Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
1 ф е вр а л я 1 9 9 7 г . , № 2 1 - 2 2 ( 1 3 3 5 - 1 3 3 6 ) ЩИПЕЦКАЯ •/Ж газета С О В Е Т У Е М Р О Д И Т Е Л Я М ВАШ РЕБЕНОК - ПЕРВОКЛАССНИК Задумаемся: часто ли в суете мирских дел мы по достоин ству оцениваем тихий и мудрый подвиг наших самых близких людей — матерей. Незамысловатый, но трогательный рассказ ж урналиста А. ЯГУНОВА (на примере конкретной семьи) — об этом . ч г Оля вышла замуж рано, еще на первом курсе инсти тута. С мужем были так дружны и близки душевно, что, казалось, не существо вало на свете силы, способ ной помешать их счастью. Все у них было общим: лю бимые книги и фильмы, ув лечение музыкой, спортом, дальние поездки на велоси педах. И профессия была одинаковой: инженеры-ме таллурги. По вечерам в их маленькую комнату стека лись многочисленные друзья — веселая ватага, все знаю щая, вечно спорящая. Через час уже в квартире стоял дым и гам, до хрипоты дискути ровали о новом спектакле, слушали новую, цдасхцйку..,^- Вместе со в, 9 ,^;ящ,ивррда приходила сестра одного из друзей — Рита. Ее можно было бы назвать красавицей — пышные волосы, персикр-; вый румянец — если бы не, отсутствие в чертах ее лица живого выражения. Весь ве чер она обычно молчала. Друзья, посмеиваясь, шути ли: «Опять придет Рита хло пать ресницами». И вот произошло неждан ное — в Риту влюбился муж Оли. Встречались они с Ри той тайком. О своей измене он рассказал сам. Об этом неожиданном и непонятном романе давно знали все друзья, но деликат но хранили тайну. Оля вос приняла новость как преда тельство, унижение, оскор бление, наконец. Мир любви, дружбы, доверия, чем жила всегда, рушился на ее глазах. То, что было ей всего дороже ЧА — самый близкий, родной че ловек — стал чужим. Поэтому, когда предста вилась возможность поступ ления в аспирантуру, в Ле нинград, она, не раздумывая, уехала. После ее отъезда к ним в квартиру тут же переехала мать мужа. Она всегда жила от них отдельно, в поселке, в старом бревенчатом доми ке с небольшим участком. Мать постоянно жила там одна. Напрасно они убежда ли ее жить у них хотя бы зимой. Та решительно отка зывалась: любила свой дом и пуще всего дорожила самос тоятельностью. А теперь переехала без всяких просьб. И с первого же дня там вместе с ней по селилось ожидание возвра щения Оли. На это ожидание настра ивала всех мать. Она писала ей письма, звонила по теле фону, пекла для нее домаш ние пирожки и отправляла посылки в далекий город. Она часто вспоминала ее, го ворила о ней словно невзна чай, но так, словно та вот- вот должна появиться в две рях. Каждая вещь в кварти ре, прибранная и отмытая до блеска матерью, ждала хо зяйку. "9 Вечерами, как и раньше, приходили друзья. Мать слу шала бурные споры, терпели во переносила громкую му зыку, угощала всех ужином. Гости с завидным аппетитом уплетали печеную картошку, селедку с луком, салаты, ко торые были при 1 'отовлены еще Олей. И все поднимали — настоящая хозяйка этот дом | никогда не покидала. Друзья бывали часто. Но Рита при матери не прихо дила ни разу. Мать вела в доме все хо зяйство, а в свободное время читала. Она преклонялась перед Толстым, с нежностью говорила о Чехове, не пропус кала ни одного интересного произведения в «толстых* журналах. Молодых гостей ее присутствие не стесняло, от нее веяло уютом и добро той. Рита же в доме не появ лялась. Муж начал звонить в Ле нинград. Вначале беседы были короткими, затем длин ней. Близилось время Олино го отпуска. Мать сообщала домашние новости, просила ее приехать поскорей. Муж встретил Олю на во кзале: потерянный, винова тый, несчастный, такой же свой и близкий, каким был раньше. Все, что случилось, вдруг показалось наваждени ем, страшным сном. Ни боль воспоминаний о пережитом, ни унижения не могли заглу^, эдить у Оли надежды, прежняя жизнь вернется,.^ Мать мудро уберегла ее б^во-" им крылом, материнское сер дце знало, что, если любовь сильна, она переживет все, Настоящую любовь убить трудно. Она оказалась права. Вскоре в семье родились дети — погодки. Двое маль чишек. Когда младший еще лежал в коляске, удивленно разглядывая мир, старший уже бегал по дому, хватаясь за ножки стульев, падал, сно ва вставал и, топоча, бежал дальше. Потом в доме поя вилась собака — эрдельтерь ер по кличке Дружок. Он ра достно кидался на грудь каж дому гостю, носился по квар тире с громким счастливым лаем. Мальчишки обожали его. Потом они получили но вую хорошую квартиру, в которой хватило бы места всем, в том числе и матери. Но она вернулась в свой ста рый бревенчатый дом и по- прежнему жила там одна. Теперь ее уже звали не ма мой, а бабушкой. Мальчики, с одной сторо ны, радовали родителей — рано начали читать, любили животных, природу, кино... Не жаловались на их пове дение и в школе. А с другой, огорчали беззастенчивостью и безалаберностью. Листая энциклопедию, могли тут же вырезать или вовсе выдрать из тома понравившуюся кар тинку. Разбрасывали и не убирали за собой игрушки, вещи. Росли отчасти потре бителями. Да, впрочем, и было от чего. К тому време ни в доме появился достаток (они оба защитили кандидат ские диссертации). Муж ку пил машину. Не прерыва лись, как в юности, шумные застолья. Летом отдыхали, не скупясь на средства... Как и раньше, приезжа ла в гости бабушка, нагру женная корзинами с яблока ми, банками с вареньем, гри бами, хрустящей квашеной капустой. Мальчишки вос торженно бежали ей навстре чу, душили в неуклюжих объятиях. Бабушка бросала беглый взгляд на поломанные доро гие игрушки, заброшенные на шкаф, на книги с вырван ными страницами. Видела, как внуки, надкусив яблоко, тут же его бросают, чтобы взять другое, показавшееся повкуснее... И однажды ре шительно сказала: — Это лето ребята прове дут у меня. Сами уезжайте куда хотите. В каникулы отец отвез сыновей в бабушкин дом. В первый день мальчики спали до десяти утра. За ок ном услышали говор и при глушенный смех. Сонные, в трусах вышли на крыльцо. Увиденное ими зрелище по разило их. Бабушка перетас кивала от калитки к дому кирпичи, а ей помогала ора Зак ончилось первое учебное полугодие. Для многих родителей, отправивших сына или дочь в школу, оно было слож ным. Первые успехи, первые неудачи малы ша.. Вото неудачах в учебе я и хотела бы поговорить с молодыми мамами и папами. В областной юношеск ой библиотек е с успехом проходитвыставк а портре та членов народной фотостудии « Метаморфоза» областного Д ома народного творчества . Впервые в ней приняли участие одновременно четыре ж енщины, участни цы городск их , областных и меж дународных выставок — Ирина Самойлова , 'Ири на Ш инк арева , Галина Родионова и Елена Бодяк ина. Сегодня мы представляем работу Галины Родионовой , возглавляющей сту дию « Метаморфоза» , — « Новогодние мечты» . Есть так ое понятие «го товность к шк ольному обу чению», к оторое мн о г ие родители понимают как не обходимость научить ре бенк а читать, считать, пи сать. Казалось бы, взрос лые сделали все необходи мое, а ребенок не в состо янии п лодотворн о з ан и маться в течение урок а, медленно читает, затруд няется в осмыслении п ро читанного... А это значит — ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочк у неуспе хов и неудач. На урок е ма тематик и он не понимает условие задачи, так как не слышал весь ее тек ст, на урок е русск ог о языка у него сплошные ошибк и, пропуск и букв, перестановк и... Малыш не мож ет слитно читать, про износить буквы, слоги, потом прог оваривает слово И лишь после этог о в состоянии по нять прочитанное. Так их детей отличает не сп особн ость прослеж ивать причинно-следственные свя зи и делать соответствую щие выводы. У них не раз вивается способность к вали фицировать- информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Для к аж дой возрастной группы дётей существует об щий уровень развития, на к о торый ориентируются учите- ва незнакомых ребят. Чистые, красные кирпи чи горели на солнце. Ребята, выстроившись цепочкой, пе редавали их из рук в руки, а бабушка, замыкая цепочку, аккуратно складывала их возле дома. Пока внуки, рас трепанные и сонные, взира ли на происходящее, послед ний кирпич был перенесен. Бабушка повела ребят мыть руки, а потом все дружно на террасе пили чай с молоком и вишневым вареньем. Попив чаю, ребята разбе жались, а внуки направились к сараю, где стояли два но веньких, сверкающих лаком велосипеда, привезенных им отцом — денек теплый, со лнечный, самое время прока титься. Они уже стояли у калитки^ когда услышали странный звук: «вжик...*, «вжик...* В углу у забора стояла бабушка и спиливала с яблони ножовкой сухие вет ки. «Вжик ...» , «вжик ...» Потоптавшись, внуки верну лись. — Зачеь^ ты это делаешь? — нерешительно спросил старший. — Хочу протопить колон ку в душевой. Вот напилю сушняк и затоплю... — Дай мне ножовку, я попробую, — попросил внук. — Ну что ж, попробуй, — великодушно согласилась та. Лето пролетело как один миг. Бабушка научила их подметать на участке доро жки, полоть сорняки, рых лить землю, пилить дрова, опрыскивать деревья, копать и поливать грядки и еще . многому другому. Теперь ре бята вставали рано, им нра вилось возиться в земле, чув ствовать её тепло, вдыхать ее запах. Они узнали одно из самых прекрасных бла женств — завершенного тру да. Узнали и второе блажен ство: ходить по росе босиком. О «блаженствах» им расска зала бабушка, которая любит ла Метерлинка. Кстати, бабушка вообще не забывала о пользе знаний. Частенько садилась с ними за книги и заставляла учить английский. «У тебя плохое произношение», — серди лись они. Но английский они все-таки за лето не забыли. И на следующее лето они вновь поехали к бабушке. И бывали у нее теперь каждый год. ... Эту историю мне рас сказала сама Оля, моя хоро шая знакомая. «Мы вот не часто говорим о таком, а ведь она сделала для нас главное — и любовь спасла, и детей душевности научила, — ска зала Оля. — А ведь она мне даже не родная мать. Свек ровь». — А где она сейчас? — спросил я, зная, что мальчи ки уже выросли, учатся оба в институтах. Годы-то идут, кто знает, что могло случить ся со старым человеком. — Как где? У себя. Мы с мужем были у нее в это вос кресенье. И, знаете, где ее нашли? Да вот, взгляните на фото. Муж снял... Худенькая, как веточка, старая женщина стояла на крыше дома, держа в реке метлу. — Листву с крыши уби рала. А нас туда не пустила, говорит, вы мне весь^^иифер переломаете, а я — легкая... Я смотрел на фото, и мне казалось, что вижу и свою мать. Почему всегда, когда видишь такие добрые мор щинки у глаз, сердце сжима ется от нежности и печали? А. ЛГУНОВ, член Союза журналистов России. ПРЕДИСЛОВИЕ К ВЫПУСКУ Сегодня, уваж аемые читатели , в н ашем очередном выпуск е «Очага» мы поведем в о с новном разговор о том, что составляет суть семейного воспитания к аж дый день. День за д н ем мы, родители , сталк иваемся с тысяча ми мелочей во взаимоотношениях с детьми . К ак их решить лучше? Советуют психолог, врач, расск азываюти делятся наблюдениями оминаем. зосим — пиши- Д еж урный по к лубу — ж урнплист Л и ди я Д У ВИ Н А. О Б Р А З О В А Н Ш Ш К О Л А М А Л Е Н Ь К А Я , А У С П Е Х Б О Л Ь Ш О Й Р о в е н с к а я н е п о л н а я с р е д н я я ш к о л а — в с а м о м о т д а л е н н о м с е л е И з м а л к о в с к о г о р а й о н а , н а г р а н и ц е с О р л о в с к о й о б л а с т ь ю . Н о п е р и ф е р и й н о с т ь н е п о м е ш а л а п е д к о л л е к т и в у н а й т и « с в о ю т е м у » , ц е л е н а п р а в л е н н о р а б о т а т ь н а д п р о г р а м м о й « В о з р о ж д е н и е » . Н ы н е н а б а з е э т о й ш к о л ы п р о в о д я т с я с е м и н а р ы п о в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т е , о р г а н и з а ц и и д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я и д е т с к о г о д в и ж е н и я . О н а з а н я л а п р и з о в о е м е с т о в р а й о н н о м к о н к у р с е « А л ы е п а р у с а » , п о с в я щ е н н о м 3 0 0 - л е т и ю Р о с с и й с к о г о ф л о т а . Н а о б л а с т н о й н а у ч н о - п р а к т и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и п о р а з в и т и ю д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я в н и м а н и е у ч а с т н и к о в п р и в л е к л и п л а с т и л и н о в а я л е п к а , « ж и в ы е » б у м а ж н ы е ф и г у р к и , о с о б а я т е х н и к а в ы ж и г а н и я п р е п о д а в а т е л я э т о й ш к о л ы С . С а в в а т е е в о й . А н а з о н а л ь н о м к о н к у р с е « У ч и т е л ь г о д а » , в к о т о р о м п р и н я л и у ч а с т и е п е д а г о г и и з Е л е ц к о г о , К р а с н и н с к о г о , Д о л г о р у к о в с к о г о , З а д о н с к о г о , И з м а л к о в с к о г о , д р у г и х р а й о н о в , п е р в о е м е с т о з а н я л а у ч и т е л ь н и ц а ф и з к у л ь т у р ы Р о в е н с к о й ш к о л ы Е . С т р е к о з а . с . И з м а л к о в о . Але к са н дра ГАЛ И Н СК АЯ. А ’ к т у а л ь н о е и н т е р в ь ю ЗАБОТЫ . НА к а ж д ы й д е н ь На плечи матерей легла сегодня непосильная ж изнен ная тягота. Но они не сломались и продолж аютнести свой крест. Общество долж но быть не только благодарно им за это, но и по возмож ности помогать. Как ? Об этом в интервью «Липецкой газете» расск азы ваетзаведующая отделом семейной и демографическ ой политики администрации Данк овского района Н. ИГНАТЫ- ЧЕВА. — Было бы неправильно считать, будто о матерях, о проблемах многих семей мы вспоминаем тольк о один раз в году, в обозначенный к а лендарем День матери. Это постоянная наша забота хотя бы потому, что сотни семей- ж ивут сег одня в слож нейших условиях. Это, преж де все го, вдовы и матери солдат, погибших во второй мировой войне. Их более 500 чело век . Это и матери, и вдовы тех, к то не вернулся с к ро вавой бойни в Афг анистане и Чечне. Там погибли 16 на ших земляк ов. Не легче при ходится неполным и мног о детным семьям. — Нина Ивановна, что ж е д е л а е т для них во з главляемый вами отдел? — Хочу уточнить: отдел семейной и демог рафич ес кой политики работает в т ес ном к онтак те с друг ими от делами администрации. Все вопросы, к асающиеся оздо ровления детей , ок азания материальной помощи осо бо нуж дающимся семьям, друг ие проблемы решаются совместно с отделами наро дно г о образован и я , со ц и альной защиты, районн ой больницей. Добавлю , что тут мы находим полное п онима ние и поддерж к у у главы ад министрации В. В. Проняк и- на. Не без ег о участия мы п о д д ер ж ал и н е к о т о р ы е семьи , чьи дети учатся в вы сших или средних специаль- ля и воспитатели. Нек оторые дети «выпадают» из общег о темпа обучения, а родители и педагоги не всег да знают, как помочь так ому ребенк у. А это «выпадение» вызывает у малыша различные реак ции — от чувства растерян ности, неуверенности, нег а тивизма до озлобленности, аг рессивности и безразли чия. Формируется к омплек с неудачника, отстающего. Ре бенок теряет любознатепь- ' ность, это ог раничивает воз мож ности его развития. Тот, у кого что-то не ладится и кто не получает помощи, замы кается в себе. Мног ие роди тели считают, что ребенок «сам справится». Это далек о не так . Необ ходимо своевременно заме тить проблемы, найти нуж ные слова и примеры, к ото рые помог ут ребен к у п ре одолеть трудности, чтобы он «не зак омплек совал», не по терял интереса к учению. Хоч у п р едлож и т ь н е ск ольк о советов, как помочь малыщу: * Подумайте, за что вы любите своег о ребенк а, чем он вам дорог , что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и ег о внима ние. Хвалите ег о за самую маленьк ую победу: за то, что хорошо поел, п ричесался, ак к уратно оделся, к расиво п овязал шарф. Д ай те ему п остоянное ощущение, что он лю бимый ребен ок , н е смотря на ег о неудачи и не успехи. * Уваж айте в ребенк е ин дивидуальность. Не застав ляйте его делать именно так, к ак вы сч и т ает е нуж ным. Дайте ему свободу самосто ятельног о поступк а, ог рани ч енную вашим так тичным к онтролем. Например, ребе нок не хочет делать уроки, а хочет гулять или смотреть те левизор. Ск аж ите ему: «Ко нечно, ты вп раве сам р е шать, что тебе делать и к ог да. Просто я п ри г отовила тебе сюрприз, к оторый хоте ла пок азать после того, как ты сделаешь урок и. Что ж, сю р п р и з п р и д ет ся о т л о жить». Вь 1 мож ете возразить. где же набраться стольк о| «сюрпризов». Но все дело | в том, что эти сю рп ри зы ; вам п онадобятся ненадо лг о — пок а ребенок не пой мет необходимости делать | сначала урок и ( п римерно | 3 -4 недели) . * Старай тесь вовремя уловить и зменения в ре- I бенк е и понять, почему это | с ним п роисходит , в чем | причина. * Из бе г ай т е дли н ных | объяснений или бесед. * Ник огда не к ричите на I ребенка. Разве он виноват | в том, что ег о мама, папа, | бабушк а — все заняты и ни -1 ' к ому нет дела до него. Он | ведь так ой мален ьк и й и | ■беззащитный перед вами. I Он — ваше творение. Так ] будьте вместе с ним, а не | врозь! Если вас заинтересова -1 ла наша беседа, обращай тесь в областную психоло-1 г о-медик о-педаг ог ическ ую I к онсультацию по адресу: I Липецк , Неделина, 40, те-1 лефон 77-23-64. В. ШИПУНОВА, I заведующ ая | областной ПМПК . «ЧТ О ЖЕ СТАЛО НЫНЧЕ С НАМИ?» ЗА М Е Т К И П ЕД А Г О Г А -П С И Х О Л О Г А . «Очаг» уже не раз поднимал в своих выпусках проблему вза имоотношений старшего и младшего поколений. Перемены в обществе, к сожалению, не способствовали укреплению ин сти тута семьи. Нередко родители и ,дети не находятвзаи мопонимания. Почему? На эту тему, затрагивая такж е вопрос значимости своей профессии, сегодня размышляетпедагог-психолог Липецко го машиностроительного колледжа Нина САЛАМАДИНА. Яеду в автобусе и мучитель но размышляю: «Что скажу этой девушке? Как повести с ней раз говор?» Только что передо мной в кабинете часа два ее мать го ворила и плакала, и опять гово рила: «не слушает», «оскорбля ет», «не ходит на занятия». Ка кие знакомые проблемы! Имен но 15-16-летние, переступив по рог учебного заведения рангом выше, чем школа, начинают во ображать себя взрослыми, уси ленно копируют внешнюю атри бутику их поведения: курят, пе ресыпают свою речь матом, пьют. Именно с ними и возника ет большинство проблем, обус ловленных разрывом между уровнем Их психического разви тия и желательным для них ста тусом. Большинство мам, которые приходят на прием к психологу (а приходят в основном они, папы—очень редко) глубоко пе реживают конфликт с дочерью или сыном. Для них это круше ние в сознании чего-то основа тельного, когда-то такого надеж ного. К традиционным причинам конфликтов «отцов и детей» наше время прибавило еще вея ния другого образа жизни, так яростно обличаемого в прежние годы. И вот это столкновение психологических установок стар шего поколения с идеалами и духовными запросами младше го, пожалуй, ведущий компонент большинства конфликтов, с ко торыми мне приходится сталки ваться при разборе семейных взаимоотношений. И как это ни горько и стран но звучит, психологическая по мощь во многих случаях бывает нужна больше старшему поколе нию, у которого оказались рас шатаны сами основы мировос приятия. Можно сказать, что при ходящие ко мне на прием роди тели в какой-то степени демо рализованы и растеряны... И ког да психолог пытается помочь им взглянуть на происходящее с не сколько иных позиций, то труд ность состоит именно в отсутст вии у них твердости и надежно- ■ сти мировоззренческих основ.А между тем у их детей — сегод- нящних 15-17-летних — можно заметить в личностных проявле ниях активное стремление к ос- ных учебных заведениях. Что к асается отдела се мейной и демог рафическ ой политик и, то ег о в оп реде ленной степени мож но на звать информационно-ана литич еск им по п роблемам семьи и одновременно свя зующим звеном меж ду рай он ной адми н и ст р ац и ей и различными орг анизациями, учреж дениями, предприяти ями. В отдел часто обращают ся люди с к онк ретными п ро сьбами . Например, стоит у нас на к онтроле ж илищный воп рос Татьяны Буровой, на попечении к оторой восемь детей. В свое время по ини циативе к оллек тива АО «Си лан», где работает ее муж , п р ед п р и я т и е н ач ало для мног одетной семьи ст рои тельство отдельног о к оттед жа. Основной объем работ уж е выполнен, осталось нет мног о, но тем не менее в п оследнее время дело оста н о в и ло сь . Мы н ап рави ли письмо в адрес г енерально го дирек тора АО «Силан» с просьбой как мож но быстрей завершить строительство. К сож алению , тог да у «Сила на» не ок азалось возмож нос ти довести дело до к онца, а потом в АО сменилось рук о водство. Пи сьмо с той же просьбой мы адресовали но вому рук оводителю «Сила- воению не лучших образцов за падного образа жизни: поклоне ние «баксам, шмоткам, тачкам», игнорирование роли духовных начал в интимных отношениях. Неустойчивая психика юношей и девушек, не имея достойных аль тернативных источников, жадно насыщается в большинстве слу чаев суррогатом духовности, нравственности, морали... Досаднее всего то, что, от вергнув прежнюю концепцию духовной консолидации общес тва, не ВИДНО и не слышно, что- ' бы кто-то где-то работал над новой Идеей объединения нации, хотя бы на основе таких тради ционных для большинства стран понятий, как родина, патрио- , тизм. Пропасть между расшатан ными мировоззренческими усто- ямйфоАитёлей и’ нОВрй, непонят- нОй'«старшим,> »-нр!авственной платформой их детей, на мой взгляд, будет расширяться год от года. Плоды такого положения обществу еще предстоит пожи нать в недалеком будущем. В чем я, как психолог, вижу свою помощь молодым людям? В первую очередь, в пропаганде среди них психологических зна ний, прежде всего, в области половых взаимоотношений, в привитии навыков культурного и духовного общения со сверстни ками, со старшими. Порой сту денты делятся со мной тем со кровенным, о чем не говорят с матерью, если душевный контакт с последней нарушен или в семье «не принято» об этом го ворить. Круг проблем, с которы ми приходится сталкиваться в процессе работы, очень и очень не очерчен. Иногда кажется, что психолог должен знать все и обо всем. Поэтому так высока ответ ственность нашей профессии, ведь я каждый раз вхожу во внут ренний мир человека и пытаюсь помочь ему навести там порядок. К сожалению, профессия психолога еще глубоко не вос требована общественным созна нием. С точки зрения обывателя — "наплодили их, а отдачи ника кой". Но, если все-таки девочка не прыгнула с крыши, а стала пи сать стихи и в них выплеснула всю свою боль; если женщина поняла, что лучше быть другом для дочери, а не судьей; если на» П. Данову. Он обещал разобраться и принять прак тическ ие меры по заверше нию строительства. Хочется верить, что так оно и будет. Ск аж у для к ратк ости, что это далек о не единичный при- ■мер. Так , удалось выделить ж илье для инвалида второй группы, на попечении к ото рог о двое малолетних детей. К со ж ал ен и ю , не в се наши обр ащ ен и я бываю т эффек тивны. На нек оторые нередк о поступают, ответы, сообщающие о н евозмож ности помочь. Это, к онечно, ог орчает. — Нина Ивановна , к ак и з ве ст н о , се м ья се м ье рознь, и сег одня все боль ше становится неблаг опо лучных, г де де ти обреч е ны на всяк ие лиш ения . . . — Я бы не стала объяс нять в се т я г о т ами ж изни . Они для в сех оди н ак овы , однак о ж ивут люди п о - раз ному. Сошлю сь для п риме ра на мног одетн ую семью Нины Васильевны Сяч ино- вой из села Перехваль. У нее п ятеро детей . Все одеты, обуты, нак ормлены, учатся в школе. Сама Н. Сячинова ра бо тает сви н ар к ой , муж — механ и зат ором. Несмотря на большую занятость на работе, они успеваю т и п одсобное хозяйство дер жать, и детям уделяют посетительница просто выплака лась передо мной и призналась, что ей стало легче, — разве это не отдача?! Сколько в жизни каждого из нас найдется людей, которым в течение нескольких часов мож но говорить о себе, не стесня ясь; плакать и жаловаться, и ви деть, что вас слушают, понима ют, вам сопереживают? Да, мы, психологи, не выступаем публич но с сеансами, не спасаем «на роды и континенты». Мы бьемся часто подолгу о одним челове ком, и бывает, увы, что наши уси лия не оправдываются. Практическая деятельность все больше убеждает в том, что необходима длительная работа с подростками. Только тогда чув ствуются результаты, а один, два приема мало что значат. Следо вательно, основной упор необ ходимо сделать на психокоррек ционную работу, И здесь стал киваешься с очередной труд ностью — недостаток знаний, практических навыков к такой де ятельности, отсутствие условий для нее. ' •' Весь букет этих- «но» -сущес- ’ ■твенно 'ОСЛабЛяеТ'психОлбгичес- кую помощь населению со сто роны моих коллег. Недостаток финансирования бюджетной сферы привел к тому, что психо логов стали... сокращать. При такой высокой степени невроти зации общества оказалось, что знания, например, о химических процессах сегодня молодым нужнее, чем наука о взаимоот ношениях людей, о познании са мого себя. Приходится только удивляться «мудрости» нами уп равляющих, радеющих о благе всех и окончательно низвергщих отдельную личность до положе ния «нуля без палочки». Сегодня психологами в боль шинстве своем работают люди, чье призвание состоит именно в этом; ворошить залежи души. Потому что ничем иным невоз можно объяснить их привержен ность этой профессии. Непони мание со стороны общества и руководителей, ненадлежащие условия работы, мизерная за-^ рплата, нервный характер дела не привлекают в эту сферу. И остается только надежда, что все-таки профессия психолога приживется среди русских лю дей, что, может, именно она по может разобраться, «что же ста ло нынче с нами?» Нина САЛАМАДИНА, педагог -психолог машиностроительного колледжа. достаточно внимания. Или взять Зинаиду Ива новну Захарычеву из Сп ёш- нево-Ивановк и . Она, к ак и мног ие ж енщины в ее поло ж ении, тож е работает. Явля ясь воспитателем детск ог о сада, воспитывает и чужих детей , и своих не обделяет в н и ман и ем . Д вое и з них, к стати, уж е учатся в инсти туте и техник уме. Но беда в том, что есть немало семей , где отец и мать не особенно обременя ют себя родительск ими обя зан н ост ями , а то и вовсе махнули на них рукой. Более тог о, ничег о не давая детям, они отбирают у них даж е то немног ое, что дает им наше г осударство. Чтобы хоть как - то повлиять на так их «роди телей», орг анизуем п осеще ния их семей , проводим бе седы, совестим, уг оварива ем. Даж е создали при адми нистрации что-то наподобие обществен н о г о суда. При г лашаем на ег о заседания нарк олог ов, психолог ов, п е даг ог ов, служ ителей церкви, рабо т н и к о в п р ав оо х р ан и т ельн ы х о р г ан о в . Одн и м словом, всем миром стара емся вразумить заблудших, достучаться до их совести и сознания. Анатолий М ЕРЛ ЕВ, соб . к орр. «ЛГ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz