Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

31 01 с тября 1996 г имя на карте Р о д ины Л ипе ц к — город футбол ьный № 209 (1273 ) Н е сколько лет назад я искренне радовался сообщениям центральной и областной прессы о достижениях замечательного путешественника Евгения Смургиса. Потом узнал о том, что мой земляк с успехом прошел в одиночном плавании Северный морской путь, побывал на северной точке Старого Света, на мысе Челюскин. Раздобыв адрес знаменитого липчанина, стал переписываться с ним. В 19 92 году в Московском филиале Географического общества СССР (ныне — Московский центр Русского географического общества) намечалась конференция, посвященная 250-летию со дня описания моряком С. Челюскиным самой северной части Евроазиатского континента. Я предложил Смургису принять в ней участие и рассказать о том, как он плавал у берегов сурового Таймыра, преодолевая льды и другие препятствия Крайнего Севера. Евгений Павлович согласился, прислал несколько фотографий. Однако обстоятельства изменились; Смургис помчался готовиться к «кругосветке». Это плавание, как я понял, явилось его звездным часом. Наша встреча в Москве так и не состоялась. И вдруг поступило трагическое известие о смерти Евгения Смургиса... Изучая судьбу первопроходца первой половины XV III века Челюскина, я пришел к выводу: есть много общего, родственного в жизненных стремлениях мореплавателя далекого прошлого и нашего современника Смургиса. Челюскин и Смургис постигали тайны Моря и Земли , в трудных и дальних путешествиях познавали самих себя. И их достижения должны остаться в памяти людской, а имена — в названиях улиц, кораблей. Биография земляка Евгения Смургиса известна липчанам. Но мало кто знает о жизни и делах знаменитого и вместе с тем неизвестного для соотечественников россиянина Челюскина. Потому мне и хочется на основе личных архивных находок рассказать о новых подробностях биографии отважного русского исследователя арктических морей, а также о косвенно связанной с ним истории моего родного села. Парадоксально, но личная жизнь Семена Ивановича Челюскина и по сей день остава­ лась неизвестной. Человек, интересующийся 'у- прошлым своего Отечества, в старых кн и га х без особого труда отыщет сведения о какой - нибудь щутихе , увеселявшей царицу Анну , или узнает про цвет камзола временщика Бирона. М ож но прочитать описания придворных уве­ селений и военных смотров, дворцовых заго ­ воров и тайных интри г , множество историй — смешных и грустных , нелепых и страшных. Но никому еще не посчастливилось наткнуть ­ ся на подробные записи о ж и зн и скромного штурмана флота Челюскина. Его судьба в этом смысле мало разнится от участи многих нечи ­ новных героев прошлого, чьи сердца полни ­ лись мужеством и глубокой любовью к своей земле. Некоторые исследователи утверждают, что Челюскин родился_в.„сел&;Брр, 1 уц§вр^под Пере- мышлем. Мне пришлось побывать там, гово ­ рить с местными старожилами. Потом разыс­ кал некоторые документы о родрсловнрй Че ­ люскина. И пришел к выводу: он родился ско ­ рее всего недалеко от города Белова Тульской области, в родовой усадьбе, находившейся ря ­ дом с Окой. П о к а не установлена и точная дата его ро ­ ждения . Мною в архиве обнаружен документ, из которого ее можно установить лишь при ­ близительно — где-то 1707 год. Его прадеды усердно исполняли государеву службу, полу ­ чая высокие чины и поместные земли в уез ­ дах Московской Руси. Дед, Родион Матвеевич, дослужился до «головы» (чин полковника — В .Б .) московских стрельцов. Однако после во­ царения Петра Первого и подавления стрелец­ кого бунта фамилия Челю скины х попала в страшный список Тайной канцелярии . И по ­ шел по нисходящей линии стольник Иван Че ­ люскин (отец путешественника): продавая и закладывая имения и земли, влезая в неоп ­ латные долги, он обрек свою семью на скуд ­ ную жизнь в глухой деревушке. Умер отец Челюскина рано. С Детских лет будущий моряк привыкал работать по дому и хозяйству, рос смышленым и самостоятель­ ным. Заботу об образовании Семена взял на себя один из родственников. Осенью 1714 года его устроили учиться в Московскую матема- ти ко -нави гацкую ш колу . Здесь преподавали арифметику, геометрию, тригонометрию, ге ­ ографию и другие науки . Но , пожалуй , лучше всего он изучил навигацию — искусство судо­ вождения. Каждый год в летнее время Челюс ­ кин проходил практику матросом на судах Бал- отправился на штурм Таймыра. Не предпо ­ лагали Лаптев и Челюскин , что выходят на своем деревянном судне в последнее плавание. Через месяц они оказались в плену у дрейфу­ ющих льдов. 14 августа льды понесли «Якуцк» на север. Бее члены экипажа отчаянно пыта ­ лись спасти корабль. Когда льды взломали форштевень и вода заполнила трюм, моряки стали спасать свои ж и зн и . .. За 1741 год отряды штурмана Челюскина и лейтенанта Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Таймыры. Группа гео­ дезиста Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неизучен ­ ным, к а к тогда называли, «Северный Таймур- ский мыс». На офицерском совете поручили именно штурману Челюскину осуществить эту трудную и ответственную исследовательскую работу. Памяти Евгения Смургиса посвящается тийского флота. В 20-е годы, после окончания школы , Се­ мен Челюскин продолжал плавать в водах Бал ­ ти к и ш турманским учеником и подштурма ­ ном. В это ж е время молодой моряк военного флота обзавелся семьей. Несмотря на то, что Семен постоянно нес нелегкую службу и на ­ ходился вне дома, перспектив роста у него было мало: руководящие и доходные должности на кораблях занимали иностранцы, а среди вли­ ятельных русских флотских офицеров он под­ держ ки не имел. И вот колесо фортуны повернулось для него в лучшую сторону. К а к только Семен Челюс ­ кин узнал о намеченной экспедиции в Сибирь, он твердо решил стать ее участником. Его про­ сьба была удовлетворена. Семен приехал в ро ­ дную деревню, отдал необходимые поручения по хозяйству и отправился в дальнюю и до­ лгую дорогу (не знал он тогда, что вдали от дома ему доведется странствовать более деся­ ти лет). Руководитель экспедиции датчанин Бе­ ринг поставил перед ним задачу — организо ­ вать в Екатеринбурге изготовление на мест­ ных заводах различных корабельных припа ­ сов. С этим заданием Челюскин успешно спра ­ вился. Х 7 апреля 1733 года уж е в дороге Семена Челюскина догнала радостная весть — из под­ штурманов его произвели в штурманы. ...Через два года после гибели Прончище- ва по его последнему маршруту в Ледовитый океан отправилась новая экспедиция. Теперь командиром судна «Я к у ц к » , на котором плыл и Челюскин , был лейтенант Харитон Лаптев. Вновь началась героическая борьба людей со льдами, морозами, туманами и непогодой су ­ ровой А р к ти ки . Дошли до мыса Фаддея. Дальше не пусти ­ ли льды. Потому пришлось вернуться на зи ­ мовку в устье реки Х атан ги . Во время этой зимовки они осуществили первый опыт сухо ­ путной съемки морского берега на собачьих уп р яж ках . 13 июля 1740 года «Я куц к» в третий раз В архиве мне удалось найти документы , подтверждающие незаурядные организатор ­ ские способности Челюскина — он готовил сна ­ ряжение , провиант, собирал сильных и вынос­ ливых собак. Главное, штурман подобрал не ­ скольких надежных и бесстрашных солдат. Были в экипаже погибшего корабля и «сухо- п утчики» , на которых он мог положиться, к а к на себя самого. И вот пробил его звездный час! В декабре 1741 года Челюскин выехал из Т уруханска (Новой Мангазеи) в обессмертивший его имя путь. В конце февраля штурман достиг устья Хатан ги и, отдохнув, отправился дальше. Не ­ смотря на плохую погоду — метели, пургу и туманы, он настойчиво двигался вперед. Н и ­ кто не рассчитывал на приют и пищу . Свои продовольственные ресурсы пополняли охотой на медведей и диких оленей. В Центральном госархиве ВМФ (г . Петер ­ бург) сохранилась единственная копия судо­ вого журнала «Я куцка» за 1739 -1742 годы. Нельзя без волнения читать записи Челюски ­ на во время его санных поездок 1742 года. П о ­ стоянно отмечаются плохая погода и страш ­ ное изнурение собак. Но ни слова нет о смер­ тельной усталости самих путешественников. Эта подробность подчеркивает самоотвержен^- ную скромность русского человека, забываю­ щего о себе в самые трудные минуты жизни'. В полдень 6 мая 1742 года, воспользовав­ шись солнечной погодой, Семен Челюскин рас­ считал широту — 77“ 27' средней широты. За ­ тем погода вновь испортилась: пошел снег, на ­ чалась «великая поземная метель». Проехав около двадцати пяти километров, достигли ска ­ листого мыса (ныне мыс Чекина ) . Ш турман Челюскин записал: «...Приехали к мысу... Сей мыс каменной приярой, высоты средней, око ­ ло оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточной Север­ ной мыс...» Самый северный мыс Таймырско ­ го полуострова, носящий его имя, они проеха ­ ли в полночь с 8 на 9 мая 1742 года. И т а к , задание было выполнено: берег от устьев Лены до Енисея описан и положен на карту . Русским исследователям принадлежит честь первых санных арктических путешест ­ вий! вся тяжесть которых легла на плечи Се­ мена Челюскина. Он оказался самым приспо ­ собленным к далеким, нелегким переходам. Только по Таймыру штурман проехал и про ­ шел около семи тысяч километров. В условиях самодержавно-чиновного бес­ предела и безразличия к деяниям скромных со­ отечественников подвиг Челюскина не был по достоинству оценен. Правда, его наконец про ­ извели в мичманы и назначили командовать придворной яхтой. Но , видимо, здесь мужес ­ твенный первопроходец пришелся, к а к гово­ рится, не ко двору — он вновь переходит слу ­ жи ть на корабль Балтийского флота. Трудно шло повышение Челюскина по служ ­ бе. Звания лейтенанта он был удостоен лишь в 1751 году. Через пять лет морского флота лей ­ тенант Семен Челюскин с награждением зва­ нием капитана третьего ранга «за болезнью и старостью» («старик» в 50 лет! — В .Б .) ушел в отставку. Н а зтом все данные о нем оборва­ лись в безвестности. До сих пор мы даже не знали о дате его смерти. В результате кропотливого изучения архивных документов мне удалось обнаружить челобитную Аграфены Челюскиной. В марте 1765 года она писала: «Бьет челом вдова А гр а ­ фена Павлова, дочь капитана-лейтенанта Семе­ нова жена Иванова сына Челюскина да отстав­ ной капитан Петр Семенов, сын Челю скин ... В прошлом, 1764 , году в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа , а твоего Петрова отца вы- шереченного Семена Ивановича Челюскина во­ лею божией не стало...» И та к , талантливый арктический первопро­ ходец Семен Иванович Челюскин умер в нояб ­ ре 1764 года. К сожалению, место его захоро ­ нения до сих пор не установлено. И последнее, о чем мне бы хотелось ска ­ зать. В истории взаимообусловлены и тесно пе ­ реплетены людские судьбы, события, факты. Т а к , на Челюскина я вышел благодаря тому, что стал изучать историю села Святошево (ныне Нагорное), в котором родился. Поначалу мне удалось установить, что в середине 18 века се­ лом владел калуж ский помещик Племянников. И з разговора с историком и литератором Чер ­ новым узнал о родственной связи Племянни ­ ковых с Челюскиными. И потянулась ниточка из запутанного клуб ­ ка архивных изысканий. Оказывается, упоми ­ наемый в челобитной вдовы сын Челюскина Петр еще при жи зни отца женился на сестре Племянникова — Фионе. В начале. 1 7 6 0 - 5 с^,О 7 ■дов Челюскины и Племянниковы- атстивноГску-’" пали черноземные земельные .угодьш. в Елец ­ кой провинции Воронежской губернии, приво­ зили сюда своих крепостных крестьян и цорё,- ляли в деревни. Через десять лет после смерти Челюскина Племянников заложил в моем ро-' дном селе церковь во имя святого Николы Свя­ тош и . Примечательно, что святой Ни кол ай издревле считается покровителем путешествен ­ ников и мореплавателей. Т а к что вполне воз­ можно, что этот храм был именован в память о великом и незаслуженно забытом морепла­ вателе и землепроходце Семене Ивановиче Ч е ­ люскине. Валерий БОГДАНОВ. с. Нагорное, Тербунский район. ТРИ ВОРОНЕЖЦА ПОГИБЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВТОАВАРИИ З а прошедшую неделю ( 2 1 - 2 7 октября) в области зарегистрировано 2 1 дорожно- транспортное происшествие. В них погиб ­ ли 7 человек и 2 7 получили ранения. В о в то р н и к около четы р ех часов утра на 4 4 9 -м килом е тре автотрассы М ос ква — Н ово ­ р о с с и й с к (Хлевенский район ) на полосе встр еч ­ но го д виж е ния вре зались д р у г в д ру га а в том о ­ били «ВАЗ» в торой и ш естой модели . Обе м а ­ шины — из гор од а В оронежа . В результате л о ­ б о в о го с тол кно ве ния три челове ка по гибл и и ещ е д во е с травмами госпи тали зир ованы . При п о х ож и х о б с то я те л ь с т в а х п р о и зош л а авария на следующ ий день , на 29 -м киломе тре трассы Л и п е ц к — Лебедянь . На сей раз «не разъ ­ ехались» «Жигули» и «М осквич» . П острадала па с с аж и р ка «Москвича» — шестилетняя д ев о ч ­ ка. В че тв е р г и в пятницу за р е ги с тр ир о в а н о 5 нае здов на пеш еходов . Один из них, в селе Ут- кино З а д о н с ко го района , повлек см е р ть чело ­ века. В с уб б о ту в 20 .30 на улице М о с ко в с кой стол ­ кнулись ав том обили «ГАЗ-24» и «ЗАЗ -969». Оба водителя получили травмы и доставлены в боль ­ ницу. Затем в одиннадца том часу ночи на а в то ­ д о р о ге Орел — Тамбов у ДК села Чернава ав то ­ мобилем «Мерседес» были сбиты с р а зу д ва п е ­ ш ехода . С травм ам и различной с тепени т яж е с ­ ти оба го с пи тал и зир ов аны . П рим е рно в это же время на ав тод о р о ге Л и ­ п е ц к — Хлевное под колеса сл уж еб но го «УАЗ- 452» попали ещ е два пеш ехода — мать и сын Н. О т п о л у ч е н ны х т р а вм ж е нщ и н а с к о н ч а л а с ь . О диннадцатилетний мальчи к с с о тр я сением г о ­ л о в но го м о з га госпи тал и зи р ов ан . С р а зу три челове ка получили травмы в р е ­ зультате д о р ож н о -тр а н с п о р тн о го происш ествия у села Лавы Елец ко го района . О коло ш ести в е ­ чера з д е с ь переве рн улся «ВАЗ» девятой м оде ­ ли. С реди по с тр ад авш и х — 13 -летний мальчик. Г е н н а д и й Ф У Р С О В , с т . и н с п е к т о р У ГАИ У В Д о б л а с т и , к а п и т а н м и л и ц и и . У р у с о в а . Р о д о в о е и м е н и е С е м е н о в а - Т я н - Ш а н с к о г о . С е й ч а с з д е с ь п о л ­ н ы м х о д о м в е д ут с я р е с т а в р а ц и о н н ы е р а б от ы . И в н ут р и з д а н и я , г д е д и з а й н о м з а н и м а ю т с я л ю д и . И н а у л и ц е — з д е с ь х о з я й н и ч а е т о с е н ь . Д о б а в л я е т ст оль ж и в о п и с н ы м м е ст а м с в о и к р а с к и , с в о и ш т р и х и , е й о д н о й п р и м е т н ы е и п о н я т н ы е . . . Ф от о Е в г е н и я С А М О Х В А Л О В А . «Металлург»-96 И Г Р А Л И Л И Д Е Р И а у т с а й д е р «Металург» — «Турбостроитель» (Калу ­ га) — 4 :0 (3 :0 ) . Стадион «Металлург». 5О0О зрителей. Судья В. Мезенцев (Краснодар). «Металлург»: Пономарев, Стогов (Кастор- хов (Филиппов, 66). «Турбостроитель»: Караков, Жуленко, Демкин, Цыбульский, Жердев, Толкачев, Алис- Предупрежден: Серегин. По крайней мере, один год этим командам в первенствах страны не встречаться. Обе по ­ кидают вторую лигу. «Турбостроитель» — с на ­ деждой все-таки вернуться, может быть, че ­ рез сезон. «Металлург», его руководители, спонсоры и, разумеется, болельщики — с яв ­ ными намерениями «завязать» со вторым ди ­ визионом навсегда. И результат предпоследнего матча уже ни на что не влиял, ничего не решал. Но зрите ­ лей, учитывая холодную погоду и нынешнюю пе ­ чальную статистику посещаемости российских ста ­ дионов, собралось немало. Что еще раз (впрочем, из года в год) доказывает: Липецк — город фут­ больный. Некоторые болельщики хотели пополнить запасы живых (не телевизионных) футбольных впе ­ чатлений на весь период межсезонья, другие на ­ деялись, что «Турбостроитель», покидая вторую лигу, «хлопнет на прощанье дверью» и даст бой победителю зоны до последней минуты. Третьи шли понаблюдать за действиями игроков «Металлурга» на поле, поскольку до начала встречи по городу упорно ходили слухи по поводу возможной забас ­ товки липецких ф ^болистов из-за невыплаченных им долгов. Но ни прогнозы, ни слухи на игре не отрази ­ лись. Играли лидер и аутсайдер. И это было за ­ метно с самого начала. Наши футболисты рассыпались по полю в раз ­ ных направлениях, занялись своим делом технич ­ но и довольно-таки быстро. А гости, явно расте ­ рявшись, только успевали собраться в последнее мгновение, когда возникала непосредственная у г ­ роза их воротам. Но на 7-й минуте они не успели помешать про ­ бить Жидкову сильно, а главное — точно. Мяч, соприкоснувшись лишь со вздрогнувшей штангой, влетел почти в верхний угол. Ворота распечата ­ лись, и... понеслось. Пожалуй, отличиться мог каж­ дый игрок «Металлурга». Но больше всех повезло Ляхову, который, как и подобает бомбардиру, дважды оказался в нужном месте и в нужное вре ­ мя. 3:0 — итог первого тайма. Результат, пожалуй, устраивал обе команды, и во второй половине игроки были более раско ­ ванны и расслабленны. Все свелось к демонстра ­ ции индивидуального мастерства. Но и здесь лип ­ чане выглядели на голову выше. Правда, по точ ­ ности ударов они сравнялись с калужанами, кото ­ рые по нашим воротам не били. Мяч упорно не летел в сетку. Больше всех, пожалуй, не везло Сергею Полстянову, хотя, как всегда, он профес ­ сионально отработал до последней минуты, да и товарищи по команде старались помочь ему па ­ сами в завершающей стадии. И все-таки в конце матча Жидков порадовал зрителей, ожидавших очередного гола. К . ВЛАДИМИРОВ . Н А Ш Е ГО С УДАР С ТВО С ТРЕМИТ С Я ПОПОЛ НИ Т Ь КАЗ НУ З А С ЧЕТ ЭК С П ЛУАТАЦИИ ЗАКО Н ОПО С ЛУ Ш НЫ Х ГРАЖДА Н При этом позволяет своим чиновни кам делать день ги в теневой э ко н ом и ке К такому выводу пришли слушатели ра­ диостанции «Надежда» после очередной встречи с экс-кандидатом в Президенты России Мартином Шаккумом. Тот сообщил, что министр финансов Александр Лившиц направил срочное до ­ несение премьеру Виктору Черномырди­ ну о современном финансовом состоянии нашего Отечества. Согласно названному документу, в казну с 1 по 15 октября за счет сбора налоговых платежей поступи­ ло всего 1,7 триллиона рублей. От сборов таможенного комитета поступило 1,3 трил­ лиона рублей. Итого — 3 триллиона руб­ лей, или 16 процентов от планового пока­ зателя. За счет чего же финансировались те расходы, которые вела казна? На 6 трил­ лионов — за счет заимствований валюты на внешнем рынке, рублей — на внутрен­ нем рынке и за счет продажи госрезер- вов. Министр докладывает премьеру, что в октябре будут профинансированы расхо­ ды до 7-8 триллионов рублей, что обер­ нется, по расчетам Мартина Шаккума, не­ выплатой 85 процентов месячной заработ­ ной платы, денежного довольствия, сти ­ пендий и других видов платежей «бюджет­ никам». Меры, предлагаемые министром финансов для выхода из ситуации, не от­ личаются новизной — опять продажа ва­ лютных резервов, драгоценных металлов, займы внешние и займы внутренние. При­ чем на внешние займы особых надежд нет, так как российская сторона не выполнила оговоренных условий Международного ва­ лютного фонда, и тот не направил ей оче­ редного транша. Признание Александра Лившица пре­ мьеру республики, по мнению Мартина Шаккума, убедительно раскрывает всю глубину системного кризиса в России, где сложилась порочная долговая экономика и поступления в казну от налогов уже не играют заметной роли в финансировании государственных расходов. ■ Поскольку о деньгах известно: берешь ■ чужие и на время, а отдаешь свои и насо­ всем, — то последствия долговой финан­ совой политики правительства нетрудно' предсказать. На внутреннем рынке госу­ дарственные заимствования, по оценке Шаккума, составляют уже около 400 трил­ лионов рублей, на внешнем — около мил­ лиарда долларов. К концу следующего года при сохранении сложившейся тенден­ ции долги российского государства до ­ стигнут астрономической цифры: свыше 750 триллионов рублей — по плану пра­ вительства, а в реальности — много боль­ ше. В числе причин опустения отечествен­ ной казны Мартин Шаккум называет ог ­ ромный рост теневого оборота финансов, объем которого, по его оценке, уже пре­ вышает объем легального оборота. Если в цивилизованных странах теневой обо­ рот — это торговля наркотиками, оружи­ ем и проституция, то у нас теневой обо­ рот — это как бы альтернативный сектор обычной экономики, который просто не платит налогов. Причем не платит очень часто с дозволения самого правительст­ ва, предоставляющего уполномоченным предприятиям, фирмам, компаниям раз­ личные налоговые льготы и послабления. Мартин Шаккум заметил, что Чрезвы­ чайная Комиссия по наведению налоговой дисциплины могла бы обратить внимание, например, на Газпром — вотчину госпо ­ дина Черномырдина или на что-нибудь вроде Лук-Ойла. Так ведь нет — активно занялась машиностроительными предпри­ ятиями, не способными конкурировать на мировом рынке. Доходы теневой экономики, минуя каз ­ ну, направляются на валютный рынок и оттуда в огромных количествах следуют за рубеж. Правительство смотрит на это сквозь пальцы. Зато с легального сектора экономики норовит содрать все до пос ­ ледней нитки. И если какие-то предприятия до сих пор еще могут платить налоги, то в основном за счет невыплаты денег трудящимся. На некоторых предприятиях в провинции зар­ плата не выдается уже по 5-6 месяцев, а кое-где — и по году. Изменить положение кабинет Черномырдина уже не может, так как связан определенными обязательства­ ми перед кредиторами, ограничен со бственными идеологическими установка ми, плюс к тому — коррумпирован до са ­ мых верхних своих эшелонов. Сегодня в стране, заметил Шаккум, власть делают деньги. И следовательно — деньгам власть служит. Народ тем време­ нем брошен на самовыживание. Каждый пятый трудоспособный гражданин в отсут ствие платежеспособного спроса на ква­ лифицированный труд занимается «чел­ ночным бизнесом». Но и туда государство уже протянуло свою алчную руку, введя со ­ ответствующие налоги. Положительным в данных обстоятельствах, по мнению Шак кума, может быть только одно — народ за ­ думается над тем, что происходит в стра­ не, сообразит, что от такого правительст ва ему нужно избавляться, консолидиру­ ется и начнет строить жизнь по-новому. Международный фонд «Реформа»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz