Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

к а к живеш ь , "великий немой"? 27 авгус т а 1996 г. второй хлеб" по -пр еж нем у в цене № 162 ( 1226) С е г о д н я — Д е н ь р о с с и й с к о г о к и н о В ы с т ав ки . . . и М А Л Е Н Ь К И Й М А Л Ь Ч И К Н А З А Д Н Е М П Л А Н Е Праздн и к и п о х о д я т , и наст уп ают будн и. После пир а следует, как пр ав ило, пох­ мелье. Праздничным (хоть и относительно, хоть и несмот­ ря ни на что), юбилейным был прошлый год для мирового кинематографа. Еще бы — 1 0 0 лет, сколько сделано, сколько снято! В этом всеоб­ щем радостном «вихре» чуть- чуть приободренными выгля­ дели и российские кинематог­ рафисты. Вспомнили успехи прощлых десятилетий; с пом­ пой провели Московский международный кинофести­ валь; под лозунгом «Повер­ нем зрителя лицом к больщо- му экрану» велся прокат лен­ ты «Шырли-мырли»; «гвоз­ дем года» очевидно признан оскаровский лауреат Никиты Михалкова «Утомленные со­ лнцем»... В масщтабах Ли ­ пецка энтузиазм вызвали на­ дежда обустроить «Октябрь» на уровне суперкинотеатра международного класса и гордое поименование «Спут­ ника» залом отечественного фильма. Теперь подобных аргу ­ ментов и фактов относитель­ но кино уже не предъявищь. Зато появился такой факт, что в неизменном тандеме «хлеба и зрелищ» явное пред­ почтение было отдано его первой половине. По части «важнейщего из искусств». Облкинофонду выделенных, урезанных средств пока хва­ тило на закупку фильмов чис­ лом вдесятеро меньщим по сравнению с прощлым годом. Не считайте меня эстетствую­ щим ханжой. За счет перерас­ пределения части денег, в том числе и от зрелищ, к хлебу, пусть даже в пылу-жару пред­ выборно-президентской кам­ пании, многие россияне нако­ нец-то получили недополу­ ченные ими зарплаты и пен­ сии. И заботы у людей сегод­ ня лежат совсем не в плоскос­ ти хождения по кинотеатрам. Но ведь, в конце концов, кино — одна из нитей, связы­ вающих нас с остальным культурно-географическим пространством. Увы, обидно наблюдать и здесь наличие поляризации, характерной для нашего сегодняшнего об­ щества. На одном полюсе — почти, можно сказать! враж— 1 МОШ 1 И-' \ 1 СЖ, 1 \ собой'.ф'СП Ц-: вали «Кинотавр» (Сочи) и. «Киношок» (Анапа), одпна-, ково, те.м не менее, прш'рев- шиеся у Черного моря и где. хоть и в разной степени, дово­ льно-таки узкий круг лиц об­ ладает массой привилегий по­ добного рода мероприятий. На другом — нынешний реперту­ ар, чего далеко ходить, из пов­ торных фильмов в липецких кинозалах. Глазам своим не поверил, увидев недавно афи­ шу «Спутника», на которой было выведено: «Авария — дочь мента». Что называется — приехали. Выпускать вновь картину, уже напрочь «отыг­ ранную», за неимением лучше­ го прикрывать ею зияющую репертуарную брешь — зна- путствующими ей ужином, ча­ епитием, редко умолкающими домочадцами и приятелями. Большой экран —это мельчай­ шие подробности изображения и движения кинематографи­ ческой мысли, это свидетельст­ во виртуозности (равно как и бездарности) создателей филь­ ма, с какой они строят каждый кадр, используя отчетливо ви­ димые зрителем возможности цвета, интерьера, чередования планов и т.д. Малым экраном манипулируешь ты, большой — манипулирует тобой. Пер­ вое — удобнее, второе — для чит, поневоле ставить крест на последних зрителях, еще не за ­ бывших дорогу в кинотеатры. Вы скажете — вместо них есть телевидение, видеокассе­ ты. Уж там-то, на них-то столь­ ко филь.мов— смотри, не хочу. Однако с неизменным рвени­ ем, не уступающим достослав­ ному агитпропу, я заявляю: большой и малый экраны, при их вроде бы принципиальной одинаковости, функциональ­ ной схожести — несопостави­ мы. Малый экран, по сути, профанация, отрицание боль­ шого, паразитирование на нем. Преимущества, даруемые телеэкраном, то, чем он .хорош, -«а-чт®' он только и способен, " '':эю :'кр\пм 1 .|Г 1 п. 1 а 11 . сюжсг. текст* Телеэкран — это рас ­ сказ, пересказ, визуальная «ли­ тература», усвояемая легко, по-домашнему, наравне с со- киноискусства (искусства!) — существенно необходимее. И, допустим, если кто-ни­ будь из директоров кинотеат­ ров пустит у себя одновремен­ но с выходом на ТВ жигуновс- ко-мыльнооперной «Королевы Марго» блистательнейшую ее версию Патриса Шеро, то он, директор, совершит исключи­ тельно благой и сверхпоказа- тельно-доказательный посту­ пок. Потому что «мыльная» «Королева» по большому, гам­ бургскому счету окажется, га­ рантирую, абсолютнейшей ки­ нематографической туфтой по сравнению с шедевром фран­ цузского режиссера. А видеоиндустрня, при ог­ ромнейшц-х ес-преимх'шсс 1 ва \ И достижениях 7 -не достигла (пока?) прогресса в весьма и Весьма существенном. Цвето­ передача самых лучших виде­ окопий прокатных фильмов все равно уступает той естес­ твенной гамме, которая до ­ стигается на большом экране. ...Однажды у известного зарубежного кинодеятеля (ка­ кого точно, не помню), пос­ мотревшего козинцевский «Гамлет», состоялся любо ­ пытный разговор с его созда­ телем. В финале фильма, где взгляд должен быть прикован к главному герою, деятель, наоборот, выделил маленько­ го мальчика. Тот находился где-то далеко сзади и пребы­ вал на экране сам по себе, явно выпадая из основной мизансцены, основного смыс­ ла эпизода. Случайность? У Козинцева? Вфинале «Гамле- та»? Никоим образом. Григорий Михайлович сполна оценил «проницатель­ ность» коллеги и сказал, что именно так он режиссировал мизансцену с глубоким смыс­ лом, в расчете на наивнима- тельного зрителя. Мальчик, «гуляющий сам по себе», словно указывал: течение жизни не сковано крутыми берегами шекспировской тра­ гедии, ее герои уйдут, а жизнь в лице этого отрешенного от трагедии мальчика будет про­ должаться. Мальчик размы ­ кал границы событии филь­ ма, указывал на будущее, ко­ торое неизбежно придет пос­ ле них. Вот такое кино, вот это и есть кино. Такое кино и является од­ ним из символов теперешне­ го, хоть и совсем не оптимис­ тичного, но праздника масте- § ов экрана. Сегодня они и лагодарные им зрители от­ мечают не день «мыльных опер», «видиков», визуальной «литературы» и проч. Сегод­ ня —День российского кино, то есть день памяти о ее слав­ ных былых достижениях и день неизбывной, «менталь­ ной» российской надежды, что наше кино когда-нибудь (когда только и как? — дру­ гой, наверное, сегодня во ­ прос) возродится. К счастью, оно не умерло и умирать не собирается. Разумеется, край­ не опечаливают ассоциации «гвоздевого» сейчас фильма Сергея Бодрова «Кавказский пленник» с событиями в Чеч­ не. Но разве российское кино и С. Бодров ТУТ виноваты? Коистат 1 |'|| КЛЮТКИН. На с нимке: С. Б одров- младший, О. Меньшик ов и С. Мехралиева в фил ьме «Кав­ казский пленник». т а й н а м в е ч н о й ж и з н и Как «ЛГ» уже сообщала, вЛипецке открылась выставка московского художника Виталия ПОПОВА. Сегодня мы подробнее рассказываем об этомизвестном мастере. Виталий рисовал с детст­ ва и сомнения в выборе про­ фессии не знал. Видя любовь к искусству, отец отдал сына в надежные руки к А. Плати- цыну, хранителю традиции реалистического искусства. И Виталий стремился к нему с его мягкостью обращения, бездной знаний и беспредель­ ной преданностью жизни ху- дожника-педагога. После окончания средней школы Виталий поступил в Москов­ ское художественно-промыш­ ленное училище имени М.И. Калинина. В 1968 году про­ изошло его знакомство с на­ родным художником СССР Н. Жуковым, который подме­ тил: «Видно, сумел мичурин­ ский педагог Аркадий Ва­ сильевич Платицын зажечь в душе своего воспитанника тот неприметный, на первый взгляд, огонек, без которого не бывает настоящего худож­ ника, научил его любить и видеть родную землю не че­ рез призму заморского искус­ ства, а в духе таких замеча­ тельных певцов русского пей­ зажа, как Похитонов, Савра­ сов...» Н. Жуков сыграл боль ­ шую роль в становлении мо­ лодого художника. Способ­ ности Виталия Попова были отмечены и в училище, по окончании которого ему предлагали остаться препо­ давать композицию и живо­ пись. Он становится участни­ ком республиканских, всесо­ юзных и зарубежных выста­ вок в Англии, Италии, Швей­ царии, Болгарии, Германии, Индии. В годы учебы в Мос­ ковском высшем художес­ твенно-промышленном учи­ лище (б. Строгановское) В. Попов осваивал промышлен­ ную графику, показывая на всесоюзных выставках рекла­ мы, плакаты, печати,значки. Русские художники всегда стремились в Италию, и мно­ гие там побывали, восхища­ ясь творениями великих мас­ теров эпохи Возрождения. В 1980 году Виталий Борисович Повпов поехал в Италию с персональной выставкой. Его творчество было высоко оце­ нено: неоднократно следова- .III приглатспия вновь посе­ тить страну, а также много­ численные отзывы в. прессе: «Рисунки эти рождают ощу­ щение чистоты, сдержанной. немногословной доброты, — а мы знаем, что в творческой ма­ нере сказывается мировоззре­ ние автора, его отношение к предмету, им изображаемому, и это внимательная, бережная, . и, словно бы, застенчивая лю­ бовь к миру не может не тро­ нуть сердце зрителя...» «...Пе­ ред нашими глазами проходят картины чарующей русской природы с ее несравнимыми красками. Если существует так называемое «славянское оча­ рование», то именно Попов умеет воссоздать его с такой любовью...» лнечные, насыщенные цветом пейзажи, художник увлекается холодным русским Севером, который стал основной темой его творчества. С 1986 года В. Попов увлеченно работает на тихом, просторном, молчали­ вом Севере. Пейзажи, создан­ ные художником во время вто­ рой поездки, были более зре­ лыми. Художник хорошо про­ чувствовал состояние северной природы. Тема северного пус­ тынного приволья облечена в серовато-зеленые, голубова ­ тые тона. Наконец, нельзя не сказать Художник по-своему рас­ крыл Россию для итальянцев и далекую Италию для России. Он создал живописную серию итальянских работ. В них гран­ диозность памятников архи­ тектуры художник подчеркнул крохотными фигурками лю­ дей. Разноцветные пятна одежд, движение машин ожив­ ляют колорит картин. Это оли­ цетворение движения времени, мимолетного и постоянного. До 80-х годов В. Попов ра ­ ботал преимущественно в Подмосковье. Во второй по­ ловине 80-х «география» его искусства начинает расши ­ ряться. Более масштабными, пространственнымII становят­ ся его пейзажи. После поездок об Индии, где Виталй Попов чувственно осознал новый для него мир. Как всегда, худож­ ник и здесь легко приобрел новых друзей, распахнув свою душу, откровенную и чистую. Он чутко отреагировал на бес­ численные впечатления, кото­ рые подарила жизнь: в г. Кат­ манду, столице Непала, г. Агре, древней столице Индии с жемчужиной-мавзолеем Тадж-Махал, во Вриндаване, академии духовного сознании Кришны, Словно драгоценные крупицы находил и собирал художник отдельные, увиден­ ные им открытия-детали, фраг­ менты будущей работы, чтобы по том воссозда гь вес впечат лсг..* ния в едином^ образе, целост- лая Рериха. Работали с восхо­ да солнца до самой темноты. Мы с Никиреевым С.М. не приходили на обед, так как уходили далеко, жалко было тратить время. Работал как вол, сидя даже на склоне горы, где поверн>ться трудно, чтобы не загреметь вниз, под прямыми лучами солнца...» Наедине с каменным без­ молвием особенно остро ху­ дожник прочувствовал тайну вечной жизни. Картины «Веч­ ный покой», «Старая дерев­ ня», «Вечность. Гималаи» полны философских разду ­ мий, раскрывают тему веч­ ности, связи времен. Чтобы выразить это, он смещает планы, рисует то, что Л|друг появилось в сознании, кИ)с!эхо увиденного где-то. В индийс­ кой серии пейзажей В, Попов не повторил Н. Рериха, он смог соединить колористи­ ческое изящество с простран­ ственной средой и наполнить саврасовской эмоциональ ­ ностью. Одухотворенные пейзажи Виталия Попова оценили в Индии, назвав его профессо­ ром живописи. Картины ху­ дожника приобретали самые разные посетители выставки, в том числе послы, министры, аккредитованные в Индии. Теперь трудно назвать стра­ ну, где бы не было его картин. Впервые изменив излюблен­ ной гуаши, художник написал маслом картину «Швейцар­ ские Альпы», которая будет постоянно находиться в Дели. Как всегда быстро и мастер­ ски В. Попов выполнил заказ администрации гостиницы «Мория Ширатон». Компо­ зиция развернулась на дово­ льно большой площади ( 1 0 кв. м) и прекрасно вписалась в объем просторного конфе­ ренц-зала гостиницы. Снова и снова манят ху­ дожника Гималаи, куда он возвращается не раз. В поез­ дках он черпает новые силы и новые темы, заряжается творческой энергией и вдох­ новенно работает. _________ Н . П О Л Я К О В А . в Перу, Мексику'появ.цлос.ь'.: ; ион и Еррмоиичном. Художник удивительное богатст-вогцвета. " -.вспомпмает:’ 1 гЖили там в Кас- Создав в южных странах со- тле, недалеко от имения Нико- На снилу(е^, В. П опов в кри шнаитСкоМ монастыре Нагара (Индия, 1993 год). Н а р о д н ы й о пы т Т О Н Н А К А Р Т О Ф Е Л Я е с о т ки - эт о Р Е А Л Ь И 0 1 Т а к ут верждает а к а д е м и к Ю р и й С Л АЩ И И И И В р а з ны е в р ем е н а и в р а з н ы х странах в се гд а н а х о д и л и с ь л ю д и , х р а н и в ­ ш и е и п р и ум н о ж а вш и е секреты н а р о д н о г о опыта в п о л у ч е н и и вы с о к и х у р о ­ ж а е в . К н и м относится и Ю рий СЛАЩИНИН — писатель, главны й редактор хсурнала «З нание — Власть!», а к а д е м и к М е ж д у н а р о д н о й а к а д е м и и и нф о рм а ­ тизации. В его б р ош ю р а х «20 м еш к о в картошки с к а ж д о й сотки», «Удобрения д е л а й сам» в п е р вы е публикуют ся секреты до ст иж ения вы с о к и х урож ае в не только картофеля, н о и д р у г и х культур. Они невероятно просты и доступны к а ж д о м у , а значит, помогут р е з к о поднять урожайность р о с с и й с к и х полей , с а д о в и о г о р о д о в . Об этом и м н о г ом д р у г о м Ю р и й И ва н о вич р а с с к а з а л н а ­ ш е м у корреспондент у . — Удобрения по вашей т е х нологии, вероя т но, и ес т ь сек ре т «2 0 м ешков кар т ошки с каждой со т к и» . Но т онна с сотки —это, по- моему, что- то из области фантастики... — Вполне реальная у р о ­ жайность. Она до казана наро ­ д н ы м и о п ы т н и к а м и . И не только на картофеле, который был взят м ною ка к продукт , более д р у ги х дос тупны й в о з ­ д елы ва нию . М ой у чи тел ь и наставник Петр Пономарев на про тяж ении двадцати с л иш ­ ним лет выращивал по 250- 3 5 0 ц е н т н е р о в пш е н и цы и ячменя. —Фантастика даж е для опытных делянок ! И вы раскрываете секреты та ­ кой невероятной урож ай­ ности. А почему сейчас, а не раньше? Чьи эти сек ре ­ ты? Мож но ли им верить? — Раскрываю сейчас , п о ­ т о к у что раньше публиковать их бь 1 ло не во зм ож н о . Газеты и ж ур налы их в с тр е ч а л и с предубеждением : "э то не м о ­ ж е т быть потому , что не м о ­ жет быть н и ко гд а " . Обращал ­ ся к правителям той поры : п и ­ сал докладные Брежневу , К о ­ сы гину , Раш идову , а ещ е в ВАСХНИЛ, в А кадемию наук СССР, в разные институты , но результат был все то т ж е — нулевой . Впрочем , ка к и с е й ­ час . К а п и тал и с там тож е не нужна высокая урожайность . — Не верится. Почему? — Поясню ниже. Верить ли им? Судите сами . С ХХХ по XXVIII ве к д о наш е й эры в междуречье Ти гра и Евфрата существовало древнее царст ­ во Ш ум е р ы . З ем л е д е л ь ц ы э то го царства пахали землю сохой , жали се р п ом , «химии» не знали . Но собир ал и у р о ­ жай от 250 до 350 центнеров ячменя и пш еницы с гектара , в пересче те с их, ш ум ерских , ед иниц площ ади . П осле па отравляет почву и так далее. Миллионы различных знаний вб иваю тся в головы з е м л е ­ дельцев кроме вот это го : рас ­ тения «поедают» животных ... Что растения пользуются п р о ­ д у ктам и распада ж и во го ве ­ щества почвы, то есть перегно ­ ем. Более то го , за последние десятилетия даже слово «пе ­ регной» вытеснили из употреб- И еще. У нас м н о го пишут о том , ка к необходимы расте ­ ниям азот, фосфор , калий и т.д. и т.п. Конечно , все это не ­ обходимо, поскольку при ф ор ­ мировании урожая действуе т за кон минимума: нехватка ка ­ ко го -либо од но го элемента не восполняется излиш ками д р у ­ го го . Но я хочу обратить ваше внимание на углерод . Под воз- дения Ш умер , се кре ты вы со ­ кой урож айн о с ти были , с к а ­ жем так, потеряны ... —А вы их нашли через пять тысяч лет? — Не я один ... У меня был учитель , Петр М атвеевич П о ­ номарев , у не го свои учи те ­ ля: д ед и прадед . У тех свои ... И та кое пр ои сходило на всех континентах , во всех странах. Народ сохранял знания , п е ­ редавая их по н а с л е д с т в у , ч то -то откры вал за но во , э к ­ сп е рим ен тируя на свои х п о ­ лях и о городах . Теперь о том , почему эти секреты не нужны капиталис ­ там. Сто лет назад изобрели не перегорающую электролам ­ почку. Спрашивается , почему ее не производят и не прода ­ ют? Ответ прост . Если их п р о ­ изводить , то электроламповые заводы очень с коро переста ­ нут приноси ть своим владель ­ цам прибыль . А высокая у р о ­ жайность , ка к понимаете , п о ­ дорве т о снову существования п р о и з в о д и те л е й х им и ч е с ки х удобрений , бе з которы х м ож ­ но обойтись . А главное, голод — это самое действенное ору ­ жие всех режимов власти. Го ­ лодными людьми можно мани ­ пулировать за ку со к хлеба. — Почему же вы реши­ лись огласить эти знания? Имеет ли к этому отношение то, что вы являетесь глав­ ным редак тором ж урнала «Знание — Власть!»? — Самое прямое. Наш ж ур ­ нал сформирован группой ака ­ д ем и ко в М еждународной а ка ­ демии информатизации , явля ­ ющейся действительным чле ­ ном О р ганизации О бъединен ­ ных Наций. В 1992 году ООН провела конф еренцию в Рио- д е -Ж а н е й р о п о п р о б л е м ам плане ты З ем л я , на ко то р о й сосредо точила внимание м и ­ ровой общ ес твеннос ти на э к ­ стренной необходимости р е ­ шения вопросов борьбы с бед ­ ностью . Понимаю , что спра^ ви ть ся с с о ц и а л ь н о й бе д о й человечества только п одс ка з - кой се кре тов вы со кой урожай ­ ности нельзя. Но ком у -то они будут очень кстати . О собенно сейчас , в России и СНГ. —А могли бы вы подска­ зать их нашим читателям? — П опы таю сь выборочно . Ж изнь на земле сложилась в двух формах: животной и рас ­ тительной . В основном живо т ­ ные питаю тся растениями , а р а с те н и я— животными . Когда животные поедают растения — это всем понятно. Но ка к рас ­ тения питаю тся ж ивотными? Ответ: после их смерти . Поль ­ зуются продуктами распада их белковых тел, то есть пере гно ­ ем . Естественно , что сейчас к о р о в а или д р у г о е к р у п н о е животное не достанется расте ­ ниям ваших полей, садов и о го ­ родов , хотя раньше сущ ество ­ вал обычай павшую собаку или кош ку закапывать под яблоню. Но и без таких «подарков» рас ­ тения получают в естественных условиях ги ган тское количест ­ во бел ково го питания — пере ­ гноя, Учеными давно подсчи ­ тано , что на гектаре целинно ­ го чернозема только б иоло ги ­ ческая масса бактерий состав ­ ляет 15-20 тонн, что равнознач ­ но весу 5 0 -70 голов крупно го ро га то го скота . Вот кто удоб ­ ряет почву! Жизнь бактерий , как извес ­ тно , короткая . И погибая , они п р е вр ащ аю тся в усво я емы е р а с т е н и я м и о р г а н и ч е с к и е «бульоны» перегноя . А потому, чем больш е в почве ж иво го вещ ества , то ес ть ба ктерий , червей и проче го , тем более п е р е гн о я , тем пл од о р о д н е е почва , лучше и полноценнее пи тани е р астений , а значит , и зобильнее урожай . Вот и весь секрет. Прост до н е в е р о я т н о с ти . П о з на в е го , удивляешься: а что же тут мож ­ но спрятать от народа? Тем более, известно: есть бактерии и черви , улучшающие почву; ор га ни че с кие удобрения пол ­ е зн е е минеральны х ; «химия» ления, заменив е го непонят ­ ным «гумусом». — Что надо делать, что­ бы поставить все с головы на ноги? — Кормить животных и при ­ умножать их белковую массу. Надо знать , что бактерии ра з ­ деляются на тех, которые ды ­ шат воздухом , а потому живут только в верхнем слое почвы — от 5 д о 15 сантиметров (вер ­ хние 5 сантиметров — защ и т ­ ная ко р ка ) . Называю тся они аэробными , о т слова «аэро» — воздух. Ниже 15 сантиметров (в среднем ) живут анаэробные ба ктерии , которым воздух не нужен, он губителен для них. — Зачем это надо знать земледельцам? Мало ли ка­ кие бактерии можно найти на свете... — Вот, вот... «найти»! А этих и с ка ть не надо . Они все гда были, есть и будут. Только на своих «этажах». А потому, к о г ­ да вы вскапываете о го р о д или п аш е те поле , то по во р о том пласта губи те од новременно тех и др у ги х , обрекая себя на ни зкие урожаи . — Получается, что... не надо копать и пахать? — Амери канцы , кстати , вот уже 15 лет не выпускаю т плу ­ гов. Их заменили рыхлителя ­ ми. Кстати, помните полтавско ­ го с е к р е т а р я о б к о м а КПСС Ф е д о р а М ор гуна? Он тоже ра ­ товал за бесплужную обрабо т ­ ку почвы , д аж е кн и га у не го такая есть — «Поле бе з плуга». —А как быть на участке, в саду? — П ол ь зо в а т ь ся вилами . Рыхлить почву верхне го слоя, где живут аэробы . А с со р ня ­ ками бороться мотыгой и плос ­ корезами . действием сол нечно го света (фотосинтез) из у глерода , у г ­ лекисло го газа и воды обр а зу ­ ются в рас те ния х у глеводы . Причем в растениях о тклады ­ в а е т с я с т о л ь к о у г л е р о д а , сколько е го поступает в виде углекислоты . М ожно сказать , углекислота — основная пища растений . Берут ее растения в почве, где она накапливается от дыхания «живого вещества» — бактерий , м и кроор гани зм ов и ч е р вей .И если у вас в почве мало этого «живого вещества», то можно ли ждать больш о го урожая, даже если вы завали ­ те свои поля наил учш им и в м и р е у д о б р е н и я м и ? Б о л е е того, и это надо хорошо запом ­ нить, всякое перекапы вание и перепахивание почвы ведет к выносу и потерям угле кисло го газа. —А сколько его надо? — 0 -о че н ь много ! Для ф ор ­ м и р о в а н и я у р о ж а я о з и м о й пшеницы 50 центнеров на г е к ­ тар в период ее ин тенсивно го роста с р о ч н а я по требность в у гл е ки сл ом га зе с о с та вл я е т 200 ки л о гр ам м о в на ге кта р . И н тенсивны й р о с т пш еницы продолжается о коло 90 дней . Значит, за это время ра с те ни ­ ями будет усвоено 18000 к и ­ ло граммов . Заметьте , газа ! А это ги ган тс кие объемы ! П ри ­ чем о коло 70 процентов это го количества га за растения д о ­ лжны будут взять из почвы . А возьмут ли? Кто им е го даст, если поле вы перепахали (или перекопали ), уничтожив ср а зу аэробов и анаэробов ; о с та в ­ шихся ба ктерий отравили «хи ­ мией», а последних , которы е чудом избежали этой вселен ­ ской расправы, оставили с о се ­ ни без корма , потом у что с о ­ ж гл и с те р ню и л и с ть я , не внесли органику . —Что же делать? Веро­ ятно, помогут удобрения, которые можно делать са ­ мим? — Обязательно помо гут , если есть понимание сути вы ­ шесказанно го : растения п ое ­ даю т животных , пользуются пере гноем этих животных, то есть бактерий . В почве ваших о городов , садов и полей д о ­ лжно быть как можно больше «живого вещества». И е го бу ­ дет много, если вы восприме ­ те землю ка к место обитания бактерий и червей, а уд обр е ­ ния — ка к корм этих м и кр о ­ живо тны х . Именно э том у и п о с в ящ е н ы б р ош ю р ы «20 меш ков кар тош ки с каждой сотки» и «Удобрение делай сам». В них изложено , как г о ­ товить этот «корм-удобрение» методом ускоренного компос ­ тирования, где брать углерод, азот, фосфор и м ногое д р у ­ гое , не выходя за пределы своей усадьбы, хозяйства или дачно го участка. —Где можно приобрес­ ти ваши брошюры? В ма­ газинах нашего города их нет. — И не будет, по причине принципиально го характера . Наша цель — найти народных опытников . Они сразу оценят суть этого интервью, выпишут книги , обязательно все п е р е ­ проверят на своих сотках . А ко гда получат вы со кие у р о ­ жаи , то в своем селе или с а ­ д о в о д с т в е с та ну т п ервы м и мастерами достижения сверх ­ вы соких урожаев. К ним п о ­ тянутся люди поучиться. И их реальные, еж е годно во сп р о ­ изводимые результаты станут о с н о в о й р а с п р о с т р а н е н и я знаний и надежной гарантией в се общ е го повышения у р о ­ жайности наших полей, садов и о городов . ОТ РЕДАК ЦИИ . Мы вполне допуск аем, что, мож ет быть, не все оценки и выводы академика Юрия Слащинина будут бесспор­ но приняты читателями. Но те практические приемы, которые он предлагает, несомненно заинтересуют липецких садоводов и ого­ родников. Поэтому мы пла­ нируем продолж ить со ­ трудничество с академи­ ком и его коллегами. С их помощью в «Липецкой га­ зете» , вероятно, появятся подборки материалов под рубрик ой « Народный опыт». В них могут быть не только секреты плодоро­ дия, но и другие полезные, народом проверенные зна­ ния, из области ремесел и промыслов, деш евог о строительства, медицины и тому подобное. Но это уже для подписчиков 1997 года. Подготовил А. ЗУБАРЕВ. Ф у т б о л В Ы Ш Е Г О Л А Н Е П Р Ы Г Н У Л И . . . «Металлург» — «Автодор БМК» (Владикавказ) — 1:1 (0:0) . 24 августа. Стадион «Металлург» . Судья В. Кисте- рев (Москва) . «Металлург»: Крыканов, Стогов, Юдин, Мартюк , Ми­ наев (Пещеров, 25) , Касторный (Тройнин, 66) , Жидков, Филиппов (Смольков, 55) , Полстянов, Меньшиков, Пет­ ренко (Пименов, 66) . «Автодор БМК»: Панченко, Хартишвили, Дзулаев, Бя- сов, Бабенко, Бестаев (Андиев, 61) , Дж иоев, Охримен- ко, Торчинов ( Тахохов, 76) , Журтов, Передерий. Голы: Передерий (65) , Жидков (68) . Предупрехедены: Бестаев, Журтов. Субботний матч «Металлурга» с «Автодором БМК» неволь ­ но освежил в памяти «компьютерные игры» бо ксеров на Олим ­ пиаде в Атланте. Помните бес ком пром иссны е кулачные по е ­ дин ки на ринге и судейские оценки с помощ ью со врем енней ­ шей техники? Уж и лица разбиты до неузнаваемости , и сил даже для хорош е го замаха не осталось , а счет ударов , заф и к ­ сированных компью терами , — 0:0 . Смех. Но в б о ксе ничьих не бывает: обращались к объективности живых арбитров , и силь ­ нейший выявлялся. А в футболе ничьи приемлемы . Даже обидны е , досадные . И здесь уже ни мнения арбитров, ни эм оции зрителей , ни даже самооценки соперни ков в расчет не принимаю тся . Что на табло — то и в протоколе , в показателях турнирной табли ­ цы. Вот и субботний матч. На табло — 1:1, вроде , боевая ^ 1 и- чья. А ведь на поле в ходе игры сильнейш ий был заметен — наш «Металлург», который в нынешнем се зоне вообще ничьих не признает: лишь дважды поделил очки поровну. ВОт И вдвойне обидно было хозяевам — и преимущество имели , и зрителей и грой в целом порадовали , но 1:1. Наставник «Автодора БМК» после игры признался : — Последние минут пятнадцать прошли уже при явном пр е ­ имуществе липчан. Все -та ки до казали они , что лидером с е ­ годня команда является не случайно. Но забить победный гол не смо гли . Так что результатом мы довольны . Ныне ничья с «Металлургом» — в почете. Да, последние минуты уже не вызывали сом нений по п о ­ воду то го , что команда сильна. Гости уже и темпа п р едложен ­ но го не выдерживали . Но и хозяева спещ или , суетились — вынуждало убе гающ ее время. И все -та ки надо отдать должное владикавказцам . Первый тайм и до середины второ го они придерживались рациональ ­ ной тактики : мастерски выполняли тренерские установки . Игра шла от обороны , гости всячески старались сбить темп , не с те с ­ нялись фолить. Но ка к стремительно проводили они контра та ­ ки! Было ясно , что затяжные атаки ор гани зовать «Металлург» не позволит — средняя линия хозяев д овольно -та ки грамотно с опережением просчитывала все замыслы гос тей . А вот быс трые контратаки , стремительные переводы мяча на фланг, где выделялся Джиоев , приносили успех «Автодору». Несколько моментов мо гли завершиться и взятием ворот. Выяснилось , что вынужденные перестановки в обороне «Металлурга» ска зываются. Тем не менее и по числу голевых момен тов преимущ ество липчан было заметным . Активно , целенаправленно атаковали Полстянов, Сто гов , Меньщиков , своевременно подклю чились вперед М артю к и Жидков . Но не шел мяч в ворота. Не везло «Металлургу». А тут еще лучший матч провел вратарь гостей Панченко. То, что он вытворял на поле, казалось чудом . Не зря липецкие болельщики объективно и искренне поздравили гол ­ кипера после игры . В и то ге — ничья. Она ни коим обра зом не повлияла на ту р ­ нирное положение , разве только сказалась на настроении на ­ ших футболистов . А гу т еще и двадцать миллионов рублей обещанных за победу , не достались нашей команде . Но те перь «Металлургу» нужно настраиваться на лю бой матч с е р ь ­ езнейш им образом . Лю бом у со п е рн и ку теперь за честь сы г рать вничью, а то и одержать победу над бе зо го во р о чны м ли дером . Каждая и гра должна казаться решающ ей , тол ь ко с та КИМ настроением можно выходить и в первую лигу , гд е «про ходных» и гр почти не бывает. Владимир КУРГАННИКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz