Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
2 ноября 1 9 9 6 г. В ОГНЯХ рампы и за кулисами право пугать и быть напуганным... № 2 1 1 (1 2 7 5 ) Эти беседы , записанны е накануне открытия сезона в Л ипец ком академическом те- атре им . Л . Толстого, мы поначалу не планировали объ- единять общ им заголовком . Разные актеры, разные судьбы , взгля- ДЫ, р а зд ум ь я . . . Но во всех трех интервью неожиданно д л я журналистов обна - ^ руж ил ся едины й стержень, едины й мотив: возвращ ение в театр. Да , так или иначе на^ 1 ]и с о бе сед н и ки возвращ ались в Театр. И с е д о й мастер, уш едш ий на пенсию , но востребо ванный новым р еж и с с е р с ким замы слом . И актер ныне среднего поколения , который в свое врем я пере - Разочарование , растерянность, д аж е сомнения в правильности своего юношеского выбора . И со всем м олодая актриса, что реш ила покинуть столичную сцену , где теперь слиш ком бросаются в глаза зазы вные плакаты «Все — на продажу !» , и войти в провинциальный коллектив, занимающ ийся не торговыми операциями , а творчеством. .■ Л и п е ц к и й театр — это театр, куда возвращаются. Возвращаются, уходя от суетности, от ремесленничества, от бездуховности. Так, поверх всего , что обусловлено своеобразием интересов, характеров, творческих биографий актеров трех поколений , определилась сквозная тема их интервью... ИА пе нсию ДУША? З а с л у ж е н ны й ар ти с т России М и х а и л СОБОЛЕВ — я уж е уш е л и з театра. К а к говорится, на за сл уж е нны й отдых. Три года не играл . И в д р у г п о з в о н и л П ахом ов ; «Кончай отдыхать — пора работать». И п р и н е с м не почитать п ь е с у «Визит к б ольном у палаты № 16». Роль Толстого...Вот так я снова вер н ул с я на сцену . Н еож идан но д л я се бя . Хотя что скрывать? Актер все гда остается актером. Д уш у на п е н с ию не отправишь. Поэтому можете не спрашивать, был л и я р а д п р е д л ож е н ию , при глаш ению П а хом ова ... М о й с о б е с е д н и к — о д и н и з с т а р е й ш и х а к т е р о в Л и п е ц к о г о т е а т р а М и х а и л Н и киф о р о в и ч С о б о л е в . С ч и т а й , д в е т р е т и и с то р и и н аш е г о ны не а к а д е м и ч е с к о го к о л л е к т и в а св я заны с е г о и м е н е м . П оч ти п о л в е к а н а з а д выш ел С обол ев вп ервы е н а л и п е ц к ую с ц е н у . Он с в и д е т е л ь и у ч а с т н и к с т а н о в л е н и я т е а т р а в т о м е г о к а ч е с т в е , к о то р о е ны не а в то р и т е т н о й к р и т и ко й чу ть л и н е оф ици ально и м е н у е т с я « л и п ец ким ф е н ом е н о м » . Ем у е с ть с ч ем ср ав ни ть ны н еш н и й д е н ь т е а т р а им е н и Т ол с то го , ес ть что вспом ни ть . И т а к , р а с с к а зы в а е т и р а зм ы ш л я е т з а с л у ж е н ны й а р т и с т Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и М и х а и л СО БО Л ЕВ . —Да, подумать только— Чехова на фоне мексиканских уже полвека. Я пришел в те- сериалов, атр сразу после войны. Ну, С Пахомовым работать не- какое это было время — по- легко. Он тебе доверяет, но и нятно. Голодное, трудное. Но ждет очень активного сотворчес- 1 ^ ц д ^ д 5 фли. И очень много тва. Изложит концепцию спек- ■своими, спектак- та.ю 1 я, свое видец) 1 д, §^дал 1 ?ц 1 е_ — думай, господин актер, ты же* профессионал. ДйК’гбЙЕ^Ь'Кйбк-” дый жест и каждый шаг он не будет. Бывает резок, вспыльчив — но всегда отходчив. Главное для него — чтобы человек рабо тал. А любые личностные сим патии и антипатии остаются за кадром. Единственное, чего не прощает, — холодности и рав нодушия. Вы опять о проблеме зрите ля? Да, очень серьезная пробле ма. За него надо сражаться, но ВотТакая своеобразная дань не любой ценой: массовый зри- актерской популярности. тель пойдет на Укупника, но не на нашу премьеру. Так что же теперь — рвать на себе воло сы? И потом, надо все-таки ре шить, за что мы бьемся: за ко личество зрителя или за сте пень воздействия на него? Я убежден, что если из ста чело- век пятеро выйдут из зритель- него зала и задумаются над тем, как и зачем живут, — зна чит, мы уже сделали свое дело. А работать «на охват»— ой, ка кая опасная вещь! Так мы мо жем дойти до полной деграда- лями, особенно по сельским <клу&ат!^.д 6 ма 1 и ■культуры. ■ТГсйЛйЮ.'ка'к возвращались за полночь: темень, тишина. Липецк тогда был совсем маленьким городком. Так что актеров всех знали в лицо. Случалось, подходил какой- нибудь парень с не самыми добЪыми намерениями и требовал закурить. А пригля дится, узнает и сразу отсту пает в сторону: «А, актер, ну, ладно, иди себе с Богом...» театры должны думать о вое питании человека, а не о раз влечении его. Ведь уходит, ухо дит из молодых душ самое тре петное и необходимое -|7 духов- Л 5 ).ст^>, а ее место завышают целй низменные и примйтй^- И выбор для х у д Ь ^ й к ^ '«"'нЫЙ'.' невелик: либо попытаться, пусть с минимальной надеждой на эффект, хоть кого-то спасти от растления и бездушия, либо способствовать этому черному делу обездушивания. Полагаю, наш выбор очевиден... На снимке : Михаил Собо лев в роли Льва Тол сто го (слева ) со своим партнером исполнителем роли Антона Чехова Андреем Новиковым. А вот с режиссерами было худо. Менялись ч ^ ь ли не каждый сезон. Почему? Наверное, не находилось че ловека, способного по-на стоящему сплотить коллек тив, взвалить на себя бремя мноточисленных театраль ных, и не только творческих, забот. Пьесы на сцене шли, в основном , вообразите себе, шекспировские. И все больше о любви. Понимае те, после войны люди стос ковались по теплоте, краси вым чувствам. Но были и другие спектакли. Мне грех жаловаться, успел сыграть тогда Ивана Грозного, Ярос лава Мудрого, Городничего, Нагульнова, Булычева. Но это все мемуарный аспект. А мне про сегодня говорить хочется. Знаете, не принято, чтобы актер хвалил режиссера. Но может, в юби лейные дни все-таки сделать исключение? Владимир Ми хайлович Пахомов, действи тельно, оказался тем чело веком, который соединил в себе, с одной стороны, спо собности организатора и хо зяйственника, с другой — талант художественного ру ководителя, постановщика. Я знаю нынешнюю ситуацию в других театрах — они вла чат нищенское существова ние. Сейчас вообще в искус стве стоит стон: «Нет денег!» Театры просто не могут от крыть сезон, потому что в одном протекает крыша, в другом — нет тепла, в треть ем — людям не платят за рплату. Ей-Богу, такого и после войны не было. Я не скажу, что у нас нет эконо мических проблем. Но все- таки благодаря усилиям Па хомова мы получаем зарпла ту, мы можем отпраздновать наш юбилей. Вас удивляет, что я все говорю о деньгах? Но если не будет денег, не будет и новых постановок... Конечно, далеко не все измеряется деньгами. Даже сегодня, когда так называе мые «рыночные отношения» взяли культуру и искусство в тиски, наш театр не опус кается до дешевки. Да, я не редко слышу упреки: «Поче му Пахомов зациклился на классике? Почему он не хо чет ориентироваться на мас сового зрителя?» Что это значит? Выпустить на сцену обнаженны х а ктри с? Не знаю, может зритель и будет валом валить. Какое-то вре мя, пока не надоест. Потом можно придумать что-то еще более ш о кирующ ее , о с тренькое. По этому пути, кстати, пошли многие мос ковские театры. Мы удержа лись. И я верю, что, пока те атром руководит Владимир Михайлович, мы не откажем ся от выбранного пути. Хотя, признаюсь, трудно играть ---------------------------------- ^ Т О Р А - З Т О Ы т о л ь к о В В Р Ш И Н А ... Р еж и с с е р и а к т е р Н и к о л а й Ч ЕБЫ кИ Н 4- I • * ' ‘ ‘-•ч Любите л и вы театр? В. Б елинский . В одиннадцать лет Кол я Чебыкин Б елинского не читал. И к а к там ве л и ки й критик ответил на с в о й риторический вопро с , знать не мог . Но с ам отвечал на него о д н и м словом , зато с ж а р о м н еп од д е л ьны м : л ю б л ю ! Он только что посмотрел спектакль «Мария Стюарт», который его потряс. Потряс в первы е ж е м гновения по сл е открытия зана ве са , ко г д а мальчиш ка увид е л , что с ц е н у с какой-то з л о в ещ е й торжествен ностью перерезает тяжелая тюремная решетка. А з а н ею мыкает горе гордая у зница , з э ч ка д але ко го века — королева Шотландии М ария . О, к а к его потянуло туда, к н е й ! Нет, конечно , не за решетку с у м рачного тюремного з ам ка , а на сцену , в си яющ ую реальность вы со ки х страстей, бе зм ер но й лю б в и , б е с ком п р ом и с с н о й сш и б к и н и з к и х инт р и г и /^ш о в н о г о величия . Ем у хотелось на сцену , п о д л у ч и прожекто р о в , обож ания п о кл о нни ков и поклонниц , п о д л у ч и сл авы .. . А спустя десять с нем но гим лет м о л о д о й актер Николай Чебыкин , чья детская мечта, ка залось бы , осуществилась, в о д и н не п р е к р а с ны й д е н ь со в с ем иначе ответил на воп ро с кл а с с и к а : «Любите л и вы театр?» — «Нет, больш е не лю б лю . . .» Д е л о было в Барнауле . Он работал в тамошнем театре и вдоволь насмотрелся на р ^ и н у про винц иальны х подмостков. Безвольная р е ж и с с у р а , в труппе р а з б р о д , м елочны е ам б иц и и и ка пр и зы актерской братии, полупустой д а ж е в прем ьерны е вечера з а л . . . Но вот м инуло еще д в а десятилетия. Сыграно множество рол е й . Поставлена дю ж и н а спектаклей^ Актеру, рехщ рсрру \ к тому же. порро -. бовавш ем у силы и на стезе драматурга, Ииколак> Петровичу Чебыки~^^^ н у о д р е в н е м искусстве лицедейства в ед ом о е сл и не все , то почти все . Что ж е теперь скажете вы о театре, Н иколай Петрович? Любите л и вы его так ж е безо глядно , безраздельно , к а к тогда, м альчиш кой , после ш илле ро в с ко й «Марии Стюарт»? — Люблю. Но иначе. Я на учился любить его весь. Це ликом. Как альпинист любит горы. Ему дороги не только залитые солнцем вершины, но и хлопоты сборов у подножья, и суровые тяготы восхожде ния. Главное, чтобы вершина все-таки была. Пусть даже не быть капризным. Такова его Эверест, пусть просто — верши- природа^ потому что он — на. Свершение. Тогда все при- взрослый ребенок. И дела- обретает смысл, все оправдано то же, что все дети: игра- и необходимо — и будничная проза, и неудачи, и актерские капризы. Это тоже театр. В кон це концов, актер не может не ет... Мне открылось это бла годаря Липецку, благодаря липец ком у театру , куда судьба, поводив по разным «ХОЧУ ИГРАТЬ, А ИВ РЕКЛАМИРОВАТЬ «КИОР» И ПАМПЕРСЫ ...» А к т р и с а Ел ена О Л Е Н И Н А гж{^зттт — Ты зн а еш ь , что наш т е а т р о ри е н тир уе тс я п р е ж д е все го на классичес кую р у с с к ую д р а м а т у р г и ю . А к а к в столице относятся к т а к ом у репер туару? — В той или иной степени все театры ставят классику. Но надо видеть, что они с нею делают! Из пьес выкидывают ся целые сцены, фразы и реп лики меняются, все перевора чивается буквально с ног на голову. Прекрасную русскую драма тур гию максимально «осовременивают». Короче, цель преследуется одна: лишь бы зритель шел, лишь бы были сборы. В том же театре М а я ко в с к о го пр е кр а сн ую пьесу Островского «Послед няя жертва» опустили букваль но до «бытовухи», причем весь спектакль сопровоадается пе сенкой «Всюду деньги, день ги, деньги». А ведь это пьеса о любви... — Но ведь эта си туация объяснима — т е а тр ам надо на ч то -то сущ е с тв о в а ть . .. — Да, но только не надо путать искусство с зарабаты ванием денег. Когда, ставя спектакль, думают только о деньгах — это уже антиискус ство. Посмотрите, как москов ские театры выезжают на гас троли? С собой только чемо данчик с костюмами — ни де кораций, ни реквизита. Лишь бы меньше затратить и боль ше «сорвать». Причем боль шинство пьес, которые сейчас идут на сценах столичных те атров, опять-таки о деньгах. «Тебя, зритель, больше всего волнуют деньги? Мы тебе про них и расскажем». Воспита тельная функция искусства сведена к нулю. — И тем не м е н е е , п о с л е М осквы наш те а тр не к а ж е тс я архаичным и провин циальным? — Наоборот. Я вижу, что зд е с ь актеры занимаю тся именно искусством, они дума ют о нем, а не о добывании денег. Хотя есть и обратная сторона; в Липецке актеры не сколько избалованы стабиль ной зарплатой и даже не мо гут оценить того, что им не надо метаться по городу, до бывая гроши на пропитание. А в Москве это так. На мой взгляд, ужасно, что видней шие актеры сегодня снимают ся в рекламе. Да, они зараба тывают, но они и ра з м е н и в а ю т свое имя. С е г о д н я , когда пре красный ак тер Вячес лав Невин ный вы хо дит на сце ну, по залу обязатель но п р о н о с и тся ше - п о т о к : « К н о р ! . . » З а м е н а - тельно, ког да Оле га Т а б а к о в а о т о ж д е с твл яю т с М а тр о с ки - ным, — по тому что это великолеп ная актерс кая работа. Но ко гд а а к т р и с у о т о ж д е с твляю т с прокладка ми, которые она рекла м ируе т , — это о твра тительно. - А с р е д и н а ш и х а к т е ров р а б о тать т а к ж е И с п о к о н в е к о в а кт е р ы с т р е м и л и с ь п о п а ст ь и з п р о в и н ц и а л ь н ы х т еатров в ст о л и ч н ы е : т а м -д е и у р о в е н ь в ы ш е , и з р и т е л ь б о л е е п о д г о т о в л е н н ы й и у т о н ч е н н ы й . Т а к б ы л о в с е г д а . О д н а к о п р о и с х о д я щ и е с е г о д н я в о б щ е с т в е п р о ц е с с ы в к о р н е м е н я ю т п р и в ы ч н ы е , у с т о я в ш и е с я к р и т е р и и . В н у т р е н н я я к у л ь т у р а и д у х о в н о с т ь отступают п е р е д н а т и с к о м п р а г м а т и ч н о г о и ц и н и ч н о г о в р е м е н и , с т р е м я с ь у к р ы т ь с я в з а п о в е д н ы х у г о л к а х р у с с к о й п р о в и н ц и и , е щ е у м у д р я ю щ е й с я ж ит ь п о п р е ж н и м з а к о н а м н р а в ст в е н н о ст и . С е г о д н я м ы х о т и м п о з н а к о м и т ь в а с с н о в о й м о л о д о й а к т р и с о й Л и п е ц к о г о д р а м а т и ч е с к о г о т еат ра , п р и е х а в ш е й работ ат ь с ю д а и з м о с к о в с к о г о театра и м е н и М а я к о в с к о г о - Е л е н о й О Л Е Н И Н О Й . том , что , как я уже сказала,во главу угла по ставл е ны деньги. Дело еще и в а б с о лютизации б е з н р а в с тве н но с ти. Я знаю н е м а л о ф а к т о в , когда акт рис на ра боту в те атр прини мают ч е рез « кон курс в пос тели» . И становится с т р а ш н о , ко гд а ты с лыш иш ь имена пре- к р а с н ы х р е ж и с с е ров, уста новивш их в своих те атрах т а кие «зако ны». В этом мире а к те р не имеет пра ва на стыд - п р о в о з глашается п о л н о е « о т с у т с т вие к ом - и н т е р е с н о ,к а к в московской труппе? — Интереснее. Здесь акте ры работают прежде всего над собственной душой, а в Моск ве ... Да, там актер должен уметь абсолютно все: петь, вы соко задирать ноги, стоять на ушах, раздеться по первому требованию. Они все это дела ют, но... душу не подключают. А ведь в театре должна расти душа — и у актера, и у зрителя. Сегодня понятие «провинциаль ный театр» — это отнюдь не не гативная оценка. — С е годня ки н ем а то гр аф п р а к т и ч е с к и о т к а з а л с я о т к р и т е р и я н р а в с т в е н н о с т и . М о ж е т ли т е а т р к а к - т о про тивостоять этому? — Должен. Хотя театраль ный мир Москвы — это сегодня что-то кошмарное. Я говорю то, что знаю. И дело не только в плексов». Как-то раз мне пред ложили сняться в фильме и дали почитать сценарий. Сце нарий был великолепный! Там шла речь о глухой старообряд ческой деревне, был необыкно венно передан ее строгий и вы сокий дух. Но режиссер сказал: «Сценарий будем менять» — «Что же тут еще менять?» Ока зывается, он решил ввести сце ны со мной в бане, в несколь ких сценах меня полностью раз деть. Поверьте, тот сценарий это только опошляло, ничего не добавляя. Но... для кассовости. Я отказалась. Хотя не могу ска зать, что не нуждаюсь в день гах. И все-таки искусство долж но оставаться храмом, а не пре вращаться в бордель. — Но н аш а жи знь не к а ж е тс я сл иш ком ти хой и м е д ли тельной по сравнению со столичной? — Я еще не совсем при выкла к здешнему ритму жиз ни. Мне все хочется встать пораньше и лечь попозже, чтобы больше успеть. А здесь можно жить спокойнее — ос тановиться, подумать. А в Москве сейчас жить становит ся страшно. Среди подрост ков наибольшим «успехом» и популярностью пользуется ф аш истская гр у п п и р о в к а «скины». На моих глазах они избили наших студентов из ГИТИСа только за то, что сту денты не были стрижены под «ежик», как сами «скины». Держатся они всегда «стаей», стаей и нападают. И никто не подойдет помочь, даже мили ция предпочитает не связы ваться. Фашизм и антисеми тизм — вот идеология, кото рая господствует сейчас в столице. Но значит, кому-то выгодно, чтобы у нового по коления не было души, а была одна агрессия. Кому-то вы годно закрывать глаза на ставшую уже легальной тор говлю наркотиками на Арба те. Да и вообще Москва уже перестала быть центром куль туры и искусства. На хорошие спектакли с хорошими акте рами могут попасть только очень богатые люди: все би леты заранее скупаются теат ральной «мафией» и продают ся потом по цене в несколько сотен тысяч. Причем, у меня такое впечатление, что адми нистрации театров это «сан кционируют». Так что те вре мена, когда можно было пое хать в Москву, чтобы походить по театрам, ушли в легенду. Там сейчас в гораздо боль шей степени, чем в Липецке, нашествие Запада — и оно куда страшнее, чем татаро- монгольское нашествие. — Если под в ес ти и то г н аш ем у раз говору , то со ж а л е н и й об о с т ав л е н н о й м о сков ской сц ен е нету? — Я приехала в Липецк не волею обстоятельств, а со вершенно сознательно. Я не хочу, чтобы на мне делали деньги и не хочу сама добы вать их любым, самым непри глядным способом . Я хочу работать в театре, где самое главное — это искусство. Сре ди людей, которые этим ис кусством дышат и живут. На сним ке : Елена О л е нина в с п е к та кл е «Виш не вый сад» . тропкам и тупиковым закоу лочкам, привела меня в 1977 тоду. Спустя всего несколь ко месяцев после того, как в этих стенах появился но вый главреж Пахомов и на чались большие перемены. Уехав из Барнаула, я по нятия не имел, что да как со мною будет. Позвали руко водить самодеятельным те атром в ДК — пошел. Со блазнила самостоятель ность. Энергичная дирек триса дала мне карт-бланш — делай, что хочешь, ставь спектакли поэтические, ро мантические, любые. Спер ва увлекся. Поставил свет- ловскую пьесу «Двадцать лет спустя». А потом... Как- то встретил мудрого челове ка, в прошлом актера. «Ты занимаешься не тем, чем должен, — сказал он. —Тебе нужно вернуться на профес сиональную сцену». И я уехал из родного Омска в Липецк. Впрочем, насчет театральных своих планов сильно сомневался. И для начала устроился, представьте, в... строитель ное управление. Штукату ром, маляром. Помню, зани мались отделкой нового цеха на заводе пусковых двигателей. Все ладилось. Меня уважали, потому как безотказный и не пьющий, по крайней мере, на рабо те. Зарплата приличная. Ко роче, Пахомову я позвонил на всякий случай. Ну, не возьмут и не возьмут. Зна чив на роду написано тебе, Чебыкин, не актером быть, а зрителем. Однако Пахомов с места в карьер заявил: приезжай и оформляйся. Из бригады меня никак не отпускали. Да брось ты, говорят, тоже придумал — театр, тут у тебя нормаль ное дело, нормальные день ги... Но мне нужно было по пробовать еще раз, нужно было попытаться вериться в тот театр, который я на- мечтал себе подростком. И я вернулся в него. Уже через год я не только играл, но и ассистировал Пахомо ву. Странствия, метания — позади. Я занимаюсь тем, к чему предназначен. То, что я делаю как ак тер, мне по-настоящему ин тересно. И в «Теркине», и во многих других спектаклях. В качестве режиссера меня привлекают современные пьесы. Такие, как «Без зер кал». Это мой вклад в репер туар. Сейчас вот читаю и перечитываю две вещи очень талантливых авторов. Надеюсь поставить, несмот ря на финансовые затрудне ния. Кое-что ставил в дру гих городах. Работаю с дву мя актерами из филармо нии. Сделал с ними спек такль по рассказам Тэффи и Зощенко. Но главное, ко нечно, театр имени Толсто го. Наш театр. Мой театр. Театр, который я люблю. На снимке : ^ва реж и с сера — Николаи Чебыкин (слева) и Владимир Пахо мов. Б УД ЕТ ЛИ ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШК У РЕ ЩИПАТЬ ТРАВК У? в дневнике одного талантливого поэта мне попалась остроумная и точная фраза: в России у каждого есть пра во пугать и быть напуганным. Поистине, она могла бы стать девизом бесчисленного множества СМИ, заняв мес то былого «Пролетарии всех стран...» И первой, конечно, ею должна была бы украсить свой заголовок газета «Не дай Бог!» Уж она-то в канун президентских выборов вос пользовалась этим правом на полную катушку. Пожалуй, среди всех прочих страшилок, усердно пи савших о грядущем ГУЛАГе, если народ проголосует за оппозицию, а не за Ельцина, «Не дай Бог!» была самой истерической и оголтелой. К тому же она пугала нас, во- первых, бесплатно, во-вторых, с доставкой на дом, в-треть их, на роскошной финской бумаге с многоцветными фото графиями. Впрочем, примитивность ее не искупалась по лиграфическими достоинствами и вызывала раздражение даже у самых твердолобых сторонников демократии по- ельцински. Поэтому, когда сразу после 4 июля это скорос пелое детище чубайсовского агитпропа, казалось бы, на всегда кануло в Лету, мало кто о нем особо сожалел. И вдруг неизвестные доброхоты вытаскивают его из упомянутой реки забвения, отряхивают, высушивают и вновь рассовывают по нашим почтовым ящикам. Правда, второе свое рождение «Не дай Бог!» отметило резкой сме ной имиджа. Отныне, как явствует из редакционного за явления, никакой истерики и минимум политики. Мно гократно предав анафеме коммунистические времена и тра диции, журналисты газеты вдруг берутся возродить одну из них, действительно, забытую больщинством их коллег. Они собираются делать газету из читательских писем и по письмам. Отвечать на вопросы. Посредничать в целях бла готворительной поддержки страждущих и недужных. И вообще — бросаться на помощь по первому зову в конвер те. Красиво. Благородно. Эффектно. И надо бы как будто порадоваться тому, что вчерашняя агрессивная политагит- ка больше не будет заниматься злобной травлей инако мыслящих, а направит усилия на дела социально полез ные и нравственные. Однако... Дальнейшие мои суждения вы можете считать гипоте зой чересчур подозрительного человека. Однако я не могу не изложить их, поскольку не верю в скоропостижную трансформацию волков в овечек. Даже в шкуре агнца волк не щиплет травку, а предпочитает свежатинку с кровью... В «очередном внеочередном» номере «Не дай Бог!» по мещены сообщения о достижениях редакции по части гу манности. При ее участии нуждающиеся в операциях боль ные люди получили от спонсоров кто два миллиона, кто три, а кто целых пять. Но вот когда читаешь об этом в газете, напечатанной опять же на импортной бумаге, с мно гоцветными фото да еще фантастическим тиражом в 10^ (десять) миллионов экземпляров, невольно сравниваещь затраты на ее издание с теми самыми двумя миллионами, пожертвованными слепнущей от катаракты старухе. Раз рыв впечатляет. Вообразите, сколько катаракт можно было бы прооперировать, если по самым скромным подсчетам себестоимость одного номера составляет десять миллиар дов рублей. Его раздали публике бесплатно. Но и когда состоится объявленная редакцией подписка — по весьма и весьма низкой цене — газета все равно окажется не про сто убыточной, а сверхубыточной. Где ж е в эпоху всеобщего безденежья, разорения сотен популярных изданий, нищенства «районок», хронической бедности науки, образования, культуры энергичные ребя та из «Не дай Бог!» нашли столь крутых и щедрых спон- ррров? Кто пошел на колоссальное опустошение своего кармана? У кого он такой больщой и безданный? Где сто* ' “йт'тот ящик, точнее -^баррикада ■ящиков* доверху напол» ненных долларами? Уж не в Кремле ли, откуда их вытас-! кивают по мере надобности так же , как это сделали в свое время двое застуканных по недоразумению мужиков, о которых столько написано и сказано? Щедрость поддерживающих «Не дай Бог!» Дедов Мо розов (или точнее сказать Санта-Клаусов?) не знает пре делов. В объявлении о подписке редакция сулит разыг рать среди владельцев подписных квитанций аж пятьде сят автомашин «Жигули». Не хило! Но еще больше, чем вопрос: кто? — меня, признаться, интересует другое: за чем и почему? Откуда у неограниченно богатых мецена тов новой газеты такая заботливость о малых сих, об уни женных и обиженных? Если честно, видится мне в их действиях нечто знако мое, узнаваемый, как сказали бы криминалисты, почерк. Тот же самый, коим, не столь давно, фигурально выража ясь,писал свои письма ветеранам наш сердобольный пре мьер Черномырдин. Дело было, припомните, накануне вы боров в Госдуму, и Виктор Степанович, признанный ли дер славного движения «Наш дом — Россия!», клялся в почтении и уважении старикам, упрашивал их обращать ся без обиняков прямо к нему со всеми проблемами, хотя иногда и путал имена-отчества адресатов... Сколь «бескорыстны» такие акции, полагаю, очевидно и для самых наивных. Мотивы «бескорыстия» журналис тов «Не дай Бог!» и их покровителей, по-моему, тоже про считываются без труда. Особенно приняв во внимание не которые пассажи упомянутого «пилотного» номера. Не скрывая удовлетворения, что россияне проголосовали за угодного ей президента, а значит, и всех его Чубайсов, Лифшицев и Рыбкиных, редакция теперь недвусмыслен но рекомендует читателям умерить свою политическую активность, снизить ее до нулевой отметки. Нечего, гос пода, бегать по площади с флагом. Пусть наверху занима ются своими делами, а вам, мирным обывателям, надле жит заниматься своими. Короче, предоставьте спасать Россию Чубайсу с Березовским, а сами щагом марш на огород. Главное — не возмущаться, не демонстрировать, не бас товать. Ничем не тревожить озабоченные государственны ми вопросами «верхи». А уж коли совсем невмоготу — пишите в «Не дай Бог!» Глядишь, и перепадет миллион- другой, если совсем на ладан дышите. А заодно журна листы еще и сочинят про вас что-нибудь душевное и жа лостливое. То есть предпринята симптоматичная попытка создать безобидный канал для отвода недовольства. Решите сами, о ком ж е в действительности хлопочут господа журналис ты — о нас, грешных, или о комфорте правительственных чиновников, обустраивающих то ли Россию-матущку, то ли собственную виллу эа границей? Принять такие правила игры соблазнительно. Взять да и закрыть глаза на все в надежде на халявные «Жигу ли» или матпомощь из украденных у тебя ж е самого де нег. И не ломать голову, что будет дальше — со страной, с людьми, лично с тобой. И не читать других газет, кроме «Не дай Бог!» Потому что в них наталкиваешься на та кое... Вот, к примеру, в «Независимой»: «Россия уже живет в условиях экономической катастрофы». Эта, по сущест ву, сенсационная статья о том, как МВФ и Всемирный банк с барским высокомерием отказали российскому пра вительству и Центробанку в транше на 350 миллионов и в кредите на миллиард долларов. Причина — тотальный про вал по всем направлениям. Среди виноватых — тот же Черномырдин с его разговорами о приверженности мифи ческому «экономическому курсу», на деле означающему латание дыр, тот ж е Чубайс с его разрущительной прива тизационной деятельностью, председатель Центробанка Ду бинин с его угодливым подчинением иностранным сове там и советникам... Вот от чего хотят отвести нащи взоры сочинители из «Не дай Бог!». Вот почему не жалеют миллиарды. То есть эта странная газета верна себе. Точнее — своим покровителям и создателям. Вчера она поливала грязью оппозицию, сегодня спекулирует на беззащитности безза щитных, беспомощности беспомощных, на естественной потребности людей во внимании, утешении, сочувствии. А завтра... А завтра, получив у наиболее наивных и до верчивых читателей очки за благотворительность, она от кажется от нынешней установки на «аполитичность» постарается использовать свое влияние для того, чтобы опять навязывать нам своих хозяев ... Такова логика. Так стоит ли подносить волку в овчин ном полушубке охапку травы? Как бы это не кончилось весьма и весьма печально... И. НЕВЕРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz