Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
2 октября 1996 г. обы кновенное чудо снег д ел аю т ... пож арны е и в П О Л УМ РА К Е СВЕТИ Т РАД У ГА Эти дети почти не видят. Но их рисунки поразили знатоков в д ал е ком Брю сселе ... П анюкова Света, 13лет, ОД — колобола эр. нерва 05-катаракта Я открываю скромную картонную папочку, и на меня об рушивается цвет. Не просто цвет — буйство красок в самых неожиданных сочетаниях: сочных, смелых, а главное — везде эмоционально насыщенных. На этих рисунках мир ярок и уди вителен. Вот это — ну, типичный Поль Гоген, здесь — колорит Матисса и его манера, что-то от Ларионова, от примитивис тов. Самое парадоксальное и печальное заключается втом, что эти дети никогда не видели произведений Гогена или Матисса. Более того — они вообще почти незрячие. На их рисунках мир таков, каким они его в большей степени себе лишь представля ют. Мне кажется, что это своего рода тоска по тому, что мы с вами види.м каждый день, но не замечае.м, не осознавая, какой это великий дар — просто видеть. Под рисунками нет назва- нчй — лишь фамилии юных авторов идиагноз: вторичная гла укома, атрофия зрительного нерва... Пока листаешь рисунки, в это не веришь. Но это так. Тогда как же рождается это чудо? Я пытаюсь получить ответ на .мой непростой вопрос у их учи теля, а точнее — да простится .мне высокий стиль —■'у их’ до брого ангела Вячеслава Михайловича КАНИЩЕВА. ’ — Я не могу ответить на этот вопрос несколькими фразами: вот такая-то мето дика, такой-то план занятий. Поймите правильно — у нас нет и не может быть таких же занятий, как в обычных ху дожественных школах, у нас Гдаже академического рисун ка быть не может: ведь мно гие дети\ видят то, что рису ют, лишь с расстояния в 10 сантиметров. Я попал в ин тернат для слабовидящих случайно, но так оказалось, что он стал не просто моим призванием, но и моей судь бой. Первый год было очень тяжело — полнейший лед и глухая стена непонимания в отношениях с детьми: «А за чем нам надо рисовать?» Действительно, зачем полу слепым рисовать? Они ведь прекрасно осознают свою ущербность. Когда я устро ил в интернате первую вы ставку, были даже обиды: «Зачем вы мои рисунки вы ставили?» — вроде это как на посмещище. Мне хотелось только одного: избавить их от этого чувства неполноцен ности, И постепенно стало что-то приоткрываться в их дущах, начал таять лед. Вячеслав Михайлович пришел в интернат в 1988 году, а в 1990 работы детей бы.ли представлены на облас тной выставке. Это — уже своего рода признание. Еще больши.м признанием стало участие в выставке работ де тей с ограниченными воз.мож- ностямн, которая проходила в 93-м году в Бельгии. Впро чем, меня коробит от этой формулировки — «дети с ог- раниченны.мн возможностя ми». Попробова . 1 1 1 бы мы, с нашими «неограниченными возможностями», нарисовать нечто подобное! И дело даже не в том, что они рисуют — они творят, и именно это главное. — Понимаете, очень важ но, чтобы ребенок научился получать радость не от но вых ботинок или штанов, а от собственного творчества, оттого, что лично он сделал. Это в полной мере относит ся ко всем детям, но к нашим — особенно , поскольку очень многого они все-таки лишены. Для меня главное — что сегодня они счастливы оттого, что творят, что они уже мечтают участвовать в выставках, что у них появи лась гордость за свои рабо ты. Занятия живописью дела ют чудеса. Недаром в Япо нии при поступлении в лю бой технический вуз первым экзаменом всегда идут изо бразительные дисциплины. Там царит культ изобрази тельного искусства, и это тес но связано с достижениями страны. В нашем же случае живопись еще и лечит. Нару шенное зрение неизбежно от ражается на психике ребенка — он зажат, замкнут, необ- го не станут. Не может быть нравственного воспитания без эстетического — это аксиома. Впрочем, кого сегодня волну ет счастье детей и их нрав ственное воспитание? Я был поражен тем, что в Бельгии гораздо больше ностальгиру ют по нашей пионерской ор ганизации, чем мы сами. Они мне так прямо и говорили: «Как вы могли лишить своих детей такого?» Кстати, у них аналогичная организация ус пешно действует и называет ся ... представьте себе — «Красные соколята». Мы и жили в одном из лагерей этой организации. Ко нечно, это не наш п и о н е р л а г е р ь , это целая ро скошная усадьба. Но суть не в том. Главное, что там помощь детям — священный долг каждого, особен но больным де тям. Я не сразу осознаю, в чем особенность ма- щителен. А пос мотрите вы на этих ребят сейчас! Они уже запросто могут общаться с директором вы ставочного зала, со взрослыми ху- д о ж н и к а м и . Даже пижонить немножко начи нают, но меня это радует — только бы не чувствова ли себя неполно ценными, Пос.пе выставки в Бельгии была .международная выстав ка в Словакии, куда тоже бы.эи отправлены работы де тей из липецкого интерната для с.^абовидяших. Вячеслав Михайлович с грустью заме чает, что по условиям этих вы ставок работы назад не возвра щаются. Уже больше по.луто- ра сотен рисунков осталось за рубежом. И, уж поверьте, за рубежные коммерсанты цену нм знают. Недаром на второй бельгийской выставке, куда Вячеслав Михайлович был приг.ташен уже лично, как пе дагог, ему предлагали полно весные доллары за детские ри сунки. —.Обидно, конечно. Там крупные партийные боссы, богатые бизнесмены считают для себя честью помочь таким детям, организовать для них выставки, финансировать за нятия. Они подходили ко мне по очереди и просили поси деть с ними за бокалом вина — ну, как же, педагог талан тливейших детишек, какая честь... Надо сказать, что все го из России было представ лено 150 работ, и почти по ловина из них были наши. Крупная надпись «Липецкий интернат слабовидящих детей — Россия» — был своего рода «шапкой» российской экспо зиции. Потом мне довелось провести несколько занятий с бельгийскими детишками. Меня чуть удар не хватил, когда я увидел их краски, кис ти, бумагу... Господи, мои-то даже водоэмульсионкой рису ют, а кисти чуть ли не маляр ные! Нам бы такое... Но у нас нет средств не только на то, чтобы издать каталог рисун ков, но порой даже на прилич ные краски и кисточки. Я все понимаю, детей надо прежде всего одеть и накормить, но ведь счастливыми они от это- Зиброва Света, 14 лет, дистрофия сетчатки 4 ',1 :* — 3 ' - ■ Г:" I.’ Чпчииа Юля,14 лет, М 1 10 1111 Я3 (. 114 1^ 1111 меры речи Вячеслава Михаи ловича. Потом вдруг понимаю как только он начинает гово рить о своих питомцах, так в словах тут же появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это не сюсюканье и не поза, это просто любовь и нежность: «А вот это наш Са шечка. Он начал хорошо ри совать, но зрение продолжало падать, и он совсем ослеп. Но сейчас ему сделали операцию, он стал видеть. Посмотрите, какие прекрасные у него ри сунки! А вот это Светланка Зи- борова, она у нас уже мастер — смотрите, какой колорит, какая смелость! А это Ирочка Севастьянова — вы чувствуе те, что это уже импрессионизм? А это Светочка Панюкова — удивительный график! У нее продолжает ухудшаться зре ние, и она вынуждена рисо вать, не отрывая руки. Зато посмотрите, какая линия, а как она рисует свои сны— это нечто волшебное!» Я слушаю и невольно ду маю: в чем-то этим детям по везло больше, чем остальным, — рядом с ними есть этот че ловек. — Вот вы все спрашивае те, как мне удается их этому научить. В Бельгии меня о том же спрашивали. Я тогда отве тил так: «Я просто им не ме шаю и не лезу в душу». Я ни разу не сделал строгого заме чания. я их только хвалю, ста раясь замечать малейший ус пех. Да, я не могу поставить им академический рисунок, но я стараюсь пробудить в них ощущение прекрасного, на учить передавать свое эмоци ональное состояние. Разве мне пришло бы в голову нарисо вать солнце черным? Разве я мог бы такое подсказать? А вот Стоякин Женя рисует его именно черным в рыжем оре оле — значит, таким он его воспринял в тот день. Они ведь на каждое занятие прихо дят ко мне разные, и всякий раз их психику надо «просчи тать», чтобы поддержать, по мочь, успокоить, не навре дить. Вот Афоничев Колень ка делает прекрасный рису нок, но в мрачных коричнево серых тонах, и мне ужасно обидно, что он воспринимает мир именно таким, — но, что поделаешь, таково его виде ние. Многие из них рисуют, лишь повинуясь какому-то своему внутреннему чутью, поскольку собственных ри сунков и в пяти сантиметрах не могут рассмотреть! И все равно я вижу, как они светят ся от радости, когда рисуют. Порой мне даже делали заме чания, что я на своих уроках говорю с ними слишком «вы сокоинтеллектуально», они, мол, не понимают, что такое колорит, композиция. Хоро шо, на первых уроках не по нимают, но потом-то начина ют прекрасно оперировать этими понятиями! Да я доско нально знаю программу и ме тодику работы с такими детьми. Но ори ен тиро ваться только на нее означает де лать из них заве домо дебилов: по этой программе я бы весь первый год должен бы .1 учить обводить трафареты. А они могут рисовать — вы сами в этом убедились. Мне г орелова Таня, 9лет, ОИ - смешанный астигматизм кажется, что наша цель — максимально поднять их, а не тормозить на этом уров не. В конце нашей встречи я начинаю понимать, что глу по было задавать вопрос: «Как вы их этому учите?». Ответ прост — любовью. Другое дело, что любить тоже талант, который дается не каждо.му. Когда Вячес.тав Михайлович прнше . 1 в интер нат, та.м была казенная «от делка» — серо-зеленые .мас ляные панели и побелка. Он все переделал. Теперь казен ные стены покрыты яркой, жизнерадостной росписью, выполненной его руками: «Дети должны жить в соот ветствующей атмосфере — это тоже часть воспитания». Да, государственные уч реждения по.могают ему, чем могут, — нашли три миллио на на поездку вБельгию, сей час благодаря только помо щи председателя департамен та науки и образования В. Тонких ста.та возможной по ездка с четырь.мя детишка.ми в Йошкар-Олу на семинар одаренных детей с ограничен ными возможностями. Вячес лав Михайлович будет там руководить занятия.ми сбор ной изостудии, которые про длятся две недели. Но ведь все мы знаем, что представ ляет собой сегодня государ ственный карман, как труд но найти в нем порой даже крохи. Завтра может не хва тить денег на краски и бу.ма- гу. Но есть же в нашей облас ти преуспевающие органнза- цнн, бизнесмены, банкиры. Я думаю, многие из них просто не знают о том обыкновенном чуде, которое существует ря дом с ними, в их тороде. Я верю, что они помогут, когда узнают. Мой дорогой читатель, .мне жаль тебя: ты увидишь в газете .тишь жа.ткне черно-бе лые фотографии с картин. Ты не сможешь себе пре.а' Iавпть этого удивительного пиршес тва красок, которое так щед ро дарят нам эти дети! Впро чем, у тебя мог бы быть ре альный шанс, если бы буду щей весной все-таки состоя лась выставка, о которой так мечтает Вячеслав Михайло вич. Дело за ма.тым— эту вы ставку надо соответствую щим образо.м оформить. Ну, хотя бы заказать ра.мочки для рисунков... Это ведь не тот случай, чтобы просто у.милнться и растрогаться: «Ах, слепые дети, а еще что- то рисуют». Эти работы, эти авторы не нуждаются в на шей снисходительности. Мы имеем дело с талант.тивыми имужественными людьми. И отнестись к ним надо так, как они того заслуживают. А зна чит, II рисунки их немысли мо просто пришпи.тивать к стене кнопками... Елена БРЕДИС. ОТ РЕДАКЦИИ. Как же пиианпипвы дети Росеии! Ка кие поразительные возможности дремлют в душе человеческой и насколько это благородное, а, в конечном счете, благодарное дело — пробудить их, помочь нм раскрыться! Таково первое впечатление от рассказа обозревателя «ЛГ», а главное — от ссишх произведений, созданных пнтомщиш Вя чеслава Канищева. Но тут же подступают горечь и стыд. Стыд за себя, ибо наше зрение, наша духовная зоркость сплошь да рядо.п куда слабее, чем больные глаза этих .шиьчиков и девочек. Да, кто- то способен вложить в руки ребенка кисть и карандаш, а в сердце — осознанную потребность поэтического са.мовыраже- ния. А .мы, окружающие, так равнодушны, так поглощены по вседневностью, что до сих нор нс удосужились хотя бы по- .мочь учителю и его ученик 1 см са.мой .малостью — наскрести отнюдь не великие деньги на хорошие краски, альбо.мы, кисти... И.м ведь больше ничего не надо. Все остсиьное у них есть — они отвоевали у тяжкого недуга право радоваться красоте .мира и радовать ею других, право на свою .многоцветную раду гу в полуть.ме... Зона З А ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД И ПРИМ ЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ...») « Тюрьма — большая школа жизни, твердит молва, а юристы поправляют: институт перевоспитания вступив ших в конфликт с законом. Наверное, все правы, хотя и не стало меньше преступлений — воровства, грабежей, убийств и без подавления отдельных «личностей» покоя обществу не видать. Законопослушному гражданину до седых волос, слава Богу, не узнать всех «прелестей» пре бывания в исправительно-трудовых учреждениях. Здесь быстро познают, что закон строг и насколько строг. Но сегодня о другом, о гуманной стороне судебной системы, которая оставляет человеку надежду на досрочное возвра щение в общество. О том, как осуществляется это на прак тике, рассказывает председатель Правобережного суда г. Липецка Александр ЕРМОЛОВ. Мы внимательно изучаем поведение в колонии каждого осужденного. Часто такое наблюдение заканчивается выездным (в зоне) заседанием суда. Недавно подобное слушание дел прошло в ИТК-2. В результате заседания тридцать семь человек сме нили тюремную робу на гражданский костюм или отправились в колонии-поселения, что означает немалое смягчение наказания. Проведение таких процессов мне доставляет профессиональное и глубоко человеческое удовлет ворение. Вэтом году наш суд провел более десятка выездных заседаний, в результате которых трем стам заключенным были смягчены приговоры. Знаю, что не все бывшие воры-грабители «переко вались», но многие постараются закон чтить. В колонию-поселение, например, уехал Гарабаджиу. Он дезертировал из армии, совершил разбойное нападение, в результс заработал 5 лет. Но, как го ворится. осознал... Чтобы у читателей не сложилось представле ния о суде, как о добрейшем дедушке-морозе, ко торый преступникам подарки раздаст в виде услов но-досрочного освобождения, скажу, что суду приходится и ужесточать наказание, перево дить кого-то на тюремный режим. Это нака зание, которого страшатся даже закоренелые преступники. Вколонии есть много признаков свободной жизни, и прежде всего это работа. А тюрьма есть тюрьма. Как, например, посту пить с осужденным Макаренко, который в свои 28 лет совершил не одно 1 треступление, приговорен к семи годам за разбой, но уже в зоне за полтора года совершил сорок шесть нарушений? Ему место в тюрьме. Пробудет он в ней полтора года, а весь срок —до 2002 года. Представьте себе: преступник из века в век! Однако далеко не каждый из осужденных, даже после «отсидки» определенного срока, может рассчитывать на смягчение приговора. Поэтому и заключение суда «за добросовест ный труд и примерное поведение...» ожидает немногих. Но шанс предоставляется всем. Александр ПРИДЬМА. № 188 (1 2 52 ) Братья меньшие ВПЕРЕДИ - ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА В м и н у вш е е в о с к р е с е н ь е в о д н о м и з п а в и л ь о н о в Б ы х а н о в а с а д а п р ош л а сертифи катная выставка с о б а к «Золотой ф онд Ч е р н о з е м ь я - 9 6 » , кот о р ую п ро в ел и С ою з к и н о л о г и ч е с к и х о р г а н и з а ц и й Р о с с и и и Л и п е ц к и й област ной центр с о баководст ва «Ф р е н д » . Компет ент ное ж ю р и , к о т о р о е в о з г л а в и л п р е з и д е нт С К О Р а В . У р а ж е в с к и й , о п р е д е л и л о л у чш и х с о б а к , и х в л а д е л ь ц ам были в р у ч е н ы с е рт иф и к ат ы кандидат ов в ч е м п и о ны Р о с с и и и вы д аны п ут е в ки н а В с е р о с с и й с к у ю вы ст авку — о н а пройдет в М о с к в е в к о н ц е н о я б р я . П е р в о е м ест о бы л о п р и с уж д е н о н е м е ц к о й о в ч ар ке (в л а д е л и ц а Н . К аш к и н а , г. В о р о н еж ) , второе и третье м е с то з а н я л и л и п ч а н е В . Г р и г о р ь е в с о с в о и м д о б е р м а н о м и Г. Тать я н и н с о ст аф т е р ь - е р ом . Фото Евгения САМОХВАЛОВА. Елец в отечественном кино Ф И Л Ь М С Н И М А Л И ВСЕМ Г О Р О Д О М Несколько лет назад, когда в Ельце напра во и на.лево распродали все и вся, городской кинотеатр «Прожектор» чуть было тоже не по шел с мо.лотка. Заброшенный властями и зрите лями, он, словно выкинутый на улицу домаш ний пес, печально ждал своей участи. Старин ное здание разрушалось на глазах. О «Прожекторе» говорили и депутаты, прав да, обычно под занавес сессий. Подуставшие от политических дебатов, они откровенно зевали на скучном вопросе нз «разного», что только подливало масла в беспокойную душу тогдаш него директора лавского карьера Виктора Со ковых, «будившего» зал и призывавшего не дать уйти "на сторону" некогда популярному в го роде кинотеатру. Видно, потому и решила судьба: именно Виктору Алексеевичу восстанавливать «Про жектор», а потом открыть в нем историко-куль турный центр — место встречи ельчан с люби мыми отечественными кинолентами, известны ми актерами и режиссерами, писателями, худож никами. музыкантами. Уже который год сюда приходят люди, ус тавшие от насилия п чернухи на малых и боль ших экранах, забитых низкопробными западны ми фильмами. Вот и цикл киновечеров, посвя щенных 1ОО-.летию отечественного кино, соби рал его многочисленных поклонников, но еще больше их пришло на недавнюю встречу «Елец в отечественном кино». И пусть не удивляет вас размах обозначен ной темы: несмотря на географическую отдален ность от шумного киномира, старинный город внес в него свою лепту. И не только тем, что под арил известного всему мире композитора Тихо на Хренникова, написавшего музыку к люби мым фильмам: «Гусарская баллада», «Свинар ка и пастух», «Поезд идет на Восток» и многим другим, песни из которых поет вот уже не одно поколение. В разные годы в Ельце снимались художес твенные киноленты: «Красные пчелы», «Краси во жить не запретишь», «Мальчики», «Говорит Москва», «Кому на Руси жить...» Здесь работа ли известные режиссеры Марлен Хуциев. Ми хаил Ветошев, Антон Васильев, Ренита и Вален тин Григорьевы. Последние— частые гости Ельца, полюбив шие город и много делающие для его духовно го развития. Их фильм «Мальчики» по Досто евскому получил главный приз на первом фес тивале славянского кино — «Золотой Витязь». Эту награду съемочная группа передала Ельцу, потому что считает свою работу плодом кол лективного творческого труда — кинематогра фистов и ельчан, активно участвовавших в съем ках. Фильм демонстрировался не только в нашей стране, но и за рубежом, его посмотрели мил лионы зрителей, но о том, как снимались «Маль чики», знают очень немногие. На прошедшем вечере Григорьевы приоткрыли свою «кинош ную кухню» и рассказали интересные вещи. Вот только несколько фрагментов, прозвучавших на киновечере. Р.Г.: Сценарий фильма мы писали в Ельце, а когда начались работы, он был превращен в единую съемочную площадку, особенно бывшая мужская гимназия, ныне сш № 1. Там многое пришлось переделать под прошлый век, но хо зяева кротко сносили все неудобства, помогали нам. Один из эпизодов мы снимали в музее Бу нина. о чем, признаться, даже и мечтать не мог ли. По сценарию предусматривалось много сцен, связанных с церковью, и съемочная груп па, бывало, оказывалась не раз в тупике. Тут на помощь нам приходил священнослужитель Ка ется таким приемом в своей работе, а идея при надлежит ельчаиам. Кстати, Олег недавно щ> 1 л занской церкви отец Владимир, за что мы очень благодарны ему. И, конечно, незаменимы ельчане оказались в массовых сценах. Неожиданно ударил креп кий мороз, казалось бы, не собрать людей, но они шли охотно и работали великолепно. В одном 113 эпизодов играла народная ар тистка СССР Любовь Соколова (она присут ствовала, на этом киновечере — Прим. авт.). Зрители помнят, как она ходила по базару с гусем. Так вот, ее появление на площадке до ставило немало .хлопот нашему оператору: ель чане, узнав известную артистку, выражали удивление, восторг и... забывали о кинокаме ре. приходилось повторять дубли. В. Г.: С теплом мы вспоминаем ельчанку Веру Павловну Королеву и ее хлебосольный дом, отогревавший нас, кормивший рассыпча той картошкой. ' А какую неоценимую помощь оказали нам елецкие пожарные, без них вообще никакой съемки не было бы по той причине, что. когда мы приехали в Елец, снег уже стаял, а нам нуж ны были его остатки по склонам оврагов. В таких ситуациях киношники делают ис кусственный снег, разбрасывая клочьями вату. И тогда пожарные сказали: мы сделаем снег из пены. Р.Г.: Они положили снег там, где нам было надо, и никто не отличил его от настоящего. Теперь наш оператор Олег М ^тынов пользу- Э признан лучшим оператором России. В.Г.: Но пожарные выручили нас еще раз. В одном из эпизодов нужно было, чтобы в ста ром парке играл духовой оркестр. А где его взять? Опять пожарные! У них. оказывается, есть свой духовой оркестр, использовали мы и их форму. Так что показанные крупным пла ном музыканты — это люди отважной про фессии из Ельца, пожарные. Р.Г.: Эту картину мы возили в Японию, где она была показана в рамках культурной про граммы России. Японцы сняли небольшой бук лет по фильму и отметили особое место пейза жа. в частности, в финале фильма. Они не мог ли поверить, что была использована натураль ная съемка, а не декорации. А с этим эпизодом был удивительный случай. В.Г.: Нам очень был нужен такой пейзаж, чтобы с одной стороны было распаханное поле, а с другой, через дорогу — кладбище. Мы едем в машине с Ренитой Андреевной и рассуж даем, можно ли вообще такое найти? Наш раз говор слышит водитель и говорит: есть такое место, в Сазыкино. что в Елецком районе. Мы приехали —и ахнули! Так что авторство в вы боре финального пейзажа принадлежит елец кому водителю. Р.Г.: Были I I смешные случаи на съемках. Учителя гимназии играл наш друг из Гондура са, он. кстати, собирается баллотироваться ныне в президенты этой страны. Так вот, мы ему в Москве рассказали о своей работе, о древ нем Ельце, и он, человек очень эмоциональный, сразу загорелся сыграть роль в эпизоде —урок латинского языка. Съемки начались, и вдруг приезжает милиция, просят пройти, тр е ^ю т объяснения, почему, мол, без визы и т.д. Сло вом, задерживают нашего друга. Мы — в гор исполком, к властям, чтобы объяснить. При ходим в^милицию, а там... Так горячо доказы вал нап’ артист, как он полюбил Елец, что от пустили его с миром. А эпизод получился на экране хороший. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz