Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
с е м ья и ш к о л а ш е й п и н г а 3 февраля 1996 г. ПР Е Д И С ЛО В И Е К В Ы П У СК У Д о р о г и е д р у з ь я— читатели «Очага»! Мы с д е р ж а л и с в о е сл ов о — в п р ош е дш е м го д у вы п ол у чи л и двенадцат ь , п о чи сл у м еся ц ев , выпусков наш его с ем ейного кл у б а . А это — десят ки встреч с р а зны м и лю д ьм и : п си хо л о г ам и , юристами , п е д а го гам и , ж урналист ами . Это — множество в аш и х п и с ем , теплых, и с кр енн и х , добры х , тревожных , о за б о ч е н ны х . Это — в аш и стихи и п ол езны е советы, просто р а зм ы ш л е н и я о ж и з н и , которыми вы захот ели поделиться. С п а си б о в ам ! Б у д ем дружить и в новом , 1 9 9 6 -м г о д у . . . В ны н еш н ем вы п ус ке : ответы н а в аш и вопросыр а с с к а з о ст удии (и з ци кл а «З до р овы й о б р а з ж и з н и » ) ; п и с ьм а читателей; р а зм ы ш л е н и я п ед а го г а о воспитании ; с о веты п сихо л ог а и м н о го е д р у г о е . Мы п о -п р еж н ем у ж д ем ваш их п и с ем , с о ветов — о ч ем бы вы хотели почитать в «Очаге»? С п р е д л о ж е н и я м и можете з в о нить: 2 5 - 0 0 - 6 9 . О ч е р е д н о й вы п ус к подготовили ж у р н а листы Л и д и я Д У Б И Н А , Л ю д м и л а П О Ж И Д А ЕВА , А л е к с а н д р А НД РЕ ЕВ . 0 Ш 1 7 Искусство воспитания мы 1 Е СП Е РЙИ К И. 10-ПРЕЖ1ЕМУ - ПЙРТ1ЕРЫ... «Семья и школа»... Когда я, учитель, слышу сегодня эти слова, невольно всплывает в памяти название журна ла, еще в недавние годы доступного всем, кто интересо вался педагогическими проблемами. Может, был он и не лучшим по ясности изложения, в чем-то и скучноватым, назидательным, во — массовым, и его редко в какой семье не выписывали. Крепкое содружество, взаимопонимание семьи и школы были в те годы предпочтительными и даже обязательными. А сегодня? О связях семьи и школы как-то вообще ста раются не говорить. Все делают вид, что проблемы не су ществует, вроде бы все в пор5щке. А меж тем многое из того, что было наработано ранее, утрачено, многое поза быто, растеряно. Кое-что в новых условиях жизни стало как бы анахронизмом. Взамен же ничего свежего и ориги нального не появилось... Из почты «Очага» ЧЕМ КАТЯ ХУЖЕ БАРБИ? Предлагаем вам письмо постоянного автора «Очага» Елизаветы Дюжий. Нынешнее семейное воспитание — шту ка сложная. Все перепуталось... — Свет, — спрашивает баба Аня внуч ку, — что тебе нужно для счастья? — Ну, бабуль, ты же знаешь... Мне нужны Барби, ее муж и, их дочка... — А чем кукла Катя хуже? Ты же ее так любила... Маленькая Светка снисходительно улы бается: бабушка старенькая, ничего не по нимает. Все сегодня «лучше», что не наше, — и заграничные куклы, и экзотические телесериалы, и американские мультяшки, в которых герои дико вращают глазами и все время кому-то угрожают... Ну, а что предпринимают родители, что бы воспитать свое чадо на образцах высо кого искусства, которое ведь, слава Богу, по-прежнему существует? Да ничего... ■Вот мама и папа пришли с работы, поу ж и н а л и .. . и уселись перед телевизором смотреть очередную «дикую Розу». Дешев ка, но взрослые смотрят, значит, считают дети, это хорошо... А ведь и то немногое ценное, что есть на телеэкране, можно использовать для вос питания хорошего вкуса у малышей. Но для этого мамам и папам придется потру диться. Познакомиться заранее с програм мой, решить, какую передачу можно по смотреть вместе с детьми, как ее оценить. Не стоит пропускать и прекрасные детские радиопередачи. А еще — читаем ли мы сегодня вместе с м алыш ами? Вспомним святое писание: «Вначале было слово...» Великий Эзоп ут верждал: «Слово может и убить, и воскре сить человека». Маяковский восклицал: «Я знаю силу слов...» А мы? Вот только что мама с чувством и упоением беседовала с подругой по телефо ну. А тут Вовка: «Мам, почитай!» И начи нается «чтение»: глухой, как у пономаря, голос, равнодушный ко всему. И нескрыва емая досада — скорей бы малыш спать лег, отвязался... И это воспитание? Так и хочется сказать: остановитесь, за думайтесь о своем семейном житье-бытье. Ведь мало ребенка хорошо одеть, сытно на кормить. Создайте вокруг него ауру добро ты, родного дома, где царят покой, гармо ния между малышом, вами и всем Божьим миром. Лишь в таком единстве и «случается» здоровый, нормальный и счастливый чело век. Естественно, цель у учи телей, детей, родителей одна — все, прежде, всего хотят, чтобы в школьных дневни ках стояли одни «четверки» и «пятерки*. Но не у всех детей это получается. Я давно, почти двадцать лет , работаю в школе . И вижу, что произошло за по следние годы. В связи с из менением жизни , условий работы, когда все взрослые в основном заняты «добычей денег. Если денег не будет, на что жить?» — многие ро дители вообще перестали контролировать, как учится их ребенок. Ходит в школу, занятия не пропускает, ну и ладно. Иногда кое-кто из взрослых все-таки загляды вает в дневник сына и, если видит там «двойки», начи нает ругать и эту «дурац кую* школу, и учителей, не умеющих оценить таланты единственного и неповтори мого чада. А чадо это , ч у в ству я «подд ерж ку* р о ди т ел ей , быстро привыкает к мысли, что учителя к нему неспра ведливы. Вот и все взаимо отношения семьи и школы... В любой школе, несмот ря на усилия педагогов, мож но и сегодня обнаружить ис писанные, исчерканные пар ты, двери... Что, это сдела ли инопланетяне? Дети, ко торые в школе пребывают, «при сем присутствуют», а не учатся. Они же порой и стек ла в классах бьют, эти «по сторонние*... Нам, учителям и родите лям, надо идти друг к другу. Без обид и предвзятости, с пониманием того, что учеба И СТ А ЛИ А РТИ СТ А М И С А М И . . . С л а в о й и г о р д о с т ь ю Ч а п л ы г и н с к о г о Ц е н т р а д е т с к о г о т е х н и ч е с к о г о т в о р ч е с т в а в с е г д а б ы л и и о с т а ю т с я а в и а - и с у д о м о д е л и с т ы . А в т о р и т е т н а т а к ж е с е к ц и я к а р т и н г а . Ф о т о д е л о , р е з ь б а п о д е р е в у , в ы ж и г а н и е , в ы п и л и в а н и е — в с е э т о т р а д и ц и о н н о у в л е к а е т п о д р о с т к о в , в с п о м н и т е х о т ь и с в о е д е т с т в о . А н е д а в н о , с т е х п о р к а к в н а ш к о л л е к т и в п р и ш л а С в е т л а н а А н д р е е в а , у н а с п о я в и л с я с о в е р ш е н н о н е о б ы ч н ы й к р у ж о к , в к о т о р о м з а н и м а ю т с я с а м ы е м а л е н ь к и е . И з б у м а г и и к л е я , о к а з ы в а е т с я , м о ж н о д е л а т ь н е т о л ь к о а п п л и к а ц и и , н о и п а п ь е - м а ш е . Д а л ь ш е — б о л ь ш е : п о я в и л и с ь с а м о д е л ь н ы е к у к л ы . Г о л о в ы и з п а п ь е - м а ш е , р у к и - н о г и — п а л о ч к и н а н и т о ч к а х , к о с т ю м ы и з л о с к у т к о в . . . И в р е з у л ь т а т е р о д и л с я ц е л ы й к у к о л ь н ы й т е а т р . В д в у х г р у п п а х , к о т о р ы м и р у к о в о д и т А н д р е е в а , к р о м е т р а д и ц и о н н ы х а п п л и к а ц и й и и з д е л и й и з с т е к л а и п л а с т и л и н а , д е л а й т н е п р о с т о к у к л ы , а п е р с о н а ж и д л я к о н к р е т н ы х с п е к т а к л е й ( п ь е с ы п и ш е т с а м а С в е т л а н а Ю р ь е в н а ) . Р е б я т а - к р у ж к о в ц ы и о з в ^ и в а ю т р о л и , и р а б о т а ю т н а с п е к т а к л я х с к у к л а м и . П е р в ы й с п е к т а к л ь « Р а з р е ш и т е В а с п о з д р а в и т ь » п о я в и л с я у ж е ч е р е з т р и м е с я ц а . К о н е ч н о , к а ж д ы й и з н а с , с т а р ы х р а б о т н и к о в с т а н ц и и , п о м о г а л ч е м м о г : у н о в о р о ж д е н н о г о д е т с к о г о т е а т р а п о я в и л и с ь п е р е д в и ж н а я ш и р м а , м а г н и т о ф о н д л я з а п и с е й с п е к т а к л е й , т к а н и д л я и з г о т о в л е н и я к у к о л , п о л к а - п о д с т а в к а д л я и г р у ш е к . . . Б о л ь ш и м у с п е х о м п о л ь з у ю т с я в р а й о н е с п е к т а к л и « К о л о б о к » и « С к а н д а л в т р и д е в я т о м ц а р с т в е » . З н а к о м ы е к а ж д о м у п е р с о н а ж и , к а к о к а з а л о с ь , з а п о с л е д н е е в р е м я и з м е н и л и с ь . К о т у ч е н ы й з а н я л с я к о м м е р ц и е й . Б а б а Я г а в о з г л а в и л а в о е н - н о - в о з д у ш н ы е с и л ы т р и д е в я т о г о ц б р с т в а , а З м е я Г о - р ы н ы ч а ч у т ь б ы л о н а в а г о н « С н и к е р с о в » н е о б м е н я л и . . . В з и м н и е к а н и к у л ы п о к а з а л и п р е м ь е р у с п е к т а к л я « Н о в ы й г о д д л я Б а б ы Я г и » , г д е г е р о и н я п р о б у е т с е б я в а м п л у а . . . С н е г у р о ч к и . В с т а д и и п о д г о т о в к и е щ е н е с к о л ь к о с п е к т а к л е й — н а с ы щ е н н ы х м у з ы к о й , в е с е л ы м и ш у т к а м и . Н е у д и в и т е л ь н о , ч т о н е т о л ь к о м а л ы ш и , н о и к р у ж к о в ц ы и з 5 - 6 - X к л а с с о в о х о т н о у ч а с т в у ю т в э т о й р а б о т е . У ж е и з г о т о в л е н о б о л е е с о т н и к у к о л . П р а в д а , н е м а л а я и х ч а с т ь п о д а р е н а — б и б л и о т е к е , д е т с к и м с а д а м , н е к о т о р ы х в з я л и д о м о й с а м и к р у ж к о в ц ы . Н о « ш т а т а р т и с т о в » , т е м н е м е н е е , н а с ч и т ы в а е т б о л е е п о л у с о т н и . С у д о в о л ь с т в и е м з а н и м а ю т с я в т е а т р е Ю л я Л е т у ш е в а , О л я К л и м о в а , П а ш а А з а р о в , О к с а н а М и ш а г и н а , Ю л я С т о - л я р ч у к и д р у г и е . В. ВОРОНКОВА, методист Чаплыгинского ЦАЕТ. С ЛЕТ О Д АРЕ ННЫХ Д ЕТЕЙ Добринский районный отдел народного образования стал инициатором интересного слета — одаренных детей. Геро ями его стали более двадцати школьников, в той или иной степени уже успевших ярко проявить свои способности. Десятиклассница Добринской средней школы № 1 Оля Жигулина не только отлично учится, но и серьезно занима ется живописью. Ее работы уже побывали на районной и областной выставках. Одарена Оля и музыкально — она успешно закончила детскую музыкальную школу, сейчас занимается в школьном ансамбле. Юная художница, учащаяся Добринской средней шко лы N 2 Наташа Чиркова, победитель областного турнира тяжелоатлетов, девятиклассник из села Ольговка Руслан Немцов, увлеченная хореографией шестиклассница Талиц- кой школы Лена Тарасова и многие другие с блеском пока зали на слете все, что умеют. Чествовали в этот день побе дителей районных олимпиад Наташу Несмеянову, Лену Оводкову, Наташу Шеховцову, юного мастера Сергея Го ловлева из села Верхняя Матренка... Все герои слета получили ценные подарки, на которые организаторы выделили 800 тысяч рублей. Такие слеты решено сделать в районе традиционными. (Соб. инф.) Спрашиваете — отвечаем «МОГУ ЛИ Я ВЕРНУТЬ РЕБЕНКА?» с разными вопросами обращаются к юристам люди. Сегодня на некоторые вопросы, касающиеся семьи, от вечает Людмила МИХАЛЕВА, помощник прокурора Чап лыгинского района. М. Викулин: В каком случае возможно усынов ление? — В соответствии с По ложением , недавно утвер жденным Правительством РФ, усыновить можно несо вершеннолетнего ребенка — причем не только в том слу ч а е , к о гд а его р оди т ели умерли или лишены роди тельских прав (или призна ны недееспособными), но и в том, если родители более года не проживали совмес тно с ребенком и не прини мали участия в его воспи тании и содержании. Подкинутые дети могут быть переданы на усынов ление при наличии соответ ствующего акта , выданного органами внутренних дел. А. Ивлева: Кто может быть усыновителем? — Усыновителями мо гут быть к ак состоящие в браке, так и одинокие совер- ' шеннолетние граждане, за исключением лиц , лиш ен ных родительских прав и признанных недееспособны ми или ограниченно дееспо собными. М. Пономарев: Следует ли платить за усыновление и оформление соответству ющих документов? — Статья 5 Положения прямо говорит: «За усынов ление и действия, связанные с его производством, плата не взимается». П. Попов: Можно ли контролировать условия проживания усыновленных в их новых семьях? — Можно и должно — этим занимаются компетен тные службы в соответствии с закон од ательс твом РФ , международными договора ми РФ, а также общеприня тыми нормами международ ного права в области защи ты прав ребенка и охраны семьи в формах, обеспечи вающих тайну усыновле ния. Что же касается контро ля со стороны соседа. Вы же не допустите, чтобы сосед контролировал Вашу семью и то, как Вы воспитываете своего реб енка? А права усыновленных ничем не от личаются от прав родных детей. А. Иванова: Я хочу усы новить малыша. Куда об ратиться? П о д ай т е з а я в л е н и е в районный отдел народного образования по месту ж и тельства. Он должен дать за ключение о том, можете ли Вы быть усыновителем. З а ключение готовится в тече ние 15 дней со дня подачи заявления. В случае отрица тельного ответа заключение дается в пятидневный срок. Л. Петрова: Требуется — весьма тяжелый труд для ребенка, а мы ему можем вместе помочь. Кто из педа гогов откажет в доверитель ном, обстоятельном разгово ре с родителем, который при дет в школу сам, поинтере суется учебой, поведением сына или дочери, а еще луч ше, п р ед лож и т свою п о мощь? Но какое там — «сам придет*. Иногда по многу раз при глаш аем , просим , умоляем... Нынче нередко ш кола очень нуждается в непосред ственной помощи родителей. Денег на ремонт выделяют мало, а на классного руко водителя возлагается обязан ность содерж ать учебный к аб и н е т в п о р я д к е . К ак быть? Я уже пятый год являюсь классным руководителем . Замечаю — активность роди телей с годами понижается. Помню, в пятом классе мы все вместе с мамами и папа ми дружно клеили обои, кра сили... Нынче, когда у меня д е в я ты й , трудно собрать даже небольшие деньги на какую-то полочку для клас са, проведение нехитрого праздничного «огонька». Это не только мое мнение, и кол леги говорят, что чем ближе к выпуску, тем равнодушнее к ж и зн и ш колы мамы и папы. В чем мы не понима ем друг друга? Или сказы ваются трудности нынешне го бытия? И какая радость для учи теля, когда видишь обрат ное. У меня есть просто за м ечательные помощники- родители, которые бескорыс тно откликаются на любые просьбы, связанные с дела ми класса. Нужно отлакиро вать столы, заказать торты для вечера, оформить уголок — пожалуйста, находят вре мя, собираются вместе, и все у нас получается. Я очень благодарна мамам Галине Романовне Лопуховой, Ва лентине Ивановне Худяко вой, Галине Георгиевне Ми- ловановой и многим другим. Надеюсь, что наши теплые отношения сохранятся даже тогда, когда их дети уйдут из школы . Гораздо менее активны, а то и вовсе пассив ны нынче папы. Или так за няты все тем же добывани ем денег? Или дело воспита ния полностью переложили на женские плечи? Конечно, есть в нарушен ных связях школы и семьи и вина педагогов. Главная — отсутствие профессионализ ма. Родители знают таких преподавателей. Не по этой ли причине некоторые из них за последнее время бро сились «устраивать* детей в л и ц еи , гим н а зии , п л ат я т деньги за обучение на кур с а х , на р еп е ти т о р с т в о . Кстати, не всегда и это дает ж ел анны й р е зу л ь та т . У меня есть знакомые дети, совсем неплохо успеваю щие в обычной школе и ставшие неуспевающими в гимназии. И дело не толь ко в у ч и т е л я х . Д ругой ритм ш кольной ж и зн и , другой класс . В другой школе не знают индивиду альных особенностей уча щегося и многое другое... Нам необходимо дер жаться друг друга. К сожа лению, родители и учите ля перестают общаться и на общешкольном уровне. Обсуждать вопросы воспи тания , советоваться, слу шать друг друга. Нынче «модно* говорить о том, что колл екти ви зм , мол, понятие чуть ли не отжи тое. К акая ерунда ... Об щий, коллективный совет ничем и никогда не заме нить. Дорогие папы и мамы! Будем Дружить крепче, И пусть наши дети не растут дичками, а будут ухожен ными, любимыми, желан ными как в семье, так и в своей родной школе. Н. ФИЛИМОНОВА, учитель липецкой средней школы № 71. Здоровый образ жизни Я ГЛЯЖУ ЕЙ ВСЛЕД... с » ли согласие ребенка на его усыновление? — Да, если ребенку ис полнилось 10 лет. Н.Н. (по понятным при чинам фамилию не называ ем). Я была лишена роди тельских прав, мою дочь удочерили другие люди. Не давно я узнала, что живет девочка в кошмарных усло виях. Я хочу забрать ее и воспитывать сама. Возмож но ли это? — Усыновление, не со ответствующее интересам ре бенка, может быть отменено или при зн ан о н ед ей с тви тельным в порядке, установ- .ченном законодательством РФ. Если усыновление будет отменено, то вы имеете пра во претендовать на усынов ление на равных условиях с дру гим и ж е л аю щ им и , но только в том случае, если будете восстановлены в ро дительских правах. Восста новить Вас в таких правах может только суд. Помните шлягер 60 -х? «Я гляжу ей вслед — ничего в ней нет. А я все гляжу, глаз не отвожу». Неспроста старш ее по коление распевало н е з а тейливую песенку. Секрет вовсе не в броской внеш н о с ти — м е ч т е м н о ги х женщин . Для большинства она так и останется м еч той, неосуществленной до стандартов модной куклы «Барби». А всякое слепое с тр ем л е ни е к стандарту , если говорить о женщине , губительно, как самая и зо щ ренн ая д и е та . П оэтом у поговорим о движ ении в прямом смысле этого сло ва. Ибо в нем — красота. ... Ле гкий праздничный стол накануне Нового года ничуть не прибавил веса представительницам п р е красного пола. Торжеству предшествовало активное танцевальное занятие , ко то р о е о р ган и зо в ал и для группы ш ейпин га его тр е неры — Н аташ а , Л е н а и Марина . (Ш е й п и н г— ж е н ская гимнастика , направ ленная на коррекцикэ фи гуры). «Собрание» стало ито говым для пер во го года работы ИЧП «Аргус», ор га низованного Еленой Нико лаевной Володченковой .В прошлом она занималась балетом , педа го г-ис торик по обр а зо в анию . Т еп ерь вернулась к давнему увле чению, уже сочетая накоп ленный «опыт» красоты и ба гаж педагога . Ирина (назовем ее так), посещающая занятия ш ей пингом почти год: «Я при шла сюда не с целью по худеть или поправиться, с ком пл е кци е й м не , слава Б о гу , п о в е з л о , а чтобы поддерживать себя в хоро шей форме. М не это уда ется». — А я вчера удивила всех своих сотрудников на р а б о т е , — п о д е л и л а с ь Светг(ан§^; ■^77^ 1 ^огда о тм е чали Новый грд . Д ош л а очередь до т а н ц е в— меня просто не узнали. Раньше я была совсем другой — стеснительной, скованной. Т еп ер ь , н а ко н е ц , появи лась внутренняя свобода, уверенность в с е б е . Для меня это н а с т о ящ е е о т крытие! Ирины, Светы, М аш и .. . Здесь все друг друга на зывают по имени, незави симо от возраста . А воз раст у них разный — от 16 и старш е . Верхней грани цы нет — было бы ж ела н и е д в и га т ь с я . К р а с о т а обязательно придет. — Это происходит не заметно , — рассказывает Наташа Пашинова, тренер группы ш ейпин га . — При ходят женщины , девушки с целью просто исправи ть ф и гур у . К т о - т о , , п о з а н и мавшись месяц , уходит. Поначалу в группах была большая те куче сть . Т е перь сложился основной костяк, и даж е возникает п р о б л е м а с в о б о д ны х мест. См о триш ь , была с е р е н ь к а я , н е з а м е т н а я «мышка». Проходит вре мя — женщ ину не узнать. Она не только раскрепо щ ается внешне — прямая осанка , легкая походка — раскрепощается е е душа и д аж е глаза смотрят по- д р у г о м у . П р о с ты е с о вм естны е зан я тия ги м настикой 'пёйеШдят ё Об щ ение . ' '|ЧЙ (й№ с глрйЙЙ - сят из семьи такую но вость: — М уж с тал со в с ем по -другому ко мне отно ситься. — Как? — Д а как к чужой кра сивой жене! М а л е н ь к и й « о с т р о вок», где ж ё нщ и н а— н а стоящ ая хозяйка свое го «я». Бы ва е т ли т а к о е ? Бывает. И если вам вдруг захочется испытать прав дивость этого утвержде ния, начните , например , с ш ей пин га . М одно е не всегда плохо, д аж е если вы трижды уже бабушка . Порой и бабушки напева ют песню своей молодо сти. Л . ПОЖИДАЕВА . ГО В ОР Я Т Д ЕТ И Несколько веселых минут, думаем , доста вит вам письмо учительницы липецкой ш ко лы -гимназии № 1 2 Галины Ивановны Вашке вич. Ей понравилась наша рубрика, «Говорят дети» (в декабрьском выпуске) и она решила ее продолжить. Присоединяйтесь! В начальных кл а с сах написали и зл о ж е н и е о р у с с к о м полководце А. В. Су ворове и храбром со лдате Ш ап кине ... Ал еш а К. «Ш а пк ин стоял перед строем: он пок ра снел и насупил глаза». Галя Б. «В бою Ш а п кин первым выбил ту рецк ую стену». Д е н и с П. «К ом андир прик азал всем выстро иться в одну ширинку». А вот строки из со чинений по картине В. Васнецова «Три бога тыря». Д енис П. «Под ихни ми ногами стоя сидят кони». Катя К. «Д обрыня Никитич и его к онь очень похожи». «Алеша Попович си дит прямо, а его конь смотрит и з - п о д лобья». И з и з л о ж е н и я о морских животных. Алеша К. «Шерсть морж ихи была почти безволосая». Психологи советуют О К О НФЛ И К ТАХ И Т ЕР П Е Н ИИ Очень ч асто бы вает так: супр у ги -п ар тн еры настолько привыкли д р у г к другу , что, не с т е с няясь, начинаю т крити ковать . Н едо с та тки , к о торы е , конечно ж е , есть у каж до го . И в с е -та ки поп ро б уй те не опускаться до э то го . Ведь м о ж е т та к случиться, что в отве т на резкую к р и ти ку или уп р е к ваш п ар тн ер , подв ер гш ий ся к р и ти к е , не выдержи т и о тп ар ир у е т не м е н е е р е з кой ф р а зой о ваших н едо статках . Т о гд а н е с к о н чаем ую обоюдную кри ти ку не останови ть . В о зьм и те с е б е з а правило : — если вы сказы ваете кр и ти ч е с ки е з ам е ч а ния п ар тнеру , то д е л а й те э то мягко , тактично . не обидно , сл еди те при этом за е го лицом , оно под с каж е т , не п ер естар ал ись ли вы; — кри ти ку в свой ад р е с выслушивайте м ол ча, не выискивайте в ответ недостатки у п а р т нера ; — но вс е -та ки обидеться и пока за ть свою обид у п ар тн ер у необход им о . Во -первы х , п о тому , что ем у надо знать , что вы слышите к р и тику , р е а ги р у е те на нее , во -вторых, это н е о б ходимо для вас ж е — п ар тн ер видит, что к р и тику , д а ж е справедливую , надо подавать как м ож но та к ти ч н е е и м я гче , чтобы не обид еть см ер тел ьно . Любопытно и С О В ЕРШ Е НН О БЕ С П Л АТ Н О ... В ис тории церкви есть та кой р а с с ка з . Одна хрис тианка попала на н еоби таемы й остров и провела там 4 0 лет в подвигах молитвы, п о с та и великих лиш ений . С прис тавш им к о с трову корабл ем она вернулась на м атери к . И отправилась к одному и з великих старцев р а с ска за ть про свои пустынные подвиги . Выслушав, с т ар ец спросил ее: — А м ож еш ь ли ты приним ать понош ения как благовония? — Н ет , отче , — ответила см ущ енн ая п од виж ница . — То гд а ты ниче го не приобрел а з а все со р о к лет! А один святой учился те р п е нию так : п л а тил о круж ающ им , чтобы они е го ругали . К а к - то приходи т он в город . У ворот си ди т м уд р ец — и начинае т поносить святого . Тот с т о ит и см е е тся . — Что ты см ееш ься? ! — возмутился м уд рец . — Я ж тебя ругаю ! — Ну да! Д ом а я з а э то больш ие день ги плачу , а ты, сп а с и б о те б е , д ел а еш ь д а ром . А мы? С тои т слово о б и д н о е услышать — с р а з у в зры в аем ся . Н е т , чтобы радова ться : проходим п о л е зн е йш и й курс наук — и с о в ерш енно б е сп л а тн о . . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz