Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
'■ ' РУДчо быть сем ьянином м уж чине- учителю 9 октября 1996 г. к оррозия эк оном ическ ой политик и № 193 (1257 ) р о / т к [ : / : . с т Агентство «Последние известия» сообщает: ПРЕП О ДАВА ТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОРГАНИЗОВАЛИ ПИКЕТ У ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОМА С утра 7 октября у дверей Федерального дома, в кото ром располагается кабинет полномочного представителя президента РФ по Санкт-Петербургу Сергея Цыпляева, был выставлен пикет. По кругу была пущена шапка, в которую представители вузов опускали деньги для помощи петер бургским университетам и институтам. В частности, до цент Горного института, председатель профсоюза работ ников высшей школы Петербурга Владимир Подоляк бро сил в нее 30 тысяч рублей. По его словам, «эту сумму го сударство в виде зарплаты выдало ему за 30 лет работы». «Акция ставит своей целью обратить внимание руко водства страны на катастрофическое финансовое положе ние, в котором оказались петербургские вузы. Профес- сопско-преподавательский состав намерен добиваться кон ституционной ответственности за г евыполнение обяза тельств», — сказал Владимир Подоляк. 8 октября акция была продолжена у технологического института, а на 10 октября запланировано участие в пикетировании Госдумы в Москве. Акцию преподавателей поддержали студенты, ОРЕНБУРГ ВЫИГРАЛ КОНКУРС РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТА ВСЕМИРНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ В 70 МЛН. ДОЛЛАРОВ Оренбург выиграл конкурс российских городов на по лучение кредита Всемирного банка реконструкции и раз вития в размере 70 млн. долларов США сроком на 14 лет. Как сообщили корреспонденту АПИ в областной админис трации, эти средства предоставляются под ее гарантии и должны пойти только на реконструкцию жилья, техниче ское перевооружение электро- и теплоснабжающих объ ектов города. НА МАРШРУТЕ НИЖНИЙ НОВГОРОД — ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ ПОЯВИЛСЯ н о в ы й АЭРОБУС На маршруте Нижний Новгород — Франкфурт-на-Май- не появился новый грузопассажирский аэробус А З -19 гер манского производства. Его скорость 850 км в час, вмес тим ость— 126 пассажиров. Самолет приобретен госпред приятием «Международный аэропорт «Нижний Новгород» за 42 млн. долларов США. Цена на билет на рейсы этого аэробуса остается такой же, как и на рейсы других видов самолетов нижегородской авиакомпании. НАЙДЕНЫ КИЛЛЕРЫ, УБИВШИЕ ДВА ГОДА НАЗАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОГО БАНКА «ПРОГРЕСС-2000» Правоохранительным органам Ростова удалось рас крыть одно из самых нашумевших преступлений, совер шенных в городе за последние годы. Задержана преступ ная группа, похитившая и убившая в декабре 1994 года председателя правления ростовского банка «Прогресс- 2000» Эдуарда Уяса. Банкир был похищен у подъезда собственного дома. Найти его не удалось, хотя на поиски была брошена опе ративно-следственная группа, а коммерческие структуры '^'1" объявили о крупном вознаграждении за поимку преступ- " ников. Лишь через десять дней на территории Неклинов- ^ I ского района были обнаружены обгоревшие человеческие ^ останки. Обрывки одежды и личных вещей позволили пред- I положить, чтр. это останки 32-летнего банкира. Данные экспертизы подтвердили,предположение-. По факту убий- ж ства бь 1 л,о в.озбуждено уголовное дело. К расследованию ^ подключились лучшие следователи прокуратуры и мили ции. Как сообщили корреспонденту АПИ в пресс-службе УВД области, недавно был задержан человек, на которого пало подозрение как на заказчика убийства. Через неко торое время найдены непосредственные исполнители пре ступления. Причиной убийства явилась коммерческая де- I ятельность банкира. ПЕРВЫЙ ТВЕРСКОЙ МАГАЗИН ОТКРЫЛСЯ В МОСКВЕ Первый тверской магазин «Строймаркет» открылся в Москве на Новолесной улице в районе Белорусского во кзала. Принадлежит магазин торговому дому «Тверская яр марка». Магазин, занимающий площадь в 500 кв. метров, будет торговать широким ассортиментом стройматериа лов западных и российских производителей. Магазины торгового дома «Тверская ярмарка» также открыты в Мур- I'. ^ манске и Назрани. ^ ^ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАРПЛАТУ СЕЛЬСКИМ УЧИТЕЛЯМ И МЕДИКАМ СТАЛИ ВЫПЛАЧИВАТЬ ТОПЛИВОМ И ПРОДУКТАМИ В райцентре Новосибирской области, селе Здвинск, всем бюджетникам стали выдавать в счет зарплаты про дукты и топливо. Масло, сухое молоко, сыр, сметану, кон феты и другие продукты на сумму 150 тысяч рублей можно т получить здесь под запись. Эти продукты магазин местно го маслозавода отпускает в счет долга сельхозпредприя тия бюджету района. После получения векселей районной администрации начали отгружать уголь и дрова. «Мы с мая задолжали работникам бюджетной сферы около 5 млрд, рублей, — сказал корреспонденту АПИ зам, главы район ной администрации Виктор Прошак. — За май рассчита лись только с учителями и частично с медиками, а сейчас выдаем учителям аванс за июнь. Администрация района взяла в банке вексельный кредит на зарплату на 2 млрд, рублей. Но деньги банк переводит частями, поэтому ре шили пока предложить людям продукты и топливо». МИТРОПОЛИТ ХАРЬКОВСКИЙ ПЕРЕДАЛ ЕПИСКОПУ БЕЛГОРОДСКОМУ ИКОНУ, НАПИСАННУЮ ИТАЛЬЯНСКИМИ ХУДОЖНИКАМИ ДЛЯ МОСКОВСКОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Митрополит харьковский Никодим передал епископу белгородскому Ивану икону Святителя Николая, написан ную современными итальянскими художниками для Мос ковского храма Христа Спасителя. Как сообщили коррес понденту АПИ в Харьковской областной администрации, торжественная церемония передачи состоялась на укра инско-российской границе. Предполагается, что икона бу дет передана Патриарху Московскому и Всея Руси Алек сию Второму. Икона размером 1,20 м на 1,5 м подарена - итальянским храмом города Бари, где хранятся мощи Свя- ; тителя Николая. По пути в Москву икона прошла через ; руки священников Италии, Болгарии, Польши и Украины. ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ НА ПОЛЯХ ВОКРУГ ЯРОСЛАВЛЯ С ПОЛИЧНЫМ БЫЛО ПОЙМАНО ОКОЛО 5 0 ВОРОВ За прошедшую неделю на полях вокруг Ярославля с ’ - поличным было поймано около пятидесяти воров. У них | изъяты тонна картошки, полтонны капусты и столько же I: корнеплодов. Воры Ярославля, толпами осаждающие кар тофельно-овощные поля пригородных хозяйств, тщатель- I , но взвешивают карманными пружинными весами украден- * ' ' ное Оказывается, милицейские патрули, курсирующие в \ округе в поисках расхитителей чужого урожая, при задер- г С ' жании составляют протокол лишь на тех, у кого окажется л более 10 килограммов ворованного. Поэтому, издали за- ; видев приближение стражей порядка, вор оставляет у себя :■ только 9 килограммов похищенного, а лишнее высыпает | ^ на землю, ^ 16 ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИЙ ОБМАНУЛИ ВКЛАДЧИКОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 170 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ^ ^ Правительство Ярославской области ознакомило де- ? путатов облдумы с отчетом о результатах расследования ; органами УВД деятельности компаний, не вернувших сво- ? * им вкладчикам деньги. Выяснилось, что 16 финансовых - ' «< «пирамид» обманули доверчивых ярославцев более чем Г -: на 170 миллиардов рублей. Возбужден ряд уголовных дел. ; Расследование по нескольким из них уже закончено, они переданы в суд. Пятеро мошенников бежали из Ярославля Ш и находятся сейчас в федеральном розыске. В ходе след- ствия у обвиняемых арестованы десятки автомобилей, дач, коттеджей, квартир. Но, увы, все изъятое оставляет мало надежд на возвращение денег. КТО ООСЯГАЕТ НА ЗДОРОВЬЕ ЛИПЧАН? Отдел госнадзора за соблюдением стандартов и правил сертификации тра диционно проверил ряд торговых пред приятий и на большинстве вскрыл серь езные нарушения, В основном они ка саются реализации некачественной про дукции и отсутствия сертификатов. По результатам контрольной проверки на нарушителей наложен штраф на сумму свыше 51 миллиона рублей, запреще на реализация товаров на 18,4 миллио на. В магазине «Фристайл», располо женном на улице Первомайской, реа лизовывалась некачественная водка. Как показали лабораторные исследова ния, опасная для здоровья. Материал об этом факте передан в прокуратуру для установления истинного изготови теля продукции. Директор магазина ош трафован, а водка запрещена для реа лизации. А в магазине N° 12 «Овощи» по ули це Космонавтов продавали сметану, ке фир, творог, майонез, масло, колбасу, сыр с истекшим сроком реализации. Продукция была заплесневелой, про горклой. Здесь же обнаружена водка с нали чием в ней посторонних веществ. Отдел проверил и ряд коммерче ских киосков, где также обнаружил ал когольную продукцию, не гарантирую щую безопасности ее потребителям. На владельцев наложены крупные штрафы. Елена СВЕТЦОВА, инспектор ЦСМ . ГЛАГОЛ ВРЕМЕН - МЕТАЛЛА... СТОН! (Окомчавше. Начало на 1-й стр.) Особенно драматична — по послед ствиям — ситуация с подготовкой рабо чих кадров: система профтехобразования стала заложницей правительственного и административного косоглазия. Зачем оно, коль не несет прибыль — сейчас, се годня! А потом, уж не рассчитывают ли сегодняшние боссы на приток дешевой (и кем-то обученной) рабсилы извне? Профсоюзы сегодня терпят поражение за поражением. Добивались правитель ственного решения о резервировании на счетах предприятий средств для выплаты зарплаты — осечка! Без учета точки зрения профсоюзов в Госдуму внесены проекты законов сниже ния тарифа отчисления в фонд соцстраха с 5,4 до 5.1 процента. Совсем недавно росчерком властного пера очередность платежей по зарплате «передвинута» (задвинута) снова с третьей на пятую очередь. На пленуме оценку ситуации на пред приятиях металлургического комплекса высказали председатели профкомов Ново липецкого СУ АО «Центрдомнаремонт» Сергей Токарев, АО «Коксохимремонт» Сергей Васильев. АО «Н Л М К » Лев Яр кин. В поисках новых форм работы по за щите прав трудящихся было особо обра щено внимание на необходимость более активного привлечения в профсоюзное движение средств массовой информации: сегодня отмалчиваться — себе дороже. Поставлен наболевший, но почему-то до сих пор откладываемый на потом во прос: почему профсоюзы и органы пред ставительной и исполнительной власти в области действуют как бы сами по себе? Или объединение усилий для решения общих проблем не так уж и важно сегод ня? Не обошли выступавшие и хрониче скую беду сегодняшних профсоюзов — раздробленность, отсутствие согласован ности вдействиях, взаимоподдержки и со лидарности. Участники IV пленума приняли обра щение в адрес президента, правительства. Государственной Думы для принятия не замедлительных мер по наведению поряд ка в вопросах выплаты заработной пла ты. Постановлением пленум наметил ряд конкретных мер по улучшению финансо вого обеспечения трудящихся на предпри ятиях отрасли. Наиболее действенной ме рой воздействия на работодателя сочте но проведение профсоюзных собраний и конференции, где следует ставить вопрос об ответственности руководителей за на рушение статей КЗОТа, вплоть до требо ваний о расторжении трудовых контрак тов с виновными. При его решении надо опираться на поддержку правоохрани тельных органов, налоговую инспекцию, инспекцию труда. * * * За протокольными строчками реше ний, понятно, не видно главного — той меры страданий, в которых оказались тру женики России. И если чаша терпения бу дет переполняться и впредь — она опро кинется. Впереди же — ноябрьская всероссий ская забастовка... Владимир ПЕТРОВ. ^0 лет вме сте с Вами Если Вы привыкли держишь руку ни пу.пьсе вре.меии, стре.мишесь профессиоисиыюразбираться в пробле.мах по.зитики и экономики, хотите быть в курсе событий не то.чько в свое.м городе, но и в России, СНГ, за рубежо.н, то не забудьте подписаться на са.мую ннфор.мированную н престижную газету России, которая вотуже 80 лет с честью оправдывает свое название — ЕЗ ВЕСТВЛ П одписной индекс «Известий» — 50050. в любо.м отделении связи Вы можете также подписаться на приложение к «Известиям» — г а з е т у д л я д е л о в ы х л ю д е й «Ф и н а н с о вы е и з в е ст и я » (п о д п и с н о й и н д е к с 3 2 4 4 4 ) и ж у р н а л « З а к о н » (39001 ) . I « л и ч н о с т ь В О С П И ТЫ В А ЕТ С Я Л И Ч Н О С Т Ь Ю . У Ч И Т ЕЛ Я . . .» — Юрий Иванович, и ваша работа, и про шлый большой опыт учителя физики и м а тем атики липецкой средней школы № 10 д аю т во зм ож но сть , оглянувшись н а зад , объективно оценить путь, который прошел институт за более чем сорокалетнюю и с торию . Для многих , далеких от п ед а го ги к и , у ч р е ж д е н и е , вам и в о з гл а в л я ем о е , представляется ка к тихое , спокойное , где в кабинетах ид е т своя специализирован ная деятельность , кропотливая , н е с п еш н ая ... — Вот именно, «далеких от педагогики»! В этих тихих, как вы выразились, стенах (загля ните сюда в дни конференций, семинаров!) определяется перестройка нашей российской школы, а дело это весьма беспокойное, серь езное и ответственнейшее. — Я знаю , что ваш институт за послед ние годы пережил существенные п ер ем е ны ... — Новое развитие института быстрыми тем пами началось в конце 80-х годов. Несомнен но, этому дала толчок перестройка общества. Усилилось то направление, которому раньше не уделялось должного внимания — научного обеспечения подготовки учителя. Реформа нам помогла изменить не только структуру учреж дения, но и все содержание его работы. Сегодня у нас трудятся около 90 специа листов. В их числе доктора и кандидаты наук, лучшие учителя, много лет отдавшие школе. Более тридцати лет работают в ИУУ заслужен ные учителя РФ Зинаида Михайловна Стюфля- ева, Василий Павлович Пищулин, отличники народного просвещения Павел Александрович Макарцев, Галина Васильевна Боровик... К нам пришло немало молодых педагогов, подающих надежды на свой научный рост. Мы создали несколько кафедр, ведущих неоценимую рабо ту по обновлению содержания обучения в шко ле. Это кафедры педагогики и психологии, гу манитарных дисциплин, иностранных языков, политологии и истории Отечества, дошкольно го воспитания и начального обучения, естес твенно-математических наук... На каждой из них активно действуют научные группы и творче ские мастерские. К их работе привлекаем ве дущих специалистов страны — из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов. Вышли уже и на международные связи. Так, кабинет иностранных языков, возглавляемый Марией Алексеевной Федотовой, осуществля ет сотрудничество с культурными центрами Англии, Франции, Германии. Наши специалис ты прошли курсы повышения квалификации за рубежом. Создана богатейшая библиотека учеб но-методической литературы. Осуществляется постоянный взаимообмен опытом с зарубеж ными коллегами. Мог бы добавить к этому и еще многое другое. — Словом , как я вижу, научный потен циал института сегодня достаточно высок. М ож ет быть, поэтому столь не редки у нас, в Л ип ец ке , го с ти -п ед а го ги , преподавате ли педвузов из других регионов? За по следнее время у вас побывали группы кол ле г из Вол гограда , М урм ан ска , Воронежа , Т ам б ов а ... За чем е д ^ , чем ин тересую т ся? — Знаете, не сочтите за нескромность, но я бы сказал так: в пору перемен в обществе мы не торопились со скоропалительными, непро думанными решениями — все закрыть, все пе ревернуть, начать заново, будто вчерашний хороший опыт и не существовал до нас. Как выразился мудрый Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Я хотел бы сказать сейчас добрые слова в ад рес нашей областной администрации, управ ления образования (ныне департамента науки и образования) по сохранению системы мето дической поддержки учителя. Во многих дру гих регионах поторопились оборвать естествен ное звено: управление — ИУУ — роно — школа — педагог. Где-то поступили «по-революцион ному», упразднив свои ИУУ. А мы не торопи лись и — выиграли. В то время, когда в школу пришло изменение содержания образования, учитель у нас не остался ни на один день, об разно говоря, невооруженным в требованиях Пожалуй, ни одна и з структур п а р о в о г о образования за многие годы и даже десятилетия не переживала столь щ ожны х перемен , к а к советская, а затем и российская школа. Она всегда была к а к бы своеобразным форпостом, отвечающим на требования времени,: Школа, ,главная опора гражданского и нравственного здоровья обществаробязана была откликаться на все социальные катаклизмы, сохраняя духовное наследие прошлого, сберегая лучшие традиции и развивая их в преломлении новых потребностей страны. Отдадим должное поистине мужественной профессии советского, а ныне российского учителя, всегда хорошо сознающего свой высокий долг по сберёжению вечных ценностей быртротекущей жизни. Уважение к личности ребенка, примерная ответЫгвенность з а избранное дело помогали ему во дни тяготи суровых испытании истории, »- А еще помогало ему профессиональное мастерство. Есть в нашей области скромное, но делающее очень большую и нужную работу образовательное учреждение, призванное всегда быть рядом с учителем-практиком. Это институт усовершенствования учителей. Кто из липецких педагогов не побывал в его стенах, повышая свою квалификацию на курсаху семинарах, участвуя в различного рода научных конференциях. Независимо от собственного опыта, сюда идут за советом, методической помощью^за тем, чтобы поближе познакомиться с работой коллег, пообщавшись с ними, укрепиться в верности своих творческих поисков. Вот уже шестнадцать лет инститт^ возглавляет заслуженный учитель РФ, доцент Юрий Иванович ИСАЕВ. Сегодня он — наш собеседник. ^ осуществления нового Закона об образовании. — Чем ж е , на ваш взгляд , вы и ваши коллеги вооружаете учителя -практика? — Прежде всего учитываем уровень его подготовки и, в соответствии с этим, строим работу. Используем богатейший педагогиче ский опыт, накопленный в России. Гордимся и своим, липецким, опытом лучших учителей. Грешно сегодня все это творчески не исполь зовать. — Но нынешняя школа иная , чем в с т а рые времена , и по формам обучения , и по содержанию . Как бы вы определили новый ее облик? — Тут есть две главные проблемы. Пер вая: в школе происходит передача основ куль туры от уходящих и нынешних поколений к вновь входящим. Причем передается то, что проверено временем, признано лучшим, не обходимым. Если процесс межпоколенной передачи исказить или остановить, это катас трофически отзовется на будущем наших де тей, чему мы, к сожалению, имеем печальные примеры уже сегодня. Вторая, не менее важная проблема — мак симально полное раскрытие возможностей и способностей личности учащихся. По моему убеждению, к жизни школы, к тому, что в ней происходит, должно быть при ковано внимание всего общества, а не какой- то ее части... — Насколько , как вы считаете , и в к а ком объеме коснулась школы д ем о кр ати зация? — Не только коснулась, но и сыграла свою большую положительную роль. Мы поставили очень много проблем, которые были просто несвойственны прежней школе. Произошло изменение образовательной парадигмы. Школа из авторитарной становится демократической. Правда, этот процесс в об разовательных учреждениях идет по-разному. Где-то быстрее, где-то медленнее, раскачи ваясь. В целом картина довольно пестрая. Но все же «процесс пошел», и это нас радует, и именно это направление составляет суть ны нешней позиции нашего института. Кстати, произошло это не так просто. Мы начинали движение к такой образовательной парадигме еще в конце 80-х годов. Шли в ка кой-то степени новаторским путем. Сначала нас не понимали. Но мы доказали свою пози цию, создав серьезную теоретическую базу, и с 1990-го года подняли флаг гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. В чем выражается этот поворот? В изме нении позиции отношений: учитель — ученик. Прежде всего, мы поставили задачу изучения ученика, его личностных качеств. Только на таком изучении, знании ребенка можно гово рить о его успешном обучении, воспитании. Это сложнейшая работа, требующая глубоко го знания теории и применения ее на практи ке. Ведь бывает и так, что хорошие теории, попав в плохие руки, приобретают совершен но противоположное значение... — А что вы вкладываете в понятие — изучение личности ученика? — Надо было вооружить учителя знанием психологии, особенно возрастной. К сожале нию, в прошлые годы, да нередко и сейчас, в пединститутах педагогику и психологию пре подают не на должном уровне. Я лично, как профессионал, очень сожалею, что нам в свое время и то и другое преподавали слабо. Мы больше изучали предметные области. А сей час учитель не должен быть только предмет ником. — И что ж е вы предприняли? — Первые шаги сделали еще в 1984 году. Сейчас уже имеем добротную основу, созда ли систему распространения психологических знаний. Результат: сейчас в каждой школе области есть педагог, глубоко знающий со временные проблемы психологии. Мы при влекли к обучению тех, кто хотел изучать этот самый сложный предмет, имел к этому склон ность. Сейчас мы обучаем заместителей ди ректоров школ проблемам психологии совре менного урока. В идеале хотелось бы добить ся применения этих знаний в кратчайший срок, так как в жизнь школы вошло очень много но вых педагогических технологий. Без знаний психологии их не освоить. — Нынешнему учителю дана о пр ед е ленная свобода на уроке: в выборе м ето д и к , п о д х о д е к у ч е н и к у . К а к , на ваш взгляд , готовы к этому педагоги? — Корпус учительства области професси онально высок. Да и липецкий опыт научил наших педагогов многому: интенсивно исполь зовать урок, диалогу с учеником и т.д. Поэто му мы как бы шагали в ногу с жизнью. Может быть, поэтому так охотно и быстро наши учи теля подхватили внедрение в учебный процесс авторских программ, новых предметов. В этом учебном году, например, в школах насчиты вается более 50 новых предметов — от эколо гии, социологии до экономики и маркетинга. В то же время отмечу, что к такому нов шеству тоже надо подходить осторожно. Но вые предметы — это дополнительная нагруз ка на ученика, они требуют хорошо подготов ленных кадров, методических комплексов, как для учителя, так и ученика. Поэтому мы пришли к идее реализации свободы обучения учителя-практика. Если раньше педагог — хочешь не хочешь — раз в пять лет как бы обязан был учиться в наших стенах, то теперь мы ему ничего не навязыва ем. Предлагаем широкий спектр курсов — до ста! — по предметам, ему самому интерес ным. Рассылаем планы в школы, получаем заявки и на их основе работаем весь следую щий год. Сейчас уже сформирован учебный план-97. — А к а к учтены интересы тех , кто при шел в ш колу только в этом году? — В октябре обязательно проводим встре чи с молодыми учителями, это наша тради ция. К сожалению, выпустив студентов, пед вузы о них сегодня забывают (а когда-то это было их задачей). Мы молодежи уделяем уси ленное внимание. — Юрий Иванович, мы побывали с вами в кабинетах института. По-моему, вам грех жаловаться на бедность их оборудования. О собенно впечатляет информационный ц ен тр ... — Тоже создали его за короткий срок. И ныне в его банке данных 1300 информацион но-педагогических модулей, раскрывающих опыт учителей России и области. Вскоре на ладим и передачу информации в районы. Рас полагаем также и хорошим кабинетом техни ческих средств обучения, информатики, тру дового обучения... Создали банк видеоинфор мации, где около 200 фильмов по разным во просам учебно-воспитательного процесса. Кстати, фильм «Липецкий край и Есенин» по лучил высокую оце.нку есениноведов в Рос сии. Стараемся обеспечить учителей и печат ными материалами о передовом опыте, нала живаем выпуск специальных оперативных бро шюр и справок. — Юрий Иванович, конечно, ваш инсти тут, в первую очередь , призван учить учи теля . А что лично вас, как проф ессиона ла, беспокоит в нынешней школе, ведь н е решенных проблем нынче не счесть ... — Уже говорил о своей боли — о школе обязаны думать не только профессионалы, это должно стать приоритетной заботой всего об щества. А у нас нередко бывает (а особенно при сегодняшних экономических трудностях), что иные руководители начинают «экономить» за счет школы. Мы даем учителю (во всяком случае, стре мимся дать) образец всего того, что должно быть в практике. Но случается, приезжает он к себе в глубинку, хочет что-то сделать, а его не слышат, не понимают, не помогают. Очень заботит меня судьба малокомплек тных школ, которых в области много. Кое-где проявляется нынче стремление местных ру ководителей их закрыть, особенно в отдален ных селах. Но ведь это, как показывает жизнь, завершается одним: село без школы обрече но на вымирание. Это хорошо где-то там, в Америке, где есть специальные маршруты школьных автобусов, хорошие дороги, где нет проблем с транспортом. В наших российских просторах малокомплектные школы просто жизненная необходимость, и они, кстати, ис правно несут свою нужную службу. Серьезную озабоченность вызывает реа лизация Закона об образовании в части пре доставления равных возможностей на обуче ние. Беспокоит обозначившийся разрыв меж ду словом и делом. — Вы им е е те в виду платные формы обучения? — Не только это. Отдельные слои нашего общества, возникшие в результате социаль ных изменений, быстро почувствовали необ ходимость улучшения качества образования для своих детей. Возникли частные, специа лизированные школы, привлекающие лучших учителей, использующих лучший учебный про цесс, и, естественно, ребенок получает куда больше, чем в простой школе. Получилось так, что мы обеспечиваем сейчас эти самые рав ные возможности хуже, чем в прежние време на. Поэтому одной из главных задач я считаю повышение качества работы учителя в массо вой школе. Мы пытаемся это осуществить. Проблем сегодня, действительно, немало. Беспокоит тенденция: 40 процентов выпускни ков педвузов в школы не идут. Продолжается феминизация образовательных учреждений. Причина: сегодня мужчине-учителю трудно образовать семью — низка зарплата, нет жилья. Очень волнует уменьшение выбора в школах форм внеклассной работы... Многие из этих проблем напрямую связа ны со сложностью реформ в обществе. Но мы должны вести свой педагогический корабль прямым курсом, несмотря на все рифы. Хо чется верить, что новое поколение, которое сегодня еще сидит за партами, изменит ситу ацию к лучшему. Во всяком случае, я по нату ре — оптимист... Беседовала Лидия ДУБИНА . I Уч ебники по в сем предметам Управление Федеральной почтовой связи сообщает, что в предприятиях поч товой связи производится подписка на школьные учебники, входящие в феде ральный комплект 1 9 9 7 /9 8 учебного года, методические пособия и справочную литературу для учителей и учащихся по каталогу Федеральной службы почтовой связи Российской Ф едерации на первое полугодие 1 9 9 7 г. Учебники и методические пособия имеются по всем предметам: математике, русскому языку, литературе, истории, географии, химии, биологии, иностранно му языку, основам безопасности жизнедеятельности, основам государства и пра ва и другим предметам для начальной школы и старших классов. Посетите отделения почтовой связи! При оформлении подписки на библиотеки и школы спрашивайте материал у инструкторов почтамта и районных узлов почтовой связи, а также у обществен ных распространителей печати. Управление Федеральной почтовой связи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz