Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
г : Д Е В И З : Д О В Е Р И Е И Б Е З О И А С Н О С Т Ь ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ^ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА ПЕРИОД 1997-2005 гг. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные п 9 ^ложения проекта Концепции развития Государственной автомобильной инспекции Министер ства внутренних дел Российской Федерации (далее — ГАИ) разработаны с учетом положений Концепции раз вития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 года. Федеральной целевой программы обеспечения безопасности дорожного движения в Рос сии, проекта Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и при нятие соответствующих правил и других норм по безо пасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости — принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся ■на силу закона. Положение о Государственной автомо бильной инспекции Министерства внутренних дел Рос сийской Федерации определяет место и роль этой служ бы в государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливая, что на ГАИ возла гается государственный контроль за соблюдением пра вил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безо пасности дорожного движения . Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Рос сии до ^2005 года устанавливает, что в текущем периоде, ближайшей и отдаленной перспективе предполагается в полном объеме сохранить компетенцию ГАИ. Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (да лее — ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Свыше 70% из общего количе ства смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Происходящее на протяжении последних 5 лет сни жение основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолет ней тенденции роста количества ДТП и числа постра давших в них людей. При этом в текущем году темпы снижения показателей аварийности замедлились. Высокие темпы автомобилизации создают дополни тельные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движении. В пос леднее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц. В настоящее время на 1000 рос сиян приходится немногим более 1 0 0 автомобилей и, как показывает опыт промышленно-развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня на сыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомо билизации и характеризуется резким осложнением об становки с обеспечением безопасцости:(Дорожного дви жения,- ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть стра ны не соответствует фактической интенсивности транс портных потоков. Основные автомагистрали перегруже ны в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных го родах, которая по нормам должна составлять 2,2 — 2,4 километра на квадратный километр территории, факти чески осталась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5 — 1,6 километра на квадрат ный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большин ства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспор тной дисциплины участников дорожного движения . Только в 1996 г. выявлено более 50 млн. нарушений ' правил дорожного движения. При этом широкое распро странение получили нарушения, связанные с сознатель ным невыполнением установленных требований. В то же время уровень функционирования системы дорожного движения страны остается низким, что в оп ределенной степени связано с незавершенностью систем ных рыночных преобразований. С начала реализации программы экономических реформ государственные транспортные предприятия распались, фактически пре кратила функционирование система государственного регулирования деятельности по обеспечению безопасно сти дорожного движения, ориентированная на развитие государственного сектора на автотранспорте, ш> 1 ли уп разднены и специально созданные для этой работы со ответствующие структуры: ведомственные службы безо пасности дорожного движения, пункты предрейсового медицинского осмотра водителей, комиссии обществен ного контроля за безопасностью дорожного движения и т.д. В этих условиях негосударственный сектор, конт роль за которым существенно ограничен, занял домини рующее положение: 90% грузов перевозится автотранс портом предприятий негосударственных форм собствен ности. При этом значительная часть автопарка, а также технических средств транспортной инфраструктуры экс плуатируется за пределами срока службы. Следует констатировать, что в ближайшие годы уро вень аварийности в стране будет в основном определять ся транспортной дисциплиной водителей автомобилей, принадлежащих физическим лицам, с которыми прак тически никакой предупредительно-профилактической работы не проводится. Министерство транспорта Россий ской Федерации ограничивает свою деятельность толь ко транспортно-дорожным комплексом, который не пре дусматривает решение вопросов обеспечения безопасно сти дорожного движения в городах и на транспорте ин дивидуальных владельцев. Прогнозируя развитие ситуации, есть основания пред полагать в ближайшие годы увеличение количества ДТП и числа пострадавших в них людей. Поэтому дальнейшее развитие ГАИ, совершенствова ние механизмов ее деятельности диктуются необходи мостью усиления государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с этим главной целью развития ГАИ является обеспечение более высокого уровня защищен ности участников дорожного движения от ДТП и пре ступлений и их последствий при одновременном завое вании уважения и симпатий населения к службе ГАИ. На первом этапе (до 2000 г.) предусматривается опти мизировать функционирование системы ГАИ и прежде всего на направлениях контрольно-надзорной деятель ности, дорожно-патрульной службы (далее — ДПС), де ятельности, ориентированной на укрепление связи с населением. На втором этапе (до 2005 г.) планируется достижение главной цели, определенной Концепцией. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: ......... ,п ,х. , — лрвыбйть 5 Ф°Чань организационно-управленческои деятелвностж и '>’яг 1 тви''поп он“' — разработать методики и тактику действий всех ка тегорий сотрудников ГАИ с учетом передового отечествен ного и зарубежного опыта; — создать эффективную нормативную правовую базу деятельности ГАИ; . — довести ресурсное обеспечение службы, в первую очередь специальными техническими средствами, ком пьютерной техникой, до установленных норм; — укрепить и развить деловое сотрудничество со все ми субъектами обеспечения безопасности дорожного движения, расширить взаимовыгодное международное сотрудничество; — повысить уровень подготовки кадров, обеспечить высокий профессионализм и воспитание личного соста ва ГАИ в духе непримиримости к правонарушителям. Ф И з а го р о д ом у пат рульного — работы непочатый кр а й • Идут занят ия л и ч н о го состава ф Б уд н и с п е ц и а л ь н о й служ бы умышленно создающим угрозу жизни и здоровью участ ников дорожного движения, справедливости в примене нии мер правового воздействия, внимательного отноше ния к гражданам, оказание им всесторонней помощи. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГАИ 2 .1 . ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАИ. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности ГАИ будет направлено на совершенство вание правового статуса ГАИ как специального органа государственного надзора и контроля в сфере обеспече ния безопасности дорожного движения. В этих целях предполагается: — подготовить предложения по приведению норма- ' тивных правовых актов, регламентирующих деятель ность ГАИ, в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе с документами о надзорных и иных государственных орга нах, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения, а также с международными обя зательствами и международными правовыми стандарта ми; — активизировать участие в подготовке и сопровож дении в инстанциях законопроектов «Об обязательном страховании гражданской ответственности водителей автотранспортных средств», «О дорожных фондах», иных законопроектов в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», разработать про ект федерального закона «О Государственной автомо бильной инспекции Министерства внутренних дел Рос сийской Федерации»; — принять участие в подготовке предложений в про ект Кодекса Российской Федерации об административ ных правонарушениях в части, касающейся сферы до рожного движения, предложений по изменению и до полнению Гражданского кодекса Российской Федерации в части урегулирования права владения, пользования и распоряжения автотранспортными средствами; — внести в установленном порядке предложения в соответствующие проекты межправительственных согла шений по вопросам обеспечения безопасности дорожно го движения; — подготовить предложения по совершенствованию правового механизма взаимодействия ГАИ с другими службами органов внутренних дел, участвующими в обеспечении безопасности дорожного движения и борь бе с преступностью; — разработать детализированные нормативные акты по всем линиям деятельности ГАИ, конкретно опреде ляющие цели, задачи, полномочия, структуру, а также должностные инструкции основных категорий сотруд ников ГАИ; провести сравнительно- 1 ^р^редда анализ норматив ных актов субъектОД Россиир^о '^^едерации по Допро сам обеспечения безопасности дорожного движения на предмет их соответствия федеральному законодательству и подготовить предложения по созданию системы конт роля за приведением этих актов в соответствие с феде ральным законодательством; — создать ведомственную автоматизированную базу данных о нормативных актах, регламентирующих дея тельность ГАИ. На втором этапе (до 2005 г.) предполагается внести в установленном порядке предложения и принять учас тие в подготовке законопроекта «О правилах дорожно го движения». 2 .2 . СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ. Повышение эффективности деятельности ГАИ требу ет вскрытия резервов, прежде всего, в сфере управления. Основными направлениями будут являться следующие. Усиление значимости аналитической работы по уг лубленному изучению причин ДТП, влияния правопри менительной деятельности и других мер на предупреж дение ДТП, особенно таких ее элементов, как анализ, прогноз, выработка упреждающих контрмер. Продолжение реализации принципов децентрализа ции управления. Планируется дальнейшее укрепление звена подразделений ГАЙ горрайорганов, передача в их ведение дополнительных функций. Предполагается от работать эффективный механизм взаимодействия при решении задач обеспечения правопорядка в сфере дорож ного движения с подразделениями милиции обществен ной безопасности, а также муниципальных органов ох раны общественного порядка. Будет развиваться линия на придание подразделениям ГАЙ горрайорганов стату са юридических лиц. Продолжение курса на обеспечение организационно го единства всех подразделений ГАИ, расположенных на одной территории, путем подчинения сил и средств Главному государственному автомобильному инспекто ру соответствующего административно-территориально го образования. Упорядочение организационных струк тур аппаратов и подразделений ГАИ, с точки зрения их унификации, с учетом региональных особенностей и ре ально выполняемых объемов работы. Усиление субординационной вертикали подчиненно сти главных государственных автомобильных инспек торов по вопросам государственного контроля и надзо ра в области обеспечения безопасности дорожного дви жения. Повышение роли штабных подразделений в аппара тах ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Феде рации с возложением на них функции оперативного ре агирования на складывающуюся обстановку с обеспече нием безопасности дорожного движения, чрезвычайные ситуации. Разработка на научной основе нормативов штатной численности основных должностных категорий работ ников ГАИ, в установленном порядке внесение предло жений о введении таких нормативов актами Президен та Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Определение критериев оценки деятельнос ти по уровням управления. Особое внимание предпола гается уделить критериям оценки деятельности инспек торского состава ДПС с учетом активности выявления нарушений, создающих реальную угрозу безопасности движения. Продолжение работы по созданию Федеральной ин формационной системы ГАИ (далее — ФИС ГАИ) с уче том перспективных требований интеграции ее в единое информационное пространство МВД России. В ^^ополнение к существующим подсистемам плани руется создать подсистемы: «Учет автомототранспорта», «Водитель», «Административная практика», обеспечить возможность непосредственного доступа к информации с рабочих мест сотрудникам ГАИ. Предстоит интегриро вать в единую систему ФИС ГАИ все региональные ин фосистемы ГАИ. Будет расширено взаимодействие с сис темами других служб МВД России, а также правоохра нительных органов и заинтересованных организаций. На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжена работа по повышению результативности деятельности ГАИ. Будут скорректированы критерии оценки с учетом по вышения удельного веса оценок, получаемых в ходе изучения общественного мнения. Планируется завер шить переход на современные технологии сбора, обра ботки, хранения и передачи информации, а также обес печить удаленный доступ к банкам данных, изучить вопрос о нормировании времени прибытия нарядов ГАИ на места ДТП. Предполагается проведение дальнейшей работы по усилению подразделений ГАИ горрайорганов. 2 .3 . КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. При выполнении надзорных , специальных кон т рольных и разрешительных функций предстоит повы сить эффективность воздействия ГАИ на безопасность состояния транспортных средств, дорожных условий и надежность водителей. В этой работе будет существенно усилено внимание к повышению культуры сотрудников ГАИ, оказанию со действия гражданам в защите их прав. Предполагается разработать механизм эффективно го влияния ГАИ на деятельность предприятий транспор тно-дорожного комплекса, не обеспечивающих соблю дение требований в сфере обеспечения безопасности до рожного движения. Будет активизировано участие ГАИ в развитии систе мы сертификации транспортных средств, запасных час тей к ним и предметов дополнительного оборудования, технических средств ГАИ и организации дорожного дви жения, а также в совершенствовании государственного контроля за технической исправностью транспортных средств, находящихся в эксплуатации . Планируется поэтапное введение обязательной инструментальной проверки технического" состояния транспортных средств при проведении государственного технического осмот ра, в первую очередь (до 2000 г.) транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, специаль ных и специализированных транспортных средств для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, а также грузовых автомобилей и прицепов к ним и изготовленных на базе таких автомобилей и прице пов специальных и специализированных транспортных средств. Предусматривается разработать систему повтор ной сертификации транспортных средств, зарегистриро ванных в ГАИ, в конструкцию которых внесены изме нения. Предстоит повысить эффективность надзора за соблю дением нормативов безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации улиц и дорог и дорожных сооружений. Будет осуществлен переход на применение новейшей контрольно-измерительной аппаратуры для оценки па раметров улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения. Планируется повысить требования при лицензирова нии работ по проектированию комплексных схем орга низации дорожного движения в городах, а также дея тельности, связанной со всем циклом проектных, строи тельно-монтажных, ремонтных работ и работ по обслу живанию технических ^ е д с т в организации-движения, включая светофоры, дорожные знаки, аппаратуру регу лирования, автоматизированные системы регулирования дорожного движения и дорожную разметку. Будут шире использоваться возможности Государственного специа лизированного монтажно-эксплуатационного предпри ятия Министерства внутренних дел Российской Федора- ■ ции для улучшения организации дорожного движения в городах, внедрения автоматизированных систем регу лирования и других современных методов и техничес ких средств организации дорожного движения. Предстоит оптимизировать процесс регистрации транспортных средств, создать автоматизированные ра бочие места, улучшить условия для приема и обслужи вания граждан, ликвидировать очереди в регистрацион ных подразделениях, создать на базе станций диагнос тики ГАИ технические центры ГАИ по проведению госу дарственных технических осмотров и регистрации авто мототранспорта. Будет завершен переход на единые российские регис трационные знаки и документы, соответствующие меж дународным требованиям и обязательные для участия водителей и транспортных средств в дорожном движе нии. Планируется проведение мероприятий по повыше нию защищенности всей специальной продукции, необ- ходи.мой для допуска транспортных средств и водите лей к участию в дорожном движении. Предполагается дальнейшее совершенствование сис темы предоставления специального права на управле ние транспортными средствами, приема квалификаци онных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Планируется урегулировать формы и методы работы по участию аппаратов ГАИ в разработке федеральных, ре гиональных и местных программ по обеспечению безо пасности дорожного движения и контролю за их реали зацией. Предстоит упорядочить взаимодействие ГАИ при . осуществлении функций государственного надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с министерствами, ведомствами и организа циями, в том числе, осуществляющими и контрольную деятельность в этой сфере. До 2005 г. предусматривается: введение обязательной инструментальной проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре; решение вопросов технического оснащения эк заменационных подразделений, включая оборудование площадок для приема экзаменов по вождению в соот ветствии с вновь разработанными методиками и обеспе чение укомплектованности специальными автомобиля ми и мотоциклами; проработка вопроса об установле нии процедуры обязательного государственного перио дического технического освидетельствования эксплуа тационного состояния улиц и дорог в целях подтверж дения требованиям безопасности дорожного движения. 2 .4 . РАЗЪЯСНИТЕЛЬНО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Приоритетными направлениями развития и совершен ствования разъяснительно-пропагандистской деятельно сти на текутций период и ближайшую перспективу дол жны стать: — организация системы правового дифференцирован ного информирования разных социальных и возрастных групп населения о действующем законодательстве, о ре шениях, принимаемых органами власти, по деятельно сти ГАИ и в целом по обеспечению безопасности дорож ного движения; — повышение эффективности профилактики детско го дорожно-транспортного травматизма (активизация де ятельности отрядов юных инспекторов движения, под готовка методических пособий, рекомендации для детс ких учреждений и школ, реализация планового меха низма проведения профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях, школах, лицеях и Т.Д.); — проведение общегосударственных и региональных смотров безопасности дорожного движения; образование под эгидой Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного дви жения постоянного Комитета по проведению ежегодной «Недели безопасности дорожного движения в России»; — регулярное изучение с привлечением специализи рованных организаций общественного мнения, разработ ка на основе этого изучения управленческих решений по совершенствованию деятельности ГАИ; — создание специальной телепрограммы на Российс ком телевидении для популяризации деятельности ГАИ, (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz