Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
для д ом а ш н е г о п росмотра 3 а в г у с т а 1 9 9 6 г . ж м а эстро — 6 0 лет № 1 4 7 ( 1 2 1 1 ) Р а с п о р я д и т е л ь К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н Ф р а н ц у з с к о е л е т о « К а з а к о в Р о с с и и » Т елеф он 25 -4 1 -05 ^ Юбилеи П Р Е В Р АЩ Е Н И Е ? Благополучно добравш ись на «Икарусе» д о Ф р анции , Государственный ансамбль танца «Казаки России» начал там свои выступления на М еж д ун аро д н ом фестивале фольклорного искусства. Об этом в Ли п ец кую филармонию по телефону сообщил руководитель коллектива Л ео ни д М илованов . Наши артисты возвратятся в двадцатых числах м есяц а . На сним ках : вот такими французы сейчас видят «Казаков России». Фото Але ксея ЩУРОВА . Н Е Т , В Ы Б О Р Видеосеанс Возобновляя публикацию видеовпечатленнй, «Са лон муз» преследует несколько целей. Фильмы на ви деокассетах несравненно популярнее таковых на ки ноэкранах. Значит, п^вые предполагают адекватное газетное внимание. «СМ» надеется, что эта рубрика заинтересует владельцев пунктов видеопроката, и с удовольствием прорекламирует их новейшие приоб ретения. Далее, мы намерены, помимо ознакомления наших читателей с премьерами кинокассетного рын ка, возвращаться к записям лучших лент прошлых лет, бога1'йя коллекция которых находится, например, в облк 1 !г^фо^де. Следите за «Видеосеансом»,, и ва 1 ц^, будет что выбрать для домашних просмотров! ' к ★ «Казино» Режиссер — Мар тин Скорсезе; в глав ных ролях — Роберт де Ниро, Шерон Стоун, Джо Пески, Джеймс В^дс; «Юниверсал», После просмотра этой картины на вопрос Вячеслава Добрынина «Что такое казино?» следует посоветовать ему заткнуться и не не сти дальше попсово-ба нальный бред. (В. До брынина извиняет лишь то, что его песня вышла заметно раньше фильма). Ибо извест ный режиссер развора чивает перед зрителями роскошную и жестокую фантазию на темы, свя занные с крупнейшей империей азартных игр — Лас-Вегасом. Фильм по книге Ни коласа Пиледжи осно ван вроде бы на реаль ных событиях 7 0 -Х- 8 0 - , \ В | ' | Ж о , . ' К ' Т I ' , и ’С / П ч 1 , ' назад Лас-Вегас капитально реконструировался, модерни зировался. Решительно изме нился его внешний вид, до бавились суперэффекты с диснейлендовскими искуше ниями для детей. Но, пожа луй, на данной исходной по сылке сравнения «Казино» с реальностью и заканчивают ся. М. Скорсезе скроил кар тину по железным, «нержа веющим», проверенным ле калам мафиозно-разбороч- ных лент, проникнувшись также духом «производствен ных» книг Артура Хейли. Сквозная идея фильма, понятное дело, аксиоматич на: миром казино правят деньги, и чем их больше — отнюдь не тем лучше, в ито ге, для их обладателей. Круп ная, не на жизнь — на смерть, игра закономерно оказывается по силам совре менным крупным корпораци ям, а не мафиозным сообщес твам традиционно-вчерашне го толка. Как всегда, впечат ляющ Роберт де Ниро в роли босса казино. Как всегда, не отразима Шерон Стоун в роли его «непутевой» супруги. Но актриса, заботясь о своем вне экранном имидже, допусти ла две принципиальные ошибки. По ходу действия ее внешность совсем не меняет ся, хотя по логике действия, по сюжету зрители должны видеть обратное. А постель- ны,е-4;)9,еям:Х;ее.-участием на поминают целомудренный адюльтер лент 50-х годов. 11с.\Лчц'.т .ы .мм.'1.'1И(1ИЫ ларов гонорара трудно было продемонстрировать проде монстрированные уже пре жде прелести? Чего теперь стесняться-то? «Око за око» Режиссер Джон Шлезин гер, в главных ролях — Сал ли Филд, К иф ^ Садерленд, Эд Харрис; «Парамаунт», США. Даже и в сделанной без особых претензий американ ской картине при желании можно найти немало инфор мативно-поучительного отно сительно тамошнего образа жизни, отличного от нашего. Судя по «Око за око», да и не только по нему, к точно предполагаемым преступни- кам-насильникам в Америке относятся строжайше по за кону. Насильничай хоть во второй раз за короткий срок в одном и том же квартале — все равно можешь спокой но подкидывать шарики в камере и ждать выхода на свободу через 48 часов. ★ ★ ★ ^ Деревянная Венера Милосская ^ надежнее и крепче сложена Очень плохо в Америке не знать английский. Испанка, не выучившая его, жесточай ше поплатилась за это... За океаном существуют общест ва родителей, чьи дети погиб ли в результате совершенных над ними преступлений, но общение в таком обществе кое-кого порой приводит к мысли о мщении убийце. И тЖ, Д.-,- и^т.,Д... г - = гг. А во многом остальном, прекрасная маркиза, что \- 1 Ш . Ч , ' П О у пас — одинаково. Героиня й ее подружка, до пустим, тщательно заботятся о своем здоровье, исключи тельно диетически питаются; вообще, героиня, сотрудница музея прессы Карен Маккейн (Салли Филд) живет по луч шим американским стандар там. И что же? Ее семейное благополучие, ее душевное здоровье рушатся в одно часье. Правда — вот очеред ное глобальное отличие меж ду ими и нами! — Карен быс тренько идет на курсы по стрельбе из пистолета, чтобы быть не столь беззащитной. Наконец, на «Око за око» приятно удивятся зрители, которые не веря простоте в расстановочной стадии филь ма, ожидают непредсказуе мость, неожиданность его концовки. Нет, создатели фильма преследовали иные цели. Они сделали очень «на глядное» кино, адресовав его не столько любителям сюжет ных головоломок, сколько впечатлительным женским сердцам. Прежде всего, позвольте простенькую мысль. То, чем человек занимался сначала, накладывает на него некий отпечаток при любых его за нятиях потом. Глядя на Вла димира Дементьевича Ларь- кова, общаясь с ним, очень легко представить, как он взмахивает дирижерской па лочкой, и в оркестре, пос лушном каждому ее движе нию, возникает, звучит, пе реливается музыка. «Воспо минания о дирижере» в свя зи с художественным руко водителем Липецкой облас тной филармонии В. Ларь ковым уместны не только потому, что таковым он был долгое время,.почти 20 лет. Со стороны, извне и работа В. Ларькова в филармонии воспринимается в эдаком дирижерском ключе. То есть, примерно так: стоит Владимиру Дементьевичу взмахнуть руководящей «палочкой», произвести пер вотолчок — и очередное ме роприятие филармонии раз ворачивается по оркестрово му принципу хорошо отла женного механизма. Самому же «дирижеру» остаются лишь функции непременно го и чуткого наблюдателя. Этот взгляд, разумеется, весьма и весьма поверхнос тен и иначе называется пер вым обманчивым впечатле нием. Но, опять же, и нево оруженным глазом видно, что В. Ларьков, как дири жер при оркестре, практи чески всегда присутствует и на «больших» концертах ар тистов филармонии, и на выступлениях гастролеров. Последнее, возможно, и не обязательно. В конце кон цов, гастролерами занима ются сотрудники, за то и по лучающие зарплату. Сверх того, худрук еще обязатель но после концерта поблаго дарит «звезду» или «звез дочку» и тем самым поста'! вит приятттую лля пи.х точ ку над " 1 ■в процессе приез да в Липецк. Затем, ощущению нераз- лаженности, гармоничности филармонического механиз ма-организма (и тут уж , по верьте, обманчивость исклю чена) способствует интелли гентность В. Ларькова, его ненавязчибость, спокойст вие, отсутствие диктаторс ких замашек. Никогда ни каких криков, нервов, сума тохи, велеречивости, под черкивания собственной правоты и неправоты других — ничего, что свидетель ствовало бы о сбоях в «ме ханизме», об отношении к подчиненным как лишь к элементарным «винтикам». Борис Галкин, известный актер, ставший также кино постановщиком, рассказы вал мне, в каких буквально словах ему предложили воз главить один из российских театров: «Ну, решайся, бу дешь или не будешь укро щать их». Их — это, понят но, артистов, людей во вся ком творческом коллективе с норовом, с «нестандарт ным» проявлением эмоций, порой непр едсказуемы х взрослых детей, обязатель ных и разболтанных, прямо душных и скрытых, легких и тяжелых на подъем. Пи сать про их укрощение — дело романное, не газетное. Поэтому сейчас скаж у лишь: В. Ларьков если и ук рощает своих подопечных, то исключительно с по мощью «пряника», дипло матично, негрубо. Присутст вие таланта, по его убежде нию, компенсирует возмож ные сопутствующие в артис те неудобства для осталь ных. Результат — налицо. Липецкая филармония — неизменно стабильный по возможным для нее показа телям, по художественным качествам коллектив. При чем он не просто выстоял в передрягах последнего деся тилетия, он «обогатился» еще по двум направлениям — профессионального наро дного танца («Казаки Рос сии» Леонида Милованова) и джаза (Игорь Верещагин). В. Ларькову (теперь поз вольте чуть иронии) повез ло с обеспеченностью мощ ным «тылом», олицетворя емым первым (бывшим) сек ретарем Союза композито ров СССР (бывшего) Тихо ном Николаевичем Хренни ковым и первым секретарем Союза композиторов России Владиславом Казениным. И, открою секрет, этот трой ственный союз основан на земляческих приоритетах. Свой, елецкий, липецкий Тихон Николаевич. В 70-е годы при его прямой авто ритетной поддержке филар мония подняла такую «ма хину», как фестиваль «Ком позиторы России — трудя щимся Липец^цй области». Возникшие деловые контак ты В. Ларькова г Т.Н. Хрен никовым переросли в посто янно дружеские. А В. Казе- нин и В. Ларьков мало того, что родом из Кирова, они за кончили одну и ту же Свер дловскую консерваторию. После нее, кстати, по рас пределению и приехал Вла димир Дементьевич 32 года назад в Липецк, возглавив организованный тогда сим фонический оркестр при Дворце культуры профсо юзов. Начало 70-х — асси- сентура в Ленинградской консерватории. С 1974-го — осуществление художествен ного руководства нашей фи лармонией, «перемежаемое» или прерываемое работой в том же оркестре, в музы кальном училище, в драм- театре имени Л.Н. Толсто го. И вот что интересно: ра бота В. Ларькова вне филар монии наилучшим образом сказалась именно на ней са мой, на укреплении ее соста ва. (Сотрудничество ныне на родного артиста Рос сии Анатолия Безде нежного с оркестром (по инициативе глав ного дирижера) весьма помогло певцу в даль нейшем творческом взлете. Разными путя ми, и вновь не без учас тия В. Ларькова, при шли в филармонию его ученики по Липецкому музучилищу Анатолий Милованов (руководи тель оркестра «Каза ков России»), Влади мир Селявкин (лидер эстрад ного трио), Евгений Анис кин (ансамбль «Мозаика»). Нельзя не упомянуть о «се лекционных» стараниях Владимира Дементьевича, вследствие чего Воронеж на Липецк поменяли заслужен ные артисты России бас Ва лерий Радченко и Анатолий Науменко, Вячеслав Мель ник, Виктор Карпий (трио баянистов). С театром вышло н е сколько по-особому. В нем реализовалась композиторс кая «песнь» В. Ларькова, ставшего автором несколь ких музыкальных спектак лей. Среди них — «Как уп равлять женой» (в сопро вождении симфонического оркестра!), «Туфли с золоты-. ми пряжками», мюзикл по мотивам андерсеновского «Свинопаса». Почему же не последовало — по сей день — продолжение; почему вместо чистого творчества, несколько утрируя, — голое администрирование? Моя версия следующая. Владимир Дементьевич — нужный человек. Он необхо дим там, где он есть, и он выполняет то, что в данный момент необходимо, что от него требуется. Театру он был нужен в качестве зав. музчастью, музоформителя спектаклей. Компиляциями В. Ларьков не ограничился,' он предъявил к гебе требо вания по высокому, компо зиторскому счету. Иначе, в театре он располагал твор ческими условиями. А в фи лармонии от него потребова лось создать подобные усло вия артистам. Произошла перемена «должностных мест». Из «опекаемого» (ру ководством театра) В. Ларь ков превратился в «опеку на», руководителя. Превра щение дается человеку не просто. Воистину, пришлось наступить на горло собствен ной песне. Стоп! Вернее даже следу ющее. Превращение — это все же из литературы. Из жизни — выбор. В какой степени он добровольный, вынужденный, сознатель ный и т. д. — не знаю. Глав ное здесь — выбор н^ эго центрический, выбор в поль зу общего дела, которому служишь ты, служат твои ученики и неученики, но ставшие твоими и, собствен но, вверившие тебе себя. свои талант, свое до статочно сегодня скромное положение с надеждой на опору — худрука. Увы, далеко не столь уж многое зави сит от В. Ларькова. Бич филармонии — от сутствие у нее концер тного зала. И тут не в худруке загвоздка — в масш табах области проблема пока неразре шима. Однако, быстро привыкая к хорошему, поневоле привыкаешь и к отсутствию оного. Филармония, ее лекто- рийные подразделения давно освоили нишу учебных заведений . Без подневольного по вышения «процента охватываемости» ре бят, без стремления к мало-мальской ком мерческой выгоде (что греха таить, имело мес то ранее). С нынешне го учебного года, заме чу, школьники, наря ду с постижением ос- ,нов серьезной музьши, будут постигать и азы джазового искусства. В понедельник Вла димиру Дементьевичу Ларькову исполняется 60 лет. Что ж, если су дить по нему, это дей ствительно возраст :мудррст^!,, возрас'^ >ке себялюбия, а заботы о тех, кто рядом, воз раст, когда можно под вести итоги, связанные с выбором тобой того или иного жизненного, творческого, делового пути. Впрочем, итоги у В. Ларькова — отнюдь не окончательные. Его липецкая биография, помните, началась с симфонического оркес тра, и Владимир Де ментьевич испытывает огромное желание «за кольцевать сюжет» — нынешнему оркестру, вместо муниципально го, придать статус фи лармонического. Вот если бы В. Ларькову для исполне ния заветного желания — да волшебную дири жерскую палочку! Ведь сам-то он, стиль его работы вполне, повто рю, сопоставимы со всем тем, что касается маэстро хорошо сы гранного оркестра... ★ к к к к к к к к к к Таланты и поклонники Могучая шея, мощ ные, широкие плечи — только черты лица и лег кая, волнистая прическа позволяют узнать Сергея Есенина. Деревянная ко пия бюста поэта и похо жа, и в то же время непо хожа на ширпотребовс- кий «оригинал», извест ный многим. — Пластмассовый бюстик Есенина я у сосед ки брал ненадолго, —рас сказывает резчик Иван Контарев. — Люблю сти хи его. Правда, запоми нать не очень-то могу. Но читал много. И снимков много видел. На всех фо тографиях он — ровно паренек молоденький, озорник какой-то. Бабы его любили, и он их... И стихи какие-то озорные, легкие поначалу. А ты послушай их, потом еще раз. Мало будет — еще раз, и тогда сам поймешь, что не был он ни легким, ни шалопаем, хоть и лю бил так себя называть. Наш он, рязанец, мощ ный мужик. Во всем мощ ный, только вот в возраст войти не успел. Не дали ему, убили. Смотрю на непривы чно мощного Есенина, и сами собой всплывают в памяти строки: ...К черту я снимаю свой сюртук английский. Ну-ка, дайте косу — я вам покажу! Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий... А ведь прав Иван Григорь евич. Озорнику или шалопаю легкомысленному и в голову не придет в руки косу взять и ра ботать не по нужде, а для со бственного наслаждения, для того, чтобы кровь крестьянская, мужицкая отдохнула в привы чном ритме, чтобы душа сопри коснулась с душами людей, плотью от плоти которых и был «последний поэт деревни». Может, кто и не согласится с тем, как понимает суть есе нинского духа простой мужик из чаплыгинского села Буховое Иван Григорьевич Контарев. Ну и что? Это — его точка зрения. И довольно обоснованная, на мой взгляд. А своя точка зрения у него на все, даже на облик Венеры Милосской. Вот она, уменьшен ная копия знаменитой статуи, и опять-таки не совсем копия. Намного крепче, надежнее сло жена эта деревянная Венера. Такая, пожалуй, смогла бы коня на скаку остановить. И в чертах лица сквозь античную завершенность проглядывает рязанская (до образования Ли пецкой области Чаплыгинский район входил в состав Рязанс кой) баба. Обе эти статуэтки, как и фигуры оленей, орлов —все же копии. Но из под резца Конта- рева появлялись и оригиналь ные фигурки. Вот в немом над садном крике напружил шею, раскрыл клюв деревянный пе тух... — Год назад по двору бегал, — заметив мой интерес, ком ментирует Иван Григорьевич. — Боевой был, чужих к своим курам не подпускал, дрался лихо. —А если чужая курица во двор забежит? —Она об этом не пожалеет. —И чем же все кончилось? —^Лапшой, конечно. Вкус ной. А еще вот этой фигуркой. В нише буфета, изготовлен ном самим хозяином, два дере вянных медведя обнимают бо чонок-карандашницу. На стене, рядом с божницей, резной крест, распятие. Перед икона ми — резная же лампадка: ан гел на распахнутых крыльях держит сосуд с маслом, и неуга симо горит фитилек. —Крест, лампадку не освя щали в церкви? — Пока нет. Вот откроют у нас в Буховом свою церковь за ново — обязательно освящу. Кстати, и в буховской церк ви, реставрацию которой завер шает сейчас бригада чаплыгин- ских мастеров Юрия Завьялки- на, есть вклад Контарева. Вмес те с братом и другими буховски- ми столярами сделали они боль ше двух десятков оконных ароч ных рам. Да и во многих местах мож но увидеть работы мастера. Рез ные наличники с отличным от прочих рисунком, легкую дере вянную беседку... Рука у Ива на Контарева твердая и точная, хоть уже пятый год мастер на пенсии. А режет по дереву — как стихи пишет. Жаль толь ко, что нет сына-преемника. Правда, внуки подрастают. Мо жет быть, продолжат дело деда? Александр АНДРЕЕВ. Чаплыгин. к . к . Гость салона « К а к о е у м е н я з в а н и е ? З а ч е м ? Л у чш е — в о т к а к : м у ж и к л и п е ц к и х м е т а л л у р г о в . . .» Среди участников концерта, посвященного главному профессиональному — Дню металлурга, — был Ян Арлазоров. Корреспонденту "ЛГ" удалось — Вопрос, наверно, дилетантски-риторичес- кий, но уж не обессудь те. Что труднее: высту пать на сцене большин ству артистов юмористи ч еского р а згов орн ого жанра или вам, одному из немногих, кто впря мую контактирует со зри телями? — Думаю — мне. Ведь согласитесь, есть же за метная разница: выхо дить на публику с заучен ным текстом, ни с кем в ней не общаться — и пы таться, чтобы зритель хоть чуть-чуть стал «соав тором» номера. Не всегда уверен, как в зале отреа гируют на твое предложе ние что-то сказать, крик нуть, показать, подклю читься к действию в нуж ный момент. Зри теля расшевелить — значит д ей ствительно про бить «четвертую стену» м еж ду сценой и пар тером. — По-моему, сейчас подобная проблема перед вами не стоит. Зрители прекрасно понимают, воспринимают ваши «правила игры». — Конечно, это сейчас, после пятнадцати с лишним лет сольных выступлений. А когда я начинал, пройдя Всесоюзный конкурс артис тов эстрады, жюри которо го возглавлял Аркадий Рай кин, было, поверьте, очень нелегко. Зрители раньше с таким подходом не сталки вались, они привыкли учас твовать в концерте пассив но, если не считать смеха и аплодисментов. — А вообще, каким об разом вы нашли собствен ный стиль, сделали почти магическим слово «м у жик»? Не позаимствовали что-либо у зарубежных ток- шоуменов по примеру на шего телевидения, в адрес которого неустанно гово рится, что многие ее разго ворно-игровые программы — калька с западного ТВ? — Нет, идея с «мужи ком» пришла ко мне однаж ды и счастливо сама. Безо всякой помощи Запада. Про сто потому, что в конце се мидесятых годов то телеви дение, тех исполнителей мы практически не видели. — Вы — актер театра имени Моссовета. Где для вас лучше, органичнее ра ботать — в театре, концер тах или, может быть, в ноч ном клубе? — Мне работать нигде не зазорно, лишь бы соблюда лись приемлемые условия. Конечно, я не выйду на пло щадку ночного клуба кем-то вроде диск-жокея, коммен татора «Партийной зоны» или «мальчика на всю ночь»... Вот уже восемь лет я играю в моссоветовском спектакле «Шум за сценой» Майкла Фрейна, и каждое представление собирает пол ный зал. Зрители, не сочти те за самопохвальбу, идут, в первую очередь, на меня. Вроде ситуация нормальная. Теперь, я думаю, вполне за служил спектакля специаль но с расчетом на меня, ис ходя из моего желания и с убежденностью, что мое имя — гарантия полного сбора. Ничего подобного. Если мне и предлагают роли, то такие, которые я, в принципе, дав но отыграл, которые мне совсем не интересны. — И что же дальше у вас с театром имени Моссове та? — Я всерьез подумываю уйти из него. — Значит, вам есть куда уйти, есть конкретный про ект, своя «команда», авто ры, режиссер, сделавший вам лестное творческое предложение? — Да ничего этого у меня, к сожалению, нет. Я нужен сам себе, нужен, как понимаю, зрителям — тем и держусь. — Однако, на что же все- таки вы надеетесь? Быть связанным с «мужиком» всю оставшуюся жизнь? — Я выступаю не только в «сборных» концертах, у меня есть целая программа празднику в Липецке побеседовать с ним. на два часа двадцать ми нут. Это уже, согласитесь, что-то, с чем можно на деяться на завтрашний день. Потом, не люблю за гадывать надолго вперед. Тут выезжаешь на автомо биле — и то не знаешь, где и из-за чего машина вдруг остановится. — Не оптимистичес кий для артиста вашей популярности получается рассказ... — Ничего, я — опти мист, у меня все будет хо рошо, не переживайте. — Да, я не в курсе на счет вашего звания, чтог бы посолиднее предста вить вас читателям. — Какое у меня зва ние? Зачем? Лучше, да вайте, я вам подпишу вот такой автограф: я — му жик липецких металлур гов. Потому что мне очень понравилось в Липецке. Здесь — действительно хороший народ, отличные мужики. — Спасибо . Новых вам успехов. Приезжай те к нам еще. — Постараюсь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz