Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
Т Б И П Е Щ К АЯ • / А г а з е т а 23 октября 1997 г?, № 210 (1524) (О кончание. Нача ло на 1-й ст р.) Н а деюсь, имеется в виду не соци али зм Кампа- неллы или Сен- Симона? И, ко нечно, не социализм Троцко го... Что же касается такой формы мироустройства, кото рая отвечала бы интересам большинства, не подавляя ни личных , ни общественных свобод, и при которой не зла то, а творческий дух имели бы главную ценность, — этот общественный идеал был и остается самым привлека тельным. По-моему, на все времена. Русскому человеку он особенно понятен. Но у нас ведь как? На одного «неуче ного» напустят сотню «уче ных», и ясные вроде бы ис тины становятся вдруг непо стижимой премудростью! Да и как простому смертному разобраться во всевозмож ных «измах», коль одни и те же «теоретики» его сначала пугали капитализмом, теперь стращают коммунизмом. То они пропагандируют «швед ский социализм», то — «со циально-рыночный капита лизм». А их коллеги, пере бравшись за рубеж, поучают доморощенных «капиталис- тов-реформаторов», что для победы капитализма в России не обойтись без «Морально го кодекса строителя комму низма», так как кодекс этот есть суть Нового Завета, ис поведуемого православными христианами... А третьи, за писавшись в советники высо копоставленным чинам, ви тийствуют с экранов телеви зоров: мол, социализм — это всегда диктатура, а вот ка питализм — единственная до рога к благополучию всего человечества... Ну, а какой- нибудь не шибко грамотный механизатор из-под Усмани или Задонска, слушая «уче ных», свою думку думает и по-прежнему недоумевает: «Чего плохого в коммунизме- то? Плохо, что его не пост роили! А то бы я не отказал ся ...» Здраво рассуждая, нема ло наших граждан и поныне «не отказались бы» от соци ализма, будь он реализован сполна и на деле, а не суще ствуй только в перекошен ном и раздвоенном сознании бывших партийных секрета рей... Да и в терминах ли толь ко дело?! Вот в капиталистической стране Чили — процветаю щая экономика, но население здесь не стало ни свободней, ни богаче. В социалистиче ской Северной Корее также имеются впечатляющие хо зяйственные успехи, но че ловек и там — робот, марши рующий в колоннах. А человек хотел бы всю ду быть творцом свободным. Как форма развития обще ства, любая социальная сис тема эффективна до опреде ленных границ. А затем на ступает кризис, и система может стать тормозом в раз витии общественных отноше ний. Подобные моменты выз ревают исподволь, не заме чать их можно, только созна тельно отгородившись от жизни. Что с нами уже бы вало не раз... Вот и сейчас многие не желают понять, что система власти и управ ления в России складывает ся заново, что ей еще далеко до «совершенного механиз ма». Понять это тем более сложно, поскольку на знаме ни — «демократия», а в жиз ни — чудовищный мутант из монархии, олигархии, паха- ната и криминалитета. Ис тинная же демократия, как известно,— это господство законов, и прежде всего, тех, которые максимально учиты вают интересы большинства. — А вот еще о дн а «идея»: восстановление мо нархического строя в Рос сии. Среди липчан немало тех, кто хотел бы видеть царя-батюшку Николая II с в ят ы м в е л и к о м у ч е н и ком... Как вы к этому от носитесь? —Канонизация святых — это дело церкви. Я лично не могу уважать царя Николая ни как политического деяте ля , ни как руководителя го сударства уже потому толь ко, что он допустил кровопро литие в стране. Будь он муд рее, дальновиднее — он не позволил бы противостояния среди своих подданных, на шел бы баланс сил: не рас пустил бы Думу, дал бы зем лю крестьянам. Ничего это го он не сделал, и не только из-за слабости характера. Мы живем в мире суровых ис тин, порой приходится быть твердым в решениях, дей ствиях, особенно если обще ству грозит опасность и его надо защищ ать . А страна наша уже не раз попадала в зависимость от «мутил» , «вечных революционеров», которые приводили народ к крови, страданиям. Обществу пора приобрести стойкий им мунитет от деструктивных сил. Тут выбора нет: либо отсечь часть ради спасения целого, либо эта часть погу бит целое. А реанимировать монар хию, как лучшую форму обу стройства российской жизни, не стоит. Вокруг нас немало и более достойных примеров — демократия, рынок, зако- н оп о слуш ани е ... Не надо только обезьянничать, зани маться имитацией западного образа жизни. Нам, прежде всего, надо осознать себя русскими. Мы, как бы ни тужились, как бы ни выставляли себя «европей цами», — не можем стать, до пустим, немцами. У нас дру гой менталитет, в наших ге нах «отпечатан» совершенно другой путь исторического Политик и писатель: размышления о главном Глава администрации Липецкой области Михаил Наролин беседует с обозревателем "Липецкой газеты" Владимиром Петровым развития. А почувствовать его, как почву под ногами, мы сможем, когда к нам вернет ся чувство национального са мосознания. У нас талантли вый и трудолюбивый народ, великая история и культура. И натуре русской тесно в «не мецком кафтане» — она бо лее широкая, добрая, щед рая, как сама Россия с ее про странствами и природой . Надо лучше знать самих себя и «особинку» свою не отбрасывать, строя жизнь по- новому... — К сожалению, склон ность к подражанию з а падным формам жизни у нас стала едва ли не нор мой. Более того, у опреде ленной части сограждан, особенно записных «публи цистов», стало считаться доблестью — чернить и коверкат ь историю Рос сии. Я не знаю, граждана ми какой страны они счи тают себя, но если России, то пусть помнят горькие слова Василия Розанова: «Дурак! Хоть бы ты поду мал, что произносишь свои подлые слова о России на том языке, которому тебя вы учили отец и мать!.. Дети, поднимающиеся на родителей, — погибнут. И поколение, поднимающееся на Р один у , тоже п о ги б нет!» — Думаю, что голосами очернителей России говорят деньги, на которые они куп лены... —Сег о дн я политику при ходится «вертеться » между Сц иллой и Харибдой, меж принципами, которые лежат на сердце, и жесткой необ ходимостью «следовать кур су*. Формула «политика — искусство возможного » дл я вас, наверное, очень важна. Но реализовать ее можно, опираясь лишь на поддерж ку единомышленников. Од нако как быть, если не все руководители, ваши соратни ки, обладают даром масш табного и комплексного ви дения проблем? Да к тому же и соблазнов у них множе ство, ведь своя рубашка бли же к телу... Как главу администра ции, все это вас не может не волновать. Значит , в проведении кадровой поли тики вы определяете при- ;. Какие? ля меня акту альной остает ся формула Кадры реша ют все!» Но с поправкой: если прежде кад ры назначались, то нам нуж ны кадры, выбранные снизу. Почему, кстати, так быс тро рухнул Союз, потеряла авторитет и р а зв али л ась КПСС? Среди других пред посылок была и эта, по-мое му, главная: кадры на руко водящие, ключевые посты и в партии, и в руководстве страной отбирались не по де ловым и мировоззренческим качествам, в заслугу стави лись личная преданность, из воротливость, умение «пус кать пыль в глаза». Политическая зрелость общества сама по себе не при дет. Людей надо учить, гото вить к решению новых задач. Возьмем хозяйственную жизнь наших акционерных обществ, кооперативных хо зяй с тв или товарищ еств . Ведь, говоря о самостоятель ности их как хозяйствующе го субъекта, мы имеем в виду инициативу снизу, волю кол лектива, его зрелость и ответ ственность — и за дела, и за выбор руководителя. Очень важно разбудить активность людей, освобо дить от привычных стереоти пов, чтобы они ощутили себя не подневольными служка ми, а свободными творцами. Они должны знать, что их го лос — не пустой звук. К со жалению , пока действует оритеты. ^ИАЛОШ У правило: «Начальству вид ней!» Приезжаешь в акционер ное общество — плачутся: денег не платят, живем пло хо, начальство за коллектив не радеет! Спрашиваю, ну а почему так плохо? Вы же хо зяева, совладельцы, от кого вы ждете улучшений? Кто даст вам зарплату, достойную жизнь? Если вы работаете хорошо, но руководитель у вас самодур, — изберите дру гого. Или присмотритесь: все ли правильно в вашем хозяй стве, в структуре его. К при меру, в некоторых сельхоз кооперативах сегодня из ста работников более полусотни — управленческий аппарат! Зарплату не платят годами, надои от коровы мизерные, зато — рать управленцев! Все на местах! Спрашиваю, зачем вам эта орава? Они же ничего не про изводят! Вы свободные зем лепашцы, вошли в коопера тив со своими паями, все хо зяева. Что вам нужно, чтобы выгнать директора-бездель ника со всей ратью управлен цев? Почему один работник кормит почти двух тунеяд цев? Посчитайте, измените структуру, и тогда окажет ся, что, возможно, на девя носто работающих останется десяток специалистов. Но действительно умных и тол ковых! А то, что произвели, вы растили — не растаскивайте, а распределите соответствен но трудовому вкладу. — Н у , и как? Слушают ся ваших советов? — Везде по-разному ... Так ведь и Москва не сразу строилась! — А не грозит ли нам опасность с другой сторо ны? Ведь качество труда объективно зависит от «ка чества человеческого ма териала». Реформаторы в столице, кажется, сделали все, чтобы низвести это ка чество до пещерного уров ня, провозгласив идеалом деньги, накопительство. Но достоинство обще ства, его благополучие тво рят не потребители благ, не «творцы» денег, а — личности. К тому же уже нарушен баланс власти и собственности . Н екот о р ы е и з р у к о в о д и т е л е й предпочит ают , обладая реальной властью, дрейф к обладанию еще и немалой собственностью , как га ранта всего и вся. Как вы смотрите на эту пробле му? Удастся или нет удер жать дисциплину, прежде всего экономическую? Как утвердить в сознании руко в о д ит е л я и ст и н у , что «иметь» — еще не значит быть истинным руководи телем, быть личностью? — Повторюсь. Многие нынешние беды от того, что люди никак не могут осознать свою силу. И тому немало объективных причин: сказы вается неготовность жить и работать в принципиально иных экономических услови ях . Срабатывает укоренен ный стереотип отношения к собственности («Все вокруг колхозное!»), к роли руково дителя, к своему труду, его результативности. Немалая «заслуга» в том «чикагских мальчиков», за теявших поспешный пере дел собственности при пол ной неготовности общества к тому. Потому-то кроме тягот обвальная приватизация, к примеру, ничего не принес ла. Надо было идти другим путем — начинать привати зацию со сферы услуг, с тор говли. С создания здесь кон курентной сферы. Затем пе рейти к реформам предприя тий перерабатывающей и пи щевой промышленности. По том, очень осторожно, под ступать к крупным промыш ленным предприятиям и ком плексам, одновременно гото вя коллективы к роли полно ценных хозяев, собственни ков, способных влиять на про изводство и экономику. Вместо этого — насмеш ка: ра зд али ваучеры , не разъяснив толком, зачем и для чего эти бумажки. Не на высоте оказались и руководители предприятий. Я всегда говорил и говорю им: в падении производства ви новны, прежде всего, вы! Почувствовав «свободу от ответственности», пустились во все тяжкие — что хочу, то и ворочу! Многие, к сожа лению, не устояли от соблаз на урвать кусок пожирнее. Дачи, иномарки, фантасти ческих размеров зарплата — все это за счет обманутых людей, рядовых акционеров. «Народ безмолвствует»... Но это потому, что до сих пор люди не разобрались, кто есть кто. Ведь очень часто сами акционеры на собрани ях назначали руководителю немалый процент от прибы ли. А пять процентов на зар плату шефу — это 40-50 млн. рублей! Вот почему у нас столько примеров, когда предприя тие стоит, люди месяцами сидят без зарплаты, а их ру ководитель ежемесячно кла дет в карман даже не сред нюю зарплату, а оклад, пре вышающий эту «среднюю» в 20-30 раз! Кто позволил? «А народ так решил!» Обман, замешанный на алчности, — вот стиль руко водства многих и многих се годняшних «рулевых». Наши законы, к сожгьпе- нию, таковы, что не дают гос- власти права вмешиваться в деятельность акционерных обществ. И бороться за свои права люди не научились. Иной раз прямо говорю: «Пе реизберите руководителя, от него лишь вред вам!» Нет, твердят, хороший он! Поче му? А он сам ворует и нам велит! И никто не задумывается, что завтра производство ос тановится, — и тогда ни ра боты, ни средств к существо ванию. А «поводыри» при этом надеются прожить за счет наворованного . Пусть не обольщаются — это не тот фундамент, на котором стро ится благополучие. Невоз можно жить богато и счаст ливо, если общество бедно, если страна больна... — Но эт о же с о ц и альная реакция на катак лизм распада! Каждый на деется спастись, но в оди ночку. Отсюда и стремле ние побольше хапнуть, под грест и под себя , чтобы обеспечить будущее себе и своему потомству. А чув ство вины... Оно ныне мно гим недоступно. «Левые», «правые», «синие», «зеле ные»... А ведь спасения, в итоге, не будет никому. Если не одумаемся... — Вот-вот! Я об этом же часто говорю коммунистам. Напоминаю им: вас же было сто процентов в Верховном Совете. Или не вы голосова ли за «освобождение» Рос сии, за рынок? Проголосова ли — за тридцать минут фак тически развалили страну, не думая о последствиях. Глядя на вас, и другие побе ж али «по н ациональным квартирам». А кто держал во главе партии и страны «безальтер нативного» Горбачева? Кто, обладая всей полнотой ин формации, не решался пой ти на откровенный разговор с народом? Страна зашла в тупик, экономика в кризисе, система себя изжила, надо было идти вперед, к свобод ной жизни, не зашоренной идеологическими догмами. Заговорили бы об этом — люди поняли бы, поддержа ли, инициатива пошла бы сни зу. Нет, предпочли положить ся на «авось»... А дальше — предатель ское и подлое бегство из Ев ропы! Кто торопил? Кто ме шал осущ ествить вывод войск поэтапно, разумно, предварительно построив во енные городки за счет «ос вобождаемой» страны? За даю эти вопросы коммунис там — молчат или многозна чительно вздыхают. Но люди- то помнят, что был пленум ЦК, а там «кашу варили» Гор бачев, Шеварднадзе, Медве дев и иже с ними! Помню, го ворю липецким депутатам: «Что же вы наделали, мужи ки? Это же позор!» А мне в ответ — разглагольствования о «хитрой и тонкой» полити ке Горбачева. Сколько пустых слов на говорено в те годы, сколько шутов-краснобаев упражня лось в словоблудии! Не было только трезвых и умных дей ствий, взвешенных решении. Зато сегодня — сплошные охи и ахи по поводу «злых сил, окруживших Россию». Нельзя сегодня делить общество на правых и вино ватых. Все мы в ответе за страну. И те,-кто «радел за свободу» и за народ, и те, кто менял в одночасье убежде ния, и те, кто равнодушно взирал на происходящее. Со всех спросится, и всем «воз дастся по заслугам»... — И все-таки ваши оп поненты правы в одном. В обновленном обществе, ка ковым ныне предст ает Россия, нет серьезных пра вовых гарантий для созида тельного труда, а торжес твует принцип «греби под себя». ись «реформг - н зпрос «купли- — Так ведь и это — по следствия распада государ ства! А у «разбегающегося общества» свои особенности. «Свобода» сама по себе ниче го не дает. Человеку, преж де всего, надо осознать: для чего тебе свобода? Грабить, убивать, пить? Или утверж дать себя в созидательном труде. «Греби под себя!» — это лжемотивация. Нынешние нувориши, не знающие, как распорядиться фантастиче ским богатством, — тому под тверждение. Оказывается, и «райская» жизнь приедает ся. Выходит, капитал, не ра ботающий на общее дело и на общую пользу, не спасает, он лишь средство на пути к чему-то высшему, к благу общества, народа, страны... Значит, не к экспроприа ции частного капитала надо стремиться, а создавать иную общественную атмосферу, где бы он работал на всех. Возможно, тут пригодит ся и недавний наш опыт. У прежней системы было нема ло издержек, но тогда стра на победила в тяжелейшей войне, одолела разруху, пре вратилась в мощнейшую ин дустриальную державу, ре шала масштабные социаль ные задачи, и труд людей тех десятилетий достоин глубо чайшего уважения. А потом возросли потреб ности, но производство това ров не возросло. Промышлен ность огромна, а товаров на родного потребления, высо кого качества и конкуренто способных, не было. Сравни вая товары с Запада, люди поняли — мы делаем не то и не так. Принудительно-пла новый труд не выдерживал соперничества с трудом сво бодным. Но этого мы никак признавать не хотели! Про фессиональное творчество, инициатива не поощрялись. «План — закон, выполнение — долг, перевыполнение — честь!» Вот ведь что декла рировалось! А что теперь? Изменилась сама система трудовых отно шений, а психология людей ш осталась прежней — потре бительской. Люди на свой труд по-прежнему смотрят не глазами созидателей и творцов собственного благо получия, а иждивенцев. «Вы создайте нам условия, тогда мы и будем хорошо рабо тать». А ведь нужно давно по нять: свободный и творче ский труд — основа всего. Других путей добиться дос тойной жизни нет и не будет. Беда еще и в том, что и государственный аппарат пока не способен верно оце нивать и регулировать разви тие общественных процессов. А без четко действующего государственного механизма нормального развития не бу дет. В обществе должно быть ощутимо присутствие како го-то идеала — общественной пользы, общего дела. И обя зательно — государственной заботы, как гаранта свободы и защищенности всех и каж дого члена общества. — В начале года вы зая вили: «Липецкая область будет осуществлять ленин ский план кооперации». Все поняли, что это было ска зано не для красного слов ца. Но что мы видим? Пол ное игнорирование отече ственного опыта. Вспом ним нэп, послестолыпин- ское создание кооперати вов, товариществ... У нас, однако, чаще т вердят о продаже земли , и никто вроде не сожалеет о судьбе крупнотоварных хозяйств, которые у нас поторопи л ировать». ачну, пож а луй, с вопро са о продаже зем ли . На мой в згляд , во ТГуШГй-продажи» пе решел в плоскость скорее д и ску сси он н о -т еор ети ч е скую, чем практического ос мысления действительно не простой проблемы. Да, земля Божья, она — национальное богатство, и говорить о ее продаже — ко щунство! Тут, в эмоциональ ных оценках, мы все сходим ся. Но давайте посмотрим с другой, практической,сторо ны. В стране произошел пе редел собственности, рабо чий свою долю получил — в виде акций. А почему же кре стьянин как был, так и остал ся при своих интересах, но без земли? В гражданскую войну во евали за землю. Но не полу чили ее, как не получили и сегодня. Какая-нибудь ста рушка, отдав полвека катор жного труда земле, — поче му она нищая? Ну, надели ли ее паем, а кооператив заб рал пай в аренду, не дав вза мен ничего. Это справедливо? Нет, земля должна и по купаться, и продаваться. Но процесс этот должен жестко регулироваться и контроли роваться государством. Что бы не было спекулянтов зем лей, чтобы ценные земли не выводились из оборота, не лишались плодородия, чтобы не появлялись латифундис ты. То есть процесс купли- продажи должен быть защи щен фундаментальной норма тивно-правовой базой. Мне возразят: «Сегодняшний рос сийский чиновник способен продать не только землю, но и мать родную!» Правильно! Вот потому мало принять закон, нужен пакет законодательных ак тов, по которым ни один гек тар земли не выпадал бы из поля зрения госаппарата. Так, как это делается во мно гих странах мира. Мы в Совете Федерации определились. Землю надо продавать и покупать. Но се годняшнее состояние обще ства и государства не позво ляют вводить эту практику. Давайте лет десять поработа ем и обкатаем законодатель ную базу, подготовим обще ство. Но и затягивать решение этой проблемы нельзя — сей час в России 50 процентов плодородных земель бросо вые. Да, мы не должны допус тить новых бар над русским мужиком, но мужику надо дать возможность безбедно жить на своей земле. Вопрос, повторяю, непро стой, и размахивать саблей тут не стоит. Не исключено, что необходим и референдум — пусть люди выскажутся. —Но, вероятно, не менее сложны и вопросы владения землей, землепользования? Иллюзии о превращении русского крестьянина в за падного фермера жизнь от вергла: у нас иные приро дные условия, большая часть сельхозугодий — зона риско ванного земледелия, и без кооперативного объединения нам не обойтись. Но чтобы кооперативы стали на ноги, мало наде лить крестьян землей и во лей. Столыпин, проводя реформы, решал проблемы ком плексно . Был создан К рест ьян ский п о зем ел ь ный банк, кредиты на вы куп земли давались на 55 лет, устраивались кусто вые агрономические стан ции, на льготных условиях давалась в прокат техни ка и инвентарь, семена, од новременно крестьян обу чали агрономическим зна ниям. — Отвергать опыт столы пинских реформ не стоит, они были и разумны, и дале ко нацелены. Не дали их осу ществить — вот в чем дело. И теперь мало принять закон, надо придумать и от работать механизм его реали зации в конкретной, не наду манной жизни. Чтобы он за работал, обрел силу и защи щал прежде всего тех, кто будет и должен трудиться на земле. И полностью исклю чал бы саму возможность спе куляции землей. Пока не будет частной собственности на землю — хозяина на ней не будет. И зарастать ей под бесконеч ные дискуссии, как зараста ет она сегодня. Ведь для кре стьянина она по-прежнему чужая. Проблема безземелия кре стьянина имеет и другую сто рону: люди вместе с надеж дой утрачивают и саму по требность трудиться. Не ве рят, что их труд облегчит их долю, сделает жизнь богаче, человечней. Заехал я как-то в Избищи Лебедянского района. Стоит дом в бурьяне выше крыши. И из бурьяна, как из брян ских лесов, хозяин выходит: грязный, небритый, немы тый. Говорю ему: «Да погля ди ты на себя трезво, разве можно так жить?» А сколько их таких, над ломленных, по селам! Ну бу дет ли у него нормальное вос приятие жизни? Способен ли такой человек правильно оце нивать происходящее вок руг, принимать ответствен ное гражданское решение? И не его в том беда, но и вина наша. Это мы загнали, запалили, как лошадь, рус скую деревню и мужика! Вот и получили вместо крепкой, многодетной крестьянской семьи, опоры России, — пья ниц, дегенератов, убогих ду хом и телом. Когда человек на все ру кой м ахнул , что от него ждать, каких результатов требовать? Вот почему вопрос куль турного подъема села у нас в области первостепенный. Людям надо помочь провес ти газ, воду, обустроить до роги — может быть, через достойный быт они и потя нутся к более достойной жиз ни. Или их дети... Но делать это надо сей час, сегодня, и только нам! Иначе и дискутировать о зем ле нет смысла — она лишит ся работника... стране несо вершенное на логовое законо д ат е л ь ст в о . Новый Налого вый кодекс (на который, кстати, ориентируется и п р о е кт бюдж ета 1 9 9 8 года) тоже весьма специ фичен: легко снимаемые «верш ки» — ц е нт р у , а т рудно собираемые «ко решки» — на места. Спра ведлив ли этот принцип в условиях федерализма? Как увязать его с декларируе мым принципом местного самоуправления? Тем более при отсутствии информа ции о том, как центр ра с ходует налоговые сборы? А на местах прорехи возни кают то и дело. У нас в области и теперь недоим ки в первом полугодии ог ромны — 170 миллиардов рублей , в том числе в об ластной бюджет — более 70 миллиардов. Налоговые трудности усугубляются еще и не от регулированной инвестици онной политикой. Мировая тенденция — сращивание и взаимодействие производ ственного, банковского и торгового капитала. У нас все наоборот! Объемы р е а л ь н о го к р е д и т о в а н и я предприятий снижаются. В области это менее 40 процент ов работ ающ их активов. И лишь 10 процен тов собственного капита ла наших банков являются вкладами в перспективное развитие предприятий. К тому же областные банки бедны. Как быть? Привле кать все шире московский или иностранный капитал? Но не обернется ли он впос ледствии «дарами данай цев»? — Тут не все так просто... Вот требуют сократить нало ги. Ну, давайте сократим. Но кто располагает ф актами , когда вслед за льготами пред приятие заработало лучше, эффективней? Нет таких фак тов! Потому что ни директор, ни коллектив не станут пос ле снижения налогов рабо тать по-другому. Не те сти мулы... Уже сейчас мы не в состоянии сформировать до стойный бюджет, даже важ- нейшие социальные пробле мы решить не можем! А если сократится налоговая база, но не изменится отношение к труду у людей, что будем делать? Недавно руководители восьми субъектов Федерации собрались, чтобы выработать свою точку зрения на данную проблему, высказали и мы свои предложения правитель ству, президенту. Мы считаем, что прежде всего надо навести порядок в работе государственного ап парата. Он должен состоять именно на службе у государ ства! И быть дисциплиниро ванным, честным, некоррум-3 ^ пированным, профессиональ-^_7 ным. Затем необходимо обуз дать диктат естественных мо нополий — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС», железные доро ги, нефтяные компании. Се годня объемы неплатежей со ставляют около 690 трилли онов рублей, то есть более всего годового бюджета стра ны. И они будут расти, по скольку для предприятий ус тановили неподъемные цены на энергоресурсы. Да еще с отсталыми технологиями и энергоемкими производства ми. Ведь расход энергии у нас на единицу продукции в два- три раза выше европейского! Да, надо менять режимы потребления, вводить энерго сберегающие технологии и оборудование. Это же новая техническая революция, ко торая нам не по силам и не по карману. Но и «давить» ценами — тоже не годится... А как восстановить обо ротные средства предприя тий? Мы говорим правитель ству: дайте низкопроцент ный, направленный кредит только под восполнение обо ротных средств. Нам возра жают: нечем обеспечить этот кредит, инфляция вырастет! Ну да, вырастет! Но не мо жет предприятие (а шире — отечественная промышлен ность) работать, если не име ет ничего! Увеличьте объем оборота денег в стране. Это даст возможность ликвидиро вать квазиденьги, векселя, взаимозачеты, бартер, пере крестное субсидирование — 4 то есть все то, что способ ствует жульничеству, оттоку средств из реального секто ра экономики. Банковски е кредитные ставки в 200 процентов — это же грабеж среди бела дня! Сейчас ставку понемногу снижают, но необходимо до биться, чтобы ставки крат косрочных кредитов не пре вышали 3 процентов, а до лгосрочных — 6 процентов. Тогда отечественный товаро производитель вздохнет... Зачем взрастили банков ского монстра? Ведь сегодня банковский капитал России по доходам за счет процентов перерос государственный. И банкиры с жиру беситься на чали, стали поедать друг дру га. А главное — давят про мышленность, прибрали к рукам средства массовой ин формации. Банкиры сегодня уже на чинают не просто лоббиро вать многие правительствен ные решения, но впрямую вмешиваться в дела прави тельства, влиять на власть. Нет, так не годится! Государ ственная власть — самодос таточная сила, чтобы решать все вопросы самостоятельно, разумно и твердо! Этого нет — нет и сильно го государства. До тех пор, пока государ ство дает карт-бланш банков скому капиталу, он никогда не пойдет в промыш лен ность. Там ему делать нече го, поскольку на спекулятив ном рынке ценных бумаг при быль и халявней, и легче, и безопасней... — Разговор у нас, Ми^Л хайл Тихонович, получилс^Щ: как бы обо всем, но — и о главном. О том, что живем мы в потоке врем ени , а вопросы, которые мучают с о в р ем е н н о е о бщ е ст в о , стояли в России и сто лет назад. Например, в начале века Евгений Трубецкой писал так: «Нельзя строить об- . щество на животном, бур- ** жуазном страхе и инстин кте самоохранения, но его нельзя строить и на а л чности, злобе и человеконе навистнических чувствах озверевшей массы: ибо жи вотные инстинкты — это те самые центробежные силы, которые р вут на ча сти общественный о р га низм . Кто обращается к ним, тот строит на пес ке...» Ну разве не о нашем вре- « мени эти слова? Будто ис А тория впрямь не про нас:’^ мы сами с усами и в кото рый р а з наступаем на одни и те же грабли! А как было бы хорошо, если бы осозна ли две простые истины: надо быть самими собой и делать жизнь по-своемц, не кося глаза и вертя шеей то в одну, то в дру гую сторо ну. — Да, лучшую жизнь мы сможем сделать только сами. Нет других сил, которые бы сделали это за нас. Мы та кие, какие есть, а значит, надо не стенать, а действо вать — спокойно, мудро, це ленаправленно, без насилия и экспериментов над людьми. Не пенять кого-то, не уни- * жать себя, не искать врагов в своем народе, не ахать и охать! А думать — как сде лать, чтобы жизнь была луч ше, достойней. Родина — она ведь не в пространстве, а в толще времени, в историче ской судьбе народа. Это надо твердо помнить. Как и то, что жизнь сама по себе не стро ится. Ее делают!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz