Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

вести из глубинки 5 01 стября 1996 г. 4 Т ~ 3 сеять р а зум но е , добро е , вечное № 191 (1255 ) Выпусктдгтовнп собственный трреспонаеитгазеты Вячеслав ИСКОРНЕВ • Хроника • Вот так и живем * Проблема П РИ Д ЕТ ЛИ СН ОВ А ВРЕМ Я СИ Н ЯЧ К И Н ЫХ? Р азработкой поистине грандиозного проекта заняты сейчас добринские свекло­ воды. Если он будет принят к осуществле- нию, то сразу половина свекловичных по­ лей района, а это 6500 гектаров, окажется под опекой французской фирмы «Матро- Франце». Автором проекта является новый дирек­ тор Добринского сахарного завода Изяслав Ровнер. Именно он вместе с главой район­ ной администрации Валерием Тонких и подписали еще в начале лета с французс­ кой стороной протокол о намерениях. За ­ ключение самого же договора состоится в октябре-ноябре во Франции. Каковы же контуры намечающегося сотрудничества? Французы обещают поста­ вить в Добринку, во-первых, специальные семена сахарной свеклы, а вкупе с ними — 30 универсальных сеялок, 25 свеклоубороч­ ных комбайнов, другую технику. Расчет по возврату средств, затраченных на эти цели, предполагается произвести в течение двух лет. Итогом'французского шефства долж ­ но стать увеличение урожайности свеклы в целом по району со 160 центнеров с гек ­ тара (результат прошлого года) до 350 цен­ тнеров. Всякое начинание требует основатель­ ной подготовки и, конечно же, анализа предыдущего опыта. Заглянем в прошлое на несколько лет назад, когда в свекловод­ стве Добринского района замышлялась «первая революция». У истоков ее стояли известные всей области братья Синячкины, решившие послать тяпку в отставку. Как известно, им это удалось. Более того, и уро­ жайность у них выходила приличная — 300-350 центнеров сладких корней с гек ­ тара. И последователи у них нашлись. Но пришли новые времена. Сегодня модно пользоваться услугами зарубежных « С И Н Я Ч К И Н Ы Х » . Наши новые заграничные друзья предлагают свои технологии напе­ ребой. Однако... К примеру, в колхозе имени Крупской на двух полях, где была применена техно­ логия американской фирмы «Дауе ланке» и датской «Марибо» (первая делает ставку на эффективные гербициды, вторая — на новые семена) удалось получить соответ­ ственно 420 и 340 центнеров сахарной свек­ лы с гектара. Казалось бы, все хорошо, если бы не одно довольно существенное «но...». Из результатов эксперимента исключили урожайность портящего общую картину забракованного участка. Дело в том, что земледельцы сплоховали и упустили сро­ ки обработки гербицидами. Когда же на ­ чался настоящий «зеленый пожар», на его тушение в хозяйстве направили свеклович­ ниц с... тяпками, а они порубили часть всходов, снизив густоту наполовину. И... В целом по колхозу урожайность свеклы оказалась примерно такой же, как и по району (160 центнеров). В нынешнем году на добринской земле о себе во весь голос заявила швейцарская фирма «СИБА». У участников Дня поля в совхозе «Петровский», которым зарубеж­ ные гости представили свою продукцию, глаза прямо загорелись. В характеристике швейцарского «Дуала» значилось, что он эффективен против целого букета сорня ­ ков. Одно только смущало: стоит гектар- ная доза чудо-препарата примерно столь­ ко же, сколько наиболее прижимистые ру­ ководители хозяйств платят свекловични­ цам за прополку этого же самого гектара. Но скептикам возразили: если там, где ставка делается на тяпку, насчитывается обычно не более 60 тысяч растений на гек ­ таре, то зарубежный гость халтурить не любит, оставляет на гектаре не менее 80 тысяч растений. Итак, на добринских эксперименталь­ ных полях ныне преобладает зарубежная символика . «Дауе ланке» , «Марибо», «СИБА», «БАСФ», «Кляйне». Теперь вот «Матро-Франце». Все препараты высокого качества. И если чего недостает нашим но­ вым зарубежным партнером, то это одного — знания российских реалий. И если Си­ нячкины разрабатывали свои технологии с учетом этих самых реалий, то зарубеж­ ные их собратья вряд ли могут предпо­ лагать, что когда сорняк уже достиг фазы «белой ниточки», и с ним пора бороться, у нас вдруг нефтебаза прекращает отпускать из-за долгов солярку ... В Ы Ш Е Т Е М П Ы Г А З И Ф И К А Ц И И , М Е Л И О Р А Т О Р Ы ! Т а ким лозунгом в районе ныне никого не удивишь. Строи ­ тельство оросительных систем практически свернуто, нет зака ­ зов от безденежных селян, поэтому местный филиал «Мелио- водстроя» перепрофилировался и занимается сейчас в основ ­ ном газификацией. 12 километров газопровода проложили мелиораторы в ны ­ нешнем году в колхозе имени Нестерова, 35 квартир газифи ­ цировали в колхозе имени Калинина. Хорошо показали себя в новом деле бригадир Владимир Сухочев, слесарь Владимир Болдин, шофер Олег Трусов, сварщик Александр Ерохин. Да и другие уже считают себя заправскими газификаторами. Хоть переименовывай «Мелиоводстрой» в «Мелиоводгазстрой». П Е Н С И О Н Е Р - В С Е М П О Т Р Е В И Т Е Л Я М П Р И М Е Р Решительно опЪлчились против одного из крупнейших мо ­ нополистов района — Добринского филиала АО «Липецкэлек- й тросвязь» — местные пенсионеры. Один Андрей Петрович Пар- шинцев из Паршиновки сколько волнений доставил этой фир- ч ме, чтр хватит с лихвой на несколько лет вперед. Он обратился в народный суд по поводу проволочки с установкой телефона, й Связисты стушевались, до судебного разбирательства решили не доводить: чудесным образом телефон был установлен в тот . же день. й Другие жалобы пенсионеров на работу АО «Липецкэлектро- ^ связь» поступили в районное общество по защите прав потре- бителей, по инициативе которого действия работников фирмы ^ были рассмотрены на одном из последних заседаний админис- ^ тративного совета района. Власти сделали связистам, как го- ^ верится, внушение, а их директору Анатолию Трапезникову оп- ^ ределили срок для устранения недостатков. I Р Е Ч К А Н А З Е М Л Я К О В О Б И Д Е Л А С Ь И . . . У Б Е Ж А Л А ^ У малых рек характер капризный. Вот и Матренка из таких. 5^ Задумали как-то среднематренцы протянуть по ее дну газопро- , вод Водолазы за это дело не взялись. Слишком вода мутная, ^ предложили иное решение проблемы. Открыли задвижки в пло- й тине. На обнажившемся дне уложили трубы, и стали ждать, ког- Шда вода вновь заполнит русло. А она 1 ^ д а -т о пропала. Загрустили среднематренцы. Хоть и плохонькая речка, мел- ^ ководная, камышами заросла, да ближе ее все равно нет. Ведь вокруг — ни лесов, ни рощиц. Поэтому вызвали селяне из Ли- пецка специалистов. И вскоре по дну речущки засновал драг- йляйн ... ^ Русло предстоит углубить и очистить на длину один кило- ' метр 400 метров. Операция обойдется в миллиард рублей. Но ^ среднематренцы считают, что часть расходов можно будет оку- ’ пить В планах, в частности, использование ила в качестве удоб- _рения, которого, по самым грубым прикидкам, на пять лет хва- 4 Т И Т . А позже и мальков можно будет запустить. Глядищь, и при- былью обернется экологический инцидент. I Б Ы Т Ь В Р А Й О Н Е П Я Т О М У Х Р А М У к возрождению своей полуразрушенной церкви приступили ^ этим летом в Ольховке. Кое-кто, правда, высказывал сомнение й в целесообразности открытия в районе пятого храма. Ведь к ^ действующему в Павловке уже присоединился реставрирован- р ный в Демщинке. Полным ходом идет восстановление церквей в Талицком Чамлыке и Пущкино. Но ольховцы рассудили иначе: ' духовного возрождения никогда не может быть слищком мно- го За восстановление святыни взялись всем миром. К приме- II ру. Добринский сахарный завод помог известью, акционерное ] общество «Добринкаагропромхимия» выделило лес, колхоз ^ «Дружба» предоставил для бартерных операций зерно. Не ос- ^ тались в стороне и соседи из усманского колхоза «Березнягов- ^ ский», пожертвовавщие «на храм» 10 тонн зерна. » А недавно в церкви состоялось волнующее событие: засиял над ее полуразрушенным зданием купол. Одним словом, дела й движутся вперед... ДЕД МОРОЗ СОСВАТАЕТ В ДВА СЧЕТА • Особый случай С П А С И Б О , Б О Л Ь Н И Ц А , З А С Ч А С Т Л И В О Е Д Е Т С Т В О ! Сам 1 . 1 е гчпгтлипые мгновения детства... Для кого-то это радостные семейные праздники, пу­ тешествия с родителями, а для маленькой Анеч­ ки настоящим счастьем стало пребывание в... дет­ ском отделении центральной районной больницы. Попала она сюда более полугода назад с ред­ ким диагнозом — «истощение». Так вот «заботи­ лась» о ней мамаша. Лечили Анечку калорийны­ ми блюдами. И вылечили. Поправилась. Повесе­ лела. Можно бы и выписываться, а возвращаться некуда. Непутевую мамашу лишили родительс­ ких прав. И осталась Анечка в больнице. Медики реши­ ли: пусть побудет здесь, пока не выхлопочут для нее путевку в детский дом. И вот уже более полу­ года у нее совсем другая жизнь. Здесь так весело. Сначала игрушками были одноразовые шприцы да груша для клизмы. А потом столько кукол нанесли. Родительницы, навещающие своих ма ­ лышей, то платьице подарят, то колготки, а уж за усиленным питанием врачи следят осооо. Характер у Анечки заводной. Любит с сани­ тарками в догонялки поиграть. И у малышей она, безусловно, лидер, верховодит ими, игры инте­ ресные затевает. Словом, не соскучишься с ней. Единственное, чего не переносит девочка, чу ­ жих слез. Начнут дети плакать — она и успокаи­ вает их, и слезы им утирает. Видно, что-то тре­ вожное из ее прошлой жизни пробивается из тай­ ников памяти на поверхность... ■ Почти каждый день при ­ ходится наблюдать одну и й ту же картину. Какой-ни- ®будь пенсионер копается в I земле возле школьной ко- й т е л ь н о й . Ищ ет о с т а т к и угля. До него там уже все перерыли другие «заслу- й женно отдыхающие». Да и котельная уже год, как пе- й реведена на природный газ. й Так что «улов» небольшой, й Но при трехкратном превы- й шении цены тонны угля над й размером месячной пенсии й ничего другого пожилому й человеку не остается, й Было бы неверным счи- й тать, что малообеспеченные й в районе всеми забыты. В администрации составлен й список на выдачу тонны й угля бесплатно самым ма- лоимущим . После всевоз- р можных «утрясок» в него й зачислено около 500 чело- й век. Другая категория льгот- ников, к которой относит- й ся ни много ни мало 9 ты- I сяч граждан, имеет право й получить по 2 тонны угля I со скидкой в цене 50 про- ^ центов (за счет компенса- I ции из областного бюдже- I та). Конечно, большинству I ни тонны, ни даже двух на I зиму не хватит . Обычно, I чтобы протопиться, требу- й ется 3-4 тонны, но для ма- I лообесп еченного э та по- й мощь — подспорье огром- й ное. й Вместе с тем ситуация ныне такова, что включе- й ние в тот или иной льгот- й ный список еще не гаран- I тирует получения самого й угля. Директор Добринско- I го филиала по обеспечению й топливом населения и ком- й м ун альны х п р ед п ри я ти й Василий Провоторов при Й встрече удрученно вздох- I нул: потеряно доверие у I шахтеров, потому что до- I бринцы задолжали им уже Й 500 м и л л и о н о в р у б л ей , й Ныне поставки угля в кре- I дит прекращены. Вот и вы- I ходит, что из тех девяти й ты сяч ч еловек , которым пол ож ены л ь г о тны е две Й тонны, получили их пока й около полутора тысяч. Не- много счастливчиков и сре- й ди претендентов на бесплат- й ную тонну. Те, кто рассчи- й тывал купить уголь до пол- I ной стоимости — 600 тысяч I рублей за тонну — тоже |! уходят ни с чем. Складские I п лощ ад ки , к а к правило , й пустые. Спасителями для мно ­ гих добринцев стали ком ­ мерсанты, которые автома ­ шинами завозят антрацит из Ростовской области. Он, кстати, получается как бы льготным, по 400-450 ты ­ сяч рублей за тонну. В ос ­ новном за счет того, что предприниматели не «на ­ кручивают» такие бешеные проценты за транспортные услуги, как монополисты- ж ел езн одорож ни ки (по с ­ ледние берут за перевозку с каждой тонны 270 тысяч рублей). Конечно, и 400 ты сяч для малообеспеченного — ц ен а сн о г сш и б а т ел ь н а я . Поэтому и можно увидеть ныне в селах картины одна другой душещипательнее: распрощавшись со слезами на глазах с пенсией, ста ­ рушка наблюдает, как во ­ дитель отмеряет ей 20-40 ведер антрацита — ровно столько, на сколько хвати ­ ло денег. В следующий при ­ езд еще добавит. Проще тем, у кого скот. Зарезал телку — и сразу почти на всю зиму топли ­ вом обеспечен. Ну, а тем, кто в силу состояния здо ­ ровья, преклонного возрас ­ та или еще и з -за к аки х - либо причин держать под ­ ворье не может, остается переходить на хлеб и к ар ­ тошку , ж ертвуя скудную пенсию или зарп л а ту на очередную месячную норму угля. И л и . . . о б ъ е д и н я т ь с я . Его величество Д едуш ка Мороз оказался неплохим сватом. Известен ряд случа ­ ев, когда одинокие бабуш ­ ки и дедушки вдруг нахо ­ дят друг друга на склоне лет, обретая семейное теп ­ ло не только в переносном, а й в прямом смысле. И у холостяков поь^оложе нали ­ чие некоторого запаса «чер­ ного золота» заметно повы ­ шает шансы на устройство личной жизни. Кстати , объединяю тся не только разнополые со ­ граждане, но и однополые. Правда, не подумайте здесь чего-то «не того». Знаю, в Добринке бомжей, которые вдруг воспылали милосер ­ дными чувствами , и в з я ­ лись ухаживать за 90-лет ­ ним стариком. Взамен тот согласился пустить их на время зимней стужи под свою крышу. «ЧТОБЫ НЕ З А БЫЛИ СБОЕМ БЕЛИКОИ ИСТОРИИ...» Здравствуйте, уважаемые журналисты «ЛГ»1 Большое спасибо, что вы есть, что имеете собственное лицо! Я выписываю вашу газету с 1986 года, как только прибыл в Липецк на постоянное жительство после службы в Советских Вооруженных Силах (к сожалению, теперь уже бывших). Газета нравится объективностью, широким освещением всех сторон нашей жизни, глубоким ее анали ­ зом . Особенно богаты субботние номера. Признательность вызывает ваше стремле­ ние в это тяжелое время как-то защитить простых людей, оказать им помощь в р еш е ­ нии житейских вопросов, отстоять их честь и достоинство. Уже одно это, в условиях всеобщего беспредела, характеризует газету как доброго друга и собеседника. К а к офицер-пенсионер, не могу не отметить и ваше внимание к истории Вооружен ­ ных Сил, их тяжелому положению в современных условиях. Подтверждением этого явились публикации в газете, посвященные 50-летию Победы в Великой Отечествен­ ной войне, истории Липецкого авиационного центра, 300-летию Российского флота, землякам -липчанам защитникам Родины, интервью с генералом Рохлиным и другие материалы. У меня к вам большая г/росьба. Дайте анализ учебной программы средней школы в плане ее воспитания у подрастающего поколения патриотизма, высокой нравствен­ ности и ответственности за судьбу нашей Родины. Сегодня особого внимания требу­ ют такие предметы, ка к русский язык, литература, история. Необходимо, чтобы, не ­ смотря на навязывание нам западного образа жизни, мы не забыли, что мы — рус ­ ские, что у нас великая история, что у нас есть чем гордиться... С уважением Петр Никитович ЛЫ КОВ . г. Липецк. О Т Р Е Д А К Ц И И : На п р едлож ени е н аш е го чи ­ тателя мы р еш ил и о тв е ­ тить т а к . Пусть анализ ны ­ н еш н е й в о с п и т а те л ь н о й работы в ш коле сд ел а е т п е д а г о г -п р о ф е с с и о н а л . Се годня у нас в гостях д и ­ р ектор Л ип ец кой ср едней ш колы № 1 9 , з а с л у ж е н ­ ный учитель России Нина Зиновьевна Поповичева . Уважаемый Петр Никито ­ вич Лыков прав, нет важнее сегодня воспитания у юных уважения к собственной ве ­ ликой истории... Социальные потрясения в обществе не обощли ш ко ­ лу стороной. Они вторглись в устойчиво сложившуюся систему традиционного вос ­ питания, разрушив все наши п р еж н и е п е д а го ги ч е с к и е представления и методику работы с детьми. И мы рас ­ терялись, временно как бы замерли в беспомощности. Мы не знали, с какими сло ­ вами идти к нашим детям. Оправдывая такой паралич педагогической воли, неко ­ торые учителя вдруг выдви ­ нули было идею н е н а д о ­ бности школьного воспита ­ ния, попробовали о гр а н и ­ чить все функции образова ­ тельного учреждения пере ­ дачей знаний. Но мне всегда вспомина ­ ются слова ам ери канско го п е д а го га Эрнса Боуера о том, что самый опасный ре ­ зультат образования — это прекрасно информированные люди, не отя гощ енные с о ­ вестью... Эта пора педагогической растерянности уже проходит, правда, не бесплодно для бу ­ дущего, для тех ребят, кому выпало быть около нас в эти сложные годы. Наступило время педаго ­ гической рефлексии. Изучая сов р ем е нны й опы т разны х стран Европы и США, матери ­ алы международных симпози ­ умов по педагогике, мы видим, что современные ученые в по ­ нятие образования закладыва­ ют триединую задачу: обуче ­ ние, воспитание,педагогичес ­ кая п о д д е р ж к а . И с ч и таю очень важным, что вопросы о в о с п и т а т е л ь н ы х ф у н кц и я х школы поднимаются сегодня не только, как видно из пись ­ ма читателя «ЛГ», педагогами. Недавно состоялся «круг ­ лый стол» по проблемам вос ­ питания в школах города. О чем шла речь? Сегодня все, кому дороги дети, признают, что педагоги ­ ч е с ка я д р ам а в о с п и т а н и я стремительно перерастает в национальную трагедию. Детская преступность, а г ­ рессия, беспризорность, б о ­ лезни — все это уже не педа ­ гогические, а социальные про ­ блемы , ко то ры е о бщ е с тв о пока не решает, да и, похоже, не знает, как решать. Раньше мы считали, что выполняем со ­ циальный заказ государства: к моменту выпуска у школьни ­ ков должна быть выработана активная жизненная позиция. Мы растили га рм о н и че с ки развитого человека. И воспи ­ тывали на идеалах. Ведь вос ­ питание и есть ориентация на определенные идеалы. Сегод ­ ня общество переживает иде ­ ологический шок. Сейчас у нас неизвестно, на какие идеалы можно опираться, во что ве­ рить. Помните войну с памятни ­ ками? Она не утихает и по сей день. В Москве недавно на Есенинском бульваре снесен памятник Есенину — русскому поэту, перед его юбилеем. Во ­ истину, «Умом Россию не по ­ нять»... Требует нашего осмысле ­ ния еще одна проблема — от ­ ношение к прошлому. Без про ­ шлого нет будущего. Личность вырастает на плечах предыду ­ щ их п о к о л е н и й . Д а в а й т е вспом н им нашу недавнюю подготовку к 50-летию Побе ­ ды. Сколько проблем она вы­ светила! И главную — пробле ­ му исторической памяти, свя ­ зи поколений. Я, учитель, никогда не за ­ буду одну из телепередач «Поле чудес», в которой учас ­ твовали внуки и правнуки на ­ ших великих военачальников Баграмяна, Покрышкина, Ро­ коссовского и других. Помни ­ те? Они ничего не знали о во ­ йне, о своих героических де ­ дах... А педагоги, которые гото ­ вили мероприятия с детьми к юбилею, столкнулись с таким дремучим незнанием, будто война 41-45 годов была в от ­ далении Куликовской битвы. Правда , тем а войны — часть школьной программы по истории. Но сегодня в этой п р о грамм е твори тся такой произвол, что возникла опас ­ ность разрушения историчес ­ кого знания вообще. В толко ­ вании военных событий нет четкости, так что непонятно, как нам удалось победить и кто выиграл войну. В жизни же средства массовой информа­ ции во весь экран , на всю страну показывают лица моло­ дых парней, которые говорят: «Если бы ты, дед, воевал по ­ хуже, я бы сегодня подешев ­ ле пил боварское пиво и заку ­ сывал немецкими сосисками». Таким образом, сейчас ви ­ ден полный разрыв межпоко ­ ленных связей. А ведь воспи ­ тание держится как раз на этом, на передаче культуры, человеческого опыта из поко ­ ления в поколение. Мы разру ­ шили в ребячьих глазах авто ­ ритет взрослого человека: ро ­ дителей, учителей. На что ори ­ ентирую тся наши дети? На звезд эстрады, потому что их преподносят как современных героев. За последние годы я не помню, чтобы показали ра ­ бочего за станком, студента за книгой. Каждый день по теле ­ в и зо р у одни карнавалы , и дети, увы, привыкают к тако ­ му, карнавальному , образу жизни. А когда мы говорим, что надо еще и работать, они смотрят на нас непонимающе. С лед ующ ая с е р ь е зн а я проблема, которая стоит пе ­ ред школой — это детская пре ­ ступность и семья. Семьи сегодня ведут тяже ­ лейшую борьбу за выживание. Еще несколько лет назад мы сами отрывали детей от дома даже в выходные дни, тем са ­ мым воспитывая у родителей иждивенческое отношение к школе. «Мы вам ребят отда ­ ли, вы и воспитывайте». Мы приучили родителей занимать к школе подчиненную позицию не только в обучении, но и в воспитании. И все-таки были родительские лектории, кон ­ ференции. Но во всем была права только школа. Мы позволяли себе читать папам и мамам нотации, по ­ зорить их на собраниях. Все это развило тенденцию на са ­ моустранение взрослы х от проблем воспитания. Но давайте не будем забы ­ вать, что процесс развития личности ребенка наиболее эффективно осуществляется в содружестве двух субъектов (родителей, педагогов). Д а ­ вайте попы таемся сделать семью не только потребите ­ лем и заказчиком, но партне ­ ром в воспитании, союзником и соучастником, давайте вы­ ступать перед родителями в роли профессионального со ­ ветника семьи. Всех волнует сейчас про ­ блема преступности. Не се к ­ рет, что многие дети отданы сегодня в руки мафиозных структур. Что до нравственных идеалов, то вопрос решается элементарно: нравственно то, что приносит доход, а каким путем — неважно. Да и госу ­ дарство, недооценивая сейчас роль воспитания, досуговой занятости, сделало свое дело. Закрыты многие секции, бас ­ сейны, музыкальные и худо ­ жественные школы. Многое стало платным. Куда подать ­ ся детям? В школах матери ­ альная база для организации досуга скудеет с каадым днем. Жалко спортивное оборудова ­ ние. Музыкальные инструмен ­ ты, киновидеоаппаратура — об этом только мечтаем. Да и где организовывать досу г, если школы занимаются в две, и даже в три смены. Но зато получаем бумаги. Вот письмо из центрального отделения милиции. ЦиТирую: «В течение 1996 года прове ­ дено 55 проверок воспи та ­ тельной работы в учебных за ­ ведениях». И дана их оценка. (Извините, я думала, что учеб ­ ные заведения должны прове ­ ряться органами управления образования). Сказано, что школы осла ­ били работу с семьей. А ведь часто перед классным руково ­ дителем просто закры ваю т дверь. В чем вообще заклю ­ чается деятельность учителей — в о с п и ты в а т ь вм е с т е с семьей. Конечно, по мораль ­ ным со о б р аж е н и ям ш кола должна взять на себя ответ ­ ственность за профилактику правонарушений, но, на мой взгляд, эта ответственность должна быть разумной. Все- таки у ребенка есть родители, которые по закону, подписан ­ ному главой правительства, несут за ребенка полную ад ­ министративную ответствен ­ ность. А наша задача — по воз ­ можности организация инте ­ ресного досуга, дальнейшее развитие и совершенствова ­ ние всех детских объедине ­ ний, интеллектуальной, твор ­ ческой, эстетической направ ­ ленности. Но и педагогам, не будем лукавить, надо сегодня за это платить. А то мы все хотим сделать по принципу «и волки сыты, и овцы целы». А примеры организации такой досуговой деятельности есть: это клубная работа Липецкой 2 4 -й ш колы , кр уж ко в а я — 41-й. След ующ ая пр об л ем а : ключевую роль в организации воспитывающей деятельности школы играет институт клас ­ сного руководства, который должен и может развиваться, на мой взгляд, на вариативной основе. Кто же ближе всех к детям, как не классный руко ­ водитель. Модели освобожденного классного руководителя (ОКБ) отрабатываются на базе ли ­ пецких школ №№ 1,19, 32, 40, 47 и других. Но все это как-то робко, неопределенно. Мы не знаем до сих пор даже, что будет с этим злосчастным эк ­ спериментом. Классные вос ­ питатели находятся в психо ­ логическом неведении — за ­ кроют новое дело, не закро ­ ют? Мы в нашей школе в этом год у переходим на работу творческой лаборатории ОКБ вместе с методцентром, ин ­ ститутом усовершенствования учителей. Хотим поднять уро ­ вень деятельности классного воспитателя до квалификации п р оф е с с и о н а л а -п е д а г о г а . Только такие воспитатели д о ­ лжны быть у наших детей . Можно найти и соответствую ­ щие ставки; за счет закрыва ­ ющихся начальных классов, воспитателей детских садов. Считаем , что деятельность ОКБ должна строиться на на­ учно выверенной, методичес ­ ки подготовленной основе. Демократическая школа должна иметь возможность самостоятельно определять в а р и а н т в о с п и та те л ь н о й системы, приоритетные за ­ дачи на тот или иной пери ­ од ж и зн и . Ш кола все гдй была носителем «разумного, доброго, вечного». Она не должна колебаться с каждым новым президентом, новой Думой и т.д. Правители при ­ ходят и уходят, а мы оста ­ емся , школа вечна. Мы дол ­ жны быть профессионалами всегда. А те, кто делает по ­ л и ти ку , в п е д а го ги к е не профессионалы. Они не зна ­ ют ни детей, ни школы, ни семьи, ни потребностей ре ­ бенка. Забвение детства — еще одна трагедия, свиде ­ телями которой мы стали. О детях вспоминаю т только тогда, когда они мешают. О них перестают думать все, кроме педагогов и хороших родителей. И мы уже стес ­ няемся говорить о том, что все лучшее у нас отдается детям. Подводя ито ги , можно сказать: отрадно и примеча ­ тельно, что школы ныне все меньше полагаются на объ ­ ективные факторы, они не ждут социально го заказа , г о с у д а р с т в е н н о го у ка за , нормативного акта. Они по ­ нимают, что воспитание — это процесс, идущий от сер ­ дца к сердцу. Только важно, чтобы сердца были чистые и добрые. За «круглым столом» по проблемам воспитания пе ­ дагоги города решили с о ­ здать при управлении обра ­ зования творческие объеди ­ нения по разработке концеп ­ ций детских организаций в Липецке; в освобождающих ­ ся помещениях детских са ­ дов разрешить организацию в о с п и т а т е л ь н о й ра б о ты школ, у которых трудно с по ­ мещениями; подумать над объединением всех городс ­ ких учреждений д о п о л н и ­ тельного образования в еди ­ ный городской центр. Бее предложения приняты. Те ­ перь время д ей с тв о ва ть , коллеги. Н ина ПОПОВИЧЕВА, директор Липецкой средней школы № 19. А сколько родителем воссоединяются со свои ­ ми чадами благодаря все тому же Деду Морозу! Прямого подсчета никто не проводил, но косвен ­ но о масштабах судить м о ж н о . В Т а л и ц к о м Ч ам лы ке , например , в прошлом году около 20 стариков оформили дове­ ренности в сельской ад ­ министрации на получе ­ ние п ен сии , отбыв на зиму к детям — кто в Липецк , кто в Усмань, кто в Воронеж. Т а к , м ож е т бы т ь , проблемы и нет? Голь, которая , к ак известно, на выдумки хитра, и так все «пореш ала» . Если бы ... Далеко не всем уда ­ ется уклониться от на ­ стойчивых объятий Деда Мороза. В глухой дере ­ вуш к е Новая Д еревня одна старушка призна ­ лась: вторую зиму топит только дровами. Спать ложится, не снимая зим ­ него пальто. Сколько их, таких бе­ долаг, которые довольны и тем, что вода в доме не застыла. Фактов смерти в своем жилище от пе ­ р е о х л а ж д е н и я , к счастью, в районе пока не было, но разве не го ­ ворит о неблагополучии резкий рост простудных заболеваний в зимние м е с я ц ы в п о с л е д н и е годы? Могут спросить: как п ом о ч ь э тим лю д ям , если на дворе рынок с его з а к о н а м и ? О твет про ст ; д ей с т в и т е л ь н о желающие оказать по ­ мощь находят способы это с д е л а т ь . С овхо з «П етровский» , н ап ри ­ мер, открыл общежитие для одиноких малообес­ печенных стариков. 30 человек нашли здесь за ­ щиту от будущей зимней с т уж и . К олхо з имени Чапаева помог матери ­ ально своим согражда ­ нам при газиф и к ац и и жилищ . Ну, а в районно.м и обл астном м асш таб ах первое, что необходимо сейчас сделать, — изыс ­ кать возможность всем вклю ченным в списки побыстрее получить их льготные тонны. Стихи Григория ШИФРИНА Муз. Анатолия АСТАХОВА Д Е НЬ УЧИ ТЕЛЯ Сталю Анатольевичу Шмакову посвящаю Есть у осени столько красок, Есть у песни сердечность слов. Этот день в наших звонких классах Зажигает костры цветов. Припев: Что задумано, то сбывается. Наше время берет разбег, День учителя продолжается Каждый час и каждый век. Даже скучные теоремы, строгих чисел мудреный ряд, Нерассказанного поэмой Удивительно вдруг звучат. Припев: Дали дальние открываем, Хоть за партами мы сидим, И так часто не замечаем У учителя мы седин. Припев: От звонка в нашей доброй школе, До заветного слова - взлет, К жарким тропикам и на полюс Нас учитель с собой ведет. Припев: Мы по жизни пройти сумеем. Не уронит рука весло. Слово Родина ведь имеет Лишь единственное лицо. щ т 6 а ^ у о - с Е - н и е г о Л -ю к р л . с й х , ВстЬу йе.семсер.лЕЧ.ноеН сзвв Этот 0Ен^бЕк.ЕиаЕВ(ш.ю!хктса 1 И ^ хо.ат ^ве-па |'цЧ|| и,|1гД7 Чга П.лт-ма.т.гасЛ 1 . 1 ).аг- с )1 щ Ил.Ш1арапа^е-кг ри. ^ает .пе К 1 М Л Ы П ЧАС № ■^} /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz