Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
996 юбиле й ны е ст р а н и ц ы т е а т р в ч е р а , с е г о д н я , з а в т р а «РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ...» С тациона р но го , п р о ф е с сионал ьно го теат ра со с т а бильной т р уппой в Л и п е ц ке до Великой Октябрьской д ей ствительно не было, ка к не существовало и по ста влен но го , о р гани зо ва нно го теа т р а л ь н о го д е л а . И в э то м смысле он тож е не был и с ключением среди множества п р о в и н ц и а л ь н ы х г о р о д о в . Решение о со зд ании в го р о - Тле профессионального теа т ра было приня то в де кабре 1920 года уездным Советом . У тверждено в апреле 1921 года отделом народно го о б ра зования . Но пе р е д э тим была еще одна любопытная с тр а ни ц а , т а кж е им еющ а я отнош ение к и стории го р о д с к о го театра, — это краткий период распространения так назы ваемы х к р а с н о а р м е й с ких театров . Со гласно пр и ка зу N° 644 от 12 августа 1918 года т е атры в армии стали вводить (или насаждать) в строевом порядке . В каждом полку д о лжны были быть свои театр , клуб, библиотека. И в Л и п е ц ке в 1919-м по реш ению п о литпросвета Л и пе ц ко го у е з д но го Совета в о зни к теа тр - клуб «Красноармеец», объ ед и нив им е вш и е ся к том у времени армейские кружки и театры . «Н оворожденному» не хватало де кораций , а точ нее, их почти и не было. О д нако же шли пьесы, чьи бы вы думали? — Толстого , О с т р о в с к о го , Го голя , Чехова. И грали «Плоды п р о с в ещ е ния», «Ревизора», «Горе от ума», «Мещан» и даже «Пре ступление и наказание». С самодеятельными ар тиста - м и - а р м е й ц а м и р а б о т а л а труппа под руководством Ра кова, выступавшая здесь еще в «курортную» зпоху. Билеты для солдат были бесплатны ми, их выдавал уездный во енкомат. А рабочим — Совет профсоюзов. Но 4 ию н я 1 9 1 9 г о д а (сколько же просуществовал театр «Красноармеец»?) зда ние курзала, занятое военко матом незаконно , передали в ведение отдела народно го обр а зования . Таким о б р а зом , театральное дело в Л и пецке перешло из рук воен ных в систему «наробраза». К у р а то р ам и е го были и н структора театральной с е к ции отдела. Их задачей и ста ло создание в Липец ке пе р вой единой государственной труппы. Тогда , в 1920-м, и было приня то об этом решение . Актеров искали в Липец ке , Тамбове, Ельце, Орле. С пек такли поначалу игрались не регулярно, к датам, о конча тельно репертуар сложился зимой 1920-1922 гг. И снова — шли О стровский , Чехов, Толстой («От ней все качест ва»), пьеса «Смерть Толсто го» неи зв ес тно го автора ... Скажите теперь, ка к тут не Сло во о т е атр е V Вл алитир Л А КШ И Н , а к а А с м и к , првА^ВАатепь Ч еховской комиссии А Н России (запись сА ол ан а н есколь ко л е г назаАг н езаАОЛго а о смерти талантливейшего писателя, крит ика , большого АРУ га театра им. Л . Толстого): — В н е к о т о р ы х р у с с к и х г о р р А ^ х и в X IX , и в X X в е к а х ч а щ е бывалр. т а к , : ч т р вся ку л ь т у р а п р р и з - р а с т а л а в р к р у г у н и в е р с и т е т а . В К а з а н и , с к а ж е м , к у л ь т у р н а я среА<> в е з н и к л а в р к р у г з н а м е н и т р г р К а з а н с к р г р у н и в е р с и т е т а . А в Л и п е ц к е т а к и м к у л ь т у р н ы м ц е н т р а м стал т е а т р . И »тр п ел учил ась б л а - гР А а р я т р м у , ЧТР н е с к р л ь к р л е т н а з а А сю А а п р и е х а л и е г р вр з гл авил В л а А и м и р М и х а й л а в и ч П а - х а м а в . Н е п р е е т е стал г л а в р е ж е м , а а б ъ е А и н и л в т е а т р е к а л л е к т и в е А И н е м ы ш л е н н и к е в , е б ъ е А и н и л И А е е й , и И А е е й весьма б л а г а р р А н е й и п л Р А в т в е р - н е й . Л |р б е й т е а т р — с л е ж н ы й а р г а н и з м , ж и з н ь е г е р а з н а е б р а з н а : н у ж н а ч а с т а вы п ус кать н авы е с п е к т а к л и , и , ч т а бы е н и нр авили сь п у б л и к е , ч т абы на н и х ХРАИЛИ , р е п е р т у а р А о л ж е н все время м е н я ть ся, абневляться . Н а т а л ь к е т а т т е а т р п а -н а с т о я щ е м у ж и в е т и А ы ш и т и с п о со б е н к ч е м у - т о з н а ч и т е л ь н о м у , у к о т о р о г о ес ть к р у п н а я х у А о ж е с т в е н н а я П а х ом о в п р и ш а л ' 'в .Л и п е ц к и й т е а т р и м е н й Ь с т а к о й И А е е й . О н .с к а за л .св о им ар т и с т ам ; мы а о л ж - ны о б р а т и ть с я к клвссик^е, к Ч е хо в у , мы а о л ж ' н ы п о пы т а ть с я п о н я т ь Ч е х о в а , ч е р е з н е го — р усс кую кл а с с и к у , А у ш у р усс ко го ч е л о в е к а , а ч е р е з н е е — весь м и р . М о ж е т бы ть , о н и н е т а к в т о ч н о с т и гово р и л , я н е з н а ю , н о м н е п р еА С т ав л я е тс я , ч т о зто бы л о И м е н н о т а к . П о том у ч т о а п я н е го Ч е хо в — к л ю ч к о всему ч е л о в е ч е с ко м у . И ко всей п р и р о А е т е а т р а л ь н о г о . И « з а р я ж е н н ы е » >той и А е е й , >той н е о б ы к н о в е н н о й лю бовью П ахом ова к Ч е х о в у , а р ти с ты ЗА есь — н е п р о с т о л и ц е А е и , н е п р о с т о ис п о л н и т е л и р о л е й , б о л е е и л и м е н е е у А ^ ч н ы х , к а к это о бы ч н о бы в а е т в т е а т р а х . О н и чувствую т , ч то А е л о , к о т о р ы м о н и з а н и м аю т с я , — ш и р е , г л у б ж е , с е р ь е з н е е , ч е м т о л ь к о А е л о п р оф е с с и о н а л ь н о е . О н и вм е сте с р е ж и с с е р о м вы п о л няю т н е к у ю м ис сию , м и с сию к у л ь т у р ы , искусств а . В о т это о ч е н ь р е А К о б ы в а е т , и это о с о б е н н о з ам е ч а т е л ь н о в слу ч а е с Л и п е ц к и м т е а т р о м . Поэтом у м о ж н о , к о н е ч н о , у к а з а т ь н а б о л ь ш и е у А ^ ч и этого т е а т р а , м о ж н о н а з в а т ь м е н е е у А в ч н ы е п о с т а н о в к и , н о ж и в е т т е а т р б л а г о А ^ р я своей с е р ь е з н о й и з н а ч и т е л ь н о й И А е е . П оэ том у в н ем есть в о зА У Х , есть ж и з н ь . Олег ТАБАКОВ : — Д л я м е н я т е а т р в Л и п е ц к е — это п р е ж А о всего ВолоАЯ П а х о м о в , к о т о р о г о а ^ в н о з н а ю . Д а в а й т е п о п р о б у е м в з гл ян у ть н а н е го н е с т о ч к и з р е н и я , т а к . с к а з а т ь , ж и з н е о п и с а т е л ь н о й , а с т о ч к и з р е н и я н о р м а л ь н о го ч е л о в е к а со своими м е ч т а н и я м и , со своими а м б и ц и я м и — к а к у м е н я , С аш и К а л я ги н а , М а р к а З а х а р о в а , А Р У И Х т е а т р а л ь н ы х л ю а о й , н а - Х О А Я Щ И Х С Я в с т о л и ц е н а в и а у > На ч то А о л ж е н р е ш и т ь с я ч е л о в е к , б е с с п о р н о о А ^ р е н н ы й , си льны й , ч т о бы л и ш и т ь себя уч ас ти я в в и т р и н е , в том , ч т о н а с о в р е м е н н о м м о л о а с ж н о м я з ы к е н а зы в а е т с я т у с о в к о й , во всей этой н а ш е й с у е т е , и остаться в п р о в и н ц и и ? Е щ е р а н ь ш е м о ж н о бы ло это п о н я т ь — р е ш и в ш и с ь , м о ж н о бы ло ч т о - т о « в ы ш е л у ш и т ь » и з этой с и т у а ц и и , стать п о ч е т н ы м г р а ж А ^ н и н о м г о р о д а , д о б и т ь с я к а к и х - т о р е г а л и й . . . Но В о л о д я , п о -м о е м у , п о ш е л н а все это п о лю б в и . П р и е г о ф и г у р е , к р я ж и с т о й , о с н о в а те л ь н о й , о н вот т а к ж е ос н о в а т е л е н к а к т е а т р а л ь н ы й д е я т е л ь . О н о т н о с и т ся к то м у р е д к о м у т и п у , к о т о р ы й я н а зы в аю соби рателями. Это р е д к о в с т р е ч аю щ и й с я т и н т е а т р а л ь н о г о ч е л о в е к а , к о т о р ы й н е г р е б е т п о д себя , к о т о р ы й с н а с т о й ч и в о с т ью и со с т р а н ны м з а б в е н и е м с о б с т в е н н ы х с и ю м и н у т н ы х с л а б о с т е й к л а д е т и к л а д е т к и р п и ч и к и д р у ж к а з а д р у ж к о й . И ч т о - т о п о с л е н е г о о б я з а т е л ь н о о стается . Галина Щ ЕБОЛЕВА , А и р е кт о р московского Л о м а -м у з е я А .П . Чехова : — Д л я м е н я в Л и п е ц к о м т е а т р е о ч е н ь в а ж н о т о , ч т о о н л и т е р а т у р е н , и н т е л л и г е н т е н . Я о т н ош у с ь к н е м у н е п р о с т о к а к к т е а т р у , то есть к а к т е р а м и р е ж и с с е р у , а к а к к у н и к а л ь н о м у с о д р у ж е с т в у л ю д е й , к лю б и м о м у ч е л о в е к у — н ас то л ь ко в этом т е а т р е м н е в и д и т с я ч т о - т о ц е л ь н о е , е д и н о е , н е р а с т о р ж и м о е , н е р а с п а д а ю щ е е с я н а о т д е л ь н ы е ча с т и . Я о ч е н ь вы со ко ц е н ю д р у ж б у Л и п е ц к о г о т е а т р а с н а ш и м м у з е е м . См о тр ел а п о ч т и все е г о с п е к т а к л и . М ы з н а к о м ы е щ е с п е р в о го п р и е з д а т е а т р а в М е л и х о в о , к о г д а бы л ж и в Ю р и й К о н с т а н т и н о в и ч А в д е е в . С т е х п о р я п о с то я н н о бы ваю в Л и п е ц к е н а Т е а т р а л ь н ы х в с т р е ч а х , и н а ш м у з е й т о ж е у ж е д в а г о д а п о д р я д п р и н и м а е т т е а т р , у нас и г р аю т с я е г о с п е к т а к л и . И я м о гу т е п е р ь е щ е и « и з н у т р и » почув ство в ать у д и в и т е л ь н у ю а тм о сф е р у в этом к о л л е к т и в е , д р у ж е с к у ю , с е р ь е з н у ю . А к а к а я ч е т к а я о р г а н и з а ц и я , д и с ц и п л и н а , и н т е л л и г е н т н ос ть ! п о д и в и т ь с я со в п а д е н и ям ? Это все и сегодня — лю б и мые авторы Липец ко го теат ра, а имя Л.Н. Толсто го он носит с 1981 года. В марте 1921 -го актерам стали выдавать пайки — вре мя-то голодное! Тогда же все «культурные силы» го р од а были взяты на учет, а с 20 июля все к у л ь т р а б о т н и к и Липец ка объявлялись м о би лизованными и при кре пл я лись к I Советскому драмте - атру, который разместился опять-таки в здании курзала, на этот раз законно: был под писан д о гов ор об аренде. И вот 5 июня 1 9 2 1 го д а П е р вый С о в е т с к и й д р а м а т и ч е с к и й т е а т р в Л и п е ц к е был о ткры т с п е к т а к л ем по п ь е с е Л е о н и д а А н д р е е в а С егодня в еч ер ом отмечается 75 -летие н а ш его театра. Когда-то просто областного, о д ного и з многих в Р о с си и , ныне — а к а д е м и ч е с кого , с достоинством носящ его им я Л ь в а Тол стого и ун асл едо в авш его традиции н а п р яж е н ного нравственного п аф о с а , вы со кой ответ ственности писателя п е р е д лю д ьм и , п е р е д н а р о д ом , п е р е д ж и зн ью . К ю бил ею театра вышла в свет инт ересней ш ая книга о н ем . Автор — известный м о с к о в с ки й театровед М а р и н а М у р зи н а . Ей удало сь найти примечательные материалы, многое ув и деть в новом р а к у р с е . П о здравляя мастеров л и п ец ко й сцены и и х по клонни ков в зритель н ом з а л е с зам ечат ельной датой, р е д а к ц и я «ЛГ» р еш и л а познакомить читателей с ф раг ментами этой работы. лишь в ноябре 1928 -го во зобновилась в Липецке куль турная работа. Город вклю чили в состав Елецкого о к руга, театр — в трест зрелищ ных предприятий (ТЗП). О к р у га п р о с ущ е с т в о в а л и до 1931 года. Затем театр в о шел в ТЗП Центрально -Чер ноземной области. 5 июня 1941 года Л и п е ц кий театр отметил свое 20- летие, 21 июня состоялась пр ем ье ра аф и но ге н о в с кой «Машеньки»... «СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ...» Годы В ел и ко й О те ч е с твенной войны — важнейший этап в исто рии Л и п е ц ко го «Савва» (прямо скажем , не с а м о й р е в о л ю ц и о н н о й пьесой не сам о го пролетар с ко го автора: то гда еще д о пустимо было такое вот «во л ьнодум ство» !) . А пьеса — мощная, страшная, б о гобор ческая, со страстями недю ж и н ны м и , н а турам и н е з а урядными . Что, если бы и ее поставить теперь на сцене Л и пе ц ко го театра, в память о том , с че го он начинался? Но вернемся от мечтаний к истории ; Организация те атра была, п о р у ч е н а Е .Н . Л ав р о в у , он стал и е го пер вым режиссером , ру ководи телем и, бесспорно , заслу ж и в а е т более п о д р о б н о го расс ка за (нас кол ько это воз можно по имеющимся с куд ным фактам его биографии). Это, безусловно, была лич ность примечательная. Учил ся Лавров в Москве, на фи л о л о ги ч е с к о м ф а кул ь те те Университета и в Музы каль но -драматическом училище при Ф и ла рм о нич ес ком о б ществе (затем — ГИТИС име ни Л у н а ч а р с к о го , ны не — РАТИ, Российская академия театрального искусства). Не удерж усь .от замечания: ГИ ТИС заканчивал и В.М . Па хомов. Это, опять же, к во просу о совпадениях... Лавров , между прочим , был толстовцем! Он увлекал ся нравственным , просвети тельским учением Толстого и старался ему сл едо ва ть в жизни. Был призван в армию, в Царицынский студенческий ба тал ьо н . В гр а ж д а н с к ую служил в Елецком батальоне, где играл в красноармейском театре. Театром этим р у ко водил А.А. Поварени — п о з же он дол гие годы был д и ре ктором Липец ко го театра. После одно го из набе гов ка зачье го генерала К. М амон това армия ушла из города. Л а вров о казался в гор од е Новосиль в Тульской губ ер нии, где ор ганизовал театр. Был инструктором театраль ного дела при военкомате и отделе народного образова ния в городе Кирсанове Там бовской губернии . Словом, как говорится, имел опыт о р ганизационной и творческой работы. И, когда попал в Л и пецк, после Кирсанова, с р а зу же был назначен «глав ным» в ор ганизации театра. Был даже ком андирован в М оскву для набора актеров в труппу. Наконец труппа была с о брана, были созданы даже — специально для театра! — хор и оркестр . Постепенно скла дывался репертуар — «Сав ва», «Бесприданница» О с тровского , «Ревизор» Гоголя, комедия Яковлева «Оболту сы и ветрогоны» XVIII века. 1921-й год — первые гастро ли в Грязях. Там давали бе нефис Лаврова , и ему пр е поднесли... 10 фунтов селед ки и две буханки белого хле ба... Но недолго Липец кий т е атр был государственным . В эпоху нэпа государ ство не мо гло содержать культпрос - ветор ганизации (кстати , не что подобное пережил и п е реживает наш театр се го д ня). Лавров вернулся в К и р с ано в . А Л и п е ц ки й теа тр? Уже в августе 1921 -го года уездный политпросвет решил передать е го в самоуправле ние коллективу артистов. Жа лованье было ни зким , па й к о в , е с т е с т в е н н о , уж е не было, и труппа вс ко ре р а з валилась. 15 сентября 1921 года теа тр был полностью переведен «на самообслужи вание» (сн о в а — п р о ц е с с , сходный с се годняш ним !) , а в д е кабре упразднены хор и ор ке стр в нем. Но театр еще просуществовал почти семь лет силами небольш ого кол лектива актеров . Ставились кассовые пьесы — ради вы живания и «коммерции» (у з наете нынеш ний день? ) . И ^Ф ото " из :а р х и ва Летчик, наш земляк Михаил В о - Аопьянов в гостях у коллектива Л и пецкого гортеатра. Июнь 1937 г о а ^ - Фото на память. Никто из н и х — ни гость, ни хозяева — ещ е н е знали, что ЖАот впервАИ и бесстрашного летчика, и актеров, и гороАг и всю страну... ВлаАимир Пахомов (на снимке слева) ВВАВТ репетиции «Вишнево го саАа». Зтот спектакль занял а о - стойное место в знаменитой «Ч е х о - виане» липчан. Кажется, з а о с ь Че хова много лет знают, ка к самые за взятые чеховвАы, любят и прекрас но ставят. Но кажАы й новый спек такль по его пьесам или прозе со п ряж ен с трепетным поиском, с н е - обхоАНМостью найти точное р еш е н и е , ко гА а п р е к л о н е н и е п е р е А Араматургом и смелость режиссер ского замысла не протйворечатА Р У Аругу , а органично взаимообуслов лены . Фо то из ар х и ва Сло во о т е атр е Алевтина КУЗИЧЕВА , к а н А Н А ^ г ф илологических н а у к : — Д п я всей России т и х и й с кр о м ны й Л и п е ц к д о л г и е в е ка бы л го р о д о м , з н а м е н и ты м своими ц е л и т ел ь ны м и и с т о ч н и к ам и и в кусны м и я б л о к ам и . В X X в е к е б е л о с н е ж н ы е я бл о н евы е с а ды и п р о з р а ч н ы е л и п е ц к и е воды з асо хл и о т ды м о в о гр ом н о го к о м б и н а т а ч е р н о й м е т а л л у р ги и , н о г о р о д го р д и л с я новыми м асш та б ам и и славой п р о м ы ш л е н н о г о ц е н т р а . В X X I в е к г о р о д Л и п е ц к у х о д и т , н а м ой в з гл я д , с лю бовью к своему у н и к а л ь н о м у т е а т р у , с о з д а н н ом у В л а д и м и р о м М и х а й л о в и ч е м П ахом о вы м и е го е д и н о м ы ш л е н н и к а м и . Т е а т р в о з р о д и л в своих п о с т а н о в к а х п о пьесам Ч е хо в а , Т ол сто го , О с тро в с ко го п о э з ию р усской п р и р о д ы и и с т о ч н и к и р усской д у ш и . Зиновий ПАП ЕРНЫ Й , Аоктор ф илологических н а у к : — У м еня в о з н и к а е т о собо е чувство , к о г д а я о б щ аю с ь с этим к о л л е к ти в о м . «С ло вно в о ш е л в р о д н у ю с ем ью » — з а т е р т ы е слова, н о , если и х о чи с т и т ь о т п о в с е д н е в н о й ш е л у х и , я бы и м е н н о и х у п о т р е б и л . Бы в а е т , н е з н а е ш ь д а ж е и м е н и - о т честв а а к т е р а ил и а к т р и сы , а чувство т а к о е , ч то з н а е ш ь это го ч е л о в е к а д а в н ы м -д а в н о , и о н или о н а т е б е р о д н ы е , б л и з к и е . Т а к о е чувство в о з н и к а е т , и к о г д а см о тр иш ь с п е к т а к л и , н а п р и м е р , и з п о с л е д н и х , н е д а в н и х — « В а к т е р с к о й к о м п а н и и » . П ах ом о в — в е л и к и й м ас тер е с т е с т в е н н о с т и , к а з а лось бы , д л я этого н е н а д о бы ть м а с т е р о м , н о он у х и т р я е т с я им бы ть . театра. Это было страшное , немыслимо трудное, но свя тое время. Все е го тяготы принял и пережил Липец кий театр. С началом войны зал е го пустовал недолго. Музы то гда и впрямь не молчали! Театр Липецка сразу же стал прифронтовым и начал выез жать со спектаклями и ко н цер там и на В о р о н еж с ки й , Брянский, Центральный, Ста лин градский фронты. А ведь в труппе осталось всего 18 актеров! В .театре работали Д . Корсаков , Н. Иванова, М. Селянин, Н. Брусенцова... 85 е го с о т р у д н и к о в уш ли на фронт. М но гие не в е р н у лись... Но театр жил! В первый же военный сезон он сыграл 47 спектаклей и концертов (половину — бесплатно). В 1942 — 134 спектакля и 859 ко н ц е р то в в д ей с тв ующ ей армии ! Но и когда театр и г рал «дома», залы были пол ны на всех спектаклях. Зимой в театре топили печи, за д р о вами ездили в лес с завхо зом на старенькой лошади Т узи ке . Вес кой , р.азбивадп^^- грядки в парке, землю Наха- " ли на том же Тузике, на 'нем ' и со спектаклями выезжали,'."'' Л и п е ц ки й теа тр с т о й ко п е р еж и л в о е н н о е ж и т ь е - бытье, при этом находясь в непосредственной близости от фронта. Лю ди уставали безмерно, но театр жил, вы жил, и зрители любили его по -прежнему , а нуждались в нем, пожалуй, как нико гда . «ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПАХОМОВА...» П о сл е в о е н ны е го ды , а также 60 -е и 70 -е , до п р ие з да в Липец к Владимира М и хайловича Пахомова, прошли в театре без особо ярких с о бытий и радикальных пе ре мен. Работа продолжалась в духе времени. Эпоха всеоб щей станда р ти зации и тут сказала свое слово. Жить не выделяясь было привычнее и спокойнее. Все это не о зна чает, что театр был небла го п о л учны м , в о в с е н е т . Он имел свою историю , опыт, достижения, в нем трудились хорошие артисты. Он просто был « с р е д н е с т а т и с т и ч е с ким». Ко гда в 1977 год у в л и пецкий театр был назначен «главным» Владимир М ихай лович Пахомов, в первый же вечер был отменен спектакль — из -за отсутствия зрителей. Ситуация не самая обнаде ж ив ающ а я и о кры л яющ а я для нового главрежа... Про блема зрителей — едва ли не самая болезненная для м но гих театров, особенно в пр о винции. Липецк в этом смы с ле исключением , ка к видим, не был. Это уже спустя несколько лет стали восторженно гов о рить и писать о «липецком феномене», опыте, «экспери менте». Театр стали при гла шать в М оскву , по сто янно упоминать в статьях и отче тах в качестве положительно го примера . В Липец к потя нулись столичные кри ти ки , журналисты , социоло ги , пе да го ги , ученые. Наконец, те атр удостоили Государствен ной премии РСФСР, о нем стала п и са ть цен тральная пресса. Воспитание зрителя, пропаганда классики , ин те реснейшие чеховские поста новки, поездки в Мелихово, Ясную Поляну, Ялту—-все это будет позже. А тогда , в конце 70 -х , Па хомову было очень трудно . В се гда непр осто начинать, тем более такое дело, как с о здание чего-то нового на ста ром месте . Тем более, если это новое — воплощение до - л го в р е м е н н о й и с л о ж н о й программы по строи тел ьст ву взаимоотнош ений театра и города, театра и зрителя — программы , не рассчитанной на сиюминутный результат, а тем более на скоры й успех. И именно сегодня , когда Л и пец кий театр стал известен и прославлен ка к раз бла го даря этому начинанию и этой п р о гр а м м е , ещ е бол ьш е е уважение и изумление вызы вает то гдаш ний по д виж н и че с кий каждодневный труд Пахомова и все го колле кти ва. Труд, требовавший порой не только таланта, но и д у шевных сил, терпения, энер гии, мужества, нервов. И еще — любви и веры. И этот труд, подчас невидимый, и вся эта работа не ради сенсаций и ш ум и хи , не ради отче тов , есть оборотная сторона того, что мы порой с дежурным па фосом именуем «подвижни чеством», есть непременное условие э то го подвижничес тва. Т еатр взвалил на себя мно го работы . Взял шефст во над ш колами и детдома ми (а это значит — ор га н и зация постоянно го посещ е ния спектаклей , встреч а кте ров с юными зрителями и «на местах», и в театре, с о зд а ние и поддерж ка школьных д р ам кр уж ко в и пр .) . Театр подружился с политехничес ким и педа го гическим вуза ми, с училищами, и там тоже п р о в о д ил и с ь в с тр е чи , где актеры рассказывали о теат ре, играли сцены из спе ктак лей. Энтузиазм заразителен, а и с ку с с т в о по сам ой своей № 208 (1272 ) природе призвано сближать, объединять, зажигать людей. Постепенно в городе у теа т ра появлялось все больше друзей , единомышленников . Не очень -то ладное выраже ние — «очаг культуры», одна ко театр «медленно, но вер но» с т а н о в и л с я в г о р о д е именно таким «очагом», если подразумевать под этим сло вом, скажем, огонь. Огонь та ланта, увлеченности , любви. Се годня у Л и п е ц ко го т е атра в городе мно го друзей . Он стал своеобразным клу бом местной интеллигенции. Здесь хорош о понимают, что такое «роскошь человеческо го общения», внимание к че ловеку. Липецкий театр ведет работу не только по п р ио б щению людей к искусству. Он приобщает людей дру г к д ру гу. И проводимые им вот уже н е с к о л ь к о л е т еж е го д н ы е « Л и п е ц к и е т е а т р а л ь н ы е встречи» во мно гом ценны именно этим . Мы, москвичи , которые в своем родном го роде , бывает , не видим ся месяцами , приезжаем в Л и пецк еще и ради это го общ е ния. Тем более, ради общ е ния, «сфокусированного» на одной общей цели, будь то «Чехов и Чайковский» , «Рус ская а н тр е п ри за XIX века» или «Чехов и Толстой» (в з а в и с и м о с т и о т з а я в л е н н о й темы «Встреч»). Так Л и п е ц кий театр постепенно стал культурным центром не толь ко в городе , но и в России . Знаю т е го теперь и в теат ральных, научных кругах за рубежом . Сло во о т е атр е А л ексанАР СВОБОДИН , театральный критик: — Л и п е ц к и й т е а т р — о д и н и з н е м н о г и х в Рос си и , к о т о р ы е п о н ял и : д л я т о г о , ч т о бы с о х р а н и т ь т е а т р , н у ж н о п р е в р а т и т ь е го в о б щ е к у л ь т у р н ы й ц е н т р . Это п о н ял в О р л е Б орис Г о л у б и ц к и й , в Ч е л я б и н с к е — Наум О рл ов . Это п о н я л р а н ь ш е м н о ги х и В л а д и м и р М и х а й л о в и ч П а х о м о в . Ему у д а л о с ь в н е д р и т ь т е а т р в ж и з н ь г о р о д а и суметь у б е д и т ь м е с тн ую а д м и н и с т р а ц и ю в то м , ч т о т е а т р — это п р е д м е т г о р д о с т и г о р о д а , и н с т р у м е н т с т а б и л и з а ц и и , о ч а г к у л ь т у р ы . П р и этом в Л и п е ц к о м т е а т р е весьма д о с т о й н ы й ур о в ен ь искусства , им п р о водя тся и н т е р е с н е й ш и е м е р о п р и я т и я : е ж е г о д н ы е п о е з д к и в М е л и х о в о , « Л и п е ц к и е т е а т р а л ь н ы е в с т р е ч и » . . . , ,„1 .. И з п о с л е д н и х с п е к т а к л е й Л и п е ц к о г о т е а т р а я в и д е л «В а с и л и я Т е р к и н а » н а ф естивал е в В о л о гд е и д о л ж е н с к а з а т ь , ч т о это з н а ч и т е л ь н о е , и н т е р е с н о е , р е д к о е п р о и з в е д е н и е . М н о г и е с п е к т а к л и на ф естивале бы ли чисто формально п р и в я з а ны к д а т е — 5 0 - л е т и ю П о б е д ы , в этом ж е с п е к т а к л е есть о р и ги н а л ь ны й п о д х о д к м а т е р и а л у , з а м е ч а т е л ь н ы й ансамбль и з семи а к т е р о в , д а ю щ и х в и т о г е е д и ны й о б р а з Т е р к и н а , есть т о ч н о е оф о рм л е н и е Оль ги 1Г^мрАовской ( д о ч е р и п о э та ) , и В л а д и м и р а М а к у - ш ё н к о , п о д ч е р к н у в ш е е ' к у А к т у р у 'й "Э М о ц и о н а л ь - н'у'ю ' с и л у ' с п е к т а к л я . 2 , Борис Л Ь В бВ -А Н О ХМ Н , ' 'главный режиссер Нового Ароматического театра: — С т ар а н и ям и м н о г и х м о сковски й т е а т р а л ь н ы х к р и т и к о в , в с т р е ч а ю щ и х н а « л и п е ц к и х в о д а х » р е д к о с т н о е го с те п р и им с т в о . Л и п е ц к и й т е а т р стал в о и с тин у и з а с л у ж е н н о з н а м е н и ты м . И , р а з у м е е т ся, д е л о н е в р а д у ш н о м п р и е м е л и п ч а н а м и гос т е й . Д е л о в том , ч т о т е а т р во главе с В .М . П а х о м о вым в е д е т в г о р о д е м н о г о л е т н ю ю с е р ь е з н е й ш у ю к у л ь т у р н ую р а б о т у , п ол ь зу е тся и с к р е н н и м у в а ж е н и ем з р и т е л е й . И с п е к т а к л и е го п р и в л е к а ю т п р е ж д е всего с е р ь е з н о с т ью х у д о ж е с т в е н н ы х н а м е р е н и й . Татьяна Ш А Х -А З И З О В А , канАЧЛ ат искусствоввАония: — З д е с ь лю б я т ус л о ж н я т ь себ е ж и з н ь . С ущ е с т в у е т с т а н д а р т н а я м о д е л ь т е а т р а в н е т е а т р а л ь н о м п р о в и н ц и а л ь н о м г о р о д е с у с т а н о в к о й на бы с тры й у с п е х лю б о й ц е н о й , н а о т з в у к сто л и ч н о й м о д ы , на р а з н ы е п р и м а н к и д л я п у б л и к и . Это го з д е с ь н е х о т я т ; д р у г о й ж е п у ть б е с к о н е ч е н и т р у д е н . Д р у г о й — п уть в ер н о с ти се б е и с ц е н е . Д л я н е го н у ж н ы с о ю з н и к и в н у т р и и вовне . Н у ж е н т е а т р - д о м , т е а т р -с е м ь я , г д е все вм есте , г д е есть у к р ы т и е в н е п о г о д у . Н у ж е н т а к ж е п о н и м а ю щ и й з р и тел ь и п р о ч н а я к у л ь т у р н а я с р е д а в г о р о д е . Д л я всего этого н у ж н о с о ч и н и ть т е а т р , и н е р а з н а в с е гд а — в н а ш е й п е р е м е н ч и в о й ж и з н и это о п а с н о . Сочинять п р и д е т с я п о с то я н н о , и з г о д а в г о д , п р и д ум ы в а я н овы е ц е л и , у г а д ы в а я и х в в о з д у х е в р е м е н и , вслушиваясь в себя . Н е о стан авливаясь . Развиваясь . М еняя сь . В е ч н о е д в и ж е н и е . Т а к з д е с ь и с д е л а л и . И н а ч а л и — с д е т с т в а . В к о н ц е 7 0 - х Л и п е ц к и й т е а т р п р и е х а л в М о с к ву н а га с тр о л и с д е т с к и м р е п е р т у а р о м , в к а ч е с т в е ТЮ З а , х о т я т а ко вы м н е бы л , н о д о б р о в о л ь н о взял этот г р у з н а себя . С к е п т и к и и с к ал и т а й н у п о д о п л е к и , ко ры с ть — и л и , н а п р о т и в , н е р а с ч е т л и в у ю н аи в н о с ть . И х н е бы ло . Была о с о з н а н н а я н е о б х о д и м о с т ь , к о т о р у ю п р и н я л и п о л н о и ч е с т н о , к а к д е л а л и т о г д а все. Н е о б х о д и м о с т ь э та — д е т и , б у д у щ и е з р и т е л и « в з р о с л ы х » с п е к т а к л е й , и , к а к выяснилось , ж е л а н н ы е с о б е с е д н и к и . О к а з а л о с ь , ч т о тю з о в с к о е д е л о л и п ч а н а м с р о д н и . Р а з го в о р с д е т ь м и п о л у чался , а та ч и с то т а т о н а , к о т о р а я п р и этом н е о б х о д и м а , осталась с т е а т р о м в п р е д ь . (И л и бы л а у н е го и з н а ч а л ь н о . . . ) В с к о р е п о й д е т и ч е х о в с к и й ц и к л — в е р о я т н о , б е с с р о ч ны й (во всяком сл у ч а е , п о к а т е а т р о м р у к о - в о д и У В л а д и м и р П ахом о в ) . Н а ч и н а е т с я о н т о ж е к а к бы с р а с ч е т а — с п р о б ы , с у ч е н и ч е с к о г о п о своим ц е л я м с п е к т а к л я , « Ч а й к и » н а ч а л а 8 0 - х . С п е к т а к ля , с к р о м н о го п о с р ед с т в ам и т р е п е т н о г о д у ш е в н о , — о л и ч н о м , о с е б е , о т с е б я . .. И вновь п о л у ч и л ся к о н т а к т , п р о и з о ш л а В с тр е ч а . П о л т о р а д е с я т к а л е т д л и т с я э то т ч е х о в с к и й ц и к л , о с о б е н н ы й , н е с л у ч а й ны й . Ч е х о в з д е с ь — н е п о с т а в щ и к пьес , а в е ч ны й , н е о б х о д и м ы й сп у т н и к , к о т о р ы й д а е т все: и р о л и , и « н о в ы е ф о р м ы » , и в з гл я д н а м и р , и о т н о ш е н и я с м и р о м , и с е м е й н ую с п а й к у . И н т е р е с ы с ц е н ы с о е д и н я ю т с я с п о т р е б н о с т ью д у ш и , и д е л а е т свои з а |э у б к и вр ем я . П ах ом о в с о ч и н я е т т е а т р с л о ж н ы й , и з р а з н о г о с о с т о ящ и й , н о п р о н и з а н н ы й ч е м - т о гл авны м . Это д о л г о о п р е д е л я л о с ь Ч е х о в ы м : а з а в т р а — к а к з н а т ь , ч т о п о д с к а ж е т в р ем я , к а к н а н е г о о т з о в у т ся? Но о тзов у тс я , н а в е р н о е . Т е а т р — ж и в о й ; П а х о мов — н е и с то вы й с о ч и н и т е л ь .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz