Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

т о р г о в л я Р о с с и ю н е с п а с е т , е с л и р у х н е т э к о н о м и к а 10 августа 1996 г. о с т а л и с ь л у ч ш и е к а д р ы № 152 (1216 ) Р я д о м с ф л а г м а н о м м е т а л л у р г и и Н о в о л и п е ц к и м к о м б и н а т о м э т о т з а в о д к а ж е т с я н е б о л ь ш и м с у д е н ы ш к о м . И в с е -т а к и л и п к а н е в с е г д а о т н о с и л и с ь к н е м у с у в а ж е н и е м , в е д ь б р а л и с ю д а н а р а б о т у т о л ь к о п р о в е р е н н ы х к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х с п е ц и а л и с т о в . Н е з р я з а в о д с т а л к у з н и ц е й к а д р о в и с е м е й н ы х д и н а с т и й . С л а в а о « П у с к а ч а х » ш л а п о в с е й с т р а н е . Н е с л у ч а й н о з а опыт н ом п р и е зж а л и д аж е м и н и с т р ы , г о с у д а р с т в е н н ы е д е я т е л и , р у к о в о д и т е л и о б л а с т е й . Б о л ь ш и м у в а ж е н и е м в о т р а с л и и н а с а м о м з а в о д е п о л ь з о в а л с я б ы в ш и й д и р е к т о р з а в о д а М . А н т р о п о в , к о т о р ы й и в ы в е л е г о в л и д е р ы о т е ч е с т в е н н о г о м а ш и н о с т р о е н и я . И в н а ш е т р у д н о е в р е м я з а в о д ч а н е н е п а с у ю т п е р е д т р у д н о с т я м и , о с в а и в а ю т н о в у ю п р о д у к ц и ю и р ы н о ч н ы е о т н о ш е н и я . О т д у ш и п о з д р а в л я е м и х с ю р и л е е м и в е р и м , ч т о в п е р е д и у н и х м н о г о н о в ы ^ ' п р а з д н и к о в . Л ИПЕЦКОМ У З АВОДУ ПУ С КОВЫХ ДВИГ А ТЕ ЛЕЙ - 5 0 Л Е Т 7 Р т т Г1 ■ г 1 г Т р* 'Ь г Выпуск подготовили Игорь СИЗОВ, Георгий АТАНАСЯН, Владимир ПЕТРОВ. Ш Александр ЗУЕВ, генеральный директор АО «Липецкий завод пусковых двигателей»: « ЭК ОН ОМ И К А БЕЗ ОТЕЧ ЕСТВЕН Н ОГО М АШ И Н ОСТРОЕН И Я НЕ ЗАРАБО ТАЕТ , К А К ТРАК ТОРН ЫЙ Д ВИ ГАТЕЛ Ь БЕЗ П УСК АЧА» Несколько лет назад зав од пусковы х двигателей назы вали «кум овы м» , устр оиться сюда было не оче нь легк о. И действитель н о, предприятие считалось од ним из ведущ их в св оей отрасли , работало стабиль н о. В послед ние г оды, как и во всей про мыш ленн ости России, здесь произошел спад. Н елегкая доля выпала ге неральн о му директ ору акцио нерн ого общества А . Зуеву — во згла влят ь завод в это непр остое вре мя. Н о А лекса ндр Викт орович и коллект ив не теряют опт и ми зма и дел ового настр оя, встречая 50-летие своего предприят ия . — Александр Викторович, с чего же начина ­ лась полувековая история завода? — С машинно-тракторных мастерских, кото­ рые были созданы в центре Липецка сразу после войны. Сначала здесь производился ремонт дви­ гателей сельхоз- и автомашин, и лишь простые детали изготавливались самостоятельно. Но объ­ ем производства и техническое вооружение посто­ янно наращивались. В 1960 году здесь было орга­ низовано производство пусковых двигателей. Пот­ ребовалось немало усилий коллектива и директо­ ра завода Михаила Георгиевича Антропова, что­ бы бывший авторемонтный завод превратить в со­ временное предприятие. Несколько лет длилась реконструкция, возведение новых цехов. Впрочем, перевооружение, разработка новых моделей, стро­ ительство новых корпусов шло вплоть до 90-х го­ дов. Это позволило создать мощности на выпуск 310 тысяч двигателей в год, достичь высокогб' Урбв-' ня механизации. — Что же произошло в последние годы со спросом на пусковые двигатели? Может быть, они не нужны на селе? — В Союзе было четыре подобных предпри­ ятия. Сейчас пускачи выпускают только Гомельс­ кий завод и наш. Потребность в подобных двига­ телях на селе большая. Новые тракторы хозяйст ­ ва практически не покупают, из нескольких ста­ рых собирают один работающий. Значит, на него нужно установить новый пускач. Но все упирает ­ ся в неплатежеспособность селян. Недавно у меня был руководитель одного из хозяйств. Он гово­ рит, что стоят шесть тракторов, а купить на них пусковые двигатели не на что. Такое положение продолжаться долго не может. Ведь так мы дожи ­ вем до того, что вообще не на чем будет пахать землю. Спрос начинает понемногу расти. В прошлом году нам удалось изготовить и реализовать 25 ты ­ сяч двигателей и «подняться» на 2 0 процентов. Мы стараемся сохранить связи с потребителями в традиционно «наших» регионах: центральная и южная часть России, Сибирь и Дальний Восток. В последнее время активно ищем новых партне­ ров. Харьковский завод «Серп и молот» отказал ­ ся от приобретения гомельских пускачей и с это­ го года сотрудничает с нами. Новый заказ даст возможность увеличить производство. За первое полугодие реализация возросла на 1 0 процентов. Раньше мы только в Среднюю Азию поставляли столько двигателей, сколько выпускаем сегодня в год. Последние 2-3 года этот рынок был для нас закрыт. Сейчас установили контакты с одним из ташкентских заводов, на базе которого создали со­ вместное предприятие. Мы будем поставлять, и про­ дукцию для реализации, и комплектующие для их производства. — Что мешает сотрудничеству с ближним за ­ рубежьем? — Та же проблема, что и на отечественном рын­ ке — отсутствие денег. Приходится использовать бартерные операции. Мы берем у них то, что здесь можно реализовать. Например, харьковчане гото­ вы забрать у нас 6 тысяч пускачей в обмен на дизельные двигатели, которые мы в свою очередь поставляем на Липецкий тракторный и сельхоз­ предприятия. Если в прошлом году доля бартера составляла у нас 80 процентов, то в прошлом ме­ сяце достигла 98 процентов. Но ведь не со всеми можно рассчитаться товаром. В бюджет нужно от­ числять деньги. Зарплату людям тоже двигателя ­ ми не выдашь... — Если ваш основной потребитель — село — неплатежеспособен, может быть, нужно пере ­ профилировать производство? — Эта идея давно обсуждалась на уровне го­ родских и областных властей. Но специализиро­ ванное производство, технологические линии, спе­ циальное оборудование не позволяют легко пере­ наладить производство на выпуск другой продук­ ции. Потребуется 70 процентов техноДОГического оборудования заменить на новое. Это огромные средства. У нас их нет, правительство тоже не спешит помочь. Да и что выпускать? Наш рынок открыт Западу. Даже предприятия ВПК, имею­ щие современную технологию, не могут перепро­ филироваться. Сейчас много говорят об иностранных инвес­ торах. У нас только в прошлом году побывало пять делегаций из США, Франции^ Германии. На сло­ вах все готовы к сотрудничеству, но реальные шаги никто не делает. Видимо, отпугивает политичес­ кая и экономическая нестабильность в нашей стра­ не. В частности, с американцами шли переговоры о размещении у нас производства бытовой техни ­ ки. Все обсудили, урегулировали обоюдные пре­ тензии, даже о времени начала работ договори­ лись. И вот месяц за месяцем они нам говорят одно: подождите. Причем нас больше интересует вариант поставки современной технологии. Да, видимо, им нет интереса создавать в России до­ полнительные рабочие места, сокращая их у себя. — В чем же вы видите выход из создавшего­ ся положения? — Каждый должен заниматься своим делом. Да, мы выполняем разовые заказы. Сейчас, на­ пример, активно сотрудничаем с «Липецкэнерго». Конечно, нужно использовать любую возможность, чтобы дать людям работу. Но основное направле­ ние — модернизация нашего двигателя ПД - 8 с воз­ душным охлаждением. Сделали из него модифи­ кацию двигателя общего назначения, который можно использовать в хозяйстве как агрегат для закачки воды, мини-пилораму... Но реализация не пошла все по той же причине — у людей нет денег. Сейчас разработан более мощный двигатель для фермерских хозяйств, на базе которого мож­ но сделать мини-трактор, мельницу. Освоили про­ изводство пускача для трактора Т-150. Все это поз­ воляет расширять рынки сбыта. — А вы можете сказать, что знаете сегодня рынок? — К сожалению, этого никто не может сегодня сказать. Вот мы полтора года разрабатывали дви­ гатель для фермеров, но кто даст гарантию, что он не будет пылиться на складе? Государство до­ лжно определить приоритетные отрасли, разрабо­ тать программу. Иначе производители так и бу­ дут метаться в этом диком рынке без руля и без ветрил. Представьте, мы организуем производст­ во бытовой техники, а завтра, например, снимут таможенные пошлины, и нас просто задавит за ­ падная техника. Эти вопросы должна решать и предвидеть государственная служба. Мы же не можем организовать целый научно-исследователь­ ский институт по изучению спроса. Да в этом ха ­ осе и институт не поможет. Вот мы обратились в Московский НИИ конъюнктуры рынка, чтобы они нам ответили: на что можно сделать ставку, в чем дефицит? Но ответа не получили. Центральные власти вообще бросили промыш­ ленность на произвол судьбы. Раньше на завод пос­ тоянно приезжали министры, руководитеДй ВЙ- сокого ранга. Сейчас «Росскоммаш» только запра­ шивает результаты работы по году. Обратной свя ­ зи нет. Идея, что рынок сам все расставит по мес­ там и приведет к росту производства, качеству товаров, наивна и пагубна. Во всех странах су­ ществуют государственные планы, программы, заказы. У нас же опять пошли по особому пути, который может привести к полному упадку эко­ номики. Да, мы открыли магазин, торгуем сто­ ляркой, стройматериалами. Но это не спасет за ­ вод, если встанет производство. Так и Россию не спасет одна торговля, если рухнет национальная экономика. — На кого же надеяться, если государство пе­ рестало быть гарантом стабильности? — Я все же верю, что здравый смысл победит. А Надежды связываю с коллективом предприятия. Здесь ведь собрались «элитные» кадры, много тру­ довых династий. К сожалению, коллектив сокра­ тился до 630 человек. Ушло много перспективной молодежи. Но осталась «гвардия», которая будет добросовестно работать в самых сложных услови­ ях. Половина Наших людей связана с заводом боль­ ше четверти века. Для них мы, как бы ни было сложно с финансами, продолжаем решать соци­ альные вопросы, функционирует база отдыха, со­ держим общежитие, дом малосемейных и т.д. Если мы сохраним костяк нашего коллектива, то рано или поздно былая слава завода возродится. <4 С т арая» г в а р д и я с з а в о д а н е у х о д и т Недав н о указо м Президента России Валерий Журков, работающий слесаре м инструментальщик о м на Липецк о м зав оде пусковых двигателей, был награжден ор деном Почета. Наградой этой, заслуженной за тридцать два года безупречного труда, Валерий Михайлович, конечно, горд. Хотя и усматривает ветеран некую иронию судьбы в том, что получена она именно сейчас, когда его родное предприятие переживает не самые благоприятные времена. Как и его коллеги, Журков надеется, что экономические проблемы рано или поздно будут решены. Поддерживает эту надежду и тот факт, что завод, подобно многим промышленным гигантам, не остановил производство, а продолжает выпускать продукцию, которая находит своего потребителя. Да и с зарплатой на «пускачах» получше, чем у соседей — по крайней мере, здесь хоть с перебоями, но платят. Конечно, есть люди, которые с завода уходят: кто на другое предприятие, кто в поисках лучшей жизни — в коммерцию. Что же касается Валерия Михайловича, то менять место работы он не собирается. Пе потому, что живет лучше или зарабатывает больше других. Просто несолидно, считает он, ему — человеку, отдавшему предприятию столько лет своей жизни, бросать его в трудные дни. — Когда в 1964 году по окончании школы я пришел на завод, его и заводом-то назвать было нельзя, — рассказывает Валерий Михсшлович. ........ м я л •ш ^ г%г 1 тйеу /уУЭУОУ\ПЭЭЛАП13 ГИ 13П О М /1/* т Д о Ггл ггиоои о кзоь м ---- -------- - — Стояла на его месте небольшая авторемонтная мастерская да .„леем крошечный цех, где производили двигатели. В нем-то ° " проработал до армии. А когда отслужил и снова пришел на совс ^ ----- ----------- ------- предприятие, его было уже не узнать. Вовсю шла реконструкция: строились новые корпуса, завозилось современное оборудование. Работал я в разных цехах, освоил специальность токаря, потом наладчика. По только когда попал в инструментальный цех, понял, что окончательно нашел себе дело по душе. Своего профессионального наставника, а в чем-то даже и учителя жизни Николая Афанасьевича Сталина, Журков вспоминает с особой теплотой. В руках опытного мастера спорилась любая, даже самая кропотливая и неблагодарная работа. С течением времени производство усложнялось, предприятию требовались новые, высокоточные инструменты. Нагрузка на инструментальный цех не ослабевала, и ребятам из комсомольско- молодежной бригады, в которой работал Журков, иной раз приходилось нелегко. Вместе они принимали участие в строительстве лекального отделения своего цеха: стелили полы, устанавливали вентиляцию, монтировали оборудование. Тем же составом, взяв с собой палатки, ездили в Задонский район возводить заводскую базу отдыха. Можно сколько угодно иронизировать по поводу «комсомольского энтузиазма» тех ребят. Сегодня ценности, которыми они жили, порядочность, трудолюбие, ответственность за свои поступки — как- то вышли из «моды». По именно эта «старая» закваска помогает Валерию Журкову и другим ветеранам завода не поддаваться всеобщему [унынию и в любых обстоятельствах делать что должно. _____________ ^ П й О I П Л [ Н | О Г Т К к о д / : Ш щ * с л о в о о ЮБИЛЯРЕ Многое в благополучии трудового коллект ива зависит от того, какую позицию занимает профсоюзная организация — равнодушно-покорную и ли активно ­ созидательную , как строятся взаимоотношения между профсоюзом и администрацией. Профсоюзный комитет АО «Завод пусковы х двигателей» среди л учш и х в отраслевом обкоме профсоюзов области. Вот что сказал в канун юбилея председатель обкома профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Николай ИНОЗЕМЦЕВ: — Жаль, что славный полувековой юби­ лей коллектив АО « Завод пусковых двига­ телей» встречает в такой трудной финансо­ во-экономической ситуации. Вины ни руко­ водства, ни профкома предприятия, а тем более рабочих, в том нет: он был и остается одним из лучших производственных коллек­ тивов и в области, и в отрасли. Продукция завода всегда пользовалась огромным спро­ сом, не менее нужна она и сегодня. За полвека проделан огромный путь — от мастерских по ремонту тракторных и комбайновых двигателей до производства но­ вейших модификаций пусковых двигателей. Решались и серьезные социально-эконо­ мические задачи в жизни коллектива. Все, к сожалению, опрокинуто «реформами»: предприятие без оборотных средств, без воз­ можности реализовать отличную продукцию из-за отсутствия денег у потребителей. И все же коллектив сумел удержаться, не расте­ рять производственный и инженерно-техни­ ческий потенциал. Сохранились и некото­ рые социальные льготы: предприятие учас­ твует в долевом строительстве жилья, есть своя оздоровительная база отдыха, в послед­ нее время прекратился отток людей, даже наметился их возврат. За прошлый и теку­ щий год выросла зарплата работников, хотя преодолеть задержки ее не удалось. Замечательно, что в коллективе понима­ ют — трудности можно одолеть лишь совмес­ тными усилиями. Не случайно ни одно из решений, больших ли, малых, не принима­ ется без совета администрации и профсоюза. Более того — председатель профкома Алек ­ сандр Ильич Попов является членом совета директоров АО. У нас есть надежда, что правительство наконец-то начнет реализовывать свои ре­ шения по поддержке сельского хозяйства. А это, понятно, косвенная поддержка и на­ шей отрасли. Перспективна, как ожидает ­ ся, лизинговая форма приобретения техни ­ ки сельхозпроизводителем: с этим связаны большие надежды и АО «Завод пусковых двигателей» — поставлять нужную продук­ цию и в нужном количестве на предприятии готовы, были бы средства. В обкоме профсоюзов и ЦК отраслевого профсоюза по-прежнему высоко оценивают трудовую деятельность коллектива. Накану­ не 50-летия мы внесли предложение в ЦК ФНПР о награждении почетными грамота­ ми профсоюза коллектив АО «Липецкий за ­ вод пусковых двигателей» и многих ее ра ­ ботников. Награды ждут юбиляров. Мне отрадно поздравить работников за ­ вода со славной датой. Будем надеяться, что трудности, переживаемые нами сегодня, ото­ йдут в прошлое, и коллектив вновь обретет былую силу и славу. О с е б е и о з а в о д е Михаил Романовский - начальникрчасткасВорочногоцока: — Свою трудовую деятельность я начал на предприятии в 1960 году. Мой приход на завод совпал с выпуском первой партии пусковых двигателей с ручным приводом. Работа слесаря-сборщика в те времена была тяжелой и неквалифицированной. Дви ­ гатели собирали почти вручную. А поскольку на заводе не было даже раздевалки, после смены заводчане отправлялись домой в рабочей, насквозь промасленной, одежде. Все изменилось, когда на «пускачах» началась реконструкция. Двигатели собирали в новом корпусе уже на конвейере, и каждый слесарь-сборщик отвечал за свою опера ­ цию. Поскольку завод рос и развивался, то и нам, молодым рабочим, приходилось не отставать от времени — повышать свою квалификацию. План, который должен был выполнять наш сборочный цех, постоянно увеличивался. Сначала выпускали 75 двига ­ телей в смену, потом 250, 300... Благо, спрос на них все увеличивался. Нынешняя ситуация на заводе вызывает во мне двойственные чувства. Понимаю, ■ЧТО положение не из легких. С другой стороны, вижу, что продукция наша нужна сельхозпроизводителям. Но они настолько бедны, что приобретать технику для них стало недопустимой роскошью. И выход из этого тупика я вижу только в улучшении общей экономической ситуации в стране. — Вспоминаются Тсамые разные эпизоды, связанные с историей нашего предпри-' ятия . Когда устаревшее оборудование стало заменяться более современным, у части работников это вызвало некоторую настороженность и недоверие. Пока станки собира­ лись вручную — расценки были высокие. С внедрением новых технологий они начали падать. Но одновременно возросла производительность труда, и люди стали понимать, что смогут заработать больше, чем прежде, и при всем этом делать меньше брака. Словом, технический прогресс перестал восприниматься как нечто чуждое и враждеб ­ ное трудовому человеку. ГЛ АВН ЫЙ К ОН СТРУК ТОР ЗАВОД А П УСК О ВЫХ Д ВИ ГАТЕЛ ЕЙ УБЕЖ Д ЕН : «Н АШ А П РОД УК Ц И Я БУД ЕТ Н УЖ Н А ВСЕГД А!» к нача л у реформ в 1985 году завод пусковых двигателей отмечал 25-летний юбилей выпуска первого агрегата. В 1987 году завод выпуст ил т р ехм иллионник . Это, пожалуй, был расцвет одного из л учш и х предприят ий области и отрасли. 196 тысяч двигателей в год выпускалось с конвейера десять лет назад; сегодня — 26 тысяч (1995 год). Кроме того, изготовлялось 86 наименований запасных частей (21 позиция по кооперации), около 20 — товаров народного потребления. Сегодня же — один-два наименования. И все же, несмотря на сложные финансово-экономические трудности, инженеры и конструкторы предприят ия не прекращают поисков новых т ехнологических и конструкторских решений освоения новых видов изделий . С существенной, правда, коррективой — и ном енклат уру , и ассортимент диктует спрос, который, разумеется , непредсказуем в усло виях «дикого рынка» . Технические и технологические условия предприят ия , конструкторская и инженерная мысль специалистов по-прежнему высоки. Но возможность реализовать многое из задумок упирает ся в одно — нет средств. Что же делается сегодня, в год полувекового юбилея одного из старейших заводов Липецка? Об этом наша беседа с главным конструктором АО «Завод пусковы х двигателей» Василием ЯРИКОВЫМ. — Отдел главного конструктора на пред­ приятии существует с 60-го года, когда было принято решение о специализации произ­ водства на изготовление пусковых двигате­ лей. За эти годы сложился небольшой (15 человек), но высокопрофессиональный кол ­ лектив конструкторов. К сожалению, пос­ ледние пять лет «реформ» резко ослабили отдел ■— ведущие специалисты вынуждены были уйти. Сегодня у нас всего шесть ра ­ ботников. Но и этими силами мы стараемся отвечать конъюнктуре рынка — поиски но­ вых решений не прекращаются. Были совместные пмспективные разра ­ ботки с серпуховским ВНИИ «Мотопром», изготовили десяток опытных образцов мо­ тора 1Д-8М новой модификации. А запус­ тить в производство не можем — нет средств. Важнейшим направлением поисков по- прежнему остается усовершенствование дви­ гателей. На базе традиционного серийного ПД - 8 освоен выпуск нового, модифицирован­ ного для нужд частного хозяйства. Разработаны и изготовлены опытные об­ разцы двигателей с воздушным охлаждени­ ем для тракторов Т-150. Многое сделано по освоению пневмоком­ прессора для пропашных тракторов, мало­ литражного двигателя для фермерских хо­ зяйств, изготовляем мотофрезу для приуса­ дебных участков. Кроме этих важных разработок, стара­ емся осваивать производство пользующих­ ся спросом товаров народного потребления: изготовляем детские игрушки, скобяные из­ делия, запасные части к автомобилю «Жи ­ гули», инструмент. Трудность не только со сбытом; невоз­ можно поддерживать рентабельным произ­ водство, выпуская мелкие партии изделий. Меняется характер отношений и с голов- ными конструкторскими институтами. Ска­ жем, у нас были прочные связи с Харьков ­ ским ГСКБД, основным разработчиком пус­ ковых двигателей. «Рынок», по сути, разо­ рвал их: харьковчане стали «заламывать» цены, явно не соответствующие объему и ха ­ рактеру своих разработок. Сейчас налажи ­ ваем контакты с московским НАТИ, влади­ мирским НИКТИД. Но главное-то, конечно, сосредоточено на нашем производстве: разработки на бумаге — одно, внедрение их — другое. Часто льви ­ ная доля в разработке и освоении изделия делается специалистами завода с учетом _яда чисто производственных особенностей. ' нас уже три года действует опытно-экспе­ риментальный участок, оснащенный новей­ шим оборудованием. Трудно было запустить его, но отдача очевидна — этапы освоения новых образцов намного сокращены. Воз­ главляет его один из квалифицированней- ших инженеров Виктор Сергеевич Гончаров. Рынок «потребовал» от нас и других ви ­ дов продукции: выпускаем, в зависимости от спроса, теплицы, металлические двери, пластмассовые наборы дачника, хомуты для трубопроводов, съемники для передней под­ вески «Жигулей* и т.д. Разработали обра­ зец безнасосной паяльной лампы на 300-400 граммов бензина. Интересное изделие, а вы­ пустить не можем — нет цветного литья, подходящего по качеству. Все это, конечно, из-за нужды. Главное же — производство пусковых двигателей но­ вых образцов с отличными характеристика ­ ми. Надеемся, что положение в экономике поправится, и наша продукция — нужная, подчеркну, всем — востребуется отечествен­ ным и зарубежным покупателем. Ради это­ го мы и трудимся сегодня с надеждой на лучшее... У

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz