Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
31 01 с тября 1996 г имя на карте Р о д ины Л ипе ц к — город футбол ьный № 209 (1273 ) Н е сколько лет назад я искренне радовался сообщениям центральной и областной прессы о достижениях замечательного путешественника Евгения Смургиса. Потом узнал о том, что мой земляк с успехом прошел в одиночном плавании Северный морской путь, побывал на северной точке Старого Света, на мысе Челюскин. Раздобыв адрес знаменитого липчанина, стал переписываться с ним. В 19 92 году в Московском филиале Географического общества СССР (ныне — Московский центр Русского географического общества) намечалась конференция, посвященная 250-летию со дня описания моряком С. Челюскиным самой северной части Евроазиатского континента. Я предложил Смургису принять в ней участие и рассказать о том, как он плавал у берегов сурового Таймыра, преодолевая льды и другие препятствия Крайнего Севера. Евгений Павлович согласился, прислал несколько фотографий. Однако обстоятельства изменились; Смургис помчался готовиться к «кругосветке». Это плавание, как я понял, явилось его звездным часом. Наша встреча в Москве так и не состоялась. И вдруг поступило трагическое известие о смерти Евгения Смургиса... Изучая судьбу первопроходца первой половины XV III века Челюскина, я пришел к выводу: есть много общего, родственного в жизненных стремлениях мореплавателя далекого прошлого и нашего современника Смургиса. Челюскин и Смургис постигали тайны Моря и Земли , в трудных и дальних путешествиях познавали самих себя. И их достижения должны остаться в памяти людской, а имена — в названиях улиц, кораблей. Биография земляка Евгения Смургиса известна липчанам. Но мало кто знает о жизни и делах знаменитого и вместе с тем неизвестного для соотечественников россиянина Челюскина. Потому мне и хочется на основе личных архивных находок рассказать о новых подробностях биографии отважного русского исследователя арктических морей, а также о косвенно связанной с ним истории моего родного села. Парадоксально, но личная жизнь Семена Ивановича Челюскина и по сей день остава лась неизвестной. Человек, интересующийся 'у- прошлым своего Отечества, в старых кн и га х без особого труда отыщет сведения о какой - нибудь щутихе , увеселявшей царицу Анну , или узнает про цвет камзола временщика Бирона. М ож но прочитать описания придворных уве селений и военных смотров, дворцовых заго воров и тайных интри г , множество историй — смешных и грустных , нелепых и страшных. Но никому еще не посчастливилось наткнуть ся на подробные записи о ж и зн и скромного штурмана флота Челюскина. Его судьба в этом смысле мало разнится от участи многих нечи новных героев прошлого, чьи сердца полни лись мужеством и глубокой любовью к своей земле. Некоторые исследователи утверждают, что Челюскин родился_в.„сел&;Брр, 1 уц§вр^под Пере- мышлем. Мне пришлось побывать там, гово рить с местными старожилами. Потом разыс кал некоторые документы о родрсловнрй Че люскина. И пришел к выводу: он родился ско рее всего недалеко от города Белова Тульской области, в родовой усадьбе, находившейся ря дом с Окой. П о к а не установлена и точная дата его ро ждения . Мною в архиве обнаружен документ, из которого ее можно установить лишь при близительно — где-то 1707 год. Его прадеды усердно исполняли государеву службу, полу чая высокие чины и поместные земли в уез дах Московской Руси. Дед, Родион Матвеевич, дослужился до «головы» (чин полковника — В .Б .) московских стрельцов. Однако после во царения Петра Первого и подавления стрелец кого бунта фамилия Челю скины х попала в страшный список Тайной канцелярии . И по шел по нисходящей линии стольник Иван Че люскин (отец путешественника): продавая и закладывая имения и земли, влезая в неоп латные долги, он обрек свою семью на скуд ную жизнь в глухой деревушке. Умер отец Челюскина рано. С Детских лет будущий моряк привыкал работать по дому и хозяйству, рос смышленым и самостоятель ным. Заботу об образовании Семена взял на себя один из родственников. Осенью 1714 года его устроили учиться в Московскую матема- ти ко -нави гацкую ш колу . Здесь преподавали арифметику, геометрию, тригонометрию, ге ографию и другие науки . Но , пожалуй , лучше всего он изучил навигацию — искусство судо вождения. Каждый год в летнее время Челюс кин проходил практику матросом на судах Бал- отправился на штурм Таймыра. Не предпо лагали Лаптев и Челюскин , что выходят на своем деревянном судне в последнее плавание. Через месяц они оказались в плену у дрейфу ющих льдов. 14 августа льды понесли «Якуцк» на север. Бее члены экипажа отчаянно пыта лись спасти корабль. Когда льды взломали форштевень и вода заполнила трюм, моряки стали спасать свои ж и зн и . .. За 1741 год отряды штурмана Челюскина и лейтенанта Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Таймыры. Группа гео дезиста Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неизучен ным, к а к тогда называли, «Северный Таймур- ский мыс». На офицерском совете поручили именно штурману Челюскину осуществить эту трудную и ответственную исследовательскую работу. Памяти Евгения Смургиса посвящается тийского флота. В 20-е годы, после окончания школы , Се мен Челюскин продолжал плавать в водах Бал ти к и ш турманским учеником и подштурма ном. В это ж е время молодой моряк военного флота обзавелся семьей. Несмотря на то, что Семен постоянно нес нелегкую службу и на ходился вне дома, перспектив роста у него было мало: руководящие и доходные должности на кораблях занимали иностранцы, а среди вли ятельных русских флотских офицеров он под держ ки не имел. И вот колесо фортуны повернулось для него в лучшую сторону. К а к только Семен Челюс кин узнал о намеченной экспедиции в Сибирь, он твердо решил стать ее участником. Его про сьба была удовлетворена. Семен приехал в ро дную деревню, отдал необходимые поручения по хозяйству и отправился в дальнюю и до лгую дорогу (не знал он тогда, что вдали от дома ему доведется странствовать более деся ти лет). Руководитель экспедиции датчанин Бе ринг поставил перед ним задачу — организо вать в Екатеринбурге изготовление на мест ных заводах различных корабельных припа сов. С этим заданием Челюскин успешно спра вился. Х 7 апреля 1733 года уж е в дороге Семена Челюскина догнала радостная весть — из под штурманов его произвели в штурманы. ...Через два года после гибели Прончище- ва по его последнему маршруту в Ледовитый океан отправилась новая экспедиция. Теперь командиром судна «Я к у ц к » , на котором плыл и Челюскин , был лейтенант Харитон Лаптев. Вновь началась героическая борьба людей со льдами, морозами, туманами и непогодой су ровой А р к ти ки . Дошли до мыса Фаддея. Дальше не пусти ли льды. Потому пришлось вернуться на зи мовку в устье реки Х атан ги . Во время этой зимовки они осуществили первый опыт сухо путной съемки морского берега на собачьих уп р яж ках . 13 июля 1740 года «Я куц к» в третий раз В архиве мне удалось найти документы , подтверждающие незаурядные организатор ские способности Челюскина — он готовил сна ряжение , провиант, собирал сильных и вынос ливых собак. Главное, штурман подобрал не скольких надежных и бесстрашных солдат. Были в экипаже погибшего корабля и «сухо- п утчики» , на которых он мог положиться, к а к на себя самого. И вот пробил его звездный час! В декабре 1741 года Челюскин выехал из Т уруханска (Новой Мангазеи) в обессмертивший его имя путь. В конце февраля штурман достиг устья Хатан ги и, отдохнув, отправился дальше. Не смотря на плохую погоду — метели, пургу и туманы, он настойчиво двигался вперед. Н и кто не рассчитывал на приют и пищу . Свои продовольственные ресурсы пополняли охотой на медведей и диких оленей. В Центральном госархиве ВМФ (г . Петер бург) сохранилась единственная копия судо вого журнала «Я куцка» за 1739 -1742 годы. Нельзя без волнения читать записи Челюски на во время его санных поездок 1742 года. П о стоянно отмечаются плохая погода и страш ное изнурение собак. Но ни слова нет о смер тельной усталости самих путешественников. Эта подробность подчеркивает самоотвержен^- ную скромность русского человека, забываю щего о себе в самые трудные минуты жизни'. В полдень 6 мая 1742 года, воспользовав шись солнечной погодой, Семен Челюскин рас считал широту — 77“ 27' средней широты. За тем погода вновь испортилась: пошел снег, на чалась «великая поземная метель». Проехав около двадцати пяти километров, достигли ска листого мыса (ныне мыс Чекина ) . Ш турман Челюскин записал: «...Приехали к мысу... Сей мыс каменной приярой, высоты средней, око ло оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточной Север ной мыс...» Самый северный мыс Таймырско го полуострова, носящий его имя, они проеха ли в полночь с 8 на 9 мая 1742 года. И т а к , задание было выполнено: берег от устьев Лены до Енисея описан и положен на карту . Русским исследователям принадлежит честь первых санных арктических путешест вий! вся тяжесть которых легла на плечи Се мена Челюскина. Он оказался самым приспо собленным к далеким, нелегким переходам. Только по Таймыру штурман проехал и про шел около семи тысяч километров. В условиях самодержавно-чиновного бес предела и безразличия к деяниям скромных со отечественников подвиг Челюскина не был по достоинству оценен. Правда, его наконец про извели в мичманы и назначили командовать придворной яхтой. Но , видимо, здесь мужес твенный первопроходец пришелся, к а к гово рится, не ко двору — он вновь переходит слу жи ть на корабль Балтийского флота. Трудно шло повышение Челюскина по служ бе. Звания лейтенанта он был удостоен лишь в 1751 году. Через пять лет морского флота лей тенант Семен Челюскин с награждением зва нием капитана третьего ранга «за болезнью и старостью» («старик» в 50 лет! — В .Б .) ушел в отставку. Н а зтом все данные о нем оборва лись в безвестности. До сих пор мы даже не знали о дате его смерти. В результате кропотливого изучения архивных документов мне удалось обнаружить челобитную Аграфены Челюскиной. В марте 1765 года она писала: «Бьет челом вдова А гр а фена Павлова, дочь капитана-лейтенанта Семе нова жена Иванова сына Челюскина да отстав ной капитан Петр Семенов, сын Челю скин ... В прошлом, 1764 , году в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа , а твоего Петрова отца вы- шереченного Семена Ивановича Челюскина во лею божией не стало...» И та к , талантливый арктический первопро ходец Семен Иванович Челюскин умер в нояб ре 1764 года. К сожалению, место его захоро нения до сих пор не установлено. И последнее, о чем мне бы хотелось ска зать. В истории взаимообусловлены и тесно пе реплетены людские судьбы, события, факты. Т а к , на Челюскина я вышел благодаря тому, что стал изучать историю села Святошево (ныне Нагорное), в котором родился. Поначалу мне удалось установить, что в середине 18 века се лом владел калуж ский помещик Племянников. И з разговора с историком и литератором Чер новым узнал о родственной связи Племянни ковых с Челюскиными. И потянулась ниточка из запутанного клуб ка архивных изысканий. Оказывается, упоми наемый в челобитной вдовы сын Челюскина Петр еще при жи зни отца женился на сестре Племянникова — Фионе. В начале. 1 7 6 0 - 5 с^,О 7 ■дов Челюскины и Племянниковы- атстивноГску-’" пали черноземные земельные .угодьш. в Елец кой провинции Воронежской губернии, приво зили сюда своих крепостных крестьян и цорё,- ляли в деревни. Через десять лет после смерти Челюскина Племянников заложил в моем ро-' дном селе церковь во имя святого Николы Свя тош и . Примечательно, что святой Ни кол ай издревле считается покровителем путешествен ников и мореплавателей. Т а к что вполне воз можно, что этот храм был именован в память о великом и незаслуженно забытом морепла вателе и землепроходце Семене Ивановиче Ч е люскине. Валерий БОГДАНОВ. с. Нагорное, Тербунский район. ТРИ ВОРОНЕЖЦА ПОГИБЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВТОАВАРИИ З а прошедшую неделю ( 2 1 - 2 7 октября) в области зарегистрировано 2 1 дорожно- транспортное происшествие. В них погиб ли 7 человек и 2 7 получили ранения. В о в то р н и к около четы р ех часов утра на 4 4 9 -м килом е тре автотрассы М ос ква — Н ово р о с с и й с к (Хлевенский район ) на полосе встр еч но го д виж е ния вре зались д р у г в д ру га а в том о били «ВАЗ» в торой и ш естой модели . Обе м а шины — из гор од а В оронежа . В результате л о б о в о го с тол кно ве ния три челове ка по гибл и и ещ е д во е с травмами госпи тали зир ованы . При п о х ож и х о б с то я те л ь с т в а х п р о и зош л а авария на следующ ий день , на 29 -м киломе тре трассы Л и п е ц к — Лебедянь . На сей раз «не разъ ехались» «Жигули» и «М осквич» . П острадала па с с аж и р ка «Москвича» — шестилетняя д ев о ч ка. В че тв е р г и в пятницу за р е ги с тр ир о в а н о 5 нае здов на пеш еходов . Один из них, в селе Ут- кино З а д о н с ко го района , повлек см е р ть чело века. В с уб б о ту в 20 .30 на улице М о с ко в с кой стол кнулись ав том обили «ГАЗ-24» и «ЗАЗ -969». Оба водителя получили травмы и доставлены в боль ницу. Затем в одиннадца том часу ночи на а в то д о р о ге Орел — Тамбов у ДК села Чернава ав то мобилем «Мерседес» были сбиты с р а зу д ва п е ш ехода . С травм ам и различной с тепени т яж е с ти оба го с пи тал и зир ов аны . П рим е рно в это же время на ав тод о р о ге Л и п е ц к — Хлевное под колеса сл уж еб но го «УАЗ- 452» попали ещ е два пеш ехода — мать и сын Н. О т п о л у ч е н ны х т р а вм ж е нщ и н а с к о н ч а л а с ь . О диннадцатилетний мальчи к с с о тр я сением г о л о в но го м о з га госпи тал и зи р ов ан . С р а зу три челове ка получили травмы в р е зультате д о р ож н о -тр а н с п о р тн о го происш ествия у села Лавы Елец ко го района . О коло ш ести в е чера з д е с ь переве рн улся «ВАЗ» девятой м оде ли. С реди по с тр ад авш и х — 13 -летний мальчик. Г е н н а д и й Ф У Р С О В , с т . и н с п е к т о р У ГАИ У В Д о б л а с т и , к а п и т а н м и л и ц и и . У р у с о в а . Р о д о в о е и м е н и е С е м е н о в а - Т я н - Ш а н с к о г о . С е й ч а с з д е с ь п о л н ы м х о д о м в е д ут с я р е с т а в р а ц и о н н ы е р а б от ы . И в н ут р и з д а н и я , г д е д и з а й н о м з а н и м а ю т с я л ю д и . И н а у л и ц е — з д е с ь х о з я й н и ч а е т о с е н ь . Д о б а в л я е т ст оль ж и в о п и с н ы м м е ст а м с в о и к р а с к и , с в о и ш т р и х и , е й о д н о й п р и м е т н ы е и п о н я т н ы е . . . Ф от о Е в г е н и я С А М О Х В А Л О В А . «Металлург»-96 И Г Р А Л И Л И Д Е Р И а у т с а й д е р «Металург» — «Турбостроитель» (Калу га) — 4 :0 (3 :0 ) . Стадион «Металлург». 5О0О зрителей. Судья В. Мезенцев (Краснодар). «Металлург»: Пономарев, Стогов (Кастор- хов (Филиппов, 66). «Турбостроитель»: Караков, Жуленко, Демкин, Цыбульский, Жердев, Толкачев, Алис- Предупрежден: Серегин. По крайней мере, один год этим командам в первенствах страны не встречаться. Обе по кидают вторую лигу. «Турбостроитель» — с на деждой все-таки вернуться, может быть, че рез сезон. «Металлург», его руководители, спонсоры и, разумеется, болельщики — с яв ными намерениями «завязать» со вторым ди визионом навсегда. И результат предпоследнего матча уже ни на что не влиял, ничего не решал. Но зрите лей, учитывая холодную погоду и нынешнюю пе чальную статистику посещаемости российских ста дионов, собралось немало. Что еще раз (впрочем, из года в год) доказывает: Липецк — город фут больный. Некоторые болельщики хотели пополнить запасы живых (не телевизионных) футбольных впе чатлений на весь период межсезонья, другие на деялись, что «Турбостроитель», покидая вторую лигу, «хлопнет на прощанье дверью» и даст бой победителю зоны до последней минуты. Третьи шли понаблюдать за действиями игроков «Металлурга» на поле, поскольку до начала встречи по городу упорно ходили слухи по поводу возможной забас товки липецких ф ^болистов из-за невыплаченных им долгов. Но ни прогнозы, ни слухи на игре не отрази лись. Играли лидер и аутсайдер. И это было за метно с самого начала. Наши футболисты рассыпались по полю в раз ных направлениях, занялись своим делом технич но и довольно-таки быстро. А гости, явно расте рявшись, только успевали собраться в последнее мгновение, когда возникала непосредственная у г роза их воротам. Но на 7-й минуте они не успели помешать про бить Жидкову сильно, а главное — точно. Мяч, соприкоснувшись лишь со вздрогнувшей штангой, влетел почти в верхний угол. Ворота распечата лись, и... понеслось. Пожалуй, отличиться мог каж дый игрок «Металлурга». Но больше всех повезло Ляхову, который, как и подобает бомбардиру, дважды оказался в нужном месте и в нужное вре мя. 3:0 — итог первого тайма. Результат, пожалуй, устраивал обе команды, и во второй половине игроки были более раско ванны и расслабленны. Все свелось к демонстра ции индивидуального мастерства. Но и здесь лип чане выглядели на голову выше. Правда, по точ ности ударов они сравнялись с калужанами, кото рые по нашим воротам не били. Мяч упорно не летел в сетку. Больше всех, пожалуй, не везло Сергею Полстянову, хотя, как всегда, он профес сионально отработал до последней минуты, да и товарищи по команде старались помочь ему па сами в завершающей стадии. И все-таки в конце матча Жидков порадовал зрителей, ожидавших очередного гола. К . ВЛАДИМИРОВ . Н А Ш Е ГО С УДАР С ТВО С ТРЕМИТ С Я ПОПОЛ НИ Т Ь КАЗ НУ З А С ЧЕТ ЭК С П ЛУАТАЦИИ ЗАКО Н ОПО С ЛУ Ш НЫ Х ГРАЖДА Н При этом позволяет своим чиновни кам делать день ги в теневой э ко н ом и ке К такому выводу пришли слушатели ра диостанции «Надежда» после очередной встречи с экс-кандидатом в Президенты России Мартином Шаккумом. Тот сообщил, что министр финансов Александр Лившиц направил срочное до несение премьеру Виктору Черномырди ну о современном финансовом состоянии нашего Отечества. Согласно названному документу, в казну с 1 по 15 октября за счет сбора налоговых платежей поступи ло всего 1,7 триллиона рублей. От сборов таможенного комитета поступило 1,3 трил лиона рублей. Итого — 3 триллиона руб лей, или 16 процентов от планового пока зателя. За счет чего же финансировались те расходы, которые вела казна? На 6 трил лионов — за счет заимствований валюты на внешнем рынке, рублей — на внутрен нем рынке и за счет продажи госрезер- вов. Министр докладывает премьеру, что в октябре будут профинансированы расхо ды до 7-8 триллионов рублей, что обер нется, по расчетам Мартина Шаккума, не выплатой 85 процентов месячной заработ ной платы, денежного довольствия, сти пендий и других видов платежей «бюджет никам». Меры, предлагаемые министром финансов для выхода из ситуации, не от личаются новизной — опять продажа ва лютных резервов, драгоценных металлов, займы внешние и займы внутренние. При чем на внешние займы особых надежд нет, так как российская сторона не выполнила оговоренных условий Международного ва лютного фонда, и тот не направил ей оче редного транша. Признание Александра Лившица пре мьеру республики, по мнению Мартина Шаккума, убедительно раскрывает всю глубину системного кризиса в России, где сложилась порочная долговая экономика и поступления в казну от налогов уже не играют заметной роли в финансировании государственных расходов. ■ Поскольку о деньгах известно: берешь ■ чужие и на время, а отдаешь свои и насо всем, — то последствия долговой финан совой политики правительства нетрудно' предсказать. На внутреннем рынке госу дарственные заимствования, по оценке Шаккума, составляют уже около 400 трил лионов рублей, на внешнем — около мил лиарда долларов. К концу следующего года при сохранении сложившейся тенден ции долги российского государства до стигнут астрономической цифры: свыше 750 триллионов рублей — по плану пра вительства, а в реальности — много боль ше. В числе причин опустения отечествен ной казны Мартин Шаккум называет ог ромный рост теневого оборота финансов, объем которого, по его оценке, уже пре вышает объем легального оборота. Если в цивилизованных странах теневой обо рот — это торговля наркотиками, оружи ем и проституция, то у нас теневой обо рот — это как бы альтернативный сектор обычной экономики, который просто не платит налогов. Причем не платит очень часто с дозволения самого правительст ва, предоставляющего уполномоченным предприятиям, фирмам, компаниям раз личные налоговые льготы и послабления. Мартин Шаккум заметил, что Чрезвы чайная Комиссия по наведению налоговой дисциплины могла бы обратить внимание, например, на Газпром — вотчину госпо дина Черномырдина или на что-нибудь вроде Лук-Ойла. Так ведь нет — активно занялась машиностроительными предпри ятиями, не способными конкурировать на мировом рынке. Доходы теневой экономики, минуя каз ну, направляются на валютный рынок и оттуда в огромных количествах следуют за рубеж. Правительство смотрит на это сквозь пальцы. Зато с легального сектора экономики норовит содрать все до пос ледней нитки. И если какие-то предприятия до сих пор еще могут платить налоги, то в основном за счет невыплаты денег трудящимся. На некоторых предприятиях в провинции зар плата не выдается уже по 5-6 месяцев, а кое-где — и по году. Изменить положение кабинет Черномырдина уже не может, так как связан определенными обязательства ми перед кредиторами, ограничен со бственными идеологическими установка ми, плюс к тому — коррумпирован до са мых верхних своих эшелонов. Сегодня в стране, заметил Шаккум, власть делают деньги. И следовательно — деньгам власть служит. Народ тем време нем брошен на самовыживание. Каждый пятый трудоспособный гражданин в отсут ствие платежеспособного спроса на ква лифицированный труд занимается «чел ночным бизнесом». Но и туда государство уже протянуло свою алчную руку, введя со ответствующие налоги. Положительным в данных обстоятельствах, по мнению Шак кума, может быть только одно — народ за думается над тем, что происходит в стра не, сообразит, что от такого правительст ва ему нужно избавляться, консолидиру ется и начнет строить жизнь по-новому. Международный фонд «Реформа»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz