Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

окрыляет любовь человека 10 августа 1996 г. ВО что играют наши дети? № 152 (1216 ) Л т$ М ИР, в КОТОРОМт ыЖ ИВЕШЬ Говорят, истинная любовь делает человека крылатым, пробуждает в душе луч ­ шее, светлое... > г ^ , Обычная семья... И все-таки не совсем. В ее образе жизни и Он, и Она стараются даже в столь сложное время сохранить главное — тепло, любовь, доброту, домаш ­ ний уют и покои. Об этом рассказ журналистки Ирины ТКАЧЕНКО. Она заинтересовала меня сразу. При- Муж первым заметил и порадовался, когда Марина, уже подступив к тридца­ тилетию, увлеклась рисованием. Когда пошла на специальные курсы, старался (несмотря на свою занятость — он на ­ чальник смены на НЛМК) освободить ее от домашних забот, доставал краски, ско­ лачивал подрамники с такой охотой, буд­ то сам решил стать художником. Ее оригинальные рисунки заметили, предложили преподавать в центре детско­ го творчества. Встал вопрос о смене проф­ ессии, и муж сказал; «Выбирай, что тебе интереснее». И она выбрала — с малышами ей было работать просто в радость. — Замечаю в детях много страха, бо­ язни: «Ой, не смогу». «Ой, не сумею». Учу их быть уверенными. Некоторые приходят на занятия без альбомов, или кисточек, или карандашей. Удивляюсь — родители так мало уделяют детям вни­ мания. А они ведь такие бесхитростные, добрые по природе. Смотришь, увлечет­ ся рисунком и забывает обо всем, летает просто душой... Так они и живут. Домашние хлопоты — пополам. Кто-то стирает, кто-то гото­ вит. За последнее время в связи со сме­ ной профессии у всей семьи появились новые знакомые, расширился круг инте­ ресов. Марина (а вместе с ней, конечно, и муж) увлеклась психологией, филосо­ фией, новой наукой - самораскрытие лич ­ ности. В доме заметно пополнилась биб­ лиотека. Они разные. Марина — эмоциональ­ ная, порывистая, мечтательная. Его ха ­ рактер — рациональность, воля. А вмес­ те — гармония, которая и помогла про­ явиться ее таланту как художницы. Ее выставку заметили, одобрили. Мир ее творчества — отражение мира ее семьи, и это вылилось на полотнах как испо­ ведь, откровение. Прощаясь, спросила: «О чем теперь мечтаешь?» — Перевернуть весь мир, — озорно засмеялась. Ну, если не перевернет, то многим по­ может. Своим детям, которых она рас­ тит в атмосфере доброты и искусства. Тем, кто написал в книге отзывов: «Бла­ годарны вам за минуты удовольствия. Получили душевное ощущение и обрели силы для борьбы за жизнь. Спасибо». Это ли не лучшая награда? шла на первую персональную экспозицию ее картин в областном выставочном зале, и первое, что увидела, — необычное пре­ дисловие ко всему ее творчеству. Откро­ венное обращение к зрителям: «Мне ско­ ро тридцать. На этой фотографии те, кто помог мне стать такой, какая я есть, — муж, сыновья, дочь и наш друг, белый пу­ дель». Свою экспозицию она тоже назвала бес­ хитростно и мудро: «Мир, в котором я живу». Мир этот необычен. Вот цикл рисун­ ков в лирической голубой гамме. Из вих­ ря линий рождаются прекрасные, какие- то неземные лики людей, диковинные цве­ ты, узоры, птицы... Вот живописные ра ­ боты, пейзажи, натюрморты. Около них хочется постоять подольше, чтобы проник­ нуться каким-то ощущением покоя, чис­ тоты, душевной уравновешенности. ...Жизненный путь талантливой лич ­ ности никогда не бывает подобен ровной дороге. На нем полно валунов — ошибок, споткнувшись о которые, многие набива­ ют шишки. Штормы перемежаются вре­ менным штилем. Но идет накопление энер­ гии, знаний, душевной силы для очеред­ ного рывка, который поднимает их на но­ вую высоту развития. Так было и у Марины Викулиной. Она совсем не мечтала быть художницей. И профессия у нее была самая прозаическая — фельдшер. Работала, была просто хоро­ шей мамой, воспитывала сыновей-двойня- шек и дочь. И до сих пор она считает, что пробуди­ ли ее к искусству, творчеству, самозабвен­ ному рисованию никто иной, как муж, вся ее дружная семья. — Наш брак не был вовсе рожден страстью. Я считаю, кстати, что она быс­ тротечна и взрывоопасна, — рассказыва ­ ет Марина. — Зато у нас были глубокое уважение и большая симпатия друг к дру­ гу. Любовь пришла к ним с рождением сы­ новей. Он оказался замечательным отцом. — Он меня во всем уравновешивает. У меня настроение, как весы, то в одну, то в другую сторону качнется. А он послуша­ ет, улыбнется, все как-то переведет в шут ­ ку, и грусти как не бывало. Знаете, я счи­ таю, что многие семьи распадаются пото­ му, что супруги не хотят или не умеют говорить друг с другом. V - ПРЕДИСЛОВИЕ К ВЫП УСК У После небольшого перерыва «Очаг» вновь возвращается к читателям. Поскольку идут школьные ’ каникулы, тематика нашего очередного выпуска приближена к проблемам, связанным со свободным временем детей. Что делать, если ребенок ушел из дома? Во что играют наши дети? Как ведут себя на улицах, во дворе, общественном месте? Обо все этом мы сегодня поговорим. Как всегда, публикуем ваши письма. Пишите почаще, предлагайте темы о семейном воспитании, спрашивайте. «Очаг» всегда рад помочь вам в любом вопросе. Наш телефон: 2 5 -0 0 -6 9 . Выпуск подготовлен журналистами Л . ДУВИНОЙ и В. ГАЛКИНЫМ. 0 Ш? ЯЗЫ К Н АШ , ВРА Г Н АШ • • • П р о ч и т а л а в «О ч аг е» п и сь м о , в к о т о р о м а в т о р г о в о р и т о т а к о й з а р а з е в н аш ем бы т у , к ак м а т е р ш и н а , Хо ч у п р о ­ д о лж и т ь р а з г о в о р о я зы к е . Н е д а в н о м н е п о н а д о б и л и сь к о е - к а к и е п о к у п к и и п р и ­ ш л о сь о т п р а в и т ь ся в д а л ь н и й м и к р о р а й о н . Гд е м а г а з и н — н е з н аю . Н а в с т р е ч у и д у т п о д р о с т к и . Сп р аш и в аю : « Там, в п е р е д и е с т ь п р о м т о в а р н ы й ?» О т в еч аю т : « Но р мал ьн о » . П р ош л а ещ е , а м а г а з и н а н е т . Вн о в ь о б р а т и л а с ь к р е б я - т а м - п о д р о с т к а м : « Д а лек о ещ е и д ти ? » Вн о в ь в о т в е т ; « Но р ­ мальн о» . Ч т о т а к о е ? Бу д т о у н и х д р у г и х сл о в н е т . . . Вы к о г д а - н и б у д ь п р и сл у ш и в а е т е сь к т о му , к ак г о в о ­ р я т н ы н ч е м о л о д ы е ? Сп л о ш н о е к о сн о я зы ч и е . С т р аш н о с т а н о в и т ся , д о ч е г о б е д е н и х л е к си к о н . Есл и д аж е з н аю т т о , о ч ем н ад о р а сск а з а т ь , н е у м ею т о см ы сл е н н о п о с т р о ­ и т ь с в о ю р еч ь ( в с т у п лен и е , и з л ож е н и е , д о к а з а т е л ь с т в о с в о е г о в з г ля д а , з а к лю ч ен и е ) . Ре б я т н а д о у ч и т ь г о в о р и т ь . Ещ е в л о м о н о с о в с к и е в р е ­ м е н а о б я з а т е л ь н о й ч а с т ью г у м а н и т а р н о г о о б р а з о в а н и я бы л а р и т о р и к а . С л е д о в а л о бы и т е п е р ь в в е с т и в щ к о л а х т а к о й п р е дм е т , хо т я бы ф а к у л ь т а т и в н о и ли в к р уж к ах , а в г у м ан и т а р н ы х в у з а х — с о в е р щ е н н о о б я з а т е л ь н о . М е ж д у п р о ч и м , и н о г д а п о сл у щ а еш ь , к ак с в ы с о к о й т р и бу н ы вы с т у п ае т к ак о й - н и б у д ь ви дн ый « де я т ель» , и д и в у д а еш ь ся . Го в о р и т , г о в о р и т , в с е в о к р у г д а о к о ло , и, н а ­ в е р н о е , с а м н е п о н и м а е т , ч то к ч ему . За ч е м вы с т у п и л , ч то х о т ел с у щ е с т в е н н о е с к а з а т ь ? Или п р о с т о р еш и л н а т р и б у н е п о к р а со в а т ь ся ? Н а в ер н о е , е г о т ож е п л о х о в а т о у ч и ли я зы к у в д е т с т в е и ю н о с т и . . . Н . СЕРОВА . г . Л и п ец к . ^ он БЫ Л М ОИМДЕДОМ. • • Ух о д я т г о да , н о н е у х о д и т п ам я т ь о в о й н е . Ю н ое п л емя 9 0 - х г о д о в с л и ш к о м д а л е к о с т о и т о т д а т ы — 9 мая 1 9 4 5 - г о . Б о л е е п о л у в е к а р а з д е л я ю т п о к о л е ­ ни я . А мо ж е т , и о б ъе д и н я ю т ? Мы р о сл и в т о в р ем я , к о г д а в ш к о ле н ем ал о в н и ман и я у д е л я л о сь п а т р и о т и ч е ск о м у в о сп и т ан и ю . У н а с п р о х о д и л и в с т р е ч и с ф р о н т о в и к а м и , т е м а т и ­ ч е ск и е в е ч ер а , н а к о т о р ы х з в у ч али п е сн и в о ен н ы х ле т . К о н еч н о , мы т о г д а м н о г о е в о сп р и н и м а л и не т а к г л у бо к о , к ак с е г о д н я . Ю н о с т и п р и су щ е н е к о т о ­ р о е л е г к о мы сл и е . Н а в е р н о е , мы в п о лн о й м е р е не п о н и м а л и в се й с у т и в о й н ы , с т р ащ н о г о е е ли ц а . Се й ч а с я, у ж е с а м а у ч и т ел ьн и ц а , р ада , ч то п а т ­ р и о т и ч е ск о е в о сп и т а н и е в щ к о л е в се - т а к и н е п р о ­ п ало д а р о м . П о ч ем у ? П о т о м у ч то п ам я т ь — д о б р а я , с ве т лая и ж и в ая о ве т ер ан ах , о с т р ащ н ы х г о дах 1941- 4 5 г о д о в ж и в а и се й ч а с , ж и в а ^ е в н аш и х де т ях . Э т у п ам я т ь н е с е м т е п е р ь мы , п о сл е в о е н н о е п о к о ­ лен и е . Д е т и м о е г о к л а с с а п и ш у т со ч и н ен и е , к ак о н и п р е д с т ав л я ю т с е б е Вел и к у ю О т еч ес т в ен н ую . Ре б я ­ т а р а з мы ш л я ю т п о - р а з н о м у . К т о - т о , п р о ш т у д и р о ­ в а в к н и г и , р а с с к а з ы в а е т о в о й ск ах , в о о р у ж ен и и , о п р и ч и н а х п о р аж ен и я со в е т с к и х в о й ск в н ач але в о й ­ ны , о п и сы в а е т н а и б о л е е с т р аш н ы е би т в ы . К т о - т о п и ш е т о со бы т и я х , р аз в о р ач и в аю щ и х ся в н аш ей о б ­ л а с т и , о г е р о я х т е х д н е й . Т р е т ь и о п и сы в аю т п ам я т ­ н и к и л и п ец к о й з е м л и , к о т о р ы е п о с т ав л е н ы в ч ес т ь п о б е д и т е л е й , и ли о б е л и с к и п о г и б ш и м со л д а т а м . Но с а м о е г ла в н о е , ч то в д е т я х ж и в а п ам я т ь о б их п р ад ед уш к а х , к о т о р ы х с к аж ды м д н ем , у вы , с т а ­ н о в и т ся в с е м е н ьш е . Он и лю б я т и х, в о сх и щ аю т ся ими . «У д е д у ш к и у м е л ы е р ук и , о б э т о м з н а е т в ся д ер е в н я . Он сд е л а л с а м г ар м ош ! ^ и в п р а з д н и ч н ы е д н и в е се л и т в се х с в о е й и г р о й . Пр а в д а , он с е й ч а с з а б о л е л , и я з а н е г о о ч ен ь п ер еж и в аю . П у с т ь с к о ­ р ее в ы з д о р а в л и в а е т и с н о в а сы г р а е т н а г а р м о ш ­ ке», — п и ш е т Л е н а К о с т е р е в а , в о сь м и к л а ссн и ц а . Ч т о х а р а к т е р н о , д ля в се х р е б я т и х п р ад ед у ш к и и п р а б а б уш к и Ч а с т н и к и в о й н ы — г ер о и . «По р а с ­ ск а з ам , мо й д е д бы л сму г лы й , ч ер н о в о л о сы й и в се г ­ д а в о в с е м а к к у р а т н ы й ч ело в ек , д о б р ы й и о т з ы в ч и ­ вый т о в а р и щ и о т ли ч н ы й к о м а н д и р т ан к о в о г о э к и ­ п аж а» , — п и ш е т Ан я Ш п ак . « Э та и с т о р и я п р о и з ош л а в 1 944 г оду , зи мо й , к о г ­ д а мо я п р а б а б у ш к а бы л а ещ е м о л о д о й , к р а си в о й и х р а б р о й сан и т а р к о й » . ( Л ен а Мо ч али н а ) . « Пр адед уш к а бы л сер ж ан т о м и к оман до в ал в з в о ­ дом» ( К а т я Ф е дю ш к и н а ) . И, к о н еч н о , в р е б я ч ь и х со ч и н е н и я х е с т ь и о п и ­ са н и е п о д в и г о в , еж е д н е в н о г о г е р о и ч е ск о г о т р уда . П и ш у т о т о й о г р о м н о й р а д о с т и , к о г д а у з н а л и о п о ­ б е д е . « Д ен ь П о б е д ы м о й д е д ли к о в ал в Бу х ар е с т е . Ф а ш и з м бы л п о в ер ж ен . У д е д уш к и е с т ь м н о г о н а ­ г р а д и м е д а л е й з а в о ен н ую служ бу . Он в се г д а н а ­ д е в а е т и х в м а й с к и е дн и .» ( А л е к се й Афон и н ) . . . .Я д у м аю о п р е ем с т в е н н о с т и п о к олен и й . О т о м , ч т о бы и д е т и н а ш и х д е т е й н е р а с т е р я л и д о б р у ю , с в е т л у ю п ам я т ь , т е к р о х и с в е д е н и й о г е р о я х и их п о д в и г а х в о и мя Ро д и н ы . Н. Ф И ЛИМ О Н О В А , учи тельниц а л и п ец к о й с р е д н е й ш колы № 7 1 . ШШШ ш м / ГОВОР ЯТДЕТИ л К- Н а ш и м п о с т о я н н ы м ч и т а т е л я м , в и д и м о , п р и ш л а с ь п о д у ш е н еп р и хо тли в ая р уб р и к а «Говорят д е ти » . Э т о и п о н я т н о — д е т и у д и в и т е л ь н о н а б л ю д а т е л ь н ы й , н е о ж и д а н н ы й и в е с е л ы й н а р о д , п о р о й и в з р о с л ы х з а с т а в л яю щ и й в с е р ь е з з а д у м а т ь с я о «плод ах во спи тания» . Н аш а п о с то я нн ая ч и т а т е л ь н и ц а — л и п ч а н к а , б а б у ш к а т р е х л е т н е й О л и , Н .И . М а р ч е н к о пол учил а о т п уб л и кац и и «Говорят д е ти » с в о й п е р в ы й г о н о р а р и с о о б щ и л а : «Посоветовались мы с внучкой и р еш ил и п о сл а ть э ти д е н е ж к и в д е т с к и й д о м на п о к у п к у и гр у ш е к . Б уд ем вам п и са ть и д а л ь ш е , е с л и н е н ад о ед им » . Н е сом н ев ай те сь , д о р о ги е ч и т а тел и , в н аш ем кл убе ни кто ни ком у не н ад о е с т , мы р ады в сем и в с е гд а . Г у л я е м в п ар к е , в о к р у г м н о г о д е р е в ь е в . О л я р а с ш а л и л а с ь б е з м е р ы , д е л а ю е й з ам е ч а н и е : Се й ч а с п о с т а в лю в у г ол ! Оля ( х и т р о улы б а я сь ) : А г д е он т у т , т в о й у г о л - т о ? Ра с с м а т р и в а е м с е м е й н ы й ф о т о а л ь б о м . В о т б а б у ш к а е щ е д е в о ч к а , в о т О л и н а м а м а — м а лы ш к а . . . Оля : Зн а ч и т , в с е - в с е - в с е б ы л и к о г д а - т о м а л е н ь к и м и ? А б а б а - Яг а ? О ля р а з д е в а е т к у к лу д о н а г а . Го в о р ю : н е н ад о , а т о з а м е р з н е т т в о я Б а р б и . Оля : Н е з а м е р з н е т . В и д и ш ь , у н е е п у п ы р ы ш к о в н е т . Зн а ч и т , к о ж а е щ е н е г у си н ая , Н . М А РЧ Е Н КО . А л еш а , 5 л е т : К о г д а я в ы р а с т у , т о б у д у п л о т н и к о м н а с т р о й к е , к ак п ап а . Н о д л я э т о г о н у ж н о м н о г о з н а т ь и у ме т ь . А л еш а : Т о г д а я б у д у н а ч а л ь н и к о м н а с т р о й к е . Р и т а , 3 го д а . М а м а п р и у ч а е т е е р а з л и ч а т ь ц в е т а . П о к а з ы в а е т к р а с н у ю в я з а н у ю ш а п о ч к у и г о в о р и т : о н а к р а сн а я . П о т о м п о д о д в и г а е т к н е й с т а к а н к р а с н о г о к лю к в е н н о г о к и се л я — а о н к а к о й ? Ри та : Вк у сный . . ^ О л е г , 2 , 5 го д а . Рассма тривае т себя в зер кале , тщ ательно причесывается : — Я т а к о й х о р о ш и й , т а к о й х о р о ш и й , н у п р о с т о п р е л е с т ь . Ю л я , 2 го д а 11 м е с я ц е в . В о ш л и с п ап о й в лиф т , д в е р и з а к р ы л и сь , а он н е е д е т , Ю ля : Во т , б а т а р е й к и се л и . Ж е н я , 4 го д а . У в и д е л а му ху , к о т о р а я с е л а н а о к о н н у ю з а н а в е с к у и с т а л а т е р е т ь л а п к у о б лап к у . — М а м а , см о т р и , м у х а о н аш у т ю л ь н о г и в ы т и р ае т . _______ , V _____ : ^ СЧ АСТЛ И ВУЮ СЕМ ЬЮ НЕ ВЫБИ РАЮ Т З а с в о ю м н о г о л е т н ю ю р а б о т у в ш к о л е я н аб лю д ала м н о г и е сем ь и , х о р о ш и е и п ло х и е . Поч т и п о л в е к а т о м у н а з ад , к о г д а н ач ала р аб о т а т ь у ч и т е л ем , с е м ь и в о м н о ­ г о м бы л и н е п о х ож и н а со в р е м е н н ы е . Э т о бы ли п о сл е в о е н н ы е г о ды . С т р а н а з а л е ч и в а л а р ан ы . Л ю д и ж и ли б е д н о , н о д у ш о й бы л и ч и щ е . Во м н о ­ г и х с е м ь я х о т ц ы в е р н у л и сь с ф р о н т а к а л е к ам и и, п р о й ­ д я ч е р е з г о р н и л о т яж к и х и сп ы т а н и й — к р о в ь и с м е р т ь , б ы л и н ам н о г о и н р а в с т в е н н е е . Всп о м и н аю , п ь я н и ц п о ч ­ т и н е бы ло . Во в с я к о м слу ч ае , о т ц ы н е п и ли , к ак т еп е р ь , сп л о ш ь и р яд о м . А в т е х сем ь я х , г д е о т е ц п о г и б , ж е н щ и н а о д н а в о с ­ п и т ы в ала д е т ей . Ей н е к о г д а бы ло з а н и м а т ь ся со б о й , о н а д у м а л а , к ак бы н а к о р м и т ь и в ы р а с т и т ь сы н о в е й и д о ч е ­ р ей . О в о д к е и р еч и н е м о г л о бы т ь . Д о б ы в а л и в т р у д е к у со к х л еб а . Д а и д е т и с р а н н е г о в о з р а с т а п р и у ч ал и сь т р у д и т ь ся . С т а р а л и сь х о р о ш о у ч и т ь ся . Вл а с т ь и у ч и т еля сл е д и л и , ч т о бы н е бы ло о т се в а , бы л п р и н я т За к о н о в се о б у ч е . П е р е р о с т к и , к о т о р ы м в о й н а н е д а л а в о з м о ж ­ н о с т и з а к о н ч и т ь у ч ебу , ш ли в в е ч е р н ю ю ш к о л у и р а б о ­ тат ь. Т а к и м о б р а з о м , и з г о д а в г о д н аш а с т р а н а п о п о л н я ­ л а с ь г р ам о т н ы м и и т р у д о л ю б и в ы м и м о л о д ы м и лю д ьм и , и мы в се в м е с т е д е л а л и с т р а н у л у ч ш е и б о г ач е . Т е п е р ь ж е, о с о б е н н о з а п о сл е д н и е г о ды , м н о г о е и з ­ м е н и л о сь в с о з н ан и и лю дей . В т а к н а з ы в а е мы е « з а с т о й ­ н ы е г оды» п оч т и к аж дая сем ь я и м е л а т е л е в и з о р , р ад и о , д еш е в ы е п р оду к т ы . М о л о д еж ь п о т я н у лась к д е н ь г ам , р о ­ ск ош и . Ро д и т е л и н еп ло х о с т а л и з а р а б а т ы в а т ь и л е л е я ­ ли д е т е й , с т а р а л и с ь с о з д а т ь д л я н и х в с е у сл о в и я , к о т о ­ р ы х с а м и о н и в п о сл е в о е н н ы е г о ды н е и м е л и . Д е т и п о ­ т е р я л и и н т е р е с к у ч ебе , п е р е с т а л и т р у д и т ь ся . М н о г и е о т ц ы н ын ч е п р и с т р а с т и л и с ь к ч ар к е . П р а з ­ д н и к и , и м е н и н ы , с в а д ь бы , н о в ы е п о к у п к и — в с е с в я з ы ­ в а е т ся с в и н ом . С т а л и п о п и в а т ь и м а т е р и . Т р у д н о м н е бы ло р аб о т а т ь в ш к о л е п о сл е д н е е в р е ­ мя , т а к ж е, к ак и м о и м к о л л е г ам . Помн ю , в в ы п у ск н ы х к л а сса х у н а с к ак - т о в д р у г и сч е з л и м е д а л и с т ы . Д е в о ч к и н ач али к р а си т ь ся и н о си т ь к о р о т к и е ю бк и . П о я в и л и сь р ан н и е « доч к и -ма т ери » , н ен уж н ая ран н яя б е р ем е н н о с т ь . В п о сл е д н е м с в о е м в ы п у ск н о м к л а с с е я м н о г о о б э т о м г о в о р и л а с у ч е н и ц ам и . На р а з н ы е т емы : в ч ем см ы с л ж и з н и , сч а с т ь е ч ел о в е к а , ч то т а к о е и с т и н н а я лю б о в ь . С т а р а л и с ь п р о в о д и т ь , к ак мо ж н о б о л ьш е в е ч е ­ р о в д ля с т а р ш е к л а ссн и к о в . В к лассе , г д е бы ла к л а ссн ы м р у к о в о д и т е л ем , п омн ю в се х , к ак н а л ад о н и . Во т С аш а Ч у р си н п о сл е р а з в о д а р о д и т е л е й р еш и л б р о си т ь у ч и т ь ся . Но он х о р о ш о п ел и со ч и н ял с т и х и . Мы с в ы п у ск н и к ам и о р г а н и з о в а л и п о э ­ т и ч е ск и й к р уж о к , с т а л и в ы п у ск а т ь р у к о п и сн ы е ж у р н ал и г аз е т у «Т в орч ес тво » . С аш а с т а л о дн и м и з ак т и вн ы х к р уж ­ к о в ц ев . С т а л и п р и г л аш а т ь в ш к о л у м е с т н ы х ли п ец к и х п о э т о в и п и са т е л ей . Я и м о ч е н ь б л а г о д а р н а . Он и п о м о ­ г али н ам , у ч и т елям и д е т я м , п о - н а с т о я щ е м у п о лю б и т ь ли т ер а т у р у . Се й ч а с у н а с у в се х с л о ж н о е в р е мя . С т р а н а р е з к о см е н и л а о бщ е с т в е н н ы й с т р о й . П ош л и ш а т ан и я в н аш и х мо з г а х . О ч ен ь м н о г о р а з в о д о в , п о я в и л а сь с т р а с т ь к н а ­ ж и в е и д е н ь г ам , м о л о д еж ь у в л е к а е т ся н и з к о п р о б н ы м и ск у сс т в о м . У м н о г и х п р о п а л о ж е л а н и е и у ч и т ь ся , и р а ­ бо тат ь. О б о в се х э т и х п е р ем е н а х с т о и т к аж д о м у и з н а с з а ­ д у м а т ь ся , о с о б е н н о р о д и т е л я м . Есл и мы , в з р о сл ы е , не о с о з н а е м в с ю п а г у б н о с т ь п о в е д е н и я о т д ел ь н ы х п ап и м ам , н е з а й м е м с я се р ь е з н ы м в о сп и т а н и ем д е т е й , т о б у д е т о ч ен ь п ло х о в се м н ам . Н е о б х о д и м о п о м о ч ь в л а с ­ ти , а в л а с т ь — с е м ь я м в в о сп и т а н и и н о в о г о п о к о лен и я . Вс п о м н и м сл о в а в е л и к о г о к л а сси к а Л .Н . Т о л с т о г о , к о ­ т о р ы й г о в ор и л : « С ч ас т ли в т от , к то сч а с т л и в в се мь е» . Бу д ем в се в м е с т е у к р е п л я т ь с в о и сем ь и . . . А . КОКОРЕВА , учи тел ь -п ен си о н ер . В этотм иг каж д ая семья с ч а с ­ тлива оди на ков о .. . Фото М . БАРАБАНОВА. ЭТИ СТРАННЫЕ, СТРАННЫЕ ИГРЫ ... Задумаемся В с п о м н и м с в о е д е т с т в о . У д е в ч о ­ н о к — к ук лы , к ласси к и , и г р али в б о л ь ­ н и ц у , п р я т к и , сем ью . Ре б я т а г о н ял и в фу т б о л , д ем о н с т р и р о в а л и л о в к о с т ь и б ы с т р о т у н о г в лап т е , м е т к о с т ь — в г о р о д к а х . Зи м о й в се о в р а г и бы л и и с ­ п ещ р е н ы сл е д а м и са н о к и лыж , л е ­ т о м о г л аш а л и сь р е б я ч ь и м г о м о н о м б е р е г а р еч е к и п р у до в . П о п у л я р н а бы л а и и г р а « в в ойн у» , к о г д а р а з б и ­ в а л и с ь н а к о м а н ды « р у сск и х» и « фа ­ ш и с т о в » . Б а т а л и и д л и л и с ь д о п о з д ­ н е й н оч и . Ч т о х а р а к т е р н о , « р у с с к и ­ ми » х о т ел и бы т ь в се . В н а с ещ е бы ли ж и вы в о сп о м и н а н и я о т ц о в о в о й н е , п о э т о м у - мы ч е т к о п р е д с т а в л я л и , к то т а к о в зах в а т ч и к , а к то о с в о б о д и т е л ь . К а к - т о п о с т е п е н н о з а б ы л а сь л а п ­ та , уш ли г о р о д к и , п о у м е н ьш и л о сь с о ­ д р а н н ы х к о л ен о к п р и и г р е в ф у т б о л , о в р а г и з и м о й х р а н я т н е т р о н у т ы й сн е ж н ы й п о к р о в . Ч то ж е п р и ш л о н а см е н у т ем д а л е к и м д е т ск и м з а б а в ам ? В н аш ем д в о р е , о к р у ж е н н о м ч е ­ т ы р ь м я т р е х э т а ж н ы м и д о м а м и , д е т ­ в о р ы мн о г о . П лю с к э т о м у с о в с е й о к р у г и с б е г а е т с я р еб я т н я , ч т о бы п о ­ р е з в и т ь ся п е р е д сн о м . Д е в ч о н к и г о н яю т в о лан б а д м и н ­ тон а , у в леч ен н о и г р аю т в « вы би в алы» . Н е с к о л ь к о б у д у щ и х м ам , к о т о р ы м о т р о д у н е б о л ь ш е д е с я т и , п е л е н а ю т к у к лу , о б в и н я я д р у г д р у г а в н е у м е ­ н и и , В п р и н ц и п е в и х и г р а х н и ч е г о н е и з м е н и л о с ь з а д в а - т р и д е с я т к а ле т , р а з в е ч то о д е т ы о н и т е п е р ь з н а ­ ч и т ел ь н о л у ч ш е н аш и х да л е к и х с в е р ­ с т н и ц . К ак и и х к ук лы , в п р о ч ем . Но в о т др у г ая к ар ти н к а . И з - з а у г ла Вы н е зад умы в али сь н ад т ем , во что и гр аю т н аш и д е ти ? На первы й в з гл я д , вопрос м ал о зн а ч ащ и й : д р у ги х про бл ем сверх головы . Но э то только на первы й . По с ущ е с тв у ребячьи игры являю тся о тр аж е н и ем н аш ей в зро слой ж и з н и , д р у г и м и сл ов ам и , к а ко в о вр ем я — таковы и и гры . в ы ск а к и в а е т т о л п а п ац ан о в с п о в я з ­ к ами н а г о ло в а х , в се в ч ер н ы х с в и ­ т ер а х . У к аж д о г о в р у к ах меч . И з - з а д р у г о г о у г ла н а в с т р е ч у и м н е се т ся ан а л о г и ч н о о д е т а я и эк и п и р о в а н н ая о р у ж и ем д р у г а я т о лп а . Нач и н ае т ся « ве ли к ая сеч а» , в р е з у л ь т а т е к о т о ­ р о й т о о ди н , т о д р у г о й у ч ас т н и к б и т ­ в ы х в а т а е т ся з а у ш и б л ен н ую г о л о в у и ли ру к у . И д е т и г р а в я п о н ск и х н и ­ н дзя . Или . Во о р у ж е н н ы е а в т о м а т а м и и п и с т о л е т а м и д в е к о м а н ды я р о с т н о ат а к у ю т д р у г д р у г а . И з о б р аж аю т ся н е « р у сск и е » и « фаш и с т ы » , а д в е г а н г с т е р с к и е бан ды , н е и з в е с т н о ч то д е л я щ и е в о бы ч н о м р у сс к о м д в о р е . В в о з д у х е т о и д е л о в и с и т , ,, я д р е ­ н ы й ма т . Зд е с ь ж е. Д в а ш е с т и - сем и л е т н и х б у т у з а д е м о н с т р и р у ю т д р у г д р у г у п о д о б и е п р и ем о в в о с т о ч н о г о е д и н о ­ б о р с т в а в п е со ч н и ц е . Од и н вы к и д ы ­ в ае т н о г у с к р и к о м «Йй-я 1 », д р у г о й к ар т и н н о п адае т , р аск и н у в р ук и . « По ­ б е д и т е л ь » и з о б р а ж а е т у д а р п о ш е е п о в е р ж е н н о г о с о м к н у т ы м и л а д о н я ­ ми , п р ы г а е т н а п о з в о н о ч н и к , в ы в о ­ р ач и в ае т ш ею п ро ти вн и к у . За т ем он и м е н я ю т с я м е с т а м и , и т е п е р ь уж е б ы в ш е м у п о б е д и т е лю н ас т а е т ч ер ед к а т а т ь ся п о п е ск у , и з о б р аж а я в е л и ­ к и е с т р а д а н и я . Ч т о - т о н е в и д н о т е п е р ь в о д в о ­ р ах ю ных ф у т б о ли с т о в , в о л е й б о л и с ­ т о в . Я уж н е г о в о р ю о г о р о д к а х и лап т е , к о т о р ы е и н ами , с о р о к а л е т ­ н и м и , з а б ы в а ю т с я . В м е с т о э т о г о н а б лю д а ем к р у т ы е а н г л о - а м е р и к а - н о - ф р а н ц у з ск о - н ем е ц к и е « бое ви к и» в и сп о л н е н и и р у сск и х мал ь ч и ш е к . За д у м а е м ся н ад п р и ч и н ами э т о ­ г о ф е н о м е н а . Во - п е р в ы х , у м н о г и х п о я в и л а сь в и д е о т е х н и к а . С а м о по с е б е э т о бл а г о . Д е л о в се в т о м , ч то н а ш и д е т и а б со л ю т н о н е з а щ и щ е ­ ны о т ф и л ьм о в , п р я м о и ли з а в у а л и ­ р о в а н н о п р о п а г а н д и р у ю щ и х к уль т си лы , н а си л и я , п о р н о г р аф и ю . Н а ­ с к о л ь к о м н е и з в е с т н о , в о м н о г и х с т р а н а х в и д е о к а с с е т ы п о д о б н о г о со дер ж ан и я п р о даю т ся с о сп е ц и ал ь ­ н ы м к о д о м . В з р о с л ы й , з н а я е г о , ф и л ьм п о см о т р и т , а р е б е н о к — не т . Т а м з а б о т я т с я о н р а в с т в е н н о с т и п о д р а с т а ю щ е г о п о к олен и я . У н а с ж е в к и о ск а х м о ж н о к у п и т ь ч то у г о д н о б е з в с я к о г о к ода . Д о м а у в се х к а с ­ се т ы н а в и д у . С м о т р и т м а лы ш ч то п о п ал о , а мы и ли н а к ух н е, и ли в о д в о р е , и ли н а о г о р о д е . К с т ат и , п о т е л е в и з о р у с т а л и к р у т и т ь в п о с л е д ­ н и е г о д ы в о с н о в н о м т а к и е ж е ф и л ьмы , в т о м ч и сл е и о т е ч е с т в е н ­ н ые . Н а см о т р е в ш и с ь э т о й « к р у т и з ­ ны» , р еб я т а п е р е н о ся т у в и д ен н о е на и г р о в у ю п л о щ а д к у . Д а , п о к а э т о и г р а , н о с о в р е м е н е м м о ж е т в о з н и ­ к н у т ь ж ел ан и е и в ж и з н и и сп ы т а т ь в с е э т о . П о к а з а д у м а л и с ь н ад э т и м и з а ­ б е с п о к о и л и с ь л и ш ь ц е р к о в н ы е и е р ар х и . Он и п р я м о з а я в и л и , ч то б е с к о н т р о л ь н о с т ь н а т е л е в и д е н и и , в с е д о з в о л е н н о с т ь в п р о д аж е в и д е ­ о к а с с е т в е д е т к п р я м о м у р о с т у п р е ­ с т у п н о с т и . Есл и у ж н е т г о с у д а р ­ с т в е н н о г о к он т р о ля з а т е л е - и в и д е ­ о п о к а з о м , т о хо т я бы мы , р о д и т ел и , д о лж н ы о г р а д и т ь с в о и х д е т е й о т р а з р у ш аю щ е й д е т ск у ю д у ш у ч е р н у ­ хи . Ещ е о д н а п р и ч и н а э т и х с т р а ш ­ н ы х и г р , н а мо й в з г ляд , к р о е т ся в о бщ е м о ж ес т о ч ен и и н аш и х о т н о ш е ­ н и й , с в и д е т е л е м ч е г о я в л я ю т с я д е т и . В с е м е н ьш е п р о я в л ен и й д о ­ б р о т ы , п р и м е р о в д о б р о ж е л а т е л ь ­ н о с т и , и, н а о б о р о т , в се б о л ьш е а б ­ со лю т н о н е м о т и в и р о в а н н ы х в с п ы ­ ш е к р аз др аж и т ельн о с т и , н еп р и я зн и , н ач и н ая о т с е м ь и и к он ч ая о б щ е с ­ т в е н н ы м т р а н сп о р т о м . Ж и з н ь , к о ­ н еч н о , с е й ч а с н е мед , но , с о б и р а ­ я сь в ы с к а з а т ь н еч т о н е л е с т н о е п о а д р е с у н еч ая н н о т о л к н у в ш е г о в а с т а к о г о ж е б е д о л а г и п а с с а ж и р а а в ­ т о б у с а и ли п о а д р е с у ж ен ы , п е р е ­ с о л и в ш е й б о р щ , о г ля н и т е сь : р я д о м с в ам и м ал е н ь к и е . Н аш и т р у д н о с т и — о н и н аш и , и не сл е д у е т п лю со в а т ь и х к т ем , к о т о р ы е о ж и д аю т д е т е й и в н у к о в в н е д а л е к о м б у д у щ е м . Есл и н е о с т а н о в и м с я , т о м о ж ем с к о р о у в и д е т ь на д е т с к о й п л ощ ад к е н еч т о п о с т р аш н е е , ч ем и г р у в г а н г с т е р о в В . ГА Л КИН . Ваш инспектор УШЕЛИЗ ДОМАИ НЕВЕРНУЛСЯ... П родолж аем р уб р и ку «Ваш инспектор». Сегодня в гостях у «Очага» инспектор по д е л а м несовершеннолетних М осковского отделения м илиции Елена Матусевич. • Л ето — беспокойная пора, когда у детей масса свободного времени, к сожалению, часто бесконтрольного для родителей. Несколько случаев из нашей повседневной практики. Мальчик из вполне благополучной семьи ушел из дома, сказав родителям, что идет на тренировку. И не вернулся. Взволнованные папа и мама обратились в милицию. Как заверяли родители, сын их никогда ничем не огорчал, отличался примерным поведением и послушанием, плохих товарищей не имел, ни в каких уличных компаниях не участвовал. Задействовали все службы, и мальчика нашли. В дальней деревне, где жила бабушка, он ночевал на чердаке дома. Был «экипирован» для... поездки в Москву. Захватил с собой рюкзак, пару рубашек, нехитрый провиант. Как потом признался, собирался в поездку давно. Как ни ахали родители, но было совершенно очевидно —своего сына они хорошо не знали. Может быть, впервые в отделении милиции состоялся откровенный разговор взрослых с подростком —о чем думает, мечтает, чего хочет, чем не удовлетворен в семье... Другой случай. Шестилетнюю девочку привел к нам участковый. Болталась на мини ­ рынке, пыталась чем-нибудь полакомиться у прилавков с экзотическими фруктами. Оказалось, тайком убежала из детской больницы, куда ее поместили родители, живущие в далеком районном центре. Почему убежала? Просто потому, что папа и мама целую неделю не наведывались в больницу. А тутко всем ребятам приходят каждый день, заваливают гостинцами, сладостями. Не что иное, как одиночество «сработало» психологически, ощущение, что о ней забыли, что девочка никому не нужна в чужом большом городе... Несколько советов родителям. Прежде всего, почаще общайтесь с детьми, не формально —куда пошел, когда придешь? Дети —большие фантазеры, а в свободное время, когда нетшколы и уроков, особенно. Поинтересуйтесь, чем они заняты, во что играют, чего хотят, какие неосуществленные желания имеют. Взрослые должны доверять детям, но всегда ли дети доверяют им? Не доверяют, хранят тайны, значит, ждите непредвиденных ситуаций. Второе. Если ребенок ушел из дома и не вернулся, немедленно, помимо милиции, свяжитесь со всеми родственниками, живущими не только на территории области. Реже, но бывают случаи, когда мальчик или девочка уходят из дома в силу того, что психически не уравновешены, отличаются хаотичным поведением. Не бойтесь этого — здесь нужны квалифицированные совет и помощь врача-психолога. Не затягивайте такое обращение к специалисту. Все поправимо, если вовремя принять меры. Август — последний месяц каникул. Пусть он пройдет спокойно и не принесет огорчений в вашем доме, связанных с детьми. О Т РЕДА КЦИ И : Д о п о л н им разговор статистикой. З а первое полугодие 1 9 9 6 года ор ганам и ГУ РОВД Л и п ец ко й области было зарегистрировано 1 1 7 случаев самовольного уход а детей и подростков и з с ем е й и детских у чр еж д е н ий . Р азы скано з а это ж е врем я — 1 0 7 ч еловек . Иногда подобны е попытки «самостоятельной жи зни» заканчиваются трагически. Н априм ер , считался б е з вести пропавш им с сер ед ины м ая учащ ийся П ТУ 17-летний Ф . Ч е р ез д в а м есяц а на о дном и з пляж ей области обн аруж ен его труп. Каковы ж е причины , заставляющие детей покидать свой д о м и над еж ны й кров? А н ал и з по этому поводу представила р ед а кц и и начальник отдела по д е л а м несовершеннолетних УВД области, м ай ор Н а д еж д а КЛОЧКОВА . Вот некоторые и з цифр . Самый большой процент — 3 2 , 4 — обусловлен конфликтными ситуациями в сем ь е . Склонность к бродяжничеству отмечается в 2 7 , 3 процента случаев , аном али и п сихического развития — 1 8 ,8 . Около 6 0 процентов от общ его количества беглецов приходится на областной центр. По в с ем случаям проведены сл уж ебны е п ро вер ки и направлены соответствующие представления в ад р е с заинт ересованны х ведомств о необходимости устранения причин . Хотя п о с л е д н и е м ож но обобщить одной ф ра зой — отсутствие постоянного контроля над детьми со стороны \ ^ р о с л ы х : родителей , воспитателей т У

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz