Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
т о р г о в л я Р о с с и ю н е с п а с е т , е с л и р у х н е т э к о н о м и к а 10 августа 1996 г. о с т а л и с ь л у ч ш и е к а д р ы № 152 (1216 ) Р я д о м с ф л а г м а н о м м е т а л л у р г и и Н о в о л и п е ц к и м к о м б и н а т о м э т о т з а в о д к а ж е т с я н е б о л ь ш и м с у д е н ы ш к о м . И в с е -т а к и л и п к а н е в с е г д а о т н о с и л и с ь к н е м у с у в а ж е н и е м , в е д ь б р а л и с ю д а н а р а б о т у т о л ь к о п р о в е р е н н ы х к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х с п е ц и а л и с т о в . Н е з р я з а в о д с т а л к у з н и ц е й к а д р о в и с е м е й н ы х д и н а с т и й . С л а в а о « П у с к а ч а х » ш л а п о в с е й с т р а н е . Н е с л у ч а й н о з а опыт н ом п р и е зж а л и д аж е м и н и с т р ы , г о с у д а р с т в е н н ы е д е я т е л и , р у к о в о д и т е л и о б л а с т е й . Б о л ь ш и м у в а ж е н и е м в о т р а с л и и н а с а м о м з а в о д е п о л ь з о в а л с я б ы в ш и й д и р е к т о р з а в о д а М . А н т р о п о в , к о т о р ы й и в ы в е л е г о в л и д е р ы о т е ч е с т в е н н о г о м а ш и н о с т р о е н и я . И в н а ш е т р у д н о е в р е м я з а в о д ч а н е н е п а с у ю т п е р е д т р у д н о с т я м и , о с в а и в а ю т н о в у ю п р о д у к ц и ю и р ы н о ч н ы е о т н о ш е н и я . О т д у ш и п о з д р а в л я е м и х с ю р и л е е м и в е р и м , ч т о в п е р е д и у н и х м н о г о н о в ы ^ ' п р а з д н и к о в . Л ИПЕЦКОМ У З АВОДУ ПУ С КОВЫХ ДВИГ А ТЕ ЛЕЙ - 5 0 Л Е Т 7 Р т т Г1 ■ г 1 г Т р* 'Ь г Выпуск подготовили Игорь СИЗОВ, Георгий АТАНАСЯН, Владимир ПЕТРОВ. Ш Александр ЗУЕВ, генеральный директор АО «Липецкий завод пусковых двигателей»: « ЭК ОН ОМ И К А БЕЗ ОТЕЧ ЕСТВЕН Н ОГО М АШ И Н ОСТРОЕН И Я НЕ ЗАРАБО ТАЕТ , К А К ТРАК ТОРН ЫЙ Д ВИ ГАТЕЛ Ь БЕЗ П УСК АЧА» Несколько лет назад зав од пусковы х двигателей назы вали «кум овы м» , устр оиться сюда было не оче нь легк о. И действитель н о, предприятие считалось од ним из ведущ их в св оей отрасли , работало стабиль н о. В послед ние г оды, как и во всей про мыш ленн ости России, здесь произошел спад. Н елегкая доля выпала ге неральн о му директ ору акцио нерн ого общества А . Зуеву — во згла влят ь завод в это непр остое вре мя. Н о А лекса ндр Викт орович и коллект ив не теряют опт и ми зма и дел ового настр оя, встречая 50-летие своего предприят ия . — Александр Викторович, с чего же начина лась полувековая история завода? — С машинно-тракторных мастерских, кото рые были созданы в центре Липецка сразу после войны. Сначала здесь производился ремонт дви гателей сельхоз- и автомашин, и лишь простые детали изготавливались самостоятельно. Но объ ем производства и техническое вооружение посто янно наращивались. В 1960 году здесь было орга низовано производство пусковых двигателей. Пот ребовалось немало усилий коллектива и директо ра завода Михаила Георгиевича Антропова, что бы бывший авторемонтный завод превратить в со временное предприятие. Несколько лет длилась реконструкция, возведение новых цехов. Впрочем, перевооружение, разработка новых моделей, стро ительство новых корпусов шло вплоть до 90-х го дов. Это позволило создать мощности на выпуск 310 тысяч двигателей в год, достичь высокогб' Урбв-' ня механизации. — Что же произошло в последние годы со спросом на пусковые двигатели? Может быть, они не нужны на селе? — В Союзе было четыре подобных предпри ятия. Сейчас пускачи выпускают только Гомельс кий завод и наш. Потребность в подобных двига телях на селе большая. Новые тракторы хозяйст ва практически не покупают, из нескольких ста рых собирают один работающий. Значит, на него нужно установить новый пускач. Но все упирает ся в неплатежеспособность селян. Недавно у меня был руководитель одного из хозяйств. Он гово рит, что стоят шесть тракторов, а купить на них пусковые двигатели не на что. Такое положение продолжаться долго не может. Ведь так мы дожи вем до того, что вообще не на чем будет пахать землю. Спрос начинает понемногу расти. В прошлом году нам удалось изготовить и реализовать 25 ты сяч двигателей и «подняться» на 2 0 процентов. Мы стараемся сохранить связи с потребителями в традиционно «наших» регионах: центральная и южная часть России, Сибирь и Дальний Восток. В последнее время активно ищем новых партне ров. Харьковский завод «Серп и молот» отказал ся от приобретения гомельских пускачей и с это го года сотрудничает с нами. Новый заказ даст возможность увеличить производство. За первое полугодие реализация возросла на 1 0 процентов. Раньше мы только в Среднюю Азию поставляли столько двигателей, сколько выпускаем сегодня в год. Последние 2-3 года этот рынок был для нас закрыт. Сейчас установили контакты с одним из ташкентских заводов, на базе которого создали со вместное предприятие. Мы будем поставлять, и про дукцию для реализации, и комплектующие для их производства. — Что мешает сотрудничеству с ближним за рубежьем? — Та же проблема, что и на отечественном рын ке — отсутствие денег. Приходится использовать бартерные операции. Мы берем у них то, что здесь можно реализовать. Например, харьковчане гото вы забрать у нас 6 тысяч пускачей в обмен на дизельные двигатели, которые мы в свою очередь поставляем на Липецкий тракторный и сельхоз предприятия. Если в прошлом году доля бартера составляла у нас 80 процентов, то в прошлом ме сяце достигла 98 процентов. Но ведь не со всеми можно рассчитаться товаром. В бюджет нужно от числять деньги. Зарплату людям тоже двигателя ми не выдашь... — Если ваш основной потребитель — село — неплатежеспособен, может быть, нужно пере профилировать производство? — Эта идея давно обсуждалась на уровне го родских и областных властей. Но специализиро ванное производство, технологические линии, спе циальное оборудование не позволяют легко пере наладить производство на выпуск другой продук ции. Потребуется 70 процентов техноДОГического оборудования заменить на новое. Это огромные средства. У нас их нет, правительство тоже не спешит помочь. Да и что выпускать? Наш рынок открыт Западу. Даже предприятия ВПК, имею щие современную технологию, не могут перепро филироваться. Сейчас много говорят об иностранных инвес торах. У нас только в прошлом году побывало пять делегаций из США, Франции^ Германии. На сло вах все готовы к сотрудничеству, но реальные шаги никто не делает. Видимо, отпугивает политичес кая и экономическая нестабильность в нашей стра не. В частности, с американцами шли переговоры о размещении у нас производства бытовой техни ки. Все обсудили, урегулировали обоюдные пре тензии, даже о времени начала работ договори лись. И вот месяц за месяцем они нам говорят одно: подождите. Причем нас больше интересует вариант поставки современной технологии. Да, видимо, им нет интереса создавать в России до полнительные рабочие места, сокращая их у себя. — В чем же вы видите выход из создавшего ся положения? — Каждый должен заниматься своим делом. Да, мы выполняем разовые заказы. Сейчас, на пример, активно сотрудничаем с «Липецкэнерго». Конечно, нужно использовать любую возможность, чтобы дать людям работу. Но основное направле ние — модернизация нашего двигателя ПД - 8 с воз душным охлаждением. Сделали из него модифи кацию двигателя общего назначения, который можно использовать в хозяйстве как агрегат для закачки воды, мини-пилораму... Но реализация не пошла все по той же причине — у людей нет денег. Сейчас разработан более мощный двигатель для фермерских хозяйств, на базе которого мож но сделать мини-трактор, мельницу. Освоили про изводство пускача для трактора Т-150. Все это поз воляет расширять рынки сбыта. — А вы можете сказать, что знаете сегодня рынок? — К сожалению, этого никто не может сегодня сказать. Вот мы полтора года разрабатывали дви гатель для фермеров, но кто даст гарантию, что он не будет пылиться на складе? Государство до лжно определить приоритетные отрасли, разрабо тать программу. Иначе производители так и бу дут метаться в этом диком рынке без руля и без ветрил. Представьте, мы организуем производст во бытовой техники, а завтра, например, снимут таможенные пошлины, и нас просто задавит за падная техника. Эти вопросы должна решать и предвидеть государственная служба. Мы же не можем организовать целый научно-исследователь ский институт по изучению спроса. Да в этом ха осе и институт не поможет. Вот мы обратились в Московский НИИ конъюнктуры рынка, чтобы они нам ответили: на что можно сделать ставку, в чем дефицит? Но ответа не получили. Центральные власти вообще бросили промыш ленность на произвол судьбы. Раньше на завод пос тоянно приезжали министры, руководитеДй ВЙ- сокого ранга. Сейчас «Росскоммаш» только запра шивает результаты работы по году. Обратной свя зи нет. Идея, что рынок сам все расставит по мес там и приведет к росту производства, качеству товаров, наивна и пагубна. Во всех странах су ществуют государственные планы, программы, заказы. У нас же опять пошли по особому пути, который может привести к полному упадку эко номики. Да, мы открыли магазин, торгуем сто ляркой, стройматериалами. Но это не спасет за вод, если встанет производство. Так и Россию не спасет одна торговля, если рухнет национальная экономика. — На кого же надеяться, если государство пе рестало быть гарантом стабильности? — Я все же верю, что здравый смысл победит. А Надежды связываю с коллективом предприятия. Здесь ведь собрались «элитные» кадры, много тру довых династий. К сожалению, коллектив сокра тился до 630 человек. Ушло много перспективной молодежи. Но осталась «гвардия», которая будет добросовестно работать в самых сложных услови ях. Половина Наших людей связана с заводом боль ше четверти века. Для них мы, как бы ни было сложно с финансами, продолжаем решать соци альные вопросы, функционирует база отдыха, со держим общежитие, дом малосемейных и т.д. Если мы сохраним костяк нашего коллектива, то рано или поздно былая слава завода возродится. <4 С т арая» г в а р д и я с з а в о д а н е у х о д и т Недав н о указо м Президента России Валерий Журков, работающий слесаре м инструментальщик о м на Липецк о м зав оде пусковых двигателей, был награжден ор деном Почета. Наградой этой, заслуженной за тридцать два года безупречного труда, Валерий Михайлович, конечно, горд. Хотя и усматривает ветеран некую иронию судьбы в том, что получена она именно сейчас, когда его родное предприятие переживает не самые благоприятные времена. Как и его коллеги, Журков надеется, что экономические проблемы рано или поздно будут решены. Поддерживает эту надежду и тот факт, что завод, подобно многим промышленным гигантам, не остановил производство, а продолжает выпускать продукцию, которая находит своего потребителя. Да и с зарплатой на «пускачах» получше, чем у соседей — по крайней мере, здесь хоть с перебоями, но платят. Конечно, есть люди, которые с завода уходят: кто на другое предприятие, кто в поисках лучшей жизни — в коммерцию. Что же касается Валерия Михайловича, то менять место работы он не собирается. Пе потому, что живет лучше или зарабатывает больше других. Просто несолидно, считает он, ему — человеку, отдавшему предприятию столько лет своей жизни, бросать его в трудные дни. — Когда в 1964 году по окончании школы я пришел на завод, его и заводом-то назвать было нельзя, — рассказывает Валерий Михсшлович. ........ м я л •ш ^ г%г 1 тйеу /уУЭУОУ\ПЭЭЛАП13 ГИ 13П О М /1/* т Д о Ггл ггиоои о кзоь м ---- -------- - — Стояла на его месте небольшая авторемонтная мастерская да .„леем крошечный цех, где производили двигатели. В нем-то ° " проработал до армии. А когда отслужил и снова пришел на совс ^ ----- ----------- ------- предприятие, его было уже не узнать. Вовсю шла реконструкция: строились новые корпуса, завозилось современное оборудование. Работал я в разных цехах, освоил специальность токаря, потом наладчика. По только когда попал в инструментальный цех, понял, что окончательно нашел себе дело по душе. Своего профессионального наставника, а в чем-то даже и учителя жизни Николая Афанасьевича Сталина, Журков вспоминает с особой теплотой. В руках опытного мастера спорилась любая, даже самая кропотливая и неблагодарная работа. С течением времени производство усложнялось, предприятию требовались новые, высокоточные инструменты. Нагрузка на инструментальный цех не ослабевала, и ребятам из комсомольско- молодежной бригады, в которой работал Журков, иной раз приходилось нелегко. Вместе они принимали участие в строительстве лекального отделения своего цеха: стелили полы, устанавливали вентиляцию, монтировали оборудование. Тем же составом, взяв с собой палатки, ездили в Задонский район возводить заводскую базу отдыха. Можно сколько угодно иронизировать по поводу «комсомольского энтузиазма» тех ребят. Сегодня ценности, которыми они жили, порядочность, трудолюбие, ответственность за свои поступки — как- то вышли из «моды». По именно эта «старая» закваска помогает Валерию Журкову и другим ветеранам завода не поддаваться всеобщему [унынию и в любых обстоятельствах делать что должно. _____________ ^ П й О I П Л [ Н | О Г Т К к о д / : Ш щ * с л о в о о ЮБИЛЯРЕ Многое в благополучии трудового коллект ива зависит от того, какую позицию занимает профсоюзная организация — равнодушно-покорную и ли активно созидательную , как строятся взаимоотношения между профсоюзом и администрацией. Профсоюзный комитет АО «Завод пусковы х двигателей» среди л учш и х в отраслевом обкоме профсоюзов области. Вот что сказал в канун юбилея председатель обкома профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Николай ИНОЗЕМЦЕВ: — Жаль, что славный полувековой юби лей коллектив АО « Завод пусковых двига телей» встречает в такой трудной финансо во-экономической ситуации. Вины ни руко водства, ни профкома предприятия, а тем более рабочих, в том нет: он был и остается одним из лучших производственных коллек тивов и в области, и в отрасли. Продукция завода всегда пользовалась огромным спро сом, не менее нужна она и сегодня. За полвека проделан огромный путь — от мастерских по ремонту тракторных и комбайновых двигателей до производства но вейших модификаций пусковых двигателей. Решались и серьезные социально-эконо мические задачи в жизни коллектива. Все, к сожалению, опрокинуто «реформами»: предприятие без оборотных средств, без воз можности реализовать отличную продукцию из-за отсутствия денег у потребителей. И все же коллектив сумел удержаться, не расте рять производственный и инженерно-техни ческий потенциал. Сохранились и некото рые социальные льготы: предприятие учас твует в долевом строительстве жилья, есть своя оздоровительная база отдыха, в послед нее время прекратился отток людей, даже наметился их возврат. За прошлый и теку щий год выросла зарплата работников, хотя преодолеть задержки ее не удалось. Замечательно, что в коллективе понима ют — трудности можно одолеть лишь совмес тными усилиями. Не случайно ни одно из решений, больших ли, малых, не принима ется без совета администрации и профсоюза. Более того — председатель профкома Алек сандр Ильич Попов является членом совета директоров АО. У нас есть надежда, что правительство наконец-то начнет реализовывать свои ре шения по поддержке сельского хозяйства. А это, понятно, косвенная поддержка и на шей отрасли. Перспективна, как ожидает ся, лизинговая форма приобретения техни ки сельхозпроизводителем: с этим связаны большие надежды и АО «Завод пусковых двигателей» — поставлять нужную продук цию и в нужном количестве на предприятии готовы, были бы средства. В обкоме профсоюзов и ЦК отраслевого профсоюза по-прежнему высоко оценивают трудовую деятельность коллектива. Накану не 50-летия мы внесли предложение в ЦК ФНПР о награждении почетными грамота ми профсоюза коллектив АО «Липецкий за вод пусковых двигателей» и многих ее ра ботников. Награды ждут юбиляров. Мне отрадно поздравить работников за вода со славной датой. Будем надеяться, что трудности, переживаемые нами сегодня, ото йдут в прошлое, и коллектив вновь обретет былую силу и славу. О с е б е и о з а в о д е Михаил Романовский - начальникрчасткасВорочногоцока: — Свою трудовую деятельность я начал на предприятии в 1960 году. Мой приход на завод совпал с выпуском первой партии пусковых двигателей с ручным приводом. Работа слесаря-сборщика в те времена была тяжелой и неквалифицированной. Дви гатели собирали почти вручную. А поскольку на заводе не было даже раздевалки, после смены заводчане отправлялись домой в рабочей, насквозь промасленной, одежде. Все изменилось, когда на «пускачах» началась реконструкция. Двигатели собирали в новом корпусе уже на конвейере, и каждый слесарь-сборщик отвечал за свою опера цию. Поскольку завод рос и развивался, то и нам, молодым рабочим, приходилось не отставать от времени — повышать свою квалификацию. План, который должен был выполнять наш сборочный цех, постоянно увеличивался. Сначала выпускали 75 двига телей в смену, потом 250, 300... Благо, спрос на них все увеличивался. Нынешняя ситуация на заводе вызывает во мне двойственные чувства. Понимаю, ■ЧТО положение не из легких. С другой стороны, вижу, что продукция наша нужна сельхозпроизводителям. Но они настолько бедны, что приобретать технику для них стало недопустимой роскошью. И выход из этого тупика я вижу только в улучшении общей экономической ситуации в стране. — Вспоминаются Тсамые разные эпизоды, связанные с историей нашего предпри-' ятия . Когда устаревшее оборудование стало заменяться более современным, у части работников это вызвало некоторую настороженность и недоверие. Пока станки собира лись вручную — расценки были высокие. С внедрением новых технологий они начали падать. Но одновременно возросла производительность труда, и люди стали понимать, что смогут заработать больше, чем прежде, и при всем этом делать меньше брака. Словом, технический прогресс перестал восприниматься как нечто чуждое и враждеб ное трудовому человеку. ГЛ АВН ЫЙ К ОН СТРУК ТОР ЗАВОД А П УСК О ВЫХ Д ВИ ГАТЕЛ ЕЙ УБЕЖ Д ЕН : «Н АШ А П РОД УК Ц И Я БУД ЕТ Н УЖ Н А ВСЕГД А!» к нача л у реформ в 1985 году завод пусковых двигателей отмечал 25-летний юбилей выпуска первого агрегата. В 1987 году завод выпуст ил т р ехм иллионник . Это, пожалуй, был расцвет одного из л учш и х предприят ий области и отрасли. 196 тысяч двигателей в год выпускалось с конвейера десять лет назад; сегодня — 26 тысяч (1995 год). Кроме того, изготовлялось 86 наименований запасных частей (21 позиция по кооперации), около 20 — товаров народного потребления. Сегодня же — один-два наименования. И все же, несмотря на сложные финансово-экономические трудности, инженеры и конструкторы предприят ия не прекращают поисков новых т ехнологических и конструкторских решений освоения новых видов изделий . С существенной, правда, коррективой — и ном енклат уру , и ассортимент диктует спрос, который, разумеется , непредсказуем в усло виях «дикого рынка» . Технические и технологические условия предприят ия , конструкторская и инженерная мысль специалистов по-прежнему высоки. Но возможность реализовать многое из задумок упирает ся в одно — нет средств. Что же делается сегодня, в год полувекового юбилея одного из старейших заводов Липецка? Об этом наша беседа с главным конструктором АО «Завод пусковы х двигателей» Василием ЯРИКОВЫМ. — Отдел главного конструктора на пред приятии существует с 60-го года, когда было принято решение о специализации произ водства на изготовление пусковых двигате лей. За эти годы сложился небольшой (15 человек), но высокопрофессиональный кол лектив конструкторов. К сожалению, пос ледние пять лет «реформ» резко ослабили отдел ■— ведущие специалисты вынуждены были уйти. Сегодня у нас всего шесть ра ботников. Но и этими силами мы стараемся отвечать конъюнктуре рынка — поиски но вых решений не прекращаются. Были совместные пмспективные разра ботки с серпуховским ВНИИ «Мотопром», изготовили десяток опытных образцов мо тора 1Д-8М новой модификации. А запус тить в производство не можем — нет средств. Важнейшим направлением поисков по- прежнему остается усовершенствование дви гателей. На базе традиционного серийного ПД - 8 освоен выпуск нового, модифицирован ного для нужд частного хозяйства. Разработаны и изготовлены опытные об разцы двигателей с воздушным охлаждени ем для тракторов Т-150. Многое сделано по освоению пневмоком прессора для пропашных тракторов, мало литражного двигателя для фермерских хо зяйств, изготовляем мотофрезу для приуса дебных участков. Кроме этих важных разработок, стара емся осваивать производство пользующих ся спросом товаров народного потребления: изготовляем детские игрушки, скобяные из делия, запасные части к автомобилю «Жи гули», инструмент. Трудность не только со сбытом; невоз можно поддерживать рентабельным произ водство, выпуская мелкие партии изделий. Меняется характер отношений и с голов- ными конструкторскими институтами. Ска жем, у нас были прочные связи с Харьков ским ГСКБД, основным разработчиком пус ковых двигателей. «Рынок», по сути, разо рвал их: харьковчане стали «заламывать» цены, явно не соответствующие объему и ха рактеру своих разработок. Сейчас налажи ваем контакты с московским НАТИ, влади мирским НИКТИД. Но главное-то, конечно, сосредоточено на нашем производстве: разработки на бумаге — одно, внедрение их — другое. Часто льви ная доля в разработке и освоении изделия делается специалистами завода с учетом _яда чисто производственных особенностей. ' нас уже три года действует опытно-экспе риментальный участок, оснащенный новей шим оборудованием. Трудно было запустить его, но отдача очевидна — этапы освоения новых образцов намного сокращены. Воз главляет его один из квалифицированней- ших инженеров Виктор Сергеевич Гончаров. Рынок «потребовал» от нас и других ви дов продукции: выпускаем, в зависимости от спроса, теплицы, металлические двери, пластмассовые наборы дачника, хомуты для трубопроводов, съемники для передней под вески «Жигулей* и т.д. Разработали обра зец безнасосной паяльной лампы на 300-400 граммов бензина. Интересное изделие, а вы пустить не можем — нет цветного литья, подходящего по качеству. Все это, конечно, из-за нужды. Главное же — производство пусковых двигателей но вых образцов с отличными характеристика ми. Надеемся, что положение в экономике поправится, и наша продукция — нужная, подчеркну, всем — востребуется отечествен ным и зарубежным покупателем. Ради это го мы и трудимся сегодня с надеждой на лучшее... У
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz