Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
1 9 о к т я б р я 1 9 9 6 г . ф и л а р м о н и я : н а к а н у н е в с т р е ч и в П а р и ж , к Б у н и н у № 2 0 1 ( 1 2 6 5 ) К о т к р ы т и ю к о н ц е р т н о го с е з о н а Б О Л Ь Ш А Я П Р Е Д Ъ Ю Б И Л Е Й Н А Я Н Е Д Е Л Я М узыковед Наталья СОСНОВСКАЯ: — С художественным руководителем Л и пецкой областной филармонии Влади миром Д ем ентьевичем Ларьковым зн а комы много л е т , он мой учитель, настав ник . Видимся мы часто , но в последнее время сесть и поговорить по душ ам не уд ается . Поэтом у первый вопрос самый естественны й : «Как дела , Владимир Д е ментьевич? К а к настроение?» Владимир ЛАРЬКОВ: — Если совсе м кратко — настроение хорошее. Дела идут. — Не слиш ком ли мажорное начало для интервью? Или вы со зд ае те некий п р ецед ен т? К а к получается , что в по лосе вс ео бщ е го хаоса , который люди культуры часто называют «мясорубкой», вы отвечаете столь спокойно , оптимис тично . У вас что , нет проблем? — Да нет, проблемы у меня и у филар монии есть, да еще такие, которые не знает ни один творческий союз нашего города. Но сегодня я не хочу их касаться, потому что много работы творческой, любимой, ради которой мы живем. Думать о проблемах нет времени: двадцатого октября филармония открывает свой предъюбилейный, тридцать девятый сезон. — Вы с та ким чувством произносите эти слова , что напрашивается вопрос: чем зав траш ний и ближайшие дни о т личаются о т других рабочих, и что ж е для вас та ко е — открытие концертного сезона? — Это прежде всего отчет нашего твор ческого коллектива перед зрителем, моби лизация духа на целый год и проверка сил. — З н ачи т , праздник? — Мы живем для того, чтобы делать лю дям праздник не только на открытии сезона и_не в примитивном понимании. Мы хотим уйти от праздности, «попсы». Я много раз говорил — и при бедности нашей филармо нии, не имеющей своего концертного зала, мы не сходим до примитивности, дещевой популярности, не «выкручиваемся» за счет искусства невысокого качества. — Есть ли у вас определенная кон цепция открытия концертного сезона? И если есть , то придерживаетесь ли вы ее на про тяж ении длительного врем ени , или она рождается параллельно с о т крытием каждый год? — Конечно же, есть, и много лет она ос тается неизменной. Определяющим замыс лом всей нашей работы, не только в момент открытия, является пропаганда различных музыкальных жанров, классического насле дия, лучших образцов современной акаде мической и народной музыки. Это главная, магистральная идея, которая имеет поддер жку у всего творческого коллектива филар монии. Еще один существенный момент: в последние годы мы не сужали, а постоянно расширяли программы концертов. Теперь открытие сезона — это не один вечер, а не деля музыки. Потом — следующий год у нас юбилейный. Поэтому отмечать свое соро калетие собираемся широко, с большим ко личеством приглашенных гостей, с праз дничными сборными концертами. А на сей раз мы решили показать, чем ежедневно живет наш коллектив, как функционирует каждое филармоническое звено. Но это не означает, что на концертах не будет откры тий новых программ и новых имен. — Р асскажи те немного подробней о каж дом вечере , чем ж е нас порадуют филармонические коллективы? — С каждым годом все активнее о себе заявляет группа артистов под руководством Игоря Резникова. Их предыдущая пропэам- ма «На земле живут лишь раз» вызвала боль шой резонанс у слушателя. Как бы двигаясь вперед в этом направлении, они решили представить на зрительский суд компози цию по изящной, немного ироничной повес ти Пушкина «Метель» с замечательной му зыкой Свиридова. Причем «Метель» прозву чит в более привычной для нее камерной обстановке, уютном зале областной юно шеской библиотеки. Анатолий Чечелев и Вера Матынова (мастера художественного слова) естественны и удачно дополняют в «Метели» дру г друга. Вокальные номера Татьяны Хованцевой и Людмилы Балакире вой просто влились в программу, а струн ный квартет хорошо проник в стилистику композитора. — В филармонии есть ещ е один лек - торийны й коллектив . Его проф ессио нальный уровень не вызывает сомнений: засл уж енн ая ар тистка России Марина Овсянникова , пианист Валерий М аркин , м узы ковед Алла З а гво зд кина . Но о них в последнее время ничего не слыш но ... — Нет, они много работают, в основном, для юных зрителей. Конечно, у них давно не было открытого сольного выступления. Сей час мы исправляем ситуацию. Тема, кото рую подготовили артисты, уверен, будет очень интересна как детям, так и их родите лям. Артисты взяли «Детский альбом» Чай ковского , к которому написан текст. Вы ус лышите хорошо знакомые «Неаполитанскую песенку», «Хорал», «Бабу-Ягу» и в вокальном исполнении, и с комментариями музыкове да. — Что и говорить, зрителей тут ожи д аю т приятные сюрпризы . А вот «Каза ки России» — хорошо известный коллек тив — м ож е т ли он чем -то особо уди вить? Неужели их про грамма , достаточ но регулярно «катаемая» в Липецке , вновь вызовет зрительский энтузиазм? — Мне понятен ваш вопрос, но с иронией, которая в нем сквозит, не согласен. Во-пер вых, уже на протяжении шести лет их кон церты остаются аншлаговыми. Молодость, азарт, мастерство, искрометность не могут надоесть. Коллектив нашел своего почитате ля. Во-вторых, танцевальный коллектив с ак компанирующим ансамблем все больше тран сформируется в танцевально-вокальный. В этом году возросло количество песен и и н - » струментальных номеров, в которых музыкан ты раскрываются с новой, неожиданной сто роны. — В филармонической афише м а ги ч е с к о е ш о у обычно о тс у тс тво в ало . И вдруг сольная программа артиста Анато лия Харлам ов а ... — Если честно, то мысль включить в от крытие сезона Харламова навеяна недавно прошедшим концертом в рамках Дней индий ской культуры, где выступал и фокусник. Я был удивлен, как охотно зрители реагирова ли на незатейливые, давно известные номе ра заезжего факира, и почувствовал тягу зри теля к этому жанру. Харламов — профессио нал высокого класса, пользующийся огром ным уважением у коллег, лауреат междуна родного конкурса, магистр магии, гастроли рующий и за рубежом. Так почему не пред оставить этому артисту возможность пооб щаться с нашим зрителем на площадке об ластного ДК? — Не вижу в 1 ^ о г р а м м е имен хорошо известных и любимых липчанами наро дного ар тиста России Анатолия Б езд е нежно го , заслуженных артистов России Валерия Радченко , трио баянистов, лау реата мехсдународного конкурса ансам бля народных инструментов «Мозаика ..... — На всех них выпала большая нагрузка в предыдущий сезон. Всем запомнился «Бене фис Безденежного». Радченко поддержал престиж филармонии, выступая рядом с при мой Большого театра Татьяной Ерастовой. Что касается трио, то их вечер стал одним из ос новных событий прошлого концертного се зона. А «Мозаика» после победы на конкурсе в Москве «отчиталась» перед липчанами ле том. Однако новые встречи с нашими веду щими артистами — отнюдь не за горами. — А есть ли в программе этих дней к а ки е -то «проблемные» моменты? — Всегда особое волнение вызывают джа зовые концерты. Для нас это совершенно новое направление, новый пласт музыки, ко торый мы пытаемой разрабатывать. Ведем пропаганду в школах, участвуем в институтс ких мероприятиях и, конечно же, проводим джазовые представления. К ним мы предъяв ляем огромные требования, приглашаем са мых лучших исполнителей как отечественных, так и зарубежных. В очередной раз партне рами Липецкого джазового трио Игорь Вере щагин — Сергей Спиридонов — Евгений Они щенко станут «звезды» мирового класса Ва лерий Колесников и Аркадий Шилклопер. С трубачом из Донецка мы уже встречались, а вот москвич Аркадий Шилклопер — новое для Липецка, но хорошо известное в стране имя. Уникальный инструменталист, на сегодняш ний день единственный, кто исполняет джаз на валторне, к тому же обаятельнейший че ловек — на сцене и вне ее. Приглашаем всех двадцать восьмого октября в областной ДК на вечер джазовой музыки. — Если мы заговорили о гостях , то р асскажите о концерте в драматическом театр е . — Мы пригласили талантливую молодежь Большого театра. Они интересны, непосред ственны, уже успели поучаствовать в конкур сах и снискать расположение публики и ува жение старших коллег. Екатерину Головлеву, Игоря Тарасова, Ирину Р*убцову нам предста вит народная артистка России Белла Руден ко. Как принято, молодежь не боится слож ностей, поэтому любители музыки останутся довольны их программой, в которой номера — из «Кармен» Бизе, «Пиковой дамы» Чай ковского, «Царской невесты» Римского-Кор сакова, «Хованщины» Мусоргского... — Все это , конечно , замечательно , за исключением разве что популярных э с традных исполнителей , имен которых на аф иш ах открытия сезона нет. Не объяс ните , в чем тут дело? — Объяснение — самое банальное: слож ности с оплатой гастролей «звезд» эстрады. Те из них, которых мы бы хотели видеть у себя в гостях, дают, как правило, концерты с «живой» музыкой и потому весьма доро го стоящие. Мой помощник по гастрольно-кон цертной работе Жанна Степановна Коваль прилагает очень много усилий для того, что бы не «скучала» и наша самая массовая, в том числе и молодежная, аудитория. И в те чение сезона, уверен, мы увидим ряд извес тных исполнителей легкой музыки, а также спектакли московских трупп. Но каждое их приглашение к нам, повторю, будет связано с немалыми сложностями. — М ож ет , мы все ж е поговорим и о других ваших сложностях , проблемах? — Нет, этот разговор очень больной, тре бует особых сил и настроения. Он должен быть более подробным и серьезным. На деюсь, мы вернемся к нему, к сожалению, еще и не раз. Но только после открытия тридцать девятого концертного сезона. А своеобр а зной прелю ди ей се зон а стали в начале октября выступле ния молодого артиста и з Санкт-Петербурга Олега Погудина . Удивитель н о , но он , несмотря на свою молодость, уж е умеет сказать новое , с о в р ем е нн о е «слово» в таком, ка зало сь бы, н аи зн а ком ом ж а нр е , к а к р о м а н с . Олега Погудина вы видите н а сним ке Евгения САМОХВАЛОВА . смой МУЗ - чч 2 2 о к т я б р я — д ен ь р о ж д е н и я И . А . Б у н и н а « в СТ Р А Н Е , З АМ ЕН И ВШ Е Й М Н Е Р О Д И Н У . . . » Приглашение из Франции от давних друзей — провести Рождес тво в П ариже — пришло неожи данно, но очень кстати. Сразу раз решался вопрос, что делать с не делей, оставшейся от отпуска. И , главное, появилась счастливая воз можность осуществить свою дав нюю (еще со студенчества, когда начала заниматься творчеством И . А . Бунина) мечту — побывать в местах, где последние годы своей ж и зн и провел и написал много значительных и прекрасных про,- изведений великий Бунин. Оформление визы , недолгие сборы, и вот уж е самолет призем лился в аэропорту Шарля де Гол- л я ... П а р и ж ослепил размахом и фантазией праздничной иллюми нации , обилием живых цветов — в букетах и горшочках: у францу зов принято поздравлять друг дру га с Рождеством цветами. Проез ж а я Елисейские поля, останови лись у Лионского вокзала, неда леко от площади Согласия. Имен но на этот вокзал в конце марта 1920 года прибыл Бунин с женой, к а к оказалось — навсегда. Вечер прошел в бесконечных расспросах, воспоминаниях об об щ их друзьях, знакомых. На сле дующее утро — самое главное — поездка в Сент-Женевьев-де-Буа: поклониться могиле великого зем ляка . Местечко Сен-Женевьев-Де-Буа (лес святой Женевьевы) — в 30 к и лометрах от П ариж а , здесь нахо дится известное русское кладбище. Оно старое, й французское прави тельство планирует ограничить за хоронение на этом кладбище из- за нехватки площади. К а к много русских умирает в Париже! В цветочном м а га зин е при кладбище покупаю цветы. Выби раю те , что напоминаю т наш и средне-русские, полевые. Иду к последнему пристанищу соотечес твенников, по своей или чьей-то воле оказавшихся на чужбине. Слева от центральной аллеи бе леет трогательная православная часовня с голубым куполом, за ней виднеется здание приюта для остав шихся без средств и род с тв енни ков стариков. И ч а с о в н я , и приют построены на пожертвования великой кня гини Елизаветы Федо ровны. Молча останавливаюсь у могил Владимира Максимова, Ру дольфа Нуриева, Виктора Некрасо ва, Андрея Тарковского. В старой же части кладбища тем неют надгробия с фамилиями древ нейших в России родов. И с краю — простой, из светло го камня крест, много раз виденный на фотографиях в кни гах о Бунине. Невольно и как -то неожиданно для самой себя охватило сильное ду шевное волнение и трепет, какие бы вают после долгой разлуки и встре чи с чем-то или кем-то очень доро гим , близким ... П о л ож и л а на м о гил у цветы , мысленно передала привет от Ель ца и всего нашего липецкого края , ставшими и незабвенной духовной родиной писателя. Н а камне креста выбито по-рус ски и по-французски: «Иван Бунин (1 8 7 0 -1 9 5 3 ) , а чуть ниж е другое имя: «Вера Бунина (1881 -1961 ) . С особой сердечностью поклони лась праху той, кто , пережив на 8 лет своего великого муж а , до пос леднего часа была его ангелом-хра- нителем, его Верой. Она похороне на в одной могиле с Иваном А л е к сеевичем, к а к и завещала. Н а память пришли бунинские строки , написанные еще в 1922 году, когда желание вернуться до мой, в родные сердцу Огнево, Ва сильевское, Озерки казалось еще осуществимым, а сердце говорило совсем иное: «Пылай, играй стоцветной . силою Неугасимая звезда Над дальнею моей могилою Забытой Богом навсегда»... Все истинные поэты — провид цы. В одном только оказался неправ Бунин: его могила не забыта; она ухожена , на ней всегда свежие цве ты ... Интерес к творчеству И .А . Бу нина растет — не только в России, но и во Франции. М ил а я ф р а н ц уж е н ка Клер О Ш ар (м уж у нее — русский) защи тила докторскую диссертацию по творчеству Бунина, во Франции дей ствует общество почитателей талан та великого писателя. Его возглав ляет профессор университета в Бор до Гавриил Симонов, близкий ро дственник советского писателя Кон стантина Симонова. Об этом расска зал мне при встрече Н и ки та Стру ве. Кстати , в книжном магазине при издательстве «Имка-пресс», принад лежащем Струве (с ним липчане могли познакомиться во время дней французской культуры в Липецке , состоявшихся год назад), удалось купить кн и гу переписки Буниных. Н и ки т а Алексеевич, близко знав ш ий И .А . Б унин а , подарил мне сборник своих работ, среди которых — воспоминания о писателе. ...До церкви на рю Дарго добра лась уж е в сумерках. Эта православ ная церковь не раз упоминается в дневниковых записях Ивана А л е к сеевича. В ней отпевали Федора Ш а ляпина , в ней венчались И .А . Бу нин с В .Н . Муромцевой; в этой же церкви, 42 года назад, его отпева ли. Церковь была уж е закрыта, на двери белел листок. Объявление на русском языке, что поначалу пока залось даже странным (французы очень уважают свой язык и неохот но говорят на других), извещало о начале всенощной службы 31 декаб ря в 20 часов. Обошла вокруг ограды. Случай ный прохожий посоветовал обра титься в ресторан напротив. Зашла. На первые вопросы о церкви слы ш у по-русски: «Здравствуйте! Вы из России?» Разговорились. Нина , хо зяйка ресторана «Петроград» (заве дение существовало еще в 20 -е годы), оказалась москвичкой . На мой вопрос: «К а к идут дела?», — ответила просто: «Крутимся *. По том объяснила, что церковь откры та с 12 до 15 часов ежедневно, а сей час настоятель церкви отец Анато лий уж е ушел. Пока разговарива ли, совсем стемнело. Последний раз взглянула на пра вославный крест на куполе — удас тся ли еще когда увидеть эту цер ковь, войти внутрь? Следующий мой поход — на ули ц у Ж а к а Оффенбаха. Б унины в ш утку называли ее «Яшкиной» ули цей. На шестом этаже дома № 1 этой улицы более 30 лет ж и л , сюда воз- С м о т р в « О к т я б р е » ЧЕЧ Н Я « ПОЯ ВИЛА СЬ» П О Т ОМ . . . « в и в А Т . к и н о РОССИИ!» Премьера «Кавказского пленника* состоялась | в марте на очередном X X V I I Межгосударственном кинорынке в Москве. Перед показом много инте ресного и поучительного рассказали кинопрокат чикам участники съемочной группы фильма, кото рый, по словам режиссера Сергея Бодрова, накану не всю ночь готовила к просмотру вся лаборатория «Мосфильма». Фильм по праву и равно считается детищем его постановщика и продюсера Бориса Киллера. С. Бод ров, закончив сценарный факультет В ГИ К а , вот уже более десяти лет активно занимается кинорежис сурой. Некоторое время работал в СШ А , где его лента «Кто-то любит» сумела, к а к говорится, най ти своего зрителя. К а к раз в Лос-Анджелес к Бодрову и приехал с предложением снять фильм «Кавказский пленник* Б. Киллер. Он — известный предприниматель, вла делец многопрофильной фирмы «Караван», распо ложенной в Казахстане. Фирма спонсировала, в час тности, «Американскую дочь* Карена Шахназаро ва, фильмы нескольких среднеазиатских режиссе ров. Обратился ж е Б. Киллер именно к С. Бодрову к а к его бывший ученик в сценарной мастерской. Причем, конкретно Чечня не имелась в виду. Чеч ня «появилась», когда С. Бодров, Б. Киллер и при глашенный ими, хорошо знавший К авказ , Ариф Алиев, работали над сценарием. Интересно, что исполнителя роли прапорщика Саши Олега Меньшикова выбрал режиссер, а про дюсер вначале был против, предлагая на эту роль Владимира Машкова . Зато потом, когда фильм был уж е завершен, Б. Киллер подчеркнул: Олег сыграл — лучше невозможного; к тому ж е актер сам при думал некоторые сцены в фильме. Роль солдата-новобранца Ж илин а сыграл сын режиссера, тоже Сергей, непрофессиональный а к тер, начинающий искусствовед. А тут решающее слово осталось уж е за продюсером. С. Бодров-стар- ший при всем его отрицательном отношении к ре жиссерам, снимающим в фильмах собственных де тей, хотя и с неохотой, вынужден был согласиться. «Кавказский пленник* создавался в Дагестане. Лишь заключительная сцена, в которой боевые вер толеты летят на задание, снималась в Казахстане. Дагестанский аул Рича , где работала съемочная группа , насчитывает две тысячи лет. Множество бытовых и иных жи тей ских трудностей испытыва ли кинематографисты, работавшие по 12 -14 часов в сутки . Особенно трудно пришлось оператору Павлу Лебешеву, пожилому человеку, которому пришлось, производя съемки, буквально ползать по горам. Завершая представление фильма на кинорын ке , С. Бодров рассказал о том большом значении, которое для него и его «команды* имело посеще ние военного госпиталя имени Бурденко, где нахо дились на излечении раненые из Чечни . Общение с ними не могло не создать определенного настрое ния, определившего в дальнейшем всю тональность фильма. Ю . РАЗУМОВСКИЙ. Безусловно, лучшая картина смотра (хотя он ещ е не закончился, и фильмы его программы сравнивать рановато) — «Кавказский пленник». Хотя бы потому, что в нынешнем году именно работа Сергея Бодрова стала на многих между народных кинофестивалях «визитной карточкой» нашего кино. В связи с этим «Салон муз» решил рассказать о фильме с двух сторон. Первая — ка к бы анонс, краткая околосъемочная и съемоч ная его «биография». Вторая — основные впечат ления непосредственно о фильме. С К ОРБЬ П О П ОЛАМ С НАДЕЖ ДОЙ К идее в современных декорациях и с персо нажами сегодняшнего дня разыграть историю, рассказанную Л.Н. Толстым в «Кавказском плен нике» век с четвертью назад, можно было отнес тись по-разному. Она, естественно, «озаритель- на» в чисто кинематографическом отношении, ак туальна сейчас в любом ином. Только вот как именно ее реализовать и кому? В. Бортко, имею щему опыт «Афганского излома» с М. Плачидо? Нет, лучше не надо. И «вдруг» за решение этой сложнейшей задачи берется С. Бодров, начинав ший как комедийный сценарист и снявший не сколько довольно «скромных» картин. Можно много говорить о мастерской «пере лицовке» толстовского рассказа на нынешний лад, об очень верном подборе актеров, и о пер вом среди них — О. Меньшикове. Но, по-моему, в пределах газетного отклика хорошо бы успеть сакцентировать внимание на проблематике филь ма, на том, что он выходит за рамки просто анти военного, вызывает размышления более общего порядка. Фильм в некотором роде напоминает пано раму разноуровневого горного селения — в од ном из его саклей находятся двое русских (или правильнее — российских?) пленных с целью обмена их на сына хозяина дома, плененного (сына) вражеской стороной. С виду внешне се ление, быт и обычаи его обитателей — незыбле мы; во всем чувствуется дух их предков. Но ни чего окончательно прочного (кроме разве что камней, из которых выстроено селение), оказы вается, нет. Нет и в прошлом — жена персонажа, неот рывно сторожащего пленных, презрев законы предков, сбежала от него с «неверным», послед ствия чего вышли весьма тяжкими для бывшей супружеской пары. И тем более нет в настоящем, где воистину детонатором оказалась война. Д. Сихарулидзхе в роли отца, чей сын пленен рус скими, предстает непреклонно -эпично-впечат ляющей фигурой. Аксакалам бы, по особой тра диции горцев, гордиться, глядя на такого мужчи ну, но они не одобряют его рискового решения держать у себя русских солдат. Нечто «прочное», непременное присутствует и у представителей российской армии. Вне во енных действии хозяином положения, со смаком вкушая «колониальную» еду, чувствует себя офи цер (роль сыграна А. Жарковым). И даже попав в плен, бывалый прапорщик-контрактник (О. Мень шиков) не упускает случая показать свое превос ходство над «салагой» Жилиным (фамилия у ге роя С. Бодрова-младшего та же (!), что и у плен ного из рассказа Толстого). Однако при дальней ших ситуациях офицер застается врасплох, а для пленных героев, буквально скованных одной цепью, уже оказывается совсем не важно, сколь ко каждый из них прослужил в армии. Так что война, да простят мне столь крамоль ную, несопоставимую с ужасами войны, фразу, лишь подчеркивает, доводит До логического за вершения мысль о временности, непостоянстве чего-то сложившегося, прочного. Война — пос леднее доказательство неустойчивости любого равновесия, прискорбной фатальности челове ческого удела. Война до возможных для нее пред елов разлокализовывает человеческие несчастья, вне войны достигаемые крайних границ, допус тим, при авиакатастрофах. Значит, в любом случае печально жить на этом свете, господа? Но для данного вопроса все же ключевое слово — «жить». И на войне, в конце концов, жива, неистребима надежда на лучшее. На то, что родители смогут-таки вызволить сы новей из плена. На то, что война когда-то же до лжна закончиться. Не дай Бог никому, разумеет ся, оказаться внутри нее, как и в салоне взор вавшегося самолета. Человечество, увы, не на шло пока идеальных, стопроцентно и навсегда надежных политико-социальных (и уж, добавим, технических) решений. Зато некоторые люди способны каким-то осо бым чутьем ощутить, что же вскоре вполне мо жет произойти, и, как создатели фильма «Кав казский пленник», выразить это не конъюнктур ными, а подлинно гражданственно-художествен ными средствами. И пусть почти невероятное избавление Жилина из плена, пусть мистичес кие появления на экране погибшего прапорщика — это «кино». Но кино, повторю, надежды и кино бесконечного сожаления о навернувшихся с вой ны, оставшихся живыми в памяти знавших их. К. КОСТИН. вращался на зиму из Грасса и здесь закончил свой земной путь И .А . Бунин . Улица Оффенбаха неболь шая: состоит из нескольких мно гоэтажны х домов и находится в X V I округе П ариж а . Издали увидела мемориальную доску из желтого металла на стене у подъезда. Она установлена про шлой осенью, когда весь просве щенный мир отмечал 125-летие со дня рождения писателя. На доске выбито; «Здесь с 1920 по 1953 годы жил русский писатель Иван Бунин, лауреат Нобелевской премии 1933 года*. По-французски. Сфотографировала дом так , что бы был виден шестой этаж , над пись на доске, современный вид улицы. Пристально вглядываюсь в окна последнего этажа. Что там? К то там? И хотя достоверно знала ответ, все ж е спросила у выходя щ их из дома; существует ли в квар тире музей Бунина? Оказывается, нет, квартиру за н и м а е т о бы чн ая ф р а н ц у зс к а я семья. Почему все ж е нет музея? Большинство пожимали плечами, а одна ж енщ ина сказала: «С тех пор, к а к здесь ж и л русский писа тель, прошло та к много времени...» Быстро промелькнули дни зна комства с П арижем , наполненные памятью о Б унине . Невозможно выразить словами то чувство, что испытала я за это время, когда ка к - бы слились пространство и Время, липецкий Суходол и французский П ар иж , лу г над прудом в Озерках, где когда-то юный Бунин «слагал свой первый стих» , и эта тихая улица Оффенбаха, где он дописал свою последнюю строку ... Время ушло, осталась Вечность. «В стране, заменившей мне ро дину, много есть городов, подобны:^'' тому, что дал мне приют, некогда славных, а теперь заглохших, бед ных, в повседневности живущ их мелкой жизнью . Все ж е над этой жизнью всегда — и недаром — ца рила какая -нибудь серая башня времен крестоносцев, громада со бора с бесценным партоном, века охраняемым стражей святых изва яний , и петух на кресте, в небе сах, высокий господний глашатай, зовущий к небесному Гр аду * ... Наталья КРЮКОВА. ‘Ц ш т Щ ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz