Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

24 августа 1996 г. V поэ ту Бо рису Шо ль неву — 60 лет п еремен ы в " из ящной с лов есности № 161 (1225 ) Слово о юбиляое «...ВСЕГД А Б УДЕ Т СЕ Р Д Ц Е БЕ Р Е ЧЬ ПО Л И Н ЯЛУЮ КОФТУ В ГОРОШЕК, РОДНИКОВУЮ РУССКУЮ РЕЧЬ» Село Средняя Лукавка Грязинского раПона. Станка березок на пригорке, внизу тихдя речушка, порядки глазастых домов по обоим ее берегам. Жив)т здесь крепкие на слово люди, умеющие и любящие трудиться. Достопримечательностью села является храм, возведенный в честь покровителей кузнецов — святых Космы и Дамиана. Известна средняя Лукавка и тем. что это малая родина члена Союза писателей России, поэта Бориса Шальнева. Родштся он 2^ августа 1936 года в крестьянской семье. Его раннее детство пришлось на трудные годы: С детства скорбные вестники В память врезались мне: Белокрьиые крестики — Ка к бинты на окне... Воина не обошла стороной и дом Шальневых: горькой строкой на обелиск возвратился в родные края с полей сражений отец Бориса Михайловича. Недолго пожил после мая 45-го и его старший брат Александр. Нелегко 1 у)Иходилось Шальневым в военные и первые послевоенные годы. «...В своей заливной кирпичной избе. — вспоминал Борис Михайлович. — мы дважды в неделю счищали со стен по четыре ведра наледи...» А вот что вспоминает учительница Евдокия Георгиевна Корнева: «Все Шальневы — и Борис, и его братья и сестры, были необыкновенно умными и смышлеными, н^э жили в немалой нужде... Слу'чалось. в холодную погоду из-за нехватки теплой одежды и обуви они не всегда могли посещать занятия...» Навсегда остался в памяти поэта образ первой наставницы, сделавшей многое для того, чтобы тяжкие годы не вычеркнули из жизней лукавских мальчишек и девчонок радость детства. Разоиаись наши сте.жки-дорожки. Но всегда будет сердце беречь Полинялую кофту в горошек. Родниковую русскую речь... После окончания семилетки Борис учился в Усманском педагогическом училище, затем на филфаке Липецкого пединститута. Особенно большое влияние оказал на него преподаватель пединститута А.Я. Силаев, знаток мировой литературы, автор краеведческих исследований о творчестве писателей Левитова. Липецкого (Каменского). Терпигорева. Стихи Шальнсв начал писать еще в щколе. а ныне — он автор семи поэтических сборников, лауреат областной журналистской премии имени А. Вермищева. всесоюзных поэтических конкурсов. Земляки хорошо знакомы с творчеством поэта. Его стихами «озвучен» школьный краеведческий музей, их читают на литературных вечерах и концертах художественной самодеятельности. Борису Михайловичу довелось испытать в жизни немало бед и невзгод, но они не остудили его сердца. 6 его стихах нет «вселенской» злобы, захлестнувшей наше сегодняшнее бытие, в них нет и стремления охаять своих оппонентов. Борис Михайлович верен гуманистическим традициям русской литературы, ее жизнеутверждающему началу. Василию Шукшину принадлежат слова: «Уверуй, что все было не зря; наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого...» Мысль эта проходит и через многие произведения Бориса Шальнева: Наследникам беды и славы, Нам не чуж да бьиая честь И гордость, что не для забавы, I I почва есть, и корни есть. Сквозь лет и зи.м глу.хую за.мять Благословляю в горький час Не цвет крови — .живую па.мять, Соединяющую нас... Одна из самых сокровенных тем для поэта — тема Великой Отечественной войны. Я встаю во весь рост и шагаю вперед, Задыхаясь от едкого, жгучего дыиа. Только чувствую: пуля .меня не берет, I о . 1 ьки ви.ж у: с наряОы п р о н о с ят с я .ии.ио. Я уОичи такой не прощаю себе. Боль не чую. чуж ой пулемет закрывая... Просыпаюсь в отцовской просторной избе, В сердце — рана сквозная... Тридцать лет Борис Михайлович живет в Липецке. Ему близка и дорога история города. Поэт влюблен в Липецк, и как гимн родному городу звучат его проникновенные строки: Липегщ мой! Сталевары за.жгли рассвет, В Нижне.м парке Ударили в лад соловьи. В каж дом доме — неспетые песни твои, В каждо.м сердце Оставил ты огненный след... Не забывает при этом и свою малу'ю родину. Легендами отчего края навеяно, например, стихотворение «У задумчивых речек спроси...» У задумчивых речек спроси, У озер, осокою с.хваченных, Сколько о.мутов на Руси Женским имене.м обозначено. Дрогнет ряска, слова ваыывут, Откликаясь то слева, то справа: «Дарьин берег...», «Аленкин приют...», «Катеринина переправа...» Борис Михайлович известен липчанам не только как поэт, но и как ученый, педагог, краевед-просветитель. Его засл)та — создание и выпуск «Липецкого энциклопедического словаря», сборников «Липчане — Великой Победе», «Липецк в солдатской шинели». «Липецк: годы и судьбы», педагогического альманаха «Липецкая школа». Эти работы являются для многих краеведов настольными книгами. В юбилейные дни мы ждем Бориса Михайловича на большой литературно- т'зыкальный праздник, который состоится в нашей школе в начале учебного года. Посвящается этот праздник земляку — замечательному поэту и человеку с большим и добрым сердцем. С. СОКОЛИКОВ, прсподавате 1 ь 11 сторт 1 Срсдпе-Лукавской школы Грязинского района. Н. Нсиахова, В. Дятчина, С. Голобоков, И. Царенко — ___________________________ члены клуба «Роенчь» при Срсднс-Лукавской школе. Б в т и п л л ь п ш « РОД ИН А ! О ГН ЕМ Т Л ОНИ ГО РЮ ...» (И.з повой книги стихов) Жаленье Ж ал ь в се г о , ч то д о в е к у с т а р ее т , Ц в е т р о н я е т о т в е се л ы х з о р ь . К т о , ск аж и , п еч аль т в о ю р а з в е е т , С т а р ы й д р у г — д у п л и с т ы й о с о к о р ь ? М а т ь - Зе м л я м н е к аж ды й д е н ь в н о ви н к у . Н еп о р о ч н а м еж д у н ами с в я з ь . Ра д у ю сь з а х р у п к ую т р а в и н к у , Ч т о в о сх о д и т , н еж н о с т ью т о м я сь . В н е б о г ля н у — х о л о д о к з а в о р о т , С т р а х н е с т р ах , а о т о р о п ь б е р е т . Б о я з н о з а м е ся ц : сл и ш к о м мо ло д . За б а л у е т з в е з д н ы й х о р о в о д . . . 17.07.96 г. Свиданье Ал е н ь к и й , у д а л ен ь к и й Вд о л ь и п о п ер е к . Ес т ь н а с в е т е м ал е н ь к и й Ч у д о - б у г о р о к . С о л н ы ш к о м з а с в е ч е н ы С д а в н и х д е т с к и х п ор . Мы с н и м з а се к р е ч е н ы На д в о й н о й д о з о р . Во т и с н о в а в с т р е т и л и сь — К р у г о м г о ло в а . Г р у с т ь - т р а в о й о т м е т и л и сь Т и х и е сл о в а . О т ч е г о в з ды х аю я ? Л ю д я м н е в д о м е к . . . Яг о д к а п о я г о д к е — П о л н ы й к у з о в о к . 18.07.96 Сиротская притча Ве к ам и леж ал Му ж и ч о к н а п еч и И ч уял, ч то в се К и р п и ч и г оряч и . И в е р о в ал в св я т о с т ь К р у т ы х п е р ем ен : о г б а б у о т н и м е т — ,ас т д е в к у в з амен » . 1 о ви х р ь н ал е т ел — Ж и в о т а не с б м е ч ь . О т м а я л а с ь б а б а . О б р у ш и л а сь п еч ь . И п л еш ь с в о ю ч еш е т . Ви д а т ь , н е с п р о с т а Муок ик су е в е р н ы й . К р у г л я к - си р о т а . К о ль т ы с а м Не в е р у еш ь в с е б я ?. . 18.07.96 Расплата Ра д о с т ь в ы п р ями т , Ск р ю ч и т к р у ч и н а , — Не в з д о х н еш ь . Не п о д ы м еш ь п е р с т а . Но д о лж н а бы т ь О с о б о й п р и ч и н а . Ч т о б ы Б о г За п е ч а т а л у с т а . Э т о — п ла та . Ве р н е е — р а сп л а т а З а к р ап л е н ы е Т л е н о м г р ош и . З а п р е д а т е л ь с т в о М е н ьш е г о б р а т а . З а р а с т л е н ь е К р ещ е н о й д уш и . За сл у ж и л — Й а х р ан я т т е б я б е сы ! ас ж е, г р еш н ы х . Хр а н я т н е б е са . В т е м н о м л е с е — Св о и и н т е р е сы , В ч и с т о м п о л е — Св о и г о л о са . 19.07.96 Смиренье Ч т о - т о з а в е т н о е слы ш и т ся , А д о к о н ц а н е п о й м еш ь . . . 2 3 . 0 7 . 9 6 Сердцу близкое К аж ды м д н е м д а р е н ы м д о р о ж а ( Не п р и л и в — о т сч е т и д е т о т ли в а) . Н а в се г д а п р о щ а е т ся д у ш а С п е р еж и т к о м д е т с к о г о н аи в а . О т ч е г о ж т а к б л и з к о к с е р д ц у л ь н е т И во в се х п р е д н а з н а ч е н ь я х ли ч и т Т а з ем л я , г д е к у р и ц а с к р е б е т . Гд е п е т у х з а р ю в т р и п е сн и к ли ч е т ? Вся з е м л я н а сл е д н а я — р о д н е й . В с е ж ел ан н е й с о л н ц е и з - з а т уч и . С к аж ды м д н е м з а Ро д и н у б о л ь н е й . Ж г у ч е — в ер а , а к р у ч и н а — к р уч е. Гд е ж ей си лы в з я т ь , ч т о б к р е с т н е с т и , У к о г о м о л и т ь з а п а с т е р п е н ь я ? О т в р аж ды с е с т е р н е р а з в е с т и . Бр а т ь е в н е с п а с т и о т у н и ж ен ья . Не к о р ю — в с ю ж и з н ь б о г о т в о р ю З а су д ь б у . З а к р е с т н ы й п у т ь. З а и мя . . . Ро д и н а ! О г н е м т в о и м г о рю , О к о л ь ц о в ан б е д а м и т в о и м и . 23.07.96 й | |и в е т е р Ю л о в у р а з в е е т — Хл е б о р о б с к а я со в е с т ь Чи с т а . О т н ех в а т к и Д у ш а к ам е н е е т . О т и з бы т к а Гла г о ля т у ст а . У см и р ю с в о ю б о л ь И т р ев о г у . Ч т о б сл о в а Д о р о г и е в з ош л и : — С л а в а Б о г у — Вс е г о п о н емн о г у : Ве т р а , со л н ы ш к а . Неб а , з е м л и . . . Вздох 1 9 . 0 7 . 9 6 Грех 1 8 . 0 7 . 9 6 Уроки Ве р н а я п о т ер я : Ж и з н и су п р о т и в Ре з а т ь , н е п р и м е р я . Ш и т ь — н е н аж и в и в . Ч т о ж о п я т ь — н е л а д н о ? Ил ь у р о к — н е в п р о к ? За м ы ш л я л о с ь с к л а д н о . Вы ш л о — п о п е р е к . Ск о р б н ы е и т о г и . К р а сн а я ц ен а: О т в е р н у л и сь б о г и . П л яш е т са т ан а . Вера 18.07.96 В ж и з н и в с е и м е е т Св о й ч ер ед : Св е т д о т ьмы с т о и т , А т ь м а — д о с в е т у . Ве р у ю В сч а с т л и в у ю п р и м е т у . Ве р у ю В с у д ь б у т в о ю , н ар о д . Вер у ю , П еч а л я сь и с к о р б я . Д а и к ак в я з а т ь Б е з в е р ь е м р у к и , К о ль ты с а м — О б р е к се б я н а му к и ? Вед я св и д а н ь я м и р а з л у к а м Св о й сч е т и с в о й б лю дя мо т и в , М о ск в а , М о ск в а , т ы к аж ды м з в у к о м П ы т а еш ь с е р д ц е н а р а з р ы в . И в я з ью к амн я с в о е н р а в н о й , И в ещ и м з а м ы с л о м г е р б а , и в и с о к о сн о с т ью д е р ж а в н о й Т в о я в о з в ы ш е н а су д ь б а . И в ы ш е т о й н е з н ая м ер ы , В г р о з у ли , в с м е р т н о м л и б о ю Мы о т к л и к ал и сь д е т с к о й в е р о й На ч е с т ь п р е с т о л ь н у ю т в о ю . З а ч то ж т е п е р ь д у ш и п ы т ан ья — Т в о й ск р ы т ы й см ы сл , и в н еш н и й ви д , И т яж к и й г р е х н е у з н а в а н ь я , И н е п р и з н ан ь я см е р т н ы й с т ы д ?. . Ч ер н а ц ен а т во я , с в о б о д а . Вз а и м е н п о ч е с т ей ч ер ед : М о с к в а н е з н а е т н е д о р о д а , В М о с к в у н е в е р у е т н а р о д . 2 1 . 0 7 . 9 6 Утренний мотив Ч т о - т о х о р ош е е , д а в н е е В с е р д ц е т о л к н у л о сь с у т р а , — С л о в о и сп о в е д а л ь н о е Иль о ж и д а н ь е д о б р а ? Всю лу г о в и н у з а р еч ь я С п ам я т ью п р о ж и т ы х л е т За л и л м о т и в с в е т л о р еч ь я Г ^ м е в е ч е р н ей в о сл е д . М а р е в о н е б о м к о л ы ш е т ся . Ве т р о м в о лн у е т ся р ож ь . Д е т ст в о , д е т с т в о , К з о л о т о й к у д ел и Зв о н к а я к л о н и л а сь Го ло в а . Ск а з к о й г у си - л е б е д и Л е т е л и , О т з ы в а л а сь п е сн е й Т р ы н - т р а в а . А т е п е р ь — Не т о ч т о б в с е р д ц е х о л о д . Но н е т е И п о мы слы , и ли к . П е сн ю н е сп о еш ь — Уж е н е м о л о д . Ск а з к у н е р а сс к а ж еш ь — Не с т а р и к . 2 5 . 0 7 . 9 6 Свет поднебесный М и р в ам , о д и н о к и е д е р е в ь я О т ч и й д о м с о с т ы в ш е ю т р у б о й . Я н е п лач у о т е б е , д е р е в н я . Мы су д ь б о й н е до лж н и к и с т о б о й . Но и з с е р д ц а н е и з б у д еш ь м е т у Го р ь к ую . . . К ак и з г н е з д а ск в о р ц ы . Ра з л е т е л и сь мы п о б е л у с ве т 7 , Не с в я з а в н ач ала и к он цы . З а у з д ц ы н ам с ч а с т ь е н е п о й м а л о сь . Но с е б е в з а сл у г у з а п и ш и : Го р о д у д о б а в и л и мы м а л о с т ь Т в о е г о т ер п е н ь я и д уш и . И ему , н а в ер н о , в ж и з н и в о л ьн о й Т о ж е сн я т ся д е т с т в а г о л о са . . . Н а д з а бы т о й Б о г о м к о л о к о л ь н ей Веч н ы е си я ю т н е б е са . 25.07.96 Откровенье Не су д и , ч и т а т е л ь с т р о г и й , — М о л , н а в ы д у м к у х и т ер . . . На п о п у т ли в о й д о р о г е С а м в с т р еч ал , н е б о с ь , в у п о р Не с о р о к у - б е л о б о к у . Не н а в о з н о г о ж у к а . Не х ан ы г у - л еж е б о ! ^ , — П о б р а т и м а — му ж и к а . Л а д о м - с к л а д о м , , в н еш н и м в и д о м ( Ты д е т а л ь н е у п у с т и л ! ) — Бу д т о к то е г о о б и д е л . Он в о т м е с т к у в с е х п р о с т и л . И к о г д а п о д г р о м о м - г р а д о м ( Т е м а р у сск а я о д н а ! ) Ж и з н ь п о й д е т д ы м и т ь с я а д о м , — К ч ер т у б в п а с т ь е е д о д н а ! - С лы ш и т , н е п е р е б и р а е т . О т д а в ая ч е с т ь уму . Го л о в о й п о д ч а с к и в ае т М о н о л о г у т в о ему . Но д о б а в и т в с е ж н е г р о м к о С а м , о т п е р в о г о ли ц а . Бу д т о б ли ж н я я с о л о м к а Л у ч ш е д а л ь н е г о сен ц а . . . Во т и д у м а й : т о ль о ш и б к а ( П у с т ь н е т а к уж ве ли к а) . Т о ли с ло г и к о й н е ш и б к о Св я з ь к р еп к а у муж и к а? Но ч ем д а л ьш е р а сс т о я н ь е . Яр ч е сл е д о т в с т р еч и той : Т о с и я н ь е , т о м е р ц а н ь е О т с о л о м ы з о ло т о й . . . 26.07.96 С натуры Во д в о р е . Гд е г р у ш а - л а к о м к а Вяж е т щ е д р ы е п ло ды , — Гу сь Ч е г ош н и к , У т к а Так алк а, Д а и н дю к Ш елды б у лды . Л е т о в бу б ен С о л н ц а з в я к ае т — Й в о р су д ь б у б л а г о д ар и т : ч е г о к ае т , И т ак а е т , И в з а х л е б ш е лды б у лди т . О с е н ь ск л о н и т В со н т еле г у . П т и ц — в о т ле т н ую с т р о к у По п р и ме т е : Л е б е д ь — к сн е г у . Г у сь — к д ож дю - о се н ь ч у к у . Д в о р п р и т и х н ет . Эк а сля к о т ь ! Н е в з л е т е т ь ем у — г ля де т ь , И ч е г о к а т ь в след , И т ак ат ь , И, г р у ст я , ш е лды б у лде т ь . 29.07.96 Незлобливые строки Влет , п о д ды х н ещ а д н о би т а Б е з ви н ы , и з - з а у г ла. Ты , д уш а , д о б р у о т к ры т а . Ты п оч т и н е п о м н и ш ь зла . С ч а с т ь я п р и з р ач н ей в и ден ь я . Н е н а д еж н ей ж и з н и н и т ь. Н ел о г и ч н е е с т р ем л е н ь я В с е п о н я т ь и в се х п р о с т и т ь . Вс т а т ь в е т ло й н ад сам о й к р уч ей ,— Св е т л о й п ам я т ью о т ц о в . Т и х о й н еж н о с т ью ле т у ч ей О г р а д и т ь п т е н ц о в - м а л ь ц о в . Вс т а т ь с лю б о в ь ю б е з о т в е т н о й . Го р ь к о й п р а в ды с в е т х р ан и т ь . В з д о х о м , т е н ь ю н е п р и м е т н о й Ж и з н ь ж и вы х н е о мр ач и т ь . 2.08.96 Эхо Ск в о з ь в е р е н и ц ы г о д о в Г р е з я т ся , сл о в н о в т уман е . Св е т л ы е т ен и с к и р д о в Н а з а п о в е д н о й п о ля н е . А с р е д ь т ен е й с в е т о в ы х — Ро д и н к и м и л о г о см е х а . Д а г о л о со в д о р о г и х Д а л ь н е е - д а л ь н е е эх о . . . 2.08.96 П л е с к о з ер н ы й , Л е с , д ы м о к к о ст ер н ы й . Т р о и ц ы св я т о й П р е ч и ст ы й дух . . . Бе лы й д е н ь , — Д а к р а сн ы й д ен ь . Д а ч ер н ы й , — В о т и ж и з н и в се й Д а р е н ы й к р у г . 3.08.96 Лебединые клики Ч т о з а р е й За к а т н о ю з в ен и т . Зя б к о й д р о ж ью О сы п а е т п леч и ? Бу й - ст р е л к а Ск в о з ь п р ах Ве к о в ле т и т , — Се р д ц е н ад о б За сл о н и т ь , Д а н еч ем . Ра з в е ч то За р е ч н ы е ст о г а Вст а н у т Вс т р е ч ь в р а г а К о см а т ы м г н е в о м ?. . К р е ст н ы й п у т ь м е ж д у з е м л е й И н е б о м — Ти х и й Д о н , Ро д н ы е б е р е г а . У лю б в и Ни п р ав ды н ет . Ни п р ав . С л о в о м в е ч н ы м О с е н и в д е сн и ц у . Л е б е д я — Вз ы с к у ю щ у ю п т и ц у — Ш о л о х о в ск и й Вы п у с т и л р у к а в . Гр аю т в е сн а , Зы б я т ся сн е г а . П о лы х ае т ле т о С о л н ц е л и к о м . Ок ли к аю т Л е б е д и н ы м к ли к ом Т и х и й Д о н , Ро д н ы е бе р е г а . . . С л а д о к п лен О си л е н н ы х д о р о г О т с в и д ан ь я Д о б о л ьш о й Разл у к и . Рад о ст ью , Н а д еж д ам и и му к о й Мле ч н ы й Путь Н а д Ро д и н о й п р о ле г . Зо л о т о г о м е ся ц а Ро г а Т о н ьш е в се . В с е т и ш е з в е з д М е р ц а н ь е , В с е се р д е ч н е й Се р д ц а з а м и р а н ь е . . . Т и х и й Д о н . . . Ро д н ы е б е р е г а . . . 5.08.96 Извечный долг Вен ч аю т з е м л ю с н е б о м со л о в ь и , И з н а т ь св е т л о , п о к а о н и вен ч аю т . Что н е с б е р е г я с е р д ц е о т лю б в и . Не з а сл о н и л я д у ш у о т п еч али . Все п а м я т н ы о н и — п еч аль д о р о г . Св и д а н и й , р а сс т а в а н и й п е р е к р е с т ь я . Не в с е м п о м о г , н о в с е ж е — в и д и т Б о г ! — Я н е п о п ал в к о л д о б и н ы б е сч е с т ь я . С о б л а з н ы з н ал , н ад р и ф м о й к о л до в ал . Б е с с о н н и ц е й т о м и л ся , д е н ь и тож а . С т и х и ю с т р о к , слу ч ало сь , п р о да в ал , Но С л о в о п р е д а в а т ь — и з б а в и л Б ож е . Й а ч то сл о в а ! П я т н и с т ы й м у х о м о р т о т в л е с у г л я д и т с д о в е р ь е м в с т р еч н ым . Л и ш ь о р о д н е — о с о б ы й р а з г о в о р , Я п е р е д н ей в б о л ьш о м д о л г у се р д е ч н о м . И з в е ч н ы й д о л г . Ем у п р ощ е н ь я н е т . Л и ц о м к л и ц у и в п р а в д у л и к н е в з в и д е т ь , К о л ь х о ч еш ь н и к о м у н е з а с т и т ь с в е т , Д ал е к и х н е н а р о к о м н е о б и д е т ь . Т еп ер ь , су д ь б а , вн у ч ат б л а г о сл о в и ! Но , ж и в п о к у д а , д о з в е з д ы п р и ч ал ьн о й Не с б е р е г у я с е р д ц е о т лю б в и , А д у ш у — о т м е л о д и и п еч альн о й . _____ 5.08.96 «Если вам непременно хочется поместить эту повесть в наш журнал — пожалуй, для вас, в лет­ ние месяцы, когда мало читают, я помещу, но о вознаграждении и думать нельзя». Многое утек­ ло, переменилось в «изящной словесности» за полтора века с появления «Обыкновенной исто­ рии» И.А. Гончарова. Именно оттуда — проци­ тированный выше отзыв сотрудника одного жур­ нала на повесть якобы Адуева-старшего, кото­ рую в действительности написал его племянник. Уничижительный этот отзыв вспомнился не потому, что сейчас в свежих, летних номерах «толстых» журналов лидируют такие опусы. Нет, перемены в текущей журнальной литературе за полтора столетия, повторяю, огромны. Только вот и сейчас лето, и не тянет читать нечто «гло­ бальное» (например, «Собачьи годы» Гюнтера Грасса в «Иностранке»), А «случай» с Адуевыми возник в памяти по прочтении израильских за­ писок «Третий звонок» Михаила Козакова («Зна­ мя», № 6), блестяще сыгравшего когда-то на сце­ не столичного «Современника» дядю Адуева. На­ конец, невольные ассоциации вызвало слово «вознаграждение». Не думаю, что нынче гонора­ ры журналов обеспечивают, как прежде, безбед­ ную жизнь их авторам. Но ведь все равно пишут — самые стойкие, самые верные слову, романно­ му или любому иному жанру литературы, те, кто не может не писать, кто нс может не выразить свое отношение к событиям, произошедшим с ним, вызвавшим писательскую фантазию и подъем. Элементы китча, маскульта, щедро рассыпан­ ные по книжкам последнего времени, неизбежно проникли и на журнальные страницы. Говорю об этом без мелодраматического сожаления, лишь констатирую, ибо такова данность, такова наша действительность, в которой полно китчевых зна­ ков и ситуаций и которую писатель соответствен­ но отражает, отображает. Другое дело, подается ли китчевость в качестве приема, одного из уме­ ло применяемых правил, условий литературной «игры», или же на нес делается основная, само­ довлеющая, итоговая ставка. По первому пути, в общем, благополучно про­ шел Михаил Панин («Труп твоего врага», «Звез­ да», № 6). Он использовал и известный прием публикации рукописи, вроде бы к самому писа- » С АДУЕВЫМИ - СПУСТЯ телю имеющему исключительно редакторское от­ ношение. М. Панин — «в стороне», он дает полно высказаться некоему Виктору Журбе. Перед чи­ тателем — мемуары обыкновеннейшего человека, изрядно потрепанного до- и постперестроечной жизнью, сполна вкусившего ее маленькие радос­ ти и остродраматические огорчения и сумевшего в конце концов найти-таки «тихую пристань». Крен романа в сторону китча связан, прежде все­ го, е бытовой необустроенностыо героя, с его до ­ лгим обитанием в общежитиях. Ни жены, ни сво­ его, почти до 50 лет, угла; средних, мягко говоря, достоинств детство и работа; компенсация за это — активно-холостяцкое общение с приятелями и «прекрасным полом». Какой же Журба герой, если он — явный не­ удачник? Однако М. Панин ставит прежде неудач- ливости Журбы его непотопляемость, его везение оказаться за гранью безнадежности, окончатель­ ного слома. «Еще немного, еще чуть-чуть» — и последствия могут быть весьма печальными, не­ обратимыми. Неустойчивое равновесие, мини­ мальное благополучие нарушатся. Журбе же (не здесь ли кроется его типичность по отношению к многим его согражданам, не здесь ли следует ис­ кать главное достоинство романа?) постоянно удается балансировать на узеньком пространстве между еще и неизвестно чем, не переступать за «чуть-чуть». Поначалу где-то напоминает Журбу Сергей Днищев, основной персонаж «Благородного не­ годяя» Александра Трапезникова (под рубрикой «Триллер» данное сочинение, обозначенное рома­ ном-фокусом, напечатал воронежский журнал «Подъем», №№ 3 и 4). Схожи в обоих случаях и памфлетные экивоки, обращенные к метаморфо­ зам последнего десятилетия. Но тут уже все права у автора, и он уверенно делает из безработного инженера, а также остроумца и выпивохи Днище- ва такого непотопляемого супермена, каковой М. Панину и не снился. В романе задействован ос­ новной «джентльменский набор» боевиков; зом­ би, терроризм, обольстительные провокаторши, супермогущественная тайная организация и т.д. Единственная, универсальная «палочка-выруча­ лочка» от данных напастей — разумеется, Дни­ щев (ну, не без помощи нескольких его знакомых). К сожалению, чем дальше, тем больше наблю­ дательность, ирония автора — насчет творящего­ ся сегодня вокруг нас — уступают место общеус­ ловным местам жанра триллера-боевика Доброт­ но-читабельный «авантюрный» роман замещает­ ся безликим сценарием остросюжетной «мыльной оперы», где череда сплошных побед героя — обя­ зательна, но весьма произвольно, по методу под­ гонки абы как, мотивирована. В чем же фокус, иллюзионизм романа? В том, что наша обыденность может, по допущению лов­ кого автора, скрывать необычайно зловещие при­ ключения, которым подивится читатель? Навер­ ное. И навгоняка автор бил на эффект летнего чтения, сообразуясь со временем, когда весенние книжки «Подъема» с романом пойдут по рукам что-то услышавших о нем читателей. Благород­ ный негодяй Днищев суперменствует... именно сейчас, в августовские дни 1996 года. Как же хо­ рошо, что эти фокусно-романные страсти-мордас- ти разворачиваются лишь на журнальных страни­ цах. Успокоившись сим обстоятельством, ожида­ ешь от израильских записок М. Козакова, любим­ ца публики, описаний его реально новых, под не­ смолкаемые аплодисменты, успехов, его наконец- то обретенного счастья и покоя на земле обето­ ванной. Как назло, на глаза попадается номер га­ зеты «Культура», где Михаил Михайлович назы­ вает «Третий звонок» книгой исповедальной и даже эксгибиционистской. Точно — мажорных, покойных, умиротворяющих нот в козаковском «звонке» — раз, два — и обчелся. Читателю (ведь исповедь же) отводится роль падре — пожалеть несчастного М.М., а пожалев, заменить не шибко приятное елово на «э» другим на «э» — эгоцен- тричноеть. Понятно, исповедь, но уж очень М.М. тянет одеяло на еебя, бьется лбом об стенку и рвет на груди рубаху, описывая мучения с заучиванием текста роли Тригорина на иврите, стеная, зачем он уехал из Москвы. Ты — мужчина, ты сделал выбор, ты служишь в приличном, по тамошним меркам, театре — так смирись, возьми себя вруки. Если на то пошло, оглянись чуть повнимательнее вокруг; а лучше ли твоим друзьям-коллегам? Ка­ ково, допуетим, играющему бок о бок с тобой Валентину Никулину? С ним, кстати, я общался совсем незадолго до его отъезда в Израиль, и В. Никулин выглядел бо ­ лее чем неблестяще — слишком вдруг постарев­ шим, потерянным, странным. А по «Третьему звонку» понять о самочувствии В. Никулина со­ вершенно невозможно. Кроме того, израильские записки М.М. напрочь несопоставимы с его кни­ гой конца 80-х «Фрагменты», где он раесказыва- ет о своей советекой жизни. Но, выходит, М.М. все же прав; у нас ему жилось (то есть и нам, не уехавшим никуда, жилось и живется) лучше, ве­ селее, естественнее? По сравнению с Китаем — уж точно лучше. Некогда искренняя последовательная хунвэйбин- ка Аньци Мин, переселившись в США, по вос­ точно-скандинавскому «протокольному», спо­ койно-бесстрастному обыкновению поведала о собственных мытарствах времен «культурной революции» настолько, тем не менее, пронзитель­ но, что ее автобиографическая повесть «Красная Азалия» («Иностранная литература», №6) вошла в число бестселлеров. Мемуары китаянки-амери­ канки — столь суровый «китч», от которого во­ лосы дыбом встают. «Энергетика» трудов Мао и опер его супруги, оказывается, воздействовала на китайские массы несравненно мощнее идей, высказываний, трудов Ленина — Сталина на массы наших отцов и дедов, К счастью, против человеческой природы нет никакого идеологи­ ческого лома. На фоне миллиардного подневоль­ ного энтузиазма возникает мощная тема... лес­ бийской любви. Не как какое-то «отклонение от нормы», а как единственно возможное в услови­ ях трудлагеря при госхозе приближение к ней. Аньци Мин повезло — маоистским чудом она снялась в фильме, давшем название ее книге, на­ шла себе «нишу» в США. Судя по всему, теперь лучше, чем во время написания «Третьего звон­ ка», чувствует себя М.М. В миг хоть и относи­ тельной, но удачи читатели расстались с героя­ ми М. Панина и А. Трапезникова. Иными сло­ вами, летнее журнальное чтение, несмотря ни на что, способно внушить оптимизм. И это, навер­ ное, главное вознаграждение для читателей, о котором, вопреки мнению безвестного рецензен­ та опуса Адуева-младшего, думать наверняка можно и должно. Константин КЛЮТКИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz