Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

для д ом а ш н е г о п росмотра 3 а в г у с т а 1 9 9 6 г . ж м а эстро — 6 0 лет № 1 4 7 ( 1 2 1 1 ) Р а с п о р я д и т е л ь К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н Ф р а н ц у з с к о е л е т о « К а з а к о в Р о с с и и » Т елеф он 25 -4 1 -05 ^ Юбилеи П Р Е В Р АЩ Е Н И Е ? Благополучно добравш ись на «Икарусе» д о Ф р анции , Государственный ансамбль танца «Казаки России» начал там свои выступления на М еж д ун аро д н ом фестивале фольклорного искусства. Об этом в Ли п ец кую филармонию по телефону сообщил руководитель коллектива Л ео ни д М илованов . Наши артисты возвратятся в двадцатых числах м есяц а . На сним ках : вот такими французы сейчас видят «Казаков России». Фото Але ксея ЩУРОВА . Н Е Т , В Ы Б О Р Видеосеанс Возобновляя публикацию видеовпечатленнй, «Са­ лон муз» преследует несколько целей. Фильмы на ви­ деокассетах несравненно популярнее таковых на ки­ ноэкранах. Значит, п^вые предполагают адекватное газетное внимание. «СМ» надеется, что эта рубрика заинтересует владельцев пунктов видеопроката, и с удовольствием прорекламирует их новейшие приоб­ ретения. Далее, мы намерены, помимо ознакомления наших читателей с премьерами кинокассетного рын­ ка, возвращаться к записям лучших лент прошлых лет, бога1'йя коллекция которых находится, например, в облк 1 !г^фо^де. Следите за «Видеосеансом»,, и ва 1 ц^, будет что выбрать для домашних просмотров! ' к ★ «Казино» Режиссер — Мар­ тин Скорсезе; в глав­ ных ролях — Роберт де Ниро, Шерон Стоун, Джо Пески, Джеймс В^дс; «Юниверсал», После просмотра этой картины на вопрос Вячеслава Добрынина «Что такое казино?» следует посоветовать ему заткнуться и не не­ сти дальше попсово-ба­ нальный бред. (В. До­ брынина извиняет лишь то, что его песня вышла заметно раньше фильма). Ибо извест ­ ный режиссер развора­ чивает перед зрителями роскошную и жестокую фантазию на темы, свя­ занные с крупнейшей империей азартных игр — Лас-Вегасом. Фильм по книге Ни­ коласа Пиледжи осно­ ван вроде бы на реаль­ ных событиях 7 0 -Х- 8 0 - , \ В | ' | Ж о , . ' К ' Т I ' , и ’С / П ч 1 , ' назад Лас-Вегас капитально реконструировался, модерни­ зировался. Решительно изме­ нился его внешний вид, до­ бавились суперэффекты с диснейлендовскими искуше­ ниями для детей. Но, пожа­ луй, на данной исходной по­ сылке сравнения «Казино» с реальностью и заканчивают­ ся. М. Скорсезе скроил кар­ тину по железным, «нержа­ веющим», проверенным ле­ калам мафиозно-разбороч- ных лент, проникнувшись также духом «производствен­ ных» книг Артура Хейли. Сквозная идея фильма, понятное дело, аксиоматич­ на: миром казино правят деньги, и чем их больше — отнюдь не тем лучше, в ито­ ге, для их обладателей. Круп­ ная, не на жизнь — на смерть, игра закономерно оказывается по силам совре­ менным крупным корпораци­ ям, а не мафиозным сообщес­ твам традиционно-вчерашне­ го толка. Как всегда, впечат­ ляющ Роберт де Ниро в роли босса казино. Как всегда, не­ отразима Шерон Стоун в роли его «непутевой» супруги. Но актриса, заботясь о своем вне­ экранном имидже, допусти­ ла две принципиальные ошибки. По ходу действия ее внешность совсем не меняет­ ся, хотя по логике действия, по сюжету зрители должны видеть обратное. А постель- ны,е-4;)9,еям:Х;ее.-участием на­ поминают целомудренный адюльтер лент 50-х годов. 11с.\Лчц'.т .ы .мм.'1.'1И(1ИЫ ларов гонорара трудно было продемонстрировать проде­ монстрированные уже пре­ жде прелести? Чего теперь стесняться-то? «Око за око» Режиссер Джон Шлезин­ гер, в главных ролях — Сал­ ли Филд, К иф ^ Садерленд, Эд Харрис; «Парамаунт», США. Даже и в сделанной без особых претензий американ­ ской картине при желании можно найти немало инфор­ мативно-поучительного отно­ сительно тамошнего образа жизни, отличного от нашего. Судя по «Око за око», да и не только по нему, к точно предполагаемым преступни- кам-насильникам в Америке относятся строжайше по за­ кону. Насильничай хоть во второй раз за короткий срок в одном и том же квартале — все равно можешь спокой­ но подкидывать шарики в камере и ждать выхода на свободу через 48 часов. ★ ★ ★ ^ Деревянная Венера Милосская ^ надежнее и крепче сложена Очень плохо в Америке не знать английский. Испанка, не выучившая его, жесточай­ ше поплатилась за это... За океаном существуют общест­ ва родителей, чьи дети погиб­ ли в результате совершенных над ними преступлений, но общение в таком обществе кое-кого порой приводит к мысли о мщении убийце. И тЖ, Д.-,- и^т.,Д... г - = гг. А во многом остальном, прекрасная маркиза, что \- 1 Ш . Ч , ' П О у пас — одинаково. Героиня й ее подружка, до­ пустим, тщательно заботятся о своем здоровье, исключи­ тельно диетически питаются; вообще, героиня, сотрудница музея прессы Карен Маккейн (Салли Филд) живет по луч­ шим американским стандар­ там. И что же? Ее семейное благополучие, ее душевное здоровье рушатся в одно ­ часье. Правда — вот очеред­ ное глобальное отличие меж­ ду ими и нами! — Карен быс­ тренько идет на курсы по стрельбе из пистолета, чтобы быть не столь беззащитной. Наконец, на «Око за око» приятно удивятся зрители, которые не веря простоте в расстановочной стадии филь­ ма, ожидают непредсказуе­ мость, неожиданность его концовки. Нет, создатели фильма преследовали иные цели. Они сделали очень «на­ глядное» кино, адресовав его не столько любителям сюжет­ ных головоломок, сколько впечатлительным женским сердцам. Прежде всего, позвольте простенькую мысль. То, чем человек занимался сначала, накладывает на него некий отпечаток при любых его за ­ нятиях потом. Глядя на Вла­ димира Дементьевича Ларь- кова, общаясь с ним, очень легко представить, как он взмахивает дирижерской па­ лочкой, и в оркестре, пос­ лушном каждому ее движе­ нию, возникает, звучит, пе­ реливается музыка. «Воспо­ минания о дирижере» в свя­ зи с художественным руко­ водителем Липецкой облас­ тной филармонии В. Ларь­ ковым уместны не только потому, что таковым он был долгое время,.почти 20 лет. Со стороны, извне и работа В. Ларькова в филармонии воспринимается в эдаком дирижерском ключе. То есть, примерно так: стоит Владимиру Дементьевичу взмахнуть руководящей «палочкой», произвести пер­ вотолчок — и очередное ме­ роприятие филармонии раз­ ворачивается по оркестрово­ му принципу хорошо отла­ женного механизма. Самому же «дирижеру» остаются лишь функции непременно­ го и чуткого наблюдателя. Этот взгляд, разумеется, весьма и весьма поверхнос­ тен и иначе называется пер­ вым обманчивым впечатле­ нием. Но, опять же, и нево­ оруженным глазом видно, что В. Ларьков, как дири­ жер при оркестре, практи­ чески всегда присутствует и на «больших» концертах ар­ тистов филармонии, и на выступлениях гастролеров. Последнее, возможно, и не обязательно. В конце кон­ цов, гастролерами занима­ ются сотрудники, за то и по­ лучающие зарплату. Сверх того, худрук еще обязатель­ но после концерта поблаго­ дарит «звезду» или «звез­ дочку» и тем самым поста'! вит приятттую лля пи.х точ­ ку над " 1 ■в процессе приез­ да в Липецк. Затем, ощущению нераз- лаженности, гармоничности филармонического механиз­ ма-организма (и тут уж , по­ верьте, обманчивость исклю­ чена) способствует интелли­ гентность В. Ларькова, его ненавязчибость, спокойст­ вие, отсутствие диктаторс­ ких замашек. Никогда ни­ каких криков, нервов, сума­ тохи, велеречивости, под ­ черкивания собственной правоты и неправоты других — ничего, что свидетель­ ствовало бы о сбоях в «ме­ ханизме», об отношении к подчиненным как лишь к элементарным «винтикам». Борис Галкин, известный актер, ставший также кино­ постановщиком, рассказы­ вал мне, в каких буквально словах ему предложили воз­ главить один из российских театров: «Ну, решайся, бу ­ дешь или не будешь укро­ щать их». Их — это, понят­ но, артистов, людей во вся­ ком творческом коллективе с норовом, с «нестандарт­ ным» проявлением эмоций, порой непр едсказуемы х взрослых детей, обязатель­ ных и разболтанных, прямо­ душных и скрытых, легких и тяжелых на подъем. Пи­ сать про их укрощение — дело романное, не газетное. Поэтому сейчас скаж у лишь: В. Ларьков если и ук­ рощает своих подопечных, то исключительно с по ­ мощью «пряника», дипло­ матично, негрубо. Присутст­ вие таланта, по его убежде ­ нию, компенсирует возмож­ ные сопутствующие в артис­ те неудобства для осталь­ ных. Результат — налицо. Липецкая филармония — неизменно стабильный по возможным для нее показа­ телям, по художественным качествам коллектив. При­ чем он не просто выстоял в передрягах последнего деся­ тилетия, он «обогатился» еще по двум направлениям — профессионального наро­ дного танца («Казаки Рос­ сии» Леонида Милованова) и джаза (Игорь Верещагин). В. Ларькову (теперь поз­ вольте чуть иронии) повез­ ло с обеспеченностью мощ­ ным «тылом», олицетворя­ емым первым (бывшим) сек­ ретарем Союза композито­ ров СССР (бывшего) Тихо­ ном Николаевичем Хренни­ ковым и первым секретарем Союза композиторов России Владиславом Казениным. И, открою секрет, этот трой­ ственный союз основан на земляческих приоритетах. Свой, елецкий, липецкий Тихон Николаевич. В 70-е годы при его прямой авто­ ритетной поддержке филар­ мония подняла такую «ма­ хину», как фестиваль «Ком­ позиторы России — трудя­ щимся Липец^цй области». Возникшие деловые контак­ ты В. Ларькова г Т.Н. Хрен­ никовым переросли в посто­ янно дружеские. А В. Казе- нин и В. Ларьков мало того, что родом из Кирова, они за­ кончили одну и ту же Свер­ дловскую консерваторию. После нее, кстати, по рас­ пределению и приехал Вла­ димир Дементьевич 32 года назад в Липецк, возглавив организованный тогда сим­ фонический оркестр при Дворце культуры профсо­ юзов. Начало 70-х — асси- сентура в Ленинградской консерватории. С 1974-го — осуществление художествен­ ного руководства нашей фи­ лармонией, «перемежаемое» или прерываемое работой в том же оркестре, в музы­ кальном училище, в драм- театре имени Л.Н. Толсто­ го. И вот что интересно: ра­ бота В. Ларькова вне филар­ монии наилучшим образом сказалась именно на ней са­ мой, на укреплении ее соста­ ва. (Сотрудничество ныне на­ родного артиста Рос ­ сии Анатолия Безде ­ нежного с оркестром (по инициативе глав­ ного дирижера) весьма помогло певцу в даль­ нейшем творческом взлете. Разными путя­ ми, и вновь не без учас­ тия В. Ларькова, при­ шли в филармонию его ученики по Липецкому музучилищу Анатолий Милованов (руководи­ тель оркестра «Каза­ ков России»), Влади­ мир Селявкин (лидер эстрад­ ного трио), Евгений Анис­ кин (ансамбль «Мозаика»). Нельзя не упомянуть о «се­ лекционных» стараниях Владимира Дементьевича, вследствие чего Воронеж на Липецк поменяли заслужен­ ные артисты России бас Ва­ лерий Радченко и Анатолий Науменко, Вячеслав Мель­ ник, Виктор Карпий (трио баянистов). С театром вышло н е ­ сколько по-особому. В нем реализовалась композиторс­ кая «песнь» В. Ларькова, ставшего автором несколь­ ких музыкальных спектак­ лей. Среди них — «Как уп ­ равлять женой» (в сопро­ вождении симфонического оркестра!), «Туфли с золоты-. ми пряжками», мюзикл по мотивам андерсеновского «Свинопаса». Почему же не последовало — по сей день — продолжение; почему вместо чистого творчества, несколько утрируя, — голое администрирование? Моя версия следующая. Владимир Дементьевич — нужный человек. Он необхо­ дим там, где он есть, и он выполняет то, что в данный момент необходимо, что от него требуется. Театру он был нужен в качестве зав. музчастью, музоформителя спектаклей. Компиляциями В. Ларьков не ограничился,' он предъявил к гебе требо­ вания по высокому, компо­ зиторскому счету. Иначе, в театре он располагал твор­ ческими условиями. А в фи­ лармонии от него потребова­ лось создать подобные усло­ вия артистам. Произошла перемена «должностных мест». Из «опекаемого» (ру­ ководством театра) В. Ларь­ ков превратился в «опеку­ на», руководителя. Превра­ щение дается человеку не просто. Воистину, пришлось наступить на горло собствен­ ной песне. Стоп! Вернее даже следу­ ющее. Превращение — это все же из литературы. Из жизни — выбор. В какой степени он добровольный, вынужденный, сознатель­ ный и т. д. — не знаю. Глав­ ное здесь — выбор н^ эго­ центрический, выбор в поль­ зу общего дела, которому служишь ты, служат твои ученики и неученики, но ставшие твоими и, собствен­ но, вверившие тебе себя. свои талант, свое до ­ статочно сегодня скромное положение с надеждой на опору — худрука. Увы, далеко не столь уж многое зави­ сит от В. Ларькова. Бич филармонии — от­ сутствие у нее концер­ тного зала. И тут не в худруке загвоздка — в масш табах области проблема пока неразре­ шима. Однако, быстро привыкая к хорошему, поневоле привыкаешь и к отсутствию оного. Филармония, ее лекто- рийные подразделения давно освоили нишу учебных заведений . Без подневольного по­ вышения «процента охватываемости» ре ­ бят, без стремления к мало-мальской ком ­ мерческой выгоде (что греха таить, имело мес­ то ранее). С нынешне­ го учебного года, заме­ чу, школьники, наря­ ду с постижением ос- ,нов серьезной музьши, будут постигать и азы джазового искусства. В понедельник Вла­ димиру Дементьевичу Ларькову исполняется 60 лет. Что ж, если су ­ дить по нему, это дей­ ствительно возраст :мудррст^!,, возрас'^ >ке себялюбия, а заботы о тех, кто рядом, воз ­ раст, когда можно под­ вести итоги, связанные с выбором тобой того или иного жизненного, творческого, делового пути. Впрочем, итоги у В. Ларькова — отнюдь не окончательные. Его липецкая биография, помните, началась с симфонического оркес­ тра, и Владимир Де ­ ментьевич испытывает огромное желание «за­ кольцевать сюжет» — нынешнему оркестру, вместо муниципально­ го, придать статус фи­ лармонического. Вот если бы В. Ларькову для исполне­ ния заветного желания — да волшебную дири­ жерскую палочку! Ведь сам-то он, стиль его работы вполне, повто­ рю, сопоставимы со всем тем, что касается маэстро хорошо сы ­ гранного оркестра... ★ к к к к к к к к к к Таланты и поклонники Могучая шея, мощ­ ные, широкие плечи — только черты лица и лег­ кая, волнистая прическа позволяют узнать Сергея Есенина. Деревянная ко­ пия бюста поэта и похо­ жа, и в то же время непо­ хожа на ширпотребовс- кий «оригинал», извест­ ный многим. — Пластмассовый бюстик Есенина я у сосед­ ки брал ненадолго, —рас­ сказывает резчик Иван Контарев. — Люблю сти­ хи его. Правда, запоми­ нать не очень-то могу. Но читал много. И снимков много видел. На всех фо­ тографиях он — ровно паренек молоденький, озорник какой-то. Бабы его любили, и он их... И стихи какие-то озорные, легкие поначалу. А ты послушай их, потом еще раз. Мало будет — еще раз, и тогда сам поймешь, что не был он ни легким, ни шалопаем, хоть и лю­ бил так себя называть. Наш он, рязанец, мощ­ ный мужик. Во всем мощ­ ный, только вот в возраст войти не успел. Не дали ему, убили. Смотрю на непривы­ чно мощного Есенина, и сами собой всплывают в памяти строки: ...К черту я снимаю свой сюртук английский. Ну-ка, дайте косу — я вам покажу! Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий... А ведь прав Иван Григорь­ евич. Озорнику или шалопаю легкомысленному и в голову не придет в руки косу взять и ра­ ботать не по нужде, а для со­ бственного наслаждения, для того, чтобы кровь крестьянская, мужицкая отдохнула в привы­ чном ритме, чтобы душа сопри­ коснулась с душами людей, плотью от плоти которых и был «последний поэт деревни». Может, кто и не согласится с тем, как понимает суть есе­ нинского духа простой мужик из чаплыгинского села Буховое Иван Григорьевич Контарев. Ну и что? Это — его точка зрения. И довольно обоснованная, на мой взгляд. А своя точка зрения у него на все, даже на облик Венеры Милосской. Вот она, уменьшен­ ная копия знаменитой статуи, и опять-таки не совсем копия. Намного крепче, надежнее сло­ жена эта деревянная Венера. Такая, пожалуй, смогла бы коня на скаку остановить. И в чертах лица сквозь античную завершенность проглядывает рязанская (до образования Ли­ пецкой области Чаплыгинский район входил в состав Рязанс­ кой) баба. Обе эти статуэтки, как и фигуры оленей, орлов —все же копии. Но из под резца Конта- рева появлялись и оригиналь­ ные фигурки. Вот в немом над­ садном крике напружил шею, раскрыл клюв деревянный пе­ тух... — Год назад по двору бегал, — заметив мой интерес, ком­ ментирует Иван Григорьевич. — Боевой был, чужих к своим курам не подпускал, дрался лихо. —А если чужая курица во двор забежит? —Она об этом не пожалеет. —И чем же все кончилось? —^Лапшой, конечно. Вкус­ ной. А еще вот этой фигуркой. В нише буфета, изготовлен­ ном самим хозяином, два дере­ вянных медведя обнимают бо­ чонок-карандашницу. На стене, рядом с божницей, резной крест, распятие. Перед икона­ ми — резная же лампадка: ан­ гел на распахнутых крыльях держит сосуд с маслом, и неуга­ симо горит фитилек. —Крест, лампадку не освя­ щали в церкви? — Пока нет. Вот откроют у нас в Буховом свою церковь за­ ново — обязательно освящу. Кстати, и в буховской церк­ ви, реставрацию которой завер­ шает сейчас бригада чаплыгин- ских мастеров Юрия Завьялки- на, есть вклад Контарева. Вмес­ те с братом и другими буховски- ми столярами сделали они боль­ ше двух десятков оконных ароч­ ных рам. Да и во многих местах мож­ но увидеть работы мастера. Рез­ ные наличники с отличным от прочих рисунком, легкую дере­ вянную беседку... Рука у Ива­ на Контарева твердая и точная, хоть уже пятый год мастер на пенсии. А режет по дереву — как стихи пишет. Жаль толь­ ко, что нет сына-преемника. Правда, внуки подрастают. Мо­ жет быть, продолжат дело деда? Александр АНДРЕЕВ. Чаплыгин. к . к . Гость салона « К а к о е у м е н я з в а н и е ? З а ч е м ? Л у чш е — в о т к а к : м у ж и к л и п е ц к и х м е т а л л у р г о в . . .» Среди участников концерта, посвященного главному профессиональному — Дню металлурга, — был Ян Арлазоров. Корреспонденту "ЛГ" удалось — Вопрос, наверно, дилетантски-риторичес- кий, но уж не обессудь­ те. Что труднее: высту­ пать на сцене большин­ ству артистов юмористи­ ч еского р а згов орн ого жанра или вам, одному из немногих, кто впря­ мую контактирует со зри­ телями? — Думаю — мне. Ведь согласитесь, есть же за ­ метная разница: выхо ­ дить на публику с заучен­ ным текстом, ни с кем в ней не общаться — и пы­ таться, чтобы зритель хоть чуть-чуть стал «соав­ тором» номера. Не всегда уверен, как в зале отреа­ гируют на твое предложе­ ние что-то сказать, крик­ нуть, показать, подклю­ читься к действию в нуж ­ ный момент. Зри­ теля расшевелить — значит д ей ­ ствительно про ­ бить «четвертую стену» м еж ду сценой и пар ­ тером. — По-моему, сейчас подобная проблема перед вами не стоит. Зрители прекрасно понимают, воспринимают ваши «правила игры». — Конечно, это сейчас, после пятнадцати с лишним лет сольных выступлений. А когда я начинал, пройдя Всесоюзный конкурс артис­ тов эстрады, жюри которо­ го возглавлял Аркадий Рай­ кин, было, поверьте, очень нелегко. Зрители раньше с таким подходом не сталки­ вались, они привыкли учас­ твовать в концерте пассив­ но, если не считать смеха и аплодисментов. — А вообще, каким об ­ разом вы нашли собствен­ ный стиль, сделали почти магическим слово «м у ­ жик»? Не позаимствовали что-либо у зарубежных ток- шоуменов по примеру на ­ шего телевидения, в адрес которого неустанно гово ­ рится, что многие ее разго ­ ворно-игровые программы — калька с западного ТВ? — Нет, идея с «мужи ­ ком» пришла ко мне однаж­ ды и счастливо сама. Безо всякой помощи Запада. Про­ сто потому, что в конце се­ мидесятых годов то телеви­ дение, тех исполнителей мы практически не видели. — Вы — актер театра имени Моссовета. Где для вас лучше, органичнее ра­ ботать — в театре, концер­ тах или, может быть, в ноч­ ном клубе? — Мне работать нигде не зазорно, лишь бы соблюда­ лись приемлемые условия. Конечно, я не выйду на пло­ щадку ночного клуба кем-то вроде диск-жокея, коммен­ татора «Партийной зоны» или «мальчика на всю ночь»... Вот уже восемь лет я играю в моссоветовском спектакле «Шум за сценой» Майкла Фрейна, и каждое представление собирает пол­ ный зал. Зрители, не сочти­ те за самопохвальбу, идут, в первую очередь, на меня. Вроде ситуация нормальная. Теперь, я думаю, вполне за ­ служил спектакля специаль­ но с расчетом на меня, ис­ ходя из моего желания и с убежденностью, что мое имя — гарантия полного сбора. Ничего подобного. Если мне и предлагают роли, то такие, которые я, в принципе, дав­ но отыграл, которые мне совсем не интересны. — И что же дальше у вас с театром имени Моссове­ та? — Я всерьез подумываю уйти из него. — Значит, вам есть куда уйти, есть конкретный про­ ект, своя «команда», авто­ ры, режиссер, сделавший вам лестное творческое предложение? — Да ничего этого у меня, к сожалению, нет. Я нужен сам себе, нужен, как понимаю, зрителям — тем и держусь. — Однако, на что же все- таки вы надеетесь? Быть связанным с «мужиком» всю оставшуюся жизнь? — Я выступаю не только в «сборных» концертах, у меня есть целая программа празднику в Липецке побеседовать с ним. на два часа двадцать ми­ нут. Это уже, согласитесь, что-то, с чем можно на­ деяться на завтрашний день. Потом, не люблю за ­ гадывать надолго вперед. Тут выезжаешь на автомо­ биле — и то не знаешь, где и из-за чего машина вдруг остановится. — Не оптимистичес ­ кий для артиста вашей популярности получается рассказ... — Ничего, я — опти­ мист, у меня все будет хо ­ рошо, не переживайте. — Да, я не в курсе на ­ счет вашего звания, чтог бы посолиднее предста ­ вить вас читателям. — Какое у меня зва­ ние? Зачем? Лучше, да ­ вайте, я вам подпишу вот такой автограф: я — му­ жик липецких металлур­ гов. Потому что мне очень понравилось в Липецке. Здесь — действительно хороший народ, отличные мужики. — Спасибо . Новых вам успехов. Приезжай те к нам еще. — Постараюсь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz