Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
27 января 1996 г. п р и ш е л у ч и т ь с я — у ч и с ь ! п р а з д н и к и з г л у б и н ы в е к о в О О И Ш Ш О ) По слухам и п6 существу «БА КСЫ » ПРОТ ИВ ЗН А Н ИЙ ? В ид обычно веселой соседки-одиннадцатик лассницы на этотраз явно вызывал тревогу. Од ного беглого взгляда было достаточно, чтобы по нять: Надя (имя изменено — авт.) не просто рас строена — она подавлена. — Похоже, в институтмне не попасть, — грус тно поведала мне она. Услышать подобное отгордости школы, кото рая все годы учебы уверенно «шла» на золотую медаль, доводится, согласитесь, нечасто. Ока зывается, на подготовительных курсах, которые Надежда посещает уже не первый месяц, про шел слух, будто обучение на престижном факуль тете будет платным и очень дорогим. Пока, мол, об этом официально не объявляют, но большин ство будущих студентов уже давно ни о чем не волнуется. С десяток человек, правда, будут учиться и бесплатно, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Слух как слух. Может, несколько лет назад он и шокировал бы кого-нибудь, но сегодня, когда практически все продается и покупается, плохое берется на веру куда охотнее, чем хорошее. А впрочем, ничего абсолютно белого или черного не бывает. С этой мыслью я и пришла к первому проректору Липецкого пединститута Э. Вайнеру. — О ткуда ветер дует, до гада ться нетрудно , — разговор на ш Эдуард На умович начал с главного, — в институте, действи тельно практикуются си с темы полного и частично- . го возмещения затрат на обучение . П олная с т о и мость годово го курса — тысяча долларов в рубле вом эквиваленте. Но мы даем студентам возмо ж н ость заплатить эту сум му в два этапа — д о деся того сентября и до деся того января. — Стало быть, опа сения абитуриентов ре альны? И м о ж е т т а к сл учи ть ся , что очень скоро ребятам из несо с то я т е л ь ны х с е м е й придется распрощать ся с мечтой о высшем образовании? — К онечно, нет! Ведь з а к о н об о б р а зо в а н и и , принятый в позапро ш лом году и строго определяю щий возмо жн ость получе ния бесплатного первого выс шег о образования, ни кто не отменял. Бесплат ное обучение есть на всех факультетах на шег о и н ститута. Е жег одно мы по лучаем из министерства контрольные цифры при ема на ка ждую специаль н ость. Например, на е с те с т в е н но - ге о гр аф и ч е с кий факультет необходи мо принять на бесплатной о с н о в е с то чел о ве к . И только сверх этого числа мы мо же м принимать кон тр а ктн и ко в на условиях полного возмещения за трат на обучение. — Значит, богатень кие студенты уже с са мого начала избав) 1 ены от необходимости по падать в сотню? Каки ми ж е е щ е л ь го т ам и они пользуются? — А бсолютно ни каки ми! Они и вступительные испытания сдают на тех же усл овиях, что и посту пающие на общих основа ниях. Отдельные группы контрактников мы форми руем ли шь в том случае, если их число не позво ляет распредели ть этих ребят в обы чны е . П ока платные группы существу ют ли шь на историческом факультете и факультете иностранных языков. Кон трактники пользуются о б щ е ж и ти е м , с тра ховым и медицинскими полисами, но стипендию не получа ют. И только если на кур се образуется вакансия, луч ший из п латников пе реводится в число го с за каза, на место отчислен ного студента. — А контрактник мо ж е т быть отчислен? — Д а. И де ньги ему не возвращаются. — С этим все ясно. А ч то п р е д с т а в л я е т и з себя система с частич ным возмещением затрат на обучение? — Н а ка ждую специаль н ость были, есть и будут кво ты принимаемых вне конкур са. Это люди, имеющие на правления облуно. Сами по нимаете, что уровень подго товки сельских абитуриен тов, например, по иностран ному языку, по вполне объ ективным причинам, се год ня недостаточен. А, ме жду те м, селу ну жны та кие спе циалисты — и мы принима ем этих ребят. Если не ор ганизовать для них дополни тельные занятия, они, в луч ше м случае, протянут год. П оэтому институт заключает четырехсторонние договора с облуно, абитуриентом и администрацией района. Ад министрация платит деньги, которые идут в основном на дополнительную подготовку студентов. Но эта частичная плата берется только за пер вый год обучения. Даль ше за них у же ни кто не платит. Та кие студенты входят в число государственного заказа... — И , имея такое пре имущество, запросто мо гут занять места обычных липецких абитуриентов? — М о гу т . Но та к было всегда . Это не нов шес тво последнего времени. — Кто ещ е пользуется льготами при поступлении в ЛГПИ? — В о-первых, выпускни ки созданного на базе на ше г о института учебно-педаго ги ческо го комплекса. Если они имею т ре комендацию педсовета ш колы и кафед ры факультета, на который будут поступать, у них есть возмо жн ость сдать вступи тельные испытания в мае. П ри этом необходимо на брать коли че ство баллов , которое было проходным в про ш лом году. Если таковое не набрано, то абитуриент либо идет по общему кон курсу, либо все сдает зано во. Не сдал — д о свидания. Выбора луч шег о результата из двух не существует. Далее. Вне конкурса идут выпускники подготовитель ного отделения — рабфака. В этом году на него приняты только сельские ребята по рекомендации облуно. Л ь г о т а м и п о л ь з ую т с я абитуриенты, занимающие ся на платных п о д го т о в и тельных курсах. Они имеют право сдать выпускные э к замены весной и, в случае успеха, зачисляются. — Что и говорить, спи сок солидный. Подклас сы , р абф а к , под готови тельны е кур сы , с е л о . . . Складывается впечатле ние, что у обычных липчан шансы и впрямь невели к и . . . — Оши баетесь. Займем ся простей ш ей арифме ти кой. В этом году на рабфаке учатся девяносто человек. В педклассах — то же около де вяноста, но ведь получают рекомендации и выдер живают испытания не все. Между те м, набор на бу д ущ и й го д с о с т а в и т шес тьсот восемьдесят че ло ве к . Та ким о б р а зом , л ь г о т н и к и с о с т а в л яю т около четверти всего при ема. В 1996 году мы вво дим две новые специаль ности — э кологию и ин ф о рм а ц и о н н о -вы ч и сл и тельную технику. Так что судите сами. — И ещ е один во прос. Слышала, что с е годня н е у сп ев ающ и й с туд ен т за пересд ачу «заваленного» экзамена или зачета обязан упла тить деньги. И это мо ж е т продолжаться мно го р а з . .. — П оследнее — оче редное преувеличение . С о гласно поло ж ению о выс шей ш коле , студент имеет право сдавать э к замен и зачет два жды. Не сдавш ий в т орой раз — отчисляется. И д алее об разовательные услуги мы о ка зы ва ем ем у у же на платн ой основе. Он при ходит на факультет до - профессиональной подго товки, пи ше т заявление, и преподаватель назначает ему необходимое коли чество консультационных часов. Если, отзанимав шись, с тудент подтягива ет «хвосты», его возвра щают на пре жнее место! Если нет — остается за порогом. За час таких за нятий студент платит 25 тысяч рублей , а п р е по даватель получает ли шь 12 тысяч. Остальное уходит в на логи. Так что преподава телю просто незачем и нечего выси живать с дв о ечником до бесконечнос ти. К тому же случайн ос тей здесь, как правило, не бывает. В основном в та кую ситуацию попадают те, кто имеет по три не зачета и «неуда». Так что жалеть особо некого; при ше л учиться — учись! — С п а с и б о з а б е седу. Наталья АЛЕКСАНДРОВА. Итак, к а к мы и ожидали , у наш ей новой странички уж е появились свой читатели. Спеш у вам сообщить, что после первого ее выпуска в редакцию звонили ребята, их р о дители, преподаватели и д а ж е ветераны. М нения и х были самыми разными — отвоз- мущ енйя д о благодарности. Но главное — все они высказали свои пожелания , не о с тались равнодушными . И это радует. Вот только читатели и з ПТУ оказались н е много обиженными : и з названия странички следует, что главный е е герой — студен чество, а ведь жизнь профтехучилищ тоже интересна и заслуживает внимания . Д а и на производстве работает немало м олод е ж и . . . В ближайших выпусках мы р ас ск аж ем и о них. Пока ж е , признав такую критику справедливой , объявляем конкурс на л уч ш е е н а зв ан и е н аш е й «газеты в газете». Предлож ения и пожелания ж д ем по теле фону 2 5 - 4 0 - 4 7 . Наталья АЛЕКСАНДРОВА. № 17 (1081) Идет сессия Ф ото Е. САМОХВАЛОВА . Э Т Ю Д Ы Н А П О Л Я Х Л Е К Ц И О Н Н О Й Т Е Т Р А Д И Этюд 1. Институтский коридор П е р ем е н а . В с е к у р я т и о бщ аю т с я . В о т с т о и т ч е м п и о н о б л а с ти п о к а р а т э , в о т т у с ую т с я м у зы ка н ты , а во т — к р е п к и е п а р н и в м о д ны х 1 ^ т к а х . И, н е с м о т р я на то , ч то в с е о н и р а зны е , и х о б ъ е д и н я е т о с о б о е с о с т о я н и е д у ш и , н а зы в а е м о е с т у д е н ч е с т в о м . П е р е д а ть э т о с л о в а м и т р у д н о — н у ж н о и с п ы т а т ь с ам ом у . В д о х н у т ь п ь я н я щ и й з а п а х а у д и т о р и й , п р о ч и т а т ь д е с я т и л е т н е й д а в н о с т и н а д п и с ь на с то л е , р а с т в о р и т ь с я в ш у м н о й с т у д е н ч е с к о й то л п е . . . Т о л ь ко б уд у ч и с т у д е н т о м , м о ж н о п о ч у в с т в о в а т ь , к а к и н с т и т у т с к и е с те ны п р е в р а т и л и те б я во в з р о с л о г о ч е л о в е ка и н а п о л н и л и ж и з н ь с м ы с л о м . К о гд а -н и б у д ь , л е т ч е р е з т р и д ц а т ь , мы б у д е м в с п о м и н а т ь э т о вр ем я и н а зы ва т ь е г о л у ч ш и м и с ч а с т л и в е й ш и м . А с е й ч а с в с е п р о с т о : мы — с т у д е н ты и мы з а н и м а е м с я м а с с о вы м в ы к у р и в а н и е м си гаре т ' '«Ь *М » в и н с т и т у т с к о м ко р и д о р е . Этюд 2. Учебная волынка И д е т э к з а м е н у п е р в о г о к у р с а . С туд е н ты н е р в н и ч аю т , с у е т я т ся , пы т аю т с я н е з а м е т н о д о с т а т ь ш п а р га л к и . П р е п о д ч и т а е т г а з е ту , п о т о м р е з к о п о д н и м а е т го л о в у . В с е в п а н и ке , к т о - т о п а д а е т в о б м о р о к . . . Э к з а м е н на тр е т ь е м к у р с е . П р е п о д в с е т а к ж е ч и т а е т га зе т у . С туд е н ты с м е л о д о с т а ю т ш п а р га л к и , у ч е б н и к и . . . П р е п о д у б и р а е т га зе ту . В се п р о д о л ж аю т сп и сы ва ть . Т о гд а он г р о м к о ка ш л яе т : «Кхе- кхе !» и с т у ч и т п о с т о л у р у ч к о й . С туд е н ты не хо тя п р я ч у т ш п а р га л ки . Э к з а м е н на п я том к у р с е . С туд е н ты п е р е го в а р и в а ю т с я , о т к р ы т о с п и с ы в а ю т и п е р е м ещ а ю т с я п о а у д и т о р и и . П р е п о д о с т о р о ж н о о п у с к а е т га зе т у . С туд е н ты : « К хе -кхе !» П р е п о д : «Ах, и з в и н и т е , з а д ум ался» . Этюд 3. Общаговские тараканы В а х те р в с т р е ч а е т т р е б о в а н и е м д о к у м е н т о в , л иф т — н е р а б о ч им с о с т о я н и е м , д е в о ч к и — р а д у ш ны м п р и е м о м и п о ц е л у ям и . О бщ а га п о в с е м з а к о н а м и п о н я ти ям — м е с т о г р я з и и б е с п р е де ла . Ее о б и та те л и — п р и м и т и в н ы е с ущ е с т в а и з гл у б и н к и . Но е сл и п о с м о т р е т ь с д р у г о й с т о р о ны , э т о —г з о н а л ю б в и и в с е о б щ е г о б р а т с т в а . К а к в э п о х у х и п п и . З д е с ь те б я п о с т о я н н о о к р у ж аю т д е с я т к и д р у з е й и с о к у р с н и к о в . К о гд а п л о х о — п о ж а л ею т , х о р о ш о — п о в е с е л я т с я о т д у ш и . Т е б е с д е л аю т лаб у , п р и го т о в я т ч аи или п р о с т о п о го в о р я т «за ж и знь» . А к а к и е з д е с ь д н и р о ж д е н и я и с в а д ь бы ! Э т о ж н а д о ви де ть ! И гд е ещ е з а д в а д ц а т ь ты ся ч в г о д вы н а й д е т е т а к ую с в о б о д у и ко м ф о р т ? Д а , и м е н н о к омф о р т , вед ь е сл и ты л ю б и ш ь с в о е ж и л ищ е , ты с д е л а еш ь е г о м а к с и м а л ь н о ую тны м . А т а р а к а ны . . . О н и там т о ж е ж и в у т п р и п е в аю ч и . И к о гд а я п о пы т а л а с ь з а м о ч и т ь о д н о г о и з н и х б о т и н к о м , на м еня з а к р и ч а ли : «Не т р о г а й е го ! Э то — С та с и к» ! Ну, ч то я го в о р и л а ! Л ю б о в ь . Этюд 4. На досуге С т у д е н ч е с ка я ж и з н ь — э т о в с е , ч то н е - с в я з а н о с у ч е б о й . Ну ка ка я ж и з н ь на л е к ц и и ил и в л а б о р а т о р и и ? Д р у г о е д е л о — д о с у г ! Т у т у ж ка ж ды й п р о я в л я е т с е б я к а к м о ж е т . К т о - т о у с т р а и в а е т к а ж д о д н е в н ы е в е ч е р и н к и с н е и з м е р и м ы м к о л и ч е с т в о м с п и р т н о г о и д е в о ч к а м и , к т о - т о — вы х о д и т на ул и цы с ш и б а т ь б а б к и , а к т о - т о р е г у л я р н о п о с ещ а е т д и с к о т е к и и р е с т о р а н ы . Г л ав н о е — п о л у ч и ть к а к м о ж н о б о л ь ш е у д о в о л ь с т в и я и в с тр я х н у т ь с я ! А ч то нам ещ е н у ж н о ? Н овы е вп е ч а тл е н и я и м а с с у п о л о ж и те л ь ны х э м о ц и й . П р и чем ж е л а те л ь н о б е з ущ е р б а з д о р о в ь ю и ко ш е л ь к у . И г л а вн о е : н и к а к и х п р о б л е м и за б о т . Мы ж е м о л о ды и ве с е лы ! Т а к за ч ем о бл амы в а ть кайф к а к и м - т о гр у з о м р а зм ы ш л е н и й и т я го с тны х дум? ! Э то в 2 0 л е т н е н у ж н о н и к о м у . . . Т о л ь ко к о гд а п р о б л е м ы н е о ж и д а н н о в о з н и к а ю т , мы з а ч а с т ую н е в с о с т о я н и и с н и м и с п р а в и т ь с я . П о т ом у ч то не го то вы . И п о ш ло : с а м о у б и й с т в а , те р а к ты . . . Н о э т о в о в с е н е о т п с и х и ч е с к и х р а с с т р о й с т в . П р о с т о мы м о л о ды и с п е ш и м у з н а т ь ж и з н ь в о в с е х ее п р о я в л е н и я х . Н о п р о й д е т ещ е м н о го в р е м е н и , п р е ж д е че м мы о с о з н а е м , ч то ж и з н ь — с л о ж н а я н е п о зн а н н а я ш 1 ^ к а , а мы — л и ш ь е е с т уд е н ты . НЭШ и мы с К А МЕРУН О М М ОЖЕТ СОПЕРН И Ч АТ Ь Л И ШЬ ГАБО Н Дидье М, Виду — мой друг из Камеруна. Бывая в обще житии техничес ко го университета , я ча с тенько заглядываю к нему. Вот и в канун праздников не мог не проведать. Аф риканцы — народ общительный, и потому, стоило мне появиться на пороге, как в комнату вва лилась толпа знакомых. Кристиан и Луис — с осе ди Дидье, его земляки и одно курсни ки , студенты факультета бизнеса и ме нед ж мента. Дави ж и Али — бывшие студенты из А ф га н и с т а н а , кот.ррыэ приехали в наш г ород те перь в качестве туристов. Через минуту все мы уже сиди м за столом, провоз гла ш ая тост за дру жбу на р одов. Дидье есть что вспом нить и рассказать. В своей стране он закончил кол лед ж, два г ода учился в столичном университете в Нигерии. А п отом там на чалась гра жданс кая во йна, прокатилась волна беспорядков , и Дидье в числе других иностранных студентов покинул страну. Здесь, в Липе цке, по дому очень скучает, много го ворит о друзьях и семье. Но и события в России его интересуют. — У вас праздники от мечают по-разному — кто- то пьет, кто-то плачет, — расска зы вае т он. — Но для нас свято все, что имеет отно ше ние к исто рии. Вот здесь, в России, молодые люди сегодня не . придают значения, напри- Конку|Эс НА СЦЕНЕ - СУДАРУШКА «В о мн е сл ились, как д ве струи , Кровь русская и украинская. Славянка я, как предки все мои. Земля России —родина единственная». Т а к и м и с л о в а м и н а ч а л а р а с с к а з о с е б е К с е н и я П р а с о л о в а — о д н а и з у ч а с т н и ц к о н к у р с а «С у д а р у ш ка » в Л и п е ц к о м м а ш и н о с т р о и т е л ь н о м к о л л е д ж е . К о н к у р с п о д р у б р и к о й «С ам ая , с а м а я , с а м а я . . .» с та л з д е с ь д о б р о й т р а д и ц и е й . Н а э т о т р а з о с н о в н ы м е г о м о т и в о м бы л и о б ы ч а и и н р а вы « с т а р и н ы д а л е к о й » . П о с ц е н а р и ю х у д о ж е с т в е н н о г о р у к о в о д и т е л я к о л л е д ж а И. З а л и т а й л о бы л а п о д г о т о в л е н а и н т е р е с н а я и с о д е р ж а т е л ь н а я п р о г р а м м а . . . .Ц а р ь и ц а р и ц а з а д у м а л и с ы н а ж е н и т ь , д а т р у д н о е м у н е в е с т у с р е д ь с т о л ь к и х к р а с а в и ц в ы б р а т ь . Э та х о р о ш а , а та ещ е л у ч ш е . И в о т п о с о в е т у ц а р я д е в у ш е к р е ш и л и п р о в е р и т ь в д е л е . К а ж д а я и з ш е с т и у ч а с т н и ц к о н к у р с а р а с с к а з а л а о р о д е с в о е м , с п е л а н а р о д н у ю п е с н ю , п о к а з а л а с е б я в т а н ц е . С о р е в н о в а л и с ь д е в у ш к и и в у м е н и и с д е л а т ь п р и ч е с к у в с т а р и н н о м с т и л е , п р и г о т о в и т ь н а ц и о н а л ь н о е б л ю д о , п р е п о д н е с т и е г о ц а р ю - б а т ю ш к е и ц а р и ц е -м а т у ш к е . А к т и в н о п о д д е р ж и в а л к р а с а в и ц за л , гд е с и д е л и н е т о л ь к о и х с о к у р с н и к и и п р е п о д а в а т е л и , н о и м а м ы , н е м а л о п о т р у д и в ш и е с я в п о д г о т о в к е д о ч е к к э т о м у п р е д с т а в л е н и ю . О с о б е н н о п о н р а в и л с я з р и т е л я м к о н к у р с , в к о т о р о м н у ж н о бы л о у к а з а т ь н а ц и о н а л ь н о с т ь и у г а д а т ь ж е л а н и е « з а м о р с к и х ж е н и х ов» , п р и е х а в ш и х н а з е м л ю р у с с к у ю з а к р а с а в и ц а м и . П о о ч е р е д и п о д м у з ы к у т а н ц е в а л и на с ц е н е ж и т е л и А ф р и к и и И н д и и , К и та я и К р а й н е г о С е в е р а . И х п а н т о м и м и к а бы л а в е л и к о л е п на , и д е в у ш к и б е з т р у д а у га д ы в а л и , к т о о н и и ч т о х о тя т . О к о л о д в у х ч а с о в п е р е п о л н е н н ы й за л бы л с в и д е т е л е м и у ч а с т н и к о м з а х в а т ы в а ю щ е г о з р е л и щ а . И в о т н а к о н е ц — ф и нал . П о р е ш е н и ю ж ю р и , в с о с т а в к о т о р о г о в о ш л и , к о н е ч н о ж е , м у ж ч и н ы - п р е п о д а в а т е л и к о л л е д ж а , д е в у ш к а м п р и с у ж д а ю т с я з в а н и я — «Б елая л е б е д уш к а » , «Х о зяю ш к а » , « С о л о в у ш ка» , « Р у ко д е л ь н и ц а » , « П р ем уд р а я » . И м в р у ч а ю т с я п а м я т н ы е д и п л о м ы , п о д а р к и , ц в е ты . А с у д а р у ш к о й с т а л а с т у д е н т к а п е р в о г о к у р с а п л а н о в о - э к о н о м и ч е с к о г о о т д е л е н и я О л ь га Н е с т е р о в а . Н. ЗЮЗИНА, председатель студенческого профкома. На снимках: фрагменты конкурса. мер. Октябрю. Думают толь ко о том, как гулять будут. А нам, иностранцам, интерес но смотреть , ка к пи ше тся ва ша ист ория. — ... Я ка ждый день с мот рю по телевизору новости и программу «Время». Честно говоря, мечтаю о том, чтобы у нас в Аф рике установился коммунистический строй. А вот у вас капитализм наби рает обороты Жаль. В Каме руне при населении в две надцать миллионов тридцать процентов — люди очень со стоятельные, остальные — с редний класс с высокими доходами. По уровню жизни Ь' Камеруном Может сопер ничать лишь Габон. Жаль, что больш инству россиян очень трудно, хотя образо вание и наука у вас намного сильнее. — ... Когда получу специ альность экономиста , меч таю написать книгу про раз ные э кономические систе мы. Камеруну нужны грамот ные специалисты. Имея зна ния, там можно заработать много и жить достойно. С воих р у с с ки х д р у з е й Д идье уважает. С ними у него достаточно общих ин тересов; — С удовольствием посе щаю дискотеки, да и просто посидеть, послушать музы ку люблю. Обожаю Майкла Джексона, Джорджа Бэнсо на, Эрла Клука и Грувера Ва шингтона. Знаете, в отличие от ваших студентов, каме рунцы не очень увлекаются американской и европейс кой рок-музыкой. А еще мне не нрав'ится, когда девушки одеваются слишком откро венно и вызывающе. По-мо ему, это просто безвкусно и свидетельствует о плохом воспитании . Лю блю , когда деву ш ка выглядит скромно — у та кой боль ше д о с т о инств. П очему-то в России девчонки считают, что мо лодые люди непременно хотят их обмануть. Стара ются ни кому не верить. Если у нас парень дру жит с девуш кой, значит, всем понятно, что он хочет на ней жениться. В Ка меруне все му жчи ны с детства бу квально поме ш аны на футболе. И, конечно же, лишить Дидье уд овольствия поболтать на эту тему я просто не мог. — О, д а! Я долгое вре мя и гр а л за р а зны е команды, — он по-новому о живает. — Т олько вот у нас нет своей професси ональной лиги, чемпиона ты страны проводятся на уровне любительских клу бов. П оэтому такие все мирно известные масте ра, как Ро же Мила, Пьер Ма канаки, Стефан Татаф, Франсуа Оман-Бейик, вы ступают за ведущие зару б е ж ны е кл убы . З а то я очень внимф'ельно сле жу за ходом ва шег о футболь ного первенства. Ваш ны нешний че мпион «Спар та к—Алания» из Владикав каза — это высший класс. Они дают на поле настоя щий спектакль. Я считаю, что футбол, как и искус ство, сближает людей. Сбли жает. Но людей сбли жает не т олько это. Неравноду шие ко всему, ув жение традиций, св оих или чу жих. Да и пр осто умение ценить общение, д р у ж б у , п о с т а в и т ь их вы ше всего другого . Это ведь то же сближает. И п о тому мы будем в спом и нать об этом дне, об этом разговоре. Да же когда ты закончи шь у ниверситет и преуспее шь у се бя на Ро дине , мой кам ер ун с кий друг... „ Дмитрий ЧУЙКОВ. Студенческий календарь ТА Т ЬЯ Н И Н Д Е Н Ь о том, что 25 января — Т атьянин день, слы ш али и знают практически все. О том, что он каким -то образом связан со студенчеством, — то же. На эт ом знания, как правило, и за канчиваются. А ведь наверняка многим было бы интересно узнать о празднике поподробнее. Ведь он имеет занима тельную предысторию. И так, кто же она, великомученица Татьяна? Она родилась в III веке в Риме. Достигнув совер ше нно летия, дочка знатных родителей не стала выходить заму ж и все св ои силы отдала церкви. Будучи диаконисой в храме, уха живала за б ольными, помогала нищим. П ри гонении на христиан правителем Ульпианом отказалась принести жер тву ид олам и после стра ш ных истязаний была усечена ме чом. П оз же день 25 января в о ше л в народный месяцеслов, став канвой сельскохозяйственного календаря. Им я святой мученицы получило бытовое осмысление — п раздник обо гатился пословицами, природными наблюдениями, приме тами. Студенческим тор жеств ом этот день считается потому, что святая Татьяна явилась покровительницей МГУ: 12 ян варя (по старому стилю) 1775 года императрица Елизавета утвердила проект учре ждения в М оскве университета. С тех пор в этот день, после отчета ректората и тор жественн ого заседания, студенчество «веселилось на всю Москву». А п о з же ег о стали отмечать и студенты институтов. П ричем не только пиру ш ками, но и диспутами, лекциями и реферата ми, выставками, тор жественны ми молебнами в церквах. Се годня такого нет, но студенты не забывают о празднике, отмечая его преимущественно в компаниях. Е. ТАРАВКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz