Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

лег ко ли быть непризн анн ым? душ а — эт о мишень.. ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ 20 июля 1996 г. Распорядитель салона Константин КЛЮТКИН ^ Журн ал ьное обозрение П И Ш У С Е Б Е . . . Н И К Т О Н Е Ж Д Е Т ? Ш 0 1 М У З - 5 5 Утверждают, что для писателей чуть ли не последнее дело пи­ сать о писательском ре­ месле, впрямую или почти впрямую о себе, своей профессии, своей «среде обитания». Луч­ ше — в чем и секрет литературного мастер­ ства — «камуфлиро ­ вать» себя и собствен­ ные эмоции, перерас­ пределять их между персонажами, за кото­ рыми трудно разгадать авторское «я». Правда, с таким мнением каж ­ дый автор волен счи­ таться или не считать­ ся. О чем красноречи­ во и говорят некоторые произведения в недав­ них номерах «толс ­ тых» журналов. Легко ли быть мо­ лодым? — вопрошал нашумевший в конце 80-х документальный фильм. Легко ли быть непризнанным, но без­ условно талантливым сочинителем, в данном случае поэтом? —слов­ но вопрошает Георгий Прусов в повести « Ни­ кто не ждет» («Нева» № 5). Ответ, разумеет­ ся, очевиден — край ­ не н ел е гко . П есси ­ мизм, мизантропизм повести почти тоталь­ ны. Прочтите, напри­ мер, следующий пас ­ саж: «...лишь убийца может восстать против того, что сделали с ма­ леньким и замордован­ ным человеком его со­ отечественники... И он может лишь поднять оружие против инкас­ сатора, этого пособни­ ка палачей, этого сбор­ щика податей, наших денежек, текущих в бездош1Ы11 кар.маи опь­ яневшей от крови и безнаказанности все­ сильной сволочи, на побегушках у которой несть числа лакеев и карателей». Не слабо, да? Расстановка сил в повести (время ее дей­ ствия — агонизирую- ще-застойное, место действия — Ленинг ­ рад) такова. С одной стороны — «сволочи» верха, официоза, пре­ успеяния, в основном, из мира литературы и искусства. Сюжет они, впрочем, не двигают, ограничиваясь ролью мальчиков для автор­ ского битья. С другой стороны — «сволочи» (тут, наверное, можно обойтись и без кавы ­ чек) низа , дна; они группируются вокруг котельной служ бы , куда попадает главный герой, Григорий, явно «альтер эго» Г. Прусо- ва. Ну, и третья сторо­ на, противостоящая в мыслях и на деле вы ­ шеназванным, — не ­ прикаянный и реши ­ тельный, рефлектиру­ ющий и упрямо-благо­ родный Григорий, эда­ кий неприметный «ры­ царь без страха и уп ­ река». Плюс молодая художница Анна, у ко­ торой наверняка и пол­ ожительно «все впереди» и которой Григорий очень ва­ жен как духовная, душевная точка опоры. Г. Прусову не откажешь в мастерстве, в точности об­ рисовки характеров и ситу­ аций. Однако, по-моему, он переусердствовал в делении людей на «белых» (Григо­ рий, Анна) и «черных» (все остальные). Налицо — чрез­ мерный авторский эгоцен­ тризм. Мир держится на не­ годяях, на бездарностях и приспособленцах; иным в нем нет и не может быть до­ стойного им места — такая идея, вытекающая из повес­ ти, воспринимается, мягко говоря, пощечиной ни в чем не повинным читателям. «Пишу себе, пописы ­ ваю... Именно себе, потому что очень мала надежда предать все это гласности. Как никогда, мала...» И дей­ ствительно, Александр Чу- манов («Пиш у с е б е . . .» , «Урал» № 3) ни на какие па­ фосные обобщения-обличе­ ния, в отличие от Г. Прусо- ва, не претендует. Он просто вспоминает, что с ним про­ исходило, с кем он общался и т.д. Обыкновенная, спо­ койная, ничем как будто не примечательная «дневнико­ вая проза». Возможно, о ней и не стоило бы здесь упоми­ нать, если бы в процессе ее чтения я не узнал, что имен­ но А. Чуманов —автор «Дня Е», не столь давно и весьма высоко оцененного в крити ­ ческих обзорах. К сожалению, «День Е» для меня — «величина X», в руки ко мне он не попа­ дал, тем не менее вполне ве­ ришь А. Чуманову, когда он утверждает: выйди «День Е» раньше «Невозвращенца» Александра Кабакова, он наделал бы столько же шуму. Получается, перед памп пример литературного н еуд ачн и к а , и «Пишу себе...» — попытка последу­ ющего гласного (хорошо еще, что гласного, а не в со­ бственный стол) оправдания? Возможно, и так. Не стоит, однако, забывать, что есть неудачники в литературе — большинство садящихся за письменный стол, за машин­ ку, и неудачники жизни — большинство из нас. Суть в том, как к неудачливости от­ носиться — с надрывом или без. А. Чуманов, и тем он симпатичен, относится к сво­ им передрягам простодушно. «Может, я скоро помру. Или перестану писать. А скорей всего, ничего особенного не произойдет». Ну, разве мож­ но к этому что-нибудь доба­ вить? «Наш современник» (№ 6) в разделе «Проза» пред­ ставляет «Дело Румянцева» (без жанрового определения) Ашдрея Воронцова. Он, пояс­ няет журнал, в числе проче­ го — исследователь жизни и творчества Пушкина. О ком и идет речь в «Деле». Писа­ тель Румянцев (30-летнего возраста, как и А. Воронцов; заметьте —обе фамилии «по­ дозрительно» схожи), вы ­ нужденный ориентироваться в книжно-рыночной конъюн­ ктуре, вознамерился напи­ сать исторический детектив на тему, как, почему убит Пушкин и какие силы стоя­ ли за спиной его убийцы. В результате Румянцев-Воро­ нцов предлагает нам про­ драться через десяток с лиш­ ним страниц совершенно не­ удобоваримого для художес­ твенной прозы наукообразно- документализированного текста и прийти к весьма ин­ тересному выводу. Оказывается, Пушкин пал жертвой «новых рус­ ских» первой половины XIX века, потомков, в свою оче­ редь, «новой аристократии» (закавычено автором) XVIII века и, главное (внимание!), теснейшим образом связан­ ных с международным ма­ сонством. На этом Румянцев- Воронцов не останавливает­ ся. Под его пером масонство предстает эдаким гигант ­ ским, всеобъемлющим спру­ том на все времена, в том числе и сегодня. Некий Фонд до такой степени не устраи­ вает версия Румянцева, до такой степени тамошние за ­ правилы не желают публи­ кации рукописи без должной правки, что происходит... по­ хищение прелестной моло­ дой жены писателя. А если элементарно вдуматься : кому какое сегодня дело до подобных «Дел»? Ведь пи­ шут все что угодно. И из-за рукописи о гибели Пушки­ на красть человека? В об­ щем, по версии автора и «На­ шего современника» — кру­ гом одни масоны... Первое же место по номи­ нации «о себе в прозе» за те ­ кущий период я бы прису­ дил Семену Файбисовичу. Он, правда, не писатель, он художник, но и литератур­ ным даром не обделен. Его рассказы («Октябрь» № 6) мало того что симпатичны, коротки —и потому ненавяз­ чивы, но и во многом забав­ ны. (Порой примерно столь же забавны «задним числом» устные рассказы каждого из нас о незабавных происшес­ твиях с нашим — чаще все­ го вынужденным — участи­ ем). В рассказах Файбисови- ча авторское «я» лишено той гипертрофированности, ис­ ключительности, каковые так или иначе присутствуют в названных выше произве­ дениях. Дважды Семен делал пор­ треты Горбачева для облож­ ки журнала «Тайм». Работы художника принимались; однако до обложки не дохо­ дили, чему он искренне рад — видимо, по принципу «главное —не победа, а учас­ тие». Надули художника ки- далы, когда он захотел по­ менять тысячу «зеленых» и въехал «во что-то совсем дру­ гое, которое, оказывается, совсем рядом, стоит совер­ шить одно неосторожное дви­ жение», — зато после после- стрессового злоупотребления лимонной водки он «наут­ ро... проснулся не только в своем доме и в своей посте­ ли, но и опять в своем мире». И потому неверно, что пи­ шущего, что бы с ним ни приключилось, «никто не ждет». Его ждут бумага, руч­ ка, машинка. Эти средства, бывает, способны помочь снять стресс, избавиться от неприятного, навязчивого и т.п. не хуже лимонной во­ дки... Константин КЛЮТКИН. А н д р е й П Л О Т Н О В : « Я л ю б л ю с в о ю з е м л ю с в о ю Р у с ь » в своей книге воспомина­ ний «Далекое-близкое» вели­ кий русский художник И. Репин рассказывает о встрече с Л. Толстым в дерев­ не Бегичево Данковского уез­ да Рязанской губернии. Было это сто с лишним лет назад, когда в 1891-93 гг. писатель оказывал помощь голодаю­ щим крестьянам централь­ ной полосы России. К сожалению, Илья Ефи­ мович оставил только лите­ ратурные воспоминания о том событии. Да, жаль, что титан русской живописи, посвятивший Толстому око­ ло двух десятков живопис­ ных полотен и графических работ, прошел мимо такой важной и интересной темы. Не затронули ее в своем твор­ честве и его коллеги, вдох­ новлявшиеся личностью Тол­ стого. И только спустя сто лет к ней обратился заслуженный художник России, наш зем­ ляк Андрей Иванович Плот- нов. Тут, впрочем, нельзя го­ ворить о тщеславном жела­ нии заполнить своеобразный пробел, оставленный Репи­ ным, и тем самым добиться известности. Плотнову это ни к чему, потому что он давно уже известен широкой худо­ жественной общественности, ценителям живописи. Просто не смог Андрей Иванович не взяться за кисть, поскольку его остро волнует все, что связано с его малой родиной. А тут —наш край и Толстой... Плотнов родился в тех местах, где Лев Николаевич помогал голода­ ющим. К столетию этого со­ бытия художник и создал в 1991 году картину «Л.Н. Тол­ стой в Д^анковском уезде. 1891-1893 гг.» Сюжет ее не­ замысловат: писатель беседу­ ет с крестьянами, которых судьба заставила покинуть родные места и просить ми­ лостыню. Сгорбленная спина женщины на переднем пла­ не, потупленные глаза ее спутницы с грудным ребен­ ком на руках, плачущая от голода девочка —вот она, не­ придуманная трагедия рус­ ского крестьянства конца де­ вятнадцатого века, накануне революционных потрясений. И столько сострадания и боли в глазах Толстого! Я видел много полотен Плотнова и в подлинниках, и на репродукциях. Многие из них впечатляют, но это по глубине воплощения замыс­ ла, по силе воздействия на зрителя, пожалуй, одно из самых сильных. Другой вершиной твор­ чества художника я (и, ко­ нечно, не только я) считаю замечательную картину «На поле Куликовом». Подвиг на­ ших героических предков не единожды побуждал худож­ ников к творчеству. Плотнов, уроженец тех мест, где более 600 лет назад произошло сра­ жение русских воинов с та­ таро-монгольскими поработи­ телями, не пошел проторен­ ным путем, на который во­ льно или невольно станови­ лись многие живописцы. Он показал не саму кровавую сечу, а момент, предшеству­ ющий ей. Русская рать изо­ бражена во время переправы через Дон. На лицах — на­ пряженное ожидание, реши­ мость выстоять и победить. Каждый воин понимает: мо­ жет навсегда остаться в ко- вылях этого поля, но ни у кого нет и тени страха. В цен­ тре композиции — Дмитрий Донской на белом коне. Он олицетворяет и мужествен­ ную готовность воинов, и на­ дежду народа навсегда осво­ бодиться от ненавистного ига. Художник разносторонне­ го дарования, А.И. Плотнов на протяжении долгой жиз ­ ни бь 1 л верен исторической теме. Она — стержень всех его творческих исканий. Ха­ рактерно, что дипломной ра­ ботой Плотнова в институте имени Сурикова была исто­ рическая картина «М.В. Фрунзе и В.И. Чапаев под Уфой». В последующие годы создана большая серия по­ лотен о героических и траги­ ческих годах революции. Гражданской и Отечествен­ ной войн: «Зимний взят», «Аврора», «Выступление В.И. Ленина у Финляндско­ го вокзала в 1917 году», «Во- лочаевские дни», «Защитни­ ки Севастополя», «Встреча героев», «Десант на Куриль­ ских островах» и другие. Однако разносторонний талант художника с его жи­ вейшим интересом к реаль­ ности не позволяет ему за­ мкнуться лишь на прошлом России. Плотнов всегда чут­ ко реагировал на то, что про­ исходило вокруг, чем жили его современники. Свидетель­ ство тому — Катины «Пер­ вая борозда», «На шахте Во­ ркуты», «Целинники строят­ ся», «Шахтеры Воркуты». Среди них особое место зани­ мают холсты, посвященные труженикам НЛМК: «Шес­ тая домна», «Два поколения новолипецких металлургов» и другие. Человек активной жиз ­ ненной позиции и многогран­ ных интересов, Плотнов не мог и, как он заметил однаж­ ды в разговоре со мной, про­ сто не имел права не коснуть­ ся темы космоса. К этому художника обязывало личное знакомство с первым космо­ навтом. В 1965 году Ю.А. Га­ гарин побывал у Андрея Ива­ новича в мастерской, позна­ комился с его работами и по­ зировал ему для портрета. К сожалению, он не закончен, остался только прекрасный этюд. Несколько лет спустя ху­ дожник создал на его основе триптих о первом космопро- ходце Земли. На левой его части, названной «Перед стартом», Гагарин изображен на Красной площади. Он за­ думчив, сосредоточен, весь погружен в себя. Пока он еще на земле, но мыслями — в никому еще не ведомом звез­ дном пространстве. Другим видим мы Гагари­ на на центральной части триптиха — «На родной зем­ ле». Позади все тревоги, со­ мнения, тяжелейшая, впер­ вые за всю историю челове­ чества выполненная работа. Поэтому на лице героя зна­ менитая гагаринская улыбка: «Ну, вот я и вернулся. Здрав- ствга. Земля!» Правая часть — «Счастье матери»: возвращение космо­ навта в родной дом. Здесь мы видим уже не героя, совер­ шившего беспримерный под­ виг, а нежного, любящего сына. И для него, и для ма­ тери сейчас главное не все­ мирная известность Гагари­ на, а радость встречи. Так грандиозная космическая тема перетекает в тему чело­ веческого счастья, без кото­ рого не мыслит свою жизнь ни гений, ни герой, ни рядо­ вой смертный. Этим широко известным триптихом интерес А. Плот­ нова к космической теме не ограничивается. В 1988 году он создает большое полотно «Посланник мира Ю.А. Гага­ рин», лирический портрет космонавта «На родине». Есть у него и серия картин о буднях Байконура, о первой женщине-космонавте В. Те­ решковой. Плотнов — признанный мастер психологического пор­ трета. Работы этого жанра отличают не только внешнее сходство с моделью, уверен­ ность кисти, богатство палит­ ры, но и проникновение в ха- Неутомимый путешес ­ твенник, Андрей Иванович объездил весь белый свет, и многое из того, что он видел, запечатлено на его холстах. Кто-то в шутку заметил, что по его картинам можно изу­ чать всемирную географию и архитектуру. В самом деле, на них можно увидеть кана­ лы Венеции, порты Ливана и Стамбула, башни Глазго, пляжи Рио-де-Жанейро, мав­ золей Тадж-Махал в Индии, знаменитую лондонскую пло­ щадь Пиккадили, аэропорт в Гонконге, улицы Парижа, ар­ хитектурные пам ятники крупнейших г(юодов Амери­ ки и Западной Европы, зака­ ты над Таиландом и рассве­ ты над Токио... А уж в России вряд ли на­ йдется уголок, где бы Анд- • рей Иванович не побывал. Во­ лга, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. А еще степи Казахстана, Крым, Закавказье. Но с особой любовью пи- ИП.'-; рактер человека, умение пе­ редать его душевное состоя­ ние. Очень характерны при­ надлежащие Данковской кар­ тинной галерее портреты чем­ пионки мргоа по конному спор­ ту Елены Петушковой, извес­ тного разведчика Рихарда Зор­ ге, Героя Советского Союза И.А. Вишнякова и другие. Ху­ дожником созданы сотни пор­ третов, и каждый по-своему оригинален, неповторим. П Р И К О С Н О В Е Н И Е М а р и н а П ан о в а , ч ьи с ти хи се го д н я впервые п р д л а гаю тс я ч и т а т е л я м , — «случ а й» явно н е ­ о рд и н а рн ы й , н ес к о л ь ко н еож и д а н н ы й . М а р и ­ н а , п р е п о д а в а т ел ь м узы к ал ьной ш ко лы № 10 г . Л и п е ц к а ( к р о м е сп е ц и а л ь н о го , о н а , «дл я о б ­ щ е го р а зви ти я » , пол учил а и гу м а н и т а р н о е о б ­ р а з о в а н и е , з а ко н чи в и с тф а к п е д и н с ти т у т а ) , д о н е д а в н е г о в р ем е н и о со чин и тел ь с тв е стихов и не помы ш л ял а . И в д р у г , гд е - т о с кон ц а п р о ­ ш л о го го д а , они с т ал и к н ей приходить с з а ­ видн ым п о с то я н с т в о м . А гд е с ти хи — т а м у м узы к ал ьно го челов е к а и п есн и , и з ко торы х у М а ­ рин ы сл ож ил ся целый р еп ер ту ар . В о зм ож н о , в сл ед с твие т а ко й с п о н т ан н о с ти , н е ­ ч а ян но с ти п о э зи я М . П ан овой п р о с т а , ко н кр е т н а , гд е - т о н аивна и п о том у предельно внятн а , п онятн а к аж д о м у из н ас . М ар и н а — не п о э т е с с а ти п а Белл ы А хм ад улин ой или к о го -то ещ е , он а — одн а из нас , са мы й обычный чел ов е к . Но вот одн ажд ы прони к в е е с е р д ц е п о э ти ч е с ки й л у чи к . И с ч е зн е т он или нет — М а р и н а не з н а е т . . . В ысшим от кр ытием, Королевой сердц а Са мого пред анн ого... Ну что же, если хочется Помечт ат ь не вредно. Прозрение М арина ПЛНПВД Пожелание севе За крой те душу, мил а я. Не стыдно ль быть н аивн ою? Ведь в а м д авн о до к азан о : Д уш а — эт о мишень. И вы об этом зн аете . Н о грешных ис ку ш аете . И м душу подст авл яете ... Ну, к а к н е плюнуть в цель? А, может , вы н адеетес ь , ★ И к то-то нежно -трепетно Колен а пре к лонит Перед душою ис кр енней . Т а к верящей неистово В любовь без ф ал ьши, чистую. Святую, к а к ро дни к? Не будет чуд а, бар ышня. При крой те душу, мил а я. Цинизмом или глупостью, Ко к етством иль тос кой . Сы гр а йте роль убогую. Пусть будет Богу — богово. И не смущ а йте , мил а я. Н ар од н аг ой душой . Стр ашн о быть ле к арств ом или сп асение м . Тошно быть отдушиной или везением. Грустно быть соломин кой для утоп аю щего. Пошло быть гр а мм ати кой для н ачинаю щего. Хочется быть пр аздни ком . Гл авн ым событием. Единственным жел ание м . Я с тобой, но уже не твоя. Д а и я — это вовсе не я. Я лом ала себ я для тебя. Ту, твою, нен авижу себ я. Я во мр а к е жил а, к а к мо гл а. Отв ы к а я от жизни тепл а. Цепене я , сл абе я душой, Я себе изменял а с т обой. И, к азал ось, все будет, к а к есть... Лет аргичес ки х будней не счесть. Но жел ан ье вос кр еснуть сильней. Чем привыч к а б ыть тенью твоей. И, очнувшись, я вышл а на свет И взд охнул а — о кон чился бред. И пус к а й все с тобой ещ е я. Но уже не твоя, не твоя. № 137 (1201) Т е л е ф о н 25 - 41- 0 5 ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ^ Н аши славн ые земля ки . К 80-летию художни к а. ^ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ шет А. Плотнов родные мес­ та. Вот Верхняя Йавловка, что затерялась в нескольких десятках километров от Дан­ кова на холмистых берегах Дона. Ничего вроде бы осо­ бенного, но сколько нежнос­ ти, тепла и грусти вложил ху­ дожник в этот небольшой этюд. Это и понятно, здесь он родился, здесь прошло труд­ ное детство, отсюда начался долгий путь в прекрасный мир искусства. На одной из выста­ вок художника спроси­ ли о самых ярких впе­ чатлениях от зарубеж­ ных поездок. Он отве­ тил: «Я объездил весь мир, но милее всего моя страна... Я люблю свою землю, свою Русь!» Эту любовь Плот­ нов всю свою жизнь ут­ верждает подвижни­ ческим трудом. В пер­ вые дни Великой Оте­ чественной войны сту­ дент художественного института Андрей Плотнов ушел в наро­ дное ополчение.С 1943 года он военный ху ­ дожник студии при Главном политуправ­ лении пограничных войск. Часто выезжал на передовые позиции, делал зарисовки, фик­ сировал на бумаге эпи­ зоды боев и фронтовой жизни. Но главным его оружием стал в это время политический плакат. Плотнов со­ здал более двадцати работ этого жанра. Не­ которые из них заня­ ли почетное место в изобразительной лето­ писи Ве.ликой Отечес­ твенной войны. Яркой страницей в жизни А. Плотнова стали его усилия по со­ зданию в Данкове кар­ тинной галереи, в ко­ торой представлено творчество таких вид­ нейших мастеров жи­ вописи и скульптуры, как А. Дейнека, В. Се­ ров, Г. Коржев, А. Лактионов, А. Плас­ тов, братья Ткачевы, П. Корин, М. Анику­ шин, Л. Кербель, Е. Вучетич, и многих дру­ гих. Подобным собра­ нием произведений мо­ жет похвастаться не всякий областной центр. Однако почетный гражданин Данкова за­ ботится не только о своем родном городе. При активном участии Плотнова «Малые Третьяковки» откры­ ты в Краснодарском крае, на БАМе, в Чи­ тинской области, в доме отдыха «Сухо- борье» АО «НЛМК» и других местах. Андрею Ивановичу исполняется 80. Что и говорить, возраст со­ лидный. Но не иссяк­ ли его энтузиазм и ак ­ тивный интерес к жиз­ ни. Как и в молодые годы, зорок глаз и тверда рука, по-пре­ жнему оптимистична его палитра. А. МЕРЛЕВ. На репродукциях: Портрет чемпион­ ки мира по конному спорту Елены Петуш­ ковой. Триптих о Гагари­ не. Ц ен тр ал ьн ая ч асть . «На родной земле». На поле Куликово. Фрагмент. П О Э З И И Взгляд со стороны П о улице течет н ар од Небыстрою ре кой . У всех есть с ко ль ко- то з аб от, И к ажд ый — к то к а кой . Идут — и р ад ы, что живут. Вот дедуш к а в оч к ах, — Он жив и счастлив оттого. Что смотрит н а внуч к а. Граждан к а, кр еп к а я н а вид. Д овольн а я собой. Ей — пятьдесят, но взгляд горит Призывно-р азбитн ой . Вот п арене к — ст андартен он Одеждой и умом. Но жизни смысл ему зн а ком — Он в ко шель к е тугом. Вот тет к а с р ын к а та щит снедь (Прожорлив а се мья). Н ав ьючил ас ь — смешно смотреть. Бог мой! Д а эт о ж я... Если небо к ажетс я с овчин ку . А в душе умол к ли соловьи. Ты послуш а й ст арую пластин ­ ку, Где стр адает к то-то о любви. И попл ач ь слез а ми облегченья. Все вос кр еснет, слышишь, не горюй. И не пл ава й больше по теченью. Ты утонешь — точно говорю. Не мирись с холодными ноч а ми, С нежел ан ьем взмыть под обл а к а. Пуст ь в гл азах тв оих волн а печали. Т ы очнешься снов а, а п о к а ... Т ы попл ач ь слез а ми облегченья. Все вос кр еснет, слышишь, не горюй. И не пл ава й больше по теченью. Ты утонешь — точно говорю. Что вдруг случится гл авн ое,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz