Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
24 августа 1996 г. И вс е- т ак и х леб с маслом вкуснее бери т е пример с "Липецкоблгаза' № 161 (1225 ) о к и с е л ь ны х берегах г оворит ь не с р у к и : если наш и пр едки п р ед п о ч ит а ли за се мь верст к и с е л я хл еб ат ь , т о со вр е м енни ки — куда дальш е: в А м е р и к а х да Е вр опа х . П о говори м о р ек а х , в р е з у л ьт ат е «рефор м» все б олее усы хающ и х . В сра в н ении с л у чш им и вр ем ен ам и недавнег о прош лого прои зводст во м о ло ка сократ илось в 2,5 р а за и за гот овки его год за годо м падают в среднем на 20-25 пр оц е нт о в . Те нденцию эт у и в ла ст и , и х о з я й ст в е н н и ки видят , п о ним ают , н о поделат ь пока ничег о не м о гут : его Величест во Ры н о к пока не раб от ает на х и л ы х р о сси й ски х н и ва х и паст бищ ах . И ес ли от ра сль все же жива, то, на верн о е , благодаря до лгот ерп е нию р о ссий ски х бур е н ок , за к а л е н ны х век овеч ным над н им и эксперим ент ат орст во м . А есть хочется! В день липчане пот ребляют 90-180 тонн молока (летом — меньше, зимой — пик), 10 — 15 тонн масла, около 5 тонн сыров. Сельские жи тели — само собой. Девятнадцать моло коперерабатывающих предприятий еще недавно работали на нужды горожан. Се годня ситуация неуклонно меняется: два из них уже на боку — банкроты. Не когда процветавшие, они влачат жал кое существование, так и не вписавшись в новые правила игры. И лишь несколь ко — меньшинство — с трудом, но об рели «второе дыхание», твердо встав на рыночную почву. Правило тут одно: уго дишь потребителю — будешь жить. Сек ретов особых нет. Тем более, отличитель ная черта сегодняшнего покупателя из вестна: он зачарован, прежде всего, рек ламным, ярким и пестрым видом това ра; клише «заморское — значит луч шее!» блестяще работает в головах обы вателя. Но отечественного масло- сыродела сегодня подстерегает не только эта ло вушка, конкурировать с которой пока нет сил и средств. Две другие беды топ чутся у порога: ценообразовательная политика и состояние поголовья круп ного рогатого скота. Молоко хоть и льет ся из сепаратора молзавода, да не там взращивается: оно у коровы на языке! Сегодняшний руководитель предпри ятия должен думать не только о деше визне продукции, ее товарном виде, мо дернизации оборудования и новых тех нологиях, но и о том, как молоко запо лучить. И даже о том, как поддержать те хозяйства, где оно производится. У нас в области есть удачный опыт такого сотрудничества — взаимоотноше ние руководства одного из лучших пред приятий области, Лебедянского гормол- завода, с хозяйствами. Отношения стро ятся так, что у директора болит голова за всю «технологическую» цепочку: от о у р е н к и д о . . . ' 1| рпв.текаТе.'1Ы 1ос!Т11 п а к е та масла или молока. Проблема и тема эта особая и про диктована самой жизнью, а не абстрак тными умопостроениями адептов рыноч ных отношений. Здесь работает то, о чем «реформаторы» предпочитают не вспо минать, — кооперация. Да, та самая ко операция, о которой в 20-е годы сказа но: «Больше кооперации — больше со циализма!» Потому и молчат — социа лизм нам не с руки!. И получается — завод рентабелен, сырьевые хозяйства живут, в сезон от крываются новые рабочие места, про дукция пользуется спросом. В былые годы из области вагонами гнали масло и сыры в республики Сред ней Азии, молоко и творог — в Москву. До половины вырабатываемой продук ции вывозилось. Сегодня «экспорт» за пределы области поубавился: с одной стороны, себе мало, с другой — очевид- шается — нарастает товаропоток со стороны. Действует именно рынок. Скажем, в начале лета на прилав ках наших магазинов появилась про дукция Воронежского молзавода: со седи своевременно переориентирова лись на производство стерилизованно го молока с большим сроком хранения и практически не отличимого по ка честву от пастеризованного. Или вот новое «нашествие» — в области поя вились гонцы с московских молокопе рерабатывающих предприятий: приоб ретают молоко по ценам выше сложив шихся в области. Те хозяйства или за воды, что смогли переориентировать- Переработка о : М О Л О Т Й Ы Х Р Е К А Х К ' . . . . . . . . . . . . . . . . на экспансия зарубежных товаров. Не столь прост этот процесс, и последст вия его далеко не однозначны. Прежде всего — вопросы ценообразования и конъюнктура рынка: нос нужно держать постоянно по ветру, а не утыкаться в трясину нелегких проблем. Сегодня ряд продовольственных товаров в области дотируется. В молочной отрасли это де лается производителям «молока детско го», особого по качеству. Цены же на остальные виды формируются естествен ным образом, но под контролем отдела цен администрации области. В полной мере диктатом это не назовешь, хотя су ществуют определенные коэффициенты соотношений между стоимостью сырья и продукции из него, которые колеблют ся в зависимости от фактических затрат на производство единицы продукции. — Я твердо убеждена, — говорит на чальник молочного отдела, теперь уже бывшего комитета пищевой и перера батывающей промышленности области Зинаида Шкатова, — в процессе цено образования не должен участвовать ни кто, кроме самих производителей. По пытки влиять на естественный харак тер ценообразования ни к чему хороше му не ведут. Ориентация только на внутренний рынок своей продукции отнюдь не уве личивает ее конкурентоспособность, а значит, и экономическое благополучие предприятия не улучшает. Дотирование должно иметь адресную социальную на правленность, а не всеобщеблаготвори тельную... Продовольственное обеспечение жи телей области сегодня в значительной мерс упрощеНо: есть продукция из са мых экзотических стран. Вот тут-то наши производители поставлены в боль шую зависимость от проводимой цено вой политики. Ведь ввоз или вывоз про дукции зависит от цен на нее. Цена низкая — увеличивается вывоз, повы- ся на выгодного потребителя, эконо мически благополучны. Скажем, рен табельность на Долгоруковском мол- заводе, работающем на Москву, дости гает 40 процентов при нулевой на боль шинстве заводах области... И все же руководство области дер жит «руку на пульсе» молочной отрас ли. В этом тоже есть своя необходи мость и логика: свобода торговать и производить не должна ущемлять ин тересы липчан. Главная задача — ко ординировать деятельность перераба тывающих предприятий с учетом ин тересов области в обеспечении моло ком и молокопродуктами . Особенность задачи — не только накормить людей, но и сгладить межсезонье, когда мо лока нет (первый и четвертый кварта лы года), а потребность возрастает. — В последнее время мы смогли разрешить этот сложный вопрос, — продолжает Зинаида Александровна, — на достаточно стабильном уровне. В период межсезонья используем су хое молоко. В этом году уже заготов лено 600 тонн цельного сухого молока и 1000 тонн обезжиренного (для нужд хозяйств). Такой объем, по нашим рас четам, обеспечит потребность жителей города. Заложено около 400 тонн тво рога. Кроме того, санэпидстанцией раз решена реализация молока непосред ственно самими хозяйствами (при на ружной температуре не более 10 гра дусов). Все это в совокупности позво ляет делать вывод — проблем с цель номолочной продукцией зимой не бу дет. 1 Сложнее обстоит ле.ло с производ ством и реализацией масла и сыров. Масло стало невыгодно производить из-за низкой рентабельности. Высокие цены на сырье, энерго- и теплоресур сы формируют и высокую себестои мость. Сегодня 1 кг масла обходится в 25,6 тыс. рублей. В соседних областях она ниже. И все же потребность в масле сливочном будет также удовлетворена. А она составляет около 4 тыс. тонн в год. И объем этот не уменьшается. А вот про изводство сокращается — цены многим не по карману. Отсюда — наплыв его со всех сторон, зачастую сомнительного ка чества и сертификации. И тут ничего не поделаешь: уменьшить себестоимость ни какой директивой не удастся, только ком плексными и целенаправленными усили ями и производителей молока, и изгото вителей масла. С сырами ситуация складывается не сколько иная. Раньше конкурентов в об ласти не было: что производили, то сами и потребляли. Нынешний рынок насы щен импортными сырами: ярко и броско упакованными, привлекательными для глаз. Цены хоть и выше, но не намного, качество, как правило, высокое. Никто из потребителей, правда, не задумывает ся об особенностях их качества. Лучше ли завозные сыры своих, отечественных? Как специалист скажу: наша продукция (и не только сыры) — самая безопасная и по микробиологическим показателям, и по усвояемости. Наши сыры — «жи вые» , содержат все жизнеспособные фер менты, формирующие структуру сыра. Импортные же сыры (или столь полюбив шийся многим йогурт) содержат консер ванты неизвестного состава, обработаны высокими температурами. Но — товар лицом! На некоторых на ших предприятиях сумели решить эту проблему. Скажем, продукция сыроделов Добринки, Чернавы мало отличается по внешней привлекательности от ввозных. А качеством — выше... В трудном положении сегодня неког да флагман сыроделия в области — Тер- бунский сырзавод. Когда-то он выпускал до двух тысяч тонн продукции в год, за минувшие полгода дал около 200 тонн. Причина, на мой взгляд, одна — и кол лектив, и руководство сырзавода так и не смогли вписаться в рынок. Не искали рынков сбыта, не ломали голову над то варным видом продукции, ассортимен том, не позаботились своевременно о со здании устойчивой сырьевой базы. Итог — плачевен... Хотя в области произошла своеобраз ная компенсация: сейчас сыры изготов ляют уже шесть предприятий. Тут, как видим, кто смел, кто своевременно из бавляется от привычных стереотипов про изводственно-экономической деятельнос ти, тот выживает... Зинаида Александровна затронула лишь часть проблем, стоящих перед тру жениками молочной отрасли. Они — шире, противоречивее, в чем-то не до конца осмысленные. Важно другое. У производственников зреет убеждение: хочешь жить сносно — будь хозяином! А быть хозяином сегодня непросто. При нять условия «дикого рынка» значит ли шить большинство населения главного продукта — .молок;!. Литр молока сегодня стоит столько же, сколько трехсотграммовая банка пеп си — 2,5 тысячи рублей. Но это вовсе не означает, что проблема решена. Тут-то она как раз и поставлена! Владимир ПЕТРОВ. Социальная защита ЗАК ОН ПРИН ЯТ. К АК ПРЕТВ ОРИТ Ь ЕГО В ЖИ ЗНЬ? Состоялась встреча журналистов «Липецкой газеты» с членами правления и активистами областного общест ва инвалидов. Это не было первым знакомством. Испол нился ровно год, как в «Липецкой газете» стала регу лярно появляться специальная страница для инвалидов под названием «Надежда». Заслуга в этом принадлежит не только газетчикам, но и членая инициативной груп пы общества: Александр Кошелеву, Сергею Прилепско- му, Андрею Зиновьеву, Вениамину Могилевскому и мно гим другим внештатным авторам. Но журналисты во главе с главным редактором «ЛГ» Владимиром Савельевым и активисты общества инвали дов, возглавляемого Анатолием Чулковым, встретились вовсе не для того, чтобы говорить другу другу компли менты. В связи с выходом Закона «О социальной защите ин валидов РФ» сегодня необходим совершенно другой уро вень освещения в прессе проблем, с которыми сталкива ются инвалиды. Ведь в области их насчитывается более 76 тысяч — а это шесть процентов всего населения. Рас считывать на то, что новый закон будет действовать толь ко на бюджетном финансировании, не приходится — судь ба Закона «О ветеранах» тому пример. Значит, надо на ращивать собственную экономическую базу общества, что бы иметь рабочие места для инвалидов, средства на по мощь самым неимущим. Смешно сказать, но областное правление имеет в своей собственности пяток обувных мастерских да овощной ма газин, хотя в процессе приватизации предложений и об ращений к властям о передаче хотя бы су^ществовавших когда-то в системе общества предприятий местной про мышленности было немало. Увы! В других областях ин- валидским организациям переданы многие крупные пред приятия, а порой и целые отрасли. Например, сегодня у инвалидов есть возможность ор ганизовать производство по выпечке лечебного хлеба пря мо из зерна, без предварительного его помола. Но найти подходящее помещение — проблема. Может, где-то еще не успели приватизировать бывшую точку общепита? Пе редайте ее инвалидам. Скажете, а сможет ли инвалид-колясочников Липец ке, в других городах области без посторонней помощи попасть в магазин, на почту, в ЖЭК, да и просто вы ехать из дома, пересечь улицу? Везде непреодолимые бордюры, неприступные пороги и лестницы. Знаю, на пример, только одно здание, более или менее оборудо ванное для инвалидов. Это областное управление соци альной защиты. При обсуждении этой проблемы деловое конкретное предложение внес представитель городского Собрания Ли пецка Анатолий Клейменов, человек достаточно извест ный в сфере социальной защиты. Он предложил в качес тве первого шага оказать помощь 30 членам объедине ния инвалидов-колясочников в оборудовании домов, где они живут, необходимыми приспособлениями и устрой ствами. , На этой встрече недостатка в конкретных и обще- принципиальных предложениях не было. А в целом они лягут в новую программу сотрудничества общества ин валидов и редакции «Липецкой газеты». Власти, общес твенность, все население должны быть достаточно широ^ ко информированы о ситуации, складывающейся в этой самой сложной социальной группе. А. ЗУБАРЕВ. Отменный урожай всех культур получен в овощ еводческом спецхозе «Дружба». На славу удались помидоры, капуста, свекла, зерновые. Особенно радует директора хозяйства Бориса Петрова урожай кормовых. К примеру, кукуруза даст около 4 0 0 цен тнеров массы с гектара. Закладывают в хо зяйстве силос. Будут корма, будет процве тать и животноводство. Вместе с директором порадовался уро жаю и я. Кукуруза выше человеческого ро ста стала редкостью на наших полях. А тут — такая удача, как картинка из прежних вре мен. Не мог не сфотографировать Петрова, радостного и удовлетворенного трудом з ем ледельцев, на фоне действительно мощно го урожая... Анатолий ГИРЕВ. Фото автора. Экология И мы ТРУДНО ДЫ ШАТЬ Инф орм ация к размыш лению в п ослед нее время мн ого говорят и пишут о то м, чт о авто м обиль ный трансп орт стал ос н ов н ой причи н ой загряз нения в оздуха круп ны х г ородов России. Объе мы выбр осов, производи мых авт о м обиля ми и авт обуса ми, п остоя нн о увеличиваются и в прошло м г оду приблизились к 17 милли о нам т о нн, чт о составляет более 40 проце нт ов всех вред ных выбр осов в ат м осферу. В больших городах о ни д остигают 70 и более проце нт ов, в столице — 85 и представляют серьез ную эк ологическую угрозу для населения и окружающей среды. Отработа нные газы двигателей внутреннег о сгора ния с одержат более двухсот наимен ова ний вредных веществ, в т о м числе и канцер оге нных. Авт отра нсп орт, по мим о этого, остается од ним из ист оч ник ов шу ма в г ородах и в большей степе ни влияет на тепл овое загряз нение окружающей среды. Говорят и пишут также и о то м, чт о сократить объе мы выбр осов за счет производства авто м обилей н ового поколе ния весьма пр обле матичн о. Д л я этого требуются огро мные капвл оже ния в авт о м обилестрое ние и смежные с ним отрасли. Но в нынешней Р оссии подоб ный «рыв ок» не осуществи м. Чт о же делать? Есть реаль ный путь снижения загрязнения окружающей среды — более широкое использова ние на трансп орте наиб олее чистого вида м отор н ого топлива — природ н ого газа. Газовый двигатель, как извест н о, экологически чище бе нзин ового. Резко, в 10-100 раз, с нижаются выбр осы ка нцер оге нных веществ, сп особствующих воз никн ове нию рак овых заболева ний. Отпадает не обходи м ость в а нтидет о нат орах, что для России оз начает прекращение загрязнения свинц о м. Переведенный на чист ое газовое топливо дизель ный двигатель практически не выбрасывает сажи — дымн ость «исчезает». Таки м образо м, выхл оп газового двигателя оказывается в неск олько ра з менее опас ным загрязнителем, чем бензин ового. Преи мущества очевид ны, од нак о... На территории 55 субъектов Российской Федерации, в то м числе и в Липецк ой области, есть авто м обиль ные газ о нап ол нительные к о мпресс ор ные станции. Н о используются о ни далек о не на п ол ную м ощ н ость и намн ого хуже, че м в б ольши нстве стран СНГ. Например, в 1995 г оду на 84 станциях Украины переведен о авто м обилей на газ в 1,5 раза б ольше, че м на 196 р оссийских ста нциях. Эк ологически неблаг ополуч ный Липецк и область, увы, не в лидерах. При действительн о завид ных темпах газификации села мы отстае м с перев одо м авт о м обилей на газ. Х от я и менн о автотра нсп орт области дает свыше 30 проце нт ов от общего объе ма вредных выбр осов в ат м осферу. Между те м пр оцессу перевода авто м обилей на газ овое топливо альтер нативы нет. И п ото му еще нет, чт о за послед ние семь- в осе мь лет в Р оссии более че м нап олови ну с ократился объе м д обычи нефти, на 50 милли о н ов то нн снижен о производство авто м обиль ных вид ов м отор н ого топлива. Да и перспективы нефтед обычи и переработки не радуют. Тем не менее х очется верить и надеяться на «светл ое будущее» отечестве нн ого автотра нсп орта и, соответстве нн о, на оздоровле ние среды обита ния. Надежду вселяет с ообще ние о то м, чт о ко миссия при правительстве Р оссии по использова нию прир од н ого и сжиже нн ого газа сов местн о с Ми нприр одой активизировали подготовку федераль н ого зако н опроекта, предус матривающег о сти мулир ова ние исп ользова ния прир од н ого газа на трансп орте. Глава м администраций краев и областей реко менд ова н о составить ко мплексные реги о нальные пр огра ммы газификации авт отра нсп орта и сельскохозяйстве нн ой тех ники . Станислав НОВОКЩЕНОВ, зам естит ель председат еля област н ого ко мит ета охра ны окружающей среды и природ ны х ресурс ов . БЕРЕ Г ИТЕ АВТОМОБИ ЛЬ И ПР ИРОД У , и м При з ы в к д е йс т ви ю Наш дав ний авт ор Ста нислав Н овокще н ов под н ял акт уа льн ую д л я области пробл е м у . Н о чит ат ель вправе спросить о то м , как реш ат ь ее практически . Р асп ола гае м л и мы всем не обходи мым , чт обы дать от ст авку бе нзину и перейт и на эк ологически чистое топливо? Ответить на эт от и другие вопросы корреспо ндент «ЛГ» п опросил н а ча л ьни ка ст анции п о переводу авт о м обилей на газ К о нстант ина ЛАЧУГИНА . — В начале эт ого года вст упила в строй действующих ста нция п о переводу авто м обилей на газ. Ее пр оект ная м ощ н ость — шестьсот авто машин в год. П у н кты п о уста н овке газобалло нн ого оборудова ния есть практически в кажд о м рай о не. В п оселке Сырский Руд ник б олее двух лет назад введена в эксплуатацию газ озаправоч ная станция, в кажд о м рай о не, опять же, есть передвиж ные газ озаправки. Так что база созда на, и база надежная. — Однак о, К о нст ант ин И ван ович , наша область не впереди планеты всей п о переводу авт о м обилей на газ. П оче му? — Т о му есть неск олько причи н. Первая, на м ой взгляд, кроется в то м, чт о хватает бе нзина. А вт орая — это стойкий ко нсерватизм б ольши нства в одителей. Некоторые просто боятся переходить на газ, нах одя его опас ным вид о м т оплива. — Подоб н ое опасе ние имеет п од собой ос н ова ние? — Я вам отвечу так: газ ничуть не опас нее бензина, н о ко нсерват оры и скепт ики верить в это не х отят. Когда бе нзин был дефицит о м, желающих перейти на газ был о хоть отбавляй. — Но , м ожет быть, дело не ст олько в ко нсерват и зм е и р обости, сколько в нед остаточ н ой и нф ор мир ова нн ост и авт о м обилист ов о пр еи м ущ ест ва х раб оты на газе? — С огласе н. Иные ш оферы, опыт ные, между пр очи м, мужики, о выгодах т ех нических мал о что з нают. — Н е опыт ны е т ем б олее? — Разу меется. — И в чем же о ни , выг оды? — Увеличивается срок службы м отор н ого масла в п олтора-два раза, а расход его у меньшается на 15-20 пр оце нт ов. Окта н овое число — на ур ов не бензина АИ-93, двигатель раб отает без дето нации, в озрастает его м оторесурс. При работе двигателя на газе не смывается масляная пленка с п орш ней, увеличивается ср ок службы свечей зажига ния. Снижается ур ове нь шума на два-три децибела, а т оксич н ость вы хлоп ны х газ ов — в два-три раза. — К о нст ант ин И ван ович , а правда л и , что все а вт о м об и ли акцио нерн ого общества «Липецкоблгаз» и ли ч ны е маш ины ег о работ ник ов за п р а в ляю т ся т олько газо м? — Правда. — А ваша машина? — Иу, п ока не нажил. Как куплю — сразу же на газ переведу. — А всем л и п о к а р м а н у так ое удовольст вие? — Об это м судить не м огу. Скажу только, что при сред нем расх оде бе нзина 20 литр ов в де нь газ обалло нная устан овка пол н остью окупается за два с полови н ой месяца. Иб о газ почти в два раза дешевле бе нзина. — А в о сколько обойдется уста н овка? — Газобалло нн ое оборудова ние ст оит милли о н ст о тысяч рублей, работа по его уста н овке — триста тысяч. — Д л я любого авт о м обиля? — Нет, для грузовиков оборудова ние ст оит милли о н шестьс от тысяч, а уста н овка — те же триста тысяч. — Ваш про г н о з от н осит ель н о перевода авт от ра н сп орт а области на газ? ------ Оптимистический. Наск олько мне известн о, готовится поста н овле ние п о это му в опросу, разрабатывается четкий график перевода. Слышал о то м, чт о в доку мент будут включены п оложе ния, к оторые эко н о мически заинтересуют трансп орт ные, другие предприятия и индивидуальны х владельцев. — Вы х одит , м ож н о ст роит ь опт и м и ст ич еский пр о г н о з и на предм ет о здоро вле ния среды обит а ния липчан ? — К о нечн о, если газификация тра нсп орта будет идти т ак же, как газификация городов и сел области. 1о п р 1 М И Х А И Л ПОКРОВСКИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz