Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

ч аплы гинские ракурсы специальный выпуск 2 3 о к т я б р я 1 9 9 6 г № 2 0 3 ( 1 2 6 7 ) «ДУ Ш А НЕ ДОЛ Ж Н А ОК АЗАТ Ь СЯ В БОМЖ А Х ... » (Окончание . Начало на 1-й стр.) — Т а к все-таки , что такое для вас куль ­ тура в провинциальном городе? — Одной фразой не объяснишь. Кроме культуры внешней — чистота, красота, по ­ рядок — есть еще и культура души . Сейчас люди становятся все более черствыми, и это горько. У нас есть старики , к которым дети не приезжают по много лет. А они уж е не могут сами себя обслуживать. Единственный выход — отправлять их в дома престарелых. Но справедливо говорят: человек умирает не только уходя в мир иной , но и покидая ро ­ дные места. Ведь у старой женщины здесь все: и могилы близких , и подружки-сосед ­ к и . Каково ей приживаться на новом месте? Поэтому мы и открыли у себя Дом милосер­ дия. Его обитатели получают уход и меди ­ цинское обслуживание. Здесь, на своей ро ­ дной земле! Захотела старушка — в гости пошла, с приятельницами на лавочке поси ­ дела. По той ж е причине мы открыли в дет­ ском саду группу по принципу Дома реб^ен- к а . Не секрет, что сейчас очень многие ро ­ дители пьют. То и дело женщ ин лишают материнских прав. А что с детьми? К а к пра ­ вило, речь идет о многодетных семьях, поэ­ тому ребятишек отправляют по разным ин ­ тернатам и детдомам — в зависимости от возраста. То есть они оказываются не толь­ ко без родителей, но и без братишек-сестре- нок . А можно ли их разлучать? Летом я ез­ дил в пионерлагерь, а обратно со мной воз­ вращалась девочка из такой семьи. У нее младшие братиш ка и сестренка в нашем Доме ребенка. Т а к она всю дорогу мне твер ­ дила: «Николай Петрович, я ж е их целых двадцать дней не видела!» Посмотрели бы вы, к а к она к ним кинулась, к а к они ки н у ­ лись к ней! Но это тоже воспитание души — чтобы не очерствела, не озлобилась, не ожес ­ точилась. — Мы с вами т а к и не поговорили о хлебе насущном... — Ну , мы тут целыми днями только этим «хлебом* и занимаемся. А то, что я вам рас­ сказывал, — это именно для души , между килограммами и надоями. И — не в ущерб им. Кстати , у нас чуть ли не самое дешевое молоко в России — по тысяче за литр. Это потому что мы отказались от пакетирова ­ ния. Экономика от этого не пострадает, зато для людей — экономия. Они предпочитают с бидончиком сходить, но взять по тысяче. В школах у нас до сих пор были обеды по 200 рублей — это первое, второе и третье. За месяц родители платят четыре тысячи. Возможно, цену сейчас придется повысить, но совсем незначительно. Помимо всего про­ чего надо и обязательства перед областью вы­ полнять. Т а к что — забот хватает. И о хлебе на столе, и о хлебе для душ и ... — Вы верите в то, что духовное и куль ­ турное обновление России 'пойдет именно из глубинки? — Пожалуй , да. Мне кажется , в боль­ шом городе человеку легче потеряться. А у нас все люди, со всеми их талантами, на виду. Да и сами жители глубинки более от ­ крытые, человечные, что л и .. . А что может быть важнее, чем сохранить человечность и доброту?.. Беседовала Елена БРЕДИС . .■IР -п Ш ВСЯКОЕ ДЕЛО свой МАСТЕР ... В воскресенье, н акануне .П о крова , в Чаплы гине слу­ чился праздник , ни кем не, санкционированный , но не менее всенародный, чем любое официальное празднова ­ ние. Тысячи людей собрались н а соборной площади перед храмом Святой Троицы . Затих вдруг нико гда не умол ­ кавш ий рынок . .Все следили за тем , к а к . поднимается ввысь золоченый крест в два, с половиной метра. Снача- ла.'на/подъемнике на первую грузовую площадку , по ­ том на лебедке — на вторую, потом по веревочным (что ­ бы не поцарапать) направляющим — на р у к а х . . . И вот уж е приняли его братья Костины , С ^ г е й и Владимир, Ю р и й Липатов и Н и кол ай Кеменов. И м выпало быть на самой верхней площадке и установить крест на шпиле колокольни . Но будет справедливо напомнить : этот праздник го ­ товили все десять членов бригады реставраторов... А на другой день мы с инженером -бригадиром рес­ тавраторов Владимиром Козявиным стояли на той са­ мой верхней площадке . Чуть подрагивают от ветра леса, намного заметнее качается увенчанный крестом шпиль . Ниче го страшного , т а к и должно быть. Этот цельноко- ванный металлический шпиль , первый среди подобных в России, был установлен в 18 48 году и с тех пор выдер­ ж а л столько ветров, да и покрепче сегодняшнего. Вы ­ держал — к а к раз благодаря своей гибкости . — А его ведь уж е могло и не быть, — заметил Козя - вин. — Колокольня дошла до аварийного состояния, мог ­ ла рухнуть в любой момент и только благодаря работав­ ш им здесь до нас мастерам во главе с Юрием Завьялки- ным уцелела. Устранить аварийную ситуацию на коло ­ кольне, особенно с теми минимальными техническими средствами, что были в распоряжении Завьялкина и его людей, — под силу только истинным специалистам сво­ его дела. Т а к что, считайте , 1 шест вместе с нами подни ­ мала и бригада Завьялкина. Тем более, что именно она установила в свое время пять т а к и х ж е крестов на к у п о ­ лах собственно собора. Т а к случилось, что Завьялкин и Козявин , два пре ­ красны х мастера, по ка не знакомы м ежду собой, что, конечно , странно для тако го небольшого городка, к а к Ч аплы гин . Поэтому Козявин м ож ет судить о своем пред­ ш ественнике только по сделанной им работе. И она обо­ и х не просто заочно познакомила , а словно бы уж е объ­ единила ... Д а простит мне Бог , но я не удержался от искуш ения и коснулся святыни перед тем , к а к спуститься. А через несколько часов реставраторы разобрали леса, сооружен ­ ные для установки креста ... . ..Ю р и й Завьялкин , о котором мы говорили на уров ­ не одного из самых высоких в области соборных Крес ­ тов, по -прежнем у занимается реставраторством. Мы не будем вспоминать, по к а к и м причинам ушел он с собо­ ра, которому весь клан Завьял кины х отдал много труда, много сил — душ евны х и ф и зи ч е с ки х . К а к , почему уш ел . . . Сказано : не судите, да не судимы будете. Попро ­ буем и мы т а к ж е . . . С к аж ем лиш ь , что в дальнейшем Ю рий Завьялкин с ж еной , двумя сынами, двумя дочками и многочислен ­ ными друзьями, словом, та самая бригада Завьялкина, отреставрировала церковь в селе Буховое. соорудила в центре Ч аплы гин а фонтан, а сейчас занята на реставра ­ ции Дома Александра М еньш икова . Раскладываются подробные чертежи прекрасного зда ­ н и я , к а к и м предстоит заново стать нынешним развали ­ нам , где неко гда обитал «счастья баловень безродный». И с трудом верится, что снова возродится на одном из бастионов былой крепости ОраниенбзФГ такое диво. Но те, к то знаком с «почерком» бригады Завьялкина , видел восстановленные ею здание музея (бывшая Вознесенс ­ к а я церковь), первый э таж и пять куполов Свято-Тройц- ко го собора, церковь в селе Буховое, — те не сомневают ­ ся: придет срок — и все будет... А пока бригадир яростно выбивает нуж ны е для рес ­ таврации стройматериалы, спорит с архитекторами , пред­ ла гая вместо предусмотренных проектом арочных пере ­ кры ти й , которы х не удалось достать, класть из кирпича свои, к а к и делалось в старину . Он — творит ... Ко гд а знаешь человека, знаешь ему цену , знаешь, что старается он не для себя, а для людей, что спорит не ради маленькой , ж а л ко й корыстной выгоды, а ради об­ щ его дела, — ему можно и ругань простить ... Богата талантами чаплы гинская земля, на всякое дело есть свой мастер. М о ж е т , потому и ж и в а культура Рос ­ сии? И пребудет вовеки ... *ттттпт 7 т: 1 Г. А л е кс анщ ) А Н Д Р Е Е В . Н а снимке: реставрируется Д ом Меньшикова. Тридцать лет музыки тридцать лет любви.*, Чаплыгинцам повезло — чтобы услышать хоро­ шую эстрадную музы ку , им не нужно ждать приез ­ да столичных кумиров, у них есть «Синхрон». Тридцать лет назад ин ­ женер-технолог крахмаль ­ ного завода КЪ ий Теляков без каких-либо чертежей, ориентируясь лишь на со­ бственную интуицию , сде­ лал первые в районе элек ­ трогитары. В полную ж е силу ансамбль заи грал , когда в него пришел Вале­ рий Равичев. Не просто грамотный — почти универсальный музыкант, — но и приро ­ жденный организатор, Ва ­ лерий очень, естеств.енно стал душой «Синхрона» , к а к вскоре назвали кол ­ лектив. Влюбленный в эс­ траду, прекрасно разбира­ ющийся в ее течениях, он уверенно вел друзей-музы- кантов к успеху. Ш ли годы, покупались хорош и е и н с т р ум е н ты , менялся состав. Неизмен ­ ным оставались привер ­ женность созвучным вре­ мени песням и — руково ­ дитель. Он и нынче сегод­ ня на сцене — совсем се­ дой, но по-прежнему пол­ ный сил и энтузиазма. По ­ ж ал уй , из сегодняшнего состава лишь он да звуко ­ оператор Александр К у з ­ нецов, когда-то гитарист, помнят о зарождении и «трудностях роста» ансам­ бля. Но даже эти трудности, разочарования , «несин - хронность» порой давали прекрасные плоды. Л е т двадцать назад при ансам­ бле была создана вокаль­ ная группа. Вскоре выяс­ нилось, что красивые го ­ лоса девушек не столь у ж сочетались с электромузы ­ кой . И солистка Татьяна Сонина увела своих под­ руг , чтобы создать новый коллектив. Два таланта, Валерий Равичев и Татьяна Сони ­ на, разошлись и поплыли в море м узы ки каж ды й своим курсом. А в резуль­ тате Чаплыгин имеет те ­ перь и эстрадный «Синх ­ рон», и народный акаде ­ мический ансамбль «Эле­ гия» . Еще одним коллекти ­ вом — народным фоль­ клорным ансамблем «Ра- ненбургские родники» — руководит Мария Кузнецо ­ ва, в свое время вокалист ­ ка «Синхрона». Несколько лет назад в результате очередного «ра­ зочарования» композитор, музыкант и певец Сергей Сонин, прежде долго вы­ ступавший вое с тем ж е «Синхроном», ушел и ор ­ ганизовал «Апельсиновый город»— эстрадный кол ­ лектив , быстро заслужив ­ ший звание народного. ...Примерно за час до начала юбилейного к о н ­ церта зал районного Д К уж е был полон! А к нача ­ лу концерта и на балконе, и в проходах люди стояли та к плотно, что и яблоку негде упасть. Но зазвуча ­ ла музыка — и стоявшие потихоньку стали двигать ­ ся в т а к т . . . А потом снача ­ ла наиболее азартные, а вслед и их соседи затанце ­ вали! И место непонятно откуда появилось! Кроме песен, со сцены звучали поздравления — от областной и районной администраций, от управ ­ ления кул ь туры . М у зы ­ кантам и певцам были вру­ чены подарки. Но главным подарком была именно эта неиссякаемая любовь зала. Неиссякающая вот уже на протяжении тридцати лет... В ГЛУБИНКЕ ХУДОЖНИК Г р у н т у е т хо лс ты ... Ре п ор т аж и з Чаплыгина наш их специальных корреспондентов Александра АНДРЕЕВА, Елены БРЕДИС, Исаака РОЗЕНФЕЛЬДА, Евгения САМОХВАЛОВА. П р о цессия ско р би на улице серой . Начальство суровый получит уро к . Отсрочены съемки , концерты , премьеры И даже поезд ки в Париж _ и Н ью -Й орк . И зысканный кри ти к , ты их не прославишь , Но хватит им света и хватит тепла. Зде сь пиш ут стихи и касаются клавиш . Забыв , что «культура уже умерла». Хоронят в столице культуру Р оссии ... При ж и зни бедня га была не в чести. Но, может быть, это не смерть — летар гия , И зеркальце надо к губам поднести? Зде сь просто не верят в у грюмы е слухи, Хотя и живут, ка к везде, на грош и . И цер ковь построят не для показухи . Не ради рекламы , а ради души . А впрочем , уже недо су г разбираться . У мэтров кручина в изломе ^ о в е й . Не будет дотаций — не будет новаций — Не будет оваций — пора на Бродвей . Глубинке не легче , глубинке не проще , И маленький го род под ветром пр одро г . Но зде сь хоронить не выходят на площадь. Отсюда не едут в Париж . и Н ью -Йорк . Безлюдны музеев прославленных залы. Казна опустела — и залы пусты . А в маленьком городе провинциалы Зачем -то упрямо грунтую т холсты. О тступит Россия в наивность провинций , За д ревний , но памятный вал крепостной , Покуда министры , певицы, провидцы В столице тор гую т собой и страной . А в маленьком грроде в ведро и стужу Чудак на гармош ке и грает всю ночь, И мать обучает плетению кружев В светелке старинной подросш ую дочь . О ктябрьское утро и вяло, и хмуро. Без солнца на храмах тускнею т кресты . В М о скве схоронили и дух, и культуру. Но гд е -то в гл убинке гр унтую т холсты. КТО т ы , ЧЕЛОВЕК ЗА ШИРМОЙ? Правильно говорят: не гоже зарывать в землю талант. Эта хрупкая застенчивая женщина , почти девочка , не остави ­ ла под спудом ничего из отпущ енно го ей природой и Бо гом . Свет ­ лана А гапова пишет стихи , с детства увлекалась рисованием , а по профессии она — учитель. И вот все это сошлось, се годня в одной точке , вернее, в одной тесной комнатке в Центре д е тс ко го техни ­ ческо го творчества — в мастерской и репетиционной созданно го ею кукольно го театра. Вдоль стен — десятки сткол, сделанных ру ­ ками Светланы: от традиционно го Колобка, Лисы до весьма не ­ традиционной фигуры Скелета с табличкой «МММ» на груди и с о ­ всем уже неожиданных для кукольных спе ктаклей исторических персонажей — Петра I, Александра Меньшикова , Пуш кина... Она и автор пьес (последняя из них, кстати , посвящена прошлому Чап- лы гина -Раненбур га ), и режиссер , и скульптор , и костюмер ... Под ее руководством ребята поставили уже несколько спе ктаклей , д е ­ сятки раз выезжали с ними в школы, интернаты ... Что нужно, чтобы такой театр жил? Вроде бы совсем немно го : ка кой -нибуд ь клочок материи о т старо го платья, мех из давно о т ­ служивш е го свое воротника для бороды с казочно го волшебника, кусочек фольги, пластилин и папье-маше , картон , бумага, кр а с ­ ки ... Вот, кажется, и все. Но это только так кажется. Потому что мы забыли о главном : о талантливом и увлеченном человеке за ширмой , о самой Светлане, бе з которой тряпка осталась бы тр яп ­ кой , а ребенок нико гда не продел бы руку в «перчатку» с головой Волка или Колобка, нико гда бы не приобщился бы к творчеству ... Музы тоже не чужды статистике... • в Ч аплы гин ском районе насчитывается 8 самодеятельных коллек ­ тивов, имеющих почет­ ное звание «народный»: фольклорный ансамбль «Раненбургские р од н и ­ ки», академический во ­ кальный ансамбль «Эле ­ гия», духовой оркестр, театр, изостудия, хор ве ­ теранов,^ театр, фоль ­ клор ны й ан сам б л ь и з села Колыбельское, эс ­ традный ан сам б л ь «Апельсиновый город». • Энтузиасты и з « Э л е ­ ги и » о р г а н и з о в а л и и п р о в е ­ л и 7 р а й о н н ы х ф е ст и в а л е й а вт о р с к о й п е с н и . Д е с я т к и р а з у ч а ст в о в а л и о н и в та­ к и х ж е ф е ст и в а л я х о б л а с ­ тного , р е с п у б л и к а н с к о г о , м е ж д у н а р о д н о г о м асш т а б а — и в с е г д а о к а з ы в а л и с ь в ч и с л е л у чш и х . • В районе трудятся 7 отличников культпрос- ветработы и два заслу ­ женных работника куль ­ туры России. • Р а й о н н ы й Д К з а п е р ­ вы е три квартала этого го д а з а р а б о т а л 7 3 м и л л и о н а р у б л е й . Это д а л о в о з м о ж ­ ность о р га н и зо в ат ь р а б от у ч ет ы р е х д о п о л н и т е л ь н ы х к р у ж к о в — ф о л ь к л о р н ы х и т ан цев аль ны х . • Чаплыгинский музей — отнюдь н е десяток пыльных экспонатов. В его стенах собираются любители поэзии, насто­ ящего вокала (музей рас ­ положен в бывшем цер ­ ковном здании, акустика превосходная), живопи ­ с и . . . Ежегодно в музее проходит 6 -8 стационар­ ных выставок — причем демонстрируются рабо ­ тыне только местных, но и липецких, и столичных мастеров. Чтож е касает­ ся экспонатов, то их в музее более 80 00 , при ­ чем две трети подарены самими чаплыгинцами. А В МОСКВЕ ХОРОНИЛИ КУЛЬТУРУ... На снимке: в Чаплы­ гинском музее. * П р и Д о м а х культ уры , к л у б а х , б и б л и от е ка х , ш к о ­ л а х р а й о н а д е й ст в у ю т 4 и з о с т у д и и , 2 т еат ра , 7 д р а м к р у ж к о в , 2 к у к о л ь н ы х театра, 9 э ст р а д ны х а н с а м ­ б л е й , 1 5 х о р о в , 13 х о р е о г ­ р а ф и ч е с к и х к о л л е к т и в о в . Н а и б о л е е и з в е ст ны н а р о ­ д н ы й х о р в ет е р а н о в и х о р с о в х о з а - к о л л е д ж а «Ч а п л ы ­ г и н с к и й » — л а ур е ат ы м н о ­ г о ч и с л е н н ы х ф е ст и в а л е й , к о н к у р с о в и смот р ов . * Создано более 2 0 клубов по интересам — «Хозяюшка», «Фронто ­ вичка», «Мягкая игруш ­ ка», «Наш веселый тере­ мок» и другие. Наиболее известен поэтический клуб «Росинка». * Б о л е е 4 0 лет с у щ е с ­ твует в Ч а п л ы г и н е Ш к о л а и с к у с ст в (в п р о ш л о м м у з ы ­ к а л ь н а я ш к о л а ) . П р а кт и че с ­ к и в с е е е у ч ит е л я в с в о е в р е м я у ч и л и с ь в этих ж е стенах. С е г о д н я в четырех от д е л е н и я х ш к о л ы п о в о с ь ­ м и сп е ц и а л ь н о ст ям з а н и м а ­ ются 1 2 0 ю н ы х ч а п л ы г и н - ц е в . З а п о с л е д н и е г о д ы 2 8 в ы п у с к н и к о в ш к о л ы посту ­ п и л и в в ы с ш и е и с р е д н е ­ с п е ц и а л ь н ы е у ч е б н ы е з а в е ­ д е н и я . Вошедший в историю с рыцарским титулом города-кре ­ пости, Чаплыгин сдался без боя рыжей оккупантше-осе- ни. Одноэтажная провинция мудро и легко подчиняется ритмам природного календаря. Зато пробует воспротивить­ ся эпохальным переменам. Нечастое шуршание ш ин по мостовой тонет здесь в шуршании облетевших листьев. И даже скопившиеся в центре «комки» или гибкая геомет ­ рия газовых труб, которая старательно вторит причудам улочек и переулков, не мешают Чаплы гину грезить на ­ яву, что он все тот ж е тихий старый Раненбург. И над ним еще не пронеслось пропитанное тревогой, гарью, болью двадцатое столетье. Приезжему , особенно из большого города, любо под­ даться иллюзии этой тишины и старины, что успокаивают нервы не хуж е модного психотерапевта. Но самим чаплы ­ гинцам не дано вот та к просто выпасть, выключиться из бега времени. К а к и все в России, они стиснуты неласко ­ вой реальностью. Она гнет их к земле мелочными, неред­ ко унизительными заботами. Чуть свет начальство уж е с карандашиком в руках прикидывает — достанет ли еще даже не полученных по недоимкам грошей на выплату за ­ рплаты. А учительница местной школы собирает в окрес ­ тностях дрова для топки . И руки у нее потемнели, зашер- шавили наверняка не от перелистывания к н и ж е к и тетра ­ док. А какой -то бригадир пытается надуть заказчика , впи ­ сав в договор смешные цифры: метраж потолка у него за ­ метно превышает площадь пола. Но заказчик бдит и наме ­ рен поймать его на этом наивном обмане, дабы сберечь пятьдесят тысяч та к непросто доставшихся рублей. Короче — жизнь к а к жизнь . Грешная , полная трудов и усилий устоять, выкрутиться, приспособиться к новым и не очень понятным порядкам. И все-таки люди, зам кну ­ тые в жестком круге необходимости, упорно норовят разо­ мкнуть его. Им хочется поднять глаза от земли и увидеть в задымленном тучами октябрьском небе купола собора, перепоясанного строительными лесами. И тогда ж е учительница теми ж е загрубевшими от ко ­ ряг и угля руками обнимет баян и придавит чуткую пер ­ ламутровую пуговку . А обремененная делами и хозяйст ­ вом женщина с истинно русским терпением — нет, не ткет , а вышивает, крестик к крестику , сказочной красоты ко ­ вер, которому место в столичном музее народных промыс­ лов. И строитель-реставратор, не остыв после очередной разборки, вдруг окинет поднимающийся на трухе Дом Меньшикова и сам себе скажет: а ведь получается, ведь можем не хуж е дедов и прадедов. И глава райадминистра- ции , отодвинув пестрящие цифрами кипы документов, вытащит из блокнота газетную вырезку с задевшими чем- то стихами и целых пять минут будет радоваться, какой способный человек живет в его районе. Перечтет склад ­ ные, красивые строчки и подумает: надо бы и этому, что ли, помочь к н и ж к у издать... Встречаясь, беседуя, споря, распивая с чаплыгинцами чаи, мы вдруг поняли: чудаки не украшают мир. Ведь украшение, украшательство — что-то такое внешнее, зна ­ чит, совсем необязательно. А они не подкрашивают будни в веселые тона. Они не бантики завязывают. Они тратят себя на одухотворение жизни . И умеют придать смысл даже горечи своей и неустроенности. Чудаки? Белые вороны? Н у , стало быть, в Чаплыгине чудаки-альбиносы на каждом шагу . Это они в Доме школь ­ ника вместе с детьми уставили полки, увешали все стены прелестными поделками. И х зверюшки куда выразитель­ нее и забавнее дорогущих китайских и грушек в «комках» . Это они собираются в «Росинке». Это они повалили послу­ шать в библиотеке приезжих журналистов. Это они за гро ­ ши возятся с мальчишками и девчонками в центре техни ­ ческого творчества и спешат на спевки в хоры и ансамбли — кто в академический, кто в эстрадный... И х не смущает провинциальная скромность аудитории. И талантливый художник Павел Веселкин, мечтая о пер ­ сональной выставке в самом Липецке , не соблазняется по­ зой непризнанного гения и с удовольствием показывает свои работы землякам. ...Осенний Чаплы гин , он ж е Раненбург, лирически шелестит купами деревьев. Он и не задумывается, к а к идет ему этот октябрьский прикид. А к вечеру лучик проды­ рявливает вдруг небесную наволочь, и небуднично вспы­ хивают, сверкают кресты на соборных куполах. . . .А по радио в этот час скороговоркой описывают и объясняют, к а к да почему устроилось в Москве траурное шествие — символические похороны русской культуры ... Н а снимке: Чаплы гин — с птичьего полета. О л и т е р а т у р н о м к л у б е «Р о си н к а » ст о и л о бы р а с с к а з а т ь о т д е л ь н о и п о д р о б н о . Н о м ы р е ш и л и , чт о л у ч ш е всего о с а м о с т о я т е л ь н ы х а вт о р а х п о в е д а ет и х со б ст в е н н о е т в о р ч е ст в о . Д а н е о б и д ят с я н а н а с т е и з н и х , ч ь и с т и х и и з - за н е х в а т к и м е ст а н е в о ш л и в эт у п о д б о р к у . Т е м б о л е е чт о , в о т л и ч и е от м н о г и х , даже п р о ф е с с и о н а л ь н ы х п о эт о в , у н и х ест ь вы х о д к ч и т а т е л ю б л а г о д а р я с б о р н и к а м « Р о с и н к и » , к от о ры е в ы х о д ят в Ч а п л ы г и н е и х о р ош о з н а к о м ы м е с т н ы м п о к л о н н и к а м п о эт и ч е с к о г о т в о р ч е ст в а з е м л я к о в . О. Гаранич Живи — кипи ! Живи — гори ! Чтоб был любим и почитаем миром . Чтоб после не сказали о тебе : «Вся ж и зн ь е го прошла М ежду обж ор кой и сор тиром !» Смотри , парадоксов любитель, Д авнень ко у нас так ведется — Чем тише , скром ней исполнитель . Тем громче п р и ка з отдается . Кичился глупый уж, что он не споты кается . А почему? Д а потому, что пресмы кается . С . Агапова ВАСИЛЬКИ По гаснут в поле васильки . По гаснут с летом . Как нити звездны е , ле гки Перед р а с с в е т о м ,— Как нити звездны е , ле гки За краем ночи! По гаснут в поле васильки . Как чьи -то очи. А в небе чьи -то имена И чьи -то лица. Как лепе сто к цветка , луна В росе искрится . Как л еп е с то к цветка , луна В зной и морозы . А в небе чьи -то имена И чьи -то слезы. И будет плакать и стонать Лю бовь над бездной . Но мы увидим ся опять За пылью звездной . Но мы увидим ся опять, В мир зв е зд шагая. И будет плакать и стонать Лю бовь другая . По гаснут в поле васильки ... Е. Викулин КРЕСТ Крест — не крест , Голгофа — не Голгофа ... И распятых вроде не видать. Только ж и зн ь — сплошная катастрофа — Счастья днем с о гнем не отыскать . Кто нас предал — черти или бо ги? Заблудились в малом и большом . Шли , казалось , по прямой д о ро ге , А зашли в ка ко й -то бурелом . Все равны мы: желтый , черный, белый — Это помним , ценим , бережем ... Но теперь беднеет снова бедный . Бо гатеет , кто был бо гачом . И куда податься россиянам? Кре с т всю ж и зн ь за что -то мы несем . Каждый стал о т злобы будто пьяным — За каким ещ е идти вождем? ! Где ты, Д ан ко? ! Встань и пом о ги нам! Грудь свою вторично ра зорви . Выведи к сияющ им долинам . Д обрым сердцем путь нам озари ! Подлецов история узнает . Но о том особая строка ... Тех, кто предал, люди покарают . Заклейм ят по зо ром на века. Г. Григоренко Летели над Россией журавли И перыш ко т у гое обронили . Чтоб креп ко зде сь их ждали и любили . Пока им быть от Родины вдали. И девочка то перыш ко взяла И клин и з -п о д ладони проводила. Счастливою та девочка росла : Журавушка любовь ей подарила. И отсвет ж уравлиной той любви В глазах девичьих нежно отразился , И юноша взглянул и изумился : О тку ;;а чары тайные твои? А были они взяты от берез . От ключевой , бе з замути , водицы . От ж уравлиной памяти и слез , И теньканья весело го синицы . Еще лучи от ласковы х полян. Напитанных ромаш кою и мятой. Вплело ей в ко с у солнце таровато . Еще заря прибавила румян. И юноша поверил в ту любовь . Которую в глазах больших увидел . Взял, ка к со суд с живицей голубой . Не расплескать , сберечь бы, не обидеть ... Ко гда летят над Русью журавли . Они роняю т на поляны перья. Чтоб д евочки счастливыми росли . Чтоб мальчики в любовь большую верили , В. Катасонова Из во ска дум , сом не ний ила Сама себя всерье з лепила. Боялась шири недодать . Старалась с тройной сделать стать. Смотрела ввысь и в глубину На све т несла себя к окну. Дрож али слабые колени . Не та к и грали светотени . Смотрела в профиль и анфас И внутрь свои х о гром ны х гла з ... И было больно мне порой Что к то -т о звал мой тр уд и грой , С . Аксенова П р оникновение в замы сел Не из мечты и не во сне , А гд е -то зрим ей Блеснул в отпавшей пелене. Д уш и родимой . Зовущ ий обра з , а во кр у г То ночь, то вью га. В сеобиж ающ ий и с п у г И склеп недуга . Я видением по глощ ена , Я состоялась . Я жаходою воплощена . Изжив усталость . Я пленница м о их свобод . И устремленье Мне кро т ко й верой воздает За исступленье . А. Полянская Л и с т опавш ий устелил д оро гу . По нем у иду, ка к по ковру . Лиш ь один лис то ч е к -не до тр о га . Словно флаг, трепещ е т на ветру. Бьет е го лихая непо года . М очит дождь , сн еж и но к х оровод Танец бешеный над ним заводит. По утрам за ковы вае т в лед. Ну и пусть , назло всем непо годам . Всем ненастьям , желтый и сухой. Он ви си т о зябш и й , од ино кий . Но ничьей не топтанны й но гой . Г. Д о гадин Сладкие цепи любви Будней т ревож а т коня .. . Сердце т р е в о го й обвив . С телются лавой о гня ... Бьется тр е во га в груди . Рушится праведны й сон . Сонмище пут впереди ... В го рле рождается стон ... Сладкие цепи любви Будней тренож а т коня ... Сердце тр е во го й обвив . Стелятся лавой о гня ... А . Ситников МАЛЬЧИШКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ Ко гда за гр ем ели раскаты Войны , что страш нее нет. Отцов проводили в солдаты М альчиш ки военны х лет. На т о к с матерями ходили . Чтоб нужный та к вы везти хлеб. А сами надеждою жили Мальчиш ки военны х лет. Щавель, лебед у и крап ив у Искали себ е на обед , А соль? Это целое див о Мальчиш кам военны х лет. Гнилую кар тош ку копали . Чуть б р е зж и т весенний рассвет , И с фронта вестей ожидали Мальчиш ки военны х лет ... Сейчас над страной полыхаю т Д ни тяж ки х с траданий и бед , А я с теплотой вспом инаю М альчиш ек военны х лет. В. Бадулин Облетает листва с тополей . Уже веет прохладою осень . Золотую л иству по земле С транник -ве тер и граю чи носит. В гр у с тном вальсе кр уж и тся она. Как д евчон ка , с любимым прощ аясь . Л и с то пад а музы ка слыш на Боль ра злуки , новь встреч предвещая . С коро холод . Под пляски пур ги . Песни ветра с в и р е п о го в поле Сочинять бы лю б им о й стихи , В это время — пр о з им ню ю долю . Облетает листва с тополей . Уже веет прохладою осень . Грустно мне . Говорю в тиш ине : Приходи ч ере з го д снова в го с ти .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz