Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

с е м ья и ш к о л а ш е й п и н г а 3 февраля 1996 г. ПР Е Д И С ЛО В И Е К В Ы П У СК У Д о р о г и е д р у з ь я— читатели «Очага»! Мы с д е р ж а л и с в о е сл ов о — в п р ош е дш е м го д у вы п ол у чи л и двенадцат ь , п о чи сл у м еся ц ев , выпусков наш его с ем ейного кл у ­ б а . А это — десят ки встреч с р а зны м и лю д ьм и : п си хо л о г ам и , юристами , п е д а ­ го гам и , ж урналист ами . Это — множество в аш и х п и с ем , теплых, и с кр енн и х , добры х , тревожных , о за б о ч е н ны х . Это — в аш и стихи и п ол езны е советы, просто р а зм ы ш ­ л е н и я о ж и з н и , которыми вы захот ели поделиться. С п а си б о в ам ! Б у д ем дружить и в новом , 1 9 9 6 -м г о д у . . . В ны н еш н ем вы п ус ке : ответы н а в аш и вопросыр а с с к а з о ст удии (и з ци кл а «З до ­ р овы й о б р а з ж и з н и » ) ; п и с ьм а читателей; р а зм ы ш л е н и я п ед а го г а о воспитании ; с о ­ веты п сихо л ог а и м н о го е д р у г о е . Мы п о -п р еж н ем у ж д ем ваш их п и с ем , с о ­ ветов — о ч ем бы вы хотели почитать в «Очаге»? С п р е д л о ж е н и я м и можете з в о ­ нить: 2 5 - 0 0 - 6 9 . О ч е р е д н о й вы п ус к подготовили ж у р н а ­ листы Л и д и я Д У Б И Н А , Л ю д м и л а П О Ж И ­ Д А ЕВА , А л е к с а н д р А НД РЕ ЕВ . 0 Ш 1 7 Искусство воспитания мы 1 Е СП Е РЙИ К И. 10-ПРЕЖ1ЕМУ - ПЙРТ1ЕРЫ... «Семья и школа»... Когда я, учитель, слышу сегодня эти слова, невольно всплывает в памяти название журна ­ ла, еще в недавние годы доступного всем, кто интересо ­ вался педагогическими проблемами. Может, был он и не лучшим по ясности изложения, в чем-то и скучноватым, назидательным, во — массовым, и его редко в какой семье не выписывали. Крепкое содружество, взаимопонимание семьи и школы были в те годы предпочтительными и даже обязательными. А сегодня? О связях семьи и школы как-то вообще ста ­ раются не говорить. Все делают вид, что проблемы не су­ ществует, вроде бы все в пор5щке. А меж тем многое из того, что было наработано ранее, утрачено, многое поза ­ быто, растеряно. Кое-что в новых условиях жизни стало как бы анахронизмом. Взамен же ничего свежего и ориги ­ нального не появилось... Из почты «Очага» ЧЕМ КАТЯ ХУЖЕ БАРБИ? Предлагаем вам письмо постоянного автора «Очага» Елизаветы Дюжий. Нынешнее семейное воспитание — шту ­ ка сложная. Все перепуталось... — Свет, — спрашивает баба Аня внуч­ ку, — что тебе нужно для счастья? — Ну, бабуль, ты же знаешь... Мне нужны Барби, ее муж и, их дочка... — А чем кукла Катя хуже? Ты же ее так любила... Маленькая Светка снисходительно улы ­ бается: бабушка старенькая, ничего не по­ нимает. Все сегодня «лучше», что не наше, — и заграничные куклы, и экзотические телесериалы, и американские мультяшки, в которых герои дико вращают глазами и все время кому-то угрожают... Ну, а что предпринимают родители, что­ бы воспитать свое чадо на образцах высо­ кого искусства, которое ведь, слава Богу, по-прежнему существует? Да ничего... ■Вот мама и папа пришли с работы, поу­ ж и н а л и .. . и уселись перед телевизором смотреть очередную «дикую Розу». Дешев­ ка, но взрослые смотрят, значит, считают дети, это хорошо... А ведь и то немногое ценное, что есть на телеэкране, можно использовать для вос­ питания хорошего вкуса у малышей. Но для этого мамам и папам придется потру­ диться. Познакомиться заранее с програм­ мой, решить, какую передачу можно по ­ смотреть вместе с детьми, как ее оценить. Не стоит пропускать и прекрасные детские радиопередачи. А еще — читаем ли мы сегодня вместе с м алыш ами? Вспомним святое писание: «Вначале было слово...» Великий Эзоп ут­ верждал: «Слово может и убить, и воскре­ сить человека». Маяковский восклицал: «Я знаю силу слов...» А мы? Вот только что мама с чувством и упоением беседовала с подругой по телефо­ ну. А тут Вовка: «Мам, почитай!» И начи ­ нается «чтение»: глухой, как у пономаря, голос, равнодушный ко всему. И нескрыва ­ емая досада — скорей бы малыш спать лег, отвязался... И это воспитание? Так и хочется сказать: остановитесь, за ­ думайтесь о своем семейном житье-бытье. Ведь мало ребенка хорошо одеть, сытно на­ кормить. Создайте вокруг него ауру добро­ ты, родного дома, где царят покой, гармо­ ния между малышом, вами и всем Божьим миром. Лишь в таком единстве и «случается» здоровый, нормальный и счастливый чело­ век. Естественно, цель у учи ­ телей, детей, родителей одна — все, прежде, всего хотят, чтобы в школьных дневни­ ках стояли одни «четверки» и «пятерки*. Но не у всех детей это получается. Я давно, почти двадцать лет , работаю в школе . И вижу, что произошло за по­ следние годы. В связи с из ­ менением жизни , условий работы, когда все взрослые в основном заняты «добычей денег. Если денег не будет, на что жить?» — многие ро­ дители вообще перестали контролировать, как учится их ребенок. Ходит в школу, занятия не пропускает, ну и ладно. Иногда кое-кто из взрослых все-таки загляды ­ вает в дневник сына и, если видит там «двойки», начи ­ нает ругать и эту «дурац ­ кую* школу, и учителей, не умеющих оценить таланты единственного и неповтори­ мого чада. А чадо это , ч у в ству я «подд ерж ку* р о ди т ел ей , быстро привыкает к мысли, что учителя к нему неспра­ ведливы. Вот и все взаимо ­ отношения семьи и школы... В любой школе, несмот­ ря на усилия педагогов, мож ­ но и сегодня обнаружить ис­ писанные, исчерканные пар ­ ты, двери... Что, это сдела­ ли инопланетяне? Дети, ко ­ торые в школе пребывают, «при сем присутствуют», а не учатся. Они же порой и стек ­ ла в классах бьют, эти «по­ сторонние*... Нам, учителям и родите­ лям, надо идти друг к другу. Без обид и предвзятости, с пониманием того, что учеба И СТ А ЛИ А РТИ СТ А М И С А М И . . . С л а в о й и г о р д о с т ь ю Ч а п л ы г и н с к о г о Ц е н т р а д е т ­ с к о г о т е х н и ч е с к о г о т в о р ч е с ­ т в а в с е г д а б ы л и и о с т а ю т с я а в и а - и с у д о м о д е л и с т ы . А в ­ т о р и т е т н а т а к ж е с е к ц и я к а р ­ т и н г а . Ф о т о д е л о , р е з ь б а п о д е р е в у , в ы ж и г а н и е , в ы п и л и ­ в а н и е — в с е э т о т р а д и ц и ­ о н н о у в л е к а е т п о д р о с т к о в , в с п о м н и т е х о т ь и с в о е д е т ­ с т в о . А н е д а в н о , с т е х п о р к а к в н а ш к о л л е к т и в п р и ш л а С в е т л а н а А н д р е е в а , у н а с п о я в и л с я с о в е р ш е н н о н е ­ о б ы ч н ы й к р у ж о к , в к о т о р о м з а н и м а ю т с я с а м ы е м а л е н ь ­ к и е . И з б у м а г и и к л е я , о к а ­ з ы в а е т с я , м о ж н о д е л а т ь н е т о л ь к о а п п л и к а ц и и , н о и п а п ь е - м а ш е . Д а л ь ш е — б о л ь ш е : п о я в и л и с ь с а м о ­ д е л ь н ы е к у к л ы . Г о л о в ы и з п а п ь е - м а ш е , р у к и - н о г и — п а л о ч к и н а н и т о ч к а х , к о с т ю ­ м ы и з л о с к у т к о в . . . И в р е ­ з у л ь т а т е р о д и л с я ц е л ы й к у ­ к о л ь н ы й т е а т р . В д в у х г р у п п а х , к о т о р ы ­ м и р у к о в о д и т А н д р е е в а , к р о м е т р а д и ц и о н н ы х а п п л и ­ к а ц и й и и з д е л и й и з с т е к л а и п л а с т и л и н а , д е л а й т н е п р о с т о к у к л ы , а п е р с о н а ж и д л я к о н к р е т н ы х с п е к т а к л е й ( п ь е с ы п и ш е т с а м а С в е т л а ­ н а Ю р ь е в н а ) . Р е б я т а - к р у ж ­ к о в ц ы и о з в ^ и в а ю т р о л и , и р а б о т а ю т н а с п е к т а к л я х с к у к л а м и . П е р в ы й с п е к т а к л ь « Р а з р е ш и т е В а с п о з д р а ­ в и т ь » п о я в и л с я у ж е ч е р е з т р и м е с я ц а . К о н е ч н о , к а ж д ы й и з н а с , с т а р ы х р а б о т н и к о в с т а н ц и и , п о м о г а л ч е м м о г : у н о в о ­ р о ж д е н н о г о д е т с к о г о т е а т ­ р а п о я в и л и с ь п е р е д в и ж н а я ш и р м а , м а г н и т о ф о н д л я з а ­ п и с е й с п е к т а к л е й , т к а н и д л я и з г о т о в л е н и я к у к о л , п о л к а - п о д с т а в к а д л я и г р у ш е к . . . Б о л ь ш и м у с п е х о м п о л ь ­ з у ю т с я в р а й о н е с п е к т а к л и « К о л о б о к » и « С к а н д а л в т р и ­ д е в я т о м ц а р с т в е » . З н а к о ­ м ы е к а ж д о м у п е р с о н а ж и , к а к о к а з а л о с ь , з а п о с л е д н е е в р е м я и з м е н и л и с ь . К о т у ч е ­ н ы й з а н я л с я к о м м е р ц и е й . Б а б а Я г а в о з г л а в и л а в о е н - н о - в о з д у ш н ы е с и л ы т р и д е ­ в я т о г о ц б р с т в а , а З м е я Г о - р ы н ы ч а ч у т ь б ы л о н а в а г о н « С н и к е р с о в » н е о б м е н я л и . . . В з и м н и е к а н и к у л ы п о ­ к а з а л и п р е м ь е р у с п е к т а к л я « Н о в ы й г о д д л я Б а б ы Я г и » , г д е г е р о и н я п р о б у е т с е б я в а м п л у а . . . С н е г у р о ч к и . В с т а ­ д и и п о д г о т о в к и е щ е н е ­ с к о л ь к о с п е к т а к л е й — н а ­ с ы щ е н н ы х м у з ы к о й , в е с е л ы ­ м и ш у т к а м и . Н е у д и в и т е л ь ­ н о , ч т о н е т о л ь к о м а л ы ш и , н о и к р у ж к о в ц ы и з 5 - 6 - X к л а с с о в о х о т н о у ч а с т в у ю т в э т о й р а б о т е . У ж е и з г о т о в л е н о б о л е е с о т н и к у к о л . П р а в д а , н е м а ­ л а я и х ч а с т ь п о д а р е н а — б и б л и о т е к е , д е т с к и м с а д а м , н е к о т о р ы х в з я л и д о м о й с а м и к р у ж к о в ц ы . Н о « ш т а т а р т и с т о в » , т е м н е м е н е е , н а ­ с ч и т ы в а е т б о л е е п о л у с о т н и . С у д о в о л ь с т в и е м з а н и м а ю т ­ с я в т е а т р е Ю л я Л е т у ш е в а , О л я К л и м о в а , П а ш а А з а р о в , О к с а н а М и ш а г и н а , Ю л я С т о - л я р ч у к и д р у г и е . В. ВОРОНКОВА, методист Чаплыгинского ЦАЕТ. С ЛЕТ О Д АРЕ ННЫХ Д ЕТЕЙ Добринский районный отдел народного образования стал инициатором интересного слета — одаренных детей. Геро ­ ями его стали более двадцати школьников, в той или иной степени уже успевших ярко проявить свои способности. Десятиклассница Добринской средней школы № 1 Оля Жигулина не только отлично учится, но и серьезно занима ­ ется живописью. Ее работы уже побывали на районной и областной выставках. Одарена Оля и музыкально — она успешно закончила детскую музыкальную школу, сейчас занимается в школьном ансамбле. Юная художница, учащаяся Добринской средней шко ­ лы N 2 Наташа Чиркова, победитель областного турнира тяжелоатлетов, девятиклассник из села Ольговка Руслан Немцов, увлеченная хореографией шестиклассница Талиц- кой школы Лена Тарасова и многие другие с блеском пока ­ зали на слете все, что умеют. Чествовали в этот день побе­ дителей районных олимпиад Наташу Несмеянову, Лену Оводкову, Наташу Шеховцову, юного мастера Сергея Го ­ ловлева из села Верхняя Матренка... Все герои слета получили ценные подарки, на которые организаторы выделили 800 тысяч рублей. Такие слеты решено сделать в районе традиционными. (Соб. инф.) Спрашиваете — отвечаем «МОГУ ЛИ Я ВЕРНУТЬ РЕБЕНКА?» с разными вопросами обращаются к юристам люди. Сегодня на некоторые вопросы, касающиеся семьи, от­ вечает Людмила МИХАЛЕВА, помощник прокурора Чап­ лыгинского района. М. Викулин: В каком случае возможно усынов­ ление? — В соответствии с По ­ ложением , недавно утвер ­ жденным Правительством РФ, усыновить можно несо­ вершеннолетнего ребенка — причем не только в том слу ­ ч а е , к о гд а его р оди т ели умерли или лишены роди ­ тельских прав (или призна ­ ны недееспособными), но и в том, если родители более года не проживали совмес­ тно с ребенком и не прини ­ мали участия в его воспи ­ тании и содержании. Подкинутые дети могут быть переданы на усынов ­ ление при наличии соответ ­ ствующего акта , выданного органами внутренних дел. А. Ивлева: Кто может быть усыновителем? — Усыновителями мо ­ гут быть к ак состоящие в браке, так и одинокие совер- ' шеннолетние граждане, за исключением лиц , лиш ен ­ ных родительских прав и признанных недееспособны­ ми или ограниченно дееспо ­ собными. М. Пономарев: Следует ли платить за усыновление и оформление соответству­ ющих документов? — Статья 5 Положения прямо говорит: «За усынов ­ ление и действия, связанные с его производством, плата не взимается». П. Попов: Можно ли контролировать условия проживания усыновленных в их новых семьях? — Можно и должно — этим занимаются компетен ­ тные службы в соответствии с закон од ательс твом РФ , международными договора ­ ми РФ, а также общеприня ­ тыми нормами международ­ ного права в области защи ­ ты прав ребенка и охраны семьи в формах, обеспечи­ вающих тайну усыновле ­ ния. Что же касается контро ­ ля со стороны соседа. Вы же не допустите, чтобы сосед контролировал Вашу семью и то, как Вы воспитываете своего реб енка? А права усыновленных ничем не от ­ личаются от прав родных детей. А. Иванова: Я хочу усы­ новить малыша. Куда об­ ратиться? П о д ай т е з а я в л е н и е в районный отдел народного образования по месту ж и ­ тельства. Он должен дать за ­ ключение о том, можете ли Вы быть усыновителем. З а ­ ключение готовится в тече ­ ние 15 дней со дня подачи заявления. В случае отрица ­ тельного ответа заключение дается в пятидневный срок. Л. Петрова: Требуется — весьма тяжелый труд для ребенка, а мы ему можем вместе помочь. Кто из педа­ гогов откажет в доверитель­ ном, обстоятельном разгово­ ре с родителем, который при­ дет в школу сам, поинтере­ суется учебой, поведением сына или дочери, а еще луч ­ ше, п р ед лож и т свою п о ­ мощь? Но какое там — «сам придет*. Иногда по многу раз при глаш аем , просим , умоляем... Нынче нередко ш кола очень нуждается в непосред­ ственной помощи родителей. Денег на ремонт выделяют мало, а на классного руко ­ водителя возлагается обязан­ ность содерж ать учебный к аб и н е т в п о р я д к е . К ак быть? Я уже пятый год являюсь классным руководителем . Замечаю — активность роди­ телей с годами понижается. Помню, в пятом классе мы все вместе с мамами и папа ­ ми дружно клеили обои, кра ­ сили... Нынче, когда у меня д е в я ты й , трудно собрать даже небольшие деньги на какую-то полочку для клас ­ са, проведение нехитрого праздничного «огонька». Это не только мое мнение, и кол ­ леги говорят, что чем ближе к выпуску, тем равнодушнее к ж и зн и ш колы мамы и папы. В чем мы не понима­ ем друг друга? Или сказы ­ ваются трудности нынешне­ го бытия? И какая радость для учи ­ теля, когда видишь обрат ­ ное. У меня есть просто за ­ м ечательные помощники- родители, которые бескорыс­ тно откликаются на любые просьбы, связанные с дела ­ ми класса. Нужно отлакиро ­ вать столы, заказать торты для вечера, оформить уголок — пожалуйста, находят вре­ мя, собираются вместе, и все у нас получается. Я очень благодарна мамам Галине Романовне Лопуховой, Ва ­ лентине Ивановне Худяко ­ вой, Галине Георгиевне Ми- ловановой и многим другим. Надеюсь, что наши теплые отношения сохранятся даже тогда, когда их дети уйдут из школы . Гораздо менее активны, а то и вовсе пассив­ ны нынче папы. Или так за ­ няты все тем же добывани­ ем денег? Или дело воспита­ ния полностью переложили на женские плечи? Конечно, есть в нарушен­ ных связях школы и семьи и вина педагогов. Главная — отсутствие профессионализ­ ма. Родители знают таких преподавателей. Не по этой ли причине некоторые из них за последнее время бро­ сились «устраивать* детей в л и ц еи , гим н а зии , п л ат я т деньги за обучение на кур ­ с а х , на р еп е ти т о р с т в о . Кстати, не всегда и это дает ж ел анны й р е зу л ь та т . У меня есть знакомые дети, совсем неплохо успеваю ­ щие в обычной школе и ставшие неуспевающими в гимназии. И дело не толь ­ ко в у ч и т е л я х . Д ругой ритм ш кольной ж и зн и , другой класс . В другой школе не знают индивиду ­ альных особенностей уча ­ щегося и многое другое... Нам необходимо дер ­ жаться друг друга. К сожа ­ лению, родители и учите­ ля перестают общаться и на общешкольном уровне. Обсуждать вопросы воспи­ тания , советоваться, слу ­ шать друг друга. Нынче «модно* говорить о том, что колл екти ви зм , мол, понятие чуть ли не отжи ­ тое. К акая ерунда ... Об­ щий, коллективный совет ничем и никогда не заме ­ нить. Дорогие папы и мамы! Будем Дружить крепче, И пусть наши дети не растут дичками, а будут ухожен ­ ными, любимыми, желан ­ ными как в семье, так и в своей родной школе. Н. ФИЛИМОНОВА, учитель липецкой средней школы № 71. Здоровый образ жизни Я ГЛЯЖУ ЕЙ ВСЛЕД... с » ли согласие ребенка на его усыновление? — Да, если ребенку ис ­ полнилось 10 лет. Н.Н. (по понятным при­ чинам фамилию не называ­ ем). Я была лишена роди­ тельских прав, мою дочь удочерили другие люди. Не­ давно я узнала, что живет девочка в кошмарных усло­ виях. Я хочу забрать ее и воспитывать сама. Возмож­ но ли это? — Усыновление, не со­ ответствующее интересам ре ­ бенка, может быть отменено или при зн ан о н ед ей с тви ­ тельным в порядке, установ- .ченном законодательством РФ. Если усыновление будет отменено, то вы имеете пра ­ во претендовать на усынов ­ ление на равных условиях с дру гим и ж е л аю щ им и , но только в том случае, если будете восстановлены в ро ­ дительских правах. Восста­ новить Вас в таких правах может только суд. Помните шлягер 60 -х? «Я гляжу ей вслед — ничего в ней нет. А я все гляжу, глаз не отвожу». Неспроста старш ее по ­ коление распевало н е з а ­ тейливую песенку. Секрет вовсе не в броской внеш ­ н о с ти — м е ч т е м н о ги х женщин . Для большинства она так и останется м еч ­ той, неосуществленной до стандартов модной куклы «Барби». А всякое слепое с тр ем л е ни е к стандарту , если говорить о женщине , губительно, как самая и зо ­ щ ренн ая д и е та . П оэтом у поговорим о движ ении в прямом смысле этого сло ­ ва. Ибо в нем — красота. ... Ле гкий праздничный стол накануне Нового года ничуть не прибавил веса представительницам п р е ­ красного пола. Торжеству предшествовало активное танцевальное занятие , ко ­ то р о е о р ган и зо в ал и для группы ш ейпин га его тр е ­ неры — Н аташ а , Л е н а и Марина . (Ш е й п и н г— ж е н ­ ская гимнастика , направ ­ ленная на коррекцикэ фи ­ гуры). «Собрание» стало ито ­ говым для пер во го года работы ИЧП «Аргус», ор га ­ низованного Еленой Нико ­ лаевной Володченковой .В прошлом она занималась балетом , педа го г-ис торик по обр а зо в анию . Т еп ерь вернулась к давнему увле ­ чению, уже сочетая накоп ­ ленный «опыт» красоты и ба гаж педагога . Ирина (назовем ее так), посещающая занятия ш ей ­ пингом почти год: «Я при ­ шла сюда не с целью по ­ худеть или поправиться, с ком пл е кци е й м не , слава Б о гу , п о в е з л о , а чтобы поддерживать себя в хоро ­ шей форме. М не это уда ­ ется». — А я вчера удивила всех своих сотрудников на р а б о т е , — п о д е л и л а с ь Светг(ан§^; ■^77^ 1 ^огда о тм е ­ чали Новый грд . Д ош л а очередь до т а н ц е в— меня просто не узнали. Раньше я была совсем другой — стеснительной, скованной. Т еп ер ь , н а ко н е ц , появи ­ лась внутренняя свобода, уверенность в с е б е . Для меня это н а с т о ящ е е о т ­ крытие! Ирины, Светы, М аш и .. . Здесь все друг друга на ­ зывают по имени, незави ­ симо от возраста . А воз ­ раст у них разный — от 16 и старш е . Верхней грани ­ цы нет — было бы ж ела ­ н и е д в и га т ь с я . К р а с о т а обязательно придет. — Это происходит не ­ заметно , — рассказывает Наташа Пашинова, тренер группы ш ейпин га . — При ­ ходят женщины , девушки с целью просто исправи ть ф и гур у . К т о - т о , , п о з а н и ­ мавшись месяц , уходит. Поначалу в группах была большая те куче сть . Т е ­ перь сложился основной костяк, и даж е возникает п р о б л е м а с в о б о д ны х мест. См о триш ь , была с е ­ р е н ь к а я , н е з а м е т н а я «мышка». Проходит вре ­ мя — женщ ину не узнать. Она не только раскрепо ­ щ ается внешне — прямая осанка , легкая походка — раскрепощается е е душа и д аж е глаза смотрят по- д р у г о м у . П р о с ты е с о ­ вм естны е зан я тия ги м ­ настикой 'пёйеШдят ё Об­ щ ение . ' '|ЧЙ (й№ с глрйЙЙ - сят из семьи такую но ­ вость: — М уж с тал со в с ем по -другому ко мне отно ­ ситься. — Как? — Д а как к чужой кра ­ сивой жене! М а л е н ь к и й « о с т р о ­ вок», где ж ё нщ и н а— н а ­ стоящ ая хозяйка свое го «я». Бы ва е т ли т а к о е ? Бывает. И если вам вдруг захочется испытать прав ­ дивость этого утвержде ­ ния, начните , например , с ш ей пин га . М одно е не всегда плохо, д аж е если вы трижды уже бабушка . Порой и бабушки напева ­ ют песню своей молодо ­ сти. Л . ПОЖИДАЕВА . ГО В ОР Я Т Д ЕТ И Несколько веселых минут, думаем , доста­ вит вам письмо учительницы липецкой ш ко ­ лы -гимназии № 1 2 Галины Ивановны Вашке ­ вич. Ей понравилась наша рубрика, «Говорят дети» (в декабрьском выпуске) и она решила ее продолжить. Присоединяйтесь! В начальных кл а с ­ сах написали и зл о ­ ж е н и е о р у с с к о м полководце А. В. Су ­ ворове и храбром со ­ лдате Ш ап кине ... Ал еш а К. «Ш а пк ин стоял перед строем: он пок ра снел и насупил глаза». Галя Б. «В бою Ш а п ­ кин первым выбил ту­ рецк ую стену». Д е н и с П. «К ом андир прик азал всем выстро­ иться в одну ширинку». А вот строки из со ­ чинений по картине В. Васнецова «Три бога ­ тыря». Д енис П. «Под ихни­ ми ногами стоя сидят кони». Катя К. «Д обрыня Никитич и его к онь очень похожи». «Алеша Попович си ­ дит прямо, а его конь смотрит и з - п о д лобья». И з и з л о ж е н и я о морских животных. Алеша К. «Шерсть морж ихи была почти безволосая». Психологи советуют О К О НФЛ И К ТАХ И Т ЕР П Е Н ИИ Очень ч асто бы вает так: супр у ги -п ар тн еры настолько привыкли д р у г к другу , что, не с т е с ­ няясь, начинаю т крити ковать . Н едо с та тки , к о ­ торы е , конечно ж е , есть у каж до го . И в с е -та ки поп ро б уй те не опускаться до э то го . Ведь м о ­ ж е т та к случиться, что в отве т на резкую к р и ти ­ ку или уп р е к ваш п ар тн ер , подв ер гш ий ся к р и ­ ти к е , не выдержи т и о тп ар ир у е т не м е н е е р е з ­ кой ф р а зой о ваших н едо статках . Т о гд а н е с к о н ­ чаем ую обоюдную кри ти ку не останови ть . В о зьм и те с е б е з а правило : — если вы сказы ваете кр и ти ч е с ки е з ам е ч а ­ ния п ар тнеру , то д е л а й те э то мягко , тактично . не обидно , сл еди те при этом за е го лицом , оно под с каж е т , не п ер естар ал ись ли вы; — кри ти ку в свой ад р е с выслушивайте м ол ­ ча, не выискивайте в ответ недостатки у п а р т ­ нера ; — но вс е -та ки обидеться и пока за ть свою обид у п ар тн ер у необход им о . Во -первы х , п о ­ тому , что ем у надо знать , что вы слышите к р и ­ тику , р е а ги р у е те на нее , во -вторых, это н е о б ­ ходимо для вас ж е — п ар тн ер видит, что к р и ­ тику , д а ж е справедливую , надо подавать как м ож но та к ти ч н е е и м я гче , чтобы не обид еть см ер тел ьно . Любопытно и С О В ЕРШ Е НН О БЕ С П Л АТ Н О ... В ис тории церкви есть та кой р а с с ка з . Одна хрис тианка попала на н еоби таемы й остров и провела там 4 0 лет в подвигах молитвы, п о с ­ та и великих лиш ений . С прис тавш им к о с ­ трову корабл ем она вернулась на м атери к . И отправилась к одному и з великих старцев р а с ­ ска за ть про свои пустынные подвиги . Выслушав, с т ар ец спросил ее: — А м ож еш ь ли ты приним ать понош ения как благовония? — Н ет , отче , — ответила см ущ енн ая п од ­ виж ница . — То гд а ты ниче го не приобрел а з а все со р о к лет! А один святой учился те р п е нию так : п л а ­ тил о круж ающ им , чтобы они е го ругали . К а к - то приходи т он в город . У ворот си ди т м уд ­ р ец — и начинае т поносить святого . Тот с т о ­ ит и см е е тся . — Что ты см ееш ься? ! — возмутился м уд ­ рец . — Я ж тебя ругаю ! — Ну да! Д ом а я з а э то больш ие день ги плачу , а ты, сп а с и б о те б е , д ел а еш ь д а ром . А мы? С тои т слово о б и д н о е услышать — с р а з у в зры в аем ся . Н е т , чтобы радова ться : проходим п о л е зн е йш и й курс наук — и с о ­ в ерш енно б е сп л а тн о . . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz