Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

27 января 1996 г. п р и ш е л у ч и т ь с я — у ч и с ь ! п р а з д н и к и з г л у б и н ы в е к о в О О И Ш Ш О ) По слухам и п6 существу «БА КСЫ » ПРОТ ИВ ЗН А Н ИЙ ? В ид обычно веселой соседки-одиннадцатик­ лассницы на этотраз явно вызывал тревогу. Од ­ ного беглого взгляда было достаточно, чтобы по ­ нять: Надя (имя изменено — авт.) не просто рас ­ строена — она подавлена. — Похоже, в институтмне не попасть, — грус­ тно поведала мне она. Услышать подобное отгордости школы, кото­ рая все годы учебы уверенно «шла» на золотую медаль, доводится, согласитесь, нечасто. Ока ­ зывается, на подготовительных курсах, которые Надежда посещает уже не первый месяц, про­ шел слух, будто обучение на престижном факуль­ тете будет платным и очень дорогим. Пока, мол, об этом официально не объявляют, но большин­ ство будущих студентов уже давно ни о чем не волнуется. С десяток человек, правда, будут учиться и бесплатно, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Слух как слух. Может, несколько лет назад он и шокировал бы кого-нибудь, но сегодня, когда практически все продается и покупается, плохое берется на веру куда охотнее, чем хорошее. А впрочем, ничего абсолютно белого или черного не бывает. С этой мыслью я и пришла к первому проректору Липецкого пединститута Э. Вайнеру. — О ткуда ветер дует, до гада ться нетрудно , — разговор на ш Эдуард На­ умович начал с главного, — в институте, действи ­ тельно практикуются си с ­ темы полного и частично- . го возмещения затрат на обучение . П олная с т о и ­ мость годово го курса — тысяча долларов в рубле ­ вом эквиваленте. Но мы даем студентам возмо ж ­ н ость заплатить эту сум ­ му в два этапа — д о деся ­ того сентября и до деся ­ того января. — Стало быть, опа ­ сения абитуриентов ре ­ альны? И м о ж е т т а к сл учи ть ся , что очень скоро ребятам из несо ­ с то я т е л ь ны х с е м е й придется распрощать ­ ся с мечтой о высшем образовании? — К онечно, нет! Ведь з а к о н об о б р а зо в а н и и , принятый в позапро ш лом году и строго определяю ­ щий возмо жн ость получе ­ ния бесплатного первого выс шег о образования, ни ­ кто не отменял. Бесплат ­ ное обучение есть на всех факультетах на шег о и н ­ ститута. Е жег одно мы по ­ лучаем из министерства контрольные цифры при ­ ема на ка ждую специаль ­ н ость. Например, на е с ­ те с т в е н но - ге о гр аф и ч е с ­ кий факультет необходи ­ мо принять на бесплатной о с н о в е с то чел о ве к . И только сверх этого числа мы мо же м принимать кон ­ тр а ктн и ко в на условиях полного возмещения за ­ трат на обучение. — Значит, богатень ­ кие студенты уже с са ­ мого начала избав) 1 ены от необходимости по ­ падать в сотню? Каки ­ ми ж е е щ е л ь го т ам и они пользуются? — А бсолютно ни каки ­ ми! Они и вступительные испытания сдают на тех же усл овиях, что и посту ­ пающие на общих основа ­ ниях. Отдельные группы контрактников мы форми ­ руем ли шь в том случае, если их число не позво ­ ляет распредели ть этих ребят в обы чны е . П ока платные группы существу ­ ют ли шь на историческом факультете и факультете иностранных языков. Кон ­ трактники пользуются о б ­ щ е ж и ти е м , с тра ховым и медицинскими полисами, но стипендию не получа ­ ют. И только если на кур ­ се образуется вакансия, луч ший из п латников пе ­ реводится в число го с за ­ каза, на место отчислен ­ ного студента. — А контрактник мо ­ ж е т быть отчислен? — Д а. И де ньги ему не возвращаются. — С этим все ясно. А ч то п р е д с т а в л я е т и з себя система с частич ­ ным возмещением затрат на обучение? — Н а ка ждую специаль ­ н ость были, есть и будут кво ­ ты принимаемых вне конкур ­ са. Это люди, имеющие на­ правления облуно. Сами по ­ нимаете, что уровень подго ­ товки сельских абитуриен ­ тов, например, по иностран ­ ному языку, по вполне объ ­ ективным причинам, се год ­ ня недостаточен. А, ме жду те м, селу ну жны та кие спе ­ циалисты — и мы принима ­ ем этих ребят. Если не ор ­ ганизовать для них дополни ­ тельные занятия, они, в луч ­ ше м случае, протянут год. П оэтому институт заключает четырехсторонние договора с облуно, абитуриентом и администрацией района. Ад­ министрация платит деньги, которые идут в основном на дополнительную подготовку студентов. Но эта частичная плата берется только за пер ­ вый год обучения. Даль ше за них у же ни кто не платит. Та­ кие студенты входят в число государственного заказа... — И , имея такое пре ­ имущество, запросто мо ­ гут занять места обычных липецких абитуриентов? — М о гу т . Но та к было всегда . Это не нов шес тво последнего времени. — Кто ещ е пользуется льготами при поступлении в ЛГПИ? — В о-первых, выпускни ­ ки созданного на базе на ше ­ г о института учебно-педаго ­ ги ческо го комплекса. Если они имею т ре комендацию педсовета ш колы и кафед ­ ры факультета, на который будут поступать, у них есть возмо жн ость сдать вступи ­ тельные испытания в мае. П ри этом необходимо на ­ брать коли че ство баллов , которое было проходным в про ш лом году. Если таковое не набрано, то абитуриент либо идет по общему кон ­ курсу, либо все сдает зано ­ во. Не сдал — д о свидания. Выбора луч шег о результата из двух не существует. Далее. Вне конкурса идут выпускники подготовитель ­ ного отделения — рабфака. В этом году на него приняты только сельские ребята по рекомендации облуно. Л ь г о т а м и п о л ь з ую т с я абитуриенты, занимающие ­ ся на платных п о д го т о в и ­ тельных курсах. Они имеют право сдать выпускные э к ­ замены весной и, в случае успеха, зачисляются. — Что и говорить, спи ­ сок солидный. Подклас ­ сы , р абф а к , под готови ­ тельны е кур сы , с е л о . . . Складывается впечатле ­ ние, что у обычных липчан шансы и впрямь невели ­ к и . . . — Оши баетесь. Займем ­ ся простей ш ей арифме ти ­ кой. В этом году на рабфаке учатся девяносто человек. В педклассах — то же около де ­ вяноста, но ведь получают рекомендации и выдер ­ живают испытания не все. Между те м, набор на бу ­ д ущ и й го д с о с т а в и т шес тьсот восемьдесят че ­ ло ве к . Та ким о б р а зом , л ь г о т н и к и с о с т а в л яю т около четверти всего при ­ ема. В 1996 году мы вво ­ дим две новые специаль ­ ности — э кологию и ин ­ ф о рм а ц и о н н о -вы ч и сл и ­ тельную технику. Так что судите сами. — И ещ е один во ­ прос. Слышала, что с е ­ годня н е у сп ев ающ и й с туд ен т за пересд ачу «заваленного» экзамена или зачета обязан упла ­ тить деньги. И это мо ­ ж е т продолжаться мно ­ го р а з . .. — П оследнее — оче ­ редное преувеличение . С о гласно поло ж ению о выс шей ш коле , студент имеет право сдавать э к ­ замен и зачет два жды. Не сдавш ий в т орой раз — отчисляется. И д алее об ­ разовательные услуги мы о ка зы ва ем ем у у же на платн ой основе. Он при ­ ходит на факультет до - профессиональной подго ­ товки, пи ше т заявление, и преподаватель назначает ему необходимое коли ­ чество консультационных часов. Если, отзанимав ­ шись, с тудент подтягива ­ ет «хвосты», его возвра ­ щают на пре жнее место! Если нет — остается за порогом. За час таких за ­ нятий студент платит 25 тысяч рублей , а п р е по ­ даватель получает ли шь 12 тысяч. Остальное уходит в на ­ логи. Так что преподава ­ телю просто незачем и нечего выси живать с дв о ­ ечником до бесконечнос ­ ти. К тому же случайн ос ­ тей здесь, как правило, не бывает. В основном в та ­ кую ситуацию попадают те, кто имеет по три не ­ зачета и «неуда». Так что жалеть особо некого; при ­ ше л учиться — учись! — С п а с и б о з а б е ­ седу. Наталья АЛЕКСАНДРОВА. Итак, к а к мы и ожидали , у наш ей новой странички уж е появились свой читатели. Спеш у вам сообщить, что после первого ее выпуска в редакцию звонили ребята, их р о ­ дители, преподаватели и д а ж е ветераны. М нения и х были самыми разными — отвоз- мущ енйя д о благодарности. Но главное — все они высказали свои пожелания , не о с ­ тались равнодушными . И это радует. Вот только читатели и з ПТУ оказались н е ­ много обиженными : и з названия странички следует, что главный е е герой — студен­ чество, а ведь жизнь профтехучилищ тоже интересна и заслуживает внимания . Д а и на производстве работает немало м олод е ­ ж и . . . В ближайших выпусках мы р ас ск аж ем и о них. Пока ж е , признав такую критику справедливой , объявляем конкурс на л уч ­ ш е е н а зв ан и е н аш е й «газеты в газете». Предлож ения и пожелания ж д ем по теле­ фону 2 5 - 4 0 - 4 7 . Наталья АЛЕКСАНДРОВА. № 17 (1081) Идет сессия Ф ото Е. САМОХВАЛОВА . Э Т Ю Д Ы Н А П О Л Я Х Л Е К Ц И О Н Н О Й Т Е Т Р А Д И Этюд 1. Институтский коридор П е р ем е н а . В с е к у р я т и о бщ аю т с я . В о т с т о и т ч е м п и о н о б л а с ти п о к а р а т э , в о т т у с ую т с я м у зы ка н ты , а во т — к р е п к и е п а р н и в м о д ­ ны х 1 ^ т к а х . И, н е с м о т р я на то , ч то в с е о н и р а зны е , и х о б ъ е д и н я ­ е т о с о б о е с о с т о я н и е д у ш и , н а зы в а е м о е с т у д е н ч е с т в о м . П е р е д а ть э т о с л о в а м и т р у д н о — н у ж н о и с п ы т а т ь с ам ом у . В д о х н у т ь п ь я н я ­ щ и й з а п а х а у д и т о р и й , п р о ч и т а т ь д е с я т и л е т н е й д а в н о с т и н а д п и с ь на с то л е , р а с т в о р и т ь с я в ш у м н о й с т у д е н ч е с к о й то л п е . . . Т о л ь ко б уд у ч и с т у д е н т о м , м о ж н о п о ч у в с т в о в а т ь , к а к и н с т и т у т ­ с к и е с те ны п р е в р а т и л и те б я во в з р о с л о г о ч е л о в е ка и н а п о л н и л и ж и з н ь с м ы с л о м . К о гд а -н и б у д ь , л е т ч е р е з т р и д ц а т ь , мы б у д е м в с п о м и н а т ь э т о вр ем я и н а зы ва т ь е г о л у ч ш и м и с ч а с т л и в е й ш и м . А с е й ч а с в с е п р о с т о : мы — с т у д е н ты и мы з а н и м а е м с я м а с с о вы м в ы к у р и в а н и е м си гаре т ' '«Ь *М » в и н с т и т у т с к о м ко р и д о р е . Этюд 2. Учебная волынка И д е т э к з а м е н у п е р в о г о к у р с а . С туд е н ты н е р в н и ч аю т , с у е т я т ­ ся , пы т аю т с я н е з а м е т н о д о с т а т ь ш п а р га л к и . П р е п о д ч и т а е т г а з е ­ ту , п о т о м р е з к о п о д н и м а е т го л о в у . В с е в п а н и ке , к т о - т о п а д а е т в о б м о р о к . . . Э к з а м е н на тр е т ь е м к у р с е . П р е п о д в с е т а к ж е ч и т а е т га зе т у . С туд е н ты с м е л о д о с т а ю т ш п а р га л к и , у ч е б н и к и . . . П р е п о д у б и р а е т га зе ту . В се п р о д о л ж аю т сп и сы ва ть . Т о гд а он г р о м к о ка ш л яе т : «Кхе- кхе !» и с т у ч и т п о с т о л у р у ч к о й . С туд е н ты не хо тя п р я ч у т ш п а р га л ­ ки . Э к з а м е н на п я том к у р с е . С туд е н ты п е р е го в а р и в а ю т с я , о т к р ы ­ т о с п и с ы в а ю т и п е р е м ещ а ю т с я п о а у д и т о р и и . П р е п о д о с т о р о ж н о о п у с к а е т га зе т у . С туд е н ты : « К хе -кхе !» П р е п о д : «Ах, и з в и н и т е , з а ­ д ум ался» . Этюд 3. Общаговские тараканы В а х те р в с т р е ч а е т т р е б о в а н и е м д о к у м е н т о в , л иф т — н е р а б о ­ ч им с о с т о я н и е м , д е в о ч к и — р а д у ш ны м п р и е м о м и п о ц е л у ям и . О бщ а га п о в с е м з а к о н а м и п о н я ти ям — м е с т о г р я з и и б е с п р е ­ де ла . Ее о б и та те л и — п р и м и т и в н ы е с ущ е с т в а и з гл у б и н к и . Но е сл и п о с м о т р е т ь с д р у г о й с т о р о ны , э т о —г з о н а л ю б в и и в с е о б щ е ­ г о б р а т с т в а . К а к в э п о х у х и п п и . З д е с ь те б я п о с т о я н н о о к р у ж аю т д е с я т к и д р у з е й и с о к у р с н и к о в . К о гд а п л о х о — п о ж а л ею т , х о р о ш о — п о в е с е л я т с я о т д у ш и . Т е б е с д е л аю т лаб у , п р и го т о в я т ч аи или п р о с т о п о го в о р я т «за ж и знь» . А к а к и е з д е с ь д н и р о ж д е н и я и с в а д ь ­ бы ! Э т о ж н а д о ви де ть ! И гд е ещ е з а д в а д ц а т ь ты ся ч в г о д вы н а й д е т е т а к ую с в о б о д у и ко м ф о р т ? Д а , и м е н н о к омф о р т , вед ь е сл и ты л ю б и ш ь с в о е ж и л ищ е , ты с д е л а еш ь е г о м а к с и м а л ь н о ую тны м . А т а р а к а ны . . . О н и там т о ж е ж и в у т п р и п е в аю ч и . И к о гд а я п о пы т а л а с ь з а м о ч и т ь о д н о г о и з н и х б о т и н к о м , на м еня з а к р и ч а ­ ли : «Не т р о г а й е го ! Э то — С та с и к» ! Ну, ч то я го в о р и л а ! Л ю б о в ь . Этюд 4. На досуге С т у д е н ч е с ка я ж и з н ь — э т о в с е , ч то н е - с в я з а н о с у ч е б о й . Ну ка ка я ж и з н ь на л е к ц и и ил и в л а б о р а т о р и и ? Д р у г о е д е л о — д о с у г ! Т у т у ж ка ж ды й п р о я в л я е т с е б я к а к м о ж е т . К т о - т о у с т р а и в а е т к а ж ­ д о д н е в н ы е в е ч е р и н к и с н е и з м е р и м ы м к о л и ч е с т в о м с п и р т н о г о и д е в о ч к а м и , к т о - т о — вы х о д и т на ул и цы с ш и б а т ь б а б к и , а к т о - т о р е г у л я р н о п о с ещ а е т д и с к о т е к и и р е с т о р а н ы . Г л ав н о е — п о л у ч и ть к а к м о ж н о б о л ь ш е у д о в о л ь с т в и я и в с тр я х н у т ь с я ! А ч то нам ещ е н у ж н о ? Н овы е вп е ч а тл е н и я и м а с с у п о л о ж и те л ь ны х э м о ц и й . П р и ­ чем ж е л а те л ь н о б е з ущ е р б а з д о р о в ь ю и ко ш е л ь к у . И г л а вн о е : н и к а к и х п р о б л е м и за б о т . Мы ж е м о л о ды и ве с е лы ! Т а к за ч ем о бл амы в а ть кайф к а к и м - т о гр у з о м р а зм ы ш л е н и й и т я го с тны х дум? ! Э то в 2 0 л е т н е н у ж н о н и к о м у . . . Т о л ь ко к о гд а п р о б л е м ы н е о ж и д а н н о в о з н и к а ю т , мы з а ч а с т ую н е в с о с т о я н и и с н и м и с п р а в и т ь с я . П о т ом у ч то не го то вы . И п о ш ­ ло : с а м о у б и й с т в а , те р а к ты . . . Н о э т о в о в с е н е о т п с и х и ч е с к и х р а с ­ с т р о й с т в . П р о с т о мы м о л о ды и с п е ш и м у з н а т ь ж и з н ь в о в с е х ее п р о я в л е н и я х . Н о п р о й д е т ещ е м н о го в р е м е н и , п р е ж д е че м мы о с о з н а е м , ч то ж и з н ь — с л о ж н а я н е п о зн а н н а я ш 1 ^ к а , а мы — л и ш ь е е с т уд е н ты . НЭШ и мы с К А МЕРУН О М М ОЖЕТ СОПЕРН И Ч АТ Ь Л И ШЬ ГАБО Н Дидье М, Виду — мой друг из Камеруна. Бывая в обще житии техничес ко ­ го университета , я ча с ­ тенько заглядываю к нему. Вот и в канун праздников не мог не проведать. Аф риканцы — народ общительный, и потому, стоило мне появиться на пороге, как в комнату вва­ лилась толпа знакомых. Кристиан и Луис — с осе ­ ди Дидье, его земляки и одно курсни ки , студенты факультета бизнеса и ме ­ нед ж мента. Дави ж и Али — бывшие студенты из А ф га н и с т а н а , кот.ррыэ приехали в наш г ород те ­ перь в качестве туристов. Через минуту все мы уже сиди м за столом, провоз ­ гла ш ая тост за дру жбу на ­ р одов. Дидье есть что вспом ­ нить и рассказать. В своей стране он закончил кол ­ лед ж, два г ода учился в столичном университете в Нигерии. А п отом там на ­ чалась гра жданс кая во ­ йна, прокатилась волна беспорядков , и Дидье в числе других иностранных студентов покинул страну. Здесь, в Липе цке, по дому очень скучает, много го ­ ворит о друзьях и семье. Но и события в России его интересуют. — У вас праздники от ­ мечают по-разному — кто- то пьет, кто-то плачет, — расска зы вае т он. — Но для нас свято все, что имеет отно ше ние к исто ­ рии. Вот здесь, в России, молодые люди сегодня не . придают значения, напри- Конку|Эс НА СЦЕНЕ - СУДАРУШКА «В о мн е сл ились, как д ве струи , Кровь русская и украинская. Славянка я, как предки все мои. Земля России —родина единственная». Т а к и м и с л о в а м и н а ч а л а р а с с к а з о с е б е К с е н и я П р а с о л о в а — о д н а и з у ч а с т н и ц к о н к у р с а «С у д а р у ш ка » в Л и п е ц к о м м а ш и ­ н о с т р о и т е л ь н о м к о л л е д ж е . К о н к у р с п о д р у б р и к о й «С ам ая , с а м а я , с а м а я . . .» с та л з д е с ь д о б р о й т р а д и ц и е й . Н а э т о т р а з о с н о в н ы м е г о м о т и в о м бы л и о б ы ч а и и н р а вы « с т а р и н ы д а л е к о й » . П о с ц е н а р и ю х у д о ж е с ­ т в е н н о г о р у к о в о д и т е л я к о л л е д ж а И. З а л и т а й л о бы л а п о д г о ­ т о в л е н а и н т е р е с н а я и с о д е р ж а т е л ь н а я п р о г р а м м а . . . .Ц а р ь и ц а р и ц а з а д у м а л и с ы н а ж е н и т ь , д а т р у д н о е м у н е ­ в е с т у с р е д ь с т о л ь к и х к р а с а в и ц в ы б р а т ь . Э та х о р о ш а , а та ещ е л у ч ш е . И в о т п о с о в е т у ц а р я д е в у ш е к р е ш и л и п р о в е р и т ь в д е л е . К а ж д а я и з ш е с т и у ч а с т н и ц к о н к у р с а р а с с к а з а л а о р о д е с в о е м , с п е л а н а р о д н у ю п е с н ю , п о к а з а л а с е б я в т а н ц е . С о р е в н о в а ­ л и с ь д е в у ш к и и в у м е н и и с д е л а т ь п р и ч е с к у в с т а р и н н о м с т и ­ л е , п р и г о т о в и т ь н а ц и о н а л ь н о е б л ю д о , п р е п о д н е с т и е г о ц а р ю - б а т ю ш к е и ц а р и ц е -м а т у ш к е . А к т и в н о п о д д е р ж и в а л к р а с а в и ц за л , гд е с и д е л и н е т о л ь к о и х с о к у р с н и к и и п р е п о д а в а т е л и , н о и м а м ы , н е м а л о п о т р у ­ д и в ш и е с я в п о д г о т о в к е д о ч е к к э т о м у п р е д с т а в л е н и ю . О с о ­ б е н н о п о н р а в и л с я з р и т е л я м к о н к у р с , в к о т о р о м н у ж н о бы л о у к а з а т ь н а ц и о н а л ь н о с т ь и у г а д а т ь ж е л а н и е « з а м о р с к и х ж е н и ­ х ов» , п р и е х а в ш и х н а з е м л ю р у с с к у ю з а к р а с а в и ц а м и . П о о ч е ­ р е д и п о д м у з ы к у т а н ц е в а л и на с ц е н е ж и т е л и А ф р и к и и И н д и и , К и та я и К р а й н е г о С е в е р а . И х п а н т о м и м и к а бы л а в е л и к о л е п ­ на , и д е в у ш к и б е з т р у д а у га д ы в а л и , к т о о н и и ч т о х о тя т . О к о л о д в у х ч а с о в п е р е п о л н е н н ы й за л бы л с в и д е т е л е м и у ч а с т н и к о м з а х в а т ы в а ю щ е г о з р е л и щ а . И в о т н а к о н е ц — ф и ­ нал . П о р е ш е н и ю ж ю р и , в с о с т а в к о т о р о г о в о ш л и , к о н е ч н о ж е , м у ж ч и н ы - п р е п о д а в а т е л и к о л л е д ж а , д е в у ш к а м п р и с у ж д а ­ ю т с я з в а н и я — «Б елая л е б е д уш к а » , «Х о зяю ш к а » , « С о л о в у ш ­ ка» , « Р у ко д е л ь н и ц а » , « П р ем уд р а я » . И м в р у ч а ю т с я п а м я т н ы е д и п л о м ы , п о д а р к и , ц в е ты . А с у д а р у ш к о й с т а л а с т у д е н т к а п е р в о г о к у р с а п л а н о в о - э к о ­ н о м и ч е с к о г о о т д е л е н и я О л ь га Н е с т е р о в а . Н. ЗЮЗИНА, председатель студенческого профкома. На снимках: фрагменты конкурса. мер. Октябрю. Думают толь ­ ко о том, как гулять будут. А нам, иностранцам, интерес ­ но смотреть , ка к пи ше тся ва ша ист ория. — ... Я ка ждый день с мот ­ рю по телевизору новости и программу «Время». Честно говоря, мечтаю о том, чтобы у нас в Аф рике установился коммунистический строй. А вот у вас капитализм наби ­ рает обороты Жаль. В Каме ­ руне при населении в две ­ надцать миллионов тридцать процентов — люди очень со ­ стоятельные, остальные — с редний класс с высокими доходами. По уровню жизни Ь' Камеруном Может сопер ­ ничать лишь Габон. Жаль, что больш инству россиян очень трудно, хотя образо ­ вание и наука у вас намного сильнее. — ... Когда получу специ ­ альность экономиста , меч ­ таю написать книгу про раз ­ ные э кономические систе ­ мы. Камеруну нужны грамот ­ ные специалисты. Имея зна ­ ния, там можно заработать много и жить достойно. С воих р у с с ки х д р у з е й Д идье уважает. С ними у него достаточно общих ин ­ тересов; — С удовольствием посе ­ щаю дискотеки, да и просто посидеть, послушать музы ­ ку люблю. Обожаю Майкла Джексона, Джорджа Бэнсо ­ на, Эрла Клука и Грувера Ва­ шингтона. Знаете, в отличие от ваших студентов, каме ­ рунцы не очень увлекаются американской и европейс ­ кой рок-музыкой. А еще мне не нрав'ится, когда девушки одеваются слишком откро ­ венно и вызывающе. По-мо ­ ему, это просто безвкусно и свидетельствует о плохом воспитании . Лю блю , когда деву ш ка выглядит скромно — у та кой боль ше д о с т о ­ инств. П очему-то в России девчонки считают, что мо ­ лодые люди непременно хотят их обмануть. Стара ­ ются ни кому не верить. Если у нас парень дру жит с девуш кой, значит, всем понятно, что он хочет на ней жениться. В Ка меруне все му жчи ­ ны с детства бу квально поме ш аны на футболе. И, конечно же, лишить Дидье уд овольствия поболтать на эту тему я просто не мог. — О, д а! Я долгое вре ­ мя и гр а л за р а зны е команды, — он по-новому о живает. — Т олько вот у нас нет своей професси ­ ональной лиги, чемпиона ­ ты страны проводятся на уровне любительских клу ­ бов. П оэтому такие все ­ мирно известные масте ­ ра, как Ро же Мила, Пьер Ма канаки, Стефан Татаф, Франсуа Оман-Бейик, вы­ ступают за ведущие зару ­ б е ж ны е кл убы . З а то я очень внимф'ельно сле жу за ходом ва шег о футболь­ ного первенства. Ваш ны ­ нешний че мпион «Спар ­ та к—Алания» из Владикав­ каза — это высший класс. Они дают на поле настоя ­ щий спектакль. Я считаю, что футбол, как и искус ­ ство, сближает людей. Сбли жает. Но людей сбли жает не т олько это. Неравноду шие ко всему, ув жение традиций, св оих или чу жих. Да и пр осто умение ценить общение, д р у ж б у , п о с т а в и т ь их вы ше всего другого . Это ведь то же сближает. И п о ­ тому мы будем в спом и ­ нать об этом дне, об этом разговоре. Да же когда ты закончи шь у ниверситет и преуспее шь у се бя на Ро ­ дине , мой кам ер ун с кий друг... „ Дмитрий ЧУЙКОВ. Студенческий календарь ТА Т ЬЯ Н И Н Д Е Н Ь о том, что 25 января — Т атьянин день, слы ш али и знают практически все. О том, что он каким -то образом связан со студенчеством, — то же. На эт ом знания, как правило, и за ­ канчиваются. А ведь наверняка многим было бы интересно узнать о празднике поподробнее. Ведь он имеет занима ­ тельную предысторию. И так, кто же она, великомученица Татьяна? Она родилась в III веке в Риме. Достигнув совер ше нно ­ летия, дочка знатных родителей не стала выходить заму ж и все св ои силы отдала церкви. Будучи диаконисой в храме, уха живала за б ольными, помогала нищим. П ри гонении на христиан правителем Ульпианом отказалась принести жер ­ тву ид олам и после стра ш ных истязаний была усечена ме ­ чом. П оз же день 25 января в о ше л в народный месяцеслов, став канвой сельскохозяйственного календаря. Им я святой мученицы получило бытовое осмысление — п раздник обо ­ гатился пословицами, природными наблюдениями, приме ­ тами. Студенческим тор жеств ом этот день считается потому, что святая Татьяна явилась покровительницей МГУ: 12 ян ­ варя (по старому стилю) 1775 года императрица Елизавета утвердила проект учре ждения в М оскве университета. С тех пор в этот день, после отчета ректората и тор жественн ого заседания, студенчество «веселилось на всю Москву». А п о з ­ же ег о стали отмечать и студенты институтов. П ричем не только пиру ш ками, но и диспутами, лекциями и реферата ­ ми, выставками, тор жественны ми молебнами в церквах. Се ­ годня такого нет, но студенты не забывают о празднике, отмечая его преимущественно в компаниях. Е. ТАРАВКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz