Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

а в т о р п а м я т н и к а П е т р у П е р в о м у о себ е т е р р о р и с т к а с х в а ч е н а 12 ноября 1 9 9 6 г. № 2 1 5 (1 2 7 9 ) Собеседник «ЛГ» «М оя ра бо т а , как м о л ит в а , где есть и исповедь п ер ед Бо гом . Это т р уд н о п ер едат ь с л о в а м и , но о зар ени е п р и х о д ит им е н н о в те м и н ут ы , когда я ч у в ст в ую на себе бла годат ь . То гда я сли ваю с ь с прир о д о й , м о г у безош ибочно пр ед ска зат ь по год у , о п р е д е л ит ь , какой день п р ед ст о ит переж ить ( и не т о ль к о себе ), пр ед ви д ет ь важное событие , еще не ставш ее явью ...» — т а к о п р е д е л я ет секрет своего т во р ч ест ва зам е ч ат е л ь ны й р у с с к и й с к у л ь пт о р , п р ед седат ель меж дународного Ф онда с л а вя н с к о й пи сьм енно ст и и к у л ьт у р ы В .М . К лы к о в , а вт о р от крыт о го в 3 0 0 -л ет и я Л и п ец к е в ч е с т ь _____________ Российского ф лот а п а м ят н и к а П ет р у I . И з беседы уд а ло сь вы я сн ит ь , чт о вы бор Л и п е ц к а не бы л с л уч а е н . ИМПЕРАТОРСКАЯ ПОСТУПЬ ПЕТРА 1 ВЕЛИКОГО... — Вячеслав Михайлович, вспоминается, к празднованию пятилетия Фонда славянской письменности и культуры в 1995 году в Москве, в Славянском центре, была организована выставка картин липецких художников. — Д а , это д ей стви тельно т а к . Тогда у нас вы с т а в л я л и с ь к ар ти ны в аш и х и зв е с тны х х у д ож н и ко в Сорочкина , Л у зан о в а и д р у ги х , с к о то ры м и я л и чн о давно зн а ком . П оддерж иваю д р уж е с ки е о тнош ени я вот у ж е почти т р и д ц а т ь л е т с Ю рием Г риш ко , А л ек сандром Вагнером , В ил еном Д в о р я н ч и к о вы м . . . С н еко торыми вместе у чи ли сь в С у ри ков ском худож ес твенном ин сти туте , с дру гим и п о зн а к ом и л с я на вы с т а в к а х и п ри по сещ ен и ях Л и п е ц к а . Это, с одной стороны . А с д р у го й , выбор Л и п е ц к а , ко то ры й м н е очень н р ав и т ся , предопределен ,., его «морской» и с тори ей , к о гд а он в кон ц е семнадцатого — н ач ал е во сем н адц ато го веков с тоял у и стоков кор аблестро ени я , изготовляя-^ .собс твенны е суда и о сн ащ ая ворон еж ски е п уш к ам и , я д р ам и , я к о р ям и -<с м ес тны х «ж ел езод ел а тел ьны х» заводов , построенны х по р а с п о р яж ен ию П е т р а П ервого . П р и со здании м онум ен та у чи ты в ал ась и вы с о к а я к в а л и ф и к а ц и я сп е ц и ал и с то в -л и т ейщ и к о в Н оволип ецкого м еталлур гич еско го к ом б и н а т а . Ведь н уж н о было о тли ть м ассу деталей п а м я т н и к а . . . Сейчас ж е ост ае тся с благодарностью с к а за ть : качество л и т ь я отличное! Кон ечно , н ем алов аж но е зн ачени е им ело здесь п о ним ани е и д р уж е с к о е отнош ени е , и не тол ько к этом у про ек ту , гл ав а дм и н и с т р а ц и й области Н ар о ли н а и города — С авенкова . Ведь ещ е в д евяно с то че тв ер том году М их аи л Тихонович ср а зу ж е пол ож и т ел ьн о Гоценил и д ал «добро» н а у становку П оклонного к р ес т а с в я ты м р ав н о ап о с то л ьны м сл а в ян с ким просв ети телям К и р и л л у и Мефодию , к о то ры й и бы л вод р уж ен в Л и п ец к е (около Х ри сторож дествен ского собора — И .С .) , — одним и з п ервы х и з др у ги х д еся ти городов России . К том у ж е д в а ч е л о в е к а от Л и п ец кой области е зди ли в Грецию , в Сгшоники , д л я у с т ан о в ки трехметрового П оклонного к р е с т а с в я ты х бр атьев -про свети тел ей ., .... ... . — Вы — автор более тридцати известных скульптур и ротлйчпъй: сооружений, установленных, как у нас в стране, так и за рубежом. Вместе с тем вы бйеньгмного внимания уделяете общественной деятельности. Как это совмещается, когда вы успеваете работать? Вы и председатель очень деятельного Фонда, член президиумов многих движений и союзов, а вот недавно стали и казачьим генерал- лейтенантом. — С к аж у ср а зу ж е : одно другом у не м еш ает , а ино гда д аж е пом огает . КонеЧ]^о, вр ем ени к ат а с т р оф и ч е ски не х в а т ае т , работать п р и х оди т ся су т к ам и . Есть у м ен я хорош и е п ом ощ ни ки к а к «по ск у л ьп т у р ам » , т а к и в общ ественной деятел ьно с ти . Вот сейчас к вам , в Л и п е ц к , п р и ех а л и ср а зу ж е и з Н овоч ерк асск а , дон ской к а зач ь ей с т о ли цы , где цро х оди л Д он ской З ем с ки й Собор. П р и н я ты очень в аж н ы е до к ум ен ты : О бр ащ ения к к а з а к а м , к ру сскому народу и р еш е н и я Собора. Сейчас дум аем провести В сероссийский З ем ский Собор. Одним и з г л а в ны х полож ений р еш ен и я Донского Зем ского Собора я в л я е т с я : «С чи тать государственной н ацион ал ьной идеей Единой , В ели кой и Н ед елим ой Р о ссии — П раво сл ави е , Самодерж авие , Н ародно сть» . Д л я р е а л и з а ц и и этого кто -то ж е до лж ен работать? Если не мы , то к то же?! — Какими рабочими и другими проектами вы сейчас занимаетесь? — В о -п ервы х , строю х р ам П окров а П ресвятой Б огородицы у себя н а родин е , в к у р с к ом селе М армыж и . — Ну и как, администрация Курской области дает деньги? — Н ет . Строю н а свои , к а к и до этого п ам я тн и к Н и ко л аю Второму — в честь с т о л е ти я к о р о н ац и и последнего русского им п ер атор а . С дру гой стороны , к а к ж е не строи ть , к о гд а этот хр ам н уж ен лю д ям дл я з а к р е п л е н и я и н о рм ал ьн ой ж и з н и их н а этой земле . Скоро н ачин аем строи тельство х р ам а Ж и в о н ач а л ьн о й Т роицы н а гр ан и ц е тр ех с л а в я н с к и х р есп уб ли к : Р о ссии , У к р аи ны и Б елору ссии . П ро ек т уж е готов . Сам ж е я р аботаю сейчас над п ам я тн и к ом Дм и трию Донскому , к о то ры й будет у ст ан о вл ен к 850 -летию М осквы н а Ш в ивой горке у К о т ел ьн и ч ес кой н аб ер еж н о й . Это место выбрано потому , что здесь р у сско е вой ско , выш едш е е н а би тву с т а т ар ам и , р азд ели л о с ь н а две к о л о н ны , одн а и з к о т о ры х н ап р а ви л ас ь н а К оломну , а д р у г а я — н а К аш и р у . Во зм ож но , у л и ц ы , по ко торым они ш л и , получа т им ен а героев с р аж е н и я — м он ахов О сляби и П ересвета , а сам а площ ад ь перед п ам я т н и к о м будет н а з в а н а им ен ем Д м и тр и я Донского . Д ал ее , д ум аем в д е к аб р е провести в С л авян ском ц ен тр е вы с т а в к у к ар ти н моего л и п ец к о го хорош его д р у га — В и к тор а Семеновича С орокин а и з к о л л е к ц и и ел ец ко го к о л л е кц и о н е р а К р и к у н о в а . Самой ж е б л иж айш е й за д а ч е й я в л я е т с я проведение первого д е к аб р я п р а з д н о в а н и я с т о л е ти я со д н я р ож д ен и я м арш ал а Ж у к о в а . К с та ти , недавно в и зд а т е л ь с тв е журнгш а «Россия молодая» вы ш л а к н и г а «Н епобедимому м а рш а л у » , где собран м а тери ал о работе и установк е моего п ам я т н и к а Г еоргию К он с тан тиновичу в Москве. — Каково ваше отношение к Маршалу Победы? — К н и г а н а ч и н а е т с я с т а к и х ф р а з : «У к аж до го н арод а есть свои герои . У нас это А л е к с а н д р Н ев с ки й , Д м и тр и й Д он ской , Суворов, К у ту зов , Н а х и м о в . . . И в одном р я д у с н им и — Георгий К он с тан ти н о ви ч Ж у к о в . Это т а к о й ж е н ародны й герой , но ещ е больш его м а сш т аб а и зн а ч е н и я , ибо и м асш таб войны , в которой полководец не п р о и гр ал н и одного с р аж е н и я , был чр е звы ч ай но в е л и к , ни с чем не ср а вн им . С д е т с тв а у м ен я в сердце Сергий Р ад о н еж с ки й , Серафим С ар о в с ки й , о н и х мне ещ е б абуш к а р а с с к а зы в а л а . И тр е тьим я н а з в ал бы Ж у к о в а » . — Спасибо за беседу. Спасибо, Вячеслав Михайлович, от липчан за чудесный памятник, за ваш благородный и сердечный подарок Липецку. И в заключение хотелось бы привести часть выступления В.М. Клыкова при открытии его памятника Петру I: Мы видим по с т уп ь им п ер а т о р а тех л ет , к о гд а Р о с си я вы х о д и л а к м о р ям , к о гд а о н а о тв о е вы в ал а к аж д ы й к ло ч о к зем ли , к о гд а о т с т аи в ал а к аж д ую п я д ь зем л и Р у сск ой . Д а пу с т ь п о сл уж и т сей образ , к а к ск а зан о бы ло , п рим ером всем н аш и м п р а в и т е л ям . Ибо н уж н о о тс таи в а ть к аж д ую п я д ь русской з ем л и , к аж д о е море , к аж д ую р е к у , то , что было сд елано государем - им п ер ато р ом . П у с т ь этот п а м я т н и к л иш н и й р а з п ом ож ет н ап ом н и ть всем н ам , р у сс ким лю д ям : пр о сн и т ес ь от с п я ч к и , в с тань те к аж д ы й н а свое место , о т с т аи в ай т е свою зем лю , в ерни те н аш е в л и я н и е н а м орях ! Ибо не н ам и это з а во евы в а л о с ь и не н ам это продава ть и р а сп р од а в а ть на все ч е ты р е стороны . Б е р и т е п р им ер с П е т р а , к аж ды й р у сс кий ч ел о в е к , к аж д ы й ру сский р у к о во ди т ел ь , к а ж д ы й р у с с к и й п о л и ти к , духовное л и ц о , св ящ ен н и к . Мы д о лж ны о т с то я т ь н аш у землю во что бы то ни стало! И пу сть П етр П ер вы й , к а к н ап ом и н ан и е этому , в в е к а х стои т на Л и п е ц к о й земле!» _ Беседовал ^ Игорь СОРОКИН, главный редактор газеты «Русь Святая». Фото Алексея ЩУРОВА. З а п рош едш ий м е сяц к о нц ерт но й жизни города , пож алуй , одно и з с ам ы х я р к и х в п е ч ат л е н и й — вы ст у п л е н и е Л ип ецко го м у н и ц и п а л ь н о го о р к ест ра р у с с к и х на р о д ны х и н ст р ум ент о в . П р е к р а сны й в ечер п о д а р и л этот к о л л е кт и в л и п ч а н а м в день от к ры т и я своего первого к онц ерт но го сезона . И х от я р а н е е у м у зы к а нт о в уже бы ли конц ерт ы , им енн о 30 о кт я б р я от ны не будет сч ит ат ьс я оф и ц и а л ьны м днем рож дения оркест ра . но р асслыш а ть и х солирующ ие голоса. К а к в любом творческом к о лл е кти в е , у к аж д о г о — л и ч н ы е х у д ож е с т в е н ны е п р и в я з ан н о с т и , и н тер есы , у вл еч ени я . Но им енно все вместе — оркестром — м у зы к ан ты м ечтаю т о ш ироком кру ге своих слуш а тел ей с т а ким и ж е р а зн о ­ образным и ин тер есам и , у вл ечени ям и и п р и в я з ан н о с т ям и . Это единство р ож д а ­ ет в них чувства приподнятости , н асл аж ­ ден и я мастерством . И эти чувства , слов ­ но ток , мгновенно эл ек три зую т зал . С к аж ды м прои зведени ем оркестр несет сл уш а т ел ям энергию худож ественного п убли к ой , д л я ко торой именно сегод ­ н яш н и й в ечер , а н и к а к о й другой , д о ­ лж ен стать п ам я тны м . Об этом — повседн евн ая забота ор ­ к ес тр а и его худож ественного р у ково ­ ди т ел я , ди р е к то р а О лега Ф едянин а . Его удивительной эн ер гии , незаурядным ор ­ г ан и за то р ским способностям , достаточ ­ но крепкой дириж ер ской хва тк е к о л л е к ­ тив в зн ачи т ел ьн о й мере обя зан сегод ­ н яш н им у сп ехам . И ещ е одно к ач ес т во , весьма прим е ­ ча тел ьно е , н а мой в з гл яд , — к о н т а к т с залом , во зн и к ающ и й без особых затруд- Бы л о много по здр авл ений и н ап у т ­ ствий , добрых пож еланий и аплодисмен ­ тов , улы б ок , цветов от к олл е г , дру зей , поклонников русского народного и ску с ­ ства . З ал бы л полон . П осле к о н ц ер т а в фойе областного Д ворц а к у л ь т у ры ож и вл енно спорили . Одни оценив али игру оркестра достаточ ­ но вы соко , дру ги е бы ли строги . Но , н е ­ см отря н а это , всем было ясно : состояв ­ ш и й ся вечер дал богатую п ищ у д л я р а з ­ мыш л ений о сод ерж ании и н ап р а вл ен ­ ности м у зы к ал ьн ой ж и з н и н аш и х дней , об уровне современной исполнительской к у л ь ту ры города . Кроме того, к онц ер т стал и п р оявл ени ем определенной тво р ­ ческой по зиции к о лл екти в а , интересной не тол ько с узкопроф ессион альной точ ­ к и зр ен и я . Не с т авя перед собой ц ель подробно ан али зи р о в а ть кон ц ер т , я хочу , к а к м у ­ зы к ан т и коллега , просто поразмыш лять в с л у х . . . П ри н я то счи та ть : к о л л е к ти в м у зы ­ кан тов , преж де чем стать настоящ им ор ­ кестром , долж ен пройти «стадию ан сам ­ блевой п р и ти р к и » . Конечно , с к аж ды м годом уровень сы гранности будет во з ­ р ас та ть . Но уж е в первом конц ерте сво ­ его первого конц ертного сезона н а сц е ­ не был ан сам бль единомыш ленников в полном смы сл е сл о в а . Сы гр али свою роль и при гл аш ени е р я д а оркестрантов , уж е обладавш их н а вы к ам и совместно ­ го м у зицирования , и формирование к о л ­ л ек ти в а и з профессионалов-педагогов , и участи е в нем н ед авних вы пу скни ков Л ип ец ко го м у зы к ал ьно го у чи лищ а , и с ­ полн енны х творческого задор а и энту- -зи азм а , ж аж д ущ и х не просто работать , а т в о р и т ь . М о л о ды е , у л ы б аю щ и е с я , эн ергичны е , д аж е деловы е — тако в об ­ л и к му зы кантов оркестра. П римечатель ­ но, что к аж ды й и з них вносит в общее дело свою и сполни тельскую к у л ь ту р у , вк у с , техническо е мастерство и , п ож а ­ л у й , самое главное — творческую и н ­ ди видуальность . Д о с т а т о ч н о в н и м а т е л ь н о п р и сл у - ш а т ь с я , и в м ного звучии орк ес тр а мож - / Г Г Т Г Т Г Г г Г Г ^ “ 1 ( 7 г г г п г ; т п : Размышление после премьеры м аст ер с тва и жизн ерадостности . Творчество — всегда пои ск . В сл ож ­ нейш ем м у зы к ал ьном организме , к а к им я в л я е т с я любой оркестр , традиции с к л а ­ ды в аю т ся годами , порой д аж е д е ся ти ­ л е т и ям и . Не ср а зу определяется и его творческое лицо . В дли тельном процес ­ се н а к о п л е н и я к о л л е к т и в н о г о о пы т а м н ож а т ся си лы д л я одоления заветны х верш ин м астерства . Достаточно вспом ­ н и ть историю так^ 1 Х ко лл екти во в , к а к оркестры русских н ародны х инструмен ­ тов им ени Н . О сипова и В. Андреева . Л и п ец ки й оркестр народных инструмен ­ тов ищ ет свой собственный путь , стре ­ м я сь со здать к о лл е к ти в универсальный и м обильны й , с т авя перед собой благо ­ родны е ц ели . Они, пр еж де всего, — в доступности и в то ж е вр ем я содерж а ­ т ел ьно с ти р еп ер ту ар а , в ф или гринной о т т о ч е н н о с ти и особом п р а з д н и ч н о м б л е ск е и сп о л н е н и я , в то рж ес тв енной п р и п о д н я т о с т и н а с т р о е н и я ар ти стов - му зы кан тов , в коллективной ответствен ­ ности , где нет м елочей , второстепенно ­ го . Все важно ! Все слыш но и видно н а больш ой , я р к о освещ енной сцене, перед н ений . Это св я зан о не тол ько с тем , к а к оркестр и гр ае т , а и с тем , к а к а я м у зы ­ к а звучи т н а его конц ер те . В ф ормиро ­ ван и и р еп ер ту ар а О. Ф едянин п р о я в л я ­ ет ж и вую и н и ц и а т и в у . Поиск ведется по всем н ап р а вл ен и ям : прошлое — и со ­ врем енность , м у зы к а отечественная — и з а р у б еж н а я , сочин ени я м асти ты х — и м олоды х . Д остаточно ш ироко р аздви ­ н у ты и ж ан р о вы е гр ан и цы . П р о гр амм а прош едш его к онц ер та в этом о тнош ении о к а зал а сь весьма убе ­ ди тельной . Достойное место в ней з а н я ­ л и прои зв едени я известного м астера н а ­ родного и ску сс тв а , прекрасного испол- н и т е л я -б а л а л а е ч н и к а , о р ган и за то р а и руко води т ел я первого оркестра русских н ародны х ин струм ен тов в 1896 г оду — В а си ли я А ндр еева . П ро звуч али его по ­ п у л ярны е в ал ьс «Фавн» и «Светит м е ­ с я ц » . И рядом — современны е авторы : В ер а Г о р о д о в с к а я ( « Р у с с к и й в а л ь с » , «Р у сск ая зим а» ) , А лек сандр Ц ы ган ков (« Т р а в уш к а -м у р а в уш к а» ) , Ю рий Ш и ­ ш ак о в (увер тю р а «Великий пр аздн и к» , о т к р ы в а вш а я п р о гр ам м у ) . Н . Б удащ - к и н , Ф . Ш уб ер т , Г. Х им ен ес , Львов- К ам п ан еец , А . Ч е р н и к о в . . . С л уш а я и гру м у зы к ан то в , невольно в спом ин ал ась одна и з заповедей и спо л ­ ни тел ьско го и ску сс тв а : у тв ерж д а т ь и г ­ раемую м у зы к у , а не себя . И гр а солистов — Н . К а т р у к а , А нны и Ю рия П рох о р о вы х ещ е р а з к о н к р е т и ­ зи р о в а л а пр ед ст авл ени е об и н струм ен ­ тал ьном уровн е о р к ес тр а . О тточенную т е х н и к у продем онстрировал Н . К а тр у к в к о н ц ер тны х в а р и а ц и я х д л я б а л ал а й ­ к и с оркестром Н . Б у д аш к и н а . Особым обаяни ем бы л а о к р аш ен а и гр а л ау р е а т а Всероссийского к он ку р с а А . Прохоровой (домра) в с т а вш е й просто зн ам ен и той «Т р авуш к е -м ур авуш к е» А . Ц ы г ан к о в а . Н еобы чно вы р а зи т е л ь н ы й и гл убо кий зву к л ау р е а т а М еждународного к о н к у р ­ са Ю. П рохорова (баян ) органично соче ­ тал ся с увлеченностью и свободой и спол ­ н ен и я «Русской ф ан т а зи и » В. П од гор ­ ного и «Эй, ухнем!» А . Ч ер н и ко в а . По тр ади ц и и с орк естром вы с тупи ли п евцы . З а сл уж ен н ая ар ти с тк а России М. О всянникова в которой р а з по ко ри л а зал своим м астерством и сц енич еским о б а я ­ ни ем . Т он кий п сих о л о ги зм , бе зу к о ри з ­ ненное вл адени е ды х ан и ем , особое бл а ­ городство и сполн ени я , подкуп ающ ая и с ­ кр енно сть и теп ло та , сам гОлос, та кой необъясним о р а зны й в н еож ид анны х п е ­ р ел и в ах тембра (то св етлы й и п р о зр ач ­ н ы й , то г л у б о к и й , м а т о вы й ) , д е л аю т к аж до е вы ступлени е п евицы н ас тоящ им п р а здн и к ом д л я сл уш а тел ей . П ри я тн о было вновь в с тр ети ть ся и с за служ енным артистом России С. Кадан - ц евым , солистом В орон еж ского т е атр а оперы и бал ет а . И сполни тел ьскую м а ­ н еру п евц а отлич ае т тон ко е ум ени е п е ­ р ед ав ать сод ерж ани е м у зы к и . Он п р е ­ кр асно д е рж и т с я н а сцене и т а к о т к л и ­ к а е т с я н а к а ж д ы й п о во р о т м ел о д и и , к аж ды й ню анс в гармоническом освещ е ­ н и и ф р а зы , что прои зведени е н ачи н ае т с в е р к а т ь м н ож ес твом эм о ц и о н а л ь ны х граней . К аж д а я ф р а за у него согрета гл у ­ боким чув ством , д р ам а ти ч е с к а я н асы ­ щ енность и сп о лн ен и я т а к о в а , что про ­ и зведени е не просто сл уш а еш ь , его про ­ ж и в а еш ь вместе с п евцом . П р екр асно е и сполнение п о п у л ярны х романсов Г ури ­ л ев а , Б у л а х о в а , В арл ам ова , где оркестр п о к а за л себя ч у т ки м ак к ом п ан и а то р ом , стало достойным зав ерш ени ем вечера . И т а к , творческий пу ть н ач ат . И это т о л ь к о п ер вы е ш а г и , уж е до с та точно кон кр е тно обо значенны е в п ер сп ек ти в ­ ном творческом п л ан е орк ес тр а . А л л а ЗА ГВО ЗДКИНА , м у зы к о в ед . Н а СЕшмке: и н т е р в ью п о сл е к о н ц е р ­ т а (с пр ессой общ а е т ся х удож ес твенны й р у к о во ди т ел ь о р к е с т р а О л ег ф е д я н и н ) . Новая кни га ■ я 1Е П О М Я М СЕБЯ НЕ ЛШ БЯЩ ЕЯ ЯЯЯ ПРОСТП - ИЕ Где-то год н а з ад ч и т а т ел и «ЛГ» м огли по зн аком и ться с поэзией и прозой Е л ены Р ощ иной . Она не бы ла наш ей з ем л яч к о й , ко рни ее в городе Иваново , но Л ен а не только побы вал а в Л и п ец к е , а и у сп ела , пусть совсем недолгое вр ем я , поработать в н аш ей р ед а к ц и и . Она бы ла н а р ед ­ ко сть одаренным ч елов еком . С тихи ее зр елы и глубоки , дн евни ковы е запи си ф и ло соф ичны , бесстраш ны в своей и скренности и горечи . Д в а года н азад она по гибл а от р у к негодяев , по зари в ­ ш и х с я н а ее к в ар ти р у . П осле Л ены остались тетради с за п и с ям и , по р аж авш и е в сяко го , к то х о тя бы бегло и х п е ­ р ели с ты в ал . М ать Е л ены Н а т а л ь я Семеновна с огромным трудом и зд ал а две небольш ие к н и ж к и дочери . Но она м еч ­ т а л а о более полном собрании произведений Л ены . И з-за н ех в а тк и средств уж е под го товл енн ая сп ециалистами -фи - л оло гам и р у копи сь долгое вр ем я не могла превр ати ться в кн и гу . И вот , н ак он ец , св ерш илось : прекрасно и зданный том со стих ам и , дн е вн и к ам и , пи сьм ам и и кри ти ч е ским и эссе Л ены приш ел к чи т а т елю . Это, безусловно, событие отнюдь не р егион ального у р о вн я , это явл ени е в м асш т а ­ бах всей современной р о ссий ской ли тер атуры . Сообщая о нем чи т а т е л ям , не у тр а ти вш им вкус к худо ­ ж ественном у слову , п р едл агаем вам одно и з стихотворе- «И збранном ■ НИИ, пом ещ енны х в Елены Р ощ иной . Эту боль , что д ар о в ан а свыш е . И отволглый , охрипш ий декабрь В бедной ж и з н и , к а к лунк> , отдыш ат Т еплы й ветер и стары й фонарь . Эту тайную горечь тревоги . М утноватое око воды Мне откроет в обмен н а дороги Л уч зеленой , н ебож ьей звезды . И бл аж е н н ая т яж е с т ь у тр а ты . С тр еко зины й , п ри зр ачны й сон Поведут мою душ у , к а к к ар ты - Мореходов по вен ам времен . «Я не помню себя не лю бящ ей и л и просто не влюблен ­ н о й .. .» —• п и сал а Л ен а в дн евни к е . Д а , он а влю блялась , безоглядно и бескоры стно , н а пределе , н а гр ани самосож ­ ж е н и я во им я , того , кого лю била , будь это человек , будь это м ал ен ь ки й ру сс кий городок и ли п о этич еская строка . И ш л а н ав стречу этой любви , вдохновл яясь ею н а зам еч а ­ тел ьны е стихи и удиви тельную прозу . И .Н . О рловош првмия ИМЕНИ Ивана Бриииа - а ВВРВИВЖЕКВГВ писатЕл в Премия имени великого зем л я к а Ивана Алексеевича Б унина учреж ден а не только в наш ей области, но и в соседней — Орлов ­ ской . И это естественно: Бунин — писатель «воронежско-липецко-орловский» и по ге ­ ографии его отчин, и по ф актам биографии, творческой судьбы. В этом году Б ун и н ск ая прем ия Союза писателей России и администрации Орлов ­ ской области присуждена воронежскому пи ­ сателю Виктору Будакову . Он автор книг прозы «Колодец у белой дороги», «Дождать ­ ся осени», «Молчание», «Миронова гора», «Судьба», «Родине поклоним ся» , «Долгие поля» . Б лагодаря его уси ли ям на посту р ед ак ­ тора широко известной в России литератур ­ ной серии «Отчий к р ай» , и здававш ей ся в Центрально-Черноземном книгоиздательст ­ ве, к нам приш ли кни ги писателей -земля- ков и тех , чь я творческая судьба была свя ­ зан а с Л ипецким краем — Л ескова , Б уни ­ на, Левитова , П риш вина , Завадовского . Он был редактором и знаменитого сборника прозы лебедянца Евгения Зам ятин а , вышед ­ шего впервые — после отъезда писателя за границу в 1931 г оду — в Воронеже несколь ­ ко л ет назад . Немало проникновенных и светлых стра ­ ниц н аписано Виктором Викторовичем о Б унин е , особой душ евной привязанности его. Сегодня Виктор Б удаков во зглавляет Центр духовного возрождения Черноземно ­ го к р а я (г. Воронеж). Ж урн али сты нашей газеты и писатели Л и п ец к а сердечно по здравляю т лаур еата с высокой оценкой его труда . В л адим и р ПЕТРОВ. Закон есть за ко н Н а вопросы читателей отвечает юрист Лидия БАМБУРОВА Г О С П О Ш Л И Н У П Л А ТИ ТЬ П РИ Д ЕТСЯ После см ерти м а тери мне д о с т ал ся дом в деревне . Х отел бы его про ­ д а ть з а д в а м и лли он а рублей . С ел ьская адм и ни с тр ац и я в р еги с тр ации договора мне о т к а з а л а , а в но тари ал ьной конторе з а я в и л и , что придется опл ати ть госпош лину в 10 м и н им а л ь ны х за р п л а т . Т ак ли это? К . ПАНТЕЛЕЕВ . г. Грязи З а удостоверение договоров, предметом которых явл я е тся отчуждение недвижимого имущества (земельных участков , ж и лы х домов, квартир , дач, сооружений и иного недвижимого имущества), в доход государства взы с ­ кивается государственная пошлина в следующих размерах : — 0 ,5 процента от суммы договора, но не менее четырехкратного р азм е ­ ра минимального размера оплаты труда , если договор купли -продажи со ­ ставлен в пользу детей , супруга , родителей; — 1 ,5 процента от суммы договора, но не менее десятикратного размера минимального разм ера оплаты труда, если договор составлен в пользу дру ­ гих лиц ; Отказать в регистрации сделки местная администрация не имела пр а ­ ва, так к а к в случ аях , когда в месте соверш ения сделки отсутствует нота ­ риус, удостоверение сделок отчуждения возлагается на местную админис ­ трацию . В О Т П У СК - БЕЗ О Т П У СК Н Ы Х в св я зи с т яж е лы м ф ин ан со вым полож ени ем д и р е к ц и я п р ед п ри я ти я п р ед лож и л а мне и ч а с т и р аб о тн и к ам в аш е го ц ех а уйти в вы нуж денны е отпуска без о п л а ты . В случ ае н аш его н есо гл а си я гр о зи л ас ь уволи ть в св я зи с сокр ащ ени ем чи сленности работников . Прош у ответить , п р ав о ­ м ерны л и дей с т ви я адм ини с тр ации , им еет ли она пр аво о тп р ави ть р а ­ ботников в отпуск без со х р ан ен и я зар аб о тн ой п л а ты по своей и н и ц и а т и ­ ве. И . Волков. г. Л ип ецк . В настоящ ее время проблема отпусков без оплаты по причинам т яж ел о ­ го финансового полож ения предприятий коснулась многих работников. В связи с этим Министерство труда РФ 27 .0 6 .9 6 г. дало следующее р а зъ я сн е ­ ние по данному вопросу. Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться толь ­ ко по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим у в аж и ­ тельным причинам (ст. 76 КЗоТ РФ ). Вынужденные отпуска без сохране ­ ния заработной платы по иници ативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены . Таким образом, если работник не выполняет свои трудовые обязаннос ­ ти не по своей вине, а админи страция не мож ет обеспечить его работой, то работодатель обязан в соответствии со ст. 94 КЗОТ РФ оплатить время простоя (время отпуска без сохранения заработной платы ) в размере не ниже 2 /3 тарифной ставки , установленного работнику р азряда (оклада). Н аруш ение работодателем ст. 94 КЗоТ РФ дает право работнику Iобж а ­ ловать действия админи страции , обратившись в комиссию по трудовым спорам или в суд. Если ж е у пр едприятия нет средств выплачивать заработную плату , так к а к оно признано в соответствии с Законом РФ от 19 .11 .92 г. б анкротом , то в этом случае обязательства по возмещению вреда, причиненного в про ­ цессе трудовой деятельности , а т а кж е требования по оплате времени про ­ стоя долж ны быть возмещ ены из имущ ества до лж н и ка (предприятия ) в первую и вторую очередь. ,_____________________________________________ Т Е Р А К Т ПРО ТИВ АМ Е Р И КА Н Ц Е В В МОСКВЕ Под но яб р ьски е п р а здн и к и в Москве з аф и к си р о в ан а п о пы т к а т е р а к т а в отно ­ ш ении посольства С ША . В самом н ач а ле рабочего д н я , около 1 1 часов , здесь п о я ­ ви л ась н е к а я д ам а и , пр ойд я в подъезд кон сул ьской сл уж бы , п р ед ъ я в и л а в и зи т ­ к у одного и з т ам ош н и х со трудни ков и попросила д а ть во зм ож но с ть со звониться с ним . Ее п р опу сти ли . С м ину ту й ли две н е зн ак ом к а «крутила» ц иф ры телефонно ­ го ап п ар а т а , но вдруг , к а к будто не вы ­ д ерж а в подспудного н а п р яж е н и я , броси ­ л а трубку и , р е зко подскочив к одному и з о х р ан н и к о в , вы н у л а и з п а к е т а п л а с ­ тиковую бу ты л ь и о к а т и л а его бензином . О х р ан н и к м гн о в ен н о с о р и е н ти р о в а л с я : почуяв з а п ах горю чей ж и д к о с ти , немед ­ ленно р е ти р о в ал с я . Это его и спасло . Т ер ­ р о ри с т к а щ е л к а л а з аж и г а л к о й , но огонь дал ьш е оч а га подж о га не р аспр о стр ани л ­ ся — по сол ьски е со тр удн и ки справили сь с ним до п р и бы ти я служ бы « 0 1 ». В во зн и кш ей суете «м ан ь яч к е» , к а к тут ж е о к р ес ти ли тер р о ри с тк у , удалось легко покинуть здание посольства. Оно н а ­ ходи т ся н а Садовом к о л ь ц е , рядом с мно ­ голю дным Н овым А рбатом , и н е зн ак ом ­ к е ничего не стоило см еш а ть ся с толпой . Это, к а за л о с ь бы , гар ан ти р о в ало и зб еж а ­ ние ею вс тр ечи с Ф ем идой , тем более, что столичны е Ш ер локи Холмсы д аж е не м о г ­ л и п р едп о л ож и ть м о ти вы п о к уш ен и я . Но все р еш и л а , видим о , т а сам а я ви ­ зи т к а . А м е р и к а н цы зн аю т , к а к и к ом у их вр у ч а т ь . «М аньячку» за д е рж ал и р а ­ бо тники 11-г о о тд ел ен и я м и ли ц и и М оск ­ вы . Это — ж е нщ и н а 30 с л иш н им л е т , с н е з а к о н ч е н ны м вы сш и м обр а зо в ан и ем , п р ож и в аю щ ая вне столицы . Б ольш е о ней ничего не сообщ ается . К а к , впрочем , и о д е т а л я х м е х а н и зм а ее з а д е рж а н и я . Со ­ т р у д н и к и п р а в о о х р а н и т е л ь н ы х органов л иш ь н ам е к аю т , что п о дж и г а т е л ьн и ц а - я р к а я ан т и ам ер и к ан и с т к а , вот т а ким спо ­ собом в о зн ам е р и вш а я с я р а с к в и т а т ь с я с н ен а ви с тны м и я н к и . Это похож е н а правду . Откровенно без ­ ап е л л я ц и о н н о е вм еш а т ел ь с т во С ША во вн у т р и п о л и ти ч е ск и е д е л а Р о ссии и «по ход» НАТО н а во сток со вп али со сменой ны н еш н его ам ер и к а н с к о го посла в Р о с ­ сии Т ом аса П и к е р и н г а н а нового . Это о з ­ н ач ае т , что с т р а т е ги ч е с к и С ША м ен яю т здесь и свои и н т ер есы , за д а чи , ведь дв а п р еды д ущ и х р а з а см ен а послов совп ал а по сути , с ав густом -9 1 и ок тяб р ем -9 3 . Это т а кж е не сл у ч ай н о , по -видим ому , к а к и то , что зд ани е ам ер и к а н с к о го посольства уж е д в аж ды горело и один р а з было об ­ стр ел ян о со стороны Садового к о л ь ц а из арм ей ско го гр ан а том е т а . Т огда пойм ать з л о у м ы ш л е н н и к о в , м с т ящ и х подобным образом ам е р и к а н с к ом у эк сп ан си он и зм у , не удалось . То, что в этот р а з тер р о ри ст ­ к а сх в ач ен а , но им я и м о ти вы ее поступ к а все равно не р ас к ры в аю т ся , многие сто ­ л и ч ны е обо зр ева тели о б ъ я сн яю т н еж е л а ­ нием и звестны х вы сокопоставленны х к р у ­ гов д ем он стриров а ть н ар а с т ан и е в России а н т и ам е р и к а н и зм а . г . М о с к в а . Ю р и й ДЮ КА РЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz