Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
28 о х тб р я 1997 г . , Н д 213 (1327) ТР" • / . 8 . И П Е Ц К А Я г а з е т а С1 ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМКРР}.! «РАЙСКОЕ» СРЕДаВО с ШОКОЛАДНЫМ КРЕМОМ Липецкий академический театр драмы имени Л . Н. Толстого показывает комедию Л . Пиранделло «Человек , зверь и добродетель». Руководитель постановки - народный артист России Владимир Пахомов, реж иссер-постановщик - Николай Чебыкин, оформление - заслуж енных худож ников России Ольги Твардовской и Владимира М акушенко. С м ех, вн у тренн и й с м ех возн икает с самого- самого начала спек такля. Аптекарь синьор Тото (на родный артист России Виталий Пономарев) с функциями лица от автора, появившись перед почтенной публикой, ничтоже сумняшеся заявляет: «Действие происходит в наши дни». Да в какие, позвольте, такие наши дни, если Л. Пиранделло уже шесть с лишним десятилетий нет на белом свете. Театр же 4^продолжает «гнуть свое». Вско ре сцену под грохочущую музы ку оккупируют школьники Джильо и Белли, «прикид» и повадки ко торых не оставляют сомнений в их принадлежности к сегодняш нему дню. Да и играют школь ников не по-детски лихо и на пористо артисты из поколения 30-летних — Валентин Веселов и Вячеслав Михеев. Придурко ватый Ноно (Владимир Леонов), сын Переллы (Елена Оленина) дополняют картину резвящихся, своевольных дитятей. На фоне этих трех подрост ков и взрослые персонажи не кажутся столь уж взрослыми. В разновозрастной сценической компании исподволь возникает некая общность, схожесть. И в наши или не в наши дни, в рет р - или модерн-стиле происте кает действие — становится, по сути, не важно. Важна именно общность, «детскость» всех участников комедии. Потому что она — о существах инфантиль ных, малоответственных за свои поступки, не подозревающих о понятии «высокой нравствен ности». Разумеется, сообразуясь с жанром спектакля, следует ска зать несколько иначе: перед нами — люди непосредствен ные, к не слишком-то осознан ному удовольствию для себя пребывающие в подобии среди земноморского «рая». Их жизнь по большому счету необреме нительна, даже если кое у кого не без греха, не без проблем. Но счастливо-беззаботное ста тус кво, равновесие — не пред мет рассмотрения в театре во обще и в данной комедии тоже. Вот слом равновесия и отчаян ные вослед попытки хоть как-то восстановить е го— драматичес кому искусству всегда интерес ны. Комедией движет анекдоти ческая ситуация — фантазия на банально-классическую анек- дотную тему «Муж вернулся из командировки» Капитан Перел- ла (народный артист России Михаил Янко) возвращается из плавания к нелюбимой, но за конной жене. Та же — беремен на от профессора Паолино (Владимир Авраменко). Задача: быстро достичь интимного мира в семействе Переллов, Но как? Полагаться на естественное развитие событий, на взаимную тягу мужа и жены после долгой разлуки — здесь бессмыслен но. Для сохранения «рая» тре буется что-нибудь противопо ложно схожее с райским ябло ком, И тут появляется брат синьора Тото доктор Нино Пу- лейо (его, способного с по мощью соответствующего лю бовного снадобья повернуть сюжет к лучшему, играет вновь В. Пономарев), В результате — остается уповать на то, чтобы капитан съел-таки кусочек тор та с шоколадным кремом, к ко торому приложил руку доктор. «Человек, зверь и доброде тель» не входит в число знаме нитых пьес Л. Пиранделло. По первому впечатлению, комедия кажется всего-навсего изящно пикантным «пустячком». Вроде бы автор при ее написании от дыхал, заполняя паузу между созданием произведений, при несших ему мировую извес тность. Л. Пиранделло, однако, и здесь остался самим собой, прибегнув к неизменному для себя принципу построения пьес на полюсах (порою не без тру да различимых) суть и види мость, актерство и неактерст- во, добродетельность и пороч ность, неизменно.сть и перемен чивость и т. п. Правда, в спек такле вскользь говорятся и быс тро забываются первостепенной для итальянского писателя зна чимости слова о важности дома, семейного очага (опорных по нятий длгу. человека, которому, бывает, некуда, не к кому при ткнуться). И о разного рода ли цедеях (бескорыстных, умелых профессионалах и любителях попритворствовать ради своей выгоды). Забываются — да не надо забывать, что перед нами — не драматургическая квинтэс сенция размышлений Л. Пиран делло, Перед нами — легко вос принимаемое зрелище, где в ка честве морали вполне достаточ но ответа на вопрос: насколько хорошо, уместно, особенно если глядеть со стороны , быть взрослыми детьми? Ответ двояк. С одной сторо ны, конечно, неплохо — полно ощущаешь радость жизни, спон танно откликаешься на ее ра достные мгновения. С иной, не столь уж и хорошо — ведь от нюдь не каждой ситуации дет скость приходится впору и от того способна вызвать гамму эмоций от гнева раздражения до иронии, улыбчивого настро ения. Последние эмоции, понят но, безоговорочно и превалиру ют в спектакле. Артисты, «слег ка», легко проникшись эстети кой комедии, достигают нужно го эффекта во многом благо даря несхожести с привычным мнением о том или ином дей ствующем лице. Так, Паолино совсем незна чительно напоминает профессо ра как такового. Разве что рас сеянностью (пиджак у В, Авра менко упорно застегнут не на ту пуговицу). Все суетливые по мыслы Паолино едва касаются нивы просвещения и сосредо точены на возможности поско рее, повернее исправить создав шееся положение. Молодая ак триса Е. Оленина и не ставит перед собой задачу сыграть матрону, мать семейства; она играет состояние капитановой жены — запросто соблазненной другим, покинутой супругом и" потому, по указке другого, пы тающейся неуклюже-нарочито- зазывными позами соблазнить мужлана-капитана. М. Янко весь в стихии не- поддающегося на уловки жены, отметающего их скандалиста. Очень уж в разных психофизи ческих категориях находятся муж и жена. Капитана ждет-не дождется под стать ему несрав ненно более «крутая любовь» — и воистину остается уповать лишь на чудо, подсыпанное в шоколадный крем. Вопреки изначально зависи мому положению, отнюдь не робки экономка профессора Розария (Любовь Кабанова) и особенно служанка в доме Пе реллов Грация (заслуженная артистка России Зинаида Горя чева). Оттолкнувшись от имени служанки, 3. Горячева показы вает эдакую грациозность на оборот, которая явно напомина ет «последнюю молодость» представительницы древнейшей профессии. Колоритным выгля дит эпизод с матросом (Хуррам Касымов). Роль — проходная, служебная, но артист весьма игриво, прибегнув к помощи ко локольчика, вводит публику в курс любовного увлечения капи тана, объясняя, чем оно неодо лимее супружеского. Сказка — ложь, да в ней на мек... «Намек» в анекдотической комедии Л. Пиранделло налицо. Инфантилизм, нравственная, да и интеллектуальная ограничен ность взрослых милы, забавны, терпимы лишь на сцене. Вне ее эти качества вызывают, по пре имуществу, отрицательное к себе отношение. Очевиден и еще один «намек», который те атр в очередной раз за послед ние годы дает зрителям. Свои ми веселыми спектаклями он пытается изменить стереотип ное мнение исключительно о со бственной «основательности», о приверженности только к серь езной классике, трудновоспри- нимаемой частью публики. Два представления а ля Чехонте, «Скупой», «Дамы и гусары», «Мы идем смотреть «Чапаева», «Две ри хлопают», «Таланты и поклон ники», «Липецкие воды», теперь еще и «Человек, зверь и добро детель» в репертуаре труппы — создают совсем иную картину ее сценического настроя. Так что кто говорит: «В Липецком теат ре скучно. Сколько ж можно ста вить Чехова?» — тот просто в нем давненько не бывал. Схо дите в театр! Сегодня, сейчас. К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н . Н а сним ке (слева н ап р а во ) : М . Янко , В . Аврам ен ко и Е . О л е н и н а в с ц е н е и з спектакля. Фото Александра КОЗИНА . (О ко н ч а н и е . Н ачало на 1 -й с т р . ) л ав а Б о гу , п о ка еще она не дошел до того состояния, которое продик товало другой матери отча я нны е , п р о н з и т е л ь ны е строки того самого письма: «Милый сын! Не ум и р а й стократно...» И так хочется, чтобы этого и не случилось. Самое тяжелое для тех, чей близкий попал в нарко тический плен, — ощущение бессилия и безысходности. Ты все готов сделать, чтобы спасти. И — практически ни чего не можешь... Будем смотреть правде в глаза: собственно, в по добном положении не толь ко мать, отец, жена нарко мана, но и все наше общ ес тво. Мы все оказались не подготовленными к борьбе с этим смертельным злом. Со злом, которое спер ва представляется добром , дарит приятные ощущения, п е р еж и в а н и я . И че л о в е к думает: ну, ладно, попро бую еще разок, а там — ос тановлюсь, разве я не спо собен взять себя в руки? Но это — самообман. Ло - вушка-то уже захлопнулась. При чем , чем ты м олож е , тем быстрее возникает не одолимая наркотическая за висимость. И вот все помыс лы сводятся к одному: лю бой ценой добыть наркотик. Все остальное — неважно. Даже еда. Даже слезы ма тери . Кто он, наркоман, — пре ступник или жертва? Д а , по началу человек совершает преступление против себя самого. Но позже жертвой е го мо гут стать и др у ги е люди. Вот всего два из множес тва примеров. Алексей Шабрин. 21 год. На скамье подсудимых — в третий раз. Попробовал на ркотик еще учась в Т У -26 . В армии, тем не менее , об ходился без него . Однако, вернувшись на «гражданку», опять пристрастился к опию. Дважды лечился . Б е з р е зультатно. Ему нужно было по два-три раза в день вво дить в вену отвар «черняш- ки». А денег не было. И он начал красть. Третья судимость. И ни кто не знает, никто не даст ответа, станет ли она пос ледней . Наркоманный стаж Оль ги Смыкало не так уж и ве лик: полтора года. Сперва она «баловалась» этим не часто. Но потом кололась ежедневно . А это обходи- ТРА ГЕЛИЯ « М ИЛ Ы И С Ы Н! Н Е У М И РАЙ СЮ К Р А ТН О... » лось н ед еш ево , тем более что она нигде не работала. И вот как -то раз Ольга запри метила в автобусе двух де ти ш ек — семилетнюю Свету и десятилетнего Дениса . У д е вочки в ушах были золотые серьги. Когда дети вышли у Ни жнего парка, Ольга двинулась за ними. Заманив их подаль ше, куда-то к зоопарку, схва тила девочку за шею : «Бу дешь кричать — задушу». Ей очень нужны были эти серь ги. Ей нужна была очередная ежедневная порция «черняш- ки». И она не могла и не хо тела пожалеть чужую девоч ку. Как не могла и не умела п ож ал е ть , п ощ ад и ть свою собственную трехлетнюю Га лочку: в прошлом году Оль га Смыкало была лишена ма теринских прав. Сколько лет этой ж енщ и не? Девятнадцать. Опять так далеко до тридцати ... Иногда в разговоре со ста риками мне доводится слы шать: «А стоит ли поднимать такой шум? Ну, молодые, глу пые. Колятся — пусть себе колятся. Надоест — переста нут. Вырастут — поймут. В конце концов, все моды, ко торыми у в л е к а е т с я м о л о дежь, проходят без следа». Вырастут — поймут? Д а нет, они не вырастут — не ус пеют. И даже очень пожелав «завязать», — не сумеют это го сделать. Во многих случа ях — и с помощью лекарств. Универсальных и эффектив ных методов излечения на ркомании нет. О наркомане, даже нашедшем в себе силы бросить, не говорят «выле чился», говорят— «пролечил ся»... А кто-то на этих страшных трагедиях сколачивает себе состояния. «Липецкая газета» уже называла имена некото рых сбытчиков. Я только до бавлю некоторые подробнос ти. В июне за сбыт наркоти ков Левобережный районный суд Липецка осудил на семь лет лишения свободы Вален тину Лебедеву 43 лет. В О к тябрьском суде приговоре на к пяти годам Лидия Гри ценко . Ей 4 8 . Мать двоих н е с о в е рш е н н о л е т н и х д е тей. Она продавала мариху ану воспитанникам техучи- лищ , музыкального учили ща, технического универси тета. В июле Советский рай суд при говорил к д е ся ти годам лишения свободы с конф искацией им ущ ества Веру Л е б е д ев у . У нее на квартире в сейфе, вмонти р о в а н н о м в м еб ел ь н ую стенку, нашли 18 полиэти леновых пакетиков опия, 21 папиросу с марихуаной, — заметьте, одна такая папи роса стоит 2 0 -3 0 тысяч руб лей, да ещ е шесть пакети ков с опием были спрятаны в пылесосе. В е р е Л е б е д е в о й 4 5 . После десятилетки занима лась на курсах бухгалтеров, работала на Липецком хла докомбинате , на аптечном складе. Впрочем, трудовой стаж у нее невелик — всего пять лет. Уверяет, что зани малась коммерческой д е я тельностью. Какой именно — не говорит. Но обыск по казал — какой. В ее квартире были опи саны телевизоры «Сони» и «Тошиба», два музыкальных центра — «Сони» и «Панасо ник», плейер . Обнаружено и 28 изделий из золота, в том числе — 15 колец , из них 4 обручальных, кулоны, кресты и прочее... Такая вот «коммерция»... Боюсь, что она никогда не пыталась представи ть с еб е гл а за м атерей , чьих детей она травила. И ее не задели бы строки из этого письма : «Милый сын! Не умирай стократно...» Николай У С И К , з ам е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я о б л а с тн о го с у д а , поче тны й гр аж д а н и н г . Л и п е ц к а . Ж Е ПРОМСТРОЙБАНК р о и и С е р д е ч н о п о з д р а в л я е м с ю б и л е е м н а ш м ж у в а ж а е м ы х в а м е н т в в ^ к о / ^ п е м т и в / Ч и п е ц в о г а р е г м о н а / ч ъ н о г а ф и / 1 и а а а П р о м с т р о й б а н к а П о с е н н и в с е х б ы в ш и х р а б о т н и к о в С т р о й б а н к а и П р о м с т р о й б а н к а С С С П . Ж е / т а е м В а м , а т а к ж е в с е м н н п ч а н а м / д о б р о г о з / 1 о р о в ъ я , б / т а г о п о н у ч н я , у с п е х о в в / а р е н а х н л и ч н о г о с ч а с т ь я . Совет дирекции Липецкого регионального филиала ПРОМСТРОЙБАНКА РОССИИ. ш ш ш ш .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz