Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

1 9 о к т я б р я 1 9 9 6 г . ф и л а р м о н и я : н а к а н у н е в с т р е ч и в П а р и ж , к Б у н и н у № 2 0 1 ( 1 2 6 5 ) К о т к р ы т и ю к о н ц е р т н о го с е з о н а Б О Л Ь Ш А Я П Р Е Д Ъ Ю Б И Л Е Й Н А Я Н Е Д Е Л Я М узыковед Наталья СОСНОВСКАЯ: — С художественным руководителем Л и ­ пецкой областной филармонии Влади ­ миром Д ем ентьевичем Ларьковым зн а ­ комы много л е т , он мой учитель, настав ­ ник . Видимся мы часто , но в последнее время сесть и поговорить по душ ам не уд ается . Поэтом у первый вопрос самый естественны й : «Как дела , Владимир Д е ­ ментьевич? К а к настроение?» Владимир ЛАРЬКОВ: — Если совсе м кратко — настроение хорошее. Дела идут. — Не слиш ком ли мажорное начало для интервью? Или вы со зд ае те некий п р ецед ен т? К а к получается , что в по ­ лосе вс ео бщ е го хаоса , который люди культуры часто называют «мясорубкой», вы отвечаете столь спокойно , оптимис ­ тично . У вас что , нет проблем? — Да нет, проблемы у меня и у филар­ монии есть, да еще такие, которые не знает ни один творческий союз нашего города. Но сегодня я не хочу их касаться, потому что много работы творческой, любимой, ради которой мы живем. Думать о проблемах нет времени: двадцатого октября филармония открывает свой предъюбилейный, тридцать девятый сезон. — Вы с та ким чувством произносите эти слова , что напрашивается вопрос: чем зав траш ний и ближайшие дни о т ­ личаются о т других рабочих, и что ж е для вас та ко е — открытие концертного сезона? — Это прежде всего отчет нашего твор ­ ческого коллектива перед зрителем, моби ­ лизация духа на целый год и проверка сил. — З н ачи т , праздник? — Мы живем для того, чтобы делать лю ­ дям праздник не только на открытии сезона и_не в примитивном понимании. Мы хотим уйти от праздности, «попсы». Я много раз говорил — и при бедности нашей филармо­ нии, не имеющей своего концертного зала, мы не сходим до примитивности, дещевой популярности, не «выкручиваемся» за счет искусства невысокого качества. — Есть ли у вас определенная кон ­ цепция открытия концертного сезона? И если есть , то придерживаетесь ли вы ее на про тяж ении длительного врем ени , или она рождается параллельно с о т ­ крытием каждый год? — Конечно же, есть, и много лет она ос ­ тается неизменной. Определяющим замыс ­ лом всей нашей работы, не только в момент открытия, является пропаганда различных музыкальных жанров, классического насле­ дия, лучших образцов современной акаде ­ мической и народной музыки. Это главная, магистральная идея, которая имеет поддер ­ жку у всего творческого коллектива филар­ монии. Еще один существенный момент: в последние годы мы не сужали, а постоянно расширяли программы концертов. Теперь открытие сезона — это не один вечер, а не ­ деля музыки. Потом — следующий год у нас юбилейный. Поэтому отмечать свое соро ­ калетие собираемся широко, с большим ко ­ личеством приглашенных гостей, с праз ­ дничными сборными концертами. А на сей раз мы решили показать, чем ежедневно живет наш коллектив, как функционирует каждое филармоническое звено. Но это не означает, что на концертах не будет откры ­ тий новых программ и новых имен. — Р асскажи те немного подробней о каж дом вечере , чем ж е нас порадуют филармонические коллективы? — С каждым годом все активнее о себе заявляет группа артистов под руководством Игоря Резникова. Их предыдущая пропэам- ма «На земле живут лишь раз» вызвала боль­ шой резонанс у слушателя. Как бы двигаясь вперед в этом направлении, они решили представить на зрительский суд компози ­ цию по изящной, немного ироничной повес ­ ти Пушкина «Метель» с замечательной му ­ зыкой Свиридова. Причем «Метель» прозву ­ чит в более привычной для нее камерной обстановке, уютном зале областной юно ­ шеской библиотеки. Анатолий Чечелев и Вера Матынова (мастера художественного слова) естественны и удачно дополняют в «Метели» дру г друга. Вокальные номера Татьяны Хованцевой и Людмилы Балакире­ вой просто влились в программу, а струн ­ ный квартет хорошо проник в стилистику композитора. — В филармонии есть ещ е один лек - торийны й коллектив . Его проф ессио ­ нальный уровень не вызывает сомнений: засл уж енн ая ар тистка России Марина Овсянникова , пианист Валерий М аркин , м узы ковед Алла З а гво зд кина . Но о них в последнее время ничего не слыш но ... — Нет, они много работают, в основном, для юных зрителей. Конечно, у них давно не было открытого сольного выступления. Сей ­ час мы исправляем ситуацию. Тема, кото ­ рую подготовили артисты, уверен, будет очень интересна как детям, так и их родите ­ лям. Артисты взяли «Детский альбом» Чай­ ковского , к которому написан текст. Вы ус ­ лышите хорошо знакомые «Неаполитанскую песенку», «Хорал», «Бабу-Ягу» и в вокальном исполнении, и с комментариями музыкове ­ да. — Что и говорить, зрителей тут ожи ­ д аю т приятные сюрпризы . А вот «Каза ­ ки России» — хорошо известный коллек ­ тив — м ож е т ли он чем -то особо уди ­ вить? Неужели их про грамма , достаточ ­ но регулярно «катаемая» в Липецке , вновь вызовет зрительский энтузиазм? — Мне понятен ваш вопрос, но с иронией, которая в нем сквозит, не согласен. Во-пер ­ вых, уже на протяжении шести лет их кон ­ церты остаются аншлаговыми. Молодость, азарт, мастерство, искрометность не могут надоесть. Коллектив нашел своего почитате­ ля. Во-вторых, танцевальный коллектив с ак ­ компанирующим ансамблем все больше тран­ сформируется в танцевально-вокальный. В этом году возросло количество песен и и н - » струментальных номеров, в которых музыкан­ ты раскрываются с новой, неожиданной сто ­ роны. — В филармонической афише м а ги ­ ч е с к о е ш о у обычно о тс у тс тво в ало . И вдруг сольная программа артиста Анато ­ лия Харлам ов а ... — Если честно, то мысль включить в от ­ крытие сезона Харламова навеяна недавно прошедшим концертом в рамках Дней индий ­ ской культуры, где выступал и фокусник. Я был удивлен, как охотно зрители реагирова­ ли на незатейливые, давно известные номе ­ ра заезжего факира, и почувствовал тягу зри ­ теля к этому жанру. Харламов — профессио ­ нал высокого класса, пользующийся огром ­ ным уважением у коллег, лауреат междуна­ родного конкурса, магистр магии, гастроли ­ рующий и за рубежом. Так почему не пред ­ оставить этому артисту возможность пооб ­ щаться с нашим зрителем на площадке об ­ ластного ДК? — Не вижу в 1 ^ о г р а м м е имен хорошо известных и любимых липчанами наро ­ дного ар тиста России Анатолия Б езд е ­ нежно го , заслуженных артистов России Валерия Радченко , трио баянистов, лау ­ реата мехсдународного конкурса ансам ­ бля народных инструментов «Мозаика ..... — На всех них выпала большая нагрузка в предыдущий сезон. Всем запомнился «Бене­ фис Безденежного». Радченко поддержал престиж филармонии, выступая рядом с при ­ мой Большого театра Татьяной Ерастовой. Что касается трио, то их вечер стал одним из ос ­ новных событий прошлого концертного се ­ зона. А «Мозаика» после победы на конкурсе в Москве «отчиталась» перед липчанами ле ­ том. Однако новые встречи с нашими веду ­ щими артистами — отнюдь не за горами. — А есть ли в программе этих дней к а ­ ки е -то «проблемные» моменты? — Всегда особое волнение вызывают джа ­ зовые концерты. Для нас это совершенно новое направление, новый пласт музыки, ко ­ торый мы пытаемой разрабатывать. Ведем пропаганду в школах, участвуем в институтс ­ ких мероприятиях и, конечно же, проводим джазовые представления. К ним мы предъяв­ ляем огромные требования, приглашаем са ­ мых лучших исполнителей как отечественных, так и зарубежных. В очередной раз партне­ рами Липецкого джазового трио Игорь Вере­ щагин — Сергей Спиридонов — Евгений Они ­ щенко станут «звезды» мирового класса Ва­ лерий Колесников и Аркадий Шилклопер. С трубачом из Донецка мы уже встречались, а вот москвич Аркадий Шилклопер — новое для Липецка, но хорошо известное в стране имя. Уникальный инструменталист, на сегодняш ­ ний день единственный, кто исполняет джаз на валторне, к тому же обаятельнейший че ­ ловек — на сцене и вне ее. Приглашаем всех двадцать восьмого октября в областной ДК на вечер джазовой музыки. — Если мы заговорили о гостях , то р асскажите о концерте в драматическом театр е . — Мы пригласили талантливую молодежь Большого театра. Они интересны, непосред ­ ственны, уже успели поучаствовать в конкур ­ сах и снискать расположение публики и ува ­ жение старших коллег. Екатерину Головлеву, Игоря Тарасова, Ирину Р*убцову нам предста ­ вит народная артистка России Белла Руден­ ко. Как принято, молодежь не боится слож ­ ностей, поэтому любители музыки останутся довольны их программой, в которой номера — из «Кармен» Бизе, «Пиковой дамы» Чай­ ковского, «Царской невесты» Римского-Кор ­ сакова, «Хованщины» Мусоргского... — Все это , конечно , замечательно , за исключением разве что популярных э с ­ традных исполнителей , имен которых на аф иш ах открытия сезона нет. Не объяс ­ ните , в чем тут дело? — Объяснение — самое банальное: слож ­ ности с оплатой гастролей «звезд» эстрады. Те из них, которых мы бы хотели видеть у себя в гостях, дают, как правило, концерты с «живой» музыкой и потому весьма доро го ­ стоящие. Мой помощник по гастрольно-кон ­ цертной работе Жанна Степановна Коваль прилагает очень много усилий для того, что ­ бы не «скучала» и наша самая массовая, в том числе и молодежная, аудитория. И в те ­ чение сезона, уверен, мы увидим ряд извес ­ тных исполнителей легкой музыки, а также спектакли московских трупп. Но каждое их приглашение к нам, повторю, будет связано с немалыми сложностями. — М ож ет , мы все ж е поговорим и о других ваших сложностях , проблемах? — Нет, этот разговор очень больной, тре ­ бует особых сил и настроения. Он должен быть более подробным и серьезным. На­ деюсь, мы вернемся к нему, к сожалению, еще и не раз. Но только после открытия тридцать девятого концертного сезона. А своеобр а зной прелю ди ей се зон а стали в начале октября выступле­ ния молодого артиста и з Санкт-Петербурга Олега Погудина . Удивитель ­ н о , но он , несмотря на свою молодость, уж е умеет сказать новое , с о ­ в р ем е нн о е «слово» в таком, ка зало сь бы, н аи зн а ком ом ж а нр е , к а к р о ­ м а н с . Олега Погудина вы видите н а сним ке Евгения САМОХВАЛОВА . смой МУЗ - чч 2 2 о к т я б р я — д ен ь р о ж д е н и я И . А . Б у н и н а « в СТ Р А Н Е , З АМ ЕН И ВШ Е Й М Н Е Р О Д И Н У . . . » Приглашение из Франции от давних друзей — провести Рождес­ тво в П ариже — пришло неожи ­ данно, но очень кстати. Сразу раз­ решался вопрос, что делать с не ­ делей, оставшейся от отпуска. И , главное, появилась счастливая воз­ можность осуществить свою дав­ нюю (еще со студенчества, когда начала заниматься творчеством И . А . Бунина) мечту — побывать в местах, где последние годы своей ж и зн и провел и написал много значительных и прекрасных про,- изведений великий Бунин. Оформление визы , недолгие сборы, и вот уж е самолет призем ­ лился в аэропорту Шарля де Гол- л я ... П а р и ж ослепил размахом и фантазией праздничной иллюми ­ нации , обилием живых цветов — в букетах и горшочках: у францу­ зов принято поздравлять друг дру­ га с Рождеством цветами. Проез ­ ж а я Елисейские поля, останови­ лись у Лионского вокзала, неда­ леко от площади Согласия. Имен ­ но на этот вокзал в конце марта 1920 года прибыл Бунин с женой, к а к оказалось — навсегда. Вечер прошел в бесконечных расспросах, воспоминаниях об об­ щ их друзьях, знакомых. На сле­ дующее утро — самое главное — поездка в Сент-Женевьев-де-Буа: поклониться могиле великого зем­ ляка . Местечко Сен-Женевьев-Де-Буа (лес святой Женевьевы) — в 30 к и ­ лометрах от П ариж а , здесь нахо ­ дится известное русское кладбище. Оно старое, й французское прави ­ тельство планирует ограничить за­ хоронение на этом кладбище из- за нехватки площади. К а к много русских умирает в Париже! В цветочном м а га зин е при кладбище покупаю цветы. Выби­ раю те , что напоминаю т наш и средне-русские, полевые. Иду к последнему пристанищу соотечес­ твенников, по своей или чьей-то воле оказавшихся на чужбине. Слева от центральной аллеи бе­ леет трогательная православная часовня с голубым куполом, за ней виднеется здание приюта для остав­ шихся без средств и род с тв енни ков стариков. И ч а с о в н я , и приют построены на пожертвования великой кня гини Елизаветы Федо­ ровны. Молча останавливаюсь у могил Владимира Максимова, Ру ­ дольфа Нуриева, Виктора Некрасо ­ ва, Андрея Тарковского. В старой же части кладбища тем­ неют надгробия с фамилиями древ­ нейших в России родов. И с краю — простой, из светло­ го камня крест, много раз виденный на фотографиях в кни гах о Бунине. Невольно и как -то неожиданно для самой себя охватило сильное ду ­ шевное волнение и трепет, какие бы­ вают после долгой разлуки и встре­ чи с чем-то или кем-то очень доро­ гим , близким ... П о л ож и л а на м о гил у цветы , мысленно передала привет от Ель ­ ца и всего нашего липецкого края , ставшими и незабвенной духовной родиной писателя. Н а камне креста выбито по-рус ­ ски и по-французски: «Иван Бунин (1 8 7 0 -1 9 5 3 ) , а чуть ниж е другое имя: «Вера Бунина (1881 -1961 ) . С особой сердечностью поклони ­ лась праху той, кто , пережив на 8 лет своего великого муж а , до пос­ леднего часа была его ангелом-хра- нителем, его Верой. Она похороне­ на в одной могиле с Иваном А л е к ­ сеевичем, к а к и завещала. Н а память пришли бунинские строки , написанные еще в 1922 году, когда желание вернуться до­ мой, в родные сердцу Огнево, Ва ­ сильевское, Озерки казалось еще осуществимым, а сердце говорило совсем иное: «Пылай, играй стоцветной . силою Неугасимая звезда Над дальнею моей могилою Забытой Богом навсегда»... Все истинные поэты — провид­ цы. В одном только оказался неправ Бунин: его могила не забыта; она ухожена , на ней всегда свежие цве­ ты ... Интерес к творчеству И .А . Бу ­ нина растет — не только в России, но и во Франции. М ил а я ф р а н ц уж е н ка Клер О Ш ар (м уж у нее — русский) защи ­ тила докторскую диссертацию по творчеству Бунина, во Франции дей­ ствует общество почитателей талан ­ та великого писателя. Его возглав­ ляет профессор университета в Бор­ до Гавриил Симонов, близкий ро­ дственник советского писателя Кон ­ стантина Симонова. Об этом расска ­ зал мне при встрече Н и ки та Стру ­ ве. Кстати , в книжном магазине при издательстве «Имка-пресс», принад­ лежащем Струве (с ним липчане могли познакомиться во время дней французской культуры в Липецке , состоявшихся год назад), удалось купить кн и гу переписки Буниных. Н и ки т а Алексеевич, близко знав ­ ш ий И .А . Б унин а , подарил мне сборник своих работ, среди которых — воспоминания о писателе. ...До церкви на рю Дарго добра­ лась уж е в сумерках. Эта православ­ ная церковь не раз упоминается в дневниковых записях Ивана А л е к ­ сеевича. В ней отпевали Федора Ш а ­ ляпина , в ней венчались И .А . Бу ­ нин с В .Н . Муромцевой; в этой же церкви, 42 года назад, его отпева­ ли. Церковь была уж е закрыта, на двери белел листок. Объявление на русском языке, что поначалу пока ­ залось даже странным (французы очень уважают свой язык и неохот­ но говорят на других), извещало о начале всенощной службы 31 декаб ­ ря в 20 часов. Обошла вокруг ограды. Случай ­ ный прохожий посоветовал обра­ титься в ресторан напротив. Зашла. На первые вопросы о церкви слы­ ш у по-русски: «Здравствуйте! Вы из России?» Разговорились. Нина , хо ­ зяйка ресторана «Петроград» (заве­ дение существовало еще в 20 -е годы), оказалась москвичкой . На мой вопрос: «К а к идут дела?», — ответила просто: «Крутимся *. По ­ том объяснила, что церковь откры ­ та с 12 до 15 часов ежедневно, а сей­ час настоятель церкви отец Анато ­ лий уж е ушел. Пока разговарива­ ли, совсем стемнело. Последний раз взглянула на пра ­ вославный крест на куполе — удас ­ тся ли еще когда увидеть эту цер ­ ковь, войти внутрь? Следующий мой поход — на ули ­ ц у Ж а к а Оффенбаха. Б унины в ш утку называли ее «Яшкиной» ули ­ цей. На шестом этаже дома № 1 этой улицы более 30 лет ж и л , сюда воз- С м о т р в « О к т я б р е » ЧЕЧ Н Я « ПОЯ ВИЛА СЬ» П О Т ОМ . . . « в и в А Т . к и н о РОССИИ!» Премьера «Кавказского пленника* состоялась | в марте на очередном X X V I I Межгосударственном кинорынке в Москве. Перед показом много инте ­ ресного и поучительного рассказали кинопрокат ­ чикам участники съемочной группы фильма, кото ­ рый, по словам режиссера Сергея Бодрова, накану ­ не всю ночь готовила к просмотру вся лаборатория «Мосфильма». Фильм по праву и равно считается детищем его постановщика и продюсера Бориса Киллера. С. Бод­ ров, закончив сценарный факультет В ГИ К а , вот уже более десяти лет активно занимается кинорежис ­ сурой. Некоторое время работал в СШ А , где его лента «Кто-то любит» сумела, к а к говорится, най ­ ти своего зрителя. К а к раз в Лос-Анджелес к Бодрову и приехал с предложением снять фильм «Кавказский пленник* Б. Киллер. Он — известный предприниматель, вла­ делец многопрофильной фирмы «Караван», распо­ ложенной в Казахстане. Фирма спонсировала, в час­ тности, «Американскую дочь* Карена Шахназаро ­ ва, фильмы нескольких среднеазиатских режиссе ­ ров. Обратился ж е Б. Киллер именно к С. Бодрову к а к его бывший ученик в сценарной мастерской. Причем, конкретно Чечня не имелась в виду. Чеч ­ ня «появилась», когда С. Бодров, Б. Киллер и при ­ глашенный ими, хорошо знавший К авказ , Ариф Алиев, работали над сценарием. Интересно, что исполнителя роли прапорщика Саши Олега Меньшикова выбрал режиссер, а про­ дюсер вначале был против, предлагая на эту роль Владимира Машкова . Зато потом, когда фильм был уж е завершен, Б. Киллер подчеркнул: Олег сыграл — лучше невозможного; к тому ж е актер сам при ­ думал некоторые сцены в фильме. Роль солдата-новобранца Ж илин а сыграл сын режиссера, тоже Сергей, непрофессиональный а к ­ тер, начинающий искусствовед. А тут решающее слово осталось уж е за продюсером. С. Бодров-стар- ший при всем его отрицательном отношении к ре­ жиссерам, снимающим в фильмах собственных де­ тей, хотя и с неохотой, вынужден был согласиться. «Кавказский пленник* создавался в Дагестане. Лишь заключительная сцена, в которой боевые вер­ толеты летят на задание, снималась в Казахстане. Дагестанский аул Рича , где работала съемочная группа , насчитывает две тысячи лет. Множество бытовых и иных жи тей ских трудностей испытыва­ ли кинематографисты, работавшие по 12 -14 часов в сутки . Особенно трудно пришлось оператору Павлу Лебешеву, пожилому человеку, которому пришлось, производя съемки, буквально ползать по горам. Завершая представление фильма на кинорын ­ ке , С. Бодров рассказал о том большом значении, которое для него и его «команды* имело посеще­ ние военного госпиталя имени Бурденко, где нахо ­ дились на излечении раненые из Чечни . Общение с ними не могло не создать определенного настрое­ ния, определившего в дальнейшем всю тональность фильма. Ю . РАЗУМОВСКИЙ. Безусловно, лучшая картина смотра (хотя он ещ е не закончился, и фильмы его программы сравнивать рановато) — «Кавказский пленник». Хотя бы потому, что в нынешнем году именно работа Сергея Бодрова стала на многих между ­ народных кинофестивалях «визитной карточкой» нашего кино. В связи с этим «Салон муз» решил рассказать о фильме с двух сторон. Первая — ка к бы анонс, краткая околосъемочная и съемоч ­ ная его «биография». Вторая — основные впечат­ ления непосредственно о фильме. С К ОРБЬ П О П ОЛАМ С НАДЕЖ ДОЙ К идее в современных декорациях и с персо ­ нажами сегодняшнего дня разыграть историю, рассказанную Л.Н. Толстым в «Кавказском плен­ нике» век с четвертью назад, можно было отнес ­ тись по-разному. Она, естественно, «озаритель- на» в чисто кинематографическом отношении, ак­ туальна сейчас в любом ином. Только вот как именно ее реализовать и кому? В. Бортко, имею ­ щему опыт «Афганского излома» с М. Плачидо? Нет, лучше не надо. И «вдруг» за решение этой сложнейшей задачи берется С. Бодров, начинав­ ший как комедийный сценарист и снявший не­ сколько довольно «скромных» картин. Можно много говорить о мастерской «пере­ лицовке» толстовского рассказа на нынешний лад, об очень верном подборе актеров, и о пер­ вом среди них — О. Меньшикове. Но, по-моему, в пределах газетного отклика хорошо бы успеть сакцентировать внимание на проблематике филь­ ма, на том, что он выходит за рамки просто анти­ военного, вызывает размышления более общего порядка. Фильм в некотором роде напоминает пано­ раму разноуровневого горного селения — в од ­ ном из его саклей находятся двое русских (или правильнее — российских?) пленных с целью обмена их на сына хозяина дома, плененного (сына) вражеской стороной. С виду внешне се ­ ление, быт и обычаи его обитателей — незыбле­ мы; во всем чувствуется дух их предков. Но ни ­ чего окончательно прочного (кроме разве что камней, из которых выстроено селение), оказы ­ вается, нет. Нет и в прошлом — жена персонажа, неот­ рывно сторожащего пленных, презрев законы предков, сбежала от него с «неверным», послед­ ствия чего вышли весьма тяжкими для бывшей супружеской пары. И тем более нет в настоящем, где воистину детонатором оказалась война. Д. Сихарулидзхе в роли отца, чей сын пленен рус ­ скими, предстает непреклонно -эпично-впечат ­ ляющей фигурой. Аксакалам бы, по особой тра ­ диции горцев, гордиться, глядя на такого мужчи­ ну, но они не одобряют его рискового решения держать у себя русских солдат. Нечто «прочное», непременное присутствует и у представителей российской армии. Вне во­ енных действии хозяином положения, со смаком вкушая «колониальную» еду, чувствует себя офи­ цер (роль сыграна А. Жарковым). И даже попав в плен, бывалый прапорщик-контрактник (О. Мень­ шиков) не упускает случая показать свое превос ­ ходство над «салагой» Жилиным (фамилия у ге ­ роя С. Бодрова-младшего та же (!), что и у плен­ ного из рассказа Толстого). Однако при дальней­ ших ситуациях офицер застается врасплох, а для пленных героев, буквально скованных одной цепью, уже оказывается совсем не важно, сколь ­ ко каждый из них прослужил в армии. Так что война, да простят мне столь крамоль­ ную, несопоставимую с ужасами войны, фразу, лишь подчеркивает, доводит До логического за ­ вершения мысль о временности, непостоянстве чего-то сложившегося, прочного. Война — пос ­ леднее доказательство неустойчивости любого равновесия, прискорбной фатальности челове­ ческого удела. Война до возможных для нее пред­ елов разлокализовывает человеческие несчастья, вне войны достигаемые крайних границ, допус ­ тим, при авиакатастрофах. Значит, в любом случае печально жить на этом свете, господа? Но для данного вопроса все же ключевое слово — «жить». И на войне, в конце концов, жива, неистребима надежда на лучшее. На то, что родители смогут-таки вызволить сы ­ новей из плена. На то, что война когда-то же до ­ лжна закончиться. Не дай Бог никому, разумеет ­ ся, оказаться внутри нее, как и в салоне взор ­ вавшегося самолета. Человечество, увы, не на ­ шло пока идеальных, стопроцентно и навсегда надежных политико-социальных (и уж, добавим, технических) решений. Зато некоторые люди способны каким-то осо ­ бым чутьем ощутить, что же вскоре вполне мо ­ жет произойти, и, как создатели фильма «Кав­ казский пленник», выразить это не конъюнктур ­ ными, а подлинно гражданственно-художествен ­ ными средствами. И пусть почти невероятное избавление Жилина из плена, пусть мистичес ­ кие появления на экране погибшего прапорщика — это «кино». Но кино, повторю, надежды и кино бесконечного сожаления о навернувшихся с вой ­ ны, оставшихся живыми в памяти знавших их. К. КОСТИН. вращался на зиму из Грасса и здесь закончил свой земной путь И .А . Бунин . Улица Оффенбаха неболь­ шая: состоит из нескольких мно ­ гоэтажны х домов и находится в X V I округе П ариж а . Издали увидела мемориальную доску из желтого металла на стене у подъезда. Она установлена про­ шлой осенью, когда весь просве­ щенный мир отмечал 125-летие со дня рождения писателя. На доске выбито; «Здесь с 1920 по 1953 годы жил русский писатель Иван Бунин, лауреат Нобелевской премии 1933 года*. По-французски. Сфотографировала дом так , что ­ бы был виден шестой этаж , над­ пись на доске, современный вид улицы. Пристально вглядываюсь в окна последнего этажа. Что там? К то там? И хотя достоверно знала ответ, все ж е спросила у выходя­ щ их из дома; существует ли в квар ­ тире музей Бунина? Оказывается, нет, квартиру за­ н и м а е т о бы чн ая ф р а н ц у зс к а я семья. Почему все ж е нет музея? Большинство пожимали плечами, а одна ж енщ ина сказала: «С тех пор, к а к здесь ж и л русский писа ­ тель, прошло та к много времени...» Быстро промелькнули дни зна ­ комства с П арижем , наполненные памятью о Б унине . Невозможно выразить словами то чувство, что испытала я за это время, когда ка к - бы слились пространство и Время, липецкий Суходол и французский П ар иж , лу г над прудом в Озерках, где когда-то юный Бунин «слагал свой первый стих» , и эта тихая улица Оффенбаха, где он дописал свою последнюю строку ... Время ушло, осталась Вечность. «В стране, заменившей мне ро­ дину, много есть городов, подобны:^'' тому, что дал мне приют, некогда славных, а теперь заглохших, бед­ ных, в повседневности живущ их мелкой жизнью . Все ж е над этой жизнью всегда — и недаром — ца ­ рила какая -нибудь серая башня времен крестоносцев, громада со­ бора с бесценным партоном, века охраняемым стражей святых изва­ яний , и петух на кресте, в небе­ сах, высокий господний глашатай, зовущий к небесному Гр аду * ... Наталья КРЮКОВА. ‘Ц ш т Щ ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz