Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
лег ко ли быть непризн анн ым? душ а — эт о мишень.. ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ 20 июля 1996 г. Распорядитель салона Константин КЛЮТКИН ^ Журн ал ьное обозрение П И Ш У С Е Б Е . . . Н И К Т О Н Е Ж Д Е Т ? Ш 0 1 М У З - 5 5 Утверждают, что для писателей чуть ли не последнее дело пи сать о писательском ре месле, впрямую или почти впрямую о себе, своей профессии, своей «среде обитания». Луч ше — в чем и секрет литературного мастер ства — «камуфлиро вать» себя и собствен ные эмоции, перерас пределять их между персонажами, за кото рыми трудно разгадать авторское «я». Правда, с таким мнением каж дый автор волен счи таться или не считать ся. О чем красноречи во и говорят некоторые произведения в недав них номерах «толс тых» журналов. Легко ли быть мо лодым? — вопрошал нашумевший в конце 80-х документальный фильм. Легко ли быть непризнанным, но без условно талантливым сочинителем, в данном случае поэтом? —слов но вопрошает Георгий Прусов в повести « Ни кто не ждет» («Нева» № 5). Ответ, разумеет ся, очевиден — край не н ел е гко . П есси мизм, мизантропизм повести почти тоталь ны. Прочтите, напри мер, следующий пас саж: «...лишь убийца может восстать против того, что сделали с ма леньким и замордован ным человеком его со отечественники... И он может лишь поднять оружие против инкас сатора, этого пособни ка палачей, этого сбор щика податей, наших денежек, текущих в бездош1Ы11 кар.маи опь яневшей от крови и безнаказанности все сильной сволочи, на побегушках у которой несть числа лакеев и карателей». Не слабо, да? Расстановка сил в повести (время ее дей ствия — агонизирую- ще-застойное, место действия — Ленинг рад) такова. С одной стороны — «сволочи» верха, официоза, пре успеяния, в основном, из мира литературы и искусства. Сюжет они, впрочем, не двигают, ограничиваясь ролью мальчиков для автор ского битья. С другой стороны — «сволочи» (тут, наверное, можно обойтись и без кавы чек) низа , дна; они группируются вокруг котельной служ бы , куда попадает главный герой, Григорий, явно «альтер эго» Г. Прусо- ва. Ну, и третья сторо на, противостоящая в мыслях и на деле вы шеназванным, — не прикаянный и реши тельный, рефлектиру ющий и упрямо-благо родный Григорий, эда кий неприметный «ры царь без страха и уп река». Плюс молодая художница Анна, у ко торой наверняка и пол ожительно «все впереди» и которой Григорий очень ва жен как духовная, душевная точка опоры. Г. Прусову не откажешь в мастерстве, в точности об рисовки характеров и ситу аций. Однако, по-моему, он переусердствовал в делении людей на «белых» (Григо рий, Анна) и «черных» (все остальные). Налицо — чрез мерный авторский эгоцен тризм. Мир держится на не годяях, на бездарностях и приспособленцах; иным в нем нет и не может быть до стойного им места — такая идея, вытекающая из повес ти, воспринимается, мягко говоря, пощечиной ни в чем не повинным читателям. «Пишу себе, пописы ваю... Именно себе, потому что очень мала надежда предать все это гласности. Как никогда, мала...» И дей ствительно, Александр Чу- манов («Пиш у с е б е . . .» , «Урал» № 3) ни на какие па фосные обобщения-обличе ния, в отличие от Г. Прусо- ва, не претендует. Он просто вспоминает, что с ним про исходило, с кем он общался и т.д. Обыкновенная, спо койная, ничем как будто не примечательная «дневнико вая проза». Возможно, о ней и не стоило бы здесь упоми нать, если бы в процессе ее чтения я не узнал, что имен но А. Чуманов —автор «Дня Е», не столь давно и весьма высоко оцененного в крити ческих обзорах. К сожалению, «День Е» для меня — «величина X», в руки ко мне он не попа дал, тем не менее вполне ве ришь А. Чуманову, когда он утверждает: выйди «День Е» раньше «Невозвращенца» Александра Кабакова, он наделал бы столько же шуму. Получается, перед памп пример литературного н еуд ачн и к а , и «Пишу себе...» — попытка последу ющего гласного (хорошо еще, что гласного, а не в со бственный стол) оправдания? Возможно, и так. Не стоит, однако, забывать, что есть неудачники в литературе — большинство садящихся за письменный стол, за машин ку, и неудачники жизни — большинство из нас. Суть в том, как к неудачливости от носиться — с надрывом или без. А. Чуманов, и тем он симпатичен, относится к сво им передрягам простодушно. «Может, я скоро помру. Или перестану писать. А скорей всего, ничего особенного не произойдет». Ну, разве мож но к этому что-нибудь доба вить? «Наш современник» (№ 6) в разделе «Проза» пред ставляет «Дело Румянцева» (без жанрового определения) Ашдрея Воронцова. Он, пояс няет журнал, в числе проче го — исследователь жизни и творчества Пушкина. О ком и идет речь в «Деле». Писа тель Румянцев (30-летнего возраста, как и А. Воронцов; заметьте —обе фамилии «по дозрительно» схожи), вы нужденный ориентироваться в книжно-рыночной конъюн ктуре, вознамерился напи сать исторический детектив на тему, как, почему убит Пушкин и какие силы стоя ли за спиной его убийцы. В результате Румянцев-Воро нцов предлагает нам про драться через десяток с лиш ним страниц совершенно не удобоваримого для художес твенной прозы наукообразно- документализированного текста и прийти к весьма ин тересному выводу. Оказывается, Пушкин пал жертвой «новых рус ских» первой половины XIX века, потомков, в свою оче редь, «новой аристократии» (закавычено автором) XVIII века и, главное (внимание!), теснейшим образом связан ных с международным ма сонством. На этом Румянцев- Воронцов не останавливает ся. Под его пером масонство предстает эдаким гигант ским, всеобъемлющим спру том на все времена, в том числе и сегодня. Некий Фонд до такой степени не устраи вает версия Румянцева, до такой степени тамошние за правилы не желают публи кации рукописи без должной правки, что происходит... по хищение прелестной моло дой жены писателя. А если элементарно вдуматься : кому какое сегодня дело до подобных «Дел»? Ведь пи шут все что угодно. И из-за рукописи о гибели Пушки на красть человека? В об щем, по версии автора и «На шего современника» — кру гом одни масоны... Первое же место по номи нации «о себе в прозе» за те кущий период я бы прису дил Семену Файбисовичу. Он, правда, не писатель, он художник, но и литератур ным даром не обделен. Его рассказы («Октябрь» № 6) мало того что симпатичны, коротки —и потому ненавяз чивы, но и во многом забав ны. (Порой примерно столь же забавны «задним числом» устные рассказы каждого из нас о незабавных происшес твиях с нашим — чаще все го вынужденным — участи ем). В рассказах Файбисови- ча авторское «я» лишено той гипертрофированности, ис ключительности, каковые так или иначе присутствуют в названных выше произве дениях. Дважды Семен делал пор треты Горбачева для облож ки журнала «Тайм». Работы художника принимались; однако до обложки не дохо дили, чему он искренне рад — видимо, по принципу «главное —не победа, а учас тие». Надули художника ки- далы, когда он захотел по менять тысячу «зеленых» и въехал «во что-то совсем дру гое, которое, оказывается, совсем рядом, стоит совер шить одно неосторожное дви жение», — зато после после- стрессового злоупотребления лимонной водки он «наут ро... проснулся не только в своем доме и в своей посте ли, но и опять в своем мире». И потому неверно, что пи шущего, что бы с ним ни приключилось, «никто не ждет». Его ждут бумага, руч ка, машинка. Эти средства, бывает, способны помочь снять стресс, избавиться от неприятного, навязчивого и т.п. не хуже лимонной во дки... Константин КЛЮТКИН. А н д р е й П Л О Т Н О В : « Я л ю б л ю с в о ю з е м л ю с в о ю Р у с ь » в своей книге воспомина ний «Далекое-близкое» вели кий русский художник И. Репин рассказывает о встрече с Л. Толстым в дерев не Бегичево Данковского уез да Рязанской губернии. Было это сто с лишним лет назад, когда в 1891-93 гг. писатель оказывал помощь голодаю щим крестьянам централь ной полосы России. К сожалению, Илья Ефи мович оставил только лите ратурные воспоминания о том событии. Да, жаль, что титан русской живописи, посвятивший Толстому око ло двух десятков живопис ных полотен и графических работ, прошел мимо такой важной и интересной темы. Не затронули ее в своем твор честве и его коллеги, вдох новлявшиеся личностью Тол стого. И только спустя сто лет к ней обратился заслуженный художник России, наш зем ляк Андрей Иванович Плот- нов. Тут, впрочем, нельзя го ворить о тщеславном жела нии заполнить своеобразный пробел, оставленный Репи ным, и тем самым добиться известности. Плотнову это ни к чему, потому что он давно уже известен широкой худо жественной общественности, ценителям живописи. Просто не смог Андрей Иванович не взяться за кисть, поскольку его остро волнует все, что связано с его малой родиной. А тут —наш край и Толстой... Плотнов родился в тех местах, где Лев Николаевич помогал голода ющим. К столетию этого со бытия художник и создал в 1991 году картину «Л.Н. Тол стой в Д^анковском уезде. 1891-1893 гг.» Сюжет ее не замысловат: писатель беседу ет с крестьянами, которых судьба заставила покинуть родные места и просить ми лостыню. Сгорбленная спина женщины на переднем пла не, потупленные глаза ее спутницы с грудным ребен ком на руках, плачущая от голода девочка —вот она, не придуманная трагедия рус ского крестьянства конца де вятнадцатого века, накануне революционных потрясений. И столько сострадания и боли в глазах Толстого! Я видел много полотен Плотнова и в подлинниках, и на репродукциях. Многие из них впечатляют, но это по глубине воплощения замыс ла, по силе воздействия на зрителя, пожалуй, одно из самых сильных. Другой вершиной твор чества художника я (и, ко нечно, не только я) считаю замечательную картину «На поле Куликовом». Подвиг на ших героических предков не единожды побуждал худож ников к творчеству. Плотнов, уроженец тех мест, где более 600 лет назад произошло сра жение русских воинов с та таро-монгольскими поработи телями, не пошел проторен ным путем, на который во льно или невольно станови лись многие живописцы. Он показал не саму кровавую сечу, а момент, предшеству ющий ей. Русская рать изо бражена во время переправы через Дон. На лицах — на пряженное ожидание, реши мость выстоять и победить. Каждый воин понимает: мо жет навсегда остаться в ко- вылях этого поля, но ни у кого нет и тени страха. В цен тре композиции — Дмитрий Донской на белом коне. Он олицетворяет и мужествен ную готовность воинов, и на дежду народа навсегда осво бодиться от ненавистного ига. Художник разносторонне го дарования, А.И. Плотнов на протяжении долгой жиз ни бь 1 л верен исторической теме. Она — стержень всех его творческих исканий. Ха рактерно, что дипломной ра ботой Плотнова в институте имени Сурикова была исто рическая картина «М.В. Фрунзе и В.И. Чапаев под Уфой». В последующие годы создана большая серия по лотен о героических и траги ческих годах революции. Гражданской и Отечествен ной войн: «Зимний взят», «Аврора», «Выступление В.И. Ленина у Финляндско го вокзала в 1917 году», «Во- лочаевские дни», «Защитни ки Севастополя», «Встреча героев», «Десант на Куриль ских островах» и другие. Однако разносторонний талант художника с его жи вейшим интересом к реаль ности не позволяет ему за мкнуться лишь на прошлом России. Плотнов всегда чут ко реагировал на то, что про исходило вокруг, чем жили его современники. Свидетель ство тому — Катины «Пер вая борозда», «На шахте Во ркуты», «Целинники строят ся», «Шахтеры Воркуты». Среди них особое место зани мают холсты, посвященные труженикам НЛМК: «Шес тая домна», «Два поколения новолипецких металлургов» и другие. Человек активной жиз ненной позиции и многогран ных интересов, Плотнов не мог и, как он заметил однаж ды в разговоре со мной, про сто не имел права не коснуть ся темы космоса. К этому художника обязывало личное знакомство с первым космо навтом. В 1965 году Ю.А. Га гарин побывал у Андрея Ива новича в мастерской, позна комился с его работами и по зировал ему для портрета. К сожалению, он не закончен, остался только прекрасный этюд. Несколько лет спустя ху дожник создал на его основе триптих о первом космопро- ходце Земли. На левой его части, названной «Перед стартом», Гагарин изображен на Красной площади. Он за думчив, сосредоточен, весь погружен в себя. Пока он еще на земле, но мыслями — в никому еще не ведомом звез дном пространстве. Другим видим мы Гагари на на центральной части триптиха — «На родной зем ле». Позади все тревоги, со мнения, тяжелейшая, впер вые за всю историю челове чества выполненная работа. Поэтому на лице героя зна менитая гагаринская улыбка: «Ну, вот я и вернулся. Здрав- ствга. Земля!» Правая часть — «Счастье матери»: возвращение космо навта в родной дом. Здесь мы видим уже не героя, совер шившего беспримерный под виг, а нежного, любящего сына. И для него, и для ма тери сейчас главное не все мирная известность Гагари на, а радость встречи. Так грандиозная космическая тема перетекает в тему чело веческого счастья, без кото рого не мыслит свою жизнь ни гений, ни герой, ни рядо вой смертный. Этим широко известным триптихом интерес А. Плот нова к космической теме не ограничивается. В 1988 году он создает большое полотно «Посланник мира Ю.А. Гага рин», лирический портрет космонавта «На родине». Есть у него и серия картин о буднях Байконура, о первой женщине-космонавте В. Те решковой. Плотнов — признанный мастер психологического пор трета. Работы этого жанра отличают не только внешнее сходство с моделью, уверен ность кисти, богатство палит ры, но и проникновение в ха- Неутомимый путешес твенник, Андрей Иванович объездил весь белый свет, и многое из того, что он видел, запечатлено на его холстах. Кто-то в шутку заметил, что по его картинам можно изу чать всемирную географию и архитектуру. В самом деле, на них можно увидеть кана лы Венеции, порты Ливана и Стамбула, башни Глазго, пляжи Рио-де-Жанейро, мав золей Тадж-Махал в Индии, знаменитую лондонскую пло щадь Пиккадили, аэропорт в Гонконге, улицы Парижа, ар хитектурные пам ятники крупнейших г(юодов Амери ки и Западной Европы, зака ты над Таиландом и рассве ты над Токио... А уж в России вряд ли на йдется уголок, где бы Анд- • рей Иванович не побывал. Во лга, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. А еще степи Казахстана, Крым, Закавказье. Но с особой любовью пи- ИП.'-; рактер человека, умение пе редать его душевное состоя ние. Очень характерны при надлежащие Данковской кар тинной галерее портреты чем пионки мргоа по конному спор ту Елены Петушковой, извес тного разведчика Рихарда Зор ге, Героя Советского Союза И.А. Вишнякова и другие. Ху дожником созданы сотни пор третов, и каждый по-своему оригинален, неповторим. П Р И К О С Н О В Е Н И Е М а р и н а П ан о в а , ч ьи с ти хи се го д н я впервые п р д л а гаю тс я ч и т а т е л я м , — «случ а й» явно н е о рд и н а рн ы й , н ес к о л ь ко н еож и д а н н ы й . М а р и н а , п р е п о д а в а т ел ь м узы к ал ьной ш ко лы № 10 г . Л и п е ц к а ( к р о м е сп е ц и а л ь н о го , о н а , «дл я о б щ е го р а зви ти я » , пол учил а и гу м а н и т а р н о е о б р а з о в а н и е , з а ко н чи в и с тф а к п е д и н с ти т у т а ) , д о н е д а в н е г о в р ем е н и о со чин и тел ь с тв е стихов и не помы ш л ял а . И в д р у г , гд е - т о с кон ц а п р о ш л о го го д а , они с т ал и к н ей приходить с з а видн ым п о с то я н с т в о м . А гд е с ти хи — т а м у м узы к ал ьно го челов е к а и п есн и , и з ко торы х у М а рин ы сл ож ил ся целый р еп ер ту ар . В о зм ож н о , в сл ед с твие т а ко й с п о н т ан н о с ти , н е ч а ян но с ти п о э зи я М . П ан овой п р о с т а , ко н кр е т н а , гд е - т о н аивна и п о том у предельно внятн а , п онятн а к аж д о м у из н ас . М ар и н а — не п о э т е с с а ти п а Белл ы А хм ад улин ой или к о го -то ещ е , он а — одн а из нас , са мы й обычный чел ов е к . Но вот одн ажд ы прони к в е е с е р д ц е п о э ти ч е с ки й л у чи к . И с ч е зн е т он или нет — М а р и н а не з н а е т . . . В ысшим от кр ытием, Королевой сердц а Са мого пред анн ого... Ну что же, если хочется Помечт ат ь не вредно. Прозрение М арина ПЛНПВД Пожелание севе За крой те душу, мил а я. Не стыдно ль быть н аивн ою? Ведь в а м д авн о до к азан о : Д уш а — эт о мишень. И вы об этом зн аете . Н о грешных ис ку ш аете . И м душу подст авл яете ... Ну, к а к н е плюнуть в цель? А, может , вы н адеетес ь , ★ И к то-то нежно -трепетно Колен а пре к лонит Перед душою ис кр енней . Т а к верящей неистово В любовь без ф ал ьши, чистую. Святую, к а к ро дни к? Не будет чуд а, бар ышня. При крой те душу, мил а я. Цинизмом или глупостью, Ко к етством иль тос кой . Сы гр а йте роль убогую. Пусть будет Богу — богово. И не смущ а йте , мил а я. Н ар од н аг ой душой . Стр ашн о быть ле к арств ом или сп асение м . Тошно быть отдушиной или везением. Грустно быть соломин кой для утоп аю щего. Пошло быть гр а мм ати кой для н ачинаю щего. Хочется быть пр аздни ком . Гл авн ым событием. Единственным жел ание м . Я с тобой, но уже не твоя. Д а и я — это вовсе не я. Я лом ала себ я для тебя. Ту, твою, нен авижу себ я. Я во мр а к е жил а, к а к мо гл а. Отв ы к а я от жизни тепл а. Цепене я , сл абе я душой, Я себе изменял а с т обой. И, к азал ось, все будет, к а к есть... Лет аргичес ки х будней не счесть. Но жел ан ье вос кр еснуть сильней. Чем привыч к а б ыть тенью твоей. И, очнувшись, я вышл а на свет И взд охнул а — о кон чился бред. И пус к а й все с тобой ещ е я. Но уже не твоя, не твоя. № 137 (1201) Т е л е ф о н 25 - 41- 0 5 ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ^ Н аши славн ые земля ки . К 80-летию художни к а. ^ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ шет А. Плотнов родные мес та. Вот Верхняя Йавловка, что затерялась в нескольких десятках километров от Дан кова на холмистых берегах Дона. Ничего вроде бы осо бенного, но сколько нежнос ти, тепла и грусти вложил ху дожник в этот небольшой этюд. Это и понятно, здесь он родился, здесь прошло труд ное детство, отсюда начался долгий путь в прекрасный мир искусства. На одной из выста вок художника спроси ли о самых ярких впе чатлениях от зарубеж ных поездок. Он отве тил: «Я объездил весь мир, но милее всего моя страна... Я люблю свою землю, свою Русь!» Эту любовь Плот нов всю свою жизнь ут верждает подвижни ческим трудом. В пер вые дни Великой Оте чественной войны сту дент художественного института Андрей Плотнов ушел в наро дное ополчение.С 1943 года он военный ху дожник студии при Главном политуправ лении пограничных войск. Часто выезжал на передовые позиции, делал зарисовки, фик сировал на бумаге эпи зоды боев и фронтовой жизни. Но главным его оружием стал в это время политический плакат. Плотнов со здал более двадцати работ этого жанра. Не которые из них заня ли почетное место в изобразительной лето писи Ве.ликой Отечес твенной войны. Яркой страницей в жизни А. Плотнова стали его усилия по со зданию в Данкове кар тинной галереи, в ко торой представлено творчество таких вид нейших мастеров жи вописи и скульптуры, как А. Дейнека, В. Се ров, Г. Коржев, А. Лактионов, А. Плас тов, братья Ткачевы, П. Корин, М. Анику шин, Л. Кербель, Е. Вучетич, и многих дру гих. Подобным собра нием произведений мо жет похвастаться не всякий областной центр. Однако почетный гражданин Данкова за ботится не только о своем родном городе. При активном участии Плотнова «Малые Третьяковки» откры ты в Краснодарском крае, на БАМе, в Чи тинской области, в доме отдыха «Сухо- борье» АО «НЛМК» и других местах. Андрею Ивановичу исполняется 80. Что и говорить, возраст со лидный. Но не иссяк ли его энтузиазм и ак тивный интерес к жиз ни. Как и в молодые годы, зорок глаз и тверда рука, по-пре жнему оптимистична его палитра. А. МЕРЛЕВ. На репродукциях: Портрет чемпион ки мира по конному спорту Елены Петуш ковой. Триптих о Гагари не. Ц ен тр ал ьн ая ч асть . «На родной земле». На поле Куликово. Фрагмент. П О Э З И И Взгляд со стороны П о улице течет н ар од Небыстрою ре кой . У всех есть с ко ль ко- то з аб от, И к ажд ый — к то к а кой . Идут — и р ад ы, что живут. Вот дедуш к а в оч к ах, — Он жив и счастлив оттого. Что смотрит н а внуч к а. Граждан к а, кр еп к а я н а вид. Д овольн а я собой. Ей — пятьдесят, но взгляд горит Призывно-р азбитн ой . Вот п арене к — ст андартен он Одеждой и умом. Но жизни смысл ему зн а ком — Он в ко шель к е тугом. Вот тет к а с р ын к а та щит снедь (Прожорлив а се мья). Н ав ьючил ас ь — смешно смотреть. Бог мой! Д а эт о ж я... Если небо к ажетс я с овчин ку . А в душе умол к ли соловьи. Ты послуш а й ст арую пластин ку, Где стр адает к то-то о любви. И попл ач ь слез а ми облегченья. Все вос кр еснет, слышишь, не горюй. И не пл ава й больше по теченью. Ты утонешь — точно говорю. Не мирись с холодными ноч а ми, С нежел ан ьем взмыть под обл а к а. Пуст ь в гл азах тв оих волн а печали. Т ы очнешься снов а, а п о к а ... Т ы попл ач ь слез а ми облегченья. Все вос кр еснет, слышишь, не горюй. И не пл ава й больше по теченью. Ты утонешь — точно говорю. Что вдруг случится гл авн ое,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz