Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

'■ ' РУДчо быть сем ьянином м уж чине- учителю 9 октября 1996 г. к оррозия эк оном ическ ой политик и № 193 (1257 ) р о / т к [ : / : . с т Агентство «Последние известия» сообщает: ПРЕП О ДАВА ТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОРГАНИЗОВАЛИ ПИКЕТ У ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОМА С утра 7 октября у дверей Федерального дома, в кото ­ ром располагается кабинет полномочного представителя президента РФ по Санкт-Петербургу Сергея Цыпляева, был выставлен пикет. По кругу была пущена шапка, в которую представители вузов опускали деньги для помощи петер ­ бургским университетам и институтам. В частности, до ­ цент Горного института, председатель профсоюза работ ­ ников высшей школы Петербурга Владимир Подоляк бро ­ сил в нее 30 тысяч рублей. По его словам, «эту сумму го ­ сударство в виде зарплаты выдало ему за 30 лет работы». «Акция ставит своей целью обратить внимание руко ­ водства страны на катастрофическое финансовое положе ­ ние, в котором оказались петербургские вузы. Профес- сопско-преподавательский состав намерен добиваться кон ­ ституционной ответственности за г евыполнение обяза ­ тельств», — сказал Владимир Подоляк. 8 октября акция была продолжена у технологического института, а на 10 октября запланировано участие в пикетировании Госдумы в Москве. Акцию преподавателей поддержали студенты, ОРЕНБУРГ ВЫИГРАЛ КОНКУРС РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТА ВСЕМИРНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ В 70 МЛН. ДОЛЛАРОВ Оренбург выиграл конкурс российских городов на по ­ лучение кредита Всемирного банка реконструкции и раз ­ вития в размере 70 млн. долларов США сроком на 14 лет. Как сообщили корреспонденту АПИ в областной админис ­ трации, эти средства предоставляются под ее гарантии и должны пойти только на реконструкцию жилья, техниче­ ское перевооружение электро- и теплоснабжающих объ ­ ектов города. НА МАРШРУТЕ НИЖНИЙ НОВГОРОД — ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ ПОЯВИЛСЯ н о в ы й АЭРОБУС На маршруте Нижний Новгород — Франкфурт-на-Май- не появился новый грузопассажирский аэробус А З -19 гер ­ манского производства. Его скорость 850 км в час, вмес ­ тим ость— 126 пассажиров. Самолет приобретен госпред ­ приятием «Международный аэропорт «Нижний Новгород» за 42 млн. долларов США. Цена на билет на рейсы этого аэробуса остается такой же, как и на рейсы других видов самолетов нижегородской авиакомпании. НАЙДЕНЫ КИЛЛЕРЫ, УБИВШИЕ ДВА ГОДА НАЗАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОГО БАНКА «ПРОГРЕСС-2000» Правоохранительным органам Ростова удалось рас ­ крыть одно из самых нашумевших преступлений, совер ­ шенных в городе за последние годы. Задержана преступ ­ ная группа, похитившая и убившая в декабре 1994 года председателя правления ростовского банка «Прогресс- 2000» Эдуарда Уяса. Банкир был похищен у подъезда собственного дома. Найти его не удалось, хотя на поиски была брошена опе ­ ративно-следственная группа, а коммерческие структуры '^'1" объявили о крупном вознаграждении за поимку преступ- " ников. Лишь через десять дней на территории Неклинов- ^ I ского района были обнаружены обгоревшие человеческие ^ останки. Обрывки одежды и личных вещей позволили пред- I положить, чтр. это останки 32-летнего банкира. Данные экспертизы подтвердили,предположение-. По факту убий- ж ства бь 1 л,о в.озбуждено уголовное дело. К расследованию ^ подключились лучшие следователи прокуратуры и мили ­ ции. Как сообщили корреспонденту АПИ в пресс-службе УВД области, недавно был задержан человек, на которого пало подозрение как на заказчика убийства. Через неко ­ торое время найдены непосредственные исполнители пре ­ ступления. Причиной убийства явилась коммерческая де- I ятельность банкира. ПЕРВЫЙ ТВЕРСКОЙ МАГАЗИН ОТКРЫЛСЯ В МОСКВЕ Первый тверской магазин «Строймаркет» открылся в Москве на Новолесной улице в районе Белорусского во ­ кзала. Принадлежит магазин торговому дому «Тверская яр­ марка». Магазин, занимающий площадь в 500 кв. метров, будет торговать широким ассортиментом стройматериа ­ лов западных и российских производителей. Магазины торгового дома «Тверская ярмарка» также открыты в Мур- I'. ^ манске и Назрани. ^ ^ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАРПЛАТУ СЕЛЬСКИМ УЧИТЕЛЯМ И МЕДИКАМ СТАЛИ ВЫПЛАЧИВАТЬ ТОПЛИВОМ И ПРОДУКТАМИ В райцентре Новосибирской области, селе Здвинск, всем бюджетникам стали выдавать в счет зарплаты про ­ дукты и топливо. Масло, сухое молоко, сыр, сметану, кон ­ феты и другие продукты на сумму 150 тысяч рублей можно т получить здесь под запись. Эти продукты магазин местно ­ го маслозавода отпускает в счет долга сельхозпредприя ­ тия бюджету района. После получения векселей районной администрации начали отгружать уголь и дрова. «Мы с мая задолжали работникам бюджетной сферы около 5 млрд, рублей, — сказал корреспонденту АПИ зам, главы район ­ ной администрации Виктор Прошак. — За май рассчита ­ лись только с учителями и частично с медиками, а сейчас выдаем учителям аванс за июнь. Администрация района взяла в банке вексельный кредит на зарплату на 2 млрд, рублей. Но деньги банк переводит частями, поэтому ре ­ шили пока предложить людям продукты и топливо». МИТРОПОЛИТ ХАРЬКОВСКИЙ ПЕРЕДАЛ ЕПИСКОПУ БЕЛГОРОДСКОМУ ИКОНУ, НАПИСАННУЮ ИТАЛЬЯНСКИМИ ХУДОЖНИКАМИ ДЛЯ МОСКОВСКОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Митрополит харьковский Никодим передал епископу белгородскому Ивану икону Святителя Николая, написан ­ ную современными итальянскими художниками для Мос ­ ковского храма Христа Спасителя. Как сообщили коррес ­ понденту АПИ в Харьковской областной администрации, торжественная церемония передачи состоялась на укра ­ инско-российской границе. Предполагается, что икона бу ­ дет передана Патриарху Московскому и Всея Руси Алек ­ сию Второму. Икона размером 1,20 м на 1,5 м подарена - итальянским храмом города Бари, где хранятся мощи Свя- ; тителя Николая. По пути в Москву икона прошла через ; руки священников Италии, Болгарии, Польши и Украины. ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ НА ПОЛЯХ ВОКРУГ ЯРОСЛАВЛЯ С ПОЛИЧНЫМ БЫЛО ПОЙМАНО ОКОЛО 5 0 ВОРОВ За прошедшую неделю на полях вокруг Ярославля с ’ - поличным было поймано около пятидесяти воров. У них | изъяты тонна картошки, полтонны капусты и столько же I: корнеплодов. Воры Ярославля, толпами осаждающие кар ­ тофельно-овощные поля пригородных хозяйств, тщатель- I , но взвешивают карманными пружинными весами украден- * ' ' ное Оказывается, милицейские патрули, курсирующие в \ округе в поисках расхитителей чужого урожая, при задер- г С ' жании составляют протокол лишь на тех, у кого окажется л более 10 килограммов ворованного. Поэтому, издали за- ; видев приближение стражей порядка, вор оставляет у себя :■ только 9 килограммов похищенного, а лишнее высыпает | ^ на землю, ^ 16 ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИЙ ОБМАНУЛИ ВКЛАДЧИКОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 170 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ^ ^ Правительство Ярославской области ознакомило де- ? путатов облдумы с отчетом о результатах расследования ; органами УВД деятельности компаний, не вернувших сво- ? * им вкладчикам деньги. Выяснилось, что 16 финансовых - ' «< «пирамид» обманули доверчивых ярославцев более чем Г -: на 170 миллиардов рублей. Возбужден ряд уголовных дел. ; Расследование по нескольким из них уже закончено, они переданы в суд. Пятеро мошенников бежали из Ярославля Ш и находятся сейчас в федеральном розыске. В ходе след- ствия у обвиняемых арестованы десятки автомобилей, дач, коттеджей, квартир. Но, увы, все изъятое оставляет мало надежд на возвращение денег. КТО ООСЯГАЕТ НА ЗДОРОВЬЕ ЛИПЧАН? Отдел госнадзора за соблюдением стандартов и правил сертификации тра ­ диционно проверил ряд торговых пред ­ приятий и на большинстве вскрыл серь ­ езные нарушения, В основном они ка ­ саются реализации некачественной про­ дукции и отсутствия сертификатов. По результатам контрольной проверки на нарушителей наложен штраф на сумму свыше 51 миллиона рублей, запреще ­ на реализация товаров на 18,4 миллио­ на. В магазине «Фристайл», располо ­ женном на улице Первомайской, реа ­ лизовывалась некачественная водка. Как показали лабораторные исследова­ ния, опасная для здоровья. Материал об этом факте передан в прокуратуру для установления истинного изготови ­ теля продукции. Директор магазина ош ­ трафован, а водка запрещена для реа ­ лизации. А в магазине N° 12 «Овощи» по ули ­ це Космонавтов продавали сметану, ке ­ фир, творог, майонез, масло, колбасу, сыр с истекшим сроком реализации. Продукция была заплесневелой, про ­ горклой. Здесь же обнаружена водка с нали­ чием в ней посторонних веществ. Отдел проверил и ряд коммерче ­ ских киосков, где также обнаружил ал­ когольную продукцию, не гарантирую ­ щую безопасности ее потребителям. На владельцев наложены крупные штрафы. Елена СВЕТЦОВА, инспектор ЦСМ . ГЛАГОЛ ВРЕМЕН - МЕТАЛЛА... СТОН! (Окомчавше. Начало на 1-й стр.) Особенно драматична — по послед­ ствиям — ситуация с подготовкой рабо­ чих кадров: система профтехобразования стала заложницей правительственного и административного косоглазия. Зачем оно, коль не несет прибыль — сейчас, се­ годня! А потом, уж не рассчитывают ли сегодняшние боссы на приток дешевой (и кем-то обученной) рабсилы извне? Профсоюзы сегодня терпят поражение за поражением. Добивались правитель­ ственного решения о резервировании на счетах предприятий средств для выплаты зарплаты — осечка! Без учета точки зрения профсоюзов в Госдуму внесены проекты законов сниже­ ния тарифа отчисления в фонд соцстраха с 5,4 до 5.1 процента. Совсем недавно росчерком властного пера очередность платежей по зарплате «передвинута» (задвинута) снова с третьей на пятую очередь. На пленуме оценку ситуации на пред­ приятиях металлургического комплекса высказали председатели профкомов Ново­ липецкого СУ АО «Центрдомнаремонт» Сергей Токарев, АО «Коксохимремонт» Сергей Васильев. АО «Н Л М К » Лев Яр ­ кин. В поисках новых форм работы по за­ щите прав трудящихся было особо обра­ щено внимание на необходимость более активного привлечения в профсоюзное движение средств массовой информации: сегодня отмалчиваться — себе дороже. Поставлен наболевший, но почему-то до сих пор откладываемый на потом во­ прос: почему профсоюзы и органы пред­ ставительной и исполнительной власти в области действуют как бы сами по себе? Или объединение усилий для решения общих проблем не так уж и важно сегод­ ня? Не обошли выступавшие и хрониче­ скую беду сегодняшних профсоюзов — раздробленность, отсутствие согласован­ ности вдействиях, взаимоподдержки и со­ лидарности. Участники IV пленума приняли обра­ щение в адрес президента, правительства. Государственной Думы для принятия не­ замедлительных мер по наведению поряд­ ка в вопросах выплаты заработной пла­ ты. Постановлением пленум наметил ряд конкретных мер по улучшению финансо­ вого обеспечения трудящихся на предпри­ ятиях отрасли. Наиболее действенной ме­ рой воздействия на работодателя сочте­ но проведение профсоюзных собраний и конференции, где следует ставить вопрос об ответственности руководителей за на­ рушение статей КЗОТа, вплоть до требо­ ваний о расторжении трудовых контрак­ тов с виновными. При его решении надо опираться на поддержку правоохрани­ тельных органов, налоговую инспекцию, инспекцию труда. * * * За протокольными строчками реше­ ний, понятно, не видно главного — той меры страданий, в которых оказались тру­ женики России. И если чаша терпения бу­ дет переполняться и впредь — она опро­ кинется. Впереди же — ноябрьская всероссий­ ская забастовка... Владимир ПЕТРОВ. ^0 лет вме сте с Вами Если Вы привыкли держишь руку ни пу.пьсе вре.меии, стре.мишесь профессиоисиыюразбираться в пробле.мах по.зитики и экономики, хотите быть в курсе событий не то.чько в свое.м городе, но и в России, СНГ, за рубежо.н, то не забудьте подписаться на са.мую ннфор.мированную н престижную газету России, которая вотуже 80 лет с честью оправдывает свое название — ЕЗ ВЕСТВЛ П одписной индекс «Известий» — 50050. в любо.м отделении связи Вы можете также подписаться на приложение к «Известиям» — г а з е т у д л я д е л о в ы х л ю д е й «Ф и н а н с о вы е и з в е ст и я » (п о д п и с н о й и н д е к с 3 2 4 4 4 ) и ж у р н а л « З а к о н » (39001 ) . I « л и ч н о с т ь В О С П И ТЫ В А ЕТ С Я Л И Ч Н О С Т Ь Ю . У Ч И Т ЕЛ Я . . .» — Юрий Иванович, и ваша работа, и про ­ шлый большой опыт учителя физики и м а ­ тем атики липецкой средней школы № 10 д аю т во зм ож но сть , оглянувшись н а зад , объективно оценить путь, который прошел институт за более чем сорокалетнюю и с ­ торию . Для многих , далеких от п ед а го ги ­ к и , у ч р е ж д е н и е , вам и в о з гл а в л я ем о е , представляется ка к тихое , спокойное , где в кабинетах ид е т своя специализирован ­ ная деятельность , кропотливая , н е с п еш ­ н ая ... — Вот именно, «далеких от педагогики»! В этих тихих, как вы выразились, стенах (загля ­ ните сюда в дни конференций, семинаров!) определяется перестройка нашей российской школы, а дело это весьма беспокойное, серь ­ езное и ответственнейшее. — Я знаю , что ваш институт за послед ­ ние годы пережил существенные п ер ем е ­ ны ... — Новое развитие института быстрыми тем ­ пами началось в конце 80-х годов. Несомнен ­ но, этому дала толчок перестройка общества. Усилилось то направление, которому раньше не уделялось должного внимания — научного обеспечения подготовки учителя. Реформа нам помогла изменить не только структуру учреж ­ дения, но и все содержание его работы. Сегодня у нас трудятся около 90 специа ­ листов. В их числе доктора и кандидаты наук, лучшие учителя, много лет отдавшие школе. Более тридцати лет работают в ИУУ заслужен ­ ные учителя РФ Зинаида Михайловна Стюфля- ева, Василий Павлович Пищулин, отличники народного просвещения Павел Александрович Макарцев, Галина Васильевна Боровик... К нам пришло немало молодых педагогов, подающих надежды на свой научный рост. Мы создали несколько кафедр, ведущих неоценимую рабо ­ ту по обновлению содержания обучения в шко ­ ле. Это кафедры педагогики и психологии, гу ­ манитарных дисциплин, иностранных языков, политологии и истории Отечества, дошкольно ­ го воспитания и начального обучения, естес ­ твенно-математических наук... На каждой из них активно действуют научные группы и творче ­ ские мастерские. К их работе привлекаем ве ­ дущих специалистов страны — из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов. Вышли уже и на международные связи. Так, кабинет иностранных языков, возглавляемый Марией Алексеевной Федотовой, осуществля ­ ет сотрудничество с культурными центрами Англии, Франции, Германии. Наши специалис ­ ты прошли курсы повышения квалификации за рубежом. Создана богатейшая библиотека учеб­ но-методической литературы. Осуществляется постоянный взаимообмен опытом с зарубеж ­ ными коллегами. Мог бы добавить к этому и еще многое другое. — Словом , как я вижу, научный потен ­ циал института сегодня достаточно высок. М ож ет быть, поэтому столь не редки у нас, в Л ип ец ке , го с ти -п ед а го ги , преподавате ­ ли педвузов из других регионов? За по ­ следнее время у вас побывали группы кол ­ ле г из Вол гограда , М урм ан ска , Воронежа , Т ам б ов а ... За чем е д ^ , чем ин тересую т ­ ся? — Знаете, не сочтите за нескромность, но я бы сказал так: в пору перемен в обществе мы не торопились со скоропалительными, непро ­ думанными решениями — все закрыть, все пе ­ ревернуть, начать заново, будто вчерашний хороший опыт и не существовал до нас. Как выразился мудрый Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Я хотел бы сказать сейчас добрые слова в ад ­ рес нашей областной администрации, управ ­ ления образования (ныне департамента науки и образования) по сохранению системы мето ­ дической поддержки учителя. Во многих дру ­ гих регионах поторопились оборвать естествен­ ное звено: управление — ИУУ — роно — школа — педагог. Где-то поступили «по-революцион ­ ному», упразднив свои ИУУ. А мы не торопи ­ лись и — выиграли. В то время, когда в школу пришло изменение содержания образования, учитель у нас не остался ни на один день, об ­ разно говоря, невооруженным в требованиях Пожалуй, ни одна и з структур п а р о в о г о образования за многие годы и даже десятилетия не переживала столь щ ожны х перемен , к а к советская, а затем и российская школа. Она всегда была к а к бы своеобразным форпостом, отвечающим на требования времени,: Школа, ,главная опора гражданского и нравственного здоровья обществаробязана была откликаться на все социальные катаклизмы, сохраняя духовное наследие прошлого, сберегая лучшие традиции и развивая их в преломлении новых потребностей страны. Отдадим должное поистине мужественной профессии советского, а ныне российского учителя, всегда хорошо сознающего свой высокий долг по сберёжению вечных ценностей быртротекущей жизни. Уважение к личности ребенка, примерная ответЫгвенность з а избранное дело помогали ему во дни тяготи суровых испытании истории, »- А еще помогало ему профессиональное мастерство. Есть в нашей области скромное, но делающее очень большую и нужную работу образовательное учреждение, призванное всегда быть рядом с учителем-практиком. Это институт усовершенствования учителей. Кто из липецких педагогов не побывал в его стенах, повышая свою квалификацию на курсаху семинарах, участвуя в различного рода научных конференциях. Независимо от собственного опыта, сюда идут за советом, методической помощью^за тем, чтобы поближе познакомиться с работой коллег, пообщавшись с ними, укрепиться в верности своих творческих поисков. Вот уже шестнадцать лет инститт^ возглавляет заслуженный учитель РФ, доцент Юрий Иванович ИСАЕВ. Сегодня он — наш собеседник. ^ осуществления нового Закона об образовании. — Чем ж е , на ваш взгляд , вы и ваши коллеги вооружаете учителя -практика? — Прежде всего учитываем уровень его подготовки и, в соответствии с этим, строим работу. Используем богатейший педагогиче ­ ский опыт, накопленный в России. Гордимся и своим, липецким, опытом лучших учителей. Грешно сегодня все это творчески не исполь ­ зовать. — Но нынешняя школа иная , чем в с т а ­ рые времена , и по формам обучения , и по содержанию . Как бы вы определили новый ее облик? — Тут есть две главные проблемы. Пер­ вая: в школе происходит передача основ куль­ туры от уходящих и нынешних поколений к вновь входящим. Причем передается то, что проверено временем, признано лучшим, не ­ обходимым. Если процесс межпоколенной передачи исказить или остановить, это катас ­ трофически отзовется на будущем наших де ­ тей, чему мы, к сожалению, имеем печальные примеры уже сегодня. Вторая, не менее важная проблема — мак ­ симально полное раскрытие возможностей и способностей личности учащихся. По моему убеждению, к жизни школы, к тому, что в ней происходит, должно быть при ­ ковано внимание всего общества, а не какой- то ее части... — Насколько , как вы считаете , и в к а ­ ком объеме коснулась школы д ем о кр ати ­ зация? — Не только коснулась, но и сыграла свою большую положительную роль. Мы поставили очень много проблем, которые были просто несвойственны прежней школе. Произошло изменение образовательной парадигмы. Школа из авторитарной становится демократической. Правда, этот процесс в об ­ разовательных учреждениях идет по-разному. Где-то быстрее, где-то медленнее, раскачи ­ ваясь. В целом картина довольно пестрая. Но все же «процесс пошел», и это нас радует, и именно это направление составляет суть ны ­ нешней позиции нашего института. Кстати, произошло это не так просто. Мы начинали движение к такой образовательной парадигме еще в конце 80-х годов. Шли в ка ­ кой-то степени новаторским путем. Сначала нас не понимали. Но мы доказали свою пози ­ цию, создав серьезную теоретическую базу, и с 1990-го года подняли флаг гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. В чем выражается этот поворот? В изме ­ нении позиции отношений: учитель — ученик. Прежде всего, мы поставили задачу изучения ученика, его личностных качеств. Только на таком изучении, знании ребенка можно гово ­ рить о его успешном обучении, воспитании. Это сложнейшая работа, требующая глубоко ­ го знания теории и применения ее на практи ­ ке. Ведь бывает и так, что хорошие теории, попав в плохие руки, приобретают совершен ­ но противоположное значение... — А что вы вкладываете в понятие — изучение личности ученика? — Надо было вооружить учителя знанием психологии, особенно возрастной. К сожале­ нию, в прошлые годы, да нередко и сейчас, в пединститутах педагогику и психологию пре ­ подают не на должном уровне. Я лично, как профессионал, очень сожалею, что нам в свое время и то и другое преподавали слабо. Мы больше изучали предметные области. А сей ­ час учитель не должен быть только предмет ­ ником. — И что ж е вы предприняли? — Первые шаги сделали еще в 1984 году. Сейчас уже имеем добротную основу, созда ­ ли систему распространения психологических знаний. Результат: сейчас в каждой школе области есть педагог, глубоко знающий со ­ временные проблемы психологии. Мы при ­ влекли к обучению тех, кто хотел изучать этот самый сложный предмет, имел к этому склон ­ ность. Сейчас мы обучаем заместителей ди ­ ректоров школ проблемам психологии совре ­ менного урока. В идеале хотелось бы добить ­ ся применения этих знаний в кратчайший срок, так как в жизнь школы вошло очень много но ­ вых педагогических технологий. Без знаний психологии их не освоить. — Нынешнему учителю дана о пр ед е ­ ленная свобода на уроке: в выборе м ето ­ д и к , п о д х о д е к у ч е н и к у . К а к , на ваш взгляд , готовы к этому педагоги? — Корпус учительства области професси ­ онально высок. Да и липецкий опыт научил наших педагогов многому: интенсивно исполь­ зовать урок, диалогу с учеником и т.д. Поэто­ му мы как бы шагали в ногу с жизнью. Может быть, поэтому так охотно и быстро наши учи ­ теля подхватили внедрение в учебный процесс авторских программ, новых предметов. В этом учебном году, например, в школах насчиты­ вается более 50 новых предметов — от эколо ­ гии, социологии до экономики и маркетинга. В то же время отмечу, что к такому нов ­ шеству тоже надо подходить осторожно. Но­ вые предметы — это дополнительная нагруз ­ ка на ученика, они требуют хорошо подготов ­ ленных кадров, методических комплексов, как для учителя, так и ученика. Поэтому мы пришли к идее реализации свободы обучения учителя-практика. Если раньше педагог — хочешь не хочешь — раз в пять лет как бы обязан был учиться в наших стенах, то теперь мы ему ничего не навязыва­ ем. Предлагаем широкий спектр курсов — до ста! — по предметам, ему самому интерес ­ ным. Рассылаем планы в школы, получаем заявки и на их основе работаем весь следую ­ щий год. Сейчас уже сформирован учебный план-97. — А к а к учтены интересы тех , кто при ­ шел в ш колу только в этом году? — В октябре обязательно проводим встре ­ чи с молодыми учителями, это наша тради ­ ция. К сожалению, выпустив студентов, пед ­ вузы о них сегодня забывают (а когда-то это было их задачей). Мы молодежи уделяем уси ­ ленное внимание. — Юрий Иванович, мы побывали с вами в кабинетах института. По-моему, вам грех жаловаться на бедность их оборудования. О собенно впечатляет информационный ц ен тр ... — Тоже создали его за короткий срок. И ныне в его банке данных 1300 информацион ­ но-педагогических модулей, раскрывающих опыт учителей России и области. Вскоре на ­ ладим и передачу информации в районы. Рас­ полагаем также и хорошим кабинетом техни ­ ческих средств обучения, информатики, тру ­ дового обучения... Создали банк видеоинфор­ мации, где около 200 фильмов по разным во ­ просам учебно-воспитательного процесса. Кстати, фильм «Липецкий край и Есенин» по ­ лучил высокую оце.нку есениноведов в Рос ­ сии. Стараемся обеспечить учителей и печат­ ными материалами о передовом опыте, нала­ живаем выпуск специальных оперативных бро ­ шюр и справок. — Юрий Иванович, конечно, ваш инсти ­ тут, в первую очередь , призван учить учи ­ теля . А что лично вас, как проф ессиона ­ ла, беспокоит в нынешней школе, ведь н е ­ решенных проблем нынче не счесть ... — Уже говорил о своей боли — о школе обязаны думать не только профессионалы, это должно стать приоритетной заботой всего об ­ щества. А у нас нередко бывает (а особенно при сегодняшних экономических трудностях), что иные руководители начинают «экономить» за счет школы. Мы даем учителю (во всяком случае, стре ­ мимся дать) образец всего того, что должно быть в практике. Но случается, приезжает он к себе в глубинку, хочет что-то сделать, а его не слышат, не понимают, не помогают. Очень заботит меня судьба малокомплек ­ тных школ, которых в области много. Кое-где проявляется нынче стремление местных ру ­ ководителей их закрыть, особенно в отдален­ ных селах. Но ведь это, как показывает жизнь, завершается одним: село без школы обрече ­ но на вымирание. Это хорошо где-то там, в Америке, где есть специальные маршруты школьных автобусов, хорошие дороги, где нет проблем с транспортом. В наших российских просторах малокомплектные школы просто жизненная необходимость, и они, кстати, ис ­ правно несут свою нужную службу. Серьезную озабоченность вызывает реа ­ лизация Закона об образовании в части пре ­ доставления равных возможностей на обуче ­ ние. Беспокоит обозначившийся разрыв меж ­ ду словом и делом. — Вы им е е те в виду платные формы обучения? — Не только это. Отдельные слои нашего общества, возникшие в результате социаль ­ ных изменений, быстро почувствовали необ ­ ходимость улучшения качества образования для своих детей. Возникли частные, специа ­ лизированные школы, привлекающие лучших учителей, использующих лучший учебный про ­ цесс, и, естественно, ребенок получает куда больше, чем в простой школе. Получилось так, что мы обеспечиваем сейчас эти самые рав ­ ные возможности хуже, чем в прежние време ­ на. Поэтому одной из главных задач я считаю повышение качества работы учителя в массо ­ вой школе. Мы пытаемся это осуществить. Проблем сегодня, действительно, немало. Беспокоит тенденция: 40 процентов выпускни ­ ков педвузов в школы не идут. Продолжается феминизация образовательных учреждений. Причина: сегодня мужчине-учителю трудно образовать семью — низка зарплата, нет жилья. Очень волнует уменьшение выбора в школах форм внеклассной работы... Многие из этих проблем напрямую связа ­ ны со сложностью реформ в обществе. Но мы должны вести свой педагогический корабль прямым курсом, несмотря на все рифы. Хо­ чется верить, что новое поколение, которое сегодня еще сидит за партами, изменит ситу ­ ацию к лучшему. Во всяком случае, я по нату ­ ре — оптимист... Беседовала Лидия ДУБИНА . I Уч ебники по в сем предметам Управление Федеральной почтовой связи сообщает, что в предприятиях поч ­ товой связи производится подписка на школьные учебники, входящие в феде ­ ральный комплект 1 9 9 7 /9 8 учебного года, методические пособия и справочную литературу для учителей и учащихся по каталогу Федеральной службы почтовой связи Российской Ф едерации на первое полугодие 1 9 9 7 г. Учебники и методические пособия имеются по всем предметам: математике, русскому языку, литературе, истории, географии, химии, биологии, иностранно­ му языку, основам безопасности жизнедеятельности, основам государства и пра ­ ва и другим предметам для начальной школы и старших классов. Посетите отделения почтовой связи! При оформлении подписки на библиотеки и школы спрашивайте материал у инструкторов почтамта и районных узлов почтовой связи, а также у обществен­ ных распространителей печати. Управление Федеральной почтовой связи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz