Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

2 октября 1996 г. обы кновенное чудо снег д ел аю т ... пож арны е и в П О Л УМ РА К Е СВЕТИ Т РАД У ГА Эти дети почти не видят. Но их рисунки поразили знатоков в д ал е ком Брю сселе ... П анюкова Света, 13лет, ОД — колобола эр. нерва 05-катаракта Я открываю скромную картонную папочку, и на меня об­ рушивается цвет. Не просто цвет — буйство красок в самых неожиданных сочетаниях: сочных, смелых, а главное — везде эмоционально насыщенных. На этих рисунках мир ярок и уди­ вителен. Вот это — ну, типичный Поль Гоген, здесь — колорит Матисса и его манера, что-то от Ларионова, от примитивис­ тов. Самое парадоксальное и печальное заключается втом, что эти дети никогда не видели произведений Гогена или Матисса. Более того — они вообще почти незрячие. На их рисунках мир таков, каким они его в большей степени себе лишь представля­ ют. Мне кажется, что это своего рода тоска по тому, что мы с вами види.м каждый день, но не замечае.м, не осознавая, какой это великий дар — просто видеть. Под рисунками нет назва- нчй — лишь фамилии юных авторов идиагноз: вторичная гла­ укома, атрофия зрительного нерва... Пока листаешь рисунки, в это не веришь. Но это так. Тогда как же рождается это чудо? Я пытаюсь получить ответ на .мой непростой вопрос у их учи­ теля, а точнее — да простится .мне высокий стиль —■'у их’ до­ брого ангела Вячеслава Михайловича КАНИЩЕВА. ’ — Я не могу ответить на этот вопрос несколькими фразами: вот такая-то мето­ дика, такой-то план занятий. Поймите правильно — у нас нет и не может быть таких же занятий, как в обычных ху­ дожественных школах, у нас Гдаже академического рисун­ ка быть не может: ведь мно­ гие дети\ видят то, что рису­ ют, лишь с расстояния в 10 сантиметров. Я попал в ин­ тернат для слабовидящих случайно, но так оказалось, что он стал не просто моим призванием, но и моей судь­ бой. Первый год было очень тяжело — полнейший лед и глухая стена непонимания в отношениях с детьми: «А за ­ чем нам надо рисовать?» Действительно, зачем полу­ слепым рисовать? Они ведь прекрасно осознают свою ущербность. Когда я устро­ ил в интернате первую вы­ ставку, были даже обиды: «Зачем вы мои рисунки вы­ ставили?» — вроде это как на посмещище. Мне хотелось только одного: избавить их от этого чувства неполноцен­ ности, И постепенно стало что-то приоткрываться в их дущах, начал таять лед. Вячеслав Михайлович пришел в интернат в 1988 году, а в 1990 работы детей бы.ли представлены на облас­ тной выставке. Это — уже своего рода признание. Еще больши.м признанием стало участие в выставке работ де­ тей с ограниченными воз.мож- ностямн, которая проходила в 93-м году в Бельгии. Впро­ чем, меня коробит от этой формулировки — «дети с ог- раниченны.мн возможностя­ ми». Попробова . 1 1 1 бы мы, с нашими «неограниченными возможностями», нарисовать нечто подобное! И дело даже не в том, что они рисуют — они творят, и именно это главное. — Понимаете, очень важ­ но, чтобы ребенок научился получать радость не от но­ вых ботинок или штанов, а от собственного творчества, оттого, что лично он сделал. Это в полной мере относит­ ся ко всем детям, но к нашим — особенно , поскольку очень многого они все-таки лишены. Для меня главное — что сегодня они счастливы оттого, что творят, что они уже мечтают участвовать в выставках, что у них появи­ лась гордость за свои рабо ­ ты. Занятия живописью дела­ ют чудеса. Недаром в Япо ­ нии при поступлении в лю ­ бой технический вуз первым экзаменом всегда идут изо­ бразительные дисциплины. Там царит культ изобрази ­ тельного искусства, и это тес­ но связано с достижениями страны. В нашем же случае живопись еще и лечит. Нару­ шенное зрение неизбежно от­ ражается на психике ребенка — он зажат, замкнут, необ- го не станут. Не может быть нравственного воспитания без эстетического — это аксиома. Впрочем, кого сегодня волну­ ет счастье детей и их нрав ­ ственное воспитание? Я был поражен тем, что в Бельгии гораздо больше ностальгиру­ ют по нашей пионерской ор ­ ганизации, чем мы сами. Они мне так прямо и говорили: «Как вы могли лишить своих детей такого?» Кстати, у них аналогичная организация ус­ пешно действует и называет­ ся ... представьте себе — «Красные соколята». Мы и жили в одном из лагерей этой организации. Ко­ нечно, это не наш п и о н е р л а г е р ь , это целая ро ­ скошная усадьба. Но суть не в том. Главное, что там помощь детям — священный долг каждого, особен­ но больным де ­ тям. Я не сразу осознаю, в чем особенность ма- щителен. А пос­ мотрите вы на этих ребят сейчас! Они уже запросто могут общаться с директором вы­ ставочного зала, со взрослыми ху- д о ж н и к а м и . Даже пижонить немножко начи ­ нают, но меня это радует — только бы не чувствова­ ли себя неполно­ ценными, Пос.пе выставки в Бельгии была .международная выстав­ ка в Словакии, куда тоже бы.эи отправлены работы де­ тей из липецкого интерната для с.^абовидяших. Вячеслав Михайлович с грустью заме­ чает, что по условиям этих вы­ ставок работы назад не возвра­ щаются. Уже больше по.луто- ра сотен рисунков осталось за рубежом. И, уж поверьте, за­ рубежные коммерсанты цену нм знают. Недаром на второй бельгийской выставке, куда Вячеслав Михайлович был приг.ташен уже лично, как пе­ дагог, ему предлагали полно­ весные доллары за детские ри­ сунки. —.Обидно, конечно. Там крупные партийные боссы, богатые бизнесмены считают для себя честью помочь таким детям, организовать для них выставки, финансировать за­ нятия. Они подходили ко мне по очереди и просили поси­ деть с ними за бокалом вина — ну, как же, педагог талан ­ тливейших детишек, какая честь... Надо сказать, что все­ го из России было представ­ лено 150 работ, и почти по­ ловина из них были наши. Крупная надпись «Липецкий интернат слабовидящих детей — Россия» — был своего рода «шапкой» российской экспо­ зиции. Потом мне довелось провести несколько занятий с бельгийскими детишками. Меня чуть удар не хватил, когда я увидел их краски, кис­ ти, бумагу... Господи, мои-то даже водоэмульсионкой рису­ ют, а кисти чуть ли не маляр­ ные! Нам бы такое... Но у нас нет средств не только на то, чтобы издать каталог рисун­ ков, но порой даже на прилич­ ные краски и кисточки. Я все понимаю, детей надо прежде всего одеть и накормить, но ведь счастливыми они от это- Зиброва Света, 14 лет, дистрофия сетчатки 4 ',1 :* — 3 ' - ■ Г:" I.’ Чпчииа Юля,14 лет, М 1 10 1111 Я3 (. 114 1^ 1111 меры речи Вячеслава Михаи­ ловича. Потом вдруг понимаю как только он начинает гово­ рить о своих питомцах, так в словах тут же появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это не сюсюканье и не поза, это просто любовь и нежность: «А вот это наш Са­ шечка. Он начал хорошо ри­ совать, но зрение продолжало падать, и он совсем ослеп. Но сейчас ему сделали операцию, он стал видеть. Посмотрите, какие прекрасные у него ри­ сунки! А вот это Светланка Зи- борова, она у нас уже мастер — смотрите, какой колорит, какая смелость! А это Ирочка Севастьянова — вы чувствуе­ те, что это уже импрессионизм? А это Светочка Панюкова — удивительный график! У нее продолжает ухудшаться зре­ ние, и она вынуждена рисо­ вать, не отрывая руки. Зато посмотрите, какая линия, а как она рисует свои сны— это нечто волшебное!» Я слушаю и невольно ду­ маю: в чем-то этим детям по­ везло больше, чем остальным, — рядом с ними есть этот че­ ловек. — Вот вы все спрашивае­ те, как мне удается их этому научить. В Бельгии меня о том же спрашивали. Я тогда отве­ тил так: «Я просто им не ме­ шаю и не лезу в душу». Я ни разу не сделал строгого заме­ чания. я их только хвалю, ста­ раясь замечать малейший ус­ пех. Да, я не могу поставить им академический рисунок, но я стараюсь пробудить в них ощущение прекрасного, на ­ учить передавать свое эмоци­ ональное состояние. Разве мне пришло бы в голову нарисо­ вать солнце черным? Разве я мог бы такое подсказать? А вот Стоякин Женя рисует его именно черным в рыжем оре­ оле — значит, таким он его воспринял в тот день. Они ведь на каждое занятие прихо­ дят ко мне разные, и всякий раз их психику надо «просчи­ тать», чтобы поддержать, по­ мочь, успокоить, не навре ­ дить. Вот Афоничев Колень­ ка делает прекрасный рису­ нок, но в мрачных коричнево­ серых тонах, и мне ужасно обидно, что он воспринимает мир именно таким, — но, что поделаешь, таково его виде­ ние. Многие из них рисуют, лишь повинуясь какому-то своему внутреннему чутью, поскольку собственных ри ­ сунков и в пяти сантиметрах не могут рассмотреть! И все равно я вижу, как они светят­ ся от радости, когда рисуют. Порой мне даже делали заме­ чания, что я на своих уроках говорю с ними слишком «вы­ сокоинтеллектуально», они, мол, не понимают, что такое колорит, композиция. Хоро­ шо, на первых уроках не по­ нимают, но потом-то начина­ ют прекрасно оперировать этими понятиями! Да я доско­ нально знаю программу и ме­ тодику работы с такими детьми. Но ори ен тиро ­ ваться только на нее означает де ­ лать из них заве­ домо дебилов: по этой программе я бы весь первый год должен бы .1 учить обводить трафареты. А они могут рисовать — вы сами в этом убедились. Мне г орелова Таня, 9лет, ОИ - смешанный астигматизм кажется, что наша цель — максимально поднять их, а не тормозить на этом уров­ не. В конце нашей встречи я начинаю понимать, что глу­ по было задавать вопрос: «Как вы их этому учите?». Ответ прост — любовью. Другое дело, что любить тоже талант, который дается не каждо.му. Когда Вячес.тав Михайлович прнше . 1 в интер­ нат, та.м была казенная «от­ делка» — серо-зеленые .мас­ ляные панели и побелка. Он все переделал. Теперь казен­ ные стены покрыты яркой, жизнерадостной росписью, выполненной его руками: «Дети должны жить в соот­ ветствующей атмосфере — это тоже часть воспитания». Да, государственные уч­ реждения по.могают ему, чем могут, — нашли три миллио­ на на поездку вБельгию, сей­ час благодаря только помо­ щи председателя департамен­ та науки и образования В. Тонких ста.та возможной по­ ездка с четырь.мя детишка.ми в Йошкар-Олу на семинар одаренных детей с ограничен­ ными возможностями. Вячес­ лав Михайлович будет там руководить занятия.ми сбор­ ной изостудии, которые про­ длятся две недели. Но ведь все мы знаем, что представ­ ляет собой сегодня государ­ ственный карман, как труд­ но найти в нем порой даже крохи. Завтра может не хва­ тить денег на краски и бу.ма- гу. Но есть же в нашей облас­ ти преуспевающие органнза- цнн, бизнесмены, банкиры. Я думаю, многие из них просто не знают о том обыкновенном чуде, которое существует ря­ дом с ними, в их тороде. Я верю, что они помогут, когда узнают. Мой дорогой читатель, .мне жаль тебя: ты увидишь в газете .тишь жа.ткне черно-бе­ лые фотографии с картин. Ты не сможешь себе пре.а' Iавпть этого удивительного пиршес­ тва красок, которое так щед­ ро дарят нам эти дети! Впро­ чем, у тебя мог бы быть ре­ альный шанс, если бы буду­ щей весной все-таки состоя­ лась выставка, о которой так мечтает Вячеслав Михайло­ вич. Дело за ма.тым— эту вы­ ставку надо соответствую­ щим образо.м оформить. Ну, хотя бы заказать ра.мочки для рисунков... Это ведь не тот случай, чтобы просто у.милнться и растрогаться: «Ах, слепые дети, а еще что- то рисуют». Эти работы, эти авторы не нуждаются в на­ шей снисходительности. Мы имеем дело с талант.тивыми имужественными людьми. И отнестись к ним надо так, как они того заслуживают. А зна­ чит, II рисунки их немысли­ мо просто пришпи.тивать к стене кнопками... Елена БРЕДИС. ОТ РЕДАКЦИИ. Как же пиианпипвы дети Росеии! Ка­ кие поразительные возможности дремлют в душе человеческой и насколько это благородное, а, в конечном счете, благодарное дело — пробудить их, помочь нм раскрыться! Таково первое впечатление от рассказа обозревателя «ЛГ», а главное — от ссишх произведений, созданных пнтомщиш Вя ­ чеслава Канищева. Но тут же подступают горечь и стыд. Стыд за себя, ибо наше зрение, наша духовная зоркость сплошь да рядо.п куда слабее, чем больные глаза этих .шиьчиков и девочек. Да, кто- то способен вложить в руки ребенка кисть и карандаш, а в сердце — осознанную потребность поэтического са.мовыраже- ния. А .мы, окружающие, так равнодушны, так поглощены по­ вседневностью, что до сих нор нс удосужились хотя бы по- .мочь учителю и его ученик 1 см са.мой .малостью — наскрести отнюдь не великие деньги на хорошие краски, альбо.мы, кисти... И.м ведь больше ничего не надо. Все остсиьное у них есть — они отвоевали у тяжкого недуга право радоваться красоте .мира и радовать ею других, право на свою .многоцветную раду ­ гу в полуть.ме... Зона З А ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД И ПРИМ ЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ...») « Тюрьма — большая школа жизни, твердит молва, а юристы поправляют: институт перевоспитания вступив­ ших в конфликт с законом. Наверное, все правы, хотя и не стало меньше преступлений — воровства, грабежей, убийств и без подавления отдельных «личностей» покоя обществу не видать. Законопослушному гражданину до седых волос, слава Богу, не узнать всех «прелестей» пре­ бывания в исправительно-трудовых учреждениях. Здесь быстро познают, что закон строг и насколько строг. Но сегодня о другом, о гуманной стороне судебной системы, которая оставляет человеку надежду на досрочное возвра­ щение в общество. О том, как осуществляется это на прак­ тике, рассказывает председатель Правобережного суда г. Липецка Александр ЕРМОЛОВ. Мы внимательно изучаем поведение в колонии каждого осужденного. Часто такое наблюдение заканчивается выездным (в зоне) заседанием суда. Недавно подобное слушание дел прошло в ИТК-2. В результате заседания тридцать семь человек сме­ нили тюремную робу на гражданский костюм или отправились в колонии-поселения, что означает немалое смягчение наказания. Проведение таких процессов мне доставляет профессиональное и глубоко человеческое удовлет­ ворение. Вэтом году наш суд провел более десятка выездных заседаний, в результате которых трем­ стам заключенным были смягчены приговоры. Знаю, что не все бывшие воры-грабители «переко­ вались», но многие постараются закон чтить. В колонию-поселение, например, уехал Гарабаджиу. Он дезертировал из армии, совершил разбойное нападение, в результс заработал 5 лет. Но, как го­ ворится. осознал... Чтобы у читателей не сложилось представле­ ния о суде, как о добрейшем дедушке-морозе, ко­ торый преступникам подарки раздаст в виде услов­ но-досрочного освобождения, скажу, что суду приходится и ужесточать наказание, перево­ дить кого-то на тюремный режим. Это нака­ зание, которого страшатся даже закоренелые преступники. Вколонии есть много признаков свободной жизни, и прежде всего это работа. А тюрьма есть тюрьма. Как, например, посту­ пить с осужденным Макаренко, который в свои 28 лет совершил не одно 1 треступление, приговорен к семи годам за разбой, но уже в зоне за полтора года совершил сорок шесть нарушений? Ему место в тюрьме. Пробудет он в ней полтора года, а весь срок —до 2002 года. Представьте себе: преступник из века в век! Однако далеко не каждый из осужденных, даже после «отсидки» определенного срока, может рассчитывать на смягчение приговора. Поэтому и заключение суда «за добросовест­ ный труд и примерное поведение...» ожидает немногих. Но шанс предоставляется всем. Александр ПРИДЬМА. № 188 (1 2 52 ) Братья меньшие ВПЕРЕДИ - ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА В м и н у вш е е в о с к р е ­ с е н ь е в о д н о м и з п а ­ в и л ь о н о в Б ы х а н о в а с а д а п р ош л а сертифи ­ катная выставка с о б а к «Золотой ф онд Ч е р н о ­ з е м ь я - 9 6 » , кот о р ую п ро в ел и С ою з к и н о л о ­ г и ч е с к и х о р г а н и з а ц и й Р о с с и и и Л и п е ц к и й област ной центр с о ­ баководст ва «Ф р е н д » . Компет ент ное ж ю р и , к о т о р о е в о з г л а в и л п р е з и д е нт С К О Р а В . У р а ж е в с к и й , о п р е д е ­ л и л о л у чш и х с о б а к , и х в л а д е л ь ц ам были в р у ­ ч е н ы с е рт иф и к ат ы кандидат ов в ч е м п и о ­ ны Р о с с и и и вы д аны п ут е в ки н а В с е р о с ­ с и й с к у ю вы ст авку — о н а пройдет в М о с к ­ в е в к о н ц е н о я б р я . П е р в о е м ест о бы л о п р и с уж д е н о н е м е ц к о й о в ч ар ке (в л а д е л и ц а Н . К аш к и н а , г. В о р о н еж ) , второе и третье м е с ­ то з а н я л и л и п ч а н е В . Г р и г о р ь е в с о с в о и м д о б е р м а н о м и Г. Тать­ я н и н с о ст аф т е р ь - е р ом . Фото Евгения САМОХВАЛОВА. Елец в отечественном кино Ф И Л Ь М С Н И М А Л И ВСЕМ Г О Р О Д О М Несколько лет назад, когда в Ельце напра­ во и на.лево распродали все и вся, городской кинотеатр «Прожектор» чуть было тоже не по­ шел с мо.лотка. Заброшенный властями и зрите­ лями, он, словно выкинутый на улицу домаш­ ний пес, печально ждал своей участи. Старин­ ное здание разрушалось на глазах. О «Прожекторе» говорили и депутаты, прав­ да, обычно под занавес сессий. Подуставшие от политических дебатов, они откровенно зевали на скучном вопросе нз «разного», что только подливало масла в беспокойную душу тогдаш­ него директора лавского карьера Виктора Со­ ковых, «будившего» зал и призывавшего не дать уйти "на сторону" некогда популярному в го­ роде кинотеатру. Видно, потому и решила судьба: именно Виктору Алексеевичу восстанавливать «Про­ жектор», а потом открыть в нем историко-куль­ турный центр — место встречи ельчан с люби­ мыми отечественными кинолентами, известны­ ми актерами и режиссерами, писателями, худож­ никами. музыкантами. Уже который год сюда приходят люди, ус­ тавшие от насилия п чернухи на малых и боль­ ших экранах, забитых низкопробными западны­ ми фильмами. Вот и цикл киновечеров, посвя­ щенных 1ОО-.летию отечественного кино, соби­ рал его многочисленных поклонников, но еще больше их пришло на недавнюю встречу «Елец в отечественном кино». И пусть не удивляет вас размах обозначен­ ной темы: несмотря на географическую отдален­ ность от шумного киномира, старинный город внес в него свою лепту. И не только тем, что под­ арил известного всему мире композитора Тихо­ на Хренникова, написавшего музыку к люби­ мым фильмам: «Гусарская баллада», «Свинар­ ка и пастух», «Поезд идет на Восток» и многим другим, песни из которых поет вот уже не одно поколение. В разные годы в Ельце снимались художес­ твенные киноленты: «Красные пчелы», «Краси­ во жить не запретишь», «Мальчики», «Говорит Москва», «Кому на Руси жить...» Здесь работа­ ли известные режиссеры Марлен Хуциев. Ми­ хаил Ветошев, Антон Васильев, Ренита и Вален­ тин Григорьевы. Последние— частые гости Ельца, полюбив­ шие город и много делающие для его духовно­ го развития. Их фильм «Мальчики» по Досто­ евскому получил главный приз на первом фес­ тивале славянского кино — «Золотой Витязь». Эту награду съемочная группа передала Ельцу, потому что считает свою работу плодом кол­ лективного творческого труда — кинематогра­ фистов и ельчан, активно участвовавших в съем­ ках. Фильм демонстрировался не только в нашей стране, но и за рубежом, его посмотрели мил­ лионы зрителей, но о том, как снимались «Маль­ чики», знают очень немногие. На прошедшем вечере Григорьевы приоткрыли свою «кинош­ ную кухню» и рассказали интересные вещи. Вот только несколько фрагментов, прозвучавших на киновечере. Р.Г.: Сценарий фильма мы писали в Ельце, а когда начались работы, он был превращен в единую съемочную площадку, особенно бывшая мужская гимназия, ныне сш № 1. Там многое пришлось переделать под прошлый век, но хо­ зяева кротко сносили все неудобства, помогали нам. Один из эпизодов мы снимали в музее Бу­ нина. о чем, признаться, даже и мечтать не мог­ ли. По сценарию предусматривалось много сцен, связанных с церковью, и съемочная груп­ па, бывало, оказывалась не раз в тупике. Тут на помощь нам приходил священнослужитель Ка­ ется таким приемом в своей работе, а идея при­ надлежит ельчаиам. Кстати, Олег недавно щ> 1 л занской церкви отец Владимир, за что мы очень благодарны ему. И, конечно, незаменимы ельчане оказались в массовых сценах. Неожиданно ударил креп­ кий мороз, казалось бы, не собрать людей, но они шли охотно и работали великолепно. В одном 113 эпизодов играла народная ар­ тистка СССР Любовь Соколова (она присут­ ствовала, на этом киновечере — Прим. авт.). Зрители помнят, как она ходила по базару с гусем. Так вот, ее появление на площадке до­ ставило немало .хлопот нашему оператору: ель­ чане, узнав известную артистку, выражали удивление, восторг и... забывали о кинокаме­ ре. приходилось повторять дубли. В. Г.: С теплом мы вспоминаем ельчанку Веру Павловну Королеву и ее хлебосольный дом, отогревавший нас, кормивший рассыпча­ той картошкой. ' А какую неоценимую помощь оказали нам елецкие пожарные, без них вообще никакой съемки не было бы по той причине, что. когда мы приехали в Елец, снег уже стаял, а нам нуж­ ны были его остатки по склонам оврагов. В таких ситуациях киношники делают ис­ кусственный снег, разбрасывая клочьями вату. И тогда пожарные сказали: мы сделаем снег из пены. Р.Г.: Они положили снег там, где нам было надо, и никто не отличил его от настоящего. Теперь наш оператор Олег М ^тынов пользу- Э признан лучшим оператором России. В.Г.: Но пожарные выручили нас еще раз. В одном из эпизодов нужно было, чтобы в ста­ ром парке играл духовой оркестр. А где его взять? Опять пожарные! У них. оказывается, есть свой духовой оркестр, использовали мы и их форму. Так что показанные крупным пла­ ном музыканты — это люди отважной про­ фессии из Ельца, пожарные. Р.Г.: Эту картину мы возили в Японию, где она была показана в рамках культурной про­ граммы России. Японцы сняли небольшой бук­ лет по фильму и отметили особое место пейза­ жа. в частности, в финале фильма. Они не мог­ ли поверить, что была использована натураль­ ная съемка, а не декорации. А с этим эпизодом был удивительный случай. В.Г.: Нам очень был нужен такой пейзаж, чтобы с одной стороны было распаханное поле, а с другой, через дорогу — кладбище. Мы едем в машине с Ренитой Андреевной и рассуж­ даем, можно ли вообще такое найти? Наш раз говор слышит водитель и говорит: есть такое место, в Сазыкино. что в Елецком районе. Мы приехали —и ахнули! Так что авторство в вы боре финального пейзажа принадлежит елец­ кому водителю. Р.Г.: Были I I смешные случаи на съемках. Учителя гимназии играл наш друг из Гондура са, он. кстати, собирается баллотироваться ныне в президенты этой страны. Так вот, мы ему в Москве рассказали о своей работе, о древ нем Ельце, и он, человек очень эмоциональный, сразу загорелся сыграть роль в эпизоде —урок латинского языка. Съемки начались, и вдруг приезжает милиция, просят пройти, тр е ^ю т объяснения, почему, мол, без визы и т.д. Сло­ вом, задерживают нашего друга. Мы — в гор исполком, к властям, чтобы объяснить. При­ ходим в^милицию, а там... Так горячо доказы­ вал нап’ артист, как он полюбил Елец, что от­ пустили его с миром. А эпизод получился на экране хороший. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz