовке законопроекта «О правилах дорожно­ го движения». 2 .2 . СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО­ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ. Повышение эффективности деятельности ГАИ требу­ ет вскрытия резервов, прежде всего, в сфере управления. Основными направлениями будут являться следующие. Усиление значимости аналитической работы по уг­ лубленному изучению причин ДТП, влияния правопри­ менительной деятельности и других мер на предупреж­ дение ДТП, особенно таких ее элементов, как анализ, прогноз, выработка упреждающих контрмер. Продолжение реализации принципов децентрализа­ ции управления. Планируется дальнейшее укрепление звена подразделений ГАЙ горрайорганов, передача в их ведение дополнительных функций. Предполагается от­ работать эффективный механизм взаимодействия при решении задач обеспечения правопорядка в сфере дорож­ ного движения с подразделениями милиции обществен­ ной безопасности, а также муниципальных органов ох­ раны общественного порядка. Будет развиваться линия на придание подразделениям ГАЙ горрайорганов стату­ са юридических лиц. Продолжение курса на обеспечение организационно­ го единства всех подразделений ГАИ, расположенных на одной территории, путем подчинения сил и средств Главному государственному автомобильному инспекто­ ру соответствующего административно-территориально­ го образования. Упорядочение организационных струк­ тур аппаратов и подразделений ГАИ, с точки зрения их унификации, с учетом региональных особенностей и ре­ ально выполняемых объемов работы. Усиление субординационной вертикали подчиненно­ сти главных государственных автомобильных инспек­ торов по вопросам государственного контроля и надзо­ ра в области обеспечения безопасности дорожного дви­ жения. Повышение роли штабных подразделений в аппара­ тах ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Феде­ рации с возложением на них функции оперативного ре­ агирования на складывающуюся обстановку с обеспече­ нием безопасности дорожного движения, чрезвычайные ситуации. Разработка на научной основе нормативов штатной численности основных должностных категорий работ­ ников ГАИ, в установленном порядке внесение предло­ жений о введении таких нормативов актами Президен­ та Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Определение критериев оценки деятельнос­ ти по уровням управления. Особое внимание предпола­ гается уделить критериям оценки деятельности инспек­ торского состава ДПС с учетом активности выявления нарушений, создающих реальную угрозу безопасности движения. Продолжение работы по созданию Федеральной ин­ формационной системы ГАИ (далее — ФИС ГАИ) с уче­ том перспективных требований интеграции ее в единое информационное пространство МВД России. В ^^ополнение к существующим подсистемам плани­ руется создать подсистемы: «Учет автомототранспорта», «Водитель», «Административная практика», обеспечить возможность непосредственного доступа к информации с рабочих мест сотрудникам ГАИ. Предстоит интегриро­ вать в единую систему ФИС ГАИ все региональные ин­ фосистемы ГАИ. Будет расширено взаимодействие с сис­ темами других служб МВД России, а также правоохра­ нительных органов и заинтересованных организаций. На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжена работа по повышению результативности деятельности ГАИ. Будут скорректированы критерии оценки с учетом по­ вышения удельного веса оценок, получаемых в ходе изучения общественного мнения. Планируется завер­ шить переход на современные технологии сбора, обра­ ботки, хранения и передачи информации, а также обес­ печить удаленный доступ к банкам данных, изучить вопрос о нормировании времени прибытия нарядов ГАИ на места ДТП. Предполагается проведение дальнейшей работы по усилению подразделений ГАИ горрайорганов. 2 .3 . КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. При выполнении надзорных , специальных кон т ­ рольных и разрешительных функций предстоит повы­ сить эффективность воздействия ГАИ на безопасность состояния транспортных средств, дорожных условий и надежность водителей. В этой работе будет существенно усилено внимание к повышению культуры сотрудников ГАИ, оказанию со­ действия гражданам в защите их прав. Предполагается разработать механизм эффективно­ го влияния ГАИ на деятельность предприятий транспор­ тно-дорожного комплекса, не обеспечивающих соблю­ дение требований в сфере обеспечения безопасности до­ рожного движения. Будет активизировано участие ГАИ в развитии систе­ мы сертификации транспортных средств, запасных час­ тей к ним и предметов дополнительного оборудования, технических средств ГАИ и организации дорожного дви­ жения, а также в совершенствовании государственного контроля за технической исправностью транспортных средств, находящихся в эксплуатации . Планируется поэтапное введение обязательной инструментальной проверки технического" состояния транспортных средств при проведении государственного технического осмот­ ра, в первую очередь (до 2000 г.) транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, специаль­ ных и специализированных транспортных средств для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, а также грузовых автомобилей и прицепов к ним и изготовленных на базе таких автомобилей и прице­ пов специальных и специализированных транспортных средств. Предусматривается разработать систему повтор­ ной сертификации транспортных средств, зарегистриро­ ванных в ГАИ, в конструкцию которых внесены изме­ нения. Предстоит повысить эффективность надзора за соблю­ дением нормативов безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации улиц и дорог и дорожных сооружений. Будет осуществлен переход на применение новейшей контрольно-измерительной аппаратуры для оценки па­ раметров улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения. Планируется повысить требования при лицензирова­ нии работ по проектированию комплексных схем орга­ низации дорожного движения в городах, а также дея­ тельности, связанной со всем циклом проектных, строи­ тельно-монтажных, ремонтных работ и работ по обслу­ живанию технических ^ е д с т в организации-движения, включая светофоры, дорожные знаки, аппаратуру регу­ лирования, автоматизированные системы регулирования дорожного движения и дорожную разметку. Будут шире использоваться возможности Государственного специа­ лизированного монтажно-эксплуатационного предпри­ ятия Министерства внутренних дел Российской Федора- ■ ции для улучшения организации дорожного движения в городах, внедрения автоматизированных систем регу­ лирования и других современных методов и техничес­ ких средств организации дорожного движения. Предстоит оптимизировать процесс регистрации транспортных средств, создать автоматизированные ра­ бочие места, улучшить условия для приема и обслужи­ вания граждан, ликвидировать очереди в регистрацион­ ных подразделениях, создать на базе станций диагнос­ тики ГАИ технические центры ГАИ по проведению госу­ дарственных технических осмотров и регистрации авто­ мототранспорта. Будет завершен переход на единые российские регис­ трационные знаки и документы, соответствующие меж­ дународным требованиям и обязательные для участия водителей и транспортных средств в дорожном движе­ нии. Планируется проведение мероприятий по повыше­ нию защищенности всей специальной продукции, необ- ходи.мой для допуска транспортных средств и водите­ лей к участию в дорожном движении. Предполагается дальнейшее совершенствование сис­ темы предоставления специального права на управле­ ние транспортными средствами, приема квалификаци­ онных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Планируется урегулировать формы и методы работы по участию аппаратов ГАИ в разработке федеральных, ре­ гиональных и местных программ по обеспечению безо­ пасности дорожного движения и контролю за их реали­ зацией. Предстоит упорядочить взаимодействие ГАИ при . осуществлении функций государственного надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с министерствами, ведомствами и организа­ циями, в том числе, осуществляющими и контрольную деятельность в этой сфере. До 2005 г. предусматривается: введение обязательной инструментальной проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре; решение вопросов технического оснащения эк­ заменационных подразделений, включая оборудование площадок для приема экзаменов по вождению в соот­ ветствии с вновь разработанными методиками и обеспе­ чение укомплектованности специальными автомобиля­ ми и мотоциклами; проработка вопроса об установле­ нии процедуры обязательного государственного перио­ дического технического освидетельствования эксплуа­ тационного состояния улиц и дорог в целях подтверж­ дения требованиям безопасности дорожного движения. 2 .4 . РАЗЪЯСНИТЕЛЬНО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Приоритетными направлениями развития и совершен­ ствования разъяснительно-пропагандистской деятельно­ сти на текутций период и ближайшую перспективу дол­ жны стать: — организация системы правового дифференцирован­ ного информирования разных социальных и возрастных групп населения о действующем законодательстве, о ре­ шениях, принимаемых органами власти, по деятельно­ сти ГАИ и в целом по обеспечению безопасности дорож­ ного движения; — повышение эффективности профилактики детско­ го дорожно-транспортного травматизма (активизация де­ ятельности отрядов юных инспекторов движения, под­ готовка методических пособий, рекомендации для детс­ ких учреждений и школ, реализация планового меха­ низма проведения профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях, школах, лицеях и Т.Д.); — проведение общегосударственных и региональных смотров безопасности дорожного движения; образование под эгидой Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного дви­ жения постоянного Комитета по проведению ежегодной «Недели безопасности дорожного движения в России»; — регулярное изучение с привлечением специализи­ рованных организаций общественного мнения, разработ­ ка на основе этого изучения управленческих решений по совершенствованию деятельности ГАИ; — создание специальной телепрограммы на Российс­ ком телевидении для популяризации деятельности ГАИ, (Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz