Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
вести из глубинки 5 01 стября 1996 г. 4 Т ~ 3 сеять р а зум но е , добро е , вечное № 191 (1255 ) Выпусктдгтовнп собственный трреспонаеитгазеты Вячеслав ИСКОРНЕВ • Хроника • Вот так и живем * Проблема П РИ Д ЕТ ЛИ СН ОВ А ВРЕМ Я СИ Н ЯЧ К И Н ЫХ? Р азработкой поистине грандиозного проекта заняты сейчас добринские свекло воды. Если он будет принят к осуществле- нию, то сразу половина свекловичных по лей района, а это 6500 гектаров, окажется под опекой французской фирмы «Матро- Франце». Автором проекта является новый дирек тор Добринского сахарного завода Изяслав Ровнер. Именно он вместе с главой район ной администрации Валерием Тонких и подписали еще в начале лета с французс кой стороной протокол о намерениях. За ключение самого же договора состоится в октябре-ноябре во Франции. Каковы же контуры намечающегося сотрудничества? Французы обещают поста вить в Добринку, во-первых, специальные семена сахарной свеклы, а вкупе с ними — 30 универсальных сеялок, 25 свеклоубороч ных комбайнов, другую технику. Расчет по возврату средств, затраченных на эти цели, предполагается произвести в течение двух лет. Итогом'французского шефства долж но стать увеличение урожайности свеклы в целом по району со 160 центнеров с гек тара (результат прошлого года) до 350 цен тнеров. Всякое начинание требует основатель ной подготовки и, конечно же, анализа предыдущего опыта. Заглянем в прошлое на несколько лет назад, когда в свекловод стве Добринского района замышлялась «первая революция». У истоков ее стояли известные всей области братья Синячкины, решившие послать тяпку в отставку. Как известно, им это удалось. Более того, и уро жайность у них выходила приличная — 300-350 центнеров сладких корней с гек тара. И последователи у них нашлись. Но пришли новые времена. Сегодня модно пользоваться услугами зарубежных « С И Н Я Ч К И Н Ы Х » . Наши новые заграничные друзья предлагают свои технологии напе ребой. Однако... К примеру, в колхозе имени Крупской на двух полях, где была применена техно логия американской фирмы «Дауе ланке» и датской «Марибо» (первая делает ставку на эффективные гербициды, вторая — на новые семена) удалось получить соответ ственно 420 и 340 центнеров сахарной свек лы с гектара. Казалось бы, все хорошо, если бы не одно довольно существенное «но...». Из результатов эксперимента исключили урожайность портящего общую картину забракованного участка. Дело в том, что земледельцы сплоховали и упустили сро ки обработки гербицидами. Когда же на чался настоящий «зеленый пожар», на его тушение в хозяйстве направили свеклович ниц с... тяпками, а они порубили часть всходов, снизив густоту наполовину. И... В целом по колхозу урожайность свеклы оказалась примерно такой же, как и по району (160 центнеров). В нынешнем году на добринской земле о себе во весь голос заявила швейцарская фирма «СИБА». У участников Дня поля в совхозе «Петровский», которым зарубеж ные гости представили свою продукцию, глаза прямо загорелись. В характеристике швейцарского «Дуала» значилось, что он эффективен против целого букета сорня ков. Одно только смущало: стоит гектар- ная доза чудо-препарата примерно столь ко же, сколько наиболее прижимистые ру ководители хозяйств платят свекловични цам за прополку этого же самого гектара. Но скептикам возразили: если там, где ставка делается на тяпку, насчитывается обычно не более 60 тысяч растений на гек таре, то зарубежный гость халтурить не любит, оставляет на гектаре не менее 80 тысяч растений. Итак, на добринских эксперименталь ных полях ныне преобладает зарубежная символика . «Дауе ланке» , «Марибо», «СИБА», «БАСФ», «Кляйне». Теперь вот «Матро-Франце». Все препараты высокого качества. И если чего недостает нашим но вым зарубежным партнером, то это одного — знания российских реалий. И если Си нячкины разрабатывали свои технологии с учетом этих самых реалий, то зарубеж ные их собратья вряд ли могут предпо лагать, что когда сорняк уже достиг фазы «белой ниточки», и с ним пора бороться, у нас вдруг нефтебаза прекращает отпускать из-за долгов солярку ... В Ы Ш Е Т Е М П Ы Г А З И Ф И К А Ц И И , М Е Л И О Р А Т О Р Ы ! Т а ким лозунгом в районе ныне никого не удивишь. Строи тельство оросительных систем практически свернуто, нет зака зов от безденежных селян, поэтому местный филиал «Мелио- водстроя» перепрофилировался и занимается сейчас в основ ном газификацией. 12 километров газопровода проложили мелиораторы в ны нешнем году в колхозе имени Нестерова, 35 квартир газифи цировали в колхозе имени Калинина. Хорошо показали себя в новом деле бригадир Владимир Сухочев, слесарь Владимир Болдин, шофер Олег Трусов, сварщик Александр Ерохин. Да и другие уже считают себя заправскими газификаторами. Хоть переименовывай «Мелиоводстрой» в «Мелиоводгазстрой». П Е Н С И О Н Е Р - В С Е М П О Т Р Е В И Т Е Л Я М П Р И М Е Р Решительно опЪлчились против одного из крупнейших мо нополистов района — Добринского филиала АО «Липецкэлек- й тросвязь» — местные пенсионеры. Один Андрей Петрович Пар- шинцев из Паршиновки сколько волнений доставил этой фир- ч ме, чтр хватит с лихвой на несколько лет вперед. Он обратился в народный суд по поводу проволочки с установкой телефона, й Связисты стушевались, до судебного разбирательства решили не доводить: чудесным образом телефон был установлен в тот . же день. й Другие жалобы пенсионеров на работу АО «Липецкэлектро- ^ связь» поступили в районное общество по защите прав потре- бителей, по инициативе которого действия работников фирмы ^ были рассмотрены на одном из последних заседаний админис- ^ тративного совета района. Власти сделали связистам, как го- ^ верится, внушение, а их директору Анатолию Трапезникову оп- ^ ределили срок для устранения недостатков. I Р Е Ч К А Н А З Е М Л Я К О В О Б И Д Е Л А С Ь И . . . У Б Е Ж А Л А ^ У малых рек характер капризный. Вот и Матренка из таких. 5^ Задумали как-то среднематренцы протянуть по ее дну газопро- , вод Водолазы за это дело не взялись. Слишком вода мутная, ^ предложили иное решение проблемы. Открыли задвижки в пло- й тине. На обнажившемся дне уложили трубы, и стали ждать, ког- Шда вода вновь заполнит русло. А она 1 ^ д а -т о пропала. Загрустили среднематренцы. Хоть и плохонькая речка, мел- ^ ководная, камышами заросла, да ближе ее все равно нет. Ведь вокруг — ни лесов, ни рощиц. Поэтому вызвали селяне из Ли- пецка специалистов. И вскоре по дну речущки засновал драг- йляйн ... ^ Русло предстоит углубить и очистить на длину один кило- ' метр 400 метров. Операция обойдется в миллиард рублей. Но ^ среднематренцы считают, что часть расходов можно будет оку- ’ пить В планах, в частности, использование ила в качестве удоб- _рения, которого, по самым грубым прикидкам, на пять лет хва- 4 Т И Т . А позже и мальков можно будет запустить. Глядищь, и при- былью обернется экологический инцидент. I Б Ы Т Ь В Р А Й О Н Е П Я Т О М У Х Р А М У к возрождению своей полуразрушенной церкви приступили ^ этим летом в Ольховке. Кое-кто, правда, высказывал сомнение й в целесообразности открытия в районе пятого храма. Ведь к ^ действующему в Павловке уже присоединился реставрирован- р ный в Демщинке. Полным ходом идет восстановление церквей в Талицком Чамлыке и Пущкино. Но ольховцы рассудили иначе: ' духовного возрождения никогда не может быть слищком мно- го За восстановление святыни взялись всем миром. К приме- II ру. Добринский сахарный завод помог известью, акционерное ] общество «Добринкаагропромхимия» выделило лес, колхоз ^ «Дружба» предоставил для бартерных операций зерно. Не ос- ^ тались в стороне и соседи из усманского колхоза «Березнягов- ^ ский», пожертвовавщие «на храм» 10 тонн зерна. » А недавно в церкви состоялось волнующее событие: засиял над ее полуразрушенным зданием купол. Одним словом, дела й движутся вперед... ДЕД МОРОЗ СОСВАТАЕТ В ДВА СЧЕТА • Особый случай С П А С И Б О , Б О Л Ь Н И Ц А , З А С Ч А С Т Л И В О Е Д Е Т С Т В О ! Сам 1 . 1 е гчпгтлипые мгновения детства... Для кого-то это радостные семейные праздники, пу тешествия с родителями, а для маленькой Анеч ки настоящим счастьем стало пребывание в... дет ском отделении центральной районной больницы. Попала она сюда более полугода назад с ред ким диагнозом — «истощение». Так вот «заботи лась» о ней мамаша. Лечили Анечку калорийны ми блюдами. И вылечили. Поправилась. Повесе лела. Можно бы и выписываться, а возвращаться некуда. Непутевую мамашу лишили родительс ких прав. И осталась Анечка в больнице. Медики реши ли: пусть побудет здесь, пока не выхлопочут для нее путевку в детский дом. И вот уже более полу года у нее совсем другая жизнь. Здесь так весело. Сначала игрушками были одноразовые шприцы да груша для клизмы. А потом столько кукол нанесли. Родительницы, навещающие своих ма лышей, то платьице подарят, то колготки, а уж за усиленным питанием врачи следят осооо. Характер у Анечки заводной. Любит с сани тарками в догонялки поиграть. И у малышей она, безусловно, лидер, верховодит ими, игры инте ресные затевает. Словом, не соскучишься с ней. Единственное, чего не переносит девочка, чу жих слез. Начнут дети плакать — она и успокаи вает их, и слезы им утирает. Видно, что-то тре вожное из ее прошлой жизни пробивается из тай ников памяти на поверхность... ■ Почти каждый день при ходится наблюдать одну и й ту же картину. Какой-ни- ®будь пенсионер копается в I земле возле школьной ко- й т е л ь н о й . Ищ ет о с т а т к и угля. До него там уже все перерыли другие «заслу- й женно отдыхающие». Да и котельная уже год, как пе- й реведена на природный газ. й Так что «улов» небольшой, й Но при трехкратном превы- й шении цены тонны угля над й размером месячной пенсии й ничего другого пожилому й человеку не остается, й Было бы неверным счи- й тать, что малообеспеченные й в районе всеми забыты. В администрации составлен й список на выдачу тонны й угля бесплатно самым ма- лоимущим . После всевоз- р можных «утрясок» в него й зачислено около 500 чело- й век. Другая категория льгот- ников, к которой относит- й ся ни много ни мало 9 ты- I сяч граждан, имеет право й получить по 2 тонны угля I со скидкой в цене 50 про- ^ центов (за счет компенса- I ции из областного бюдже- I та). Конечно, большинству I ни тонны, ни даже двух на I зиму не хватит . Обычно, I чтобы протопиться, требу- й ется 3-4 тонны, но для ма- I лообесп еченного э та по- й мощь — подспорье огром- й ное. й Вместе с тем ситуация ныне такова, что включе- й ние в тот или иной льгот- й ный список еще не гаран- I тирует получения самого й угля. Директор Добринско- I го филиала по обеспечению й топливом населения и ком- й м ун альны х п р ед п ри я ти й Василий Провоторов при Й встрече удрученно вздох- I нул: потеряно доверие у I шахтеров, потому что до- I бринцы задолжали им уже Й 500 м и л л и о н о в р у б л ей , й Ныне поставки угля в кре- I дит прекращены. Вот и вы- I ходит, что из тех девяти й ты сяч ч еловек , которым пол ож ены л ь г о тны е две Й тонны, получили их пока й около полутора тысяч. Не- много счастливчиков и сре- й ди претендентов на бесплат- й ную тонну. Те, кто рассчи- й тывал купить уголь до пол- I ной стоимости — 600 тысяч I рублей за тонну — тоже |! уходят ни с чем. Складские I п лощ ад ки , к а к правило , й пустые. Спасителями для мно гих добринцев стали ком мерсанты, которые автома шинами завозят антрацит из Ростовской области. Он, кстати, получается как бы льготным, по 400-450 ты сяч рублей за тонну. В ос новном за счет того, что предприниматели не «на кручивают» такие бешеные проценты за транспортные услуги, как монополисты- ж ел езн одорож ни ки (по с ледние берут за перевозку с каждой тонны 270 тысяч рублей). Конечно, и 400 ты сяч для малообеспеченного — ц ен а сн о г сш и б а т ел ь н а я . Поэтому и можно увидеть ныне в селах картины одна другой душещипательнее: распрощавшись со слезами на глазах с пенсией, ста рушка наблюдает, как во дитель отмеряет ей 20-40 ведер антрацита — ровно столько, на сколько хвати ло денег. В следующий при езд еще добавит. Проще тем, у кого скот. Зарезал телку — и сразу почти на всю зиму топли вом обеспечен. Ну, а тем, кто в силу состояния здо ровья, преклонного возрас та или еще и з -за к аки х - либо причин держать под ворье не может, остается переходить на хлеб и к ар тошку , ж ертвуя скудную пенсию или зарп л а ту на очередную месячную норму угля. И л и . . . о б ъ е д и н я т ь с я . Его величество Д едуш ка Мороз оказался неплохим сватом. Известен ряд случа ев, когда одинокие бабуш ки и дедушки вдруг нахо дят друг друга на склоне лет, обретая семейное теп ло не только в переносном, а й в прямом смысле. И у холостяков поь^оложе нали чие некоторого запаса «чер ного золота» заметно повы шает шансы на устройство личной жизни. Кстати , объединяю тся не только разнополые со граждане, но и однополые. Правда, не подумайте здесь чего-то «не того». Знаю, в Добринке бомжей, которые вдруг воспылали милосер дными чувствами , и в з я лись ухаживать за 90-лет ним стариком. Взамен тот согласился пустить их на время зимней стужи под свою крышу. «ЧТОБЫ НЕ З А БЫЛИ СБОЕМ БЕЛИКОИ ИСТОРИИ...» Здравствуйте, уважаемые журналисты «ЛГ»1 Большое спасибо, что вы есть, что имеете собственное лицо! Я выписываю вашу газету с 1986 года, как только прибыл в Липецк на постоянное жительство после службы в Советских Вооруженных Силах (к сожалению, теперь уже бывших). Газета нравится объективностью, широким освещением всех сторон нашей жизни, глубоким ее анали зом . Особенно богаты субботние номера. Признательность вызывает ваше стремле ние в это тяжелое время как-то защитить простых людей, оказать им помощь в р еш е нии житейских вопросов, отстоять их честь и достоинство. Уже одно это, в условиях всеобщего беспредела, характеризует газету как доброго друга и собеседника. К а к офицер-пенсионер, не могу не отметить и ваше внимание к истории Вооружен ных Сил, их тяжелому положению в современных условиях. Подтверждением этого явились публикации в газете, посвященные 50-летию Победы в Великой Отечествен ной войне, истории Липецкого авиационного центра, 300-летию Российского флота, землякам -липчанам защитникам Родины, интервью с генералом Рохлиным и другие материалы. У меня к вам большая г/росьба. Дайте анализ учебной программы средней школы в плане ее воспитания у подрастающего поколения патриотизма, высокой нравствен ности и ответственности за судьбу нашей Родины. Сегодня особого внимания требу ют такие предметы, ка к русский язык, литература, история. Необходимо, чтобы, не смотря на навязывание нам западного образа жизни, мы не забыли, что мы — рус ские, что у нас великая история, что у нас есть чем гордиться... С уважением Петр Никитович ЛЫ КОВ . г. Липецк. О Т Р Е Д А К Ц И И : На п р едлож ени е н аш е го чи тателя мы р еш ил и о тв е тить т а к . Пусть анализ ны н еш н е й в о с п и т а те л ь н о й работы в ш коле сд ел а е т п е д а г о г -п р о ф е с с и о н а л . Се годня у нас в гостях д и р ектор Л ип ец кой ср едней ш колы № 1 9 , з а с л у ж е н ный учитель России Нина Зиновьевна Поповичева . Уважаемый Петр Никито вич Лыков прав, нет важнее сегодня воспитания у юных уважения к собственной ве ликой истории... Социальные потрясения в обществе не обощли ш ко лу стороной. Они вторглись в устойчиво сложившуюся систему традиционного вос питания, разрушив все наши п р еж н и е п е д а го ги ч е с к и е представления и методику работы с детьми. И мы рас терялись, временно как бы замерли в беспомощности. Мы не знали, с какими сло вами идти к нашим детям. Оправдывая такой паралич педагогической воли, неко торые учителя вдруг выдви нули было идею н е н а д о бности школьного воспита ния, попробовали о гр а н и чить все функции образова тельного учреждения пере дачей знаний. Но мне всегда вспомина ются слова ам ери канско го п е д а го га Эрнса Боуера о том, что самый опасный ре зультат образования — это прекрасно информированные люди, не отя гощ енные с о вестью... Эта пора педагогической растерянности уже проходит, правда, не бесплодно для бу дущего, для тех ребят, кому выпало быть около нас в эти сложные годы. Наступило время педаго гической рефлексии. Изучая сов р ем е нны й опы т разны х стран Европы и США, матери алы международных симпози умов по педагогике, мы видим, что современные ученые в по нятие образования закладыва ют триединую задачу: обуче ние, воспитание,педагогичес кая п о д д е р ж к а . И с ч и таю очень важным, что вопросы о в о с п и т а т е л ь н ы х ф у н кц и я х школы поднимаются сегодня не только, как видно из пись ма читателя «ЛГ», педагогами. Недавно состоялся «круг лый стол» по проблемам вос питания в школах города. О чем шла речь? Сегодня все, кому дороги дети, признают, что педагоги ч е с ка я д р ам а в о с п и т а н и я стремительно перерастает в национальную трагедию. Детская преступность, а г рессия, беспризорность, б о лезни — все это уже не педа гогические, а социальные про блемы , ко то ры е о бщ е с тв о пока не решает, да и, похоже, не знает, как решать. Раньше мы считали, что выполняем со циальный заказ государства: к моменту выпуска у школьни ков должна быть выработана активная жизненная позиция. Мы растили га рм о н и че с ки развитого человека. И воспи тывали на идеалах. Ведь вос питание и есть ориентация на определенные идеалы. Сегод ня общество переживает иде ологический шок. Сейчас у нас неизвестно, на какие идеалы можно опираться, во что ве рить. Помните войну с памятни ками? Она не утихает и по сей день. В Москве недавно на Есенинском бульваре снесен памятник Есенину — русскому поэту, перед его юбилеем. Во истину, «Умом Россию не по нять»... Требует нашего осмысле ния еще одна проблема — от ношение к прошлому. Без про шлого нет будущего. Личность вырастает на плечах предыду щ их п о к о л е н и й . Д а в а й т е вспом н им нашу недавнюю подготовку к 50-летию Побе ды. Сколько проблем она вы светила! И главную — пробле му исторической памяти, свя зи поколений. Я, учитель, никогда не за буду одну из телепередач «Поле чудес», в которой учас твовали внуки и правнуки на ших великих военачальников Баграмяна, Покрышкина, Ро коссовского и других. Помни те? Они ничего не знали о во йне, о своих героических де дах... А педагоги, которые гото вили мероприятия с детьми к юбилею, столкнулись с таким дремучим незнанием, будто война 41-45 годов была в от далении Куликовской битвы. Правда , тем а войны — часть школьной программы по истории. Но сегодня в этой п р о грамм е твори тся такой произвол, что возникла опас ность разрушения историчес кого знания вообще. В толко вании военных событий нет четкости, так что непонятно, как нам удалось победить и кто выиграл войну. В жизни же средства массовой информа ции во весь экран , на всю страну показывают лица моло дых парней, которые говорят: «Если бы ты, дед, воевал по хуже, я бы сегодня подешев ле пил боварское пиво и заку сывал немецкими сосисками». Таким образом, сейчас ви ден полный разрыв межпоко ленных связей. А ведь воспи тание держится как раз на этом, на передаче культуры, человеческого опыта из поко ления в поколение. Мы разру шили в ребячьих глазах авто ритет взрослого человека: ро дителей, учителей. На что ори ентирую тся наши дети? На звезд эстрады, потому что их преподносят как современных героев. За последние годы я не помню, чтобы показали ра бочего за станком, студента за книгой. Каждый день по теле в и зо р у одни карнавалы , и дети, увы, привыкают к тако му, карнавальному , образу жизни. А когда мы говорим, что надо еще и работать, они смотрят на нас непонимающе. С лед ующ ая с е р ь е зн а я проблема, которая стоит пе ред школой — это детская пре ступность и семья. Семьи сегодня ведут тяже лейшую борьбу за выживание. Еще несколько лет назад мы сами отрывали детей от дома даже в выходные дни, тем са мым воспитывая у родителей иждивенческое отношение к школе. «Мы вам ребят отда ли, вы и воспитывайте». Мы приучили родителей занимать к школе подчиненную позицию не только в обучении, но и в воспитании. И все-таки были родительские лектории, кон ференции. Но во всем была права только школа. Мы позволяли себе читать папам и мамам нотации, по зорить их на собраниях. Все это развило тенденцию на са моустранение взрослы х от проблем воспитания. Но давайте не будем забы вать, что процесс развития личности ребенка наиболее эффективно осуществляется в содружестве двух субъектов (родителей, педагогов). Д а вайте попы таемся сделать семью не только потребите лем и заказчиком, но партне ром в воспитании, союзником и соучастником, давайте вы ступать перед родителями в роли профессионального со ветника семьи. Всех волнует сейчас про блема преступности. Не се к рет, что многие дети отданы сегодня в руки мафиозных структур. Что до нравственных идеалов, то вопрос решается элементарно: нравственно то, что приносит доход, а каким путем — неважно. Да и госу дарство, недооценивая сейчас роль воспитания, досуговой занятости, сделало свое дело. Закрыты многие секции, бас сейны, музыкальные и худо жественные школы. Многое стало платным. Куда подать ся детям? В школах матери альная база для организации досуга скудеет с каадым днем. Жалко спортивное оборудова ние. Музыкальные инструмен ты, киновидеоаппаратура — об этом только мечтаем. Да и где организовывать досу г, если школы занимаются в две, и даже в три смены. Но зато получаем бумаги. Вот письмо из центрального отделения милиции. ЦиТирую: «В течение 1996 года прове дено 55 проверок воспи та тельной работы в учебных за ведениях». И дана их оценка. (Извините, я думала, что учеб ные заведения должны прове ряться органами управления образования). Сказано, что школы осла били работу с семьей. А ведь часто перед классным руково дителем просто закры ваю т дверь. В чем вообще заклю чается деятельность учителей — в о с п и ты в а т ь вм е с т е с семьей. Конечно, по мораль ным со о б р аж е н и ям ш кола должна взять на себя ответ ственность за профилактику правонарушений, но, на мой взгляд, эта ответственность должна быть разумной. Все- таки у ребенка есть родители, которые по закону, подписан ному главой правительства, несут за ребенка полную ад министративную ответствен ность. А наша задача — по воз можности организация инте ресного досуга, дальнейшее развитие и совершенствова ние всех детских объедине ний, интеллектуальной, твор ческой, эстетической направ ленности. Но и педагогам, не будем лукавить, надо сегодня за это платить. А то мы все хотим сделать по принципу «и волки сыты, и овцы целы». А примеры организации такой досуговой деятельности есть: это клубная работа Липецкой 2 4 -й ш колы , кр уж ко в а я — 41-й. След ующ ая пр об л ем а : ключевую роль в организации воспитывающей деятельности школы играет институт клас сного руководства, который должен и может развиваться, на мой взгляд, на вариативной основе. Кто же ближе всех к детям, как не классный руко водитель. Модели освобожденного классного руководителя (ОКБ) отрабатываются на базе ли пецких школ №№ 1,19, 32, 40, 47 и других. Но все это как-то робко, неопределенно. Мы не знаем до сих пор даже, что будет с этим злосчастным эк спериментом. Классные вос питатели находятся в психо логическом неведении — за кроют новое дело, не закро ют? Мы в нашей школе в этом год у переходим на работу творческой лаборатории ОКБ вместе с методцентром, ин ститутом усовершенствования учителей. Хотим поднять уро вень деятельности классного воспитателя до квалификации п р оф е с с и о н а л а -п е д а г о г а . Только такие воспитатели д о лжны быть у наших детей . Можно найти и соответствую щие ставки; за счет закрыва ющихся начальных классов, воспитателей детских садов. Считаем , что деятельность ОКБ должна строиться на на учно выверенной, методичес ки подготовленной основе. Демократическая школа должна иметь возможность самостоятельно определять в а р и а н т в о с п и та те л ь н о й системы, приоритетные за дачи на тот или иной пери од ж и зн и . Ш кола все гдй была носителем «разумного, доброго, вечного». Она не должна колебаться с каждым новым президентом, новой Думой и т.д. Правители при ходят и уходят, а мы оста емся , школа вечна. Мы дол жны быть профессионалами всегда. А те, кто делает по л и ти ку , в п е д а го ги к е не профессионалы. Они не зна ют ни детей, ни школы, ни семьи, ни потребностей ре бенка. Забвение детства — еще одна трагедия, свиде телями которой мы стали. О детях вспоминаю т только тогда, когда они мешают. О них перестают думать все, кроме педагогов и хороших родителей. И мы уже стес няемся говорить о том, что все лучшее у нас отдается детям. Подводя ито ги , можно сказать: отрадно и примеча тельно, что школы ныне все меньше полагаются на объ ективные факторы, они не ждут социально го заказа , г о с у д а р с т в е н н о го у ка за , нормативного акта. Они по нимают, что воспитание — это процесс, идущий от сер дца к сердцу. Только важно, чтобы сердца были чистые и добрые. За «круглым столом» по проблемам воспитания пе дагоги города решили с о здать при управлении обра зования творческие объеди нения по разработке концеп ций детских организаций в Липецке; в освобождающих ся помещениях детских са дов разрешить организацию в о с п и т а т е л ь н о й ра б о ты школ, у которых трудно с по мещениями; подумать над объединением всех городс ких учреждений д о п о л н и тельного образования в еди ный городской центр. Бее предложения приняты. Те перь время д ей с тв о ва ть , коллеги. Н ина ПОПОВИЧЕВА, директор Липецкой средней школы № 19. А сколько родителем воссоединяются со свои ми чадами благодаря все тому же Деду Морозу! Прямого подсчета никто не проводил, но косвен но о масштабах судить м о ж н о . В Т а л и ц к о м Ч ам лы ке , например , в прошлом году около 20 стариков оформили дове ренности в сельской ад министрации на получе ние п ен сии , отбыв на зиму к детям — кто в Липецк , кто в Усмань, кто в Воронеж. Т а к , м ож е т бы т ь , проблемы и нет? Голь, которая , к ак известно, на выдумки хитра, и так все «пореш ала» . Если бы ... Далеко не всем уда ется уклониться от на стойчивых объятий Деда Мороза. В глухой дере вуш к е Новая Д еревня одна старушка призна лась: вторую зиму топит только дровами. Спать ложится, не снимая зим него пальто. Сколько их, таких бе долаг, которые довольны и тем, что вода в доме не застыла. Фактов смерти в своем жилище от пе р е о х л а ж д е н и я , к счастью, в районе пока не было, но разве не го ворит о неблагополучии резкий рост простудных заболеваний в зимние м е с я ц ы в п о с л е д н и е годы? Могут спросить: как п ом о ч ь э тим лю д ям , если на дворе рынок с его з а к о н а м и ? О твет про ст ; д ей с т в и т е л ь н о желающие оказать по мощь находят способы это с д е л а т ь . С овхо з «П етровский» , н ап ри мер, открыл общежитие для одиноких малообес печенных стариков. 30 человек нашли здесь за щиту от будущей зимней с т уж и . К олхо з имени Чапаева помог матери ально своим согражда нам при газиф и к ац и и жилищ . Ну, а в районно.м и обл астном м асш таб ах первое, что необходимо сейчас сделать, — изыс кать возможность всем вклю ченным в списки побыстрее получить их льготные тонны. Стихи Григория ШИФРИНА Муз. Анатолия АСТАХОВА Д Е НЬ УЧИ ТЕЛЯ Сталю Анатольевичу Шмакову посвящаю Есть у осени столько красок, Есть у песни сердечность слов. Этот день в наших звонких классах Зажигает костры цветов. Припев: Что задумано, то сбывается. Наше время берет разбег, День учителя продолжается Каждый час и каждый век. Даже скучные теоремы, строгих чисел мудреный ряд, Нерассказанного поэмой Удивительно вдруг звучат. Припев: Дали дальние открываем, Хоть за партами мы сидим, И так часто не замечаем У учителя мы седин. Припев: От звонка в нашей доброй школе, До заветного слова - взлет, К жарким тропикам и на полюс Нас учитель с собой ведет. Припев: Мы по жизни пройти сумеем. Не уронит рука весло. Слово Родина ведь имеет Лишь единственное лицо. щ т 6 а ^ у о - с Е - н и е г о Л -ю к р л . с й х , ВстЬу йе.семсер.лЕЧ.ноеН сзвв Этот 0Ен^бЕк.ЕиаЕВ(ш.ю!хктса 1 И ^ хо.ат ^ве-па |'цЧ|| и,|1гД7 Чга П.лт-ма.т.гасЛ 1 . 1 ).аг- с )1 щ Ил.Ш1арапа^е-кг ри. ^ает .пе К 1 М Л Ы П ЧАС № ■^} /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz