Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1 ф е вр а л я 1 9 9 7 г . , № 2 1 - 2 2 ( 1 3 3 5 - 1 3 3 6 ) ЩИПЕЦКАЯ •/Ж газета С О В Е Т У Е М Р О Д И Т Е Л Я М ВАШ РЕБЕНОК - ПЕРВОКЛАССНИК Задумаемся: часто ли в суете мирских дел мы по достоин ству оцениваем тихий и мудрый подвиг наших самых близких людей — матерей. Незамысловатый, но трогательный рассказ ж урналиста А. ЯГУНОВА (на примере конкретной семьи) — об этом . ч г Оля вышла замуж рано, еще на первом курсе инсти­ тута. С мужем были так дружны и близки душевно, что, казалось, не существо­ вало на свете силы, способ­ ной помешать их счастью. Все у них было общим: лю­ бимые книги и фильмы, ув­ лечение музыкой, спортом, дальние поездки на велоси­ педах. И профессия была одинаковой: инженеры-ме­ таллурги. По вечерам в их маленькую комнату стека­ лись многочисленные друзья — веселая ватага, все знаю­ щая, вечно спорящая. Через час уже в квартире стоял дым и гам, до хрипоты дискути­ ровали о новом спектакле, слушали новую, цдасхцйку..,^- Вместе со в, 9 ,^;ящ,ивррда приходила сестра одного из друзей — Рита. Ее можно было бы назвать красавицей — пышные волосы, персикр-; вый румянец — если бы не, отсутствие в чертах ее лица живого выражения. Весь ве­ чер она обычно молчала. Друзья, посмеиваясь, шути­ ли: «Опять придет Рита хло­ пать ресницами». И вот произошло неждан­ ное — в Риту влюбился муж Оли. Встречались они с Ри­ той тайком. О своей измене он рассказал сам. Об этом неожиданном и непонятном романе давно знали все друзья, но деликат­ но хранили тайну. Оля вос­ приняла новость как преда­ тельство, унижение, оскор­ бление, наконец. Мир любви, дружбы, доверия, чем жила всегда, рушился на ее глазах. То, что было ей всего дороже ЧА — самый близкий, родной че­ ловек — стал чужим. Поэтому, когда предста­ вилась возможность поступ­ ления в аспирантуру, в Ле­ нинград, она, не раздумывая, уехала. После ее отъезда к ним в квартиру тут же переехала мать мужа. Она всегда жила от них отдельно, в поселке, в старом бревенчатом доми­ ке с небольшим участком. Мать постоянно жила там одна. Напрасно они убежда­ ли ее жить у них хотя бы зимой. Та решительно отка­ зывалась: любила свой дом и пуще всего дорожила самос­ тоятельностью. А теперь переехала без всяких просьб. И с первого же дня там вместе с ней по­ селилось ожидание возвра­ щения Оли. На это ожидание настра­ ивала всех мать. Она писала ей письма, звонила по теле­ фону, пекла для нее домаш­ ние пирожки и отправляла посылки в далекий город. Она часто вспоминала ее, го­ ворила о ней словно невзна­ чай, но так, словно та вот- вот должна появиться в две­ рях. Каждая вещь в кварти­ ре, прибранная и отмытая до блеска матерью, ждала хо ­ зяйку. "9 Вечерами, как и раньше, приходили друзья. Мать слу­ шала бурные споры, терпели­ во переносила громкую му­ зыку, угощала всех ужином. Гости с завидным аппетитом уплетали печеную картошку, селедку с луком, салаты, ко­ торые были при 1 'отовлены еще Олей. И все поднимали — настоящая хозяйка этот дом | никогда не покидала. Друзья бывали часто. Но Рита при матери не прихо­ дила ни разу. Мать вела в доме все хо­ зяйство, а в свободное время читала. Она преклонялась перед Толстым, с нежностью говорила о Чехове, не пропус­ кала ни одного интересного произведения в «толстых* журналах. Молодых гостей ее присутствие не стесняло, от нее веяло уютом и добро­ той. Рита же в доме не появ­ лялась. Муж начал звонить в Ле­ нинград. Вначале беседы были короткими, затем длин­ ней. Близилось время Олино­ го отпуска. Мать сообщала домашние новости, просила ее приехать поскорей. Муж встретил Олю на во­ кзале: потерянный, винова­ тый, несчастный, такой же свой и близкий, каким был раньше. Все, что случилось, вдруг показалось наваждени­ ем, страшным сном. Ни боль воспоминаний о пережитом, ни унижения не могли заглу^, эдить у Оли надежды, прежняя жизнь вернется,.^ Мать мудро уберегла ее б^во-" им крылом, материнское сер­ дце знало, что, если любовь сильна, она переживет все, Настоящую любовь убить трудно. Она оказалась права. Вскоре в семье родились дети — погодки. Двое маль­ чишек. Когда младший еще лежал в коляске, удивленно разглядывая мир, старший уже бегал по дому, хватаясь за ножки стульев, падал, сно­ ва вставал и, топоча, бежал дальше. Потом в доме поя­ вилась собака — эрдельтерь­ ер по кличке Дружок. Он ра­ достно кидался на грудь каж­ дому гостю, носился по квар­ тире с громким счастливым лаем. Мальчишки обожали его. Потом они получили но­ вую хорошую квартиру, в которой хватило бы места всем, в том числе и матери. Но она вернулась в свой ста­ рый бревенчатый дом и по- прежнему жила там одна. Теперь ее уже звали не ма­ мой, а бабушкой. Мальчики, с одной сторо­ ны, радовали родителей — рано начали читать, любили животных, природу, кино... Не жаловались на их пове­ дение и в школе. А с другой, огорчали беззастенчивостью и безалаберностью. Листая энциклопедию, могли тут же вырезать или вовсе выдрать из тома понравившуюся кар­ тинку. Разбрасывали и не убирали за собой игрушки, вещи. Росли отчасти потре­ бителями. Да, впрочем, и было от чего. К тому време­ ни в доме появился достаток (они оба защитили кандидат­ ские диссертации). Муж ку­ пил машину. Не прерыва­ лись, как в юности, шумные застолья. Летом отдыхали, не скупясь на средства... Как и раньше, приезжа­ ла в гости бабушка, нагру­ женная корзинами с яблока­ ми, банками с вареньем, гри­ бами, хрустящей квашеной капустой. Мальчишки вос­ торженно бежали ей навстре­ чу, душили в неуклюжих объятиях. Бабушка бросала беглый взгляд на поломанные доро­ гие игрушки, заброшенные на шкаф, на книги с вырван­ ными страницами. Видела, как внуки, надкусив яблоко, тут же его бросают, чтобы взять другое, показавшееся повкуснее... И однажды ре­ шительно сказала: — Это лето ребята прове­ дут у меня. Сами уезжайте куда хотите. В каникулы отец отвез сыновей в бабушкин дом. В первый день мальчики спали до десяти утра. За ок­ ном услышали говор и при­ глушенный смех. Сонные, в трусах вышли на крыльцо. Увиденное ими зрелище по­ разило их. Бабушка перетас­ кивала от калитки к дому кирпичи, а ей помогала ора­ Зак ончилось первое учебное полугодие. Для многих родителей, отправивших сына или дочь в школу, оно было слож ным. Первые успехи, первые неудачи малы­ ша.. Вото неудачах в учебе я и хотела бы поговорить с молодыми мамами и папами. В областной юношеск ой библиотек е с успехом проходитвыставк а портре ­ та членов народной фотостудии « Метаморфоза» областного Д ома народного творчества . Впервые в ней приняли участие одновременно четыре ж енщины, участни ­ цы городск их , областных и меж дународных выставок — Ирина Самойлова , 'Ири ­ на Ш инк арева , Галина Родионова и Елена Бодяк ина. Сегодня мы представляем работу Галины Родионовой , возглавляющей сту ­ дию « Метаморфоза» , — « Новогодние мечты» . Есть так ое понятие «го­ товность к шк ольному обу ­ чению», к оторое мн о г ие родители понимают как не­ обходимость научить ре ­ бенк а читать, считать, пи ­ сать. Казалось бы, взрос­ лые сделали все необходи ­ мое, а ребенок не в состо ­ янии п лодотворн о з ан и ­ маться в течение урок а, медленно читает, затруд ­ няется в осмыслении п ро ­ читанного... А это значит — ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочк у неуспе­ хов и неудач. На урок е ма ­ тематик и он не понимает условие задачи, так как не слышал весь ее тек ст, на урок е русск ог о языка у него сплошные ошибк и, пропуск и букв, перестановк и... Малыш не мож ет слитно читать, про ­ износить буквы, слоги, потом прог оваривает слово И лишь после этог о в состоянии по ­ нять прочитанное. Так их детей отличает не­ сп особн ость прослеж ивать причинно-следственные свя ­ зи и делать соответствую ­ щие выводы. У них не раз ­ вивается способность к вали ­ фицировать- информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Для к аж дой возрастной группы дётей существует об ­ щий уровень развития, на к о­ торый ориентируются учите- ва незнакомых ребят. Чистые, красные кирпи­ чи горели на солнце. Ребята, выстроившись цепочкой, пе­ редавали их из рук в руки, а бабушка, замыкая цепочку, аккуратно складывала их возле дома. Пока внуки, рас­ трепанные и сонные, взира­ ли на происходящее, послед­ ний кирпич был перенесен. Бабушка повела ребят мыть руки, а потом все дружно на террасе пили чай с молоком и вишневым вареньем. Попив чаю, ребята разбе­ жались, а внуки направились к сараю, где стояли два но­ веньких, сверкающих лаком велосипеда, привезенных им отцом — денек теплый, со­ лнечный, самое время прока­ титься. Они уже стояли у калитки^ когда услышали странный звук: «вжик...*, «вжик...* В углу у забора стояла бабушка и спиливала с яблони ножовкой сухие вет­ ки. «Вжик ...» , «вжик ...» Потоптавшись, внуки верну­ лись. — Зачеь^ ты это делаешь? — нерешительно спросил старший. — Хочу протопить колон­ ку в душевой. Вот напилю сушняк и затоплю... — Дай мне ножовку, я попробую, — попросил внук. — Ну что ж, попробуй, — великодушно согласилась та. Лето пролетело как один миг. Бабушка научила их подметать на участке доро­ жки, полоть сорняки, рых­ лить землю, пилить дрова, опрыскивать деревья, копать и поливать грядки и еще . многому другому. Теперь ре­ бята вставали рано, им нра­ вилось возиться в земле, чув­ ствовать её тепло, вдыхать ее запах. Они узнали одно из самых прекрасных бла ­ женств — завершенного тру­ да. Узнали и второе блажен­ ство: ходить по росе босиком. О «блаженствах» им расска­ зала бабушка, которая любит ла Метерлинка. Кстати, бабушка вообще не забывала о пользе знаний. Частенько садилась с ними за книги и заставляла учить английский. «У тебя плохое произношение», — серди ­ лись они. Но английский они все-таки за лето не забыли. И на следующее лето они вновь поехали к бабушке. И бывали у нее теперь каждый год. ... Эту историю мне рас­ сказала сама Оля, моя хоро­ шая знакомая. «Мы вот не­ часто говорим о таком, а ведь она сделала для нас главное — и любовь спасла, и детей душевности научила, — ска­ зала Оля. — А ведь она мне даже не родная мать. Свек­ ровь». — А где она сейчас? — спросил я, зная, что мальчи­ ки уже выросли, учатся оба в институтах. Годы-то идут, кто знает, что могло случить­ ся со старым человеком. — Как где? У себя. Мы с мужем были у нее в это вос­ кресенье. И, знаете, где ее нашли? Да вот, взгляните на фото. Муж снял... Худенькая, как веточка, старая женщина стояла на крыше дома, держа в реке метлу. — Листву с крыши уби­ рала. А нас туда не пустила, говорит, вы мне весь^^иифер переломаете, а я — легкая... Я смотрел на фото, и мне казалось, что вижу и свою мать. Почему всегда, когда видишь такие добрые мор­ щинки у глаз, сердце сжима­ ется от нежности и печали? А. ЛГУНОВ, член Союза журналистов России. ПРЕДИСЛОВИЕ К ВЫПУСКУ Сегодня, уваж аемые читатели , в н ашем очередном выпуск е «Очага» мы поведем в о с ­ новном разговор о том, что составляет суть семейного воспитания к аж дый день. День за д н ем мы, родители , сталк иваемся с тысяча ­ ми мелочей во взаимоотношениях с детьми . К ак их решить лучше? Советуют психолог, врач, расск азываюти делятся наблюдениями оминаем. зосим — пиши- Д еж урный по к лубу — ж урнплист Л и ди я Д У ВИ Н А. О Б Р А З О В А Н Ш Ш К О Л А М А Л Е Н Ь К А Я , А У С П Е Х Б О Л Ь Ш О Й Р о в е н с к а я н е п о л н а я с р е д н я я ш к о л а — в с а м о м о т д а ­ л е н н о м с е л е И з м а л к о в с к о г о р а й о н а , н а г р а н и ц е с О р ­ л о в с к о й о б л а с т ь ю . Н о п е р и ф е р и й н о с т ь н е п о м е ш а л а п е д ­ к о л л е к т и в у н а й т и « с в о ю т е м у » , ц е л е н а п р а в л е н н о р а б о ­ т а т ь н а д п р о г р а м м о й « В о з р о ж д е н и е » . Н ы н е н а б а з е э т о й ш к о л ы п р о в о д я т с я с е м и н а р ы п о в о с п и т а т е л ь н о й р а б о ­ т е , о р г а н и з а ц и и д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я и д е т с к о г о д в и ж е н и я . О н а з а н я л а п р и з о в о е м е с т о в р а й о н н о м к о н ­ к у р с е « А л ы е п а р у с а » , п о с в я щ е н н о м 3 0 0 - л е т и ю Р о с с и й ­ с к о г о ф л о т а . Н а о б л а с т н о й н а у ч н о - п р а к т и ч е с к о й к о н ф е ­ р е н ц и и п о р а з в и т и ю д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я в н и ­ м а н и е у ч а с т н и к о в п р и в л е к л и п л а с т и л и н о в а я л е п к а , « ж и ­ в ы е » б у м а ж н ы е ф и г у р к и , о с о б а я т е х н и к а в ы ж и г а н и я п р е ­ п о д а в а т е л я э т о й ш к о л ы С . С а в в а т е е в о й . А н а з о н а л ь н о м к о н к у р с е « У ч и т е л ь г о д а » , в к о т о р о м п р и н я л и у ч а с т и е п е ­ д а г о г и и з Е л е ц к о г о , К р а с н и н с к о г о , Д о л г о р у к о в с к о г о , З а д о н с к о г о , И з м а л к о в с к о г о , д р у г и х р а й о н о в , п е р в о е м е с т о з а н я л а у ч и т е л ь н и ц а ф и з к у л ь т у р ы Р о в е н с к о й ш к о ­ л ы Е . С т р е к о з а . с . И з м а л к о в о . Але к са н дра ГАЛ И Н СК АЯ. А ’ к т у а л ь н о е и н т е р в ь ю ЗАБОТЫ . НА к а ж д ы й д е н ь На плечи матерей легла сегодня непосильная ж изнен ­ ная тягота. Но они не сломались и продолж аютнести свой крест. Общество долж но быть не только благодарно им за это, но и по возмож ности помогать. Как ? Об этом в интервью «Липецкой газете» расск азы­ ваетзаведующая отделом семейной и демографическ ой политики администрации Данк овского района Н. ИГНАТЫ- ЧЕВА. — Было бы неправильно считать, будто о матерях, о проблемах многих семей мы вспоминаем тольк о один раз в году, в обозначенный к а­ лендарем День матери. Это постоянная наша забота хотя бы потому, что сотни семей- ж ивут сег одня в слож нейших условиях. Это, преж де все ­ го, вдовы и матери солдат, погибших во второй мировой войне. Их более 500 чело ­ век . Это и матери, и вдовы тех, к то не вернулся с к ро ­ вавой бойни в Афг анистане и Чечне. Там погибли 16 на ­ ших земляк ов. Не легче при ­ ходится неполным и мног о ­ детным семьям. — Нина Ивановна, что ж е д е л а е т для них во з ­ главляемый вами отдел? — Хочу уточнить: отдел семейной и демог рафич ес­ кой политики работает в т ес ­ ном к онтак те с друг ими от ­ делами администрации. Все вопросы, к асающиеся оздо ­ ровления детей , ок азания материальной помощи осо ­ бо нуж дающимся семьям, друг ие проблемы решаются совместно с отделами наро ­ дно г о образован и я , со ц и ­ альной защиты, районн ой больницей. Добавлю , что тут мы находим полное п онима ­ ние и поддерж к у у главы ад ­ министрации В. В. Проняк и- на. Не без ег о участия мы п о д д ер ж ал и н е к о т о р ы е семьи , чьи дети учатся в вы ­ сших или средних специаль- ля и воспитатели. Нек оторые дети «выпадают» из общег о темпа обучения, а родители и педагоги не всег да знают, как помочь так ому ребенк у. А это «выпадение» вызывает у малыша различные реак ­ ции — от чувства растерян ­ ности, неуверенности, нег а ­ тивизма до озлобленности, аг рессивности и безразли ­ чия. Формируется к омплек с неудачника, отстающего. Ре ­ бенок теряет любознатепь- ' ность, это ог раничивает воз ­ мож ности его развития. Тот, у кого что-то не ладится и кто не получает помощи, замы ­ кается в себе. Мног ие роди ­ тели считают, что ребенок «сам справится». Это далек о не так . Необ ­ ходимо своевременно заме ­ тить проблемы, найти нуж ­ ные слова и примеры, к ото ­ рые помог ут ребен к у п ре ­ одолеть трудности, чтобы он «не зак омплек совал», не по ­ терял интереса к учению. Хоч у п р едлож и т ь н е ­ ск ольк о советов, как помочь малыщу: * Подумайте, за что вы любите своег о ребенк а, чем он вам дорог , что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и ег о внима ­ ние. Хвалите ег о за самую маленьк ую победу: за то, что хорошо поел, п ричесался, ак к уратно оделся, к расиво п овязал шарф. Д ай те ему п остоянное ощущение, что он лю бимый ребен ок , н е ­ смотря на ег о неудачи и не­ успехи. * Уваж айте в ребенк е ин ­ дивидуальность. Не застав ­ ляйте его делать именно так, к ак вы сч и т ает е нуж ным. Дайте ему свободу самосто ­ ятельног о поступк а, ог рани ­ ч енную вашим так тичным к онтролем. Например, ребе ­ нок не хочет делать уроки, а хочет гулять или смотреть те ­ левизор. Ск аж ите ему: «Ко­ нечно, ты вп раве сам р е ­ шать, что тебе делать и к ог ­ да. Просто я п ри г отовила тебе сюрприз, к оторый хоте­ ла пок азать после того, как ты сделаешь урок и. Что ж, сю р п р и з п р и д ет ся о т л о ­ жить». Вь 1 мож ете возразить. где же набраться стольк о| «сюрпризов». Но все дело | в том, что эти сю рп ри зы ; вам п онадобятся ненадо ­ лг о — пок а ребенок не пой ­ мет необходимости делать | сначала урок и ( п римерно | 3 -4 недели) . * Старай тесь вовремя уловить и зменения в ре- I бенк е и понять, почему это | с ним п роисходит , в чем | причина. * Из бе г ай т е дли н ных | объяснений или бесед. * Ник огда не к ричите на I ребенка. Разве он виноват | в том, что ег о мама, папа, | бабушк а — все заняты и ни -1 ' к ому нет дела до него. Он | ведь так ой мален ьк и й и | ■беззащитный перед вами. I Он — ваше творение. Так ] будьте вместе с ним, а не | врозь! Если вас заинтересова -1 ла наша беседа, обращай ­ тесь в областную психоло-1 г о-медик о-педаг ог ическ ую I к онсультацию по адресу: I Липецк , Неделина, 40, те-1 лефон 77-23-64. В. ШИПУНОВА, I заведующ ая | областной ПМПК . «ЧТ О ЖЕ СТАЛО НЫНЧЕ С НАМИ?» ЗА М Е Т К И П ЕД А Г О Г А -П С И Х О Л О Г А . «Очаг» уже не раз поднимал в своих выпусках проблему вза­ имоотношений старшего и младшего поколений. Перемены в обществе, к сожалению, не способствовали укреплению ин­ сти тута семьи. Нередко родители и ,дети не находятвзаи­ мопонимания. Почему? На эту тему, затрагивая такж е вопрос значимости своей профессии, сегодня размышляетпедагог-психолог Липецко­ го машиностроительного колледжа Нина САЛАМАДИНА. Яеду в автобусе и мучитель­ но размышляю: «Что скажу этой девушке? Как повести с ней раз­ говор?» Только что передо мной в кабинете часа два ее мать го­ ворила и плакала, и опять гово­ рила: «не слушает», «оскорбля­ ет», «не ходит на занятия». Ка­ кие знакомые проблемы! Имен­ но 15-16-летние, переступив по­ рог учебного заведения рангом выше, чем школа, начинают во­ ображать себя взрослыми, уси­ ленно копируют внешнюю атри­ бутику их поведения: курят, пе­ ресыпают свою речь матом, пьют. Именно с ними и возника­ ет большинство проблем, обус­ ловленных разрывом между уровнем Их психического разви­ тия и желательным для них ста­ тусом. Большинство мам, которые приходят на прием к психологу (а приходят в основном они, папы—очень редко) глубоко пе­ реживают конфликт с дочерью или сыном. Для них это круше­ ние в сознании чего-то основа­ тельного, когда-то такого надеж­ ного. К традиционным причинам конфликтов «отцов и детей» наше время прибавило еще вея­ ния другого образа жизни, так яростно обличаемого в прежние годы. И вот это столкновение психологических установок стар­ шего поколения с идеалами и духовными запросами младше­ го, пожалуй, ведущий компонент большинства конфликтов, с ко­ торыми мне приходится сталки­ ваться при разборе семейных взаимоотношений. И как это ни горько и стран­ но звучит, психологическая по­ мощь во многих случаях бывает нужна больше старшему поколе­ нию, у которого оказались рас­ шатаны сами основы мировос­ приятия. Можно сказать, что при­ ходящие ко мне на прием роди­ тели в какой-то степени демо­ рализованы и растеряны... И ког ­ да психолог пытается помочь им взглянуть на происходящее с не­ сколько иных позиций, то труд­ ность состоит именно в отсутст­ вии у них твердости и надежно- ■ сти мировоззренческих основ.А между тем у их детей — сегод- нящних 15-17-летних — можно заметить в личностных проявле­ ниях активное стремление к ос- ных учебных заведениях. Что к асается отдела се ­ мейной и демог рафическ ой политик и, то ег о в оп реде ­ ленной степени мож но на­ звать информационно-ана ­ литич еск им по п роблемам семьи и одновременно свя ­ зующим звеном меж ду рай ­ он ной адми н и ст р ац и ей и различными орг анизациями, учреж дениями, предприяти ­ ями. В отдел часто обращают ­ ся люди с к онк ретными п ро ­ сьбами . Например, стоит у нас на к онтроле ж илищный воп рос Татьяны Буровой, на попечении к оторой восемь детей. В свое время по ини ­ циативе к оллек тива АО «Си ­ лан», где работает ее муж , п р ед п р и я т и е н ач ало для мног одетной семьи ст рои ­ тельство отдельног о к оттед­ жа. Основной объем работ уж е выполнен, осталось нет мног о, но тем не менее в п оследнее время дело оста ­ н о в и ло сь . Мы н ап рави ли письмо в адрес г енерально ­ го дирек тора АО «Силан» с просьбой как мож но быстрей завершить строительство. К сож алению , тог да у «Сила­ на» не ок азалось возмож нос­ ти довести дело до к онца, а потом в АО сменилось рук о ­ водство. Пи сьмо с той же просьбой мы адресовали но ­ вому рук оводителю «Сила- воению не лучших образцов за­ падного образа жизни: поклоне­ ние «баксам, шмоткам, тачкам», игнорирование роли духовных начал в интимных отношениях. Неустойчивая психика юношей и девушек, не имея достойных аль­ тернативных источников, жадно насыщается в большинстве слу­ чаев суррогатом духовности, нравственности, морали... Досаднее всего то, что, от­ вергнув прежнюю концепцию духовной консолидации общес­ тва, не ВИДНО и не слышно, что- ' бы кто-то где-то работал над новой Идеей объединения нации, хотя бы на основе таких тради­ ционных для большинства стран понятий, как родина, патрио- , тизм. Пропасть между расшатан­ ными мировоззренческими усто- ямйфоАитёлей и’ нОВрй, непонят- нОй'«старшим,> »-нр!авственной платформой их детей, на мой взгляд, будет расширяться год от года. Плоды такого положения обществу еще предстоит пожи­ нать в недалеком будущем. В чем я, как психолог, вижу свою помощь молодым людям? В первую очередь, в пропаганде среди них психологических зна­ ний, прежде всего, в области половых взаимоотношений, в привитии навыков культурного и духовного общения со сверстни­ ками, со старшими. Порой сту­ денты делятся со мной тем со­ кровенным, о чем не говорят с матерью, если душевный контакт с последней нарушен или в семье «не принято» об этом го­ ворить. Круг проблем, с которы­ ми приходится сталкиваться в процессе работы, очень и очень не очерчен. Иногда кажется, что психолог должен знать все и обо всем. Поэтому так высока ответ­ ственность нашей профессии, ведь я каждый раз вхожу во внут­ ренний мир человека и пытаюсь помочь ему навести там порядок. К сожалению, профессия психолога еще глубоко не вос­ требована общественным созна­ нием. С точки зрения обывателя — "наплодили их, а отдачи ника­ кой". Но, если все-таки девочка не прыгнула с крыши, а стала пи­ сать стихи и в них выплеснула всю свою боль; если женщина поняла, что лучше быть другом для дочери, а не судьей; если на» П. Данову. Он обещал разобраться и принять прак ­ тическ ие меры по заверше ­ нию строительства. Хочется верить, что так оно и будет. Ск аж у для к ратк ости, что это далек о не единичный при- ■мер. Так , удалось выделить ж илье для инвалида второй группы, на попечении к ото ­ рог о двое малолетних детей. К со ж ал ен и ю , не в се наши обр ащ ен и я бываю т эффек тивны. На нек оторые нередк о поступают, ответы, сообщающие о н евозмож ­ ности помочь. Это, к онечно, ог орчает. — Нина Ивановна , к ак и з ве ст н о , се м ья се м ье рознь, и сег одня все боль­ ше становится неблаг опо ­ лучных, г де де ти обреч е ­ ны на всяк ие лиш ения . . . — Я бы не стала объяс ­ нять в се т я г о т ами ж изни . Они для в сех оди н ак овы , однак о ж ивут люди п о - раз ­ ному. Сошлю сь для п риме ­ ра на мног одетн ую семью Нины Васильевны Сяч ино- вой из села Перехваль. У нее п ятеро детей . Все одеты, обуты, нак ормлены, учатся в школе. Сама Н. Сячинова ра ­ бо тает сви н ар к ой , муж — механ и зат ором. Несмотря на большую занятость на работе, они успеваю т и п одсобное хозяйство дер ­ жать, и детям уделяют посетительница просто выплака­ лась передо мной и призналась, что ей стало легче, — разве это не отдача?! Сколько в жизни каждого из нас найдется людей, которым в течение нескольких часов мож ­ но говорить о себе, не стесня­ ясь; плакать и жаловаться, и ви­ деть, что вас слушают, понима­ ют, вам сопереживают? Да, мы, психологи, не выступаем публич­ но с сеансами, не спасаем «на­ роды и континенты». Мы бьемся часто подолгу о одним челове­ ком, и бывает, увы, что наши уси­ лия не оправдываются. Практическая деятельность все больше убеждает в том, что необходима длительная работа с подростками. Только тогда чув­ ствуются результаты, а один, два приема мало что значат. Следо­ вательно, основной упор необ­ ходимо сделать на психокоррек ­ ционную работу, И здесь стал­ киваешься с очередной труд­ ностью — недостаток знаний, практических навыков к такой де­ ятельности, отсутствие условий для нее. ' •' Весь букет этих- «но» -сущес- ’ ■твенно 'ОСЛабЛяеТ'психОлбгичес- кую помощь населению со сто­ роны моих коллег. Недостаток финансирования бюджетной сферы привел к тому, что психо­ логов стали... сокращать. При такой высокой степени невроти­ зации общества оказалось, что знания, например, о химических процессах сегодня молодым нужнее, чем наука о взаимоот­ ношениях людей, о познании са­ мого себя. Приходится только удивляться «мудрости» нами уп­ равляющих, радеющих о благе всех и окончательно низвергщих отдельную личность до положе­ ния «нуля без палочки». Сегодня психологами в боль­ шинстве своем работают люди, чье призвание состоит именно в этом; ворошить залежи души. Потому что ничем иным невоз­ можно объяснить их привержен­ ность этой профессии. Непони­ мание со стороны общества и руководителей, ненадлежащие условия работы, мизерная за-^ рплата, нервный характер дела не привлекают в эту сферу. И остается только надежда, что все-таки профессия психолога приживется среди русских лю­ дей, что, может, именно она по­ может разобраться, «что же ста­ ло нынче с нами?» Нина САЛАМАДИНА, педагог -психолог машиностроительного колледжа. достаточно внимания. Или взять Зинаиду Ива ­ новну Захарычеву из Сп ёш- нево-Ивановк и . Она, к ак и мног ие ж енщины в ее поло ­ ж ении, тож е работает. Явля­ ясь воспитателем детск ог о сада, воспитывает и чужих детей , и своих не обделяет в н и ман и ем . Д вое и з них, к стати, уж е учатся в инсти ­ туте и техник уме. Но беда в том, что есть немало семей , где отец и мать не особенно обременя ­ ют себя родительск ими обя ­ зан н ост ями , а то и вовсе махнули на них рукой. Более тог о, ничег о не давая детям, они отбирают у них даж е то немног ое, что дает им наше г осударство. Чтобы хоть как - то повлиять на так их «роди ­ телей», орг анизуем п осеще ­ ния их семей , проводим бе ­ седы, совестим, уг оварива ­ ем. Даж е создали при адми ­ нистрации что-то наподобие обществен н о г о суда. При ­ г лашаем на ег о заседания нарк олог ов, психолог ов, п е ­ даг ог ов, служ ителей церкви, рабо т н и к о в п р ав оо х р ан и ­ т ельн ы х о р г ан о в . Одн и м словом, всем миром стара ­ емся вразумить заблудших, достучаться до их совести и сознания. Анатолий М ЕРЛ ЕВ, соб . к орр. «ЛГ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz