Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
е с т ь л и п о во д для сп о ро? все они — ноши деды и прадеды . О б зор писем 996 НЕ Б у д е м ССОРИТЬ ПЕТРА И КАРЛА П ам я тн и к Петру I , устанавливаемый возле нового кинотеатра «Октябрь», уже привлек к себе внимание липчан. Причина не только в бойкос ти места и внушительности монумента. В отли чие от многих скульптурных сооружений, воз двигнутых в последнее время, история этого па м ятни ка началась задолго до его открытия. Вот уж е несколько лет многочисленные любители краеведения возмущались исторической неспра ведливостью. И были правы. Нашему городу, с которым тесно связано имя великого преобразо вателя России, увековеченный в камне Петр I , действительно, нужен . А потому читатели «ЛГ» с 1994 -го года присылали в редакцию письма с предложениями установить его в начале Петров ского спуска или в районе пристани, вблизи Л и пецкого моря или в Н иж нем парке ... Площадь Карла Маркса выбрали не случай но. В начале Х У Ш века в этих местах стояли петровские железоделательные заводы, заводская канцелярия с канцелярским двором, флагман ский двор с домом государя. Домик сгорел, и в 1896 -м году горожане построили на его месте часовню с надписью «В память основателя Л и пецка императора Петра I» . Через семьдесят три года решением исполкома горсовета депутатов площадь стала называться именем Карла М а р к са. О том, что послужило основанием для такого решения и насколько резонно было предпочесть память великого (не отрицаю!) немецкого учено го памяти труж ени ка , творца и созидателя дер жавы Российской, сегодня судить уж е ни к чему. Этот факт был знаком своей эпохи, и из истории его не вычеркнешь. Зато теперь памятник П ет ру I стоит на законном месте. А липчан по-насто ящему волнует уж е другой вопрос. «Я живу на правом берегу, каждый день езжу на работу на Н Л М К , — пишет нам Михаил Мо- чалин , — и регулярно слышу объявление води теля автобуса: остановка «Площадь Карла М а р к са». А в центре этой площади возвышается мо нумент П етру I . Смешно?! По-моему, (площадь тоже должна называться именем Петра, и не ина че» ... Его охотно поддерживает Николай Скорс- ки й , утверждающий , что «сам Петр Алексеевич жителей славной Германии уважал , приглашал на служение державе Российской. Не обидится он, конечно, и на соседство с Марксом — не в его характере мелочность. Но нам не безразлично по добное сочетание. М аркс хоть и житель Герма нии, но не Лефорт». А потому наш читатель пред лагает пространство вокруг памятника переиме новать в площадь Петра Великого. Этой точки зрения придерживаются многие липчане. И х письма, просьбы и телефонные звон ки нашли понимание в самых разных учрежде ниях и организациях. Т а к , за переименование площади выступили сотрудники постоянной ко миссии по социальным вопросам города Липец ка , правления Советского общества инвалидов, комиссии по художественному оформлению го рода, наименованию улиц и площадей, липец к и х организаций Союзов художников , архитек торов и писателей, областного краеведческого об щества и государственной дирекции по охране культурного наследия, областного центра дезин фекции и стерилизации, кинотеатра «Октябрь*... Вопрос уж е рассматривался и на сессии город ского Собрания представителей. Общественность они поддержали, но окончательного решения еще не приняли. Отложили до первого ноября. Нельзя сказать, что Маркса собираются за быть. Во многих заявлениях и письмах вторым пунктом стоит требование сохранить его имя в названии улицы. Для преданных сторонников и почитателей гения Карла М ар кса это должно было бы стать большим утешением. Ведь, соглас но справке Главного управления жилищ но -ком мунального хозяйства Л ипец ка , к площади, ко торую хотят переименовать, относятся только три здания, а к улице — целых восемь! Какое у ж здесь забвение! И все ж е до единогласия, увы, далеко. Дискуссия приняла ж ар ки й характер. «Липецкой городской администрацией в тай не от жителей города готовится постановление по переименованию площади К . Маркса в пло щадь Петра I , — уж е первые строки заявления секретаря Липецкого горкома К П Р Ф К . Кюнапа дышат возмущением. — Однако это решение ни чем нельзя оправдать». Чем ж е объясняет автор столь резкое свое не приятие? А тем, что при всех заслугах Петр I способствовал усилению гнета самодержавия, воз вышению класса помещиков и развивающегося купечества за счет эксплуатации крепостного крестьянства. «Видимо, это послужило главным мотивом к переименованию площади, — пишет К . Кюнап . — Возможно, поэтому городская «элита» своими дей ствиями хочет подыграть кремлевской братии и помочь вытравить из сознания людей прошлое Рос сии ...» По его мнению, заслуги К . Маркса , кото рые автор подробно перечисляет, забывать преступ но. «Даже, если вы уберете памятник К . Марксу , люди все равно будут верить, что социализм — это общество без присвоения чужого труда, где сущес твует самая гуманная форма распределения чисто го дохода, а коммунистическая идея со временем наберет силу», - утверждает он. Утверждает гра мотно, со знанием дела. Остается лишь спросить К . Кюнапа: где и ко г да он видел в нашем городе памятник Карлу Мар ксу? Н и журналисты редакции, ни сотрудники уп равления архитектуры , ни другие липчане до сих пор не подозревали об его существовании. А мо жет , мы его просто не заметили по своей общей невнимательности? Впрочем, право на существование имеют все, даже самые противоположные мнения. Наверное, есть своя правда и в письме читательницы С. Сал тыковой: «Автобус приблизился к Петровскому мосту. Перед взорами пассажиров мелькнул вели чественный памятник , и пожилая женщина уста ло пожаловалась: м уж у зарплату на заводе не вы платили, а памятники строят. У доброй половины пассажиров оказались те ж е проблемы. Мы нево льно задумались: а стоит ли именно сейчас, в та кой тяжелый для нас момент, воздвигать памят ни ки усопшим? Не лучше ли подумать о тех, кто пока еще жив?» Не беру на себя смелость отвечать за всех. Но думаю, что этот п амятник воздвигать стоило. Хотя бы потому, что Петр был не просто Самодержец, но и труженик , работник, проскакавший на своем коне половину России. М ожет , такого вот горяще го, неравнодушного и за все радеющего правителя и не хватает нам в этот самый тяжелый момент? И , может, когда-нибудь именно его образ мы вспом ним, делая свой очередной судьбоносный выбор? А впрочем, то уж е тема совсем другого разговора. Тема, ничуть не обижающая Маркса . Наталья АЛЕКСАНДРОВА. Г о нчарное р ем есл о в с ел е Д об р о е существует издавна. И з поколения в поколение передается оно и сегодня. И зд ели я добровских мастеров радуют глаз своим неповторимым почерком . На сним ке : представитель молодого поколения добровских гончаров Олег М ассеров старательно постигает секреты мастерства. Фото А . ЩУРОВА . Что за решением В Р Е Ш Е Т О В О - Д У Б Р А В Е Х О Р О Ш А Я П О Г О Д А , В Д Р Е З Г А Л О В Е О П Я Т Ь И Д У Т д о в е д и Считанные месяцы остаются до того дня, когда в Крас ном по традиции вновь собьется выездной областной ад министративный совет, ЧТ 0 Ш .1 подвести итоги года, спрог нозировать действия на будущее. И непременно речь зай дет о том, как выполнили краснинцы прошлый уговор о возрождении свиноводческих ферм. Предваряя это, наш собкор побывал в краснинских хозяйствах, встретился с руководителями, специалистами. Когда корабль попадает голов. Это является главным в шторм и начинает терять плавучесть, моряки сбрасы вают за борт весь лишний груз. Одно на уме: дотянуть бы до заветной гавани. По э той а н а л о г и и , дл я К П «Майское» лишним оказал ся св и но в о д ч е с ки й к о м плекс . И тут , чтобы удер жаться на плаву, за годы реформ пожертвовали целой отраслью , ставш ей вдруг балластом для подорванной эконом ики . Возглавивший год н а зад к о л л е к т и в н о е предприятие Н . Макаров и теперь с дрожью в голосе вспоминает тот день, когда впервые переступил порог свинокомплекса. Знал, в к а кой хомут голову сует, тем не менее от увиденного пе рехватило дыхание. В бес численных металлических клетях едва передвигалось несколько десятков голод ных поросят, одним своим видом требовавших правед ного суда над хозяевами. Это все, что осталось от некогда многотысячного свиного по головья. — Тогда-то, — признал ся Макаров, — и появилась навязчивая мысль: надо все начинать сначала. Год — не тот срок, за ко торый можно возродить по рушенное . Если, конечно , ты не маг-волшебник. И все ж е я увидел уж е ухож ен ный скот, добрый порядок в ко р п у с а х , приветливые лица людей. А начали воз рождение, по словам М а к а рова, с создания маточного ядра, основы основ любой животноводческой отрасли. И з собственного стада для воспроизводства сгодилось всего-то два десятка свино маток . Остальных свезли на мясокомбинат и на выручен ные д е нь ги приобрели в племхозах полсотни свинок и десять хряков. — Трудно поверить, — заметил Николай Петрович, — но сейчас у нас здоровое маточное поголовье. Первый опорос уж е начался. Рассчи тываем получить до конца года не менее 500 поросят. И это, повторяем, толь ко начало. В будущем году за счет направленного вос питания молодняка маточ ное стадо возрастет до 200 условием того, чтобы выйти в перспективе на стабильное пятитысячное поголовье. — М еньш е нель зя , — считает Макаров. — Иначе ферма не будет прибыльной и потеряется весь смысл сде ланного. Но и больше нель зя. Просто не хватит кормов, прочих материальных ресур сов. Сто раз про счи тал и , пока не остановились на на званной цифре. Вообще-то проблему воз рождения отрасли в «Май ском» пытаются решить в комплексе. Т а к , пока сви номатки наращивали вес в наскоро сколоченном летнем лагере , сельские умельцы добротно отремонтировали маточны й , отъемочный и откормочный корпуса, обо рудовали водяное отопление. Практически создан конвей ер движения скота по возрас тным группам, сформирован ш тат уходчиков во главе с бригадиром В. Ж учковым , по отзыву директора, «трез вым и умным хозяином». И еще один важный мо мент. Не порадовала земле дельцев хлебная нива: 13- центнеровый урожай даже по местным меркам ж ал кий . Хватит ли на корм скоту? — Свиней-то мы накор мим, — не сомневается ди ректор. Да и почему бы не накор мить? Помимо зернофуража, в хозяйстве создан надеж ный запас кукурузного сило са с початками молочно-вос ковой спелости, картофеля, свеклы. Все корма поступа ют животным в обогащенном виде через кормокухню . Без условно, стартовые расходы выкачивают из бюджета хо зяйства немалые деньги. А если черед дойдет до газифи кации . За одну техдокумен тацию требуют 70 миллио нов! При всем при том М а каров верит, что свинофер ма станет подлинной копил кой , каковой и предписано быть ей самой природой от расли. Это ли не убедительный пример того, к а к надо ныне вести дело? Коль в Решето- во-Дубраве разведривается, то что ж е мешает доброй по годе в других хозяйствах? Увы , прост вопрос, .да сло- жен ответ. Воистину не пе рестает удивлять колхоз име ни Калинина. Тот самый, ко торый в не столь отдаленные времена слыл главным пос тавщиком свинины в Крас- нинском районе . К о гд а -то здесь было 12-тысячное по головье. Теперь вместо мно гочисленных уходчиков за скотом можно встретить на чальника комплекса (теперь заведующий фермой) да сто рожей, охраняющих пустые производственные корпуса с ржавеющей техначинкой. Н е л е г ким получился у меня разговор с председате лем колхоза А . Ноздреватых. И ведь хозяйственник опыт ный, и доводы казались ло гичными . Но не убеждали. — Все наши беды от без денежья, — пытался втолко вать мне Анатолий Степано вич. — Государству мы не нужны , а сами зарабатывать толком нр научились. Что верно, то верно — не научились . Х о тя пора бы. Который уже год живем в так называемых рыночных усло виях. А в итоге — пустые за крома, пустые животновод ческие корпуса и почти трех миллиардные долги. И это при том, что в колхозе самые большие в Краснинском рай оне земельные угодья и не такие у ж бедные прочие ре сурсы, к а к кажется предсе дателю. Об это его «неуме ние» разбиваются распрек расные планы , р адужны е надежды. Был ж е вариант выме нять в подсобном хозяйстве У М Г «Донское» на зерно 200 свинок. Но взяли на кр у г с гектара лишь по 10 центне ров. Точнее сказать, столько собрали и полстолько в поле оставили, потому что косили и молотили больше месяца. Зерна едва хватило на семе на, погашение долгов продко- операции да на 83 процента закрыть потребности в кон центратах. О каком ж е бар тере тут можно вести речь? По этой причине не сладил ся договор с одним из измал- ко в ски х хозяйств , предло живш ем , опять ж е в обмен на зерно, свинок случного возраста. А может, сильно и не ста рались? Чего доброго, помо розишь поросят в холодных корпусах , к а к уж е было, и наживешь новую головную боль. Неудивительно, что и выбракованных коров дрезга- ловские начальники решили обм еня ть в соседнем К П «Заря» на племтелок случно го возраста, задумав разгрес ти для начала завалы в мо лочном производстве. Два хозяйства — два ре зультата. В одном забрез ж и л рассвет, в другом — тишь и безысходность. И такие ко н тм сты , увы, не редки . В 1Ш «Заря», с ка жем , никогда не разводили свиней, хватало заботы г молочным стадом, выращи ванием племмолодняка. С легкой р у ки председателя Н . Приходько ныне обзаве лись свиноматками, приспо собив для них пустовавшее помещение. Для начала спе циализировались на получе нии летних опоросов. П о слушать Петра Николаеви ча , поросята, а и х счет с начала года перевалил за че тыре сотни , стали своего рода валютой в оплате тру да селян. И все в выгоде, все довольны. А вот в соседнем ТОО «Восток» третий год кряду лишь намечают пла ны. Много лет по-доброму ра ботает на нужды села сви ноферма ТОО «Рассвет», лю бимое детаще бывшего пред седателя Б . Кфова. Тем вре м енем в К П «С ветлы й п у т ь » , « К р а с н о е п ол е » , «Половневское» доедают мясо последних хрю ш е к . Что ж е до К П «Родина* и его председателя А . Дорохи на, то он стойко следует по говорке: «Не было у бабы за бот, да купила порося». И . . . не покупает. К акой ж е вывод из ска занного? Он прост. Сколько бы ни дебатировали, какие бы обещания ни давали , свиноводство и ныне остает ся в заложниках у хозяй ственников, больше упова ющих на «лучшие времена» и помощь государства, чем на собственные возможнос ти . Мало при этом помога ют и устраиваемые райадми- нистрацией еж еквар таль ные совещания, и организа ц и о н н о - т е х н и ч е с к а я п о мощь, прочая пропаганда и агитация по поводу того, что свойское сало все ж е кало- В ийнее заморских окороков. егодня ведь не прикажешь, к а к в старые времена, не стукнешь кулаком по столу, не пригрозишь лишением партбилета. К а к говорится, что разрешено, то не запре щено. А что в активе? Год еще не кончился, а в хозяйствах района недо считались очередных 550 хрюш. Другими словами, на полтора десятка хозяйств ос талось полторы тысячи сви ней. Такой вот итог. Евгений КАРПУХИН, соб. корр. «Липецкой газеты». Краснинский р-н. У автомобилистов ■—юбилей! ТРАНСПОРТ РАБОТАЕТ НА ЭКОНОМИКУ Без преувеличения мож но сказать, что автомобиль ный транспорт в области яв ляется самым доступным и дешевым. Именно он опре деляет функционирование всех отраслей хозяйства, а т а кж е уровень пассажирс к и х перевозок. Д аж е в ус ловиях развала экономики, ка тас тр оф и чес ко го спада объемов производства, кр и зиса неплатежей транспорт ные предприятия находят пути сохранения и укрепле ния своих коллективов, уве личивают объемы перево зок, осваивают рыночные от ношения. Автомобилисты совмест но со строителями участво вали в со о р уж е н и и всех к р у п н е йш и х промышлен ных комплексов , важны х сельскохозяйственных, ж и л и щ н о - к о м м у н а л ь н ы х , культурно-бытовых объек тов. Сегодня у нас функцио нирую т 42 транспортны х предприятия: из них 14 пас сажир ских , 7 смешанных, 21 тоузовых. В них работа ют более 8 тысяч человек. За 9 месяцев 1996 года перевезено 241 ,4 миллиона пассажиров. Автобусные пе ревозки осуществляются во всех районах на 404 мар шрутах , в том числе — 87 городских, 248 пригородных и 69 междугородных. В этом году открыто 3 новых м еж дугородных маршрута: Лебе дянь — Москва, Лев Толс той — Москва, Лев Толстой — Елец. Традиционно в летний период была организована перевозка пассажиров на 21 садоводческом м арш руте , где взималась минимальная плата за проезд. Ежедневно на маршру тах области работают до 730 автобусов. Они перевозят около 900 тысяч пассажиров в сутки . На городских мар шрутах выполняются 6050 , на пригородных и междуго родных — 2064 рейса в день. Автотранспорт, к а к и все отрасли экономики, пережи вает сложный переходный период. К сожалению, подо бные переломы всегда были болезненны и тяж елы . На сегодня многое изменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону. Увеличились произ водственные! з а тр а ты , что сильно обеднило !предпри ятия . Мы лишились центра л и зо в а н н о го у п р а в л е н и я транспортными предприяти ями и материально-техничес ким обеспечением. В связи с этим в области распались тер р и то р и ал ь ны е п р о и з в о д ственные объединения «Ли- пецкавтотранс» и «Липецк - стройтранс». В результате н е ко то ры е тр а н с п о р тны е предприятия, оставшись без поддержки и не найдя свое го места на рынке, не смог ли рентабельно работать . Только 6 из 42 в первом по лугодии 1996 года сработали прибыльно — это АО «Авто колонна 1498» (директор А . П а ш к о в ) , АО «Е л ец ав то - транс» {директор В .К а р т а ш о в ) , АО «А в т о к о л о н н а 1414» (директор В. Си тни ков), АО «Автопредприятие № 2» (дрщектор А . Х ал я - пин), М П Г1АТП-3 (директор В. Объедков) и АО «Автоко лонна 2068» (директор Н . К о лесников). В течение длительного времени автотранспортные предприятия работают в ус ловиях продолжающ е гося роста цен на топливо, элек троэнергию, эксплуатацион ные материалы. Недостаток со б ств ен ны х о б о р о тны х средств создает проблемы в обеспечении запасными час тями и топливом, не Позво ляет содержать имеющийся парк подвижного состава в технически исправном состо я ни и . М еж д у тем степень физического и морального износа транспортных средств довольно высока. Минималь ны инвестиционные возмож ности автопредприятий в раз в и т и и п р о и з в од с тв е н н о й базы и обновлении машинно го парка. В условиях резко го сокращения объемов про изводства, обострения про блемы неплатежей , повы шения т^ иф о в автотран спорт работает убыточно, неэффективно. Чтобы действовать более успеш но , тр а н с п о р тн и ки ставят перед собой следую щие задачи: сохранить ра ботоспособные трудовые коллективы, сберечь и рас ш ири ть сеть автобусных маршрутов, вести более чет кую техническую политику на предприятиях, добивать ся льготного налогообложе ния и кредитования тран спортных организаций, но, прежде всего, максимально ул учш и ть обслуживание пассажиров. Бесспорно, определяю щим фактором в нормали зации деятельности авто транспортных предприятий являются люди. Профессия автомобилис та особо почетна и уважае ма. Самых добрых слов до стойны руководители, су мевшие сориентироваться в ситуации, настроить кол лективы на эффективную работу в новых экономичес ки х условиях. Среди них ге неральные директора акци онерных обществ: «Автоко лонна 1414» — В. Ситни ков, «Добринское А ТП » — B . Ш и б а ев , «Е л ец а в то - транс» — В . К а р т аш о в , «Автопредприятие № 2» — А . Х аляпин , «Агротранс» Лев-Толстовского района — И . Кудрявцев, «Автоколон на 1498* — А . Пашков , М П П А Т П - 3 — В. Объедков, М П «Автоколонна 1415» — C. Просветов, «Автоколон на 2068» — Н . Колесников. Благодаря их умелому руководству, современному подход у к о р г а н и з а ц и и транспортного производст ва, транспортный комплекс области продолжает рабо тать достаточно устойчиво. Все это напрямую отража ется на экономической ста бильности всех отраслей хозяйства. Управление транспорта администрации области. Анонс А ВТОП Р О БЕГОМ ПО ТОСКЕ И УН ЫН ЬЮ Ро ссия от мечает столетие самого попу лярного и распространенного вида транспор та — автомобильного. Будут торжества, до клады и концерты, не обойдется без фурше та или шумного застолья. А вот липецкая ор ганизация Всероссийского общества автомо билистов совместно с транспортной инспек цией и ГАИ подошли к юбилею неординарно, творчески. Они решили отметить его ударным автопробегом. 26 октября по улицам города пройдет ав томобильный шоу-пробег. Около двух десят ков старинных автомобилей в 10 часов утра стартуют от резиденции общества на улице Папина. Возглавляет экзотический кортеж, конечно же, «Антилопа-гну» с полным соста вом своего прославленного экипажа: за ру лем Козлевич в кожаном картузе и бриджах, на сиденьях рыжий Шура Балаганов и мнимо слепой Паниковский, а парадом, то бишь про бегом, командует Остап Бендер. Эта группа на коротких остановках, в юмористической форме, представит историю отечественного автомобиля. За рулем других машин — их хозяева, умелыми руками которых в автомо билях поддерживается жизнь. Пробег готовится как веселое, остроум ное представление, полное шуток и смеха. Не пропустите этот праздник, который пройдет по центральным улицам, затем переместит ся на левый берег и через Октябрьский мост вновь вернется в центр. Александр ПРИДЬМА . В зеркале статистики БЕЗ А Л К О ГО Л ЬН АЯ З О Н А П Р ЕВ Р АТИ Л А СЬ В А Л К О ГО Л ЬН УЮ В данковском селе Ярос лавы зарегистрировано 20 эпилептиков , пор аж енны х гтраш ным недугом на поч ве хронического ал ко голиз ма. И не случайно: спиртно го, причем не только мес- гного производства, а и не- эедомо о ткуда завезенного л н и кем не проверенного на кач ество и безопасность , здесь, к а к говорится, море разливанное. В несколь ких дворах им тор гую т п р а к т и чески кр у гло суточ но . Н е смотря на то, что н и к а к и х разрешений у продавцов на та кой бизнес нет, соответ с тв ующ и е ор ганы на это см о т р я т с кв о зь п а л ь цы . Примечателен тот факт, что лет десять назад Ярославы считались безалкогольной зоной. Впрочем, т а к дело обсто ит не только в Ярославах. Согласно статистике , в Д а н ковском районе в прошлом году, например , были заре гистрированы десятки смер тей от отравлении ал ко го лем. Это один из самых вы со ких показателей в облас т и . Столь ж е высок он в Ч а п л ы г и н е , Г р я з я х , Д о - бринке , да и в целом по об ласти. Смертность населения от хронического алкоголизма в прошлом году по сравнению с 90 -м годом в области воз росла в 1 ,8 раза. Ув еличи лось и число заболеваний, в том числе и та к называемым алкогольным психозом . В прошлом году по сравнению с предыдущим количество т а к и х б ольны х возросло почти на треть. Часто «зе леный змий» толкает людей на самоубийство. За послед ние пять лет число липчан , покончивш их ж и зн ь самоу бийством, увеличилось в 1 ,4 раза. Согласно кр и те р и ям В с ем и р н о й о р г а н и з а ц и и здравоохранения , коэффи циент смертности от самоу бийств выше 20 промилле считается уж е большим . У нас ж е в области в про шлом году он составил ни - много нимало 2 8 ,7 про милле. Т а к что не только в да ле ких Ярославах у людей ныне «крыша едет» от «зе леного змия» . (Соб. ипф.) № 206 (1270 ) Долги наши Ц ЕН А П А М Я ТИ в канун 50 -л е тия Вели кой Победы вышли в свет первы е том а о б л а с тн о й «Книги Памяти», на страни цах которой — имена на ших земляков , чьи жизни унесла война. Но в XX веке россияне гибли не только на поле боя, во вражеском плену или в о к к у п а ц и и . Трагедия ГУЛАГа не п ощ а дила миллионы людей . И это грешно и подло п р е давать забвению . Поэтому параллельно с Книгой П а мяти ж ер тв войны была подготовлена «Книга Памя ти жертв р еп р е ссий Л и пецкого края». Но она та к и не появилась на свет. По чему? На этот вопрос от вечает председатель об ластного общества «Мемо риал», руководитель рабо чей группы по и зд а н ию этого свода Борис ПЕТЕ ЛИН . — Над «Книгой памяти жертв репрессий» работает большая группа. В нее вошли литераторы, историки , с о трудники ФСБ и УВД, госар- хива. Уже полностью готов, набран и даже выведен на пленку первый том, состав ленный по у головно -след ственным делам органов гос безопасности. Он содержит сведения о 15,5 тысячи чело век. Но — нет средств, чтобы завершить наш труд двух с половиной лет. А пленки, между тем, стареют, и есть реальная опасность, что ско ро они окажутся негодными для печати. — И сколько ж е надо дене г, чтобы книга вышла? — Страшно сказать: 88 миллионов... — Н у , по ны н еш н и м временам не такая уж о г ромная цифра . Впрочем , нетрудно представить, что у многих читателей ваша озабоченность вызовет не доумение , а то и раздра-^ ж е н и е . Т ут живы е лю ди ’ месяцами без пенсий си дят, скажут они , а вы на мертвых миллионы готовы потратить ... — Не на мертвых, а на па мять нашу. О какой духовнос ти, нравственном возрожде нии мы имеем право гово рить, если предаем забвению ушедших из жизни в страда ниях дедов и прадедов? Мо жет, потому-то и ныне живу-/ щим приходится так нелегко,' что мы слишком легко отка зываемся от памяти, не ис пытываем потребности от лезть долг тем, кто жил до нас. — Согласен . Но ведь в бю джете , в самом д ел е , сегодня острейшая нехват ка средств . Где их взять? — В России дела мило сердия и дела увековечения памяти осуществляли во веб времена всем миром. В кон це концов, мы должны стать не только государством, ко торое, по традиции, за все и всегда в ответе, но и общес твом, способным действовать самостоятельно, инициатив но, исходя из более широких нравственных задач, нежели чиновник, госслужащий. Так вот, я думаю, что нам под силу профинансировать и до стойно завершить труд над Книгой памяти» без посяга тельств на бюджет. — Вы и м е е т е в виду привлечение спонсоров? — Да! Я понимаю, что у пр е д п р и н им а те л е й тоже жизнь непростая, но в склад чину они могут нам помочь. Помочь могут и другие наши земляки, ведь речь не обяза тельно идет о крупных пожер твованиях. Если человек пе речислит на счет в банке даже скромную сумму, мы, рабочая группа, да и все, кто не под вержен синдрому манкуртов, будем ему признательны. — Вы знаете , Борис Ни колаевич, мне все-таки к а жется , вы правы, и липча нам по силам спасти кни гу. — Хочу в это верить. Тем более, у нас есть и дальней шие планы. Мы надеемся, что вслед за первым томом вый дут еще два с именами так на зываемых раскулаченных... — Их у нас было много? — Где-то тысяч двадцать семей. То есть, как минимум, сто тысяч человек. Так счи тают историки-специалисты. Но этому должна предшес твовать серьезная работа по сбору материала. Документы далеко не все сохранились да и не всегда высылка, из гнание оформлялись доку ментально. И здесь придется опять же привлекать общес твенность, школьников — осо бенно сельских. Они могут собрать устные свидетельст ва. Если, конечно, дело не затянется и еще останутся люди, которые помнят о тра гических для крестьянства 30-х годах. — Но вернемся пока первому то м у . . . — Повторяю: он готов. Но нужны миллионы. К слову я лично не очень понимаю почему все-таки полиграфис ты определили столь высокую сумму. Как-никак, это изда ние носит гуманитарный ха рактер и, по-моему, заслужи вает скидки... — У п о л и гр аф и с т о в свои проблемы и сложнос т и . . . Д авай те в конце бе седы в с е -т а к и со о бщ им чи тателям главное : куда следует перечислять сред с т в а н а « К н и г у п ам я т и жертв репрессии»? —Да, разумеется. На счет № 700903 в Сокольском от делении банка «Липецккре дит». Это целевой счет облас тного общества жертв поли тических репрессии «Мемо риал». Уверяю всех: не про падет ни один перечисленный рубль, все пойдет на печата ние книги, которая необходи ма и нам, и внукам, необхо дима истории. И . НЕВЕРОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz