Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
24 августа 1996 г. V поэ ту Бо рису Шо ль неву — 60 лет п еремен ы в " из ящной с лов есности № 161 (1225 ) Слово о юбиляое «...ВСЕГД А Б УДЕ Т СЕ Р Д Ц Е БЕ Р Е ЧЬ ПО Л И Н ЯЛУЮ КОФТУ В ГОРОШЕК, РОДНИКОВУЮ РУССКУЮ РЕЧЬ» Село Средняя Лукавка Грязинского раПона. Станка березок на пригорке, внизу тихдя речушка, порядки глазастых домов по обоим ее берегам. Жив)т здесь крепкие на слово люди, умеющие и любящие трудиться. Достопримечательностью села является храм, возведенный в честь покровителей кузнецов — святых Космы и Дамиана. Известна средняя Лукавка и тем. что это малая родина члена Союза писателей России, поэта Бориса Шальнева. Родштся он 2^ августа 1936 года в крестьянской семье. Его раннее детство пришлось на трудные годы: С детства скорбные вестники В память врезались мне: Белокрьиые крестики — Ка к бинты на окне... Воина не обошла стороной и дом Шальневых: горькой строкой на обелиск возвратился в родные края с полей сражений отец Бориса Михайловича. Недолго пожил после мая 45-го и его старший брат Александр. Нелегко 1 у)Иходилось Шальневым в военные и первые послевоенные годы. «...В своей заливной кирпичной избе. — вспоминал Борис Михайлович. — мы дважды в неделю счищали со стен по четыре ведра наледи...» А вот что вспоминает учительница Евдокия Георгиевна Корнева: «Все Шальневы — и Борис, и его братья и сестры, были необыкновенно умными и смышлеными, н^э жили в немалой нужде... Слу'чалось. в холодную погоду из-за нехватки теплой одежды и обуви они не всегда могли посещать занятия...» Навсегда остался в памяти поэта образ первой наставницы, сделавшей многое для того, чтобы тяжкие годы не вычеркнули из жизней лукавских мальчишек и девчонок радость детства. Разоиаись наши сте.жки-дорожки. Но всегда будет сердце беречь Полинялую кофту в горошек. Родниковую русскую речь... После окончания семилетки Борис учился в Усманском педагогическом училище, затем на филфаке Липецкого пединститута. Особенно большое влияние оказал на него преподаватель пединститута А.Я. Силаев, знаток мировой литературы, автор краеведческих исследований о творчестве писателей Левитова. Липецкого (Каменского). Терпигорева. Стихи Шальнсв начал писать еще в щколе. а ныне — он автор семи поэтических сборников, лауреат областной журналистской премии имени А. Вермищева. всесоюзных поэтических конкурсов. Земляки хорошо знакомы с творчеством поэта. Его стихами «озвучен» школьный краеведческий музей, их читают на литературных вечерах и концертах художественной самодеятельности. Борису Михайловичу довелось испытать в жизни немало бед и невзгод, но они не остудили его сердца. 6 его стихах нет «вселенской» злобы, захлестнувшей наше сегодняшнее бытие, в них нет и стремления охаять своих оппонентов. Борис Михайлович верен гуманистическим традициям русской литературы, ее жизнеутверждающему началу. Василию Шукшину принадлежат слова: «Уверуй, что все было не зря; наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого...» Мысль эта проходит и через многие произведения Бориса Шальнева: Наследникам беды и славы, Нам не чуж да бьиая честь И гордость, что не для забавы, I I почва есть, и корни есть. Сквозь лет и зи.м глу.хую за.мять Благословляю в горький час Не цвет крови — .живую па.мять, Соединяющую нас... Одна из самых сокровенных тем для поэта — тема Великой Отечественной войны. Я встаю во весь рост и шагаю вперед, Задыхаясь от едкого, жгучего дыиа. Только чувствую: пуля .меня не берет, I о . 1 ьки ви.ж у: с наряОы п р о н о с ят с я .ии.ио. Я уОичи такой не прощаю себе. Боль не чую. чуж ой пулемет закрывая... Просыпаюсь в отцовской просторной избе, В сердце — рана сквозная... Тридцать лет Борис Михайлович живет в Липецке. Ему близка и дорога история города. Поэт влюблен в Липецк, и как гимн родному городу звучат его проникновенные строки: Липегщ мой! Сталевары за.жгли рассвет, В Нижне.м парке Ударили в лад соловьи. В каж дом доме — неспетые песни твои, В каждо.м сердце Оставил ты огненный след... Не забывает при этом и свою малу'ю родину. Легендами отчего края навеяно, например, стихотворение «У задумчивых речек спроси...» У задумчивых речек спроси, У озер, осокою с.хваченных, Сколько о.мутов на Руси Женским имене.м обозначено. Дрогнет ряска, слова ваыывут, Откликаясь то слева, то справа: «Дарьин берег...», «Аленкин приют...», «Катеринина переправа...» Борис Михайлович известен липчанам не только как поэт, но и как ученый, педагог, краевед-просветитель. Его засл)та — создание и выпуск «Липецкого энциклопедического словаря», сборников «Липчане — Великой Победе», «Липецк в солдатской шинели». «Липецк: годы и судьбы», педагогического альманаха «Липецкая школа». Эти работы являются для многих краеведов настольными книгами. В юбилейные дни мы ждем Бориса Михайловича на большой литературно- т'зыкальный праздник, который состоится в нашей школе в начале учебного года. Посвящается этот праздник земляку — замечательному поэту и человеку с большим и добрым сердцем. С. СОКОЛИКОВ, прсподавате 1 ь 11 сторт 1 Срсдпе-Лукавской школы Грязинского района. Н. Нсиахова, В. Дятчина, С. Голобоков, И. Царенко — ___________________________ члены клуба «Роенчь» при Срсднс-Лукавской школе. Б в т и п л л ь п ш « РОД ИН А ! О ГН ЕМ Т Л ОНИ ГО РЮ ...» (И.з повой книги стихов) Жаленье Ж ал ь в се г о , ч то д о в е к у с т а р ее т , Ц в е т р о н я е т о т в е се л ы х з о р ь . К т о , ск аж и , п еч аль т в о ю р а з в е е т , С т а р ы й д р у г — д у п л и с т ы й о с о к о р ь ? М а т ь - Зе м л я м н е к аж ды й д е н ь в н о ви н к у . Н еп о р о ч н а м еж д у н ами с в я з ь . Ра д у ю сь з а х р у п к ую т р а в и н к у , Ч т о в о сх о д и т , н еж н о с т ью т о м я сь . В н е б о г ля н у — х о л о д о к з а в о р о т , С т р а х н е с т р ах , а о т о р о п ь б е р е т . Б о я з н о з а м е ся ц : сл и ш к о м мо ло д . За б а л у е т з в е з д н ы й х о р о в о д . . . 17.07.96 г. Свиданье Ал е н ь к и й , у д а л ен ь к и й Вд о л ь и п о п ер е к . Ес т ь н а с в е т е м ал е н ь к и й Ч у д о - б у г о р о к . С о л н ы ш к о м з а с в е ч е н ы С д а в н и х д е т с к и х п ор . Мы с н и м з а се к р е ч е н ы На д в о й н о й д о з о р . Во т и с н о в а в с т р е т и л и сь — К р у г о м г о ло в а . Г р у с т ь - т р а в о й о т м е т и л и сь Т и х и е сл о в а . О т ч е г о в з ды х аю я ? Л ю д я м н е в д о м е к . . . Яг о д к а п о я г о д к е — П о л н ы й к у з о в о к . 18.07.96 Сиротская притча Ве к ам и леж ал Му ж и ч о к н а п еч и И ч уял, ч то в се К и р п и ч и г оряч и . И в е р о в ал в св я т о с т ь К р у т ы х п е р ем ен : о г б а б у о т н и м е т — ,ас т д е в к у в з амен » . 1 о ви х р ь н ал е т ел — Ж и в о т а не с б м е ч ь . О т м а я л а с ь б а б а . О б р у ш и л а сь п еч ь . И п л еш ь с в о ю ч еш е т . Ви д а т ь , н е с п р о с т а Муок ик су е в е р н ы й . К р у г л я к - си р о т а . К о ль т ы с а м Не в е р у еш ь в с е б я ?. . 18.07.96 Расплата Ра д о с т ь в ы п р ями т , Ск р ю ч и т к р у ч и н а , — Не в з д о х н еш ь . Не п о д ы м еш ь п е р с т а . Но д о лж н а бы т ь О с о б о й п р и ч и н а . Ч т о б ы Б о г За п е ч а т а л у с т а . Э т о — п ла та . Ве р н е е — р а сп л а т а З а к р ап л е н ы е Т л е н о м г р ош и . З а п р е д а т е л ь с т в о М е н ьш е г о б р а т а . З а р а с т л е н ь е К р ещ е н о й д уш и . За сл у ж и л — Й а х р ан я т т е б я б е сы ! ас ж е, г р еш н ы х . Хр а н я т н е б е са . В т е м н о м л е с е — Св о и и н т е р е сы , В ч и с т о м п о л е — Св о и г о л о са . 19.07.96 Смиренье Ч т о - т о з а в е т н о е слы ш и т ся , А д о к о н ц а н е п о й м еш ь . . . 2 3 . 0 7 . 9 6 Сердцу близкое К аж ды м д н е м д а р е н ы м д о р о ж а ( Не п р и л и в — о т сч е т и д е т о т ли в а) . Н а в се г д а п р о щ а е т ся д у ш а С п е р еж и т к о м д е т с к о г о н аи в а . О т ч е г о ж т а к б л и з к о к с е р д ц у л ь н е т И во в се х п р е д н а з н а ч е н ь я х ли ч и т Т а з ем л я , г д е к у р и ц а с к р е б е т . Гд е п е т у х з а р ю в т р и п е сн и к ли ч е т ? Вся з е м л я н а сл е д н а я — р о д н е й . В с е ж ел ан н е й с о л н ц е и з - з а т уч и . С к аж ды м д н е м з а Ро д и н у б о л ь н е й . Ж г у ч е — в ер а , а к р у ч и н а — к р уч е. Гд е ж ей си лы в з я т ь , ч т о б к р е с т н е с т и , У к о г о м о л и т ь з а п а с т е р п е н ь я ? О т в р аж ды с е с т е р н е р а з в е с т и . Бр а т ь е в н е с п а с т и о т у н и ж ен ья . Не к о р ю — в с ю ж и з н ь б о г о т в о р ю З а су д ь б у . З а к р е с т н ы й п у т ь. З а и мя . . . Ро д и н а ! О г н е м т в о и м г о рю , О к о л ь ц о в ан б е д а м и т в о и м и . 23.07.96 й | |и в е т е р Ю л о в у р а з в е е т — Хл е б о р о б с к а я со в е с т ь Чи с т а . О т н ех в а т к и Д у ш а к ам е н е е т . О т и з бы т к а Гла г о ля т у ст а . У см и р ю с в о ю б о л ь И т р ев о г у . Ч т о б сл о в а Д о р о г и е в з ош л и : — С л а в а Б о г у — Вс е г о п о н емн о г у : Ве т р а , со л н ы ш к а . Неб а , з е м л и . . . Вздох 1 9 . 0 7 . 9 6 Грех 1 8 . 0 7 . 9 6 Уроки Ве р н а я п о т ер я : Ж и з н и су п р о т и в Ре з а т ь , н е п р и м е р я . Ш и т ь — н е н аж и в и в . Ч т о ж о п я т ь — н е л а д н о ? Ил ь у р о к — н е в п р о к ? За м ы ш л я л о с ь с к л а д н о . Вы ш л о — п о п е р е к . Ск о р б н ы е и т о г и . К р а сн а я ц ен а: О т в е р н у л и сь б о г и . П л яш е т са т ан а . Вера 18.07.96 В ж и з н и в с е и м е е т Св о й ч ер ед : Св е т д о т ьмы с т о и т , А т ь м а — д о с в е т у . Ве р у ю В сч а с т л и в у ю п р и м е т у . Ве р у ю В с у д ь б у т в о ю , н ар о д . Вер у ю , П еч а л я сь и с к о р б я . Д а и к ак в я з а т ь Б е з в е р ь е м р у к и , К о ль ты с а м — О б р е к се б я н а му к и ? Вед я св и д а н ь я м и р а з л у к а м Св о й сч е т и с в о й б лю дя мо т и в , М о ск в а , М о ск в а , т ы к аж ды м з в у к о м П ы т а еш ь с е р д ц е н а р а з р ы в . И в я з ью к амн я с в о е н р а в н о й , И в ещ и м з а м ы с л о м г е р б а , и в и с о к о сн о с т ью д е р ж а в н о й Т в о я в о з в ы ш е н а су д ь б а . И в ы ш е т о й н е з н ая м ер ы , В г р о з у ли , в с м е р т н о м л и б о ю Мы о т к л и к ал и сь д е т с к о й в е р о й На ч е с т ь п р е с т о л ь н у ю т в о ю . З а ч то ж т е п е р ь д у ш и п ы т ан ья — Т в о й ск р ы т ы й см ы сл , и в н еш н и й ви д , И т яж к и й г р е х н е у з н а в а н ь я , И н е п р и з н ан ь я см е р т н ы й с т ы д ?. . Ч ер н а ц ен а т во я , с в о б о д а . Вз а и м е н п о ч е с т ей ч ер ед : М о с к в а н е з н а е т н е д о р о д а , В М о с к в у н е в е р у е т н а р о д . 2 1 . 0 7 . 9 6 Утренний мотив Ч т о - т о х о р ош е е , д а в н е е В с е р д ц е т о л к н у л о сь с у т р а , — С л о в о и сп о в е д а л ь н о е Иль о ж и д а н ь е д о б р а ? Всю лу г о в и н у з а р еч ь я С п ам я т ью п р о ж и т ы х л е т За л и л м о т и в с в е т л о р еч ь я Г ^ м е в е ч е р н ей в о сл е д . М а р е в о н е б о м к о л ы ш е т ся . Ве т р о м в о лн у е т ся р ож ь . Д е т ст в о , д е т с т в о , К з о л о т о й к у д ел и Зв о н к а я к л о н и л а сь Го ло в а . Ск а з к о й г у си - л е б е д и Л е т е л и , О т з ы в а л а сь п е сн е й Т р ы н - т р а в а . А т е п е р ь — Не т о ч т о б в с е р д ц е х о л о д . Но н е т е И п о мы слы , и ли к . П е сн ю н е сп о еш ь — Уж е н е м о л о д . Ск а з к у н е р а сс к а ж еш ь — Не с т а р и к . 2 5 . 0 7 . 9 6 Свет поднебесный М и р в ам , о д и н о к и е д е р е в ь я О т ч и й д о м с о с т ы в ш е ю т р у б о й . Я н е п лач у о т е б е , д е р е в н я . Мы су д ь б о й н е до лж н и к и с т о б о й . Но и з с е р д ц а н е и з б у д еш ь м е т у Го р ь к ую . . . К ак и з г н е з д а ск в о р ц ы . Ра з л е т е л и сь мы п о б е л у с ве т 7 , Не с в я з а в н ач ала и к он цы . З а у з д ц ы н ам с ч а с т ь е н е п о й м а л о сь . Но с е б е в з а сл у г у з а п и ш и : Го р о д у д о б а в и л и мы м а л о с т ь Т в о е г о т ер п е н ь я и д уш и . И ему , н а в ер н о , в ж и з н и в о л ьн о й Т о ж е сн я т ся д е т с т в а г о л о са . . . Н а д з а бы т о й Б о г о м к о л о к о л ь н ей Веч н ы е си я ю т н е б е са . 25.07.96 Откровенье Не су д и , ч и т а т е л ь с т р о г и й , — М о л , н а в ы д у м к у х и т ер . . . На п о п у т ли в о й д о р о г е С а м в с т р еч ал , н е б о с ь , в у п о р Не с о р о к у - б е л о б о к у . Не н а в о з н о г о ж у к а . Не х ан ы г у - л еж е б о ! ^ , — П о б р а т и м а — му ж и к а . Л а д о м - с к л а д о м , , в н еш н и м в и д о м ( Ты д е т а л ь н е у п у с т и л ! ) — Бу д т о к то е г о о б и д е л . Он в о т м е с т к у в с е х п р о с т и л . И к о г д а п о д г р о м о м - г р а д о м ( Т е м а р у сск а я о д н а ! ) Ж и з н ь п о й д е т д ы м и т ь с я а д о м , — К ч ер т у б в п а с т ь е е д о д н а ! - С лы ш и т , н е п е р е б и р а е т . О т д а в ая ч е с т ь уму . Го л о в о й п о д ч а с к и в ае т М о н о л о г у т в о ему . Но д о б а в и т в с е ж н е г р о м к о С а м , о т п е р в о г о ли ц а . Бу д т о б ли ж н я я с о л о м к а Л у ч ш е д а л ь н е г о сен ц а . . . Во т и д у м а й : т о ль о ш и б к а ( П у с т ь н е т а к уж ве ли к а) . Т о ли с ло г и к о й н е ш и б к о Св я з ь к р еп к а у муж и к а? Но ч ем д а л ьш е р а сс т о я н ь е . Яр ч е сл е д о т в с т р еч и той : Т о с и я н ь е , т о м е р ц а н ь е О т с о л о м ы з о ло т о й . . . 26.07.96 С натуры Во д в о р е . Гд е г р у ш а - л а к о м к а Вяж е т щ е д р ы е п ло ды , — Гу сь Ч е г ош н и к , У т к а Так алк а, Д а и н дю к Ш елды б у лды . Л е т о в бу б ен С о л н ц а з в я к ае т — Й в о р су д ь б у б л а г о д ар и т : ч е г о к ае т , И т ак а е т , И в з а х л е б ш е лды б у лди т . О с е н ь ск л о н и т В со н т еле г у . П т и ц — в о т ле т н ую с т р о к у По п р и ме т е : Л е б е д ь — к сн е г у . Г у сь — к д ож дю - о се н ь ч у к у . Д в о р п р и т и х н ет . Эк а сля к о т ь ! Н е в з л е т е т ь ем у — г ля де т ь , И ч е г о к а т ь в след , И т ак ат ь , И, г р у ст я , ш е лды б у лде т ь . 29.07.96 Незлобливые строки Влет , п о д ды х н ещ а д н о би т а Б е з ви н ы , и з - з а у г ла. Ты , д уш а , д о б р у о т к ры т а . Ты п оч т и н е п о м н и ш ь зла . С ч а с т ь я п р и з р ач н ей в и ден ь я . Н е н а д еж н ей ж и з н и н и т ь. Н ел о г и ч н е е с т р ем л е н ь я В с е п о н я т ь и в се х п р о с т и т ь . Вс т а т ь в е т ло й н ад сам о й к р уч ей ,— Св е т л о й п ам я т ью о т ц о в . Т и х о й н еж н о с т ью ле т у ч ей О г р а д и т ь п т е н ц о в - м а л ь ц о в . Вс т а т ь с лю б о в ь ю б е з о т в е т н о й . Го р ь к о й п р а в ды с в е т х р ан и т ь . В з д о х о м , т е н ь ю н е п р и м е т н о й Ж и з н ь ж и вы х н е о мр ач и т ь . 2.08.96 Эхо Ск в о з ь в е р е н и ц ы г о д о в Г р е з я т ся , сл о в н о в т уман е . Св е т л ы е т ен и с к и р д о в Н а з а п о в е д н о й п о ля н е . А с р е д ь т ен е й с в е т о в ы х — Ро д и н к и м и л о г о см е х а . Д а г о л о со в д о р о г и х Д а л ь н е е - д а л ь н е е эх о . . . 2.08.96 П л е с к о з ер н ы й , Л е с , д ы м о к к о ст ер н ы й . Т р о и ц ы св я т о й П р е ч и ст ы й дух . . . Бе лы й д е н ь , — Д а к р а сн ы й д ен ь . Д а ч ер н ы й , — В о т и ж и з н и в се й Д а р е н ы й к р у г . 3.08.96 Лебединые клики Ч т о з а р е й За к а т н о ю з в ен и т . Зя б к о й д р о ж ью О сы п а е т п леч и ? Бу й - ст р е л к а Ск в о з ь п р ах Ве к о в ле т и т , — Се р д ц е н ад о б За сл о н и т ь , Д а н еч ем . Ра з в е ч то За р е ч н ы е ст о г а Вст а н у т Вс т р е ч ь в р а г а К о см а т ы м г н е в о м ?. . К р е ст н ы й п у т ь м е ж д у з е м л е й И н е б о м — Ти х и й Д о н , Ро д н ы е б е р е г а . У лю б в и Ни п р ав ды н ет . Ни п р ав . С л о в о м в е ч н ы м О с е н и в д е сн и ц у . Л е б е д я — Вз ы с к у ю щ у ю п т и ц у — Ш о л о х о в ск и й Вы п у с т и л р у к а в . Гр аю т в е сн а , Зы б я т ся сн е г а . П о лы х ае т ле т о С о л н ц е л и к о м . Ок ли к аю т Л е б е д и н ы м к ли к ом Т и х и й Д о н , Ро д н ы е бе р е г а . . . С л а д о к п лен О си л е н н ы х д о р о г О т с в и д ан ь я Д о б о л ьш о й Разл у к и . Рад о ст ью , Н а д еж д ам и и му к о й Мле ч н ы й Путь Н а д Ро д и н о й п р о ле г . Зо л о т о г о м е ся ц а Ро г а Т о н ьш е в се . В с е т и ш е з в е з д М е р ц а н ь е , В с е се р д е ч н е й Се р д ц а з а м и р а н ь е . . . Т и х и й Д о н . . . Ро д н ы е б е р е г а . . . 5.08.96 Извечный долг Вен ч аю т з е м л ю с н е б о м со л о в ь и , И з н а т ь св е т л о , п о к а о н и вен ч аю т . Что н е с б е р е г я с е р д ц е о т лю б в и . Не з а сл о н и л я д у ш у о т п еч али . Все п а м я т н ы о н и — п еч аль д о р о г . Св и д а н и й , р а сс т а в а н и й п е р е к р е с т ь я . Не в с е м п о м о г , н о в с е ж е — в и д и т Б о г ! — Я н е п о п ал в к о л д о б и н ы б е сч е с т ь я . С о б л а з н ы з н ал , н ад р и ф м о й к о л до в ал . Б е с с о н н и ц е й т о м и л ся , д е н ь и тож а . С т и х и ю с т р о к , слу ч ало сь , п р о да в ал , Но С л о в о п р е д а в а т ь — и з б а в и л Б ож е . Й а ч то сл о в а ! П я т н и с т ы й м у х о м о р т о т в л е с у г л я д и т с д о в е р ь е м в с т р еч н ым . Л и ш ь о р о д н е — о с о б ы й р а з г о в о р , Я п е р е д н ей в б о л ьш о м д о л г у се р д е ч н о м . И з в е ч н ы й д о л г . Ем у п р ощ е н ь я н е т . Л и ц о м к л и ц у и в п р а в д у л и к н е в з в и д е т ь , К о л ь х о ч еш ь н и к о м у н е з а с т и т ь с в е т , Д ал е к и х н е н а р о к о м н е о б и д е т ь . Т еп ер ь , су д ь б а , вн у ч ат б л а г о сл о в и ! Но , ж и в п о к у д а , д о з в е з д ы п р и ч ал ьн о й Не с б е р е г у я с е р д ц е о т лю б в и , А д у ш у — о т м е л о д и и п еч альн о й . _____ 5.08.96 «Если вам непременно хочется поместить эту повесть в наш журнал — пожалуй, для вас, в лет ние месяцы, когда мало читают, я помещу, но о вознаграждении и думать нельзя». Многое утек ло, переменилось в «изящной словесности» за полтора века с появления «Обыкновенной исто рии» И.А. Гончарова. Именно оттуда — проци тированный выше отзыв сотрудника одного жур нала на повесть якобы Адуева-старшего, кото рую в действительности написал его племянник. Уничижительный этот отзыв вспомнился не потому, что сейчас в свежих, летних номерах «толстых» журналов лидируют такие опусы. Нет, перемены в текущей журнальной литературе за полтора столетия, повторяю, огромны. Только вот и сейчас лето, и не тянет читать нечто «гло бальное» (например, «Собачьи годы» Гюнтера Грасса в «Иностранке»), А «случай» с Адуевыми возник в памяти по прочтении израильских за писок «Третий звонок» Михаила Козакова («Зна мя», № 6), блестяще сыгравшего когда-то на сце не столичного «Современника» дядю Адуева. На конец, невольные ассоциации вызвало слово «вознаграждение». Не думаю, что нынче гонора ры журналов обеспечивают, как прежде, безбед ную жизнь их авторам. Но ведь все равно пишут — самые стойкие, самые верные слову, романно му или любому иному жанру литературы, те, кто не может не писать, кто нс может не выразить свое отношение к событиям, произошедшим с ним, вызвавшим писательскую фантазию и подъем. Элементы китча, маскульта, щедро рассыпан ные по книжкам последнего времени, неизбежно проникли и на журнальные страницы. Говорю об этом без мелодраматического сожаления, лишь констатирую, ибо такова данность, такова наша действительность, в которой полно китчевых зна ков и ситуаций и которую писатель соответствен но отражает, отображает. Другое дело, подается ли китчевость в качестве приема, одного из уме ло применяемых правил, условий литературной «игры», или же на нес делается основная, само довлеющая, итоговая ставка. По первому пути, в общем, благополучно про шел Михаил Панин («Труп твоего врага», «Звез да», № 6). Он использовал и известный прием публикации рукописи, вроде бы к самому писа- » С АДУЕВЫМИ - СПУСТЯ телю имеющему исключительно редакторское от ношение. М. Панин — «в стороне», он дает полно высказаться некоему Виктору Журбе. Перед чи тателем — мемуары обыкновеннейшего человека, изрядно потрепанного до- и постперестроечной жизнью, сполна вкусившего ее маленькие радос ти и остродраматические огорчения и сумевшего в конце концов найти-таки «тихую пристань». Крен романа в сторону китча связан, прежде все го, е бытовой необустроенностыо героя, с его до лгим обитанием в общежитиях. Ни жены, ни сво его, почти до 50 лет, угла; средних, мягко говоря, достоинств детство и работа; компенсация за это — активно-холостяцкое общение с приятелями и «прекрасным полом». Какой же Журба герой, если он — явный не удачник? Однако М. Панин ставит прежде неудач- ливости Журбы его непотопляемость, его везение оказаться за гранью безнадежности, окончатель ного слома. «Еще немного, еще чуть-чуть» — и последствия могут быть весьма печальными, не обратимыми. Неустойчивое равновесие, мини мальное благополучие нарушатся. Журбе же (не здесь ли кроется его типичность по отношению к многим его согражданам, не здесь ли следует ис кать главное достоинство романа?) постоянно удается балансировать на узеньком пространстве между еще и неизвестно чем, не переступать за «чуть-чуть». Поначалу где-то напоминает Журбу Сергей Днищев, основной персонаж «Благородного не годяя» Александра Трапезникова (под рубрикой «Триллер» данное сочинение, обозначенное рома ном-фокусом, напечатал воронежский журнал «Подъем», №№ 3 и 4). Схожи в обоих случаях и памфлетные экивоки, обращенные к метаморфо зам последнего десятилетия. Но тут уже все права у автора, и он уверенно делает из безработного инженера, а также остроумца и выпивохи Днище- ва такого непотопляемого супермена, каковой М. Панину и не снился. В романе задействован ос новной «джентльменский набор» боевиков; зом би, терроризм, обольстительные провокаторши, супермогущественная тайная организация и т.д. Единственная, универсальная «палочка-выруча лочка» от данных напастей — разумеется, Дни щев (ну, не без помощи нескольких его знакомых). К сожалению, чем дальше, тем больше наблю дательность, ирония автора — насчет творящего ся сегодня вокруг нас — уступают место общеус ловным местам жанра триллера-боевика Доброт но-читабельный «авантюрный» роман замещает ся безликим сценарием остросюжетной «мыльной оперы», где череда сплошных побед героя — обя зательна, но весьма произвольно, по методу под гонки абы как, мотивирована. В чем же фокус, иллюзионизм романа? В том, что наша обыденность может, по допущению лов кого автора, скрывать необычайно зловещие при ключения, которым подивится читатель? Навер ное. И навгоняка автор бил на эффект летнего чтения, сообразуясь со временем, когда весенние книжки «Подъема» с романом пойдут по рукам что-то услышавших о нем читателей. Благород ный негодяй Днищев суперменствует... именно сейчас, в августовские дни 1996 года. Как же хо рошо, что эти фокусно-романные страсти-мордас- ти разворачиваются лишь на журнальных страни цах. Успокоившись сим обстоятельством, ожида ешь от израильских записок М. Козакова, любим ца публики, описаний его реально новых, под не смолкаемые аплодисменты, успехов, его наконец- то обретенного счастья и покоя на земле обето ванной. Как назло, на глаза попадается номер га зеты «Культура», где Михаил Михайлович назы вает «Третий звонок» книгой исповедальной и даже эксгибиционистской. Точно — мажорных, покойных, умиротворяющих нот в козаковском «звонке» — раз, два — и обчелся. Читателю (ведь исповедь же) отводится роль падре — пожалеть несчастного М.М., а пожалев, заменить не шибко приятное елово на «э» другим на «э» — эгоцен- тричноеть. Понятно, исповедь, но уж очень М.М. тянет одеяло на еебя, бьется лбом об стенку и рвет на груди рубаху, описывая мучения с заучиванием текста роли Тригорина на иврите, стеная, зачем он уехал из Москвы. Ты — мужчина, ты сделал выбор, ты служишь в приличном, по тамошним меркам, театре — так смирись, возьми себя вруки. Если на то пошло, оглянись чуть повнимательнее вокруг; а лучше ли твоим друзьям-коллегам? Ка ково, допуетим, играющему бок о бок с тобой Валентину Никулину? С ним, кстати, я общался совсем незадолго до его отъезда в Израиль, и В. Никулин выглядел бо лее чем неблестяще — слишком вдруг постарев шим, потерянным, странным. А по «Третьему звонку» понять о самочувствии В. Никулина со вершенно невозможно. Кроме того, израильские записки М.М. напрочь несопоставимы с его кни гой конца 80-х «Фрагменты», где он раесказыва- ет о своей советекой жизни. Но, выходит, М.М. все же прав; у нас ему жилось (то есть и нам, не уехавшим никуда, жилось и живется) лучше, ве селее, естественнее? По сравнению с Китаем — уж точно лучше. Некогда искренняя последовательная хунвэйбин- ка Аньци Мин, переселившись в США, по вос точно-скандинавскому «протокольному», спо койно-бесстрастному обыкновению поведала о собственных мытарствах времен «культурной революции» настолько, тем не менее, пронзитель но, что ее автобиографическая повесть «Красная Азалия» («Иностранная литература», №6) вошла в число бестселлеров. Мемуары китаянки-амери канки — столь суровый «китч», от которого во лосы дыбом встают. «Энергетика» трудов Мао и опер его супруги, оказывается, воздействовала на китайские массы несравненно мощнее идей, высказываний, трудов Ленина — Сталина на массы наших отцов и дедов, К счастью, против человеческой природы нет никакого идеологи ческого лома. На фоне миллиардного подневоль ного энтузиазма возникает мощная тема... лес бийской любви. Не как какое-то «отклонение от нормы», а как единственно возможное в услови ях трудлагеря при госхозе приближение к ней. Аньци Мин повезло — маоистским чудом она снялась в фильме, давшем название ее книге, на шла себе «нишу» в США. Судя по всему, теперь лучше, чем во время написания «Третьего звон ка», чувствует себя М.М. В миг хоть и относи тельной, но удачи читатели расстались с героя ми М. Панина и А. Трапезникова. Иными сло вами, летнее журнальное чтение, несмотря ни на что, способно внушить оптимизм. И это, навер ное, главное вознаграждение для читателей, о котором, вопреки мнению безвестного рецензен та опуса Адуева-младшего, думать наверняка можно и должно. Константин КЛЮТКИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz