Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

24 августа 1996 г. И вс е- т ак и х леб с маслом вкуснее бери т е пример с "Липецкоблгаза' № 161 (1225 ) о к и с е л ь ны х берегах г оворит ь не с р у к и : если наш и пр едки п р ед п о ч ит а ли за се мь верст к и с е л я хл еб ат ь , т о со вр е м енни ки — куда дальш е: в А м е р и к а х да Е вр опа х . П о говори м о р ек а х , в р е з у л ьт ат е «рефор м» все б олее усы хающ и х . В сра в н ении с л у чш им и вр ем ен ам и недавнег о прош лого прои зводст во м о ло ка сократ илось в 2,5 р а за и за гот овки его год за годо м падают в среднем на 20-25 пр оц е нт о в . Те нденцию эт у и в ла ст и , и х о з я й ст в е н н и ки видят , п о ним ают , н о поделат ь пока ничег о не м о гут : его Величест во Ры н о к пока не раб от ает на х и л ы х р о сси й ски х н и ва х и паст бищ ах . И ес ли от ра сль все же жива, то, на верн о е , благодаря до лгот ерп е нию р о ссий ски х бур е н ок , за к а л е н ны х век овеч ным над н им и эксперим ент ат орст во м . А есть хочется! В день липчане пот­ ребляют 90-180 тонн молока (летом — меньше, зимой — пик), 10 — 15 тонн масла, около 5 тонн сыров. Сельские жи ­ тели — само собой. Девятнадцать моло­ коперерабатывающих предприятий еще недавно работали на нужды горожан. Се­ годня ситуация неуклонно меняется: два из них уже на боку — банкроты. Не­ когда процветавшие, они влачат жал­ кое существование, так и не вписавшись в новые правила игры. И лишь несколь­ ко — меньшинство — с трудом, но об­ рели «второе дыхание», твердо встав на рыночную почву. Правило тут одно: уго­ дишь потребителю — будешь жить. Сек­ ретов особых нет. Тем более, отличитель­ ная черта сегодняшнего покупателя из ­ вестна: он зачарован, прежде всего, рек­ ламным, ярким и пестрым видом това­ ра; клише «заморское — значит луч­ шее!» блестяще работает в головах обы­ вателя. Но отечественного масло- сыродела сегодня подстерегает не только эта ло­ вушка, конкурировать с которой пока нет сил и средств. Две другие беды топ­ чутся у порога: ценообразовательная политика и состояние поголовья круп­ ного рогатого скота. Молоко хоть и льет­ ся из сепаратора молзавода, да не там взращивается: оно у коровы на языке! Сегодняшний руководитель предпри­ ятия должен думать не только о деше­ визне продукции, ее товарном виде, мо­ дернизации оборудования и новых тех­ нологиях, но и о том, как молоко запо­ лучить. И даже о том, как поддержать те хозяйства, где оно производится. У нас в области есть удачный опыт такого сотрудничества — взаимоотноше­ ние руководства одного из лучших пред­ приятий области, Лебедянского гормол- завода, с хозяйствами. Отношения стро­ ятся так, что у директора болит голова за всю «технологическую» цепочку: от о у р е н к и д о . . . ' 1| рпв.текаТе.'1Ы 1ос!Т11 п а к е ­ та масла или молока. Проблема и тема эта особая и про­ диктована самой жизнью, а не абстрак­ тными умопостроениями адептов рыноч­ ных отношений. Здесь работает то, о чем «реформаторы» предпочитают не вспо­ минать, — кооперация. Да, та самая ко­ операция, о которой в 20-е годы сказа­ но: «Больше кооперации — больше со­ циализма!» Потому и молчат — социа­ лизм нам не с руки!. И получается — завод рентабелен, сырьевые хозяйства живут, в сезон от­ крываются новые рабочие места, про­ дукция пользуется спросом. В былые годы из области вагонами гнали масло и сыры в республики Сред­ ней Азии, молоко и творог — в Москву. До половины вырабатываемой продук­ ции вывозилось. Сегодня «экспорт» за пределы области поубавился: с одной стороны, себе мало, с другой — очевид- шается — нарастает товаропоток со стороны. Действует именно рынок. Скажем, в начале лета на прилав­ ках наших магазинов появилась про­ дукция Воронежского молзавода: со­ седи своевременно переориентирова­ лись на производство стерилизованно­ го молока с большим сроком хранения и практически не отличимого по ка­ честву от пастеризованного. Или вот новое «нашествие» — в области поя­ вились гонцы с московских молокопе­ рерабатывающих предприятий: приоб­ ретают молоко по ценам выше сложив­ шихся в области. Те хозяйства или за ­ воды, что смогли переориентировать- Переработка о : М О Л О Т Й Ы Х Р Е К А Х К ' . . . . . . . . . . . . . . . . на экспансия зарубежных товаров. Не столь прост этот процесс, и последст­ вия его далеко не однозначны. Прежде всего — вопросы ценообразования и конъюнктура рынка: нос нужно держать постоянно по ветру, а не утыкаться в трясину нелегких проблем. Сегодня ряд продовольственных товаров в области дотируется. В молочной отрасли это де ­ лается производителям «молока детско­ го», особого по качеству. Цены же на остальные виды формируются естествен­ ным образом, но под контролем отдела цен администрации области. В полной мере диктатом это не назовешь, хотя су­ ществуют определенные коэффициенты соотношений между стоимостью сырья и продукции из него, которые колеблют­ ся в зависимости от фактических затрат на производство единицы продукции. — Я твердо убеждена, — говорит на­ чальник молочного отдела, теперь уже бывшего комитета пищевой и перера­ батывающей промышленности области Зинаида Шкатова, — в процессе цено­ образования не должен участвовать ни­ кто, кроме самих производителей. По­ пытки влиять на естественный харак­ тер ценообразования ни к чему хороше­ му не ведут. Ориентация только на внутренний рынок своей продукции отнюдь не уве­ личивает ее конкурентоспособность, а значит, и экономическое благополучие предприятия не улучшает. Дотирование должно иметь адресную социальную на­ правленность, а не всеобщеблаготвори­ тельную... Продовольственное обеспечение жи ­ телей области сегодня в значительной мерс упрощеНо: есть продукция из са­ мых экзотических стран. Вот тут-то наши производители поставлены в боль­ шую зависимость от проводимой цено­ вой политики. Ведь ввоз или вывоз про­ дукции зависит от цен на нее. Цена низкая — увеличивается вывоз, повы- ся на выгодного потребителя, эконо­ мически благополучны. Скажем, рен­ табельность на Долгоруковском мол- заводе, работающем на Москву, дости­ гает 40 процентов при нулевой на боль­ шинстве заводах области... И все же руководство области дер­ жит «руку на пульсе» молочной отрас­ ли. В этом тоже есть своя необходи­ мость и логика: свобода торговать и производить не должна ущемлять ин­ тересы липчан. Главная задача — ко­ ординировать деятельность перераба­ тывающих предприятий с учетом ин­ тересов области в обеспечении моло­ ком и молокопродуктами . Особенность задачи — не только накормить людей, но и сгладить межсезонье, когда мо­ лока нет (первый и четвертый кварта­ лы года), а потребность возрастает. — В последнее время мы смогли разрешить этот сложный вопрос, — продолжает Зинаида Александровна, — на достаточно стабильном уровне. В период межсезонья используем су­ хое молоко. В этом году уже заготов­ лено 600 тонн цельного сухого молока и 1000 тонн обезжиренного (для нужд хозяйств). Такой объем, по нашим рас­ четам, обеспечит потребность жителей города. Заложено около 400 тонн тво­ рога. Кроме того, санэпидстанцией раз­ решена реализация молока непосред­ ственно самими хозяйствами (при на­ ружной температуре не более 10 гра­ дусов). Все это в совокупности позво­ ляет делать вывод — проблем с цель­ номолочной продукцией зимой не бу­ дет. 1 Сложнее обстоит ле.ло с производ­ ством и реализацией масла и сыров. Масло стало невыгодно производить из-за низкой рентабельности. Высокие цены на сырье, энерго- и теплоресур­ сы формируют и высокую себестои­ мость. Сегодня 1 кг масла обходится в 25,6 тыс. рублей. В соседних областях она ниже. И все же потребность в масле сливочном будет также удовлетворена. А она составляет около 4 тыс. тонн в год. И объем этот не уменьшается. А вот про­ изводство сокращается — цены многим не по карману. Отсюда — наплыв его со всех сторон, зачастую сомнительного ка­ чества и сертификации. И тут ничего не поделаешь: уменьшить себестоимость ни­ какой директивой не удастся, только ком­ плексными и целенаправленными усили­ ями и производителей молока, и изгото­ вителей масла. С сырами ситуация складывается не­ сколько иная. Раньше конкурентов в об­ ласти не было: что производили, то сами и потребляли. Нынешний рынок насы­ щен импортными сырами: ярко и броско упакованными, привлекательными для глаз. Цены хоть и выше, но не намного, качество, как правило, высокое. Никто из потребителей, правда, не задумывает­ ся об особенностях их качества. Лучше ли завозные сыры своих, отечественных? Как специалист скажу: наша продукция (и не только сыры) — самая безопасная и по микробиологическим показателям, и по усвояемости. Наши сыры — «жи­ вые» , содержат все жизнеспособные фер­ менты, формирующие структуру сыра. Импортные же сыры (или столь полюбив­ шийся многим йогурт) содержат консер­ ванты неизвестного состава, обработаны высокими температурами. Но — товар лицом! На некоторых на­ ших предприятиях сумели решить эту проблему. Скажем, продукция сыроделов Добринки, Чернавы мало отличается по внешней привлекательности от ввозных. А качеством — выше... В трудном положении сегодня неког­ да флагман сыроделия в области — Тер- бунский сырзавод. Когда-то он выпускал до двух тысяч тонн продукции в год, за минувшие полгода дал около 200 тонн. Причина, на мой взгляд, одна — и кол­ лектив, и руководство сырзавода так и не смогли вписаться в рынок. Не искали рынков сбыта, не ломали голову над то­ варным видом продукции, ассортимен­ том, не позаботились своевременно о со­ здании устойчивой сырьевой базы. Итог — плачевен... Хотя в области произошла своеобраз­ ная компенсация: сейчас сыры изготов­ ляют уже шесть предприятий. Тут, как видим, кто смел, кто своевременно из ­ бавляется от привычных стереотипов про­ изводственно-экономической деятельнос­ ти, тот выживает... Зинаида Александровна затронула лишь часть проблем, стоящих перед тру­ жениками молочной отрасли. Они — шире, противоречивее, в чем-то не до конца осмысленные. Важно другое. У производственников зреет убеждение: хочешь жить сносно — будь хозяином! А быть хозяином сегодня непросто. При­ нять условия «дикого рынка» значит ли­ шить большинство населения главного продукта — .молок;!. Литр молока сегодня стоит столько же, сколько трехсотграммовая банка пеп­ си — 2,5 тысячи рублей. Но это вовсе не означает, что проблема решена. Тут-то она как раз и поставлена! Владимир ПЕТРОВ. Социальная защита ЗАК ОН ПРИН ЯТ. К АК ПРЕТВ ОРИТ Ь ЕГО В ЖИ ЗНЬ? Состоялась встреча журналистов «Липецкой газеты» с членами правления и активистами областного общест­ ва инвалидов. Это не было первым знакомством. Испол­ нился ровно год, как в «Липецкой газете» стала регу­ лярно появляться специальная страница для инвалидов под названием «Надежда». Заслуга в этом принадлежит не только газетчикам, но и членая инициативной груп­ пы общества: Александр Кошелеву, Сергею Прилепско- му, Андрею Зиновьеву, Вениамину Могилевскому и мно­ гим другим внештатным авторам. Но журналисты во главе с главным редактором «ЛГ» Владимиром Савельевым и активисты общества инвали­ дов, возглавляемого Анатолием Чулковым, встретились вовсе не для того, чтобы говорить другу другу компли­ менты. В связи с выходом Закона «О социальной защите ин­ валидов РФ» сегодня необходим совершенно другой уро­ вень освещения в прессе проблем, с которыми сталкива­ ются инвалиды. Ведь в области их насчитывается более 76 тысяч — а это шесть процентов всего населения. Рас­ считывать на то, что новый закон будет действовать толь­ ко на бюджетном финансировании, не приходится — судь­ ба Закона «О ветеранах» тому пример. Значит, надо на­ ращивать собственную экономическую базу общества, что­ бы иметь рабочие места для инвалидов, средства на по­ мощь самым неимущим. Смешно сказать, но областное правление имеет в своей собственности пяток обувных мастерских да овощной ма­ газин, хотя в процессе приватизации предложений и об­ ращений к властям о передаче хотя бы су^ществовавших когда-то в системе общества предприятий местной про­ мышленности было немало. Увы! В других областях ин- валидским организациям переданы многие крупные пред­ приятия, а порой и целые отрасли. Например, сегодня у инвалидов есть возможность ор­ ганизовать производство по выпечке лечебного хлеба пря­ мо из зерна, без предварительного его помола. Но найти подходящее помещение — проблема. Может, где-то еще не успели приватизировать бывшую точку общепита? Пе­ редайте ее инвалидам. Скажете, а сможет ли инвалид-колясочников Липец­ ке, в других городах области без посторонней помощи попасть в магазин, на почту, в ЖЭК, да и просто вы­ ехать из дома, пересечь улицу? Везде непреодолимые бордюры, неприступные пороги и лестницы. Знаю, на­ пример, только одно здание, более или менее оборудо­ ванное для инвалидов. Это областное управление соци­ альной защиты. При обсуждении этой проблемы деловое конкретное предложение внес представитель городского Собрания Ли­ пецка Анатолий Клейменов, человек достаточно извест­ ный в сфере социальной защиты. Он предложил в качес­ тве первого шага оказать помощь 30 членам объедине­ ния инвалидов-колясочников в оборудовании домов, где они живут, необходимыми приспособлениями и устрой­ ствами. , На этой встрече недостатка в конкретных и обще- принципиальных предложениях не было. А в целом они лягут в новую программу сотрудничества общества ин­ валидов и редакции «Липецкой газеты». Власти, общес­ твенность, все население должны быть достаточно широ^ ко информированы о ситуации, складывающейся в этой самой сложной социальной группе. А. ЗУБАРЕВ. Отменный урожай всех культур получен в овощ еводческом спецхозе «Дружба». На славу удались помидоры, капуста, свекла, зерновые. Особенно радует директора хозяйства Бориса Петрова урожай кормовых. К примеру, кукуруза даст около 4 0 0 цен ­ тнеров массы с гектара. Закладывают в хо ­ зяйстве силос. Будут корма, будет процве ­ тать и животноводство. Вместе с директором порадовался уро ­ жаю и я. Кукуруза выше человеческого ро ­ ста стала редкостью на наших полях. А тут — такая удача, как картинка из прежних вре ­ мен. Не мог не сфотографировать Петрова, радостного и удовлетворенного трудом з ем ­ ледельцев, на фоне действительно мощно ­ го урожая... Анатолий ГИРЕВ. Фото автора. Экология И мы ТРУДНО ДЫ ШАТЬ Инф орм ация к размыш лению в п ослед нее время мн ого говорят и пишут о то м, чт о авто м обиль ный трансп орт стал ос н ов н ой причи н ой загряз нения в оздуха круп ны х г ородов России. Объе мы выбр осов, производи мых авт о м обиля ми и авт обуса ми, п остоя нн о увеличиваются и в прошло м г оду приблизились к 17 милли о нам т о нн, чт о составляет более 40 проце нт ов всех вред ных выбр осов в ат м осферу. В больших городах о ни д остигают 70 и более проце нт ов, в столице — 85 и представляют серьез ную эк ологическую угрозу для населения и окружающей среды. Отработа нные газы двигателей внутреннег о сгора ния с одержат более двухсот наимен ова ний вредных веществ, в т о м числе и канцер оге нных. Авт отра нсп орт, по мим о этого, остается од ним из ист оч ник ов шу ма в г ородах и в большей степе ни влияет на тепл овое загряз нение окружающей среды. Говорят и пишут также и о то м, чт о сократить объе мы выбр осов за счет производства авто м обилей н ового поколе ния весьма пр обле матичн о. Д л я этого требуются огро мные капвл оже ния в авт о м обилестрое ние и смежные с ним отрасли. Но в нынешней Р оссии подоб ный «рыв ок» не осуществи м. Чт о же делать? Есть реаль ный путь снижения загрязнения окружающей среды — более широкое использова ние на трансп орте наиб олее чистого вида м отор н ого топлива — природ н ого газа. Газовый двигатель, как извест н о, экологически чище бе нзин ового. Резко, в 10-100 раз, с нижаются выбр осы ка нцер оге нных веществ, сп особствующих воз никн ове нию рак овых заболева ний. Отпадает не обходи м ость в а нтидет о нат орах, что для России оз начает прекращение загрязнения свинц о м. Переведенный на чист ое газовое топливо дизель ный двигатель практически не выбрасывает сажи — дымн ость «исчезает». Таки м образо м, выхл оп газового двигателя оказывается в неск олько ра з менее опас ным загрязнителем, чем бензин ового. Преи мущества очевид ны, од нак о... На территории 55 субъектов Российской Федерации, в то м числе и в Липецк ой области, есть авто м обиль ные газ о нап ол нительные к о мпресс ор ные станции. Н о используются о ни далек о не на п ол ную м ощ н ость и намн ого хуже, че м в б ольши нстве стран СНГ. Например, в 1995 г оду на 84 станциях Украины переведен о авто м обилей на газ в 1,5 раза б ольше, че м на 196 р оссийских ста нциях. Эк ологически неблаг ополуч ный Липецк и область, увы, не в лидерах. При действительн о завид ных темпах газификации села мы отстае м с перев одо м авт о м обилей на газ. Х от я и менн о автотра нсп орт области дает свыше 30 проце нт ов от общего объе ма вредных выбр осов в ат м осферу. Между те м пр оцессу перевода авто м обилей на газ овое топливо альтер нативы нет. И п ото му еще нет, чт о за послед ние семь- в осе мь лет в Р оссии более че м нап олови ну с ократился объе м д обычи нефти, на 50 милли о н ов то нн снижен о производство авто м обиль ных вид ов м отор н ого топлива. Да и перспективы нефтед обычи и переработки не радуют. Тем не менее х очется верить и надеяться на «светл ое будущее» отечестве нн ого автотра нсп орта и, соответстве нн о, на оздоровле ние среды обита ния. Надежду вселяет с ообще ние о то м, чт о ко миссия при правительстве Р оссии по использова нию прир од н ого и сжиже нн ого газа сов местн о с Ми нприр одой активизировали подготовку федераль н ого зако н опроекта, предус матривающег о сти мулир ова ние исп ользова ния прир од н ого газа на трансп орте. Глава м администраций краев и областей реко менд ова н о составить ко мплексные реги о нальные пр огра ммы газификации авт отра нсп орта и сельскохозяйстве нн ой тех ники . Станислав НОВОКЩЕНОВ, зам естит ель председат еля област н ого ко мит ета охра ны окружающей среды и природ ны х ресурс ов . БЕРЕ Г ИТЕ АВТОМОБИ ЛЬ И ПР ИРОД У , и м При з ы в к д е йс т ви ю Наш дав ний авт ор Ста нислав Н овокще н ов под н ял акт уа льн ую д л я области пробл е м у . Н о чит ат ель вправе спросить о то м , как реш ат ь ее практически . Р асп ола гае м л и мы всем не обходи мым , чт обы дать от ст авку бе нзину и перейт и на эк ологически чистое топливо? Ответить на эт от и другие вопросы корреспо ндент «ЛГ» п опросил н а ча л ьни ка ст анции п о переводу авт о м обилей на газ К о нстант ина ЛАЧУГИНА . — В начале эт ого года вст упила в строй действующих ста нция п о переводу авто м обилей на газ. Ее пр оект ная м ощ н ость — шестьсот авто машин в год. П у н кты п о уста н овке газобалло нн ого оборудова ния есть практически в кажд о м рай о не. В п оселке Сырский Руд ник б олее двух лет назад введена в эксплуатацию газ озаправоч ная станция, в кажд о м рай о не, опять же, есть передвиж ные газ озаправки. Так что база созда на, и база надежная. — Однак о, К о нст ант ин И ван ович , наша область не впереди планеты всей п о переводу авт о м обилей на газ. П оче му? — Т о му есть неск олько причи н. Первая, на м ой взгляд, кроется в то м, чт о хватает бе нзина. А вт орая — это стойкий ко нсерватизм б ольши нства в одителей. Некоторые просто боятся переходить на газ, нах одя его опас ным вид о м т оплива. — Подоб н ое опасе ние имеет п од собой ос н ова ние? — Я вам отвечу так: газ ничуть не опас нее бензина, н о ко нсерват оры и скепт ики верить в это не х отят. Когда бе нзин был дефицит о м, желающих перейти на газ был о хоть отбавляй. — Но , м ожет быть, дело не ст олько в ко нсерват и зм е и р обости, сколько в нед остаточ н ой и нф ор мир ова нн ост и авт о м обилист ов о пр еи м ущ ест ва х раб оты на газе? — С огласе н. Иные ш оферы, опыт ные, между пр очи м, мужики, о выгодах т ех нических мал о что з нают. — Н е опыт ны е т ем б олее? — Разу меется. — И в чем же о ни , выг оды? — Увеличивается срок службы м отор н ого масла в п олтора-два раза, а расход его у меньшается на 15-20 пр оце нт ов. Окта н овое число — на ур ов не бензина АИ-93, двигатель раб отает без дето нации, в озрастает его м оторесурс. При работе двигателя на газе не смывается масляная пленка с п орш ней, увеличивается ср ок службы свечей зажига ния. Снижается ур ове нь шума на два-три децибела, а т оксич н ость вы хлоп ны х газ ов — в два-три раза. — К о нст ант ин И ван ович , а правда л и , что все а вт о м об и ли акцио нерн ого общества «Липецкоблгаз» и ли ч ны е маш ины ег о работ ник ов за п р а в ляю т ся т олько газо м? — Правда. — А ваша машина? — Иу, п ока не нажил. Как куплю — сразу же на газ переведу. — А всем л и п о к а р м а н у так ое удовольст вие? — Об это м судить не м огу. Скажу только, что при сред нем расх оде бе нзина 20 литр ов в де нь газ обалло нная устан овка пол н остью окупается за два с полови н ой месяца. Иб о газ почти в два раза дешевле бе нзина. — А в о сколько обойдется уста н овка? — Газобалло нн ое оборудова ние ст оит милли о н ст о тысяч рублей, работа по его уста н овке — триста тысяч. — Д л я любого авт о м обиля? — Нет, для грузовиков оборудова ние ст оит милли о н шестьс от тысяч, а уста н овка — те же триста тысяч. — Ваш про г н о з от н осит ель н о перевода авт от ра н сп орт а области на газ? ------ Оптимистический. Наск олько мне известн о, готовится поста н овле ние п о это му в опросу, разрабатывается четкий график перевода. Слышал о то м, чт о в доку мент будут включены п оложе ния, к оторые эко н о мически заинтересуют трансп орт ные, другие предприятия и индивидуальны х владельцев. — Вы х одит , м ож н о ст роит ь опт и м и ст ич еский пр о г н о з и на предм ет о здоро вле ния среды обит а ния липчан ? — К о нечн о, если газификация тра нсп орта будет идти т ак же, как газификация городов и сел области. 1о п р 1 М И Х А И Л ПОКРОВСКИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz