Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

28 о х тб р я 1997 г . , Н д 213 (1327) ТР" • / . 8 . И П Е Ц К А Я г а з е т а С1 ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМКРР}.! «РАЙСКОЕ» СРЕДаВО с ШОКОЛАДНЫМ КРЕМОМ Липецкий академический театр драмы имени Л . Н. Толстого показывает комедию Л . Пиранделло «Человек , зверь и добродетель». Руководитель постановки - народный артист России Владимир Пахомов, реж иссер-постановщик - Николай Чебыкин, оформление - заслуж енных худож ников России Ольги Твардовской и Владимира М акушенко. С м ех, вн у тренн и й с м ех возн икает с самого- самого начала спек ­ такля. Аптекарь синьор Тото (на­ родный артист России Виталий Пономарев) с функциями лица от автора, появившись перед почтенной публикой, ничтоже сумняшеся заявляет: «Действие происходит в наши дни». Да в какие, позвольте, такие наши дни, если Л. Пиранделло уже шесть с лишним десятилетий нет на белом свете. Театр же 4^продолжает «гнуть свое». Вско­ ре сцену под грохочущую музы­ ку оккупируют школьники Джильо и Белли, «прикид» и повадки ко­ торых не оставляют сомнений в их принадлежности к сегодняш­ нему дню. Да и играют школь­ ников не по-детски лихо и на­ пористо артисты из поколения 30-летних — Валентин Веселов и Вячеслав Михеев. Придурко­ ватый Ноно (Владимир Леонов), сын Переллы (Елена Оленина) дополняют картину резвящихся, своевольных дитятей. На фоне этих трех подрост­ ков и взрослые персонажи не кажутся столь уж взрослыми. В разновозрастной сценической компании исподволь возникает некая общность, схожесть. И в наши или не в наши дни, в рет­ р - или модерн-стиле происте­ кает действие — становится, по сути, не важно. Важна именно общность, «детскость» всех участников комедии. Потому что она — о существах инфантиль­ ных, малоответственных за свои поступки, не подозревающих о понятии «высокой нравствен­ ности». Разумеется, сообразуясь с жанром спектакля, следует ска­ зать несколько иначе: перед нами — люди непосредствен­ ные, к не слишком-то осознан­ ному удовольствию для себя пребывающие в подобии среди­ земноморского «рая». Их жизнь по большому счету необреме­ нительна, даже если кое у кого не без греха, не без проблем. Но счастливо-беззаботное ста­ тус кво, равновесие — не пред­ мет рассмотрения в театре во­ обще и в данной комедии тоже. Вот слом равновесия и отчаян­ ные вослед попытки хоть как-то восстановить е го— драматичес­ кому искусству всегда интерес­ ны. Комедией движет анекдоти­ ческая ситуация — фантазия на банально-классическую анек- дотную тему «Муж вернулся из командировки» Капитан Перел- ла (народный артист России Михаил Янко) возвращается из плавания к нелюбимой, но за ­ конной жене. Та же — беремен­ на от профессора Паолино (Владимир Авраменко). Задача: быстро достичь интимного мира в семействе Переллов, Но как? Полагаться на естественное развитие событий, на взаимную тягу мужа и жены после долгой разлуки — здесь бессмыслен­ но. Для сохранения «рая» тре­ буется что-нибудь противопо­ ложно схожее с райским ябло­ ком, И тут появляется брат синьора Тото доктор Нино Пу- лейо (его, способного с по ­ мощью соответствующего лю­ бовного снадобья повернуть сюжет к лучшему, играет вновь В. Пономарев), В результате — остается уповать на то, чтобы капитан съел-таки кусочек тор ­ та с шоколадным кремом, к ко­ торому приложил руку доктор. «Человек, зверь и доброде­ тель» не входит в число знаме­ нитых пьес Л. Пиранделло. По первому впечатлению, комедия кажется всего-навсего изящно­ пикантным «пустячком». Вроде бы автор при ее написании от­ дыхал, заполняя паузу между созданием произведений, при­ несших ему мировую извес ­ тность. Л. Пиранделло, однако, и здесь остался самим собой, прибегнув к неизменному для себя принципу построения пьес на полюсах (порою не без тру­ да различимых) суть и види­ мость, актерство и неактерст- во, добродетельность и пороч­ ность, неизменно.сть и перемен­ чивость и т. п. Правда, в спек­ такле вскользь говорятся и быс­ тро забываются первостепенной для итальянского писателя зна­ чимости слова о важности дома, семейного очага (опорных по­ нятий длгу. человека, которому, бывает, некуда, не к кому при­ ткнуться). И о разного рода ли­ цедеях (бескорыстных, умелых профессионалах и любителях попритворствовать ради своей выгоды). Забываются — да не надо забывать, что перед нами — не драматургическая квинтэс­ сенция размышлений Л. Пиран­ делло, Перед нами — легко вос­ принимаемое зрелище, где в ка­ честве морали вполне достаточ­ но ответа на вопрос: насколько хорошо, уместно, особенно если глядеть со стороны , быть взрослыми детьми? Ответ двояк. С одной сторо­ ны, конечно, неплохо — полно ощущаешь радость жизни, спон­ танно откликаешься на ее ра­ достные мгновения. С иной, не столь уж и хорошо — ведь от­ нюдь не каждой ситуации дет­ скость приходится впору и от­ того способна вызвать гамму эмоций от гнева раздражения до иронии, улыбчивого настро­ ения. Последние эмоции, понят­ но, безоговорочно и превалиру­ ют в спектакле. Артисты, «слег­ ка», легко проникшись эстети­ кой комедии, достигают нужно­ го эффекта во многом благо­ даря несхожести с привычным мнением о том или ином дей­ ствующем лице. Так, Паолино совсем незна­ чительно напоминает профессо­ ра как такового. Разве что рас­ сеянностью (пиджак у В, Авра­ менко упорно застегнут не на ту пуговицу). Все суетливые по­ мыслы Паолино едва касаются нивы просвещения и сосредо­ точены на возможности поско­ рее, повернее исправить создав­ шееся положение. Молодая ак ­ триса Е. Оленина и не ставит перед собой задачу сыграть матрону, мать семейства; она играет состояние капитановой жены — запросто соблазненной другим, покинутой супругом и" потому, по указке другого, пы­ тающейся неуклюже-нарочито- зазывными позами соблазнить мужлана-капитана. М. Янко весь в стихии не- поддающегося на уловки жены, отметающего их скандалиста. Очень уж в разных психофизи­ ческих категориях находятся муж и жена. Капитана ждет-не дождется под стать ему несрав­ ненно более «крутая любовь» — и воистину остается уповать лишь на чудо, подсыпанное в шоколадный крем. Вопреки изначально зависи­ мому положению, отнюдь не робки экономка профессора Розария (Любовь Кабанова) и особенно служанка в доме Пе­ реллов Грация (заслуженная артистка России Зинаида Горя­ чева). Оттолкнувшись от имени служанки, 3. Горячева показы­ вает эдакую грациозность на­ оборот, которая явно напомина­ ет «последнюю молодость» представительницы древнейшей профессии. Колоритным выгля­ дит эпизод с матросом (Хуррам Касымов). Роль — проходная, служебная, но артист весьма игриво, прибегнув к помощи ко­ локольчика, вводит публику в курс любовного увлечения капи­ тана, объясняя, чем оно неодо­ лимее супружеского. Сказка — ложь, да в ней на­ мек... «Намек» в анекдотической комедии Л. Пиранделло налицо. Инфантилизм, нравственная, да и интеллектуальная ограничен­ ность взрослых милы, забавны, терпимы лишь на сцене. Вне ее эти качества вызывают, по пре­ имуществу, отрицательное к себе отношение. Очевиден и еще один «намек», который те ­ атр в очередной раз за послед­ ние годы дает зрителям. Свои­ ми веселыми спектаклями он пытается изменить стереотип­ ное мнение исключительно о со­ бственной «основательности», о приверженности только к серь­ езной классике, трудновоспри- нимаемой частью публики. Два представления а ля Чехонте, «Скупой», «Дамы и гусары», «Мы идем смотреть «Чапаева», «Две­ ри хлопают», «Таланты и поклон­ ники», «Липецкие воды», теперь еще и «Человек, зверь и добро­ детель» в репертуаре труппы — создают совсем иную картину ее сценического настроя. Так что кто говорит: «В Липецком теат ­ ре скучно. Сколько ж можно ста­ вить Чехова?» — тот просто в нем давненько не бывал. Схо­ дите в театр! Сегодня, сейчас. К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н . Н а сним ке (слева н ап р а ­ во ) : М . Янко , В . Аврам ен ко и Е . О л е н и н а в с ц е н е и з спектакля. Фото Александра КОЗИНА . (О ко н ч а н и е . Н ачало на 1 -й с т р . ) л ав а Б о гу , п о ка еще она не дошел до того состояния, которое продик ­ товало другой матери отча ­ я нны е , п р о н з и т е л ь ны е строки того самого письма: «Милый сын! Не ум и р а й стократно...» И так хочется, чтобы этого и не случилось. Самое тяжелое для тех, чей близкий попал в нарко ­ тический плен, — ощущение бессилия и безысходности. Ты все готов сделать, чтобы спасти. И — практически ни ­ чего не можешь... Будем смотреть правде в глаза: собственно, в по ­ добном положении не толь ­ ко мать, отец, жена нарко ­ мана, но и все наше общ ес ­ тво. Мы все оказались не ­ подготовленными к борьбе с этим смертельным злом. Со злом, которое спер ­ ва представляется добром , дарит приятные ощущения, п е р еж и в а н и я . И че л о в е к думает: ну, ладно, попро ­ бую еще разок, а там — ос ­ тановлюсь, разве я не спо ­ собен взять себя в руки? Но это — самообман. Ло - вушка-то уже захлопнулась. При чем , чем ты м олож е , тем быстрее возникает не ­ одолимая наркотическая за ­ висимость. И вот все помыс­ лы сводятся к одному: лю ­ бой ценой добыть наркотик. Все остальное — неважно. Даже еда. Даже слезы ма ­ тери . Кто он, наркоман, — пре ­ ступник или жертва? Д а , по ­ началу человек совершает преступление против себя самого. Но позже жертвой е го мо гут стать и др у ги е люди. Вот всего два из множес ­ тва примеров. Алексей Шабрин. 21 год. На скамье подсудимых — в третий раз. Попробовал на ­ ркотик еще учась в Т У -26 . В армии, тем не менее , об ­ ходился без него . Однако, вернувшись на «гражданку», опять пристрастился к опию. Дважды лечился . Б е з р е ­ зультатно. Ему нужно было по два-три раза в день вво­ дить в вену отвар «черняш- ки». А денег не было. И он начал красть. Третья судимость. И ни ­ кто не знает, никто не даст ответа, станет ли она пос ­ ледней . Наркоманный стаж Оль­ ги Смыкало не так уж и ве ­ лик: полтора года. Сперва она «баловалась» этим не ­ часто. Но потом кололась ежедневно . А это обходи- ТРА ГЕЛИЯ « М ИЛ Ы И С Ы Н! Н Е У М И РАЙ СЮ К Р А ТН О... » лось н ед еш ево , тем более что она нигде не работала. И вот как -то раз Ольга запри ­ метила в автобусе двух де ти ­ ш ек — семилетнюю Свету и десятилетнего Дениса . У д е ­ вочки в ушах были золотые серьги. Когда дети вышли у Ни ­ жнего парка, Ольга двинулась за ними. Заманив их подаль­ ше, куда-то к зоопарку, схва ­ тила девочку за шею : «Бу ­ дешь кричать — задушу». Ей очень нужны были эти серь ­ ги. Ей нужна была очередная ежедневная порция «черняш- ки». И она не могла и не хо ­ тела пожалеть чужую девоч ­ ку. Как не могла и не умела п ож ал е ть , п ощ ад и ть свою собственную трехлетнюю Га ­ лочку: в прошлом году Оль­ га Смыкало была лишена ма ­ теринских прав. Сколько лет этой ж енщ и ­ не? Девятнадцать. Опять так далеко до тридцати ... Иногда в разговоре со ста ­ риками мне доводится слы­ шать: «А стоит ли поднимать такой шум? Ну, молодые, глу­ пые. Колятся — пусть себе колятся. Надоест — переста ­ нут. Вырастут — поймут. В конце концов, все моды, ко ­ торыми у в л е к а е т с я м о л о ­ дежь, проходят без следа». Вырастут — поймут? Д а нет, они не вырастут — не ус ­ пеют. И даже очень пожелав «завязать», — не сумеют это ­ го сделать. Во многих случа­ ях — и с помощью лекарств. Универсальных и эффектив ­ ных методов излечения на ­ ркомании нет. О наркомане, даже нашедшем в себе силы бросить, не говорят «выле ­ чился», говорят— «пролечил­ ся»... А кто-то на этих страшных трагедиях сколачивает себе состояния. «Липецкая газета» уже называла имена некото ­ рых сбытчиков. Я только до ­ бавлю некоторые подробнос ­ ти. В июне за сбыт наркоти ­ ков Левобережный районный суд Липецка осудил на семь лет лишения свободы Вален ­ тину Лебедеву 43 лет. В О к ­ тябрьском суде приговоре ­ на к пяти годам Лидия Гри ­ ценко . Ей 4 8 . Мать двоих н е с о в е рш е н н о л е т н и х д е ­ тей. Она продавала мариху ­ ану воспитанникам техучи- лищ , музыкального учили ­ ща, технического универси ­ тета. В июле Советский рай ­ суд при говорил к д е ся ти годам лишения свободы с конф искацией им ущ ества Веру Л е б е д ев у . У нее на квартире в сейфе, вмонти ­ р о в а н н о м в м еб ел ь н ую стенку, нашли 18 полиэти ­ леновых пакетиков опия, 21 папиросу с марихуаной, — заметьте, одна такая папи ­ роса стоит 2 0 -3 0 тысяч руб ­ лей, да ещ е шесть пакети ­ ков с опием были спрятаны в пылесосе. В е р е Л е б е д е в о й 4 5 . После десятилетки занима ­ лась на курсах бухгалтеров, работала на Липецком хла ­ докомбинате , на аптечном складе. Впрочем, трудовой стаж у нее невелик — всего пять лет. Уверяет, что зани ­ малась коммерческой д е я ­ тельностью. Какой именно — не говорит. Но обыск по ­ казал — какой. В ее квартире были опи ­ саны телевизоры «Сони» и «Тошиба», два музыкальных центра — «Сони» и «Панасо ­ ник», плейер . Обнаружено и 28 изделий из золота, в том числе — 15 колец , из них 4 обручальных, кулоны, кресты и прочее... Такая вот «коммерция»... Боюсь, что она никогда не пыталась представи ть с еб е гл а за м атерей , чьих детей она травила. И ее не задели бы строки из этого письма : «Милый сын! Не умирай стократно...» Николай У С И К , з ам е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я о б л а с тн о го с у д а , поче тны й гр аж д а н и н г . Л и п е ц к а . Ж Е ПРОМСТРОЙБАНК р о и и С е р д е ч н о п о з д р а в л я е м с ю б и л е е м н а ш м ж у в а ж а е м ы х в а м е н т в в ^ к о / ^ п е м т и в / Ч и п е ц в о г а р е г м о н а / ч ъ н о г а ф и / 1 и а а а П р о м с т р о й б а н к а П о с е н н и в с е х б ы в ш и х р а б о т н и к о в С т р о й б а н к а и П р о м с т р о й б а н к а С С С П . Ж е / т а е м В а м , а т а к ж е в с е м н н п ч а н а м / д о б р о г о з / 1 о р о в ъ я , б / т а г о п о н у ч н я , у с п е х о в в / а р е н а х н л и ч н о г о с ч а с т ь я . Совет дирекции Липецкого регионального филиала ПРОМСТРОЙБАНКА РОССИИ. ш ш ш ш .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz