Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
к а к живеш ь , "великий немой"? 27 авгус т а 1996 г. второй хлеб" по -пр еж нем у в цене № 162 ( 1226) С е г о д н я — Д е н ь р о с с и й с к о г о к и н о В ы с т ав ки . . . и М А Л Е Н Ь К И Й М А Л Ь Ч И К Н А З А Д Н Е М П Л А Н Е Праздн и к и п о х о д я т , и наст уп ают будн и. После пир а следует, как пр ав ило, пох мелье. Праздничным (хоть и относительно, хоть и несмот ря ни на что), юбилейным был прошлый год для мирового кинематографа. Еще бы — 1 0 0 лет, сколько сделано, сколько снято! В этом всеоб щем радостном «вихре» чуть- чуть приободренными выгля дели и российские кинематог рафисты. Вспомнили успехи прощлых десятилетий; с пом пой провели Московский международный кинофести валь; под лозунгом «Повер нем зрителя лицом к больщо- му экрану» велся прокат лен ты «Шырли-мырли»; «гвоз дем года» очевидно признан оскаровский лауреат Никиты Михалкова «Утомленные со лнцем»... В масщтабах Ли пецка энтузиазм вызвали на дежда обустроить «Октябрь» на уровне суперкинотеатра международного класса и гордое поименование «Спут ника» залом отечественного фильма. Теперь подобных аргу ментов и фактов относитель но кино уже не предъявищь. Зато появился такой факт, что в неизменном тандеме «хлеба и зрелищ» явное пред почтение было отдано его первой половине. По части «важнейщего из искусств». Облкинофонду выделенных, урезанных средств пока хва тило на закупку фильмов чис лом вдесятеро меньщим по сравнению с прощлым годом. Не считайте меня эстетствую щим ханжой. За счет перерас пределения части денег, в том числе и от зрелищ, к хлебу, пусть даже в пылу-жару пред выборно-президентской кам пании, многие россияне нако нец-то получили недополу ченные ими зарплаты и пен сии. И заботы у людей сегод ня лежат совсем не в плоскос ти хождения по кинотеатрам. Но ведь, в конце концов, кино — одна из нитей, связы вающих нас с остальным культурно-географическим пространством. Увы, обидно наблюдать и здесь наличие поляризации, характерной для нашего сегодняшнего об щества. На одном полюсе — почти, можно сказать! враж— 1 МОШ 1 И-' \ 1 СЖ, 1 \ собой'.ф'СП Ц-: вали «Кинотавр» (Сочи) и. «Киношок» (Анапа), одпна-, ково, те.м не менее, прш'рев- шиеся у Черного моря и где. хоть и в разной степени, дово льно-таки узкий круг лиц об ладает массой привилегий по добного рода мероприятий. На другом — нынешний реперту ар, чего далеко ходить, из пов торных фильмов в липецких кинозалах. Глазам своим не поверил, увидев недавно афи шу «Спутника», на которой было выведено: «Авария — дочь мента». Что называется — приехали. Выпускать вновь картину, уже напрочь «отыг ранную», за неимением лучше го прикрывать ею зияющую репертуарную брешь — зна- путствующими ей ужином, ча епитием, редко умолкающими домочадцами и приятелями. Большой экран —это мельчай шие подробности изображения и движения кинематографи ческой мысли, это свидетельст во виртуозности (равно как и бездарности) создателей филь ма, с какой они строят каждый кадр, используя отчетливо ви димые зрителем возможности цвета, интерьера, чередования планов и т.д. Малым экраном манипулируешь ты, большой — манипулирует тобой. Пер вое — удобнее, второе — для чит, поневоле ставить крест на последних зрителях, еще не за бывших дорогу в кинотеатры. Вы скажете — вместо них есть телевидение, видеокассе ты. Уж там-то, на них-то столь ко филь.мов— смотри, не хочу. Однако с неизменным рвени ем, не уступающим достослав ному агитпропу, я заявляю: большой и малый экраны, при их вроде бы принципиальной одинаковости, функциональ ной схожести — несопостави мы. Малый экран, по сути, профанация, отрицание боль шого, паразитирование на нем. Преимущества, даруемые телеэкраном, то, чем он .хорош, -«а-чт®' он только и способен, " '':эю :'кр\пм 1 .|Г 1 п. 1 а 11 . сюжсг. текст* Телеэкран — это рас сказ, пересказ, визуальная «ли тература», усвояемая легко, по-домашнему, наравне с со- киноискусства (искусства!) — существенно необходимее. И, допустим, если кто-ни будь из директоров кинотеат ров пустит у себя одновремен но с выходом на ТВ жигуновс- ко-мыльнооперной «Королевы Марго» блистательнейшую ее версию Патриса Шеро, то он, директор, совершит исключи тельно благой и сверхпоказа- тельно-доказательный посту пок. Потому что «мыльная» «Королева» по большому, гам бургскому счету окажется, га рантирую, абсолютнейшей ки нематографической туфтой по сравнению с шедевром фран цузского режиссера. А видеоиндустрня, при ог ромнейшц-х ес-преимх'шсс 1 ва \ И достижениях 7 -не достигла (пока?) прогресса в весьма и Весьма существенном. Цвето передача самых лучших виде окопий прокатных фильмов все равно уступает той естес твенной гамме, которая до стигается на большом экране. ...Однажды у известного зарубежного кинодеятеля (ка кого точно, не помню), пос мотревшего козинцевский «Гамлет», состоялся любо пытный разговор с его созда телем. В финале фильма, где взгляд должен быть прикован к главному герою, деятель, наоборот, выделил маленько го мальчика. Тот находился где-то далеко сзади и пребы вал на экране сам по себе, явно выпадая из основной мизансцены, основного смыс ла эпизода. Случайность? У Козинцева? Вфинале «Гамле- та»? Никоим образом. Григорий Михайлович сполна оценил «проницатель ность» коллеги и сказал, что именно так он режиссировал мизансцену с глубоким смыс лом, в расчете на наивнима- тельного зрителя. Мальчик, «гуляющий сам по себе», словно указывал: течение жизни не сковано крутыми берегами шекспировской тра гедии, ее герои уйдут, а жизнь в лице этого отрешенного от трагедии мальчика будет про должаться. Мальчик размы кал границы событии филь ма, указывал на будущее, ко торое неизбежно придет пос ле них. Вот такое кино, вот это и есть кино. Такое кино и является од ним из символов теперешне го, хоть и совсем не оптимис тичного, но праздника масте- § ов экрана. Сегодня они и лагодарные им зрители от мечают не день «мыльных опер», «видиков», визуальной «литературы» и проч. Сегод ня —День российского кино, то есть день памяти о ее слав ных былых достижениях и день неизбывной, «менталь ной» российской надежды, что наше кино когда-нибудь (когда только и как? — дру гой, наверное, сегодня во прос) возродится. К счастью, оно не умерло и умирать не собирается. Разумеется, край не опечаливают ассоциации «гвоздевого» сейчас фильма Сергея Бодрова «Кавказский пленник» с событиями в Чеч не. Но разве российское кино и С. Бодров ТУТ виноваты? Коистат 1 |'|| КЛЮТКИН. На с нимке: С. Б одров- младший, О. Меньшик ов и С. Мехралиева в фил ьме «Кав казский пленник». т а й н а м в е ч н о й ж и з н и Как «ЛГ» уже сообщала, вЛипецке открылась выставка московского художника Виталия ПОПОВА. Сегодня мы подробнее рассказываем об этомизвестном мастере. Виталий рисовал с детст ва и сомнения в выборе про фессии не знал. Видя любовь к искусству, отец отдал сына в надежные руки к А. Плати- цыну, хранителю традиции реалистического искусства. И Виталий стремился к нему с его мягкостью обращения, бездной знаний и беспредель ной преданностью жизни ху- дожника-педагога. После окончания средней школы Виталий поступил в Москов ское художественно-промыш ленное училище имени М.И. Калинина. В 1968 году про изошло его знакомство с на родным художником СССР Н. Жуковым, который подме тил: «Видно, сумел мичурин ский педагог Аркадий Ва сильевич Платицын зажечь в душе своего воспитанника тот неприметный, на первый взгляд, огонек, без которого не бывает настоящего худож ника, научил его любить и видеть родную землю не че рез призму заморского искус ства, а в духе таких замеча тельных певцов русского пей зажа, как Похитонов, Савра сов...» Н. Жуков сыграл боль шую роль в становлении мо лодого художника. Способ ности Виталия Попова были отмечены и в училище, по окончании которого ему предлагали остаться препо давать композицию и живо пись. Он становится участни ком республиканских, всесо юзных и зарубежных выста вок в Англии, Италии, Швей царии, Болгарии, Германии, Индии. В годы учебы в Мос ковском высшем художес твенно-промышленном учи лище (б. Строгановское) В. Попов осваивал промышлен ную графику, показывая на всесоюзных выставках рекла мы, плакаты, печати,значки. Русские художники всегда стремились в Италию, и мно гие там побывали, восхища ясь творениями великих мас теров эпохи Возрождения. В 1980 году Виталий Борисович Повпов поехал в Италию с персональной выставкой. Его творчество было высоко оце нено: неоднократно следова- .III приглатспия вновь посе тить страну, а также много численные отзывы в. прессе: «Рисунки эти рождают ощу щение чистоты, сдержанной. немногословной доброты, — а мы знаем, что в творческой ма нере сказывается мировоззре ние автора, его отношение к предмету, им изображаемому, и это внимательная, бережная, . и, словно бы, застенчивая лю бовь к миру не может не тро нуть сердце зрителя...» «...Пе ред нашими глазами проходят картины чарующей русской природы с ее несравнимыми красками. Если существует так называемое «славянское оча рование», то именно Попов умеет воссоздать его с такой любовью...» лнечные, насыщенные цветом пейзажи, художник увлекается холодным русским Севером, который стал основной темой его творчества. С 1986 года В. Попов увлеченно работает на тихом, просторном, молчали вом Севере. Пейзажи, создан ные художником во время вто рой поездки, были более зре лыми. Художник хорошо про чувствовал состояние северной природы. Тема северного пус тынного приволья облечена в серовато-зеленые, голубова тые тона. Наконец, нельзя не сказать Художник по-своему рас крыл Россию для итальянцев и далекую Италию для России. Он создал живописную серию итальянских работ. В них гран диозность памятников архи тектуры художник подчеркнул крохотными фигурками лю дей. Разноцветные пятна одежд, движение машин ожив ляют колорит картин. Это оли цетворение движения времени, мимолетного и постоянного. До 80-х годов В. Попов ра ботал преимущественно в Подмосковье. Во второй по ловине 80-х «география» его искусства начинает расши ряться. Более масштабными, пространственнымII становят ся его пейзажи. После поездок об Индии, где Виталй Попов чувственно осознал новый для него мир. Как всегда, худож ник и здесь легко приобрел новых друзей, распахнув свою душу, откровенную и чистую. Он чутко отреагировал на бес численные впечатления, кото рые подарила жизнь: в г. Кат манду, столице Непала, г. Агре, древней столице Индии с жемчужиной-мавзолеем Тадж-Махал, во Вриндаване, академии духовного сознании Кришны, Словно драгоценные крупицы находил и собирал художник отдельные, увиден ные им открытия-детали, фраг менты будущей работы, чтобы по том воссозда гь вес впечат лсг..* ния в едином^ образе, целост- лая Рериха. Работали с восхо да солнца до самой темноты. Мы с Никиреевым С.М. не приходили на обед, так как уходили далеко, жалко было тратить время. Работал как вол, сидя даже на склоне горы, где поверн>ться трудно, чтобы не загреметь вниз, под прямыми лучами солнца...» Наедине с каменным без молвием особенно остро ху дожник прочувствовал тайну вечной жизни. Картины «Веч ный покой», «Старая дерев ня», «Вечность. Гималаи» полны философских разду мий, раскрывают тему веч ности, связи времен. Чтобы выразить это, он смещает планы, рисует то, что Л|друг появилось в сознании, кИ)с!эхо увиденного где-то. В индийс кой серии пейзажей В, Попов не повторил Н. Рериха, он смог соединить колористи ческое изящество с простран ственной средой и наполнить саврасовской эмоциональ ностью. Одухотворенные пейзажи Виталия Попова оценили в Индии, назвав его профессо ром живописи. Картины ху дожника приобретали самые разные посетители выставки, в том числе послы, министры, аккредитованные в Индии. Теперь трудно назвать стра ну, где бы не было его картин. Впервые изменив излюблен ной гуаши, художник написал маслом картину «Швейцар ские Альпы», которая будет постоянно находиться в Дели. Как всегда быстро и мастер ски В. Попов выполнил заказ администрации гостиницы «Мория Ширатон». Компо зиция развернулась на дово льно большой площади ( 1 0 кв. м) и прекрасно вписалась в объем просторного конфе ренц-зала гостиницы. Снова и снова манят ху дожника Гималаи, куда он возвращается не раз. В поез дках он черпает новые силы и новые темы, заряжается творческой энергией и вдох новенно работает. _________ Н . П О Л Я К О В А . в Перу, Мексику'появ.цлос.ь'.: ; ион и Еррмоиичном. Художник удивительное богатст-вогцвета. " -.вспомпмает:’ 1 гЖили там в Кас- Создав в южных странах со- тле, недалеко от имения Нико- На снилу(е^, В. П опов в кри шнаитСкоМ монастыре Нагара (Индия, 1993 год). Н а р о д н ы й о пы т Т О Н Н А К А Р Т О Ф Е Л Я е с о т ки - эт о Р Е А Л Ь И 0 1 Т а к ут верждает а к а д е м и к Ю р и й С Л АЩ И И И И В р а з ны е в р ем е н а и в р а з н ы х странах в се гд а н а х о д и л и с ь л ю д и , х р а н и в ш и е и п р и ум н о ж а вш и е секреты н а р о д н о г о опыта в п о л у ч е н и и вы с о к и х у р о ж а е в . К н и м относится и Ю рий СЛАЩИНИН — писатель, главны й редактор хсурнала «З нание — Власть!», а к а д е м и к М е ж д у н а р о д н о й а к а д е м и и и нф о рм а тизации. В его б р ош ю р а х «20 м еш к о в картошки с к а ж д о й сотки», «Удобрения д е л а й сам» в п е р вы е публикуют ся секреты до ст иж ения вы с о к и х урож ае в не только картофеля, н о и д р у г и х культур. Они невероятно просты и доступны к а ж д о м у , а значит, помогут р е з к о поднять урожайность р о с с и й с к и х полей , с а д о в и о г о р о д о в . Об этом и м н о г ом д р у г о м Ю р и й И ва н о вич р а с с к а з а л н а ш е м у корреспондент у . — Удобрения по вашей т е х нологии, вероя т но, и ес т ь сек ре т «2 0 м ешков кар т ошки с каждой со т к и» . Но т онна с сотки —это, по- моему, что- то из области фантастики... — Вполне реальная у р о жайность. Она до казана наро д н ы м и о п ы т н и к а м и . И не только на картофеле, который был взят м ною ка к продукт , более д р у ги х дос тупны й в о з д елы ва нию . М ой у чи тел ь и наставник Петр Пономарев на про тяж ении двадцати с л иш ним лет выращивал по 250- 3 5 0 ц е н т н е р о в пш е н и цы и ячменя. —Фантастика даж е для опытных делянок ! И вы раскрываете секреты та кой невероятной урож ай ности. А почему сейчас, а не раньше? Чьи эти сек ре ты? Мож но ли им верить? — Раскрываю сейчас , п о т о к у что раньше публиковать их бь 1 ло не во зм ож н о . Газеты и ж ур налы их в с тр е ч а л и с предубеждением : "э то не м о ж е т быть потому , что не м о жет быть н и ко гд а " . Обращал ся к правителям той поры : п и сал докладные Брежневу , К о сы гину , Раш идову , а ещ е в ВАСХНИЛ, в А кадемию наук СССР, в разные институты , но результат был все то т ж е — нулевой . Впрочем , ка к и с е й час . К а п и тал и с там тож е не нужна высокая урожайность . — Не верится. Почему? — Поясню ниже. Верить ли им? Судите сами . С ХХХ по XXVIII ве к д о наш е й эры в междуречье Ти гра и Евфрата существовало древнее царст во Ш ум е р ы . З ем л е д е л ь ц ы э то го царства пахали землю сохой , жали се р п ом , «химии» не знали . Но собир ал и у р о жай от 250 до 350 центнеров ячменя и пш еницы с гектара , в пересче те с их, ш ум ерских , ед иниц площ ади . П осле па отравляет почву и так далее. Миллионы различных знаний вб иваю тся в головы з е м л е дельцев кроме вот это го : рас тения «поедают» животных ... Что растения пользуются п р о д у ктам и распада ж и во го ве щества почвы, то есть перегно ем. Более то го , за последние десятилетия даже слово «пе регной» вытеснили из употреб- И еще. У нас м н о го пишут о том , ка к необходимы расте ниям азот, фосфор , калий и т.д. и т.п. Конечно , все это не обходимо, поскольку при ф ор мировании урожая действуе т за кон минимума: нехватка ка ко го -либо од но го элемента не восполняется излиш ками д р у го го . Но я хочу обратить ваше внимание на углерод . Под воз- дения Ш умер , се кре ты вы со кой урож айн о с ти были , с к а жем так, потеряны ... —А вы их нашли через пять тысяч лет? — Не я один ... У меня был учитель , Петр М атвеевич П о номарев , у не го свои учи те ля: д ед и прадед . У тех свои ... И та кое пр ои сходило на всех континентах , во всех странах. Народ сохранял знания , п е редавая их по н а с л е д с т в у , ч то -то откры вал за но во , э к сп е рим ен тируя на свои х п о лях и о городах . Теперь о том , почему эти секреты не нужны капиталис там. Сто лет назад изобрели не перегорающую электролам почку. Спрашивается , почему ее не производят и не прода ют? Ответ прост . Если их п р о изводить , то электроламповые заводы очень с коро переста нут приноси ть своим владель цам прибыль . А высокая у р о жайность , ка к понимаете , п о дорве т о снову существования п р о и з в о д и те л е й х им и ч е с ки х удобрений , бе з которы х м ож но обойтись . А главное, голод — это самое действенное ору жие всех режимов власти. Го лодными людьми можно мани пулировать за ку со к хлеба. — Почему же вы реши лись огласить эти знания? Имеет ли к этому отношение то, что вы являетесь глав ным редак тором ж урнала «Знание — Власть!»? — Самое прямое. Наш ж ур нал сформирован группой ака д ем и ко в М еждународной а ка демии информатизации , явля ющейся действительным чле ном О р ганизации О бъединен ных Наций. В 1992 году ООН провела конф еренцию в Рио- д е -Ж а н е й р о п о п р о б л е м ам плане ты З ем л я , на ко то р о й сосредо точила внимание м и ровой общ ес твеннос ти на э к стренной необходимости р е шения вопросов борьбы с бед ностью . Понимаю , что спра^ ви ть ся с с о ц и а л ь н о й бе д о й человечества только п одс ка з - кой се кре тов вы со кой урожай ности нельзя. Но ком у -то они будут очень кстати . О собенно сейчас , в России и СНГ. —А могли бы вы подска зать их нашим читателям? — П опы таю сь выборочно . Ж изнь на земле сложилась в двух формах: животной и рас тительной . В основном живо т ные питаю тся растениями , а р а с те н и я— животными . Когда животные поедают растения — это всем понятно. Но ка к рас тения питаю тся ж ивотными? Ответ: после их смерти . Поль зуются продуктами распада их белковых тел, то есть пере гно ем . Естественно , что сейчас к о р о в а или д р у г о е к р у п н о е животное не достанется расте ниям ваших полей, садов и о го родов , хотя раньше сущ ество вал обычай павшую собаку или кош ку закапывать под яблоню. Но и без таких «подарков» рас тения получают в естественных условиях ги ган тское количест во бел ково го питания — пере гноя, Учеными давно подсчи тано , что на гектаре целинно го чернозема только б иоло ги ческая масса бактерий состав ляет 15-20 тонн, что равнознач но весу 5 0 -70 голов крупно го ро га то го скота . Вот кто удоб ряет почву! Жизнь бактерий , как извес тно , короткая . И погибая , они п р е вр ащ аю тся в усво я емы е р а с т е н и я м и о р г а н и ч е с к и е «бульоны» перегноя . А потому, чем больш е в почве ж иво го вещ ества , то ес ть ба ктерий , червей и проче го , тем более п е р е гн о я , тем пл од о р о д н е е почва , лучше и полноценнее пи тани е р астений , а значит , и зобильнее урожай . Вот и весь секрет. Прост до н е в е р о я т н о с ти . П о з на в е го , удивляешься: а что же тут мож но спрятать от народа? Тем более, известно: есть бактерии и черви , улучшающие почву; ор га ни че с кие удобрения пол е зн е е минеральны х ; «химия» ления, заменив е го непонят ным «гумусом». — Что надо делать, что бы поставить все с головы на ноги? — Кормить животных и при умножать их белковую массу. Надо знать , что бактерии ра з деляются на тех, которые ды шат воздухом , а потому живут только в верхнем слое почвы — от 5 д о 15 сантиметров (вер хние 5 сантиметров — защ и т ная ко р ка ) . Называю тся они аэробными , о т слова «аэро» — воздух. Ниже 15 сантиметров (в среднем ) живут анаэробные ба ктерии , которым воздух не нужен, он губителен для них. — Зачем это надо знать земледельцам? Мало ли ка кие бактерии можно найти на свете... — Вот, вот... «найти»! А этих и с ка ть не надо . Они все гда были, есть и будут. Только на своих «этажах». А потому, к о г да вы вскапываете о го р о д или п аш е те поле , то по во р о том пласта губи те од новременно тех и др у ги х , обрекая себя на ни зкие урожаи . — Получается, что... не надо копать и пахать? — Амери канцы , кстати , вот уже 15 лет не выпускаю т плу гов. Их заменили рыхлителя ми. Кстати, помните полтавско го с е к р е т а р я о б к о м а КПСС Ф е д о р а М ор гуна? Он тоже ра товал за бесплужную обрабо т ку почвы , д аж е кн и га у не го такая есть — «Поле бе з плуга». —А как быть на участке, в саду? — П ол ь зо в а т ь ся вилами . Рыхлить почву верхне го слоя, где живут аэробы . А с со р ня ками бороться мотыгой и плос корезами . действием сол нечно го света (фотосинтез) из у глерода , у г лекисло го газа и воды обр а зу ются в рас те ния х у глеводы . Причем в растениях о тклады в а е т с я с т о л ь к о у г л е р о д а , сколько е го поступает в виде углекислоты . М ожно сказать , углекислота — основная пища растений . Берут ее растения в почве, где она накапливается от дыхания «живого вещества» — бактерий , м и кроор гани зм ов и ч е р вей .И если у вас в почве мало этого «живого вещества», то можно ли ждать больш о го урожая, даже если вы завали те свои поля наил учш им и в м и р е у д о б р е н и я м и ? Б о л е е того, и это надо хорошо запом нить, всякое перекапы вание и перепахивание почвы ведет к выносу и потерям угле кисло го газа. —А сколько его надо? — 0 -о че н ь много ! Для ф ор м и р о в а н и я у р о ж а я о з и м о й пшеницы 50 центнеров на г е к тар в период ее ин тенсивно го роста с р о ч н а я по требность в у гл е ки сл ом га зе с о с та вл я е т 200 ки л о гр ам м о в на ге кта р . И н тенсивны й р о с т пш еницы продолжается о коло 90 дней . Значит, за это время ра с те ни ями будет усвоено 18000 к и ло граммов . Заметьте , газа ! А это ги ган тс кие объемы ! П ри чем о коло 70 процентов это го количества га за растения д о лжны будут взять из почвы . А возьмут ли? Кто им е го даст, если поле вы перепахали (или перекопали ), уничтожив ср а зу аэробов и анаэробов ; о с та в шихся ба ктерий отравили «хи мией», а последних , которы е чудом избежали этой вселен ской расправы, оставили с о се ни без корма , потом у что с о ж гл и с те р ню и л и с ть я , не внесли органику . —Что же делать? Веро ятно, помогут удобрения, которые можно делать са мим? — Обязательно помо гут , если есть понимание сути вы шесказанно го : растения п ое даю т животных , пользуются пере гноем этих животных, то есть бактерий . В почве ваших о городов , садов и полей д о лжно быть как можно больше «живого вещества». И е го бу дет много, если вы восприме те землю ка к место обитания бактерий и червей, а уд обр е ния — ка к корм этих м и кр о живо тны х . Именно э том у и п о с в ящ е н ы б р ош ю р ы «20 меш ков кар тош ки с каждой сотки» и «Удобрение делай сам». В них изложено , как г о товить этот «корм-удобрение» методом ускоренного компос тирования, где брать углерод, азот, фосфор и м ногое д р у гое , не выходя за пределы своей усадьбы, хозяйства или дачно го участка. —Где можно приобрес ти ваши брошюры? В ма газинах нашего города их нет. — И не будет, по причине принципиально го характера . Наша цель — найти народных опытников . Они сразу оценят суть этого интервью, выпишут книги , обязательно все п е р е проверят на своих сотках . А ко гда получат вы со кие у р о жаи , то в своем селе или с а д о в о д с т в е с та ну т п ервы м и мастерами достижения сверх вы соких урожаев. К ним п о тянутся люди поучиться. И их реальные, еж е годно во сп р о изводимые результаты станут о с н о в о й р а с п р о с т р а н е н и я знаний и надежной гарантией в се общ е го повышения у р о жайности наших полей, садов и о городов . ОТ РЕДАК ЦИИ . Мы вполне допуск аем, что, мож ет быть, не все оценки и выводы академика Юрия Слащинина будут бесспор но приняты читателями. Но те практические приемы, которые он предлагает, несомненно заинтересуют липецких садоводов и ого родников. Поэтому мы пла нируем продолж ить со трудничество с академи ком и его коллегами. С их помощью в «Липецкой га зете» , вероятно, появятся подборки материалов под рубрик ой « Народный опыт». В них могут быть не только секреты плодоро дия, но и другие полезные, народом проверенные зна ния, из области ремесел и промыслов, деш евог о строительства, медицины и тому подобное. Но это уже для подписчиков 1997 года. Подготовил А. ЗУБАРЕВ. Ф у т б о л В Ы Ш Е Г О Л А Н Е П Р Ы Г Н У Л И . . . «Металлург» — «Автодор БМК» (Владикавказ) — 1:1 (0:0) . 24 августа. Стадион «Металлург» . Судья В. Кисте- рев (Москва) . «Металлург»: Крыканов, Стогов, Юдин, Мартюк , Ми наев (Пещеров, 25) , Касторный (Тройнин, 66) , Жидков, Филиппов (Смольков, 55) , Полстянов, Меньшиков, Пет ренко (Пименов, 66) . «Автодор БМК»: Панченко, Хартишвили, Дзулаев, Бя- сов, Бабенко, Бестаев (Андиев, 61) , Дж иоев, Охримен- ко, Торчинов ( Тахохов, 76) , Журтов, Передерий. Голы: Передерий (65) , Жидков (68) . Предупрехедены: Бестаев, Журтов. Субботний матч «Металлурга» с «Автодором БМК» неволь но освежил в памяти «компьютерные игры» бо ксеров на Олим пиаде в Атланте. Помните бес ком пром иссны е кулачные по е дин ки на ринге и судейские оценки с помощ ью со врем енней шей техники? Уж и лица разбиты до неузнаваемости , и сил даже для хорош е го замаха не осталось , а счет ударов , заф и к сированных компью терами , — 0:0 . Смех. Но в б о ксе ничьих не бывает: обращались к объективности живых арбитров , и силь нейший выявлялся. А в футболе ничьи приемлемы . Даже обидны е , досадные . И здесь уже ни мнения арбитров, ни эм оции зрителей , ни даже самооценки соперни ков в расчет не принимаю тся . Что на табло — то и в протоколе , в показателях турнирной табли цы. Вот и субботний матч. На табло — 1:1, вроде , боевая ^ 1 и- чья. А ведь на поле в ходе игры сильнейш ий был заметен — наш «Металлург», который в нынешнем се зоне вообще ничьих не признает: лишь дважды поделил очки поровну. ВОт И вдвойне обидно было хозяевам — и преимущество имели , и зрителей и грой в целом порадовали , но 1:1. Наставник «Автодора БМК» после игры признался : — Последние минут пятнадцать прошли уже при явном пр е имуществе липчан. Все -та ки до казали они , что лидером с е годня команда является не случайно. Но забить победный гол не смо гли . Так что результатом мы довольны . Ныне ничья с «Металлургом» — в почете. Да, последние минуты уже не вызывали сом нений по п о воду то го , что команда сильна. Гости уже и темпа п р едложен но го не выдерживали . Но и хозяева спещ или , суетились — вынуждало убе гающ ее время. И все -та ки надо отдать должное владикавказцам . Первый тайм и до середины второ го они придерживались рациональ ной тактики : мастерски выполняли тренерские установки . Игра шла от обороны , гости всячески старались сбить темп , не с те с нялись фолить. Но ка к стремительно проводили они контра та ки! Было ясно , что затяжные атаки ор гани зовать «Металлург» не позволит — средняя линия хозяев д овольно -та ки грамотно с опережением просчитывала все замыслы гос тей . А вот быс трые контратаки , стремительные переводы мяча на фланг, где выделялся Джиоев , приносили успех «Автодору». Несколько моментов мо гли завершиться и взятием ворот. Выяснилось , что вынужденные перестановки в обороне «Металлурга» ска зываются. Тем не менее и по числу голевых момен тов преимущ ество липчан было заметным . Активно , целенаправленно атаковали Полстянов, Сто гов , Меньщиков , своевременно подклю чились вперед М артю к и Жидков . Но не шел мяч в ворота. Не везло «Металлургу». А тут еще лучший матч провел вратарь гостей Панченко. То, что он вытворял на поле, казалось чудом . Не зря липецкие болельщики объективно и искренне поздравили гол кипера после игры . В и то ге — ничья. Она ни коим обра зом не повлияла на ту р нирное положение , разве только сказалась на настроении на ших футболистов . А гу т еще и двадцать миллионов рублей обещанных за победу , не достались нашей команде . Но те перь «Металлургу» нужно настраиваться на лю бой матч с е р ь езнейш им образом . Лю бом у со п е рн и ку теперь за честь сы г рать вничью, а то и одержать победу над бе зо го во р о чны м ли дером . Каждая и гра должна казаться решающ ей , тол ь ко с та КИМ настроением можно выходить и в первую лигу , гд е «про ходных» и гр почти не бывает. Владимир КУРГАННИКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz